Использование игр и игровых упражнений при формировании у детей представлений о множестве

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    5,96 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование игр и игровых упражнений при формировании у детей представлений о множестве

ВВЕДЕНИЕ

Наш век - век информации и технологии. Динамичное развитие человечества приводит к увеличению объема знаний, который необходим человеку.

Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения, знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов во множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т. д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы.

Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.

Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе.

В младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей.

Современная математика при обосновании таких важнейших понятий, как «число», «геометрическая фигура» и т. д., опирается на теорию множеств. Поэтому формирование понятий в школьном курсе математики происходит на теоретико-множественной основе.

Выполнение детьми дошкольного возраста различных операций с предметными множествами позволяет в дальнейшем развить у малышей понимание количественных отношений и сформировать понятие о натуральном числе. Умение выделять качественные признаки предметов и объединять предметы в группу на основе одного общего для всех их признака - важное условие перехода от качественных наблюдений к количественным.

Особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни. Игра для детей дошкольного возраста является ведущим видом деятельности: в ней психика ребенка наиболее ярко и интенсивно проявляется, формируется и развивается.

Однако в настоящее время не в полной мере используются возможности дидактических игр и игровых упражнений для развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста.

Игры и игровые упражнения с множествами разрабатывали Т. И. Ерофеева, А. В. Белошистая, Е. Н. Панова, А. А. Столяр, М. Фидлер, В. Новикова, Р. Чуднова. Но серии игр и игровых упражнений для детей младшего дошкольного возраста с подробным ее описанием в методической литературе, нами изученной, не представлено.

Объект исследования: Формирование представления о множестве у детей четвертого года жизни.

Предмет исследования: Возможности серии игры и игровых упражнений в формировании представлений о множестве у детей четвертого года.

Цель: Изучить влияние серии игр и игровых упражнений на формирование представлений о множестве у детей четвертого года жизни.

Задачи:

.Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования: использование игр и игровых упражнений при формировании представлений о множестве у детей четвертого года жизни.

.Выявить сформированность представлений о множестве у детей четвертого года жизни.

.Разработать серию игр и игровых упражнений по формированию представлений о множестве у детей четвертого года жизни, апробировать их на практике.

.Проанализировать и оценить результаты исследования.

Гипотеза: Мы предполагаем, что для формирования представления о множестве у детей четвертого года жизни целесообразно использовать серию игр и игровых упражнений вне занятий.


1.1 Понятие и характеристика множества

Множество - это совокупность объектов, рассматриваемая как одно целое. Понятие множества принимается за основное, т. е. не сводимое к другим понятиям. Объекты, составляющие данное множество, называются его элементами. [30]

Элементами множества могут быть самые разнообразные предметы любой природы, как конкретные (растения, животные, предметы обихода и др.), так и абстрактные (числа, геометрические фигуры, отношения и др.) или изображения других предметов. [27,35]

Всякое свойство можно рассматривать как принадлежность его некоторым предметам.

Говорят, что множество характеризуется данным свойством, или множество задано указанием характеристического свойства.

Под характеристическим свойством множества понимают такое свойство, которым обладают все предметы, принадлежащие этому множеству (элементы этого множества), и не обладает ни один предмет, не принадлежащий ему (не являющийся его элементом). [27,34]

Иногда свойство отождествляется с множеством предметов, характеризуемым этим свойством. Говоря «круглое», мы одновременно мыслим о множестве круглых предметов.

Естественно, что некоторым свойством может обладать бесконечное множество предметов, другим - лишь конечное множество. Поэтому множества подразделяются на конечные и бесконечные.

Конечное множество может быть задано и непосредственным перечислением всех его элементов в произвольном порядке. Бесконечное множество нельзя задать перечислением всех его элементов.

Естественно, что в предматематической подготовке обычно имеют дело с конечными множествами.

Обычно предметы, обладающие определенным свойством, выделяются из некоторого наперед заданного основного, или универсального, множества предметов (множества всех предметов, рассматриваемых в связи с данным свойством).

Например, множество детей, живущих на какой-либо улице, мы выделили из множества всех детей определенной (конкретной, известной нам) группы как ее часть (подмножество), характеризуемую указанным свойством. В данном случае множество всех детей этой группы играет роль универсального множества (множества всех детей). Если в качестве универсального множества принять множество всех детей данного детского сада (а не только одной группы), то множество детей, живущих на указанной улице, может оказаться иным.

Все вопросы, связанные с множествами (операции над множествами, отношения между ними, разбиение множества на классы и др.), решаются, как правило, внутри некоторого явно заданного или подразумеваемого универсального множества.

Удобно иллюстрировать понятия, связанные с множествами предметов, на одном универсальном множестве специального дидактического материала, который может быть эффективно использован в обучении дошкольников, - логические блоки.

Прежде чем пользоваться блоками (или фигурами) для проведения различных игр и решения разного рода задач, необходимо научиться распознавать каждый элемент универсального множества, состоящего из блоков (или фигур), т. е. уметь называть его полное имя.[27,36]

Рассмотрим теперь некоторое свойство, которым могут обладать или не обладать элементы нашего универсального множества.

Термин подмножество применяется в математике в смысле часть множества. При этом, однако, не исключаются два крайних случая: когда часть множества (подмножество) совпадает со всем множеством, т. е. все элементы множества обладают рассматриваемым свойством, и когда эта часть не содержит ни одного элемента, например ни один блок не обладает свойством быть зеленым. В последнем случае эту часть называют пустым множеством и обозначают символом «Ø». [27,36]

Выделение подмножества с помощью некоторого свойства может быть смоделировано с помощью игры с одним обручем. Опишем эту игру.

На полу (или на столе) располагают обруч (такой, который используется в художественной гимнастике, или поменьше). У каждого ребенка в руке - один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием воспитателя, например, внутри обруча - все красные, а вне обруча - все остальные.

Эта задача, как правило, не вызывает затруднений у детей, уже различающих блоки по цвету и понимающих, что значит внутри и вне обруча. После решения задачи предлагаются два вопроса: «Какие блоки лежат внутри обруча?» и «Какие блоки лежат вне обруча?» Первый вопрос несложен для детей, так как ответ содержится в условии уже решенной задачи. Второй вопрос на первых порах вызывает затруднения, так как в условии задачи говорится «все остальные», здесь же спрашивается «Какие?» Ответ, который мы хотим получить («Вне обруча лежат все не красные блоки»), появляется не сразу. Такой ответ, как «Вне обруча лежат все желтые и все синие блоки», по существу правильный. Но мы хотим выразить свойство блоков, оказавшихся вне обруча, как отрицание свойства тех, которые лежат внутри. Можно предложить детям назвать свойство всех блоков, лежащих вне обруча, с помощью одного слова, используя при этом слово «красные». Некоторые дети догадываются, и в дальнейшем, при проведении этой игры в различных вариантах, эти трудности уже не возникают.

Такого рода дидактические материалы предшествуют формированию одного из важнейших общеобразовательных умений - умения классифицировать объекты. [16,25]

Опишем игру с двумя обручами.

Похожие работы на - Использование игр и игровых упражнений при формировании у детей представлений о множестве

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!