Саморегулируемые организации на рынке ценных бумаг

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,84 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Саморегулируемые организации на рынке ценных бумаг

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова

Кафедра финансов и банковского дела










Реферат

На тему: «Саморегулируемые организации»

Выполнил: студент Байбатыров А.

Проверила: Субботина Е.И.






Костанай 2012

Содержание

Введение

. Роль саморегулирующих организация профессиональных участников на финансовом рынке

.1 Понятие и основные задачи саморегулируемой организации

.2 Порядок создания и ликвидация саморегулируемой организации

. Деятельность саморегулируемых организаций Казахстана

.1 Казахстанская фондовая биржа как саморегулируемая организация

.2 Казахстанская ассоциация реестродержателей и её деятельность

. Проблемы развития саморегулируемых организаций Казахстана

Заключение

Введение

Профессиональные ассоциации участников инвестиционного бизнеса возникают по мере усложнения и расширения финансового рынка, когда действия государственного регулирования оказываются недостаточными. Они выявляют недобросовестное поведение отдельных лиц, наносящих ущерб не только членам ассоциаций, но и более широкому кругу участников биржевой торговли, так как снижение общественного доверия к профессионалам подрывает основы их бизнеса, ведет к потере прибылей. Интересы профессиональных ассоциаций во внутреннем регулировании финансового рынка во многом совпадают с интересами государства.

Саморегулируемая организация (СРО) учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев рынка ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами СРО, установления правил и стандартов проведения операции с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

СРО обеспечивает необходимые условия деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдение ими профессиональной этики, защиту интересов инвесторов других клиентов, установление и совершенствования правил проведения операций, осуществление контроля и т.д. Они лучше, чем кто бы то ни было, знают практику современного фондового рынка и в первую очередь заинтересованы в соблюдении установленного порядка и дальнейшем развитии рынка.

Саморегулирование помогает укрепить доверие инвесторов к фондовому рынку и осуществляется во всех экономически развитых государствах. Например, в США существуют такие СРО, как Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам, Совет по выработке правил для муниципальных ценных бумаг и др. Они осуществляют контроль и имеют право накладывать на нарушителей законодательства и правил СРО штрафы, исключать из членов организации, отозвать аттестат у специалиста, приостановить его деятельность. О санкциях, которые налагаются СРО, сообщается в Комиссию по ценным бумагам и биржам (БЕС).

СРО содействуют развитию инфраструктуры фондового рынка, здоровой конкуренции на нем, обеспечивают информационную, юридическую, техническую поддержку своих членов, способствуют совершенствованию законодательной базы фондового рынка, представляют интересы профессиональных участников данного рынка в государственных органах.

1. Роль саморегулируемых организаций профессиональных участников на финансовом рынке

Важную роль в управлении рынком ценных бумаг предстоит сыграть объединениям профессиональных участников фондового рынка (саморегулируемым организациям). Саморегулирование предполагает использование методов общественного регулирования. К таким методам относятся разработка стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и их повсеместное применение на практике, запрещение недобросовестной рекламы, формирование общественного мнения (public relations) с целью мотивации поведения инвесторов и эмитентов.

1.1 Понятие и основные задачи саморегулируемой организации

рынок ценный бумага реестродержатель

Саморегулируемая организация (СРО) - это некоммерческая негосударственная организация, создаваемая профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе в форме ассоциации в целях представления и защиты их профессиональных интересов, а также создания условий для более эффективного функционирования инфраструктуры рынка ценных бумаг.

Профессиональные ассоциации участников инвестиционного бизнеса возникают по мере усложнения и расширения финансового рынка, когда действия государственного регулирования оказываются не достаточными. Такие ассоциации выявляют недобросовестное поведение отдельных лиц, наносящее ущерб не только членам этих ассоциаций, но и более широкому кругу участников биржевой торговли, так как снижение общественного доверия к профессионалам подрывает основы их бизнеса, ведет к потере прибылей. Интересы профессиональных ассоциаций во внутреннем регулировании финансового рынка во многом совпадает с интересами государства.

Основные признаки саморегулируемой организации:

добровольное объединение;

членство - профессиональные участники рынка ценных бумаг;

функции и саморегулирование, установление формальных правил поведения участников организации на рынке;

отношения с государством - - государство передает ей часть своих функций.

Целью создания саморегулируемых организаций является осуществление внутреннего регулирования определенных направлений в деятельности участников финансового рынка.

В основные задачи саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг входят следующие:

·обеспечение условий эффективной деятельности профессиональным участникам рынка ценных бумаг;

·защита интересов владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг;

·разработка правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами.

Функциями саморегулируемой организации являются:

) представление уполномоченному органу предложений по проектам нормативных правовых актов, разработке нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

) рассмотрение споров, возникающих на рынке ценных бумаг между членами саморегулируемой организации, и споров между членами и их клиентами;

) разработка учебных программ и проведение обучения лиц, намеренных осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг;

) установление единых правил и стандартов профессиональной деятельности членов саморегулируемой организации;

) составление и опубликование рейтингов членов саморегулируемой организации;

) проведение проверок деятельности членов саморегулируемой организации;

) направление уполномоченному органу ходатайства о приостановлении и лишении лицензии члена саморегулируемой организации;

) осуществление контроля за деятельностью своих членов на рынке ценных бумаг и применение мер воздействия, установленных ее внутренними документами, к членам саморегулируемой организации, допустившим нарушения законодательства Республики Казахстан и внутренних документов саморегулируемой организации.

Отличают такие виды саморегулируемых организаций:

·Международные организации.

·Национальные организации.

При наличии относительно замкнутых региональных рынков ценных бумаг можно, соответственно, основывать региональные саморегулируемые организации.

Саморегулируемые организации имеют право разрабатывать обязательные правила осуществления профессиональной деятельности, осуществлять профессиональную подготовку кадров, устанавливать требования, обязательные для работы на финансовом рынке; обеспечивать связи и защиту интересов участников финансового рынка в государственных органах управления. СРО обеспечивает необходимые условия деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдение ими профессиональной этики, защиту интересов инвесторов других клиентов, установление и совершенствования правил проведения операций, осуществление контроля и т.д. Они лучше, чем кто бы то ни было, знают практику современного фондового рынка и в первую очередь заинтересованы в соблюдении установленного порядка и дальнейшем развитии рынка. Саморегулирование помогает укрепить доверие инвесторов к фондовому рынку и осуществляется во всех экономически развитых государствах. Например, в США существуют такие СРО, как Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам, Совет по выработке правил для муниципальных ценных бумаг и др. Они осуществляют контроль и имеют право накладывать на нарушителей законодательства и правил СРО штрафы, исключать из членов организации, отозвать аттестат у специалиста, приостановить его деятельность. О санкциях, которые налагаются СРО, сообщается в Комиссию по ценным бумагам и биржам (БЕС).

СРО содействуют развитию инфраструктуры фондового рынка, здоровой конкуренции на нем, обеспечивают информационную, юридическую, техническую поддержку своих членов, способствуют совершенствованию законодательной базы фондового рынка, представляют интересы профессиональных участников данного рынка в государственных органах. Саморегулирование позволяет найти гармоничное сочетание интересов участников рынка в рамках допустимого. Следует заметить, что принцип деятельности СРО является одним из немногочисленных примеров, когда полноценно реализуется принцип политического «партнерства» между государственными органами управления и регулирования рынка ценных бумаг с одной стороны и лицензированными профессиональными участниками рынка ценных бумаг, с другой по вопросам эффективного развития деятельности в данном секторе экономики.

В развитых рыночных странах существуют одна или несколько подобных ассоциаций профессионалов, действующих в национальном масштабе и признанных в этом качестве государственными регуляторами, как основные представители профессионального сообщества на рынке ценных бумаг. Государство передает часть своих функций по надзору и регулированию рынка таким ассоциациям, которые сами устанавливают правила игры и осуществляют контроль за их исполнением. Такой контроль (по объему и качеству) является эффективным средством регулирования рынка. Развитые формы СРО наделены правами, помимо разработки определенных правил и положений, наложения административных штрафов, ходатайства перед государственным регулятором об отзыве лицензии нарушителя.

СРО - это не только выработка общих правил игры или защита интересов, это еще часто обособленный рынок, доступ на который огражден требованиями к профессионализму и этике, объемам торговли и капитала, их финансовому здоровью и т.д.

СРО можно рассматривать на двух уровнях: международные организации и национальные организации. Обычно в каждой стране есть СРО, претендующие на представительство интересов всех лицензированных профессионалов рынка ценных бумаг страны. Так, в США это NASD, в Японии - Японская ассоциация инвестиционных дилеров и т.д.

СРО стимулирует формирование основ справедливой деятельности, предотвращение мошеннической деятельности, содействие развитию справедливых и равноправных принципов работы для защиты интересов инвесторов, а также содействие развитию самодисциплины среди членов, расследование и устранение конфликтов между членами СРО и их клиентами.

1.2 Порядок создания и ликвидации саморегулируемой организации

Саморегулируемая организация (СРО) учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев рынка ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами СРО, установления правил и стандартов проведения операции с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг. СРО является некоммерческой организацией.

Обычно СРО создается в организационно-правовой форме ассоциации, союзов. Эти организации наделены широкими правами в области получения информации по результатам проверок деятельности их членов, в операциях с ценными бумагами, при соблюдении принятых СРО правил и стандартов, а также при разработке программ подготовки профессионалов рынка ценных бумаг.

Саморегулируемая организация создается и действует на следующих принципах:

·управления деятельностью саморегулируемой организации на демократических началах (один член саморегулируемой организации - один голос);

·невмешательства саморегулируемой организации в хозяйственную деятельность членов саморегулируемой организации;

·открытости и доступности информации о деятельности саморегулируемой организации для всех ее членов.

Учредительным документом саморегулируемой организации является ее устав, утверждаемый собранием членов. Требования, установленные в уставе саморегулируемой организации обязательны для исполнения всеми органами саморегулируемой организации и ее членами. В уставе саморегулируемой организации указываются:

·виды деятельности, осуществляемые членами саморегулируемой организации;

·права и обязанности саморегулируемой организации;

·права и обязанности членов саморегулируемой организации;

·порядок, формы и гарантии непосредственного участия членов в решении вопросов, отнесенных к компетенции саморегулируемой организации;

·структура, порядок формирования и компетенция органов управления саморегулируемой организации;

·порядок принятия решений органами управления саморегулируемой организации;

·срок полномочий членов выборных органов саморегулируемой организации;

·порядок досрочного прекращения полномочий выборных органов саморегулируемой организации;

·экономическая и финансовая основа осуществления саморегулирования;

·другие положения, касающиеся организации саморегулирования.

Статус саморегулируемой организации присваивается уполномоченным органом юридическому лицу на основании документов, подтверждающих, что членами данного юридического лица являются не менее 30 процентов лицензиатов, осуществляющих определенный вид деятельности на рынке ценных бумаг.

Порядок присвоения юридическому лицу статуса саморегулируемой организации, его утраты устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа.

Наименование саморегулируемой организации должно содержать указание на основной вид деятельности членов этой организации, а также слова «Ассоциация», «Союз» или «Объединение». Реорганизация саморегулируемой организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Саморегулируемая организация вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство, фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество или товарищество. При преобразовании саморегулируемой организации к вновь возникшей организации переходят имущественные права и обязанности реорганизованной саморегулируемой организации в соответствии с передаточным актом. Промежуточный ликвидационный баланс, а также ликвидационный баланс, утверждаются общим собранием членов саморегулируемой организации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. При ликвидации саморегулируемой организации имущество, остающееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в порядке и в целях, предусмотренных ее уставом.

2. Деятельность саморегулируемых организаций Казахстана

До 1999 года в Казахстане единственной полноценной СРО была фондовая биржа KASE, являющейся таковой по законодательству. Кроме того, первые две лицензии ассоциациям профессиональных участников рынка ценных бумаг были выданы в 4 квартале 1999 года - Ассоциации Управляющих активами и Казахстанской ассоциации реестродержателей (КАРД).

Постановлением Директората Национальной комиссии от 13 ноября 1999 года № 482 лицензия на осуществление деятельности в качестве СРО была выдана Ассоциации Управляющих активами, основными целями создания которой были определены обеспечение условий для эффективной деятельности КУПА и развития свободной конкуренции на рынке услуг по инвестиционному управлению пенсионным активами НПФ, а также разработка стандартов деятельности и профессиональной этики и обеспечение защиты законных интересов для КУПА, являющихся членами ассоциации. Постановлением Директората Национальной комиссии от 13 ноября 1999 года № 483 лицензия на осуществление деятельности в качестве СРО была выдана Казахстанской Ассоциации Реестродержателей (далее КАРД), которая была создана регистраторами во 2 квартале 1998 года в целях координации деятельности и выражении общих интересов реестродержателей; обеспечения защиты общих интересов членов ассоциации; разработки стандартов деятельности и профессиональной этики организаций, осуществляющих деятельность по ведению реестров держателей ценных бумаг; содействия государственным органам в развитии рынка ценных бумаг Республики Казахстан, а также разработки правил добросовестной практики, направленных на предотвращение мошеннических действий на рынке ценных бумаг. Как уже отмечалось выше третьей СРО в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг» является фондовая биржа - KASE. По своему экономическому и правовому статусу фондовая биржа является некоммерческой саморегулируемой организацией, создаваемой профессиональными участниками рынка ценных бумаг в форме акционерного общества. Ее деятельность основывается на принципе самоокупаемости и она независима в своей деятельности на рынке ценных бумаг от государственных органов Республики Казахстан.

Таким образом, заключая все вышесказанное, сегодня в Казахстане существует три полноценных СРО, одна из которых является фондовая биржа, и две ассоциации профессиональных участников рынка ценных бумаг - это КАРД и Ассоциация управляющих активами. Однако, не смотря на наличие достаточной правовой базы, на практике наблюдается отсутствие реальных полномочий СРО. Тем не менее по мере развития СРО перечень предаваемых им Национальным Банком контрольных функций за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг будет расширяться.

.1 Казахстанская фондовая биржа как саморегулируемая организация

В Республике Казахстан на сегодняшний день имеется лишь одна фондовая биржа - Казахстанская фондовая биржа, являющаяся членом Евроазиатской федерации фондовых бирж (FEAS) и корреспондентским членом Международной федерации фондовых бирж (FJBV). Организация работы фондовой биржи, биржевой торговли, несмотря на технический прогресс и постоянное совершенствование биржевого дела, остается неизменной.

На начало 1997 года в Казахстане существовало 3 фондовые биржи: Центрально-азиатская фондовая биржа, Казахстанская фондовая биржа, Межбанковская Казахстанская фондовая биржа. В декабре 1996 года на объявленном тендере по выбору модельной фондовой биржи победителем было признано решение объединения Казахстанской фондовой биржи и МКФБ, с последующим прекращением деятельности последнего.

Летом 1998 года Казахстанская фондовая биржа осуществила запуск торговой системы, предназначенной для заключения сделок с нелистинговыми ценными бумагами по методу прямых котировок, что решило проблему создания в Казахстане котировочной организации внебиржевого рынка. Согласно Закону РК "О рынке ценных бумаг" членами фондовой биржи могут быть только профессиональные участники, имеющие место на бирже и участвующие в торговле ценными бумагами, включенными в листинг данной фондовой биржи. Фондовая биржа должна иметь не менее десяти членов, среди которых могут быть и иностранные юридические лица, имеющие статус профессионального участника рынка ценных бумаг РК. Решение о приеме в члены биржи принимается биржевым советом. Положение Казахстанской фондовой биржи (KASE) определяет категории членов биржи, требования предъявляемые к ним, порядок приема в члены биржи, приостановления и прекращения членства, а также права и обязанности членов биржи.

Членами фондовой биржи могут быть организации, в том числе зарегистрированные в качестве юридических лиц за пределами Республики Казахстан, обладающие правом осуществления профессиональной деятельности на финансовых рынках, за исключением членов, вступающих в члены биржи по категории "С".

Члены KASE подразделяется на следующие категории в зависимости от видов финансовых инструментов, в торгах которыми имеет право принимать участие член фондовой биржи:

·"Р" - с правом участия в торгах негосударственными эмиссионными ценными бумагами, включенными в официальный список;

·"Н" - с правом участия в торгах негосударственными эмиссионными ценными бумагами, допущенными к обращению (торговле) в секторе «нелистинговые ценные бумаги» Торговой системы фондовой биржи, и государственными пакетами акций приватизируемых организаций;

·"К" - с правом участия в торгах государственными ценными бумагами, обращающимися (торгуемыми) на фондовой бирже;

·"С" - с правом участия в торгах срочными контрактами, обращающимися (торгуемыми) на фондовой бирже;

·"В" - с правом участия в торгах иностранными валютами. Одна организация может иметь членство на фондовой бирже по нескольким категориям.

Член фондовой биржи может участвовать в торгах по финансовым инструментам, соответствующим присвоенной ему категории членства; получать информацию, необходимую и достаточную для его деятельности на фондовой бирже; вносить на рассмотрение Биржевого совета, Комитета Биржевого совета по валютному рынку, Общего собрания членов биржи и его секций предложения по вопросам торговой, расчетной и информационной и иной деятельности, а также участвовать в работе Общего собрания членов фондовой биржи и его секций в соответствии с присвоенной ему категорией членства.

Вместе с тем член фондовой биржи имеет определенные обязанности:

·соблюдать требования действующего законодательства, устава, других внутренних документов;

·уплачивать членские взносы и биржевые сборы в составе, в размерах, в сроки и в порядке, установленные на бирже, в соответствии с присвоенной ему категорией членства;

·своевременно, полностью и наиболее оптимальным способом исполнять обязательства, возникающие из заключенных на фондовой бирже сделок с финансовыми инструментами, а также иные обязательства, основанные на требованиях действующего законодательства, устава, других внутренних документов, регламентирующих деятельность членов фондовых бирж и их трейдеров;

·не распространять и не передавать третьим лицам без особого на то разрешения информацию, полученную данным членом в силу своего членства на биржи и отнесенную в соответствии с внутренними документами биржи к категории коммерческой тайны или конфиденциальной информации;

·в случае внесения изменений и дополнений в учредительные документы данного члена биржи незамедлительно представлять нотариально удостоверенные копии изменений и дополнений, а также документов, подтверждающих государственную регистрацию внесенных изменений и дополнений, если такая регистрация требуется в соответствии с действующим законодательством;

·незамедлительно уведомлять о любых дисциплинарных действиях, предпринятых уполномоченным органом по отношению к нему, его работникам и его аффилиированным лицам;

·предоставлять сведения о любых изменениях в составе своих трейдеров и нести полную ответственность за последствия непредставления или несвоевременного предоставления таковых сведений и др.

Членам фондовой биржи запрещается предоставлять в пользование свои места на бирже лицам, не являющимся ее членами соответствующей категории.

Согласно Закону РК "О рынке ценных бумаг" служащие государственных органов, а также должностные лица акционерных обществ, ценные бумаги которых включены в листинг фондовой биржи, не могут быть избраны в органы управления биржи. Причем, акционер на собрании имеет равное с другими число голосов, независимо от количества акций, которыми он владеет. Биржевой совет фондовой биржи в РК формируется из числа акционеров, других членов биржи, ее должностных лиц, кроме того, в его состав на постоянной основе входит представитель Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций РК без права голоса.

К обращению на KASE допускаются ценные бумаги:

государственные;

негосударственные, прошедшие процедуру листинга и включенные в официальный список ценных бумаг, торгуемых на бирже, в том числе выпущенные в соответствии с законодательством других государств и допущенных к обращению в РК;

государственные других государств, допущенные к обращению в РК;

производные, базовым активом которых являются вышеперечисленные ценные бумаги.

К торгам на фондовой бирже допускаются лишь ценные бумаги, прошедшие процедуру листинга. Согласно положению о листинге ценных бумаг Казахстанской фондовой биржи на биржевые торги допускаются после прохождения процедуры листинга негосударственные ценные бумаги, эмитированные в соответствии с законодательством РК и законодательством других государств, допущенные к обращению в РК.

Процедуры листинга не требуется для государственных ценных бумаг РК и эмитированных в соответствии с законодательством других государств, допущенных к обращению в РК, а также для производных ценных бумаг. Для включения ценных бумаг по одной из категорий юридические лица, намеренные получить статус листинговой компании, должны соответствовать определенным требованиям:

·в их учредительных документах не должно содержаться норм, ущемляющих или ограничивающих права владельцев ценных бумаг на их передачу;

·иметь зарегистрированный и оплаченный уставный капитал в размере не меньше установленного законодательством для данного вида юридического лица;

·другие требования определяются в соответствии с условиями определенной категории официального списка ценных бумаг биржи.

Заявление от юридического лица, предполагающего включение эмитированной ценной бумаги в официальный список, и прилагаемые к нему документы принимаются и рассматриваются Листинговой комиссией биржи.

В то же время биржа обязуется перед листинговыми компаниями:

·создать необходимые условия для проведения регулярных торгов по ценным бумагам, включенным в официальный список;

·регулярно передавать в средства массовой информации результаты торгов в объеме, установленном Правилами биржевой торговли по ценным бумагам;

·не распространять и не передавать третьим лицам полученную от эмитента информацию, отнесенную им к категории конфиденциальной или не являющуюся равнодоступной.

Листинговая компания не имеет права изъятия без согласия Биржевого совета эмитированных ею ценных бумаг из официального списка, а также не вправе запрещать или ограничивать действия биржи по доведению информации с торгов.

В случае прекращения деятельности эмитента, заявления об исключении, эмитированных им ценных бумаг, из официального списка, несоответствия листинговым требованиям, а также представления заведомо недостоверных или неполных сведений при подаче заявления на включение ценных бумаг в официальный список может быть произведен делистинг. Кроме того, Листинговая комиссия может рассмотреть вопрос о делистинге ценной бумаги и в случае отсутствия сделок по ней в течение 1 года.

Сегодня на Казахстанской фондовой бирже могут обращаться такие финансовые инструменты, как

·Иностранные валюты: доллар США, марка Германии, валюта Европейского союза (Евро);

·Срочные контракты: стандартизированный беспоставочный фьючерс на доллар США;

·Эмитированные Министерством Финансов Республики Казахстан государственные ценные бумаги;

·Эмитированные Национальным Банком Республики Казахстан

·Облигации местного исполнительного органа Мангистауской области;

·Государственные пакеты акций, выставляемые на продажу Департаментом государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан;

·Негосударственные ценные бумаги: облигации, акции АО простые именные и привилегированные.

На Казахстанской фондовой бирже способом проведения торгов по государственным ценным бумагам и листинговым ценным бумагам является электронный метод непрерывного встречного аукциона, основанный на автоматическом заключении сделок с анонимным контрпартнером согласно выставленных котировок по наилучшим встречным ценам; по нелистинговым ценным бумагам используется метод прямых котировок, при котором участники торгов самостоятельно передают сведения о заключенных сделках Центральному депозитарию или независимому реестродержателю.

Фондовая биржа Казахстана взаимодействует с брокерами, осуществляющими функции продавцов и покупателей ценных бумаг. Брокер, имеющий право участия в торгах, должен иметь соответствующую лицензию, т.е. отвечать жестким квалификационным, финансовым и другим требованиям, следовательно, фондовая биржа гарантирует клиентам этих брокеров надлежащую надежность, компетентность и качество обслуживания. Кроме того, для завершения заключаемых сделок необходимо взаимодействие фондовой биржи с расчетным органом и центральным депозитарием, что также гарантирует исполнение сделок.

Как видно из всего вышесказанного, по своей сути фондовая биржа является оптовым рынком ценных бумаг. Следовательно, в условиях перехода к рынку и постепенного освобождения от прежней зарегламентированности, она может и должна стать и в Казахстане одним из динамичных органов регулирования экономических отношений.

2.2 Казахстанская ассоциация реестродержателей и ее деятельность

Постановлением Директората Национальной комиссии от 13 ноября 1999 года № 483 лицензия на осуществление деятельности в качестве СРО была выдана Казахстанской Ассоциации Реестродержателей (далее КАРД), которая была создана регистраторами во 2 квартале 1998 года в целях координации деятельности и выражении общих интересов реестродержателей; обеспечения защиты общих интересов членов ассоциации; разработки стандартов деятельности и профессиональной этики организаций, осуществляющих деятельность по ведению реестров держателей ценных бумаг; содействия государственным органам в развитии рынка ценных бумаг Республики Казахстан, а также разработки правил добросовестной практики, направленных на предотвращение мошеннических действий на рынке ценных бумаг.

В соответствии с уставом КАРД на 1 января 2000 года в данной СРО сформированы:

·Общее собрание членов ассоциации;

·Совет ассоциации, формируемый из числа представителей членов ассоциации и являющийся органом управления деятельностью ассоциации.

·Ревизионная комиссия

Получение КАРД статуса СРО во многом стало следствием проводимой в 1998-1999 гг. политики по поддержке данной ассоциации как потенциальной СРО, заключающейся в устранении существовавших между регистраторами противоречий и споров препятствующих их реальному объединению. Например, упомянутым ранее постановлением Национальной комиссии от 14 октября 1999 года №47 было установлено требование о переходе с 1 апреля 1999 года всех регистраторов технологии ведения реестров держателей ценных бумаг, основанной на открытии единого лицевого счета для одного держателя ценных бумаг во всех реестрах держателей ценных бумаг. Ранее регистраторы использовали две принципиально разные методики ведения реестров держателей ценных бумаг, одна из которых предусматривала открытие единого лицевого счета для одного держателя, а вторая - открытие отдельных лицевых счетов для держателей ценных бумаг в каждом из реестров, и каждая из двух групп регистраторов настаивала на том, чтобы единая технология ведения реестров держателей ценных бумаг основывалась на их методике. Существовавшая в то время Национальная комиссия по ценным бумагам РК выступив «арбитром» сняла эти противоречия.

3. Проблемы развития саморегулируемых организаций Казахстана

В развитых странах система саморегулирования формировалась веками и в настоящее время является одной из основ организации общества. В большинстве развитых стран, саморегулирумые организации (СРО) действуют практически во всех областях общественной жизни, и, особенно в бизнесе. Профессиональные ассоциации врачей, юристов, аудиторов, арбитражных управляющих наряду с государством регулируют отношения, вырабатывают правила и ограничения, каждая в своем сегменте деятельности.

Особую роль принцип саморегулирования играет в деятельности финансовых рынков. В различных странах мира финансовые рынки функционируют, как правило, в рамках двух различных моделей. Первая предполагает регулирование преимущественно государственными органами, и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил проведения операций передается объединениям профессиональных участников рынка - СРО (например, во Франции). Вторая подразумевает передачу максимально возможного объема полномочий СРО (США). При этом государство сохраняет за собой основные контрольные функции и возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования (Великобритания). В преобладающем большинстве стран степень централизации и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями.

На основании опыта развитых стран можно утверждать, что наличие в системе национального регулирования финансовых рынков СРО является условием, без которого немыслима их нормальная организация. Неслучайно среди 30 принципов организации фондового рынка, провозглашенных Международной Федерацией фондовых инвесторов (IFCI), два посвящено обязательному существованию СРО.

В Казахстане история саморегулирования и самоуправления насчитывает более 140 лет. Принцип самоуправления был положен в основу такого правового института, как адвокатура при проведении реформы 1864 г. Идея самоуправления издавна заложена в деятельность нотариата и нотариальных палат. В процессе трансформации экономической системы и становления рынка в Казахстане принцип саморегулирования был использован в регулировании деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, в регулировании рекламной деятельности, а затем и в деятельности профессиональных оценщиков. В настоящее время в системе отношений между субъектами рынка ценных бумаг СРО фактически уже занимают место посредника между органами государственной власти и профессиональными участниками рынка и их клиентами. Казахстанской практикой перенята множественная модель саморегулирования, когда может существовать много СРО, привязанных к конкретным рынкам (связки ММВБ-НФА, РТС-НАУФОР). Они выполняют функции защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации. То есть, для защиты прав не только членов организации, а неограниченного круга лиц, что является публично-правовой функцией, свойственной органам государственной власти.

Таким образом, законодательство Республики Казахстан позволяет связать цивилизованное осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг с созданием функционирующей в этой сфере СРО. Несмотря на многообразие форм некоммерческих и иных общественных организаций, существующих в настоящее время, их вовлечение в созидательные процессы реформирования экономической жизни остается недостаточным. Возможности общественной инициативы, естественного стремления профессионалов к объединению в целях выработки цивилизованных обычаев делового оборота и закрепления их в этических и специальных стандартах деятельности, пока не находят должного использования. Для полноценного развития рынка необходимо расширение начал саморегулирования. Передача части функций регулятора негосударственным структурам является необходимой для Казахстана тенденцией. Существенную часть функций, которые касаются лицензирования, контроля, дополнительной координации профессиональной деятельности своих участников, можно и должно передавать саморегулируемым организациям. Сейчас для этого предпосылок значительно больше, чем это было на стадии становления рынка - на рынке появились высококвалифицированные, подготовленные кадры, которые могут осуществлять эти функции. Саморегулирование - одна из высших ступеней цивилизованности рынка. Если сами участники рынка понимают, что нужно объединять усилия для совершенствования регулирующих их норм и правил, если они заинтересованы в дисциплине, в чистоте своих рядов и законности действий, значит, уровень сознания участников рынка достиг той отметки, когда можно говорить о его развитости. Саморегулируемые организации нужны государству как опора, как надежный партнер в деле совершенствования рыночной экономики. Кадровые и финансовые ресурсы саморегулируемых организаций, информационное обеспечение их деятельности, позволяют квалифицированно и оперативно регулировать отношения, возникающие как между участниками саморегулируемых организаций, так и между участниками саморегулируемых организаций и их клиентами. С одной стороны, саморегулируемая организация - это представитель и выразитель интересов своих членов перед государством, с другой - квалифицированный агент государственно-общественных интересов в среде профессиональных участников. Объективно такая позиция позволяет использовать саморегулируемые организации как инструмент согласования воли и интересов всех субъектов рынка с волей государства. В этом направлении необходимо и дальше развивать роль и функции СРО.

Фактическое наличие в современном Казахстане значительного числа некоммерческих организаций (союзов, ассоциаций), уже объединяющих предпринимателей не только с целью защиты и лоббирования их интересов, но и с целью саморегулирования их деятельности, создает практическую основу для передачи СРО, находящимся под контролем государства и, причем, без ущерба для государства, тех функций государства, которые требуют более тонких и специфических механизмов регулирования конкретных видов деятельности на конкретных рынках.

Заключение

В последние годы роль саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг становится более значимой. В этой связи важнейшей задачей является дальнейшая разработка правил и стандартов, в соответствии с которыми должно будет осуществляться дополнительное к государственному регулированию саморегулирование рынка.

Саморегулируемая организация - добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, функционирующее на принципах некоммерческой организации. Саморегулируемая организация устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением. Саморегулируемыми организациями обычно являются организаторы рынка ценных бумаг (биржи или их союзы), объединения других различных групп профессиональных участников рынка ценных бумаг. Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий их деятельности, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Деятельность саморегулируемых организаций связана с саморегулированием деятельности участников на рынке ценных бумаг; поддержанием высоких профессиональных стандартов и подготовка кадров для рынка ценных бумаг; отстаиванием своих интересов на рынке перед государством.

Похожие работы на - Саморегулируемые организации на рынке ценных бумаг

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!