Финансовая система Швеции
Финансовая система Швеции
Финансовая система любого
государства включает в себя следующие звенья:
1.
Государственный бюджет;
2.
Местные бюджеты;
3.
Государственный кредит;
4.
Специальные государственные фонды;
5.
Государственное страхование;
6.
Финансы предприятий.
Рассматривая
финансовую систему Швеции необходимо отметит, что она имеет свои особенности.
1.
ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА И
МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ШВЕЦИИ
Политическая власть в Швеции принадлежит
правительству и партиям, входящим в него. В настоящее время в него входит 21
министр. Законодательная власть в Швеции принадлежит однопалатному парламенту –
риксдагу, избираемому населением на 3 года путем прямого голосования на основе
пропорционального представительства. В риксдаге имеется президиум, состоящий
из председателя (тальмана) и трех его заместителей, и не менее 15 комитетов, в
том числе конституционный, бюджетно-финансовый, налоговый, а остальные
соответствуют областям деятельности министерств.
Риксдаг заседает с
октября по май. Проект бюджета на очередной финансовый год, начинающийся с
июля, представляется в январе, а в апреле утверждается с дополнениями. В
Швеции два уровня местных органов власти: страна состоит из 24 лэнов (губерний)
и 284 коммун (низовых административно-территориальных единиц). В каждом лэне
имеется местный региональный выборный орган – ландстинг, в компетенцию
которого входит обложение местными налогами, организация здравоохранения,
некоторые виды образования и другие вопросы. Ландстинг разрабатывает проект и
принимает бюджет лэна. В каждой коммуне также работает выборный орган местного
самоуправления – совет коммуны, ведающий вопросами местного налогообложения и
организующий всестороннее обслуживание населения (школы, дошкольные учреждения,
коммунальные услуги, дорожное и жилищное строительство, культурное
обслуживание, организация досуга, забота о пенсионерах).
Таблица 1
Доходы Государственного бюджета Швеции
в % к национальному доходу[1]
Период
Страна
|
1951-
1955
|
1956-
1960
|
1961-
1965
|
1966-
1970
|
1971-
1975
|
1976-
1980
|
1981-
1985
|
1980-
1990
|
1990-
1995
|
ШВЕЦИЯ
|
33
|
37
|
45
|
50
|
55
|
64
|
66
|
68
|
74
|
Таблица 2
Структура государственных расходов в Швеции
(среднегодовые показатели по пятилетным планам)[2]
|
1971-1975гг
|
1976-1980гг
|
1981-1986гг
|
1986-1990гг
|
|
Млрд.
Долл.
|
%
|
Млрд.
Долл.
|
%
|
Млрд.
Долл.
|
%
|
Млрд.
Долл
|
%
|
Общая
сумма
Расходов
|
18,0
|
100,0
|
42,0
|
100,0
|
100,0
|
110,0
|
100,0
|
1.
Капвложения
|
1,9
|
10,7
|
2,9
|
7,0
|
4,5
|
5,1
|
6,6
|
6,0
|
2.
Тек. Расходы
|
16,1
|
83,3
|
39,1
|
93,0
|
68,5
|
93,9
|
103,4
|
94,0
|
А)
военные
|
1,2
|
6,9
|
2,2
|
4,9
|
3,1
|
4,2
|
4,2
|
3,8
|
Б)
Госаппарат
И
полиция
|
1,2
|
6,7
|
2,5
|
5,9
|
4,3
|
5,9
|
6,3
|
5,7
|
В)% и
выплаты
По
гос.долгу
|
0,8
|
4,5
|
2,2
|
4,9
|
8,2
|
11,2
|
13,8
|
12,5
|
Г)
Образование
|
2,0
|
11,0
|
3,9
|
9,2
|
6,5
|
8,9
|
9,7
|
8,8
|
Д)Здраво-охранение
|
2,1
|
11,6
|
4,7
|
11,2
|
8,2
|
11,3
|
12,2
|
11,1
|
Е)Прочие
соц.
Услуги
|
9,4
|
4,3
|
10,2
|
8,0
|
10,9
|
11,8
|
10,7
|
Ж)Ден.
Выплат населению
|
4,7
|
25,9
|
11,0
|
26,2
|
20,1
|
27,6
|
33,5
|
30,4
|
Центральное
правительство оказывает решающее воздействие на экономику страны посредством
различных экономических инструментов. Основной их них – государственный бюджет.
В Швеции более 50%
государственных расходов составляют трансфертные платежи, т.е. перевод доходов
в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том числе пенсии,
жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и промышленные субсидии.
Сюда также входят выплаты государством процентов по государственному долгу. Они
идут в пенсионные фонды, а также предприятиям и банкам, купившим
государственные ценные бумаги.
Оставшиеся после вычета
трансфертных платежей их общих государственных расходов средства составляют
государственное потребление и инвестиции. На государственное потребление
приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе почти 2/3 потребляется в
коммунах. Речь идет, например, о здравоохранении, образовании и государственной
администрации. Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты
государственных служащих – медицинских работников, учителей и др. Остающиеся
10% - государственные капиталовложения[3].
2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
Развитие шведской
системы налогообложения типично для западных стран с открытой экономикой.
Анализ системы налогообложения в Швеции позволяет выделить ее основные
тенденции:
-
стабильность и предсказуемость (неизменность в течение ряда лет общих
правил взимания налогов);
-
высокая развитость регулирующей системы;
-
постоянная ориентация государства на поддержание
структурно-воспроизводственного равновесия;
-
гибкость, избирательность с точки зрения целенаправленности комплекса
льгот и санкций на реализацию общих целей социально-экономической политики;
-
подвижность, “чувствительность” к изменениям в формировании доходов и
других объектов налогообложения;
-
восприимчивость к изменению политических и социальных требований
развития общества;
-
постоянная противоинфляционнная направленность;
-
эластичность видов налогов и ставок в зависимости от состояния денежного
обращения;
-
всеохватность налогов и ставок, поскольку все виды денежной,
имущественной и даже натуральной собственности выступают объектами
налогообложения.
В Швеции государственный
сектор, т.е. центральное правительство и местные органы власти (коммуны и
правления лэнов), отвечает за разнообразные услуги, включающие образование,
меры политики на рынке труда и промышленную политику, здравоохранение, пенсии и
другое социальное страхование, заботу о пожилых, охрану окружающей среды и
т.п. Поэтому налоги в Швеции весьма высоки (в 198 году они составляли 56,5%
ВВП, в том числе 25,3% - прямые, 14,7% - косвенные и 16,5% - на социальное
страхование, и по этому показателю Швеция занимает первое место в мире), однако
большая часть этих средств возвращается к налогоплательщикам в виде
трансфертных платежей и государственных услуг[4].
Налоговая система в Швеции включает прямые и косвенные налоги и взносы.
Основные прямые налоги – национальный (государственный) и местный
(коммунальный) подоходные налоги, государственный налог на капитал (собственность),
налог на наследство и дары. Кроме того, существует развитая система взносов с
предпринимателей на социальное страхование, охватывающая пенсии, пособия по
болезни и т.д.
Косвенные налоги,
полностью поступающие государству, включают налог на добавленную стоимость и
различные торговые и акцизные налоги по отдельным товарам. Риксдаг определяет
как государственные, так и коммунальные налоги. Однако местные власти вправе
сами устанавливать налоговые ставки в своих коммунах и лэнах.
Шведские акционерные компании
и экономические ассоциации (в основном кооперативы) облагаются государственным
пропорциональным подоходным налогом в размере 52%.
Показателен подход к
структуре налогов. Доминирующую роль в ней занимают налоги на личные доходы,
имущество, а также налоги на товары в виде акциза и налога на добавленную
стоимость. 88% составляют налоги на доходы, из которых 41% - это налоги на
товары и услуги (косвенный налог на добавленную стоимость), 28% - налоги на
личные доходы и 5% - на имущество[5].
Национальный подоходный
налог имеет прогрессивные ставки о 5 до 45%. С 1991 года этот налог в размере
20% выплачивается с доходов, превышающих 170 тыс. крон. Напротив, местный
подоходный налог - пропорциональный, но его уровень различается по коммунам
(в среднем 17%) и лэнам (свыше 13% в среднем); 1.1% идет церкви. В среднем в
1991 году он составлял 31,16%. В сумме эти два налога не могут превышать 72%[6].
Проблема взаимодействия
различных уровней налоговых отношений решается установлением такого порядка
отчислений, при котором налоги на доход и недвижимость в подавляющем
большинстве поступают в местные бюджеты, а в центре аккумулируются лишь
специальные целевые поступления со строго определенными направлениями их
расходования. Разграничение полномочий центра и местных бюджетов основывается,
с одной стороны, на обеспечении целевого финансирования приоритетных
социально-экономических и структурно-воспроизводственных программ
общегосударственной, общенациональной значимости, с другой – на поддержании
автономности, независимости отдельных территорий и максимальной ориентации их
финансовой политики на удовлетворение местных, региональных потребностей.
Характерная черта
бюджетной налоговой системы Швеции – ее социальная направленность. 60% всех
расходов бюджета используется на здравоохранение, социальное обеспечение,
образование и культуру. В результате сегодня в стране выравнены текущие доходы
населения; обеспечен высокий уровень социального обеспечения граждан, особенно
пенсионеров, инвалидов; высока экспортная способность шведских компаний; они
занимают прочное место на мировом рынке. Удельный вес Швеции в мире по
численности занятого населения составляет –0,2%, по расходам на
научно-технические разработки – 1,5%, по объему производства продукции – 1%, в
том числе машиностроения – 2%, по экспорту машиностроительной продукции – 3%.
Используя механизм
бюджетного перераспределения доходов, государство не столько способствует
снижению степени неравенства уровней доходности различных групп населения,
сколько выравниванию уровней текущего потребления. Особенность заключается в
том, что центром решения социальных проблем является направление ресурсов на
повышение занятости населения. Из них ? расходуется на активную политику на
рынке труда и лишь ? на выплату пособий безработным, в то время как в других
странах меры в этой области сводятся к оказанию материальной помощи безработным
в форме пособий. В результате проведения активной государственной политики в области
рынка труда в Швеции самая высокая в мире занятость трудоспособного населения
(83-84%) и самый низкий уровень безработицы (1.6%).
Но, несмотря на
достижения 80-х годов в шведской экономике намечались некоторые негативные
тенденции. Темпы роста инфляции оказались на 2% выше, чем в странах – основных
конкурентах Швеции на мировом рынке. Резко подскочили затраты на рабочую силу,
возрос дефицит платежного баланса по текущим операциям. В то же время по темпам
роста ВНП и производительности труда Швеция заметно отставала от средних
показателей других государств. Нарастал процесс укачки капитала за границу. В
1988 году зарубежные инвестиции превысили объем вложений в национальную
промышленность. Многие секторы шведской экономики и непроизводственной сферы испытывали
нехватку рабочей силы.
Эти отрицательные
явления объясняются рядом причин, среди которых не последнюю роль сыграли
особенности налоговой политики. Как уже было сказано, налоговая система в
Швеции гораздо сильнее, чем в других странах, ориентирована на решение
социальных задач. Во-первых, она аккумулирует в руках государств средства,
необходимые для финансирования политики обеспечения полной занятости и широко
развитой системы социальных гарантий. Во-вторых, прогрессивное налогообложение
высоких доходов должно было обеспечить выравнивание уровня жизни различных
слоев населения, что является одним из программных тезисов правящей
социал-демократической рабочей партии. Занимая по уровню личного потребления на
душу населения с учетом предоставляемых бесплатно благ третье место после США и
Канады, Швеция демонстрирует наименьшую дифференциацию между низшим и высшим
уровнем потребления.
Реализация ряда
экономических и социальных программ потребовала дополнительных денежных средств
и, в конечном счете, вызвала существенный рост государственных расходов и
соответственно – усиление налогового пресса, что серьезно обострило финансовую
обстановку в стране. Масштабность участия государства в перераспределительном
процессе – особенность шведской финансовой системы по сравнению с другими
странами. Через государственный бюджет в Швеции в 80-е годы распределялось
66-68% национального дохода, в то время как в странах Западной Европы только
54%, а в Японии и США всего 33-35%.
Возросшие потребности
государства в денежных средствах в связи с расширением его функций не могли не
вызвать усиления фискальной функции налогов за счет как расширения налоговой
базы ранее установленных налогов, так и введения новых форм прямого и
косвенного налогообложения. В середине 80-х годов общий уровень налогообложения
достиг 50% ВНП, что гораздо выше соответствующего показателя в других странах:
США – 29%, Японии – 27%, ФРГ - 28%, Англии – 39%, Франции – 45%. К этому
времени в Швеции сложилась разветвленная налоговая система, охватывающая
доходы практически от всех видов деятельности физических и юридических лиц, а
также принадлежащее налогоплательщикам имущество, в какой бы форме оно не
выступало. В 1989 году суммарные поступления от налогов составили уже 56% ВНП
против 41% в среднем по странам ЕЭС, причем этот разрыв за последние два
десятилетия заметно увеличился – с 9,3 до 15%.
Наибольший удельный вес
в структуре налогов занимает подоходный налог – 19% ВНП, взносы на социальное
страхование предпринимателей – 13%, акцизы и налоги на потребление
соответственно – 5 и 7%, налог с корпораций – 2% ВНП[7].
Система налогообложения
доходов частных лиц и капитала была крайне неоднородна и предусматривала
дифференцированное налогообложение финансовых поступлений от имущества разного
типа. Так, налог на банковские депозиты и доходы по облигациям был чрезвычайно
большим. Дивиденды, полученные по котирующим акциям, облагались налогом по
высоким ставкам, тогда как доходы от прироста рыночной стоимости этих же акций
– по очень низкой. Действовало правило, согласно которому 100% дохода от
прироста рыночной стоимости акций в случае их продажи облагались налогом, если
акции находились в собственности менее двух лет, 40% дохода, если срок владения
превышал два года.
С 1 января 1991 года в
Швеции вступила в силу новая система налогообложения, одобренная парламентом
страны в июне 1990 года. Подготовка налоговой реформы заняла несколько лет и на
последнем этапе в основном велась в четырех специальных комитетах, занимавшихся
налогообложением доходов частных лиц, доходов корпораций, косвенными доходами и
корректировкой налоговой системы с учетом инфляции.
Основными целями
проведенной налоговой реформы были следующие:
-
устранить негативные социально-экономические последствия действовавшей
налоговой системы;
-
содействовать экономическому росту и повышению национального
благосостояния за счет стимулирования трудовой активности, повышения
мобильности на рынке труда и капитала;
-
создать условия для роста заработной платы без существенного увеличения
инфляции;
-
снизить налоговое бремя для всех категорий трудящихся при сохранении
общего объема поступлений в государственный и местный бюджет, достаточного для
поддержания высокого уровня социальной защищенности населения;
-
создать условия для равного налогообложения непосредственного трудового
дохода и различных категорий дохода на капитал;
-
ограничить рост потребления за счет заемных средств и стимулировать
накопление;
-
ограничить возможности высокооплачиваемых слоев населения уклоняться от
уплаты налогов путем “налогового планирования” и обеспечить равное
налогообложение лиц с равным уровнем доходов;
-
гармонизировать национальную налоговую систему с налоговыми системами
стран, входящих в ОЭСР, и прежде всего членов ЕС.
С января 1991 года почти
80% трудящихся, имеющих годовую зарплату менее 170 тыс. крон, прекратили
выплачивать государственный и платят только коммунальный (местный) налог. Для
доходов более 170 тыс.крон устанавливается ставка государственного подоходного
налога в размере 20%. Таким образом, для лиц со “сверхдоходами” максимальная
ставка подоходного налога снизилась с 72 до 50%, для среднеоплачиваемых
работников – с 40 до 30%, а для малооплачиваемых групп (с доходом менее 90
тыс.крон) благодаря сохранению необлагаемых налогом пособий фактическая ставка
подоходного налога составляет менее 24%.
Реформа системы
косвенных налогов в основном свелась к незначительному повышению размера налога
на добавленную стоимость и расширению выбора товаров и услуг, попадающих под
этот вид налогообложения. В дореформенный период этот налог, составляющий
23,46% номинальной цены, охватывал около 70% объема личного потребления.
Теперь он распространен на энергию, услуги парикмахерских, салонов красоты, контор
по управлению недвижимостью, использование средств связи и т.д., что должно
увеличить поступления в бюджет на 20 млрд. крон.
Налог на прибыль
акционерных компаний снижен с 57 до 30%. Ограничены возможности вывода из-под
налогообложения средств на уплату процентов и вознаграждение акционерам.
Отменена корректировка размера налогооблагаемого дохода корпораций на основе
переоценки стоимости товарно-материальных запасов. Выравнены налоговые условия
финансирования капиталовложений за счет собственных и заемных средств.
Корпорации получили право направлять часть прибыли в так называемый специальный
заемный фонд выравнивания налогов, формируемый в зависимости от размера
акционерного капитала.
3.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
Существующая в Швеции
экономическая система обычно характеризуется как смешанная экономика. В ее
основе лежат рыночные отношения на конкурентных началах с активным
использованием государственного регулирования, что составляет экономический
базис шведской модели. Под смешанной экономикой понимается сочетание,
соотношение и взаимодействие основных форм собственности в капиталистическом
рыночном хозяйстве Швеции: частной, государственной и кооперативной.
Важнейшая роль
государственного сектора в Швеции – аккумуляция и перераспределение
значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно
концепции шведской модели. Государственный сектор имеет два уровня владельцев:
центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень
иногда выделяется в коммунальную форму собственности.
Государственный сектор и
государственная собственность – разные понятия. Особенностью Швеции является
наибольшая разница в размерах среди развитых капиталистических стран. Под
государственной собственностью принято понимать предприятия, принадлежащие
государству полностью или частично (смешанная собственность). Удельный вес
государственной собственности в Швеции весьма низок. Напротив, по размеру
государственного сектора, который можно охарактеризовать как объем
вмешательства государства в экономическую жизнь, Швеция занимает среди
развитых капиталистических стран первое место.
Коммунальная
собственность весьма ограниченна и по закону разрешена в сфере коммунальных
услуг и жилищном строительстве.
Государственная
собственность принимает форму либо акционерных компаний, либо государственных
предприятий. Последние – принадлежащие государству компании со значительной
свободой действия в вопросах финансов и занятости. Решения в области цен
принимаются ими самостоятельно. Они должны покрывать издержки и приносить
прибыль на вложенный капитал.
В середине 1982 года на
денежный рынок Швеции был введен новый краткосрочный государственный инструмент
– векселя государственного долга. За первые 6 месяцев объем торговли достиг 37
млрд крон, и этот инструмент для финансирования государственного заимствования
привлек широкий спектр инвесторов среди нефинансовых компаний и институтов
рынка капиталов.
В последние годы
увеличилась и доля выплат по процентам по государственному долгу Швеции: с 7% в
1980 году до 9% в 1989 году (58 млрд. крон). Правда, государственный долг
стал снижаться (за 1986-1989гг. – с 631 до 600 млрд. крон, в том числе
иностранный – со 126 до 95 млрд. крон) в связи с исчезновением дефицита
бюджета. Если в 1982 году он составлял 13% ВВП (87 млрд. крон), то в 1988 году
было активное сальдо (впервые с 1962г)[8].
Основная часть
коммунальных расходов приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану
окружающей среды (около 30%), образование (около 21%), образование (около 21%),
электро- и водоснабжение (12%), досуг и культуру, транспорт и связь (по 5%).
Основные сферы расходов
ландстингов – здравоохранение, некоторые формы образования, помощь инвалидам и
поддержка сельского хозяйства, промышленности и торговли. На здравоохранение
приходится 75% всех расходов.
Основа шведской системы
социального страхования – различные виды социальных пообий, которые также
являются важным инструментом политики распределения. В 1988 году переводы из
сектора социального страхования домашним хозяйствам составили 109 млрд крон, в
том числе более 50% - пенсии. Всего же расходы сектора социального страхования
доостигли 134 млрд крон.
В 1988 году налоги и
взносы на социальное страхование, выплаченные государству, составили 340 млрд.
крон, или 90% всех доходов центрального правительства (все доходоы – 378 млрд.
крон). 50% этой суммы составляют косвенные налоги, 15% - взносы на социальное
страхование.
Для местных властей
основной источник финансирования (60%) – подоходные налоги. Государственные
трансферты коммунам в 1988 году составили 67 млрд крон, что соответствует 25%
доходов коммун (270 млрд крон), и являются дотациями коммунам с низкими
налогами, компенсацией потерь налогообложения, помощью и субсидиями на
инвестиции.
В секторе социальных
услуг взносы предпринимателей и трудящихся на социальное страхование – основной
источник доходов (всего 162 млрд крон), составивший 97 млрд. крон, или 60% в
1988 году.Доходы по процентам Всеобщего Пенсионного Фонда составили 35 млрд
крон.
Суммарные доходы
государственного сектора в 1988 году составили 706 млрд крон, которые на 64%
состояли из налогов, а активное сальдо государственного сектора – 39 млрд крон.
Бюджет коммун вселся с дефицитом в 6 млрд крон. Активное сальдо сектора
социального страхования – 28 млрд крон, а центрального правительства – 17 млрд
крон. Таким образом, активное сальдо всего государственного сектора составило
3% ВВП, а его финансовое положение заметно улучшилось с 1982 года.
Государственный сектор
наиболее развит в сфере услуг. В социальных услугах, составляющх половину сферы
услуг, доля государства – 92%, в том числе в здравоохранении – 91,9%,
образовании и НИОКР – 88,7%, социальном страховании – 98,2%. В целом же по
статистике на государство приходится 49% занятых в секторе услуг, а с учетом
государственных компаний – 56%[9].
Государственный сектор
важен для повышения эффективности экономики. Этому способствуют, например,
хорошее качество и низкие издержки на такие важные государственные услуги, как
транспорт и связь, система образования. В этом четко видно взаимодействие
частного и государственного секторов: рст доходов от первого используется через
налоговые и другие поступления в государственный бюджет для увеличения прежде
всего государственных услуг населению и частным экономическим агентам, что в
свою очередь способствует эффективности всей экономики, где основу составляет частный
сектор.
4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ
Швеция, избравшая
принцип всеобщего благосостояния, расширила государственный сектор экономики до
такого размера, что делает страну уникальной и в этой области: 1/3
самодеятельного населения занята в государственном секторе, что находит свое
отражение в исключительно высоких ставках налогообложения. Суммарные
государственные расходы, включающие как издержки на государственный сектор,
так и трансфертные платжи, составляют свыше 60% ВВП Швеции, что ставит ее на
первое место в мире. Можно охарактеризовать эту часть шведской модели как
социализацию основных потребностей, таких, как образование т здравоохранение.
Социальное страхование
составляет основной элемент шведской социальной политики благосостояния. Цель
системы социального обеспечения в Швеции, как это подчеркивается в официальных
документах, - обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при
оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости (всеобщее
страхование), в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной
причине (страхование от несчастных случаев на производстве) и безработицей
(страхование по безработице и помощь от рынка труда наличными). Окончательной
гарантией независимо от причины обращения считается пособие наличными,
известное как страховая помощь.
Система страхования
здоровья является прежде всего инструментом создания большего
социально-экономического равенства. Она дает возможность людям с низкими
доходами, нуждающимся в интенсивной медицинской помощи, получить медицинские
услуги на основе равенства с другими. Более того, система страхования
функционирует как финансовый инструмент и инструмент государственного
управления.
Система социального
страхования финансируется из государственных и местных налогов, налогов с
предпринимателей, трудящихся и работающих не по найиу, доходов по процентам и
вычетов из капитала из различных фондов. Главный источник (свыше 40%) – взносы
с предпринимателей, исчисляемые с суммы фонда заработной плат. Распределение
средств ведется через Конторы Социального Страхования.
В соответствии с
программой дополнительных служебных пенсий, введенной в 1960 году, был создан
Всеобщий пенсионый фонд, целью которого было возмещение ожидавшегося сокращения
частных сбережений. Предприниматели должны делать взносы в ВПФ за свох
работников. Эти взносы в 1960 году составляли 3% заработной платы и к 1981 году
выросли до 12,25%. К 1988 году эта доля снизилась до 10,6%.
Поскольку взносы и
доходы по процентам превышали выплаты средств из фонда, были аккумулированы
огромные резервы, составившие в 1988 году 310 млрд. крон. Поэтому ВПФ оказывает
решающее воздействие на рынок капиталов и держит около 1/3 общей суммы шведских
облигаций. 52% средств ВПФ размещено в жилищное строительство, 29% - в ценные
бумаги центрального правительства и 15% в частные облигации.
[1]
Картавцева Е.П. Социальные расходы капиталистических государств. –
Новосибирск: НГУ, 1991. – С.30.
[2]
Там же. – С. 36
[3]
Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. – М.:Мысль, 1991г – С.89
[4]
Швеция; Статистический сборник. – М.,1995 – С.13
[5]
Там же. – С.14
[6]
Волков А.М. Швеция сегодня, - М.:Мысль, 1992. - С.45
[7]
Волков А.М. Швеция сегодня. – М.: Мысль, 1992 – С.145
[8]
Швеция: Стат. Сборник. – М, 1995. – С.18
[9]
Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. – М.: Мысль, 1991. – С.64