Изучение общероссийских классификаторов

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,89 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изучение общероссийских классификаторов















Общероссийские классификаторы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕРОССИЙСКИХ КЛАССИФИКАТОРОВ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ОБЩЕРОССИЙСКИЕ КЛАССИФИКАТОРЫ

.1 Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО)

.2 Общероссийский классификатор валют (ОКВ)

.3 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД)

.4 Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ)

.5 Общероссийский классификатор начального профессионального образования (ОКНПО)

.6 Общероссийский классификатор продукции (ОКП)

.7 Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

С развитием информационных технологий приобрели актуальность методы классификации и кодирования информации. В бывшем СССР существовали довольно хорошая научно-методическая база и широкая система классификаторов технико-экономической информации. Однако современные рыночные условия в экономике потребовали существенной модернизации действующих классификаторов и создания новых. В России принята Государственная программа перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

Современный этап развития работ по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации связан с выходом Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и принятыми в его развитие постановлениями Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области».

Особенность текущего этапа обусловлена тем, что национальные стандарты и общероссийские классификаторы представляют собой национальную систему стандартизации. При этом не предусмотрено существование ранее действовавшей в стране Единой системы классификации и кодирования информации. Соответственно в составе документов в области стандартизации, используемых на территории РФ, отсутствуют отраслевые классификаторы и классификаторы организаций. Вместе с тем, роль общероссийских классификаторов значительно повышается.

1. Теоретические основы общероссийских классификаторов

Без общероссийского классификатора невозможно решение проблемы согласованности межведомственных потоков информации. Кроме того, необходимо обеспечить сопоставимость классификаторов различных федеральных органов управления и международных организаций, а также информационную совместимость международных и национальных информационных систем. В России создается Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК). Ее составляющие - общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, средств их ведения, нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению.

Объектами классификации и кодирования в ЕСКК выступают: статистическая информация, макроэкономическая финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, сертификация, производство продукции, предоставление услуг, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность. Общее руководство и координацию работ по созданию ЕСКК осуществляют Госстандарт РФ и Госкомстат Российской Федерации.

Основными задачами разработки общероссийских классификаторов являются:

)обеспечение совместимости государственных информационных систем и информационных ресурсов;

)создание условий для формирования единого информационного пространства на территории Российской Федерации;

)информационное обеспечение основных инструментов регулирования рыночной экономики, включая налогообложение, лицензирование, квотирование, операции с недвижимостью, социальное страхование, финансовое посредничество;

)систематизация информации по единым классификационным правилам и их использование при прогнозировании социально-экономического пространства страны, организации статистического учета и отчетности в банковской деятельности;

)обеспечение межведомственного обмена информационными ресурсами;

)упорядочение работ по разработке технических регламентов, по стандартизации и сертификации выпускаемой продукции и оказанию услуг;

)гармонизация общероссийских классификаторов с международными и региональными классификациями и стандартами по классификации.

Общероссийские классификаторы создаются федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством промышленности и энергетики РФ, Российским агентством по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службой государственной статистики и Министерством экономического развития и торговли РФ.

Общероссийские классификаторы разрабатываются по основным видам технико-экономической и социальной информации, используемой при создании государственных информационных и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией. Разработка общероссийских классификаторов обеспечивается федеральными органами исполнительной власти включает в себя создание и экспертизу проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений, соответствующих правил стандартизации, а также методическое обеспечение ведения и применения общероссийских классификаторов.

Ведение общероссийских классификаторов включает в себя представление в установленном порядке изменений, внесенных в общероссийские классификаторы, для включения их в информационно-вычислительную сеть Федеральной службы государственной статистики, в федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов, для их официального опубликования, а также внесение изменений в автоматизированные базы данных общероссийских классификаторов.

Обеспечение обязательного применения общероссийских классификаторов осуществляется путем:

)прямого использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций;

)включения в общероссийские классификаторы дополнительных объектов классификации и классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций общероссийских классификаторов и предусмотренных в них резервных позиций.

Определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора.

Построение общероссийских классификаторов на базе международных классификаций и стандартов по классификации Организации Объединенных Наций, Международной организации по стандартизации, Европейского Союза и других международных и региональных организаций, их широкое применение позволяет обеспечивать отражение состояния и развития экономики Российской Федерации и построения государственных информационных систем и информационных ресурсов в соответствии с международными требованиями, а также вхождение Российской Федерации в международные и региональные организации и ее эффективное взаимодействие с другими странами.

2. Действующие общероссийские классификаторы

2.1 Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) <#"justify">Уровень классификацииХарактеристика уровняПервый уровеньСовпадает с федеративным устройством России, закрепленным ст. 65 Конституции РФ. Это все субъекты Федерации: города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономные области и автономные округа в составе РФ, области, края, республикиВторой уровеньПодчиняется первому. Это административные районы, округа области или края, районы внутри города, округа Москвы и Санкт-Петербурга, города и поселки городского типа областного и краевого значенияТретий уровеньВключает в себя сельские населенные пункты, сельсоветы, поселки городского типа и города районного значения, районы внутри города, округа города областного, краевого и республиканского значения и, соответственно, подчиняется второму уровню иерархии

Структура ОКАТО имеет 2 раздела: сельские населенные пункты и все остальные, которые и составляют его главный фундамент, являясь основой для кодирования сельских территориальных единиц. Здесь важно не спутать понятия поселок городского типа, сельсовет и, собственно, сам населенный пункт. Первым характеризуются дачные, курортные и рабочие поселки, сельсовет представляет собой волость, сомон, сельскую Администрацию или округ, а сельский населенный пункт может быть выражен хутором, аулом, станицей, колхозом, разъездом и иным поселком сельского типа.

Итак, общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления включает по 3 блока для большинства объектов и по 2 блока для каждого объекта в разделе с сельскими населенными пунктами. В обоих разделах именно первый блок (идентификация) и заключает в себе кодирование того или иного объекта, состоящего из кода и контрольного числа.

Коды ОКАТО в основном разделе состоят из 8 знаков (разрядов) для каждого объекта и имеют вид ХХ ХХХ ХХХ для каждого из трех уровней иерархии. При этом первые два разряда обозначают субъект федерации, а в двух других группах на принадлежность к тому или иному признаку иерархии (классификации) указывают 3 (во втором уровне) и 6 (в третьем уровне) разряд. Для кодирования сельского населенного пункта к этим 8 знакам добавляется еще 3, поэтому конечный вид кода по ОКАТО состоит из 11 разрядов и выглядит следующим образом: ХХ ХХХ ХХХ ХХХ, где последние 3 цифры (разряда) указывают на конкретный сельский населенный пункт.

2.2 Общероссийский классификатор валют (ОКВ) <#"justify">Общероссийский классификатор видов экономической деятельности утвержден постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст.

Данный классификатор регулируется Правилами стандартизации ПР 50.1.024-2005, входя тем самым в единую национальную систему стандартизации. Его должное ведение лежит на Министерстве экономического развития РФ, а за согласование вносимых в него изменений отвечает Росстат. В числе основных задач классификатора называется сбор, учет и систематизация статистических данных в сфере осуществления экономической деятельности для анализа экономических процессов в РФ и сопоставления их с международными стандартами. Кроме того, именно коды рубрикатора определяют в конечном итоге законность или незаконность деятельности той или иной организации и могут повлечь соответствующую ответственность.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности регулируется Правилами стандартизации ПР 50.1.024-2005, входя тем самым в единую национальную систему стандартизации. Его должное ведение лежит на Министерстве экономического развития РФ, а за согласование вносимых в него изменений отвечает Росстат.

В числе основных задач классификатора называется сбор, учет и систематизация статистических данных в сфере осуществления экономической деятельности для анализа экономических процессов в РФ и сопоставления их с международными стандартами. Кроме того, именно коды рубрикатора определяют в конечном итоге законность или незаконность деятельности той или иной организации и могут повлечь соответствующую ответственность.

ОКВЭД перечисляет все возможные виды экономической деятельности на территории Российской Федерации, дает к ним описания. Причем все они объединены по соответствующим группировкам и представляют собой определенную иерархическую систему. Само кодирование выполнено последовательным методом, при котором знаки в коде на каждой последующей ступени зависят от предыдущих результатов классификации. Код здесь имеет буквенно-цифровые значения и представляет структуру цифр от двух до шести знаков для каждого вида деятельности. Каждые 2 знака разделяются между собой точкой, а сам классификатор имеет деления на разделы и подразделы. Такие обозначения были выбраны неслучайно. Дело в том, что ОКВЭД во многом повторяет официальную русскоязычную версию Статистической классификации видов экономической деятельности в ЕЭС. Таким образом, остались прежними названия и коды, включающие 2-4 знака. Соответственно, они имеют следующий внешний вид кодировки:

·ХХ, обозначающий класс,

·ХХ.Х, обозначающий подкласс, или

·ХХ.ХХ, когда указывается группа.

Однако если какие-либо виды деятельности требуют уточнений и детализации, связанной с российскими экономическими реалиями, тогда коды ОКВЭД могут иметь следующий вид:

·ХХ.ХХ.Х, обозначающий подгруппу, или

·ХХ.ХХ.ХХ для обозначения конкретного вида деятельности.

В ОКВЭД учитываются и классификационные признаки типов деятельности, к которым относится сфера деятельности или технология производства, а в рамках последнего может быть выделен вспомогательный признак - сырье и материалы. Например, в разделе «Транспорт и связь» в качестве сферы деятельности выделяется водный, воздушный и сухопутный транспорт. А, скажем, добыча каменного угля открытым или подземным способом характеризуется классификационным признаком «технология производства».

Кроме того, что коды ОКВЭД применяются лишь к экономической деятельности, признаком которой является использование различных ресурсов в процессе производства, имеющего своей целью выпуск какой-либо продукции или оказание услуг. Но при этом ни международная практика, ни сам общероссийский классификатор видов экономической деятельности не использует для иерархии такие классификационные признаки, как коммерческая / некоммерческая деятельность, рыночная / нерыночная, внутренняя / внешняя торговля и некоторые другие.

2.4 Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) <#"justify">Общероссийский классификатор основных фондов утвержден постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359.

Данный классификатор основных фондов пришел на место общесоюзного классификатора основных фондов и на территории Российской Федерации применяется для кодирования технико-экономических и социальных данных. Сферой применения ОКОФ являются организации, предприятия и учреждения всех форм собственности.

Классификатор ОКОФ является современным, так как учитывает международный опыт, в частности опыт ООН и европейских стран. В основу положена документационная база следующих организаций:

)Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК);

)Международный Классификатор основных продуктов (КОП) - Central Product Classification (CPC);

)стандарты Организации Объединенных Наций по международной системе национальных счетов (СНС);

)Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ;

)ряд других регулирующих документов.

Коды ОКОФ разработаны в соответствии с Государственной программой перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, а также Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1993 года № 121 по реализации указанной государственной программы.

2.5 Общероссийский классификатор начального профессионального образования (ОКНПО) <#"justify">Классификатор начального профессионального образования утвержден постановлением Госстандарта России от 27.12.1995 № 639.

Данный классификатор входит в единую систему классификации и кодирования информации, оперативно учитывает изменения сферы образования. На его содержание также повлияли следующие документы: государственная программа «Развитие образования России», директивы Министерства образования и некоторые постановления Правительства. В результате этих нововведений классификатор начального профессионального образования вошел в Единую систему классификации и кодирования информации.

Среди важных задач рубрикатора отмечается соответствие международной практике в сфере статистики и учета выпускников начального профессионального образования, соотношение норм указанного образования с МСКО ЮНЕСКО - Международной стандартной классификацией образования, а также прогноз и планирование объема выпускников по тем или иным специальностям с тем или иным уровнем подготовки и, как следствие, регулирование рынка. В данном случае целью ОКНПО является не только образовательный момент, но и управление безработицей, предоставление рынку востребованных специалистов.

Структура ОКНПО включает трехуровневую иерархию, в которой все множество объектов разделено на группы, профессии и специальности. При этом каждая профессия или специальность обладает еще ступенью квалификации. Первый уровень иерархии - группы профессий - обозначает достаточно широкую предметную область и выражается двумя цифрами. На втором уровне выделяется тип трудовой деятельности (еще две цифры), то есть предметная область сужается. Специальность появляется на третьем уровне классификации (следующие две цифры) и означает множество приобретенных в процессе обучения знаний, навыков, умений. Все это позволяет в конечном итоге выполнять работу в рамках пройденной подготовки. Наконец, ступень квалификации по ОКНПО определяет уровень подготовки и выражается последней цифрой в коде. Всего вариантов может быть четыре: ускоренное обучение, уровень, требующий или не требующий полного среднего общего образования, а также повышенный уровень.

Коды ОКНПО имеют следующий вид: ХХ ХХ ХХ Х КЧ, где пробелы ставятся лишь перед контрольным числом и ступенью квалификации. Кроме блока идентификации (коды ОКНПО) каждый объект имеет блок наименования и дополнительных классификационных признаков. Для последних кодов еще используется фасет в соответствии с международными нормами, который также имеет свою кодировку из 5 знаков, означающих ступень образования (1-й символ), область изучения (символы 2 и 3) и ряд образовательных программ ЮНЕСКО (символы 4 и 5).

2.6 Общероссийский классификатор продукции (ОКП) <#"justify">Общероссийский классификатор продукции утвержден постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301.

Коды ОКП представляют собой систематизированный свод наименований группировок продукции и их обозначений, построенных по иерархической системе классификации. Классификатор используется при решении задач каталогизации продукции, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукции по важнейшим технико-экономическим признакам; при сертификации продукции в соответствии с группами однородной продукции, построенными на основе группировок ОКП; для статистического анализа производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях; для структуризации промышленно-экономической информации по видам выпускаемой предприятиями продукции с целью проведения маркетинговых исследований и осуществления снабженческо-сбытовых операций.

Каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифровой код, однозначное контрольное число и наименование группировки продукции.

2.7 Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ) <#"justify">Общероссийский классификатор стран мира утвержден постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст.

Данный классификатор был создан для однозначной идентификации стран, входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в России.

ОКСМ приведен в соответствие с Международным стандартом ISO 3166-97 «Коды для представления наименований стран», разработанным Международной организацией по стандартизации (ISO), и Межгосударственным классификатором стран мира МК (ISO 3166) 004-97.

Классификатор состоит из 3 блоков цифровой и буквенной идентификации. Цифровой блок содержит трехзначный код с обозначением страны мира, буквенный - двузначный или трехзначный буквенный код с наименованием стран.

Коды ОКСМ используются в процессе обмена информацией при решении задач международных экономических, научных, культурных, спортивных связей и так далее. Объектами классификации ОКСМ являются страны мира, под которыми понимаются суверенные государства и территории, имеющие политические, экономические, географические, исторические особенности и представляющие интерес с точки зрения внешнеторговых операций, транспортных перевозок и так далее.

классификатор административный государственный информационный

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Впервые законодательно установлено, что применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией. Наряду с этим, общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений, в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения.

Применение общероссийских классификаторов обеспечивает:

)повышение качества регулирования рыночной экономики на различных уровнях и в различных ее секторах;

)непосредственное влияние на повышение качества продукции и уровня оказываемых услуг на всех этапах их жизненного цикла.

Головным федеральным органом исполнительной власти в стране по вопросам классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации определено Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, которое:

·осуществляет принятие и введение в действие общероссийских классификаторов;

·проводит межведомственную координацию работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов;

·обеспечивает проведение создаваемым в установленном порядке техническим комитетом по общероссийским классификаторам экспертизы проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений,

·рассмотрение проектов общероссийских классификаторов и других касающихся их документов;

·определяет при принятии общероссийского классификатора совместно с федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку, ведение и применение этого общероссийского классификатора, дату введения его в действие;

·обеспечивает включение принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений в федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов;

·осуществляет официальное опубликование всех общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений в виде печатных изданий и официальных публикаций в электронно-цифровой форме в составе Единой информационной системы по техническому регулированию;

·обеспечивает представление в Федеральную службу государственной статистики принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Федерального закона «О техническом регулировании»: приказ Госстандарта от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС Классификатор.

2.Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) <http://klassifikators.ru/okato>: постановление Госстандарта России от 31.07.1995 г. № 413 [Электронный ресурс] // СПС Классификатор.

.Общероссийский классификатор валют (ОКВ) <http://klassifikators.ru/okv>: постановление Госстандарта России от 25.12.2000 г. № 405-ст. [Электронный ресурс] // СПС Классификатор.

.Общероссийский классификатор видов экономической деятельности: постановление Госстандарта России от 06.11.2001 г. № 454-ст. [Электронный ресурс] // СПС Классификатор.

.Общероссийский классификатор основных фондов: постановление Госстандарта России от 26.12.1994 г. № 359 [Электронный ресурс] // СПС Классификатор.

.Общероссийский классификатор начального профессионального образования: постановление Госстандарта России от 27.12.1995 г. № 639 [Электронный ресурс] // СПС Классификатор.

.Общероссийский классификатор продукции: постановление Госстандарта России от 30.12.1993 г. № 301 [Электронный ресурс] // СПС Классификатор.

.Общероссийский классификатор стран мира: постановление Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст [Электронный ресурс] // СПС Классификатор.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!