Развитие пластического творчества у детей старшего дошкольного возраста

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    68,46 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие пластического творчества у детей старшего дошкольного возраста

       Введение


В наш век - век колоссального прогресса науки и техники - искусство отнюдь не утратило своего значения, как в области морального воспитания подрастающего поколения, так и для развития ее художественного вкуса, восприимчивости к прекрасному в окружающей жизни.

Искусство - явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественного образования, лежат в области воспитания духовного мира дошкольников, развития их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны - неотъемлемая часть наследия культуры; эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги нашему народу. Как всякое большое искусство, оно воспитывает у детей чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру наших детей, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль детских садов, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества. Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.

Дошкольный возраст - период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем, в это время интенсивно развиваются познавательные способности ребенка. Дошкольник познает окружающий, предметный мир, а так же события общественной жизни, доступные наблюдению. Психологические исследования Л.А. Венгера показали, что без специального обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным, не создает необходимой основы для общего умственного, сенсорного, эстетического развития, овладении разными видами деятельности, полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы. Изобразительная деятельность, включающая в себя рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым любимым и интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность, частью которой является лепка, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей. В процессе занятий изобразительной деятельностью у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. О том, что рисование, лепка и занятия другими материалами очень важны для развития у детей их чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого (Я.А. Коменский, Ф. Фребель и др.)

Сегодня теоретики и практики отмечают, что особое значение в творческом процессе имеет усвоение детьми разнообразного художественно-изобразительного опыта, в том числе и пластического. Занятия лепкой является не только увлекательным, но и полезным занятием для дошкольников. Создавая пластический образ с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с формой, фактурой, в результате чего развивается мелкая моторика пальцев рук, что способствует развитию речи. Малыши приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. В лепке ребёнок имеет дело с действительной формой предмета, он осязает её своими руками со всех сторон. Чем большее количество анализаторов принимает участие в обследовании, тем впечатление становится более подробным и чётким.

Техника лепки так проста, что вполне доступна детям даже раннего возраста. Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Занимаясь лепкой, ребёнок знакомиться с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, умение координировать движение рук, очень активно развиваются мелкая моторика пальцев, глазомер, пространственное мышление. Чем чаще ребёнок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются изобразительные умения.

Лепку можно также использовать как элемент конструирования построек из песка, глины, природного материала. Благодаря лепке можно развивать многие психологические процессы, без которых невозможен творческий процесс. Об этом неоднократно говорили известные исследователи детского творчества (Г.Г.Григорьева, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, В.С.Кузин, А.А.Мелик-Пашаев, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Н.Б.Халезова и др.).

В ряде работ (Т.Н.Дороновой, Т.Г.Казаковой, Л.В.Компанцевой, И.А.Лыковой, Н.П.Сакулиной, Е.А.Флериной, Н.Б.Халезовой и др.), посвященных развитию детского пластического творчества, подчеркивается влияние знаний о явлениях и предметах, умения наблюдать, рассуждать о них на возможность выразить воспринятое средствами изобразительного искусства в творческой деятельности.

Однако на практике проблеме формирования у детей старшего возраста декоративных образов в лепке уделяется до сих пор недостаточное внимание. Возможно, это обусловлено тем, что создание пластического образа - процесс трудоемкий как для взрослого, так и для ребенка. Чтобы изображения были выразительными, необходимо иметь широкий круг знаний о предметах, объектах и явлениях действительности, обладать точностью восприятия, уметь наблюдать, анализировать, фантазировать, обладать терпением, а самое главное знать особенности и традиции декоративной лепки. Ребенок редко обладает всеми этими качествами в полном объеме. Поэтому пластический образ его очень специфичен, условен, обобщен, для его создания ребенок часто комбинирует различные материалы, а именно в ходе работы с глиной или пластилином для достижения выразительности образа на доступном для себя уровне использует дополнительно природный и бросовый материалы. В связи с этим в работе педагога возникает немало трудностей в осуществлении индивидуального подхода к формированию декоративного образа в лепке.

Таким образом, можно сформулировать цель исследования: определить особенности формирования декоративного образа у детей старшего дошкольного возраста в лепке.

Объект исследования: Развитие пластического творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста декоративного образа в лепке.

Гипотеза: мы предполагаем, что формирование у детей старшего дошкольного возраста декоративного образа в лепке, будет способствовать развитию у них пластического творчества. Это будет возможно, если:

·   познакомить детей с традициями и особенностями декоративной лепки;

·   расширить представления детей о предметах, объектах окружающей действительности;

·   организовывать различные экскурсии с целью познавательно-эстетического развития и воспитания;

·   использовать эксперименты с пластическими материалами, выступающими в качестве стимулирующего средства формирования декоративного образа в лепке;

·   учитывать интересы и эстетические потребности детей.

Задачи:

1.  Дать характеристику понятию «декоративный образ». Теоретически изучить его особенности.

2.       Теоретически обосновать специфику формирования у дошкольников декоративного образа в лепке.

.         Экспериментально выявить исходного уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста декоративного образа в лепке.

.         Разработать методику формирования у детей старшего дошкольного возраста декоративного образа в лепке.

.         Выявить динамику формирования у детей старшего дошкольного возраста декоративного образа в лепке.

Методы исследования:

·   изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

·   наблюдение за деятельностью детей;

·   беседа;

·   педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов;

·   количественный и качественный анализ детских работ.

Апробация: основные положения дипломного исследования обсуждались на педагогических советах дошкольного образовательного учреждения № 2096

Глава 1. Теоретические аспекты формирования у детей старшего дошкольного возраста декоративного образа в лепке

§1.1 Понятие декоративного образа

Дать более четкое определение «декоративного образа» и нет ссылок.

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие ребенка, на формирование патриотических и интернациональных чувств.( Мамонтова Н.Н. Проблемы изучения традиционных форм культуры и понятие «народное искусство» //Научные чтения памяти В.М. Василенко : Сб. ст. - М., 1997.) Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства - симметрия и ритм. Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформление которых включают произведения народного творчества. Немаловажное место отводится и занятиям декоративной лепкой. Педагог рассказывает детям о предметах народного искусства, обучает приемам декоративной лепки.( О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».) На занятиях лепкой перед педагогами ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. На занятиях декоративной лепки, одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют детские представления и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Дети охотно рассматривают простые, а иногда и замысловатые формы кружек, солонок, кашпо и других изделий. Наблюдая мелкую декоративную пластику народных мастеров, старшие дошкольники могут сами создавать интересные изделия, которые в дальнейшем можно применить для игр, для украшения комнаты, как сувениры. Хорошо и охотно ребята лепят бусы и подвески для кукол, создают декоративные сосуды: солонки, подставки для яиц и вазы для мелких весенних цветов, стаканы и подносы для карандашей . Эти изделия могут иметь форму листьев, цветов, зверей, их можно интересно расписать ангобами и гуашью. К этому виду лепки следует отнести и создание декоративных птиц с расписными крыльями и хвостами. Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Например, солонка в виде цветка, крылья птицы или жука расписываются растительным или геометрическим орнаментом.( Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. "Лепка в детском саду <#"587783.files/image001.gif">

Таким образом, эффективностьт проделанной работы подтверждена следующими результатами (таблица 5 и 6)

Анализ результатов проделанной работы свидетельствует об умении детей старшего дошкольного возраста не только создавать декоративный образ, используя разнообразные материалы, но передавать его выразительность, характерную для того или иного промысла.

Таблица 5. Сравнительная таблица результатов данных констатирующего и контрольного экспериментов в экспериментальной группе ( в баллах).

Ф И ребенка

Средний результат констатирующего эксперимента 

Средний результат контрольного эксперимента

Качественный уровень

Бужаев Владик

2,5

2,5

0

Голубкова Полина

2,5

2,5

0

Грачева Маша

1,75

2

0,25

Истратова Аня

1,5

1,5

0

Кузьмин Семен

1,5

1,5

0

Кузьмина Соня

1,5

1,5

0

Лазарев Никита

1,5

1,5

Лазарев Максим

2

2

0

Лашкова Лиза

1,5

1,75

0,25

Макарова Даша

1,75

1,75

0

Малеева Ксюша

1,75

1,75

0

Петрова Вика

0,5

1,25

0,85

Припутень Саша

1,75

2

0,25

Руденко Алена

1,25

1,5

0,25

Сокрутанова Катя

1

1,5

0,5

Струкова Настя

1,75

1,75

0

Юрова Лера

1,75

1,75

0


Таблица 6. Сравнительная таблица результатов данных констатирующего и контрольного экспериментов в экспериментальной группе ( в баллах).

Ф И ребенка

Средний результат констатирующего эксперимента

Средний результат контрольного эксперимента

Качественный уровень

Волк Никита

1,5

1,5

0

Гафурова Зарина

1,5

1,5

0

Еремина Юлия

2,25

2,25

0

Кузьминский Артем

1,75

1,75

0

Климина Марина

1,75

1,75

0

Матвеева Татьяна

2

2

0

Назаров Кирилл

1,25

0

Плохова Юлия

1

1

0

Сивец Даниэла

2

2

0

Ручкина Анастасия

2,75

2,75

0

Растягаева Алиса

0,25

1

0,75

Хабибулин Максим

2

2

0

Харитонова Алина

1,75

1,75

0

Шикалова Полина

1,5

1,5

0

Шевченко Лилия

2,25

2,25

0

Чернейчук Захар

0,25

0,25

0


Как видно качественный уровень в экспериментальной группе составил 1,4 балла, а в контрольной 0,75 балл, что подтверждает эффективность и результативность проделанной работы.

Выводы по второй главе

Раскрывая особенности педагогической работы по развитию декоративного образа детей старшего дошкольного возраста в лепке, важно отметить, что ее целесообразно осуществлять предоставляя детям больше самостоятельности в выборе темы, в возможности обдумать ее заранее и выполнить.

Учить детей планировать свою работу можно во время наблюдений, перед чтением литературных произведений. Для этого необходимо их предупредить, что они будут лепить определенный образ, который рассматривают на картинке или о котором читают. Это дает возможность заранее настроить детей на предстоящее занятие, четко воспринять особенности предмета и в какой-то степени обдумать его изображение. Если ребенок будет твердо знать, над чем он должен работать, то это даст ему возможность более целенаправленно и уверенно заниматься лепкой.

Важно, чтобы дети научились понимать и передавать в лепке характер изображаемого. Для этого воспитатель должен подбирать для изображения предметы с ярко выраженными чертами.

Необходимо предоставлять дошкольникам возможность предварительно рассматривать предметы. Иногда можно придумывать игры с игрушками тех животных, которые предстоит детям вылепить. Но игра не дает возможности планомерно обследовать предмет. В основном для изобразительной деятельности нужно развивать в детях зрительное восприятие окружающего на основе приобретенных знаний и опыта.

Дети 5-6 лет уже в состоянии проанализировать строение, форму модели для лепки. Воспитатель, обводя жестом форму, предлагает ребятам рассказать о ней, дать описание ее характерных особенностей. Если дети затрудняются ответить, то воспитатель это делает сам.

Многие способы лепки детям знакомы. Они умеют создавать основные формы, видоизменять их, а, следовательно, воспитателю нет надобности прибегать к показу изображения на каждом занятии. Все чаще он полагается на самостоятельность детей в решении тех или иных вопросов. Задача воспитателя - понять замысел ребенка и помочь ему, если это необходимо, в его осуществлении. Тем ребятам, которые неудачно выбрали способ лепки, нужно доказать, что есть другой, наиболее удобный и подходящий.

Дети 5-6 лет уже могут на глаз определять, сколько потребуется глины для частей, но дальнейший процесс - уточнение пропорции и формы - ребенку еще сложен. И здесь должен помочь воспитатель, указывая на недостатки в изображении. Помощь эта заключается в наводящих вопросах, дополнительном анализе формы, подсказе некоторых изобразительных средств.

Таким образом, указанные направления, будут способствовать формированию декоративного образа и тем самым обеспечивать успешное развитие декоративного творчества детей старшего дошкольного возраста в лепке.

Выводы

В результате исследования сделаны следующие выводы:

. Подтверждено положение Т.Г. Казаковой, В.С. Мухиной, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, Н.Б.Халезовой о том, что образ носит ассоциативный характер и возникает в зависимости от характера слепленной работы.

В старшем возрасте декоративный образ возникает в результате предварительного замасливания, однако не всегда ребенок способен отобразить свой замысел Причины данного явления в следующем. Во-первых, у ребенка недостаточно сформированы представления об особенностях изображения того или иного декоративного образа. Во-вторых, не достаточно знаний о видах и свойствах пластических материалов, в связи с этим художественно-изобразительный опыт работы с ними оказывается недостаточным, чтобы в полной мере отразить собственный замысел. В-третьих, отсутствует четкая система представлений у дошкольников о выразительных средствах декоративной скульптуры.

Однако, наблюдения показывают, что возникновение замысла у детей способствовал целый ряд компонентов: речь, игра, наблюдение за живой природой, просмотр фотографий, фильмов и др. Исследование показало, что с умением передавать форму пластического образа переходит в умение передать его характер и отобразить свое отношение к нему. Ребенок не только начинает понимать, что в декоративной лепке можно передать любой образ, но у него появляется желание придать этому образу индивидуальную неповторимость.

. Экспериментальное изучение особенностей развития декоративного творчества позволили выявить следующее:

на развитие декоративного творчества ребенка влияет форма организации его деятельности и используемый материал, стимулирующий его творчество;

*    эксперименты с пластическими материалами должны напоминать игру;

*   предоставление разнообразного материала, способствует достижению ребенком выразительности декоративного образа.

3. Интерес к декоративной лепке и пластическому творчеству повышается, когда дети овладевают разнообразными способами и приемами лепки.

. Разработанная серия занятий обеспечивает формирование декоративного образа в процессе лепки.

. Результатом исследования явилась разработка и апробация серии занятий, а также методических рекомендаций, которые могут найти применение на занятиях лепкой с детьми старшего возраста в условиях дошкольного учреждения и дома.

Важно отметить, что проведенная работа способствовала формированию интереса к декоративному творчеству, оказала положительное влияние на развитие самостоятельной деятельности ребенка в декоративной лепке. Приобретенный запас знаний, умений дал ребенку возможность выражать свои впечатления, переживания, отношения в пластическом образе.

Таким образом, в ходе проведенной работы выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, поставленные задачи были решены.

Список литературы

1.     Барыкина Е.К. Лепка. - М.: АСТ-ЛТД, 1998. - 124 с.

.       Ванслов В.В. Эстетика и изобразительное искусство: статьи о произведениях и художниках / Ванслов В. В. - М.: Памятники ист. мысли, 2007. - 343 с.

3.       Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 143 с.

.         Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / [Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, В. А. Езикеева и др.]; Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1980. - 208 с.

.         Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада : [Перевод] / Под ред. [и с предисл.] Н. А. Ветлугиной. - Ереван: Луйс, 1990. - 319 с.

.         Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 91 с.

.         Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспект занятий / Грибовская А. А. - М.: Изд-во Скрипторий, 2003. - 150 с.

.         Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М: Академия, 2000. - 258с.

.         Дьяченко О.М. Психологические особенности развития дошкольников / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. - М.: Эксмо, 2009. - 175 с.

.         Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей - 2-е изд., дораб. - М.:Просвещение,1996. - 159с.

.         Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. - М: Владос, 2006. - 392 с.

13.   Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

.       Комарова Т.С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей и педагогов: для работы с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 117 с.

15.     Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. - М: Просвещение, 1977. - 253 с.

.         Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду. - М.: Просвещение, 1967. - 150 с.

.         Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учеб. для студентов сред. спец. учеб. заведений и худож.-граф. фак. пед. ин-тов и ун-тов / В. С. Кузин. - 3. изд., перераб. и доп. - М.: Агар, 1998. - 334 с.

.         Лыкова И.А. Лепим с мамой. Азбука лепки. - М: ООО «Карапуз-Дидактика», 2007. - 75 с.

.         Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. - М: Сфера, 2000. - 120 с.

.         Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке: цели и методы художественного образования : методическое пособие / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2008. - 175 с.

.         Мелик-Пашаев А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей: метод. рекомендации для педагогов общеобразоват. школ / А. А. Мелик-Пашаев, А. А. Адаскина, Г. Н. Кудина и др. - Дубна: Феникс плюс , 2009. - 256 с.

22.   Мамонтова Н.Н. Проблемы изучения традиционных форм культуры и понятие «народное искусство» //Научные чтения памяти В.М. Василенко : Сб. ст. - М., 1997.

.       Сакулина Н.П. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Н. П. Сакулина, Н. И. Поддьяков, Т. С. Комарова и др./ Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

24.     Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1982. - 208 с.

25.   Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Сост. В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1985.

.       Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М.: Учпедгиз, 1956.

27.     Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду: пособие для воспитателя / Н. Б. Халезова. - М.: Творческий центр Сфера, 2005. - 110 с.

.         Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя / Н. Б. Халезова. - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.

.         Халезова Н.Б., Курочкина А.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. - М.: Просвещение, 1986. - 141 с.

.         Халезова Н.Б., Пантюхина Г.В., Курочкина Н.А. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. - Ташкент: Укитувчи, 1991. - 190 с.

.         Цветной мир. Изобразительное творчество и дизайн в детском саду. Лепка и тестопластика. - М: Институт художественного образования Российской академии образования, 2008, № 2. - 64с.;

Приложение № 1

Лепка «Чайный сервиз» (по мотивам гжельской росписи).

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с гжельским промыслом, формой изделий, характерными особенностями росписи гжельского фарфора - колорит, композиция. Продолжать учить детей лепить чашки, блюдца и другие предметы чайного сервиза, самостоятельно и сообща распределять кто, что лепит; самостоятельно придумывать форму используя свои умения, навыки и знания для изображения пластической формы. Закреплять умения хорошо закреплять, примазывать детали, заглаживать готовое изделие мокрой тряпочкой. Расширять знания детей о художественном промысле, воспитывать уважение к народным мастерам, традициям. Развивать трудолюбие, умение действовать сообща, взаимопомощь, чувство локтя.

Материал. Гжельская посуда: чайник, сахарница, молочник, чашки и блюдца. Глина, доски, стеки, мокрые тряпочки на каждого ребенка.

Предварительная работа. Посещение музея народного искусства «Горенка», при детском саде. Знакомство с декоративной посудой гжельских мастеров, для анализа ее форм и ее росписи, беседы о видах посуды на занятиях по развитию речи. Рассматривание открыток и иллюстраций с изображением гжельской посуды, предметов, скульптуры малых форм. Лепка посуды разными способами на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Методические приемы. Беседа о гжельских мастерах. Вспомнить, какую посуду дети знают, предложить еще раз внимательно рассмотреть предметы сервиза, как они выглядят, их форму. Предложить самостоятельно распределить между собой кто, что будет лепить, какой формы и т.д. В процессе занятия помогать детям советами, задавать вопросы, направляющие на решение замысла.

Ход занятия.

Педагог: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с Гжельской посудой.

« - Под Москвой есть село Гжель, еще с давних времен в нем изготавливались, из знаменитой гжельской глины, разные гончарные изделия и игрушки, которые пользовались спросом во многих российских городах. Изделия гжельских умельцев отличаются изящной формой. Узоры легко выполненные кистью то еле заметным голубоватым, то насыщенным темно - синим цветом с переливами придают необыкновенный, сказочный вид кувшинам, вазам, подносам, чайникам, солонкам, чашкам и прочим керамическим изделиям, которые кажутся нам воздушными и радуют глаз».

Педагог: Давайте рассмотрим некоторые изделия поближе. Вот перед вами разные виды посуды: вазы, кувшины, конфетницы, чаши, чашки, чайник и т.д. Нравятся они вам? Чем именно?

(Ответы детей)

Педагог: Ребята, а как вы думаете, каким способом вылепили эту вазу? А эту сахарницу? и т.д.

(Выслушать ответы детей, еще раз повторяю способы лепки: вдавливание, выбирание, ленточный способ.)

Педагог: Итак, сегодня мы с вами тоже попробуем создавать посуду, будем лепить известными способами самую разную посуду для чайного сервиза. И конечно будем украшать, расписывать ее, но только после того как она высохнет.

Педагог: Рассаживайтесь за столы, кому как удобно, садитесь красиво, спину держим прямо. Подумайте, какую посуду вы хотели бы вылепить, чтобы потом сформировать чайный сервиз, и какой способ вы будите для этого использовать.

(Ответы детей; совет, подсказ педагога.)

Педагог: Хорошо подумайте, насколько частей вы разделите кусок глины. Самые удачные работы высушим, и вы заберете их для украшения группы. Приступаем к работе, хорошо разминаем глину, делим ее на части.

(Самостоятельная работа детей. При необходимости помочь , подсказать, напомнить, что перед тем как соединить между собой части, детали необходимо немного смочить место соединения и загладить, примазать их друг к другу.)

После работы педагог предлагает детям вымыть руки и рассмотреть изделия вылепленные детьми, отметить наиболее удачные, выбрать те предметы которые подойдут для образования чайного сервиза.

Педагог: А теперь давайте на минуту закроем глаза и постараемся вспомнить самые интересные моменты занятия, что вам понравилось больше всего?

Похожие работы на - Развитие пластического творчества у детей старшего дошкольного возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!