Основные понятия системы физической культуры и спорта

  • Вид работы:
    Ответы на вопросы
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,52 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные понятия системы физической культуры и спорта

Вопрос № 1: Основные понятия системы физической культуры и спорта (физическое воспитание, физическая культура, спорт, физическое развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическое совершенство, здоровый образ жизни - ЗОЖ)

Физическое воспитание - часть общего воспитания человека, педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически развитого, социально активного и морально стойкого молодого поколения. В процессе физического воспитания осуществляется физическое и функциональное совершенствование организма человека, формирование двигательных навыков и умений, а также специальных знаний.

Физическая культура - часть общей культуры общества и личности, направленная на всестороннее, гармоничное развитие личности, его физических, психологических и духовных качеств.

Спорт - форма физического совершенствования человека, соревновательная деятельность, направленная на достижение высшего результата в избранном виде спорта.

Физическое развитие - процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.

Физическая подготовка - процесс физического воспитания, направленный на развитие физических способностей человека, основных его качеств - силы, скорости, выносливости, ловкости, гибкости.

Физическая подготовленность - уровень развития физических способностей человека.

Физическое совершенство - исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - рациональный образ жизни, активная деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья.

Вопрос № 2: Физическое воспитание: определение, цель, задачи, направления

Физическое воспитание - часть общего воспитания человека, педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически развитого, социально активного и морально стойкого молодого поколения. В процессе физического воспитания осуществляется физическое и функциональное совершенствование организма человека, формирование двигательных навыков и умений, а также специальных знаний.

Цель физического воспитания - оптимизация физического развития человека, совершенствование физических качеств, воспитание нравственных, морально-волевых качеств, подготовка к трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания - 1) Оздоровительные: - оптимальное развитие физических качеств;

укрепление и сохранение здоровья;

совершенствование телосложения и развитие физиологических функций;

сохранение уровня общей работоспособности.

) Образовательные: - формирование жизненно важных двигательных навыков и умений;

формирование спортивных двигательных навыков и умений;

приобретение базовых знаний научно-практического характера по физической культуре.

) Воспитательные: - содействие развитию нравственных качеств;

содействие формированию поведения в духе требований общества;

содействие развитию интеллекта;

содействие развитию психомоторных функций.

Направления физического воспитания:

1)ОФП (общая физическая подготовка) - базовый уровень развития жизненно важных физических качеств и аккумуляция знаний в области физической культуры.

)ППФП (профессионально-прикладная физическая подготовка) - совершенствование двигательных умений, навыков и способностей, необходимых для достижения высоких результатов в избранном виде профессиональной деятельности.

)Спортивная тренировка - совершенствование двигательных умений, навыков и способностей, необходимых для достижения высоких результатов в избранном виде спортивной деятельности.

)АФК (адаптивная физическая культура) - привлечение средств и методов физической культуры на основе достижения высокой степени социализации личности больного человека или инвалида , его адаптация к труду, быту, достижение высокого уровня самореализации.

Вопрос № 3: Валеология. Здоровье. Компоненты здорового образа жизни (ЗОЖ). Принципы оздоровительной направленности

Валеология - от лат. valeo или valere быть здоровым и logos учение, область науки, занимающаяся проблемами физического и ментального здоровья человека.

Здоровье - состояние физического, душевного и социального благополучия (определение Всемирной организации здравоохранения).

Компоненты здорового образа жизни - двигательная активность и укрепление здоровья;

- закаливание организма;

- сбалансированное питание;

- режим дня и динамический стереотип;

- профилактика вредных привычек.

Принципы оздоровительной направленности: 1) Совершенствование функциональных возможностей организма;

) Повышение работоспособности организма;

) Адаптация организма человека к воздействиям неблагоприятных факторов внешней среды;

) Компенсация дефицита двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни.

) Применение средств и методов, оздоровительная ценность которых научно доказана; планирование и учет занимающихся; единство ВПК (врачебно-педагогического контроля и самоконтроля).

Вопрос № 4: Средства и методы физического воспитания

Средства физического воспитания. Средство - это то, что применяется для достижения цели.

1) Физические упражнения - это двигательные действия, направленные на реализацию задач физического воспитания. Характеристика физических упражнений:

основное и специфическое средство физического воспитания;

носят характер сознательных двигательных действий;

оказывают системное воздействие на человека.

2) Естественные силы природы - вспомогательные средства, создающие условия для эффективного влияния физических упражнений на занимающихся (солнце, воздух, вода, климатические условия, температура окружающей среды).

3) Гигиенические факторы: питание, сон, режим дня, питьевой режим, личная гигиена, уход за телом.

Методы физического воспитания. Метод - способ применения физических упражнений.

I ) Специфические методы.

1) Методы частичного регламентированного упражнения - соревновательный, игровой.

) Методы строго регламентированного упражнения:

а) Методы обучения двигательным действиям:

метод расчленено-конструктивного упражнения;

метод избирательного упражнения;

метод целостно-конструктивного упражнения;

метод "сопряженного" воздействия.

б) Методы развития двигательных качеств:

метод стандартно-повторного упражнения;

метод стандартно-непрерывного упражнения;

метод стандартно-повторного упражнения.

II) Общепедагогические методы.

1)Методы использования слова:

дидактический рассказ;

беседа;

обсуждение;

инструктирование;

сопроводительное пояснение;

указания и команды;

самоприказы.

) Методы обеспечения наглядности:

методы натуральной демонстрации;

методы опосредованной демонстрации;

методы ориентирования;

методы "срочной информации".

Вопрос № 5. Характеристика физического качества - силы. Определение, основные средства и методы развития силовых способностей

физический скоростной валеология ловкость

Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Различают абсолютную и относительную силу.

Средства развития силы:

) Упражнения с внешним сопротивлением (штанги, набивные мячи, вес партнера или соперника).

)Упражнения, отягощенные весом собственного тела.

)Статические упражнения в изометрическом режиме.

)Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов.

Методы развития силы:

1) Метод максимальных усилий.

) Метод непредельных усилий с нормированным количеством повторений.

) Метод непредельных усилий с максимальным количеством повторений.

) "Ударный" метод.

) Метод динамических усилий.

Вопрос № 6: Характеристика физического качества - скорости. Определение, основные средства и методы развития скоростных способностей

Скорость (или быстрота) - способность человека выполнять движения в минимальный для данных условий промежуток времени.

Средства развития скорости:

1) Упражнения, воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей. Компоненты скоростных способностей:

а) быстрота реакции.

б) скорость выполнения отдельных движений.

в) частота движений.

г) стартовая скорость.

д) скоростная выносливость.

е) скорость выполнения отдельного двигательного действия.

) Упражнения комплексного воздействия:

а) спортивные игры.

б) подвижные игры.

в) единоборства.

г) эстафеты.

) Упражнения сопряженного воздействия на скоростные и другие качества, на совершенствование двигательных действий.

Методы развития скорости:

1) Методы строго регламентированного упражнения.

) Игровой метод.

) Соревновательный метод - прикидки, эстафеты, гандикап.

Вопрос № 7. Характеристика физического качества - выносливости. Определение, основные средства и методы развития выносливости

Выносливость - способность человека длительное время выполнять двигательное действие без снижения его эффективности.

Средства развития выносливости:

) Активное функционирование большинства или всех крупных звеньев опорно-двигательного аппарата.

)Преимущественно аэробное энергообеспечение мышечной работы.

) Значительная суммарная продолжительность работы.

) Умеренная, большая или переменная интенсивность работы.

Методы развития выносливости:

1) Метод воспитания общей аэробной выносливости циклическими упражнениями (слитный и повторно-интервальный методы).

) Метод круговой тренировки - слитная и интервальная круговая тренировка.

Вопрос № 8. Характеристика физического качества - ловкости. Определение, изменение нагрузки, методические подходы, методы развития ловкости

Ловкость (или координация) - способность человека:

рационально и быстро осваивать новые двигательные действия;

- успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.

Изменение нагрузки - повышение координационной трудности упражнений (точность движений, согласованность движений, внезапность изменения обстановки).

Методические подходы:

1) Систематическое пополнение двигательного опыта занимающихся новыми формами координационных движений.

) Введение фактора необычности выполнения привычных действий.

) Внесение строго регламентированных изменений в отдельные параметры действий.

) Смена способа выполнения двигательного действия.

) Предъявление новых координационных требований.

) Изменение внешних условий.

) Преодоление нерациональной мышечной напряженности.

) Точность воспроизведения и точность отклонения.

Методы развития ловкости:

1) Метод стандартно-повторного упражнения.

) Вариативного упражнения.

) Игровой метод.

) Соревновательный метод.

Вопрос № 9. Характеристика физического качества - гибкости. Определение, формы проявления, определяющие факторы, средства развития гибкости

Форма проявления - активная и пассивная.

Способы проявления - динамическая и статическая.

Определяющие факторы:

) Анатомический.

) Центрально-нервная регуляция тонуса мышц.

) Напряжение мышц-антогонистов.

) Степень совершенства межмышечной координации.

) Функциональное состояние организма на данный момент.

Средства развития гибкости -

1) Активные - махи, рывки, наклоны, вращательные движения.

) Пассивные - движения с помощью партнера, амортизаторов, эспандеров.

) Статические - сохранение неподвижного положения с предельной амплитудой в течение 5-10 секунд.

Вопрос № 10. Спорт. Определение, цель, функции, система подготовки спортсмена

Спорт - это составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.

Цель спорта - физическое совершенство человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, достижение высокого спортивного результата.

Функции спорта:

) Эмоционально-зрелищная.

) Социальная интеграция и социализация личности.

) Экономическая.

) Соревновательно-эталонная.

) Эвристическо-достиженческая.

) Личностно-направленного воспитания, обучения и развития.

) Оздоровительно-рекреативная.

) Коммуникативная.

Система подготовки спортсмена - совокупность методических основ, организационных форм и условий соревновательно-тренировочного процесса, оптимально взаимодействующих между собой и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к спортивным результатам. Составляющие блоки системы подготовки спортсмена:

) Система отбора, селекции и спортивной ориентации.

) Система спортивной тренировки.

) Система соревнований (цель, средство, метод подготовки).

) Внетренировочные и внесоревновательные факторы оптимизации соревновательно-тренировочного процесса.

Похожие работы на - Основные понятия системы физической культуры и спорта

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!