Эскимосы
Эскимосы
Численность
- 1718 человек. Язык - эско-алеутская семья языков. Расселение - Чукотский
автономный округ Магаданской области.
Самый
восточный народ страны. Живут на северо-востоке России, на Чукотском
полуострове. Самоназвание - юк - "человек", югыт, или юпик -
"настоящий человек". Эскимосские языки подразделяются на две крупные
группы - юпик (западную) и инупик (восточную). На Чукотском п-ове юпик делится
на сиреникский, центрально-сибирский, или чаплинский и науканский диалекты.
Эскимосы Чукотки наряду с родным владеют русским и чукотским языками.
Происхождение
эскимосов спорно. Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры,
распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря.
Самая ранняя эскимосская культура - древнеберингоморская (до VIII в. н.э.). Для
нее характерны добыча морских млекопитающих, использование многоместных кожаных
байдар, сложных гарпунов. С VII в. н.э. до XIII-XV вв. шло развитие китобойного
промысла, а в более северных районах Аляски и Чукотки - охоты на мелких
ластоногих.
Основным
видом хозяйственной деятельности был морской зверобойный промысел. До середины
XIX в. главными орудиями охоты были копье с наконечником стреловидной
обоюдоострой формы (пана), поворотный гарпун (унг`ак`) с отделявшимся
наконечником из кости. Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами
и каяками. Байдара (анъяпик) - легкая, быстроходная и устойчивая на воде.
Деревянный каркас ее обтягивали моржовой шкурой. Байдары были разных типов - от
одноместных до огромных 25-местных парусников.
По
суше передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали "веером".
С середины XIX в. нарты тянули собаки, запряженные цугом (упряжка
восточносибирского типа). Использовались также короткие бескопыльные сани с
полозьями из моржовых клыков (канрак). По снегу ходили на
лыжах-"ракетках" (в виде рамы из двух планок со скрепленными концами
и поперечными распорками, переплетенными ремнями из нерпичьей кожи и подбитой
снизу костяными пластинами), по льду v с помощью специальных шипов из кости,
укрепленных на обуви.
Способ
охоты на морских животных зависел от их сезонных миграций. Два сезона охоты на
китов соответствовали времени прохождения их через Берингов пролив: весной на
север, осенью v на юг. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а
позднее - гарпунными пушками.
Важнейшим
объектом промысла был морж. С конца XIX в. появилось новое промысловое оружие и
снаряжение. Распространилась охота на пушных зверьков. Добыча моржей и тюленей
сменила пришедший в упадок китобойный промысел. Когда не хватало мяса морских
животных, отстреливали из лука диких оленей и горных баранов, птиц, ловили
рыбу.
Поселения
располагались так, чтобы было удобно наблюдать за передвижением морского зверя
v в основании выдающихся в море галечных кос, на возвышенных местах. Наиболее
древний тип жилища - каменная постройка с углубленным в землю полом. Стены
складывали из камней и китовых ребер. Каркас покрывали оленьими шкурами,
обкладывали слоем дерна, камнями и сверху еще раз покрывали шкурами.
До
XVIII в., а местами и позже, жили в полуподземных каркасных жилищах (нын`лю). В
XVII-XVIII вв. появились каркасные постройки (мын`тыг`ак), похожие на чукотскую
ярангу. Летнее жилище - четырехугольная палатка (пылъюк), по форме напоминающая
косоусеченную пирамиду, причем стена со входом была выше противоположной.
Каркас этого жилища строили из бревен и жердей и покрывали моржовыми шкурами. С
конца XIX в. появились легкие дощатые дома с двускатной крышей и окнами.
Одежда
азиатских эскимосов - глухая, из оленьих и тюленьих шкур. Еще в XIX в. делали
одежду также из птичьих шкурок.
На
ноги надевали меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Непромокаемую обувь
изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Меховые шапки и рукавицы
надевали только при переездах (кочевках). Одежду украшали вышивкой или мозаикой
из меха. До XVIII в. эскимосы, протыкая перегородку носа или нижнюю губу,
подвешивали моржовые зубы, костяные кольца и стеклянные бусины.
Мужская
татуировка - кружки в уголках рта, женская v прямые или вогнутые параллельные
линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометрический
орнамент. Покрывали татуировкой руки, кисти, предплечья.
Традиционная
пища - мясо и жир тюленей, моржей и китов. Мясо ели сырым, сушеным, вяленым,
замороженным, вареным, заготавливали на зиму: квасили в ямах и ели с жиром,
иногда в полувареном виде. Лакомством считали сырое китовое сало со слоем
хрящевидной кожи (мантак). Рыбу вялили и сушили, зимой ели свежезамороженной. Высоко
ценилась оленина, которую обменивали у чукчей на шкуры морских животных.
Счет
родства велся по отцовской линии, брак патрилокальный. Каждое поселение
состояло из нескольких групп родственных семей, занимавших зимой отдельную
полуземлянку, в которой каждая семья имела свой полог. Летом семьи жили в
отдельных палатках. Были известны факты отработки за жену, существовали обычаи
сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай "товарищества
по браку", когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы
(гостеприимный гетеризм). Брачной церемонии как таковой не существовало. В
зажиточных семьях встречалось многоженство.
Эскимосы
практически не подверглись христианизации. Они верили в духов, хозяев всех
одушевленных и неодушевленных предметов, явлений природы, местностей,
направлений ветра, различных состояний человека, в родственную связь человека с
каким-либо животным или предметом. Существовали представления о создателе мира,
называли его Силъа. Он был творцом и хозяином вселенной, следил за соблюдением
обычаев предков. Главным морским божеством, хозяйкой морских животных была
Седна, которая посылала людям добычу. Злые духи представлялись в виде великанов
или карликов, либо других фантастических существ, которые насылали на людей
болезни и несчастья.
В
каждом селении жил шаман (обычно это был мужчина, но известны и
шаманки-женщины), который являлся посредником между злыми духами и людьми.
Шаманом мог стать только тот, кто услышал голос духа-помощника. После этого
будущий шаман должен был наедине встретиться с духами и заключить с ними союз о
посредничестве.
Добыче
крупного зверя посвящали промысловые праздники. Особенно известны праздники по
случаю добычи кита, которые проводили либо осенью, по окончании сезона охоты -
"проводы кита", либо весной - "встреча кита". Существовали
также праздники начала морской охоты, или "спуск байдары на воду" и
праздник "моржовых голов", посвященный итогам весенне-летнего
промысла.
Эскимосский
фольклор богат и разнообразен. Все виды устного творчества подразделяют на унипак
v "весть", "новость" и на унипамсюк v рассказы о событиях в
прошлом, героические предания, сказки или мифы. Среди сказок особое место
занимает цикл о вороне Кутхе, демиурге и трикстере, создающем и развивающем
мироздание.
К
самым ранним стадиям развития эскимосской арктической культуры относится резьба
по кости: скульптурная миниатюра, и художественная гравировка кости. Орнаментом
покрывали охотничье снаряжение, предметы домашнего обихода; изображения зверей
и фантастических существ служили амулетами и украшениями.
Музыка
(айнгананга) - преимущественно вокальная. Песни подразделяются на
"большие" общественные - песни-гимны, которые поют ансамбли и
"малые" интимные - "песни души". Их исполняют сольно,
иногда в сопровождении бубна.
Бубен
v личная и семейная святыня (иногда используется и шаманами). Он занимает
центральное место в музыке.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru