К концу дошкольного возраста, ребёнок обладает высоким уровнем познавательного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
3. Создание условий ДОУ для полноценной подготовки детей к обучению в школе
Центральной задачей подготовки детей к школе, наряду сохранением и укреплением здоровья, является обеспечение их своевременного полноценного психологического развития.
Базовое звено дошкольного образования - ДОУ, модернизация которого предполагает достижение нового качества дошкольного образования: его ориентацию не только на освоение детьми определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. Воспитание как особый приоритет в школьном образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий образовательный процесс.
В целях создания условий для достижения современного качества подготовки к школе, необходим новый подход к содержанию и организации работы с детьми.
Содержание и организация образования детей 5-7 лет определяются:
* задачами, которые общество ставит относительно новых поколений;
* возрастными особенностями детей.
С учётом возрастных особенностей детей необходимо выделить два направления в отборе содержания образования в дошкольном детстве;
* приобщение детей к накопленному опыту и достижениям человечества: этическим, социальным, эстетическим, техническим, научным;
* педагогическое содействие собственно психологическому развитию детей.
Значение первого направления для развития детей очевидно, так как ребёнок должен научиться жить и действовать в том мире, в котором он пребывает. Приобщение детей к накопленному опыту и достижениям человечества осуществляется путём обучения детей в первую очередь самым разнообразным способам действия. Однако не ко всем достижениям человечества детей можно приобщить через овладения способами. Так, очевидно, что нельзя научить «способам» совершения поступков на основе норм морали, хотя можно научить способам так называемого культурного поведения [8, с.20].
В образовательном процессе овладения любыми способами организуется путём показа, объяснения, через собственную практику взрослых и опыт ребёнка. Однако такой подход далеко не всегда оправдывает себя из - за внутреннего безразличия ребёнка к предлагаемому содержанию.
Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание последнего связать с доступной для осмысления ребёнком целью, к достижению которой побуждают реально действующие в данном возрасте мотивы.
К 5 годам потребность детей в признании другими собственной значимости начинает частично конкретизироваться в потребности ощущения и признания другими своей компетентности в тех или иных сферах деятельности. Ребёнок хочет показать: смотри, что я умею! И именно эта потребность является базовой в мотивации учебной деятельности.
Ощущение потребности в компетентности как особой формы сознательной человеческой активности способствует появлению направленности на преобразование самого себя.
Учиться - это как раз и значит повышать свою компетентность, изменять, совершенствовать себя, а не окружающий предметный мир.
На начальных этапах эта потребность удовлетворяется в дидактических играх с правилами, о значениях которых для успешного школьного обучения отечественные психологи и педагоги пишут с 50-х годов прошлого века (Л.С. Славина, А.В. Петровский и др.)
Традиционно разработка и использование в образовательном процессе игровых приёмов отдавалась на волю желаний и выдумки воспитателя, что приводило и к удачным находкам, и к фактическому искажению «игрового фактора». Важным и принципиальным условием для новой организации эффективного образовательного процесса является создание научно обоснованных, конкретных и подробных методик и систем применения игровых компонентов на разных возрастных этапах и в разных видах детской деятельности. Региональные особенности и традиции, а также такие условия, как город и сельская местность, должны найти отражение в содержании тех ситуаций, которые будут использоваться при обучении детей овладению способами действия и при постановке соответствующих целей. Неизменной остаётся активная позиция ребёнка в складывающейся ситуации.
В целях создания необходимых условий для достижения нового, современного качества дошкольного образования планируется:
* пересмотр содержания и форм общения воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста;
* разработка технологий, направленных на изменение внутренней позиции воспитателя, его ценностно-смыслового самоопределения как необходимого условия для принятия и развития новых педагогических идей.
Как уже говорилось выше, центральной задачей подготовки детей к школе, наряду с обеспечение своевременного полноценного психологического развития является, сохранением и укреплением здоровья.
Распространность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от 3 до 17 лет ежегодно увеличивается на 4-5 %. Результаты многочисленных научных исследований свидетельствуют о том, что наиболее выраженный рост функциональных нарушений, хронических заболеваний, отклонений в физическом развитии, учащение острой и обострение хронической патологии у детей происходят в период получения систематического образования.
Всё это диктует необходимость совершенствования, как организации образовательного процесса, так и его медицинского сопровождения.
Оздоровление детей должно стать обязательной составной частью работы ДОУ любого типа. Данное положение должно найти отражение в документах всех уровней, регламентирующих деятельность дошкольных учреждений.
Ключевым фактором в улучшении медицинского обслуживания в ДОУ должны стать преемственность и взаимосвязь в работе поликлиники и образовательного учреждения как на этапе подготовки ребёнка к посещению ДОУ, так и в течение всего периода его пребывания в детском саду.
В период подготовки ребёнка к поступлению, как в образовательное учреждение полного дня, так и в группу кратковременного пребывания участковым педиатром проводится:
* многофакторная (комплексная) оценка состояния здоровья ребёнка с учётом результатов обследования специалистами;
* коррекция выявленных отклонений в состоянии здоровья и в развитии по результатам комплексной оценки;
* определение готовности ребёнка к поступлению в образовательное учреждение, прогнозирование течения адаптационного периода, психолого - медико-педагогические назначения на период адаптации для родителей и персонала.
В период посещения ребенком, как образовательного учреждения полного дня, так и группы кратковременного пребывания участковый педиатр проводит:
* мониторинг состояния здоровья детей с привлечением специалистов поликлиники;
* выявление детей групп направленного риска и формирование общих и индивидуальных программ их оздоровления;
* оценку эффективности проводимых мероприятий.
Перед поступлением ребёнка в школу необходимо:
* прогнозирование течения адаптации ребёнка в школе;
* формирование комплексных психолого - медико-педагогических рекомендаций на период адаптации.
В области физической культуры и здоровья детей 5-7 лет предлагается комплекс мер, направленных на создание условий для гармоничного развития ребёнка, на охрану и укрепление здоровья, формирование физической культуры.
. Здоровьесберегающая направленность форм, средств и методов физического воспитания дошкольников включает:
* комплексную психолого-физиологическую диагностику развития ребёнка и готовность его к школьному обучению, мониторинг состояния здоровья и физического развития детей;
* отбор педагогических технологий с учётом возрастных особенностей детей и функциональных возможностей на данном этапе развития; отказ от «школьного» типа обучения школьников.
.Для достижения высокого качества работы по физической культуре планируется:
* использование современных технологий обучения разным видам движений, повышение эффективности занятий физической культурой, мониторинг физического развития и состояния здоровья детей;
* разработка и реализация вариативных программ, направленных на формирование у детей понятия о ценности здоровья и здорового образа жизни, включение в содержание занятий по разным видам деятельности соответствующего материала;
* привлечение семьи к формированию у детей здорового образа жизни и культуры здоровья;
*модернизация содержания работы на основе внедрения личностно ориентированных педагогических технологий: разработка дифференцированных занятий по физической культуре с учетом уровня двигательной активности детей и состояния их здоровья, уровня физической подготовленности и половозрастных различий;
* внедрение элементов креативной педагогики с целью формирования положительной мотивации у детей к самовыражению в движении и образном перевоплощении на основе удовлетворения их двигательной активности;
* разработка технологий оздоровительной физической культуры с учётом уровня индивидуального развития ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.
. Использование комплексов физических упражнений и игр, направленных на развитие двигательных способностей детей (координация, ловкость, быстрота движений, сила, скорость, гибкость) с целью совершенствования адаптивных и функциональных возможностей детского организма.
Для детей с ограниченными возможностями и проблемами в здоровье и физическом развитии необходимо создать адаптивную образовательную среду, а также среду, направленную на раннюю диагностику и коррекцию, на последовательную социализацию и интеграцию этих детей в массовую школу [17, с. 49].
Педагогическое содействие психическому развитию детей.
В настоящее время необходимость в специальном педагогическом содействии психическому развитию детей вызвана тем, что, по мнению специалистов, у многих детей отмечается отставание от возрастных характеристик и общепризнанных норм развития. Вместе с тем своевременное и полноценное психическое развитие в дошкольном возрасте является основой дальнейшего развития ребёнка.
Первые семь лет жизни принципиально отличаются от последующих возрастов числом и значимостью возникших психических новообразований. Именно в дошкольные годы впервые появляется речь, деятельность со сложной системой целей и социальной мотивацией, сознание, личность.
В этом сложнейшем и малоизученном процессе в настоящий момент можно выделить следующие закономерности:
а) появление каждой частной составляющей этих новообразований имеет свой сензитивный период. Это отрезок времени, когда в психике ребёнка складывается совокупность предпосылок, которая является максимально благоприятной для появления именно данной конкретной особенности, потенциала вполне определённого роста;
б) возможности реализации потенциала развития детей имеют альтернативный характер и зависят от многих условий и обстоятельств жизни каждого конкретного ребёнка. В стихийно складывающихся условиях потенциал развития ребёнка часто реализуется или частично, или в нежелательных формах либо не реализуется вообще. Если педагогическое воздействие осуществляется не стихийно, а в нужный период и в строгом соответствии с законами развития психики ребёнка, то имеющийся потенциал обеспечивает процессам развития нужное направление и динамику;
в) появление у детей в сензитивный период важнейших психических новообразований имеет далеко идущие последствия, потому что именно они определяют условия и предпосылки становления более поздних элементов основных психических структур и тем самым судьбу последующего развития человека.
Из этих достаточно известных психологической науке положений современной педагогикой ещё не сделан практический вывод: своевременное, квалифицированное содействие психическому развитию ребёнка значительно эффективнее и проще запоздалых попыток наверстать упущенное. Если психологического содействия нет, то педагог сталкивается с неблагоприятным состоянием детской психики, со скрытым сопротивлением сложившихся в ином направлении стереотипов.
Так, например, отрезок времени перед началом и в ходе кризиса 3 лет является сензитивным периодом для становления некоторых новых черт и особенностей в психике детей. Именно в этот момент необходима забота о том, в каком направлении пойдёт их развитие. Важнейшим из них является становление продуктивного целеполагания, направленного на самостоятельное создания чего то нового, не существовавшего ранее ( постройка, рисунок и т.п.) Этот на первый взгляд не очень значительный сдвиг в деятельности и целеполагания детей 3 лет определяет, станет ли человек хотя бы отчасти созидателем или только потребителем - тем, кто стремится уметь, или тем, кто хочет только иметь. Это, казалось бы, далекое от школьной готовности различие в установках существенно влияет на мотивацию учебной деятельности. Желание и умение созидать становится предпосылками стремления ребёнка к повышению собственной компетентности - важнейшего скрытого источника интеллектуальной и учебной активности.
Нечёткость установки на созидание приводит к неприятию критики и к неприязни к критикующим вместо деловой ориентации на повышение качества своей работы. В начальной школе такое восприятие ребёнком объективной оценки его успехов детьми хорошо известно.
Очевидно, что разрыв единой, целостной системы образования для той части детей, которые не могли систематически посещать ДОУ до 5 лет, и сосредоточение усилий на её последнем отрезке - 5-7 лет являются опасными для психического развития человека в самый чувствительный период этого развития.
Пренебрежение задачами обеспечения полноценного психического развития детей до 5 лет, когда закладывается фундамент деятельности, сознания и личности человека, обрекает дошкольную педагогику на физический приоритет коррекционной практики.
Необходимость специальных педагогических усилий для обеспечения психического развития в течение всего дошкольного детства была осознана педагогами и психологами уже в 90-х годах прошлого века. Появляющиеся в это время новые программы дошкольного образования содержат новые весьма перспективные попытки постановки и решения данной программы. Во исполнении Комплекса мероприятий по реализации образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 г. требуется обновление системы научно - методического обращения, перестройка педагогической науки и преодоление её оторванности от запросов современного общества в обеспечении непрерывности процессов обновления дошкольного образования.
Условно их можно определить как организационные модели подготовки детей к школе [8, с.24].
Организационные модели подготовки детей к школе.
В настоящее время подготовка детей к школе 5-7 лет в школе осуществляется:
* в ДОУ полного дня ( для детей из семей риска - с круглосуточным пребыванием);
* в группах кратковременного пребывания на базе дошкольных образовательных учреждений, школ, культурно - образовательных центров и центров дополнительного образования;
* в домашних условиях - родителями или гувернёрами ( для детей из семей риска - социальными работниками).
Дошкольное образование в группах кратковременного пребывания не зависимо от места проведения ( дошкольные образовательные учреждения, школы, культурно - образовательные центры и т.д.) целесообразно сосредоточить в центрах подготовки детей к школе.
В связи с этим необходимо разработать пакет нормативно - правовых документов, регламентирующих процесс организации и проведения работы по подготовке детей к школе в мини - центрах (общие положения, правила организации, штатное расписание, права и обязанности участников воспитательно-образовательного процесса, управление, финансирование, мониторинг и оценка эффективности и т.д.).
Чтобы обеспечить равный старт при переходе на следующую ступень образования, требуется разработка и введение единых критериев оценки планируемых результатов подготовки детей к школе и проектирование обязательного минимума содержания основных образовательных программ для всех организационных моделей.
В целях создания благоприятных условий для достижения нового, современного качества дошкольного образования планируется:
* психолого-педагогическое обоснование подходов к перестройке деятельности педагога и его общения с детьми в связи с обновлением форм содействия психическому развитию ребёнка;
* разработка единых требований к содержанию программ, которые реализуются в условиях групп кратковременного пребывания, и приведение их в соответствие с едиными целями дошкольного образования;
* разработка программ и методического обеспечения к ним в соответствии с едиными целями дошкольного образования и с учётом специфики обучения детей в условиях групп кратковременного пребывания на основе общественно - семейной модели дошкольного образования с использованием предметно - методических комплексов и автодедактических материалов;
* выделение специального времени (не менее трети всего времени дневного пребывания детей ) для свободной самостоятельной деятельности, в том числе для игры.
Для подготовки детей к школе в домашних условиях необходимо разработать программно - методический комплект общественно - семейной модели дошкольного образования с учётом единых целей дошкольного образования и возможностей индивидуального общения с ребёнком. Для социальных психологов, работающих с детьми из семей риска и их родителями, требуется создать специальное пособие.
Все материалы, связанные с программно - методическим обеспечением, должны быть подготовлены как на бумажных носителях, так и в электронной версии.
Программно - методические материалы должны быть адресованы руководителям ДОУ, методистам, воспитателям, учителям, родителям и всем тем, кто занимается проблемами подготовки детей к школе.
В электронной версии для педагогов и родителей должна осуществлять не только самообучение, но и самоконтроль, направленный на определение уровня собственной компетентности [№8, с.28].
Таким образом, данный методический комплекс, призванный способствовать повышению профессионального уровня педагогов и качественный подготовки детей к школе представлен в таблице (см. Приложение 1).
Заключение
Заведующие и педагоги, работающие с детьми подготовительной к школе группы, недооценивают значение детских видов деятельности, разнообразие форм их организации, которые позволяют развивать важнейшие личностные качества, коммуникативные навыки и познавательные интересы. Не учитывается и тот важный факт, что эффективность образовательного процесса в группах зависит от подбора и сочетания разных видов детской деятельности и форм их организации, которые в совокупности обеспечивают все направления развития ребёнка и создают целостный образ жизни старшего дошкольника.
Непонимание закономерностей целостного развития ребёнка в период дошкольного детства часто приводит к тому, что в группах ведутся только учебные занятия, а игры и различные виды свободной самостоятельной деятельности ребёнка в кругу сверстников исключаются полностью.
Анализ ситуации показывает, что в вопросах подготовки детей к школе накопилось немало проблем, так или иначе связанных с организацией, содержанием и методическим обеспечением образования детей 5-7 лет.
Раскрывая сущность понятия «школьная готовность» и ее составляющие мы пришли к выводу, что подготовка детей к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до фактического поступления детей в школу. Рассматривая особенности развития ребёнка на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста, мы видим, что это бурный и продолжительный период. К концу дошкольного возраста, ребёнок обладает высоким уровнем познавательного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. Проанализировав в своей работе условия ДОУ для полноценной подготовки детей к обучению в школе, мы представили методический комплекс, призванный способствовать повышению профессионального уровня педагогов и качественный подготовки детей к школе
Список литературы
1.Г.С. Буре, Л.В. Загин и др.; Сост. Р.С. Буре; Под ред. В.Г. Нечаевой -3-е издание исп. и доп. -М. ; Превращение, 1983: -207с.
2.Ботова Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М., 1986
.Программа воспитания и обучения в дет. Саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. -М.; Издательский дом «Воспитание дошкольника»; 2004.-208с.
. Л.М. Пурович, Л.Б. Береговая; Под ред. В.И.Логиновой. -М.; Просвещение, 1990,1990 -420с.
.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. -М; 1996.
.Дошкольное воспитание № 6, 2007г. Еженедельный научно-методический журнал.
.Педагогика раннего возраста: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба, С.В. Зворыгина и др.; Под ред. Г.Г.Григорьевой, Н.Г.Кочетковой, Д.В.Сергеевой. -М; Издательский центр «Академия», 1998. -336с.
.Дронова Т. «о концепции организации, содержания и методического обеспечения, подготовки детей к школе» // Дошкольное воспитание. № 8, 2007г. - с18
.Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. -М, Издательский центр «Академия», 1999. -464с.
.Психолого-педагогические проблемы. Обучение и воспитание детей шестилетнего возраста // Вопросы психологии. -М., 1984. -4-5с.
.Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто; -Изд. 3-е. -Ростов н/Д; Феникс,2006. -442с.
.Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений № 6, 2003г.
.Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений № 2, 2002г.
.Дошкольная педагогика; Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -2-е изд. перераб. и доп. -М.; Издательский центр «Академия», 2000, -416с.
. Лисина М.И. «Общение, личность и психика ребёнка. -М.; Воронеж, 1997г.
.Нравственное воспитание в детском саду; Пособие для воспитателей / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская и др.; Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Маркова, 3-е изд. испр. и доп. -М.; Просвещение, 1984.-272с.
. Подготовительная к школе группа в детском саду, Под ред. М.В. Залужской. Изд. 2-е, перераб. и доп. -М., «Просвещение», 1975. 383с.
. Эльконина Д.Б., Венгера А.П. «Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста» / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.П. Венгера. -М, 1988г.
Приложение 1.
Организационные модели подготовки ребёнка к школеЗадачи нормативно-правового и методического обеспечения подготовки детей к школе I. В дошкольных образовательных учреждениях полного дня (для детей из семей риска - с круглосуточным пребыванием) 1. Разработать единые планируемые результаты подготовки детей к школе с целью сохранения единства образовательного пространства России и преемственности ступеней образования. 2. Пересмотреть содержание программ в соответствии с планируемыми результатами подготовки детей к школе. 3. Разработать требования к предметной развивающей среде ДОУ для обеспечения качественной подготовки детей 5-7 лет к школе (старшая и подготовительная к школе группы). 4. Разработать методические рекомендации по созданию эффективной системы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй ребёнка, посещающего ДОУ. 5. разработать пособие по организации и управлению деятельностью круглосуточного дошкольного учреждения с целью подготовки к школе детей из семей риска. 6. Разработать рекомендации по организации мониторинга качества подготовки детей 5-7 лет к школе на уровне учреждения образования, региона, муниципальном и окружном.II. Группы, функционирующие на основе кратковременного пребывания детей, как центры подготовки детей в школе при: * начальных и общеобразовательных школах; * учреждениях дополнительного образования, культуры и здравоохранения; * учреждениях социальной защиты, центрах социального обслуживания, музеях, клубах, домах детского творчества; * медицинских учреждениях и т.п. 1. Разработать проект инструктивно-методического письма Минобрнауки РФ о создании центров подготовки детей к школе. 2. Разработать общее положение о центре подготовки детей к школе. 3. Разработать проект договора с родителями ребёнка, посещающего центр подготовки детей к школе. 4. Разработать программу по подготовке детей 5-7 лет к школе в условиях дошкольной группы кратковременного пребывания и методические рекомендации для педагогов. 5. Разработать требования к квалификационным характеристикам педагогов, ведущих с детьми 5-7 лет работу по подготовке к школе. 6. Разработать требования к предметной развивающей среде центров по подготовке детей к школе. 7. Разработать комплект наглядных пособий для детей и тетрадей на печатной основе. 8. Разработать пособие для родителей, дети которых посещают центры по подготовке к школе.III. В домашних условиях - с родителями или гувернёрами (для детей из семей риска - с социальными работниками) 1. Разработать программно-методический комплект для общественно-семейной модели дошкольного образования с учётом единых целей дошкольного образования и возможностей индивидуального общения с ребёнком. 2. Создать пособие для социальных психологов, работающих с детьми из семей риска и их родителями.
Ребёнок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Поэтому к 6-6.5 годам ребёнок должен научиться контролировать свои чувства и переживания, нужно познакомить его с приёмами «самоуспокоения». Каждый ребёнок определяет свой срок достижения цели. Необходимость постоянно познавать мир.
В то же время около 800 тыс. маленьких россиян не посещают ДОУ по целому ряду причин (недостаточная обеспеченность населения дошкольными учреждениями, состояние здоровья ребёнка, желание родителей воспитывать детей дома, материальные трудности семьи и др.).
В результате развития вариативных форм дошкольного образования в детских садах, школах, культурно-образовательных центрах и центрах дополнительного образования (библиотеки, музеи, клубы, дома детского творчества и т.д.) стали функционировать группы кратковременного пребывания по подготовке детей к школе. Подготовка детей к школе ведётся и в домашних условиях родителями или гувернёрами, а в семьях риска - социальными работниками.
Образовательная работа с детьми 5-7 лет в условиях кратковременного пребывания на базе ДОУ отличается от той работы, которая ведётся в группах полного дня.
На базе школ, культурно - образовательных центров и центров дополнительного образования подготовка детей к школе в условиях кратковременного пребывания выглядит ещё менее привлекательно.
В школах занятия с детьми проходят в учебных классах, где мебель не соответствует росту детей. В культурно-образовательных центрах и центрах дополнительного образования для занятий с детьми используются помещения, которые часто не отвечают санитарно- гигиеническим требованиям. Дети вынуждены долго работать при искусственном освещении, поскольку занятия организуются в вечерние часы. Не выполняются требования смены видов деятельности, методы и приёмы воздействия на детей не соответствуют специфике дошкольного возраста. Занятия с детьми 5-7 лет проводят преимущественно учителями - предметниками или др. специалистами, нередко не имеющие специальной подготовки к работе с детьми дошкольного возраста.
Используются программы первого класса школы с комплектами методического обеспечения, в содержание которых включены узкоспециальные навыки счёта, чтения, подготовки руки к письму.
Вместе с тем результаты специального обучения свидетельствуют о том, что в группы кратковременного пребывания поступает 80 % детей с проблемами в сфере произвольной регуляции ( недостаточность самостоятельной организации и элементарного планирования деятельности, волевых усилий по достижению целей) и в сфере взаимодействия со сверстниками ( неумение наладить совместную деятельность на основе взаимного уважения и соблюдения общепринятых норм и правил).
Все эти особенности детей, поступающих в группы кратковременного пребывания, необходимо учитывать в образовательном процессе, направив его не столько на желаемую родителями интеллектуализацию и формализацию навыков учебной деятельности, сколько на решение общеразвивающих задач, на гармоничный личностный рост ребёнка.
Иными словами, каждый ребёнок дошкольного возраста должен получить полноценное дошкольное образование независимо от вида учреждения, которое он посещает.
Вызывает обеспокоенность тот факт, что органы управления образованием сегодня не располагают ни критериями, ни инструкциями относительно проверки условий и профессиональной квалификации сотрудников, работающих с детьми в школах, культурно- образовательных центрах и учреждениях дополнительного образования.
Что касается подготовки детей к школе в домашних условиях, то она представляет серьёзные трудности. В первую очередь это связано с тем, что индивидуальная работа с ребёнком требует специальных подходов к её организации. Для такой работы нужны специальные программы, наглядные пособия и дидактические материалы. Социальные работники, взаимодействуя с детьми из семей риска, сталкиваются с вопросами, которые требуют особой юридической и психолого-педагогической подготовки. В связи с этим они остро нуждаются в специальной литературе и пособиях для работы с детьми и их родителями.
Особым объектом социально - педагогической поддержки при подготовке к школе являются дети, живущие в сельской местности. Сельские жители преимущественно заняты трудом, который требует больших физических и временных затрат, поэтому у родителей остаётся мало времени на воспитание детей.
В деревне преобладают социально и национально однородные семьи. Сельская среда более статична, однообразна; здесь ниже, чем в городах, образовательный уровень населения, скудна культурная информация, отмечается высокий уровень безработицы, распад сельскохозяйственных предприятий, пьянство.
В особой помощи при подготовке к школе нуждаются дети из неблагополучных семей. Потеряв жизненные ориентиры, родители таких детей не пользуются льготами, предоставленными государством, и не желают определять своих детей в дошкольные образовательные учреждения или в группы кратковременного пребывания. В результате дети не получают необходимого развития для освоения школьной программы, что в дальнейшем приводит к затруднениям в овладевании новым ведущим типом деятельности - учебной и к нарушениям межличностных отношениях. Психолого -педагогические проблемы, которые возникают у этих детей в начальной школе, усугубляются в подростковом возрасте и порождают новые негативные последствия- проявления девиантного поведения.
Специальные подходы в вопросах подготовки к школе должны использоваться и в работе с детьми иммигрантов из разных социальных групп и слоёв населения. Изучение русского языка в дошкольном возрасте, приобщение детей к традициям и культуре русского народа без ущерба национального самосознания и при участии родителей и всех заинтересованных ведомств иобщественных организаций являются важным вкладом в экономическое и общественное развитие России.
Цель Концепции организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе состоит в разработке механизмов, позволяющих детям 5-7 лет из разных социальных групп и слоёв населения России получить полноценную подготовку к школе.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих взаимосвязанных задач:
* разработка и введение единых планируемых результатов подготовки детей к школе
* проектирование и введение обязательного минимума основных образовательных программ;
* разработка методического обеспечения образовательных программ с учетом вариативных форм организации дошкольного образования.