Информационная система 'Больница'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,24 Мб
  • Опубликовано:
    2012-10-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Информационная система 'Больница'

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экономики и управления

Кафедра прикладной математики и вычислительной техники



КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Проектирование информационных систем в экономике»

тему: Информационная система «Больница»

Пояснительная записка


Студент группы ПИ-518

Н. А. Яицкова

Руководитель работы

доц., канд. физ.-мат. наук

В. В. Мисюра

доц., канд. физ.-мат. Наук

В. В. Мисюра

Ростов-на-Дону 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

.1 Общее описание предметной области

.2 Бизнес-процессы

.3 Бизнес-правила

.4 Информационные потребности пользователей

. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ

.1 Диаграмма потоков данных

.2 Определение типов сущностей

.3 Определение типов связей

.4 Определение атрибутов типов сущностей

.5 Диаграмма сущность-связь

. ЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ

. ВЫБОР И ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ СУБД

. ФИЗИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ

.1 Физическая модель БД

.2 Словарь данных

.3 Поддержка ограничений целостности

. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРИЛОЖЕНИЯ БАЗЫ ДАННЫХ

. ОПИСАНИЕ ЗАПРОСОВ

. ОПИСАНИЕ ОТЧЕТОВ

. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЧАСТИ ИС

.1 Описание технологии, используемых при разработке функциональной части ИС

.2 Примеры программного кода

. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ

. Руководство пользователя информационной системы

. Руководство программиста, оператора или администратора ИС

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Одной из актуальных проблем любого вида человеческой деятельности является проблема обработки увеличивающегося потока информации.

Перспективным способом решения данной проблемы является автоматизация работы с информацией, в частности, создание компьютерных баз данных, позволяющих хранить, систематизировать и обрабатывать данные.

Больница - это такая организация, которая работает с очень большим объемом информации, как о сотрудниках, так и о пациентах. Врачам всегда следить за данными о своих пациентах, о курсе лечения больных. А руководству и бухгалтерии необходимо быть в курсе событий о своих сотрудниках. Для этого нужна общая база данных, включающая всю необходимую информацию. Программа является очень актуальной на сегодняшний день, она автоматизирует работу с базой данных и предоставляет пользователю (оператору) понятный и дружественный интерфейс.

Мощность базы данных обусловлена возможностью ее постоянного пополнения новыми данными, причем в неограниченном количестве информации. Это является очень удобным для пользователя. Таким образом, создание базы данных, обладающей такими свойствами, задача достаточно актуальная и полезная.

Целью данной работы является создание базы данных больницы (частной клиники). Она предназначена для хранения информации о врачах, пациентах клиники, вспомогательной информации о распорядке работы больницы и приеме больных, с возможностью внесения данных, выборки и изменения данных, вывода информации в необходимом формате.

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Предметной областью базы данных является деятельность частной больницы, специализирующейся различных заболеваниях.

Целью создания базы данных является автоматизация учета информации о приеме пациентов.

Назначение проектируемой базы:

хранение информации о врачах клиники;

хранение информации о пациентах;

хранение информации о приемах, в том числе диагнозах и лечении, а также стоимости лечения;

обновление и добавление информации;

анализ информации по различным срезам (пациенты, врачи);

выдача итоговой информации в виде отчетов.

Пользователями данной БД будут:

.Регистратура

.Администратор

Регистратура обладает правами добавления пациентов, добавление приемов, просмотр информации о врачах и их расписании, просмотр клиентской базы, просмотр информации о приемах.

Администратор обладает всеми правами регистратуры и дополнительно: редактирование базы сотрудников, создание отчетов.

Врач может просматривать приемы, вносить информацию о пациентов (диагноз, лечение), просматривать запись пациентов по датам.

2. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Общее описание предметной области

Медицинское учреждение, которое было взято за основу проекта - это частная клиника. Она имеет штат специалистов и занимается приемом пациентов по предварительной записи. Оплата приема осуществляется после получения амбулаторной карты, которая оформляется в регистратуре. Информация о каждом пациенте хранится в базе данных больницы, поэтому имеется возможность проследить за всеми посещениями выбранного пациента данной клиники.

Информационная система «Больница» позволяет проследить путь пациента от регистратуры до приема у врача, установления диагноза и назначения лечения.

Система предназначена для обработки данных о врачах, пациентах, приеме пациентов и лечении, должна выдавать отчеты по запросу администрации.

Перед приемом в больницу пациент проходит регистрацию. Если пациент уже был на приеме в данной больнице, тогда проводится поиск по базе и данного пациента записывают на прием и выдают амбулаторный лист. В амбулаторном листе указывается в какое время и на который день назначен прием, к какому специалисту (специализация, фамилия врача), в каком кабинете будет осуществляться прием, стоимость приема и пометка оплачен прием или нет. Если же пациент впервые в данной больнице, тогда ему присваивается уникальный регистрационный номер, заносятся в базу данных (фамилия, имя и отчество, адрес и дата рождения), а затем уже происходит запись на прием к конкретному врачу и на конкретное время и выдается амбулаторный лист. Пациент должен быть зарегистрирован в системе до приема в больнице.

Один пациент может быть записан на прием к нескольким врачам, каждому приему назначается уникальный номер. Каждый врач может просмотреть расписание приемов на любой из выбранных дней.

После регистрации пациента, в назначенный день и время он приходит на прием к специалисту. Врач осуществляет поиск и выбор данного пациента, выбирает прием, и исходя из выбранного приема, делает запись о диагнозе и назначении лечения данному пациенту. При повторном приеме происходит редактирование истории болезни.

.2 Бизнес-процессы

Информационная система «Больница» разрабатывалась для поддержки следующих бизнес-процессов:

осуществление приемов;

расчет заработной платы сотрудников (врачей);

учет полученных сумм (оплата приемов).

.3 Бизнес-правила

Бизнес-правило - это ограничение, которое вытекает из особенностей предметной области.

Приведенные здесь бизнес-правила на этапах логического и физического проектирования БД будут рассматриваться как совокупность ограничений целостности. Выполнение указанных ограничений, должно контролироваться в разрабатываемой системе.

Бизнес-правила, используемые в ИС «Больница»:

регистрационный номер должен быть уникален для каждого пациента;

пациент не может идти на прием, пока он не оплачен;

пациент не может быть записан на прием прошедшим числом;

данные по приемам хранятся в БД 25 лет, а затем передаются в электронный архив.

.4 Информационные потребности пользователей

Занесение информации о приеме:

ввод информации о пациенте;

ввод информации враче;

Перечень возможных запросов к базе данных:

выдать информацию о пациенте;

выдать информацию о враче;

выдать информацию о приемах;

выдать информацию о количестве пациентов для каждого врача;

добавление информации о враче, пациенте, приеме;

удаление информации о враче, пациенте;

редактирование информации о враче, пациенте, приеме;

просмотр расписания врачей в зависимости от назначенных приемов;

Перечень возможных отчетов:

список пациентов;

отчет о заработной плате;

отчет о количестве пациентов у каждого врача;

. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ

3.1 Диаграмма потоков данных

Диаграмма DFD-модели предметной области (Рисунок 1)

Рисунок 1 - Диаграмма DFD-модели предметной области ИС «Больница»

.2 Определение типов сущностей

Информационная система больница содержит в себе две основные сущности:

Пациент

Врач

В таблице «Пациент» хранится вся необходимая информация о пациенте, которая нужна при заполнении амбулаторного листа пациента при посещении врача.

В таблице «Врач» хранится вся необходимая информация о враче.

Подробное описание в Таблице 1.

Таблица 1.

Тип сущности

Описание типа сущности

Синонимы (указываются, если есть необ-ходимость)

Ожидаемое ко-личество экзем-пляров

Сильный/слабый тип

Пациент

Все лица, обратившиеся в поликлинику


500

сильный

Врач

Термин описывающий лечащий персонал больницы

Доктор

30

сильный


.3 Определение типов связей

Для установления связей каждому объекту назначен ключ (ключевое поле для соответствующей таблицы). Причем ключи объектов Пациент, Врач (первичные) должны присутствовать как внешние ключи в объекте Прием.

Связь между таблицами «Пациент» и «Прием» осуществляется по полю Код_пациента. Между таблицами «Врач» и «Прием» осуществляется по полю Код_врача.(Таблица 2)

Таблица 2

Тип сущности А

Имя связи

Тип сущности В

Карди- нальность связи

Степень участия сущности А

Степень участия сущности В

Пациент

посещение

Прием

1:М

(1,М)

(500,М)

Врач

осуществление

Прием

1:М

(1,М)

(30,М)


.4 Определение атрибутов типов сущностей

Таблица «Врачи» содержит 9 полей. Поля и свойства полей таблицы «Врачи» приведены в Таблице 3:

Таблица 3

Наименование атрибута

Характеристики атрибутов


Тип данных

Обязательность

Уникальность (Да/Нет)

Простой / составной

Многозначный / однозначный

Статический/ динамический

Ключ

Значение по умолчанию

Вычисляемый/ исходный

Код врача

Числовой

NOT NULL

да

простой

О

С

ПК


И

Фамилия

Текстовый

NOT NULL

нет

простой

О

Д



И

Имя

Текстовый

NULL

нет

простой

О

С



И

Отчество

Текстовый

NULL

нет

простой

О

С



И

Специальность

Текстовый, подстановка (поле со списком)

NULL

простой

О

С



И

Образование

Текстовый

NULL

нет

простой

М

Д



И

Пол

Текстовый

NULL

нет

простой

М

С



И

Дата рождения

Дата

NULL

нет

простой

О

С



И

Дата начала работы

Дата

NULL

нет

простой

О

С



И



Таблица «Пациенты» содержит 8 полей. Поля и свойства полей таблицы «Пациенты» приведены в Таблице 4:

Таблица 4

Наименование атрибута

Характеристики атрибутов


Тип данных

Обязатель- ность

Уникальность (Да/Нет)

Простой / составной

Многозначный / однозначный

Статический/ динамический

Ключ

Значение по умолчанию

Вычисляемый/ исходный

Номер пациента

Числовой

NOT NULL

да

простой

О

С

ПК


И

Фамилия

Текстовый

NOT NULL

нет

простой

О

Д



И

Имя

Текстовый

NULL

нет

О

С



И

Отчество

Текстовый

NULL

нет

простой

О

С



И

Пол

Текстовый

NULL

нет

простой

О

С



И

Дата рождения

Дата/время

NULL

нет

простой

М

С



И

Телефон

Текстовый

NULL

нет

простой

М

Д



И

Наличие карточки

Логический

NULL

нет

простой

О

Д



И



Таблица «Прием» содержит 10 полей. Поля и свойства полей таблицы приведены в Таблице 5:

Таблица 5

Наименование атрибута

Характеристики атрибутов


Тип данных

Обяза- тельность

Уникальность (Да/Нет)

Простой / составной

Многозначный / однозначный

Статический/ динамический

Ключ

Значение по умолчанию

Вычисляемый/ исходный

Номер

Числовой

NOT NULL

да

простой

О

С

ПК


И

Дата приема

Дата

NULL

нет

простой

С



И

Время приема

Время

NULL

нет

простой

О

С



И

Пациент (код)

Числовой

NOT NULL

нет

простой

М

С

АК


И

Врач

Числовой

NOT NULL

нет

простой

М

С

АК


И

Кабинет

Числовой

NULL

нет

простой

М

С



И

Диагноз

Текстовый

NULL

нет

простой

М

Д



И

Расширенная информация о лечении

Текстовый

NULL

нет

простой

М

С



И

К оплате

Денежный

NULL

нет

простой

М

С



И

Наличие оплаты

Логический

NULL

нет

простой

М

С



И



.5 Диаграмма сущность-связь

Все связи имеют тип «один-ко-многим» и обеспечивается целостность данных (рисунок 2).

Рисунок 2 - Отношения 1:М между информационными объектами - связи между таблицами базы данных.


. ЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ

Для установления связей каждому объекту назначен ключ (ключевое поле для соответствующей таблицы). Причем ключи объектов Пациент, Врач (первичные) должны присутствовать как внешние ключи в объекте Прием.

Все связи имеют тип «один-ко-многим» и обеспечивается целостность данных (рисунок 2).

Логическое описание атрибутов таблиц см п.3.4.

Рисунок 3- Схема данных


. ВЫБОР И ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ СУБД

SQL Server 2008 R2- система управления реляционными базами данных (СУБД), разработанная корпорацией Microsoft. Основной используемый язык запросов - Transact-SQL, создан совместно Microsoft и Sybase. Transact-SQL является реализацией стандарта ANSI/ISO по структурированному языку запросов (SQL) с расширениями. Используется для работы с базами данных размером от персональных до крупных баз данных масштаба предприятия; конкурирует с другими СУБД в этом сегменте рынка. Эта разработка корпорации Microsoft, является популярной среди малых и средних предприятий. Используется во многих крупных компаниях.SQL Server 2008 R2 представляет новое поколение масштабируемых решений в области систем управления базами и хранилищ данных для задач, требующих быстрого получения и анализа информации. Он нацелен на решение широкого круга задач во всех областях бизнеса, в том числе и в электронной коммерции.

Преимущества Microsoft SQL Server 2008 R2:

•Масштабируемость и надежность. SQL Server 2008 R2 обеспечивает практически неограниченный рост объемов хранения данных за счет увеличения надежности и масштабируемости системы, используя все преимущества мультипроцессорной обработки данных. Это безопасная, надежная, масштабируемая платформа, защищающая информацию в приложениях и повышающая её доступность.

•Скорость создания решений. SQL Server 2008 R2 в сочетании с.NET Framework уменьшает время разработки, внедрения и выхода на рынок современных приложений, ускоряет процесс поиска данных, упрощает управление, позволяет использовать создаваемые пользователем функции в других приложениях, предоставляет широкие возможности для создания Web-приложений. Среда ADO.NET Entity Framework повышает эффективность труда разработчиков, поскольку теперь они имеют дело не непосредственно с таблицами и полями, а с логическими информационными сущностями, согласованными с бизнес-требованиями. устройства, а позже синхронизовать их с центральными серверами.

Ядро реляционной базы данных SQL Server 2008 R2 включает следующие возможности для создания и поддержки различных приложений с хранилищами данных:

•Табличные секции, обеспечивающие быструю загрузку данных и упрощенную поддержку очень больших таблиц.

•Выполнение онлайновых операций над индексами.

•Гранулированные операции резервного копирова-ния/восстановления.

•Быстрая инициализация файлов.

Платформа данных SQL Server R2 включает следующие инструмен-ты:

•Реляционная база данных: безопасное, надёжное, масштабируемое ядро с улучшенной производительностью и поддержкой структурированных и неструктурированных (XML) данных.

•Reporting Services: исчерпывающее решение для создания, управления и доставки как традиционных бумажных отчётов, так и интерактивных, основанных на технологии WWW отчётов.

•Инструменты разработки: SQL Server R2 предлагает интегрированные инструменты разработки для ядра базы данных, извлечения, трансформации и загрузки данных, извлечения информации, OLAP и отчётности.

•И многие другие инструменты.

Похожие работы на - Информационная система 'Больница'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!