Инфраструктура рынка ценных бумаг. Фондовая биржа

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    664,93 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инфраструктура рынка ценных бумаг. Фондовая биржа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»





Кафедра экономической теории



КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему

Инфраструктура рынка ценных бумаг. Фондовая биржа


Студент

Т.В. Рожков



МИНСК 2011

РЕФЕРАТ

рынок ценных бумаг биржа

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ, ИНФРАСТРУКТУРА, ЭМИССИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ, ФОНДОВАЯ БИРЖА

Объект исследования - рынок ценных бумаг, фондовая биржа.

Предмет исследования - инфраструктура рынка ценных бумаг, функции и задачи фондовой биржи.

Цель работы: исследование инфраструктуры рынка ценных бумаг, а также фондовых бирж, как в целом, так и в Республике Беларусь.

Задачи исследования:

)        дать определение рынка ценных бумаг;

)        выделить основные составляющие инфраструктуры рынка ценных бумаг;

)        рассмотреть функционирование фондовых бирж;

)        изучить деятельность фондовой биржи в РБ;

)        охарактеризовать состояние фондового рынка РБ.

Методы исследования: сравнительного анализа, синтеза, группировок, экономико-математические.

Исследования: выявлены основные составляющие инфраструктуры рынка ценных бумаг, рассмотрена структура фондовой биржи, изучено функционирование ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», рассмотрено состояние фондового рынка в Республике Беларусь.

Технико-экономическая, социальная и экономическая значимость: изучение рынков ценных бумаг является очень актуальным в начале XXI века, так как они являются одним из ключевых механизмов привлечения денежных ресурсов на цели инвестиций, модернизации экономики, стимулирования роста производства и, как следствие, материального и экономического развития страны в целом.

Автор работы подтверждает, что приведённый в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

СОДЕРЖАНИЕ

рынок ценных бумаг биржа

ВВЕДЕНИЕ

. Инфраструктура рынка ценных бумаг

.1 Рынок ценных бумаг, его сущность, функции и задачи

.2 Понятие инфраструктуры рынка ценных бумаг, ее сущность

. Фондовая биржа

2.1 Понятие фондовой биржи, ее структура, функции и задачи

.2 Формы организации биржи и виды биржевых операций

3. Особенности развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь.

3.1 Белорусская валютная фондовая биржа, ее развитие и задачи

.2 Состояние и перспективы развития фондового рынка Республики Беларусь

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность изучения данной темы непосредственно связана со значимостью функционирования рынка ценных бумаг для экономического развития любой страны. В настоящее время можно с полным основанием заявить, что рыночная экономика не может существовать без развитого рынка ценных бумаг и инструмента, с помощью которого он обеспечивается, - ценных бумаг.

На современном этапе экономики почти всех стран мира не могут существовать без рынков ценных бумаг. Необходимы отличные знания рынка ценных бумаг, чтобы выиграть на нем и успешно конкурировать. В нашей стране рынок ценных бумаг является развивающимся. Собственно, именно поэтому его надо постоянно изучать и исследовать. Тема курсовой работы актуальна в сложившихся условиях на рынке ценных бумаг Беларуси.

Курсовая работа включает три части:

1)      В первой части показан рынок ценных бумаг, его структура и функции, а также инфраструктура рынка ценных бумаг и его составляющие.

2)      Во второй части подробно рассмотрена фондовая биржа: её понятие, функции и структура.

)        В третьей части проанализировано состояние фондовой биржи в Республике Беларусь: её формирование, состав и дальнейшие перспективы развития.

Целью данной курсовой работы является исследование инфраструктуры рынка ценных бумаг, а также фондовых бирж, как в целом, так и в Республике Беларусь.

Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:

1)  выделить сущность и значение рынка ценных бумаг;

2)      выделить основные составляющие инфраструктуры рынка ценных бумаг;

)        рассмотреть функционирование фондовых бирж;

)        изучить деятельность фондовой биржи в РБ;

)        охарактеризовать состояние фондового рынка РБ.

Для написания данной курсовой работы был использовано 25 источников. Значительное место вопросам изучения рынка ценных бумаг уделено в монографиях и статьях М.Ю. Алексеева «Рынок ценных бумаг» (1992 г.), Аскинадзи В.М. «Рынок ценных бумаг: Учебное пособие» (2006г.). В книге Р.Ю. Тихонова исследуются экономическое значение фондового рынка, его инструменты и структура. Также взята информация из учебных пособий В.И. Колесникова и А.А. Килячкова. Для написания главы о биржах использовался учебник «Базовый курс по рынку ценных бумаг» А.Д. Радыгина и книга М.Ю. Бабичева «Фондовые биржи на западе». Для написания главы о Белорусской валютно-фондовой бирже использовалась информация из программы развития рынка ценных бумаг в РБ на 2011-2015 г.

1. Инфраструктура рынка ценных бумаг

 

.1 Рынок ценных бумаг, его сущность, функции и задачи


В рыночной экономике существуют разные виды рынков. На макроуровне их можно объединить в три совокупных рынка: товарный, ресурсный, финансовый.

Финансовый рынок в общем виде представляет собой совокупность экономических отношений по поводу обращения, распределения и перераспределения свободных денежных ресурсов в стране. Основное назначение финансового рынка - облегчить движение денежных фондов между теми субъектами рынка, которые располагают избыточными финансовыми средствами и теми, кто нуждается в денежных средствах для решения инвестиционных задач.

Финансовый рынок играет ключевую роль в монетарной политике государства. С использованием инструментов и механизмов этого рынка государство осуществляет при необходимости финансирование бюджетного дефицита, регулирует денежную массу. Надежное функционирование финансового рынка страны способствует снижению инфляции, укреплению курса национальной валюты, притоку капиталов в экономику.

Совокупный финансовый рынок можно условно разделить на ряд сегментов:

рынок находящихся в обращении наличных денег, а также краткосрочных, высоколиквидных ценных бумаг, выполняющих функции денег;

рынок ссудного капитала, регулирующий отношения по поводу обращения банковских кредитов;

рынок золота;

валютный рынок;

рынок ценных бумаг.

Соответственно, рынок ценных бумаг (далее - РЦБ) - это один из секторов финансового рынка, на котором осуществляется первичное размещение и дальнейший оборот ценных бумаг. РЦБ является средством привлечения сбережений населения и институциональных инвесторов для капиталовложений в экономику. Он отличается от иных рынков только объектом сделок: если для товарных и ресурсных рынков таковыми являются товары и ресурсы соответственно, то на РЦБ обращаются специфические объекты - ценные бумаги.

Ценная бумага - объект гражданских прав, представляет собой документ, который отражает связанные с ним имущественные права, может самостоятельно обращаться на рынке и быть объектом купли-продажи и иных сделок, служит источником получения регулярного или разового дохода, выступает разновидностью денежного капитала.

Ценные бумаги как экономическая категория - это право на долю совокупного капитала, полученного в результате первичного размещения данных бумаг, а также на распределение и перераспределение прибыли, которую даёт такой капитал. Это право обосабливается от своей натуральной основы (денег, оборудования, патентов и т. п.) и даже имеет собственную материальную форму (например, в виде бумажного сертификата, записи по счетам и т. п.), а также имеющие следующие фундаментальные свойства:

обращаемость как способность продаваться и покупаться на рынке, а также выступать в качестве самостоятельного платежного инструмента;

доступность для гражданского оборота как способность быть предметом гражданских сделок;

стандартность как наличие стандартного представления, реквизитов, что делает ее товаром, способным обращаться;

документальность - ценная бумага есть документ;

регулируемость и признание государством, что обеспечивает снижение рисков по ценной бумаге и повышение доверия инвесторов;

раскрытие информации - должен быть обеспечен равный доступ к информации о ценных бумагах различных эмитентов;

ликвидность как способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной;

риск, связанный с вероятностью потерь финансовых ресурсов;

доходность как количественная характеристика ЦБ, определяющая её ценность для участников РЦБ.

Участники рынка ценных бумаг - физические лица или организации, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчёты по ним; это те, кто вступает между собой в определённые экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг [4, с. 13]. Участниками рынка ценных бумаг являются прежде всего потребители и поставщики капитала. Потребители капитала, привлекающие денежные средства путём выпуска ценных бумаг, именуются эмитентами. А поставщики капитала, вкладывающие свои средства в покупку ценных бумаг с целью извлечения дохода, именуются инвесторами. Инвестор - лицо или организация (в том числе компания, государство и т. д.), совершающее связанные с риском вложения капитала, направленные на последующее получение прибыли. Инвесторами могут являться как физические, так и юридические лица. Эмитент, в свою очередь - организация, выпустившая (эмитировавшая) ценные бумаги для развития и финансирования своей деятельности.

Кроме того, на РЦБ действуют также своеобразные посредники, функция которых - способствовать скорейшему «сближению» эмитента и инвестора, причем посредники могут действовать как от своего имени (дилеры), так и представлять своего клиента-инвестора (брокеры) и действовать от его имени на основании договора [3, с. 9]. Кроме того, существуют также специализированные учреждения, занимающиеся размещением фондовых инструментов на первичном рынке ценных бумаг (инвестиционные банки).

Как и иной рынок, РЦБ может выполнять несколько функций, которые условно делят на две группы:

) Общерыночные функции, присущие, как правило, любым рынкам:

коммерческая: участники РЦБ стремятся получить прибыль от совершения сделок с ценными бумагами;

ценовая: на РЦБ под воздействием спроса на ценные бумаги и их предложения формируются рыночные цены финансовых инструментов;

информационная: с помощью рынка ценных бумаг его участники получают необходимые сведения о торгуемых ценных бумагах, о событиях, оказывающих воздействие на цены финансовых средств, а также иную полезную информацию. Кроме того, надо учитывать, что рынок ценных бумаг чутко реагирует на происходящие и предполагаемые изменения в политической, социально-экономической и других сферах жизни общества. В этой связи, обобщенные показатели РЦБ (индексы РЦБ) используются как один из макроэкономических показателей, характеризующих состояние экономики страны в целом;

регулирующая: на РЦБ устанавливаются правила выпуска и обращения ценных бумаг, способы обеспечения прав и законных интересов участников сделок, порядок разрешения возникших коллизий.

) Специфические функции, присущие исключительно рынку ценных бумаг:

РЦБ играет роль регулировщика инвестиционных потоков и позволяет обеспечивать оптимальную для общества структуру использования ресурсов. Именно через РЦБ осуществляется значительная часть перелива капиталов в отрасли, обеспечивающие наибольшую рентабельность вложений;

РЦБ обеспечивают массовый характер инвестиционного процесса, позволяя любым экономическим субъектам (в том числе обладающим номинально небольшим инвестиционным потенциалом) осуществлять инвестирование в ценные бумаги;

РЦБ является важным инструментом государственной финансовой политики. С помощью государственных ценных бумаг государство может решать несколько задач:

финансирование дефицита бюджетов различных уровней;

финансирование конкретных проектов;

регулирование объема денежной массы, находящейся в обращении;

поддержание ликвидности финансово-кредитной системы [22, с. 9].

Рынок ценных бумаг не является неким неделимым финансовым инструментом. В общем виде структуру РЦБ можно представить в виде двух взаимосвязанных структурных элементов, которые несколько отличаются по своим задачам, а именно первичного и вторичного РЦБ.

Первичный рынок ценных бумаг - это рынок, который обслуживает выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг. На таком рынке участниками всегда выступают эмитенты и инвесторы. Рыночное взаимодействие между ними может быть непосредственным или осуществляться через брокеров и дилеров. Одна из важнейших задач первичного рынка состоит в том, чтобы свести к минимуму риск инвестора. На это направлены государственные законодательные и нормативные акты, которые регулируют деятельность рынка, требования относительно обнародования информации об эмитенте, подготовки проспекта эмиссии, регистрации ценных бумаг и соответствующих данных в финансовых органах и т.п. На первичном рынке происходит распределение свободных денежных средств в областях и сферах национальной экономики. Критерием этого размещения при условиях рыночной экономики служит доход, которые приносят ценные бумаги. Это означает, что свободные денежные средства направляются в предприятия, области и сферы хозяйства, которые обеспечивают максимизацию доходности. Первичный рынок выступает средством создания эффективной с точки зрения рыночных критериев структуры национальной экономики, поддерживает пропорциональность хозяйства. Таким образом, он является фактическим регулятором рыночной экономики.

Вторичный рынок является рынком, где происходит купля-продажа прежде выпущенных ценных бумаг. Главной целью вторичного рынка являются обеспечения ликвидности ценности бумаг, т.е. создание условий для широчайшей торговли ими. Это, в свою очередь, предоставляет возможности владельцу ценных бумаг реализовать их в сжатый срок за счет незначительных вариаций курсов и невысоких расходов на реализацию. Доход от продажи ценных бумаг на этом рынке принадлежит не эмитенту, как это имеет место на первичном рынке, а владельцам (инвесторам или дилерам), которые выступают на вторичном рынке в роли продавцов. Вторичный рынок всегда содержит элемент спекуляции. Поскольку цель деятельности на нем - доход в виде курсовой разности, а курсовая стоимость формируется под влиянием спроса и предложения, существует много способов влияния на курс ценных бумаг в желательном направлении. В итоге на вторичном рынке происходит постоянное перераспределение собственности, всегда направленное от мелких собственников к большим. В результате функционирования вторичного рынка обеспечивается постоянная структурная перестройка экономики с целью повышения ее рыночной эффективности. Вторичный рынок является таким же необходимым условием для существования всего рынка ценных бумаг, как и первичный рынок. Важнейшим элементом регулируемого вторичного рынка ценных бумаг является фондовая биржа, которая выступает как торговое, профессиональное, нормативное и технологическое ядро данной системы правоотношений [7, с. 62].

Рынок ценных бумаг как составная часть финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования, основная цель которого - защитить интересы инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов или посредников.

Следовательно, подводя итог всему вышеизложенному, задачами РЦБ являются:

мобилизация временно свободных финансовых ресурсов для осуществления конкретных инвестиций;

формирование рыночной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам;

развитие вторичного рынка;

активизация маркетинговых исследований;

трансформация отношений собственности;

совершенствование рыночного механизма и системы управления;

обеспечение реального контроля над фондовым капиталом на основе государственного регулирования;

уменьшение инвестиционного риска;

формирование портфельных стратегий;

развитие ценообразования;

прогнозирование перспективных направлений развития.

Таким образом, основная цель рынка ценных бумаг - аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить возможность их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т.е. осуществлять посредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг. Эффективно работающий РЦБ выполняет важную макроэкономическую функцию, способствуя перераспределению инвестиционных ресурсов, обеспечивая их концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях (предприятиях, проектах) и одновременно отвлекая финансовые ресурсы из отраслей, которые не имеют четко определенных перспектив развития.

 

1.2 Понятие инфраструктуры рынка ценных бумаг, ее сущность


Особую роль в системе управления рынком ценных бумаг играет инфраструктура. Под инфраструктурой рынка ценных бумаг обычно понимается совокупность технологий, используемых на рынке для заключения и исполнения сделок, материализованная в разных технических средствах, институтах (организациях), нормах и правилах. Функциональная (фондовые биржи, фондовые отделы валютных и товарных бирж, постоянные фондовые аукционы), техническая (клиринго-расчётная, депозитарная, регистрационная сеть) и организационная подсистемы инфраструктуры обеспечивают нормальное функционирование рынка ценных бумаг.

Развитие инфраструктуры идет параллельно с развитием самого рынка, с ростом оборотов на нем. Пока число сделок невелико и обороты рынка малы, содержание инфраструктуры обходится дорого, поэтому она остается на примитивном уровне. В частности, процедуры перехода ценных бумаг осложнены, поиск партнера по сделке случаен, гарантии совершения сделки практически отсутствуют. По мере роста оборота выполнение отдельных этапов купли-продажи становится самостоятельным видом бизнеса. Критическим моментом является возможность за счет стандартизации данного этапа сделки и перехода к "массовому производству" снизить относительные транзакционные издержки настолько, чтобы данный вид бизнеса оказался способным финансировать себя за счет отчислений сторон сделки.

Организация инфраструктуры того или иного сегмента зависит от развитости рынка, его оборотов, характера его участников и инструментов, на нем обращающихся. Однако имеются некоторые общие черты инфраструктуры сегментов, повторяющиеся в инфраструктуре рынка как целого. Они определяются задачами инфраструктуры, которые сводятся к двум основным группам:

управление рисками на рынке ценных бумаг;

снижение удельной стоимости проведения операций.

Используемые механизмы управления рисками можно подразделить на:

административные - влияющие на организационную структуру;

технологические - контролирующие применяемую технологию;

финансовые - включающие в себя особые способы управления финансами;

информационные - управление потоками информации на рынке и вне его;

юридические - обеспечивающие юридическую защиту в случае реализации риска.

Для построения эффективной системы управления рисками необходимо принятие адекватных административных, технологических и финансовых решений, подкрепленных соответствующими юридически значимыми документами.

Снижение удельной стоимости операций достигается за счет:

стандартизации операций и документов;

концентрации операций в специализированных структурах;

применения новых технологий, в частности информационных.

Инфраструктура рынка ценных бумаг включает следующие блоки:

Торговая система;

Система регистрации прав собственности;

Система клиринга;

Система платежа (банковская система);

Информационная система (регистраторы и депозитарии).

Торговая система. Чтобы инвестор и эмитент встретились, им необходимо найти друг друга. При этом они, конечно, пожелают узнать, насколько надёжен потенциальный партнёр по сделке. Эту функцию берут на себя посредники - брокеры. В свою очередь брокеры находят друг друга в одной из торговых систем. Первыми такими системами исторически оказались фондовые биржи. Первоначальная роль бирж - просто сводить друг с другом тех, кто профессионально посредничает на рынке ценных бумаг. В дальнейшем они приняли на себя ещё ряд функций [11, с. 24].

В случае биржевой торговли для ускорения и удешевления сделок широко применяется их стандартизация. Договора купли-продажи на бирже также строго стандартизованы, в них заранее включены все условия сделки, кроме имён участников и цены. Как правило, биржевые сделки заключаются на стандартные количества акций (чаще всего 100 штук), именуемые лотами. Сроки поставки и платежа тоже строго оговорены. В настоящее время в ряде торговых систем эти сроки сведены к одному дню, а три дня являются стандартом на развитом рынке. Ответственность сторон описана просто в правилах участия в торгах. Поэтому на них и допускаются не все желающие, а лишь те, кто связал себя достаточно жёсткими обязательствами и доказал свою способность выполнять их [11, c. 25].

Система регистрации прав собственности. В настоящее время в некоторых странах широкое распространение получили выпуски так называемых бездокументарных ценных бумаг. Они позволяют значительно снизить издержки на трансферт (передачу) бумаг, но при этом порождают новые проблемы. Главная из них - подтверждение прав того или иного лица на ценные бумаги [11, c. 22].

В случае, когда эмитент выпустил небольшое их число, подтверждение прав акционера относительно несложно - в администрации эмитента ведется реестр - специальная база данных, в которой отражается, кто и каким количеством акций владеет.

Однако с ростом числа владельцев проблема становится острой, поскольку акционеры уже не знают друг друга и контролировать правильность ведения реестра становится весьма важно. Для того чтобы избежать злоупотреблений, эту функцию передают третьему лицу - держателю реестра (регистратору). Его функция заключается в том, чтобы быть лицом, независимым как от эмитента, так и от инвестора, и подтверждать права того или иного инвестора на ценные бумаги.

Поскольку регистраторы обычно располагаются (географически) недалеко от эмитента, а торговля акциями эмитента может вестись на бирже далеко, снова возникает надобность в депозитарии. В него участники торговли передают на хранение свои бумаги. Для того, чтобы реализовать это технически, применяется метод так называемого номинального держателя. Суть его заключается в том, что регистратор открывает депозитарию как номинальному держателю особый счет, на который и перечисляют бумаги клиента-инвестора.

Депозитарий же, собрав у себя бумаги многих клиентов, учитывает их на открытых для них счетах депо. При передаче бумаг от одного клиента другому происходит перезапись их по счетам депо у депозитария, а регистратор знает только общую сумму бумаг, хранящихся в данном депозитарии (она при такой операции не меняется). Конечно, периодически - для выплаты дивидендов или голосования, например, - данные о настоящих владельцах бумаг передаются регистратору, но оперативные данные о результатах торгов учитываются в депозитарии, который тесно связан с торговой системой.

Система клиринга. При больших оборотах на бирже контроль за каждой отдельной сделкой, даже стандартизованной, оказывается очень хлопотным и дорогим делом. Для его реализации вводят так называемые системы клиринга, в задачи которых как раз и входит контроль за тем, чтобы все сделки, заключённые на бирже, правильно адресовались и выверялись. Задачей клиринговой системы является установление и подтверждение параметров всех заключённых в данной системе сделок и иногда подведение итогов.

Существует несколько основных разновидностей клиринга [11, c. 25]:

непрерывный клиринг осуществляется в режиме реального времени, т.е. каждая заключённая на бирже сделка немедленно поступает в обработку. Эта система применяется при небольших объёмах сделок и требует мощного аппаратно-программного обеспечения;

периодический клиринг производится регулярно через определённые периоды времени. К этому моменту накапливается информация обо всех сделках, заключённых на бирже за период, а затем все сделки разом обрабатываются. Такая технология более производительна, однако существенно увеличивает сроки расчетов по сделкам. Реально периодический клиринг проводится в конце каждой торговой сессии, что является компромиссом между стоимостью обработки и временем.

двусторонний клиринг проводится таким образом, что в результате выясняется, кто из участников и какие сделки заключил. Иногда эти сделки рассматриваются самостоятельно, а иногда суммируются, так что в итоге выясняется нетто-позиция каждого из участников торгов в отношении каждого другого. Такой клиринг иногда называют двусторонним неттингом.

многосторонний клиринг является логическим продолжением двустороннего неттинга и суммирует все сделки каждого участника торгов с разными контрагентами. В результате каждый участник получает одну позицию.

Система платежа. Система платежа - часть банковской системы, используемая для обеспечения денежных операций, связанных с торговыми сделками [11, c. 26]. Как правило, используется один банк, связанный с системой клиринга и биржей, в котором открывают счета все участники торгов, платежи при этом проходят просто проводками по этим счетам. Такой банк называется клиринговым. Однако иногда участники торгов не открывают счетов в одном банке, используя межбанковские корреспондентские счета. Эта система менее эффективна и используется только для слаборазвитых торговых систем.

Информационная система. Особое значение имеет информационное обеспечение. Это связано с тем, что качество и потребительские свойства ценных бумаг очень важно проверить до момента покупки (и убедиться в том, что цена товара соответствует его ценности для потребителя). Поскольку проверка инвесторами потребительских качеств такого товара до момента покупки крайне затруднена, очевидно, что возможности злоупотреблений на рынке ценных бумаг значительно выше, чем на других рынках. Отсюда необходимость особого регулирования отношений на этом рынке, как представляющем повышенную опасность нарушения законных интересов инвесторов - физических и юридических лиц. Основой такого регулирования может быть информационное обеспечение.

Информационная система обеспечивает участников операций с ценными бумагами информацией об эмитентах, выпусках, котировках бумаг [11, c. 27]. Она включает в себя информационные и рейтинговые агентства. Каждая эмиссия сопровождается публикацией решения о ее проведении.

Выводы: основная цель рынка ценных бумаг - аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить возможность их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т.е. осуществлять посредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг. Эффективно работающий РЦБ выполняет важную макроэкономическую функцию, способствуя перераспределению инвестиционных ресурсов, обеспечивая их концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях (предприятиях, проектах) и одновременно отвлекая финансовые ресурсы из отраслей, которые не имеют четко определенных перспектив развития.

Инфраструктура рынка ценных бумаг включает следующие блоки:

Торговая система;

Система регистрации прав собственности;

Система клиринга;

Система платежа (банковская система);

Информационная система (регистраторы и депозитарии).

2. Фондовая биржа

 

.1 Понятие фондовой биржи, ее структура, функции и задачи


Согласно закону РБ «О ценных бумагах и фондовых биржах» фондовая биржа - это организация с правом юридического лица, созданная для обеспечения профессиональным участникам рынка ценных бумаг необходимых условий для торговли ценными бумагами, определения их курса (рыночной цены) и его публикации для ознакомления всех заинтересованных лиц, регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг.

Следовательно, фондовая биржа - это определенным образом организованный рынок, на котором проводятся сделки купли-продажи ценных бумаг. Возникновение биржи явилось объективным следствием развития рыночных отношений. Потребность в появлении данного института была обусловлена расширением торговли рядом товаров, такими, как сырьевые и сельскохозяйственные товары, а в последующем - и ценные бумаги.

К органам управления биржи относятся общее собрание учредителей и членов биржи, биржевой комитет, правление биржи.

Высший орган - это общее собрание учредителей, которое, как правило, собирается один раз в год, если нет исключительный ситуаций. Оно обеспечивает:

осуществление общего руководства биржей;

определение целей и задач биржи, стратегии ее развития;

утверждение и изменение учредительных документов;

утверждение правил и инструкций;

утверждение сметы расходов на содержание органов управления и подразделений;

распределение прибыли;

решение о приеме и исключении членов биржи.

Текущее управление биржей в перерывах между общими собраниями осуществляет биржевой комитет, который является контрольно-распорядительным органом. Функции биржевого комитета:

руководство деятельностью биржи в период между общими собраниями ее членов;

заслушивание и оценка отчетов правления биржи;

распоряжение финансами;

организации и проведение экзаменов для брокеров;

реализация решений общего собрания;

контроль над соблюдением правил биржевой торговли.

Исполнительным органом является правление биржи. Оно выполняет функции, не вошедшие в компетенцию общего собрания и биржевого комитета:

текущее управление отделами биржи;

организация и ведение бухгалтерского учета и отчетности биржи;

публикация биржевой коммерческой информации и рекламы;

прием и увольнение сотрудников подразделений биржи;

делопроизводство биржи и содержание ее архива;

реализация решений общего собрания и биржевого комитета.

Большое значение для нормального функционирования биржи имеет деятельность структурных подразделений:

Ревизионная комиссия - осуществляет документальную проверку финансово-хозяйственной деятельности биржи, ее торговых, валютных др. операций, подготавливает отчет для заслушивания на общем собрании членов биржи.

Котировальная комиссия - для учета цен при заключении сделок, устанавливает базу биржевого бюллетеня. Фиксирует и опубликовывает цены по итогам биржевого торга по каждому биржевому товару.

Арбитражная комиссия - для разрешения споров, связанных с заключением биржевых сделок (качество, сроки, платежи и т.д.)

Расчетно-клиринговая палата - для оперативного и точного проведения расчетов по биржевым сделкам.

Маклериат обеспечивает осуществление биржевой торговли в биржевом зале.

Справочно-информационный отдел обеспечивает получение, хранение и обработку всей информации и является источником сведений о работе биржи.

Комиссия по приему членов рассматривает заявления о приеме новых членов биржи.

Бюро товарных экспертиз создается с целью проведения необходимой работы для подготовки товаров к биржевой торговле.

Отдел рекламы занимается привлечением клиентов на биржу.

Отдел маркетинга изучает потенциальные возможности торговли новыми биржевыми товарами, оценивает эффективность введения новых контрактов, определяет возможные рынки сбыта.

Отдел экономического анализа осуществляет контроль над конъюнктурой рынка продукции, подготовку конъюнктурных обзоров.

Комиссия по биржевой этике занимается внутренними дисциплинарными вопросами биржи.

Тарифно-транспортный отдел организует и обеспечивает доставку продукции, консультирует по вопросам, связанным с транспортировкой.

Задачи фондовой биржи заключаются в следующем:

предоставление централизованного места, где может происходить как продажа ценных бумаг их первым владельцам, так и вторичная их перепродажа;

выявление равновесной биржевой цены;

аккумулирование временно свободных денежных средств и способствование передаче права собственности;

обеспечение гласности, открытости биржевых торгов;

- обеспечение арбитража <#"587571.files/image001.gif">




Рисунок 1 - Объёмы эмиссии акций и корпоративных облигаций

Примечание - Источник: [21, с. 59]

Определенный импульс развития в данный период получил и вторичный рынок. Так, отмечается устойчивая тенденция роста стоимости акций открытых акционерных обществ: если на 01.01.2005 стоимость акций, находящихся в обращении, составила 8,8 трлн. рублей, в 2008 г. - 15,8 трлн. рублей, в 2009 г. - 21,5 трлн. рублей, то на 01.01.2010 она была равна 29,9 трлн. рублей. Таким образом, прирост данного показателя за рассматриваемый период составил 21 трлн. рублей, или 238% (рисунок 2). Объем сделок юридических лиц - резидентов с этими ценными бумагами по их фактической стоимости увеличился с 31,4 млрд. рублей (2005 г.) до 1,1 трлн. рублей в 2009 г (рисунок 3). При этом значительная волатильность на вторичном рынке связана в первую очередь с реализацией государственными органами крупных пакетов акций.











Рисунок 2 - Стоимость эмиссионных ценных бумаг, находящихся в обращении на начало 2010 года

Примечание - Источник: [21, с. 59]









Рисунок 3 - Объём сделок юридических лиц с акциями по их фактической стоимости

Примечание - Источник: [21, с. 59]

Необходимо также отметить, что в последние годы биржевой рынок акций стал развиваться интенсивнее. Если в 2005 г. объем сделок юридических лиц - резидентов с акциями составлял 4,2 млрд. рублей, то в 2008 г. и 2009 г. он был равен 201,8 и 123,6 млрд. рублей соответственно (рисунок 3). Тенденция роста также характерна и для вторичного рынка корпоративных облигаций: если на 01.01.2005 стоимость облигаций, находящихся в обращении, составила 38,7 млрд. рублей, в 2007 г. - 148,3 млрд. рублей, в 2009 г. - 2,6 трлн. рублей, то на 01.01.2010 она была зафиксирована в сумме 7,7 трлн. рублей. Таким образом, в сравнении с 2005 г. рынок облигаций вырос в 198 раз (рисунок 2).

Особого внимания заслуживает вопрос формирования вторичного рынка корпоративных облигаций, который начал свое развитие с 2007 г. Объем сделок юридических лиц - резидентов с этими ценными бумагами по их фактической стоимости увеличился с 278,6 млрд. рублей (2007 г.) до 5,8 трлн. рублей в 2009 г. Аналогичные тенденции характерны и для биржевого сегмента данных ценных бумаг: если в 2007 г. объем сделок с облигациями на бирже не превышал 300 млрд. рублей, в 2008 г. - 1,1 трлн. рублей, то уже в 2009 г. объем данного рынка составил 3,6 трлн. рублей (рисунок 4).

Примечание - Источник: [21, с. 60]

Результаты деятельности БВФБ по результатам работы за 2010г. представлены в Приложении А.

Отмеченные выше позитивные тенденции в развитии фондового рынка обусловлены рядом факторов: в 2008 - 2010 годах ОАО ”Белорусская валютно-фондовая биржа“ достигнуты значительные результаты по формированию в республике организованного финансового рынка, отвечающего потребностям его участников, предоставляющего государству эффективные рыночные механизмы реализации денежно-кредитной и бюджетной политики, выполнения им контрольных и регулирующих функций.

В 2008 - 2010 годах биржевой рынок ценных бумаг характеризовался:

превышением объемов биржевых сделок, совершаемых в процессе обращения ценных бумаг (далее - вторичный биржевой рынок), по сравнению с объемами сделок по размещению ценных бумаг (далее - первичный биржевой рынок) на всех сегментах биржевого рынка;

значительными диспропорциями объемов различных сегментов биржевого рынка, выражающимися в превышении объемов биржевых сделок, совершаемых с государственными ценными бумагами и ценными бумагами Национального банка, по сравнению с объемом сделок с иными видами ценных бумаг;

положительной динамикой в объемах торгов по акциям и корпоративным облигациям и отрицательной динамикой по государственным ценным бумагам.

Вместе с тем следует отметить опережающее развитие законодательства и инфраструктуры данного рынка, тогда как отдельные его сегменты (вторичный рынок акций, рынок производных ценных бумаг) и институты еще недостаточно развиты. Это приводит лишь к временному формальному росту количественных характеристик рынка ценных бумаг, в то время как рынок в стандартном его понимании не формируется, не проявляется его макроэкономическая роль.

Данная ситуация на рынке государственных ценных бумаг

обусловлена:

зависимостью от финансово-экономического состояния банковского сектора, колебаний его ликвидности, что отрицательно сказывается на размещении бумаг и соответственно равномерном привлечении средств для финансирования дефицита бюджета;

проблемами с удлинением сроков заимствований из-за отсутствия у потенциальных инвесторов долгосрочных свободных ресурсов;

усилением конкуренции со стороны иных сегментов финансового рынка;

недостаточным развитием институциональных инвесторов (страховых, пенсионных и инвестиционных фондов), традиционно являющихся основными участниками рынка государственных ценных бумаг;

недостаточностью участников рынка государственных ценных бумаг.

Факторами, препятствующими развитию рынка корпоративных ценных бумаг, являются:

недостаточная активность процессов приватизации, что не позволяет использовать потенциал рынка акций для трансформации сбережений, в том числе граждан республики, в инвестиции, а также является препятствием для привлечения в экономику страны иностранных портфельных и прямых инвестиций;

отсутствие значимых для развития рынка ценных бумаг инфраструктурных институтов, таких как инвестиционные фонды различных типов;

недостаточное количество обращающихся инструментов и участников, совершающих операции на рынке ценных бумаг, что приводит к низкому уровню ликвидности такого рынка;

наличие дисбаланса между темпами и объемами развития рынков государственных и корпоративных ценных бумаг и дисбаланса внутри корпоративного сегмента рынка ценных бумаг, проявляющегося в опережающем развитии сегмента банковских ценных бумаг по сравнению с сегментом ценных бумаг организаций, не являющихся банками;

незаинтересованность организаций республики в самостоятельном публичном привлечении инвестиций с использованием инструментов рынка ценных бумаг (главным образом акций и облигаций) ввиду исторически сложившейся практики привлечения ресурсов посредством получения банковских кредитов;

низкий уровень прозрачности рынка ценных бумаг, причиной которого является незаинтересованность эмитентов в раскрытии информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности, значимых корпоративных событиях в соответствии с международными стандартами. Это является следствием низкого уровня финансовой грамотности специалистов-эмитентов ценных бумаг и недостаточного осознания ими потенциала рынка ценных бумаг как механизма привлечения инвестиций, в том числе иностранных;

недостаточный уровень защиты прав и законных интересов инвесторов, прежде всего акционеров, обусловленный несоблюдением акционерными обществами признанных в международной практике принципов корпоративного поведения, что также является препятствием для привлечения внутренних и внешних инвестиций (прямых и портфельных);

отсутствие национальной системы рейтингования эмитентов ценных бумаг, а также практики самостоятельного получения эмитентами (за исключением банков) международных кредитных рейтингов, применения международных стандартов финансовой отчетности и прохождения международного аудита, что является препятствием к выходу организаций республики на международные финансовые рынки и привлечению иностранных прямых и портфельных инвестиций.

Основные направления развития рынка ценных бумаг:

формирование ликвидного и прозрачного рынка ценных бумаг;

равномерное развитие его сегментов, включая использование различных финансовых инструментов;

совершенствование системы налогообложения доходов от операций с ценными бумагами в целях создания условий для внедрения новых финансовых инструментов с дальнейшим переходом на равные условия деятельности на различных сегментах данного рынка для всех его участников;

функциональное и технологическое совершенствование, повышение конкурентоспособности биржевой, расчетно-клиринговой и депозитарной инфраструктуры;

развитие институтов финансового посредничества (профессиональных участников рынка ценных бумаг), институтов коллективных инвестиций;

совершенствование системы регулирования и надзора за рынком ценных бумаг в соответствии с принципами Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) и стандартами Европейского союза;

обеспечение условий для развития интеграционных процессов, способствующих совершенствованию и расширению сфер взаимодействия рынка ценных бумаг Республики Беларусь с мировыми финансовыми институтами и структурами.

Развитие рынка ценных бумаг позволит:

привлекать инвестиции с использованием инструментов данного рынка;

обеспечить устойчивый рост капитализации рынка ценных бумаг;

создать равные возможности и упростить условия доступа инвесторов и посредников на рынок, не допускать монопольных проявлений и дискриминации прав субъектов рынка, обеспечивать защиту их имущественных прав;

обеспечить потребность инвесторов в полной и доступной информации, касающейся условий выпуска и оборота ценных бумаг, а также результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитентов.

Реализация данных предложений на фоне стабильной макроэкономической ситуации и реализации мер, направленных на дальнейшую либерализацию экономической сферы, позволит отечественному фондовому рынку стать одним из важнейших индикаторов, обеспечивающих объективную рыночную оценку состояния экономики, а также будет способствовать формированию публичной кредитной истории эмитентов.

Выводы: Появлением фондового рынка в Республике Беларусь следует считать 1992 год, когда был принят Закон Республики Беларусь “О ценных бумагах и фондовых биржах”. Данный сегмент финансового рынка стал достаточно развитым в плане инфраструктуры, выпускаемых инструментов, прозрачным и контролируемым со стороны государства. В настоящее время фондовый рынок РБ динамично развивается. Завершается формирование его инфраструктуры: системы государственного регулирования, депозитарной системы, расчетно-клиринговой системы, системы биржевой торговли, а также правового обеспечения деятельности рынка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, рынок ценных бумаг - это совокупность отношений финансового рынка, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг, а также формы и методы такого обращения.

Важнейшую роль в функционировании рынка ценных бумаг играет его инфраструктура, которая способствует заключению сделок и выполняет функции информационной поддержки эмитентов, инвесторов и профессиональных посредников.

К инфраструктуре рынка ценных бумаг относятся:

) организаторы торговли - биржи и торговые системы, организующие проведение регулярных торгов по ценным бумагам;

) системы расчетов и учета прав на ценные бумаги - клиринговые системы, регистраторы и депозитарии, обеспечивающие расчеты по заключенным сделкам, учет и перерегистрацию прав на ценные бумаги;

) посредники на рынке ценных бумаг - дилеры и брокеры, оказывающие инвесторам услуги по заключению сделок на рынке;

) информационно-аналитические системы поддержки инвестиций информационные и рейтинговые агентства, представляющие инвесторам полную информацию о состоянии эмитентов.

По мере формирования рынка ценных бумаг возникает необходимость в учреждении специальных органов, в основные функции которых входят организация торгов, контроль и регулирование оборота ценных бумаг. Такими органами являются фондовые биржи. Основная роль фондовой биржи заключается в обслуживании движения денежных капиталов, которое опосредует распределение и перераспределение национального дохода как в целом в народном хозяйстве, так и между социальными группами, отраслями и сферами экономики.

ОАО «БВФБ» было образовано в 1998 году. В своей деятельности на фондовом рынке РБ «Белорусская валютно-фондовая биржа» ответственна за организацию, обеспечение и развитие рынков государственных, муниципальных, корпоративных ценных бумаг и векселей в части процедур и механизмов листинга, торговли, депозитарного обслуживания, а также выполнение функций клиринга по биржевым сделкам с ценными бумагами и информационного обслуживания инвесторов.

В 2008 - 2010 годах ОАО ”Белорусская валютно-фондовая биржа“ достигнуты значительные результаты по формированию в республике организованного финансового рынка, отвечающего потребностям его участников, предоставляющего государству эффективные рыночные механизмы реализации денежно-кредитной и бюджетной политики, выполнения им контрольных и регулирующих функций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


1 Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции / Б.И. Алёхин. - М.: Финансы и статистика, 1991. - 271 с.

Ценные бумаги и фондовая биржа / В.А. Лялин, Н.В. Воробьёв. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. - 232 с.

Рынок ценных бумаг / Р.Ю. Тихонов. - Мн.: Армита - Маркетинг, Менеджмент, 1999. - 208 с.

Рынок ценных бумаг: учебное пособие / И.А. Маманович. - Минск: Современная школа, 2006. - 318 с.

Ценные бумаги: учебник / В.И. Колесников [и др.]; под ред. В.И. Колесникова, В.С. Торкановского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 448 с.

Рынок ценных бумаг: курс лекций / Ю.Я. Кравченко. - Киев: ВИРА-Р, 2002. - 366 с.

Рынок ценных бумаг и биржевое дело: учебное пособие / А.А. Килячков. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 164 с.

Рынок ценных бумаг: белорусские перспективы / С.В. Новик. - Мн.: Бел. гос. ун-т, 2001. - 178 с.

Рынок ценных бумаг / М.Ю. Алексеев. - М.: Финансы и статистика, 1992. - 352 с.

Ценные бумаги и фондовый рынок / Я.М. Миркин. - М.: Перспектива, 1995. - 447 с.

Базовый курс по рынку ценных бумаг / А.Д. Радыгин. - М.: Финансовый издательский дом «Деловой экспресс», 1998. - 408 с.

Рынок ценных бумаг / Н.Т. Клещенко. - М.: Экономика, 1997. - 512 с.

Портфель делового человека. Фондовый портфель / Н.Я. Петраков [и др.]; под общ. ред. Н.Я. Петракова. - М.: Солинтек, 1992. - 752 с.

Рынок ценных бумаг / В.А. Галанов. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 379 с.

Фондовые биржи на западе / М.Ю. Бабичев. - М.: Акционер, 1991. - 198 с.

Дегтярева М.К. Биржевое дело: Учебник. - М., 2000. - 608 с.

Сажина Г.И. Экономическая теория. - М., 1998. - 672 с.

Введение в рыночную экономику / А.Я. Лившиц [и др.]; под ред. А.Я.Лившица, И.Н.Никулиной. - М., 1994. - 167 с.

Биржевое дело: учебное пособие / В.А.Галанов, А.И.Басов. - М., 1998. - 258 с.

Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы: Направления развития. Механизмы управления: Учеб. Пособие / В.Н. Шимов, Я.М. Ялександрович, А.Б. Богданович и др.; Под общ. Ред. В.Н. Шимова. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 844 с.

Аскинадзи В.М. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, сборник текстов и задач по курсу / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 2006. - 166 с.

www.invest.belarus.by - электронный ресурс. Режим доступа - 24.10.2011г.

Программа развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь12.04.2011 № 482/10

www.bcse.by - электронный ресурс. Режим доступа - 03.11.2011г.

ПРИЛОЖЕНИЕ А


Результаты деятельности БВФБ по результатам работы за 2010г.

Таблица 1 - Основные показатели деятельности БВФБ за 2010г.

Диверсификация

0,8

Объем торгов

88 трлн бел.руб.

Объем фин. активов в обращении

63 трлн бел.руб.

Примечание ― Источник: [25]

Рисунок 1 - Развитие биржевых услуг

Примечание ― Источник: [25]

Таблица 2 - Объемы торгов


Объем, млрд бел.руб.

Изм. к 2009 году, %

Среднедн. оборот, млрд бел.руб.

Валютный рынок

63 278,0

+60,7

250,1

Фондовый рынок

24 440,1

-42,1

95,1

Срочный рынок

40,9

+27,8

0,2

Итого

87 759,0

+7,5

345,4

Примечание ― Источник: [25]

Рисунок 2 - Финансовые результаты 2010г.

Примечание ― Источник: [25]

Похожие работы на - Инфраструктура рынка ценных бумаг. Фондовая биржа

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!