Музыкальное сопровождение на занятиях физической культурой

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    274,94 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Музыкальное сопровождение на занятиях физической культурой

Содержание

Введение

. Понятие музыкального сопровождения в занятиях физической культурой

.1 Музыка и ее использование в жизни человека

.2 Средства музыкальной выразительности

.3 Влияние музыки человека: психологические и физиологические факторы

. Методические аспекты использования музыкального сопровождения в физической культуре

.1 Общие вопросы организации музыкального сопровождения

.2 Выбор и использование музыкального сопровождения на уроке физической культуры

.3 Особенности использования музыкального сопровождения на уроках по физической культуре с игровой направленностью

Заключение

Список литературы

Введение

музыкальный сопровождение физический культура урок

Современный этап развития физической культуры в России характеризуется поиском эффективных путей решения задач укрепления и сохранения здоровья населения, что обусловлено его существенным снижением в последние годы, причём - практически во всех возрастных группах и социальных стратах, что доказано данными официальной статистики и многочисленными научными исследованиями. При этом снижение интереса к традиционным занятиям физической культурой в данной ситуации играет свою, весьма существенную роль, усугубляя положение.

Таким образом, одной из приоритетных задач, требующих своего решения, стоящих перед отраслью физической культуры, является поиск инновационных технологий, которые сочетали бы в себе средства и методы комплексного оздоровления организма и психики, эмоциональной сферы человека, и, прежде все-го, содействовали бы не декларативному, а реальному духовному и физическому развитию личности и формированию аксиологических ориентиров на достижение оптимального уровня здоровья и здоровый образ жизни. Следует особо подчеркнуть, что достижение этого результата возможно только лишь при условии заинтересованности самого объекта воздействия - человека, теми или иными видами двигательной активности.

В последние годы в нашей стране появился широкий выбор направлений занятий, способный удовлетворить разнообразные потребности индивида как в двигательной активности, оздоровлении организма и психики, так и в эстетических переживаниях в соответствии с индивидуальными предпочтениями российских граждан разного возраста и социального статуса.

Немаловажную роль при этом играет то, что большое число современных направлений занятий физической культурой и новых видов спорта предполагает использование музыкального сопровождения. Это не только повышает их эмоциональность, но и, при грамотном использовании средств музыки, может содействовать решению оздоровительных задач.

Давно известно, что ритмичная музыка является важным воспитывающим и организующим средством. Большое внимание музыкальной стимуляции физической и умственной работоспособности человека уделял ещё Аристотель. Он отмечал, что музыка решает в обществе определенные задачи, она способна управлять сознанием и поведением Людей, регулировать их умственную и физическую деятельность, давать эстетическое наслаждение, исцелять от болезней, формировать у слушателей вкусы, интересы, социальные установки, нормы и идеалы.

При всём очевидном положительном потенциале, музыка является весьма сложным, специфичным и многогранным инструментом воздействия на организм и психику человека. Неправильное её применение может не только затруднять процесс выполнения физических упражнений, но и оказывать негативное влияние на психофизическое и эмоциональное состояние занимающихся.

В настоящей работе рассмотрены вопросы, связанные с исследованием роли музыкального сопровождения в развитии физической культуры, особенностях практического применения музыкального сопровождения на занятиях различных видов физической культуры.

1. Понятие музыкального сопровождения в занятиях физической культурой

 

.1 Музыка и ее использование в жизни человека


Как указывал французский философ Э. Шартье: «Своим существованием музыка побуждает нас искать смысл внутри себя...». Целью музыкального искусства является достижение равновесия тела и духа человека, воздействие музыки не только на духовное, психическое, но и физическое состояние человека.

Использование музыки в любых форматах занятий физическими упражнениями решает несколько задач, главными из которых являются следующие:

содействовать всестороннему гармоничному развитию личности занимающихся через искусство как синтетическую форму человеческой жизнедеятельности, способ тренировки одновременно тела и души;

способствовать в организации занимающихся в процессе занятий (при выполнении физических упражнений, различных перестроений, смене движений и места в зале);

содействовать решению основных задач занятия и каждой его части;

содействовать улучшению эмоционального фона на занятии и психоэмоционального состояния занимающихся.

Исходя из задач, можно выделить функции музыкального сопровождения на занятиях физической культурой (рис. 1):

аксиологическую (ценностную) - формирование ценностного отношения к музыкальной культуре и культуре движения;

эстетическую - формирование музыкального вкуса, эстетических переживаний образа и характера музыкального произведения в единстве с движением, понимания красоты и эстетики выполнения движений в соответствии с музыкой;

Рис. 1 Функции музыкального сопровождения в занятиях физической культурой

организаторскую - содействие более чёткой организации проведения занятия и конкретных комплексов упражнений;

оптимизирующую - содействие более эффективному решению задач занятия и каждой его части;

психорегулирующую - содействие переключению и преодолению монотонии, снятию нервного напряжения и стресса, улучшению психологического состояния занимающихся и общего эмоционального фона на занятии, позитивного взаимодействия участников педагогического процесса (занимающихся и педагога, занимающихся в группе);

гедонистическую - способствует получению занимающимися удовольствия от прослушивания музыкальных произведений, выполнения двигательных действий под музыку и от занятия в целом.

Наиболее значимыми среди указанных функций музыкального сопровождения являются психорегулирующая, оптимизирующая гедонистическая и эстетическая функции.

Столь широкий спектр задач и функций музыкального сопровождения на занятиях физической культурой обеспечивается разнообразием средств музыкальной выразительности и музыкальных форм во всём неисчислимом множестве вариантов их сочетаний, особенностями восприятия их человеком не только в зависимости от личного жизненного опыта, но и от исторически сформированных на протяжении тысячелетий на уровне подсознания архетипов и стереотипов.

Соответственно, перед тем, как определять роль и место музыкального сопровождения в занятиях физической культурой, необходимо рассмотреть общие сведения о музыке и дать определения основным понятиям.

История учит нас тому, что, как справедливо указывает А.Н. Зимина, искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности, личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства.

Нельзя недооценить роль музыки в духовной жизни человека, а также колоссальное значение в занятиях физическими упражнениями.

Музыкальное искусство, обладающее большой эмоциональной силой воздействия, способностью передачи тончайших оттенков человеческих чувств, содействует как познанию эмоционального мира других людей, так и самопознанию человека. Философы выделяют специфические особенности музыки как вида художественно-образного отражения действительности посредством эстетического понимания мира.

Искусство музыки возникло на заре человеческой цивилизации и явилось событием не менее значительным, чем когда-то произнесённое первое слово.

Ю.Г. Коджаспиров указывает, что первые объективные сведения об её использовании в жизни человека восходят к верхнему палеолиту, к ориньякской культуре (около 30 - 40 тысяч лет назад). Именно с этого времени в археологических находках вместе с простейшими орудиями труда - костяными и каменными топорами, ножами, иглами, начинают попадаться музыкальные инструменты - свистки, флейты, барабаны. О прикладном применении музыки в целях стимуляции двигательной активности человека этого периода свидетельствуют и изображения в палеолитических пещерах играющих, танцующих и охотящихся под музыку людей.

Музыка, как и каждый вид искусства, связана с деятельностью человеческого сознания. Являясь особой формой сознания, она закрепляет свои познавательные результаты такими средствами, как звуки.

Существует ряд гипотез о её происхождении - мифического, философского и научного характера. Процесс формирования музыки отразила античная мифология.

Мифы повествуют о греческих богах, которые и сотворили различные искусства, в том числе, и музыку.

Однако, по мнению Г. Бореева, в высшей степени вероятно, что греки получили свое знание о зарождении музыки от египтян, которые в свою очередь рассматривали Бога Гермеса как основателя искусств. Согласно легенде, этот бог сконструировал первую лиру, натянув струны на панцирь черепахи. Египетские Боги Осирис и Исида были покровителями музыки и поэзии. Выдающийся древнегреческий философ Платон, описывая эти античные искусства египтян, говорит, что они были такой возвышенной и одухотворенной природы, что только боги или богоподобные люди могли сочинить их. В мистериях (древних богослужениях) лира считалась секретным символом человеческой конституции: корпус инструмента представлял физическое тело, струны - нервы, а музыкант - дух. Играя на нервах, дух, таким образом, сотворил гармонию нормальной музыки, которая, однако, превращается в дисгармонию, если природа человека развращена.

В свою очередь, в Древней Греции, как указывает А.Ф. Лосев, возникла легенда о Боге Пане и прекрасной нимфе Сиринге. В ней объясняется рождение многоствольной свистковой флейты (флейты Пана), встречающейся у многих народов мира. Согласно преданию, Бог Пан, погнавшись за прекрасной нимфой, потерял ее у берега реки и вырезал сладкозвучную свирель из прибрежного тростника, который зазвучал удивительным образом. В этот самый тростник была превращена богами испугавшаяся его прекрасная Сиринга, и именно её голос стал звучать при игре на этом музыкальном инструменте.

Древние китайцы, индусы, персы, израильтяне, также как египтяне и греки, создали свои мифы о происхождении музыкального искусства и использовали вокальную и инструментальную музыку в своих религиозных церемониях.

Анализируя различные научные теории о первооснове музыкального искусства, можно отметить существенные расхождения во взглядах учёных.

Широкое признание получила «лингвистическая» теория происхождения музыки, в которой рассматривается интонационные основания музыки, связь ее с речью. Одна мысль об истоках музыки в эмоциональной речи высказывалась философом-гуманистом Жан-Жаком Руссо <#"587706.files/image002.jpg">

Рис. 1 Соотношение длительностей музыкальных звуков

Не менее важным средством музыки является пауза. Она является своеобразным «знаком молчания» и может длиться столько же, сколько и любая нота, то есть, существует целая, половинная, четвертная, шестнадцатая и т.д. паузы, во время которых звуки замолкают (рис. 2).

Рис. 2. Паузы

Паузы имеют большое художественное значение в выражении чувств и эмоций, образа музыкального произведения и также должны учитываться в движении, где могут передаваться как внезапной остановкой движения, принятием той или иной позы.

В музыке очень редко встречается ритм, состоящий из звуков одинаковой длительности. Организованное сочетание длительностей звуков называется ритмическим рисунком. Он не зависит от высоты звуков или их силы. Его можно воспроизвести движениями (хлопками, притопами, шагами, и др.).

Чередование сильных и слабых долей через равные промежутки времени (через одну или две слабые доли) принято называть тактом. Такты бывают разного размера.

Непрерывно повторяющаяся последовательность акцентируемых и неакцентируемых равнодлительных ритмических единиц (отрезков времени) называется метр. Он применяется для организации музыкальных звуков различной силы звучания (тяжести).

Музыкальный размер - это метр, доля которого выражена определенной ритмической единицей. Он организует звуки во времени. В записи музыкальный размер обозначается в виде дроби. Цифра, стоящая в числителе, указывает на количество долей в каждом метре (такте), знаменатель обозначает длительность этих долей.

Как указывают Н.В. Казакевич, Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилёва и ряд других исследователей, для занятий физическими упражнениями наиболее удобны музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4. При выполнении общеразвивающих упражнений подсчет ведется только по сильным долям, а при марше и танцевальных шагах - по сильным и слабым. Например, 2/4 - две доли (сильная и слабая), 3/4 - три доли (сильная и две слабых), 4/4 - четыре доли (первая- сильная, третья - относительно сильная, вторая и четвертая - слабые). Полька, галоп и т.п. относятся к музыкальному размеру 2/4, вальс, мазурка - 3/4, марши - 4/4. Размеры 4/4 и 6/8 называются сложными, так как в них кроме основного акцента на первую долю есть еще одна - относительно сильная доля.

Необходимо помнить, что многие музыкальные произведения начинаются со слабой доли, а не с полного такта (с сильной доли). Такой такт называется затактом и должен быть учтён при выполнении двигательного действия.

Счёт во время выполнения упражнения можно вести по тактам (например, в вальсе) или по четвертям. В случае, когда на каждую четверть такта движения делаются разные, считать по четвертям обязательно. При выполнении отдельных танцевальных движений счёт может вестись и по восьмым (раз- «и»).

С целью закрепления восприятия музыкального размера выделяют сильные (акцентированные) и слабые (неакцентированные) доли такта. При обучении занимающихся это делается посредством хлопков, притопов, акцентированной ходьбы, сочетания хлопков с ходьбой.

Музыкальный метр, ритм содействуют в процессе занятий физическими упражнениями воспитанию умения применять различные по амплитуде, длительности и интенсивности движения, сочетать их во времени о пространстве. Вместе с тем они положительно влияют на развитие сложной координации, ориентировки в пространстве, быстроты реакции и других важных качеств.

Мелодия является важнейшей основой музыки. Она представляет собой художественно осмысленный ряд музыкальных звуков, определённым образом организованных во времени и воплощает различные образы и состояния, что составляет идейно-эмоциональное содержание музыкального произведения. Разнообразие мелодии передается направлением мелодических рисунков, которые условно делятся на восходящий, нисходящий, волнообразный и ровный. Они воспроизводятся движением рук или всего тела: на восходящую мелодию выполняются движения вверх и «от себя», на нисходящую - наоборот, движения к низу, «к себе». На волнообразный мелодический рисунок следует чередовать движения вверх и вниз, и наоборот. Особого внимания требует характер исполнения музыкального произведения: слитно или отрывисто. Слитное исполнение используется при выполнении плавных, широких, волнообразных движений; отрывистое - при выполнении резких, коротких движений.

Следует учитывать, что высота звуков может также быть отражена в понятии регистр. Существуют три музыкальных регистра: высокий, низкий и средний.

Огромное значение для отражения характера и образа музыкального произведения имеет лад. Ладов существует несколько - лидийский, фригийский, ионийский, дорийский и др., но основными и наиболее часто встречающимися в современной музыке являются мажорный и минорный лад. Мажор обыкновенно употребляется для выражения весёлого, бодрого серьёзного, возвышенного, минор же для выражения ласки, грусти и нежности. Однако, большое значение для того, как будет восприниматься настроение музыкального произведения, имеет сочетание лада и темпа.

Темп - это скорость исполнения музыкального произведения. В наиболее общем виде он может быть разделён на медленный, умеренный и быстрый. Каждая разновидность темпа в значительной степени определяет характер музыкального произведения. Произвольное его изменение может полностью исказить замысел композитора.

При определении настроения и характера музыкального произведения учитываются два компонента - активность и знак переживания (положительный или отрицательный), таким образом, отражение различных эмоциональных состояний возможно при помощи модели, изображённой на рисунке 3.

Рис. 3 Отражение эмоциональных состояний в сочетании лада и темпа музыкального произведения

Таким образом, как указывает В.И. Петрушин, можно определить следующие настроения, выражаемые сочетанием лада и темпа музыки:. Медленный темп + минорная окраска - характер музыки задумчивый, печальный, грустный, унылый, скорбный, трагичный.. Медленный темп + мажорная окраска - характер музыкальных произведений созерцательный, спокойный, уравновешенный.. Быстрый темп + минорная окраска - характер музыкальных произведений направленно - драматический, взволнованный, страстный, протестующий, мятежный, наступательно-волевой.. Быстрый темп + мажорная окраска - музыка радостная, жизнеутверждающая, веселая, ликующая.

Таким образом, можно любое музыкальное произведение расположить в системе таких координат. Однако, данная интерпретация является условной, так как выражаемые в музыке образы могут отражать сложный комплекс различных эмоций и оттенков.

Следующим средством музыкальной выразительности является динамика, что в переводе с греческого означает «сила». Все, что касается силы, громкости звучания, относится к динамическим оттенкам музыки. Они придают музыкальному произведению более выраженный образ, характер, дополняют и раскрывают содержание. Динамические оттенки музыкального сопровождения занятий включают в себя громкое и тихое звучание, постепенное усиление или ослабление силы звука, динамические акценты. Громкого звучания требуют все движения, выполняемые с большим мышечным напряжением. Под тихое звучание выполняются плавные, волнообразные движения, ходьба на носках и др. Постепенное усиление или уменьшение громкости звучания соответствует движениям, выполняемым с постепенным изменением мышечных напряжений.

Большое значение для характера выполняемых двигательных действий имеют музыкальные штрихи - легато, нон легато и стаккато. Как и все музыкальные термины, их названия имеют итальянское происхождение.

Так, легато обозначает - плавно, связно. Звуки при легато звучат непрерывно, как бы переходя один в другой. Соответственно, и движения должны выполняться плавно.

Стаккато - звучит отрывисто. Это связано с тем, что короткие по длительности звуки отделены короткими паузами. При выполнении упражнения стаккато будет отличаться резкостью, порывистостью движений.

Нон легато означает - не связно и отражается чёткими размеренными движениями.

Совокупность средств музыкальной выразительности, создающих идейно-эмоциональное содержание музыкального произведения, называется музыкальной формой. Она тесно взаимосвязана со структурой музыкального произведения.

Структура является композиционным строением и определяется наличием частей музыкального произведения, особенностями метро-ритма, фактуры и т.д. К структурным элементам относятся: мотив, фраза, предложение, период. При этом мотив является наименьшим музыкальным построением. Соединение двух последовательно звучащих мотивов образует музыкальную фразу, звучание двух фраз - предложение, двух предложений - период, и, далее - двух периодов - простую двухчастную форму музыкального произведения (например, куплет-припев).

Таким образом, рассмотрев всё вышеуказанное, необходимо подчеркнуть значение средств музыкальной выразительности и важность учёта их совокупности при выборе того или иного музыкального произведения для занятий физическими упражнениями.

1.3 Влияние музыки человека: психологические и физиологические факторы


Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе и опыт воздействия музыки на животных, растения и человека, накопленный тысячелетиями.

В древности выделяли 3 направления её влияния на человека:

) на духовную сущность;

) на интеллект;

) на физическое тело.

Эти известные с древности направления подтверждены и обоснованы современными учёными, которые определили, что музыка обладает несколькими видами воздействия:

Психо-эстетическим - возникают положительные ассоциации, выстраивается образный ряд.

Физиологическим - с помощью музыки отлаживаются отдельные функции организма.

Вибрационным - звуки активизируют различные биохимические процессы на клеточном уровне.

Учеными было доказано, что воздействие музыки зависит и от вкусов и предрасположенности самого слушателя. Мелодии, которые ему субъективно нравятся, способствуют нормализации артериального давления, в то время как нелюбимая музыка дает противоположный эффект (сужение сосудов, перебои сердечного ритма).

Нормальное человеческое ухо воспринимает довольно широкий диапазон интенсивностей звука. При этом звуки музыки воспринимаются и проходят сложнейшую обработку в слуховом анализаторе, в частности, в корковых структурах головного мозга (А.Н. Ремизов, А.Г.Максина, А.Я. Потапенко).

Человеческое ухо способно воспринять колебания в диапазоне 16-20000 Гц. Они могут оказывать весьма существенное влияние на различные биологические процессы.

Наиболее кратко и обобщённо процесс восприятия музыки и её воздействия на человека можно описать следующим образом: музыкальный инструмент (группа музыкальных инструментов, голос человека) издаёт последовательность звуков различной высоты, тембра, громкости, продолжительности, в определённом ритме и темпе, далее звуковой сигнал (серия сигналов) поступает в слуховую систему человека), далее проходит сложный процесс передачи сигнала в головной мозг, где происходит обработка сигнала и, в зависимости от ряда факторов, осуществляется процесс восприятия его человеком, пробуждение соответствующих ассоциаций и эмоций. Вместе с тем, существует и вибро-акустическое воздействие звуков музыки, оказывающих своё непосредственное физическое воздействие в зависимости на клеточном уровне на различные органы и системы организма человека от частоты (явление резонанса).

Воздействие той или иной музыки на человеческий организм и психику многогранно и зависит от многих факторов.

О том, что музыка может лечить, было известно еще в глубокой древности. Традиция лечения музыкой успешно развивалась в Китае и в Древней. В Ведах, одно из собраний текстов посвящено ритуальной музыке. В Библии, в Первой книге Царств повествуется о владении исцеляющим музыкальным искусством в среде древних евреев. В арабской, древнегреческой культуре, а также культуре античного Рима музыка также широко применялась в медицинской практике.

В.В. Козлов и др. указывают, что в древнем Китае она числилась по «ведомству мер и весов». По музыке, звучащей в народе, определялось его умонастроение и делались соответствующие выводы. Уже в те далёкие годы были начаты первые разработки в музыкотерапии - применении музыки в целях исцеления психики и тела человека.

В XVII-XVIII веках в Европе наметился значительный прогресс естествознания и влияние музыки изучалось с позиций физиологии. Прежде всего, исследовались реакции организма на прослушивание музыкальных произведений - изменение пульса, сердечной деятельности, ритма дыхания в зависимости от высоты и силы звука, тембра, тональности.

В XIX веке ученый российский учёный И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека. Согласно наблюдениям известного русского хирурга академика Б.Петровского, под воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично, поэтому он использовал музыку во время сложных операций.

Влияние музыки на физиологические процессы организма человека стало предметом исследования ученых разных стран. Так, было подтверждено, что:

при восприятии музыки происходят изменения в центральной нервной системе;

музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови, а также повышает и понижает мышечный тонус и стимулирует появление эмоций

при прослушивании музыки происходит нормализация мозгового кровообращения;

негромкая мелодичная музыка оказывает успокаивающее воздействие;

энергичная музыка с четким ритмом умеренной громкости дает тонизирующий эффект;

мажорная музыка быстрого темпа учащает пульс и увеличивает тонус мышц;

музыка влияет на уровень различных гормонов в крови;

музыка способна влиять на общую подвижность и координацию организма;

музыка изменяет восприятие времени;

музыка может улучшить память и обучаемость.

В работах ряда учёных доказано, что регулярное восприятие специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта.

Сегодня учёные разных стран и различных отраслей знания - от психологов, музыковедов, до физиков, математиков и кибернетиков, продолжают изыскания в этой области.

Специальные физиологические исследования (Д.А. Дубровин, 1994; С.В. Шушарджан, 1998; Б.В. Гладков, 1999 и др.), выявили влияние музыки на различные системы человека. Было доказано, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы, звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменялась в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения.

Как указывает Доналд Кэмпбелл (Donald Campbell), основатель Института музыки, проведёнными исследованиями доказано, что музыка снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела. Через автономную нервную систему слуховые нервы соединяют внутреннее ухо с мышцами тела. Следовательно, сила, гибкость и тонус мышц зависят от звука и вибраций

На основании исследований ряда авторов, определены следующие психологические механизмы оздоровительного воздействия музыки:

а) катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния);

б) облегчение осознания собственных переживаний;

в) конфронтация с жизненными проблемами;

г) повышение социальной активности;

д) приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

е) облегчение формирования новых отношений и установок.

Следует отметить, что в психотерапии существует целое направление, изучающее воздействие различных видов искусства - живописи, поэзии, музыки и танца, и их возможности в лечении человека - арт-терапия.

В частности, на основании анализа литературных источников, выявлено, что на сегодняшнем этапе учёные выделяют музыкальную терапию (или музыкотерапию) (С.В. Шушарджан, 1998; В.И. Петрушин, 1999, 2001; Г.Г. Декер-Фойгт, 2003 и др.) и танцевальную (или телесно-ориентированную) терапию (Т.А. Шкурко, 2003; Ю. Андреева, 2005; К. Рудестам, 2006 и др.).

На данном этапе воздействие музыки и танца в большей степени ориентировано на достижение занимающимися психологического комфорта и изучается раздельно.

Такие учёные, как Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская (2001), К. Рудестам (2006) и ряд других, пришли к выводу, что можно использовать музыкотерапию для коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и т.д.

В свою очередь, представляют интерес и возможности воздействия танцевальной терапии, в частности, теория Моше Фельденкрайза, который сформировал свою собственную систему работы с телом.

Согласно его теории, главная задача работы с телом направлена на восстановление связей между двигательными участками коры головного мозга и мускулатурой, которые нарушены за счёт дурных привычек напряжения и других негативных факторов. По его мнению, цель состоит в том, чтобы создать в теле способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности, не посредством увеличения мускульной силы, а посредством возрастающего понимания того, как тело работает.

М. Фельденкрайз указывает, что возрастающее осознание и подвижность могут быть достигнуты посредством успокоения и уравновешивания работы двигательных участков коры головного мозга, так как, чем более они активны, тем менее человек осознаёт тонкие изменения в деятельности. При этом М. Фельденкрайз обнаружил, что человек может достичь чрезвычайно расширенного осознания и становится способен пробовать новые сочетания движений, невозможные ранее. Этот принцип согласуется с законом Вебера-Фехнера, утверждающим, что всякое замечаемое изменение стимула пропорционально интенсивности стимула - то есть, чем сильнее стимул, тем больше его изменение необходимо, чтобы заметить разницу.

Помимо воздействия на тело, танец может оказывать влияние и на психологическое состояние занимающихся. Как указывает К. Рудестам, танцевальная терапия подразумевает решение следующих пяти основных задач:

Углубление осознания занимающимися собственного тела и возможностей его использования;

Усиление чувства собственного достоинства у занимающихся путём выработки у них более позитивного образа тела;

Развитие социальных навыков посредством приобретения занимающимися соответствующего, и притом, что немаловажно, приятного опыта;

Помощь занимающимся во вступлении в контакт с их собственными чувствами путём установления связи чувств с движениями;

Установление коммуникативных связей между занимающимися посредством невербальных форм общения.

Необходимо подчеркнуть, что в физкультурной практике музыка вне выполнения двигательных действий используется не так часто. Гораздо чаще она сопровождает процесс выполнения упражнений, и, в первую очередь, танцевального характера. Применение средств и методов танцевальной терапии имеет свои особенности и требует отдельного изучения.

Анализируя механизмы воздействия и задачи музыкальной и танцевальной терапии, можно констатировать, что они близки по духу задачам физической культуры, что позволяет сделать вывод о возможности интеграции средств и методов как музыкальной, так и танцевальной терапии в физкультурно-оздоровительную практику. Наиболее же перспективным представляется комплексное применение их средств и методов, то есть интегрирование в музыкально-танцевальную терапию.

Применение средств и методов музыкально-танцевальной терапии в физкультурных занятиях имеет следующую практическую значимость:

возможность реализации на более широкой основе идеи гармоничного воспитания личности каждого человека через искусство как синтетическую форму человеческой жизнедеятельности, способ тренировки одновременно тела и души;

включение в занятия специальных танцевальных упражнений, способствующих не только решению задач повышения физических кондиций и развитию двигательных навыков, но и снятию психологического напряжения, агрессии, а также повышению коммуникативных навыков занимающихся.

Для того, чтобы специалисты по физической культуре могли успешно применять их на практике, необходимо понимание основ психофизиологических механизмов этого воздействия.

В занятиях физическими упражнениями музыка может служить вспомогательным средством, облегчающим отреагирование подавленных эмоций, как негативных, так и скрытых по каким-либо причинам позитивных эмоций - радости, страха, агрессии и т.д., а также способствовать лучшему запоминанию упражнений и овладению двигательными действиями.

Таким образом, использование в занятиях танца и музыки в едином контексте музыкально-танцевальной терапии следует органично сочетать с теми целями, задачами, принципами и методами, которые являются базовой основой физкультурных занятий, то есть, прежде всего, принципы и методы теории и методики физической культуры, знания и двигательные умения по музыкально-ритмическому воспитанию и оздоровительным видам гимнастики.

2. Методические аспекты использования музыкального сопровождения в физической культуре

 

.1 Общие вопросы организации музыкального сопровождения


Музыкальное сопровождение занятий физической культурой - это целенаправленно подобранные и грамотно применяемые музыкальные произведения или их части (музыкальные отрывки, фрагменты), содействующие оптимизации занятия и наиболее эффективному решению его основных задач.

Важно подчеркнуть, что на современном этапе музыка широко применяется во многих как инновационных, так и традиционных направлениях занятий физической культурой, причём с людьми разного возраста и социального статуса, уровня здоровья, развития физических качеств и двигательных способностей, типа темперамента.

Исходя из особенностей форм организации занятий, направленности, цели и задач, контингента занимающихся, применение музыки имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при её выборе и дальнейшем применении.

Вопросы роли и значения музыкального сопровождения в физической культуре уже давно находятся в поле зрения как российских , так и зарубежных исследователей. Так, Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилёва (2003) считают, что целенаправленно подбираемая учителем музыка своими динамическими оттенками непроизвольно регулирует степень напряжения и расслабления мышечных усилий, плавность или порывистость выполняемых двигательных действий. Немаловажное значение для управления процессом выполнения упражнений имеет акцентирование сильных долей такта, отчётливость их выражения и строгая равномерность темпа, при этом сильные доли в музыкальном произведении подсознательно связываются у учеников с нарастанием мышечного усилия и выходом, а слабые с ослаблением мышечного усилия и вдохом.

Использование музыкального искусства в любых форматах занятий физическими упражнениями решает несколько задач, главными из которых можно назвать:

содействие всестороннему гармоничному развитию личности занимающихся через искусство как синтетическую форму человеческой жизнедеятельности, способ тренировки одновременно тела и души;

оптимизация организации занимающихся;

содействие решению задач того или иного направления занятий и каждой части его урока;

повышение эмоционального фона на занятии;

создание стилистической, образной, характерной основы для выполняемых двигательных действий;

содействие концентрации сознания занимающихся на внутренних душевных и телесных ощущениях за счёт влияния специально подобранных средств музыкальной выразительности на подсознание;

отвлечение от монотонной работы, снятие психоэмоционального напряжения.

Однако следует отметить, что многообразие направлений физической культуры обусловило определённую специфику в использовании музыки. На данном этапе можно выделить три типа применения музыкального сопровождения в физической культуре, определяя их по приоритетной задаче - звуколидер, психолидер, фон.

Безусловно, в каждом из них большое значение играет темпоритмовая основа музыкального произведения, задавая темп и ритмику выполнения двигательного действия, а также характер, заложенный в музыкальной мысли. Однако каждый из этих типов музыкального сопровождения решает, в первую очередь, свою приоритетную задачу, в соответствии с которой и подбирается из всего разнообразия музыкальных произведений (рис.4).













Рис. 4. Типы использования музыкального сопровождения занятий физической культурой, выделенные по приоритетной задаче

Таким образом, приоритетной задачей звуколидера можно назвать создание стилистической, образной, характерной основы для выполняемых двигательных действий.

Приоритетной задачей психолидера может быть указано содействие концентрации сознания занимающихся на внутренних душевных и телесных ощущениях за счёт влияния специально подобранных средств музыкальной выразительности на подсознание.

В свою очередь, приоритетной задачей музыки как фона возможно назвать отвлечение от монотонной работы, снятие психоэмоционального напряжения.

Исходя из выделенных типов музыкального сопровождения по приоритетной задаче, частные требования и рекомендации по их выбору будут иметь некоторую специфику.

Частные требования к музыкальному сопровождению по типу «звуколидер»:

Дансатность (танцевальность) предполагает темпо-ритмовые особенности, форму произведения и манеру исполнения, характерные для музыкального жанра - танец и определяющие его стиль. Именно это позволяет идентифицировать то или иное музыкальное произведение как вальс, танго, хип-хоп или блюз и т.д.

Интонационно-ритмическая ясность подразумевает хорошо определяемую на слух мелодическую линию с чётким ритмом. Это даёт возможность максимально эффективно выполнять двигательные действия без дополнительных усилий по «попаданию в музыку».

Метрическая однородность понимается как единый размер на протяжении всего музыкального произведения или его части (предложения, фразы, периода). Выполнение этого требования позволяет равномерно распределять движения во времени и не отвлекать внимание занимающихся быстрой сменой ритмического рисунка, и, соответственно, движения.

Квадратность, то есть наличие определённого количества счётов (8, 16, 32, 64 и т.д.) является частым требованием, что вызвано особенностями составления блоков в композицию. Однако, на наш взгляд, оно является не во всех случаях целесообразным. Так, например, в тех направлениях, где используется структурный метод составления композиций, в подготовке соревновательных композиций и т.д. не стоит ограничивать выбор музыкального произведения из-за параметра квадратности.

Частные требования к музыкальному сопровождению типа «психолидер»:

Отсутствие чёткой выраженной структуры музыкального произведения, «размытость» границ его частей;

Форма музыкального произведения, предполагающая многократные повторы какого-либо фрагмента (части, фразы, мотива);

Отсутствие текста, то есть, инструментальная музыка, желательно - сочетание звучания музыкальных инструментов и звуков природы;

Спокойный, лиричный характер музыки, негромкое звучание.

Частные требования к музыкальному сопровождению типа «музыкальный фон»:

Умеренный темп звучания;

Инструментальная музыка или музыка на иностранном языке;

Музыка не должна вызывать бурных эмоций у занимающихся;

Умеренная громкость звука, не тихо, и не очень громко.

Следует отметить, что продолжительность звучания одной мелодии должна соотноситься в соответствии с контингентом занимающихся, а общее время использования музыки в занятии - в соответствии с его направленностью и задачами.

Рассмотренные требования могут быть также дополнены различными методическими рекомендациями, касающимися частных аспектов применения музыкального сопровождения в занятиях фитнесом.

Среди частных требований, неразрывно связанных с общими, можно указать следующие;

Соответствие темпо-ритмовых характеристик произведения направлению физической культуры, возрастным особенностям занимающихся, части занятия, решению двигательных задач.

Выбор мелодии определённой продолжительности звучания в соответствии с контингентом занимающихся (так, например, для младших дошкольников продолжительность звучания одной песни не должна превышать - 1,5-2 минуты, для старших дошкольников и младших школьников - 4-5 минут и т.д.);

Длительность звучания музыки в одном занятии в соответствии с особенностями контингента занимающихся и задач занятия

Соответствие смыслового и образного содержания текста песни особенностям занимающихся, принципу доступности и эстетической целесообразности, а также характеру выполняемых двигательных действий (особенно важна простота и доступность содержания текста песни для дошкольников и младших школьников, в то время как для подростков нежелательны песни заведомо "детского" содержания, не всегда оправдано использование в занятиях с пожилыми людьми современных хитов с использованием молодёжного сленга; не допустимо звучание на занятиях песен с ненормативной лексикой, даже если они популярны у определённой части занимающихся).

Рассмотренные требования могут быть также дополнены различными методическими рекомендациями, касающимися частных аспектов применения музыкального сопровождения в занятиях физической культурой.

Так, например, можно отметить, что большое значение для эстетического развития занимающихся, расширения кругозора, обогащения их слухового опыта имеет разнообразие музыкальных стилей, поэтому в идеале желательно использование музыки в разных стилях. Однако рекомендовать это применительно ко всем направлениям физической культуры вряд ли целесообразно, так как это возможно лишь в отдельных направлениях занятий (классическая аэробика, фитбол-аэробика фристайл, и т.д.), где нет чётко заданного стиля.

Однако разнообразие необходимо и в тех занятиях, где музыка подбирается строго в соответствии с заявленным направлением (белл-данс - восточная музыка, фанк- или латина-аэробика - музыка в стиле фанк, или латины и т.д.). Здесь можно рекомендовать достижение разнообразного звучания за счёт выбора произведений, имеющих различные индивидуальные темпоритмовые характеристики, разных исполнителей (не рекомендуется проводить весь урок под песни одного исполнителя), инструментовку (разный состав музыкальных инструментов), тембра голоса певца, громкости звучания и т.д. Это является необходимым для избежания нервного утомления от однообразия звучащей музыки и особенно важно в работе детьми и лицами, имеющими нарушения в психоэмоциональной сфере.

На наш взгляд, использование музыки должно подчиняться как общепедагогическим принципам (что особенно важно для занятий с детьми), так и общим закономерностям подбора музыкального сопровождения занятий физическим упражнениями: эстемической целесообразности, единства музыки и движения, соотнесённости с направленностью занятий, приоритетной задачи (звуколидер, психолидер, эмоциональный фон).

Проблема выбора музыкальных произведений для сопровождения занятий физической культурой является одной из важнейших и весьма сложных. Это связано с тем, что сам процесс выбора зависит от многих факторов, которые необходимо учитывать:

музыкальные вкусы и предпочтения педагога, уровень его музыкальной культуры, музыкальной грамотности, степень выраженности музыкально-ритмических способностей;

музыкальные вкусы и предпочтения занимающихся, уровень развития их музыкально-ритмических способностей;

особенности контингента (психовозрастные, гендерные и др.);

цель и задачи занятия в зависимости от его направленности, формы организации, этапа обучения (ознакомление, разучивание или совершенствование);

характеристики самого музыкального произведения (музыкальный стиль, темпо-ритмовые особенности, характер, образ, продолжительность звучания и т.д.).

Наиболее обобщённо и кратко данные факторы изображены на рисунке 5.

Рис. 5. Факторы зависимости выбора музыкального произведения для сопровождения занятия физической культурой

Само звучание музыкальных произведений используемых в занятии должно соответствовать художественно-эстетическим требованиям. Недопустимо применение некачественных, хриплых, "затёртых" звукозаписей. Не всегда желательно использование купюр, так как нарушается авторский замысел. В том случае, если всё же возникла необходимость прервать звучание музыки (например, в песне очень длинное, затянутое вступление или окончание), необходимо сделать это, не нарушая целостность композиции, с чётким и логичным началом и окончанием музыки.

Методически грамотный выбор музыкального сопровождения способен в значительной мере повысить эффективность занятий физической культурой, их качество, а также решать многие задачи физического, эстетического, нравственного воспитания занимающихся, их оздоровления и повышения интереса к занятиям физическими упражнениями. Экстенсивность данной проблематики детерминирует необходимость дальнейшего изучения её различных аспектов и внедрения в практику работы теоретических изысканий, что составляет цель наших дальнейших исследований.

2.2 Выбор и использование музыкального сопровождения на уроке физической культуры


Выбирать музыкальное сопровождение необходимо с учётом её воздействия на организм и психику человека, но не менее важно учитывать и саму специфику урока физической культурой. Его структура имеет три части - подготовительная, основная и заключительная, каждая из которых решает свои задачи. В зависимости от того, в какой части урока используется музыкальное сопровождение, должен осуществляться соответствующий его подбор.

Для занятий физической культурой следует подбирать музыку простую по форме и содержанию, жизнерадостную и бодрую по характеру, чтобы комплекс её выразительных средств соответствовал содержанию упражнения и помогал его выполнению. Лучше всего использовать танцевальные и песенные музыкальные произведения.

Как указывает Ю.Г. Коджаспиров, наряду с использованием музыки непосредственно в уроке, полезно также кратковременное её звучание до начала и после окончания занятия. Автором была выделена встречная музыка, музыка врабатывания, лидирующая, успокаивающая и провожающая, каждая из них выполняет свои частные функции, в связи с чем была условно названа функциональной.

Встречная музыка звучит до занятий и решает задачи создания соответственного настроя на урок, повышение эмоций и настроения.

В подготовительной части следует применять музыкальное сопровождение условно названное музыкой врабатывания для организации занимающихся, активизирующее внимание и способное настроить организм на ритм тренировочного процесса. Целенаправленно подбираемая педагогом музыка своими динамическими оттенками непроизвольно регулирует степень напряжения и расслабления работающих мышц, характер нарастания или ослабления мышечных усилий, плавность или порывистость выполняемых двигательных действий. Возникающая при этом гармония музыки и пластики тела доставляет эстетическое удовольствие, повышает интерес и удовлетворённость от выполняемой физической работы.

Немаловажное значение для музыкального управления процессом выполнения упражнений имеет акцентирование сильных долей, отчётливость их выражения и строгая размеренность темпа. Музыкальные темпы подбираются в зависимости от задаваемого ученикам темпа работы и ритмического рисунка выполняемых движений.

В основной части более логично подбирать музыкальный материал, прежде всего соответствующий по своему темпу и характеру звучания выполняемым упражнениям, то есть лидирующую музыку. Как правило, темп увеличивается в зависимости от режима работы: от 130 -140 акцентов в минуту (аэробный) до 150-160 акцентов в минуту (анаэробный). В основной части занятия музыка должна быть подобрана с чётким ритмическим рисунком, с учётом того, что сильные доли ассоциируются у занимающихся с нарастанием мышечного усилия и выдохом, а слабые - с ослаблением мышечного усилия и вдохом.

Содержание и дозировка лидирующей музыки зависят от педагогических задач урока, специфики изучаемого материала и особенностей основной двигательной деятельности учащихся.

Наиболее эффективным является использование лидирующей музыке при фронтальном методе организации учащихся.

Вызываемые музыкой положительные эмоции в сочетании с непроизвольной регуляцией ритма выполняемой работы снимают усталость. Наиболее выгодной для применения функциональной музыки является вторая половина основной части урока, когда идёт закрепление и совершенствование двигательных навыков и внимание учащихся становится относительно свободным, а основные волевые усилия направлены на преодоление нарастающей усталости и поддержания интенсивности выполняемой работы.

Таким образом, применение лидирующей музыки в основной части урока помогает поддерживать высокий темп работы на уроке, эмоционально возбуждает учащихся, способствует непроизвольному становлению наиболее рациональной техники движений.

В заключительной части занятия (заминке) применяются музыкальные произведения, способствующие отдыху, снятию утомления и восстановления сил, то есть, успокаивающая музыка. Она должна содействовать снижению нагрузки, физического и психоэмоционального напряжения и перехода организма человека в относительно спокойное состояние. Темп должен быть от 60 до 90 уд. в минуту, звучание - негромкое, в пределах 60 -70 Дб. Не следует заканчивать занятие произведениями, звучащими в нижнем регистре, желательно гармонизовать внутреннее состояние учащихся, их энергетику, музыкой, звучащей в среднем или верхнем регистрах.

Эта музыка повышает коэффициент полезного действия не только проведённого урока, но и следующих за ним уроков по другим предметам, на которые ученики приходят в хорошем настроении. Под успокаивающую музыку рекомендуется проводить дыхательные упражнения, аутотренинг, упражнения в расслаблении и др. В основном это лирические мелодии, характеризующиеся медленным темпом, тихим и умеренным звучанием. Можно использовать записи естественных звуков природы: шум моря, пение птиц и т.д.

Провожающая музыка может звучать по окончании урока и содействовать ускорению процессов восстановления организма, созданию отвлекающего эмоционального подъёма, переключения внимания на другую деятельность, желанию придти на следующий урок.

Выбирая музыкальные произведения, необходимо учитывать характер выполняемых двигательных действий, при этом можно рекомендовать следующее:

Для музыкального сопровождения строевых упражнений больше всего подходят марши. Для беговых упражнений - быстрые музыкальные произведения, имеющие размер 2/4 (быстрые галопы, быстрые польки, современные мелодии в быстром темпе и т.д.). Для простых ритмических танцев, музыкальных игр, упражнений на внимание используется ритмичная, легко запоминающаяся, бодрая музыка танцевального характера.

Музыка для общеразвивающих упражнений подбирается в соответствии с их характером. Например, к упражнениям на растягивание - плавная, спокойная, к силовым упражнениям - в среднем темпе, с чёткими акцентами, к махам - резкая, энергичная и т.д.

Если упражнение носит комбинированный характер и сочетает резкие и плавные движение, то и музыка подбирается контрастная.

Время использования музыки в уроке, её место в частях урока зависит от направленности урока (игровая, гимнастическая, легкоатлетическая), этапа овладения двигательным действием (ознакомление, разучивание, закрепление, совершенствование), характера двигательных действий.

Следует отметить, что применять музыкальное сопровождение в те промежутки урока, которые требуют от занимающихся усиленного внимания не целесообразно. Во время рапорта, сообщения задач урока, при изучении нового материала, разбора деталей техники двигательного действия, проведения соревнований музыка будет играть роль постороннего раздражителя, снижая активность восприятия необходимой информации и готовности быстрого реагирования на непрерывные изменения в режиме поступающих информативных сигналов. В результате возможен травматизм, особенно при проведении спортивных игр и выполнении сложных гимнастических элементов на снарядах.

Смирновой Ю.В. и Кадыровым Р.М. разработана технология подбора музыкального сопровождения, включающая в себя 6 блоков: формирования цели и задач занятия (целевой); выбора музыкального произведения (отборочный); определения соответствия (идентификационный); анализа музыкального произведения (аналитический); составления композиции (композиционный); апробации и коррекции (коррекционный) (рис. 9).

Целевой блок включает в себя постановку цели и двигательных задач (урока, его части) и определение необходимости наличия музыкального сопровождения, его типа и общей характеристики;

Рис. 9 Технология составления композиции под музыкальное сопровождение

Отборочный блок определяет прослушивание и отбор музыкальных произведений в соответствии с результатами, полученными в целевом блоке;

Идентификационный блок предполагает выявление соответствия музыкального произведения требованиям.

Аналитический блок включает анализ текстового содержания, характера, образа, темпо-ритмовых характеристик и других средств музыкальной выразительности, музыкальной формы (одно -, двух-, трёх - частная и т.д.) и структуры музыкального произведения, графическую запись.

Композиционный блок предназначен для процесса составления композиции в соответствии с задачами и особенностями музыки. Если произведение не имеет чётко выраженной структуры (имеет одну часть), то распределение движений должно лишь исходить из особенностей направления движения мелодии и силы звука. Если же форма двух- и более частная, то повтор одного и того же движения или определённая комбинация движений желательно начинать и завершать вместе с началом и окончанием той или иной части музыки.

Коррекционный блок включает в себя апробацию композиции под музыку педагогом, первичную коррекцию, затем апробацию на группе занимающихся, анализ полученных данных и повторную коррекцию (если выявлено, что в этом есть необходимость).

Вместе с тем, музыкально-подвижные игры, безусловно, можно и нужно проводить под музыку. Их использование в уроке не только может не только в существенной степени обогатить арсенал педагогических средств, но и способствовать решению многих задач физического, музыкально-ритмического и нравственного воспитания. Пример одного их типов урока физической культуры - урока игровой направленности с использованием музыкальных средств приведен далее.

 

2.3 Особенности использования музыкального сопровождения на уроках по физической культуре с игровой направленностью


Использование музыки на занятиях, благодаря большой силе эмоционального воздействия, способствует формированию у детей единого эмоционального порыва, чувства сплоченности, что очень важно на уроках по физической культуре.

Возможности применения музыкального сопровождения на уроках физической культуры разной направленности (гимнастической, легкоатлетической, игровой), изучалось в исследованиях различных авторов: Ю.Г. Коджаспирова (2005), Е.Г. Сайкиной (1997) и др., которые доказывают, что оно может способствовать повышению интереса, развитию таких необходимых школьникам двигательных способностей, как координация движений, быстрота, выносливость, умение быстро ориентироваться в пространстве, что предполагает возможность использовать его в уроках игровой направленности (в частности по баскетболу).

Несмотря на то, что уроки по баскетболу уже сами по себе достаточно эмоциональны, привлекательны и кажется, что незачем дополнительно стимулировать у учащихся интерес к таким занятиям с помощью каких-либо дополнительных средств воздействия, при более внимательном рассмотрении этого вопроса становится ясным, что игровые ситуации, которые так нравятся детям, в процессе проведения урока занимают лишь незначительную её часть.

Большая же часть урока - достаточно монотонная для учеников работа - многократные однообразные повторения, обусловленные учебной программой: общеразвивающие, подготовительные и специальные упражнения, различные виды ловли мяча, всевозможные передачи, ведение, броски по кольцу и т.д. без чего невозможно грамотное овладение, закрепление и совершенствование навыков игры в баскетбол. Притом, что играть в баскетбол дети любят, увлечь их многократно повторять, закреплять элементы техники баскетбола в обыденной, неигровой ситуации без дополнительных стимулов оказывается непросто.

Действенную помощь здесь может оказать функциональная музыка, которую можно подобрать в зависимости от музыкальных предпочтений большинства учащихся.

Использование музыкального сопровождения на уроках по баскетболу целесообразно тогда, когда в уроке выполняются простые и уже освоенные технические действия, которые не нуждаются в специальном объяснении и разучивании, а выполняются сразу, по мере их показа учителем, без потери времени между упражнениями на детализированные устные пояснения. Это могут быть упражнения с мячом "жонглирование", передачи в парах, ведение с изменением высоты и скорости отскока и другие упражнения на ловкость, которые можно проводить во вводной части урока.

На основании данных научно-методической литературы можно отметить, что целесообразно использовать музыку не в течение всего урока, а лишь в те промежутки времени, которые характеризуются повторяющимся выполнением простых или твёрдо заученных упражнений, не требующих от учащихся большого сосредоточения внимания на выполняемой работе.

Характер, ритм и темп музыкального сопровождения для уроков игровой направленности необходимо подбирать с учётом ритма и темпа выполняемых под неё специальных упражнений, при этом музыка должна нравиться учащимся, иначе она будет вызывать раздражение, мешать, а не помогать работе на уроке. Ориентируясь на музыкальные вкусы и интересы школьников, не желательно, чтобы одна и та же мелодия звучала в течение долгого времени, так как это также снижает полезный эффект воздействия на занимающихся.

Музыку в уроках с игровой направленностью можно применять во всех частях: подготовительной, основной, заключительной. Чаще всего используется музыкальное сопровождение в подготовительной части урока, где оно способствует эффективному врабатыванию организма, повышает эмоциональный фон и улучшает настроение занимающихся.

Музыкальное сопровождение в подготовительной части урока можно использовать при выполнении строевых упражнений, в ходьбе, беге, упражнений типа заданий, по звуковому и зрительному сигналу. Большая возможность применения музыкального сопровождения предоставляется в комплексах упражнений общеразвивающей направленности, решающих задачи подготовительной части урока. Это могут быть комплексы упражнений без предметов, на гимнастических снарядах (стенка, скамейка), упражнения в движении, с мячом.

При выполнении комплекса упражнений, направленных на умение жонглировать мячом ("Восьмёрка", "Маятник" и др.), можно использовать ритмичную музыку, желательно имеющую музыкальный размер 4/4. Например: 1 куплет-ведение правой рукой, припев - ведение с низким отскоком, 2 куплет- ведение левой рукой и т.д.

В основной части урока, где происходит обучение владению техническими приёмами с мячом, целесообразно использовать музыкальное сопровождение только по мере нарастания утомления и падения физической работоспособности учащихся или при многократной отработке того или иного технического приема. Вызываемые музыкой положительные эмоции в сочетании с непроизвольной регуляцией ритма выполняемой работы снимают усталость.

Так, в частности, можно использовать музыку при совершенствовании навыков быстрого ведения мяча с изменением направления движения или ведении с обводкой, например: счёт 1 - 3 - высокое ведение, счёт 4 - 6 -низкое ведение или счёт 1-3 - среднее ведение, счёт 4 - 6 - низкое ведение мяча. В этих случаях музыкальное сопровождение должно подбираться с четким ритмом и ясно выраженным мелодическим рисунком.

В основной части урока можно использовать упражнения общей физической подготовки, координационной способности, прыгучести. Можно использовать круговую тренировку под музыку или игру по станциям, например: музыкальный отрывок 1 - упражнения на пресс; музыкальный отрывок 2 - прыжки на скакалке; музыкальный отрывок 3- приседания; музыкальный отрывок 4 - отжимания и др. Включается музыка - выполняется работа на станции, заканчивается музыка - происходит переход к другой станции.

Учебная игра в баскетбол с использованием быстрого ведения с изменением направления движения и передачи мяча одной рукой от плеча производится без музыкального сопровождения.

В заключительной части урока с игровой направленностью также может использоваться музыкальное сопровождение. Музыка должна соответствовать задачам заключительной части урока, успокаивать и восстанавливать силы занимающихся.

В заключительной части урока проводятся упражнения на растягивание, дыхание, в расслаблении, аутотренинг и др. Музыкальное сопровождение характеризуется медленным темпом, тихим и умеренным звучанием, что позволяет снятию физического и психоэмоционального напряжения у учащихся и способствует переход в более спокойное состояние, позволяет настроиться на следующий урок. Подведение урока и задание на дом осуществляется без музыки, в обычных условиях.

Аналогичным образом учитель может планировать и проводить уроки с применением музыки и по другим спортивным играм из школьной программы - волейболу, гандболу, футболу.

В школе №2 г. Перми проводился опрос учащихся 6 - 7х классов, где проводились уроки по физической культуре с игровой направленностью как под музыкальное сопровождение, так и без него. На вопрос: " Какие уроки вам больше нравятся: с применением музыкального сопровождения или без неё?" 90% учащихся отдали предпочтение урокам с использованием музыки.

Применение музыкального сопровождения на уроках по спортивным играм помогает бороться с монотонностью, способствует преодолению нарастающего утомления, усиливает заданный характер движений и ускоряет овладение техникой движений (темп, амплитуду, нужное напряжение мышц) и ускоряет овладение техникой движений.

Целенаправленно используемая музыка на уроках по физической культуре в школе будет эффективна, если придерживаться следующих правил:

музыка, подобранная к отдельным частям урока, должна способствовать решению задачам урока;

темп и ритм музыкального сопровождения подбирается соответственно темпу и ритму выполняемых упражнений;

музыкальное сопровождение должно подбираться соответственно возрасту учащихся;

оптимальная громкость музыкального сопровождения физических упражнений для школьников находятся обычно в пределах 70-80 децибел;

не рекомендуется использовать печальную, скорбную музыку т.к. она отрицательно влияет на эмоциональное состояние учащихся.

В результате проведенных педагогических наблюдений за применением музыкального сопровождения в течение учебного года и результатов опроса учеников старших классов, где уроки также проходили под музыкальное сопровождение, было определено, что:

применение музыкального сопровождения на уроках по физической культуре помогает поддерживать высокий темп работы на уроке;

способствует повышению эмоционального фона на уроке, вызывает положительные эмоции;

быстрее происходит разучивание технических действий;

улучшает показатели оценок за технические решения;

содействует выполнению большого объёма нагрузки на уроке.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование в уроках по физической культуре с игровой направленностью музыкального сопровождения является оправданным и эффективным средством, способствующим решению задач физического воспитания школьников.

Заключение


Итак, нами изучены вопросы, связанные с использованием музыкального сопровождения в занятиях физической культурой. На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что музыкальное сопровождение в зависимости от цели применения способствует повышению работоспособности, развитию координации движений, воспитывает у занимающихся чувство и понимание ритма, такта мелодии и соответствующей им красоты и выразительности движений, музыкального вкуса. Его применение на занятиях способствует преодолению нарастающего утомления и помогает избегать однообразия в проведении занятия, а также может ускорять процессы овладения техникой движения. Использование музыки в любых форматах занятий физическими упражнениями решает несколько задач, главными из которых являются следующие:

содействовать всестороннему гармоничному развитию личности занимающихся через искусство как синтетическую форму человеческой жизнедеятельности, способ тренировки одновременно тела и души;

         способствовать в организации занимающихся в процессе занятий (при выполнении физических упражнений, различных перестроений, смене движений и места в зале);

         содействовать решению основных задач занятия и каждой его части;

         содействовать улучшению эмоционального фона на занятии и психоэмоционального состояния занимающихся.

Как показывает практика последних лет, музыкальное сопровождение применяется при выполнении физических упражнений в детских садах и школах, в занятиях различными видами спорта, во всём многообразии современных направлений физкультурно-оздоровительной деятельности - фитнесе. Музыкальные произведения звучат на занятиях, уроках и соревнованиях, спортивных праздниках, массовых физкультурно- оздоровительных мероприятиях, фитнес-конвенциях, фестивалях, конкурсах, шоу.

Как показывает практика, многие педагоги и тренеры используют в занятиях и учебно-тренировочном процессе музыку, но этот процесс носит во многих случаях стихийный характер и не обеспечивает должного эффекта от этого мощного фактора воздействия на организм и психику человека.

Соответственно, грамотное использование музыкального сопровождения на физкультурных занятиях требует специальных знаний и является важной частью профессиональных умений специалиста по физической культуре и его профессиональной компетентности.

В заключение можно констатировать, что методически грамотный выбор музыкального сопровождения способен в значительной мере повысить эффективность занятий физической культурой, их качество, а также решать многие задачи физического, эстетического, нравственного воспитания детей и взрослых.

Это является важным условием правильной организации всего педагогического процесса, а значит и важным профессиональным умением специалиста по физической культуре, что требует специальной подготовки по этому аспекту профессиональной деятельности.

Список литературы


1.       Бореев Г. Пифагорейская теория музыки и света / эл. ресурс: http://dmitrykrasnoukhov.kiev.ua/?page_id=91

2.       Догель И.М. Влияние музыки на человека и животных. Казань, 1888. 298 с.

.        Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ высш. Учеб. заведений. М.: Владос, 2000. 304 с.: ноты

.        Казакевич Н.В, Сайкина Е.Г., Фирилёва Ж.Е. Ритмическая гимнастика: Метод. пособ. СПб.: Познание, 2001. 108 с.

.        Камрукова, ЭР. Музыка - интегральная часть духовной культуры человечества / Э.Р. Камрукова // Вопросы философии и культурологии: сб. науч. тр..- Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1997.-С. 131-135.

.        Коджаспиров Ю.Г. Новые грани исторического союза спорта и музыки (история и современность) // Спорт, духовные ценности, культура. М., 1997. вып. 5. С. 64 - 78.

.        Коджаспиров Ю.Г. Планирование уроков с музыкальной стимуляцией. - М: Физическая кульутра в школе, 2005.- №1,2, 3.

.        Копытин А.И. Основы арттерапии. СПб., 1999. 256 с

.        Лосев А.Ф. Музы // Мифы народов мира. М., 2005. Т. 2. С. 177-179.

.        Музыкальная энциклопедия/ гл. ред. Ю.В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Т. 3. С. 246.

.        http://www.mediaterra.ru

.        Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М.: Владос, 1999. 226с.

.        Практическая психология. Влияние музыки на психику/ эл. ресурс. http://www.sunhome.ru/psychology/11984/p4

.        Ремизов А.Н., Максина А.Г., Потапенко А.Я. Медицинская и биологическая физика: Учеб. для вузов. М.: Дрофа, 2004. 5-е изд., стереотип. 560 с.: ил.

.        Рудестам, К. Групповая психотерапия /К. Рудестам.- 2-е междунар. изд.- М., СПб., Н. Новгород, Воронеж, Ростов н/Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск: Питер, 2006.- 376 с.

.        Сайкина Е.Г. Применение танцевально-ритмической гимнастики на уроках физической культуры у старшеклассниц: дисс. … канд. пед. наук, 1997. 186 с.

.        Сайкина Е.Г., Смирнова Ю.В.. Психологические аспекты музыкального сопровождения на оздоровительных занятиях физическими упражнениями // Физическая культура и спорт: проектирование, реализация, эффективность: Сб. матер. Всеросс. науч.- практ. конф., посвящ. 70-летнему юбилею д-ра пед. наук, проф. А.А. Нестерова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. Ч. 2 . С. 46 - 52.

.        Сайкина Е.Г., Смирнова Ю.В. Воздействие музыкального сопровождения на психоэмоциональное состояние женщин, занимающихся фитбол-аэробикой // Гимнастика: Сб. науч. трудов, 2006. Вып.4. С. 92-98.

.        Сайкина Е.Г, Смирнова Ю.В. Методические аспекты подбора музыкального сопровождения занятий фитнесом // Фитнес в инновационных процессах современной физической культуры: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. С. 97 - 104.

.        Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Музыкальное обеспечение уроков физической культуры в школе. Сборник научно-метод. работ. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

.        Смирнова Ю.В., Кадыров Р.М. Технология подбора музыкального сопровождения в занятиях фитнесом // Актуальные проблемы развития фитнеса в России: Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И Герцена, 2009. С. 79 - 83.

.        Смирнова Ю.В., Сайкина Е.Г., Кадыров Р.М. Музыкальное сопровождение в занятиях физической культурой: Учебно-методическое пособие.- СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2010. 104 с.

.        Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии / Ред.-составитель В.Ю. Баскаков. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006. 192 с. (серия «Телесно- ориентированная терапия»).

.        Шкурко, Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. СПб.: Речь, 2003. 289 с.

.        Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма: М., 1998. 363 с.

Похожие работы на - Музыкальное сопровождение на занятиях физической культурой

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!