Экономико-географическое положение района
экономико-географическое положение района
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЙОНА
1. Состав района.
2. Физико- и экономико-географическое положение района.
3. Природа района и природные предпосылки его развития.
4. История освоения территории и формирование
хозяйственного комплекса района.
5. Население и трудовые ресурсы района.
6. Народнохозяйственный комплекс района
7. Территориальная структура расселения и хозяйства
района.
В состав Дальневосточного экономического района
входят : Приморский и Хабаровский (с Еврейской автономной областью) края ,
Республика Саха (Якутия) , Амурская, Камчатская (с Корякским автономным округом)
, Магаданская (с Чукотским автономным округом) и Сахалинская области.
Главная особенность Дальневосточного экономического
района в природном отношении - соседство с Тихим океаном и неразрывная связь с
ним во всех отношениях. Дальний Восток омывают моря Тихоокеанского бассейна —
Берингово , Охотское , Японское , образуя большой морской бассейн России. Все
эти моря глубоководны , дно их очень неровное. Впадины часто сменяются
подводными поднятиями и хребтами , берега обрывисты , слабо изрезаны , естественных
защищенных бухт для стоянок судов мало.
От Тихого океана моря отделены цепью островов:
Алеутских , Курильских , Японских. К востоку от них лежит одна из самых
глубоких океанских впадин — Курило-Камчатская. Огромная протяженность морей по
восточной окраине России обуславливает огромные различия в их климатических
условиях. Если северная часть Берингова моря находится в субарктическом климате
, то южная часть Японского лежит в области субтропического.
Растительный и животный мир морей Тихого океана
намного богаче морей Северного Ледовитого океана. На мелководьях произрастают
заросли морских трав и водорослей. Бурые водоросли , достигающие в длину 50
метров , образуют иногда настоящие подводные леса.
На островах очень много птиц: кайр , чаек ,
балканов , топориков , белобрюшек , глупышей. В настоящее время промысловую
ценность в дальневосточных морях имеют тюлень , нерпа , белуха. У западных
берегов полуострова Камчатка ведется лов крабов.
Разнообразны рыбные ресурсы дальневосточных морей.
Важнейшими рыбодобывающими районами являются акватории Камчатки , Охотского
побережья , Амурский лиман , побережья Южного Сахалина и Приморья. На первом
месте по значению стоят проходные лососевые рыбы — кета , горбуша , нерка ,
чавыча. На нерест они идут в Амур , в реки Охотского побережья , Камчатки и
Сахалина.
В заливе Посьет Японского моря работает
единственное в стране предприятие , где в естественных условиях моллюсков
(гребешки , гигантские устрицы) — высокопитательных и обладающих лечебными
свойствами.
Важнейшей особенностью экономико-географического
положения Дальневосточного экономического района является большая удаленность
от основного экономического потенциала России. Район расположен на восточной
окраине страны , его отделяют не только от Москвы , но даже от индустриальных центров
Сибири расстояния , измеряемые многими тысячами километров. И по прежнему
единственным сухопутным путем остается Транссибирская магистраль , по которой
расстояние от Москвы до Владивостока более 9300 километров , что составляет примерно
неделю езды на скором поезде.
Широкий выход к Тихому и Ледовитому океанам ,
пересечение морских путей в страны Тихоокеанского бассейна позволяют
интенсифицировать внешнюю торговлю и участвовать в международном разделении
труда.
В межрайонном разделении труда Дальний Восток
выделяется производством цветных металлов , алмазов , слюды , добычей рыбы и
морепродуктов , лесной и целлюлозно-бумажной промышленностью , судоремонтом и
пушным промыслом. В сельскохозяйственном производстве Дальневосточный район
специализируется на выращивании сои и оленеводстве. Все отрасли рыночной
специализации основаны на использовании местных природных богатств. Дальний
Восток играет важную роль в морских и внешнеторговых связях России. На экспорт
Дальний Восток поставляет каменный уголь , лес , пушнину , рыбу и т.д.
Природные условия Дальнего Востока отличаются
резкой контрастностью , что обусловлено очень большой протяженностью территории
с севера на юг. Большая часть территории занята горами и высокими нагорьями.
Низменностями заняты лишь сравнительно небольшие площади по речным долинам.
Наиболее обширная низменность находится в долине Амура и его притока Уссури. На
значительной части района распространена многолетняя мерзлота , что затрудняет
строительство и развитие земледелия. Горы имеют высоты в среднем 1000-1500
метров. Но отдельные вершины поднимаются до 2000 метров и более. На Тихоокеанском
побережье преобладают молодые горы , о чем свидетельствует вулканическая
деятельность. На Камчатке действуют более 20 вулканов , крупнейший из них
Ключевская Сопка , много гейзеров.
Моря , омывающие Дальний Восток , отличаются
высокой ледовитостью. В первую очередь она свойственна арктическим морям
Северного Ледовитого океана - Чукотскому и Восточно-Сибирскому. Но и моря
Тихого океана - Берингово и Охотское - также холодные , с длительным ледовым
периодом и потому трудны для плавания. Лишь в Японском море и в открытых водах
северо-западной части Тихого океана , подверженных влиянию теплого течения
Куросио , возможна круглогодичная навигация.
Большое значение для развития района имеют запасы
полезных ископаемых. Межрайонное значение имеют руды цветных металлов и редких
металлов. Это один из важнейших золотоносных районов России. Месторождения
рудного и рассыпного золота сосредоточены в бассейнах Колымы , Алдана , Зеи ,
Амура, Селемджи , Буреи , на Чукотке и на склонах Сихотэ-Алиня. Оловянные ,
вольфрамовые , свинцово-цинковые руды открыты и разрабатываются в Республике
Саха , Магаданской области , в отрогах Сихотэ-Алиня. Дальний Восток располагает
большими запасами ртути. Основные месторождения расположены на Чукотке , в
Якутии и Хабаровском крае. В Томмоте на верхнем Алдане разведаны уникальные
месторождения слюды. Большое значение имеют месторождения алмазов северо-запада
Республики Саха - “Мир”, “Удачное” и др.
В Дальневосточном районе известны запасы железных
руд. Наибольшее значение имеет Алданский железорудный бассейн с месторождениями
Таежное , Пионерское , Сиваглинское , расположенный на юге Якутии.
Располагает Дальний Восток и большими запасами
топливных ресурсов , особенно каменным и бурым углем. Однако крупные запасы
угля расположены в Ленском бассейне , сильно удаленном от освоенных территорий.
На юге Республики Саха расположен один из наиболее перспективных бассейнов
коксующегося угля - Южно-Якутский. Остальные месторождения , сравнительно
небольшие , разбросаны по территории района.
Выявлены на территории района нефтегазоносные
провинции : на Сахалине, Камчатке , Чукотке , в Магаданской области , но
разрабатываются пока только месторождения нефти Оха и Тунгор на севере
Сахалина. Нефть высокого качества , но ее не хватает для удовлетворения потребностей
района. Газ обнаружен в Лено-Вилюйской нефтегазоносной провинции. Это один из
важнейших перспективных газоносных районов.
Располагает Дальний Восток и запасами нерудного
сырья : мергелем , известняками , огнеупорными глинами , кварцевыми песками , а
также серой , графитом , слюдой.
Гидрографическая сеть района очень обширна и
многоводна. Среди наиболее крупных можно выделить бассейны Лены , Амура , Яны ,
Индигирки , Колымы и т.д. Реки концентрируют в себе огромные запасы
гидроэнергии , богаты ценными видами рыб , являются транспортными путями , в
том числе и зимой , когда по льду прокладываются зимники. Богат район и термальными
водами. Горячие источники , особенно на Камчатке , питают реки , которые зимой
не замерзают. С вулканической деятельностью связано происхождение гейзеров.
Вода горячих источников содержит цинк , сурьму , мышьяк , имеет лечебное
значение и открывает большие возможности для создания курортной базы.
Очень большое значение для экономики района имеют
моря Тихого океана : Берингово , Охотское и Японское. Замерзая на сравнительно
короткий период, они имеют рыбохозяйственное , зверопромысловое и транспортное
значение. Здесь сконцентрированы крупнейшие в мире запасы лососевых рыб : кета,
нерка , чавыча , обитают тюлени , моржи , котики. Леса на Дальнем Востоке
покрывают около 260 млн. га территории района. В лесах произрастают лиственница
, ель , пихта , кедр , широколиственные породы : дуб , ясень , клен и т.д.
Особенности физико-географического положения
определили разнообразие природно-климатических условий - от резко
континентального до муссонного климата юго-востока района,что вызвало неравномерность
заселения и освоения района.
В северной части района климат исключительно
суровый. Зима холодная , малоснежная , продолжается до 9 месяцев. Почти
повсеместно многолетняя мерзлота. В Республике Саха находится полюс холода северного
полушария. Однако теплое , хотя и очень короткое лето позволяет развивать
земледелие в открытом грунте. В южной части района климат муссонного типа с
холодной зимой и влажным летом. Вегетационный период в бассейне Нижнего Амура
составляет до120 дней , и лишь на юге Приморья - до 190 дней. Большое
количество осадков , выпадающих в летний период , вызывает сильное
переувлажнение почв , что создает большие трудности для сельского хозяйства.
Вследствие суровости климата и удаленности
территории Республика Саха и Магаданская область заселены очень редко. Освоение
этих районов имеет очаговый характер.Более плотно заселены Хабаровский край и
Амурская область.
Экологические проблемы Дальнего Востока имеют
специфический характер , связанный с размещением производительных сил на
необъятных территориях с различным уровнем освоенности. Нагрузка на окружающую
среду носит не сплошной , а очаговый характер , который ведет к серьезным
локальным нарушениям , при этом нужно иметь в виду , что большая часть района
находится в зоне многолетней мерзлоты.
Современное состояние окружающей Среды требует
самых неотложных мер. Дальневосточное отделение Академии наук России
разработало Долговременную программу охраны природы и рационального использования
природных ресурсов Дальнего Востока. В эту программу заложены принципы
рационального пользования ресурсами , сохранения уникального видового состава
биоты , снижения генетических последствий загрязнения Среды. Открытие и
заселение Дальнего Востока приходятся на 17-ый век и связаны с общим продвижением
русских к берегам Тихого океана . Пути отрядов казаков-первопроходевсначала
пролегали по студеным морям Северного Ледовитого океана и рекам , лишь затем
они направлялись в более южные территории вплоть до Приамурья и Приморья.
В 1632 году сотник Петр Бекетов проник от устья
вверх по Лене и основал острог , получивший название Якутск , который вскоре
стал центром Восточно-Сибирского края и опорной базой для дальнейших походов на
восток и на юг.
В 1639 году И.Москвитин с отрядом казаков вышел к Охотскому
морю , заложил острожек в устье реки Улья , обследовал на значительном
протяжении побережье. В 1643-1646 годах В.Поярков совершил поход к низовьям
Амура. В 1649-1652 годах Е.Хабаров осуществил две экспедиции в приамурские
земли и основал там несколько городов - Албазин , Ачин и др. С.Дежнев и
Ф.Алексеев на кочах (лодках) в 1648 году достигли восточной оконечности Азии.
Выступив из Анадырского острога , отряд В.Атласова добрался до Камчатки. По
“челобитным” и “сказам” первопроходцев П.И.Годуновым в 1667 году была
составлена карта - “Чертеж сибирской земли”.
Важный этап в исследованиях Дальнего Востока связан
со знаменитыми Камчатскими экспедициями под начальством Витуса Беринга и
Алексея Чирикова (1725-1730 и 1733-1743 годах) , во время которых были
определены очертания северной части Дальнего Востока , открыты Алеутские и
Командорские острова , разрешен вопрос “сошлась ли Азия с Америкой”.
Географические открытия и обследования , сделанные
в 18-ом веке , подготовили исторические плавания русских моряков вокруг света к
берегам Дальнего Востока : И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского (1803-1806 годы) ,
В.М.Головина (1807-1809 и 1817-1819 годах) , М.П.Лазарева (1813-1816 и
1822-1825 годах) , Ф.П.Литке (1826-1829 годах) и др.
В 1849 году экспедицией Г.И.Невельского были
установлены островное положение Сахалина и возможность выхода из устья Амура в
море. На Дальнем Востоке были созданы опорные пункты :
Петропавловск-на-Камчатке , Николаевск-на-Амуре , Владивосток.
Организованное заселение Дальнего Востока началось
с 50-х годов 19-ого века. Оно усилилось после отмены в 1861 году крепостного
права и принятия законов о переселенцах.
Интерес к Дальнему Востоку возрос , когда в 1891
году началось строительство Транссибирской железной дороги. Были развернуты
геологические , географические , экономические и другие исследования. Все это
дало импульс к развитию производительных сил Дальнего Востока : появились
промышленные (горные , рыбные) и транспортные предприятия , расширились
промыслы пушнины и морского зверя (котиков) , увеличилось сельскохозяйственное
производство , возросла торговля.
Однако в целом Дальний Восток в экономическом
отношении оставался крайне отсталым регионом царской России. Правительство
видело в нем сырьевой “придаток” для метрополии. Использовались лишь те из
природных богатств Дальнего Востока (золото , цветные металлы , пушнина ,
лососевые рыбы) , которые давали предпринимателям высокие прибыли. Важные
позиции в экономике Дальнего Востока занимали иностранные монополии , безжалостно
эксплуатировавшие его ресурсы и население.
Вплоть до 1917 года Дальний Восток оставался
слабонаселенной территорией. Развитие производительных сил Дальнего Востока в
годы Советской власти привели к увеличению численности населения : в 1920 году
в районе проживало 1.2 млн., а в 1980 году - 7 млн. человек. Темпы роста
населения Дальнего Востока - одни из самых высоких в стране.
Сейчас численность населения Дальнего Востока -
более 7.6 млн. человек. Городское население составляет 76%. Дальний Восток -
самый малонаселенный район Российской Федерации. Средняя плотность его
населения 1.2 человек на 1 кв. км. По территории района население размещено
крайне неравномерно. Наиболее высокая плотность - более 12 человек на 1 кв. км.
в Приморском крае. Довольно густо населена южная часть Сахалина. В то же время
в Республике Саха , Магаданской и Камчатской областях плотность населения
составляет лишь 0.3 - 0.8 человек на 1 кв. км. Население отличается пестротой
национального состава. Подавляющее большинство населения - русские. Живут здесь
также много украинцев , татар , евреев и большая группа коренных народностей -
коряков , нанайцев , нивхов , ульчей , удегейцев , ительменов , эвенков ,
алеутов , чукчей , эскимосов и др.
ЗАСЕЛЕННОСТЬ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА
АДМИНИСТРАТИВНО-
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА
|
НАСЕЛЕНИЕ
ЧЕЛОВЕК.
|
ПЛОЩАДЬ
КМ. КВ.
|
КОЛ-ВО
ГОРОДОВ
|
ПЛОТНОСТЬ НАСЕ-
ЛЕНИЯ ЧЕЛ.НА КВ. КМ.
|
ЯКУТИЯ
|
900000
|
3103200
|
10
|
0.29
|
КАМЧАТСКАЯ ОБЛАСТЬ
|
443000
|
472300
|
3
|
0.93
|
ЧУКОТСКИЙ АО
|
110000
|
737300
|
0
|
0.15
|
250000
|
36000
|
2
|
6.94
|
САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ
|
709000
|
87100
|
19
|
8.14
|
ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ
|
1794000
|
824600
|
9
|
2.17
|
ПРИМОРСКИЙ КРАЙ
|
2189000
|
165900
|
9
|
13.19
|
АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ
|
1053000
|
363700
|
9
|
2.89
|
КОРЯКСКИЙ АО
|
40000
|
301500
|
0
|
0.13
|
МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
|
410000
|
461400
|
3
|
0.89
|
Быстрая индустриализация Дальнего Востока поставила
эти малочисленные народы на грань исчезновения. Нарушена среда их обитания ,
национальные традиции. Сегодня эти малочисленные народы стремятся обрести право
быть хозяевами на своей земле , стремятся к возрождению.
В последние десятилетия население Дальнего Востока
значительно возросло. Увеличение численности населения происходит как за счет
естественного , так и за счет механического прироста , главным образом
привлечения на крупные стройки трудовых ресурсов , преимущественно из
многонаселенных европейских районов.
Особенно значительный прирост рабочей силы
наблюдается в цветной металлургии , рыбной , лесной ,деревообрабатывающей и
целлюлозно-бумажной промышленности , т. е. в отраслях специализации. В целях
закрепления кадров на Дальнем Востоке предусмотрены ускоренное жилищное
строительство , укрепление службы быта и расширение сети социально-культурных
учреждений и предприятий.
Ведущее место среди отраслей рыночной специализации
Дальневосточного района принадлежит цветной металлургии. В последние годы она
особенно быстрыми темпами развивалась в Республике Саха и Хабаровском крае.
Цветная металлургия представлена добычей олова , ртути , полиметаллов ,
вольфрама , мышьяка.
Наибольший удельный вес по запасам олова
принадлежит Республике Саха , где осваивается крупнейшее Депутатское месторождение.
Введены в действие рудники Фестивальный и Перевальный , строится обогатительная
фабрика в Горном. Построены оловянный комбинат в Хрустальном (Приморский край)
и комбинат “Солнечный” по добыче олова (Хабаровский край).
Получила развитие свинцово-цинковая промышленность
, сосредоточенная в Приморском крае , производящая свинцово-цинковые
концентраты и свинец. В настоящее время осваиваются новые крупные месторождения
свинцово-цинковых руд - Вознесенское и Николаевское. В Магаданской области и
Приморском крае добывается вольфрам.
Быстро растет алмазодобывающая промышленность.
Построены два крупных горно-обогатительных комбината “Мир” и “Айхал” , строится
новый комбинат.
К ведущим отраслям рыночной специализации района
относится рыбная промышленность. По улову рыбы Дальнему Востоку
принадлежит первое место среди экономических районов России. Важную роль играет
район в китобойном и крабовом промыслах.
Главными районами рыболовства и морского промысла
являются Охотское , Японское и Берингово моря и восточная часть Тихого океана.
В последние годы промысловые суда Дальнего Востока ведут добычу рыбы также в
водах Индийского океана и южной части Тихого океана. Рыболовецкий флот оснащен
первоклассной техникой. Введены в действие плавучие рыбоперерабатывающие заводы
, китобойные флотилии. Возникли крупные центры рыбопереработки -
Петропавловск-Камчатский , Усть-Камчатск , Невельск , Холмск , Корсаков ,
Южно-Курильск , Находка , Николаевск-на-Амуре , Охотск и др. Построены
холодильные комбинаты , крупнейшие из них находятся в Петропавловске-Камчатском
и Комсомольске-на-Амуре.
Производственные связи рыбной промышленности
Дальнего Востока
Отраслями рыночной специализации являются также лесная
, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность. Район имеет
значительный удельный вес в вывозе древесины , производстве пиломатериалов ,
бумаги, целлюлозы и древесно-волокнистых плит. Лесная промышленность развита в
основном в Хабаровском и Приморском краях и в Амурской области. Центры
лесопиления - Имен , Лесозаводск , Благовещенск , Свободный , Хабаровск ,
Комсомольск-на-Амуре , Амурск , Хор , Бикин и др. Производство фанеры создано
во Владивостоке и Биробиджане , мебели - в Благовещенске , Хабаровске ,
Владивостоке , Биробиджане , спичек - в Благовещенске , целлюлозно-бумажная
развита на Сахалине (Углегорск , Поронайск и др.).
Машиностроение имеет разнообразную структуру
, однако ведущими его отраслями являются судоремонт и производство
энергетического оборудования. Машиностроительные заводы производят дизели ,
мостовые краны , судовые механизмы , литейное оборудование , металлорежущие
станки , приборы , инструменты и т. д. Один из крупнейших машиностроительных
центров - Хабаровск. Судоремонт развит в Николаевске-на-Амуре ,
Петропавловске-Камчатском , Владивостоке , Находке , а речное судостроение - в
Благовещенске.
Сельскохозяйственное машиностроение размещается в
городе Свободном (Амурская область). В Благовещенске построен завод
“Амурэлектроприбор” , во Владивостоке - завод инструментов и другие заводы , в
Хабаровске работает завод “Дальдизель”, в Комсомольске-на-Амуре - завод
подъемно-транспортного оборудования , в Биробиджане - “Дальсельмаш”.
Далее рассмотрим отрасли , дополняющие
территориальный комплекс :
Топливная промышленность представлена
добычей угля , нефти и природного газа.
Черная металлургия пока еще развита
недостаточно. В районе имеется завод передельной металлургии - “Амурсталь” в
Комсомольсе-на-Амуре , работающий на металлоломе. Посторен второй передельный
металлургический завод.
Легкая промышленность Дальнего Востока
представлена текстильной , швейной , трикотажной , кожевенно-обувной и другими
отраслями , предприятия которых размещены в основном в средних и крупных
городах.
Помимо развития основной отрасли пищевой
промышленности - рыбной , на Дальнем Востоке созданы и другие отрасли :
мукомольная , крупнейшим предприятием которой является Хабаровский
мелькомбинат; мясная, имеющая крупные мясокомбинаты в Благовещенске ,
Хабаровске , Комсомольске-на-Амуре , Биробиджане ; маслобойно-жировая (сырьем
для которой служит соя), представленная масложирокомбинатами в Хабаровске и
Уссурийске.
Агропромышленный комплекс. Важной отраслью района является сельское хозяйство.
Ведущее место в сельском хозяйстве занимает производство зерна , сои и
малотранспортабельных продуктов для местного потребления. Сельскохозяйственные угодья
расположены преимущественно на юге (Амурская область , Хабаровский и Приморский
края , южные районы Республики Саха).
Основное место в посевах занимают зерновые культуры
, прежде всего яровая пшеница , а также ячмень , озимая рожь , овес. На юге Приморского
края значительны посевы риса. Главная техническая культура - соя. Развивается
овощеводство закрытого грунта , особенно на Камчатке , где для выращивания
овощей используются горячие подземные воды. Большие площади отведены под
кормовые культуры и многолетние травы , что создает устойчивую кормовую базу
для животноводства. Развито животноводство преимущественно на юге. Особое место
принадлежит оленеводству. На севере , где расположены обширные пастбища ,
разводят северных оленей , а на юге , в Приморье , развито пантовое
оленеводство. Большое значение приобрело пушное звероводство , созданы
зверофермы , зверопитомники и совхозы. В лесах насчитывается более 40 видов
ценных пушных зверей.
Транспорт и экономические связи. Хозяйственное развитие района в огромной степени
зависит от ускоренного развития транспорта , так как редкая заселенность
требует активного функционирования внутрирайонных связей , основанных на тесном
взаимодействии различных видов транспорта.
В Дальневосточном районе представлены все
существующие виды транспорта , но основную роль играет железнодорожный. На его
долю приходится до 80% перевозимых грузов.
Начало активного транспортного освоения южной части
района связано с прокладкой в 19-ом веке Транссибирской магистрали. За последнее
время Транссибирская магистраль “обросла” боковыми линиями , иногда являющимися
подъездными витками к лесозаготовительным базам , но в ряде случаев имеющими
самостоятельное значение : до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре) ,
до Находки и Посьета.
Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего
Востока связано с Байколо-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой
магистрали Россия получила выход на Тихоокеанское побережье и возможность
освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Кроме
широтной магистрали БАМ включают и дорогу от Транссибирской магистрали через
Тынду , Беркакит , Томмот , Якутск - “Малый БАМ” , а также ряд линий ,
соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской.
В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные
перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом.
Плавание в суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоколов. к
Северному морскому пути примыкает река Лена , образующая транспортную перемычку
между железнодорожной магистралью и морским путем вдоль берегов Северного
Ледовитого океана. Совершенно иной режим работы морского транспорта
Тихоокеанских морей. Практически круглый год осуществляются внутрирайонные и
международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Главными грузами в перевозках
по Дальневосточному району являются лес , уголь , строительные материалы ,
нефть , рыба и продовольственные товары . Крупнейшие порты этих морей Тикси ,
Ванино , Петропавловск-Камчатский , Нагаево (Магадан) , Владивосток , Находка ,
Советская Гавань.
Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в
районах , оторванных от других транспортных путей , значение автотранспорта
велико. Для дальних перевозок есть несколько крупных автомагистралей , например
, с юга в Республику Саха ведет дорога Невер - Алдан - Якутск. Самая северная
дорога проходит от Якутска до Магадана. Помимо автомагистралей на севере района
есть множество автозимников и дорог местного значения. Более развита сеть
автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.
Огромно для Дальнего Востока значение воздушного
транспорта , как для связей с другими районами России , так и для
внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и
вертолетами осуществляются связи с труднодоступными районами. На огромных
пространствах севера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта
сохраняется олений транспорт.
Анализируя потоки грузов Дальневосточного района ,
необходимо отметить что район получает больше грузов , чем вывозит. Основной
объем перевозок приходится на железные дороги. Доля транспортных расходов в
себестоимости дальневосточной продукции выше , чем в других районах. Это
связано с тем , что большая часть грузов привозится издалека. В вывозе Дальнего
Востока преобладают рыбопродукты , лес и пиломатериалы , концентраты руд
цветных металлов. Однако в последние годы возрос уровень комплексности развития
района , появились новые промышленные предприятия , развиваются сопутствующие и
обслуживающие отрасли , сфера услуг , что сказалось на структуре грузооборота.
Так , усиление международной торговли , развитие
рыбной промышленности потребовали развития судоремонта и судостроения , что в
свою очередь дало толчок к развитию машиностроения , энергетической промышленности
и интенсивному освоению местных топливно-энергетических ресурсов.
В условиях перехода к рынку одним из наиболее узких
мест дальневосточной экономики являются все возрастающая напряженность
топливно-энергетичес-кого баланса. Добыча угля за 1993 год сократилась на 3% по
сравнению с 1992 годом. Основным направлением топливно-энергетического
комплекса Дальнего Востока станет ускоренное развитие нефтегазовых
месторождений присахалинского шельфа при техническом содействии Японии. Сильное
отставание произошло и в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной
промышленности. В результате недостатка древесного сырья сокращено производство
пиломатериалов в Приморском и Хабаровском краях. Значительно сокращен выпуск
заменителей деловой древесины на предприятиях Приморского края. В Хабаровском
крае значительно снизилось производство маргариновой продукции ,на Камчатке и в
Магаданской области - кондитерских изделий на 40%, в Корякском и Чукотском
автономных округах - мяса. Сократили в регионе и улов рыбы. Спад производства
имеет место и в других отраслях промышленности.
Найболее перспективным направлением экономики
Дальнего Востока является реализация сложившегося потенциала отраслей тяжелой
индустрии , в том числе конверсируемых предприятий. Дальний Восток насыщен
предприятиями военно-промышленного комплекса. В соответствующей продукции
российской промышленности и разработанных в недрах оборонного комплекса
технологиях “двойного назначения” весьма заинтересованы дальневосточные соседи
России.
Условиями успешного перехода к рынку
Дальневосточного региона России являются :
·
дальнейшее разгосудаствление
экономики района;
·
создание рыночной инфраструктуры;
·
устранение перечисленных и других
факторов , препятствующих развитию промышленности.
На Дальнем Востоке в настоящее время существуют три
свободные экономические зоны : “Находка” , “Большой Владивосток” , “Сахалин”.
Экологические проблемы Дальнего Востока
очень серьезны. В их числе : лесные пожары , последствия тайфунов и
землетрясений , наводнения , крушения нефтиналивных танкеров , аварии на
нефтегазопромыслах и других промышленных объектах , умышленный сброс в реки и
моря , а также в атмосферу вредных отходов производства.
Для решения проблем в регионе создано НПО “Экопрос”
, разрабатывающее и внедряющее , в частности , концепцию
инженерно-экологического обеспечения безопасности присахалинского шельфа в
местах освоения месторождений нефти и газа.
Огромную территорию Дальневосточного района по уровню
экономического развития можно разделить на три зоны : южную , среднюю и
северную.
В южную зону интенсивного развития входят
Приморский край , южные части Хабаровского края , Амурской и Сахалинской
областей. Это наиболее развитая в экономическом отношении часть Дальнего
Востока. Основу хозяйства южной зоны составляют море- , лесо- и
горнопромышленные комплексы. В настоящее время идет развитие по пути сочетания
ведущих отраслей промышленности с обслуживающими отраслями и сельским
хозяйством.
В состав средней зоны входят северные районы
Хабаровского края , Амурской и Сахалинской областей , южная часть Республики
Саха. Для этой зоны характерны сравнительно высокие темпы развития. Главная
специализация - добывающая промышленность , а обслуживающие отрасли развиты
слабо. Ее экономической осью является Байкало-Амурская магистраль , которая
внесла большие изменения в территориальную структуру хозяйства данной зоны :
идет формирование промышленного пояса района. Основными задачами хозяйственного
освоения зоны кроме строительства второго выхода на Дальний Восток являются
разработка новых месторождений полезных ископаемых и создание в районе БАМа
потенциала для освоения северной части района. С экономическим освоением зоны
Байкало-Амурской магистрали связано формирование Южно-Якутского и
Комсомольского ТПК.
Южно-Якутский ТПК формируется на юге Республики
Саха на базе разнообразных полезных ископаемых. В бассейне реки Алдан к северу
от Станового хребта (в 80-100 км) и недалеко от южно-якутских высококачественных
железных руд находится Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Здесь разведаны
Чульмаканское , Нерюнгринское и другие месторождения. Мощность пласта на
Нерюнгринском месторождении превышает 50 метров. На Чульмаканском месторождении
пласты угля имеют горизонтальное простирание. В Южно-Якутском бассейне введена
в эксплуатацию шахта производительностью 6 миллионов тонн угля в год.
Вблизи угольного бассейна находится Алданский
железорудный бассейн с содержанием железа в руде до 42%. Наиболее изученными являются
месторождения Таежное , Пионерское , Сиваглинское , запасы которых составляют
2,5 млрд. тонн.
В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны
магнетитовые кварциты. Это дает возможность создать в перспективе крупную базу
для черной металлургии на Дальнем Востоке.
В зоне Южно-Якутского минерального комплекса
выявлены значительные месторождения апатитов , большие залежи слюды , корунда ,
сланцев и других полезных ископаемых.
Выход якутским углям на БАМ и к Сибирской
магистрали дает новая железная дорога БАМ - Тында и ее продолжение на Беркакит.
Высококачественные коксующиеся угли Южно-Якутского бассейна значительным
объемом будут поступать в южные районы Дальнего Востока на металлургические
заводы и экспортироваться в Японию. Для их вывоза в Японию в бухте Врангеля
построена первая очередь нового крупного порта - Восточный.
В дальнейшем кроме угольных предусмотрено
вовлечение в эксплуатацию железорудных ресурсов района с тем , чтобы в
перспективе создать здесь сырьевую базу для черной металлургии полного цикла.
Сельское хозяйство имеет очаговый характер.
В северной зоне Дальнего Востока очаговое развитие
характерно не только для сельского хозяйства , но и для промышленности. Более
интенсивно развиты добывающие отрасли на основе выборочного использования
полезных ископаемых. В северной зоне можно выделить несколько промышленных
очагов, в которых наряду с отраслями специализации развивается производственная
инфраструктура. Алданское , Мирненский , Магаданский , Вилюйский , Билибинский
из мелких пунктов с горно-рудной промышленностью превращаются в
территориально-производственные узлы лесной , пищевой промышленнос-тью ,
машиноремонтом , рыбным и охотничьим промыслами.
Анализ территориальной структуры Дальневосточного
района показал , что масштабы и структура промышленности района характеризуются
большими различиями и свидетельствуют о неравномерности размещения
промышленности. Большие изменения в территориальную структуру района внесли
строительство Байкало-Амурской магистрали и создание новых территориально-производственных
комплексов.
Дальний Восток имеет достаточно развитые
межрайонные и международные экономические связи. Особенно велика его роль во
внешнеторговых связях со странами Тихоокеанского бассейна. Десятки стран осуществляют
торговые операции через территорию района , и его экспортные функции имеют
исключительное значение. Более половины грузов , ввозимых в районы из
зарубежных стран , проходит транзитом в западном направлении.
Развитие внешнеторговых связей влечет за собой
улучшение транспортной системы района , экономических показателей работы ,
совершенствование структуры грузооборота и межрайонных транспортных связей.
Если до недавнего времени ввоз грузов на Дальний
Восток в четыре раза превышал их вывоз , то сейчас структура меняется.
Грузооборот растет очень высокими темпами , причем вывоз возрастает быстрее ,
чем ввоз. Это свидетельствует о повышении эффективности хозяйственного
комплекса района.
Совершенствование структуры хозяйства
Дальневосточного района связано с дальнейшим освоением зоны Байкало-Амурской
магистрали , формированием Южно-Якутского и Комсомольского ТПК , развитием
внешнеторговых транспортных связей (в том числе и контейнерных перевозок между
странами Тихоокеанского бассейна и Европы) , обеспечением населения района
сельскохозяйственной продукцией , развитием социальной инфраструктуры ,
решением экологических проблем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Алексеев А.И., Николина В.В.
География: население и хозяйство России. — М., 1996.
2.
Даринский А.В. и др. География
России. — М., 1993.
3.
Морозова Т.Г. и др. Региональная
экономика. — М., 1996.
4.
Страны и народы: Научно-популярное
и этнографическое издание: В 20т. — М., 1975-1985.
5.
Андрей Иванов, Остров сокровищ. —
Новое Время, — 1996, №7.