Особенности белорусской нации. Этническая самобытность

  • Вид работы:
    Практическое задание
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,12 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности белорусской нации. Этническая самобытность













белорусский идеология государственность

Практическая работа

Задание: ответить на вопросы теста для самопроверки знаний из практического раздела ЭУМКД

Идеология ВКЛ - это:

а. Идеология белорусского государства

б. Идеология литовского государства

в. Идеология белорусско-литовского государства

г. Идеология белорусско-польского государства

Ответ: в.

Обоснование. Цитирую ЭУМК: «В результате социально-экономических, политических и этнических процессов, которые происходили в Беларуси в ХІV-ХVІ вв., сформировалась самостоятельная восточнославянская этносоциальная общность - белорусская народность с её основными этническими признаками: территорией, культурой, языком, особенностями хозяйственных связей, определённым уровнем самосознания. Именно в этот период отчётливо проявляется этническая самобытность белорусского народа - развивается родной язык, письменность, философская и социально-политическая мысль, правотворчество, складываются национальные обычаи и традиции, укрепляется приверженность населения православному вероисповеданию».

И далее, там же: «Поскольку выразителем и основным инструментом реализации интересов любого народа является его государство, то образующую национальную идеологию, совокупность идей, представлений, убеждений, устремлений можно назвать также государственной идеологией или идеологией данного государства. Между идеологией и государством существует связь. Идеологию можно рассматривать как доктрину государственной власти и государственной политики. Государство как форма самоорганизации в единое целое определённого сообщества людей с момента своего конституирования становится носителем идеологии данного народа, или носителем национальной идеологии. Поэтому государственная идеология может быть только национальной идеологией. А если совокупность идей противоречит коренным интересам данной нации, она не может являться национальной и, соответственно, государственной идеологией».

Поскольку государственная идеология может быть только национальной идеологией, то и идеология ВКЛ должна быть таковой. Следовательно, идеология ВКЛ являлась носителем идеологии белорусского народа, так как именно эта этносоциальная общность сформировалась на территории ВКЛ. Хотя исторически вернее было бы называть белорусов того времени литвинами, а литовцев - жемойтами, тем не менее, в современном понимании ВКЛ - это белорусско-литовское государство, а значит его идеология - идеология белорусско-литовского государства.

Характерными особенностями белорусской нации в конце XIX в. являлись:

а. Крестьянский характер нации, раскол по религиозному признаку, существование литературного белорусского языка.

Б. Крестьянский характер нации, существование белорусского языка в виде множества диалектов, преобладание православия в религиозной жизни.

В. Городской характер нации, существование белорусского языка в виде множества диалектов, раскол по религиозному признаку.

Г. Преобладание католичества в религиозной жизни, функционирование системы начальных школ с польским языком обучения, осуществление официального делопроизводства на русском языке.

Ответ: б.

Каждый пункт ответа состоит из нескольких частей, каждая из которых должна быть верной, поэтому для нахождения истины придется рассмотреть несколько исторических фактов.

В XIX веке в Российской империи была создана единая система государственных учебных заведений, состоящая из 4 типов учебных заведений: приходские, уездные, губернские или гимназии и университеты. Российское правительство всячески старалось русифицировать образование, пресекая преподавание в школах на родном белорусском и польском языках. После восстаний 1830-1831 и 1863-1864 годов польский язык в преподавании был запрещён и заменён русским. Это означает, что начальные школы с польским языком обучения не могли существовать, то есть пункт Г не подходит.

В середине XIX века грекокатолики были насильственно присоединены к православию (Полоцкий собор 1839 года). Всего в православие перешло свыше 1600 приходов с более чем 1 млн. 600 тыс. верующих. Православное население вновь стало доминировать - это вариант «Б».

Чтобы этот вариант был верным, надо чтобы утверждение -«существование белорусского языка в виде множества диалектов» было верным. Можно сказать, что Бронислав Тарашкевич выпустил свою грамматику («Беларуская граматыка для школаў») только в 1918 году и это привело к появлению единых правил в белорусском языке. Но так же верно и то, что в этой грамматике автор лишь обобщил и закрепил письменные традиции, сложившиеся к тому времени в издании художественной, научно-популярной, публицистической литературы и в периодической печати; учел достояния тогдашней лингвистической науки (исследования А.А. Шахматова, Е.Ф. Карского) и опыт предшественников. Это означает, что литературный белорусский язык к этому времени все же уже существовал.

На формирование советской белорусской идеологии в 20 гг. оказывало большое влияние:

а. Принудительное выселение крестьян на хутора и крестьянское малоземелье.

Б. Закон о добровольном выборе языка обучения в школе.

В. Политика белорусизации.

Г. Распространение теории деидеологизации.

Ответ: в.

Определите особенности организации и функционирования Верховного совета РБ и Национального собрания РБ:

а. 1 палата

б. Согласие/несогласие с программой президента по деятельности правительства (полномочие) ВС РБ

в. 260 депутатов

Г. Рассмотрение проектов Конституции и внесения в нее изменений, дополнений (полномочие) НС РБ

д. 2 палаты

Е. Назначение выборов президента (полномочие)

Ж. Всеобщее избрание всего депутатского корпуса

З. 5-летний срок работы

Ответ: Конституция РБ от 15 марта 1994 г. регламентирует структуру и полномочия Верховного совета РБ, а Конституция РБ от 15 марта 1994 г. регламентирует структуру и полномочия Национального собрания.

А: Верховный совет РБ состоял из одной палаты.

Б: Деятельность правительства находилась в ведении Президента (как главы исполнительной власти), за исключением назначений в правительстве, которые Президент мог делать с согласия Верховного совета РБ.

Г: Национальное собрание рассматривает проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию (по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом).

Д: Национальное собрание РБ состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики.

Ж: Всеобщее избрание всего депутатского корпуса регламентируется для Верховного совета.

З: Верховный совет имел срок полномочий 5 лет.

Конституция РБ принята:

а. 15 марта 1991 г.

б. 3 июля 1991 г.

в. 15 марта 1994 г.

г. 3 июля 1994 г.

Ответ: в.

Расшифруйте каждый компонент государственной идеологии РБ:

а. Правовая основа - это конституция Республики Беларусь.

б. Политическая основа - это белорусская политическая система.

в. Экономическая основа - это комплекс идей и представлений белорусского народа об организации экономической сферы общества, соотношении различных форм собственности, роли государства в экономических процессах, труде как средстве обеспечения личных и национальных интересов.

г. Мировоззренческая основа - это национальная идея, которая включает в себя традиционные ценностные ориентации белорусов, а также общечеловеческие и христианские ценности, национально-государственное самосознание, гражданственность и патриотизм.

Идея белорусской государственности восходит к

а) культурно-этническим объединениям дреговичей, кривичей и радимичей;

б) Полоцкому и Туровскому княжествам, которые имели все атрибуты государственной власти;

в) древнерусской государственности и имеет общерусские корни;

г) Великому княжеству Литовскому, где славяне занимали 11/12 территории и составляли около 80 % населения.

Этот ответ помечен, как неправильный, однако я оставляю его прежним, так как в ЭМУК в первой теме, в главе второй находится следующий текст: «Таким образом, уже в ранней древности была сформулирована идея общерусского единства. Не подлежит сомнению и то, что идея белорусской государственности восходит к древнерусской государственности и имеет общерусские корни».

В какой период истории Беларуси впервые отчётливо проявляется этническая самобытность белорусского народа?

а) во времена Киевской Руси;

б) во время существования Великого княжества Литовского;

в) во времена Речи Посполитой;

г) после вхождения Беларуси в состав Российской империи.

Ответ: б.

Находясь в составе Речи Посполитой, большинство белорусов осознало, что для своего самосохранения как этноса

а) они должны вернуться к своим общерусским корням;

б) они должны создать самостоятельное белорусское государство;

в) они должны влиться в состав польского этноса;

г) они должны влиться в состав великорусского этноса.

Ответ: а.

За время нахождения в составе Российского государства белорусы

а) стали жертвой русификаторской политики российского правительства и вошли в состав великорусского этноса;

б) добились права на политическое самоопределение и получили национально-культурную автономию;

в) стали союзниками польского народа в борьбе за возрождение Речи Посполитой;

г) смогли возродить свои национальные традиции, культуру, литературный язык.

Ответ: г.

Провозглашённую в марте 1918 г. Белорусскую Народную Республику

б) следует признать политической наследницей Великого княжества Литовского;

в) нельзя признать государственным образованием даже в марионеточной форме;

г) можно признать суверенным государством, которое находилось в тесных союзнических отношениях с Советской Россией.

Ответ: в.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!