Анализ типологического своеобразия информационных государственных радиостанций 'Радио России' и 'Вести FM'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,13 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ типологического своеобразия информационных государственных радиостанций 'Радио России' и 'Вести FM'

Введение

Сегодня государственное радиовещание в России находится в сложном положении. Если в СССР гос. радио - это была единственная концепция эфира, то с появлением рыночных отношений у государственных радиостанций появились сильные конкуренты. Началась борьба за слушателя. С начала 90-х годов прошлого века и по сей день государственные общероссийские радиостанции находятся в поиске тех форм вещания, которые позволят привлечь массовую аудиторию, а значит выполнять поставленные перед ними задачи. Государственным станциям пришлось в значительной мере пересматривать свою программную концепцию, корректировать сетки вещания, вводить новые программы. В конце 90-х годов главными проблемами государственного сектора вещания были недостаточное финансирование, устаревшее оборудование, кадровый вопрос. Не менее острым требованием времени было обновление программы вещания новыми современными жанрами и формами вещания. Первое десятилетие XXI века показало, что общероссийские информационные каналы с огромным трудом осваивают современные технологии вещания и продвижения радиостанций. Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. Радиостанции открыли сайты с возможностью прослушивания программ он-лайн и архивов, осваиваются интерактивные технологии, привлекаются молодые журналисты и популярные ведущие. Но большинство официальных рейтингов говорит о невостребованном положении государственных радиостанций на фоне коммерческих, о шатком положении тех радиопроектов, которые не несут развлекательную функцию, о крайней сегментированности аудитории.

Сегодня государственное информационное вещание нуждается в создании той типологической модели, которая позволит им конкурировать с коммерческими радиостанциями. Следует отметить, что в тоже время государственные радиостанции в последнее время редко являются объектом внимания исследователей. Необходимость изучения и определения типологического своеобразия данного вида радиостанций определяет актуальность данного исследования.

Объектом нашего исследования являются типологические характеристики информационных государственных радиостанций. Предметом - типологические характеристики информационных государственных радиостанций «Радио России» и «Вести FM».

Цель исследования - выявить типологическое своеобразие информационных государственных радиостанций «Радио России» и «Вести FM».

Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:

1.На основе изученной научной литературы, разработать алгоритм исследования и обозначить типологические характеристики для государственных радиостанций;

2.Провести историко-типологический анализ радиостанций «Радио России» и «Вести FM»;

3.Провести сравнительный анализ типологических характеристик радиостанций «Радио России» и «Вести FM»;

4.На основе результатов сравнительного анализа радиостанций «Радио России» и «Вести FM» выявить типологическое своеобразие каждой радиостанции.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды по теории и истории журналистики (Б.И. Есина, Я.Н. Засурского, С.Г. Корконосенко, Е.П. Прохорова, Л.Г. Свитич, М.В. Шкондина), работы по ряду научных направлений теории и методологии СМИ (Е.Р. Раскатова, А.И. Акопов, А.А. Грабельников, Е.А. Корнилов, А.А. Тертычный, В.В. Тулупов).

В работе использованы следующие методы. Историко-типологический метод применялся для изучения и анализа радиостанций «Радио России» и «Вести FM». Метод контент-анализа - для выявления форм и жанров, в которых работает каждая из исследуемых радиостанций. Метод сравнительного анализа позволил сопоставить типологические характеристики радиостанций «Радио России» и «Вести FM». Использование интегративного метода позволило осуществить соединение знаний из различных дисциплин в единую методику практического действия. Комплексный метод обеспечил осуществление анализа типологических характеристик двух государственных радиостанций и позволил выявить типологическое своеобразие каждой из них. Системный и динамический подходы к анализу работы радиостанций «Радио России» и «Вести FM» реализуется нами как при теоретическом осмыслении темы исследования, так и при анализе практической деятельности радиостанций.

Эмпирической базой исследования явились архивные и современные записи разножанровых программ радиостанций «Радио России» и «Вести FM», общей продолжительностью 47 часов 51 минуту.

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации различных подходов к типологическому анализу госудаственных информационных радиостанций. Практическая значимость - заключается в возможности использовать описанные методы на практике для проведения типологического анализа радиостанции, выявления ее типологических особенностей и, как следствие, корректировки ее работы.

Цели и задачи работы определили ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, обозначаются объект и предмет исследования, определяются цели и задачи, стоящие перед исследователем, характеризуется методологическая база и методы исследования, описывается структура работы, обозначается эмпирическая база исследования, а также практическая значимость работы.

Основная часть работы состоит из двух глав. Первая - «Типологический метод в исследовании радиостанций» - посвящена исследованию различных научных подходов к типологическому анализу радиостанций и изучению истории развития исследуемых «Радио России» и «Вести FM».

Во второй главе - «Типологические характеристики государственных радиостанций «Радио России» и «Вести ФМ»» - произведен типологический анализ государственных радиостанций «Радио России» и «Вести ФМ», сравнительный анализ их характеристик и выявлены типологические особенности каждой из них.

Результаты проведенного анализа позволяют сформулировать выводы, изложенные в заключении.

Глава I Типологический метод в исследовании радиостанций

.1 Типологические признаки радиостанций

Вопросами типологического анализа СМИ исследователи журналистики задавались с 70-х годов ХХ века. Наиболее системный труд в этом направлении в 1979 году опубликовал ученый из Ростовского университета А.И. Акопов. Он дал определение понятиям «типология», «тип», «типологические признаки», разработал три метода типологического исследования - историко-типологический, теоретико-типологический и социотипологический.

Типологический подход к изучению СМИ, предложенный А.И. Акоповым, позволял системно и грамотно анализировать печатные издания: газеты, журналы, бюллетени. Однако его методы оказались настолько практичными, что были доработаны другими исследователями журналистики и стали пригодными для изучения и других СМИ.

Так, типологический анализ в исследовании интернет-журналистики применяли А.И. Акопов, А.А. Гарматин, В.А.Колодкин, А. Ю. Долгополов и другие. В области телевидения типологический метод анализа использовали Е.Я. Дугин, П.С. Гуревич, А. Качкаева и многие другие. Для исследования радиовещания метод типологического анализа применялся в работах А.А. Добчинского, С.В. Беляева, В.И. Коробицына, И.Н. Тхагушева, Л.Д. Болотовой, А.В. Бубукина и других. Однако наиболее существенной и системной нам видится методика типологического анализа радиовещания, разработанная Е.Р. Раскатовой на основе учения А.И. Акопова. Именно на базе трудов Е.Р. Раскатовой мы и планируем решить задачи, стоящие перед автором при написании данной работы.

Согласно типологии Е.Р. Раскатовой существует три группы типологических признаков: типоформирующие (типообразующие) признаки, вторичные (зависимые) и формальные (подчиненные).

По определению А.И. Акопова «типоформирующие (типообразующие) признаки - это основной вид типологических признаков, непосредственно влияющих на возникновение, развитие и трансформацию типа издания». К разряду типоформирующих (типообразующих) признаков относятся цель вещания радиостанции, ее аудитория и форма собственности. Рассмотрим подробнее силу влияния каждого из названных факторов.

Цель радиостанции - это тот самый признак, с учетом которого выстраивается вся концепция вещания радиостанции, формируется ее структура, определяются внутренние и внешние взаимосвязи. Определяют цель вещания для конкретной радиостанции ее собственники: совет учредителей, редакторы, частные владельцы, совет директоров масс-медиа-объединений и др. «Разумеется, каждый собственник при этом стремится через целевую установку реализовать собственные цели и интересы», - отмечает Е.Р. Раскатова и предлагает следующее деление радиостанций по цели вещания:

. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно общественно-политические цели (к этой группе относятся радиостанции, учредителями и/или спонсорами которых являются какие-либо политические структуры). Эту группу радиостанций можно разделить еще на такие подгруппы, как официальные радиостанции, нейтральные и оппозиционные.

2. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно коммерческие цели. Эту группу радиостанций также можно разделить на подгруппы: экономически самостоятельные и корпоративные.

3. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно просветительские цели. Среди подгрупп выделим культурологические, образовательные, религиозные.

. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно информационные цели.

Здесь можно выделить информационные радиостанции (работающие в режиме оперативного новостного вещания); информационно-аналитические (не только информирующие, но и формирующие общественное мнение посредством аналитических программ); специализированные (дающие максимум информации в какой либо определенной области знания).

. Радиостанции, реализующие преимущественно развлекательные цели. Среди радиостанций этой целевой направленности выделяются такие подгруппы: музыкальные, разговорно-игровые, познавательные.

Отметим, что сегодня редко можно встретить радиостанцию, которая являла бы собой тот или иной тип в чистом виде. Как правило, учредители ставят перед авторским коллективом ряд целей, что и обуславливает смешение типовых установок.

Аудитория - категория людей, слушающих данное радио. Аудитория делится на потенциальную (ту, на которую рассчитаны радиоматериалы) и реальную (ту, которая действительно потребляет информационный продукт конкретной радиостанции). Для успешного функционирования радиостанции, необходимо с первых радиовыпусков верно позиционировать ее на рынке СМИ: она должно занять особую тематическую нишу и завоевать интерес слушателя. А потому уместен разговор об изучении информационных потребностей своего слушателя.

Е.Р. Раскатова отмечает, что наиболее распространенными являются следующие виды медиаметрии: рейтинг, демографическое и психографическое исследования. Такого рода исследованиями в России занимаются КОМКОН-2, Национальный институт социально-психологических исследований, Всероссийский центр изучения общественного мнения, французская фирма «МЕДИАМЕТРИ», английская фирма «РАШЕН РИСЕРЧ», международный институт Гэллапа.

В зависимости от характеристик аудитории радиостанции можно делить на множество типов. По возрастному признаку аудитории радиостанции делятся на детские, подростковые, юношеские, радио для молодых слушателей, для взрослых, для пожилых. По признаку принадлежности аудитории к социальной группе населения - на массовые, элитарные, радио для слушателей, объединенных профессиональным интересом, для владельцев предприятий и бизнесменов, для работников офисов, для работников предприятий, для студентов, для женщин, религиозные и этнические радиостанции.

В.В. Маринович отмечает, что «перед радиостанциями как средствами массовой коммуникации встает очень важная проблема: с одной стороны сохранить уже существующую аудиторию, а с другой - расширить ее».

Форма собственности. В соответствии с Указом Президента РФ «О совершенствовании телерадиовещания в России» от 7 октября 1995 года, классификация по данному признаку выглядит так:

. Государственные радиостанции (принадлежащие различным государственным структурам и финансирующиеся из средств государственного бюджета): федеральные, областные и городские.

. Негосударственные радиостанции: частные, корпоративные, некоммерческие.

. Радиостанции со смешанной формой собственности: государственно-частные радиостанции, государственно-некоммерческие, государственно-корпоративные.

Проанализировав типоформирующие признаки, мы переходим к следующему этапу анализа. Вторичные типологические признаки характеризуют тип радиостанции в зависимости от типоформирующих признаков и определяются ими. В эту группу вошли следующие признаки: формат радиостанции, содержательно-тематическая направленность вещания и жанровая политика.

Формат - это концепция радиостанции, включающая в себя содержание, ритмы вещания, эстетические нормы программирования, манеру работы ведущих и другие специфические особенности организации передач, а также структурирование программных элементов в соответствии с потребностями целевой аудитории. По существу, формат - это подбор и расположение программных элементов (часто музыкальных записей) в последовательности, способной привлечь и удержать тот сегмент аудитории, в котором заинтересована станция.

По мнению Е.Р. Раскатовой, формат состоит из четырех составляющих: 1) музыкальной (отбор музыкальных произведений, звучащих в музыкальных блоках, музыкальное оформление радиостанции и подбор передач о музыке); 2) информационной (способы формирования выпусков новостей, информационных и аналитических передач); 3) имиджевой (отбор голосов ведущих программ и передач, создания ими эфирного образа и саморекламы радиостанции); 4) технологической (состоящей из процентного соотношения музыки, информации и спонтанной речи, распределения по времени и наполнения суточных блоков вещания и ритма вещания).

По форматному признаку радиостанции можно делить двояко. По степени строгости форматных рамок их можно разделить на узкоформатные (придерживающиеся строгих рамок всех составляющих формата) и широкоформатные (не придерживающися строго одного музыкального или информационного направления). По насыщению же эфира радиостанции делятся на музыкальные, новостные, разговорные и промежуточные варианты (музыкально-информационные, информационно-музыкальные, разговорно-информационные, музыкально-разговорные, информационно-разговорные, разговорно-музыкальные).

Содержательно-тематическая направленность вещания определяет, о чем именно будет вещать данная радиостанция. По этому признаку радиостанции можно разделить на универсальные (охватывают в своих передачах все сферы жизни страны) и специализированные (освещают довольно узкий круг тем из определенной области знания).

Содержательно-тематическая направленность предопределяет жанровую палитру вещания, поскольку именно жанры позволяют облачить избранное содержание в достойную форму.

Жанры на радио, как и в других видах СМИ, делятся на три группы: информационные, аналитические и документально-художественные. Соответственно в зависимости от того, какой жанр наиболее часто используется радиостанцией, она может быть информационной, аналитической, информационно-аналитической, художественно-публицистической или универсальной.

Проанализировав вторичные типологические признаки - переходим к признакам формальным. Это признаки, которые характеризуют тип издания «с помощью измеряемых параметров, зависящих от типа издания, типоформирующих и вторичных признаков». Для радиостанций измеряемыми являются объем аудитории, объем вещания за определенный промежуток времени, территория вещания.

Объем аудитории - это количество слушателей той или иной радиостанции. Единицей измерения аудитории может быть количество человек, процент от населения на территории вещания или его часть (половина, треть и т.д.). Можно встретить и такой критерий как среднесуточное количество слушателей или процент от еженедельной аудитории.

Современные технологии исследования рейтингов строятся на вычислении общепринятых показателей. Таковыми являются:- Average Quarter Hour ('000) - это среднее количество слушателей в усредненном 15-минутном интервале в тысячах человек.- Average Quarter Hour (%) - среднее количество слушателей в усредненном 15-минутном интервале в процентах от заданной целевой группы.Daily ('000) - накопленное суточное количество слушателей радиостанции в тысячах человек.Daily (%) - это накопленное суточное количество слушателей в процентах от заданной целевой группы. Weekly ('000) - накопленное количество слушателей в течение недели в тысячах человек. Weekly (%) - накопленное количество слушателей в течение недели в процентах от заданной целевой группы.(Time Spent Listening) Daily (min) -суточная продолжительность прослушивания, в минутах.(Time Spent Listening) Weekly (min) - продолжительность прослушивания в течение недели в минутах.

Индекс относительного соответствия (Affinity) - умноженное на сто, отношение рейтинга радиостанции в целевой группе населения к ее рейтингу среди населения в целом.

Именно эти показатели использует компания Gallup Media, которой доверяют как организаторы радиовещания, так и исследователи, и рекламодатели.

Объем вещания принято измерять в количестве часов вещания в течение суток, недели, месяца или года. Объем вещания регулируется собственниками радиостанций (если это самостоятельное вещание) или договором с головной радиостанцией (если это региональное представительство). Условное деление радиостанций по признаку объема вещания можно осуществить следующим образом: радиостанции, имеющие объем вещания менее 24 часов в сутки, круглосуточные, более 24 часов в сутки (имеющие дополнительные программы для жителей отдаленных регионов страны).

Территория вещания радиостанции определяется, исходя из ее целевой направленности, интересов собственника и потребности аудитории, проживающей на данной территории, в радиостанции такого типа.

По охвату территории вещания радиостанции делятся на локальные (завод, вуз, школа, микрорайон, село и т.д.), городские, региональные, всероссийские и международные.

Предложенная схема анализа радиостанций, состоящая из последовательного изучения объектов по типоформирующим, вторичным и формальным признакам, позволяет максимально глубоко изучить как конкретные интересующие радиостанции, так составить системное представление о современном радиовещании в России, определить в ней свободные ниши.

1.2 История развития государственных информационных радиостанций «Радио России» и «Вести FM»

Обе исследуемых радиостанции входят в медиахолдинг Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК). А потому, говоря об истории радиостанций «Радио России» и «Вести FM», скажем пару слов и о развитии ВГТРК.

июня 1990 года I Съезд народных депутатов РСФСР принял Постановление о средствах массовой информации РСФСР, которым Совету Министров РСФСР было приписано создать комитет по телевидению и радиовещанию РСФСР. Исполняя букву закона, 14 июля 1990 года Президиум Верховного Совета РСФСР своим постановлением учредил Всероссийскую государственную телевизионную и радиовещательную компанию. Ее первым председателем был назначен бывший заместитель главного редактора газеты «Московские новости» - Олег Попцов. И именно с его подачи ВГТРК стала развиваться стремительно.

В 1990 году начало вещание «Радио России» (ниже остановимся на истории данного радио подробнее). В 1991 - вышло в эфир Российское телевидение. В 1992 - канал Российские университеты. В начале 1993 года Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания получила статус общегосударственной телерадиокомпании. И в том же году ВГТРК стала действительным членом Европейского вещательного союза с правом принятия ключевых решений в работе EBU.

В феврале 1996 Олег Попцов был снят с должности, и новым председателем ВГТРК был назначен президент «Московской независимой вещательной корпорации (МНВК) «ТВ-6 Москва» Эдуард Сагалаев. Впрочем, и при новом руководители ВГТРК продолжила развиваться. С 1996 по 2012 годы начали вещание десятки теле- и радиоканалов. Так сегодня в медиахолдинг Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании входят 3 общенациональных телеканала («Россия 1», «Россия К», «Россия 2»), 89 региональных телерадиокомпаний (в каждом субъекте Российской Федерации), круглосуточный информационный канал «Россия 24», выходящий за рубежом телеканал «РТР-Планета», русская версия телеканала «Евроньюс», 5 радиостанций («Радио России», «Маяк», «Культура», «Вести FM» и «Юность») и объединяющий десятки интернет-ресурсов государственный интернет-канал «Россия».

В поле нашего внимания для написания данной работы попали две радиостанции из медиахолдинга ВГТРК: «Радио России» и «Вести FM». На их истории остановимся подробнее.

Государственная радиовещательная компания «Радио России» (РР) - главная государственная радиостанция страны. Первые ее позывные прозвучали 10 декабря 1990 года. Оно начало вещание на первом радиоканале вместе с Первой программой Всесоюзного Радио, а также на втором радиоканале вместе с радиоканалом «Маяк» и третьем радиоканале вместе с Третьей программой Всесоюзного Радио.

«Радио России» создали самые отъявленные вольнодумцы «Юности» -любимой всеми радиостанции перестроечных времен - Леонид Азарх, Наталья Бехтина, Сергей Давыдов, Виталий Ушканов. Команда информационников - Алексей Абакумов, Александр Нехорошев, Владимир Бобурин - пришла с Иновещания Гостелерадио СССР - из структуры, вещавшей на «за рубеж». Впервые в советском радиоэфире журналисты, а не дикторы стали читать (и делать!) выпуски новостей, снабжая их комментариями, весьма нелояльными к союзному руководству. Новости перемежались агрессивными, западного стандарта музыкальными «отбивками». Собственно музыкальные программы - «Тихий парад» Романа Никитина и «НВП» Антона Понизовского - давали гораздо больше жесткой западной и андеграундной советской музыки, чем позволяла себе «Юность». Сленг комментариев Понизовского и Никитина тоже был совершенно непривычен. По мнению многих экспертов, даже в нынешнем FM-эфире нет достойных преемников «НВП» и «Парада». Особенно в части режиссуры звука и аристократизма ведения», - пишет о «Радио России» журнал «Огонек»

С начала 1991 года «Радио России» стало вещать только на третьем радиоканале вместе с радиоканалом «Юность». А с августа 1991 года «Радио России» всецело вещало на первом радиоканале, переместив «Радио-1» на третий радиоканал, а «Юность» - на отдельную радиочастоту.

Сами сотрудники «РР» определяли тогда свою аудиторию как «благодарную аудиторию провинциальной интеллигенции», «поздних шестидесятников». В конце ноября 1991 года заработал музыкально-развлекательный канал «Четыре четверти», и к «поздним шестидесятникам» присоединилась не менее благодарная аудитория тинейджеров.

Следующим шагом «РР» на пути покорения своего слушателя стала регулярная трансляция передач британского BBC «Как работает бизнес» и «Биг Бен из Лондона».

А между тем оставалась и консервативная публика, в приемники которой навязчиво проникали звуки зарубежной музыки. До глубины души советские люди звонили в эфир и требовали прекратить эту «разнузданную западщину» и «убрать евреев из эфира». И сотрудникам «Радио России» приходилось маневрировать между прогрессивными слушателями, которые ловили «РР» на FM-волнах и консервативной публикой, которая по привычки включала первую кнопку проводного радио. На станции ввели принудительную самоцензуру. Весь драйв, стеб, сленг и прочие «не наши вещи» с утреннего и дневного эфира ушли в ночной. «Не сумев остановиться вовремя, мы стали станцией «говорящих голов», - признала недавно в эфире радио «Свобода» одна из легендарных ведущих «РР» Наталья Бехтина.

Радиостанция «Вести FM» впервые вышла в эфир 5 февраля 2008 года в Москве на частоте 97,6 МГц. До «Вестей» на этой частоте вещало «Радио России», речь о котором шла выше.

Свой творческий путь «Вести FM» начали с покорения двух столиц: радиостанция вещала только в Москве и Санкт-Петербурге. Однако сеть вещания стала расширяться и довольно скоро охватила тринадцать городов России. Кроме того, и прямой эфир, и архивные записи отдельных программ доступны по адресу www.radiovesti.ru <#"justify">Проанализировав типоформирующие признаки, мы переходим к следующему этапу исследования - анализу вторичных типологических признаков, которые характеризуют тип радиостанции в зависимости от типоформирующих признаков. Согласно теории вопроса в эту группу входят следующие признаки: формат радиостанции, содержательно-тематическая направленность вещания и жанровая политика.

По форматному признаку, как мы помним из теории, радиостанции можно делить двояко. По степени строгости форматных рамок «Радио России» относится к группе широкоформатных радиостанций, поскольку не придерживается строго одного музыкального или информационного направления. В рамках одной радиостанции «Радио России» некогда даже существовало несколько каналов: «Четыре четверти» (для продвинутой молодежи), «Русский BBC» (рассчитанный на взрослую высокообразованную аудиторию) и другие.

По насыщению же эфира радиостанция «Радио России» относится к группе информационно-разговорных радиостанций. Такой вывод мы делаем, поскольку множество своих передач «Радио России» делит на следующие классы: ток-шоу, интервью, музыкальные программы, познавательные, литературно-театральные, духовно-философские, развлекательные, спортивные и радиотеатр - и большую их часть составляют именно передачи информационные, затем - разговорные и в меньшей степени - музыкальные.

Содержательно-тематическая направленность вещания определяет, о чем именно будет вещать данная радиостанция. По этому признаку радиостанции можно разделить на универсальные (охватывают в своих передачах все сферы жизни страны) и специализированные (освещают довольно узкий круг тем из определенной области знания). Поскольку «Радио России» является массовым радио, соответственно оно придерживается концепции универсальности при выборе тем. 174 собственных программы «Радио России» (это очень много по сравнению с другими радиостанциями) позволяют удовлетворить интерес всех возрастных категорий слушателей в том числе за счет широкого охвата тем. Содержательно-тематическую направленность «Радио России» можно характеризовать как «всем обо всем». И единственной (хотя и весьма жесткой) рамкой при выборе позиции, с которой освещается та или иная тема, остается мнение учредителя, то есть государственной власти. Говоря обо всем, «Радио России» обязано вещать позицию своего учредителя. Это приводит к тому, что некоторые социально-значимые вопросы освещаются позитивнее, чем дела обстоят на самом деле, а некоторые темы не освещаются вовсе. Так, например, 2 ноября 2012 года в эфире радиостанции «Радио России» мы слышим новость о том, что мигранты просят отменить русский марш или хотя бы перенести его на другое число. А 4 ноября 2012 года (в день марша) сообщения о том, что русский марш все-таки прошел и собрал под своей эгидой несколько тысяч человек, в эфир не проходят. Однако некая цензура со стороны власти не приводит к полному искажению информационной картины действительности. Так, например, при всей неугодности темы, «Радио России» весьма подробно освещает деятельность оппозиции и даже анонсирует противоправительственные митинги.

Столь широкая содержательно-тематическая направленность радиостанции предопределяет и жанровую палитру ее вещания. На «Радио России» широко представлены все три группы жанров: информационные, аналитические и документально-художественные.

Так, например, к информационным - безусловно, относится программа «Вести». Каждый день, каждый час, первые 10 минут, в эфире «РР» звучат информационные выпуски, в которых рассказывается о наиболее значимых событиях в стране и за рубежом. Помимо материалов информационных агентств в выпусках программы «Вести» звучат репортажи корреспондентов «Радио России». Так же информационные жанры в эфире «Радио России» представляет программа «Адреса милосердия», в которой даются адреса различных благотворительных фондов, центров, сообществ, куда могут обратиться нуждающиеся россияне. Еще одним представителем информационных жанров в эфире служит программа «Взлетная полоса», состоящая из коротких новостей, прогнозов погоды, обзоров газет, тематических рубрик, оперативных сюжетов и репортажей. Выходит в эфир и множество других сугубо информационных программ.

Аналитические жанры так же широко представлены на «Радио России». Причем аналитика осуществляется по широкому спектру тем. Например, программа «Богач, бедняк, благотворитель» рассуждает о проблемах и перспективах развития благотворительности в России, программа «Вольный слушатель» - это разговор о литературе, языке и превратностях судьбы, программа «Обозреватель» представляет собой аналитический журнал, программа «Шинель» анализирует проблемы вооруженных сил Российской Федерации, приглашая в студию высокопоставленных гостей из военных ведомств и давая слушателям возможность напрямую задать им вопрос по телефону. Есть и еще множество программ на «Радио России», выполненных в аналитических жанрах.

Художественно-публицистическая палитра на «Радио России» представлена не менее широко. В эфир регулярно выходят программы «Три сюжета с предисловием» (литературно-музыкальная программа Александра Кукеса), «По обе стороны рампы» (рецензии на театральные премьеры от актеров, режиссеров и зрителей), «Причалы» (программа-победитель конкурса «Радиомания» в номинации «Публицистика», посвященная страницам великой книги под названием «Русская цивилизация»), «Длина тормозного пути» (Радиоигра для детей в прямом эфире), «Живой детектив» с Татьяной Устиновой» (попытка создания с помощью радиослушателей детективного рассказа в прямом эфире), «Игорный дом» (инсценированные страницы отечественной юмористики), «Радиосериалы» (чтение и постановки российской и зарубежной классики, детективов, фантастики в исполнении ведущих актеров) и др.

Основываясь на том, что в эфире «РР» активно используются все группы жанров: и информационные, и аналитические, и публицистические - мы делаем вывод о том, что по признаку жанра «Радио Россия» является универсальной радиостанцией.

Проанализировав вторичные типологические признаки - переходим к признакам формальным. Это признаки, которые характеризуют тип издания с помощью измеряемых параметров, зависящих от типа издания, типоформирующих и вторичных признаков. Для радиостанций измеряемыми являются объем аудитории, объем вещания за определенный промежуток времени, территория вещания.

Объем аудитории «Радио России» по результатам исследования компании Radio Index весьма внушительный. Среднее количество слушателей в усредненном 15-минутном интервале (AQH '000) - 100, 9 тыс. человек. Среднее количество слушателей в усредненном 15-минутном интервале в процентах от заданной целевой группы (AQH %) - 0,97%. Накопленное суточное количество слушателей радиостанции (Reach Daily '000) -- 560,5 тысяч человек. Накопленное суточное количество слушателей в процентах от заданной целевой группы (Reach Daily %) - 5,4%. Накопленное количество слушателей в течение недели (Reach Weekly '000) -- 1 млн 145 тыс 300 человек. Накопленное количество слушателей в течение недели в процентах от заданной целевой группы (Reach Weekly %) -- 11%. Суточная продолжительность прослушивания (TSL Daily) - 194 минуты. Продолжительность прослушивания в течение недели (TSL Weekly) -- 666 минут. радиостанция вещание информационный аудитория

Объем вещания принято измерять в количестве часов вещания в течение суток, недели, месяца или года. «Радио России» вещает круглые сутки. Однако по признаку объема вещания она относится к группе радиостанций, вещающих более 24 часов в сутки. Поскольку «Радио России» вещает по часовым поясам (Дальний Восток, Сибирь-Урал, Центр), это порождает ситуацию, когда в разных часовых поясах одновременно идут разные программы, что дает «РР» вещание более 24 часов.

По территории вещания «Радио России» относится к группе всероссийских радиостанций, поскольку она передает сигнал по всем проводным приемникам, а также имеет свою частоту во всех диапазонах. Сеть распространения радиосигнала «РР» - 1100 передатчиков, трансляция на длинных волнах (ДВ - 1149 м или 261 кГц), средних (СВ - 343,6 м или 873 кГц), ультракоротких (УКВ - 66,44 МГц в Москве; УКВ - 66,3 МГц в Санкт-Петербурге), а также в интернете на собственном сайте радиостанции (www.radiorus.ru <#"justify">Проанализировав типоформирующие признаки, мы переходим к анализу вторичных типологических признаков.

По форматному признаку, а именно по степени строгости форматных рамок относится к группе узкоформатных радиостанций, то есть «Вести FM» придерживаются строгих рамок всех составляющих формата.

Музыкальная составляющая проявляется в оформлении радиовыпусков, подборе музыкальных блоков и специализированных передачах о музыке. Радиовыпуски оформляются строгими ритмичными отбивками. Музыкальные блоки включают в себя качественную музыку в разных жанрах. Специализированные передачи о музыке походят на исследования с комментариями. Например, релизы последних новинок, интервью с доктором искусствоведения Рауфом Фархадовым и подобные.

Информационная составляющая формата радиостанции «Вести FM» отражена в ее названии - эфир круглосуточно заполняют новости и комментарии к ним экспертов из соответствующих информповоду областей деятельности.

Имиджевая составляющая держится на установке главного продюсера радиостанции «Вести FM» Анатолия Кузичева - «спокойный, круглосуточный аналог CNN в эфире».

Технологическая составляющая представляет собой процентное соотношение музыки, информации и спонтанной речи, распределение по времени и наполнение суточных блоков вещания и ритма вещания. На данном этапе нашего исследования мы не готовы выдать процентовку, однако отметим, что в эфире превалируют новостные выпуски, читаемые в довольно быстром темпе.

По соотношению музыки, речи и информации в эфире «Вести FM» реализуют информационный формат.

Содержательно-тематическая направленность вещания радиостанции «Вести FM» весьма широка. Это обусловлено тем, что главным продуктом данной радиостанции являются новости. Кроме новостей «Вести FM» производит ряд ток-шоу (например, «Другой разговор», «Скажите прямо») и прямых эфиров (например, «Повестка дня»).

Кроме того, «Вести FM» регулярно готовят специальные проекты. Например, «Праздники 2013» (серия текстов о том, какие выходные дни утверждены на 2013 год), «Утечка финансов» (о том, сколько в России зарабатывают мигранты, и какие суммы они переводами переправляют за рубеж - к себе на родину) и др.

Исходя из содержательно-тематического наполнения эфира, мы делаем вывод о том, что по данному признаку «Вести FM» относятся к числу специализированных радиостанций. Только специализация в данном случае идет не на конкретных узких темах, а именно на острых проблемах, свежих событиях.

Такая выверенная содержательно-тематическая направленность радиостанции предопределяет и жанровую палитру ее вещания. На «Вести FM» наиболее широко представлены информационные жанры: новостные сюжеты, интервью, отчеты, корреспонденции, репортажи. Меньше эфирного времени отведено под аналитические жанры. Из них авторы «Вестей FM» используют разве что рейтинги и ток-шоу. И совсем отсутствуют в эфире радиостанции «Вести FM» документально-художественные жанры.

Основываясь на том, что в эфире «Вестей FM» активно используются лишь две группы жанров (информационные и аналитические), причем используются несколько неравнозначно - мы делаем вывод о том, что по признаку жанра «Вести FM» являются информационно-аналитической радиостанцией. Такой тип радиостанций как раз сочетает в вещании информационные и аналитические жанры, с небольшим преобладанием информационных передач. Как правило (и в нашем случае именно так), аналитические передачи на информационно-аналитических радиостанциях являются прямым продолжением информационных. Например, после информационного сообщения в выпуске новостей идет оперативный комментарий в специальной передаче, или актуальная беседа на темы текущих событий.

Проанализировав вторичные типологические признаки - переходим к признакам формальным. Помним, что для радиостанций формальными являются объем аудитории, объем вещания за определенный промежуток времени, территория вещания.

Объем аудитории «Вести FM» по результатам исследования компании Radio Index выглядит весьма солидно. Среднее количество слушателей в усредненном 15-минутном интервале (AQH '000) - 39,1 тыс. человек. Среднее количество слушателей в усредненном 15-минутном интервале в процентах от заданной целевой группы (AQH %) - 0,38%. Накопленное суточное количество слушателей радиостанции (Reach Daily '000) -- 543,7 тысяч человек. Накопленное суточное количество слушателей в процентах от заданной целевой группы (Reach Daily %) - 5,2%. Накопленное количество слушателей в течение недели (Reach Weekly '000) -- 1 млн 252 тыс 200 человек. Накопленное количество слушателей в течение недели в процентах от заданной целевой группы (Reach Weekly %) -- 12,1%. Суточная продолжительность прослушивания (TSL Daily) - 78 минуты. Продолжительность прослушивания в течение недели (TSL Weekly) -- 236 минут.

Объем вещания принято измерять в количестве часов вещания в течение суток, недели, месяца или года. «Вести FM» вещают круглосуточно. Следовательно, по признаку объема вещания данная радиостанция относится к группе радиостанций, вещающих 24 часа в сутки.

По территории вещания «Вести FM» относятся к группе всероссийских радиостанций, поскольку передают сигнал по тринадцати крупным городам страны: Москва (97,6 FM), Санкт-Петербург (89,3 FM) Владивосток (89,8 FM), Волгоград (106,8 FM), Новосибирск (104,6 FM), Иркутск (101,7 FM), Казань (93,1 FM), Краснодар (100,6 FM), Нижний Новгород (98,6 FM), Ростов-на-Дону (66,41 FM), Сургут (100,7 FM), Тюмень (103,6 FM), Ульяновск (102,5 FM), Хабаровск (104,8 FM), Челябинск (107,8 FM), Мурманск (107,8 FM), Владикавказ (106,3 FM). Кроме того, все программы радиостанции «Вести FM» круглосуточно доступны в интернете по адресу - www.radiovesti.ru.

Итак, «Вести FM» являются государственной радиостанцией, рассчитанной на массовую взрослую аудиторию и ставящей своей целью преимущественно информировать, относятся к группе узкоформатных информационно-разговорных радиостанций со специализированной содержательно-тематической моделью, использующих для эфира лишь информационные и аналитические жанры, и вещают в тринадцати городах страны по 24 часа в сутки для фактической более чем миллионной аудитории ежедневных слушателей.

.3 Типологическое своеобразие радиостанций «Радио России» и «Вести FM»

В пунктах 2.1 и 2.2 данной научной работы мы произвели типологический анализ радиостанций «Радио России» и «Вести FM». Завершающим этапом нашего исследования станет сопоставительный анализ этих радиостанций по всем признакам и выявление типологических особенностей «Радио России» и «Вести FM».

Уже в группе типоформирующих признаков мы увидим разницу в работе исследуемых радиостанций. Несмотря на то, что по форме собственности обе радиостанции являются государственными, входят в медиахолдинг Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК), финансируются из федерального бюджета и, следовательно, входят в подгруппу общегосударственных радиостанций, по двум другим типоформирующих признакам они отличаются.

Так, например, по цели вещания «Радио России» относится к группе радиостанций, ставящих перед собой преимущественно общественно-политические цели, а «Вести FM» с большей точностью можно отнести к информационным. Если «Радио России» учредитель избрал своим рупором и воплотил эту концепцию и в содержательно-тематической направленности вещания (подробнее о ней скажем ниже), и в лозунге: «Радио России» - официальная государственная радиостанция» - то для «Вестей FM» тот же самый учредитель предусмотрел другую стезю - «спокойного, круглосуточного аналога CNN в эфире нет, и мы надеемся эту нишу занять».

По признаку аудитории мы так же увидим отличия. «Радио России» является массовой радиостанцией. Техническую возможность принимать ее сигнал имеют 143 миллиона человек в России и более 50 миллионов человек в сопредельных государствах. Кроме того, «Радио России» производит программы для всех возрастов: детские, молодежные, взрослые. «Вести FM» же представляют собой некий парадокс. С одной стороны содержательно-тематическая модель вещания данной радиостанции (подробнее о ней так же поговорим ниже) рассчитана на слушателя, испытывающую потребность в постоянном потоке оперативной информации, новостей. Как правило, таковой является взрослая часть населения страны. И, следовательно, «Вести FM» мы называем радиостанцией для взрослых. С другой стороны - в рамках возрастной категории взрослых людей «Вести FM» не проводят разграничения на более узкие группы целевого вещания. А потому радиостанцию все-таки можно отнести к разряду массовых, но с оговоркой о возрастном ограничителе. Впрочем, точных исследований, показывающих, что «Вести FM» слушают только взрослые люди, нет. И ввиду этого понимание направленности вещания «Вестей FM» как ориентацию на массовую аудиторию нам кажется уместным.

Различия по типоформирующим признакам обуславливают и различия и по признакам вторичным. Так по форматному признаку, «Радио России» относится к группе широкоформатных радиостанций, не придерживающихся строго одного музыкального или информационного направления. А «Вести FM», напротив, относятся к группе узкоформатных радиостанций, то есть придерживаются строгих рамок всех составляющих формата (подробнее о них см. в п. 2.2).

По насыщению же эфира «Радио России» относится к группе информационно-разговорных радиостанций. «РР» делит множество своих передач на следующие классы: ток-шоу, интервью, музыкальные программы, познавательные, литературно-театральные, духовно-философские, развлекательные, спортивные и радиотеатр - и большую их часть составляют именно передачи информационные, затем - разговорные и в меньшей степени - музыкальные. «Вести FM» же столь строгого разделения не проводят, но при прослушивании радиостанции и при просмотре сетки ее вещания становится очевидным, что на первый план выходят именно информационные программы. Реже появляется аналитика. Музыкальные же блоки включаются довольно редко. И мы делаем вывод о том, что по соотношению музыки, речи и информации в эфире «Вести FM» реализуют информационный формат.

Содержательно-тематическая направленность вещания «Радио России», безусловно, универсальна. «РР» охватывает в своих передачах все сферы жизни страны. Всего «Радио России» готовит 174 собственных программы, что позволяет обеспечить широкий охвата тем.

«Вести FM» мы относим к группе специализированных радиостанций. Только специализация в данном случае идет не на конкретных узких темах, а именно на острых проблемах, свежих событиях. Это обусловлено тем, что главным продуктом данной радиостанции являются новости. Кроме новостей «Вести FM» проводит ряд ток-шоу и прямых эфиров, готовит специальные проекты. Все передачи «Вестей FM» характеризуются остротой понятых тем.

Содержательно-тематическая направленность вещания радиостанций предопределяет и жанровую палитру их вещания. На «Радио России» широко представлены все три группы жанров: информационные, аналитические и документально-художественные. А, значит, данная радиостанция по признаку жанра является универсальной. В то время как на «Вести FM» наиболее широко представлены информационные жанры, меньше эфирного времени отведено под аналитику, и совсем отсутствуют в эфире документально-художественные жанры. Следовательно, «Вести FM» по признаку жанра являются информационно-аналитической радиостанцией.

Проанализировав вторичные типологические признаки - переходим к признакам формальным. И здесь мы тоже увидим отличия. По объему аудитории «Радио России» находится на два пункта выше, чем «Вести FM» в рейтинге радиостанций, подготовленном компанией Radio Index. Однако, исходя из этого, не стоит сразу делать вывод о том, что «РР» популярнее «Вестей». Любое сравнение должно делаться относительно конкретного показателя. И наиболее подходящим, нам кажется, вариант сравнения накопленного количества слушателей в течение недели в процентах от заданной целевой группы каждой радиостанции (Reach Weekly %). Так у «Радио России» этот показатель равен 11%, в то время как у «Вести FM» он достигает 12,1%. Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что «Вести FM» даже при меньше территории вещания более популярны у своего потенциального слушателя.

Но и показатель «Радио России» мы не решимся назвать провальным, поскольку угодить безгранично широкой аудитории всегда сложнее, чем потенциальному слушателю, выбранному по какому-то конкретному критерию (в случае с радиостанцией «Вести FM» - взрослому слушателю).

Объем вещания тоже немного отличается у исследуемых радиостанций. «Радио России» в разных часовых поясах, а потому в определенный момент в эфире «РР» в разных городах звучат разные программы. Так что по объему вещания «РР» мы относим к группе радиостанций, вещающий более 24 часов в сутки. «Вести FM» вещают круглосуточно. Следовательно, по признаку объема вещания данная радиостанция относится к группе радиостанций, вещающих 24 часа в сутки.

По территории вещания «Радио России» относится к группе всероссийских радиостанций, поскольку она передает сигнал по всем проводным приемникам, а также имеет свою частоту в любом диапазоне. «Вести FM» также относятся к группе всероссийских радиостанций, но вещают они не на всю страну, а на 13 городов России (перечень городов см. в п. 2.2).

Итак, мы видим, что различия по типоформирующим признакам влекут за собой и различия по признакам вторичным и формальным. Типологические особенности каждой из исследуемых радиостанций мы приведем в виде таблицы.

Таблица 1. - Типологические особенности радиостанций «Радио России» и «Вести FM»

ПризнакРадио РосииВести FMФорма собственностигосударственнаягосударственнаяЦель вещанияобщественно-политическаяинформационнаяАудиториямассоваямассовая с акцентом на взрослую часть населения страныФорматширокоформатная, информационно-разговорнаяузкоформатная, информационнаяСодержательно-тематическая направленность вещанияуниверсальнаяспециализированнаяЖанрыуниверсальнаяинформационно-аналитическаяОбъем аудитории1 млн 145 тысяч 300 человек еженедельно1 млн 252 тысячи 200 человек еженедельноОбъем вещанияболее 24 часов в сутки (за счет работы радиостанции в разных часовых поясах)24 часа в суткиТерритория вещаниявся Россия и несколько точек приема сигнала в ближнем зарубежье13 городов России

Таким образом, имея расхождения по двум из трех типоформирующих признаков, «Радио России» и «Вести FM» серьезно отличаются и по вторичным, и по формальным признакам. Общественно-политическая цель вещания диктует для «Радио России» стремление угодить массовой аудитории. И, как следствие, «РР» становится широкоформатной радиостанцией, универсальной и по содержанию, и по форме вещания, имеет широчайшую территорию вещания и более 24 часов в сутки для «захвата» внимания своей аудитории. «Вести FM» же, имея информационную цель вещания, претендуют только на взрослую часть населения страны. Отсюда и строгий формат, специализированная содержательная модель, и только информационные и аналитические жанры в арсенале авторов программ данной радиостанции. Той же информационной целевой направленностью объясняется и более узкая, чем у «РР» территория вещания - только крупные города - 13 городов России, и 24 часа вещания в определенном формате.

В попытке охватить все темы и быть интересными всей стране «Радио России» имеет 1 млн 145 тыс 300 слушателей за неделю. В то время как «Вести FM», более узко выбрав состав своей аудитории, набирает до 1 млн 252 тыс 200 слушателей в неделю. Однако и тот, и другой показатель весьма мы считаем достаточно высоким для выбранных форматов радиостанций.

Заключение

В данной курсовой работе мы предприняли попытку выявить типологическое своеобразие информационных государственных радиостанций «Радио России» и «Вести FM». Для этого на основе изученной научной литературы, мы разработали алгоритм исследования и обозначили типологические характеристики для государственных радиостанций, провели историко-типологический анализ радиостанций «Радио России» и «Вести FM», а так же - сравнительный анализ типологических характеристик этих двух радиостанций. На основе результатов сравнительного анализа мы и попытались выявить типологическое своеобразие радиостанций «Радио России» и «Вести FM».

Основные выводы нашего исследования могут быть сформулированы следующим образом.

Обзор научной литературы по исследуемой теме показал, что наиболее четко и системно проанализировать работу любой радиостанции, можно, исследуя ее по трем группам признаков. Первая группа - типоформирующие признаки - это основной вид типологических признаков, непосредственно влияющих на возникновение, развитие и трансформацию типа радиостанции. К ним относятся форма собственности радиостанции, цель ее вещания и аудитория. Вторая группа - вторичные признаки. Они характеризуют тип радиостанции в зависимости от типоформирующих признаков и определяются ими. В эту группу вошли формат радиостанции, содержательно-тематическая направленность вещания и жанровая политика. Третья группа - формальные признаки - это признаки, которые характеризуют тип издания с помощью измеряемых параметров, зависящих от типа издания, типоформирующих и вторичных признаков. К формальным признакам относятся объем аудитории, территория вещания и объем вещания.

Типологическое исследование любой радиостанции по всей совокупности признаков дает возможность выявить типологическое своеобразие конкретной радиостанции, определить вектор ее развития, скорректировать модель вещания в соответствии с целями учредителей.

В качестве эмпирического опыта нами был проведен типологический анализ двух государственных радиостанций по тому самому алгоритму типологического анализа, который был выведен нами в первой главе данного исследования. Анализу подверглись радиостанции «Радио России» и «Вести FM». Закончив исследование названных радиостанций в отдельности, мы провели так же и их сопоставительный анализ. Это позволило выявить типологическое своеобразие радиостанции «Радио России» и типологическое своеобразие радиостанции «Вести FM».

Так, мы увидели, что различия по типоформирующим признакам неизбежно влекут за собой различия и по признакам вторичным, и формальным. В нашем случае разные цели вещания и направленность на разную аудиторию (даже при одинаковой - государственной - форме собственности) обусловили разные форматы вещания, содержательно-тематическое наполнение эфира и жанры, в которых работают исследуемые радиостанции.

Если «Радио России» является общественно-политической радиостанцией, рассчитанной на максимально широкую аудиторию, то и формат своего вещания она не ограничивает строгими рамками, и темы, и жанры реализует все возможные. В то время как информационная радиостанция для взрослого населения страны «Вести FM» строго структурирует свой формат, замыкая тематику вещания исключительно на острых темах и актуальных проблемах, освещать которые берется только в информационных и реже аналитических жанрах.

Расчет на массовую аудиторию также диктует и то, что «Радио России» вещает на территории всей страны как по проводному радио, так и на собственных частотах, которые имеются в любом диапазоне. А поскольку Россия находится в нескольких часовых поясах, то и вещание «Радио России» занимает более 24 часов в сути (в конкретный момент времени в разных регионах в эфир выходят разные программы).

Расчет же радиостанции «Вести FM» на взрослую аудиторию, которая ощущает потребность в регулярной своевременной новостной информации, ограничивает и территорию вещания радиостанции только крупными городами, а так же определяет объем вещания «Вестей FM» равным 24 часам в сутки.

Однако даже при четком служении поставленным целям со стороны обеих радиостанций мы наблюдаем разную их популярность. Так «Радио России» интересно только 11% своей потенциальной аудитории. В то время как «Вести FM» удовлетворяют интерес 12,1% своей потенциальной аудитории. Такая ситуация может быть связана с тем, что угодить информационным потребностям более узкой аудитории проще, чем запросам массовой. Другой вероятный вывод заключается в том, что сегодня специализированные радиостанции более востребованы, чем универсальные.

Результаты проведенного исследования показывают, что государственным радиостанциям необходимо в значительной мере пересмотреть свою программную концепцию и, возможно, сегментировать свою аудиторию для более корректного и полного удовлетворения ее информационных запросов. Именно разработка нескольких моделей государственных радиостанций, рассчитанных на разную аудиторию, и может стать адекватным продолжением данной научной работы.

Список использованной литературы

1.Акопов А.И. Типология советских научно-технических журналов. Дис. канд. филолог. наук. / А.И. Акопов. - МГУ. - Москва, 1979. - С. 38-41.

2.Акопов А.И. Специальные журналы. Методология. История, Типология. Дис. доктора филолог. наук / А.И. Акопов. - Киевский государственный университет. - Киев, 1991. - С. 82-87.

3.Акопов А.И. Типологические признаки сетевых изданий. / Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практика (публикации разных лет) / А.И. Акопов. - Ростов-на-Дону: ООО «Терра», НПК «Гефест», 2002. - С. 311-317

4.Акопов А.И. Некоторые вопросы журналистки: история, теория, практика (публикации разных лет). / А.И. Акопов. - Ростов-на-Дону: ООО «Терра», НПК «Гефест», 2002. - С.108.

.Беляев С.В., Коробицын В.И. Радиостанции России: Государственное и независимое вещание / С.В. Беляев, В.И. Коробицин. - М.: Пласт - 1500 и др.,1995. - 179 с.

.Болотова Л.Д. Отечественное радиовещание в начале XXI века: новые реалии и старые проблемы. / Л.Д. Болотова. // Телерадиоэфир: История и современность / [под ред. Я.Н. Засурского]. - М.: Аспект Пресс, 2005. - С 147-161

.Бубукин А.В. Эфирные тайны. / А.В. Бубукин. - Новосибирск: Издательство «FM-реклама», 2003. - 148 с.

.Гарматин А.А. Теоретические основы и принципы организации телевизионного Интернет-вещания. Дис. … канд. филолог. наук / А.А. Гарматин. - Воронеж 2005. - 170 с.

.Долгополов А.Ю. Формирование литературного процесса в российском Интернете: структура, особенности организации функционирования. Дис. канд. филолог. наук / А.Ю. Долгополов. - Воронеж 2005. - 168 с.

.Добчинский А.А. Городское радиовещание: ретроспектива, современное состояние, проблемы журналистского творчества. Автореферат дис. канд. филолог. / А.А. Добчинский. - М.: 1996., 32 с.

.Дугин Е.Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ / Е.Я. Дугин. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1982. - 103с.

.Качкаева А. Негосударственное телевидение: проблемы и перспективы развития / А. Качкаева. // Современные проблемы аудиовизуальных средств массовой коммуникации: Сборник статей аспирантов ИПК - М. - 1993. - С.53-66

.Колодкин В.А. Радиовещание в Интернете: принципы функционирования, типология и структура сайтов. Дис. канд. филолог. наук / В.А. Колодкин. - Воронеж. 2005. - 183 с.

.Маринович В.В. Имидж негосударственной радиостанции: опыт системного анализа. Дис. канд. филолог. наук / В.В. Маринович. - СПб., 1997. - С. 42-43.

.Радиожурналистика / под ред. А.А. Шереля. - М. : Наука, 2005. - 480 с.

.Раскатова Е. Р. Типологический анализ современного российского радиовещания : дисс. канд. филолог. наук : защищена 22.12.2005 : утв. 26.06.2006 / Е.Р. Раскатова. - Воронеж: факультет журналистики ВГУ, 2005. - 179 с.

.Тхагушев И.Н. Современное радиовещание в системе средств массовой информации / И.Н. Тхагушев. // Вестник Моск. университета. Серия Журналистика. - 1994. - №6. - С. 3-14

Интернет-ресурсы

19.Независимое радиовещание: уроки успеха. - (http://www.radiostation.ru)

20.Рейтинг радиостанций по данным Gallup Media - (<http://www.brandmedia.ru>).

.Рейтинг радиостанций по данным Radio Index - (http://propel.ru/reyting/r_radio.php)

.Сайт журнала «Огонек» - http://www.ogoniok.com/archive/1998/4553/18-42-45/

.Сайт «Радио России» - (www.radiorus.ru)

.Сайт «Вести ФМ» - (<http://www.radiovesti.ru>)

25.Сайт Центра социальных технологий - (http://www.tgl.ru)

Похожие работы на - Анализ типологического своеобразия информационных государственных радиостанций 'Радио России' и 'Вести FM'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!