Особенности взаимоотношений в системе 'тренер-спортсмен'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,09 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности взаимоотношений в системе 'тренер-спортсмен'

Введение

спортивный школа тренер юношеский

На современном этапе общественного развития становится необходимым активное участие масс в социальных процессах. В связи с этим значительно возрастает роль каждой отдельной личности. Признание зависимости успешности преобразований в обществе от "человеческого фактора" требует глубокого изучения проблемы становления активной, сознательной и гармоничной личности.

Важность изучения данной проблемы обусловлена еще и тем, что для переходного периода, который переживает страна, характерно нарастание негативных тенденций в нравственном здоровье общества, вызванных обострением противоречий между старыми и новыми общественными формами, а все это, в свою очередь, не может не отражаться на процессе воспитания молодежи.

Изучение воздействия спорта на становление личности спортсмена в связи с вышесказанным также приобретает важное социальное значение, так как возрастание роли спорта в современном обществе привело к тому, что личность спортсмена высокого класса выступает в роли идеала для значительной части молодых людей, поэтому обществу далеко не безразлично, какие ценности несет спорт в лице этой личности.

В то же время многочисленные публикации в периодической и научной печати свидетельствуют об искажении нравственных олимпийских идеалов в спорте: использование допинга, ставшего бичом спорта, нечестное ведение спортивной борьбы, коммерсализация спорта, уход спортсменов в криминальные структуры.

Нарастание негативных тенденций в спорте опасно тем, что они все больше проникают в юношеский и даже в детский спорт.

Итак, решение проблемы формирования личности спортсмена выходит за рамки частного вопроса и имеет широкое общественно-социальное значение.

Необходимость поиска путей противостояния негативным явлениям в спорте, усиления его гуманизирующего действия все отчетливее понимается в обществе, об этом свидетельствуют материалы в периодической печати, а также возникновение различных общественных движений, отстаивающих духовные идеалы спорта.

В то же время мнения ученых по вопросу гуманизирующей и дегуманизирующей роли спорта в обществе далеко неоднозначны. В центре разногласий ученых стоит вопрос о его влиянии на личность спортсмена. И если одни исследователи утверждают, что спорт оказывает положительное влияние на личность спортсмена, то другие не согласны с этим. При этом существует несколько точек зрения на причины отрицательного воздействия спорта на личность спортсмена.

Одни видят причину такого положения в соревновательной специфике самого спорта, другие связывают это с правилами соревнований, третьи считают, что главная причина в тех общественных и социальных отношениях, которые преобладают в обществе.

При этом ряд авторов делает акцент на том, что спорту "имманентно" присущи негативные тенденции, другие утверждают, что именно профессионализация современного спорта привела к дегуманизации ряда ценностей, культивируемых в спорте.

Для преодоления возникших противоречивых оценок влияния спорта на личность спортсмена необходимо проведение серьезных исследований в этом направлении. Главным при этом должно стать выявление механизмов положительного или негативного воздействия спорта на личность спортсмена.

Особенно важно решение этой проблемы в настоящее время по отношению к юным спортсменам, так как "омоложение" спорта высшего мастерства привело к тому, что уже в подростковом возрасте спортивная деятельность, становясь ведущей для определенной группы юных спортсменов (учащихся школ Олимпийского резерва, спортивных интернатов, ДСШ профессиональных клубов), во многом определяет формирование их личности. А учитывая то, что именно подростковому возрасту отводится центральная роль в становлении самосознания личности, которое и будет определять ее дальнейшее развитие, то исследование влияния спорта на личность спортсмена - подростка (или юного спортсмена) и может стать ключом к пониманию противоречивого процесса формирования личности спортсмена.

Методологической основой исследования становления личности юного спортсмена явился деятельностный подход, разработанный в трудах ведущих отечественных психологов СЛ. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского.

В работах (А.Н.Леонтьева, 1983,т.И; Л.П.Буевой, 1978; С.Л.Рубинштейна, 1946; Л.С. Выготского, 1982, т.2 и др. ) обосновывается, что только в деятельности, осуществляя которую человек вступает в определенные общественные отношения, раскрывается социальная сущность отдельной личности.

Цель данной работы рассмотреть причины ухода из детско-юношеских спортивных школ. Для достижения цели перед работой поставлены следующие задачи:

.Рассмотреть особенности взаимоотношений тренера и спортсмена.

.Рассмотреть факторы влияющие на уход детей.

.Выявить причины ухода.

Объект: Факторы влияющие на уход.

Предмет: Влияние взаимоотношений тренера и спортсмена на уход из школ.

1. Обзор литературы

.1 Факторы и особенности взаимоотношений тренера и спортсмена

В современном спорте резко возросла роль тренера. Успешность деятельности отдельного спортсмена или команды, особенно на начальном этапе подготовки, на 60-70% зависит от деятельности тренера. Проводя ее своими учениками по 6-7 часов в день при 2-3-разовых тренировках на протяжении 8-10 лет, тренер имеет возможность досконально изучить своих учеников, узнать все нюансы их характера, правильно воздействовать на психическое состояние в экстремальных условиях тренировки и соревнований. Вместе с тем такая долголетняя совместная работа, сопровождающаяся постоянными эмоциями с той или другой стороны, предъявляет большие требования к межличностным отношениям в системе «тренер - спортсмен». Интерес к факторам и причинам позитивных или негативных отношений привел к серии исследований, которые показали, что тренеры строят свои отношения с учениками ориентируясь в первую очередь на их специфические спортивные качества и только затем - на личностные, которые оцениваются под влиянием первых.

Факторов, обусловливающих отношение тренера к специфическим спортивным и личностным качествам своих учеников, много, но главные из них - это (в порядке значимости) задачи деятельности, система ценностей и потребности тренера, а также представления тренера и спортсменов об их взаимных отношениях.

Спортивная деятельность предъявляет особые требования к физическим, интеллектуальным и специфическим качествам людей, решивших посвятить ей большую часть своей жизни. Естественно, что тренер должен подбирать учеников с пригодными для данного вида спорта качествами. Одаренность и талант спортсменов, помогающие эффективно решать специфические задачи, во многом определяют отношение тренера к ученикам.

Потребности и система ценностей тренера являются также очень важными факторами в установлении позитивных отношений между наставником и учениками. Дело в том, что тренер подбирает таких учеников, которые благодаря своим качествам и способностям могут реализовать на практике все его концепции и взгляды, воплотить его планы и замыслы в жизнь, содействовать ему в удовлетворении его потребностей, связанных со стремлением занять более высокий статус в обществе. Высокая оценка тренером специфических спортивных качеств учеников формирует у него позитивное отношение и к их личностным качествам (происходит перенос отношений из одной сферы общения в другую). Если же специфические качества спортсмена не отвечают тем требованиям, которые предъявляют деятельность и тренер, то тренер низко оценивает и личностные качества такого спортсмена. Тренер находится как бы в плену спортивных способностей своего ученика, иногда не замечая, а иногда сознательно игнорируя негативные качества его личности, когда он успешно решает поставленные перед ним задачи.

И третий важный фактор, определяющий межличностные отношения, - это представления тренера и спортсменов об их отношении друг к другу. Наши исследования показали, что если тренер видит негативное отношение к себе всех или некоторых учеников, знает о негативной оценке ими его профессиональных и личностных качеств, то, как правило, он относится к таким ученикам тоже негативно. Хотя при объективной оценке личностных и спортивных качеств учеников выясняется, что к этому у тренера не было никаких оснований.

Безусловно, на характер восприятия тренером своих учеников влияют и такие факторы, как пол, возраст, уровень спортивного мастерства и т. д., однако недостаточность фактического материала не позволяет вести по этому вопросу обоснованный разговор.

До сих пор речь шла о путях формирования отношения тренера к ученикам, хотя характер этого отношения в немалой степени обусловлен и отношением спортсменов к тренеру. Исследования показали (Ю. А. Коломейцев, 1971-1980), что этот вид коммуникаций подчиняется тем же закономерностям, с той лишь разницей, что на отношение спортсменов к тренеру оказывает влияние еще и возраст. Так, начинающие спортсмены (новички) с трудом оценивают профессиональные качества тренера, но более уверенно, правильно и, главное, в первую очередь дают оценку ему как личности.

Действительно, подростку, делающему первые шаги в спорте, трудно оценить, насколько его тренер профессионально грамотен. Вместе с тем он достаточно ясно понимает, добрый или злой человек его тренер, любит ли он детей, может ли шутить, играть, или всегда очень строг и т.д. Занятия спортом дети воспринимают как игру и хотят, чтобы и все окружающие, в том числе и тренер, относились к ним как к игре. Видимо, в этом одна из причин популярности тренеров, строящих спортивные занятия с детьми в виде игры, стремящихся обучить их необходимым техническим элементам и упражнениям в игре и через игру. Практика спорта знает немало таких поистине детских тренеров.

В дальнейшем на отношение юных спортсменов к тренеру будут оказывать влияние их потребности, мотивация, направленность и система ценностей - факторы, которые формируются в процессе занятий самим же тренером.

Исследование проблемы мотивации занятий спортом показало, что все мотивы, побуждающие членов группы принимать участие в выполнении общего задания, можно условно разделить на два вида: мотивы достижения цели и мотивы общения. Наличие одного из видов вовсе не означает полное отсутствие другого; вопрос в том, в каком соотношении эти виды мотивов присущи индивиду. Работы Р. Мартенса в этом направлении показали, что спортсмены, мотивированные преимущественно на достижение цели, добиваются более значительных результатов, чем те, кто мотивирован в основном на общение. Эти же виды мотивов обусловливают отношение к тренеру. Если у юноши потребностью и мотивом в занятиях спортом становится достижение высоких результатов, то доминирующее влияние на его отношение к тренеру будут оказывать профессиональные качества последнего. Спортсмену в этот момент необходим такой тренер, который может помочь ему удовлетворить основную потребность - добиться высоких результатов. Чем больше тренер способствует этому, тем большим авторитетом и уважением он пользуется у данного спортсмена.

К факторам, в значительной мере определяющим отношение спортсменов к тренеру, следует отнести и представление их о том, как к ним относится тренер.

Между тем, как тренер относится к своим ученикам, и тем, как ученики представляют себе отношение к ним тренера, существует тесная связь. Спортсмены, представляющие себе, что тренер высоко оценивает их по личностным и спортивным качествам, в свою очередь, высоко оценивают в тренере личностные и профессиональные качества.

И наоборот. Однако истинная оценка тренером учеников не совпадает (она всегда ниже) с оценкой, существующей в их представлении о том, как к ним относится тренер. Спортсмены, напротив, во всех случаях оценивают своего тренера выше, чем он их.

Спортивная группа или команда, несмотря на ряд моментов, указывающих на ее однородность, при ближайшем рассмотрении представляет собой сеть коммуникаций. Члены ее могут отличаться друг от друга по полу (в плавании, легкой атлетике, лыжном спорте и т.д.), возрасту, стажу занятий спортом, спортивной квалификации. Несомненно, что и эти объективные факторы оказывают воздействие на отношение спортсменов к своему тренеру. Изучение их (Д. Г. Радюк, 1979) с помощью шкалы «ТС-I», разработанной Ю. Л. Ханиным и А. В. Стамбуловым, показали, что спортсмены в зависимости от пола по-разному оценивают тренера. Так, девушки значительно выше, чем юноши, оценивают его по профессиональным и личностным качествам, т. е. по гностическому и эмоциональному компонентам (в терминах шкалы).

При анализе отношения спортсменов к тренеру в зависимости от стажа занятий у этого тренера оказалось что отношение к своему первому тренеру не меняется на протяжении нескольких лет как у юношей, так и у девушек. Иными словами, у спортсменов формируется отношение к тренеру в первый год занятий и остается неизменным на многие годы. Анализ оценок, которые дали тренеру его ученики (с учетом их спортивного мастерства), показал, что в этих оценках нет существенных различий т. е. спортсмены I разряда, кандидаты в мастера спорта, мастера спорта и мастера спорта международного класса примерно одинаково оценивают тренера по личностным профессиональным качествам. Исключение составляют спортсмены I разряда, которые довольно низко оценили своих тренеров как специалистов. Это объясняется тем, что перворазрядники не стали мастерами спорта, не добились заветного рубежа, а значит, и не утвердили свой высокий статус среди сверстников. Не удовлетворена осталась их основная потребность, ради которой они пришли в спорт, отдали ему часть своей жизни. Вместе с тем в спортивной практике имеют место случаи, когда спортсмены I разряда при выполнении мастерских нормативов меняют негативное отношение к тренеру на позитивное, высоко оценивая его профессиональные качества.

Таким образом, одним из основных факторов, определяющих отношение спортсменов к тренеру, является способность последнего создать все условия для удовлетворения учениками своих потребностей в спорте. Если речь идет об этих потребностях, то высокой оценки удостаиваются профессиональные качества тренера, который помог своим ученикам добиться высоких спортивных результатов. Если же речь идет об удовлетворении потребностей, не связанных со спортом, то чувства симпатии и уважения у спортсменов вызывает тот тренер, который в максимальной степени, обеспечивает данные потребности. Тренер, который способствует удовлетворению потребностей и в формальной и в неформальной сферах, пользуется у своих учеников особым расположением и непререкаемым авторитетом.

Как уже говорилось, ранняя специализация во многих видах спорта ведет к тому, что творческое содружество тренера и спортсмена продолжается многие годы. В большинстве случаев взаимоотношения в системе «тренер - ученик» складываются безболезненно, в них нет чрезмерной остроты и напряженности, а возникающие иногда конфликты быстро разрешаются, и отношения нормализуются. Однако нередко ученика, делающего определенные успехи в спорте, приглашают в сборные коллективы, более высокие по классу команды и т. д. Наши исследования показали, что в таких случаях часто наблюдаются нарушения во взаимоотношениях между спортсменом и новым тренером (в 70% случаев они ухудшились, в 16%-остались такими же, как и с первым тренером, и в 14% стали лучше). Эти цифры не могут не настораживать. Видимо, большой процент спортсменов, отсеивающихся при переходе из юношеских коллективов во взрослые команды, частично можно объяснить тем, что вынужденная смена тренера не прошла безболезненно для спортсмена.

1.1.1 Психологические особенности взаимоотношений спортсменов и тренеров

Тренер много общается со своими питомцами на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях и т.д. Это обстоятельство имеет свою положительную сторону, так как дает тренеру возможность разносторонне узнать своих подопечных, расширить воспитательное воздействие на них. В то же время, это обстоятельство предъявляет к тренеру большие требования, оно обязывает находить надлежащие формы взаимоотношений со своими воспитанниками.

Многое во взаимоотношениях между тренером и учениками зависит от поведения самого тренера, от его стиля руководства. Дело в том, что представление о качествах «идеального тренера» расходятся у тренеров и учеников. Первые акцентируют внимание, прежде всего, на деловых и профессиональных качествах педагога (эрудиция, требовательность, строгость, умение находить оптимальные пути для решения трудных ситуаций). Чуткость, отзывчивость, общительность, доброжелательность тоже отмечаются учителями, но им не придается решающего значения. Ученики же, наоборот, выдвигают эти качества на первое место. Вначале спортсмены смотрят, «какой он человек», а потом уже обращают внимание на то, как тренер проводит тренировку. Понимание спортсменами профессиональных задач воспитания и обучения приходит вместе с ростом их самосознания. Это отчетливо обнаружилось в исследовании И.Н. Решетень и М.И. Фроловой, проведенном в спортивных коллективах и спортивных клубах.

Спортсмены-разрядники и мастера спорта считают наиболее значимыми коммуникативные качества тренера, в которых непосредственно проявляется его отношение к ним (доброта, отзывчивость, справедливость, тактичность, общительность). Однако с ростом мастерства спортсменов эти критерии изменяются. Спортсмены сборных команд страны оценивают тренеров, исходя из функционального подхода. Они считают наиболее значимыми те качества, которые отражают профессионально-деловую подготовку тренеров (высокий уровень компетентности в вопросах методики тренировки, творческое отношение к работе, знание тактики ведения спортивных поединков, умение настроить спортсмена на борьбу, поддерживать дисциплину на сборах, требовательность).

Не менее важное значение имеет и понимание тренерами спортсменов. Оно предполагает умение тренера проникнуть во внутренний мир учеников, найти нужную форму обращения к ним. Взаимопонимание тренеров и их питомцев обуславливает их социально-психологическую совместимость. Непонимание тренером учеников ведет к обостренным негативным взаимоотношениям между ними. Осложняются взаимоотношения из-за неуважения личности ученика, предвзятого мнения тренера об ученике, недостаточного внимания к нему и к его нуждам, невыдержанности и грубости учителя, официальности тона, повышенных интонаций в разговоре, изменчивости в настроении тренера и т.д. Во взаимоотношениях тренера со спортсменом большое значение имеет то, насколько тренер считается с мнением спортсмена относительно его тренировок. Этот факт приобретает особую важность в тех случаях, когда спортсмен обладает большим опытом и спортивным мастерством. Австрийский тренер Ф. Штампорл пишет: «На тренировках я всегда отношусь к спортсменам, как к школьникам. Мой метод заключается в том, чтобы заставить спортсмена, думать, что идеи и инициатива принадлежат ему».

Взаимоотношения тренера и спортсмена в процессе соревнования во многом отличаются от их взаимоотношений во время тренировочных занятий. Спортивное соревнование по своему характеру - сложный психологический процесс, где огромную роль играют эмоции спортсмена и тренера. Во время соревнования спортсмен вследствие необычного эмоционального состояния иногда очень тяжело переносит упрек или замечание тренера, на которые во время тренировок он не обижался. Более того, иногда такой упрек может вывести спортсмена из равновесия и стать причиной его поражения. Тренер должен в этой ситуации проявить в полной мере педагогический такт, найти такую форму общения со спортсменом, при которой в любом случае не пострадает его самолюбие. В период соревнований у спортсмена повышена чувствительность ко всему, что, так или иначе, касается его выступления и результата, и в первую очередь к любому из проявлений тренера. Поэтому, тренер ни при каких обстоятельствах не должен проявлять волнения, сомнений по поводу предстоящего выступления спортсмена, неуверенности, раздражительности, неоправданной суетливости. Отношение и манера общения тренера со спортсменами во время соревнования должны быть обычными либо более легкими. Содержание и форму своих общений со спортсменом необходимо очень тщательно контролировать. Практический опыт работы спортивных психологов позволил им сформулировать рекомендации, которые необходимо учитывать тренеру и спортсмену, строя свои взаимоотношения в процессе соревнования. Далее, следует привести некоторые из этих рекомендаций. К ним относятся следующие:

Нецелесообразно чрезмерно «раздувать» достоинства соперника, нельзя раздражаться по поводу каких-либо нарушений в технике или необычности его поведения.

Не следует успокаивать спортсмена такими фразами, как: «Не волнуйся», «Возьми себя в руки, ты же спортсмен». Они могут вызвать только раздражительный ответ. Целесообразнее говорить «Спокойно» или даже «Волнуйся», напомнив, что умеренное волнение перед стартом - это помощник спортсмена.

Если есть необходимость дать спортсмену какие-либо указания в отношении его действий или поведения, то фразы должны быть краткими и понятными. В моменты растерянности, неуверенности спортсмена жесткий, авторитетный приказ выполнять определенное действие может оказаться вполне оправданным, если он отдан в манере, не оставляющей никаких сомнений в правильности и необходимости именно этих, а не каких-либо других действий. Оценивать действие спортсмена необходимо спокойным тоном. Лучше, если среди оценок будут преобладать положительные. Спортсмену, закончившему выступление неудачно, нужно уделить особое внимание. Нельзя выражать разочарований по поводу его результата, подчеркивая бесперспективность спортивного будущего. Заняться анализом ошибок лучше через день-два после соревнований, когда страсти улягутся.

В период соревнований тренер не должен быть озабочен, чрезмерно внимательным или назойливым в своем стремлении помочь спортсмену, особенно перед сном. Ни в коем случае не следует уговаривать его быстро заснуть. Даже «Пора спать» лучше заменить на «Пора отдыхать». Приведенные рекомендации лишь примеры из практики. Хорошо, когда тренер собирает рекомендации, и еще лучше, формирует их для себя, бесконечно уточняя и дополняя в течение всей своей профессиональной деятельности.

.2 Факторы, влияющие на уход из спорта юных спортсменов

.2.1 Важность значения спорта в детстве и юности

В жизни человека детство и юность имеют очень большое значение. Переход из одного состояния в другое, а затем взросление влекут за собой существенные изменения в физическом, психологическом, познавательном и социальном статусе. Определено, что юношество представляет собой тот период жизни, когда у человека проявляется способность к репродукции. В западном обществе юношеский период определяется стадией полового созревания, а также пересмотром социальных отношений и взглядов, в частности, взаимоотношений с родителями и решением вопроса будущей профессии.

Изменения, которые происходят в момент перехода, при занятии спортом влияют на характер физического развития и обучения спортивным дисциплинам. Как было показано, занятия спортом способствуют становлению социального статуса и позитивных эмоций на основании жизненного опыта и объективной самооценки поведения, что позволяет занимать независимую позицию при определении своего будущего. «Для многих юношей и девушек спорт является важной опорой в определении цели при условии неопределённости. Это относится к состоянию организма, физических качеств, социальных отношений юного атлета, а также при определении будущей карьеры. Спорт представляет собой значительный и признанный феномен человеческой деятельности, способный помочь установить социальные отношения естественным способом, а также позволяющий детям и юношеству преодолевать барьеры их развития». Также было определено, что разнообразная активность и интенсивная тренировка положительно влияют на состояние здоровья и здоровый образ жизни. «Опытным путем определено, что основа здорового образа жизни закладывается в детском возрасте и что спортивные привычки в детстве - основной определяющий фактор здорового образа жизни во взрослом возрасте».

Занятия спортом в юношеском возрасте были и остаются чрезвычайно популярными в Германии, однако в последнее время заметен факт ухода из спортивных секций в связи с переключением на другие, более привлекательные сферы активности, такие, как музыка, телевидение, компьютеры, кино, экстремальный спорт, автомобили и т.д.. Если такое направление будет продолжать развиваться, то логично заключить, что со временем роль спорта в нашем обществе сможет значительно снизиться. Мы сможем стать перед проблемой потери в будущем многих талантливых спортсменов.

В данной статье представляются взгляды на понятие «серьезная спортивная карьера» и на то, каким образом она завершается. Мы исследуем феномен ухода из спорта юных атлетов. В заключение приводим факторы, в основном представленные немецкими авторами, которые могут предупредить возможность ухода из спорта юных атлетов.

Термином «спортивная карьера» мы обозначаем «последовательность периодов в спорте, которые проходит атлет в течение длительного времени». Мы принимаем во внимание серьезную спортивную карьеру, которая подразумевает длительное занятие спортом с целью достижения высокого результата. Продолжительные интенсивные занятия спортом являются основой такой карьеры, которая имеет своей целью постоянное улучшение результата и достижение значительных успехов на национальном и международном уровне.

Развитие спортивной карьеры может быть условно разделено на несколько этапов, описанных в работах. Среди них представлены следующие:

в начале спортивной карьеры превалирует фактор получения удовольствия, и спорт представляет собой один из способов проведения свободного времени. В это время, скорее всего, проявляется фактор признания родителями и друзьями попытки ребенка утвердить себя в желании достигнуть чего-то значительного. В дальнейшем, при продолжении занятий, начинает проявляться соревновательная ориентация, т.е. атлет стремится быть лучше других;

в фазе развития - залог будущих взаимосвязей спортсмена и его грядущих достижений. «Мотивация является тем необходимым компонентом, который позволяет увеличить интенсивность и объем тренировочной нагрузки. В этот момент молодой атлет утверждает себя как личность в спортивной действительности. Успех, возможно, определяет направление последующего пути в спорте». Для этой фазы характерна ориентация на достижение успеха в соревнованиях, что может послужить одним из факторов ухода из спорта;

фаза чемпионства определяется высоким уровнем обязательств при достижении совершенства основных физических качеств. Этот этап требует высокоинтенсивной тренировки и определенных жертв, поэтому лишь незначителъное количество спортсменов проходит этот этап.

В большинстве видов спорта, включая легкую атлетику, карьера, в отличие от других видов деятельности, завершается в относительно молодом возрасте. Это связано с тем, что расцвет физических качеств приходится именно на ранние периоды человеческой жизни. Обозначим этот период, как «моя первая пенсия», которая свидетельствует о том, что возвращение в большой спорт больше невозможно.

Представляется возможным рассмотреть три аспекта при анализе завершения спортивной карьеры. Первое - это время, когда атлет завершает свою карьеру. Второе - причина или комплекс причин, вынуждающих спортсмена уйти из спорта. Мы должны отличать планируемые, ожидаемые и неожиданные обстоятельства, которые вынуждают покинуть спорт. И третье - это перспективы, которые ожидают атлета после завершения спортивной карьеры.

Существует определенная терминология, характеризующая факты завершения спортивных тренировок. Термины эти следующие: переход, «экстра-стоп», отставка, уход из спорта.

Переход чаще всего связан с переходом из одного вида спорта в другой. Как правило, это связано со сменой интересов и не является стрессовой ситуацией, а чаще - результатом позитивных изменений и возможных ожиданий.

«Экстра-стоп» чаще всего вызывается физическим или эмоциональным истощением, выражающимся в упадке сил, бессоннице, депрессии, отсутствии интереса к своему труду и ощущением того, что невозможно достигнуть желаемой цели. В спорте высших достижений спортсмены подвергаются «экстра-стоп» -синдрому под воздействием длительных монотонных нагрузок. Смит (1986) указывает, что такой уход из спорта бывает на различных этапах спортивной карьеры в результате психологического, эмоционального и физического стресса, который ведет к потере интереса к спортивным занятиям.

Отставка обозначает выход из системы серьезных занятий спортом, после того как пик спортивной формы пройден. Окончание спортивной карьеры является в таком случае нормальным социальным явлением. Решение в этом случае носит характер персонального желания оставить спорт вследствие решения определенных задач или проблем, связанных с возрастом. Этот переход состояний проходит достаточно гладко, т.к. решение в этом случае атлет принимает самостоятельно.

По контрасту, уход из спорта относится к тем случаям, когда спортсмен, не достигнув пика своего потенциала, неожиданно прекращает занятия. В настоящее время эта проблема становится все более существенной во многих странах мира. Как замечено, такие тенденции вызывают все большее беспокойство в Германии при рассмотрении проблем будущего спорта. Специальные исследования в Лейпциге показали, что в юношеском плавании, легкой атлетике, теннисе, хоккее и гандболе было отмечено значительное количество юных спортсменов, покидающих спорт.

.2.2 Феномен ухода из спорта

Молодого спортсмена окружают самые разнообразные социальные отношения - с одной стороны, спорт, с другой стороны - занятия в школе или институте, работа, семья, товарищи, проведение свободного времени и т.д. Спорт сам по себе также многолик: это отношения в клубе, спортивной команде, федерации, спонсорские кампании. Можно предвидеть, что юного атлета ожидают определенные стрессы, которые нелегко преодолеть. Другими словами, спортсмены сталкиваются с ситуацией, характеризующейся высокими психологическими и социальными потрясениями в период сильных физических напряжений, необходимых для достижения результата. Эта комбинация может создавать определенные проблемы и конфликты.

Во многих теоретических исследованиях, посвященных уходу юных атлетов из спорта, говорится, что основой для предпосылок служит определение возможных перспектив как в плане здоровья, так и социального статуса. «Это обозначает, что позитивные и негативные составляющие спорта сопоставляются друг с другом. В то же время другие возможные неспортивные варианты принимаются в расчет».

Э. Фрохлич (2002) выявил, что активные спортсмены и оставившие спорт различаются только в их восприятии получения выгоды. С одной стороны, активные атлеты принимают во внимание только высокую выгоду, а покинувшие спорт учитывают как выгоды спорта, так и другие аспекты. С другой стороны, усилия, необходимые для успехов в спорте, расцениваются почти одинаково как активными спортсменами, так и покинувшими спорт.

Кроме взаимоотношений выгоды в спорте и тренировочных затрат факторы развития, такие, как эффекты полового созревания, стремление к независимости и изменение психосоциального статуса, могут влиять на уход из спорта, особенно в юношеском возрасте.

Анализ литературных источников показывает, что не бывает одной определенной причины, способствующей уходу из спорта. Обычно обсуждается комбинация факторов. Следовательно, уход из спорта должен обсуждаться при рассмотрении целого ряда внешних и внутренних факторов. Спортивный результат может рассматриваться только как результат взаимодействия группы факторов, которые может выделить лишь теория. Уточнение содержания «списка приоритетов» не может быть принято к рассмотрению, поскольку можно только определить факторы, влияющие прямо или косвенно на снижение или улучшение результата.

При обсуждении фактора ухода из спорта необходимо принять во внимание, что уход из спорта атлетов также имеет свое действие и на тех, кто продолжает занятия спортом. Это включает стресс, вызванный конфликтом с учебой или работой, а также недостатком свободного времени или травмой. Для тех, кто уходит из спорта, эти факторы, как правило, связаны с другими социальными факторами, в то же время на остающихся в спорте они не оказывают должного влияния. Дополнительно можно отметить, что проблема ухода или продолжения спортивной карьеры прежде всего определяется субъективной реакцией на стресс, а также взглядом на то, каким стимулом является спортивное достижение.

На основании изучения литературных источников можно выделить следующие факторы, влияющие на уход из спорта или продолжение карьеры:

·стресс (конфликт спорта с образованием или работой);

·травма;

·влияние родителей;

·влияние тренера;

·мотивация;

·конфликт интересов (между серьезными занятиями спортом и свободным временем);

·социальная активность;

·критика профессионального спорта.

Заметим, что список представлен не в порядке приоритетов, и наиболее важным может стать любой из факторов.

.2.3 Описание факторов, влияющих на возможность ухода из спорта

Стресс. (Как правило, происходит в результате конфликта между профессиональными занятиями спортом и обучением в школе или работой).

Обычно сильные спортсмены стремятся получить достаточно серьезное образование. При опросе французских и немецких спортсменов высокого класса, представляющих фехтование, гимнастику и легкую атлетику, исследователи выявили достаточно высокий уровень образования в двух национальных группах атлетов. Среди немецких спортсменов 85% были студентами последних курсов гимназий, что соответствует примерно начальному уровню образования в университете. Более поздние опросы, проведенные среди девушек (51 респондент), определили, что 83% из них являются студентами начальных курсов университета. Среди французских атлетов был также отмечен более высокий образовательный уровень, нежели в среднем по стране.

Нам также известно, что работа и подготовка к профессиональной карьере могут проходить в то же самое время, что и серьезные занятия спортом. Это большая проблема - выдерживать двойную нагрузку учебу или профессиональную работу и тренировку в спорте. Однако наиболее часто встречающаяся причина окончания спортивной карьеры - проблема времени, т.е. координации времени для учебы или работы и тренировок. В настоящее время эта проблема представляет более значительную трудность, чем раньше.

По нашему мнению, напряжение для спортсменов высокого класса постоянно возрастает, что прежде всего связано с расширением международного календаря соревнований. В связи с этим создание определенных условий для каждого спортсмена в отдельности позволит позитивно решить вопрос совмещения учебы или работы со спортивной карьерой.

Травмы. Многочисленные исследования показывают, что часто повторяющиеся травмы приводят к застою в спортивных результатах и, как правило, к завершению спортивной карьеры. Анализ травм, связанных со спортивной деятельностью, показывает, что они являются результатом разнообразных факторов. Anderesen Kroger (1981) считают, что травматизм зависит от тренерской методологии (т.е. ранней специализации, одностороннего развития двигательных качеств, недостаточной разминки), организации тренировки (состояния площадок и тренировочного оборудования), а также внутренних факторов (нарушения сенсомоторной регуляции, метаболические и гормональные нарушения).

Травма является серьезным фактором, который может служить оправданием для себя и окружающих при завершении карьеры (Виssmапп, 1995).

Влияние родителей

Помимо общего воздействия родителей на процесс развития ребенка их отношение к спорту и поддержка юного спортсмена являются важным фактором, способствующим развитию спортивной карьеры своих детей. Они играют главную роль в мотивации и поддержке юных спортсменов. В многолетнем исследовании Alfermannet. показали, что родители «часто являются первыми агитаторами на занятия спортом... Родители не только поддерживают материально своих детей, но и оказывают им всяческую эмоциональную поддержку. И не только это способствует успешной карьере. В случае травматизма и при завершении карьеры родители играют наиболее важную роль в стабилизации эмоционального состояния своих детей...». Исследования далее показывают, что, с одной стороны, в процессе развития карьеры влияние родителей постоянно уменьшается. Однако, с другой стороны, поддержка и внимание родителей благоприятно сказываются на улучшении спортивных результатов. Это особенно важно на начальной фазе карьеры, когда родительская поддержка имеет решающее значение Alfermaпп et (2002).

Благодаря поддержке (эмоциональной, материальной и информационной) родители являются своеобразным двигателем в развитии спортивной карьеры юных атлетов. Siпger (1992) выявил, что спортсмены предпочитают заканчивать карьеру, когда не ощущают поддержку семьи. Sack (1980) также отмечает, что завершение спортивной карьеры часто связано со слабой поддержкой со стороны родителей - «юные спортсмены часто покидают спорт не по чисто спортивным причинам, а в результате ослабления поддержки окружающих людей». Родители активно тренирующихся спортсменов более активно содействуют своим детям в их деятельности, чем родители атлетов, завершающих карьеру Frohlich (2002).

Достаточно часто случается, что поддержка, помимо своей позитивной роли, иногда выражается в непомерном давлении на юного атлета, что может вызывать у него определенное отвращение к спорту Alfermaпп (2002). По моему мнению, такой факт редко проявляется в легкой атлетике, он чаще встречается в видах спорта, где требуются высокие финансовые затраты для тренировочных занятий.

Очевидно, что недостаток семейной поддержки является одним из факторов завершения карьеры. Поэтому, несомненно, необходимо использовать все возможности компенсации недостаточной поддержки юных спортсменов со стороны родителей.

Влияние тренера

Многочисленные исследования свидетельствуют о существенном влиянии взаимоотношений спортсмена и тренера, как в случае прекращения карьеры, так и при продолжении серьезных занятий спортом(Abraham, 1986; Виssтапп, 1995; Frohlich, 2002; Gabler, 1981; Ho/z, 1988; Kroger, 1986; Sack, 1980; Siпger, 1992). Тренеры, со своей стороны, играют решающую роль, как в улучшении спортивного результата, так и в вопросе завершения карьеры. Их позитивное и негативное влияние, повышающееся по мере возрастания спортивного мастерства, является чрезвычайно существенным.

При опросе пловцов высокого класса Gabler выявил, что конфликт между тренерами и официальными лицами клуба служит основной причиной завершения карьеры. «К примеру, накаленная обстановка в клубе ведет к стрессу и, как правило, к ухудшению результатов. Это провоцирует конфликт с тренером, напряжению отношений и, в конце концов, спортсмен решает: мне все это надоело» Gabler (1981).

В интервью с 228 гандболистками, покинувшими спорт, Siпger (1992) выявил, что главный фактор - это невысокие человеческие и социальные качества их тренеров. Из этого можно заключить, что хорошие взаимоотношения тренера и спортсмена - очень важный фактор поддержки серьезной спортивной карьеры. Табл. 4 показывает, что спортсменки видят во взаимоотношениях спортсмена и тренера наиболее важный фактор продолжения карьеры.

Таблица 1ю Факторы, влияющие на продолжение спортивной карьеры

ВыборкаN = 35N = 23N = 9Тренер69%83%67%Клуб23%30%44%Родители57%74%56%

В соответствии с данными, представленными Holz и Friedrich (1988), 740,1,) спортсменок и 57% спортсменов разделяют свой успех с работой тренера. Их оценка своих результатов связана с педагогической и психологической поддержкой тренера.пп et. al обобщил это следующим образом: «Тренеру необходим не только профессиональный уровень, но и высокая социальная компетентность. Успешной карьера может быть только в том случае, если атлеты стремятся к успеху и получают удовольствие, преодолевая себя на тренировках и соревнованиях. Таким образом, задача тренера - не только оптимально обеспечивать тренировку, но также и мотивировать атлетов, поддерживать их и помогать в решении всех проблем в процессе их развития» Alfermaппеl al (2002).

В своих исследованиях и опросах о роли тренера при подготовке юных атлетов Smith и Smoll (2002) выявили: «Социально компетентный тренер должен давать позитивную информацию, поощрять и советовать, как корректировать движение». В этом случае тренер получает удовлетворение и самоутверждается как воспитатель, в противном случае вероятность ухода спортсменов из спорта возрастает. Социальная поддержка и благоприятный климат необходимы для продолжения успешной спортивной карьеры. При долгосрочном планировании спортивного результата тренер обязан учитывать все внешние факторы, способные повлиять на ход тренировочного процесса. Педагогическая и психологическая квалификации тренера являются главными факторами при достижении поставленной цели и, таким образом, должны быть акцентированы в программах обучения тренеров.

Мотивациясчитает, что личные мотивационные характеристики - важная причина достижения высоких результатов и нахождения в спорте длительное время Gabler (1981). Такими характеристиками являются высокая и специфично ориентированная мотивация на высокий результат, использование специальных дыхательных процедур и проговаривание собственной ответственности за определенные действия. Он утверждает, что реальная оценка своих возможностей стимулирует успешность выступлений, а также учит преодолевать неудачи, что помогает долго оставаться в спорте.

Легкоатлеты, покинувшие спорт (по контрасту с активно продолжающими занятия) отмечали, что соревновательная ситуация оказывалась для них более трудной, чем ожидалось. Они сообщали, что испытывали психологическое давление накануне соревнований и что частичный успех не компенсировал многие неудачи. Дополнительно эти спортсмены говорили о постоянном беспокойстве, которое сопровождало их вначале занятий спортом, и о потере самообладания при определенных соревновательных ситуациях Виssmаnn (1995). Frohlich (2002) сообщает, что «желание овладевать новыми спортивными элементами и стремиться добиваться хорошего результата на соревнованиях было значительно сильнее у активно занимающихся атлетов, нежели у покинувших спорт».

Мотивация является важным фактором как для достижения хорошего результата, так и для дальнейшего продолжения спортивной карьеры. Тренеры, таким образом, должны овладевать специальными знаниями и методами мотивирования своих атлетов с тем, чтобы сделать свою работу более продуктивной.

Конфликт интересов (между серьезным занятием спортом и свободным времяпровождением)

Как только серьезные занятия спортом перестают быть второстепенной частью жизни для многих спортсменов, проблем конфликтов со свободным времяпровождением, как правило, не возникает. Хотя для многих атлетов этот конфликт служит причиной завершения спортивной карьеры (Abraham, 1986; Frohlich, 2002; Holz, 1988; Sack, 1980; Siпger, 1992). Frohlich отмечает, что юные атлеты, покидающие спорт, предпочитают проводить время с друзьями или заниматься другими делами, а чаще - ничего не делая.

Конфликт в этой области должен обязательно учитываться при составлении любой программы. Важно, что интересы, удовлетворение тренировочными занятиями и соревнованиями и просто удовольствие должны постоянно учитываться с тем, чтобы избежать преждевременного ухода спортсменов из спорта. Также важно, что как только возможность такого конфликта начинает проявляться, необходимо проводить специальные беседы с целью разрешения возникающего конфликта.

Спортсмены не должны быть вне общей социальной структуры всего общества, и это должно учитываться при составлении любых программ.

2. Организация и методы исследования

.1 Обзор литературы

Обзор литературы по разрабатываемой теме должен показать основательное знакомство автора со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы обзора необходимо систематизировать в определённой логической связи и последовательности, поэтому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.

Поскольку курсовая и дипломная работы посвящаются сравнительно узкой теме, то обзор работ следует делать только по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме в целом. Незачем также излагать всё, что стало известно из прочитанного и что имеет лишь косвенное отношение к данной работе.

Изложение материала необходимо проводить не в виде набора фактов и цитат, а давать обоснованный ссылками авторский анализ и интерпретацию предлагаемых подходов и известных фактов, структурировать материал (обозначать и давать названия соответствующим параграфам и подпараграфам) исходя из логики раскрытия проблемы исследования. Из текста должно быть ясно, где используются положения, заимствованные из литературных источников, а где приводятся собственные соображения.

Обзор литературы в итоге должен привести к выводу, что данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично, или не в том аспекте) и поэтому нуждается в дальнейшей разработке. Данную главу желательно закончить кратким резюме о тех конкретных научных задачах, которые автор стремится поставить и решить в своей работе.

2.2 Опрос

Сущность опроса в любом его виде сводится к тому, что исследователь получает информацию из тех ответов респондентов, которые они дают на поставленные вопросы. В зависимости от методики проведения такого опроса можно выделить следующие его виды: беседу, интервью и анкетирование.

В нашей работе мы использовали анкетирование, в котором респондентами являлись студенты СФУ (70 человек) , занимавшиеся до поступления в университет в ДЮСШ или в школьной спортивной секции и по каким-то причинам прекратили занятия спортом. Анкетирование проводилось с 14.05.2010 до 25.05.2010г.

Анкетирование - это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.

Для проведения анкетирования необязателен личный контакт исследователя с респондентами, так как анкеты можно рассылать по почте или раздавать с помощью других лиц. Одним из преимуществ анкетирования перед беседой можно считать возможность охвата опросом сразу всех опрашиваемых, все зависит от количества подготовленных бланков анкет. К тому же результаты анкетирования более удобно подвергать анализу методами математической статистики.

Анкетирование применяется для установления текущего состояния педагогического явления, для изучения существовавшего и существующего положений в практике работы или мнений, относящихся к проблеме исследования. Например, можно провести анкетирование преподавателей по плаванию, чтобы узнать, применяют ли они упражнения со штангой для развития силы. Однако анализ результатов анкетирования не может быть конечным доказательством при установлении эффективности какой-либо методики занятий, так как опирается на субъективные мнения опрашиваемых.

3. Результаты исследования по изучению причин

ухода детей из детско-юношеских спортивных школ и спортивных секций

Нами было проведено анкетирование студентов СФУ, которые до поступления в университет занимались спортом, но по различным причинам прекратили заниматься.

Таблица 1. Результаты исследования

Количество опрошенных:70 студентов СФУВопросыКоличество ответившихКоличество ответивших в процентах14. Где вы занимались? 14.1.Детская спортивная школа 26 чел. 37%14.2. Школьная секция28 чел.40%14.3. Детско - юношеский клуб15 чел.21%14.4.Другой ответ· спорт клуб СКАЭРО1 чел.1%15.С каким настроением Вы посещали тренировки? 15.1.Обычно с хорошим 53 чел. 75 %15.2. Чаще с хорошим, чем с плохим14 чел.20 %15.3.Чаще с плохим, чем с хорошим1 чел.1%15.4.Обычно с плохим--15.5.Затрудняюсь ответить2 чел.3%16. Вы с удовольствием участвовали в соревнованиях? 16.1. Да 44 чел. 63%16.2. Чаще да, чем нет16 чел.23%16.3. Чаще нет, чем да2 чел.3 %16.4. Нет4 чел.6%16.5. Другой ответ· не участвовал3 чел.5%· не ответили на вопрос1 чел.1%17. Если вы не хотели участвовать в соревнованиях, то по какой причине? 17.1. Не хотелось проигрывать 14 чел. 20%17.2.Не хотелось выслушивать упреки тренера в случае плохого выступления 7 чел. 10%17.3.Не хотелось разочаровывать родителей в случае плохого выступления 1 чел. 1%17.4.Боялся, что если не покажу необходимый результат, меня отчислят из секции - -17.5.Пропал интерес к соревнованиям, потому что знаю, что мой уровень подготовленности значительно ниже, чем у лидеров 12 чел. 17%17.6.Другой ответ· хотел всегда19 чел.27%· не участвовал1 чел.1%· лень1 чел.1%· волновался из - за болельщиков2 чел.3%· плохое самочувствие3 чел.5%· не было мотивации1 чел.1%· усталость от частых соревнований1 чел.1%· если есть травма3 чел.5%· не ответили на вопрос5 чел.7%18. Какова ваша реакция на плохой результат в соревнованиях? 18.1.Спокойная 10 чел. 14%18.2. Почти спокойная8 чел.11%18.3. Небольшое разочарование37 чел.53%18.4. Большое психологическое напряжение8 чел.11%18.5. Другой ответ· по разному1 чел.1%· депрессия3 чел.5%19. Как тренер реагировал на Ваши неудачные выступления на соревнованиях? 19.1. Ругал, угрожал отчислить из секции 5 чел. 7%19.2. Немного журил12 чел.17%19.3. Никак не реагировал7 чел.10%19.4. Сочувствовал, старался ободрить20 чел.29%19.5. Стремился вместе со мной выяснить причины неудачи и учесть это в тренировках 25 чел. 35%19.6. Другой ответ· тренер выражался нецензурной бранью 1 чел. 1%20. Как родители относились к Вашим неудачным выступлениям на соревнованиях? 20.1. Ругали, упрекали, что плохо тренируюсь. 1 чел. 1%20.2. Давали понять, что они не довольны1 чел.1%20.3. Им было все равно11 чел.17%20.4. Сочувствовали, старались поддержать40 чел.57%20.5. Старались узнать причины, и как - то помочь 11 чел. 17%20.6. Другой ответ· не участвовал1 чел.1%21. Какие у Вас были взаимоотношения с ребятами? 21.1. Дружные, доброжелательные 41 чел. 59%21.2. С большинством дружные22 чел.30%21.3. С некоторыми дружные5 чел.7%21.4. Ни с кем не дружил1 чел.1%21.5 Конфликтные1 чел.1%21.6. Другой ответ--22. Были ли случаи ссор в секции (команде)? 22.1.Нет 28 чел. 40%22.2. Иногда35 чел.50%22.3. Часто5 чел.7%22.4. Часто ссоры иногда доходило до драк1 чел.1%22.5. Другой ответ· из - за плохого выступления на соревнованиях 1чел. 1%23. Как тренер реагировал на конфликты в секции ( команде)? 23.1. Не знал о них 16 чел. 23%23.2. Делал вид, что не знает о них3 чел.4%23.3. Никак не реагировал7 чел.10%23.4. Пытался разобраться и восстановить справедливость 30 чел. 43%23.5.Наказывал всех участников конфликта11 чел.17%23.6. Другой ответ--· не ответили на вопрос3 чел.4%24. Приходилось ли Вам участвовать в конфликтах? 24.1.Нет 25 чел. 36%24.2. Иногда в ссорах38 чел.54%24.3. Часто в ссорах3 чел.4%24.4. Часто в ссорах , иногда в драках3 чел.4%25.5. Другой ответ· приходилось разнимать ребят1 чел.1%25. Были ли в секции ребята, которые стремились силой подчинить себе других и заставляли их делать то чего они не хотели? 25.1.Да 13 чел. 19%25.2. Нет48 чел.69%25.3. Затрудняюсь ответить9 чел.13%26. Как Вы посещали тренировки? 26.1. Регулярно, по расписанию секции 36 чел. 51%26.2. Пропускал редко, только по болезни или по уважительной причине 27 чел. 39%26.3. Иногда пропускал без уважительных причин 7 чел. 10%26.4. Посещал редко, когда было желание--27. Как спортсмены относились к тренеру 27.1. Все с большим уважением, старались выполнять все его указания 50 чел. 71%27.2. Многие с уважением, но некоторые нет16 чел.23%27.3.Некоторые с уважением, но большинство нет 1 чел. 1%27.4. В основном боялись, и мало кто уважал1 чел.1%27.5. Затрудняюсь ответить1 чел.1%27.6. Другой ответ · «он был никто для нас» 1 чел. 1%28. Что из перечисленного характерно для вашего тренера? 28.1. Пользовался большим уважением у ребят. 41 чел. 17%28.2. Иногда строг, но всегда сдержан.29 чел.12%28.3. Дисциплину поддерживал с помощью крика и угроз. 9 чел. 4%28.4. Чаще хвалил ребят, чем ругал.23 чел.9%28.5. Терпеливо занимался с теми, у кого что - то не получалось на тренировке. 27 чел. 11 %28.6.Давая задания на тренировку, объяснял для чего необходимо выполнить. 28 чел. 11%28.7. Всегда поступал честно и справедливо. 24 чел. 10%28.8. Активно занимался спортом (физкультурой), держал себя в хорошей физической форме.32 чел.13%28.9.Иногда тренер поступал несправедливо или обманывал.1 чел.0,5%28.10.Требовал беспрекословного выполнения своих заданий, не объясняя их целесообразность.3 чел.1%28.11. Часто тренер говорил, как надо вести себя, а сам этого не делал.2 чел.1%28.12. Чаще ругал за проступки, чем хвалил за достижения3 чел.1%28.13.Мог обозвать, оскорбить, унизить спортсмена.3 чел.1%28.14.Часто грубо разговаривал2 чел.1%28.15. Курил3 чел.1%28.16. Часто употреблял спиртные напитки1 чел.0,5%28.17.Использовал нецензурные выражения5 чел.2%28.18. Иногда в виде наказания мог ударить2 чел.1%28.19.Занимался в основном с перспективными спортсменами.7 чел.3%28.20.Другой ответ--29.Какие у Вас были взаимоотношения с тренером?29.1.Очень хорошие, дружеские24 чел.34%29.2.Хорошие уважительные43 чел.61%29.3. Не очень хорошие.3 чел.4%29.4.Плохие.--29.5. Конфликтные (причина конфликта?)--30.Как Вы оцениваете свои перспективы в спортивных достижениях?30.1. Очень высокие3 чел.4%30.2. Высокие13 чел.19%30. 3. Средние45 чел.64%30.4.Низкие9 чел.13%31. Как Вы поступили после ухода из секции или ДЮСШ?31.1.Прекратили занятия спортом31 чел.44%31.2. Перешли к другому тренеру в этом же виде спорта.5 чел.7%31.3.Перешли в другой вид спорта (какой?)8 чел.11%31.4.Продолжили тренироваться самостоятельно.25 чел.36%31.5. Другой ответ· перешла на индивидуальные занятия с тем же тренером1 чел.1%32. Каковы были причины такого решения? (может быть несколько вариантов ответа)32.1. Пропало желание тренироваться.9 чел.7%32.2. Нехватка времени38 чел.32%32.3.Смена жительства21 чел.17%32.4.Появилось более интересное (важное) занятие (какое?)· музыкальная школа2 чел.1,5%· учеба в университете3 чел.2,5%· подготовка к ЕГЭ1 чел.1%· тренажерный зал1 чел.1%· танцы1 чел.1%32.5. Нет перспектив в данном виде спорта7 чел.6%32.6. Плохая организация тренировочного процесса8 чел.7%32.7. Конфликт с тренером (причина конфликта?)--32.8.Конфликт с коллективом (причина конфликта?)--32.9.Родители предложили1 чел.1%32.10. Очень большие физические нагрузки2 чел.1,5%32.11. Травма. (Частые травмы)7 чел.6%32.12. Болезнь. (Частые заболевания)6 чел.5%32.13. Плохая психологическая атмосфера в коллективе4 чел.3%32.14. Нет возможности приобрести необходимое снаряжение и форму.1 чел.1%32.15.Нет возможности платить за занятия в секции.1 чел.1%32.16. Тренер предложил.--32.17.Не выполнил необходимые нормативные тесты4 чел.3%32.18. Пригласил хороший тренер--32.19. Другая причина· секцию перенесли в другое неудобное место1 чел.1%· закрыли секцию1 чел.1%· уехал тренер1 чел.1%

Выводы

. В современном спорте резко возросла роль тренера. Успешность деятельности отдельного спортсмена или команды, особенно на начальном этапе подготовки, на 60-70% зависит от деятельности тренера. Проводя ее своими учениками по 6-7 часов в день при 2-3-разовых тренировках на протяжении 8-10 лет, тренер имеет возможность досконально изучить своих учеников, узнать все нюансы их характера, правильно воздействовать на психическое состояние в экстремальных условиях тренировки и соревнований. Вместе с тем такая долголетняя совместная работа, сопровождающаяся постоянными эмоциями с той или другой стороны, предъявляет большие требования к межличностным отношениям в системе «тренер - спортсмен». Интерес к факторам и причинам позитивных или негативных отношений привел к серии исследований, которые показали, что тренеры строят свои отношения с учениками ориентируясь в первую очередь на их специфические спортивные качества и только затем - на личностные, которые оцениваются под влиянием первых.

Как уже говорилось, ранняя специализация во многих видах спорта ведет к тому, что творческое содружество тренера и спортсмена продолжается многие годы. В большинстве случаев взаимоотношения в системе «тренер - ученик» складываются безболезненно, в них нет чрезмерной остроты и напряженности, а возникающие иногда конфликты быстро разрешаются, и отношения нормализуются. Однако нередко ученика, делающего определенные успехи в спорте, приглашают в сборные коллективы, более высокие по классу команды и т. д. Наши исследования показали, что в таких случаях часто наблюдаются нарушения во взаимоотношениях между спортсменом и новым тренером (в 70% случаев они ухудшились, в 16%-остались такими же, как и с первым тренером, и в 14% стали лучше). Эти цифры не могут не настораживать. Видимо, большой процент спортсменов, отсеивающихся при переходе из юношеских коллективов во взрослые команды, частично можно объяснить тем, что вынужденная смена тренера не прошла безболезненно для спортсмена.

. На основании изучения литературных источников можно выделить следующие факторы, влияющие на уход из спорта или продолжение карьеры:

·стресс (конфликт спорта с образованием или работой);

·травма;

·влияние родителей;

·влияние тренера;

·мотивация;

·конфликт интересов (между серьезными занятиями спортом и свободным временем);

·критика профессионального спорта.

. А) По результатам анкетирования нами было выявлено, что 32% опрошенных отметили, что их тренеру был присущ демократический стиль руководства, а 6% опрошенных отметили авторитарный стиль руководства.

Б) Самая распрастраненная причина ухода из спортивных школ - нехватка времени у опрошенных (32%). Из-за смены места жительства 17% опрошенных прекратили занятия спортом - это вторая по полярности причина ухода. По 7% опрошенных отметили, что у них пропало желание тренероваться; появилось более интересное (важное) занятие; была плохая организация тренировочного процесса.

А так же немаловажными причинами ухода являются:

отсутствие перспектив в данном виде спорта (6%);

травмы (6%);

болезни (5%).

На наш взгляд такие причины, как конфликт с тренером и конфликт с коллективом должны были отразиться в ответах опрошенных, ведь это очень важные проблемы. Но данные причины ухода никто из опрошенных не отметил.

В последнее время заметен факт ухода из спортивных секций в связи с переключением на другие, более привлекательные, сферы активности, такие как музыка, телевидение, компьютеры, фильмы, экстремальный и автомобильный спорт и т.д. Если такое направление будет продолжать развиваться, то логично заключить, что со временем роль спорта в нашем обществе значительно уменьшится. Мы можем оказаться перед проблемой потери в будущем многих талантливых спортсменов.

Серьезный спорт в настоящее время состоит из множества факторов, и нет сомнения, что уход из спорта также происходит в результате воздействия разнообразных причин. Прошло то время, когда спорт был как бы вторичным, не самым главным в жизни атлета. Сейчас такое положение в корне изменилось даже для молодых спортсменов. В настоящее время спортивная карьера сопровождается длительным и хорошо разработанным процессом физического развития, характеризующимся высокими физическими нагрузками и жестким спортивным режимом, включающим календарь соревнований, тренировочные циклы, тренировочные лагеря, восстановительные процедуры и пр. Конфликты между серьезными требованиями современной системы спортивной подготовки и многими другими факторами являются причинами ухода из спорта юных атлетов.

Заключая, хотелось бы отметить, что в отечественном детско-юношеском спорте к настоящему времени заметен определенный крен в сторону излишней формализации подготовки нашей будущей смены. У нас лучше, чем где-либо в мире, разработаны тестовые процедуры и нормативы для выявления талантливых спортсменов, а также тренировочные планы и этапные контрольные результаты по мере спортивного совершенствования. Да, это крайне важно и необходимо в тренировочном процессе, но не надо забывать, что мы имеем дело с юными членами нашего общества в постоянно меняющихся социальных условиях. Они быстрее, чем мы, адаптируются к этим переменам, и нам, всем, кто вовлечен в процесс подготовки юных спортсменов, нужно помнить об этом и предвосхищать возможные конфликты и недоразумения, которые могут появиться в практике тренировочной работы. Создание позитивного психологического климата и постоянное личное совершенствование в теории и практике спорта - залог нашей успешной работы в будущем.

Список используемой литературы

.Бальсевич В.К., Большенков В.Г., Рябинцев Ф.П. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательной школы. - М.: ЮНИТИ, 2004

.Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников, М., 1991

.Вечер Л.С. Поведение руководителя: Практ. Пособие. - Мн.: Новое знание, 2000. - 208 с.

.Вильчковский Э. С. Физическое воспитание школьников. - М.: Логос, 2002.

.Волков Н.Н., Топчиян В.С. Моделирование личности и деятельности тренера и совершенствование высшего физкультурного образования. ANALYTIC - SERIAL //Теория и практика физической культуры. - 1989. -№10. - С. 7-9.

.Гелецкий В.М. Реферативные, курсовые и дипломные работы: Учебно-методическое пособие для студ. факультета физической культуры и спорта / В.М. Гелецкий, Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2004.

.Головина Л.Л., Копылов Ю.А. Концепция формирования личности учащихся общеобразовательной школы в процессе физического воспитания. - М.: Логос, 2003.

.Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера / Предисл. Н.В. Кузьминой, А.Ц. Пуни, А.В. Тарасова. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 375с.

.Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным. - М.: Аст, Аквариум, 2005.

.Ильин Е.Л. психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры:2-е изд., испр. И доп. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 486 с.: ил.

.Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания. - М.: Сфера, 2002.

.Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 128 с., ил. - (Наука - спорту; Психология).

.Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте. Пер. с англ. Ханина Ю.Л. - М., «Физкультура и спорт», 1978. 224 с. с ил.

.Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 224 с.

.Личность и коллектив в спортивной деятельности: лекция для студентов ГЦОЛИФКа. М.: 1975.

.Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации. - М.: ИНФРА-М, 2004.

.Лысенко В.В., Михайлина Т.М., Долгова В.А., Жиленко В.А. Практикум по спортивной метрологии/ Учебное пособие - Краснодар: КГАФК, 2002.-347с.

.Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. - М.: Феникс, 2006.

.Психология физического воспитания и спорта: Учебн. пособие для ин-тов физ.культ./ Под. ред Т.Т. Джамгарова, А.Ц.Пуни. - М.: Физкультура и спорт, 1979 - 143 с., ил.

.Психология. Учебник для ин-тов физич. Культ. Под ред. Рудика П.А. - М., «Физкультура и спорт», 1974. - 512 с. с ил.

.Психология: Учеб. для ин-тов физ. Культ./Под ред. В.М.Мельникова. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 367 с., ил.

.Ращупкин Г.В. Физическая культура школьников. - Спб.: Нева, 2004.

.Саная М.В.. Психологические особенности деятельности и личности тренера: Лекции для студентов. - М., РГАФК/РГАФК.ВООК, 1997. - 27 с.

.Сборник информационно-аналитических материалов «Спортивная наука в зарубежных странах», выпуск 2, /Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта. - М.: Советский спорт. 2006

.Физическое воспитание детей школьного возраста./Под ред. Ю. Ф. Луури. - М.: Феникс, 2003.

.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Инфра - М, 2006.

Приложение 1

Анкета

Факультет физической культуры и спорта СФУ проводит исследование по изучению причин прекращения занятий спортом детей занимавшихся в детских спортивных школах и спортивных секциях. Если Вы до поступления в СФУ занимались в ДЮСШ или в школьной спортивной секции и по каким-то причинам прекратили занятия или перешли в другой вид спорта, ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты.

Отвечая на вопросы, ставьте галочку напротив выбранного Вами ответа. В некоторых вопросах, если вы считаете, что вам подходят несколько вариантов ответов, отмечайте все подходящие для вас варианты. Если варианты ответов, представленные в анкете, Вас чем-то не устраивают, запишите свой ответ в свободную строку в конце вариантов.

Ждем от Вас искренних ответов и благодарим за проделанную работу.

. Ф.И.О. (заполнять не обязательно) _______________________

. Институт (факультет) _______________

.Курс__________

. Возраст _________лет. 5. Пол: м; ж. 6. Вид спорта

. Спортивный разряд, присвоенный до ухода из секции ____________

. Наилучший результат (занятое место на соревнованиях), показанный до ухода из секции _______________

. Сколько лет (месяцев) занимались (до ухода из секции)?

. В настоящее время занимаетесь спортом?

.1. ДА;

.2. нет

.Если да, то каким? _________________

.Где? _______ 13.Сколько лет? ________

. Где Вы занимались?

.1. Детская спортивная школа

.2. Школьная секция

.3. Детско-юношеский клуб

.4.Другойответ

. С каким настроением Вы посещали тренировки?

.1. Обычно с хорошим

.2. Чаще с хорошим, чем с плохим

.3. Чаще с плохим, чем с хорошим

.4. Обычно с плохим

.5. Затрудняюсь ответить

. Вы с удовольствием участвовали в соревнованиях?

.1. Да

.2. Чаще да, чем нет

.3. Чаще нет, чем да

.5. Другой ответ

. Если Вы не хотели участвовать в соревнованиях, то по какой причине?

.1. Не хотелось проигрывать

.2. Не хотелось выслушивать упреки тренера в случае плохого выступления

.3. Не хотелось разочаровывать родителей в случае плохого выступления

.4. Боялся, что если не покажу необходимый результат, меня отчислят из секции

.5. Пропал интерес к соревнованиям, потому что знаю, что мой уровень подготовленности значительно ниже, чем у лидеров.

.6. Другой ответ

. Какова Ваша реакция на плохой результат в соревнованиях?

.1. Спокойная.

.2. Почти спокойная.

.3. Небольшое разочарование.

.4. Большое психологическое напряжение.

.5. Другой ответ

. Как тренер реагировал на Ваши неудачные выступления на соревнованиях?

.1. Ругал, угрожал отчислить из секции (или чем-то другим ___

.2. Немного журил

.3. Никак не реагировал

.4. Сочувствовал, старался ободрить.

.5. Стремился вместе со мной выяснить причины неудачи и учесть это в тренировках

.6. Другой ответ ________

. Как родители относились к Вашим неудачным выступлениям на соревнованиях?

.1. Ругали, упрекали, что плохо тренируюсь.

.2. Давали понять, что они не довольны.

.3. Им было все равно.

.4. Сочувствовали, старались поддержать.

.5. Старались узнать причины, и как-то помочь.

.6. Другой ответ ______

. Какие у Вас были взаимоотношения с ребятами?

.1. Дружные, доброжелательные

.2. С большинством дружные

.3. С некоторыми дружные

.4. Ни с кем не дружил (а)

.5. Конфликтные (причина конфликта? _________

.6. Другой ответ ______

. Были ли случаи ссор в секции (команде)?

.1. Нет

.2. Иногда

.3. Часто

.4. Часто ссоры, иногда доходило до драк

.5. Другой ответ _________

. Как тренер реагировал на конфликты в секции (команде)?

.1. Не знал о них.

.2. Делал вид, что не знает.

.3. Никак не реагировал.

.4. Пытался разобраться и восстановить справедливость.

.5. Наказывал всех участников конфликта.

.6. Другой ответ ________

. Приходилось ли Вам участвовать в конфликтах?

.1. Нет

.2. Иногда в ссорах

.3. Часто в ссорах

.4. Часто в ссорах иногда в драках

.5. Другой ответ ______

. Были ли в секции ребята, которые стремились силой подчинить себе других и заставляли их делать то чего они не хотели?

.1. Да;

.2. Нет;

.3. Затрудняюсь ответить

. Как Вы посещали тренировки?

.1. Регулярно по расписанию секции

.2. Пропускал редко, только по болезни или уважительной причине

.3. Иногда пропускал без уважительных причин

.4. Посещал редко, когда было желание

. Как спортсмены относились к тренеру?

.1. Все с большим уважением, старались выполнять все его указания

.1. Многие с уважением, но некоторые нет

.1. Некоторые с уважением, но большинство нет

.1. В основном боялись и мало кто уважал

.1. Затрудняюсь ответить

.1. Другой ответ _____

.1. Пользовался большим уважением у ребят.

.2. Иногда строг, но всегда сдержан.

.3. Дисциплину поддерживал с помощью крика и угроз

.4. Чаще хвалил ребят, чем ругал.

.5. Терпеливо занимался с теми, у кого что-то не получалось на тренировке.

.6. Давая задания на тренировку, объяснял для чего это необходимо выполнить.

.7. Всегда поступал честно и справедливо.

.8. Активно занимался спортом (физкультурой), держал себя в хорошей физической

форме.

.9. Иногда тренер поступал не справедливо или обманывал.

.10. Требовал беспрекословного выполнения своих заданий, не объясняя их целесообразность.

.11. Часто тренер говорил, как надо вести себя, а сам этого не делал.

.12. Чаще ругал за проступки, чем хвалил за достижения.

.13. Мог обозвать, оскорбить, унизить спортсмена.

.14. Часто грубо разговаривал.

.15. Курил.

.16. Часто употреблял спиртные напитки.

.17. Использовал нецензурные выражения.

.18. Иногда в виде наказания мог ударить.

.19. Занимался в основном с перспективными спортсменами

.20. Другой ответ ________

. Какие у Вас были взаимоотношения с тренером?

.1. Очень хорошие, дружеские.

.2. Хорошие, уважительные.

.3. Не очень хорошие.

.4. Плохие.

.5. Конфликтные (причина конфликта? _____)

. Как Вы оцениваете свои перспективы в спортивных достижениях?

.1. Очень высокие.

.2. Высокие.

.3. Средние.

.4. Низкие.

. После ухода из секции или ДЮСШ Вы:

.1. Прекратили занятия спортом

.2. Перешли к другому тренеру в этом же виде спорта

.3. Перешли в другой вид спорта (какой?) __________

.4. Продолжили тренироваться самостоятельно

.5. Другой ответ ___

. Каковы были причины такого решения? (может быть несколько вариантов ответа)

32.1. Пропало желание тренироваться.

.2. Нехватка времени.

.3. Смена места жительства.

.4. Появилось более интересное (важное) занятие (какое? _____)

.5. Нет перспектив в данном виде спорта.

.6. Плохая организация тренировочного процесса.

.7. Конфликт с тренером (причина конфликта? _____________)

.8. Конфликт с коллективом (причина конфликта? _______________)

.9. Родители предложили.

.10. Очень большие физические нагрузки.

.11. Травма. (Частые травмы).

.12. Болезнь. (Частые заболевания).

.13. Плохая психологическая атмосфера в коллективе.

.14. Нет возможности приобрести необходимое снаряжение и форму.

.15. Нет возможности платить за занятия в секции.

.16. Тренер предложил.

.17. Не выполнил необходимые нормативные тесты.

.18. Пригласил хороший тренер

.19. Другая причина ________________________

33. Отметьте в баллах выраженность у Вашего тренера перечисленных ниже характеристик (обвести кружком соответствующий балл)

Таблица

ХарактеристикиБаллы33.1. Терпеливость1234533.2. Доброжелательность1234533.3. Вежливость1234533.4. Честность1234533.5. Отзывчивость1234533.6. Чуткость и внимательность к детям1234533.7. Радость от общения с детьми1234533.8. Умение и желание видеть хорошее в детях1234533.9. Уважительное отношение к спортсмену1234533.10. Готовность к диалогу и стремление к взаимопониманию12345

Похожие работы на - Особенности взаимоотношений в системе 'тренер-спортсмен'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!