Разработка шаблона типового сайта диссертационного совета

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,6 Мб
  • Опубликовано:
    2012-09-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка шаблона типового сайта диссертационного совета

Введение


Актуальность разработки шаблона типового сайта диссертационного совета СевКавГТУ, г. Ставрополь обусловлена тем, что процесс публикации информации о деятельности диссертационных советов в сети интернет занимает большие материальные и временные затраты.

Целью дипломного проекта является сокращение временных затрат ученых секретарей на распространение информации о деятельности диссертационных советов.

Дипломный проект состоит из введения, трех разделов, основной части пояснительной записки, заключения, библиографического списка и приложений.

В первом разделе пояснительной записки проводится результаты предпроектного обследования Северо-Кавказского государственного технического университета, г. Ставрополь. Выявляются проблемные ситуации, возникающие при функционировании университета, формулируются задачи дипломного проектирования.

Во втором разделе пояснительной записки рассмотрены вопросы реализации шаблона типового сайта диссертационного совета СевКавГТУ. При разработке базы данных для шаблона типового сайта диссертационного совета использовался фреймворк Django, а система была реализованы в среде программирования Aptana Studio 3. Производится обоснование требований к техническому обеспечению, гарантирующих нормальную работу типовых сайтов диссертационных советов СевКавГТУ.

В четвертом разделе был проведен расчет цены программного продукта (комплекс типовых сайтов диссертационных советов СевКавГТУ) и анализ экономической эффективности его использования.

В заключении рассмотрены основные итоги дипломного проектирования и намечены перспективные направления дальнейшего развития его темы.

1. Результаты предпроектного обследования ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский Государственный Технический Университет». Формулировка задач проектирования

шаблон сайт фреймворк диссертационный

1.1 Результаты предпроектного обследования

 

1.1.1 Объекты и методы проведения предпроектного обследования

В рамках темы дипломного проекта объектами обследования являются:

−    центр ИТ-инфраструктуры и телекоммуникаций СевКавГТУ;

−       организационно-функциональная структура СевКавГТУ;

−       организация документооборота СевКавГТУ.

Обследование учреждения производится путем опроса сотрудников центра ИТ-инфраструктуры и телекоммуникаций СевКавГТУ.

Основными целями выполнения предпроектного обследования являются:

−       изучение предметной области;

−    анализ проблемных ситуаций, возникающих при функционировнии действующих систем информирования о деятельности диссертационных советов СевКавГТУ.

 

1.1.2 Программа проведения обследования

Программа обследования ВУЗа представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Программа обследования учреждения

Наименование вопроса

Источник информации

Получатель информации

1

2

3

Общая характеристика

Директор ЦИТиТ

Проектировщик Марченко Ф.С.

Организационная структура

Аналогично

Аналогично

Цели деятельности

Аналогично

Аналогично

Наличие проблемных ситуаций в деятельности СевКавГТУ

Аналогично

Аналогично

Цели деятельности ЦИТиТ

Аналогично

Аналогично

Наличие проблемных ситуаций в деятельности ЦИТиТ

Аналогично

Аналогично

Наличие средств вычислительной техники и программного обеспечения в ЦИТиТ

Заместитель директора ЦИТиТ

Аналогично


В результате прохождения преддипломной практики были поэтапно изучены и проанализированы такие вопросы, как общая структура СевКавГТУ, организационная структура, цели его функционирования, документооборот.

 

1.1.3 Результаты предпроектного обследования и их анализ

Общая характеристика учреждения Северо-Кавказский государственный технический университет создан в 1971 году постановлениями Совета Министров СССР на базе филиала Краснодарского политехнического института в г. Ставрополе под наименованием Ставропольский политехнический институт, переименованного в Ставропольский государственный технический университет приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию. Ввиду того, что Ставропольский технический университет являлся одним из ведущих вузов региона, единственным по своему профилю на Северном Кавказе, приказом Министерства образования Российской Федерации он переименован в Северо-Кавказский государственный технический университет.

Полное наименование университета: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский государственный технический университет». Сокращенное наименование СевКавГТУ.

Место нахождения СевКавГТУ: Россия, Ставропольский край, г. Ставрополь, проспект Кулакова, дом 2. Почтовый адрес: Россия, 355029.

СевКавГТУ является государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования федерального подчинения. Университет реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по многим направлениям подготовки; осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Организационная структура. В структуру вуза входят: учебные, в том числе лицей-интернат для одаренных детей Ставропольского края, научные, научно-исследовательские, хозяйственные, производственные и вспомогательные структурные подразделения, пользующиеся по доверенности университета правомочиями юридического лица и действующие на основании положений, принятых Ученым Советом СевКавГТУ и утвержденных приказом ректора. Создание (ликвидация) структурных подразделений осуществляется самим университетом по решению Ученого совета. Структурному подразделению могут быть предоставлены по доверенности ректора полные или частичные правомочия юридического лица на срок не более трех лет. В доверенности указываются предоставленные структурному подразделению правомочия. Вопрос о досрочном прекращении действия доверенности или продлении ее на очередной срок решается ректором.

Функциональная структура. Управление в любой организации - это процесс взаимодействия между управляющей, управляемой системами (субъектом и объектом управления) и внешней средой. Управляющая система представляет собой совокупность тех органов и лиц, которые осуществляют целенаправленное воздействие с учетом информации о состоянии объекта управления и внешней среды. Управляемая система является тем объектом, на который направлены определенные управленческие воздействия с целью улучшения функционирования управляемого объекта, придания ему конкретных форм развития в интересах достижения намеченного результата [1].

Конкретная функциональная структура управления определяется в зависимости от сочетания двух основных типов руководства - линейного (ректор, проректора) и функционального (специализация глав отделов) [2].

При анализе процесса функционирования объекта ввиду его сложности производят, обычно, разбиение системы на части. Такое разбиение называется декомпозицией. Разбивать систему на части можно до тех пор, пока выделенный элемент не перестает выполнять в системе каких-либо функций.

В основу декомпозиции могут быть положены различные основания, например: временное, пространственное, информационное, функциональное и другие.

Лучше всего делить систему на подсистемы по функциональному признаку, то есть на основе выполняемых системой функций, а также существующей линейной структуры управления. Функциональная иерархия предполагает специализацию по отдельным функциям управления на всех уровнях этой иерархии [3].

В составе учреждения целесообразно выделить четыре области управления:

−       управление планированием;

−       управление учебным процессом;

−       управление обеспечением;

−       управление научной деятельностью.

Функциональные задачи и подзадачи организации представлены в таблице 1.2.

Рисунок 1.1 - Схема организационной структуры СевКавГТУ

Таблица 1.2 - Функциональные области и процессы в них протекающие

Номер и название функциональной области

Функциональные процессы

1. Управление планированием

1.1 Прогнозирование спроса на выпускаемых специалистов


1.2 Внесение изменений в сроки, периоды обучения, графики проведения экзаменов и зачетов


1.3 Составление требований к подготовке специалистов

2. Управление учебным процессом

2.1 Составление расписания занятий


2.2 Распределение нагрузки преподавателям


2.3 Разработка учебно-методических пособий


2.4 Организационно-воспитательная деятельность


2.5 Организация учебного процесса

3. Управление обеспечением

3.1 Управление кадрами


3.2 Управление материальными средствами


3.3 Делопроизводство

4. Управление научной деятельностью

4.1 Организация и планирование научно-исследовательских работ по инновационной деятельности и проведения фундаментальных и поисковых исследований


4.2 Организация семинаров, конференций


4.3 Создание наиболее благоприятных условий при подготовке специалистов и создании кандидатских и докторских диссертаций

Организационно-управленческая модель организации (таблица 1.3), представлена в виде таблицы-матрицы, в которой имеются следующие обозначения:

Х - полное участие в процессе;

/ - частичное участие в процессе;

- ответственность за выполнение процесса.

Таблица 1.3 - Организационно-управленческая модель ВУЗа

Функциональные области

Управление планированием

Управление учебным процессом

Управление обеспечением

Управление научной деятельностью

Ответственные лица

1.1

1.2

1.3

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

3.1

3.2

3.3

4.1

4.2

4.3

Проректор

×

0



×

×


×




×

×

×

Бухгалтерия










×





УМУ

×

×

×



/


×







Деканаты


/

/

×



×

0







Отдел кадров









×






Общий отдел











0




ЦИТиТ




/



×





/

/

/

НТЦ












0



Лаборатории














×

Кафедры


/

/


×

×

/

×







Диспетчерская




/











Цели функционирования. В результате проведенного обследования СевКавГТУ были выделены основные цели, средства их достижения и сформулированы критерии эффективности применяемых мер. Главной целью функционирования является подготовка высококвалифицированных специалистов для удовлетворения потребности общества в высококвалифицированных кадрах, разработка и внедрение результатов научных исследований, проведение семинар и научных конференций. Правильно построенное дерево целей в дальнейшем легко может быть преобразовано в план-график или диаграмму Ганта [4].

Данные по целям приведены в таблице 1.4. В таблице указаны подцели основанные на главной цели. Результатом объединения указанных целей является дерево целей, представленное на рисунке 1.2.

Таблица 1.4 - Цели деятельности ВУЗа, средства достижения и критерии оценки уровня достижения цели

Цель

Средства достижения

Критерий эффективности

1

2

3

Ц1 - улучшение качества образования

Ц11 - совершенствование учебно-технологической базы Ц12 - совершенствование научно-методической базы Ц13 - совершенствование программ обучения Ц14 - внедрение новых и улучшение существующих средств контроля качества образования Ц15 - поощрение лучших студентов Ц16 - подбор профессорско-преподавательского состава Ц17 - проведение работ по повышению квалификации специалистов

Проведение и победы в региональных, федеральных и международных олимпиадах, участие в конференциях, хозяйственно-договорных тематиках Увеличение количества договоров о проведении производственной практики и договоров о сотрудничестве с университетом сторонних организаций на 20%

Ц2 - выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проведение фундаментальных научных исследований

Ц21 - привлечение студентов и сотрудников университета к НИР Ц22 - стимулирование проведения НИР

Увеличение числа завоеванных грантов, проводимых научных хозяйственно-договорных тематик, внедренных результатов НИР,

Ц2 - продолжение

Ц24 - финансирование НИР Ц25 - сотрудничество с НИИ, КБ и сторонними организациями

количества публикаций и участий в научных конференциях

Ц3 - эффективная организация деятельности университета

 Ц31 - обеспечение университета необходимыми ресурсами и средствами Ц32 - совершенствование структуры управления университетом

Уменьшение затрат университета, управление и согласование обеспечивающей образовательный процесс деятельности

Ц4 - развитие социальной и материальной инфраструктуры университета

Ц41 - развитие жилищно-коммунального хозяйства Ц42 - рациональная организация труда и отдыха Ц43 - повышение благосостояния коллектива

Снижение текучести кадров на 15%


Результатом объединения указанных целей является дерево целей, представленное на рисунке 1.2.

Документооборот. Документооборот в ВУЗе, осуществляется в виде потоков документов между теми людьми, которые анализируют и производят информацию или принимают решения (ректор, главный инженер, специалисты и квалифицированные служащие) и пунктами технической обработки документов в учреждении (секретарь, канцелярия, архив).

Задача служб организации заключается в том, чтобы документы во время своего движения не терялись и вовремя поступали в очередные пункты обработки. Эта задача решается с помощью многолетним опытом выверенной и системы организации документооборота, которая изложена в нормативных документах [5].

Все внутренние документы регистрируются, размножаются секретарем (или в канцелярии) и направляются в структурные подразделения для исполнения.

Документы, поступающие из внешней среды, а также составляемые учреждением для использования подразделениями составляют внешний документооборот. Схема движения этих документов в учреждении отражена в таблице 1.5.

Рисунок 1.2 - Дерево целей ВУЗа

Определены следующие этапы обработки внутренних документов:

1.   Составляется служебная записка на имя председателя диссертационного совета с обоснованием необходимости актуализации информации в рамках комплекса типовых сайтов диссертационных советов от ученого секретаря диссертационного совета.

2.       Далее председатель диссертационного совета составляет служебную записку на имя проректора СевКавГТУ по НиИИД с просьбой о необходимости публикации информации в рамках комплекса диссертационных советов СевКавГТУ.

.        Затем проректор СевКавГТУ по НиИИД перенаправляет служебную записку на имя директора ЦИТиТ.

.        Далее директор ЦИТиТ отдает распоряжение на исполнение в службу технической поддержки комплекса диссертационных советов СевКавГТУ.

.        Служба технической поддержки передает данные учетной записи редактора типового сайта ученому секретарю диссертационного совета под личную роспись.

Наличие средств вычислительной техники и программного обеспечения. В процессе работы используется как системное, так и прикладное программное обеспечения, которые представляет собой комплекс программных средств общего и прикладного характера, необходимых для выполнения различных задач:

1.   Общее программное обеспечение (операционные системы, сервисные средства и утилиты, инструментальные средства разработки, тесты и техническое обслуживание).

2.       Общее программное обеспечение (операционные системы, сервисные средства и утилиты, инструментальные средства разработки, тесты и техническое обслуживание).

.        Прикладное программное обеспечение (офисные программы, коммуникационные программы, предметно-ориентированные программы).

Основными операционными системами на ПК является Linux и Windows 7. На серверах чаще всего используются операционные системы Linux дистрибутивов Debian и Suse.

Таблица 1.5 - Схема документооборота учреждения

Наименование документа

Ученый секретарь диссертационного совета

Председатель диссертационного совета

Директор ЦИТиТ

Сотрудник ЦИТиТ

Проректор

Служебная записка






Распоряжение






Задание






Извещение






Отчет









Таблица 1.6 - Технические характеристики ПК

Техническая характеристика или периферийное устройство

Условное обозначение


ПК1

ПК2

ПК3

ПК4

ПК5

ПК6

ПК7

Частота, процессора, ГГц

1,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

Оперативная память, Гбайт

512

2

2

2

2

2

2

Видеокарта

Nvidia

Nvidia

Nvidia

Nvidia

Nvidia

Nvidia

Nvidia

Жёсткий диск, Гбайт

60

320

320

320

320

320

320

Монитор

17″ LCD

17″ LCD

17″ LCD

17″ LCD

20″ LCD

20″ LCD

20″ LCD

Принтер

HP

HP

Canon

Parser

HP

HP

HP

Сканер




Canon

Canon



 

1.1.4 Анализ проблемных ситуаций и обоснование путей их решения

После изучения информационной подсистемы ВУЗа были выявленные следующие недостатки:

−    отсутствие систематизации сведений о деятельности диссертационных советов в сети интернет;

−       отсутствие эффективных механизмов для оперативного ввода информации представителями диссертационных советов.

Разрабатываемый комплекс предусматривает создание унифицированных форм для заполнения сведений о диссертационном совете, а также автоматизированный контроль корректности, точности и полноты их заполнения. Так же для решения проблемы оперативного ввода информации предусматривается редакторский интерфейс который обеспечивает работу сайта без необходимости специальный знаний в области веб-технологий и не требует от пользователя знаний HTML.

 


1.2 Формулировка задач проектирования

 

1.2.1 Общие сведения

Полное наименование проекта - шаблон типового сайта диссертационного совета ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет».

Наименование организации разработчика - ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», факультет информационных технологий и телекоммуникаций, кафедра прикладной информатики, студент группы ПИБ-081 Марченко Фёдор Сергеевич.

Наименование организации заказчика - ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет».

Перечень документов, на основе которых создается система:

−    распоряжение проректора СевКавГТУ по НиИИД о создании комплекса типовых сайтов диссертационных советов;

−    отчет о преддипломной практике студента группы ПИБ-081 Марченко Ф.С.;

−       информация, предоставленная руководителем практики.

Источники финансирования - заработная плата техника ЦИТиТ СевКавГТУ.

Порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ по созданию комплекса типовых сайтов диссертационных советов, реализованного в виде интернет-портала в электронном формате.

 

1.2.2 Назначение, цели создания типовых сайтов диссертационных советов

Типовые сайты предназначены для предоставления полной и наиболее актуальной информации о подготовке и повышении квалификации научных кадров СевКавГТУ.

Веб-интерфейс программы должен позволять управлять содержимым базы данных в соответствии с требованиями, изложенными в данном техническом задании.

 

1.2.3 Характеристика объекта автоматизации

Краткие сведения об объекте автоматизации - рабочее место сотрудника ЦИТиТ СевКавГТУ.

Условия эксплуатации - стандартные.

 

1.2.4 Требования к типовым сайтам

Система управления комплексом типовых сайтов должна обеспечивать следующие функциональные возможности:

−       добавление новых объектов в базу данных (БД);

−       изменение характеристик объектов базы данных;

−       удаление объектов из базы данных;

−       информирование о появлении новых элементов и технологий.

При добавлении базы данных выбор общих характеристик (наименование, код) объекта возлагается на оператора. Оператор, при наличии у него необходимых прав, имеет возможность добавлять, удалять и редактировать записи в базе данных. Права операторам назначаются службой технической поддержки.

Система управления комплексом типовых сайтов обеспечивает обновление существующих соединителей за счёт объектно-ориентированной структуры программного комплекса - перекомпоновка без изменения базовых объектов программного комплекса.

 

1.2.5 Состав и содержание работ по созданию системы

Работы по созданию системы выполняются на основе утвержденного «Технического задания». Разрабатываются основные положения проектируемой системы, принципы ее функционирования и взаимодействия с другими системами, определяется структура системы, разрабатываются проектные решения по обеспечивающим частям системы.

Запланирован следующий состав и содержание работ по созданию информационной подсистемы:

−    изучение предметной области - с 23 апреля по 20 мая 2012 г.;

−       кодирование - с 20 мая по 10 июня 2012 г.;

−       отладка и тестирование - с 10 по 15 июня 2012 г.;

−       сдача проектной документации - с 15 июня по 18 июня 2012 г.

Наиболее ответственной работой, выполняемой на этом этапе, являются «Кодирование и составление программной документации», в состав которой входят следующие компоненты:

−    описание программ;

−       спецификация программ;

−       тексты программ;

−       контрольные примеры;

−       инструкции для системного программиста, оператора и пользователя.

Большую роль в деле эффективного использования разработанного проекта информационной системы играет качественная технологическая документация, входящая в состав «Рабочего проекта». Эта часть проекта предназначена для использования специалистами в своей деятельности на каждом автоматизированном рабочем месте.

Технологическая документация разрабатывается в соответствии с требованиями ГОСТ 3.11.09 - 82 «Система технологической документации. Термины и определения основных понятий», и составляет содержание технологического обеспечения информационной системы.

К числу работ, выполняемых на этом этапе, относится «Разработка правовых инструкций», определяющая права и обязанности специалистов, работающих в условиях функционирования в учреждении компонентов информационной системы.

1.2.6 Порядок контроля приемки системы

Перечень научной, технической и другой документации, подлежащей оформлению исполнителем и передаче заказчику на отдельных этапах выполнения и по окончании договора, порядок проведения контроля качества сопровождения программно-технических средств заказчика определены календарным планом и техническим заданием, являющимися частью договора.

В соответствии с данными документами разработанное программно-техническое средство должно быть передано заказчику до окончания срока выполнения работ, то есть 15 июня 2012 года, при этом приемка подсистемы осуществляется приемочной комиссией после передачи документации и подсистемы заказчику.

Заказчик в течение 10 дней со дня получения акта сдачи-приемки и отчетных документов обязан направить исполнителю подписанный акт сдачи-приемки программно-технической продукции или мотивированный отказ от приемки работ. В случае отказа сторонами составляется двусторонний акт с перечнем необходимых доработок и сроков их выполнения.

 

1.2.7 Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу комплекса типовых сайтов в действие

Для ввода интерактивного сервиса в действие необходимо установить следующее программное обеспечение:

1)   MySql 5.0.67 и выше;

2)      Python 2.7 и выше;

)        Django 1.4 и выше;

)        Nginx 1.0.13 и выше.

После установки и настройки системы необходимо произвести обучение обслуживающего персонала работе с комплексом типовых сайтов.

1.2.8 Требование к документированию

Разработчиком предоставляется:

−       исходные коды программы;

−       инструкция для обучения персонала в формате PDF.

Вся рабочая документация, разработанная применительно к данному конкретному проекту, должна быть на русском языке. Стандартная техническая документация иностранных фирм должна быть представлена и на английском, и на русском языках.

Исходные коды разработанных интерактивных сервисов хранятся на локальном сетевом хранилище, доступ к которым осуществляется через систему контроля версий Mercurial. А так же на CD-ROM вместе с результатами тестирования и краткой инструкцией оператору по установке и работе с интерактивными сервисами.

 

1.2.9 Источники разработки

Источниками разработки являются:

−    распоряжение проректора СевКавГТУ по НиИИД о создании комплекса типовых сайтов диссертационных советов;

−    отчет о преддипломной практике студента группы ПИБ-081
Марченко Ф.С.;

−       информация, предоставленная руководителем практики.

Выводы

1.   СевКавГТУ является одним из крупнейших университетов в Северо-Кавказском Федеральном округе и занимает первое место по выпуску

высококвалифицированных работников.

2.   В ходе предпроектного обследования учреждения была изучена организационная структура учреждения, документооборот, произведен анализ целей, изучена функциональная модель учреждения и технические средства функционирующие на нем и выявлено, что организационная структура СевКавГТУ является линейной.

3.       Анализ проблемных ситуаций выявил, что действующая в учреждении информационная система не эффективно работает. Для разрешения проблемной ситуации снижения трудозатрат сотрудников учреждения, занимающихся оформлением и ведением документации, связанной с публикацией информации о деятельности диссертационных советов СевКавГТУ в сети интернет невозможно использовать готовый программный продукт, так как на рынке лицензионного программного обеспечения отсутствуют программы для решения необходимых задач. По этой причине требуется разработать комплекс типовых сайтов, позволяющий осуществлять простой и быстрый способ публикации в сети интернет информации о деятельности диссертационных советов СевКавГТУ.

.        Были сформированы требования для реализации комплекса типовых сайтов. Комплекс позволяет создавать быстро и оперативно редактировать сайты диссертационных советов СевКавГТУ.


2. реализация шаблона типового сайта диссертационного совета СЕВКАВГТУ г. Ставрополь

 

2.1 Обоснование выбора среды разработки интерактивных сервисов


В качестве средства Web-разработки выбран фреймворк Django 1.4. Основные его преимущества:

1. Является свободно распространяемым программным обеспечением.

2.       Имеет открытый исходный код.

.        Позволяет делать несколько приложений для одного проекта.

.        Использует язык программирования Python.

.        Имеет встроенный интерфейс администратора.

.        Обладает объектно-реляционным отображением (ORM - Object Role Model) и интерфейсом прикладного программирования (API - Application Programming Interface) доступа к базам данных с поддержкой транзакций.

Разработка приложения осуществлялась в среде программирования Aptana Srudio 3. Данная среда программирования была выбрана по следующим причинам:

.        Является свободно распространяемым программным обеспечением.

.        Поддерживается операционной системой Linux.

.        Имеется поддержка юнит-тестов.

.        Имеется поддержка систем контроля версий.

.        Имеется поддержка фреймворка Django.

2.2 Создание проекта PyDev Django Project и его приложений в среде программирования Aptana Studio 3

Для создания проекта необходимо запустить среду программирования Aptana Studio 3.

После запуска Aptana Studio 3 на экране появится диалоговое окно выбора рабочего каталога (рисунок 2.1).


После выбора рабочего каталога среды необходимо нажать кнопку ОК.

Откроется среда программирования Aptana Studio 3 (рисунок 2.2) и в ней необходимо создать проект PyDev Django Project, выбрав в главном меню среды File-New - Project (рисунок 2.3).

В открывшемся диалоговом окне выбора типа проекта (рисунок 2.4), необходимо указать тип проекта «PyDev Django Project» и перейти к настройкам проекта - кнопка Next.

Откроется первое диалоговое окно настройки проекта (рисунок 2.5), в котором необходимо ввести название проекта и перейти далее - кнопка Next.

Откроется второе диалоговое окно настройки проекта (рисунок 2.6), в котором предлагается подключение создаваемого проекта к уже существующим и осуществляется переход к следующему диалоговому окну настройки приложения - кнопка Next.

Рисунок 2.2 - Окно среды программирования Aptana Studio 3

Рисунок 2.3 - Меню создания проекта в среде программирования Aptana Studio 3

В третьем диалоговом окне настройки проекта необходимо выбрать версию фреймворка Django и указать используемую систему управления базами данных, название базы данных, адрес и порт сетевого ресурса базы данных, имя пользователя и пароль (рисунок 2.7). После ввода для окончания создания проекта необходимо нажать кнопку Finish.

После создания проекта необходимо создать Django-приложение. В навигаторе среды программирования в контекстном меню проекта необходимо выбрать Django - Create application (рисунок 2.8).

Рисунок 2.4 - Диалоговое окно выбора типа проекта

Откроется диалоговое окно, в котором вводится название приложения (рисунок 2.9).

Рисунок 2.5 - Первое диалоговое окно настройки проекта

Рисунок 2.6 - Второе диалоговое окно настройки проекта

Рисунок 2.7 - Третье диалоговое окно настройки проекта

Рисунок 2.8 - Контекстное меню для создания Django приложения

Рисунок 2.9 - Диалоговое окно ввода имени приложения

 

2.3 Создание логической модели базы данных


При создании логической модели базы данных для шаблона типового сайта диссертационного совета СевКавГТУ г. Ставрополь используется среда программирования Aptana Studio 3.

 

2.3.1 Определение сущностей модели базы данных

На основе анализа предметной области выделяются сущности, представленные в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Перечень сущностей предметной области

Идентификатор сущности

Назначение сущности

SubSite

Справочник «Типовые сайты»

Post

Справочник «Должностей совета»

Member

Справочник «Членов совета»

WorkMember

Справочник «Работ членов совета»

Degree

Справочник «Ученых степеней»

Specialty

Справочник «Специальностей»

Synopsis

Справочник «Авторефератов»

AdminProfile

Хранение информации об администраторах сайтов


Для внесения в логическую модель базы данных шаблона типового сайта диссертационного совета СевКавГТУ в Aptana Studio 3, необходимо в приложении PyDev Django Project проекта открыть файл с названием models.py и создать классы с именами сущностей, наследовав их от класса Model модуля Django.db.models.

2.3.2 Определение атрибутов сущностей базы данных

После того как определены сущности, следующим шагом в разработке логической модели базы данных, является определение атрибутов этих сущностей. Перечень выделенных сущностей, их атрибутов с характеристиками приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Атрибуты сущностей базы данных

Сущность

Атрибут

Ключ

Тип

Назначение

1

2

3

4

5

SubSite

id

Первичный ключ

Целое число

Идентификатор сайта


domain

Нет

Строка

Имя домена


name

Нет

Строка

Название сайта


name_code

Нет

Строка

Шифр совета


logo

Нет

Строка

Логотип совета


email

Нет

Строка

Адрес электронной почты


phones

Нет

Строка

Номер телефона совета


email_feedback

Нет

Целое число

Адрес электронной почты для уведомлений

Post

id

Первичный ключ

Целое число

Идентификатор должности


name

Нет

Строка

Название должности


description

Нет

Строка

Описание

Member

id

Первичный ключ

Целое число

Идентификатор члена совета


last_name

Нет

Строка

Фамилия


first_name

Нет

Строка

Имя


middle_name

Нет

Строка

Отчество


degree

Нет

Строка

Ученая стпень


academic_title

Нет

Строка

Ученое звание


post

Нет

Строка

Должность


specialty_code

Нет

Строка

Шифр специальности и отрасли науки в совете


works_list

Нет

Текст

Основные работы, опубликованные в рецензируемых журналах за последние 2 года


status

Внешний ключ

Целое число

Должность в совете


email

Нет

Строка

Адрес электронной почты


phones

Нет

Строка

Номера телефонов


site_id

Внешний ключ

Целое число

Идентификатор сайта

WorkMember

id

Первичный ключ

Целое число

Идентификатор работы


member

Внешний ключ

Целое число

Член диссертационного совета


title

Нет

Строка

Название работы


file

Нет

Строка

Адрес файла


site_id

Внешний ключ

Целое число

Идентификатор сайта

Degree

id

Первичный ключ

Целое число

Идентификатор группы


name

Нет

Строка

Название ученой степени


site_id

Внешний ключ

Целое число

Идентификатор сайта

Specialty

id

Первичный ключ

Целое число

Идентификатор специальности


name

Нет

Строка

Название


code

Нет

Строка

Шифр


file_1

Нет

Строка

Программа вступительных экзаменов


file_2

Нет

Строка

Программа кандидатского минимума


site_id

Внешний ключ

Целое число

Идентификатор сайта

Synopsis

id

Первичный ключ

Целое число

Идентификатор автореферата


title

Нет

Строка

Начало обновления


author

Нет

Строка

Диссертант


specialty

Внешний ключ

Целое число

Специальность


degree

Внешний ключ

Целое число

Соискание на степень


manager

Нет

Текст

Научный руководитель


opponents

Нет

Текст

Официальные оппоненты


leading_org

Нет

Текст

Ведущая организация


address

Нет

Текст

Адрес по которому состоится защита


datetime

Нет

Дата/время

Дата и время защиты


file

Нет

Строка

Адрес файла


publication_date

Нет

Дата

Дата публикации на сайте


site_id

Внешний ключ

Целое число

Идентификатор сайта

AdminProfile

id

Первичный ключ

Целое число

Идентификатор профиля пользователя


user

Внешний ключ

Целое число

Пользователь


sites

Внешний ключ

Целое число

Сайт к которому относится пользователь

 

2.3.3 Определение связей между сущностями базы данных информационной системы

Анализ данных таблицы 2.2 позволяет сделать вывод о том, что в логической модели базы данных имеются независимые и зависимые сущности. Признаком того, что сущность является зависимой, служит наличие среди ее атрибутов внешних ключей. Более подробные сведения о взаимосвязи зависимых и независимых сущностях приведены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Данные о взаимодействии сущностей базы данных для шаблона типового сайта диссертационного совета СевКавГТУ

Зависимая сущность

Наследуемый (внешний) ключ

Независимая сущность

Тип связи

Кратность связи

1

2

3

4

5

Member

status

Post

не идентифицирующая

1:N

Synopsis

specialty

Specialty

Аналогично

1:N


degree

Degree

Аналогично

1:N

WorkMember

member

Member

Аналогично

1:N

AdminProfile

sites

SubSite

Аналогично

M:N

Member

site

Аналогично

Аналогично

1:N

WorkMember

Аналогично

Аналогично

Аналогично

1:N

Degree

Аналогично

Аналогично

Аналогично

1:N

Specialty

Аналогично

Аналогично

Аналогично

1:N

Synopsis

Аналогично

Аналогично

Аналогично

1:N


Из анализа таблицы 2.3 можно сделать следующие выводы:

1.   Количество родительских сущностей - пять (Post, Member, Specialty, Degree, SubSite).

2.       Количество дочерних сущностей - шесть (Member, WorkMember, Synopsis, AdminProfile, Degree, Specialty).

3.       Количество не идентифицирующих связей между сущностями - десять.

.        Во всех типах связи наследуемый ключ не может принимать пустые значения типа Null.

.        Кратность связей в рассмотренных случаях составляет 1:N (один-ко-многим) и M:N (многие-ко-многим).

 

2.3.4 Ввод атрибутов и первичных ключей сущностей логической модели базы данных

Для задания атрибутов и первичных ключей необходимо в приложении PyDev Django Project проекта в файле models.py указать каждому классу соответствующие ему атрибуты.


2.4.1 Генерирование SQL-сценария создания базы данных информационной системы средствами Django ORM

Для генерирования SQL-сценария создания базы данных необходимо в среде программирования Aptana Studio 3 вызвать контекстное меню проекта и выбрать Django-Sync DB, после чего произойдет генерация SQL-сценария и его выполнение.

Если необходимо только просмотреть сгенерированный SQL-сценарий, то необходимо в консоли операционной системы перейти в каталог PyDev Django Project проекта и выполнить команду «./manage.py sqlall appname», где appname- имя приложения, после чего произойдет вывод SQL-сценария.

 

2.5 Реализация шаблона типового сайта диссертационного совета СевКавГТУ


Разработанная система управления комплексом типовых сайтов диссертационных советов построена на основе архитектуры клиент - сервер, где сервером является Web-сервер, а клиентом браузер. Сервер генерирует html код и передает его клиенту. Фреймворк Django для генерирования html кода использует шаблонную систему, которая разделяет представление генерируемого документа от данных. Шаблонная система для фильтрации данных использует теги и фильтры, которые представляют собой набор функций и операторов. Данные шаблонная система получает из функций представления, которые хранятся в файле views.py приложения проекта.

 

2.5.1 Разработка главной страницы сайта диссертационных советов

На главной странице сайта диссертационных советов приводится список всех созданных типовых сайта с краткой информацией о диссертационном совете его логотипом, перечнем специальностей совета и ссылкой для перехода на главную страницу сайта диссертационного совета (рисунок 2.11).

Данные каждого диссертационного совета выбираются из базы данных.

После выбора диссертационного совета осуществляется переход на главную страницу его сайта с подробной информацией о совете (рисунок 2.12).

2.5.2 Реализация формы создания типового сайта

В форму создания типового сайта (рисунок 2.13) вводится доменное имя сайта, имя сайта, шифр диссертационного совета, телефоны диссертационного совета, адрес электронной почты, адрес электронной почты для уведомлений и загружается логотип диссертационного совета. При нажатии на кнопку сохранить на сервер отправляется POST запрос. Сервер получает данные, передает их в скрипт сохранения, в котором находится функция по обработке запросов. Функция посредством Django ORM осуществляет добавление новой информации в базе данных и возвращает его результат, передавая в шаблонную систему для отображения клиенту.

Если заполнены не все обязательные поля, выделенные жирным шрифтом, то выводится соответствующее сообщение с выделением полей нуждающихся в заполнение. Если процедура добавления пошла успешно, то осуществляется переход на страницу со списком уже существующих типовых сайтов.

 

2.5.3 Реализация интерфейса для предоставления списка авторефератов в библиотечный каталог СевКавГТУ

Для запроса списка новых авторефератов предусматривается интерфейс который по средствам GET запроса осуществляет поиск новых авторефератов с возможностью получения полного списка авторефератов за указанный месяц и возможностью получения списка добавленных авторефератов с момента получения библиотечной подсистемой списка в последний раз, указав ключ последнего полученного автореферата.

Список авторефератов предоставляется в формате XML, для получения списка необходимо в адресной строке браузера указать URL следующего вида «#"588196.files/image012.gif"> - минимально необходимый размер ОЗУ, требуемый для работы операционной системы (ОС), Мбайт;

 - объем ОЗУ, требуемый системе управления, Мбайт;

WОЗУ3 - минимальных требований со стороны дополнительных программных модулей, обеспечивающих работу программного продукта, Мбайт

Значение параметра  для серверной версии операционной системы определяется, как 16 Мбайт. Обоснование: данное требование сформулировано разработчиками Linux дистрибутива Debian, как минимальное при установке Linux Debian.

Значение параметра  в рассматриваемом случае определяется необходимостью загрузки в оперативную память сервера шаблона типового сайта диссертационного совета СевКавГТУ и составляет 2,15 Мбайт оперативной памяти.

Значение параметра WОЗУ3 в рассматриваемом случае определяется, как сумма требуемой оперативной памяти для прогрммных модулей, обеспечивающих работу шаблона типового сайта диссертационного совета СевКавГТУ. Для СУБД MySQL необходимо минимум 64Мбайт, для Web-сервера Nginx 12 Мбайт, для Python 1 Mбайт, для фреймворка Django 1 Мбайт тогда

WОЗУ3 = 64 + 12 + 1 + 1 = 78 Мбайт.

Таким образом, воспользовавшись формулой (2.1) получаем

WОЗУ = 16 + 2,15+ 78= 96,15 Мбайт.

Для персонального компьютера клиента размер оперативного запоминающего устройства определяется в зависимости от установленной операционной системы и Web-браузера. Значение параметра  для Microsoft Windows XP определяется, как 64 Мбайт. Обоснование: данное требование сформулировано фирмой Microsoft, как минимальное при установке Microsoft Windows XP. Web-браузер Internet Explorer 6 предустановлен в операционной системе Microsoft Windows XP и не требует дополнительной оперативной памяти.

Делаем следующий вывод - для нормальной работы интерактивных сервисов на сервере под управлением операционной системы Linux будет достаточно 96,15 Мбайт оперативной памяти. Для обеспечения комфортных условий работы информационной подсистемы рекомендуется использовать ОЗУ размером 200 Мбайт и более. Для персонального компьютера клиента с установленной операционной системой Microsoft Windows XP необходимо 64 Мбайт оперативной памяти.

 

2.6.4 Требования к наличию сводного места на жестком диске

Свободное пространство на жестком диске для клиентского ПК должно хватать на установку браузера. Компания Microsoft, для браузера IE 8, рекомендует не менее 150 Мбайт. Определить минимально необходимое свободное пространство можно, используя формулу следующим соотношением

,                                              (2.2)

где, W1, W2 - размер пространства, которое занимает инсталляция, Мбайт.

Для сервера объем свободного места должен быть не менее 347 Мб на приложения (MySQL требует 211 Мбайт без базы данных, HTTP-сервер требует 35 Мбайт и python, 101 Мб), плюс предполагаемый объем данных в базе (с учетом возможности добавления новых данных примерно составляет от 50 Мбайт) и объем для дампа базы данных от 50 Мбайт. Таким образом, учитывая все параметры, получается минимального пространства должно быть не менее 447 Мбайт.

2.6.5 Требования к монитору

Для работы с системой управления комплексом типовых сайтов диссертационных советов СевКавГТУ на клиенте достаточно монитора с разрешением 1024х768 или выше. Это связано с отображением большого количества данных и множества графических материалов. При разрешении меньше указанного сформированные данные будут не полностью помещены на экране, что затруднит восприятие информации.

Для работы интерактивных сервисов на стороне сервера, монитор не нужен.

 

2.6.6 Требования к принтеру

Система управления комплексом типовых сайтов диссертационных советов СевКавГТУ предоставляют версию для печати, которая требует принтер с разрешение не меньше 300 точек / дюйм. При меньшем разрешении данные будут пропечатывать нечётко, поскольку размер текста в документа рассчитан на современные принтеры с поддержкой разрешения 300 разрешением 300 точек / дюйм и выше.

 

2.7 Результаты тестирования типовых сайтов


Типовые сайты диссертационных советов СевКавГТУ г. Ставрополь прошли тестирование в условиях запуска тестовой версии. В результате тестирования установлено, что они в полном объеме удовлетворяет требованиям заказчика. В настоящее время, разработанные интерактивные сервисы, готовы к внедрению в практику работы СевКавГТУ, и находится в стадии опытной эксплуатации.

Выводы

1.   Результатом проектирования логической модели базы данных является созданная реляционная база данных под управлением СУБД MySQL.

2.       Для разработки была выбрана среда программирования Aptana Studio 3, потому что она является бесплатным программным продуктом и существует поддержка фреймворка Django.

.        В результате тестирования шаблона типового сайта диссертационного совета СевКавГТУ установлено, что он в полном объеме удовлетворяет требованиям заказчика.

.        Размер каталога проекта составляет 568,3 Кбайт.


3. Технико-экономическое обоснование проекта

 

3.1 Краткая характеристика проекта


В дипломном проекте разработана система управления комплексом типовых сайтов диссертационных советов СевКавГТУ г. Ставрополь.

Назначение комплекса типовых сайтов автоматизация и унификация методов публикации сведений о деятельности диссертационных советов СевКавГТУ в сети интернет.

Цель создания комплекса типовых сайтов - сокращение временных затрат специалистов на публикацию сведений о деятельности диссертационных советов СевКавГТУ в сети интернет.

Система управления комплексом типовых сайтов диссертационных советов СевКавГТУ выполняет следующие функции:

−    ведение базы данных диссертационных советов;

−       формирование списка специальностей и диссертационных советов;

−       синхронизация базы данных с библиотечным электронным каталогом;

−       публикация авторефератов на типовых сайтах;

−       публикация требований к кандидатскому минимуму.

В результате предпроектного обследования было установлено, что на публикацию информации о деятельности диссертационных советов в сети интернет ученые секретари тратят около 10% рабочего времени, т.е. около 16 часов в месяц. Так же было установлено, что процедура доступа к информации о деятельности диссертационных советов для студентов и преподавателей на сайте СевКавГТУ занимает от 5 до 8 минут. После внедрения комплекса типовых сайтов диссертационных советов СевКавГТУ время доступа и публикации информации сократится в несколько раз.

Ориентировочный срок службы комплекса типовых сайтов до морального старения пять лет, что и будет рассматриваться как расчетный период времени.

Типовые сайты разрабатывались согласно техническому заданию. Исходное число строк кода в тексте типовых сайтов α=1230 ед. Разработка велась на программном обеспечении, распространяемом по лицензии BSD и Open Source, следовательно, что оно бесплатное. Эксплуатация осуществляется также на свободном программном обеспечении.

В этом разделе рассмотрены вопросы расчета:

−    трудоёмкости выполняемых работ;

−       суммарных затрат на создание программного продукта;

−       экономии, достигаемой в результате перехода от ручной обработки информации на автоматизированную обработку;

−       чистого дисконтированного дохода за пять лет использования программного продукта;

−       внутренней нормы доходности проекта и срока его окупаемости.

 

3.2 Трудоемкость выполняемых работ


Создание программного продукта предполагает разработку системы управления комплексом типовых сайтов и всей программной документации, предусмотренной техническим заданием.

Результатом выполнения каждой работы является документированная отчетность в виде текстовых документов или системы управления.

Трудоемкость разработки программного обеспечения ТПО, чел.-ч., определяется по формуле

ТПО = ТО + ТИ + ТА + ТП + ТОТЛ + ТД                                   (3.1)

где    ТО - затраты труда на описание задачи, чел.-ч.;

ТИ - затраты на исследование предметной области, чел.-ч.;

ТА - затраты на разработку блок-схем, чел.-ч.;

ТП - затраты на программирование, чел.-ч.;

ТОТЛ - затраты на отладку, чел.-ч.;

ТД - затраты на подготовку документации, чел.-ч.

Все составляющие в правой части формулы (3.1) определим через общее число операторов D, ед.:

D = α∙c (1 + p),                                                   (3.2)

где    α - исходное число строчек кода в тексте программы, (α = 1230 ед.);

с − коэффициент сложности задачи;

р - коэффициент коррекции программы, учитывающий новизну проекта.

Коэффициент сложности задачи «с» характеризует относительную сложность программы по отношению к так называемой типовой задаче, реализующей стандартные методы решения, сложность которой принята равной единице (величина коэффициента «с» лежит в пределах от 1,25 до 2). Для рассматриваемого программного продукта, включающего в себя алгоритмы учета, отчетности, поиска - коэффициент сложности задачи примем равным 1,5 (c = 1,5).

Коэффициент «p» коррекции программы, учитывающий новизну проекта, количественно характеризует увеличение объема работ по реализации программного продукта, возникающего за счет внесения изменений в алгоритм или в тексте программы по результатам её тестирования и отладки, с учетом коррекций требований к прецедентам, поддерживаемым программным продуктом, со стороны заказчика. В данном случае заказчик, недостаточно хорошо представлял себе, полный перечень прецедентов, которые должен поддерживать программный продукт, а это приводило к многочисленным корректировкам и доработкам текста программного кода. Поэтому примем коэффициент «p» равным 0,1.

В результате подстановки численных значений коэффициентов и параметров в формулу (3.2) получим следующее общее число строчек кода в тексте программы= 1230×1,5×(1 + 0,1) = 2029,5 ед.

Затраты труда на описание задачи принимаем: ТО = 40 чел.-ч. Работу по описанию задачи и все другие работы по созданию типовых сайтов выполняет инженер-программист первой категории с окладом 8000 руб. в месяц и коэффициентом квалификации kК = 0,8 (опыт работы по специальности менее 2 лет).

Затраты труда на изучение задачи ТИ, чел.-ч., с учетом уточнения описания и квалификации программиста могут быть определены по формуле:

ТИ = Db/(sukK), (3.3)

где    D - общее число строчек кода в тексте программы, ед.;- коэффициент увеличения затрат труда, вследствие недостаточного описания задачи;u - количество строчек кода в тексте программы, приходящееся на один чел.-ч., (ед./ чел.-ч.);K - коэффициент квалификации работника (определяется в зависимости от стажа работы).

В связи с тем, что решение рассматриваемой задачи потребовало уточнения и доработок, примем коэффициент b = 1,5.

Количество строчек кода в тексте программы, приходящееся на один чел.-ч., примем равным su = 120 ед./ чел.-ч.

Таким образом, на основании формулы (3.3) получим

ТИ = (2029,5 ×1,5) / (120×0,8) = 31,7 чел.-ч.

Затраты труда на разработку алгоритма решения задачи ТА, чел.-ч., рассчитываются по формуле:

ТА = D/(sakK),                                            (3.4)

где    D - общее число строчек кода в тексте программы, ед.;a - количество строчек кода в тексте программы, приходящееся на один чел.-ч., (ед./чел.-ч.);K - коэффициент квалификации работника (определяется в зависимости от стажа работы).

Для расчета по формуле (3.4) примем sa = 35 ед./чел.-ч.

Подставив численные значения параметров и коэффициентов в формулу (3.4), получим

ТА = 2029,5 /(35×0,8) = 72,48 чел.-ч.

Затраты труда на составление типовых сайтов по готовой блок-схеме ТП, чел.-ч., определяется по формуле:

ТП = D/(sпkK),                (3.5)

где    D - общее число строчек кода в тексте программы, ед.;п - количество строчек кода в тексте программы, приходящееся на один чел.-ч., (ед./ чел.-ч.);K - коэффициент квалификации работника (определяется в зависимости от стажа работы).

Для расчетов по формуле (3.5) примем sп = 50 ед./ чел.-ч.

Подставив численные значения параметров и коэффициентов в формулу (3.5), получим

ТП = 2029,5/(50×0,8) = 50,7 чел.-ч.

Затраты труда на отладку программы на персональном компьютере ТОТЛ, чел.-ч., рассчитывается по формуле

ТОТЛ = D/(sотл kK),                            (3.6)

где    D - общее число строчек кода в тексте программы, ед.;отл - количество отлаживаемых операторов программы, приходящееся на один чел.-ч., (ед./ чел.-ч.);K - коэффициент квалификации работника (определяется в зависимости от стажа работы).

Для расчетов по формуле (3.6) примем sотл = 45 ед./чел.-ч.

Подставив численные значения параметров и коэффициентов в формулу (3.6), получим

ТОТЛ = 2029,5 / (45×0,8) = 56,37 чел.-ч.

Затраты труда на подготовку документации по задаче ТД, чел.-ч., определяются по формуле:

ТД = ТДР + ТДО,                       (3.7)

где ТДР - затраты труда на подготовку материалов в рукописи, чел.-ч.;

ТДО - затраты труда на редактирование, печать и оформление документации, чел.-ч.

Затраты труда на подготовку материалов в рукописи ТДР, чел.-ч., вычислим по формуле

ТДР = D/(sдр kK),             (3.8)

где    D - общее число строчек кода в тексте программы, ед.;др - количество операторов программы в рукописи, приходящееся на один чел.-ч., (ед./ чел.-ч.);K - коэффициент квалификации работника (определяется в зависимости от стажа работы).

Для расчетов по формуле (3.8) примем sдр = 45 ед./ чел.-ч.

Подставив численные значения параметров и коэффициентов в формулу (3.8), получим

ТДР = 2029,5/(45 × 0,8) = 56,37 чел.-ч.

Затраты труда на редактирование, печать и оформление документации ТДО, чел.-ч., вычислим по формуле

ТДО = 0,75 × ТДР.           (3.9)

Подставив численное значение затраты труда на подготовку материалов в рукописи ТДР, чел.-ч., в формулу (3.9), получим

ТДО = 0,75 × 56,37 = 42,27 чел.-ч.

Таким образом, подставив численные значение затраты труда на подготовку материалов в рукописи ТДР, чел.-ч., и затраты труда на редактирование, печать и оформление документации ТДО, чел.-ч., в формулу (3.7) получим

ТД = 56,37 + 42,27 = 98,64 чел.-ч.

Подставив все полученные данные, составляющие трудоемкость разработки программного обеспечения в формулу (3.1), получим

ТПО = 40,0 + 31,7 + 72,48 + 50,7 + 56,37 + 98,64 = 349,85 чел.-ч.

С учетом уровня языка программирования трудоемкость разработки программы может быть скорректирована следующим образом:

ТКОР = ТПОkКОР,    (3.10)

где    kКОР - коэффициент коррекции, учитывающий изменения трудоемкости разработки программного обеспечения в зависимости уровня языка программирования (таблица 3.1);

ТКОР - откорректированная трудоемкость разработки программного обеспечения, чел.-ч.

Таблица 3.1 - Изменение трудоемкости в зависимости уровня языка программирования

Уровень языка программирования

Характеристика языка программирования

Коэффициент изменения трудоемкости

1

Ассемблер

1

2

Макроассемблер

0,95

3

Алгоритмические языки высокого уровня

0,8 − 0,9


Использованный для разработки программного обеспечения язык программирования (Python) относится к алгоритмическим языкам высокого уровня, с учетом этого примем kКОР = 0,85.

Таким образом, получим по формуле (3.10) итоговую откорректированную трудоемкость разработки программы

ТКОР = 349,85 × 0,85 = 297,37 чел.-ч.

 

3.3 Расчет себестоимости автоматизированной информационной системы


Себестоимость создания автоматизированной информационной подсистемы З, руб., определяется по следующей формуле

З = ЗО + ЗД + ЗС + ЗЭ + ЗМ + ЗП + ЗАО,                        (3.11)

где ЗО - основная заработная плата производственного персонала, руб.;

ЗД - дополнительная заработная плата производственного персонала, руб.;

ЗС - отчисления на страховые взносы, руб.;

ЗЭ - затраты на потребляемую электроэнергию, руб.;

ЗМ - расходы на материалы и запасные части, руб.;

ЗП - затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт вычислительной техники, руб.;

ЗАО - затраты на амортизацию вычислительной техники, руб.

Плановый фонд рабочего времени одного специалиста производственного персонала в месяц tпф, ч, вычислим по формуле

пф = NрдΔtрд,                                               (3.12)

где Nрд - количество рабочих дней специалиста производственного персонала за месяц;

Δtрд - продолжительность рабочего дня специалиста производственного персонала, ч.

Для расчетов по формуле (3.12) примем Nрд = 22 дня, Δtрд = 8 ч. Подставив указанные численные значения параметров Nрд и Δtрд в формулу (3.12) получим, что плановый фонд рабочего времени одного специалиста производственного персонала в месяц составляетпф = 22 × 8 = 176 ч.

Таким образом, часовая тарифная ставка sч руб./ч, инженера-программиста первой категории составляет:

sч = 8000/176 = 51,14 руб./ч.

Основная заработная плата Зо руб., производственного персонала определяется по формуле:

Зо = sчx. (3.13)

Подставив все числовые значения параметров в формулу (3.13) получим, что основная заработная плата инженера-программиста первой категории составит:

Зо = 51,14 × 297,37 = 15207,5 руб.

Дополнительная заработная плата Зд руб., производственного персонала определяется по формуле:

Зд = Зоηд, (3.14)

где ηд - коэффициент дополнительной заработной платы.

Коэффициент дополнительной заработной платы инженера-программиста первой категории составляет ηд = 0,2. Таким образом, дополнительная заработная плата Зд руб., инженера-программиста первой категории, вычисленная по формуле (3.14), равна:

Зд = 15207,5 × 0,2= 3041,5 руб.

Отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации согласно закону №212-Ф3 от 24.07.2009, руб., вычислим по формуле:

Зс = (Зо + Зд) × ηс/100, (3.15)

где ηс - норматива страховых взносов.

В соответствие с законом №212-Ф3 от 24.07.2009 норматива страховых взносов составляет 34%.

Подставив все численные значения в формулу (3.15) получим, что отчисления на страховые взносы равны:

Зс =(15207,5 + 3041,5) × 34/100 = 6204,66 руб.

Таким образом, размер страховых взносов составит 6204,66 руб.

Затраты на потребляемую электроэнергию Зэ руб.:

Зэ = Pв × tв × цэ, (3.16)

где    Pв - мощность ЭВМ;

tв - время работы вычислительного комплекса, ч.

цэ - стоимость 1 кВтч электроэнергии, руб./кВтч.

Мощность ЭВМ, на которой работает инженер-программист первой категории, равна Pв =0,3 кВт.

Время работы вычислительного комплекса tв ч., при создании программного продукта вычислим по формуле:

tВ = αП × (ТП + ТД + ТОТЛ) × kКОР, (3.17)

где    αП - коэффициент, учитывающий затраты времени на профилактические работы на ЭВМ;

kКОР - коэффициент коррекции времени работы вычислительного комплекса

Для расчётов по формуле (3.17) примем αП = 1,1 и kКОР = 0,8. Подставив все численные значения параметров в формулу (3.17) получим:

tВ = 1,1 × (30,06 + 58,46 + 33,4) × 0,8 = 107,3 ч.

Стоимость 1 кВтч электроэнергии составляет цЭ = 5,64 руб./кВтч.

Подставив все численные значения параметров в формулу (3.16) получим, что затраты на потребляемую энергию составят:

ЗЭ = 0,3 × 107,3 × 5,64 = 181,56 руб.

Данные для расчёта затрат на материалы и запасные части занесём в таблицу 3.2.

Таблица 3.2 - Затраты на материалы и покупные изделия

Материал, покупаемое изделие

Количество, ед.

Цена за единицу, руб.

Сумма, руб.

Тонер для картриджа принтера

1

500

500,00

USB-Flash накопитель, 16 ГБ

1

1300

1300,00

Бумага офисная

10

250

2500,00

DVD-диск

10

15

150,00

Итого

4450,00


Следовательно, затраты на материалы и запасные части ЗМ составят:

ЗМ = 500 + 1300 + 2500 + 150 = 4450 руб.

Затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт вычислительной техники ЗП руб.:

ЗП = КВ × α/100 × tВ/tВ.Г.                   (3.18)

где    КВ - балансовая стоимость вычислительной техники, руб.;

α - норма отчислений на ремонт, %;

tВ.Г. - годовой фонд времени работы вычислительной техники, ч.

Для расчётов по формуле (3.18) примем:

− балансовая стоимость вычислительной техники КВ 100000,00 руб.;

− норма отчислений на ремонт α = 4%;

− годовой фонд времени работы вычислительной техники при 40-часовой рабочей неделе в текущем году tВ.Г. = 1986 ч.

Подставив все числовые значения параметров в формулу (3.18) получим, что затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт вычислительной техники составят:

ЗП = 100000 × 4/100 × 107,3/1986 = 216,12 руб.

Затраты на амортизацию вычислительной техники ЗАО руб.:

ЗАО = КВ × β/100 × tВ/tВ.Г.                 (3.19)

где    КВ - балансовая стоимость вычислительной техники, руб.;

β - норма отчислений на амортизацию вычислительной техники, %;

tВ.Г. - годовой фонд времени работы вычислительной техники, ч.

Для расчётов по формуле (3.19) примем:

− балансовая стоимость вычислительной техники КВ 1000000,00 руб.;

− норма отчислений на амортизацию β = 10%;

− годовой фонд времени работы вычислительной техники при 40-часовой рабочей неделе в текущем году tВ.Г. = 1986 ч.

Подставив все числовые значения параметров в формулу (3.19) получим, что затраты на амортизацию вычислительной техники составят:

ЗАО= 100000 × 10/100 × 107,3/1986 = 540,3 руб.

Все расчёты по статьям калькуляции затрат, составляющих себестоимость автоматизированной подсистемы сведены в таблицу 3.3.

Таблица 3.3 - Величины затрат, составляющих себестоимость автоматизированной информационной системы

Статья расхода

Сумма, руб.

Основная заработная плата производственного персонала

15207,50

Дополнительная заработная плата производственного персонала

3041,50

Отчисления на страховые взносы

6204,66

Затраты на потребляемую электроэнергию

181,56

Расходы на материалы и запасные части

4450,00

Затраты на техническое обслуживание и ремонт вычислительной техники

216,12

Затраты на амортизацию вычислительной техники

540,30

Итого

29841,64


Таким образом, полные затраты на создание программного продукта составляют 29841,64 руб.

 

3.4 Оценка экономической эффективности внедрения проекта


Показатель эффекта определяет все позитивные результаты, достигаемые при использовании типовых сайтов. Прибыль от использования типовых сайтов за год эксплуатации П, руб., определяется по формуле:

П = Э - ЗИСП                                                   (3.20)

где    Э - стоимостная оценка результатов применения программного продукта в течение года, руб.;

ЗИСП - стоимостная оценка затрат при использовании интерактивных сервисов в течение года, руб.

Приток денежных средств из-за использования программного продукта Э, руб., в течение года может составить:

Э = (Зруч + Завт) + Эдоп                                                                   (3.21)

где    Зруч - затраты на ручную обработку информации, руб.;

Завт - затраты на автоматизированную обработку информации, руб.;

Эдоп - дополнительный экономический эффект, связанный с уменьшением, высвобождением рабочего времени и т.д., руб.

Данный продукт используется специалистами СевКавГТУ. Оклад работников кафедр и деканатов составляет 9000 руб., премиальный фонд - 50% от оклада. Тогда, цена одного часа работы работников кафедр или деканатов цч руб./ч., составит:

цч = (9000 + 0,5 × 9000)/176 = 76,7 руб./ч.

В таблице 3.4 приведены данные, полученные в ходе тестирования программы, о времени, затрачиваемом на обработку информации вручную и при использовании программного продукта за один месяц.

Таблица 3.4 - Данные о времени, затрачиваемом на обработку информации вручную и при использовании программного продукта за один месяц

Наименование работы

tр, ч.tа, ч.


Обработка первичных документов

4

0,1

Получение информации

10

0,05

Обработка информации

1,9

0,05

Печать расписания занятий

0,1

0,1

Итого

16

0,3

В таблице 3.4 использованы следующие условные обозначения:

− tр - затраты на ручную обработку информации в месяц, ч.;

− tа - затраты на автоматизированную обработку информации в месяц, ч.;

Из таблицы 3.4 следует, что общие затраты времени на ручную обработку информации в месяц tобщ.р, ч., составляют tобщ.р = 16 ч., а общие затраты на автоматизированную обработку информации - tобщ.а = 0,3 ч.

Годовые затраты (затраты за 12 месяцев) специалистов при ручной обработке информации вычислим по формуле:

Зручн = tобщ.р × 12 × цч                                 (3.22)

Тогда годовые затраты при ручной обработке информации (по данным таблицы 3.3 общие затраты времени на ручную обработку информации  tобщ.р = 16 ч./месяц) составят:

Зручн = 16 × 12 × 76,7 = 14727,27 руб.

Годовые затраты (затраты за 12 месяцев) специалистов при автоматизированной обработке информации вычислим по формуле:

Завт = tобщ.а × 12 × цч          .                           (3.23)

Тогда годовые затраты при автоматизированной обработке информации (по данным таблицы 3.3 общие затраты времени на ручную обработку информации tавт = 0,3 ч./месяц) составят:

Завт = 0,3 × 12 × 76,7 = 276,14 руб.

Следовательно, годовой эффект от внедрения программного продукта, даже без учёта дополнительного экономического эффекта (Эдоп = 0%), на основании формулы (3.22), получится равным:

Э = Зруч - Завт = 14451,14 руб.

Эксплуатационные затраты при использовании программного продукта состоят из затрат на электроэнергию, техническое обслуживание, текущий ремонт вычислительной техники и затрат на амортизацию вычислительной техники.

На основании формулы (3.16), для персональных компьютеров работников кафедр и деканатов за 12 месяцев затраты на электроэнергию при потребляемой мощности компьютера PB = 0,3 кВт составят (стоимость электроэнергии цэ = 5,64 руб./кВт-ч.):

ЗЭ = 0,3 × 0,3 × 12 × 5,64 = 6,09 руб.

Балансовая стоимость вычислительной техники (персональных компьютеров специалистов) KВ= 500000 руб. Тогда, на основании формулы (3.18), для персонального компьютера специалиста за 12 месяцев затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт составят:

ЗП = 50000 × 0,04 × 0,3 × 12/1986 = 3,63 руб.

Затраты на амортизацию вычислительной техники по формуле (3.19) составят:

ЗАО = 50000 × 0,1 × 0,3 × 12/1986 = 9,06 руб.

Тогда, эксплуатационные затраты при использовании программного продукта составят:

ЗИСП = 6,09 + 3,63 + 9,06 = 18,78 руб.

Прибыль от использования программного продукта за год рассчитаем по формуле (3.21):

П = Э - З = 14451,14 - 18,78 = 14432,36 руб.

Таким образом, имеем следующий денежный поток:

шаг (капиталовложения) - 29841,64 руб.;

шаг                                −     14432,36 руб.;

шаг                                −     14432,36 руб.;

шаг                                −     14432,36 руб.;

шаг                                −     14432,36 руб.;

шаг                                −     14432,36 руб.

Чистый дисконтированный доход ЧДД, руб., от использования программного продукта определим по формуле:

 

где    N - расчётный период, год;

ПК - прибыль от использования программного продукта за k-й год его эксплуатации, руб.;

К - капиталовложения при внедрении программного продукта, руб.

Следовательно, ЧДД, руб., при N = 5, т.е. за пять лет использования программного продукта (срок до морального старения рассматриваемой информационной системы) при норме дисконта Е = 20% в соответствие с формулой (3.25) составит:

ЧДД = 13319,95 руб.

Приходим к выводу, что ЧДД положителен, т.е. проект эффективен.

Внутреннею норму доходности проекта, %, определим по формуле:


где    Eвн.MAX − максимальное значение внутренней нормы дисконта, %, при которой ЧДД является положительной величиной (ЧДД > 0);

− минимальное значение внутренней нормы дисконта, %, при которой ЧДД является отрицательной величиной (ЧДД < 0);

ЧДД|Eвн.MAX+ − ЧДД, руб., вычисляемый по формуле (3.24) при подстановке нормы дисконта E = ЧДД|Eвн.MAX+;

− ЧДД, руб., вычисляемый по формуле (3.24) при подстановке нормы дисконта E =  ЧДД|Eвн.MIN-.

Предполагаем, что лежит в диапазоне 35% … 40%. При норме дисконта =35% получаем ЧДД = 2197,64 руб. Таким образом, при ЧДД = 35% ЧДД положителен.

При норме дисконта = 40% получаем ЧДД = −469,42 руб. Таким образом, при ЧДД = 40% ЧДД отрицателен.

Следовательно, по формуле (3.25) имеем:

Евн = 39%.

Рассчитаем срок окупаемости проекта. Срок окупаемости проекта, год, найдём по формуле:


где    N - максимальное количество лет, прошедших с начала эксплуатации программного продукта, в течение которых величина дохода от его использования не превысила величины капиталовложения при внедрении программного продукта;

Эj - величины приведённых годовых эффектов за j-й год, руб., прошедший с начала эксплуатации программного продукта, вычисленные по формуле (3.24) при подстановке нормы дисконта Е = 20%.

Величина приведённого (дисконтированного) годового эффекта за первый год расчётного периода по формуле (3.24) равна:

Э1= 14432,36/(1 + 0,2) = 12026,96 руб., что меньше величины капиталовложений (К = 29841,64 руб.).

Тогда, в формуле (3.25) имеем N = 1.

Величина приведённого (дисконтированного) годового эффекта за второй год расчётного периода по формуле (3.24) равна:

Э2= 14432,36/(1 + 0,2)2 = 10022,47 руб.

Э1 + Э2 = 22049,43 руб.,

что меньше величины капиталовложений (К = 29841,64 руб.).

Тогда, в формуле (3.25) имеем N = 2.

Величина приведённого (дисконтированного) годового эффекта за третий год расчётного периода по формуле (3.24) равна:

Э3= 14432,36/(1 + 0,2)3 = 8352,06 руб.

Э1 + Э2 + Э3 = 30401,5 руб.,

Сумма Э1, Э2 и Э3 больше величины капиталовложений (К = 29841,64 руб.), следовательно в формуле (3.25) будет N = 2 и срок окупаемости составит:

ТОК = 2 + (29841,64 - 22049,44)/8352,06 = 2,9 года.

 

3.5 Основные технико-экономические показатели проекта


Для удобства анализа, все основные технико-экономические показатели проекта сведены в таблицу 3.5.

Таблица 3.5 - Основные технико-экономические показатели проекта

Основные характеристики

Единицы измерения

Проект

чел.-ч.

349,85

Продолжение таблицы 3.5

Полные затраты на создание программного продукта

руб.

29841,64

Годовой экономический эффект от внедрения программного продукта

руб.

14432,36

Чистый дисконтированный доход

руб.

13319,95

Внутренняя норма доходности

%

39

Срок окупаемости проекта

год

2,9

 

Выводы

1.   Итоговая трудоёмкость разработки программного продукта составила 349,85 чел.-ч.

2.       Полные затраты на создание программного продукта составляют 29841,64 руб.

.        Годовой эффект от внедрения программного продукта составляет 14432,36 руб.

.        Чистый дисконтированный доход - 13319,95 руб.

.        Внутренняя норма доходности - 39%.

.        Срок окупаемости проекта 2,9 года.

.        После внедрения программного продукта ежемесячные затраты времени специалистов на публикацию информации сократились с 16 до 0,3 часов, т.е. в пятьдесят раз.

.        Таким образом, разработка шаблона типового сайта диссертационного совета СевКавГТУ г. Ставрополь является экономически обоснованной и эффективной.

Заключение


Разработка шаблона типового сайта диссертационного совета СевКавГТУ, г. Ставрополь велась с использованием самых современных технологий. Web-фреймворк Django, на котором был написан дипломный проект, известен своей популярностью у таких компаний, как Google и Яндекс. Дипломный проект был разработан в среде Aptana Studio 3, основное преимущество которой в кроссплатформенности, что позволяло вести разработку в различных операционных системах.

Важным фактом является то, что в процессе проектирования и разработки типовых сайтов учреждение получило новый статус в связи с созданием в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. №266-р федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет». В связи с этим проект был переименован в «Диссертационные советы СКФУ».

В третьей главе было показано, что дипломный проект является экономически обоснованным и выгодным. Об этом говорят следующие показатели:

1.   Итоговая трудоемкость разработки программного продукта (система управления типовыми сайтами диссертационных советов СевКавГТУ) составляет 349,85 чел.-ч.

2.       Полные затраты на создание программного продукта составляют 29841,64 руб.

.        Годовой эффект от внедрения программного продукта составляет 14432,36 руб.

.        Чистый дисконтированный доход за четыре года использования программного продукта равен 13319,95 руб.

.        Внутренняя норма доходности 39%.

.        Срок окупаемости проекта 2,9 года.

Внедрение системы управления комплексом типовых сайтов СевКавГТУ позволило получить быстрый и удобный способ публикации и доступ к сведениям о деятельности диссертационных советов в сети интернет.

К перспективным направлениям развития темы дипломного проекта можно отнести разработку сервисов, например, мобильную версию сайтов.

Библиографический список


1.     Пятибратов А.П., Гудыно Л.П., Кириченко А.А. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002.

2.       Методические указания по определению экономической эффективности новых машин и оборудования / Горлов С.М., Небесский В.Д. - Ставрополь, 2003.

.        Бурлак Г.Н. Безопасность работы на компьютере: организация труда на предприятиях информационного обслуживания. - М.: «Финансы и статистика», 1998.

.        ГОСТ 2.105-95 ЕСКД Общие требования к текстовым документам.

.        Ротков Л.Ю., Рябов А.А., Виценко А.Ю. Современные сетевые технологии, технологии Интернет. Учебное пособие. Нижний Новгород: ННГУ, 2002, 244 с.

.        Будилов И.Ю. JavaSkript, XML и объектная модель документа. - М.: «Диалог - МИФИ», 2001. - 352 с.: ил.

.        Николенко С.А. Практические занятия по HTML. - М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 2001. - 784 с.: ил.

.        Цеховой А.Д. Программирование на языке Java: краткий курс. - СПб: «КОРОНА принт», 2002. - 672 с.

.        Серогодский Ф.Д. Энциклопедия дизайнера Corel Draw 10.: Пер с англ. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2002. - 256 с.

.        Финков В.И. Интернет. Шаг второй: от пользователя к профессионалу. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2004. - 384 с.

.        Колесниченко Т.С. Web: дизайн и коммерция. - СПб.: «Питер», 2002. - 304 с.

.        Подольский С.В. Самоучитель по Web-дизайну. - СПб.: «Питер», 2000. - 543 с.

.        Петров, А.И. Информационные системы [Текст] / А.И. Петров. - М.: Горячая линия-Телеком, 2000. − 300 с., ил.

.        Буч, Г., Рамбо, Д., Джекобсон, А. Язык UML для пользователя: Пер. с англ. [Текст] / Г. Буч, Д. Рамбо, А. Джекобсон. - М.: ДМК, 2000. − 432 с., ил. (Серия «для программистов»).

.        Боггс, У., Боггс, М. UML и Rational Rose: Пер. с англ [Текст] / У. Боггс, М. Боггс. - М.: Издательство «Лори», 2000. - 581 с.

.        Калянов, Г.Н. CASE-технологии. Консалтинг при автоматизации бизнес-процессов. 2-е изд. перераб. и доп [Текст] / Г.Н. Калянов. - М.: Горячая линия-Телеком, 2000. − 320 с.

.        Ларман, К. Применение UML и шаблонов проектирования: Пер. с англ. [Текст] / К. Ларман. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. - 496 с.

.        Гуидо, А.Я. Программирование в Python [Текст] / А.Я. Гуидо. - М.: ООО «Бином-Пресс», 2003. - 1152 с.

.        Баженова, И.Ю. Delphi 7 Самоучитель программиста [Текст] / И.Ю. Баженова. - М.: Кудиц-Образ, 2003. - 436 с.

.        Кобейн, К.Б. Основы программирования в Python [Текст] / К.Б. Кобейн. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 608 с.

.        Гофман, В. Э, Хомоненко, А.Д. Python [Текст] / В.Э. Гофман, А.Д. Хомоненко. - СПб.: БХВ, 2000. - 800 с.: ил.

.        Тейксера Стив, Пачеко Ксавье. Eclipse. Руководство разработчика: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. - 817 с.

Похожие работы на - Разработка шаблона типового сайта диссертационного совета

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!