Создание и использование электронных учебных изданий в учебном процессе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    798,59 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Создание и использование электронных учебных изданий в учебном процессе

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Постановка задачи

. Теоретическая часть

.1 Концепция развития образовательных электронных изданий и ресурсов

.1.1 Издания и ресурсы

.1.2 Новые педагогические инструменты

.1.3 Уровень интерактивности

.2 Основные этапы разработки электронного учебника

Заключение

Список используемых источников

ВВЕДЕНИЕ

Электронный учебник (даже самый лучший) не может и не должен заменять книгу. Так же как экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и электронный учебник принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения. И так же как просмотр фильма не заменяет чтения книги, по которой он был поставлен, так и наличие электронного учебника не только не должно заменять чтения и изучения обычного учебника (во всех случаях мы подразумеваем лучшие образцы любого жанра), а напротив, побуждать учащегося взяться за книгу.

Под электронным учебником понимается образовательный информационный ресурс, создание, распространение и использование которого возможно только с использованием современных информационных технологий.

Именно поэтому для создания электронного учебника недостаточно взять хороший учебник, снабдить его навигацией (создать гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. Электронный учебник не должен превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как его функция принципиально иная.

Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.

Текстовая составляющая должна быть ограничена - ведь остаются обычный учебник, бумага и ручка для углубленного изучения уже освоенного на компьютере материала.

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Необходимо разработать модуль электронного учебного издания на тему «Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы» Данный учебник содержит 916 страниц. Содержит множество иллюстраций и таблиц. Издание предназначено для студентов, аспирантов и технических специалистов, которые хотели бы получить базовые знания о принципах построения компьютерных сетей, понять особенности традиционных и перспективных технологий локальных и глобальных сетей, изучить способы создания крупных составных сетей и управления такими сетями.

2. Теоретическая часть


Использование сложившегося на сегодняшний день многообразия форм и средств информатизации образования должно быть нацелено на достижение максимальной дидактической эффективности процесса обучения. Вместе с тем, наибольший дидактический эффект может быть достигнут только при комплексном использовании отдельных средств современных информационных и телекоммуникационных технологий на различных видах занятий в информационно-поисковой, экспериментально-исследовательской и самостоятельной учебной деятельности, а также деятельности обучаемых по обработке информации, представлению и извлечению знаний.

Практическая реализация комплексного использования возможностей средств ИКТ в учебном процессе может быть достигнута за счет разработки и применения многофункциональных образовательных электронных изданий (ОЭИ), представляющих собой как все ранее известные программные средства учебного назначения, так и новейшие разработки, соответствующие передовому мировому уровню.

Основными дидактическими целями использования подобных ОЭИ в обучении являются сообщение сведений, формирование и закрепление знаний, формирование и совершенствование умений и навыков, контроль усвоения и обобщение.

·              Многофункциональные ОЭИ позволяют:

o     организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

o     применять весь спектр возможностей современных информационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;

o     использовать в учебном процессе возможности технологий мультимедиа, гипертекстовых и гипермедиа систем;

o     диагностировать интеллектуальные возможности обучаемых, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию;

o     управлять обучением, автоматизировать процессы контроля результатов учебной деятельности, тренировки, тестирования, генерировать задания в зависимости от интеллектуального уровня конкретного обучаемого, уровня его знаний, умений, навыков, особенностей его мотивации;

o     создавать условия для осуществления самостоятельной учебной деятельности обучаемых, для самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;

o     работать в современных телекоммуникационных средах, обеспечить управление информационными потоками.

.1.1 Издания и ресурсы

Основными видами компьютерных средств учебного назначения, которые могут рассматриваться как компоненты ОЭИ, являются: сервисные программные средства общего назначения,

·              программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся,

·              электронные тренажеры,

·              программные средства для математического и имитационного моделирования,

·              программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий,

·              информационно-поисковые справочные системы,

·              автоматизированные обучающие системы (АОС),

·              электронные учебники (ЭУ),

·              интеллектуальные обучающие системы (ИОС),

·              средства автоматизации профессиональной деятельности (промышленные системы или их учебные аналоги).

.1.2 Новые педагогические инструменты

Всего их пять:

• интерактив;

• мультимедиа;

• моделинг;

• коммуникативность;

• производительность.

Моделинг - имитационное моделирование с аудио - визуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов, то электронный образовательный ресурс вместо описания в символьных абстракциях сможет дать адекватное представление фрагмента реального или воображаемого мира.

Мультимедиа обеспечит реалистичное представление объектов и процессов, интерактив даст возможность воздействия и получения ответных реакций, а моделинг реализует реакции, характерные для изучаемых объектов и исследуемых процессов.

Четвертый инструмент - коммуникативность - это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса. С точки зрения ЭОР это, прежде всего, возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным на удаленном сервере, а также возможность on-line коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания.

Наконец, пятый новый педагогический инструмент - производительность пользователя. Благодаря автоматизации нетворческих, рутинных операций поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.

.1.3 Уровень интерактивности

Родс и Азбелл, Бент Б. Андерсен и Катя ван ден Бринк в своих работах о медиаобразовании указывают три типа интерактивности в мультимедийных технологиях.

Реактивное взаимодействие: пользователи проявляют ответную реакцию на предлагаемые им ситуации. Последовательность ситуаций жестко фиксирована, и возможности управления программой незначительны

Активное взаимодействие: пользователи контролируют программу, т. е. сами решают, в каком порядке выполнять задания и по какому пути следовать в изучении материала в рамках мультимедийного продукта.

пользователи контролируют программу, т. е.

сами решают, в каком порядке выполнять задания и по какому пути

следовать в изучении материала в рамках мультимедийного продукта.


.2 Основные этапы разработки электронного учебника

Мной были получены 101 страницы учебника (629-729) в формате DjView.

Рис. 1-Учебник в формате DjView

Для того чтобы представить данные страницы в формате txt, необходимо сделать следующее:

) При помощи программы Paint создаём изображение каждой странички формата jpeg

Рис. 2 - Представление страницы в Paint

2) Затем при помощи программы Fine Reader переводим каждую страничку из формата jpeg в формат txt

Рис.3 - Окно программы Fine Reader

электронный учебник образовательный

Теперь когда имеем документ в Microsoft Word, мы можем приступать к созданию документа html.Создадим его с помощью следующих тегов:

<!DOCTYPE HTML PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 3.2 Final//EN">

<HTML>

<HEAD>

<TITLE>Заголовок документа</TITLE>

</HEAD>

<BODY>

Текст документа

</HTML>

Далее для оформления текста в нашем электронном издании будем использовать каскадную таблицу стилей, где опишем оформление заголовков первого, второго, третьего и т.д. уровней, оформление абзацев, стиль текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, можно сделать выводы о том, что электронный учебник (даже самый лучший) не может и не должен заменять книгу. Так же как экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и электронный учебник принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения. И так же как просмотр фильма не заменяет чтения книги, по которой он был поставлен, так и наличие электронного учебника не только не должно заменять чтения и изучения обычного учебника (во всех случаях мы подразумеваем лучшие образцы любого жанра), а напротив, побуждать учащегося взяться за книгу.

Именно поэтому для создания электронного учебника недостаточно взять хороший учебник, снабдить его навигацией (создать гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. Электронный учебник не должен превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как его функция принципиально иная.

Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Вуль В.А. «Электронные издания» <http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook119/01/part-010.htm>

.        О.В. Зимина, А.И. Кириллов «Рекомендации по созданию электронного учебника» М.: Изд-во МЭИ, 2003 <http://openedu.tversu.ru/Anet/Dloaded3Mar05/%D0%A0%C2%A0%D0%A0%C2%B5%D0%A0%D1%94%D0%A0%D1%95%D0%A0%D1%98%D0%A0%C2%B5%D0%A0%D0%85%D0%A0%D2%91%D0%A0%C2%B0%D0%A1%E2%80%A0%D0%A0%D1%91%D0%A0%D1%91%20%D0%A0%D1%97%D0%A0%D1%95%20%D0%A1%D0%83%D0%A0%D1%95%D0%A0%C2%B7%D0%A0%D2%91%D0%A0%C2%B0%D0%A0%D0%85%D0%A0%D1%91%D0%A1%D0%8B%20%D0%A1%D0%8C%D0%A0%C2%BB%D0%A0%C2%B5%D0%A0%D1%94%D0%A1%E2%80%9A%D0%A1%D0%82%D0%A0%D1%95%D0%A0%D0%85%D0%A0%D0%85%D0%A0%D1%95%D0%A0%D1%96%D0%A0%D1%95%20%D0%A1%D1%93%D0%A1%E2%80%A1%D0%A0%C2%B5%D0%A0%C2%B1%D0%A0%D0%85%D0%A0%D1%91%D0%A0%D1%94%D0%A0%C2%B0/Reclama/OVZ_monogr1_t.htm> <http://openedu.tversu.ru/e-books/ebooks-p1.htm>

3.       Агеев В.Н. Электронная книга: Новое средство соц. коммуникации. М.: 1997.

4.       Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. М.: Юристъ, 1998. [10] Субботин М.М. Новая информационная технология: Создание и обработка гипертекстов. М., 1992

Похожие работы на - Создание и использование электронных учебных изданий в учебном процессе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!