Развитие физической культуры и спорта в субъектах РФ

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,28 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие физической культуры и спорта в субъектах РФ

Содержание

Введение

.Нормативно-правовая и законодательная база как фактор дальнейшего развития физической культуры и спорта в субъектах РФ

.Развитие физкультуры и спорта в субъекте РФ (на примере Краснодарского края)

.Развитие физической культуры и спорта в субъектах РФ на 2006-2015гг

.1 Обоснование соответствия решаемой проблемы и выделение приоритетных задач социально-экономического развития субъектов РФ

.2 Реализация мероприятий Программы

.3 Цели и задачи Программы развития

.4 Предложения по объемам и источникам финансирования

.5 Развитие физической культуры и спорта в Красноярском крае на 2009-2011 годы

Заключение

Список литературы

Введение

Уровень развития физкультурно-спортивного движения в Российской Федерации в новых социально-экономических условиях все в большей степени зависит от эффективности управления физической культурой и спортом во всех ее 89 субъектах.

Управления развитием физической культуры и спорта в республиках, краях и областях России осуществляется в настоящее время в нескольких направлениях и сопряжено с большими трудностями. Во-первых, реорганизуется система управления отраслью (начиная от первичных, низовых, структур до государственных и общественных организаций региона), что сопровождается значительными организационными сложностями. Во-вторых, предпринимаются попытки совершенствования процесса функционирования системы управления за счет разработки нормативно-правовой базы, которая и сегодня в значительной степени несовершенна на федеральном уровне и в еще большей степени - в субъектах Российской Федерации. В-третьих, осуществляется все более полный переход на программно-целевое управление, поиск новых источников финансирования, информационного обеспечения развития отрасли, что порождает массу проблем в связи с необходимостью перехода на новый уровень деятельности всех заинтересованных организаций и специалистов

Организационная структура современной системы управления развитием физической культуры и спорта не претерпела коренных изменений по сравнению с существовавшей ранее, однако принципы управления и функциональные взаимодействия стали значительно отличаться.

1.Нормативно-правовая и законодательная база как фактор дальнейшего развития физической культуры и спорта в субъектах РФ

После принятия в 1993 году Основ законодательства о физической культуре и спорте, более 40 субъектов Российской Федерации приняли свои законы о спорте.

Закон "О физической культуре, спорте и туризме» состоит из 2 частей, освещающих такие важные аспекты физкультурно-спортивного движения, как права граждан на занятия физической культурой и спортом, компетенция Воронежской области в этой сфере, обозначены органы управления физической культурой и спортом на областном и местном уровнях, включая общественные объединения физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, затронуты вопросы физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, а также учреждениях дополнительного образования (Дюсш, клубы и т.д.), физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства, местах массового отдыха, вовлечения в занятия физической культурой и спортом различных групп населения, и прежде всего инвалидов, вопросы финансирования этой сферы и работы физкультурно-оздоровительных сооружений, предоставления определенных льгот и социальных гарантий в области физической культуры и спорта, а также социальной защиты граждан, занимающихся физической культурой и спортом. Кроме того, отдельная статья посвящена участию государственных органов управления здравоохранением и организаций государственной системы здравоохранения в развитии физической культуры и спорта.

Прошло три года со дня принятия данного закона. В области, да и в стране накоплен некоторый опыт в законотворческой деятельности на региональном и федеральном уровнях. Как уже отмечалось выше, около пятидесяти процентов субъектов Федерации приняли свои законы. Нами проанализированы законы о спорте в гг. Москве и Санкт-Петербурге, республиках Карелия, Чувашия, в Тульской, Свердловской, Саратовской, Ростовской областях и некоторых других субъектах Федерации.

В разделе "Финансирование и содействие" перечисляются конкретные цели, на которые выделяются средства из бюджетов земли и города: обучение и повышение квалификации спортивных работников, а также оплата штатных и внештатных инструкторов, тренеров согласно штатному расписанию, утвержденному советом земли; отбор и поощрение спортивных талантов; участие в чемпионатах на региональном уровне; проведение показательных спортивных мероприятий, праздников; развитие спорта для всех: проведение мероприятий, направленных на социальную интеграцию; приобретение спортивного оборудования и снаряжения. Подчеркнем, что термин "содействие спорту" - это чисто немецкий термин, и он встречается гораздо чаще, чем термин "финансирование". Причем при сенаторе по вопросам социального развития, молодежи и спорта для оказания такого содействия создается совет земли по спорту.

Следует также отметить, что все категории спортивных работников регистрируются в совете земли строго по его лицензиям.

Как отмечают в своей книге "Местные органы власти и спорт" С.И.Гуськов и А.С.Соколов, во многих странах существует разная система налогообложения физкультурно-спортивной деятельности. В подавляющем большинстве стран эта система направлена на стимулирование развития физической культуры и спорта. Существуют два принципиальных подхода. В большинстве стран спортивные организации, не ставящие перед собой цель извлечения прибылей, освобождаются от уплаты налогов .

Существующее в нашей спортивной среде мнение, что во многих зарубежных странах спортивные организации и спонсоры, помогающие развитию спорта, освобождаются от налогов, не совсем корректное.

" К сожалению следует отметить, что в принятом Государственной Думой Законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации вопросы налогообложения спортивных организаций, спортсменов и спонсоров нашли свое отражение в слишком усеченном виде. Это объясняется тем, что принятие данного Закона совпало по времени с принятием целого ряда налоговых законов, в которых и должна отражаться налоговая политика и в отношении спорта.

В ст.36 "Налогообложение в сфере физической культуры и спорта" имеется следующая запись:

. Учреждения физической культуры, спорта, спортивные сооружения всех форм собственности, используемые в сфере оздоровления, массовой физической культуры и спорта, могут в соответствии с законодательством о налогах и сборах освобождаться от налогообложения, отчислений и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, в том числе на трудовые и природные ресурсы, пользование водными объектами.

Отчисления предприятий, организаций, а также спонсоров на нужды физического воспитания населения, спорта, содержание клубных команд, сборных команд России, а также доходы от предпринимательской деятельности общественных и общественно-государственных физкультурно-спортивных объединений (за исключением ввоза, производства и реализации подакцизных товаров), перечисляемые на специальные счета и используемые на уставные цели этих объединений, могут освобождаться от налогообложения в соответствии с действующим законодательством.

. Не включается в совокупный облагаемый доход при налогообложении с физических лиц:

) стоимость питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физической культуры и спорта для учебно-тренировочного процесса и участия в соревнованиях;

) премии и призы (в денежной и натуральной форме), получаемые спортсменами за завоевание первых и призовых мест на Олимпийских играх, чемпионатах и Кубках мира и Европы от организаторов указанных соревнований и по Постановлениям Правительства Российской Федерации, а на чемпионатах и Кубках Российской Федерации - от организаторов соревнований.

А какова практика налогообложения в сфере физической культуры и спорта в принятых законах о спорте в ряде субъектов Российской Федерации? Следует подчеркнуть, что во многих из них местные законодатели решили эти вопросы в пользу спортивных организаций. Так, в г. Москве законом № 22. установлено, что та часть прибыли, которую предприятия, фирмы и организации направляют на поддержку физической культуры и спорта, не облагается налогом .

Законом о спорте в Тульской области "все физкультурно-спортивные организации, независимо от форм собственности, которые занимаются спортивной деятельностью, полностью освобождаются от налога на прибыль, а предприятия, оказывающую спонсорскую помощь, будут освобождаться от налогов части средств, передаваемых на спорт". На наш взгляд, освобождение от уплаты налогов некоммерческих спортивно-оздоровительных клубов, ставящих главной целью получение прибыли, не является целесообразным решением.

В Тамбовской области используется практика направления суммы сбора одного из местных налогов на финансирование школьного и детско-юношеского спорта на основе решений представительных органов местной власти.

За счет налоговых льгот правительство Свердловской области выделило в 2007 г. различным спортивным организациям области 40,5 млрд. рублей. Данная практика узаконена принятием специального постановления "О квотах в порядке применения льгот, установленных ст.8 п.2 закона "Об областном бюджете на 20о7 год", в котором утвержден порядок применения льгот и контроль за расходованием выделяемых средств. И далее к этому постановлению прилагаются утвержденные размеры квот и список спортивных клубов и команд, которым направляются эти средства .

Прежде всего, следует отметить, что вопросы туризма, кроме общих фраз, в данном законе практически на отражены. Поэтому, на наш взгляд, необходимо принять отдельный закон о туризме, т.к. существует не только спортивный туризм.

В преамбуле закона говорится: "Занятия физической культурой, спортом и туризмом на территории Воронежской области считаются приоритетной сферой деятельности в укреплении здоровья населения, подготовке к высокопроизводительному труду и защите Родины".

Что касается укрепления здоровья населения и подготовки молодежи к защите Родины, то против этого трудно что-либо возразить. А в отношении подготовки к высокопроизводительному труду, следует отметить, что хотя это и имеет место, но не является сегодня на наш взгляд, приоритетным. "Досуг перестал рассматриваться как просто подготовка к новому рабочему дню", - считает доктор педагогических наук С.И.Гуськов . Действительно, на смену старому представлению о жизни, согласно которому свободное время призвано служить подготовке к высокопроизводительному труду, приходит на современном этапе гедонистическое представление, ставящее во главу угла удовлетворение личных потребностей человека.

Провозглашение права граждан Воронежской области на занятия физической культурой и спортом (статья 2, п.1) является чисто декларативным, т.к. кроме указанных в п.2 этой же статьи разработки программы физического воспитания всех групп населения и других декларативных мер, эти права ничем конкретным не обеспечиваются.

В законе довольно подробно определена в статье 3 компетенция не Воронежской области, а исполнительных органов власти и общественных спортивных организаций в сфере физической культуры и спорта. Но затем многие из перечисленных в статье 3 вопросов не нашли своего конкретного отражения в последующих статьях закона. Скажем, в п.6.2 записано, что устанавливается прямое финансирование спортивных сооружений, центров спортивной направленности, отнесенных в установленном порядке к областной собственности из бюджета области. Но далее в статье 13 "Физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения" не приведен перечень этих спортсооружений и центров и порядок их финансирования. Не установлены в этой же статье и требования, предъявленные к спортивным сооружениям, согласно пункту 5.2 статьи 3.

В статье 13 "Физическая культура, спорт и туризм инвалидов" записано в п.2, что органы местного самоуправления обеспечивают создание условий для занятий инвалидов физической культурой и спортом на физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях за счет средств местного бюджета". Но каких именно условий не понятно и почему только на спортивных сооружениях тоже не ясно. А как, к примеру, инвалиду на коляске добираться до этого спортсооружения на общественном транспорте?

Нет в законе статьи, касающейся деятельности низового звена физкультурно-спортивного движения - коллектива физической культуры или спортивного клуба, деятельности организаций, проводящих спортивные соревнования и т.д. И хотя в законе имеется статья 9 "Физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях", нет ни слова о школьном физвоспитании и студенческом спорте. Слишком общей является и статья 12 "Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства и в местах массового отдыха" (16).

Несомненно, принятие законов "О физической культуре и спорте" в субъектах Российской Федерации в 1994-1998 годах явилось важным фактором дальнейшего развития физической культуры и спорта в регионах и на местах. Но с учетом изменения сложившейся в субъектах Федерации ситуации, а также принятия федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" все эти законы необходимо пересмотреть в ближайшее время.

Более глубокий анализ нормативного правового обеспечения физической культуры и спорта в Российской Федерации показывает, что дальнейшее эффективное развитие этой индустрии невозможно без соответствующего правового регулирования. Не имея устойчивых механизмов реализации принятых законов, правовой базы, на основе которой должна осуществляться государственная политика, невозможно гарантировать конституционное право каждого гражданина Российской Федерации на занятия физической культурой и спортом.

Наиважнейшим для всего физкультурно-спортивного движения, для становления подлинно законной базы развития физической культуры стало принятие Основ законодательства Российской Федерации "О физической культуре и спорте". Значение этого Закона не только в том, что это первый Закон по физической культуре за всю историю нашего государства, но и в том, что он способствовал созданию правовой базы физической культуры и спорта, как на федеральном, так и на региональном уровне.

К сожалению, изменения, которые позднее были внесены в этот Закон указами Президента, неэффективная работа физкультурно-спортивных организаций, а также целенаправленная деятельность Олимпийского комитета России по его дискредитации не позволили в полной мере использовать "Основы" для эффективного развития спорта и массовой физической культуры в стране. Несмотря на отмену "Основ", в целом можно считать, что в России создана правовая система физической культуры и спорта, состоящая из высшего уровня - Конституции России и включающая нормативные акты органов местного самоуправления.

Создается ситуация, когда, с одной стороны, требуется принятие целого ряда законов о физической культуре и спорте (о профессиональном спорте, о детско-юношеском спорте, об общественных спортивных объединениях, об олимпийском движении и т.д.), а с другой - неэффективно используются и реализуются на практике уже принятые законы и нормативные акты. Так, только за период с 1992 по 1999 г. было принято около 200 таких документов, специально посвященных физической культуре и спорту, а за период 1997 - 1998 гг. - около 100 законодательных актов, в которых в той или иной мере затрагивались вопросы физической культуры и спорта. К сожалению, в литературе нам не удалось найти материалов, в которых говорилось бы о том, как эти законы реализуются и какие сложности возникают при этом.

Опыт создания и реализации правовой базы физической культуры в Республике Карелия, городах Москва, Самара и других говорит об огромных потенциальных возможностях региональных законов в развитии физической культуры и спорта в субъектах России.

Принятый Закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" во многом вступает в противоречие с другими законами, регламентирующими вопросы налоговых льгот, финансирования, социальной защиты и пенсионного обеспечения, деятельности общественных объединений, образовательных учреждений и т.д. Все это требует внесения в него соответствующих поправок.

Анализ правовых нормативных документов, регламентирующих деятельность общественных объединений и организаций, позволяет сделать вывод о том, что передача Олимпийскому комитету России ряда функций государственного органа управления в области физической культуры и спорта противоречит действующим Федеральным законам Российской Федерации и нормативным документам международных спортивных организаций, в том числе и Олимпийской Хартии МОК.

Ныне действующая законодательная база физической культуры и спорта не получила необходимого правового нормативного наполнения, что и породило крайнюю неустойчивость системы управления физической культурой и спортом, в итоге мы имеем ее частые, в весьма коротких временных рамках, изменения (структурные, целевые, кадровые).

Исследование показало, что преждевременно были отменены сначала ряд статей, а затем и сами Основы законодательства Российской Федерации "О физической культуре и спорте". "Основы" имели огромное значение для создания правовой базы развития физической культуры и спорта в регионах - субъектах Российской Федерации. Так, сегодня более половины субъектов Российской Федерации приняли свои законы о физической культуре и спорте.

2. Развитие физкультуры и спорта в субъекте РФ (на примере Краснодарского края)

Уровень развития физкультурно-спортивного движения в Российской Федерации в новых социально-экономических условиях все в большей степени зависит от эффективности управления физической культурой и спортом во всех ее 89 субъектах.

Управления развитием физической культуры и спорта в республиках, краях и областях России осуществляется в настоящее время в нескольких направлениях и сопряжено с большими трудностями. Во-первых, реорганизуется система управления отраслью (начиная от первичных, низовых, структур до государственных и общественных организаций региона), что сопровождается значительными организационными сложностями [4]. Во-вторых, предпринимаются попытки совершенствования процесса функционирования системы управления за счет разработки нормативно-правовой базы, которая и сегодня в значительной степени несовершенна на федеральном уровне и в еще большей степени - в субъектах Российской Федерации [1]. В-третьих, осуществляется все более полный переход на программно-целевое управление, поиск новых источников финансирования, информационного обеспечения развития отрасли, что порождает массу проблем в связи с необходимостью перехода на новый уровень деятельности всех заинтересованных организаций и специалистов /

Организационная структура современной системы управления развитием физической культуры и спорта в Краснодарском крае не претерпела коренных изменений по сравнению с существовавшей ранее, однако принципы управления и функциональные взаимодействия стали значительно отличаться.

Управление развитием физической культуры и спорта в Краснодарском крае осуществляется в настоящее время по принципу децентрализации.

Разработка комплекса законодательных документов, составляющих нормативно -правовую базу развития физической культуры и спорта на Кубани, за последние 5 лет стала приоритетным направлением деятельности краевого департамента.

Нормативно-правовое обеспечение развития отрасли в Краснодарском крае включает в себя: а) блок федеральных документов; б) блок документов субъекта России; в) блок муниципальных документов.

Другое важное направление оптимизации управления развитием отрасли в субъекте Российской Федерации - сохранение государственного отраслевого органа - Департамента по физической культуре и спорту.

Для оптимизации управления развитием физической культуры и спорта в Краснодарском крае в настоящее время укрепляются связи краевого департамента с другими заинтересованными департаментами и управлениями, краевой департамент тесно взаимодействует с городскими и районными, то есть муниципальными органами, на взаимовыгодной основе укрепляется сотрудничество с краевыми и городскими федерациями по видам спорта и спортивными клубами.

Успешное развитие физической культуры и спорта в субъектах России во многом зависит от их финансирования, которое в настоящее время осуществляется из бюджетных и внебюджетных источников .

В Краснодарском крае за последние годы наблюдается рост бюджетного финансирования отрасли. Так, с 1996 г. оно возросло более чем в 4 раза.

Краевой департамент занимает активную позицию в налаживании взаимовыгодных отношений с коммерческими организациями.

Все спонсорские средства строго контролируются, дабы они не были использованы не по назначению. Для этого они перечисляются в клубы через краевой Департамент по физической культуре и спорту.

Реальная значимость внебюджетных источников финансирования в Краснодарском крае пока уступает бюджетным поступлениям и тем более зарубежным аналогам, но курс на увеличение вклада внебюджетных поступлений в развитие физической культуры и спорта на Кубани четко выдерживается.

Важный инструмент совершенствования управления развитием физической культуры и спорта в Краснодарском крае - распределение видов спорта по группам. Так, рассмотрев предложение межведомственной комиссии, коллегия Департамента своим постановлением утвердила перечень видов спорта на 2001 год по группам: А - 14 видов (акробатика, гребля, гандбол, легкая атлетика и т.д.), Б - 16 видов (баскетбол, плавание, футбол и т.д.) и В - 22 вида (альпинизм, кикбоксинг, хоккей на траве и т.д.). Критериями отнесения вида спорта к той или иной группе являются: развитие вида спорта в крае, успехи юных и взрослых спортсменов на Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы, России, наличие современной спортивной базы и квалифицированных тренерских кадров, представительство в сборных командах России и т.д. Распределение видов спорта по группам позволяет целенаправленно осуществлять приоритетность в их развитии и финансировании.

Один из эффективных путей оптимизации управления развитием физической культуры и спорта в субъектах России - использование целевых программ .

Целевые комплексные программы, разработанные и реализуемые на территории Краснодарского края, можно сгруппировать по следующим признакам:

по функциональной ориентации - спартакиады, спортивно-оздоровительные кампании типа "Спорт для всех", "СпАрт", состязания по видам спорта и т.д.;

по источникам финансирования - из бюджета федеральных органов, за счет средств субъекта Федерации, из муниципальных бюджетов, за счет внебюджетных средств, смешанного финансирования;

по эффективности - самоокупаемые и дотируемые;

по приоритетности - первоочередные и временно отложенные.

Из числа наиболее интересных и эффективно реализуемых на Кубани следует отметить такие программы, как "Здоровье и физическое воспитание дошкольников и учащейся молодежи Краснодарского края", комплексные планы подготовки спортсменов Кубани к участию в Олимпийских играх. Олимпиады и Спартакиады среди сборных команд городов и районов Кубани, юношеские спортивные игры "Олимпийские надежды Кубани", Универсиады.

Важное место в оптимизации систем управления развитием физической культуры и спорта в субъекте России занимает совершенствование системы подготовки кадров и научно-методического обеспечения.

Подготовку специалистов для отрасли на территории Краснодарского края ведут несколько учебных заведений: Кубанская государственная академия физической культуры, Армавирский государственный педагогический институт, Сочинский университет курортного дела и туризма, Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, Ейский педагогический колледж и другие.

Один из важных современных моментов оптимизации управления развитием физической культуры и спорта в субъекте Российской Федерации - расширение международной деятельности .

Департамент по физической культуре и спорту Краснодарского края совместно с Олимпийской академией Юга России является активным участником и катализатором ряда международных проектов в регионе.

При его непосредственном участии были организованы и неоднократно проведены Игры народов Северного Кавказа, готовились Олимпийские игры стран, прилегающих к Черному морю, в Краснодаре уже 10 лет ежегодно проводятся Спартакиады ассоциации городов Юга России и стран СНГ.

Одним из эффективных путей оптимизации управления развитием физической культуры и спорта в субъекте России является плодотворное сотрудничество и активное внедрение инноваций в муниципальных органах руководства физкультурно-спортивным движением.

Самая крупная физкультурно-спортивная организация Кубани - Комитет по физической культуре и спорту администрации города Краснодара. В его деятельности наиболее ярко отражается эффективность разработанной технологии оптимизации управления развитием физической культуры и спорта в условиям Краснодарского края.

В городе культивируется 44 вида спорта, и по каждому из них регулярно проводятся тренировки и соревнования. В трудных экономических условиях удалось сохранить все 33 действовавшие ранее детские спортивные школы и даже открыть 7 новых. В спортивных школах занимаются свыше 18 тыс. спортсменов.

краснодарцев в составе сборной команды России участвовали в XXVII Олимпийских играх 2000 г. в Сиднее (Австралия), где в упорной борьбе олимпийскими чемпионами стали 7 человек, а еще 3 завоевали бронзовые медали.

Оптимизация управления развитием физической культуры и спорта в субъекте России зависит от создания и совершенствования деятельности информационной инфраструктуры . Сюда входит организация совместной деятельности со средствами массовой информации (СМИ) по пропаганде физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни.

Изучение возможностей оптимизации системы управления развитием физкультурно-спортивного движения в субъекте Российской Федерации, инновационных алгоритмов планирования и реализации основных мероприятий позволит управленцам более четко представить границы своей профессиональной компетенции, успешнее взаимодействовать с вышестоящими, параллельными и нижестоящими органами и организациями при решении совместных задач, эффективнее осуществлять практические мероприятия.

3.Развитие физической культуры и спорта в субъектах РФ на 2006-2015 годы

3.1Обоснование соответствия решаемой проблемы и выделение приоритетных задач социально-экономического развития субъектов РФ

физический культура спорт развитие

Федеральное агентство по физической культуре и спорту опубликовало на своем сайте «Концепцию федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» в рубрике «Актуальная тема».

Статистика свидетельствует, что в настоящее время Российская Федерация значительно отстает по показателю регулярных занятий физической культурой от развитых стран, в которых физическими упражнениями постоянно занимаются до 40-50% населения, тогда как в Российской Федерации - только около 11%

Показатели здоровья и физической подготовки детей, молодежи, призывников, количество курильщиков в Российской Федерации, рост алкоголизма и наркомании говорят об остроте проблемы развития массового спорта. По данным международных организаций, Российская Федерация находится на 143-м месте в мире (наравне с беднейшими государствами Африки и Азии) по показателю ожидаемой продолжительности жизни (67 лет). В то же время, в Австралии, Великобритании и других развитых странах, где осуществлялись целевые программы в области физической культуры, показатель ожидаемой продолжительности жизни приближается к 80 годам. Несмотря на увеличение бюджетного финансирования физической культуры и спорта, а также на незначительный рост количества людей, активно занимающихся спортом, направленность и объем государственных расходов далеки от оптимальных. Так, средняя сумма израсходованных на физическую культуру и спорт средств, приходящихся на одного человека в год, составила всего 169,5 рубля (данные 2003 года), в то время как, например, в Великобритании она составляет около 60 долларов.

Можно сделать вывод, что сегодня имеется ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие физической культуры и спорта, и проблем, требующих неотложного решения, в том числе:

недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой;

несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта в стране, а также ее моральное и физическое старение;

недостаточное количество профессиональных тренерских кадров;

утрата традиций российского спорта высших достижений;

отсутствие на государственном уровне активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни, включая заботу о здоровье будущего поколения.

Решить указанные проблемы призвана федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (далее - Программа)

3.2 Реализация мероприятий Программы

В целом в Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (далее - Концепция) предлагается руководствоваться тем, что:

акцент будет сделан на развитии массового спорта в стране;

основным направлением работы будет развитие массового спорта в образовательных учреждениях и по месту жительства граждан;

финансовые ресурсы будут направляться в первую очередь на развитие и модернизацию спортивной инфраструктуры и организацию пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни;

развитие спорта высших достижений со стороны государства будет осуществляться путем финансирования научных исследований и опытно-конструкторских разработок, внедрения системы антидопингового контроля, модернизации специализированной инфраструктуры;

будет проводиться постоянное наблюдение за степенью удовлетворенности населения действиями государства в области физической культуры и за изменением количества граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом

Промежуточный контроль реализации Программы будет осуществляться ее дирекцией.

В целом Программа состоит из следующих блоков:

) развитие спорта в образовательных учреждениях. При этом:

за счет капитальных вложений предполагается осуществить строительство 1467 многофункциональных залов, 733 залов с бассейнами и 733 стадионов-площадок (количество определено нормативами пропускной способности);

в части научных исследований намечено разработать совместно с Федеральным агентством по образованию научные и практические основы развития детской и юношеской физической культуры и, в частности, обеспечить переход к занятиям игровыми видами спорта;

) развитие спорта по месту жительства. При этом за счет капитальных вложений предполагается осуществить на базе долевого финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации строительство спортивных центров по месту жительства для удовлетворения потребностей всех членов общества (расчет потребностей произведен по методике, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. № 1683-р, и согласован с главами субъектов Российской Федерации);

) пропаганда физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни. При этом намечено осуществить реализацию комплексной программы организации пропаганды физической культуры и занятий спортом среди широких слоев населения, а также проводить периодические опросы населения и встречи представителей Федерального агентства по физической культуре и спорту с представителями малообеспеченных категорий граждан и общественных организаций с целью выявления их запросов относительно организации занятий физической культурой;

) развитие спорта высших достижений...

Реализация мероприятий Программы будет осуществляться в три этапа.

В рамках первого этапа предполагается увеличение количества граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физкультурой и спортом, до 15-17%.

.3 Цели и задачи Программы развития

Целью Программы является создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи, которые могут быть разделены на направления: «Массовый спорт» и «Спорт высших достижений».

В рамках направления «Массовый спорт» разрабатывается и реализуется комплекс мероприятий, обеспечивающих развитие физкультуры и массового спорта в образовательных учреждениях, по месту жительства и организацию пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни.

По направлению «Массовый спорт» необходимо решить следующие основные задачи:

) повышение интереса различных категорий граждан Российской Федерации к занятиям физкультурой и спортом посредством:

адаптации юношеской физической культуры к современным требованиям и стандартам, перехода к занятиям игровыми видами спорта;

обеспечения доступности занятий спортом для различных категорий граждан, в том числе разработки и применения механизма льготного и бесплатного посещения спортивных сооружений малообеспеченными категориями граждан (студентами, инвалидами, лицами пожилого возраста и др.);

создания и развития системы волонтеров (добровольных помощников) в массовом спорте;

разработки и реализации программы организации пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни, включающей в себя социальную рекламу, пропаганду физической культуры и здорового образа жизни, специальные проекты средств массовой информации (освещение соревнований, праздники открытия спортивных центров и т.д.), информационную поддержку в сети Интернет;

обеспечения высокого качества спортивных услуг путем внедрения системы сертификации физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом;

) развитие инфраструктуры массового спорта как в образовательных учреждениях, так и по месту жительства, в том числе:

строительство 1000 спортивных центров, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

3.4 Предложения по объемам и источникам финансирования

Реализация Программы предусматривается за счет средств федерального бюджета (в том числе средств от проведения Всероссийской государственной лотереи «Спортлото 5 из 36»), бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.

Объем финансирования Программы в 2006-2015 годах составляет 106 655 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 53 613 млн. рублей (в том числе 26 894 млн. рублей за счет средств, подлежащих перечислению от проведения лотереи), за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 47 962 млн. рублей, за счет внебюджетных средств - 5 080 млн. рублей (размер средств подлежит согласованию с потенциальными инвесторами).

Механизмы формирования мероприятий Программы предусматривают активное участие общественных организаций в решении вопросов обеспечения льготного и бесплатного режима посещения спортивных сооружений малообеспеченными категориями граждан.

Неотъемлемой частью Программы должно стать проведение независимой оценки как реализации Программы в целом, так и ее отдельных направлений и проектов, для чего предполагается привлечь российские и международные организации, имеющие высокий авторитет и опыт проведения мероприятий в области массового спорта и спорта высших достижений.

.5 Развитие физической культуры и спорта в Красноярском крае на 2009-2011 годы

Постановление Совета администрации Красноярского края от 28.06.2006 N 179-п "Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ и перечня показателей результативности деятельности органов исполнительной власти края и структурных подразделений аппарата Совета администрации края".

Цель программы

Повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения Красноярского края.

Задачи программы

. Развитие массовой физической культуры в Красноярском крае.

. Повышение эффективности системы подготовки спортивного резерва в Красноярском крае.

Показатели результативности программы

Увеличение количества детских клубов по месту жительства физкультурно-спортивной направленности со 164 единиц в 2007 году до 196 единиц в 2011 году;

увеличение количества спортивных сооружений в крае с 5306 единиц в 2007 году до 5398 единиц в 2011 году;

увеличение количества систематически занимающихся физической культурой и спортом с 301,0 тыс. человек в 2007 году до 414,5 тыс. человек в 2011 году;

увеличение удельного веса инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, с 1,0% в 2007 году до 1,2% в 2011 году;

увеличение расходов консолидированного бюджета Красноярского края на физическую культуру и спорт с 1289352,06 тыс. рублей до 1337817,9 тыс. рублей;

увеличение отношения среднемесячной номинальной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений физической культуры и спорта к среднемесячной заработной плате работников, занятых в сфере экономики региона, с 65,5 % в 2007 году до 70,0 % в 2011 году;

увеличение среднемесячной начисленной заработной платы одного работника в сфере физической культуры и спорта с 10987,5 рублей в 2007 году до 16187,4 рублей в 2011 году;

увеличение доли автономных учреждений от общего числа государственных (муниципальных) учреждений в крае с 3,28% в 2007 году до 4,84% в 2011 году;

увеличение удельного веса занимающихся в возрасте 6 - 15 лет в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности к числу детей и подростков этого возраста с 16,0% в 2007 году до 18,0% в 2011 году;

увеличение удельного веса занимающихся в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства к общему числу занимающихся в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности с 1,9% в 2007 году до 2,2% в 2011 году;

увеличение удельного веса мастеров спорта по индивидуальным видам спорта и кандидатов в мастера спорта по игровым видам спорта к числу выпускников училищ олимпийского резерва с 60% в 2007 году до 69% в 2011 году;

количество зрителей, посещающих матчи команд-мастеров по игровым видам спорта в календарном году с 2007 года по 2011 год - сохранение показателя на уровне 231,4 тыс. человек;

сохранение количества команд по игровым видам спорта в чемпионатах и первенствах России до 10 единиц с 2007 - 2011 годы;

удельный вес количества команд по игровым видам спорта, участвующих в высшем дивизионе чемпионата России, с 2007 года по 2011 год - сохранение показателя на уровне 40%;

увеличение доли расходов консолидированного бюджета Красноярского края на финансирование услуг социальной сферы, оказываемых автономными учреждениями и негосударственными (немуниципальными) организациями, в общем объеме расходов консолидированного бюджета Красноярского края на финансирование отраслей социальной сферы с 15,5 % в 2007 году до 23,7% в 2011 году;

увеличение количества участников краевых спортивно-массовых мероприятий с 37,2 тыс. человек в 2007 году до 59,2 тыс. человек в 2011 году;

увеличение объема средств федерального бюджета, привлеченных в отрасль в рамках федеральной адресной инвестиционной программы и федеральных целевых программ, с 37,5 млн. руб. в 2007 году до 77,5 млн. руб. в 2009 году;

уменьшение доли доходов от платных услуг в общих расходах отрасли с 1,97% в 2007 году до 1,94% в 2011 году.

Целевые показатели

Увеличение обеспеченности спортивными сооружениями в Красноярском крае с 23,25% в 2007 году до 23,83% в 2011 году;

увеличение единовременной пропускной способности спортивных сооружений края со 127,69 тыс. человек в 2007 году до 130,58 тыс. человек в 2011 году;

увеличение удельного веса населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, с 10,8% в 2007 году до 14,64% в 2011 году;

увеличение количества учащихся в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и cреднего профессионального образования с 63882 человек в 2007 году до 64100 человек в 2011 году;

количество красноярских спортсменов в национальных сборных по олимпийским видам спорта с 2007 года по 2011 год - сохранение показателя на уровне 138 человек;

сохранение количества завоеванных медалей на российских и международных соревнованиях по олимпийским видам спорта на уровне 94 единиц в 2011 году.

Заключение

В заключение работы, можно сделать вывод, что сегодня имеется ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие физической культуры и спорта в, и проблем, требующих неотложного решения, в том числе:

недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой;

несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта в стране, а также ее моральное и физическое старение;

недостаточное количество профессиональных тренерских кадров;

утрата традиций российского спорта высших достижений;

отсутствие на государственном уровне активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни, включая заботу о здоровье будущего поколения;

Для развития ФК и С в субъектах РФ необходимо осуществить следующие мероприятия:

) развитие спорта в образовательных учреждениях. При этом:

за счет капитальных вложений предполагается осуществить строительство 1467 многофункциональных залов, 733 залов с бассейнами и 733 стадионов-площадок (количество определено нормативами пропускной способности);

в части научных исследований намечено разработать совместно с Федеральным агентством по образованию научные и практические основы развития детской и юношеской физической культуры и, в частности, обеспечить переход к занятиям игровыми видами спорта;

) развитие спорта по месту жительства. При этом за счет капитальных вложений предполагается осуществить на базе долевого финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации строительство спортивных центров по месту жительства для удовлетворения потребностей всех членов общества (расчет потребностей произведен по методике, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. № 1683-р, и согласован с главами субъектов Российской Федерации);

) пропаганда физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни. При этом намечено осуществить реализацию комплексной программы организации пропаганды физической культуры и занятий спортом среди широких слоев населения, а также проводить периодические опросы населения и встречи представителей Федерального агентства по физической культуре и спорту с представителями малообеспеченных категорий граждан и общественных организаций с целью выявления их запросов относительно организации занятий физической культурой;

) развитие спорта высших достижений...

Оптимизация управления развитием физической культуры и спорта в субъекте России зависит от создания и совершенствования деятельности информационной инфраструктуры. Сюда входит организация совместной деятельности со средствами массовой информации (СМИ) по пропаганде физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни.

Изучение возможностей оптимизации системы управления развитием физкультурно-спортивного движения в субъекте Российской Федерации, инновационных алгоритмов планирования и реализации основных мероприятий позволит управленцам более четко представить границы своей профессиональной компетенции, успешнее взаимодействовать с вышестоящими, параллельными и нижестоящими органами и организациями при решении совместных задач, эффективнее осуществлять практические мероприятия

Список литературы

1.Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 4 декабря 2007 Г. № 329-ФЗ

. Федерального закона от 30 июня 2007 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 27, ст. 3215)

.Барчуков И.С. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика. М., 2007 г.

.Душанин А.П., Виноградов П.А. Анализ правовой базы физкультуры и спорта в России// Теория и практика физкультуры, 2007.- № 6

. Жолдак В.И., Зуев В.Н. Управление в сфере физической культуры и спорта. М., 2000. - 329 с.

.Сборник официальных документов и материалов/ Госкомитет РФ по физич. культуре, спорту и туризму. Сост.: Нелюбин В.В., Левченко В.А.- 2007г.- №

. Зуев В.Н. Законотворчество о физической культуре и спорте на уровне субъекта РФ// Теория и практика физкультуры, 2007г.- № 3

8.<http://lib.sportedu.ru>

. http://www.krskstate.ru

Похожие работы на - Развитие физической культуры и спорта в субъектах РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!