Информатика и образование
Информатика
Тема: Информатика и образование
Содержание
Введение3
1. Новые информационные технологии в образовании4
2. Практика использования НИТ в информатизации образования6
Заключение13
Список использованной литературы15
Введение
Тема данной работы - использование новых информационных технологий (НИТ) в образовании в тесной связи с информатизацией образовательной сферы. Актуальность темы связана с информатизацией общества в целом. Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной сферы постоянно возрастает, и ее доля выраженная в суммарном рабочем времени, для наиболее развитых стран уже сегодня составляет 40-60% и ожидается, что в ближайшее десятилетие она возрастет еще на 10-15%. Современный человек не может освободиться от беспредельного множества нитей, связывающих его с мощным материально-техническим аппаратом, который в обществе программирует его жизнь Наибольший прогресс процесса и методики обучения связан именно с включением в этот процесс техники, с передачей ей функций человека по управлению процессом обучения. В основе создания такой техники лежит открытие того, что преподавание- это процесс, которым можно управлять, как и любым другим процессом, используя предоставляемые техникой возможности обратной информационной связи.
Целью данной работы является анализ современного состояния использования электронных средств в учебном процессе и оценка возможностей их использования в ближайшем будущем.
Задачи работы включают:
.Характеристику новых информационных технологий и средств их воплощения.
.Анализ и оценку образовательных возможностей НИТ.
.Определение направлений, роли и значения НИТ в информатизации образования (на основе практического опыта).
1. Новые информационные технологии в образовании
Образование - это не только социальный институт, но и определенный педагогический процесс. Образование как педагогический процесс осуществляется в рамках института образования. Дидактика как наука исследует закономерности и принципы образования как педагогического процесса. С этой точки зрения образование можно определить как целенаправленный и организованный процесс интеллектуального развития индивида, усвоения им опыта поколений, результатов развития науки и общественной практики в виде определенной системы знаний, умений, навыков. Образование как процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состоянием участников этого процесса, технологией, обеспечивающей изменения, преобразования. Образование как педагогический процесс обеспечивает в конечном счете какой-то результат: определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений и навыков его подготовки к тому или иному виду практической деятельности. С точки зрения функционирования образования как социального института этот результат может быть зафиксирован в определенном документе: свидетельстве об окончании им неполной средней школы, аттестате о среднем образовании, дипломе об окончании вуза и т.д.
Сформированное информационное пространство школы - это довольно сложная система, и в идеале она должна обеспечить условия эффективного взаимодействия всех структур школы с целью повышения качества образовательного процесса. Управление сформированной системой призвано обеспечить использование кадровых, материально-технических, финансовых, временных и других ресурсов с максимальной эффективностью и продуктивностью для развития детей.
В общеобразовательных школах НИТ используются сегодня в школе в нескольких направлениях:
Информатизация управления школой:
Для автоматизации документооборота и канцелярских работ;
Для создания базы данных по учащимся и сотрудникам;
Для хранения различной информации управленческого характера;
В образовательном процессе:
Для обучения учащихся основам компьютерной грамоты, информатике и программированию;
Для диагностики качества образования (тесты);
Для подготовки презентаций и докладов, выступлений;
Как средство наглядности на уроках при введении нового материала (мультимедиа, видео, компакт-диски);
Для проведения практических занятий (компьютеры, компакт-диски);
Для самообразования учащихся и учителей (компьютерные классы, компакт-диски, Интернет, дистанционное образование);
Для видеосъемки школьных мероприятий и создания видеотеки по истории школы;
Для получения информации через подключение к Интернет;
Для электронной переписки.
Основные направления использования НИТ в сфере образования следующие:
.В качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество.
.В качестве инструмента познания окружающей действительности и самопознания.
.В качестве средства развития личности обучаемого.
.В качестве объекта изучения (например, в рамках освоения курса информатики).
.В качестве средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений.
.В качестве средства коммуникаций (например, на базе асинхронной телекоммуникационной связи) в целях распространения передовых педагогических технологий.
.В качестве средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики.
.В качестве средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) а управления учебным оборудованием.
.В качестве средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр. В качестве применяемых в настоящее время редко, но могущих быть отнесёнными к перспективным вариантов использования средств НИТ в школе во внеклассной и внеурочной работе можно назвать: использование средств телекоммуникаций (в особенности - Интернет) в работе школьной библиотеки, использование НИТ в работе школьного психолога, использование НИТ в организации ученического самоуправления.
. Практика использования НИТ в информатизации образования
Предварительно следует определить, что представляет собой процесс информатизации в различных сферах общества, в том числе и в образовании.
Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.
Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее.
Образование больших потоков информации обусловливается:
чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструкторских работ;
постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;
появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому не попадающих в сферу действия системы коммуникации.
Информатизация - организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Такое определение даёт Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации».
Таким образом, отождествлять процессы информатизации и компьютеризации (в том числе и в образовании) неверно, но информатизация предполагает широкое использование средств НИТ. В ряде школ появилась должность заместителя директора по информатизации.
Одним из приоритетных направлений развития школы на протяжении нескольких лет является внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс.
Сформированное информационное пространство школы - это довольно сложная система, и в идеале она должна обеспечить условия эффективного взаимодействия всех структур школы с целью повышения качества образовательного процесса. Управление сформированной системой призвано обеспечить использование кадровых, материально-технических, финансовых, временных и других ресурсов с максимальной эффективностью и продуктивностью для развития детей.
Основные задачи деятельности заместителя директора по информатизации:
.Компьютеризация управленческой деятельности.
.Информатизация учебного процесса.
.Формирование и развитие информационной культуры учащихся и учителей на основе НИТ.
НИТ используются сегодня в школе в нескольких направлениях:
Информатизация управления школой:
Для автоматизации документооборота и канцелярских работ;
Для создания базы данных по учащимся и сотрудникам;
Для хранения различной информации управленческого характера;
Для создания программы и базы данных «Здоровье» (в сотрудничестве с сотрудниками Чайковского Государственного Института физической культуры);
В образовательном процессе:
Для обучения учащихся основам компьютерной грамоты, информатике и программированию;
Для диагностики качества образования (тесты);
Для подготовки презентаций и докладов, выступлений;
Как средство наглядности на уроках при введении нового материала (мультимедиа, видео, компакт-диски);
Для самообразования учащихся и учителей (компьютерные классы, компакт-диски, Интернет, дистанционное образование);
Для видеосъемки школьных мероприятий и создания видеотеки по истории школы;
Для получения информации через подключение к Интернет;
Для электронной переписки.
Сегодня сформирована целая структура школьного информационного центра (ШИЦ). Все ее блоки объединены в локальную общешкольную сеть. Деятельность 2-х кабинетов информатики можно подразделить на учебный процесс, организацию внеурочной деятельности учащихся, место для индивидуальной работы по подготовке документов, докладов, презентаций учащимися и учителями. В вечернее время кабинет используется для обучения взрослых преподавателями городской фирмы «Мастер-сервис».
В штатное расписание школы введена ставка заместителя директора по информатизации, который является координатором всей проводимой работы по внедрению новых информационных технологий в образовательный процесс. Для поддержки компьютерной техники в рабочем состоянии имеем в штате квалифицированного инженера, программиста и техника по обслуживанию. Штат сотрудников ШИЦ обеспечивает функционирование локальной школьной сети, поддержку WEB-страницы, проводит обучение желающих учителей пользовательским навыкам. Разрабатывается программа разноуровнего обучения преподавательского состава навыкам работы на компьютере в различных средах и использования периферийных устройств.
С введением ставки программиста началось целенаправленное создание школьной базы данных (в формате СУБД Microsoft Access), которая дает новые возможности обработки данных и представления их в форме отчетов. Работа программиста направлена на выполнение конкретных задач с учетом особенностей и потребностей школы.
В школе формируется определённый круг учителей, являющихся носителями компьютерных образовательных технологий. Часть из них объединились в проблемную группу по изучению эффективных методов использования НИТ в образовании.
Таким образом, трудности информатизации успешно преодолеваются организационными методами и достоинствами технологий.
Возможен и проект, выходящий за рамки одной отдельно взятой школы. Типичный проект - «Школьная библиотека - информационный центр образовательного учреждения».
Главное противоречие заключалось в том, что политика государства на создание медиатек в образовательных учреждениях совершенно не касалась работы школьных библиотек, хотя очевидно, что работа с информацией всегда была им присуща. Размышления о роли существующей библиотеки и предполагаемой медиатеки привелик пониманию, что в школе рацонально иметь единую структуру, аккумулирующую всю информацию об учебно - воспитательном процессе и в помощь ему. Как бы ни называлось это структурное подразделение (медиацентр, информационный центр, информационная служба или иначе), бесспорным является следующее - системообразующим звеном в модели этого подразделения является школьная библиотека, а в условиях небольшой школы, пожалуй, единственным. Эта ключевая мысль и была положена в основу проекта.
Цель проекта заключается в создании в рамках Управления общего и профессионального образования единой информационной сети системы образования для обеспечения равных условий в реализации права всех участников образовательного процесса на получение информации.
Задачи проекта:
Формирование информационной культуры участников образовательного процесса.
Создание системы оперативной связи образовательных учреждений с вышестоящими организациями и организациями других ведомств.
Обеспечение школьных информационных центров компьютерной и ксерокопировальной техникой, современными электронными изданиями, аудиовизуальными документами (АВД), средствами доступа к глобальным информационным ресурсам.
Внедрение информационных технологий в практику работы школьных информационных центров.
Стратегия достижения поставленных целей предполагает:
.Реорганизовать школьные библиотеки в информационные центры, оснастив их необходимой техникой, обеспечив внедрение информационных технологий, автоматизировав основные библиотечные процессы, обеспечив равные условия для доступа к различным источникам информации всем участникам образовательного процесса.
.Создать единую информационную сеть системы образования для координации информационных потоков и получения обратной связи
.Организовать работу по формированию информационной культуры участников образовательного процесса.
В ходе реализации проекта было проведено два семинара руководителей образовательных учреждений: «Школьная библиотека и модернизация образования» и «Промежуточные итоги реализации проекта».
Поскольку информационная культура является важнейшей составляющей общей культуры человека, то формировать ее основы призвана школа. Большой вклад в решение этой задачи могут внести библиотечные специалисты образовательных учреждений, поскольку
а) только они глубоко знают информационные потребности всех участников образовательного процесса,
б) только они знают традиционные источники информации и свободно в них ориентируются,
в) только они на профессиональном уровне владеют навыками систематизации информации, что в современных условиях постоянного увеличения ее объемов имеет решающее значение.
Использование НИТ в образовательной сфере должно преследовать не только образовательные, но и воспитательные цели. Одним из примеров является только что названное формирование информационной культуры. Информационно-коммуникационные технологии помогают усилить воспитывающую функцию обучения, достигается новый качественный уровень образования, который выражается в способности учащихся находить и обрабатывать информацию, овладевать знаниями и умениями, эффективно применимыми в любой сфере жизнедеятельности, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Заключение
информатизация учебный образовательный
Выводы по работе следующие:
.Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Под средствами новых информационных технологий (НИТ) будем понимать программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации. При практике использования НИТ установилось отождествление понятий «новые информационные технологии» и «средства новых информационных технологий», так как работа производится не с технологиями как таковыми, а со средствами их реализации.
. Повсеместное использование информационных ресурсов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной части трудоспособного населения общества, определяет необходимость подготовки в подрастающем поколении творчески активного резерва. По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию НИТ для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. В общеобразовательных школах НИТ используются сегодня в школе в нескольких направлениях: в информатизации управления школой; в образовательном процессе (для обучения учащихся основам компьютерной грамоты, информатике и программированию; для диагностики качества образования; как средство наглядности на уроках при введении нового материала (мультимедиа, видео, компакт-диски); для проведения практических занятий и др.)
. Информатизация - организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Информатизация в сфере образования предполагает расширение применения НИТ в обучении. Сформированное информационное пространство школы - это довольно сложная система, и в она должна обеспечить условия эффективного взаимодействия всех структур школы с целью повышения качества образовательного процесса. Использование НИТ в образовательной сфере должно преследовать не только образовательные, но и воспитательные цели, в частности, формирование информационной культуры.
Список использованной литературы
1.Бухаркина М.Ю. Виртуальная школа. М.: ИНФРА-М, 2008 - 288 с.
.Веретенникова Е.Г., Патрушина С.М., Савельева Н.Г. Информатика: Учебное пособие. Серия «Учебный курс». - Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2009. - 416 с.
.Кирмайер М. Информационные технологии. СПб.: Питер, 2008 - 443 с.
.Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования.- М: Школа-Пресс, 2007 -292 с.
.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М: Народное образование, 2005 -255 с.
.Чупрасова В.И. Современные технологии в образовании. Владивосток: Издательский дом «ДВР», 2005 - 154 с.