Формирование поликультурного поля воспитанности у учащихся средней школы
Содержание
Введение
I. Теоретическое основание проблем поликультурного воспитания
.1 Поликультурное воспитание как проблема философии, эстетики, педагогики и психологии
.2 Мировая художественная культура как характер поликультурного воспитания учащихся
.3 Педагогические условия поликультурного воспитания учащихся на уроках Мировой Художественной Культуры
.4 Педагогические условия поликультурного воспитания учащихся во внешкольных мероприятиях
II. Практическая работа приобщения учащихся средней школы к поликультурному мировоззрению посредством уроков Мировой Художественной Культуры и внешкольной деятельности
.1 Влияние возрастных особенностей учащихся средней школы на формирование поликультурного мировоззрения и толерантного отношения на уроках Мировой Художественной Культуры и внешкольной работы
.2 Диагностика воспитанности детей в поликультурном аспекте
.3 Разработка программы, методов и технологии по формированию поликультурного мировоззрения учащихся на уроках Мировой Художественной Культуры и во внешкольной культурно-досуговой деятельности
III. Экспериментальная деятельность
.1 Методика проведения
.2 Анализ полученных результатов
Заключение
Тезаурус
Список литературы
Приложения
Введение
Обращение к поликультурному воспитанию как к средству воспитания детей в духе толерантного общения сейчас очень актуально. Необходимость воспитывать подрастающее поколение в рамках толерантности, за что ратуют передовые педагоги современности, предполагает терпимость к инакомыслию: вероисповеданию, языковой основе, политической сфере и т.д. Поликультурное воспитание - неотъемлемая часть духовного феномена народных масс.
В современных психолого-педагогических исследованиях выявлено, что социальная ориентировка детей в общественно-экономисеской сфере начинается со становления таких социально-нравственных ценностей как семья; толерантного отношения ко всем ее членам «понимания чувств близких и родных». Она помогает формированию уважительного отношения и в других сферах социально-экономической жизни общества: политической, нравственной, общественной и т.д.
Обращение к поликультурному воспитанию, как к духовному источнику, позволяющему, по мнению философов, психологов, педагогов гуманизировать воспитание, общественные отношения, поскольку яркие впечатления детства о доме, обычаях могут стать примером на всю жизнь.
Цель исследования - выявление оптимальных условий приобщения к поликультурному воспитанию учащихся средней школы.
Объект исследования - формирование поликультурного поля воспитанности у учащихся средней школы.
Предмет исследования - процесс формирования поликультурного поля воспитанности у учащихся средней школы посредствам уроков МХК и внешкольной работы.
Задачи:
·проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
·изучать поликультурное воспитание, определить его содержание, стимул, формирования поликультурного поля воспитанности у учащихся средней школы;
·выявление у учащихся средней школы уровня поликультурного поля воспитанности;
·охарактеризовать особенности его появления и развития;
·определить педагогические условия развития у учащихся средней школы устойчивого высокого уровня поликультурного поля воспитанности.
На современном этапе развития общества поликультурное воспитание возводится в ранг национальных политик, правительственных целей и партийных программ; создаются научные ассоциации, которые ежегодно проводят национальные и международные форумы по проблемам культурного плюрализма; открываются новые исследовательские институты, центры и программы; судебные и правоохранительные органы стали проявлять внимание к нарушениям, связанным с ущемлением прав человека. Этот факт свидетельствует, что поликультурность становится неотъемлемой частью профессионализма. Становится нормой включать в статусы и положения школ, университетов, правительственных органов, общественных организаций, больниц и предприятий принцип поликультурности. Школьные и внешкольные учебные учреждения активно вводят в свои программы предметы по поликультурному воспитанию учащихся или интегрируют материал, раскрывающий вопросы культурного многообразия, в уже существующие учебные программы.
Россия, как многонародное, многоэтническое и поликультурное государство, всегда пыталась найти продуктивные пути мирного взаимодействия различных этнических и других социокультурных групп, создать в обществе атмосферу согласия, взаимной дружбы, равенства, справедливости, творческого и ненасильственного разрешения проблем и конфликтов.
Мы считаем, что необходимо разрабатывать «простые и привлекательные принципы педагогики толерантности, рассчитанные на все слои общества и возрастные группы, а также предлагать учебные тексты и программы для аудиторий обучения…
Педагогика толерантности должна включать как общие процедуры, так и конкретные меры и приемы реакции на нетерпимость и на пути ее устранения или нейтрализации… разъясняющие природу прав человека и формы проявления нетерпимости в мире».
В задачи исследования входит разработка программы формирования у учащихся средней школы поликультурного сознания.
Исходные принципы:
·гуманитарное мышление, стержень - человек и система его мира ценностей, взаимоотношений с окружающим миром;
·педоцентризм - наиболее актуально для учащихся средней школы: преемственность воспитания современных культурных традиций. Знания о русской традиционной культуре способствуют развитию поликультурной ментальности воспитанника, его возрастной эрудиции, значимой подготовки к социальной жизни;
·культурологический принцип - как основа усвоения поликультурного воспитания, образцы традиций и обычаев в поликультурном воспитании;
·деятельный подход к формированию к поликультурной ментальности - организация театрально-игровой, дискуссионной деятельности по закреплению дидактического материала;
·создание педагогической среды обеспечивает предметно-средовое, опосредованное формирование поликультурной ментальности.
I. Теоретическое основание проблем поликультурного воспитания
.1 Поликультурное воспитание как проблема философии, эстетики, педагогики и психологии
Чтобы разобраться в поликультурном воспитании, необходимо рассмотреть его основные понятия.
Полного согласия в определениях понятий: культура, воспитание, поликультурность и т.д. - ожидать нельзя, т.к. всякое понятие в социальных науках отражает не застывшее, а постоянно развивающиеся и видоизменяющиеся формы жизни.
Культура - одно из ключевых понятий в поликультурном воспитании.
В научной литературе и в повседневной можно встретить различную трактовку этого понятия. Энциклопедия «Народы России» (1994, с. 456) дает следующее определение этого понятия: «Культура - система внебиологических форм обеспечения жизнедеятельности человека… Она охватывает все стороны жизни человека - биологической (еда, сон…), производственной (создание средств материального жизнеобеспечения - орудий, пищи…), духовной (язык и речевая деятельность, мировоззрение и др.), социальной (коммуникация, социальные отношения)». В данном случае мы имеем дело с расширенным определением понятия «культура», авторы которого стремятся придать культуре всеобъемлющий характер. Словарь Вебстера (1980, с. 759) близок к подобной трактовке: «Культура - а) проявляющаяся в мысли, речи, действиях, реальных вещах общая схема результатов человеческой деятельности, зависящей от способности человека выучивать и передавать знания последующим поколениям с помощью инструментов, языка и системы абстрактного мышления; б) набор принятых взглядов, общественных форм и материальных благ, составляющих отличительную черту комплекса традиций расовой, религиозной или социальной группы; в) комплекс типичных видов поведения или стандартных характеристик, свойственных какой-нибудь конкретной группе, роду деятельности, профессии, полу, возрасту, классу». Известный американский специалист в области поликультурного образования С. Нието (1996, с. 138) отражает современный взгляд, присущий многим ученым мира: «Культура может пониматься как постоянно меняющиеся ценностные ориентации, традиции, социальные и политические отношения, мировоззрение, создаваемые и разделяемые группой людей, связанных вместе комплексом факторов, которые могут включать общую историю, географическое положение, язык, социальный класс и религию».
В любом социуме есть доминирующая культура (не всегда и не обязательно подавляющая другие) и различимые микрокультуры. Сегодня в российском обществе в качестве доминирующих выступают мужская, русская, православная, рыночная, западно-восточная, массовая и капиталистическо-социалистическая культуры.
О термине «поликультура». Встречающиеся слова «многокультурный», «мультикультурный» и «поликультурный» используются как синонимы, т.к. первая часть этих слов обозначает одно и то же, но имеет разное происхождение - русское, греческое и латинское. В России некоторые исследования данной области знаний получили название мультикультурного или поликультурного, однако легко увидеть, что под этими терминами многие его сторонники имеют в виду полиэтническое или многоэтническое. Между тем последнее отражает хотя и важную, но лишь одну сторону культуры человечества и не отражает всего ее многообразия. Западное сообщество после жарких дебатов и дискуссий, протестов и научных изысканий к 1990-м годам пережило стадию многоэтнической культуры. Оказалось, что при всем его вкладе в нормализацию отношений между этнически разными группами и индивидами оно не привело к окончательной ликвидации конфликтов, насилия и нетерпимости, причины которых лежат не только в этнических, но и в других культурных отличиях. В связи с этим концепция многоэтнического мировоззрения была расширена до многокультурного.
О термине «воспитание». Воспитание является процессом целенаправленного воздействия на человека и может рассматриваться как механизм управления процессом социализации личности. Следовательно, основными функциями воспитания являются: регуляция влияния социума на личность; создание условий для оптимальной социализации личности. В широком смысле воспитание обычно рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. Поэтому воспитание тесно связано с социально-политической структурой общества, выступающего по отношению к системе образования в качестве заказчика на воспроизведение определенного типа личности. В узком смысле воспитание характеризуется как специально организуемая деятельность по реализации целей образования в условиях педагогического процесса, где оба субъекта (педагог и воспитанник) проявляют активность в достижении целей. С.Л. Рубинштейн отмечал, что целью воспитания должно быть не внешнее приспособление человека к социальным требованиям, а формирование у него внутренней нравственной позиции, т.е. воспитание можно рассматривать как социально организованный процесс интериоризации (перевода во внутренний план) общечеловеческих ценностей. Психологические исследования показывают, что успешность такой интериоризации осуществляется при активном участии интеллектуальной, и эмоциональной сфер личности. То есть, конструируя и организуя воспитательный процесс, педагогу необходимо стимулировать у воспитанников не только осознание ими общесоциальных требований и соответствия / несоответствия своего поведения, но и чувственное проживание поиска собственной нравственно-этической, гражданской позиции. И тогда становится понятным, что воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей может осуществляться двумя способами.
1.С помощью сообщения и разъяснения «готовых» общественно полезных целей, идеалов, нравственных норм поведения. Этот способ избавляет воспитанника от стихийного поиска, часто связанного с множеством ошибок. Он опирается на содержательно-смысловую переработку имеющейся у него мотивационной сферы и сознательно-волевую работу по переосмыслению своего отношения к действительности.
2.С помощью создания специальных психолого-педагогических условий, которые актуализировали бы естественные ситуативные побуждения и интересы (например, познавательный интерес) и тем самым стимулировали обественно-полезную деятельность.
Оба эти способа результативны при условии их системного применения, взаимодополняемости и интеграции.
Отечественная педагогика наделяет большими воспитательными возможностями коллектив, который, с одной стороны, предоставляет личности возможность проявляться и получать обратные связи для коррекции собственного поведения, а с другой стороны, ограничивает личностную индивидуальность. На любой стадии онтогенеза (особенно на стадиях становления самосознания) коллектив не заменим как фактор формирования нравственных ориентиров, гражданской позиции, социально значимых умений и навыков общественного поведения.
Мировоззрение - система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем.
Поликультурное воспитание оформилось в отдельную область человеческого познания в последней четверти XX века. Многие рассматриваемые им вопросы волновали человечество, например, расизм, сегрегация и дискриминация, равные гражданские права для всех, экономическое и социальное неравенство, психология отдельных этнических и профессиональных групп, взаимоотношения между полами и др. Сегодня некоторые из них осмысливаются иначе, выявились новые аспекты и проблемы, вызванные обострением старых и появлением новых конфликтов на этнической почве, религиозной, экономической, языковой, родовой и половой основе. Это связано с общим развитием демократических процессов в мире, с движением за права человека, с осознанием многими людьми своей зависимости и ростом потребности иметь внутреннюю свободу и внешние возможности для индивидуальной самореализации.
Эпистемологической основой поликультурного воспитания служат философские положения о социальном происхождении знаний, о субъективном построении людьми научных, политических, экономических, обиходных, культурных и других понятий, в связи, с чем многие из них носят двойственный, нечеткий, зачастую конъюнктурно-политический характер. Например, такие понятия, как одаренный, талантливый, неспособный, способный, умственно отсталый, раса, справедливость, имевшие в истории различные трактовки, указывают на то, что критерии, используемые учеными, учителями, обществоведами и другими людьми, не универсальны и не объективны. Осознание социальной природы знаний необходимо учителю для проверки и пересмотра своих прежних представлений, в развитии ответственности в их подачи ученикам и способности подвергать сомнению свои, полученные ранее, знания. Потенциальный положительный результат осознания того, как формируются, воспринимаются и используются понятия, заключается в том, что у школьников развиваются умения лучше понимать культурные различия. Предвзятость, предубеждения в суждениях препятствуют формированию объективности знаний, точности понятий, правильной оценки; приводят к заблуждениям, односторонности и нелогичности в рассуждениях и неприятию иного мнения.
Цель поликультурного воспитания - способствовать с помощью школы и других образовательных институтов, семьи и общественных организаций созданию в России демократического государства, которое характеризуется:
·Толерантность взглядов, суждений, людей;
·Признанием и развитием культурного плюрализма в обществе;
·Равными правами, обязанностями и возможностями для всех граждан;
·Эффективным участием всех и каждого в принятии всех решений, касающихся как личной жизни человека, так и жизни общества;
·Справедливостью для всех и каждого;
·Свободой выбора;
·Уважением решений большинства и защитой прав меньшинства;
·Уважением права свободного выбора человеком своих культурных идентичностей.
Поликультурное воспитание исходит из идеи, что все школьники, независимо от этнического происхождения, родовой и половой идентичности, религиозных, классовых, языковых, образовательных и других культурологических характеристик, должны иметь равные возможности получать полноценное образование и воспитание, уважение и внимание, а также социальное развитие в соответствии со своими потребностями. Оно признает уникальность каждой культурной группы в школе и признает те из них, которые носят конструктивный социальный характер, и отвергает неконструктивизм, авторитарность, навязывание ценностей, насилие над учеником.
Поликультурное воспитание - способ противостоять расизму, предубеждениям, ксенофобии, предвзятости, этноцентризму, ненависти, основанной на культурных различиях. Это есть педагогическая попытка помочь учащимся понять свою культуру, роль обобщений и стереотипов в коммуникации между различными культурами, осознать свое «Я».
Используя термин известного бразильского педагога Паоло Фрера, мультикультурное образование можно назвать «освобождающим образованием», ибо оно побуждает школьников подвергать сомнению идеи, ценности, не боятся быть самим собой, быть любознательным, задавать вопросы, интересоваться культурой своих одноклассников и культурным контекстом их жизни, быть активным социальным реконструктивистом человеческих (преобразователем) отношений, избавляться от культурной неграмотности, от стереотипов, предубеждений. Неосвобожденный изнутри, неосознающий своей значимости, способностей и возможностей ученик, по справедливому суждению Фрера, самоугнетает себя, порой старается подавить свое культурное «Я», что приводит к внутреннему конфликту; он теряет уверенность (или не приобретает ее совсем), инициативу, способность защитить себя и становится пассивным объектом манипулирования к крепостной зависимости и к бесправию, что даже не мыслят другой жизни.
Поликультурное воспитание выступает против замалчивания «неудобных» вопросов, когда такие темы, как: смерть, положительные аспекты религии, сексуальность, межэтнические конфликты, культурные предрассудки, дискриминация, положение тяжело раненых военных в Афганистане, не принято было обсуждать в школе.
Демократия и культура не передаются по наследству через гены: им учатся. Опыт демократической жизни в культурном многообразии приобретается с годами, поэтому нельзя ожидать, что ученик станет поликультурным в одночасье. Воспитание поликультурной личности, как и воспитание в целом, целенаправленный и планомерный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника. Демократия - гарант сохранения культурного плюрализма, равно как и поликультурное воспитание способствует укреплению и развитию демократических начал у членов общества.
Становление человека - длительный перманентный процесс, ибо сама культура не стоит на месте, она эволюционирует. То, что до 1991 года называлось советской культурой, сегодня приобрело другое наполнение: рыночная экономика изменила стиль жизни людей, авторитарная система сменилась на демократическую, трансформировались взгляды на политическое инакомыслие и религию. Миллионы людей ищут свою этническую, религиозную и культурную идентичность. У многих людей еще остались элементы прежней, советской культуры. Исходя из этого поликультурное воспитание придерживается принципа эволюционной реконструкции культуры, чтобы избежать насилия, конфликтов, кровопролития.
Существует мнение, что поликультурное воспитание нужно только меньшинствам, находящимся в неблагополучном положении. Это заблуждение. Оно нужно и тем, кто находится в благополучной ситуации, ибо проблемы и конфликты, насилие, непонимание, порождаемые столкновениями на культурной почве, затрагивают их. Например, этнические конфликты.
В жизни количество культурных групп, несомненно, больше, чем позволяет рассмотреть объем данного исследования. Мы отработали те, что составляют основу сегодняшних конфликтов, а также те, которые либо превратно истолковывались, либо никогда не были в поле внимания учителей, нуждающихся в теоретической и методической помощи.
Поликультурное воспитание исходит из фундаментального методического принципа, гласящего, что у всех и каждого есть культура, как стиль жизни, как совокупность менталитета, традиций, арго, акцента, диалекта, стиля одежды и прически, кухни, правил поведения, песен, напевов, сказаний, литературы, символов, родо-половых и физических данных, отношений, нравственных и эстетических ценностей, образования, трудовых навыков, веры, только она, культура - разная, не похожая одна на другую, имеющая свои достоинства и недостатки, плюсы и минусы, сильные и слабые стороны.
Поликультурное воспитание включает в себя изучение природы стереотипов, их роли в формировании предубеждений, расизма, дискриминации, конфликтов и разработку такого содержания воспитания, которое помогло бы воспитанникам понять процесс их возникновения, правильно разбираться в них, анализировать свои сложившиеся стереотипы, уметь противостоять им. Поликультурный учитель / воспитатель учит, что обобщение ведет к проблемам в тех случаях, когда они основываются не на фактах, а на непроверенной, недостоверной или неполной информации, личном мнении, предположении. (Приложение № 11) Количество стереотипов чрезвычайно велико, стереотип опасен тем, что он зачастую исключает альтернативный взгляд, альтернативную точку зрения, разнообразие самой культурной группы и к предвзятому мнению, предубеждениям, физическому и психологическому давлению и насилию. Люди очень часто делают педагогические, политические, финансовые, экономические, личные и другие решения, основываясь на стереотипах, как положительных, так и отрицательных.
В советский период времени этнические предубеждения, предвзятые мнения и пр. существовали на основе страха, а не разума, как сдерживающего фактора признания и открытого обсуждения. На современном этапе времени страха нет, но нет еще достаточного рационального понимания гуманизма человеческих отношений, и этот пробел призван восполнить учитель, конечно, вместе со всем обществом.
Воспитание поликультурности - такой же процесс, как и воспитание других человеческих качеств. Человек не может сразу же стать поликультурным, если до этого долгое время был монокультурным. В ходе своего поликультурного становления воспитатель и воспитанник проходят несколько ступеней или уровней: толерантность, понимание и принятие другой культуры, уважение культуры и утверждение культурных различий. Взаимосвязь между ними не статична, она весьма сложна, динамична и диалектична.
1.2 Мировая художественная культура как характер поликультурного воспитания учащихся
За последние 15 лет изменилась ментальность в нашей стране, изменился социум. Естественно, это отразилось на преподавании ряда предметов (в основном гуманитарных дисциплин), появлению новых предметов в школе, которые отвечают социальному заказу общества.
В наше время, когда школа является едва ли не единственным общественным институтом, реально занимающимся воспитанием подрастающего поколения, очень важным является появление и усовершенствование предметов эстетического цикла: литературы, МХК, музыки, изобразительного искусства и т.д. Так как именно эти предметы помогают формировать активного субъекта общества, формировать отношение к тем или иным процессам, происходящим в мире, формировать гражданскую позицию. Целью таких предметов является - воспитание личности. Предметы эстетического цикла имеют ярко-выраженную направленность, формируют способность чувствовать прекрасное, заставляют думать и не оставаться равнодушными, выявляют способности учащихся.
Эстетическое освоение действительности предполагает: выявление, осознание, переживание существующих отношение в мире и нашей жизни, попытка гармонизации их, выразить эмоционально. То, что необходимо человеку для проживания, всегда недостаточно. Основными принципами эстетического освоения действительности являются:
·Целостность - восприятие многомерности мира;
·Универсальность - эстетическое отношение к действительности, пронизывающей все сферы жизни;
·Эстетическая целесообразность преобразование мира с учетом особенностей действительности;
·Гармонизация - попытка уравновесить потребности, цели и возможности;
·Выразительность - единство и борьба противоположностей.
МХК, как интегративный предмет, который включает в себя элементы всех дисциплин эстетического цикла, и направленный на формирование эмоционального отклика, на наш взгляд, имеет больше всего возможностей формировать поликультурное мировоззрение учащихся. Целью курса МХК является: формирование целостного представления об истории традиционной и ценностной художественной культуры мира в их соотнесении с наследием.
Задачами курса является: раскрыть источники и основные этапы исторического развития русской художественной культуры в диалоге с художественной культурой зарубежных стран.
Таким образом, уроки МХК носят поликультурный характер воспитания учащихся, т.к. учащиеся знакомятся с разными культурами, различными традициями и обычаями стран в различные эпохи, учатся уважать и принимать иные точки зрения.
.3 Педагогические условия поликультурного воспитания учащихся на уроках Мировой Художественной Культуры
МХК, как интегративный предмет, который включает в себя элементы всех дисциплин эстетического цикла, и направленный на формирование эмоционального отклика, на наш взгляд, имеет множество педагогических условий, позволяющих формировать поликультурное мировоззрение учащихся:
üИспользование аудиовизуальных средств
üИспользование разнообразных художественных образов
üФормирование эстетического восприятия, как аспект формирования поликультурного мировоззрения учащихся
üИспользование многообразия видов искусства, как аспект формирования поликультурного видения мира
üКатарсис, как наиболее сильное средство формирования поликультурного мировоззрения учащихся.
МХК, как интегративный предмет, должен быть ярким, эмоциональным, интересным и запоминающимся, иначе он не будет выполнять свою главную цель: воспитание личности, формирование поликультурного мировоззрения, толерантного отношения, целостного представления об истории традиционной и ценностной художественной культуры мира в их соотнесении с наследием. Для этого на уроках МХК необходимо использовать аудиовизуальные средства: показывать фильмы, слушать музыку (диски и кассеты, аккомпанемент), демонстрации репродукций картин (на компьютере, проекторе, журналы и книги).
Без художественного образа не возможно освоение действительности и искусства.
Образ - результат отражения объективного в сознании человека.
Художественный образ - всеобщая категория творчества, средство и форма освоения жизни и искусства. Единство отражения, творчества и восприятия. Это первоэлемент, ядро, пограничная линия, стык реального мира и мира искусства. Он обладает некоторой недосказанностью, оставляет возможность стимулировать мысль и воображение. Благодаря художественному образу сознание человека обогащается мыслями, чувствами, образами и т.д. Художественный образ не существует без восприятия, в отличие от художественного произведения.
Художественное произведение основное средство и педагогическое условие воспитания учащихся на уроках МХК. Художественное произведение - результат творчества в сфере искусства и предмет художественного восприятия. Оно всегда обладает определенным уровнем законченности и выразительности. Соответствие полноценного содержания и формы, и способностью чувственного воздействия на человека.
Эстетическое восприятие необходимое для формирования поликультурного мировоззрения и эмоционального отклика у учащихся. Эстетическое восприятие - специфическое, протекающее во времени отражение человеком произведения искусства, объектов природы, социальной жизни, культуры, имеющее эстетическую ценность.
МХК, как интегративный предмет, использует педагогические возможности разных видов искусства.
Искусство - особая форма эстетического сознания. Оно отражает не только объекты, но и эмоционально отражает субъекта, неповторимость и индивидуальность личности. Искусство обладает полифункциональностью:
I.Общественно-преобразовательная:
1.Художественное произведение оказывает идейно-эстетическое воздействие на человека.
2.Обеспечивает ценностную ориентировку, что способствует деятельности человека.
.Художник перерабатывает, преобразует в искусстве свой жизненный опыт.
.Создание произведения искусства - всегда преобразование материала
II.Познавательно-эвристическая
III.Художественно-концептуальная.
Искусство - определенная форма анализа окружающего мира, осмысление мира, человека.
IV.Функция предвидения.
Предвидение - обоснованное предположение о будущем состоянии явлений природы или социума, известных в настоящий момент.
V.Информационная и коммуникативная
VI.Воспитательная.
Искусство формирует строй мыслей и чувств людей, воздействие опосредованно. Искусство обладает суггестивным воздействием.
VII.Гедонистическая функция.
Искусство доставляет людям духовное наслаждение за счет приобщения к творчеству.
Одним из наиболее важных педагогических условий МХК является катарсис, как наиболее важное воздействие, позволяющее вызывать сильные, глубокие чувства и эмоциональный отклик у учащихся.
Катарсис (от греч. - очищение) - воздействие на психику человека произведениями искусства, вызывает в нем «противоположно направленные аффекты», которые приводят «к взрыву, к разряду нервной энергии. В этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводит к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны и заключен катарсис эстетической реакции» [Л.С. Выготский].
Таким образом, уроки МХК обладают педагогическими условиями формирования поликультурного мировоззрения учащихся, т.к. учащиеся знакомятся с разными культурами, различными традициями и обычаями стран в различные эпохи, учатся уважать и принимать иные точки зрения, сопереживать различным явлениям жизни.
.4 Педагогические условия поликультурного воспитания учащихся во внешкольных мероприятиях
Внешкольные мероприятия несут в себе яркие педагогические условия и возможности по формированию поликультурного мировоззрения учащихся, т.к. выполняют главным образом гедонистическую функцию. Внешкольные мероприятия ненавязчиво приобщают учащихся к толерантности и поликультурному воспитанию, т.к. ребенок сам проявляет активность, участвует, и готовится к мероприятию, испытывает духовное наслаждение от активного или пассивного участия в мероприятиях. Во внешкольном мероприятии большую роль играет катарсис, т.к. ребенок переживает, остро ощущает все происходящее.
Во внешкольном мероприятии могут использоваться разные формы:
ØПодвижные игры (народные, спортивные, смешанные и т.д.)
ØНастольные игры (лото, шахматы, домино и т.д.)
ØКоллективные игры (КВН, викторины, мозговые штурмы и т.д.)
ØКонцерты и праздники
ØБеседы и дискуссии
В данные формы проведения внешкольных мероприятий воздействуют на детей опосредованно, они открыты к восприятию.
Таким образом, внешкольные мероприятия обладают большими воспитательными возможностями, т.к. учащиеся открыто воспринимают данные виды деятельности, испытывают наслаждение, переживают и надолго запоминают такие формы работы.
Таким образом, первая часть нашего исследования: «Теоретическое основание проблем поликультурного воспитания», показала актуальность и важность выбранной темы. Данная проблема является достаточно новой и нераскрытой. В данной главе мы раскрыли ключевые понятия выбранной темы, рассмотрели позиции разных ученых по проблеме поликультурного воспитания: Дмитриева Г.Д., Выготского Л.С., П. Фрера, С. Нието, Рубинштейна С.Л., Леонтьева А.Н., Петровского А.В. и др. Рассмотрели основные педагогические условия и особенности формирования поликультурного мировоззрения учащихся.
II. Практическая работа приобщения учащихся средней школы к поликультурному мировоззрению посредством уроков Мировой Художественной Культуры и внешкольной деятельности.
Целью практической части исследования является:
vВыявление условий способствующих формированию у детей среднего школьного возраста поликультурного мировоззрения и толерантного отношения.
Задачи практической части:
vВыявление состояния изучаемой проблемы практической работы с детьми среднего школьного возраста;
vОпределение формы и методов работы с детьми направленных на формирование поликультурного мировоззрения и толерантного отношения
Частные задачи:
vРазработать программу и методику уроков МХК с целью формирования поликультурного мировоззрения и толерантного отношения у учащихся
vРазработать программу и методику проведения внешкольных мероприятий МХК с целью формирования поликультурного мировоззрения и толерантного отношения у учащихся
vПроанализировать имеющиеся представления и уровень сформированности мировоззрения и отношения по данной проблеме.
2.1 Влияние возрастных особенностей учащихся средней школы на формирование поликультурного мировоззрения и толерантного отношения на уроках Мировой Художественной Культуры и внешкольной работы
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие - позже. Начиная с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых.
Для подростков характерны перепады, вызывающие быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. В подростковом возрасте эмоциональный фон становиться неровным, нестабильным.
Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». Подросток как будто все время находится в состоянии стресса. В этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств.
Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности. Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми.
В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими. Подростки абстрагируются от конкретного и рассуждают в чисто словесном плане. На основе общих посылок они строят гипотезы и проверяют их, т.е. рассуждают гипотетико-дедуктивно. Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. С интеллектуальным развитием тесно связано начинающееся в этот период становление основ мировоззрения.
Подросток приобретает взрослую логику мышления. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения.
С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству.
В подростковом возрасте существует и вторая линия развития воображения: получение удовлетворения от самого процесса фантазирования.
В подростковом возрасте последовательно появляются две формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».
Подросток стремиться к взрослой жизни и претендует на равные с взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего - во внешнем облике, в манерах. Подражание взрослым идет и по линии развлечений, романтических отношений. Встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных, рутинных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и не многие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Боле распространенной в наше время является социальная инфантильность.
Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11 - 13 лет).
Чувство взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей (вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы). Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. Подростковый «кодекс» товарищества интернационален, так же как и книга А. Дюма «Три мушкетера», считается подростковым романом.
К 15-ти годам подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. У него формируется «Я- концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».
В 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Сложные переживания связаны с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Самоанализ, иногда чрезмерный, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой своему общему уровню и неустойчивой. С развитием самосознания связаны и возникающие в подростковом возрасте склонность к уединению, чувства одиночества, непонятности, и тоски.
Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного компонента «Я-концепции». С ним связаны еще два оценочный и поведенческий. Представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения. Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у подростка развивается саморегуляция.
У подростка появляются различные увлечения - сильные, часто сменяющие друг друга:
Интеллектуально-эстетические - связаны с глубоким интересом к любимому занятию: история, музыка, рисование, разведение цветов и т.д.
Эгоцентрические - изучение редких иностранных языков, стариной, занятия модным видом спорта - т. е. дело, как средство демонстрации своих успехов.
Телесно-мануальные - желание укрепить свою силу.
Накопительные - прежде всего коллекционирование.
Информативно-коммуникативные - жажда получения новой информации, не требующей критической переработки.
Таким образом, подростковый возраст трудный период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, стремление к эмансипации, сильная потребность в общении со сверстниками, ведущей деятельностью в этот период становиться интимно-личностное общение, появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы, возникают яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы «Я», которые к концу периода интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода. Развитие личностной рефлексии, новый уровень мышления и становления типов характера обуславливают новый этап в развитии мотивации.
Все эти возрастные особенности следует учитывать при составлении уроков и внешкольных мероприятий по формированию поликультурного мировоззрения у детей данного возраста. Возлагая на них ответственность в подготовке и проведении данных мероприятий, пользуясь интернациональным стилем их межличностного общения (на уровне сверстников), стремлением к познанию нового и интеллектуально-эстетическими увлечениями и аудиовизуальными средствами, которые геденистически влияют на становление поликультурного мировоззрения учащихся.
2.2 Диагностика воспитанности детей в поликультурном аспекте
Данные констатирующего этапа эксперимента.
В данном параграфе мы изучаем состояние работы на уроках МХК и внешкольных мероприятиях с детьми среднего школьного возраста по проблеме формирования поликультурного мировоззрения, определяются условные уровни сформированности поликультурного мировоззрения, представлены результаты диагностики, осуществляется поиск методики работы с детьми по проблеме исследования.
Этапы работы:
1.Проанализировать содержание работы с детьми по формированию поликультурного мировоззрения в школе.
2.Выявить представления детей о поликультурном пространстве города.
.Определить соотношение знаний о русской культуре с поликультурными.
.Выявить соотношение знаний и применения поликультурных установок поведения.
.Выявить условные уровни сформированности поликультурного мировоззрения у детей среднего школьного возраста.
В эксперименте участвовало 50 детей среднего школьного возраста. Эксперимент проходил на базе Государственной Общеобразовательной школы-интерната № 19 среднего (полного) образования с углубленным изучением отдельных предметов (хинди) г. Москвы, Юго-Западного административного округа.
Используемые методы: наблюдения за детьми в процессе различных видов деятельности, наблюдения за содержанием деятельности педагогического коллектива по формированию поликультурного мировоззрения, выяснение собственных представлений детей о толерантности, групповые и индивидуальные беседы с детьми, с педагогами, социологический опрос детей, анализ документации.
Прежде чем анализировать особенности, мотивы и проявления детьми внешних форм толерантности и уровень сформированности поликультурного мировоззрения, мы пришли к необходимости получить объективные данные о содержании работы педагогов по проблеме формирования поликультурного мировоззрения у детей среднего школьного возраста. Нами изучались и анализировались учебно-методические пособия, программы, планы воспитательной работы с детьми, их содержание, проводились беседы с педагогами, наблюдения за характером подачи информации о поликультурности и толерантности, просмотр внешкольных мероприятий и открытых уроков по данной проблеме.
Из бесед с педагогами было выявлено, что проблема формирования поликультурного мировоззрения учащихся средней школы является чрезвычайно актуальной, подчеркивалась мысль о том, что в средней школе надо продолжать и углублять работу по привитию толерантного отношения и необходимого уровня знаний не только ребятам, но и родителям, совместно с ними.
Работа по формированию поликультурного мировоззрения проводится как в специально организованных занятиях с использованием разнообразных методов: бесед, диспутов, чтения художественной литературы, экскурсий, так и в процессе различных видов деятельности: уроках, играх, викторинах, интеллектуальных марафонах, соревнованиях и т.д.
Вместе с тем, анализ планов учебно-воспитательной работы /было проанализировано 22 плана/ показывает, что работа по формированию поликультурного мировоззрения планируется не систематически, носит, зачастую эпизодический характер.
В основном, в планах работа по формированию поликультурного мировоззрения и толерантного отношения приурочена к каким-либо праздникам: День Вежливости, Дни культурно-исторического наследия, международные праздники и т.д. Ставятся задачи:
познакомить с творчеством различных народов;
формировать представления о различных праздничных традициях народов;
познакомить с известными творцами России и других стран (Л.Н. Толстой, Р. Тагор, В. Шекспир и т.д.)
Ни в одном из 22 просмотренных планов не была определена задача - раскрыть детям содержания используемых понятий: толерантность, поликультурность;
помочь понять гуманную сущность русского народа;
сохранить преемственность между начальной школой, изучающей русскую традиционную культуру и старшей, с поликультурным мышлением и толерантным отношением.
Недостаточно полно отражены в планах задачи воспитания и формирования поликультурного мировоззрения в повседневной жизни /из 22 планов только в 12 некоторые из этих задач были отражены/. Кроме того, ни в одном из планов проблема формирования поликультурного мировоззрения не была связана с историей тех или других праздников, традиций, не связаны с такими предметами как музыка, труд, физическое воспитание. Как показал опрос, половина педагогов / 30 из 70 / не владеют для этого необходимыми знаниями и не заинтересованы в формировании поликультурного мировоззрения, подачи более обширных знаний, чем этого требует тема урока или внешкольного мероприятия. Следует также констатировать, ни в одном из календарных планов не были определены задачи, формы работы с семьей по проблеме формированию поликультурного мировоззрения, не указывалась необходимость проведения соответствующих консультаций, конференций, родительских собраний.
В результате наблюдений за характером отношений педагогов с детьми можно сделать вывод о том, что в отношениях имеет место преимущественно авторитарная модель. Способы общения при данной модели - наставления, запрет, наказания.
Формируя у детей поликультурное мировоззрение, педагоги редко обращают внимание на традиции и обычаи русского народа, на их гуманную сущность, для чего они были приняты народом и используются по сей день. Это приводит к тому, что дети бессмысленно запоминают и используют те или иные средства различных культур, а некоторые забывают, не востребовав.
С целью показателя сформированности поликультурного мировоззрения у учащихся среднего звена, мы использовали диагностическую методику Дмитриева, позволяющую выявить уровень сформированности поликультурного мировоззрения. С этой целью были использованы следующие методы: индивидуальные и групповые беседы с детьми, изучение продуктов деятельности, наблюдения за детьми на уроках и внешкольных мероприятиях данного толка. Для нас также важно было выявить реальное понимание и использование средств МХК у учащихся в обследуемых группах. С этой целью были использованы такие методы, как: сплошное и выборочное наблюдение за поведением детей в разнообразных видах деятельности. Материалы наблюдений фиксировались в протоколах.
С целью выявления сформированности поликультурного мировоззрения в беседе задавались следующие вопросы:
1.Как ты понимаешь, что такое культура и что к ней относится?
2.Как ты понимаешь слово «толерантность»?
.Как, по-твоему, когда человек впервые знакомиться с культурой своего народа?
.Как, по-твоему, когда человек впервые знакомиться с культурой других народов?
.Как ты думаешь, где люди используют традиции и обычаи своего народа, и общекультурные традиции?
.Расскажи, какие русские и индийские праздники тебе известны, и знаешь ли ты, с чем они связаны?
Предлагалось нарисовать поликультурное пространство.
В беседах с детьми наибольшую трудность составили 2, 4 и 5 вопросы.
Так же для вычленения уровня сформированности поликультурного мировоззрения был использован социологический опрос. (Приложение № 1)
Результаты социологического опроса показали, что подростки не всегда толерантны друг к другу, они крайне категоричны. Если их мнение расходится с мнением окружающих, особенно взрослых, что обусловлено особенностями психологии данного возрастного периода, ребята настроены категорично и не приемлют не согласия со своим мнением, а тем более критикой. В целом, если ребятам помочь в становлении их личности, они вырастут толерантными, активными, интересными людьми, которые уважают себя и других, способными к творчеству и развитию общественной культуры.
Данные констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что у детей не совсем правильно формируется поликультурное мировоззрение с точки зрения содержания и использования толерантного отношения и межличностного общения. Дети плохо представляют, что относится к средствам культуры, не знают где помимо праздников и творчества они применяются, не видят проявлений поликультурности и толерантности в повседневной жизни. И, к сожалению, соприкасаются с толерантностью и многообразием культуры только в образовательном учреждении. Только 20 из 70 детей знают об использовании народных и общекультурных традиций в повседневности: Семенова Влада и Степанов Филипп. Зайнетдинова Даша считает, что знакомство с культурными традициями своего народа происходит в семье, но идет не от родителей, а от бабушек и дедушек. Ни один ребенок не говорит о знакомстве с общекультурными традициями в семье, что доказывает актуальность выбранной темы. На предложенное задание нарисовать поликультурное пространство дети в основном рисовали школу, музеи и театры, что показывает, что дети знакомы с поликультурным пространством, но их представления слишком малы.
Все это свидетельствует о том, что во многих семьях не создается благоприятная атмосфера для формирования поликультурного мировоззрения, родители считают, что воспитывать и обучать - это забота школы, не уделяют должного внимания привитию детям семейных ценностей, истории и предкам.
Наблюдение за формированием у детей поликультурного мировоззрения проводилось в процессе различных видов деятельности: учебной, внешкольной, бытовой. Велись записи наблюдений за детьми, фиксировались конкретные факты детских проявлений. Целенаправленные наблюдения за детьми дали возможность выявить общую картину: прививаются ли народные и общекультурные традиции в повседневной деятельности детей, интересуются ли дети историей происхождения тех или других традиций, знают ли дети такие понятия как толерантность и поликультурность. С этой целью мы просмотрели ряд уроков и мероприятий по данной проблеме: уроки МХК, литературы, музыки, праздник Дивали, Масленицу и т.д.
В ходе наблюдения за детьми обращалось внимание на их реакцию и готовность поддержать беседу, проявление интереса к тем или иным занятиям. Анализируя данные наблюдений, можно сделать вывод о том, что небольшое количество учащихся знают традиции и обычаи своего народа и общекультурные ценности, но детям хотелось бы знать больше, и они задавали не мало интересных вопросов, касающихся толерантного отношения и общекультурных традиций. Например, Трегуб Юлия спросила: как складываются традиции поведения русских и индийских традиционных праздников, есть ли между ними сходства и с чем это связано. Так количество детей имеющих представления о толерантном отношении и общекультурных традициях в основной группе составило 25%, в контрольной 20%.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа по формированию поликультурного мировоззрения у учащихся средней школы в школе-интернате № 19 ведется, но не систематично и не четко отражает задачи по формированию поликультурного мировоззрения. Для нас было важно выявить, какое значение вопросу поликультурного воспитания уделяется в семьях, каковы представления родителей о толерантности и поликультурности, какие методы воспитания детей чаще всего используются в семье. С этой целью нами была подготовлена анкета для родителей. В нее вошли следующие вопросы:
1.Сколько времени Вы проводите со своим ребенком по будням и по выходным?
2.Уделяете ли Вы внимание в беседах с ребенком проблемам толерантности и поликультурности?
.Рассказываете ли Вы детям о традициях и обычаях своей семьи, историю своей семьи?
.Какие праздники Вы отмечаете в кругу семьи?
.Существуют ли какие-либо традиции проведения таких праздников?
.По выходным водите ли Вы своих детей в музеи и театры?
.Используете ли Вы в воспитании общекультурные традиции и средства (пословицы, загадки и т.д.)?
.Спрашиваете ли Вы детей о смысле этих произведений?
.Спрашивают ли Вас дети об общекультурных ценностях?
Было изучено 55 анкет. Так на первый вопрос анкеты большинство родителей (85%) ответило 15 мин. По будням и 30 мин. По выходным. Историю и традиции своей семьи не рассказывают и не всегда знают сами. На второй вопрос анкеты - 60% ответили отрицательно. На 4 вопрос - 55% ответили Новый год, Дни рождения, Пасха, а если и есть какие-либо традиции, то они связаны с едой и атрибутикой. 10% родителей отмечают помимо этих праздников годовщины свадьбы, религиозные праздники, День города, 1-е сентября; существуют определенные традиции проведения таких празднеств. 20% родителей продумывают сценарий конкурсов на детские праздники. По выходным детей выводят «в свет» очень редко, обычно по праздникам (День Города, Новый год). Практически все родители обращаются к художественным произведениям в воспитании, но, к сожалению, никто не расспрашивает о смысле и степени понятности данного произведения. На 9 вопрос отвечали в основном, что дети задают вопросы, но родителям некогда на них отвечать и они не всегда знают сами на них ответы.
Наблюдения за учениками, беседы с ними и анкетирование родителей свидетельствуют о том, что в семьях практически не формируют поликультурного мировоззрения и толерантного отношения. В семье практически не занимаются воспитанием детей, не уделяют должного внимания их поведению, не водят по театрам и музеям.
Полученные в ходе констатирующего этапа данные позволили нам условно выделить три уровня сформированности поликультурного мировоззрения у учащихся среднего звена.
Основными критериями в определении уровней являлось наличие у детей знаний о культуре и толерантности, понимание ими гуманной сущности правил, а так же наличия интереса к ним.
Для каждого критерия были определены соответствующие показатели:
1 критерий: наличие знаний.
Показатели: культура, где используются традиции и обычаи.
2 критерий: наличие конкретных представлений о толерантности и общечеловеческой культуре.
Показатели: четкие знания, что такое культура, толерантность, что относится к средствам культуры, где они используются.
Достаточный уровень характеризуется наличием у детей знаний о толерантности, пониманием ее гуманной сущности.
Средний уровень характеризуется наличием знаний, но без понимания сущности содержания культуры.
Низкий уровень характеризуется отсутствием у детей знаний, представлений о культуре, не пониманием ее гуманной сущности.
Приведем данные в таблице № 1
Группы, количество детейУровни сформированности поликультурного мировоззренияДостаточныйСреднийНизкийОсновная193121Контрольная15525
Таким образом, из таблицы видно, что у большинства детей низкий или средний уровень сформированности поликультурного мировоззрения.
Результаты констатирующего этапа позволили сделать следующие выводы:
1.В работе педагогов с детьми по проблеме формирования поликультурного мировоззрения отсутствует четкая система и последовательность, в основном в мероприятиях по толерантности отсутствует четкая система и последовательность. Недостаточно используются многообразные средства и методы воспитания детей, работа не проводится в комбинировании с приобщением к культуре отношений.
2.У учащихся средней школы нет четкого понимания об использовании в современной жизни общекультурных традиций.
.Наблюдается несоответствие знаний детей и реальным поведением.
.В семьях воспитанников недостаточное внимание уделяется данной проблеме. Многие родители не владеют методикой воспитания, не стремятся создать в семье атмосферу, способствующую воспитанию поликультурный характер.
Данные констатирующего этапа подтвердили теоретические положения о значении и необходимости формирования поликультурного мировоззрения в нравственном становлении личности, показали на необходимость совершенствования работы по данной проблеме.
Основной задачей нашего следующего этапа исследования является поиск наиболее оптимальных путей организации процесса воспитания, способствующих обогащению нравственных понятий, суждений детей, формирование эмоционально-положительного отношения к важнейшим традициям культуры, умение проявлять нравственные качества во взаимодействиях с окружающими людьми.
2.3 Разработка методики и программы по поликультурному воспитанию учащихся на уроках Мировой Художественной Культуры и во внешкольной работе
В данном параграфе описывается формирующий этап опытной работы.
Задачи формирующего этапа:
§Разработать ряд работ для педагогического коллектива;
§Разработать различные воспитательные внешкольные мероприятия с детьми;
§Разработать беседы с родителями;
Для формирования у детей поликультурного мировоззрения мы разработали программы по МХК для 7 - 9 классов, в рамках диалога культур «Запад - Россия - Восток»:
Пояснительная записка.
Предлагаемая вниманию программа «Диалог культур. Россия - Восток» предназначена для учащихся 7 - 9 классов средних общеобразовательных учреждений. В основу данного варианта программы была положена разработанная аксиолого-типологическая модель предмета, интерпретирующая мировую художественную культуру не как комплексную историю искусств, а как специфическую форму познания «картины мира и человека», результаты которого закреплены в художественных произведениях. При данном подходе главным в содержании программы становится не произведение искусства, а человек, выразивший в нем свое миропонимание. Программа по МХК для старшей школы " Диалог культур. Запад - Россия - Восток " представляет собой также "интегративное раскрытие различных сторон жизни России и восточных стран". Из содержания этой программы, ясно видно, что основными ее разделами являются история, культура, литература, современная проблематика Запада, России и Востока, включающие экономику, социологию, право.
В 7-8 классах программой предусматривается на изучение курса "МХК: Запад, Россия и Восток, опыт сравнительной историко-типологической характеристики" по 36 часов.
Программа рассчитана на 3 года обучения, на 108 часов (3 года), включает 8 модулей (по 4 на год) и состоит из 13 разделов, логически взаимосвязанных друг с другом. В то же время каждый из них вполне самостоятелен и представляет собой законченное целое. Первый год (7-8 класс), или первая часть программы рассматривает художественную культуру Древнего мира и отвечает на «главный вопрос эпохи» - «Что есть мир?», второй (9 класс), или вторая часть программы, рассматривает художественную культуру Средневековья, Просвещения и современного мира и отвечает на «главные вопросы эпохи» - «В чем смысл жизни?»; «Каков мир окружающий меня?»; «Каков я сам, живущий в этом мире?». Таким образом, педагогической целью данной программы является приобщение учащихся к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества, формирования в нем через общение с искусством «активно мыслящего мировоззрения».
Эта задача не может быть полностью решена без умения «прочесть» произведение искусства «глазами самой эпохи», т.е. без понимания тех исторических и художественных реалий времени, в которых это произведение было создано. Для решения этой задачи были сформулированы дидактические принципы и дидактическая логика организации материала и отбора художественных произведений.
Системообразующим принципом построения первой части программы является принцип историко-типологического единства, объединяющий 2 типа социокультурных миров. В первый раздел вошли цивилизации Востока: Древний Египет, Двуречье (Месопотамия), Иран, Древняя Индия, Древний Китай. В эту же группу включены древнейшие цивилизации Мезоамерики: инки, майя, ацтеки, хронологически возникшие позже, но имеющие типологическую общность и историческую судьбу. Все эти цивилизации, достигшие высочайшего расцвета, закончив свое существование, ушли с мировой арены и не стали базой дальнейшего развития художественной культуры. Во второй раздел вошли цивилизации Античного мира - Древняя Греция и Древний Рим. Эти цивилизации, так же достигшие расцвета, закончив свое существование и уйдя с мировой арены, тем не менее, стали базой, «арсеналом и почвой» дальнейшего развития художественной культуры Европы и Восточноевропейской части России. Системообразующим принципом второй части программы является принцип регионально-мировоззренческого единства, рассматривающий художественную культуру Средних веков по трем мировым религиям - буддизм, христианство, ислам. Религиозные системы, возникшие в Индии, Китае, Японии, Палестине, и стали базой, на которой была выстроена вся образная система художественной культуры Средних веков. Здесь же системообразующим принципом является и принцип единства метода и стиля, позволяющий рассматривать художественные явления эпохи Средневековья (в частности Возрождения) и начала Нового Времени не только в их целостности, но во взаимосвязи с предшествующими периодами - Древним миром.
Сформулированные дидактические принципы организации материала определяют дидактическую логику отбора и последовательности художественных памятников, при чем эта логика выстраивается как по вертикали, т.е. внутри данного типа культуры, или данного социокультурного мира, так и по горизонтали, как логика проблем, тем, идей и сюжетов, переходящих из одной исторической эпохи в другую.
Дидактическая логика построения художественного материала внутри типа культуры, например, Древний Египет, определяется следующей последовательностью: «артефакт», или произведение искусства (литература, архитектура, живопись, скульптура, сведения о музыке), созданное в определенном социокультурном мире, в определенную историческую эпоху, которое должно быть прочитано «глазами самой эпохи» и понятно последующим поколениям; «объект познания», т.е. создаваемая средствами искусства «художественная модель мироздания», воплощенная в данном случае в форме пирамиды и храма; «предмет познания», или основная проблема эпохи, ее «главная идея», или «главный вопрос», на который человек хочет получить ответ, в данном случае это вопрос о происхождении мира; «форма познания», или «доминанта эпохи», подразумевающая определенный способ мышления, преобладающий на определенном историческом этапе, в данном случае мифологическое мышление; «субъект познания», или собственно «человек в мировой художественной культуре», который объектировал свое «Я» в модели поведения, соответствующей созданной им картине мира, в данном случае 125 глава «Книги мертвых», или, как ее еще называют, «Исповедь отрицания». Следуя этой внутренней логике, на небольшом количестве отобранных памятников показано все многообразие художественной культуры не только Древнего Египта, взятого лишь в качестве примера, но и Античности, и Средних веков, включая Возрождение, и Просвещение и современный мир.
Дидактическая логика построения программы по горизонтали предполагает такой отбор художественных памятников, при котором становится возможным проследить развитие темы, идеи или проблемы, волнующей человечество на протяжении всей его истории. Например, проблема познания рассматривается сначала на примере античной мифологии, когда Зевс скрыл от человечества божественный огонь разума, украденный затем Прометеем. Затем эта же проблема рассматривается на примере запрета Бога вкусить плод с «древа познания добра и зла», нарушенного затем с помощью Змия-искусителя. Эта же проблема поставлена и в поэме Джона Мильтона «Потерянный рай», созданной на пороге Просвещения, того самого века, в котором единственным инструментом познания был признан человеческий разум.
Таким образом, все построение и содержание программы «Диалог культур. Россия - Восток» направленно к главному итоговому выводу, который должен сделать учащийся: человек является активным участником миротворения, от действий и образа, жизни которого зависит конечный результат бытия и качество созданного мира; человек должен быть толерантен к инакомыслию, сопоставлять и вбирать лучшее из данного, синтезировать и создавать некую новую модель мира.
В ходе изучения курса должен возникнуть диалог между учителем и учеником, для которого необходимо так интерпретировать ее содержание, чтобы оно было не только понято и усвоено, но и эмоционально пережито; и диалог между учеником и произведением искусства, рассмотренным именно так, как того хочет учитель.
Последний диалог самый сложный, т.к. в нем реализуется основная педагогическая задача: формирование у учащегося эстетического отношения к миру как одной из неотъемлемых граней всякой полноценно развивающейся личности. Поставленная задача является стержнем преподавания таких художественных дисциплин, как литература, музыка, изобразительное искусство и художественный труд. Программа «Диалог культур. Россия - Восток», опираясь на общекультурную базу предметов гуманитарного цикла и вступая с ними во взаимодействие, помогает «созиданию образа мира в себе» как основы творческой деятельности.
Данный вариант полностью соответствует принципам изучения МХК, изложенным в "Концепции развития и совершенствования преподавания курса МХК в средних учебных заведениях Москвы".
Примерная таблица включения модулей МХК в учебные предметы базисного плана.
Таблица 2
КлассТеоретическая частьПрактическая частьИтог экскурсиипроектная деятельностьк/р; тесты7-829249872919103436Содержание модулей МХК, включаемых в области и предметы базисного плана.
-8 класс
Теоретическая часть
1.Теория культуры на Востоке, России и Западе: понятие, традиции, обычаи, мифы, религиозные верования, мировоззрение 2 часа
.Понятия «культура», «цивилизация», сравнение понятий "культура" и "цивилизация", классификация цивилизаций, теория цивилизаций. 2 часа
.Человек и природа в восточных концепциях: мифы, религиозные верования, мировоззрение; в древних цивилизациях: Египет, Месопотамия, Иран, Древняя Индия, Древний Китай7 часов
.Человек и природа в западных концепциях: мифы, религиозные верования, мировоззрение; в цивилизациях Древней Греции и Древнего Рима. 7 часов
. Человек и природа в Древней Руси: мифы, религиозные верования, мировоззрение. 3 часа
.Человек и общество в восточных концепциях: культурная жизнь, искусство, религиозные верования, философские течения, экономика, политика; в древних цивилизациях: Египет, Месопотамия, Индия, Китай3 часа
.Человек и общество в западных концепциях: культурная жизнь, искусство, религиозные верования, философские течения, экономика, политика; в древних цивилизациях: Греция, Рим.2 часа
. Человек и общество в Киевской Руси: культурная жизнь, искусство, религиозные верования, философские течения, экономика, политика. 3 час
Практическая часть
Экскурсии
1.ГМИИ им. А.С. Пушкина: залы: Египет, Шумер, Аккад, Ассирия, Древняя
Греция, Древний Рим 4 часа
.Музей Востока: Индия, Китай, Япония 3 часа
.Музей ДПИ 2 часа
.Третьяковская галерея 3 часа
. Государственная художественная галерея им. И.С. Глазунова
часа
. Гжель 2 часа
. Сергиево-Посадская Лавра 2 часа
. Новгород 6 часов
Проектная Деятельность.
.Сравнение древних цивилизаций, давших начало культурам Запада и Востока3 часа
. Загадочный мир древних цивилизаций 3 часа
. Значение древних цивилизаций для современного мира 3 часа
Тесты и к/р.
1.К/р. "Культура и цивилизация"
.Тест: Человек и природа в представлениях древних цивилизаций
.Тест: Человек и общество в представлениях древних цивилизаций
. Тест: Человек и религия в представлениях древних цивилизаций
. Тест: Человек и искусство в представлениях древних цивилизаций
. Тест: Человек и общество Древней Руси
. Тест: Человек в контексте природы и религии в Древней Руси
. К/р "Причины различий между западным и восточным мировоззрением:"
класс
Теоретическая часть
1.Человек и природа в культуре Средневековья и Возрождения: религиозные верования, мировоззрение, философские представления: Англия, Франция, Голландия, Италия, Испания, Германия, Россия4 часа
.Человек и природа в культуре Средневековья особенности периодизации восточных стран: религиозные верования, мировоззрение, философские представления: Индия, Китай, Палестина, Передняя Азия2 часа
.Человек и общество в западных концепциях эпохи Средневековья и Возрождения: культурная жизнь, искусство, религиозные верования, философские течения, экономика, политика; Англия, Франция, Голландия,
Италия, Испания, Германия, Россия4 часа
.Человек и общество в восточных концепциях эпохи Средневековья: культурная жизнь, искусство, религиозные верования, философские течения, экономика, политика; Индия, Китай, Передняя Азия2 часа
.Человек и природа в культуре Просвещения и Нового времени: религиозные верования, мировоззрение, философские представления: Англия, Франция, Германия, Россия1 часа
.Человек и общество в западных концепциях эпохи Просвещения и Нового времени: культурная жизнь, искусство, религиозные верования, философские течения, экономика, политика; Англия, Франция, Россия, Германия3 часа
.Человек и общество в современной культуре Востока и Запада, России (определение ее места и роли): мировоззрение, философские представления, формирование толерантных отношений и поликультурного поя общения: Англия, Франция, Германия, США, Россия, Индия, Китай, Япония, Средняя Азия 3 часа
Практическая часть
Экскурсии
1.ГМИИ им. А.С. Пушкина: залы Италия, Испания, посещение нового здания Западное искусство XIX - XX в3 часа
.Музей Востока: Индия, Китай, Япония, Азия2 часа
.Музей ДПИ 2 часа
.Третьяковская галерея 2часа
.Музей им. Бахрушина 1 час
Проектная Деятельность
.Межкультурные коммуникации Востока, Запада и России
часа
Тесты и к/р.
1.Тест: Человек и природа в представлениях Средневековья и Возрождения
.Тест: Человек и общество в представлениях Средневековья и Возрождения
.Тест: Человек и общество в представлениях Просвещения и Нового времени
.К/р "Анализ современных принципов культуры Востока и Запада"
Культурно-досуговая деятельность обладает большой силой смыслового и эмоционального воздействия на человека, особенно в школьный период, поэтому является наиболее важной и интересной частью внешкольной работы с учащимися, которая позволяет формировать мировоззрение и личность учащегося, безболезненно адаптироваться во взрослой жизни и проходить этапы социализации личности. Существует огромное разнообразие форм, средств и методов этой деятельности.
Постоянный поиск интересного материала, выбор нетрадиционного пути к уму и сердцу учеников, родителей и педагогов позволяет нам использовать в своей работе различные методы и технологии культурно-досуговой деятельности.
Сначала о самом понятии «метод». «Метод - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность».
В теории обучения существуют различные классификации методов. Нетворческое заимствование той или иной классификации в теорию и практику культурно-досуговой деятельности неприемлемо в силу того, что ситуация внешкольного мероприятия существенно отличается от школьной, в рамках которой преимущественно и разрабатываются те или другие классификации методов. Включаясь во внеурочное культурно-досуговое мероприятие ребенок, в большинстве случаев, не имеет установку «воспитываться» и «обучаться». На первом месте присутствует потребность в отдыхе, эмоциональной разгрузке, получению удовольствия, ощущению свободы выбора занятий. И эта установка самоценна.
Наша цель заключается в том, чтобы «погрузить» внутрь внешкольного мероприятия те или иные воспитательные и обучающие воздействия, не разрушая саму «ткань» свободного, раскрытого культурно-досугового мероприятия, скрыто педагогически управляя им, во имя решения задач социализации личности учащегося. Таким образом, дидактика, безусловно, присутствует, но особая - социальная, обеспечивая подрастающее поколение педагогически значимым социальным опытом, а так же соответствующими технологиями поведения.
Отметим так же, что внешкольная деятельность современного учебного заведения является наиболее востребованной для получения социального опыта, формирования мировоззрения и становления личности подростка в целом, которая основывается на ценностях альтруизма, гуманных и бескорыстных взаимоотношениях. Овладевая соответствующими знаниями, умениями и навыками социального поведения через соответствующую досуговую практику, индивид в результате и «воспитывается» определенным образом - становится социально адаптированным субъектом. Таким образом, речь здесь идет об особом «воспитывающем обучении» на материале специально выстроенных дидактических моделях культурно-досугового поведения.
Выше мы отмечали, что невозможно механически использовать сложившиеся в школьной практике методы обучения и воспитания педагогами, организующими внешкольную работу, в том числе и культурно-досуговую. С учетом специфики последней нами была взята за основу классификация методов, базирующаяся на источниках получения знаний, информации учащимися: словесные, наглядные и практические методы.
Данный выбор методов основывается на том, что внешкольная работа, как «школа социальной адаптации» ценна для подростков своей дополнительностью, а иногда и альтернативностью информации в сравнении с учебной, семейной ситуацией.
Именно принцип новизны, необходимости, исключительности новых впечатлений, ощущений, сведений и является внутренним стимулом участия во внешкольной деятельности. Соответственно, успешность досуговой дидактики в первую очередь зависит от умения использовать неожиданные, неординарные источники информации и средства воздействия на участников. Поэтому мы выбрали данную классификацию методов.
Одной из основных форм организации внешкольной работы в рамках культурно-досуговой деятельности подростков является игра.
«С.Л. Рубинштейн подчеркивал: «В игре совершенствуются лишь те действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности, в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм сравнима ее прелесть»».
Игры несут в себе большой потенциал для развития воображения, удовлетворения интересов и потребностей, приобретения знаний и умений, опыта самостоятельности и взаимодействия, познания своих возможностей, творческой реализации, адаптации к окружающей действительности. Игра - источник восстановления потраченных физических и духовных сил.
Одновременно в играх создаются условия для необходимой коррекции развития личностных качеств личности подростка. Ребенок, попадая в конфликтные ситуации, учится различать добро и зло, твердость характера и упрямство, толерантность и равнодушие; осваивает опыт решения реальных противоречий между «хочу» и «надо»; учится делать выбор и принимать решения по определенным правилам игры.
«В игре происходит освоение новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает человека в новые для него социальные отношения». Игра в культурно-досуговой деятельности выступает в двух ипостасях - как метод подготовки программы и как форма.
Отличительные черты игры как формы:
üналичие определенного игрового пространства;
üигровые правила;
üпотребности в игровой деятельности.
Как метод подготовки культурно-досуговой деятельности игра сочетает в себе информационно-логическое, информационно-базовое начало, синтезирующее просвещение, педагогику, искусство и творчество.
Цель игры может заключаться в ней самой, тогда ее «продуктом» является удовольствие, наслаждение. Или же цель может находиться вне игровой ситуации, когда игра, сохраняя свою внешнюю игровую форму, по сути «обслуживает», другие сферы жизнедеятельности.
Субъектом игры человек становится тогда, когда перед ним стоит игровая задача, решение которой предполагает игровое творчество, а в его процессе появляется дух состязания.
Для успешности проведения игры необходимо учитывать специфический механизм игрового действия, суть которого в том, что в игре реализуются цели трех уровней:
Наиболее общая цель - наслаждение, удовольствие от игры. Субъективно - это установка, определяющая готовность человека к данной игре. (Хочу играть!)
Функциональная цель - это игровая задача, т.е. выполнение некоторых правил, разыгрывание сюжета, выполнение определенной роли в игре. В большинстве игр (в каждой отдельно) игровая задача одна и та же, она заранее задана самой конкретной игрой. То есть, соглашаясь играть, человек принимает игровую задачу и соглашается выполнять определенные правила игры (Надо играть так, а не иначе!).
Творческая цель - ее смысл в том, что функциональная цель всегда достигается человеком или группой творчески. Включившись в игру, человек должен мобилизовать свои физические и духовные силы, чтобы оригинально выполнить ту или иную функциональную задачу, конкретной игры: «Угадай», «найди», «поймай», «изобрази» и т.д.
Функции игры:
üКоммуникативная функция - приобретение навыков общения, объединение детей в коллектив, установление эмоциональных контактов.
üРелаксационная функция - снятие эмоционального и физического напряжения.
üРазвивающая функция - гармоничное развитие личностных качеств.
üОбучающая функция - развитие умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие информации.
üРазвлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на праздниках, других внеклассных мероприятиях, делая их более привлекательными.
üВоспитательная функция и т.д.
Формы игровой деятельности, которую мы планируем использовать в работе чрезвычайно многообразны. Это сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, конкурсы.
Существуют различные виды современных игр:
vФизические и психологические игры и тренинги;
vИнтеллектуально-творческие игры;
vКомплексные игры.
Необходимо сказать, что в практической деятельности метод игры трансформируется в игровую программу. Игровые программы представляют собой набор конкретных игр (спартакиада «Веселые старты»). Существуют также комплексные игровые программы, где игры используются как одно из средств выразительности и чередуются с музыкой, танцами, конкурсами (Празднование Широкой Масленицы).
Данные программы были апробированы на учащихся школы-интерната № 19 во время общешкольных праздников, которые проводились во время учебного процесса, многие из участников никогда не оставались на внешкольные мероприятия, проводимые после уроков. Но после того как они приняли участие в этих программах - большинство стало принимать активное участие во внешкольных мероприятиях во второй половине дня, в том числе и связанной с досуговыми центрами, сотрудничающими со школой-интернатом (Учреждением Дополнительного Образования (далее УДО) Центром развития творчества детей и юношества «Планета»: учащиеся 7 - 10 классов; УДО Центр Детского творчества «Хорошее
настроение»).
Необходимо отметить тот факт, что в самом начале проведения игр у детей очень часто отмечалась скованность и неуверенность в собственных силах. Однако по истечению небольшого периода времени, все исчезало, и появлялась увлеченность детей игрой, дух соревнования и сплоченность команд.
Используя предлагаемую нами классификацию дидактических методов, мы можем утверждать, что в игровой деятельности, организуемой для подростков должен преобладать практический метод. Его интерпретация в рамках кульутрно-досуговых программ является следующей: подросткам предлагается практически осваивать новые для них модели социального поведения, где сочетается индивидуальная и групповая игровые стратегии, особенно это значимо при участии в играх парами или командами. Сами условия игровых комплексов таковы, что каждый ребенок имеет возможность творчески формировать свою технологию игрового действия, исходя из своих реальных биофизических возможностей, и, тем самым, углублять свое самосознание как активно действующего социального субъекта.
Рекомендации по организации и проведению игровых программ:
vОриентация на цели, связанные с освоением подростками новых собственных биофизических возможностей в игровой программе.
vУчет возрастных и психологических особенностей, их интересов и потребностей; место проведения и продолжительность программы, т.к. одной из ведущих особенностей подросткового возраста является самовыражение в конкретной социальной среде.
vСоставляя игровые программы, можно использовать как известные технологии игровой деятельности, так и самим разрабатывать новые технологии. Выбор же этих технологий основывается на развитии у детей оперативно-творческого мышления и самостоятельности.
vПри проведении необходимо учитывать реальные биофизические возможности разных детей (выбирать равные по силам команды, дифференцировать задания и т.д.).
vНадо увлекать участников игрой, стимулировать их интерес к ней, давать детям положительную оценку их, даже неудачных действий, смещая, таким образом акцент с возможности выигрыша на важность участия в игре.
vПосле завершения программы в той или иной форме поблагодарить игроков.
По мимо игровых программ, используются и другие формы культурно-досуговой деятельности:
·Праздники. Содержательную основу подготовки и проведения праздника составляет событие, которому он посвящен (Масленица, Холи, Хелоуин и др.). Раскрыть значимость события и донести его до зрителя - цель, стоящая перед школьным коллективом, занимающимся подготовкой и проведением праздника.
·Праздничные концерты. Могут входить как в состав праздника (День защиты детей и празднование Дня Рождения Джавархарлала Неру, День Победы, День святого Валентина), так и быть отдельно взятым мероприятием (Концерт посвященный Дню Защитника Отечества, Дню учителя, Для милых дам - 8-е марта и т.д.)
При проведении праздничных и концертно-зрелищных мероприятий ведущими являются