Особенности проявления взаимосвязи физической подготовленности горнолыжников со спортивно-техническим результатом

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,65 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности проявления взаимосвязи физической подготовленности горнолыжников со спортивно-техническим результатом

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ГОРНОЛЫЖНИКОВ

.1Физические качества присущие спортсмену

.2Общая и специальная подготовка в спорте

.3Общая физическая подготовка в горнолыжном спорте

.4Специальная физическая подготовка в горнолыжном спорте

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Цель и задачи исследования

.2 Методы исследования

.3 Организация исследования

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Актуальность. Известно, что двигательная подготовленность является ведущим для освоения и совершенствования технических приемов в горнолыжном виде спорта. В тоже время специальный контроль за показателями физической подготовленности юных горнолыжников находится на низком уровне [15, с. 121].

Поэтому проблема состоит в том что контроль за двигательной подготовленностью спортсменов горнолыжников 13-14, 15-16 летнего возраста находится на низком уровне.

Требования к подготовке спортсменов во всех дисциплинах горнолыжного спорта значительно возросли буквально за последние 7-8 лет. Благодаря современным лыжам скорости значительно увеличились. Попытки контроля скорости устроителями соревнований привели к более «закрытым» закрученным трассам как в скоростном спуске, так и в слаломе. Таким образом спортсмены сегодня выполняют более круглые повороты на большей скорости. Не трудно предположить, что они вынуждены бороться и с большими силами возникающими в повороте. Не менее важным аспектом специальной физической подготовки спортсменов является способность мышц поглощать вибрацию.

По интенсивности нагрузок современные горные лыжи превосходят большинство видов спорта. Особенно мощный толчок в развитии современной техники дало появление лыж новой геометрии. А это, в свою очередь, явилось требованием более высокого уровня специальной физической подготовки спортсменов-горнолыжников, как профессионалов, так и любителей.

Цель исследования - Выявить наиболее информативных показателей двигательной подготовленности у детей 13-14, 15 - 16 лет в слаломных дисциплинах.

Задачи исследования:

Определить исходный уровень двигательной подготовленности учащихся СДЮШОР 13-14, 15 -16 лет.

Определить динамику показателей двигательной подготовленности.

Определить взаимосвязь исследуемых показателей со спортивной деятельностью в горнолыжном спорте.

Объект - спортсмены 13-14, 15-16 лет, занимающиеся горнолыжным спортом.

Предмет исследования - физическая подготовленность спортсменов СДЮШОР по горнолыжному спорту.

Гипотеза: Выявление наиболее информативных показателей физической подготовленности в детском горнолыжном спорте позволит более целенаправленно управлять процессом многолетней тренировки юных горнолыжников.

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ГОРНОЛЫЖНИКОВ

.1 Физические качества присущие спортсмену

Выносливость

Выносливостью называют способность к длительному выполнению какой - либо деятельности без снижения ее эффективности. Иначе говоря, выносливость можно определить как способность противостоять утомлению. Утомлением называется вызванное нагрузкой временное снижение работоспособности. Утомление выражается в повышений трудности или не возможности продолжать деятельность с прежней эффективностью. Мерилом выносливости является время, в течений которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности (В.С.Фарфель, 1938г.). Для измерения выносливости используют прямой и косвенный способы. Выносливость по отношению к определенной деятельности называют специальной выносливостью[21, с. 130].

В физическом воспитаний, в частности в спорте, чаще всего приходится сталкиваться с глобальным утомлением, как бег, плавание, передвижение на лыжах, гребля, участвуют почти все мышцы тела. Выносливость человека определяются многими причинами, в частности свойствами и деятельностью центральной нервной системы (ЦНС) [6, с. 55].

Функциональные возможности человека в упражнениях, требующих выносливости, определяются, с одной стороны, наличием соответствующих двигательных навыков, уровня владения техникой, с другой - его аэробными и анаэробными возможностями. Дыхательные возможности относительно специфичны: они почти не зависят от внешней формы движения. Поэтому, если какой - либо спортсмен благодаря тренировки, например в беге повысил уровень своих аэробных возможностей, то это улучшение скажется и на выполнений других движений - в ходьбе, гребле или передвижениях на лыжах: функциональные возможности систем организма у данного спортсмена будут высоки при выполнений всех движений. Этот обобщенный характер, условно говоря, «вегетативной» тренированности создает благоприятные условия для широкого переноса выносливости. Однако в каждом отдельном случае наличие или отсутствие переноса будет определяться не только требованиями к энергетическим возможностям организма, но и характером взаимодействий между двигательными навыками[10, с. 28].

Выносливость развивается лишь тогда, когда в процессе занятий занимающиеся доходят до необходимых степеней утомления. При этом организм адаптируется к подобным состояниям, что внешне выражается в повышений выносливости[21, с. 133].

Гибкость

Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой. Измерителем гибкости является максимальная амплитуда движения [7, с. 15].

Можно выделить активную и пассивную гибкость. Активная гибкость - способность достигать больших амплитуд движения в каком - либо суставе за счет активности мышечных групп, проходящих через этот сустав (пример: амплитуда подъема ноги в равновесий «ласточка»). Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой, которую можно достичь за счет внешних сил. Показатели активной гибкости меньше соответствующих показателей пассивной гибкости. В целом же соотношение между той и другой гибкостью остается мало изученным [8, с. 10].

Гибкость зависит от эластичности мышц и связок. Эластичные свойства мышц могут в значительной мере меняться под влиянием центральной нервной системы (например, при эмоциональном подъеме на соревнованиях гибкость увеличивается) [13, с. 78].

С ростом гибкости растягиваемые мышцы начинают возбуждаться при больших амплитудах движения; их активность при этом снижается (Е.П.Васильев, 1963,1964). Гибкость не зависит от особенности телосложения, в частности от длины сегментов тела (Бонне, 1957; Мэтьюз и др.,1959; Веар, 1963). Для активной гибкости большое значение имеет так называемая «активная недостаточность» мышцы, т.е. падение сократительной силы мышцы при ее значительном укорочении [2, с. 33].

Гибкость зависит от внешней температуры среды: при повышении температуры она увеличивается.

Существует мнение, что у детей гибкость больше, чем у взрослых. Это не всегда так. Однако бесспорно, что развить гибкость в детском возрасте легче, чем в старшем [4, с. 60].

Гибкость отрицательно связана с силой: занятия силовыми упражнениями могут вести к ограничению подвижности в суставах. Однако это отрицательное влияние можно преодолеть; путем рационального сочетания упражнений «на гибкость» и «на силу».

В процессе физического воспитания не следует добиваться предельного развития гибкости. Ее надо развивать лишь до такой степени, которая обеспечивает беспрепятственное выполнение необходимых движений. Наибольшее значение имеет подвижность позвоночника, в особенности его грудного отдела, тазобедренных и плечевых суставов [6, с. 28].

Быстрота

Под быстротой, как физическим качеством, мы понимаем способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. При этом предполагается, что выполнение задания длится небольшое время и утомление не возникает. Есть три формы проявления быстроты:

) латентное время двигательной реакций.

) скорость одиночного движения.

) частота движения [6, с. 40].

Элементарные формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. В особенности это касается показателей времени реакций, которые в большинстве случаев не коррелируют с показателями скорости движения.

Сочетание трех форм определяет все случай проявления быстроты. В практике приходится обычно встречается с комплексным проявлением быстроты. Так, в спринтерском беге результат зависит от времени реакций на старте, скорости отдельных движений и темпа шагов.

Практически, конечно, наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов. Однако скорость в целостном сложнокоординиравоном движений зависит не только от уровня быстроты, но и от других причин. Например, в беге скорость передвижения зависит от длины шага, в свою очередь от длины ног и силы отталкивания. Поэтому скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека, а при детальном научном анализе именно элементарные формы проявления быстроты являются наиболее показательными [13, с. 78].

Во многих движениях, выполняемых с максимальными скоростями, различаются две фазы:

) фаза увеличения скорости (фаза «разгона»);

) фаза стабилизаций скорости.

Характеристикой первой фазы является стартовое ускорение, второй дистанционная скорость [8, с 13].

Скоростные способности человека вообще довольно специфичны. Можно очень быстро выполнять одни движения и сравнительно медленно другие. Проявляется это, в частности, в том, что между скоростями в координационно-различных движениях у одних и тех же лиц (бег - плавание, бег - ходьба и др.) не обнаруживается корреляции. Прямой, непосредственный перенос быстроты происходит лишь в координационно-сходных движениях[13, с. 80].

Под быстрой двигательной реакцией понимают латентное время реагирования. Различают: простые и сложные реакций. Простая реакция - это ответ на заранее известный сигнал.

Быстрота двигательной реакций имеет большое прикладное значение. В жизни часто встречаются случай, требующие ответа с минимальной задержкой во времени.

В простых реакциях наблюдаются очень большой перенос быстроты: люди, быстро реагирующие в одних ситуациях, оказываются и наиболее быстрыми и в других [17,с. 50].

Тренировка в различных скоростных упражнениях улучшают быстроту простой реакций - здесь наблюдается значительный перенос быстроты. В обратном направлений перенос отсутствует: тренировка в скорости реакций практически не сказывается на скорости движений.

При воспитаний быстроты простой реакцией используют несколько методов. Наиболее распространенный заключается в повторном возможно более быстром реагирований на внезапно проявляющиеся сигнал или изменение окружающей ситуации. Например: повторное выполнение низкого старта в беге, изменение направления движения по сигналу преподавателя, защитное действие на заранее известный удар боксера в боксе и т.п. Этот метод при занятиях с начинающими довольно быстро дает заметные положительные результаты. К сожалению, в дальнейшем при его использований быстрота реакций стабилизируется, и последующие его улучшение происходит с большим трудом[16, с. 21].

В случаях, когда быстрота реакций имеет большое значение, для его совершенствования применяют специальные методы, в частности расчлененный метод.

Воспитания быстроты движения

Максимальная скорость, которую может проявить человек, в каком - либо движений, зависит не только от развития у него быстроты, но и от ряда других факторов - уровень динамической силы, гибкости, владение техникой и т.п. Поэтому воспитание быстроты движений тесно связаны с воспитанием других физических качеств и совершенствованием в технике [6, с. 43].

Ловкость и двигательно-координационные способности

Говоря о способностях, от которых в решающей степени зависит успешность научения новым двигательным действием и совершенствования их усвоенных форм, с давних пор принято оперировать понятием «ловкость». Правда, это понятие до сих пор остается недостаточно определенным. Конкретизируя его, в современной специальной литературе выделяют более определенное понятие «координационные способности», или «двигательно-координационные способности».

Под этим подразумевают:

Во-первых, способность целесообразно координировать движения (согласовывать, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий;

Опыт показывает, что две стороны координационных способностей взаимосвязаны и в тоже время имеют свою специфику.

Во всех случаях они проявляются в преодолении координационных трудностей, возникающих при решении разнообразных двигательных задач. Однако в зависимости от конкретного характера этих трудностей для преодоления их в различных случаях требуется, по всей вероятности, не одно и тоже сочетание факторов [19, с. 10].

Известно, например, что специализирующиеся в гимнастике успешно справляются с разучиванием сложнейших по координации гимнастических комбинаций, но нередко оказываются не в состоянии качественно продемонстрировать их, как только внезапно меняются внешние условия; специализирующиеся в спортивных играх способны гибко варьировать действия в соответствие с изменением ситуации, но не всегда могут быстро освоить иные формы координационных движений.

Очевидно, важнейшими факторами координационных способностей с физиологических позиции являются упорядочивающие свойства ЦНС и их пластичность. Вместе с тем эти способности, надо полагать, во многом определяются функциональными возможностями сенсорных систем, принимающих участие в управлении движениями, состоянием нервно-мышечных механизмов регулирования функций двигательного аппарата и приобретаемым двигательным опытом. Общепризнанно, что в принципе, чем богаче у человека фонд двигательных умений и навыков, тем большими возможностями он располагает для построения новых двигательных действий и преобразования их, когда в том возникает необходимость. В психолого - педагогическом аспекте обобщенные черты двигательно - координационных способностей в какой-то мере характеризуются такими понятиями, как «моторная обучаемость», «двигательная способность», «находчивость» и т.п. [21, с. 79].

Координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировки двигательного действия. Теоретические и экспериментальные исследования позволяют выделить специальные, специфические и общие координационные способности. Специальные координационные способности относятся к однородным по психофизиологическим механизмам, группам двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности. В этой связи различают специальные координационные способности: во всевозможных циклических (ходьба, бег, ползание, лазание, перелазание, плавание; локомоции на приспособлениях: коньки, велосипед, гребля и др.) и ациклических двигательных действиях (прыжки); в нелокомоторных движениях тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения); в движениях манипулирования в пространстве отдельными частями тела (движения указывания, прикосновения, укола, обвода контура и т.п.); в движениях перемещения вещей в пространстве (перекладывание предметов, наматывание шнура на палку, подъем тяжестей); в баллистических (метательных) двигательных действиях с установкой на дальность и силу метания (толкание ядра, метание гранаты, диска, молота); в метательных движениях на меткость (метание или броски различных предметов в цель; теннис, городки, жонглирование); в движениях прицеливания; в подражательных и копирующих движениях; в атакующих и защитных двигательных действиях единоборств (борьба, бокс, фехтование, восточные единоборства); в нападающих и защитных технических и технико-тактических действиях подвижных и спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч, хоккей с мячом и шайбой и др.). В приведенную систематизацию не вошел еще ряд групп координационных способностей, которые относятся к трудовым действиям и бытовым операциям. Это так называемая вертикальная классификация координационных способностей [20, с.8].

К наиболее важным из специфических , или частных, координационных способностей (горизонтальная классификация) относятся способности к кинестетическому дифференцированию, ориентированию, равновесию, реакции и ритму. Указанные координационные способности являются наиболее значимыми и универсально представленными в различных видах трудовой, оборонной и спортивной деятельности, в быту. Кроме этих фундаментальных координационных способностей, к специфическим также относятся способности быстроты перестроения двигательных действий, статокинетической устойчивости, к произвольному расслаблению мышц.

Способности, основанные на проприорецептивной чувствительности. Исследования показали, что способности, основанные на проприорецептивной чувствительности (мышечном чувстве - по И.М. Сеченову), достаточно специфичны. Это способствует воспроизведению, оценке, отмериванию, дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движений. Объяснить наличие довольно широкого спектра так называемых простых способностей можно скорее всего тем, что управление движениями по различным параметрам осуществляется с помощью и различных проприорецепторов [2, с. 43].

Способности к воспроизведению, оценке, отмериванию и дифференцированию параметров основаны преимущественно на точности и тонкости двигательных ощущений и восприятий. Выступающих нередко в сочетании со зрительными и слуховыми способностями. При малом моторном опыте ощущения и восприятия слишком грубы, неточны, плохо осознаваемы. По мере приобретения опыта ощущения и восприятия параметров выполняемых движений становятся более точными, отчетливыми и ясными. Так, спортсмены в условиях эксперимента способны выполнять движения с точностью по амплитуде до 0,3, по длительности - до 0,1 сек., по интенсивности усилий - до 0,5 кг [18, с. 18].

В каждом виде физических упражнений мышечно-двигательные ощущения и восприятия носят специфический характер. Это зависит от своеобразия координации движений, условий окружающей среды, используемых снарядов. Специализированные восприятия в спортивной деятельности иначе называют чувствами. Наиболее известны чувства: дистанции - у фехтовальщиков и боксеров; времени - у бегунов, велосипедистов, лыжников, конькобежцев, пловцов; льда - у конькобежцев; мяча - у волейболистов, баскетболистов, футболистов; снега - у лыжников и биатлонистов; снаряда - у гимнастов; ковра - у борцов; воды - у пловцов и т.д. Из этого следует, что способности к воспроизведению, дифференцированию, отмериванию и оценке пространственных, временных и силовых параметров движений, действий или деятельности в целом, основанные на точности и тонкости специализированных восприятий («чувств»), весьма разнообразны, носят специфический характер и развиваются в зависимости от особенностей определенного вида спорта.

Вместе с тем данные способности изолированно встречаются крайне редко. К тому же они находятся в определенных связях с другими специальными и специфическими координационными способностями, а также с физическими и психологическими способностями. Эти связи обусловлены тем, что в двигательной деятельности координация движения выступает как целостный психомоторный процесс, в котором в единстве и тесном переплетении представлены различные ее компоненты: интеллектуальные (программирующие и смысловые), сенсорные, сенсомоторные и моторные (исполнительские, физические) [19, с. 8].

Способность к ориентированию в пространстве. Под этой способностью понимают умение точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении. Эту способность человек проявляет в соответствующих условиях какой-либо конкретной деятельности (на площадке для игры в волейбол, теннис, баскетбол, футбольном или гандбольном поле, борцовском ковре, боксерском ринге, на гимнастических снарядах и др.) и по отношению к движущему объекту (партнерам, соперникам, мячу и др.). Из этого следует, что способность к ориентированию в пространстве специфично проявляется в каждом виде спорта. Ее проявление и развитие в значительной мере зависят от быстроты восприятия и оценки пространственных условий действия, которая достигается на основе комплексного взаимодействия анализаторов (среди них ведущая роль принадлежит зрительному).

Способность к ориентированию в пространстве тесно связанна с другими координационными способностями, особенно на точность воспроизведения и отмеривания, оценку и дифференцирования пространственных, а также временных и силовых параметров движений .

Способность сохранять устойчивость позы (равновесие). При всей динамичности двигательных актов они всегда связаны с поддерживанием относительно устойчивого положения тела (оперативной позы), т.е. обеспечением равновесия как состояния, которое достигается в результате противодействия силам, вызывающим отклонение тела от целесообразного положения: силам инерции, реакции опоры и др. Без поддержания определенной устойчивости позы было бы невозможном ни сохранение статических положений, необходимых в повседневной жизни (в том числе основной стойки - положения прямостояния), ни эффективное выполнение двигательных действий. Роль устойчивости позы, понятно, особенно существенна при выполнении действий в условиях, способствующих ее нарушению (при малой площади опоры, при вращательных движениях и т.д). Этим определяется жизненно важное значение того, что принято называть «способность поддерживать равновесие», т.е. способности обеспечивать устойчивость позы в статических положениях и ее балансировку во время перемещений [20, с. 10].

Устойчивость позы, как известно из физиологии, обеспечивается на определенных уровнях так называемыми установочными рефлексами (статическими и статокинетическими), а в целом - целесообразной регуляцией позы с помощью рецепторных систем (проприорецепторов, вестибулярного аппарата и других) на основе врожденных и приобретенных координационных механизмов. Особенности поддержания равновесия при выполнении различных двигательных действий обусловлены характерными для них взаимодействием внешних и внутренних сил, влияющих на устойчивость позы, соотношением сенсорных коррекций, обеспечивающих регулирование позы и движений (из-за неодинаковых требований к различным органам чувств в условиях различных действий), своеобразием конкретных форм координации движений [4, с. 130].

В зависимости от отношения моментов динамики и статики в различных позах и по ходу их изменений в одних случаях требуется поддерживать преимущественно статическое равновесие (например, при стойке на руках, удерживание штанги над головой), в других - динамическое равновесие, когда моменты статики мимолетны и поза видоизменяется по ходу движений, сохраняя в то же время общую устойчивость (например, в легкоатлетическом беге, беге на коньках, лыжах) [21, с. 79].

Различают и третью форму равновесия - балансирование предметами и на предметах (например, балансирование гимнастической палкой, стоящей на ладони; удерживание кубика на голове, шарика на ракетке, стоя на месте или в движении; удержание равновесия, стоя на валике, на катящейся бочке и т.п.) [20, с. 10].

В целом же устойчивость позы, согласно многим исследовательским данным, достигается как тоническими напряжениями мышц, фиксирующими те или иные положения звеньев тела, так и постоянными (подчас не заметными) корректировочными движениями. При этом во многих случаях ведущая роль играет установка не на жесткую фиксацию позы, а на оптимальное балансирование в ней, благодаря которому равновесие постоянно восстанавливается как бы в потоке нарушений, вызываемых отклоняющими факторами. Способность поддерживать равновесие в этом смысле есть прежде всего способность к оптимальному балансированию в статических и динамических позах [21, с. 115].

Чувство ритма. В спортивной практике под чувством ритма обычно понимают способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменившимися условиями. Чувство ритма выражается в точном воспроизведении направления, скорости, ускорения, частоты и других характеристик движений. Ритм отражает степень точности прилагаемых усилий, чередование фаз напряжения и расслабления. Чем выше чувство ритма, тем точнее спортсмены воспроизводят направление, скорость, частоту движений, тем правильнее могут расставить акценты - своевременно осуществлять усилия и ускорения. Чувство ритма позволяет точно определить минимальное изменение ритма движений и воспроизвести его в повторных попытках. Чувство ритма, как и все другие координационные способности, специфично. Например, спортсмен может обладать относительно точным чувством ритма в беге или других циклических локомоциях, но не иметь достаточно сформированной способности воспроизводить ритм танцевальных или гимнастических упражнений. Поэтому заботиться о выработке чувства ритма следует не вообще, а применительно к конкретным двигательным действиям [4, с. 122].

Вместе с тем следует помнить о положительном переносе способностей, сходных по координационным, ритмическим и другим признакам. Поэтому целенаправленная работа над повышением чувства ритма в каком-либо одном специализированном направлении положительно отразится на повышении точности восприятия ритмической структуры других, вновь осваиваемых двигательных действий.

Способность к перестроению двигательных действий. Это умение быстро преобразовывать выработанные формы двигательных действий или переключаться от одних к другим соответственно меняющимся условиям. В теории и методике физического воспитания данная способность рассматривается как одна из двух основных способностей, характеризующих ловкость. Сейчас она представляется одной из важнейших обобщенных координационных способностей человека. Эта комплексная способность имеет большое значение во многих видах спорта. Но особенно в спортивных играх, единоборствах, слаломе и т.п., где содержанием двигательного действия являются быстрота и точность перестройки, поэтому различают специфические проявления данной способности в зависимости от вида спорта [18, с. 20].

Статокинетическая (вестибулярная) устойчивость, т.е. способность точно, стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений (кувырков, бросков, поворотов и др.) - важная специфическая координационная способность. Человек, отличающийся высокой статокинетической устойчивостью, способен сохранять стабильными пространственную ориентацию, функцию равновесия и в целом работоспособность при активных и пассивных перемещениях в пространстве. И наоборот, у человека, не отличающегося такой способностью, после достаточно сильных раздражений вестибулярного аппарата значительно снижаются показатели координации, в частности, точность движений. Длительное действие прямолинейных и угловых ускорений приводит также и к другим нарушениям сенсорного, вегетативного и соматического характера.

Данная способность имеет большое значение в повседневной жизни (езда на различных видах транспорта и др.), во многих видах спорта (спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду, на батуте, акробатика, водные лыжи и др.), в профессиональной трудовой деятельности (авиация, космонавтика и др.) [19, с 10].

Способность к произвольному мышечному расслаблению. При целесообразном и экономичном выполнении спортивных двигательных действий в возбужденном, напряженном состоянии находятся только те мышечные группы, которые непосредственно заняты в выполнении этих действий, другие - расслабленны. Соответственно в оптимальном согласовании расслабления и сокращения определенных мышц в нужный момент и заключается мышечная координация, которая связанна с согласованностью и соразмерностью напряжения и расслабления отдельных мышц в целостном двигательном акте.

При выполнении определенных двигательных действий, в частности, сложных в координационном отношении, непривычных или осуществляемых впервые, непроизвольно повышается напряжение мышц, которые непосредственно не участвуют в данных движениях. Излишнее мышечное напряжение и недостаточное расслабление приводят к такому состоянию организма, которое в спортивной практике обозначают как скованность (тела, движений, мышц) или в целом закрепощенность. Избыточное напряжение мышц отрицательно сказывается на качестве и результатах выполнения всех упражнений: координационных, на выносливость, скоростных и силовых. В координационных упражнениях чрезмерное напряжение приводит к угловатости, а отсюда - к неточности движений. Оно также влияет на согласованность движений и внешне проявляется в неуклюжести человека [20, с. 14].

В упражнениях на выносливость мышечная напряженность приводит к неэкономичной технике движений, а, следовательно, к излишней трате сил и быстрому утомлению. При выполнении скоростных упражнений напряженность мешает проявлению максимальной скорости, а в силовых - снижает величину проявленной силы. Из этого следует, что способность мышц к оптимальному расслаблению играет большую роль в двигательной деятельности человека, поэтому ее совершенствование - одна из важнейших задач в развитии координационных способностей [17, с. 50].

Преодолеть или снизить излишние мышечное напряжение в процессе физического воспитания и спортивной тренировки можно разными путями, в зависимости от разновидностей мышечной напряженности (координационной, скоростной и тонической).

Координационная напряженность, которой свойственно отсутствие полного расслабление мышц после их сокращения вследствие несовершенства двигательной координации, возникает, как правило, на этапе начального разучивания сложного двигательного действия. Однако координационная напряженность может проявиться и при выполнении знакомых, привычных двигательных действий. Прежде всего, излишняя напряженность может быть связана с недостаточной способностью к произвольному расслаблению мышц, что в свою очередь обусловлено слабыми задатками к оптимальному расслаблению. Другие причины координационной напряженности - утомление, болевые ощущения, волнение, вызванные, например, ответственными соревнованиями и т.д. Пути снятия напряженности во всех этих случаях, естественно неодинаковы. Иногда решающую роль может сыграть формирование устойчивости против дискоординирующего влияния утомления (своего рода координационной выносливости), повышение психической устойчивости против стрессовых ситуаций [29, с. 104].

Скоростную напряженность, которая проявляется в недостаточно быстром расслаблении мышц после их быстрого сокращения, можно рассматривать как частный случай координационной напряженности.

Для тонической напряженности характерен повышенный тонус мышц, проявляющийся не только во время работы, но и в условиях относительного покоя (гипермиотония). Временная тоническая напряженность наступает в результате значительного мышечного утомления. Если же она приобретает стойкий характер (в силу врожденной гипермиотонии), то на ее преодоление потребуется много времени, согласно существующим физиологическим представлениям, это объясняется преимущественно неадекватно повышенной активностью безусловнорефлекторных механизмов поддержания позы [18, с. 21].

Способность к реакции. Под этой способностью понимают умение быстро и точно реагировать в сложных условиях двигательной деятельности. В настоящее время эту способность однозначно не относят ни к скоростным, ни к координационным способностям. Наши специалисты традиционно рассматривают показатели простой и сложной реакций как одни из основных форм проявления скоростных способностей спортсмена. Однако ученые все более утверждаются во мнении, что показатели быстроты и точности реагирования в условиях, вынуждающих человека преодолевать координационные трудности, являются критериями оценки координационных способностей.

Результаты исследований показали, что между простыми и сложными реакциями связи относительно незначительны. Причина здесь в том, что между ними очень мало общего, а больше различий. Простые реакции обусловлены врожденными факторами, относительно стабильны и не зависимы от окружающих (внешних) воздействий. Время простых реакций определяется временем восприятия сигнала, программирования простых движений, подачи эффективного импульса и скоростью управления со стороны нервной системы [19, с. 11].

Сложные реакции (выбора, на движущийся объект) в противоположность простым значительно сильнее обусловлены социальными факторами (тренировкой). Причины различия между ними состоят в более высоких требованиях к программированию сложнейших движений и связанных с ними другими координационными и кондиционными факторами. На результаты сложных реакций существенное влияние оказывают процессы развития двигательной памяти и двигательный опыт. Большое значение также имеют быстрота распознавания специфики сигнала и процесс решения в отношении направления реакции движения [20, с. 14].

Результат развития специальных и специфических координационных способностей, своего рода их обобщение, составляет понятие «общие координационные способности». Под общими координационными способностями следует понимать потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке различными по происхождению и смыслу двигательными действиями. В этой связи специальные координационные способности - это возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями. А под специфическими координационными способностями понимаются возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими заданиями на координацию - на равновесие, ритм, ориентирование в пространстве и др. «Общая координационная готовность» в большей мере проявляется среди детей младшего и среднего школьного возраста. В старшем школьном возрасте доля данного общего (генерального) фактора в сфере координационных способностей уменьшается[29, с. 100].

Вышеперечисленные виды координационных способностей можно представить как существующие потенциально, т.е. до начала выполнения какой-либо двигательной деятельности (их можно называть потенциальными координационными способностями), и как проявляющиеся реально в начале и в процессе этой деятельности (актуальные координационные способности). Деление на потенциальные и актуальные координационные способности вполне справедливо. Действительно, пока человек не начал заниматься, например, акробатикой или фехтованием, его координационные способности к этим видам двигательной деятельности существуют в потенции, в скрытом, не реализованном виде, в форме анатомо-физиологических задатков, которые можно считать врожденными, или наследственными. После того как он позанимается определенное время этими видами спорта, достигнет успехов, можно говорить о его реальных, или актуальных координационных способностях [2, с. 44].

Необходимо различать элементарные и сложные координационные способности. Элементарные проявляются, например, в ходьбе и беге, а более сложные - в единоборствах и спортивных играх. Способность точно воспроизводить пространственные параметры движений довольна проста; сложнее способность быстро перестраивать двигательные действия в условиях внезапного изменения обстановки [18, с. 19].

Факторный анализ структурной организации ловкости позволяет говорить о наличии двух относительно независимых видов ловкости - ручной и локомоторной (предметной и телесной по Н.А. Бернштейну). Первый вид ловкости, проявляющийся в ручных действиях, связан, в соответствии с представлениями Н.А. Бернштейна, с функциями высших отделов центральной нервной системы (прежде всего с уровнем действий - Д). Второй вид ловкости, обнаруживающий себя главным образом в двигательных действиях типа локомоций, имеет определенные общие черты у человека и высших животных, центральная нервная система которых наделена достаточно развитым уровнем пространственного поля (уровнем С).

Следует отметить, что оба указанных основных вида ловкости проявляются в жизнедеятельности человека как в относительно «чистом» виде, так и в определенных сочетаниях, в случаях, когда двигательная задача требует одновременного согласования ручных и локомоторных действий (метание спортивных снарядов, единоборства, спортивные игры и т.п.). Такие виды двигательных действий со смешанным составом движений весьма многочисленны и разнообразны (особенно в спорте). В связи с этим целесообразно выделять в качестве относительно самостоятельного еще и третий вид ловкости, связанный с психомоторными действиями, имеющими смешанный (гетерогенный) двигательный состав [4, с. 140].

В каждом из этих видов ловкости целесообразно различать три основных типа проявлений, связанных с условиями деятельности - психомоторная деятельность в непривычных, но заранее известных условиях (установочных), в условиях вероятностных и в неожиданных ситуациях.

Виды и типы ловкости следует рассматривать в диалектическом единстве, имея в виду тесную взаимосвязь психических и моторных отправлений организма, их взаимодействие в решении двигательных задач [29, с. 100].

.2 Общая и специальная подготовка в спорте

Содержанием этого раздела является воспитание физических способностей необходимых в спортивной деятельности. Физическая подготовка направлена в то же время на общие повышение функциональных возможностей организма к сопротивляемости, к неблагоприятным воздействиям, укрепления здоровья.

Общий основы физического воспитания человека распространяются на физическую подготовку спортсмена, которую характеризуют особенности вытекающие из специфических закономерностей спортивного совершенствования. Одна из главных особенностей состоит в том, что в физической подготовке спортсмена органически сочетаются две ее стороны: общая и специальная физическая подготовка [6, с 127].

Общая физическая подготовка спортсмена включает разносторонние воспитание физических качеств, которые не сводятся к специфическим способностям, проявляемым в избранном виде спорта, но так или иначе обуславливают успех спортивной деятельности.

Эта сторона подготовки играет первостепенную роль в повышений общего уровня физических возможностей организма, а так же в повышений физической работоспособности. Все это можно применить к широкому кругу различных видов деятельности и математичности пополнения фонда двигательных навыков и умений спортсмена [16, с. 16].

Общая физическая подготовка имеет определенные тождественные черты в различных видах спорта, но это не зависит от особенностей спортивной специализаций. Дело в том, что общая физическая подготовка должна строится согласно закономерностям переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на соревновательные, т.е. действия в избранном виде спорта.

Общую физическую подготовку необходимо строить таким образом, чтобы полностью использовать положительный перенос и по возможности исключить отрицательный. Этим обусловлены особенности общей физической подготовки у спортсменов.

Наряду с общей физической подготовкой спортсмены рассматривают специальную, которая имеет другую направленность.

Специальная физическая подготовка представляет собой воспитание физических качеств и способностей, являющихся специфической предпосылкой достижений результатов в избранном виде спорта, например (горные лыжи).

Известно, что различные виды спорта требуют различных двигательных способностей и неодинакового сочетания тех или иных.

Естественно, что в процессе занятий в избранном виде спорта необходимо избирательно воздействовать на способности, отвечающие его специфике, с тем чтобы обеспечить максимальному их развитию. Этим и определяется суть специальной физической подготовки спортсмена [17, с. 38].

.3 Общая физическая подготовка в горнолыжном спорте

Значение физической подготовки для современного горнолыжного спорта велико это общепризнанный факт. Вопросы такой подготовки поднимались и решались еще в пятидесятые годы. Для успешных занятий слаломом необходимо обладать рядом качеств: в первую очередь хорошей физической подготовкой при относительно более сильном развитий ног, психологической подготовкой, высоким координационным совершенством и другими качествами [8, с. 58].

Спуски с гор требуют от спортсмена хорошей координаций движения, силы, выносливости, а так же волевых качеств. Средствами развития считаются занятия спортивными играми, легкой атлетикой, туризмом, рекомендовано также использование специфических упражнений [3, с. 66].

Еще в 1965 году писали в унтаз, что «прогрессу лыжников существенно способствует летняя подготовка, которая столь же необходима, как и специальная тренировка на лыжах» [18, с. 27].

Известный специалист по горным лыжам, руководитель сборной команды Австрии отмечал в свое время: «Хорошая спортивная форма позволяет решать вопросы специальной подготовки на снегу. Чем выше физическая подготовка, тем быстрее и легче можно решать вопросы совершенствования кондиционных качеств. Без них невозможно совершенствовать новые движения на лыжах» [17, с. 34].

Бонне, который сделал французскую школу 70-х годов непобедимой, считал, что лыжник должен прежде всего быть атлетом. Он по новому подошел к общей физической подготовке: его подопечные занимались легкой атлетикой, велосипедным спортом, спортивными играми футболом,
баскетболом, регби, теннисом и другими. Проводились летний тренировки на местности, в частности на трассах слалома и скоростного спуска, бег, имитаций, прыжки. Он одним из первых начал проводить летнею подготовку на снегу в сочетании с общей и специальной подготовкой.
Во-первых, физическая подготовка нужна горнолыжнику в первую очередь для того чтобы избежать в горах травм. Во-вторых, физически крепкий начинающий лыжник будет успешно решать все поставленные задачи во время освоения горнолыжной техники. И в-третьих, к катанию в горах надо готовиться заранее и постепенно, чтобы организм привык к большим нагрузкам. Общефизической и специальной подготовкой лучше заняться месяцев пять до начала обучения горнолыжной техникой, даже если ваши горы будут не слишком высоки. Вообще же поддерживать себя физическими нагрузками нужно круглый год [19, с. 41].

Самое лучшее для того, чтобы держать себя в форме - это делать ежедневную утреннюю зарядку на воздухе. Если такой возможности нет, то делайте ее дома, а в условиях пересеченной местности или в спортивном зале все равно проводите две-три тренировки в неделю. Эти тренировки могут быть непродолжительными и занимать не более часа, полутора часа.

Естественно, нагрузки необходимо наращивать постепенно и с учетом возраста занимающегося. Самостоятельно заниматься физической подготовкой можно уже лет с десяти, а до этого действиями ребенка должны руководить взрослые и при планирований тренировки строить ее на игровых методах. Как детям, так и взрослым полезно будет катание на роликах. Это прекрасно развивает координацию движений и аэробные возможности организма.

Когда занятия спортом станут регулярными, в тренировку необходимо будет включить комплекс специальных упражнений, основанный на развитий и укреплений мышц, на которые вовремя спуска приходятся основные нагрузки. В этом комплексе должны быть упражнения общефизического характера, а также специальные упражнения, используемые только горнолыжниками. К специальным упражнениям относятся все возможные прыжки, махи, упражнения для задних мышц бедра, упражнения для растягивания различных групп мышц, а также упражнения для стоп, пресса. Совершенствования опорно-мышечного аппарата дает возможность успешного освоения сложных элементов горнолыжной техники, а главное, способствует приобретению навыков координированного движения и наращиванию мощности катания. [26,

Начинать физическую подготовку следует с самого простого, не требующего больших усилий, но по возможности с нагрузкой на максимальное количество мышц.

Общефизическая подготовка включает различные нагрузки. Наиболее эффективным является бег. Для развития выносливости лучше всего бегать со слабой и средней интенсивностью и чередовать с продолжительным расслабленным бегом. Кроссы необходимо сочетать с игровыми видами спорта, а осенью следует перейти к специальной физической подготовки. Очень хорошее упражнение приседание, т.к. в процессе катания у лыжников в той или иной мере согнуты голеностоп, колени, тазобедренный сустав. Есть такой тест: если вы легко приседаете 60 раз в одну минуту, то готовы ехать в любые горы.

Объем тренировок зависит от состояния здоровья человека и уровня его подготовки достигнутого в течений летнего периода. Особое внимание в осенний период следует уделять развитию скоростно-силовых качеств. Это достигается спринтерским бегом, спуском с горок на роликовых коньках, роликовых лыжах, когда отрабатываются правильное угловое положение тела, движение рук, опора на внутренний кант ботинка внешней ноги, поворота плеч. Силовые качества развивают с помощью занятий штангой, гантелями, гирями, а также прыжки, ходьба на пятках и на носках, ходьба или бег со штангой, прыжки через скамейку и т.д.

Гибкость и ловкость можно отрабатывать в игровых видах спорта. Особое внимание необходимо уделять координаций движений и равновесию. Прежде всего, здесь полезны упражнения на различных гимнастических снарядах, а для развития ориентаций следует выполнять упражнения закрытыми глазами.

Весьма эффективные результаты дает круговая тренировка, которую, как и любые занятия, следует начать с непродолжительного разминочного бега. Смысл ее прост и заключается в чередований одних упражнений другими.[1,5,9,26]

Проблема воспитания физических качеств у спортсменов является одной из важнейших в горнолыжном спорте. В настоящие время доказано, что для достижения результатов международного уровня у горнолыжников необходим высокий уровень физической подготовленности, который является составной частью мастерства. Известный французский специалист по горнолыжному спорту (О.Бонне 1969) отмечал, что горнолыжник должен иметь глазомер, стольные мускулы, крепкие нервы. Особое значение он придавал формированию «лыжного рефлекса», т.е. выработке молниеносной реакций при движений по трассе на большой скорости.

По мнению другого специалиста (Ж.Жубера, 1974) для горнолыжника необходимы «взрывная сила», сверх быстрая реакция в оценке ситуаций, хорошо развитые и гибкие мышцы, координация движения, чувство равновесия и скольжения, самообладание и физическая подготовка. Физические качества, которыми должен обладать горнолыжник: 1) Мощность, мышечная сила и суставная прочность, достаточные для собственного веса. 2) Мышечная подвижность, называемая гибкостью, которая в сочетаний с мощностью позволяет развить максимальную скорость исполнения движения. 3) Максимальная физическая выносливость при интенсивной работе продолжительностью от 40 сек. до 3 минут. 4) Общая выносливость, позволяющая при благоприятном стечении обстоятельств выполнять большие тренировочные нагрузки в течении нескольких дней подряд и поддерживающиеся на высоком уровне в течений нескольких месяцев. 5) неприхотливость, стойкость при любом испытании, позволяющие сопротивляться холоду, непогоде, терпеть боль при ударах и травмах, сокращать до минимума вероятность мышечных растяжений и т.п.

Быстрота реакций важна для горнолыжников, т.к. ему приходится управлять лыжами на скорости, превышающие 100 км/час. Хороший горнолыжник обладает исключительным зрением, высоко развитым мышечным чувством, ясным рассудком, умением быстро принимать решения и воплощать их в действие быстрой реакцией (но быть в меру возбудимым), большой ловкостью, хладнокровием, которое недолжно позволять никакой эмоций нарушить слаженную работу организма [5, с. 29].

В учебнике «физиология человека» (Н.В.Зимкина, 1970) встречаем следующею характеристику слалома: «Двигательная деятельность слаломиста очень сложна по координаций и потому требует большой сложности, уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Большую роль в двигательной деятельности слаломиста играет также импульсы от вестибулярного аппарата. Он принимает участие в обеспечений равновесия тела при угловых и линейных ускорениях.

При выполнений слалома скелетные мышцы производят большую по мощности, но относительно кратковременную динамическую скоростно-

Большое значение физической подготовки придавал Ж.К.Килли. Она делилась на основную подготовку вне горных условиях и пред техническую в гористой местности без лыж. На первом этапе основное внимание направлено на развитие силы, выносливости, ловкости, на втором этапе укрепление мышц и связок.

Значение физической подготовки Франко и Марио Котелли (1976). По их мнению, систематически и упорно тренирующиеся спортсмены должны обладать такими качествами, как: «…быстрота выполнения приемов, скольжение в повороте, чутье в выборе способа преодоления определенного препятствия или прохождение сложного участка, суставная чувствительность, сила мышц, необходимая для удержания той или иной стойки в трудных условиях».

Таким образом, можно констатировать, что физическая подготовка важная сторона спортивного мастерства горнолыжников.

.4 Специальная физическая подготовка в горнолыжном спорте

Специальная физическая подготовка представляет собой процесс воспитания физических качеств, необходимых для эффективности реализаций специфических горнолыжных качеств в условиях спортивной деятельности и для достижения высоких спортивных результатов. Однако физические качества могут быть разложены на ряд составляющих качеств проявляемых при выполнений движений в зависимости от кинематических и динамических особенностей двигательной структуры. Например, употребляют понятия абсолютная, динамическая, взрывная, быстрая силы, характеризуя специфические особенности проявления силовых способностей в различных движениях.

Движение спортсмена могут быть медленными и быстрыми, кратковременными и длительными, переходящие от медленных к быстрым и наоборот. В соответствий с этим разнообразием движений для эффективного решения двигательных задач должны быть развиты специфические физические качества.

Для успеха в горнолыжном спорте спортсмену нужны не просто сила, быстрота, ловкость, гибкость, и выносливость, а специфические физические качества, обеспечивающие максимально возможный спортивный результат при прохождений спортивных трасс. Такой комплекс специфических форм проявления физических качеств вместе с особенностями их взаимосвязей образуют структуру специальной физической подготовленности горнолыжников.[8, с. 54].

Структура фзической подготовленности можно разделить на общую и специальную. Оно оправдано хотя бы потому, что в физической подготовке тоже существует аналогичное различие.

Структура специальной физической подготовленности может быть выявлена на основании логического анализа, изучения опыта тренерской практики и исследований с использованием специальных контрольных упражнений, тестов, отражающих специфическую подготовленность в прохождений горнолыжных трасс. Такое изучение позволяет создать модельные характеристики, которые по сути дела отражают структуру специальной физической подготовленности высококвалифицированных спортсменов.

Структуру специальной физической подготовленности горнолыжников выявляют через серию контрольных испытаний специфического горнолыжного характера. Потом осуществляют корреляционный и факторный анализ. Полученная факторная структура и дает представление о специальной физической подготовленности горнолыжников и состоит из следующих факторов: специальная силовая подготовленность; специальная быстрота, специальная выносливость.

Следует отметить, что названные специальные физические качества быстроты и выносливости являются комплексными, зависящими от многих факторов. Быстрота зависит от технического мастерства, уровня развития силовых качеств, динамического равновесия, ловкости, гибкости, быстроты двигательной реакций. Специальная выносливость определяется техническим мастерством, силовой подготовленностью, динамическим равновесием, ловкостью, уровнем развития аэробных и анаэробных обменных процессов. Специальная силовая подготовленность также представляет собой комплексное качество, включающая показатели абсолютной силы, скоростно-силовых способностей, силовую выносливость и отличающиеся своеобразной «топографией» силы, характерной для горнолыжного спорта.

Силовая подготовленность спортсмена горнолыжника является специфической способностью, сформировавшейся в течении длительного времени при решений конкретных двигательных задач на трассах слалома, слалома-гиганта, скоростного спуска. Она характеризуется отдельными качественными проявлениями силовых возможностей в соответствии с требованиями структуры движений горнолыжника. Особенности режима работы мышц, амплитуда и направление движений, скорость нарастание, величина и акцент усилия при выполнений горнолыжных приемов формируют специфические силовые качества [10, с. 44].

Выводы по первой главе

Горные лыжи - сложный технический вид спорта. Способность удерживать равновесие в разных ситуациях спуска с горы - одна из наиболее очевидных задач. Дети с хорошо развитым вестибулярным аппаратом имеют хорошую координацию и им легче освоить стойку горнолыжника.

Горнолыжный спорт сочетает высокие динамические и статические силовые, гравитационные и координационные нагрузки, оказывая тем самым развивающее и тренирующее воздействие на все основные физиологические системы и функции организма, повышая его физическую работоспособность и устойчивость к стресс - напряжениям.

Динамическая работа дополняется значительной долей статических упражнений. В связи с этим занятия горными лыжами развивают как статическую (изометрическую), так и динамическую (в частности, взрывную) силу. Совершенствуются у горнолыжников и такие физические качества, как гибкость и ловкость. С повышением квалификации спортсмена растет быстрота движений и статическая выносливость.

Таким образом, вышеперечисленные физические качества спортсменов также очень важны и для горнолыжников.

ГЛАВА 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧА, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Цели и задачи исследования

Цель моего исследования заключается в следующем: сравнить предсезонные показатели летней подготовки у спортсменов-юниоров в 2002-2003 годах, на развитие каких спортивных качеств направлена подготовка, и как она связана у горнолыжников с их результатами. Какие проблемы выявляются после летней подготовки спортсменов-юниоров.

.2 Методы исследования

Анализ результатов летней подготовки группы юниоров в возрасте 13-14 лет, 15-16лет.

Наблюдение за ходом общей физической и специальной подготовки воспитанников СДЮШОР.

.3 Организация исследования

Объектом наблюдения были спортсмены - юноши в возрасте 13 - 16 лет, занимающиеся горнолыжным спортом в СДЮШОР, всего 31 человек. Из них 16 спортсменов первого разряда, 4- второго, остальные - третьего.

Исследования проводились в 3 этапа. Первый этап проводился с сентября 2002г по март 2003г. Второй этап проводился с сентября 2003 г по март 2004 г. На 1-2 этапах проводились измерения физической подготовленности и спортивно-технического результата в подготовительном и соревновательном периодах. На 3 этапе проводился анализ и синтез полученных результатов.

С помощью специальных физических упражнений было произведено измерение двигательной подготовленности спортсменов.

Физические упражнения.

) «Прыжки через скамейку». Испытуемый должен перепрыгнуть через скамейку в течений 30 секунд следует сделать максимальное количество повторений.

Условие: спортсмен должен прыгать с двух ног на две, не задевая скамейки.

Оценка: считается количество повторений. Результат считается в количестве повторений.

) «Челночный бег». Испытуемый должен по команде максимально быстро пробежать до линий и обратно.

Условия: испытуемый должен рукой задеть линию и возвратиться обратно.

Оценка: результат бега измеряется в секундах.

) «Бег 1000 метров».

) «Прыжок в длину».

Условия: прыжок делается с места из положения стоя. Испытуемый делает две попытки, и из них в результат пишется лучшая попытка.

) «Много скок». Испытуемый должен сделать подряд десять прыжков без остановки.

Условия: Прыжки выполняются с места, с двух на две. Делается две попытки.

Оценка: Берется лучшая попытка. Результат считается в метрах.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Основные проблемы летней подготовки юниоров к горнолыжному сезону.

На основе анализа результатов и наблюдений за летней общей физической подготовкой к новому горнолыжному сезону выявились следующие проблемы;

)Отсутствие круглогодичной подготовки на снегу.

В начале горнолыжного сезона у спортсменов-юниоров, не имеющих еще достаточно опыта, много времени идет на вкатывание, то есть идет долгое привыкание к снаряжению и чувству снега. Это сказывается на результативности спортсменов на первых соревнованиях, когда они не могут еще показать высокий результат и у некоторых воспитанников проявляется неуверенность на стартах в связи с большим перерывом в отсутствии снега.

При летней ОПФ не всегда можно задействовать все группы мышц, которые работают при подготовке к соревнованиям в горнолыжный сезон ,а это приводит к быстрой утомляемости спортсмена и нередко к травматизму. Любое специальное упражнение повышает уровень физического развития, а абсолютное большинство общеразвивающих упражнений «льет воду на мельницу» специальной подготовки. Поэтому не следует разделять ОФП и СФП. ОФП является основой для СФП. Учитывая, что юному горнолыжнику через 3-4 года приходится участвовать в длительных, многотуровых соревнованиях весь зимний сезон, вопросом достижения и сохранения спортивной формы, а также стабилизации высоких результатов должно уделяться особое внимание и подготовка должна проводиться параллельно с занятиями на снегу.

)Проблема грамотного построения и проведения летней подготовки.

Суть летней подготовки заключается в том, что программа занятий - это формальная разница между тем, что есть на данный момент и тем, что должно быть в результате. Таким образом, для составления эффективного плана занятий необходимо четко понимать что мы хотим добиться. У нас должен быть четкий план того, что должно получиться в результате тренировок. Под каждый сезон, ежегодно план должен создаваться заново. План должен быть совершенно конкретный вплоть до описания движений, которые мы хотим наработать. Далее нам надо определить текущее состояние спортсменов, с которыми мы будем работать. Состояние также должно определяться максимально конкретно. Это позволит разбить юниоров на конкретные группы с разным уровнем физической подготовки, что помимо прочего приведет к здоровой конкуренции. Дети с хорошими физическими данными будут мотивировать юных спортсменов к развитию. Несмотря на то, что работа осуществляется в группах, подход к каждому спортсмену должен быть индивидуальным, для выявления проблемных зон. После того как составится список проблемных зон, стоит подобрать под каждое проблемное место упражнение и работать с ним. Единственное, о чем надо помнить, что у каждой проблемы есть причина. И работать надо с причиной. Если не решить проблему, а работать только со следствием, результат со временем уйдет и все вернется на текущее состояние.

ВЫВОДЫ

В летний период очень часто спортсмены сталкиваются с тем, что нет оптимальных условий для тренировок СФП: отсутствие квалифицированных специалистов, спортивных объектов для подготовки, устаревшая школа техники.

Решение этих проблем требует государственного подхода - организовывать сборы на ледниках в летнее время и выезд на склоны европейского и мирового уровня в течение сезона, обеспечивать прилив новых кадров, строить спортивные объекты для подготовки, вести работу с западными специалистами, у которых школа подготовки значительно выше. Кроме объективных факторов, мешающих развитию горнолыжного спорта России, есть субъективные: один из таких моментов это плохая пропаганда горнолыжного спорта среди населения, как сказал в своем интервью вице-президент 2006 г. Федерации горнолыжного спорта и сноуборда РФ Дмитрий Свищев Телевизионные рейтинги горных лыж и сноуборда ниже, чем даже у кёрлинга, потому что люди не знают, а значит им это не интересно, это приводит к небольшому потоку в специализированные спортивные школы учащихся и также отсутствию желания и возможностей родителей отдавать детей в подобные учебные учреждения.

В 2010 Федерацию горнолыжного спорта и сноуборда России возглавила новое руководство: Гладышева Светлана Алексеевна, которая сменила на посту президента Андрея Бокарева. В пресс-службе было сделано заявление, что если мы хотим добиться результатов от наших спортсменов, то корректировать нужно начиная с самой базы ОФП, чтоб возможность качественной подготовки была не только у спортсменов сборных команд страны, но и у простых ребят, которые только начинают свой путь в спорте.

Результаты наших спортсменов на международных аренах приведут к престижу страны, возможности проведения крупных соревнований, таких как кубки мира, Европы, FIS старты, олимпиад, а это значит инвестиции для страны, развитие различных отраслей экономики, связанных со спортом.

физическая подготовка горнолыжный спорт

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Безмельницын Н. Г. Подготовка курсовых (дипломных) работ по предмету «Теория и методика избранного вида физкультурно - спортивной деятельности»: Учебное пособие / Н. Г. Безмельницын, Н. В. Астафьев. - Омск: СибГАФК, 1994 - 85 с.

2.Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн - М. : Физкультура и спорт, 1991 - 93 c.

.Ивченко Г. И. Математическая статистика: Учеб. пособие для вузов / Г.И. Ивченко, Ю.И Медведев. - М. : Высш. шк., 1984 - 248 с.

.Координационные способности в физическом воспитании./ Под ред. проф. П. Хирца - Берлин: Народ и знания, 1995, 122-141 c.

.Лисовский А. Ф., Барков Ю.Ф., Лисовская Н. И. Методика специальной лыжной подготовки юных спортсменов - горнолыжников / Уч. метод. пособие / Под общ. ред. д.п. н. А.Ф. Лисовского - Чайковский: ЧГИФК, 2000-128 с.

.Лисовская Н.И., Смирнов Ю.И. Физические качества, необходимые спортсмену горнолыжнику, и их оценка / Сб. метод. материалов - Фрунзе: Кыргызстан, 1980-127 с.

.Лисовская Н.Н.,Лисовский А.Ф., Смирнов Ю.И. О «весомости» качеств моторики горнолыжника // Сб.- Вопросы возрастной физиологии и педагогики спорта в Киргизии - Фрунзе: Кыргызстан, 1980-26 с.

.Лисовская Н. И.,Лисовский А.Ф Двигательные качества горнолыжников и методика их оценки // Метод. матер.- Чайковский: ЧГИФК, 1988-26 с.

.Лисовская Н. И.,Лисовский А.Ф, Смирнов Ю.И. Информативность контрольных упражнений для оценки специальной физической подготовленности горнолыжников // Теория и практика физической культуры, 1980, №8

.Лисовский А.Ф., Смирнов Ю.И. Моторика и психомоторика спортсменов-горнолыжников // Уч. пособие - Малаховка: МГАФК, 1997 - 83 с.

.Лисовский А.Ф. Лисовская Н.И. Система комплексного педагогического контроля за физической подготовленностью горнолыжных сборных команд // сб. Стандартизация измерений в спорте - М.: Физкультура и спорт, 1980 - с. 63.

.Лисовский А.Ф. Теория и практика педагогического контроля спортивной подготовленности горнолыжников // Автореферат - М.: МГАФК, 1997-47 с.

.Лисовский А.Ф., Лисовская Н. И. Значение физических качеств для разных видов горнолыжного спорта // Сб. метод. матер. - Фрунзе: Кыргызстан, 1980-113 с.

.Лисовская Н. И. Средства и методы педагогического контроля параметров физической подготовленности горнолыжников высокой квалификации // Диссертация -М.: ВНИИФ, 1980-24 с.

.Лисовская Н.И., Лисовский А.Ф, Барков Ю.Ф. Методика проведения отбора в группы спортивного совершенствования по горнолыжному спорту // Метод. материалы - Чайковский: ЧГИФК, 1988 - 20 с.

.Лисовский А.Ф. Тренировочный процесс на горных лыжах и оценка его эффективности // Учеб. пособие - Малаховка: МГАФК, 1998-89 с.

.Лях В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования // Теория и практика физической культуры, 1995, №11, с. 16-22.

.Лях В.И. Координационные способности // Физическая культура в школе, 2000, №4, с.6-13

.Лях В.И. Совершенствование специфических координационных способностей // Физическая культура в школе, 2001, №2, с. 7-14.

.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры // Учеб. для институтов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.

.Масальгин Н.А. Математико-статистические методы в спорте - М.: Физкультура и спорт, 1974.

.Мокрушина Е.И. Статистические сравнения// Метод. указан. - Чайковский: ЧГИФК, 1997-56 с.

.Мокрушина Е.И. Первичный статистический анализ // Метод. указан. - Чайковский: ЧГИФК, 1997-48 с.

.Организационно - методические предпосылки выполнения и тематика выпускных квалификационных работ в Чайковском ГИФК // Метод. указания / Составили: Л.Д.Береснева, А.Ф.Лисовский, С.М.Погудин - Чайковский,2001-28 с.

.Орехов Л.И., Дельвер П.А. Тренировка горнолыжников - М.: Физкультура и спорт, 1983.

.Петров П.К. Методика подготовки и защиты курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ по специальности 022300 - Физическая культура и спорт «Квалификация - педагог по физической культуре и спорту» // Уч. пособие - Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет»,2000 - 126 с.

.Спортивная метрология // Учеб. для институтов ФК / Под ред. В.М. Зациорского - М.: Физкультура и спорт, 1982- 256с.

.Туриевский И.М., Филин В.П., Кофман Л.Б. Зигзаги ловкости. - Тула: Приок. кн. из-во, 1993 - 208с.

.Филин В.П., Семенов В.Г., Алабин В.Г. Современные методы исследования в спорте. Уч. пособие - Харьков: изд. «Основа», 1994-131 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1 - Нормативы двигательной подготовленности спортсменов горнолыжников в возрасте 13 - 14 лет.

Показатели высокаяВыше сред.Средняя.Ниже среднего.Много скок22,51 - 19,6019,60 - 18,1518,15 - 15,2415,24 - 13,79Челночный бег14,15 - 15,20 15,20 - 18,1018,10 - 19,5519,55 - 22,45Прыжок в дл.254 - 221221 - 205 205 - 172172 - 156Прыжки ч/з скамейку100 - 8787 - 8080 - 6767 - 61Бег 1 км.3,41 - 4,174,17 - 4,494,49 - 5,355,35 - 5,57

Таблица.2 - Нормативы двигательной подготовленности спортсменов горнолыжников в возрасте 15 - 16 лет

Показатели высокаяВыше сред.Средняя.Ниже среднего.Много скок30,74 - 26,4726,47 - 24,3324,33 - 21,7021,70 -17,92Челночный бег12,06 - 13,0513,05 - 15,8315,83 - 17,2217,22 - 20,00Прыжок в дл.323 - 278278 - 255255 - 210210 - 188Прыжки ч/з скамейку112 - 9696 - 8888 - 7373 - 65Бег 1 км.3,04 - 3,353,35 - 3,583,58 - 4,304,30 - 4,53

Таблица 3 - Результаты специально-физических упражнений за осень 2002 года

Ф.И.Год.Много скок 10-кочкиЧелн. бег. 10х5м.очкиПрыжки в дл.очкиШашки За 30 секочкибег 1 кмочкиСумма очков1.М-ов А198723.85313.53.07.124248823.11.862122.В-н Д.198725.25113.59.09425418463.10.521133.А-н Г.198723.55413.54.01225328733.17.565164.Н-ов И.198722.05714.02.13524158643.15.693245.П-н А.198723.45513.56.15324068913.15.824196.А-ев Е.198725.15214.16.336247377113.39.8511337.Ч-о П.198820.351015.01.3710209118553.23.037438.Б-н А.198721.45814.53.26823978193.20.496389.Ч-о К.198722.65615.00.17923398283.30.9184010.З-в Д.198720.65914.17.857239776123.31.7594411.П-й Е.198819.201315.20.5812197148373.35.05105612.Н-ов П.198819.401115.16.71111991378103.43.93126613.З-в И.198818.131415.25.75132031272131.58.09146614.И-в И.198819.301215.49.16142121071143.55.231363Таблица 4 - Результаты специально-физических упражнений за осень 2003 года.

Ф.И.Год.Мн ого- скок 10-кочкиЧелн .бег. 10х5м.очкиПры жки в дл.очкиШаш ки За 30 секочкибег 1 кмочки Сумма очков1.М-ов А198725.55213.28.79126818733.10.98292.В-н Д.198725.75113.48.67226338543.08.221113.А-н Г.198724.95413.52.87426628923.20.486184.Н-ов И.198722.60814.52.19724578253.18.935325.П-н А.198723.85513.51.01325259213.12.433176.А-ев Е.198725.10314.06.77526148093.32.0210317.Ч-о П.198821.401014.58.698211118253.20.557378.Б-н А.198722.00914.45.286248679103.15.494359.Ч-о К.198723.10615.01.171023598183.35.90114410.З-в Д.198722.70715.03.2211242876113.29.8994611.П-й Е.198820.301115.00.209202138253.22.0884612.Н-ов П.198819.851415.57.03142011476113.45.05126513.З-в И.198820.101215.05.77122051270143.51.62146414.И-в И.198819.951315.27.15132251073133.50.011362

Таблица 5 - Результаты специально-физических упражнений за осень 2002 года.

Ф.И.Год Многоскок 10-к.очкиЧелночный бег 10х5очкиПрыжок в длинуочкиШашки за 30 сек.очкиБег 1км.очкиСумма очков1.Х-в Н198919.35214.54.18120328243.55.15.1102.К-в Е.198918.25315.49.09520048613.57.112153.Г-н Д.198919.55115.00.37220138423.57.873114.М-в А.199017.30615.01.03319858333.59.09.4215.А-н П.198918.10415.34.21419857964.01.516256.Ф-н М.198917.35517.08.561120717684.18.0712377.Ш-в С.198916.05916.11.81719388243.59.895338.Л-в И.199016.35816.53.429189107594.12.638449.Ш-о К.199017.20715.59.07619297594.15.2394010.П-в Н.198915.421216.39.358196771124.09.6974611.П-н Р.199015.791017.35.20121811272114.19.81135812Н-ль А.199015.561117.53.3113175147874.16.07115613.И-в П199014.651317.01.81101831169134.15.72105714.С-в А.199013.651518.44.56141781363144.25.07147015.Е-в К.199014.071419.49.65151631658175.43.09167816.С-в Д.199012.301721.15.89171641563145.08.13157817.С-в С.199012.351620.41.53161591761165.50.051783

Таблица 6 - Результаты специально-физических упражнений за осень 2003 года.

Ф.И.Год Многоскок 10-к.очкиЧелночный бег 10х5очкиПрыжок в длинуочкиШашки за 30 сек.очкиБег 1км.очкиСумма очков1.Х-в Н198920.20214.12.21220928433.50.171102.К-в Е.198918.50515.01.21520238153.55.164223.Г-н Д.198921.35114.10.49121018713.53.29264.М-в А.199018.10814.49.18319798623.57.205255.А-н П.198919.75315.00.43420238153.59.696216.Ф-н М.198918.25715.59.13920057973.55.113317.Ш-в С.198918.40615.11.837198872104.02.178398.Л-в И.199017.65915.52.378193107784.07.8710459.Ш-о К.199018.90415.09.07619978344.01.3872810.П-в Н.198916.451016.19.7911200570124.15.35114911.П-н Р.199015.851316.58.3913187127494.22.02125912Н-ль А.199016.451016.51.42121831372104.06.3695413.И-в П199015.901216.11.58101881168154.18.89146214.С-в А.199015.501418.00.12141801469134.22.18136815.Е-в К.199014.251618.37.28151721569135.00.23157416.С-в Д.199015.101522.52.88171621658175.01.45168117.С-в С.199013.851719.57.15161611763165.12.721783

Похожие работы на - Особенности проявления взаимосвязи физической подготовленности горнолыжников со спортивно-техническим результатом

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!