Эффективность государственного регулирования и его ограниченность

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    5,36 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Эффективность государственного регулирования и его ограниченность















Эффективность государственного регулирования и его ограниченность

В основе повышения роли государства в формировании оптимальной структуры хозяйства, по мнению ряда экономистов, лежит неспособность рынка решать специфические экономические проблемы. Структурная политика государства направлена на предпочтительный экономический рост наиболее прогрессивных отраслей экономики, обеспечивающих практическую реализацию научно-технического прогресса и повышение эффективности производства, а также на противостояние иностранной конкуренции в процессе глобализации.

Расширение производства идет в основном за счет наукоемких производств и отраслей, доля продукции которых в совокупном промышленном производстве США превысила 30%, а по численности занятых - 25%. Для этих отраслей характерна ориентация на постоянное обновление технически сложной продукции, ее низкая материалоемкость. Основные пути воздействия государства на развитие прогрессивных отраслей: участие в НИОКР, финансовое стимулирование, система государственных заказов, помощь в организации кооперации, государственные инвестиции.

Государство создает также систему защиты и оказания широкой помощи традиционным отраслям, находящимся в состоянии упадка и нуждающимся в коренной реконструкции. Во многих странах государство разрабатывает среднесрочные программы модернизации ряда отраслей, таких как черная металлургия, судостроительная, угольная. Специальные программы помощи включают меры протекционизма, финансового стимулирования, технологической перестройки и прямого субсидирования. Объектом помощи становятся и отдельные крупные корпорации, попавшие в связи с реконструкцией в трудное финансовое положение. Одним из направлений структурной политики является увеличение роли государственных субсидий для обеспечения сравнительных преимуществ экспортеров продукции на мировом рынке.

Государственное регулирование инвестиционного процесса и экономического роста - одно из направлений государственного воздействия на процесс воспроизводства. Экономический рост характеризуется ростом объема реального национального продукта и повышением его уровня на душу населения.

Большинство зарубежных экономистов стоит на позициях необходимости экономического роста, так как видит в нем средство повышения доходов и достижения большего равенства их, а также возможность все большему числу людей тратить время на образование и самореализацию. Противники экономического роста считают, что он ухудшает состояние окружающей среды, снижает творческиевозможности работника производства, вызывает опасение, что профессиональные навыки и опыт могут оказаться устаревшими по мере технического прогресса.

Государство исходит из необходимости экономического роста и способствует ему: инвестиционной деятельностью; проведением антикризисных мероприятий, смягчающих циклические колебания; стимулированием реализации производственной продукции и всеми мерами по ускорению НТП и совершенствованию структуры производства. Все это способствует росту эффекта от государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики имеет свои границы, которые зависят от государственного влияния на эффективность производства. Любое вмешательство государства в экономику связано с определенными затратами. К ним относятся прежде всего издержки по организации и осуществлению регулирования. Необходимо также учитывать то влияние, которое оказывает та или иная форма регулирования на рыночное равновесие, объем производства, перераспределение ресурсов, причем оно может оказаться менее эффективным, чем прямое государственное регулирование. Сумма связанных с этим затрат и издержек по осуществлению регулирования должна быть меньше выигрыша в эффективности в результате государственного регулирования. Их соотношение определяет границы государственного вмешательства в экономику. государственный регулирование инвестиционный приватизация

В 80-е гг. на основе новоконсервативных концепций начался процесс ограничения государственного регулирования экономики: происходило свертывание традиционных форм регулирования, сокращалась доля государственного сектора путем приватизации государственной собственности, усилилась децентрализация при принятии решений, возрастало значение рыночных механизмов в экономике. В США реализация этого курса осуществлялась в 80-е гг. под названием «Новое начало для Америки: программа экономического возрождения». В ней предусматривалось снизить ставки подоходного налога, предоставить налоговые льготы для инвестиций крупных корпораций с целью стимулирования экономического роста, заморозить расходы федерального правительства, главным образом за счет социальных программ при сохранении крупных военных расходов, ослабить государственное регламентирование деятельности частного бизнеса («дерегулирование»), проводить антиинфляционную кредитно-денежную политику.

Ослабление государственной регламентации вылилось в сведение на нет антитрестовского законодательства и снятие ограничений на любые крупные операции. Было сокращено или аннулировано 250 социальных программ, что уменьшило ежегодные выплаты на социальные цели на 40 млрд долл. Была приватизирована 1/5 государственной собственности стоимостью 850 млрд долл. (железные дороги, аэропорты и некоторые электростанции).

Проводимые мероприятия не дали ожидаемого результата. Доля государственных расходов в ВНП в 1980 г. составляла 22,6%,а к 1987 г. она возросла до 27%,государственный долг не уменьшился, авозрос, уменьшение инфляции не предохранило от расстройства финансов. За ограничение инфляции населению пришлось заплатить высокую цену: замедление темпов роста, рост безработицы, снижение реальной заработной платы. Аналогичные процессы имели место в Англии, Японии, Австрии, Италии и других странах.

Процесс приватизации государственной собственности имеет свои пределы, из него исключают инфраструктурные отрасли. После приватизации новым владельцам не всегда предоставляется право распоряжаться приобретенной собственностью. Часто правительство ограничивается частичной реприватизацией, сохраняя в своих руках контрольный пакет акций, оставляя себе «золотую» акцию, которая дает право на принятие окончательного решения.

С начала 90-х гг. вновь начали усиливаться кейнсианские тенденции в Регулировании экономики. Новый тип государственного регулирования экономики характеризуется повышением гибкости государственного регулирования, уменьшением прямых форм вмешательства и бюрократического контроля. За счет этого государства стремятся решить проблемы эффективности и конкурентоспособности национальных хозяйств.

Выводы

Степень развития производительных сил в большинстве стран мира на грани второго и третьего тысячелетий делает государственное регулирование процесса воспроизводства объективно необходимым. Вытеснение государства из сферы экономики, ограничение его функций неизбежно приводит к нарушению общего экономического равновесия и обостряет циклический характер рыночного воспроизводства.

Эффективность государственного регулирования усиливается при решении им общенациональных задач, связанных с регулированием инвестиционного процесса, стимулированием экономического роста, ускорением научно-технического прогресса и формированием прогрессивной структуры производства, обеспечением наиболее рационального использования ограниченных ресурсов. Проводимые государством меры по функциональной социализации собственности и сглаживанию резкой дифференциации доходов, неизбежной в условиях рынка, повышает степень удовлетворения потребностей членов общества и занятость населения.

Вместе с тем государственное регулирование процесса воспроизводства не может преодолеть циклический характер воспроизводства, избавить рыночную экономику от свойственных ей экономических кризисов перепроизводства, безработицы, хронического недоиспользования производственной мощности и классовых конфликтов.

Государственное регулирование экономики имеет свои границы, которые зависят от его влияния на эффективность производства. Любое вмешательство в экономику связано с определенными затратами по организации и осуществлению регулирования. Сумма этих затрат должна быть меньше выигрыша в эффективности в результате государственного регулирования. Их соотношение и определяет границы государственного вмешательства в экономику.

Похожие работы на - Эффективность государственного регулирования и его ограниченность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!