Кредитная система Республики Беларусь и ее развитие

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,82 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Кредитная система Республики Беларусь и ее развитие

«Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации»

Кафедра финансов и кредита









Курсовая работа

на тему «Кредитная система Республики Беларусь и ее развитие»













Гомель 2012

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: содержит 41 страницу, 4 таблицы, 1 рисунок, 32 источника.

Тема «Кредитная система Республики Беларусь и ее развитие».

Ключевые слова: кредитная система, банковская система, банковская деятельность, центральный банк, Национальный банк Республики Беларусь, коммерческий банк, небанковские кредитно-финансовые учреждения, специальные кредитно-финансовые учреждения, фонды, банковское кредитование, кредит, транснациональные банки.

Объект исследования курсовой работы является кредитная система и ее структура, принципы построения и функционирования.

Цель курсовой работы: изучение кредитной системы, как одного из элементов аккумуляции и распределения денежных средств с целью обеспечения сбалансированности секторов экономики Республики Беларусь и особенностей ее развития в Республике Беларусь.

Используемые методы исследования: горизонтальный анализ, методы сравнения, системный подход, а также специальные методы и приемы.

В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: рассмотрены законодательные акты Республики Беларусь, инструкции и методические рекомендации в области бухгалтерского учета и экономического анализа, труды белорусских, российских авторов в области банковского дела, экономики, управления и финансового анализа.

Элементы научной новизны полученных результатов: в результате критического анализа существующей методики и организации экономического анализа банковских операций выработаны основные направления по развитию кредитной системы Республики Беларусь.

Областью возможного практического применения является кредитная система Республики Беларусь.

Экономическая и социальная значимость работы: полученные результаты проведенного курсового исследования позволяют выработать и предложить новые, прогрессивные пути развития кредитной системы.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

СОДЕРЖАНИЕ

ВЕДЕНИЕ

1. Понятие кредитной системы Республики Беларусь, ее сущность, значение, модель, принципы построения

. Банковская система Республики Беларусь: ее становление и современное состояние

. Специализированные финансово-кредитные учреждения Республики Беларусь

4. Направления развития кредитной системы Республики Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В процессе общественного воспроизводства не только образуются временно свободные денежные капиталы как источник ссудного капитала, но и возникает временная потребность функционирующих предпринимателей в дополнительном денежном капитале в форме кредита.

Вследствие того, что в ходе кругооборота капитала в процессе общественного воспроизводства происходит смена товарной и денежной форм капитала, возникает необходимость в кредите для обеспечения непрерывности воспроизводства. Функционирующие капиталисты прибегают к кредиту на разных стадиях воспроизводства, на сроки до получения денежной выручки от реализации готовой продукции.

Следовательно, кредитная система и ее важнейшая составляющая - коммерческие банки - играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Через нее проходит огромный объем денежных расчетов и платежей предприятий, организаций и населения; она мобилизует и превращает в активно действующий капитал временно свободные денежные средства, выполняет различные кредитные, расчетные, гарантийные, инвестиционные и иные операции.

Банковский кредит самым тесным образом связан со всеми стадиями расширенного воспроизводства. Объем, направление, и структура банковских операций определяются потребностью в финансировании капиталовложений и текущего производства, масштабами хозяйственного оборота. Трудно представить современное крупное производство без развитого механизма безналичных расчетов, разветвленной сети банковских и специальных кредитных учреждений. Особенно велика роль кредита и банков в международных расчетах.

Таким образом, банковская система является важнейшей составляющей частью рыночной экономики. Современное государство с рыночной экономикой, используя различные денежно-кредитные инструменты, может влиять практически на все параметры национальной экономики. Одним из таких инструментов и является кредитная система - совокупность кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих экономические отношения в сферах денежного оборота и кредита. Основа функционирования кредитной системы - товарно-денежные отношения, способствующие возникновению и развитию денежного оборота, необходимости его организации, обслуживания, управления.

Для Беларуси эта тема особенно актуальна. Как и в других странах бывшего СССР, денежно-кредитная система Беларуси возникла на основе весьма специфической денежно-кредитной системы административно-командного типа и характеризовалась полным монополизмом государства в этой сфере, нерыночными методами формирования и распределения заемных фондов, а также жестким разделением наличного и безналичного обращения.

Оценка современного состояния решаемой проблемы. Развитие банковского сектора в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с приоритетами социально-экономического развития государства, определенными на 2010-2015 гг. и предусматривающие рост человеческого потенциала, инновационной, высокотехнологичной, конкурентоспособной экономики, вхождение в число 30 лучших стран мира по условиям ведения бизнеса.

Так, за 2011 год банковский сектор оказывал нарастающую финансовую поддержку реальному сектору экономики. Значительные кредитные ресурсы предоставлялись банками на поддержку инвестиционных проектов, направленных, главным образом, модернизацию производства и структурную перестройку экономики. Банки осуществляли кредитную поддержку организаций в ходе реализации государственных программ по развитию приоритетных секторов экономики, в первую очередь строительства жилья, и увеличению производственных инвестиций.

Цель и задачи работы. Целью курсовой работы является изучение кредитной системы, как одного из элементов аккумуляции и распределения денежных средств с целью обеспечения сбалансированности секторов экономики Республики Беларусь и особенностей ее развития в Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

-  исследовать экономическую сущность, значение, модели и принципы построения кредитной системы;

-       изучить становление и современное состояние банковской системы Республики Беларусь;

-       рассмотреть особенности специализированных финансово-кредитных учреждений Республики Беларусь;

-       обозначить направления развития кредитной системы Республики Беларусь.

Объектом исследования является кредитная система и ее структура, принципы построения и функционирования.

Предметом исследования являются особенности образования и функционирования банковских и небанковских кредитно-финансовых учреждений и направления их развития Республики Беларусь.

Основные и исходные данные для разработки темы. При написании работы были использованы научные работы отечественных и зарубежных авторов: Алымов Ю., Антонова Н. Б., Купчинова О., Колпина Л. Г., Нешитой А. С.Ноздрина-Плотницкого М. И., Свиридов О. Ю., Сухарев О. С., Тарасов В. А., Тихонов А. О. и других авторов.

Кроме того, при написании были использованы: Банковский кодекс Республики Беларусь, кредитно-денежная политика Национального Банка Республики Беларусь на 2010-2012 годы, постановления Национального банка об итогах выполнения Основных направлений кредитно-денежной политики Республики Беларусь на 2011 г.; данные официальных сайтов: Президента Республики Беларусь, Национального статистического комитета Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь.

Перечень примененных методов исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы: горизонтальный анализ, методы сравнения, системный подход, а также специальные методы и приемы.

Информация о внедрении результатов. В результате проведенного исследования была предпринята попытка обозначить основные, наиболее прогрессивные направления развития кредитной системы Республики Беларусь, с целью наиболее эффективного аккумулирования и распределения денежных средств направленных на обеспечение сбалансированности секторов экономики Республики Беларусь, и как результат развития воспроизводства страны.

Объем и структура результатов. Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников. Курсовая работа содержит 41 страницу, 4 таблицы, 1 рисунок, 32 источника.

1. Понятие кредитной системы Республики Беларусь, ее сущность, значение, модель, принципы построения

С введением кредитных денег и их производных денежная система в чистом виде перестала существовать, на смену ей пришла кредитно-денежная система, основе которой лежит кредит - как основная составляющая кредитно-денежного регулирования экономики. Кредит - это движение ссудного капитала на условиях срочности, возвратности и платности. Он играет огромную роль в развитии экономики и выполняет следующие функции:

-  расширяет рамки общественного производства по сравнению с теми, которые устанавливаются наличными денежными средствами;

-       перераспределяет свободные денежные средства между хозяйствующими субъектами;

-       обеспечивает экономию издержек обращения;

-       ускоряет концентрацию и централизацию капитала [2, с. 221].

В экономической литературе система банковского кредитования чаще всего определяется как совокупность элементов, регулирующих кредитные отношения. Цель ее функционирования носит двойственный характер: с одной стороны, обеспечение возврата кредитору переданных во временное пользование кредитополучателю денежных средств, с другой - обеспечение получения кредитором дохода от кредитных операций [6, с. 12]

Структура кредитной системы и организация кредитного дела должны способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей в кредитно-денежном обслуживании всей экономики и ее звеньев. При этом кредитная система характеризуется совокупностью банковских и других кредитных учреждений, правовыми формами организации и подходами к осуществлению кредитных операций.

Кредитная система - совокупность кредитно-финансовых организаций, обслуживающих экономические отношения в сферах денежного оборота и кредита [31, с. 305].

Кредитная система - это совокупность кредитно-финансовых учреждений, выполняющих специфические функции по аккумуляции и распределению денежных средств. Кредитная система развитых стран состоит из центрального, коммерческих банков, специализированных кредитно-финансовых учреждений. Особое место в кредитной системе занимает центральный банк. В США - это 15 банков, образующих Федеральную резервную систему (ФРС) [32, с. 437].

Однако, учитывая тесную взаимосвязь банковской и кредитной систем, необходимо отметить, что в ряде литературных источников делаются небесспорные попытки сделать различие между понятиями «банки» и «кредитные учреждения». В частности, утверждается, что банки являются финансовыми институтами универсального типа и обладают правом создания платежных средств и регулирования массы денег в обращении (образование платежных средств, их выпуск в оборот и изъятие из оборота). Кредитные же учреждения, напротив, только специализируются на отдельных финансовых операциях и лишь перераспределяют уже существующие платежные средства. Однако проведение такого различия между банками и кредитными учреждениями представляется в значительной мере однобоким. Дело в том, что как, первые, так и вторые и выполняют значительное количество операций. В частности, классическими операциями коммерческих банков (банков второго уровня) являются привлечение денежных средств на расчетные (текущие) счета и в срочные вклады, предоставление аккумулированных денежных средств в ссуды и осуществление расчетов [28, с. 242].

Кредитные институты, занимающиеся кредитованием, образуют обширную систему, включающую в себя сотни и тысячи коммерческих учреждений. В странах с развитой кредитной системой ее организационное построении предопределено особенностями исторических и экономических условий формирования хозяйственных структур. Основой организации банков в этих странах является двухуровневая банковская система. Однако это уже не препятствует построению различных по внутренней структуре банковских систем.

Основа функционирования кредитной системы - товарно-денежные отношения, способствующие возникновению и развитию денежного оборота, необходимости его организации, обслуживания, управления.

Ядром кредитной системы является банковская система, на которую падает основная нагрузка по денежно-кредитному обслуживанию хозяйственного оборота, а единым органом, координирующим деятельность банковских учреждений, является центральный (эмиссионный) банк, выполняющий функции управления процессами организации кредитно-расчетного и финансового обслуживания экономики. Центральные банки регулируют ликвидность банковской системы и балансы банковских учреждений

Особое положение центральных банков в кредитной системе проявляется в том, что они не ставят перед собой цели получения максимальной прибыли и не конкурируют в сфере бизнеса с коммерческими банками, они как правило, не обслуживают население, предприятия. Эти функции выполняют коммерческие банки [32, с. 437].

Известны различные модели построения Центральных банков. В большинстве стран они являются государственными учреждениями (Германия, Франция). В США, Швейцарии они организованы как акционерные общества. Главная задача центральных банков - управление эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью. Их основными функциями являются:

-  разработка и реализация денежно-кредитной политики;

-       эмиссия и изъятие из обращения денег (центральные банки наделены монопольным правом выпуска банкнот);

-       хранение золотовалютных резервов страны;

-       выполнение кредитных и расчетных операций для правительства;

-       оказание разнообразных услуг коммерческим банкам и другим кредитно-финансовым учреждениям (хранение обязательных резервов, предоставление ссуд и т.д.).

Кредитные операции в экономике могут осуществляться самыми разнообразными учреждениями. Однако, основными по масштабам операций и значимости обслуживания хозяйственного оборота являются банки. Тем не менее, всегда выделяют две основные подсистемы организации кредитных отношений, функционирующих в рамках банковских учреждений (институтов) и в рамках небанковских (околобанковских, квазибанковских) учреждений (институтов). В соответствии с такой организацией кредитных отношений формируются два основных звена кредитной системы:

1) банковские учреждения, формирующие банковские систему;

2)      небанковские (парабанковские) учреждения, формирующие небанковскую (парабанковсукю) систему.

Из рисунка 1.1 видно, что банковская система представлена банками и другими учреждения банковского типа, а небанковская (парабанковская) система - специализированными кредитно-финансовыми и почтово-сберегательными учреждениями. При этом сама кредитная система состоит из, соответствующим образом организованных, звеньев управления или иерархичной образом организованных звеньев управления или иерархичной структуры составляющих ее элементов, к которым относятся центральный орган и низовые (функциональные) органы [28, с. 239].

В целях координации деятельности низовых звеньев центральный управляющий орган должен осуществлять надзор за функционированием кредитных учреждений, анализ деятельности кредитных учреждений и ее направление в нужное руло с тем, чтобы обеспечить бесперебойность и надежность функционирования кредитной системы, эффективность кредитно-расчетного обслуживания хозяйственного оборота, не допустить необоснованного расширения или сокращения объема кредитных операций. В соответствии с этим кредитная система характеризуется функциональной специализацией, объем кредитных операций и количеством кредитных учреждений, а также количеством предоставляемых отдельным субъектам хозяйствования кредитно-финансовых услуг.

Рисунок 1.1 - Организационная структура кредитной системы

Источник - собственная разработка. Рисунок составлен на основе изучения экономической литературе.

Что касается Республики Беларусь, то ее кредитная система включает банки (двухуровневая банковская система Республики Беларусь) и небанковские кредитно-финансовые организации. Основа их функционирования - банковская деятельность.

Банковская деятельность - совокупность, осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, банковских операций, направленных на извлечение прибыли.

Так как, функционирование кредитной системы осуществляется в тесной взаимосвязи с банковской деятельностью, то построение кредитной системы необходимо учитывать принципы построения банковской системы, основными из которых в Республике Беларусь являются:

-  обязанность получения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями лицензий на осуществление банковских операций;

-       независимость банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в своей деятельности, невмешательство со стороны государственных органов в их работу, за исключением предусмотренных законодательством случаев;

-       разграничение ответственности между банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациям и государством;

-       обязательность соблюдения экономических нормативов, установленных Национальным банком;

-       обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора банка, небанковской кредитно-финансовой организации;

-       обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам клиентов;

-       обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков [31, с. 305].

В Республике Беларусь в структуру кредитной системы входят в банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Управление кредитной системой осуществляется Национальным банком Республики Беларусь, который является государственным учреждением и возглавляющий банковскую систему Республики Беларусь [3, с. 132]

В отличии от Национального Банка, коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения, преследую цель получения максимальной прибыли от своей деятельности. При этом, коммерческие банки являются основой кредитной системы, основными функциями которых, на ряду с приемкой, хранением депозитов вкладчиков, выдача средств со счетов и выполнение операций по перечислению, является размещение аккумулированных денежных средств, путем выдачи ссуд. Кредитование является активными банковскими операциями.

При этом, в соответствии с нормой ч.1 ст. 8 Банковского кодекса банком признается организация со статусом юридического лица, которая для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии, выданной Национальным банком, имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

-  привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (депозиты);

-       размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

-       открытие и ведение банковских счетов физических лиц и организаций со статусом юридического лица [3, с. 134].

Небанковская кредитно-финансовая организация - это коммерческая организация, которая для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии, выданной Национальным банком, имеет право осуществлять отдельные банковские операции и виды деятельности, кроме совокупности операций, исключительное прав осуществлять которые принадлежит банкам. Допустимые сочетания банковских операций, которые могут осуществлять небанковские кредитно-финансовые организации, устанавливаются Национальным банком.

Таким образом, построение кредитной системы Республики Беларусь находится в непосредственной связи с построением системы банковского кредитования, которая содержит множество элементов.

2. Банковская система Республики Беларусь: ее становление и современное состояние

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, от государства и частных лиц.

Кроме того, банковская система является ключевым звеном кредитной системы, концентрирующим основную массу кредитных и финансовых операций Банки являются одной из старейших и наиболее распространенных групп кредитных учреждений, выполняющих в настоящее время большинство кредитно-финансовых услуг и по существу являющихся институтами универсального (за исключением их небольшого числа) профиля.

Следовательно, банковскую систему можно определить следующим образом.

Так, Нешитой А С. Рассматривает банковскую систему как «совокупность банковских учреждений, функционирующих на территории данной страны во взаимосвязи между собой» [8, с. 313].

Колпина Л. Г. определяет банковскую систему как «совокупность различных видов банков в их взаимосвязи, существующая в стране в определенный исторический период» [31, с. 306].

Банковская система не существует сама по себе. Она обслуживает потребности экономики и социальной сферы, а поэтому должна быть адекватна им. В условиях экономического роста возрастает потребность в банковских услугах и, наоборот, экономический спад и низкий уровень жизни населения ограничивают потребности в банковских услугах. Банковская система работает неэффективно, когда отсутствуют платежеспособные ссудозаемщики, научно-обоснованные инвестиционные проекты для кредитования, несовершенная законодательная база, регулирующая банковскую деятельность. Поэтому банковская система должна быть нацелена на использование интенсивных факторов роста, когда исчерпание резервов экстенсивного роста банковской системы обусловлено усилением дефицита денежных средств, обслуживающих экономку и являющихся ограничителем ресурсного предложения на рынке банковских услуг, а также снижением доходности банковских операций до уровня, соразмерного с другими сферами деятельности, и, следовательно, выравниванием нормы прибыли в вкладываемый капитал.

Помимо этого, банковская система должна иметь устойчивые контакты и связи между высшим, руководящим и низовыми звеньями. Для проведения мероприятий центрального банка служат его региональные учреждения, а при необходимости - специально назначенные и уполномоченные центральным банком институты. В целях повышения действенности и оперативности регулирующих мероприятий центрального банка практикуется деление банковской и внебанковской систем на сектора, включающие аналогичные по функциональным признакам институты, например, сектор земельных банков, сектор потребительского кредита, сектор лизинговых компаний и т.д.

Основная цель подобного дробления состоит в установлении дифференцированных регулирующих процедур и правил в зависимости от специфики организации операций и деятельности институтов того или иного сектора.

Экономическая теория и банковская практика выделяют два основных типа построения банковской системы:

1)   одноуровневая банковская система - предполагает преобладание горизонтальных связей между банками. А также универсализацию операций банков и их функций. В рамках одноуровневой банковской системы все кредитные учреждения, включая центральный банк, находятся на одной иерархической ступени, выполняя аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентов.

В условиях одноуровневой банковской системы мероприятия по денежно-кредитному регулированию и ограничению количества платежных средств в экономике сводятся к жестким ограничениям операций с наличностью и централизованному перераспределению через банковскую систему безналичных денежных средств предприятий, организаций и банков в рамках единого государственного ссудного фонда страны. Функций по управлению деятельностью банков как таковых не существует, поскольку все кредитно-финансовые операции концентрируются практически в одном банке с единым центром управления.

)     двухуровневая банковская система включает в себя верхний и нижний уровни. Верхний уровень - это центральный банк, непосредственно кредитованием не занимающийся, а выполняющий функций «банка банков» и являющийся центром денежно-кредитного регулирования. Нижний уровень банковской системы - это коммерческие банки, работающие на принципах рыночной экономики, самостоятельно мобилизирующие и использующие кредитные ресурсы.

Коммерческие банки разделяются на универсальные и специализированные. Универсальные все или почти все виды банковских операций (прием вкладов всех видов, предоставление краткосрочных и долгосрочных кредитов, операции с ценными бумагами и т.д.), обслуживание субъектов хозяйствования любых форм собственности и любых отраслей, а также населения. Специализированные банки осуществляют одну или несколько банковских операций.

В отличие от одноуровневой двухуровневая банковская система основывается на построении взаимоотношений между банками по вертикали и по горизонтали. Взаимоотношения по вертикали - это отношения подчинения между центральным банком как руководящим, управляющим центром и низовыми звеньями (коммерческими и специализированными банками). Взаимоотношения по горизонтали - это отношения равноправного партнерства между различными низовыми звеньями. При таких отношения происходит разделение административных и оперативных функций, связанных с обслуживанием хозяйства. Центральный банк остается банком в полном смысле слова только для коммерческих и специализированных банков, а также правительственных структур.

Существование двухуровневой банковской структуры позволяет центральному банку посредством экономических методов регулировать деятельность банков и воздействовать на процесс общественного воспроизводства. Поэтому в глобальном плане регулирование банковской деятельности приводит к использованию банковской системы как инструмента макроэкономического регулирования [28, с. 249].

В Республике Беларусь сформировалась двухуровневая банковская система. Первый уровень представляет эмиссионный центральный банк страны - Национальный банк Республики Беларусь. Второй уровень - коммерческие банки.

Национальный банк Республики Беларусь является важнейшим звеном банковской системы и выполняет следующие функции:

-  разработка и осуществление денежно-кредитной политики;

-       эмиссия денег;

-       эмиссия ценных бумаг Национального банка;

-       регулирование денежного обращения и кредитных отношений;

-       валютное регулирование;

-       рефинансирование коммерческих банков;

-       организация эффективного, надежного и безопасного функционирования системы межбанковских расчетов и т.д.

Кроме того, Национальный банк осуществляет надзор и регулирует деятельность коммерческих банков, утверждает правил совершения банковских операций, устанавливает экономические нормативы.

Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь. Это означает:

-  утверждением Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений, дополнений, вносимых в него;

-       назначение с согласия Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь Председателя и членов Правления Национального банка и освобождение их от должности;

-       определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проверки Национального банка;

-       утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка и распределения прибыли.

Национальный банк и правительство Республики Беларусь взаимодействуют в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики. Председатель Правления Национального банка - член правительства Республики Беларусь.

Однако Национальный банк не отвечает по обязательствам правительства, и. наоборот, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Коммерческие банки занимаются финансовым посредничеством, привлекают денежные средства юридических и физических лиц, размещают их от своего времени и за свой счет на условиях срочности, возвратности и платности, открывают и ведут банковские счета, осуществляют другие банковские операции. Специфику деятельности коммерческих банков (финансовое посредничество) определяют трансформационные функции банков в экономике:

-  трансформация капиталов (укрупнительная функция). Банки привлекают значительное количество мелких вкладов (остатки по счетам) и выдают некоторое количество крупных кредитов;

-       трансформация сроков. Банки привлекают и размещают ресурсы с разными сроками погашения (возврата), т.е. балансирует интересы вкладчиков и кредитополучателей в отношении обязующих сроков;

-       трансформация рисков. Банки гарантируют возврат денежных средств, т.е. берут на себя риски размещения ресурсов [31, с. 307].

Становление банковской системы предопределено историческими особенностями становления государства.

Банковская реформа в Республике Беларусь началась в годы перестройки с реорганизации Государственного Банка СССР, из состава которого было выделено несколько государственных специализированных банков. Несколько позже возникли первые коммерческие банки. На рубеже 80-х - 90-х годов стала формироваться двухуровневая структура банковской системы, характерная для современной экономики.

В начале 90-х годов в Республике Беларусь была сформирована стандартная, можно сказать, банковская двухуровневая система и начала она работать по общепринятым международным стандартам, то в последние годы значительно возросла регулирующая, контролирующая роль государства как в экономике в целом, так и в банковской сфере в частности. На становление банковской системы свой отпечаток и сохраняющееся в тот период такое явление, как множественность валютных курсов.

В становлении банковской системы существенное значение сыграло принятие 14 декабря 1990 г. Закона Республики Беларусь «О банках и банковской деятельности».

С 2000 года проводилась стабилизационная политика в банковской деятельности. Главным образом это коснулось законодательной базы. Так, например:

год - утверждена Инструкция о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности

году был издан Банковский кодекс;

год - утверждена Инструкция о порядке раскрытия информации банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями;

Инструкция о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе;

Инструкция о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженны на балансе;

год - принято постановление Правления Национального банка Республики Беларусь «О резервном фонде банка и небанковской кредитно-финансовой организации».

Развитие и укрепление банковской системы нашей страны, обеспечение стабильности ее работы являются одной из основных целей в деятельности Национального банка Республики Беларусь. Это сложная и многоплановая задача, решение которой достигается совместными усилиями не только Национального банка, но и ряда других министерств и ведомств, органов управления коммерческих банков, руководства предприятий-заемщиков, клиентов банков республики.

Развитие банковской системы в 2006-2010 гг. предопределялось складывающейся макроэкономической ситуацией и проводимой Национальным банком совместно с Правительством денежно-кредитной политики.

Прошедший пятилетний период характеризовался неоднородной динамикой экономического развития страны. До наступления мирового финансово-экономического кризиса проводимая Правительством экономическая политика обеспечила положительную динамику основных макроэкономических показателей, включая высокие темпы экономического роста, реальных денежных доходов населения, низкий уровень безработицы.

Однако начиная с сентября 2008 года под воздействием мирового финансово-экономического кризиса отмечаются ухудшения экономической конъюнктуры, снижение спроса и цен на ряд белорусских товаров на внешнем рынке, деловой и инвестиционной активности, замедление темпов роста денежных роста денежных доходов населения, ухудшение платежного баланса страны, сокращение объемов производства и реализации продукции, что оказало негативное влияние на финансовое положение ряда организаций нефинансового сектора.

В данных условиях, Национальный банк с 2 января 2009 г. осуществил переход к привязке обменного курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (доллар, евро, российский рубль), который позволил существенно повысить гибкость курсовой политики в частности реагирования на изменение ситуации на внешних рынках, более взвешенно учитывать колебания курсов основных мировых валют и, следовательно, сглаживать колебания эффективного курса банковского рубля.

Принятые в кризисный период меры монетарной политики на ряду с адекватными мерами бюджетной и макроэкономической политики позволили обеспечить финансовую и макроэкономическую стабильность, сохранить условия для быстрого возврата экономики к высоким устойчивым темпам роста.

В 2010 году Национальный банк продолжил постепенное снижение общего уровня процентных ставок.

Кроме того, были реализованы важные меры по формированию основы стабильной работы банковской системы, в том числе:

-  принят Декрет Президента Республики Беларусь от 04 ноября 2008 г. №22 «О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) банковские вклады (депозиты)»;

-       увеличен до 25 млн. евро минимальный размер нормативного капитала для действующих банков, привлекающих денежные средства физических лиц во вклады (депозиты);

-       введены дополнительные требования к формированию банками специальных резервов по активам, подверженным кредитному риску [26].

В целях повышения эффективности функционирования банковской системы, создания условий для внедрения новых технологий, расширения финансового потенциала банковского сектора, повышения его конкурентоспособности, а также увеличения количества и увеличения качества осуществляемых банковских операций и оказываемых услуг с 1 сентября 2008 г. был увеличен размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь с 25 до 50 процентов.

Либерализация условий привлечения иностранных инвестиций в банковский сектор привела к росту доли иностранных инвестиций в совокупном уставном фонде банков с 9,3 процентов на 01 января 2006 г. составил 24,02 процентов на 01 января 2011г. [26].

Для Республики Беларусь общей тенденцией является универсализация банков, что обусловлено недостаточным развитием банковской системы, отсутствием четкого разделения функции. В странах с рыночной экономикой действуют целостные банковские системы с разделением функций у взаимодействующих в ее составе отдельных банков: сберегательные банки аккумулируют денежные средства, инвестиционные вкладывают капиталы в определенные сектора экономики.

В связи с имеющимися проблемами в банковской системе, в рамках кредитно-денежной системы Республики Беларусь, приоритетными направлениями развития банковского сектора Беларуси станут обеспечение его устойчивости и повышение финансового потенциала, рост конкурентоспособности за счет внедрения более эффективных систем и методов управления, новых банковских технологий, а также поддержания размера капитала на уровне, обеспечивающем адекватное покрытие рисков.

Принимаемые шаги уже за 2011 год положительным образом отразились на устойчивости банковской системы, что в свою очередь позволяют говорить об эффективности регулирования банковской деятельности.

Так, за 2011 год прирост нормативного капитала банковского сектора в пределах 20 процентов. Доля проблемных активов в активах не превысило прогнозных показателей.

Масштабы кредитных операций банковского сектора определяются платежеспособным спросом со стороны нефинансовых организаций и домашних хозяйств. При этом расширится доступ к кредитованию частного сектора экономики.

Прирост активов банков сложился на уровне 21 процента, составило около 72 процентов ВВП. Требования банков к экономике возросли до уровня 24 процентов и достигнув, таким образом, 58 процентов к ВВП.

Анализ основных тенденций реализации основных направлений кредитно-денежной политики за 1 квартал 2012 год, показывает, что в целом реализация кредитно-денежной политики так же соответствует намеченным основным прогнозным показателям банковской системы Республики Беларусь на 2012 год (таблица 2.1).

кредитный банковский финансовый

Таблица 2.1 - Основные показатели деятельности Национального банка и банков на 2012 г.

Наименование показателей

Прогноз на 1 января 2013 г.*

Состояние на 01.05.2012**

Международные резервные активы, млрд. долл. США

6,1 - 7,0

7,9

Рублевая денежная база, прирост в процентах

25-28

6

Рублевая денежная масса, прирост в процентах

21-25

11,3

Широкая денежная масса, прирост в процентах

22-24

11,6

Ставка рефинансирования, процентов годовых

20-23

36

Требования банков к экономике, прирост в процентах

17-23

15

Активы (пассивы) банков, прирост в процентах

14-18

5,4

Средства физических лиц, прирост в процентах

24-25

6,8

Средства юридических лиц, прирост в процентах

21-23

9

Средства нерезидентов, прирост в млн. долларов США

250-1000

154

*Данные представлены на основании Кредитно-денежной политики Республики Беларусь на 2012 год. **Данные представлены на основании Аналитического обозрения Национального банка Республики Беларусь за январь-апрель 2012г.

Источник - собственная разработка. Таблица составлена на основе изучения официальных нормативных документов Национального банка Республики Беларусь.

Так, например, из таблицы 2.1 видно, что при прогнозных показателях на 01.01.2013г. по состоянию за 5 месяцев 2012г.:

международные резервы уже превысили прогнозные показатели на 0,9 млрд. долл. США, составив тем самым 7,9 млрд. долл. США при прогнозном до 7,0 млрд. долл. США;

прирост рублевой денежной базы составил за пять месяцев 6 %, т.е. 21% от прогнозного показателя;

прирост рублевой денежной массы за 5 месяцев 2012 года составил 11,3% , т.е. прогнозный показатель выполнен почти на половину;

широкая денежная масса приросла за 5 месяцев 2012 г. на 11,6 % или на 48% от прогнозного показателя;

темпы снижения ставки рефинансирования так же соответствуют прогнозу и уже за 5 месяцев 2012 года она снизилась до 36%, к 01.09.2012 г. ставка рефинансирования составила 30,5 %, по состоянию на 12.09.2012г. - 30% при прогнозном показателе на 01.01.2013 г. до 23%;

требования банков к экономике приросли за 5 месяцев на 15 %, при прогнозном показателе к концу 2012 года - 17-23%;

активы (пассивы) банков приросли на 5,4% за 5 месяцев 2012 года, при прогнозном показателе 14-18%, выполнение прогноза за 5 месяцев составило около 30%;

средства физических лиц за 5 месяцев приросли на 6,8%, при прогнозе к концу 2012 года - 24-25%, или прогноз выполнен на 27%;

прирост средств юридических лиц за 5 месяцев составил 9%, или 39% от прогноза;

средства нерезидентов приросли за 5 месяцев на 154 млн долл. США, при прогнозе от 250 до 1000 млн долл. США, иными словами проноз за 5 месяцев выполнен на 60% при минимальном значении, но 15% при максимальном значении.

Кроме того, по результатам банковской деятельности за 1 квартал 2012 года нормативный капитал по банковскому сектору прирост составил 9,3% (на 01.01.2012 г. номинальный капитал составил в размере 37 416,9 млрд. рублей, на 01.04.2012 г. - 40 897,8 млрд. рублей). При этом необходимо отметить, что прирост произошел по государственным, иностранным, частным и крупным банкам. По средним и мелким банкам - снижение на 5,7 процентов (таблица 2.2)

Таблица 2.2 - Динамика изменения нормативного капитала за 1 квартал 2012 года


01.04.2011г., млрд. руб.

01.01.2012г., млрд. руб.

01.04.2012г., млрд. руб.

Изменение (%)





за 3 месяца

за 12 месяцев

Банковский сектор

18 051,2

37 416,9

40 897,8

9,3

126,6

Государственные банки

11 798,6

27 072,0

28 919,8

6,8

145,1

Иностранные банки

5 886,3

9 936,6

11 533,5

16,1

95,9

Частные банки

366,3

408,2

444,6

8,9

21,4

Крупные банки

12 720,6

28 603,3

32 584,2

13,9

156,2

Средние банки

3 360,9

5 270,2

4 971,8

-5,7

47,9

Малые банки

1 969,7

3 543,3

3 341,8

-5,7

69,7

Источник: [26, с.24].

При этом наблюдается тенденция снижения доли собственного капитала в нормативном капитале (таблица 2.3).

Таблица 2.3 - Динамика изменения нормативного капитала за 1 квартал 2012 года


01.04.2011г., млрд. руб.

01.01.2012г., млрд. руб.

01.04.2012г., млрд. руб.

Изменение (%)





за 3 месяца

за 12 месяцев

Банковский сектор

85,33

82,70

80,99

-1,70

-4,33

Государственные банки

90,71

92,74

89,87

-2,87

-0,83

Иностранные банки

75,97

56,33

59,70

3,37

-16,26

Частные банки

62,47

58,01

55,75

-2,26

-6,7

Крупные банки

89,81

90,36

86,13

-4,23

-3,68

Средние банки

76,47

53,81

59,25

5,44

-17,22

Малые банки

71,50

63,83

63,28

-0,55

-8,22

Источник: [26, с. 25].

В течение первых четырех месяцев 2012 года наблюдался рост активов банков, которые на 01.05.2012 года составили 273,4 трлн. руб. или возросли с начала года на 5,4 процента (на 14 трлн. руб.). В составе активов банков требования к резидентам за четыре месяца 2012 г. увеличились на 13 трлн. руб., или 5,5 процента. Требования к нерезидентам за аналогичный период, напротив, сократились на 2,2 трлн. руб. (или на 11,5 процента), что одновременно сопровождалось увеличением объемов кредитования банками в иностранной валюте.

Сегодня Национальным банком Республики Беларусь зарегистрировано 31 коммерческий банк [24]. В соответствии с действующим законодательством коммерческие банки оказывают хозяйствующим субъектам кредитно-расчетные и другие банковские услуги. Крупнейшими банками по размеру уставного фонда являются бывшие государственные банки, основным акционером которых является Республика Беларусь:

ОАО «Белагропромбанк»

ОАО «БПС-Банк»

ОАО «АСБ «Беларусбанк»

ОАО «Белинвестбанк»

На территории Беларусь также действует ряд крупных банков, контрольный пакет акций которых принадлежит иностранным государствам (таблица 2.4):

Таблица 2.4 - Сведения о крупных банках, контрольный пакет акций которых принадлежит иностранным акционерам

№ п/п

Наименование банка

Доля акций, %

Наименование акционера

Источник

1.

ОАО «Приорбанк»

87,74%

Райффайзен Банк Интернешнл (Raiffeisen Bank International), Австрия

<http://www.priorbank.by/r/about/shareholders/>

2.

ОАО «Белвнешэкономбанк»

97,42%

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк <http://veb.ru/>)» (г. Москва), созданная Российской Федерацией<http://www.bveb.by/about/shareholders/>


3.

ОАО «Белорусский народный банк»

43,46%

«BENDERLOCK INVESTMENTS LIMITED» (Республика Кипр)

<http://www.bnb.by/print/article322.html>

1.


19,99%

Международная финансовая корпорация (США)


1.


36,53%

АО «БАНК ГРУЗИИ» (Грузия)


4.

ЗАО "АБСОЛЮТБАНК"

43,8%;

Теокритос Энтерпрайзиз Лимитед (Республика Кипр)

<http://www.absolutbank.by/printer.php?item=vizitnaya-kartochka&prj=YXBwOmFydGljbGVzfHJ1fGFydGljbGVz>


44,8%;

Эстудес Трейдинг Лимитед (Республика Кипр)


1.


9,2%

Иностранное частное торговое унитарное предприятие «Контехимпэкс» (Республика Беларусь


5.              ЗАО «РРБ-Банк»                25,00%   Европейский банк реконструкции и развития          <http://www.rrb.by/about/information/>


 

1.


23,97%

ООО «Дикрис»


1.


14,99%

DEG - DEUTSCHE INVESTITIONS- UND ENTWICKLUNGSGESELLSCHAFT MBH


6.

ЗАО Банк ВТБ (Беларусь)

71,4%

ОАО Банк ВТБ <http://vtb.ru/ir/disclosure/structure/> (Российская Федерация)http://www.vtb-bank.by/rus/web.html?s1=6907&l


7.              ОАО «Банк Москва-Минск» (дочерний банк ОАО «Банк Москвы» (РФ))                      Основной акционер -Акционерный коммерческий банк "Банк Москвы" (открытое акционерное общество)        <http://www.mmbank.by/ru/about/card/>


 

8.

«Франсабанк» ОАО

80,00%

«Франсабанк С. А. Л.» (Ливан)

<http://www.fransabank.by/about/info/>

1.


19,94%

«Франсахолдинг» (Ливан)


9.

ЗАО "БелСвиссБанк"

100%

Акционерное общество «Swiss Investment Century», Акционерное общество «Alpin Professional Investment», Акционерное общество «Profinvest Professional and Financial Investment»

http://www.bsb.by/about/

10.

ЗАО "Цептер Банк"

99,14%

Акционерное Общество «ХОУМ АРТ & СЕЙЛС СЕРВИС АГ», Швейцарская конфедерация


1.


0,86%

Общество с Ограниченной Ответственностью «ЕС Консалт ГмбХ», Германия


Источник: собственная разработка. Таблица составлена на основании изучения официальных сайтов банков Республики Беларусь

Кроме вышеперечисленных коммерческих банков, зарегистрированных Национальным Банком, на территории Беларуси также зарегистрированы и представительства иностранных банков (таблица 2.5):

Таблица 2.5 - Сведения o представительствах иностранных банков, открытых на территории Республики Беларусь

№ п/п

Наименование представительства

Страна

Дата открытия

1.

Commerzbank AG

Германия

16.12.1993г.

2.

Акционерное общество банк SNORAS

Литва

27.03.1997г.

3.

Межгосударственный банк


27.07.2000г.

4.

ОА “Rietumu Banka”

Латвия

16.11.2001.

5.

ОА “Trasta komercbanka”

Латвия

26.08.2002г.

6.

Закрытое акционерное общество «ЮниКредитБанк»

Российская Федерация

27.09.2007г.

7.

Открытое акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк»

Российская Федерация

17.10.2008г.

8.

«Республиканский Банк» (Закрытое акционерное общество»

Российская Федерация

01.03.2010г.

Источник: собственная разработка. Таблица составлена на основании изучения данных официального сайта Национального банка Республики Беларусь.

Однако, несмотря на деятельность в Республике Беларусь как представительств иностранных банков, так и совместных банков, с контрольным пакетом акций, принадлежащих иностранным акционерам, не существует ни одного транснационального банка и даже его филиала. Это связано с некоторыми особенностями экономического развития Республики Беларусь.

Участие Республики Беларусь в процессе транснационализации капитала необходимо, так как транснациональные банки способствуют реализации экспортных сделок, проводят менее рискованные операции, чем другие банки. Имеющиеся тенденции в развитии банковской системы и экономики Республики Беларусь имеют неплохие перспективны в приходе транснациональных банков.

Необходимо также отметить, что сегодня Национальным банком проводится активная интеграция банковской системы Республики Беларусь с государствами таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, а также другими государствами - участниками Содружества Независимых государств, а также продолжается взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества.

Выход белорусских банков на международный рынок за счет создания разветвленной и гибкой филиальной сети или установления корреспондентских отношений с зарубежными банками позволит привлекать инвестиции в Беларусь.

Расширение спектра предоставляемых услуг и их универсализация позволит белорусским банкам привлекать новых клиентов как в Беларуси, так и за рубежом.

Белорусские коммерческие банки в следствии создания и развития международных связей, будут способствовать развитию международной торговли и проникновению национального промышленного капитала на зарубежные рынки. Это позволит занять им устойчивое положение не только внутри страны, но и на международном уровне.

Правильный выбор маркетинговых направлений деятельности банков, особенно в сочетании с современными информационными технологиями может дать ему существенные конкурентные преимущества.

Белорусские банки могут использовать богатый опыт деятельности транснациональных банков, особенно в условиях, когда Беларусь стремится интегрироваться в мировое хозяйство.

В этом направлении уже работаю некоторые белорусские банки. Так, ОАО «АСБ Беларусбанк», действуя в данном направлении, имеет свои представительства в четырех странах [22]:

1. Представительство в Российской Федерации (г.Моска);

2.       Представительство в Республике Польша (г.Варшава);

.        Представительство в Республике Германии (г.Франкфурт-на-Майне);

.        Представительство в Китайской Народной Республике (г.Пекин, район Чаоян).

Представительства банка за рубежом выполняют следующие функции:

-  поддержание и развитие контактов с иностранными банками и финансовыми учреждениями, осуществляющими банковское обслуживание торговых операций между иностранными и белорусскими предприятиями;

-       содействие и консультационная помощь предприятиям-экспортерам Республики Беларусь;

-       организационная и информационная поддержка предприятий-импортеров Республики Беларусь по их проектам с иностранными предприятиями;

-       мониторинг финансового и банковского рынков;

-       анализ банковского законодательства, правовых норм, определяющих финансово-банковскую систему зарубежных стран;

-       информирование иностранных предприятий о банковских инструментах, которые может предложить ОАО «АСБ Беларусбанк» (аккредитивы, инкассо, гарантии и другие формы расчетов с белорусскими предприятиями);

-       установление и поддержание отношений с руководителями иностранных организаций и предприятий, заинтересованных в работе с белорусскими контрагентами;

-       информирование иностранных организаций и предприятий о клиентах банка и их продукции, возможностях сотрудничества, а также о возможностях создания предприятий и работы на белорусском рынке.

ОАО «Белагропромбанк» имеет Представительство в Итальянской Республике (г. Милан) [9]. Открытие представительства состоялось 18 мая 2007 года. Это первое представительство белорусского банка в этой стране.

Открытие Представительства продиктовано динамичным развитием торгово-экономического сотрудничества между Республикой Беларусь и Итальянской Республикой и, как следствие, ростом потребности в банковском обслуживании торговых потоков и инвестиционных проектов между партнерами Беларуси и Италии.

Деятельность Представительства ориентирована на представление интересов как самого банка, так и белорусских предприятий, осуществляющих свою деятельность в Италии и других странах Европы, содействие в реализации коммерческих и инвестиционных проектов, а также на создание оптимальных финансовых условий белорусским производителям для наращивания поставок белорусской продукции на итальянский рынок.

Свои представительства за рубежом также имеют:

-  ОАО «БПС-банк» - Представительство в Российской Федерации (г.Москва) и Представительство в Республике Польша (г.Варшава);

-       ОАО «Белинвестбанк» - Представительство в Республике Польша.

Вместе с тем, стремление к транснационализации банковского сектора остается слабым. Следовательно, белорусские банки должны принимать активные попытки транснационализации на основе использования зарубежных контактов, разработки стратегий с учетом тенденций глобализации и опыта крупнейших транснациональных банков.

3. Специализированные финансово-кредитные учреждения Республики Беларусь

Современные денежно-кредитные отношения немыслимы бездеятельности специальных финансово-кредитных учреждений.

Специальные (небанковские) финансово-кредитные учреждения (организации) - юридические лица, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции и виды деятельности, за исключением осуществления в совокупности банковские операции.

Банковским кодексом Республики Беларусь дается следующее определение: небанковская кредитно-финансовая организация - это коммерческая организация, которая для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии, выданной Национальным банком Республики Беларусь, имеет право осуществлять отдельные банковские операции и виды деятельности, кроме совокупности операций, исключительное право осуществлять которые принадлежит банкам. Допустимые сочетания банковских операций, которые могут осуществлять небанковские кредитно-финансовые организации, устанавливаются Национальным банком [3, с. 143].

Деятельность специальных (небанковских) кредитно-финансовых учреждений концентрируется в большинстве своем на обслуживании небольшого сегмента денежно-финансового рынка и, как правило, предоставлении услуг специфической клиентуре (например, ломбардных или факторинговых). Поэтому специальные кредитно-финансовые организации отличает ориентация либо на обслуживание определенных типов клиентуры, либо на осуществление одной-двух операций (услуг).

Для специальных кредитно-финансовых организаций характерна двойная подчиненность:

Будучи связанные с осуществление кредитно-расчетных операций специальные кредитно-финансовые организации вынуждены руководствоваться соответствующими нормативными документами центрального банка;

Специализируясь на каких-либо финансовых, страховых инвестиционных или других операциях, специальные кредитно-финансовые организации попадают под регулирующие действия соответствующих ведомств.

К специальным кредитно-финансовым организациям можно отнести:

-  лизинговые фирмы (компании);

-       факторинговые фирмы (компании);

-       ломбарды;

-       кредитные товарищества, общества, союзы;

-       общества взаимного кредита;

-       страховые общества;

-       инвестиционные фонды (компании);

-       пенсионные фонды;

-       финансовые компании;

-       расчетные (клиринговые) центры и др.

Особую разновидностью специальных кредитно-финансовых организаций являются почтово-сберегательные учреждения, формирующие почтово-сберегательную систему. Одним из важнейших и старейших элементов данной системы являются почтово-сберегательные банки, исторически возникшие как государственные учреждения по привлечению средств мелких вкладчиков. Почтово-сберегательные учреждения через почтовые отделения аккумулируют вклады населения, осуществляют прием и выдачу средств. В последнее время в большинстве стран все большее распространение получают кредитно-расчетные операции почтово-сберегательных учреждений, характерные для банков, все больше стираются грани между положением банковского законодательства и областей финансового законодательства относительно предмета деятельности и видов услуг, предоставляемых различными кредитными учреждениями.

Сберегательные банки в мировой кредитной системе занимают особое место. Они создавались в большинстве стран по инициативе государства или частных лиц для привлечения мелких сбережений и использования их в общих интересах (помощь государству, органам местного самоуправления), не преследуя при этом цели извлечения прибыли. В настоящее время сберегательные банки имеют особый юридический статус, а их деятельность их льготы регулируются специальными нормативными актами, позволяющими населению брать долгосрочные кредиты на строительство жилья под низкий процент. Главной целью сбербанков является не получение прибыли, а оказание услуг государству и населению, причем во всех странах сберегательные кассы и сберегательные банки привлекают значительную долю всех вкладов населения (обычно от трети до половины) [28, с. 250].

Необходимо отметить, что в Республике Беларусь, рассмотренные виды специальных кредитно-финансовых организаций распространение не получили.

Отнесение к специальным кредитно-финансовым организациям ломбардов, кредитных товариществ, обществ взаимного кредита обусловлено рядом обстоятельств.

Так, ломбарды представляют собой кредитные учреждения выдающие ссуды под залог движимого имущества. В зависимости от степени участия государства и частного капитала в деятельности ломбардов выделяются государственные ломбарды, коммунальные ломбарды, частные ломбарды, ломбарды смешанного типа (с участием частного и государственного капитала).

Ломбарды специализируются на потребительском кредите под обеспечение в виде залога движимого имущества, включая драгоценные металлы и камни (за исключением ценных бумаг). Ссуды выделяются в основном в краткосрочные (до 3 месяцев) в размере от 50 до 80% стоимости закладываемого имущества. Наряду с ссудами под залог практикуются также операции по хранению ценностей клиентом, а также продажа имущества на комиссионных началах.

Особенностью организации кредитных операций ломбардами являются отсутствие кредитного договора с клиентом и отсутствием залогового обязательства. При выдаче ссуды под залог клиент получает залоговый билет (или иной документ, удостоверяющий факт залога и выдачи ссуды), как правило, на предъявителя и имеющий регистрационный номер в журнале регистрации, где указываются реквизиты заемщика и основные условия сделки. По большинству кредитных сделок предусматривается льготный срок, по истечении которого заложенное имущество может быть продано.

В отличии от предыдущих видов специальных кредитно-финансовых организаций ломбарды в Республики Беларусь получили достаточно широкое распространение и, при этом наблюдается рост данного вида кредитно-финансовых учреждений. Однако, большинство из них являются государственными и не выполняют весь комплекс операций свойственных для ломбардов. Их деятельность, как правило, ограничивается организацией выдачи ссуд по залог драгоценных металлов и камней сроком до трех месяцев. Выдачей ссуд под залог движимого имущества, осуществляют в основном частные организации, но и они имеют значительно узкий перечень видов движимого имущества: дорогостоящая фото- и видеоаппаратура, цифровые фотоаппараты, мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки. При этом, число организаций, работающих с таким видом залогового имущества, не велико, порядка 7% .

Кредитные товарищества, общества и союзы - это кредитные кооперативы, организуемые определенными группами частных лиц или мелких кредитных учреждений. Кредитные союзы бывают двух основных типов:

1) организованные группой физических лиц по профессиональному или территориальному признаку в целях предоставления краткосрочного кредита;

2)      в виде добровольных объединений самостоятельных кредитных товариществ, например, ссудосберегательных товариществ, обществ взаимного кредита, кооператоров и т.д.

Кредитные союзы или товарищества создаются в целях кредитно-расчетного обслуживания своих членов: кооперативов, арендных предприятий, малого и среднего бизнеса, физических лиц. Капитал кредитных товариществ формируется путем покупки паев и оплаты обязательного вступительного взноса, который при выбытии не возвращается. Основными пассивными операциями являются привлечения вкладов и размещение займов. Основные активные операции - ссудные, комиссионные, торгово-посреднические операции.

Общества взаимного кредита представляют особый вид кредитных учреждений, близких по характеру деятельности к банкам, обслуживающим малы и средний бизнес. Общество создается физическими лицами или субъектами малого предпринимательства, добровольно объединившихся на основе общности финансовых интересов. Цель общества взаимного кредита состоит в оказании услуг, направленных на улучшение социально-экономического положения его членов.

Наиболее разработанными и популярными у населения большинства стран финансовыми услугами общества взаимного кредита являются:

-  сберегательные счета, включающие в себя простой сберегательный счет, срочный сберегательный счет, вклад до востребования, специальный счет для отдельных групп вкладчиков с целью получения последними налоговых льгот, например, по пенсионным счетам;

-       кредиты, включающие в себя кредит без обеспечения или «кредит под подпись», кредит с обеспечением, возобновляемый кредит, коммерческий кредит.

В настоящее время существует ряд финансовых учреждений, которые на прямую не входят в состав кредитно-финансовых учреждений, но очень близки к последним. К ним относятся страховые учреждения.

Страхование является способом мобилизации средств частных лиц в дополнение к депозитному (заемному) и трастовому способам. Страховые компании собирают страховые взносы (премии) с честных лиц для того, чтобы возвратить им эти средства через некоторое время по наступлении определенных условий.

Страховые операции сами по себе прибыли не приносят, поскольку они получают от инвестирования временно находящихся в их распоряжении взносов клиентов.

Финансовые компании образуются с целью содействия формированию рынка ценных бумаг, мобилизации временно свободных денежных средств с целью их последующего инвестирования и т.д. Они осуществляют коммерческую и посредническую деятельность по ценным бумагам, размещают денежные средства в ценные бумаги, проводят различного рода консультации, занимаются эмиссией ценных бумаг и т.д. Иногда они занимаются кредитованием продажи в рассрочку потребительских товаров длительного пользования, а также операциями с недвижимостью.

Пенсионные фонды представляют собой совокупность пенсионных касс, созданных отдельными предприятиям или группой предприятий (частные пенсионные фонды) и государственным сектором. Пенсионные фонды аккумулируют взносы наемных работников и предпринимателей, управляют этими денежными средствами, а при выходе вкладчика на пенсию выплачивают ему лидо единовременную сумму, либо пожизненную сумму.

В Республике Беларусь данный фонд носит государственный характер. Его функции выполняет Фонд социальной защиты населения при Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь. Фондом аккумулируется два вида пенсионных фондов: пенсионное страхование и профессионально-пенсионное страхование за работу в особых условиях.

Инвестиционные фонды специализируются на привлечении временно свободных денежных средств мелких и средних инвесторов путем выпуска собственных ценных бумаг и последующим размещением этих денежных средств в ценные бумаги других юридических лиц с целью получения прибыли.

Возникновению расчетно-кассовых центров связано с необходимостью осуществления комплекса банковских услуг для юридических и физических лиц. Расчетно-кассовые центры проводят операции по открытию счетов (включая корреспондентские), осуществляют прием и зачисление на соответствующий счет денежные средства, производят различного рада платежи, дают консультации и т.д. [28, с. 257].

Данный вид кредитно-финансовых организаций в Республике Беларусь представлены в виде отделений (центов банковских услуг) крупных, как правило, государственных банков: ОАО «Белагропромбанк», ОАО «АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белгазпромбанк» и другие. Частный капитал в настоящее время в данных института не участвует.

Если рассматривать в целом положение небанковских (специальных) кредитно-финансовых организаций в Республике Беларусь, то можно отметить что данные организации, в настоящее время, не получили широкого распространения. Ряд предприятий, зарегистрированных как ООО или АО (лизинговые, финансовые, торговые, страховые компании) фактически занимаются посреднической деятельностью на рынках финансовых услуг (через банки), а права самостоятельного совершения банковских операций не имеют. Для получения такого права небанковская организация должна (наравне с банками) сформировать уставной капитал в размере 25 млн. евро, получить лицензию на осуществление банковской деятельности; на нее будет распространяться требования соблюдения ряда экономических нормативов [31, с. 306].

4. Направления развития кредитной системы Республики Беларусь

Учитывая взаимосвязь тенденций кредитной и банковской систем, но можно утверждать, что на развитие кредитной системы, непосредственное влияние оказывает совершенствование банковской системы.

В целях развития кредитной системы Национальным банком предусмотрено дальнейшее повышении роли процентной ставки, т.е. дальнейшее снижение процентной ставки. Реализация мер по процентной ставкой ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.

Необходимо дальнейшее совершенствование системы регулирования банковских операций определяется растущей потребностью экономики в современных банковских продуктах. Особое внимание необходимо уделить операциям банков по кредитованию физических лиц. При этом основным направлением совершенствования регулирования данного вида банковских операций должны стать:

1)   повышение доступности потребительских кредитов;

2)      развитие жилищного кредитования посредством:

-    совершенствования институтов ипотеки и ипотечных ценных бумаг;

-       создания центральной базы данных о залогодержателях и залогодателях, а также совершаемых сделках по залогу имущества;

-       создания подменного фонда жилья и жилья сдачи в аренду;

-       разработка норм и рекомендаций о выпуске и обращении ипотечных ценных бумаг

3)   совершенствование институциональной структуры рынка банковского потребительского кредитования, в том числе направленное на работу с проблемной задолженностью физических лиц, которое предусматривает:

-    повышение эффективности судебных и исполнительных процедур;

-       развитие системы получения информации о кредитных историях.

Существенным шагом в развитии и банковской и следовательно и кредитной системы станет активное использование форфейтинговых операций, появление которых обусловлено задачами увеличения экспорта. Предлагается законодательно закрепить права и обязанности банков по проведение форфейтинговых операций, что будет стимулировать развитие системы расчетов и кредитования внешнеэкономической деятельности.

Одним из приоритетных направлений развития кредитной системы является совершенствования участия банков в кредитовании государственной поддержки кредитополучателя. Так в 2011-2015 гг. планируется разработка и принятие мер по повышению эффективности использования льготных кредитов и иных форм помощи, оказываемой государством нефинансовому сектору экономики. В первую очередь государственную поддержку должны получить высокоэффективные производства, обеспечивающие экономический рост и переход к новым технологическим укладам.

Заключение

Таким образом, подводя итог проведенному выше исследованию можно выделить следующие моменты.

Кредитная система - совокупность кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих экономические отношения в сферах денежного оборота и кредита. Основа функционирования кредитной системы - товарно-денежные отношения, способствующие возникновению и развитию денежного оборота, необходимости его организации, обслуживания, управления.

Кредитная система Республики Беларусь включает банки (двухуровневая банковская система Республики Беларусь) и небанковские кредитно-финансовые организации. Основа их функционирования - банковская деятельность.

Банковская деятельность - совокупность осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли.

Функционирование кредитной системы осуществляется в тесной взаимосвязи с банковской деятельностью, следовательно построение кредитной системы необходимо учитывать принципы построения банковской системы, основными из которых в Республике Беларусь являются:

-  обязанность получения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями лицензий на осуществление банковских операций;

-       независимость банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в своей деятельности, невмешательство со стороны государственных органов в их работу, за исключением предусмотренных законодательством случаев;

-       разграничение ответственности между банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациям и государством;

-       обязательность соблюдения экономических нормативов, установленных Национальным банком;

-       обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора банка, небанковской кредитно-финансовой организации;

-       обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам клиентов;

-  обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков

Существенным отличием банков от небанковских организаций в соответствии с Банковским кодексом является следующий признак. Банк - юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять следующие банковские операции: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (депозиты); размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Кроме того, можно определенно сделать вывод о том, что коммерческие банки сегодня - основная составная часть кредитно-финансовой системы любой страны. Они занимают господствующее положение на рынке ссудных капиталов. Масштабы их деятельности в экономике развитой страны поистине огромны. Представление об этом дает статистика денежных потоков, проходящих через коммерческие банки.

Систематическое выполнение банком своих функций и создает тот фундамент, на котором зиждется стабильность экономики страны в целом. И хотя выполнение каждого вида операций сосредоточено в специальных отделах банка и осуществляется особой командой сотрудников, они переплетаются между собой.

Современная кредитная система представлена разнообразными кредитно-финансовыми институтами, которые выполняют аккумуляцию и мобилизацию доходов. Банковская система является основным звеном кредитной системы, играет исключительно важную роль в рыночной экономике. Банки, по существу, выступают в роли финансовых посредников. Они аккумулируют вклады, предоставляют полученные средства в качестве ссуд юридическим и физическим лицам, а так же выполняют различные расчетные, гарантийные и иные операции.

Банковская реформа в нашей стране началась в годы перестройки с реорганизации Государственного Банка СССР, из состава которого было выделено несколько государственных специализированных банков. Несколько позже возникли первые коммерческие банки. На рубеже 80-х - 90-х годов стала формироваться двухуровневая структура банковской системы. характерная для современной экономики. Эта система предусматривает наличие Центрального банка, наделенного эмиссионными и нормативными функциями, и сети коммерческих банков, выполняющих обслуживание юридических и физических лиц.

В связи с острым экономическим и финансовым кризисом в нашей стране положение подавляющего большинства коммерческих банков было и остается крайне тяжелым.

Несмотря на бурное развитие коммерческих банков за последние годы, их численность еще далеко не достаточна. По плотности банков Беларусь значительно уступает развитым зарубежным странам.

Во всех Развитых государствах действует многоуровневый контроль за деятельностью банков - со стороны Центрального банка, министерства финансов, местных и региональных органов власти, что позволяет предотвращать банкротства, восстанавливать платежеспособность банков и т. д.

От качественного и количественного роста банковского сектора в огромной степени зависит выход нашей страны из экономического кризиса. Несмотря на обремененность многочисленными проблемами, современные банки уже сложились в мощную экономическую силу. Для повышения их роли в экономике и способности перераспределять финансовые ресурсы в интересах всего народного хозяйства необходимо укреплять финансовую базу банковского сектора и существенно улучшить законодательные условия в банковской деятельности, развивать кредитную систему Республики Беларусь.

Список использованных источников

1. Алымов, Ю. М. Денежно-кредитная политика и развития банковского сектора : итоги и перспективы / Ю. М. Алымов // Вестник Ассоциации Белорусских банков. - 2008. - № 9. - С. 25-33.

2.          Антонова, Н. Б. Государственное регулирование экономики : учебник / Н. Б. Антонова - Минск : Академ. упр. при Президенте Респуб. Беларусь, 2005. - 775 с.

3.       Вабищевич, С. С. Правовое регулирование хозяйственной деятельности : учеб. Пособие / С. С. Вабищевич, И. А. Маньковский. - Минск : Выш. шк., 2008. - 624 с.

4.       ЗАО «Акционерный банк реконверсии и развития» (ЗАО «РРБ-Банк») / О банке. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - режим доступа: <http://www.rrb.by/about/information/> - дата доступа : 18.07.2012.

.        ЗАО Белорусско-Швейцарский Банк «БелСвиссБанк» / О банке. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - режим доступа: <http://www.bsb.by/about/> - дата доступа : 18.07.2012.

6.          Купчинова, О. Система банковского кредитования в Республике Беларусь : тенденции развития / О. Купчинова // Банкаускi веснiк. - 2009. - № 4. - С. 12-20.

7.          Национальная экономика Беларуси : потенциалы хозяйственные комплексы, направления развития, механизмы управления / под. ред.В. Н. Шимова, - Минск : Акад. упр. при Президенте Респуб. Беларусь, 2005. - 431 с.

8. Нешитой, А. С. Финансы и кредит : учебник для вузов / А. С. Нешитой - М. : Дашков и К, 2006. - 572 с.

9.       ОАО «Белагропромбанк» // Официальный сайт [Электронный ресурс]. - режим доступа : <http://www.belapb.by/rus/about/representative_office/> - дата доступа : 18.07.2012.

.        ОАО «Белвнешэкономбанк» // Официальный сайт ОАО «Белвнешэкономбанк» [Электронный ресурс]. - режим доступа : <http://www.bveb.by/about/shareholders/> - дата доступа : 18.07.2012.

.        ОАО «Приорбанк» // Официальный сайт [Электронный ресурс]. - режим доступа : <http://www.priorbank.by/r/about/shareholders/> - дата доступа : 18.07.2012.

.        Об Итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год в январе-ноябре 2011 г. и задача банковской системы страны по их реализации в 2012 году : утв. Постановлением Национального Банка Республики Беларусь от 26 дек. 2011 г. № 618. // Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : г.

13.       Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год : утв. Указом Президента Республики Беларусь от 7 дек. 2009 года № 591 // Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : г.

14.     Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год : утв. Указом Президента Республики Беларусь от 19 нояб. 2010 года № 597 // Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : г.

.        Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год : утв. Указом Президента Республики Беларусь от 23 дек. 2011 года №591 // Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : г.

.        Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь. Аналитическое обозрение : январь-апрель 2012 г. - Минск : Национальный банк Республики Беларусь, 2012. - 100 с. // Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : г.

17.         Основы международных валютных, финансовых и кредитных отношений. - М. : Инфра-М, 2000.

18.     Открытое акционерное общество «Банк Москва-Минск» /Визитная карточка. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - режим доступа : http://www.mmbank.by/ru/about/card/ - дата доступа : 18.07.2012.

19.     Официальный сайт «Франсабанк» ОАО / О банке. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - режим доступа : <http://www.fransabank.by/about/info/> - дата доступа : 18.07.2012.

.        Официальный сайт ЗАО «Абсолютбанк». [Электронный ресурс]. - режим доступа : <http://www.absolutbank.by/printer.php?item=vizitnaya-kartochka&prj=YXBwOmFydGljbGVzfHJ1fGFydGljbGVz> - дата доступ : 08.01.2011.

.        Официальный сайт ЗАО Банк ВТБ (Беларусь). [Электронный ресурс]. - режим доступа : <http://www.vtb-bank.by/rus/web.html?s1=6907&l=310> - дата доступа : 18.07.2012.

.        Официальный сайт ОАО «АСБ Беларусбанк». [Электронный ресурс]. - режим доступа : <http://www.belarusbank.by/ru/about/structure/1639> - дата доступа : 18.07.2012.

.        Сведения o Представительствах иностранных банков, открытых на территории Республики Беларусь, по состоянию на 08.01.2011. Официальный сайт Национального Банка Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. - режим доступа : <http://www.nbrb.by/system/foreign.asp> - дата доступа : 18.07.2012.

.        Сведения о банках, действующих на территории Республики Беларусь, их филиалах. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. - режим доступа : <http://www.nbrb.by/system/banks.asp> - дата доступа : 18.07.2012.

25.         Свиридов, О. Ю. Финансы, денежное обращение, кредит / О. Ю. Свиридов. - Р/н-Дону : Феникс, 2005. - 288 с.

26.       Стратегия развития банковского сектора Экономики Республики Беларусь на 2011 - 2015 гг. : одобрено постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 03 март. 2011 г. №73 // Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : г.

27.     Сухарев О. С. Актуальные вопросы денежно-кредитной политики / О. С. Сухарев, А. М. Курьянов // Финансы. - 2007. - № 9. - С. 55-58.

28.         Тарасов, В. И. Деньги, кредит, банки : учеб. пособие / В. И. Тарасов. - Минск : Книжный Дом ; Мисанта, 2005. - 512 с.

29.     Тихонов, А. О. Деньги, денежно-кредитная политика и экономическая трансформация : макродинамический подход / А. О. Тихонов. - Минск : Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2002. - 199 с.

.        Финансы и кредит : учебное пособие / Л. Г. Колпина [и др.]. - Минск : Вышэйшая школа, 2010. - 367 с.

.        Финансы и кредит : учебное пособие для подготовки к экзаменам / Л. Г. Колпина [и др.] ; под редакцией М. И. Ноздрина-Плотницкого - Минск : Современная школа : Мисанта, 2011. - 351 с.

.        Экономическая теория : учебник. 2-е изд. / Н. И. Базылев [и др.] ; под. ред. Н. И. Базвлева. - Минск : БГЭУ, 1997. - 550 с.

Похожие работы на - Кредитная система Республики Беларусь и ее развитие

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!