Повышение эффективности работы поликлиники за счет внедрения автоматизированной системы учета пациентов

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Украинский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    784,62 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Повышение эффективности работы поликлиники за счет внедрения автоматизированной системы учета пациентов

РЕФЕРАТ

В дипломной работе было разработано программное обеспечение для ведения учета пациентов в регистратуре поликлиники, разработан бизнес-план разработки и реализации данной системы. Разработанный программный продукт позволит повысить эффективность работы медицинского персонала и качество оказания медицинской помощи, и сократить затраты на создание и заполнение амбулаторной карточки пациента.

Рисунков - 18.

Таблиц - 40.

Литературных источников - 38.

Ключевые слова: медицинские автоматизированные информационные системы, реляционная модель данных, структура базы данных, программные средства, маркетинговые исследования, оценка рынка сбыта, сегментирование, трудоемкость работ, смета затрат, уровень качества.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЗОР МЕДИЦИНСКИХ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

.1 Классификация медицинских автоматизированных информационных систем

.1.1 Административно-хозяйственные медицинские системы

.1.2 Системы информационного и библиографического поиска

.1.3 Системы для лабораторных и диагностических исследований

.1.4 Экспертные медицинские системы

.1.5 Обучающие системы

.1.6 Интегрированные системы

.2 Обзор медицинских систем

.3 Система управления госпиталем MedTrak   

.3.1 Обзор системы MedTrak

.3.2 Основные особенности системы MedTrak

.3.3 Электронная медицинская карта системы MedTrak

.4 Техническое задание

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ «РЕГИСТРАТУРА

.1 Выбор модели данных

.2 Разработка структуры баз данных

.3 Анализ и выбор инструментальных средств

.3.1 Требования к составу и параметрам вычислительной системы

.3.2 Требования к информационной программной совместимости

.3.3 Обоснование выбора среды программирования         

.3.4 Обоснование выбора системы управления базами данных

ГЛАВА 3. ИСПЫТАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ «РЕГИСТРАТУРА»

.1 Испытание и тестирование АС «РЕГИСТРАТУРА

.2 Инструкция пользователя

.3 Экономическое обоснование эффективности внедрения АС "Регистратура"

.3.1 Описание характеристик продукта  

.3.2 Особенности товара

.3.3 Система сервиса

.3.4 Гарантии и защита потребительских прав

.3.5 Исследование и анализ рынков сбыта

.3.5.1 Маркетинговые исследования рынка сбыта АС «Регистратура»

.3.5.2 Параметрическая сегментация рынка

.3.5.3 Стратегия маркетинга

.3.6 Оценка риска и страхование

.3.7 Оценка затрат на разработку программного продукта

.3.7.1 Определение потребности в материальных и трудовых ресурсах

.3.7.2 Расчет себестоимости и договорной цены программного продукта

.3.7.3 Разработка финансового плана

.3.8 Безопасность жизнедеятельности. Характеристика ВЦ

.3.9 Гражданская оборона

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

АННОТАЦИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В Украине пока отсутствуют системы комплексной компьютеризации медицинского учреждения, и сейчас идет подготовка к их созданию. Это связано не только с дороговизной создания такой системы, но и со сложностью формализации деятельности медицинского учреждения. Однако развитие компьютерных и коммуникационных технологий, а также постоянное уменьшение стоимости компьютерной техники сделало технически и финансово возможным создание таких систем. Положение украинских разработчиков госпитальных медицинских систем следует признать сейчас чрезвычайно удачным. Это связано с несколькими обстоятельствами: в отличие от ситуации с поставкой западного оборудования, которое по многим параметрам превосходит отечественное, украинские лечебные учреждения не могут покупать западные медицинские системы, так как они полностью не пригодны в украинской медицине, из-за различий в самой организации медицинского обслуживания населения, в требованиях к оформлению и отчетности, а также из-за того, что программные продукты не русифицированы; к настоящему времени вся медицинская общественность от организаторов здравоохранения до практических врачей полностью подготовлена к необходимости компьютеризации лечебных учреждений. Выход из этой ситуации находится в привлечении средств вычислительной техники и обработки информации для выявления структур управления учреждениями, уменьшения неопределенности исходной информации и формирования процедур принятия решений в современных условиях.

Исходя из всего вышесказанного была поставлена задача разработки ПО для ведения автоматизированного учета пациентов в регистратуре поликлиники. Внедрение такого программного продукта в поликлинику позволило бы перевести ее на безбумажное ведение амбулаторных карточек пациента и автоматизировать большинство операций непосредственно не относящихся к врачебной деятельности и тем самым уменьшить трудоемкость медицинских служб.

ГЛАВА 1. ОБЗОР МЕДИЦИНСКИХ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

.1 Классификация медицинских автоматизированных информационных систем

Административно-хозяйственные медицинские системы

Системы информационного и библиографического поиска

Системы для лабораторных и диагностических исследований

Экспертные системы

Обучающие системы

Интегрированные системы (учреждения)

.1.1 Административно-хозяйственные медицинские системы

Назначение административно-хозяйственных медицинских систем или офисных:

обеспечение информационной поддержки функционирования медицинского учреждения, включая автоматизацию административных, финансовых и исполнительных функций персонала, таких как подготовка, ведение и просмотр текущей документации, и составление итоговой отчетности (регистрация пациентов, планы медицинского ухода за больными, учет лекарственных препаратов, бухгалтерский учет, кадры, контроль возможных выплат, проверка утилизации),

решение некоторых задач управления учреждением: составление графиков работы, использования помещений и оборудования, назначение больным времени приема у врача и другие подобные функции, связанные с планированием деятельности.

К административно-хозяйственным медицинским системам относятся:

бухгалтерские системы;

системы учета лекарственных препаратов

системы регистрации пациентов;

системы регистрации медицинской документации;

системы автоматизации делопроизводства;

системы клинического обследования;

другие.

Каждая система предусматривает решение определенных задач.

Так, например, системы регистрации пациентов и медицинской документации направлены на решение задач:

ведение графика работы медицинского персонала всех уровней;

составление отчетов об использовании врачом рабочего времени;

обработка медицинских и хозяйственных статистических данных.

Системы автоматизации делопроизводства направлены на решение задач:

возможность рассылки электронных документов;

поддержка механизмов коллегиальной работы с документами и принятия решений, включая возможность реализации;

подготовка отчетных документов.

.1.2 Системы информационного и библиографического поиска

Системы информационного и библиографического поиска призваны решать следующие задачи:

создание и ведение электронного каталога;

автоматическая идентификация изданий и читателей;

подготовка реферативной информации;

обеспечение доступа к имеющейся информации посредством Internet технологий;

создание и ведение профессионально ориентированных баз данных, например: регистр лекарственных препаратов и их совместимости, реестр видов медицинских услуг и нормативно-правовые акты и стандарты.

1.1.3 Системы для лабораторных и диагностических исследований

Интенсивное развитие медицинского приборостроения привело к созданию компьютерных систем для лабораторных и диагностических исследований, например: лабораторные анализаторы; цифровую рентгенологию; компьютерную томографию; радиологию; ультразвуковую диагностику; получение микроскопических изображений.

В связи с бурным развитием в последние годы коммуникационных технологий особенно распространенными среди диагностических систем становятся так называемые РАСS-системы (Рiсture Archiving and Control Systems - системы, предназначенные для обработки, хранения и получения удобного доступа к изображениям). Достижения электроники предоставляют врачам широкий спектр различного специализированного медицинского оборудования, разработанного для диагностики и мониторинга состояния пациента и данных биопсий. Это направление выделило науку «телепатологию».

Так, например, система лабораторных анализаторов решает задачи:

автоматической регистрации, хранения и анализа данных лабораторных и диагностических исследований;

обеспечение интерфейса с базами данных для предоставления результатов.

.1.4 Экспертные медицинские системы

Применение экспертных систем наиболее эффективно при решении задач диагностики, интерпретации данных, прогнозирования течения заболевания и осложнений, мониторинга течения заболевания и планирования лечебно-диагностического процесса. С позиции разработчика экспертной системы, отличие задач диагностики (и интерпретации данных) от задач прогнозирования заключается в том, что в первом случае по значениям признаков или примерам осуществляется поиск причин, объясняющих эти значения или примеры, а во втором - по наблюдаемым значениям признаков осуществляется поиск следствий, к которым они могут привести.

Современные экспертные медицинские системы поддерживают интеграцию с другими видами медицинских информационных систем, в частности с госпитальными информационными системами и системами для лабораторных исследований.

.1.5 Обучающие системы

Особенно эффективным стало применение компьютерных обучающих систем с развитием средств мультимедийного представления информации. В состав обучающей системы, как правило, входят следующие компоненты:

гипертекстовая база данных, для развития знания обучающегося;

база данных, содержащая тестовые задания по технике выполнения лечебных мероприятий;

массив видеосюжетов, наглядно демонстрирующих правильное выполнение лечебных мероприятий.

Простейшие программы представляют собой различные комплексы тренировочных упражнений и практических методик. Более сложные программы призваны помочь обучающимся в овладении навыками решения сложных задач, таких, как постановка диагноза и планирование лечения.

.1.6 Интегрированные системы

Интегрированные информационные системы объединяют в себе на основе электронной истории болезни (медицинской карты) функциональные возможности автоматизированных систем нескольких классов и предназначены для комплексного решения задач в зависимости от специфики конкретного учреждения:

задач административно-хозяйственного и финансового характера;

задач поддержки лечебно-диагностических мероприятий;

задач обеспечения информационной поддержки работы врачей-специалистов;

задач информационной поддержки оценки эффективности лечения;

задачи справочно-информационного и библиографического обслуживания медицинского персонала.

Интегрированные решения на основе электронной медицинской карты представляют собой наиболее полную основу для решения задач повышения качества медицинской помощи и управления лечебно-диагностическим процессом.

Разработка и внедрение систем ведения электронной истории болезни по-прежнему остаются уделом крупных университетских медицинских центров, а массовому распространению таких систем препятствуют отсутствие необходимых средств для создания корпоративных сетей медицинских учреждений общественного здравоохранения, соответствующего регулирования в действующем законодательстве, сила традиций во врачебной практике, недостаточно развитая стандартизация медицинской терминологии и процедур обмена медицинскими данными. Основной итог международных конгрессов по медицинской информатике - без электронной истории болезни нельзя создать ни достаточно эффективных систем обеспечения принятия медицинских решений, ни экономически оправданных телемедицинских технологий.

.2 Обзор медицинских систем

Для написания программного обеспечения был выполнен обзор существующих подобных систем и были найдены и рассмотрены такие системы:

Система управления госпиталем «MedTrak»[13];

Госпитальная информационная система «Авиценна»[14];

Программный комплекс «Управление поликлиникой»[15];

Медицинская информационная система «Амулет-клиника»[16];

Система «MedWork» компании Master Labs[17].

Все эти системы схожи между собой и по объему существенно большие, поэтому ограничимся рассмотрением одной из них - система управления госпиталем «MedTrak».

.3 Система управления госпиталем MedTrak

.3.1 Обзор системы MedTrak- интегрированная система управления госпиталем. MedTrak объединяет в себе последние достижения в области информационных технологий, упрощая каждодневную работу современного госпиталя. Кроме того, MedTrak позволяет управленческому персоналу госпиталя получать всю необходимую информацию для принятия стратегических решений.

Системы управления госпиталями традиционно разрабатывались, исходя из финансовой схемы управления. Но в настоящее время развитие таких информационных систем пришло к тому, что их ядром стали записи в медицинских картах пациентов, а финансовая отчетность стала вспомогательной частью всей системы. MedTrak базируется именно на этой концепции.состоит из большого количества программных модулей, которые работают с клинической, административной и финансовой информацией, необходимой для современного госпиталя. Каждый модуль может быть индивидуально настроен и объединен в интегрированную автоматизированную систему, отвечающую требованиям именно Вашего госпиталя.

Таблица 1.1

Подсистемы системы управления госпиталем MedTrak

Управление потоком пациентов <#"588120.files/image001.gif">

Рис. 3.1. Диалог входа в систему

При вводе неправильного пароля доступ пользователя к системе запрещается. После правильного ввода пароля открывается окно, показанное на рис. 3.2.

Рис. 3.2. Главная экранная форма регистратура

Эта форма содержит такие справочники как: анкеты больных, профессии, анализы, города, врачи, улицы, болезни (Международный классификатор болезней 10-го пересмотра показанный на рис. 3.3),сотрудники.

Рис. 3.3. Международный классификатор болезней

Далее при нажатии левой кнопки мыши на «Список пациентов» в форме «Регистратура» открывается список пациентов показанный на рис. 3.4.

Эта форма разделена на две части: в левой части в виде дерева расположены улицы, которые содержат пациентов, что, проживают на этих улицах. В правой части формы отображаются пациенты.

Рис. 3.4. Список пациентов зарегистрированных в поликлинике.

При щелчке правой мыши на любой из улиц или пациенте открывается вспомогательное меню изображенное на рис 3.5. Которое содержит следующие функции: добавление пациента, удаление пациента, поиск пациентов, печать карточки пациента, добавление улицы, редактирование улицы, удаление улицы.

Рис. 3.5. Экранная форма «Список пациентов» содержащая вспомогательное меню.

При добавлении улицы открывается форма «справочник улиц» показанная на рис. 3.6 в которую вводится нужная улица.

Рис. 3.6. Справочник улиц

При осуществлении операции «удаление улицы» открывается окно показанное на рис. 3.7

Рис. 3.7. Ошибка

Поиск пациентов

При осуществлении поиска пациентов делаем щелчок левой кнопки мыши, и открывается окно, показанное на рис. 3.8 в котором осуществляется поиск по: ФИО, №амбулаторной карты, дате последнего посещения. После нахождения нужной информации нажимаем на кнопку выход и в дереве пациентов выделяется тот пациент, которого мы искали (рис. 3.9).

Рис. 3.8 Поиск пациентов

Рис. 3.9. Список пациентов

Печать амбулаторной карточки пациента

При выполнении печати электронной карточки пациентов осуществляется связь с текстовым редактором Microsoft Word где стандартными средствами офиса осуществляется печать (рис. 3.10).

Рис. 3.10. Печать амбулаторной карты пациента

Запуск электронной карточки пациента

Для того чтобы запустить электронную карточку пациента требуется щелкнуть левой кнопкой мыши на этом пациенте и откроется окно показанное на рис. 3.11. Которое разделено на две части. В левой части изображены разделы электронной карточки пациента, а в правой то, что содержится в разделе. Например, для того, чтобы просмотреть раздел «История болезни» не обходимо левой кнопкой мыши щелкнуть на этом разделе откроется окно показанное на рис. 3.12. Для того что бы добавить новую историю болезни нужно правой кнопкой мыши щелкнуть на разделе «История болезни» и откроется форма показанная на рис 3.13.

Рис. 3.11. Электронная медицинская карта пациента

Рис. 3.12. Раздел электронной медицинской карты пациента«История болезни»

Рис. 3.13. Добавление новой истории болезни

Все остальные разделы можно просмотреть таким же образом, как было описано выше. Т.е. левой кнопкой мыши щелкаем на нужном разделе и отображается информация, которая содержится в этом разделе.

Добавление нового сотрудника и присваивание ему пароля для работы с АС «Регистратура»

Для того, что бы добавить нового сотрудника необходимо в форме «Регистратура» (рис. 3.2) зайти в меню справочники и выбрать раздел «сотрудники» после чего откроется окно показанное на рис. 3.14. В эту форму необходимо ввести следующую информацию: ФИО, логин, пароль, группа пользователей к которой относится данный сотрудник(врач, медсестра, оператор и т.д.) после чего произойдет добавление нового сотрудника.

Рис. 3.14. Справочник сотрудников

Если пароль или логин введены неправильно, то откроется окно изображенное на рис. 3.15

Рис. 3.15. Ошибка ввода

3.3. Экономическое обоснование эффективности внедрения АС "Регистратура"

.3.1 Описание характеристик продукта

Характеристика товара

Наименование товара -"Автоматизированная система “Регистратура”.

АС “Регистратура” обеспечивает на базе использования ПЭВМ учет пациентов в регистратуре поликлиники.

АС “Регистратура” выполняет следующие задачи:

Регистрация пациентов. Включает создание новой амбулаторной карточки и заполнение ее данными о пациенте (личные данные, медицинская информация);

Просмотр и редактирование информации о пациенте.

Быстрый поиск данных о пациенте.

Хранение лечебно-диагностической информации полученной в результате осмотра пациента.

Подготовка и выдача медицинских заключений о состоянии здоровья пациентов;

Иметь интуитивно-понятный интерфейс;

Защита информации от несанкционированного доступа.

Таблица 3.1.

Характеристика товара

Наименование

Значение параметра

1. Тип ЭВМ

Pentium 200 и выше

2. Операционная система

Windows 95 и выше

3. Объем ОП

32 Мб

4. Дисковое пространство

1 Gб

5. Модель данных

Реляционная

6. Язык программирования

Delphi

7. Принтер

Типа HP LJ5L


В табл. 3.1 приведены характеристики АС "Регистратура"

.3.2 Особенности товара

Внедрение такого программного продукта, заключается в том, что установка программного обеспечения в регистратуре поликлиники позволила бы перевести ее на безбумажное ведение истории болезни пациента и автоматизировать большинство операций непосредственно не относящихся к врачебной деятельности.

Установка АС "Регистратура" позволит повысить эффективность работы медицинского персонала и качества оказания медицинской помощи.

.3.3 Система сервиса

Используется контекстно-ориентированная система помощи, а также описание и сопроводительная документация. В нижней части экрана располагается компонент, который отображает назначение кнопок или пунктов меню, над которыми в данный момент находится курсор, что значительно облегчает пользователю работу с программным продуктом.

.3.4 Гарантии и защита потребительских прав

Гарантируется получение в обусловленные договором сроки надежного, эффективного и простого в эксплуатации ПО ("Автоматизированная система "Регистратура").

Всем зарегистрированным пользователям гарантируется бесплатное разъяснение всех аспектов настройки и применения системы, замена на исправленную копию при обнаружении ошибок, предоставление скидок при покупке последующих версий.

.3.5 Исследование и анализ рынков сбыта

.3.5.1 Маркетинговые исследования рынка сбыта АС «Регистратура»

Разработанный программный продукт является узкоспециализированным. Из-за специфики класса решаемых задач программным продуктом потенциальными покупателями могут быть различные лечебных учреждениях, не имеющих закрепленного контингента населения.

Произведем сегментацию рынка по географическому признаку, т.е. по крупным областным и медицинским центрам Украины. Полная потребность в продукте рассчитывается по следующей формуле:

,      (3.1)

где - полная потребность в продукте; - полная потребность в продукте i-го сегмента, которая определяется по следующей формуле:

,     (3.2)

где - количество предприятий (в нашем случае больницы) в i-ом сегменте; - коэффициент охвата, т.е. доля предприятий-покупателей, которые хотят (могут) приобрести товар в i-ом сегменте.

Сегментирование и расчеты емкости рынка представлены в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Сегментирование и расчеты емкости рынка

Города

Лечебные учреждения

Итого полная потребность


Общее количество

Предполагаемый коэффициент охвата


Харьков

28

0,5

14

Киев

35

0,4

14

Днепропетровск

20

0,4

8

Донецк

25

0,4

10

Симферополь

10

0,3

3

Львов

15

0,3

5

Итого

133


54


По таблице 3.2. определили, что полная потребность рынка составляет 54 копии.

.3.5.2 Параметрическая сегментация рынка

Автоматизированная система "Регистратура" обладает достаточно развитым инструментарием для создания и ведения БД в интерактивном режиме работы с пользователем. Здесь используется контекстный интерфейс, который в значительной мере облегчает работу пользователю. Немаловажную роль играют доступность и простота использования, так как первоначально программа рассчитывалась на пользователя, обладающего минимальными навыками работы на ЭВМ. Необходимо отметить фактор надежности системы. При этом необходимо стремиться к уменьшению использования машинных ресурсов и рабочего времени пользователя. Следует учесть также ситуацию в стране. После кризиса в России и Украине резко упала платежеспособность покупателя. Это означает, что продукт должен иметь не слишком высокую цену.

Таким образом, для параметрического анализа ограничимся следующими характеристиками продукта:

требования к ресурсам;

набор функций;

интерфейс пользователя;

надежность;

скорость обработки данных;

уровень обеспечения целостности и секретности данных.

3.3.5.3 Стратегия маркетинга

Разработанный программный продукт имеет узкую область применения, потенциальных потребителей не много и к тому же имеют низкую платежеспособность, разработчик неизвестен на рынке программного обеспечения. Поэтому при разработке стратегии маркетинга следует ограничиться минимальными действиями.

Продажа будет осуществляться самим разработчиком без дополнительной оплаты. Поиск потребителей осуществляется разработчиком самостоятельно.

В качестве рекламы предполагается рассылка рекламных проспектов потенциальным потребителям и участие в специализированных выставках.

Для стимулирования сбыта предполагается бесплатная установка первым клиентам, бесплатное распространение демонстрационных версий

Организуется послепродажное обслуживание (сопровождение):

Покупатель становится зарегистрированным пользователем;

Сообщение об обнаруженных ошибках в документации и программном продукте, бесплатный обмен старой версии программы на новую исправленную версию;

Обучение зарегистрированных пользователей эксплуатации данного программного продукта;

Возможность настройки основных параметров системы под конкретные требования зарегистрированного пользователя.

.3.6 Оценка риска и страхование

Наиболее вероятными рисками могут быть:

несанкционированное копирование с целью дальнейшего использования;

несанкционированное копирование с целью продаж.

Уменьшить степень риска можно с помощью страхования в страховых компаниях. Для предотвращения несанкционированного копирования можно применять электронные ключи. Каждый ключ имеет уникальный код, который совпадает с внутренним кодом программного продукта. Такой ключ будет поставляться потребителю при покупке программного продукта. Работа программы без такого ключа невозможна.

Так же можно предложить более дешевый способ. Установка программного обеспечения производится разработчиком и требует обязательного наличия исходной (инсталляционной) версии программы. При инсталляции осуществляем привязку к идентификаторам оборудования, на основе которых вырабатывается идентификационный код защиты. При запуске программы проверяется соответствие текущего кода с кодом, записанным при инсталляции. При переносе программы на другой компьютер или при замене оборудования текущий код, вычисляемый в результате запуска, изменится. При несоответствии текущего кода и эталонного работа программного продукта невозможна. Таким образом, нелегальная копия программы неработоспособна. В случае замены оборудования зарегистрированный пользователь должен обратится к разработчику для проведения повторной установки программы.

.3.7 Оценка затрат на разработку программного продукта

.3.7.1 Определение потребности в материальных и трудовых ресурсах. Для разработки программного продукта требуется два инженера-программиста, оплата труда которых составляет 215 грн./мес. (22 рабочих дня в месяце). После определения общих затрат, связанных со всей разработкой проекта, оцениваем затраты для всего проекта. Просуммировав общие и долевые затраты, определим стоимость всей разработки программного продукта. Рассчитаем общие затраты на разработку проекта.

Расходы на материалы представлены в табл. 3.3.

Таблица 3.3

Расходы на материалы

Материал

Количество, шт.

Цена за единицу, грн

Сумма, грн

Назначение

Бумага формата А4, пачка (500 л.)

1

18,50

18,50

Документация

Картридж для принтера

1

90,00

90,00

Печать документации

Дискета 3,5”

2

1,55

3,10

Хранение и перенос информации

Итого

111,6



Для выполнения работ, связанных с проектированием программного продукта и сопутствующей документации требуется ПЭВМ стоимостью 3000грн.

.3.7.2 Расчет себестоимости и договорной цены программного продукта

Трудоемкость разработки оценим, выполнив детальный расчет наиболее трудоемкой работы - это работы по алгоритмизации и программированию с учетом удельного веса трудоемкости этих работ по отношению к общей трудоемкости разработки.

Трудоемкость работ по алгоритмизации и программированию:

,          (3.3)

где  - трудоемкость изучения описания задачи и формулировки её постановки (чел. - дни);

 - трудоемкость разработки алгоритмов программы (чел. - дни);

 - трудоемкость построения схем алгоритмов (чел. - дни);

 - трудоемкость непосредственного кодирования программы (чел. - дни);

 - трудоемкость отладки программы (чел. - дни);

- трудоемкость оформления документации.

Трудозатраты всех видов определяются через условное количество команд (операторов) языка программирования в программном продукте. Условное количество команд Q - это общее число команд (операторов), которое потребуется отработать программисту в процессе работы с учетом различных изменений в постановке задачи и совершенствования программы.

В общем виде

,    (3.4)

где q - предполагаемое число команд программы (q=5000);- коэффициент сложности программы (k=1.3);- количество коррекций в программе (n=3 с коррекцией 0.05, n=1 с коррекцией 0.07);

 - коэффициент коррекции программы.

Согласно вышеприведенным данным получаем условное количество операторов программы Q = 7930.

Трудозатраты на изучение описания задачи рассчитываются по формуле

,    (3.5)

где    V - производительность исполнителя (команд/час), данные приведены в таблице 3.4;

- коэффициент квалификации исполнителя, = 1.2 (т.к. стаж работы исполнителя до 5 лет);

 - коэффициент, учитывающий качество описания задачи (=1.2).

Величины трудозатрат  рассчитываются по формуле

,       (3.6)

где    j - вид работ; производительность исполнителя для j-го вида работы (таблица 3.4).

Данные о производительности исполнителя даны в таблице 3.4.

Таблица 3.4

Данные о производительности исполнителя

Вид работы

Производительность, команд/час

Изучение описания задачи

75

Разработка алгоритмов решения задачи

25

Разработка схем алгоритмов

35

Кодирование программы

50

35

Оформление документации

30


Результаты расчета трудоемкости представлены в таблице 3.5

Таблица 3.5

Результат расчета трудоемкости

Вид работы

Трудоемкость, человек/дней

Изучение описания задачи

13

Разработка алгоритмов решения задачи

33

Составление схемы алгоритма

24

Разработка программы

17

Отладка программы

24

Оформление документации

28

ИТОГО

138

В результате получили, что на разработку системы потребуется 138 дней.

Фонд основной заработной платы можно определить по формуле:

,         (3.7)

где Т - трудоемкость работы, в нашем случае Т = 138 чел./дня;

 - среднедневная заработная плата определяется по формуле

,  (3.8)

где =215 грн. - месячная заработная плата;

Ф - количество рабочих дней в месяце при пятидневной рабочей недели Ф = 22.

Согласно (3.7) и (3.8) получаем »9,77 грн., = 1348,26 грн.

Дополнительная заработная плата составляет 10..20 % от основной заработной платы (пусть Здоп составляет 10 %).

Получаем дополнительную заработную плату Здоп=134,83 грн.

Фонд заработной платы составляет Зос+Здоп =1483,09 грн.

Прочие прямые расходы составляют эксплуатационные расходы и амортизационные отчисления.

Эксплуатационные расходы рассчитаем по формуле

,     (3.9)

где - время кодирования и отладки программного продукта на ЭВМ

;     (3.10)

- стоимость машинного времени (= 2 грн/час);- средние затраты машинного времени на кодирование и отладку одной условной команды (m = 10 мин). Тмв=1101,39.

Эксплуатационные расходы составляют

Зэр = 2202,78 грн.

АМО - 25 % от стоимости основных фондов. Стоимость основных фондов определяется исходя из количества используемых ПЭВМ на момент проектирования по рыночным ценам.

Накладные расходы составляют 50 % от заработной платы.

Командировочные расходы составляют 15 % от заработной платы.

Сметная калькуляция на разработку программного продукта представлена в таблице 3.6

Себестоимость разработки по комплексному дипломному проекту составляют сумму затрат на разработку программного продукта и затрат на материалы  6079,54 грн.

Цена разработки рассчитывается по формуле

= 7903,4 грн., (3.11)

где П - плановая прибыль.

,     (3.12)

 - коэффициент рентабельности (%), принимается в размере 30%.

Налог на прибыль (30% от П):

Пн=547,16 грн.

Чистая прибыль

= 1276,70 грн.    (3.13)

Таблица 3.6

Сметная калькуляция на разработку программного продукта

Статья расхода

Сметная стоимость, грн

Материалы

123,50

Основная заработная плата

1348,26

Дополнительная заработная плата

134,83

Отчисления на социальные нужды (37,5 %):

556,16

1) Отчисления на соц. страхование (4 %) 2) Отчисления в пенсионный фонд (32 %) 3) Отчисления в фонд занятости (1,5 %)

59,32 474,59 22,25

Эксплуатационные расходы

2202,78

Амортизационные отчисления (25%)

750,00

Накладные расходы(50% от ФЗП)

741,55

Командировочные расходы(15% от ФЗП)

222,46

Себестоимость разработки программного продукта

6079,54

Предельный уровень рентабельности, %

30,00

Плановая прибыль

1823,86

Цена разработки (без НДС)

7903,40

Сумма НДС от цены разработки

1580,68

Цена разработки с НДС

9484,08

Налог на прибыль (30 %)

547,16

Чистая прибыль

1276,7


Вычислим минимальную цену программного продукта

, (3.14)

где  - затраты на тиражирование

 = 38 грн,    (3.15)

где  - стоимость одного машинного часа (2 грн/час);

 - время кодирования системы (1 час);

 - стоимость одной дискеты (1,55 грн);

Зм - затраты на документацию (500 листов А4 - 18,50 грн);

 - заработная плата исполнителя за время кодирования (1 час);продаж - число предполагаемых продаж;продаж = 54 копии;

 - затраты на адаптацию;

= 303,98 грн;        (3.16)

Цразр - цена разработки;

Цразр = 9484,08 грн.

= 517,61 грн. = 9826,06 грн.

Установим цену одной копии = 599 грн.

.3.7.3 Разработка финансового плана

Построим график достижения безубыточности разработки. По графику можно найти точку безубыточности, т.е. объем производства, при котором совокупные расходы и доходы от реализации продукции становятся равными. Дальнейшее увеличение объемов сбыта увеличивает прибыль.

Точку безубыточности рассчитаем по формуле:

Ц×x = +×x,       (3.17)

где Ц - цена одной копии; х - количество копий программного продукта, окупающие затраты на разработку;  - условно-постоянные затраты - себестоимость разработки программного продукта = 6079,54 грн;

- условно-переменные затраты - тиражирование и адаптация одной проданной копии = 341,98 грн.

Точка безубыточности х = 24. Следовательно, только после реализации 24-х копий программного продукта, проект станет рентабельным.

График достижения безубыточности разработки программного продукта представлен на рис. 3.16.

Рис. 3.16. График достижения безубыточности разработки

3.8 Безопасность жизнедеятельности. Характеристика ВЦ

Безопасность жизнедеятельности - это система законодательных актов, социально - экономических, организационных мероприятий и технических средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе его труда.

Производственным помещением является вычислительный центр (ВЦ).

В помещении вредных веществ нет.

Рис. 3.17. Вычислительный центр

- щит общего пользования, 2 - розетка,

- компьютер, 4 - принтер,

- сканер, 6 - ксерокс

Выявление и анализ вредных и опасных факторов действующих в условиях ВЦ

Согласно ГОСТ 12.0.003-74 для машинного зала опасными и вредными факторами, негативно воздействующие на здоровье рабочего персонала ВЦ, являются:

а) физические факторы;

б) психофизические факторы.

К физическим факторам относятся:

повышенный уровень электромагнитного излучения;

недостаточная освещённость рабочего места;

высокий уровень статического электричества;

повышенный уровень шума;

повышенная/пониженная влажность воздуха;

повышенная/пониженная температуру воздуха;

повышенная/пониженная подвижность воздуха.

К психофизическим факторам относятся:

перенапряжение зрительных или слуховых анализаторов;

монотонность труда;

эмоциональные перегрузки.

Все вышеперечисленные факторы могут в той или иной степени оказывать на работоспособность человека, как физическое, так и на моральное состояние.

Разработка мероприятий по снижению или исключению опасных факторов и их нормирование

Шум

Шумы подразделяются по характеру спектра и по временным характеристикам на тональный и непостоянный. В нашем случае шум издает работающий принтер.

Допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, уровни звука и эквивалентные уровни звука в дБА на рабочих местах (ГОСТ 112.1.003-76) приведены в (табл. 3.7.).

Таблица 3.7

Уровни звука

Рабочие места

Уровни звукового давления со среднегеометрическими частотами, Гц

Уровни звука и эквивалентные уровни Дба

Помещение программистов вычислительных машин

40

45


Защита от шума: звукопоглощающие материалы, наушники.      

Пожарная безопасность

. В помещении около 100 м должен находиться огнетушитель (углекислотный) переносной ТУ У 13 485 476.003 96 ОУ-2.

. Должна быть установлена противопожарная сигнализация.

. Подписывается документ работниками предприятия о том, что они ознакомлены с правилами пожарной безопасности.

В ГОСТ 12.1.005-88 указано, что при легкой (1а) категории выполняемых работ, должны обеспечиваться:

температура воздуха в помещениях машинного зала для холодного периода 22-24°С, для теплого периода 23-25°С;

относительная влажность воздуха 40-60%;

скорость движения воздуха не более 0,1 м/с.

Для обеспечения этих характеристик помещение вычислительного центра оборудуется приборами центрального отопления, кондиционерами, фильтрующими установками.

Для предотвращения поражения человека электрическим током принимают следующие меры:

каждый пользователь ПЭВМ, впервые приступающий к работе в данном ВЦ, должен изучить инструкции по технике безопасности при работе на данном оборудовании и пройти инструктаж по месту работы с обязательной пометкой в журнале регистрации;

ремонтные и профилактические работы на ЭВМ может производить специалист, имеющий квалификационную группу по технике безопасности не ниже третьей по работе с электрооборудованием до 1000 В;

запрещается эксплуатация ЭВМ в помещениях с химически агрессивной средой, а также при снятых деталях корпуса;

ремонтные и профилактические работы на электроустановках, установка и снятие корпусов ЭВМ допускается только при отключенном электропитании;

корпуса электроустройств должны быть надежно заземлены, сопротивление заземляющего устройства должно быть не более 4 Ом, при напряжении свыше 1000 В - не более 10 Ом;

поверхности рабочих столов не должны быть токопроводящими;

в электрических установках ВЦ для защиты сотрудников от поражения электрическим током необходимо предусмотреть защитное заземление. В помещениях ВЦ с электрооборудованием должна быть расположена шина защитного заземления (заземляющий проводник, сечением не менее 120 кв. мм.), соединенная с заземленной нейтралью электроустановки, от которой осуществляется питание оборудования ВЦ. Корпуса всех технических средств ЭВМ должны быть соединены с шиной защитного заземления. В ВЦ также должна быть проложена шина схемного заземления, изолированная от корпусов и от шины защитного заземления;

необходимо регулярно следить за состоянием изоляции электроарматуры и за другими электроприборами.

Для защиты персонала ВЦ от статического электричества необходимо использовать нейтрализаторы, полы иметь антистатическое покрытие. Допустимый уровень напряженности электростатического поля составляет 20 кВ/м за 1 час (ГОСТ 12.1045-84).

Одним из источников электромагнитного излучения является монитор компьютера. Так как программист/пользователь проводит основную часть рабочего времени за компьютером, то следует снизить действие электромагнитного излучения. Хотя результаты исследований влияния электромагнитного излучения на организм человека противоречивы, все же следует принять необходимые меры. Обычно применяют следующие меры:

располагают монитор на расстоянии более 30 см от глаз;

устанавливают защитные экраны на монитор;

применение мониторов с пониженными показателями ионизирующего излучения.

Следует также делать частые перерывы (в 1 час работы - 10-15 минут отдыха). Людям особо чувствительным следует сократить время работы с компьютером до минимума.

Уровень шумов не должен превышать 75 дБ. Уровень шума IBM-совместимого компьютера составляет 25 дБ. При использовании такого рода техники мероприятия по снижению шума не проводят.

Расчет вентиляции ВЦ

Расчет типа вентиляции

Произведем расчет количества воздуха для борьбы с избыточным теплом по формуле:

,    (3.18)

где Q - избыточное количество тепла в единицу времени, которое определяется суммой тепловыделений в помещении за вычетом теплопотерь;

С = 1000 Дж/(кг·К) - средняя удельная теплоемкость воздуха;

γ = 1.215 кг/ - удельная масса воздуха, поступающего в помещение при температуре Т = 290 К;

ТП = 295 К - температура удаляемого из помещения воздуха;

ТН = 290 К - температура при которой воздух поступает в помещение.

Определяем избыточное количество тепла, которое складывается из тепла, выделяемого одновременно всеми источниками в производственном помещении, минус потери тепла через внешние ограждения и оконные проемы:

,     (3.19)

где - количество тепла, выделяемого одновременно всеми источниками в производственном помещении;

- потери тепла через внешние ограждения и оконные проемы.

Расчитаем количество тепла, выделяемого одновременно всеми источниками в производственном помещении:

,     (3.20)

где -тепловыделения от оборудования;

-тепловыделения от людей;

-тепловыделения от искусственного освещения;

-тепловыделения от солнечной радиации.

Определим тепловыделения от оборудования по формуле:

= (3.21)

 Вт ,

где = 100 Вт - номинальная мощность единицы оборудования;

= 6 шт. - количество единиц оборудования.

Определим тепловыделения тепловыделения от людей по формуле:

Вт ,     (3.22)

где = 5 человек - количество людей, работающих в ВЦ.

Определим тепловыделения от искусственного освещения по формуле:

 Вт ,       (3.23)

где = 250 Вт - мощность одной лампы накаливания;= 15 шт. - количество ламп накаливания.

Определим тепловыделения от солнечной радиации по формуле:

 Вт ,         (3.24)

где F = 15  - площадь световых проемов;= 144 ккал/(ч·) - количество теплоты, вносимой радиацией через световые проемы, так как фонарей нет, то тепловыделения через фонари не учитывается.

Найденные данные подставляем и получаем результат:

Вт

Рассчитаем потери тепла через внешние ограждения и оконные проемы:

,     (3.25)

где - потери тепла через внешние ограждения;

- потери тепла через оконные проемы.

Теплопотери через внешние ограждения будут равны нулю, так как внешних ограждений нет, т. е. = 0 Вт.

Определим теплопотери через оконные проемы по формуле:

         (3.26)

 Вт ,

где F = 15  - площадь световых проемов;

к = 2.6 ккал/(ч·) - коэффициент теплопередачи оконных проемов;

ТП = 295 К - температура удаляемого из помещения воздуха;

ТН = 290 К - температура при которой воздух поступает в помещение.

Найденные данные подставляем и получаем результат:

 Вт .

Найденные данные подставляем и получаем результат:

 Вт

Найденные данные подставляем и получаем, что количество воздуха для борьбы с избыточным теплом равно:

 .

Произведем расчет кратности воздухообмена, по формуле:

 ,    (3.27)

где L = 4006  - количество воздуха для борьбы с избыточным теплом;

 = 60  - объем помещения.

Так как кратность воздухообмена больше 30, то необходимо рассчитать механическую вентиляцию.

Выбор вентилятора

Вентилятор центробежный типа Ц4-70 №10.

Производительность вентилятора: L = 5000

Полное давление: P = 200 Па.

Окружная скорость колеса: 20 м/с.

Количество оборотов в минуту: 300 об/мин.

Определим потребную мощность на валу электродвигателя N в кВт при перемещении чистого воздуха для стандартных условий:

     (3.28)

 кВт ,

где L = 5000  - производительность вентилятора;=200 Па - полное давление;

=0.6 - КПД вентилятора;

= 1.0 - КПД передачи, вентилятор насажен на вал электродвигателя.

Определим установленную мощность электродвигателя Nу с учетом запаса в кВт:

 кВт .    (3.29)

где Кз = 1.15 - коэффициент запаса мощности;= 4.5 кВт - потребная мощность на валу электродвигателя.

.3.9 Гражданская оборона

Анализ чрезвычайной ситуации

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или территории, пораженных аварией, катастрофой, стихийным бедствием или другими небезопасными факторами, которые привели (могут привести) к гибели людей и (или) значительным материальным затратам.

Общими признаками ЧС являются:

гибель или угроза гибели людей либо серьезное нарушение условий их жизнедеятельности;

наличие экономических убытков;

существенное ухудшение условий окружающей среды.

Классификацию ЧС, которые могут произойти с гражданами и имуществом Украины на территории других государств, проводят согласно с законодательством соответствующего государства или нормами межгосударственного права. Целью классификации ЧС является образование эффективного механизма оценки событий, которые произошли или могут произойти в прогнозируемый срок и определить степень реагирования на соответствующем уровне управления.

Согласно причинам возникновения ЧС, которые могут возникнуть на территории Украины, они делятся:

ЧС природного характера;

ЧС социально-политического характера;

ЧС военного характера;

ЧС техногенного характера.

ЧС военного характера - это ситуация, возникающая в результате применения оружия массового поражения (ядерного, химического, биологического) и других видов оружия, а также применения обычного способа поражения, в результате чего разрушаются АС, склады радиоактивных веществ, создающие вокруг себя зоны радиоактивного и химического заражения.

Причинами возникновения ЧС техногенного характера могут служить следующие:

значительное количество технически отсталых производств;

использование в производстве потенциально опасных веществ;

неотлаженная должным образом контрольная деятельность на производстве вследствие появления большого количества малых производств;

возрастание количества случаев нарушения техники безопасности;

неудовлетворительное положение дел с утилизацией и захоронением высокотоксичных отходов.

ЧС также классифицируются по следующим уровням:

общегосударственный. Такая ЧС происходит на территории двух и более областей, или угрожает перенесением в другие области, а также если для ликвидации ЧС требуются материальные и технические ресурсы в объемах, превышающих собственные возможности отдельной области;

региональный;

местный;

объектный.

Определим чрезвычайные ситуации техногенного характера наиболее вероятные в вычислительном центре:

Пожар (взрыв) в сооружениях, коммуникациях и технологическом оборудовании на промышленных объектах.

Аварии на тепловых сетях (система подачи горячей воды) в холодное время года.

Разрушение зданий и сооружений.

Оценка ожидаемой пожарной обстановки

Пожарная обстановка на объекте - это обстановка которая может возникнуть в результате чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени, связанных с действием световых импульсов от ядерных (и других) взрывов. С действием инфракрасного излучения открытого огня (например, при пожаре на каком - либо объекте), с действием вторичных факторов (например, при возникновении пожаров от разрушенных элементах объекта вследствие короткого замыкания повреждённой энергосети), а также с действием стихийных бедствий (например, возникновение пожаров от удара молнии).

Выделяют три зоны пожара на объекте:

зона отдельных пожаров;

зона сплошных пожаров;

зона горения и тления в завалах.

Исходные данные для проведения анализа и оценки пожарной обстановки приведены в таблице 3.8.

Таблица 3.8

Данные для проведения анализа и оценки пожарной обстановки

Тип здания.

Здание построено с несущими и ограждающими конструкциями из кирпича с деревянной кровлей, покрытой шифером.

Шторы, находящиеся в здании.

Хлопчатобумажные.

Дверные и оконные проёмы.

Деревянные, окрашенные в темный цвет.

Расстояние от автостанции до объекта , м.

300

Количество горючего вещества, т

150


Определить устойчивость объекта (ВЦ) к воздействию инфракрасного излучения в результате пожара на автомобиле заправщике, находящегося на автостанции на расстояние 300 м от ВЦ.

Исходя из типа здания определяем, что оно относится к третьей степени огнеустойчивости. Категория взрывопожарной обстановки - Д.

Вероятность возникновения отдельных пожаров зависит от степени огнеустойчивости зданий и сооружений, а возникновение сплошных пожаров - от плотности застройки данного участка объекта.

Величина радиусов внешних границ зон отдельных пожаров и зон сплошных пожаров определяется последующим формулам:

  (3.30)

(3.31)

где - удельная теплоемкость горючего вещества;- масса горючего вещества.

Удельная теплоемкость бензина [Дж/кг].


Учитывая расположение элементов объекта относительно внешних границ пожаров, определим плотность энергии инфракрасного излучения пожара на стоянке, которое действует на объект.

     (3.32)

где  - величина плотности энергии инфракрасного излучения от пожара,[Дж/м];

- удельная теплоемкость горючего вещества, [Дж/кг].- масса горючего вещества, [кг].- расстояние от центра пожара к конкретному объекту.

 .

Величина радиуса огня пожара при разливе и возгорании бензина определяют по следующей формуле:

   ,        (3.33)

где  - удельный вес бензина, [т/м],  .

.

Схема расположения ВЦ относительно источника пожара приведена на рис. 3.18.

Рис. 3.18. Схема расположения ВЦ относительно источника пожара:

- зона горения ;

- зона сплошных пожаров;

- зона отдельных пожаров.

По таблице определим устойчивость объекта к инфракрасного импульса.

Таблица 3.9

Данные для определения устойчивости объекта к инфракрасного импульса

Материалы

Возгорание

Горение

Ткань шерстяная

1250 - 1450

2100 - 3000

Доски деревянные, окрашенные в черный цвет

250 - 420

840 - 1250

Ткань хлопчатобумажная

500 - 750

840 - 1500


Выводы по разделу

В результате разработки элементов бизнес-плана были получены следующие результаты:

затраты на разработку - 9484,08 грн.;

затраты на тиражирование и адаптацию -341,98 грн.;

цена одной копии программного продукта - 599 грн.

При реализации 24 копии программного продукта доходы от реализации превысят совокупные расходы, что сделает проект рентабельным.

По оценке ожидаемой пожарной обстановке, которая может возникнуть на территории вычислительного центра:

Исследуемый объект находится вне зоны сплошных пожаров и зоны отдельных пожаров.

Потерь производственных фондов нет, так - как инфракрасный импульс, возникший вследствие пожара не вызовет пожара в помещении.

Мероприятия, которые можно провести по повышению огнеустойчивости:

регулярное очищение зоны от временных завалов;

повышение огнеустойчивости кровли (замена толи рубероидом);

предотвращение проникновению световых импульсов и инфракрасного излучения в ВЦ путем покраски в белый цвет оконных рам и дверей, использование жалюзи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках данной выпускной работы было разработано программное обеспечение для ведения учета пациентов в регистратуре поликлиники. Внедрение такого программного продукта в поликлинику позволило бы перевести ее на безбумажное ведение амбулаторных карточек пациента, и автоматизировать большинство операций непосредственно не относящихся к врачебной деятельности и тем самым уменьшить трудоемкость медицинских служб.

Разработанный программный продукт позволит повысить эффективность работы медицинского персонала и качество оказания медицинской помощи, и сократить затраты на создание и заполнение амбулаторной карточки пациента.

Разработка и внедрение систем ведения электронной истории болезни по-прежнему остаются уделом крупных университетских медицинских центров, а массовому распространению таких систем препятствуют отсутствие необходимых средств для создания корпоративных сетей медицинских учреждений общественного здравоохранения, соответствующего регулирования в действующем законодательстве, сила традиций во врачебной практике, недостаточно развитая стандартизация медицинской терминологии и процедур обмена медицинскими данными. Основной итог международных конгрессов по медицинской информатике - без электронной истории болезни нельзя создать ни достаточно эффективных систем обеспечения принятия медицинских решений, ни экономически оправданных телемедицинских технологий.

В выпускной работе были разработаны основные элементы бизнес-плана. Исследован предполагаемый рынок сбыта. Предполагаемый объем реализации составляет 54 копии программы. Предполагаемая цена одной копии 599 грн. Указанная цена является вполне приемлемой для потенциальных клиентов и конкурентоспособной. В разделе по БЖД была рассмотрено выявление и анализ вредных и опасных факторов действующих в условиях ВЦ, и разработаны мероприятия по снижению или исключению опасных факторов.

На основании анализа актуальности разработки, возможностей, предоставляемых программным продуктом, и результатов бизнес-плана можно сказать, что рассматриваемая система будет использоваться на территории Украины.

АННОТАЦИЯ

Повышение эффективности работы поликлиники за счет внедрения автоматизированной системы учета пациентов, дипломная работа.

Ключевые слова: медицинские автоматизированные информационные системы, реляционная модель данных, структура базы данных, программные средства, маркетинговые исследования, оценка рынка сбыта, сегментирование, трудоемкость работ, смета затрат, уровень качества.

Объект исследования: В качестве объекта автоматизации в данной работе выбрано медицинское учреждение, регистратура поликлиники.

Методы исследования: Для написания программного обеспечения использовалась реляционная модель данных, среда программирования Delphi, СУБД Oracle.

Проведен обзор медицинских автоматизированных информационных систем, на основе анализа проведено моделирование автоматизированной системы «Регистратура»; проведены испытания и экономическое обоснование АС «Регистратура»

Полученные результаты: В рамках данной дипломной работы было разработано программное обеспечение для ведения учета пациентов в регистратуре поликлиники. Был разработан бизнес-план разработки и реализации данной системы. Разработанный программный продукт позволит повысить эффективность работы медицинского персонала и качество оказания медицинской помощи, и сократить затраты на создание и заполнение амбулаторной карточки пациента.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

автоматизированная система учет

Закон Украины №2801-XII от 19.09.1992 г. «Основы законодательства Украины про охрану здоровья»

Медична облікова документація, що використовується в поліклініках (амбулаторіях) МОЗ України, Київ, 1999 р.

Медична облікова документація, що використовується в сиационарах МОЗ України, Київ, 1999 р.

Методические указания по дипломному проектированию для студентов дневной формы обучения по специальности 7.080401 "Информационные управляющие системы и технологии"

Единая система программной документации. -М: Издательство стандартов, 1988.

Гради Буч. Объектно-ориентированный анализ и проектирование. -М.: Издательство Бином

Бойко В.В., Савинков В.М. Проектирование информационной базы автоматизированной системы на основе СУБД. - М.: Финансы и статистика, 1982.

Джексон Г. Проектирование реляционных баз данных для использования с микро-ЭВМ. - М.: Финансы и статистика, 1991.

Маклаков С.В. BPWin и ERWin CASE-средства разработки информационных систем. - М.: ДИАЛОГ МИФИ, 2000.

Грин Д., Кнут Д. Математические методы анализа алгоритмов. - М. Мир, Овсяникова М.В., Федин В.А. Функциональные зависимости и нормализация реляционных БД. Методическое пособие. -М: Моск. Энерг. Инст., 1987.

Гудман С. Введение в разработку и анализ алгоритмов. - М.: Мир, 1981.

Ульман Дж. Основы систем баз данных. - М.: Финансы и статистика, 1983.

Система управления госпиталем «MedTrak». Адрес в Интернете www.sparm.com/medtrak

Госпитальная информационная система «Авиценна». Адрес в Интернете www.medmail.ru/medstat

Программный комплекс «Управление поликлиникой». Адрес в Интернете www.medik.ru/polik

Медицинская информационная система «Амулет-клиника». Адрес в Интернете www.klinika.com/amylet

Система «MedWork» компании Master Labs. Адрес в Интернете www.medwork <http://www.medwork>.ru

Фаронов В.В. Delphi3 Учебный курс- М: Издательство "Нолидж",1998.

Баас.Р.,Фервай М., Гюнтер Х. Delphi 4 Для пользователя, BHV Киев, 1999.

Урман С. Oracle 8. Программирование на языке PL/SQL. - М.: Лори, 1999.

Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных. - М: Вильямс, 1999.

Борзов Ю.В. Методы тестирования и отладки программ ЭВМ. - Рига, ЛГУ им. П. Стучки, 1980.

Майерс Г.Д. Надёжность программного обеспечения. - М.: Мир, 1980.

Майерс Г.Д. Искусство тестирования программ. - М.: Финансы и статистика, 1982.

Г.Майерс “Надежность программного обеспечения”./пер. с англ. под ред. Б.А.Позина - М.:Финансы и статистика 1982 - 176 стр.

Липаев В.В. “Качество программного обеспечения”.М.:Мир, 1983.

Боэм Б. и др. “Характеристики качества программного обеспечения”. М.:Мир, 1981.

К.Г.Гусев “Основы теории надежности”.Харьков ХАИ 1975.

С. Канер, Д.Фолк, Е.К.Нгуен “Тестирование программного обеспечения ” /Пер. на русский язык. Издательство “ДиаСофт”, 2000г.

Пелих А.С. Бизнес план или как организовать собственный бизнес.-М.: Ось-89, 1997.

Тони Скоун . Управленческий учёт .-М.: Аудит,Юнити,1997.

Закон Украины об охране окружающей природной среды от 25.06.91г.

Закон Украины об охране труда от 25.11.92г.

Долин П.А. Справочник по технике безопасности.-М.:Энергоатомиздат, 1984.

ОНТП 10-90. Общесоюзные нормы технологического проектирования. Определение категорий зданий и сооружений по взрывопожарной и пожарной опасности.-М.: Стройиздат, 1991.

СНиП 2.01.02-85. Строительные нормы и правила. Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений.-М.:Стройиздат, 1986.

ГОСТ 12.0.003-74. 1ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация. - Введ. 01.01.76.

ГОСТ 12.1.004-91 СББТ. Пожарная безопасность. Общие требования.-Введ.01.01.87.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Листинг программного обеспечения

unit Main;, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs,Constants,, ComCtrls;= class(TForm): TStatusBar;FormActivate(Sender: TObject);

{ Private declarations }

{ Public declarations };: TMainForm;Module;

{$R *.DFM}TMainForm.FormActivate(Sender: TObject);S:String;

//if Date >StrToDateTime('12.06.2002') then Close;People_DTYPE of

:S:

:S:=

:S:=' врач ';

:S:=';.Panels[0].Text:=' '+S+People_F+' '+People_I+' '+People_O;.QRengen.DataBaseName:=g_NSILocation;.QRengen1.DataBaseName:=g_NSILocation;.QFlurka.DataBaseName:=g_NSILocation;.QFlurka1.DataBaseName:=g_NSILocation;.QLifeFun.DataBaseName:=g_NSILocation;.QLifeFun1.DataBaseName:=g_NSILocation;.QKartaUpdate.DataBaseName:=g_NSILocation;.QKarta.DataBaseName:=g_NSILocation;.QKartaSt.DataBaseName:=g_NSILocation;.QVesRost.DataBaseName:=g_NSILocation;.QHistory.DataBaseName:=g_NSILocation;.QZabolevan.DataBaseName:=g_NSILocation;.QTravmi.DataBaseName:=g_NSILocation;.QOperat.DataBaseName:=g_NSILocation;.QSanator.DataBaseName:=g_NSILocation;.QNasledst.DataBaseName:=g_NSILocation;.QPrivivka.DataBaseName:=g_NSILocation;.QPrivichka.DataBaseName:=g_NSILocation;.QOsob_notes.DataBaseName:=g_NSILocation;.QPeriodOsm.DataBaseName:=g_NSILocation;.QZaklDiag.DataBaseName:=g_NSILocation;.QNaprAnaliz.DataBaseName:=g_NSILocation;.QRecept.DataBaseName:=g_NSILocation;.QOsvobWork.DataBaseName:=g_NSILocation;.QHistoryDate.DataBaseName:=g_NSILocation;.QKarta.Open;;.PeopleList;, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs,, Wwdbigrd, Wwdbgrid, ExtCtrls, ComCtrls,NsiTypes;= class(TForm): TTreeView;: TSplitter;: TwwDBGrid;FormActivate(Sender: TObject);TVExpanding(Sender: TObject; Node: TTreeNode;AllowExpansion: Boolean);TVChange(Sender: TObject; Node: TTreeNode);TVDblClick(Sender: TObject);wwDBGrid1DblClick(Sender: TObject);AddKarta(Sender: TObject);RebuildTree;ExpandLevel( Node : TTreeNode);

{ Private declarations }

{ Public declarations };: TPeopleListForm;Module, People;

{$R *.DFM}

{ TPeopleListForm }TPeopleListForm.RebuildTree;

//LastNode:=nil;.Tag:=1;.Items.BeginUpdate;.Items.Clear;.Items.EndUpdate;.Tag:=0;(nil);TV.Items.Count>0 then.Selected:=TV.Items[0];

// LastNode:=TV.Items[0];;;TPeopleListForm.ExpandLevel(Node: TTreeNode);ID , i : Integer;: TTreeNode;:String;:TNSI;_ID:Word;Node = nil Then ID:=0 Else ID:=Integer(Node.Data);.Items.BeginUpdate;ID = 0 then:=TLineNSI.Create(nil,nil,nil,'NsiStreet','');.RefreshHead;i:=1 To N1.HeadData.RecordCount Do

{ fio:=DM.QKarta.FieldByName('NUMKART').AsString+' '+.QKarta.FieldByName('F').AsString+' '+(DM.QKarta.FieldByName('I').AsString,1,1)+'.'+(DM.QKarta.FieldByName('O').AsString,1,1)+'.';}:=TV.Items.AddChildObject(Node ,N1.HeadData.FieldByName('NAME').AsString,(N1.HeadData.FieldByName('KOD').AsInteger));.Items.AddChildObject(TreeNode,'', nil);.HeadData.Next;;elseNode.Level = 0 then_ID:=DM.QKartaSt.ParamByName('ID_ST').asInteger;.QKartaSt.Close;.QKartaSt.ParamByName('ID_ST').asInteger:=Integer(Node.Data);.QKartaSt.Open;not DM.QKartaSt.Eof do:=DM.QKartaSt.FieldByName('NUMKART').AsString+' '+.QKartaSt.FieldByName('F').AsString+' '+(DM.QKartaSt.FieldByName('I').AsString,1,1)+'.'+(DM.QKartaSt.FieldByName('O').AsString,1,1)+'.';:=TV.Items.AddChildObject(Node ,fio,(DM.QKartaSt.FieldByName('ID').AsInteger));.ImageIndex:=1;.SelectedIndex:=2;.QKartaSt.Next;;.QKartaSt.Close;.QKartaSt.ParamByName('ID_ST').asInteger:=Old_ID;.QKartaSt.Open;TV.Selected<>nilDM.QKartaSt.Locate('ID',Integer(TV.Selected.Data),[]);;;.Free;.Items.EndUpdate;;;TPeopleListForm.FormActivate(Sender: TObject);;;TPeopleListForm.TVExpanding(Sender: TObject; Node: TTreeNode;AllowExpansion: Boolean);Node = nil Then Exit;Node.getFirstChild.Data = nilBegin.DeleteChildren;(Node);;;TPeopleForm.ShowFlurkaTable(ID:Word);Col:TColumn;(Panel6);DM.QFlurka donot Active then;('ID_KARTA').asInteger:=DM.QKarta.FieldByName('ID').asInteger;;;.Columns.Clear;:=DBGrid1.Columns.Add;.FieldName:='PDATE';.Width:=64;.Title.Caption:.Alignment:=taLeftJustify;:=DBGrid1.Columns.Add;.FieldName:='RES';.Width:=522;.Title.Caption:.Alignment:=taLeftJustify;ID<>0 then Locate('ID',ID,[]) else First;.DataSource2.DataSet:=DM.QFlurka;;;TPeopleForm.TVDblClick(Sender: TObject);TV.Selected<>nil thenTV.Selected.Level of

:begin end;

:beginTV.Selected.Parent.Index of

:try:=TEditHistoryForm.Create(Self);(EditHistoryForm,DM.QHistory,ShowHistoryTable);.Free;;

:try:=TEditLifeFunForm.Create(Self);(EditLifeFunForm,DM.QLifeFun,ShowLifeFunTable);.Free;;

:try:=TEditVesRostForm.Create(Self);(EditVesRostForm,DM.QVesRost,ShowVesRostTable);.Free;;

:try:=TEditPeriodOsmForm.Create(Self);(EditPeriodOsmForm,DM.QPeriodOsm,ShowPeriodOsmTable);.Free;;

:try:=TEditZaklDiagForm.Create(Self);(EditZaklDiagForm,DM.QZaklDiag,ShowZaklDiagTable);.Free;;

:try:=TEditNaprAnalizForm.Create(Self);(EditNaprAnalizForm,DM.QNaprAnaliz,ShowNaprAnalizTable);.Free;;

:try:=TEditReceptForm.Create(Self);(EditReceptForm,DM.QRecept,ShowReceptTable);.Free;;

:try:=TEditRengenForm.Create(Self);(EditRengenForm,DM.QRengen,ShowRengenTable);.Free;;

:try:=TEditFlurkaForm.Create(Self);(EditFlurkaForm,DM.QFlurka,ShowFlurkaTable);.Free;;

:try:=TEditOsvobWorkForm.Create(Self);(EditOsvobWorkForm,DM.QOsvobWork,ShowOsvobWorkTable);.Free;;;{case};

:if TV.Selected.Parent.Parent.Index=2 then//АнамнезTV.Selected.Parent.Index of

:try:=TEditZabolevanForm.Create(Self);(EditZabolevanForm,DM.QZabolevan,ShowZabolevanTable);.Free;;

:try:=TEditTravmiForm.Create(Self);(EditTravmiForm,DM.QTravmi,ShowTravmiTable);.Free;;

:try:=TEditOperatForm.Create(Self);(EditOperatForm,DM.QOperat,ShowOperatTable);.Free;;

:try:=TEditSanatorForm.Create(Self);(EditSanatorForm,DM.QSanator,ShowSanatorTable);.Free;;

:try:=TEditNasledstForm.Create(Self);(EditNasledstForm,DM.QNasledst,ShowNasledstTable);.Free;;

:try:=TEditPrivivkaForm.Create(Self);(EditPrivivkaForm,DM.QPrivivka,ShowPrivivkaTable);.Free;;

:try:=TEditPrivichkaForm.Create(Self);(EditPrivichkaForm,DM.QPrivichka,ShowPrivichkaTable);.Free;;

:try_notesForm:=TEditOsob_notesForm.Create(Self);(EditOsob_notesForm,DM.QOsob_notes,ShowOsob_notesTable);_notesForm.Free;;;{case};;{case};;TPeopleForm.DBGrid1DblClick(Sender: TObject);LastNode<>nil thenLastNode.Level of

:beginLastNode.Index of

:try:=TEditHistoryForm.Create(Self);(EditHistoryForm,DM.QHistory,ShowHistoryTable);.Free;;

:try:=TEditLifeFunForm.Create(Self);(EditLifeFunForm,DM.QLifeFun,ShowLifeFunTable);.Free;;

:try:=TEditVesRostForm.Create(Self);(EditVesRostForm,DM.QVesRost,ShowVesRostTable);.Free;;

:try:=TEditPeriodOsmForm.Create(Self);(EditPeriodOsmForm,DM.QPeriodOsm,ShowPeriodOsmTable);.Free;;

:try:=TEditZaklDiagForm.Create(Self);(EditZaklDiagForm,DM.QZaklDiag,ShowZaklDiagTable);.Free;;

:try:=TEditNaprAnalizForm.Create(Self);(EditNaprAnalizForm,DM.QNaprAnaliz,ShowNaprAnalizTable);.Free;;

:try:=TEditReceptForm.Create(Self);(EditReceptForm,DM.QRecept,ShowReceptTable);.Free;;

:try:=TEditRengenForm.Create(Self);(EditRengenForm,DM.QRengen,ShowRengenTable);.Free;;

:try:=TEditFlurkaForm.Create(Self);(EditFlurkaForm,DM.QFlurka,ShowFlurkaTable);.Free;;

:try:=TEditOsvobWorkForm.Create(Self);(EditOsvobWorkForm,DM.QOsvobWork,ShowOsvobWorkTable);.Free;;;{case };

:beginTV.Selected.Parent.Index of

:try:=TEditHistoryForm.Create(Self);(EditHistoryForm,DM.QHistory,ShowHistoryTable);.Free;;TV.Selected.Index of

:try:=TEditZabolevanForm.Create(Self);(EditZabolevanForm,DM.QZabolevan,ShowZabolevanTable);.Free;;

:try:=TEditTravmiForm.Create(Self);(EditTravmiForm,DM.QTravmi,ShowTravmiTable);.Free;;

:try:=TEditOperatForm.Create(Self);(EditOperatForm,DM.QOperat,ShowOperatTable);.Free;;

:try:=TEditSanatorForm.Create(Self);(EditSanatorForm,DM.QSanator,ShowSanatorTable);.Free;;

:try:=TEditNasledstForm.Create(Self);(EditNasledstForm,DM.QNasledst,ShowNasledstTable);.Free;;

:try:=TEditPrivivkaForm.Create(Self);(EditPrivivkaForm,DM.QPrivivka,ShowPrivivkaTable);.Free;;

:try:=TEditPrivichkaForm.Create(Self);(EditPrivichkaForm,DM.QPrivichka,ShowPrivichkaTable);.Free;;

:try_notesForm:=TEditOsob_notesForm.Create(Self);(EditOsob_notesForm,DM.QOsob_notes,ShowOsob_notesTable);_notesForm.Free;;;{case};

:try:=TEditLifeFunForm.Create(Self);(EditLifeFunForm,DM.QLifeFun,ShowLifeFunTable);.Free;;

:try:=TEditVesRostForm.Create(Self);(EditVesRostForm,DM.QVesRost,ShowVesRostTable);.Free;;

:try:=TEditPeriodOsmForm.Create(Self);(EditPeriodOsmForm,DM.QPeriodOsm,ShowPeriodOsmTable);.Free;;

:try:=TEditZaklDiagForm.Create(Self);(EditZaklDiagForm,DM.QZaklDiag,ShowZaklDiagTable);.Free;;

:try:=TEditNaprAnalizForm.Create(Self);(EditNaprAnalizForm,DM.QNaprAnaliz,ShowNaprAnalizTable);.Free;;

:try:=TEditReceptForm.Create(Self);(EditReceptForm,DM.QRecept,ShowReceptTable);.Free;;

:try:=TEditRengenForm.Create(Self);(EditRengenForm,DM.QRengen,ShowRengenTable);.Free;;

:try:=TEditFlurkaForm.Create(Self);(EditFlurkaForm,DM.QFlurka,ShowFlurkaTable);.Free;;

:try:=TEditOsvobWorkForm.Create(Self);(EditOsvobWorkForm,DM.QOsvobWork,ShowOsvobWorkTable);.Free;;;{case};

:if TV.Selected.Parent.Parent.Index=2 thenTV.Selected.Parent.Index of

:try:=TEditZabolevanForm.Create(Self);(EditZabolevanForm,DM.QZabolevan,ShowZabolevanTable);.Free;;

:try:=TEditTravmiForm.Create(Self);(EditTravmiForm,DM.QTravmi,ShowTravmiTable);.Free;;

:try:=TEditOperatForm.Create(Self);(EditOperatForm,DM.QOperat,ShowOperatTable);.Free;;

:try:=TEditSanatorForm.Create(Self);(EditSanatorForm,DM.QSanator,ShowSanatorTable);.Free;;

:try:=TEditNasledstForm.Create(Self);(EditNasledstForm,DM.QNasledst,ShowNasledstTable);.Free;;

:try:=TEditPrivivkaForm.Create(Self);(EditPrivivkaForm,DM.QPrivivka,ShowPrivivkaTable);.Free;;

:try:=TEditPrivichkaForm.Create(Self);(EditPrivichkaForm,DM.QPrivichka,ShowPrivichkaTable);.Free;;

:try_notesForm:=TEditOsob_notesForm.Create(Self);(EditOsob_notesForm,DM.QOsob_notes,ShowOsob_notesTable);_notesForm.Free;;;{case};;{case};;TPeopleForm.ShowLifeFunTable(ID: Word);Col:TColumn;(Panel6);DM.QLifeFun donot Active then;('ID_KARTA').asInteger:=DM.QKarta.FieldByName('ID').asInteger;;;.Columns.Clear;:=DBGrid1.Columns.Add;.FieldName:='PDATE';.Width:=64;.Title.Caption:.Alignment:=taLeftJustify;:=DBGrid1.Columns.Add;.FieldName:='TEMPER';.Width:=76;.Title.Caption:.Alignment:=taLeftJustify;:=DBGrid1.Columns.Add;.FieldName:='AD_S';.Width:=140;.Title.Caption:.Alignment:=taLeftJustify;:=DBGrid1.Columns.Add;.FieldName:='AD_D';.Width:=148;.Title.Caption:=.Alignment:=taLeftJustify;ID<>0 then Locate('ID',ID,[]) else First;.DataSource2.DataSet:=DM.QLifeFun;;;TPeopleForm.ShowVesRostTable(ID: Word);Col:TColumn;(Panel6);DM.QVesRost donot Active then;('ID_KARTA').asInteger:=DM.QKarta.FieldByName('ID').asInteger;;;.Columns.Clear;:=DBGrid1.Columns.Add;.FieldName:='PDATE';.Width:=64;.Title.Caption:.Alignment:=taLeftJustify;:=DBGrid1.Columns.Add;.FieldName:='VES';.Width:=87;.Title.Caption.Alignment:=taLeftJustify;:=DBGrid1.Columns.Add;.FieldName:='ROST';.Width:=97;.Title.Caption:=.Alignment:=taLeftJustify;ID<>0 then Locate('ID',ID,[]) else First;.DataSource2.DataSet:=DM.QVesRost;;;TPeopleForm.ShowHistoryTable(ID: Word);Col:TColumn;(Panel6);DM.QHistory donot Active then;('ID_KARTA').asInteger:=DM.QKarta.FieldByName('ID').asInteger;;;.Columns.Clear;:=DBGrid1.Columns.Add;.FieldName:='PDATE';.Width:=64;.Title.Caption:.Alignment:=taLeftJustify;:=DBGrid1.Columns.Add;.FieldName:='DNAME';.Width:=241;.Title.Caption:.Alignment:=taLeftJustify;:=DBGrid1.Columns.Add;.FieldName:='FIO';.Width:=200;.Title.Caption:.Alignment:=taLeftJustify;:=DBGrid1.Columns.Add;.FieldName:='NOTE';.Width:=100;.Title.Caption:.Alignment:=taLeftJustify;ID<>0 then Locate('ID',ID,[]) else First;.DataSource2.DataSet:=DM.QHistory;;;TPeopleForm.ShowNasledstTable(ID: Word);Col:TColumn;(Panel6);DM.QNasledst donot Active then;('ID_KARTA').asInteger:=DM.QKarta.FieldByName('ID').asInteger;;;.Columns.Clear;:=DBGrid1.Columns.Add;.FieldName:='PDATE';.Width:=64;.Title.Caption:.Alignment:=taLeftJustify;:=DBGrid1.Columns.Add;.FieldName:='RODST';.Width:=200;.Title.Caption.Alignment:=taLeftJustify;:=DBGrid1.Columns.Add;.FieldName:='DNAME';.Width:=334;.Title.Caption:.Alignment:=taLeftJustify;ID<>0 then Locate('ID',ID,[]) else First;.DataSource2.DataSet:=DM.QNasledst;;;

TPeopleForm.ShowOperatTable(ID: Word);Col:TColumn;(Panel6);DM.QOperat donot Active then;('ID_KARTA').asInteger:=DM.QKarta.FieldByName('ID').asInteger;;;.Columns.Clear;:=DBGrid1.Columns.Add;.FieldName:='PDATE';.Width:=64;.Title.Caption:=.Alignment:=taLeftJustify;:=DBGrid1.Columns.Add;.FieldName:='EDATE';.Width:=64;.Title.Caption:='Конец';.Alignment:=taLeftJustify;:=DBGrid1.Columns.Add;.FieldName:='NAME';.Width:=276;.Title.Caption.Alignment:=taLeftJustify;:=DBGrid1.Columns.Add;.FieldName:='FIO';.Width:=200;.Title.Caption.Alignment:=taLeftJustify;ID<>0 then Locate('ID',ID,[]) else First;.DataSource2.DataSet:=DM.QOperat;;;TPeopleForm.ShowOsob_NotesTable(ID: Word);Col:TColumn;(Panel6);DM.QOsob_Notes donot Active then;('ID_KARTA').asInteger:=DM.QKarta.FieldByName('ID').asInteger;;;.Columns.Clear;:=DBGrid1.Columns.Add;.FieldName:='PDATE';.Width:=64;.Title.Caption:.Alignment:=taLeftJustify;:=DBGrid1.Columns.Add;.FieldName:='NOTE';.Width:=340;.Title.Caption:.Alignment:=taLeftJustify;:=DBGrid1.Columns.Add;.FieldName:='FIO';.Width:=200;.Title.Caption:.Alignment:=taLeftJustify;ID<>0 then Locate('ID',ID,[]) else First;.DataSource2.DataSet:=DM.QOsob_Notes;

end;;

1.      

Похожие работы на - Повышение эффективности работы поликлиники за счет внедрения автоматизированной системы учета пациентов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!