Воспитание скоростно-силовых качеств студентов вуза методом интервальной тренировки

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    62,44 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Воспитание скоростно-силовых качеств студентов вуза методом интервальной тренировки

Министерство образования и науки Российской Федерации

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Факультет физической культуры

Кафедра гимнастики и спортивных игр








ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Воспитание скоростно-силовых качеств студентов вуза методом интервальной тренировки

Руководитель

Ст. преподаватель А.Б. Шарафеева

Автор работы Г.Н. Сушилов







Томск 2012

Оглавление

Введение

Глава I. Скоростно-силовые качества и методика их воспитания

.1 Средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств

.2 Скоростно-силовые качества волейболистов

.3 Срочный тренировочный эффект игровых упражнений

Глава II. Методы и организация исследования

.1 Методы исследования

.1.1 Анализ научно - методической литературы

.1.2 Тестирование

.1.3 Статистическая обработка полученных результатов

.2 Организация исследования

Глава III. Эффективность применения метода интервальной тренировки для развития скоростно-силовых качеств студентов вуза

.1 Предварительные результаты исследования уровня скоростно-силовой подготовленности студентов вуза, занимающихся волейболом

.2 Особенности применения метода интервальной тренировки в физическом воспитании студентов вуза

.3 Оценка эффективности применения метода интервальной тренировки для развития скоростно-силовых качеств студентов вуза, занимающихся волейболом

Выводы

Список литературы

Приложения

Введение

Возросшие требования к физическому воспитанию студентов диктуют необходимость поиска новых путей и организационно-методических решений, обеспечивающих повышение качества двигательной деятельности, направленных на достижение физических кондиций, необходимых для достижения и поддержания высокого уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности [17].

Между тем недостаточно исследован вопрос совершенствования оздоровительных возможностей при занятиях волейболом на уроках физической культуры в образовательных учреждениях.

Некоторые компоненты технологий подготовки спортивных резервов эпизодически применяются в массовой физической культуре, но слепое копирование форм, средств и методов, применяемых в спорте, не позволяет решать оздоровительные задачи, поскольку спортивные режимы переносятся на неподготовленный контингент.

Особую актуальность приобретает выбор методов обучения, адекватных уровню физической подготовленности, оптимальной двигательной активности и возрастным особенностям учащихся.

Предоставив возможность освоения игрового вида студентам 17-19-ти лет, высшая школа частично решает важнейшую оздоровительную задачу: молодые люди остаются, верны своему выбору не только три регламентированных зачетом года, но многие годы, поскольку только на второй-третий год обучения начинают чувствовать и понимать суть и интерес игры [4,14,].

Но в волейболе, для того чтобы выполнить нападающий удар со скоростной передачи, необходима не только совершенная техника, но и высокий уровень развития быстроты и прыгучести, а чтобы выполнять его неоднократно с постоянной максимальной мощностью необходимы скоростно-силовые качества.

Малоподвижный волейболист, выполняя прием мяча после нападающего удара с предварительным выходом с задней линии, не всегда вовремя «встречается» с мячом, в результате - неправильно выполнен технический прием и, как следствие, - ошибка в технике или тактике игры [25].

В ходе совершенствования техники и тактики поднимается и уровень физической подготовленности. Так, для отработки нападающего

удара необходимы повторения, а эти повторения, в свою очередь,

способствует воспитанию прыгучести, прыжковой выносливости и ловкости [16].

Все технические приемы реализуются в тактике игры (индивидуальной, групповой и командной). Большинство технических комбинаций основано на быстрых перемещениях игроков, что требует от волейболистов высокого уровня развития быстроты реакции, быстроты перемещения и скоростной выносливости. Эффективное выполнение многократных прыжковых действий для блокирования и нападающих ударов зависит от хорошего развитой прыгучести, прыжковой выносливости, ловкости. Прием мячей в защите связан с быстротой реакции, быстротой одиночного движения и быстротой перемещений. Сохранение высокой игровой активности на протяжении 2-3 ч в одном игровом дне и во всем туре (3-5 игровых дней) зависит от хорошего функционирования центральной нервной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Низкий уровень развития одного из специальных физических качеств сказывается на реализации технико-тактических компонентов игры [4].

Воздействие игры на организм волейболистов носит смешанный аэробно-анаэробный характер, а по временным характеристикам игровая деятельность близка к режиму интервальных тренировок. Поэтому для развития скоростно-силовых качеств волейболистов целесообразно применять интервальный метод, который заключается в многократном повторении кратковременных «порций» работы при строгой регламентации продолжительности упражнений и пауз отдыха между повторениями для каждого тренировочного занятия. Интенсивность упражнения должна быть с таким расчетом, чтобы к концу работы ЧСС равнялась 180 уд/мин (наибольший ударный объем сердца). Следующее повторение упражнения начинать с пульса 120-130 уд/мин. Продолжительность упражнения циклического характера - 1,5 - 2 мин, специальных волейбольных - 2 - 4 мин [14,15].

Для выяснения состояния вопроса, его значимости для развития скоростно-силовых качеств волейболистов проведен анализ научно-педагогической и спортивной литературы. В процессе работы изучались сведения профессиональной подготовки спортсменов высокого уровня, для обоснования применения интервального метода в развитии скоростно-силовых качеств волейболистов. Исследован материал, посвященный методам развития скоростно-силовых качеств.

По вопросу воспитания выносливости проводили исследования Матвеев Л.П. 1991г., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. 2002г., по вопросам воспитания скоростно-силовых качеств на наш взгляд интересные исследования проводил Платонов В.Н. 2005г., прыжковую выносливость волейболистов исследовали Беляев А.В. 2007г. и Озолин Н.Г. 2002г.

Интервальный метод научно обоснованно и широко используется при подготовке юных спортсменов (Н.А. Фомин, В.П. Филин 1986; В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева 1993).

В теории спортивной тренировки этот метод исследован достаточно подробно (Ю.Г. Маркиянов, 1997; Н.Г. Озолин 1988 и др.). Однако автоматический перенос принципов и особенностей спортивной тренировки в физическое воспитание студентов вузов, будет являться не корректным.

Проблема исследования заключается в преодолении существующей недостаточной эффективности физического воспитания студентов вуза, занимающихся волейболом, с помощью применения интервального метода для развития скоростно-силовых качеств.

Объект исследования - учебно-тренировочный процесс студентов вуза занимающихся волейболом.

Предмет исследования - особенности применения интервального метода в физическом воспитании студентов вуза занимающихся волейболом.

Цель исследования - разработать комплекс упражнений с использованием интервального метода тренировки, направленный на развитие скоростно-силовых качеств студентов вуза, занимающихся волейболом и обоснование эффективности использования его в условиях педагогического эксперимента.

Задачи:

. На основании научной и научно-методической литературы обосновать возможность использования интервального метода в процессе воспитания скоростно-силовых качеств студентов вуза, занимающихся волейболом.

. Разработать комплекс упражнений с применением метода интервальной тренировки в процессе воспитания скоростно-силовых качеств волейболистов.

. Экспериментально проверить эффективность применения метода интервальной тренировки в процессе воспитания скоростно-силовых качеств студентов вуза, занимающихся волейболом.

Гипотеза исследования: предполагалось, что разработанная программа учебно-тренировочных занятий с использованием интервального метода тренировки, направленная на развитие скоростно-силовых качеств волейболистов повысит уровень скоростно-силовых качеств студентов, занимающихся волейболом и их физическую работоспособность.

Структура и объем дипломной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, выводов, списка литературы и приложения. Список литературы включает 39 источника.

Глава I. Скоростно-силовые качества и методика их воспитания

К скоростно-силовым качествам относят:

) быструю силу;

) взрывную силу.

Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях, в прыжках на блок, нападающих ударах и т.д.).[22,23,25,26,27]

Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой. Стартовая сила - это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила - способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.[27,28]

Методика воспитания скоростно-силовых способностей характеризуется частными особенностями, вытекающими из специфики спортивной специализации. Этот раздел подготовки, являясь своего рода связующим звеном между собственно-силовой подготовкой и воспитанием скоростных способностей, должен отражать особенности соотношения быстроты и силы, оптимального для совершенствования в избранном виде спорта. Кратковременность скоростно-силовых упражнений и ограниченная величина применяемых в них отягощений позволяют выполнять их в каждом занятии серийно и по нескольку серий. Вместе с тем предельная концентрация воли, полная мобилизация скоростно-силовых возможностей, необходимость каждый раз при повторениях не допускать ухудшения скоростных характеристик движений существенно лимитируют объем нагрузки [27,28].

В принципе, чем больше степень отягощения, преодолеваемого спортсменом в условиях состязаний по избранному виду спорта, тем шире может быть диапазон целесообразного увеличения тренировочных отягощений при воспитании скоростно-силовых способностей, и наоборот [28].

.1 Средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств

Для достижения высокого уровня скоростно-силовых качеств, спортсмену необходимо добиться комплексного проявления отдельных свойств и способностей, их определяющих, в условиях, характерных для конкретной соревновательной деятельности [17].

На ранних этапах подготовки спортсмен еще не в состоянии выдерживать необходимый темп игры. Однако выполнять большой объем работы с такой интенсивностью необходимо, так как это способствует становлению соревновательной техники спортсмена, повышает его энергетический потенциал и экономичность работы, вырабатывает рациональную координацию двигательных и вегетативных функций, совершенствует психику. Для развития этих специфических качеств широко используют различные варианты интервального и непрерывного методов.

При работе над развитием скоростно-силовых качеств основными являются специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, а также сочетание упражнений различной продолжительности при выполнении программы отдельного занятия. Интенсивность работы планируют так, чтобы она была близкой к планируемой соревновательной. Широко используют упражнения с интенсивностью, несколько превышающей планируемую соревновательную [9,22].

Если продолжительность отдельных упражнений невелика (намного меньше продолжительности соревновательной деятельности), то длительность интервалов отдыха между ними может быть небольшой. Она, как правило, должна обеспечивать выполнение последующего упражнения на фоне утомления после предыдущего. Однако, следует учитывать, что интервал времени, в течение которого можно выполнить очередное упражнение в условиях утомления, весьма велик (например, после работы с максимальной интенсивностью продолжительностью 20 - 30 с работоспособность остается пониженной примерно в течение 1,5 - 3 мин). Поэтому при планировании продолжительности пауз учитывают квалификацию и степень тренированности спортсмена, следя за тем, чтобы нагрузка, с одной стороны, предъявляла его организму требования, способные оказать тренирующее воздействие, а с другой - не была чрезмерной и в силу этого не оказывала бы неблагоприятного воздействия [20, 26].

Когда отдельные тренировочные упражнения продолжительны, то паузы между повторениями могут быть длительными, так как в этом случае основное тренирующее воздействие оказывают сдвиги, происходящие во время выполнения каждого отдельного упражнения, а не результат кумулятивного воздействия комплекса упражнений.

При выборе упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств, их необходимо увязывать с характерными особенностями соревновательной деятельности в конкретном виде спорта. Существенное влияние на развитие скоростно-силовых качеств оказывает сочетание упражнений различной продолжительности при выполнении программы отдельного занятия. В волейболе, например, наибольшее распространение на практике получили варианты, при которых длина отрезка в сериях является постоянной или постепенно убывает. Применение подобных серий позволяет достаточно точно моделировать условия предполагаемой соревновательной деятельности. Однако при этом необходимо строго придерживаться следующих правил: паузы между отрезками должны быть непродолжительными (ЧСС не должна снижаться более чем на 10 - 15 уд-мин); каждый очередной отрезок должен быть короче предыдущего или такой же длины; общее время серии должно быть близким к тому, которое планируется показать на соревнованиях [7,16].

Количество отдельных упражнений зависит от их характера, объема нагрузки в занятиях, квалификации и тренированности спортсменов, методики построения программы занятия и т. д. Таким образом, планируя объем работы, направленной на повышение уровня скоростно-силовых качеств, исходят из конкретной ситуации. При прочих равных условиях количество упражнений может быть увеличено за счет серийного выполнения, а также разнообразия тренировочной программы отдельного занятия.

В процессе целостного развития скоростно-силовых качеств следует учитывать, что эффективная соревновательная деятельность сопряжена с большой вариативностью двигательных и вегетативных функций, обеспечивающих высокую работоспособность спортсмена при больших изменениях внутренней среды организма и в разнообразных условиях внешней среды. В связи с этим при развитии скоростно-силовых качеств следует обеспечивать:

большое разнообразие средств и методов совершенствования технико-тактических действий и развития скоростно-силовых качеств;

тесную взаимосвязь процессов технико-тактического совершенствования и развития скоростно-силовых качеств;

моделирование в условиях тренировочной деятельности всего возможного спектра состояний и реакций функциональных систем, характерных для соревновательной деятельности;

вариативность условий внешней среды, как при развитии скоростно-силовых качеств, так и в процессе технико-тактического совершенствования [22].

1.2 Скоростно-силовые качества волейболистов

Скоростно-силовые качества необходимы волейболистам для эффективной игровой деятельности. Они проявляются в многократных прыжках, быстрых перемещениях по площадке, силовых подачах, падениях в защите и т.д. Скоростно-силовые способности характеризуются возможностью проявления человеком предельных или околопредельных усилий в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движений.

Для развития скоростно-силовых качеств подбирают упражнения на быстроту, выполняемые многократно и более длительно, чем упражнения для развития быстроты реакции, быстроты перемещения, быстроты отдельного движения. В качестве средств используют рывки и спринтерские ускорения, имитационные и основные упражнения по технике игры. Продолжительность и количество серий при выполнении изучаемых упражнений должны быть такими, чтобы не нарушалась структура технического приема. Метод тренировки: повторный, повторно-переменный, интервальный, соревновательный [23].

Дозировка физической нагрузки будет иметь следующие значения: продолжительность одной серии - 30с - 2 мин; интенсивность максимальная, интервал отдыха между повторениями - 1 - 3 мин, количество повторений - 5 - 9.

Примерные упражнения для развития скоростно-силовых качеств волейболистов:

челночный бег с касанием рукой линии нападения и лицевой линии;

то же, что и первое упр., но с падением на линиях;

имитация блокирования по всей длине сетки (прыжки на блок в зонах 2, 3,4);

имитация нападающего удара с падением после приземления

на грудь - живот (бедро - спину);

защитные действия в паре (защищается только один спортсмен);       

нападающий удар с разбега из зоны 4 (2, 3) с интенсивностью

ударов за 20 с;

серия падений, между падениями - перемещения в два - три шага.

упражнения для воспитания скоростной выносливости используют в середине и в конце учебно-тренировочного занятия.

нападающий удар с разбега из зоны 4 с первой передачи мяча (5-6 ударов) без пауз отдыха между ударами. После серии ударов нападающий «поднимает» 3-4 мяча в защите

выполнение второй передачи мяча с предварительным выходом из зоны 1(5) После выполнения передачи быстрое возвращение пасующего игрока в исходную позицию [19].

Наиболее приемлемыми средствами для силовой подготовки волейболистов являются:

упражнения в преодолении собственного веса (приседания, подтягивания, прыжковые упражнения и др.);

упражнения с партнером (приседания, перетягивания, выталкивания, вырывания и др.);

упражнения с отягощением (гирей, штангой и др.);

упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и др.);

упражнения с использованием тренажерных устройств;

основные и имитационные упражнения с небольшими отягощениями (в тренировочном жилете, с манжетами на кистях, бедрах и т. д.).

ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (прыжки с тумбы с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх)

Примерные упражнения для развития силы мышц рук и плечевого пояса.

Сгибание и разгибание рук, в упоре лежа (варианты: одна кисть на другой; с поочередным подниманием ног; с хлопком ладонями в момент отталкивания; поочередные отталкивания с поворотом вокруг ступней; с опорой на пальцы и др.).

Передвижение на руках, ноги поддерживает партнер.

Броски набивных мячей одной и двумя руками с разбега, с места, сидя на полу.

Стоя на резиновом амортизаторе, держа концы амортизатора в руках, сгибание рук в локтях до груди (варианты: поднимание рук вперед-вверх, в стороны - вверх, круговые вращения руками).

Ударное движение руки при нападающем ударе с резиновым амортизатором.

В парах: при сопротивлении партнера поднять руки вверх, опустить вниз, развести в стороны, свести вместе.

Круговые вращения кистей рук с отягощением.

Передвижение в упоре сидя, перебирая руками и ногами.

Передвижение на руках в упоре лежа без помощи ног.

Примерные упражнения для развития силы мышц туловища.

Лежа на спине руки за головой - поднять туловище с наклоном вперед до касания локтями пола.

То же, но руки на полу ладонями вниз, ноги вместе, поднять прямые ноги вверх и опустить их вправо, затем влево.

Лежа на полу лицом вниз, поочередное или одновременное поднимание и удерживание рук и ног, прогнувшись.

Наклоны вперед и назад, лежа бедрами на гимнастической скамейке, ноги удерживает партнер.

То же с отягощением.

Примерные упражнения для развития силы мышц ног.

Бег по лестнице вверх и вниз.

Приседания на двух ногах, на одной ноге.

Перетягивание и отталкивание партнера.

«Петушиный» бой (оба партнера, прыгая на одной ноге, толкаются плечами).

Приседания с отягощением (полуприсед; медленный присед).

Выпрыгивания с отягощением на плечах.

В выпаде в сторону - перенос тяжести тела с одной ноги на другую.

Перенос партнера на плечах (спине) [13].

Прыгучесть - это способность прыгать оптимально высоко для выполнения нападающих ударов, подач, блокирования и вторых передач в прыжке. Она зависит от силы мышц и скорости сокращения мышечных волокон. Для проявления прыгучести необходима взрывная сила.

Примерные упражнения для развития прыгучести.

Прыжки с места, с разбега, доставая баскетбольный щит, кольцо.

Прыжки из глубокого приседа.

Прыжки на одной и двух ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед; то же с отягощением.

Прыжки - многоскоки у щита с прикосновением на максимальной для занимающегося высоте.

Прыжки с разбега с доставанием метрической отметки возможно выше.

Прыжки через препятствия, (в качестве препятствий можно использовать резину, бечевку, набивные мячи и т. д.)

Спрыгивание и напрыгивание на тумбу (высота тумбы 0,5 - 0,8 м).

Прыжки со скакалкой на двух ногах (варианты: с ноги на ногу, с продвижением вперед, на одной ноге, в приседе, с двойной прокруткой скакалки).

Имитации нападающих ударов в прыжке с места, с разбега.

Имитации блокирования на месте и после перемещения.

Имитации блока, нападающего удара, блока, нападающего удара и т.д.

Нападающие удары через сетку после разбега с различных по траектории передач. [Дубровский В.И., Федорова В.Н, 2004; Максименко А.М,.1999; Матвеев Л..П., 1991; Фомин Н.А., Филин В.П., 1986].

Прыгучесть - это способность волейболиста прыгать оптимально высоко для выполнения нападающих ударов, подач, блокирования и вторых передач в прыжке. Она зависит от силы мышц и скорости сокращения мышечных волокон. Для проявления прыгучести необходима взрывная сила.

Развитие прыгучести начинается с развития силы с помощью упражнений общего воздействия, а в дальнейшем мышечную силу и скорость сокращения мышц рекомендуется развивать параллельно.

В специальной прыжковой подготовке рекомендуются:

а) прыжковые упражнения с отягощением и без отягощения (отягощения не более 40% от веса спортсмена);

б) основные упражнения по технике игры.

Количество прыжков с отягощением в одной серии - 10-20; продолжительность интервалов отдыха - 2-3 мин; количество серий - 5-6.

Для прыжковых упражнений без отягощения дозировки следующие:

продолжительность одной серии - 10-20 прыжков; интенсивность - без пауз между прыжками; интервал отдыха между сериями - 1-2 мин;

количество серий - 5-7 в тренировке.

Прыжковая выносливость волейболистов - способность к многократному выполнению прыжковых игровых действий с оптимальными мышечными усилиями. Проявляется этот вид выносливости в прыжках для нападающего удара, подач, постановки блока и выполнения вторых передач в прыжке. Чем более локальный характер носит мышечная работа, тем в более аэробных условиях происходит прыжковая двигательная деятельность. Способность эффективно продолжать мышечную работу на фоне утомления в безкислородных условиях обеспечивается как анаэробными возможностями организма спортсмена, так и волевой подготовкой волейболиста.

В качестве средств воспитания прыжковой выносливости используют прыжковые упражнения с отягощениями (малыми) и без них, прыжковые имитационные упражнения и основные упражнения по технике игры.

Наиболее эффективные для развития прыжковой выносливости повторный, интервальный, круговой методы тренировки

Продолжительность одной серии - 1 - 3 мин (время зависит от вида применяемого упражнения), интенсивность выполнения - без пауз между прыжками, количество серий - 5 - 8. Интервалы отдыха между повторениями - 1 - 4 мин.

Примерные упражнения для развития прыжковой выносливости волейболистов:

прыжки со штангой на плечах из глубокого приседа (вес штанги - 20 кг) - 1,5 мин;

прыжки на возвышение высотой 80 - 100 см (60 - 80' см для женщин) - 1 мин;

имитация блокирования - 1 мин;

игрок последовательно имитирует нападающий удар и блокирование (удар - два блока), после чего быстро отходит на линию нападения, чтобы вновь выполнить упражнение - 1,5 - 2 мин;

блокирование поточных нападающих ударов в зоне 2, 3, 4 - 1,5 -2 мин.

блокирование поочередных нападающих ударов в зонах 2,3,4,3,2,3,4,3,2.

нападающий удар с первой передачи в зоне 4, здесь же блокирование нападающего удара с противоположной стороны площадки. Выполнить эти же действия в зонах 3,2,3,4.

серия имитаций нападающих ударов [5].

При выполнении серий упражнений для развития специальной выносливости можно не исходить из стандартного временных пауз отдыха, а устанавливать эти паузы в зависимости от быстроты возвращения пульса к уровню 120-130 уд/мин. Практически это выглядит так: после каждой «порции» работы волейболист отсчитывает пульс пальпаторно по 10-секундным отрезкам времени. Как только пульс снизился до 20-21 удара за 10 с, можно начинать выполнять следующую серию.

Игровая выносливость волейболистов - способность вести игру в высоком темпе без снижения эффективности выполнения технических приёмов. Она объединяет все виды выносливости и специальные физические качества. Высокий уровень развития функциональных способностей волейболистов - один из главных факторов поддержания высокой работоспособности по ходу игры и реализации всего арсенала технических и тактических средств борьбы[17].

Игровую выносливость совершенствуют в процессе проведения игр с большим, чем предусмотрено правилами соревнований, количеством партий (6 - 9), полными и неполными составами (5 Х 5, 4 Х 4, 3 Х 4 и т. д.), игр на время. Действенным средством воспитания игровой выносливости является использование в процессе игры (при достижении счета 5, 10 и в паузах между партиями) упражнений различного тренирующего воздействия. Упражнения выполнять в максимально быстром темпе. Такой вид тренировочной работы дает возможность совершенствовать технико-тактическое мастерство, способствует развитию специальной работоспособности и волевых качеств[32].

Применение в тренировке упражнений, превышающих по объему и интенсивности соревновательные нагрузки, создает «запас прочности» в проявлении всех видов подготовки.

Примерные упражнения для развития игровой выносливости волейболистов:

прыжки на одной ноге, подтягивая бедра к груди, - 15 прыжков на каждой ноге;

кувырок вперед, рывок на 6 м, бросок на грудь (перекат на спину),

прыжков из глубокого приседа - 2 - 3 раза;

челночный бег от лицевой линии до линии нападения и обратно броском с броском (падением) на грудь (спину) на линиях, без пауз отдыха - 5 падений; через 30 с. выполнить еще раз;

имитация нападающего удара с разбега с падением (броском) на грудь - спину после приземления - 10 прыжков и падений;

подвижная игра «Борьба за мяч» (каждая команда на своей площадке) - 3 мин.

Упражнения выполняют в максимально быстром темпе. В каждой паузе используют упражнения, различные по своему воздействию. Такой вид тренировочной работы дает возможность совершенствовать технико-тактическое мастерство, способствует воспитанию скоростно-силовых и волевых качеств.

Применение в тренировочных занятиях нагрузок, превышающих по объему и интенсивности соревновательные нагрузки, дает возможность создать своеобразный запас прочности в проявлении всех видов подготовки [13].

.3 Срочный тренировочный эффект игровых упражнений

Избранные тренировочные средства (в сочетании с методами) лишь тогда дадут желаемый результат, когда известно их тренирующее воздействие. Величину и характер изменений в организме определяет срочный тренировочный эффект. Воздействие физической нагрузки на организм занимающихся зависит от следующих характеристик: вида применяемых упражнений, интенсивности выполнения, продолжительности, времени отдыха между повторениями, количества повторений.

Вид применяемых упражнений предопределяет количество участвующих в работе мышц и режим их деятельности. Специальные упражнения волейболистов вызывают более значительные локальные изменения в организме, чем кроссовый бег, ходьба на лыжах (глобальная мышечная работа), где фазовый характер работы мышечных групп способствует хорошему кровообращению и усилению поставки кислорода к тканям.

Интенсивность влияет на характер энергетического обеспечения мышечной деятельности. При средних скоростях выполнения упражнений ведущую роль играет аэробный процесс; при максимальной интенсивности повышается роль анаэробных механизмов энергообразования.

Продолжительность выполнения упражнения определяется длительностью выполнения. При интенсивной мышечной работе в течение 3 - 5 мин. сокращение продолжительности упражнения все более уменьшает роль дыхательных процессов и возрастает значение анаэробных реакций. Поэтому для совершенствования специальной выносливости используют в основном нагрузку от 20с до 2 - 3 мин.

Время отдыха между упражнениями определяет как характер ответных реакций на тренировочную нагрузку, так и их величину. Если работа выполняется со средней интенсивностью, то сокращение интервалов отдыха повышает интенсивность аэробных изменений в организме; при работе с максимальной интенсивностью сокращение времени отдыха ведет к увеличению анаэробных изменений в организме.

Характер отдыха - выполнение умеренной нагрузки после тяжелой мышечной работы ускоряет протекание восстановительных процессов в организме.

Количество повторений определяет величину воздействия нагрузки на организм. Увеличение числа повторений при работе со средней интенсивностью поддерживает на высоком уровне деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем длительное время. При выполнении упражнения с максимальной интенсивностью увеличение числа повторений приводит к исчерпыванию энергетических ресурсов, и занимающийся либо снижает интенсивность, либо совсем прекращает работу.

Любое движение волейболиста требует затрат энергии. Образование энергии для мышечной деятельности может происходить двумя путями:

с помощью кислорода воздуха (аэробная производительность);

без участия кислорода воздуха (анаэробная производительность).

Анаэробная производительность включает два типа реакций энергообмена:

быстрый (алактатный) - достигает максимальной мощности на 2 - 3-й секунде и может поддерживать мышечную деятельность на достаточно высоком уровне 10 - 15 сек.

гликолетический - развивается несколько медленнее, максимальная его интесивность наблюдается на 1 - 2 мин. работы

Аэробная производительность (или работоспособность) наиболее важна в упражнениях умеренной интенсивности: отражением аэробных процессов являются потребление кислорода и показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС).

Анаэробная производительность играет доминирующую роль в кратковременных упражнениях высокой интенсивности. Образование энергии за счет анаэробных реакций сопровождается накоплением в организме продуктов неполного распада, которые устраняются во время работы умеренной интенсивности и, главным образом, в интервалах отдыха за счет повышенного потребления кислорода. Этот излишек называется кислородным долгом. Чем выше значение долга, тем тяжелее была мышечная работа [27].

Варьируя компоненты нагрузки, можно добиться различного тренировочного эффекта при выполнении одного и того же упражнения.

Так при выполнении нападающего удара с максимальной интенсивностью (14 уд./мин.) и продолжительностью 3 мин. физиологические сдвиги в организме волейболиста имеют анаэробный характер, тренируется скоростно-силовая выносливость. При снижении интенсивности выполнения этого же упражнения до 6 - 7 уд/мин. и увеличении продолжительности выполнения до 10 - 15 мин. реакция организма на нагрузку имеет уже аэробный характер [27].

Или: выполнение защитных действий с максимальной интенсивностью одним волейболистом в течение 10 сек. (продолжительность одного повторения) вызывает изменения в алактатном (быстром) механизме энергообеспечения - тренируется скорость перемещения [38].

При увеличении числа защитников до двух человек и продолжительности всего упражнения до 5 - 8 мин. реакция организма носит уже смешанный аэробно - анаэробный характер.

Упражнения в защитных действиях по направленности являются анаэробными гликолетическими и тренируют способность «терпеть» большие физические напряжения. Такие же изменения в организме волейболистов происходят при выполнении блокирования, вторых передач с выходом при условии быстрого возвращения в зону выхода, при соблюдении дозировки физической нагрузки для этой группы упражнений.

Итак, устанавливая необходимую дозировку параметров физической нагрузки основных упражнений, можно заранее программировать достигаемый тренировочный эффект[38].

По характеру ответных физиологических реакций основные упражнения можно разбить на следующие группы:

. Упражнения преимущественно аэробного воздействия: интенсивность выполнения - средняя, ЧСС 150 - 160 уд/мин., продолжительность упражнения - от 10 мин. и более. Защитные действия в поле трех игроков, нападающий удар, подвижное блокирование, выход игрока для второй передачи, прием подач двумя - тремя игроками дают положительный эффект в развитии общей выносливости. Форма тренировочной работы - однократная, равномерная, повторная.

. Упражнения для совершенствования общей выносливости и скоростно - силовой подготовки (смешанное аэробно - анаэробное воздействие): интенсивность переменная. ЧСС - от 150 до 190 уд/мин. Для развития этих способностей используются игры полными так и неполными составами, групповые упражнения в нападении и защите. Методы тренировки: переменный, повторный.

. Упражнения анаэробной алактатной направленности - совершенствование скорости движений: продолжительность выполнения одной серии от 10 до 30 сек, интенсивность - максимальная, паузы отдыха между сериями 1 - 2 мин., количество серий 6 - 8. Упражнения в совершенствовании нападающего удара, подвижного блокирования, защитных действий хорошо развивают скоростно - силовые качества. Лучше всего тренировать эти качества в начале тренировочного занятия, потому что использование упражнений такого воздействия после напряженной мышечной работы или в конце тренировки не дает желаемого результата, так как физиологическая нагрузка, суммируясь, раз за разом будет давать эффект выносливости.

. Упражнения анаэробного гликолетического воздействия: интенсивность - близкая к максимальной, продолжительность выполнения одной серии 1 - 4 мин., паузы отдыха между сериями 2 - 4 мин, количество серий 5 - 7. Такие дозировки способствуют улучшению специальной выносливости. Используются упражнения в защитных действиях в паре, в поле одного игрока, в подвижном блокировании и нападающем ударе с первых передач. Для защитных действий время выполнения упражнения меньше, чем в подвижном блокировании и нападающем ударе. Метод интервальной работы наиболее целесообразен для этой группы упражнений.

Используя в практике приведенную систематизацию игровых упражнений, можно с достаточной точностью определить направленность воздействия того или иного упражнения, что, в свою очередь, позволяет эффективно управлять развитием тренированности. Кроме того, данная систематизация позволяет унифицировать учет тренировочной работы. В этом случае объем нагрузки легко установить, исходя из времени, затраченного на выполнение упражнения и времени отдыха между повторениями [6,21].

Таким образом, воспитание скоростно-силовых качеств является одним из важных условий физической подготовки необходимых спортсмену для ведения игры и выполнения технико-тактических действий. В волейболе, для того чтобы выполнить нападающий удар со скоростной передачи, необходима не только совершенная техника, но и высокий уровень развития быстроты и прыгучести, а чтобы выполнять его неоднократно с постоянной максимальной мощностью необходимы скоростно-силовые качества.

Для развития скоростно-силовых качеств необходимо многократное, высокоинтенсивное, но не продолжительное воздействие нагрузки, чтобы организм работал в условиях кислородного долга, в режиме соревновательного упражнения. Для этой цели используются подготовительные и подводящие упражнения, фрагменты соревновательного упражнения. Одним из методов воспитания скоростно-силовых качеств является интервальный метод тренировки.

Интервальный метод - многократное повторение кратковременных «порций» работы при строгой регламентации продолжительности упражнения и пауз отдыха между сериями для каждого тренировочного занятия. Интенсивность упражнений подбирается с таким расчетом, чтобы к концу серии ЧСС была бы на уровне до 180 уд/мин + 5 уд/мин (наибольший ударный объем сердца). Следующую серию упражнений начинать при выходе пульса на уровень 120 - 130 уд/мин. Продолжительность одной серии циклического характера 1,5 - 2 мин, а основных упражнений 2 - 4 мин [4].

Специальный раздел тренировки должен быть посвящен совершенствованию смены характера работы. Быстрый и эффективный переход от одного рода работы к другому с обеспечением оптимальной функциональной активности в значительной мере определяет высокий уровень скоростно-силовых качеств спортсменов.

При определении дозировок упражнений для развития скоростно - силовых способностей и специальной выносливости следует учитывать квалификацию волейболистов, их уровень подготовленности, пол, возраст, этап подготовки с обязательным соблюдением принципа постепенного роста нагрузки и регулярности учебно - тренировочных занятий.

Целесообразно, чтобы в каждом тренировочном занятии выполнялись упражнения определенного тренирующего воздействия, в противном случае не исключено снижение тренировочного эффекта из-за отрицательного взаимодействия упражнений разной направленности.

Положительное взаимодействие проявляется, если в тренировке выполняются:

а)       упражнения алактатной анаэробной направленности (скоростно-силовые), затем упражнения анаэробного гликолитического

воздействия (скоростная выносливость);

б)      упражнения алактатной анаэробной направленности затем

упражнения аэробного воздействия (общая выносливость);

в)      упражнения анаэробного гликолитического воздействия (в

небольшом объеме), затем упражнения аэробной направленности [29].

Глава II. Методы и организация исследования

В настоящей главе представлены методы способствующие осуществлению запланированного в работе исследования, организация и проведение экспериментальной части.

.1 Методы исследования

скоростной силовой двмгательный волейболист

Для достижения поставленной цели и решения задач нами использовались следующие методы исследования:

. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

. Тестирование.

. Педагогический эксперимент.

. Методы математической статистики

.1.1 Анализ научно-методической литературы

Анализ научно-методической литературы проводился с целью изучения применения интервального метода тренировки для воспитания скоростно-силовых качеств студентов вуза занимающихся волейболом. Для выяснения состояния вопроса, его значимости для скоростно-силовых качеств волейболистов проведен анализ научно-педагогической и спортивной литературы. В процессе работы изучались сведения профессиональной подготовки спортсменов высокого уровня, для обоснования применения интервального метода в развитии скоростно-силовых качеств волейболистов. Исследован материал, посвященный методам развития скоростно-силовых качеств

.1.2 Тестирование

Уровень физической работоспособности определялся по результатам пробы Руфье:

Обследуемый находится в положении стоя в течение 5 минут.

За 15 секунд подсчитывается пульс (Р1).

Выполняется физическая нагрузка (30 приседаний за 1 минуту).

Повторно подсчитывается пульс за первые 15 секунд 1-ой минуты восстановления (Р2).

Повторно подсчитывается пульс за последние 15 секунд 1-ой минуты восстановления (Р3).

При подсчёте пульса обследуемый находится в положении стоя.

Формула определения индекса Руфье = [(Р2-70)+(Р3-Р1)]:10

Оценка пробы:

Проба выполнена «отлично»: 0 - 2,8.

Проба выполнена «хорошо»: 3 - 6.

Проба выполнена «удовлетворительно»: 6 - 8.

Проба выполнена «плохо»: свыше 8.

Уровень скоростной выносливости определялся по результатам теста «Ёлочка»         (Рисунок 1).

Рисунок 1. Тест «Елочка»

Тест предназначен для определения скоростно-силовых качеств волейболистов, связанной с изменением направления движения и чередованием ускорения и торможения.

Методика выполнения. В зале на волейбольной площадке ставятся набивные мячи (7 штук). Занимающийся обязан коснуться всех мячей, возвращаясь, каждый раз к центральному мячу сначала с одной стороны площадки, начиная с дальнего мяча, затем - с другой. По первому касанию центрального мяча включается секундомер, по последнему касанию центрального мяча - секундомер выключается[8].

Уровень прыгучести определяется тестом на прыгучесть:

Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами. Для этой цели применяется «косой экран» конструкции Абалакова В.М., позволяющий измерить высоту подъема общего центра масс при подскоке вверх. Нельзя отталкиваться и приземляться за пределами квадрата 50 х 50 см. Число попыток - три. Учитывается лучший результат. Точка отсчета при положении стоя на всей ступне, при прыжке с места со взмахом рук.

Уровень скоростно-силовых качеств плечевого пояса определялся тестом «Метание набивного мяча из положения сидя».

Метание набивного мяча массой 1,5 кг из-за головы двумя руками из положения сидя на полу. Плечи должны быть на линии отсчета. Поднимая мяч вверх, производится замах назад за голову и тут же сразу бросок вперед, три попытки. Учитывается лучший результат[37].

.1.3 Статистическая обработка полученных результатов

В ходе педагогического исследования для выявления эффективности методики интегральной подготовки мы использовали для оценки результатов метод количественного анализа. Основной вид измерительной шкалы - отношений. Обработка количественных результатов осуществляется с помощью параметрических критериев. t-Критерий Стьюдента относится к параметрическим, следовательно, его использование подходит для нашего педагогического исследования.

Основные переменные:

x - среднее арифметическое.

G - стандартное отклонение.

mх - стандартная ошибка среднего арифметического.

t - средняя ошибка разности.

N - количество испытуемых.

р - коэффициент достоверности различий.

Основные формулы:

Среднее арифметическое X,

X=  

Среднее квадратическое отклонение G,

=  х = ___G___

√n - 1

Когда n<30.

Коэффициент достоверности различий (Р) вычислялся по таблице вероятностей распределений Стьюдента (t). Результаты считались достоверными, если Р < 0,05.- критерий Стьюдента, Tp.;

а) Тр =  

(для независимых выборок n = n1 = n2)

2.2 Организация исследования

Основная часть исследования тематики избранного нами направления в рамках диплома составила один семестр, началась в сентябре 2011 года с поиска его информационного составляющего (литература).

Обосновав актуальность избранного направления, мы провели экспериментальную часть исследования с ноября 2011г по апрель 2012г на базе кафедры физического воспитания Томского государственного университета. В исследовании были задействованы 20 студентов (юноши) отделения «волейбол».

Проведение педагогического эксперимента осуществлялось в три этапа:

на первом этапе (сентябрь - октябрь 2011 года) проводился теоретический анализ литературы, изучение нормативных документов, материалов конференций, диссертационных работ по проблеме исследования, изучалась организация физического воспитания на отделении «волейбол». Методом случайной выборки были определены две группы студентов (по 10 человек) второго и третьего курса, зачисленных на специализацию волейбол. Было проведено первоначальное тестирование для выявления уровня скоростно-силовых качеств, тестирование физической работоспособности (тест Руфье) как в контрольной, так и экспериментальной группах.

на втором этапе (ноябрь 2011 - апрель 2012 года) в учебно-тренировочном процессе студентов экспериментальной группы целенаправленно применялся интервальный метод для развития скоростно-силовых качеств волейболистов, контрольная группа занималась по традиционной методике.

Подготовительная и основная часть занятия в ЭГ и КГ не отличались, кроме того, что в экспериментальной группе, на каждом занятии, в конце основной части, выполнялся комплекс упражнений для развития скоростно-силовых качеств с применением интервального метода тренировки.

В контрольной группе в конце основной части занятия применялась двустороння игра. А в остальном содержание занятий были идентичными.

Занятия проходили 2 раза в неделю и в каждом недельном цикле мы чередовали упражнения на развитие скоростно-силовых качеств и специальной (скоростной и прыжковой) выносливости в ЭГ.

на третьем этапе (апрель 2012 года) проводились контрольные тестирования скоростно-силовых качеств и оценки физической работоспособности студентов КГ и ЭГ. Проводилась математическая обработка результатов тестирования, сопоставление, анализ и обобщение полученных данных.

Педагогический эксперимент проводился с целью определения уровня физической работоспособности и уровня скоростно-силовых качеств студентов занимающихся волейболом и для определения эффективности применения интервального метода в развитии скоростно-силовых качеств студентов, занимающихся волейболом.

Глава III. Эффективность применения метода интервальной тренировки для развития скоростно-силовых качеств студентов вуза

В настоящей главе представлены: ход экспериментальной части исследования, его результаты и сравнительный анализ применения традиционной и экспериментальных методик. В эксперименте приняли участие 20 студентов ТГУ, в числе которых: 10 человек экспериментальной группы и 10 человек контрольной.

.1 Предварительные результаты исследования уровня скоростно-силовой подготовленности студентов вуза, занимающихся волейболом

На 1-м этапе производилось первоначальное тестирование уровня

) физической работоспособности,

) прыгучести

) скоростно-силовых качеств

) скоростно-силовых качеств плечевого пояса

у студентов 2-3 курса специализации волейбол в контрольной и экспериментальной группах. Были получены следующие результаты:

А) в контрольной группе:

) 6,88±0,79

) 33,2±2,07

) 23,8±0,22

) 7,35±0,44

Б) в экспериментальной группе:

) 6,71±0,54

) 33,9±2,07

) 23,79±0,28

) 7,35±0,40

Достоверных различий выявлено не было (во всех случаях р ≥ 0,05).

3.2 Особенности применения метода интервальной тренировки в физическом воспитании студентов вуза

На 2-м этапе исследования в учебно-тренировочном процессе студентов экспериментальной группы применялся комплекс волейбольных упражнений для развития специальной выносливости. Использовался интервальный метод тренировки. Обучение студентов в экспериментальной группе отличалось от обучения в контрольной тем, что в учебно-тренировочном процессе ЭГ целенаправленно применялся комплекс волейбольных упражнений с применением метода интервальной тренировки для развития скоростно-силовых качеств, а в учебно-тренировочном процессе КГ использовалась традиционная методика обучения. Структура и общие задачи занятий в контрольной и экспериментальной группе были идентичными.

Подготовительная и основная часть занятия в ЭГ и КГ не отличались, кроме того, что в экспериментальной группе, на каждом занятии, в конце основной части, выполнялся комплекс упражнений для развития скоростно-силовых качеств с применением интервального метода тренировки.

В контрольной группе в конце основной части занятия применялась двухстороння игра. А в остальном содержание занятий были идентичными.

Занятия проходили 2 раза в неделю и в каждом недельном цикле мы чередовали упражнения на развитие скоростно-силовых качеств и специальной (скоростной и прыжковой) выносливости.

Комплекс для развития скоростно-силовых показателей плечевого пояса и туловища с набивными мячами (1,5 кг):

. Броски набивного мяча из-за головы двумя (одной) руками из положения стоя

Продолжительность одной серии 10 бросков

Паузы отдыха между сериями 30-60 с

Количество серий 3-5

. Из положения, лежа на спине, поднимая туловище вертикально, броски набивного мяча двумя руками из-за головы.

Продолжительность одной серии 10 бросков

Паузы отдыха между сериями 30-60 с

Количество серий 2-4

. Из положения, лежа на животе, прогнувшись, броски набивного мяча двумя руками от груди.

Продолжительность одной серии 10 бросков

Паузы отдыха между сериями 30-60 с

Количество серий 2-4

Комплекс для развития прыгучести:

Анаэробное алактатное воздействие

Имитация нападающего удара (разбег от 3-метровой линии). После приземления имитация блокирования. Снова нападающий удар и т.д.

Продолжительность одной серии 12 сек.

Интенсивность - без пауз между прыжками и падениями.

Паузы отдыха между сериями 1 - 2 мин.

Количество серий 4 - 5.

. Анаэробное гликолетическое воздействие

Имитация блока в зонах 3 - 2 - 4, отбежать на 3-метровую линию, выполнить имитацию нападающего удара.

Продолжительность одной серии 20 сек.

Интенсивность - без пауз между прыжками и имитациями.

Паузы отдыха между сериями 2 - 4 мин.

Количество серий 4 - 5.

Для развития прыжковой выносливости мы использовали следующие упражнения:

Комплекс №1

Аанаэробное алактатное воздействие

Имитация нападающего удара (разбег от 3-метровой линии). После приземления имитация приема мяча в защите с падением. Снова нападающий удар и т.д.

Продолжительность одной серии 20 сек.

Интенсивность - без пауз между прыжками и падениями.

Паузы отдыха между сериями 1 - 2 мин.

Количество серий 3 - 5.

Анаэробно - гликолитическое воздействие

Имитация блокирования в зонах 2 - 3 - 4 - 3 - 2 и т.д.

Продолжительность одной серии 40 сек.

Интенсивность - без пауз между прыжками.

Паузы отдыха между сериями 2 - 4 мин.

Количество серий 3 - 4.

Комплекс № 2

Аэробно - анаэробное воздействие

Один игрок у сетки, второй с мячом в 6-8м в глубине площадки. Удар в игрока у сетки, тот принимает мяч, поворачивается на 1800 и имитирует блок в прыжке. Поворачивается на 1800, принимает мяч и далее повторение.

После 10 - 15 приемов мяча и блокирования - смена ролей.

. Анаэробное гликолетическое воздействие

Имитация блока в зонах 3 - 2 - 4, отбежать на 3-метровую линию, выполнить имитацию нападающего удара.

Продолжительность одной серии 40 сек.

Интенсивность - без пауз между прыжками и имитациями.

Паузы отдыха между сериями 2 - 4 мин.

Количество серий 3 - 4.

Средствами тренировки скоростной выносливости являются рывки и спринтерские ускорения, имитационные и основные упражнения по технике игры.

Комплекс № 1

Анаэробно алактатное воздействие

Нападающий удар пол - стена. И.п. игрока - в 5 - 7 м от стены. После удара рывок до стены, коснуться ее рукой и принять мяч (способом сверху - снизу двумя руками) отскочивший от стены.

Продолжительность одной серии - 15 ударов.

Интенсивность - без пауз между ударами.

Паузы отдыха между сериями 2 - 3 мин.

Количество серий - 4 - 6.

. Анаэробно - гликолетическое воздействие

Передача сверху или снизу двумя руками над собой на высоту 6 - 8м. После передачи - рывок в любом направлении, коснуться пола обеими руками, вернуться - передача и т. д..

Продолжительность одной серии - 10 передач.

Интенсивность - без пауз между передачами.

Паузы отдыха между сериями 2 - 3 мин.

Количество серий 4 - 6.

Комплекс № 2

. Анаэробное гликолетическое воздействие

Имитация нападающего удара (разбег от 3-метровой линии). После приземления отбежать спиной вперед на трехметровую линию, имитация приема мяча в защите. Снова нападающий удар и т.д.

Продолжительность одной серии 40 сек.

Интенсивность - без пауз между прыжками и имитациями.

Паузы отдыха между сериями 2 - 4 мин.

Количество серий 3 - 4.

. Аэробное воздействие

Подача мяча через сетку из-за лицевой линии. Партнер принимает мяч сверху или снизу двумя руками над собой и выполняет нападающий удар в прыжке в партнера, выполнившего подачу.

После 15 ударов - смена ролей.

серий для каждого игрока.

Комплекс № 3

Анаэробное алактатное воздействие

Прием поточных нападающих ударов одним защитником в зоне 1.

Нападение с собственного подбрасывания из зоны 4.

Продолжительность одной серии 4 мин.

Интенсивность - без пауз между ударами.

Паузы отдыха между сериями 1 - 2 мин.

Количество серий 4 - 6.

. Анаэробное гликолетическое воздействие

Четверо игроков с мячами располагаются по углам площадки. Партнер без мяча в центре принимает мяч после ударов (поочередных) от игроков, стоящих в углах площадки. Перед каждым приемом принимающий игрок выполняет два шага в сторону, касание пола обеими руками, вернуться в центр площадки.

Продолжительность 16 приемов.

Интенсивность - без пауз между ударами.

Паузы отдыха между сериями 2 - 4 мин.

Количество серий 4 - 6.

При выполнении серий упражнений для развития специальной выносливости мы исходили не из стандартного временных пауз отдыха, а устанавливали эти паузы в зависимости от быстроты возвращения пульса к уровню 120-130 уд/мин. Практически это выглядит так: после каждой «порции» работы волейболист отсчитывает пульс пальпаторно по 10-секундным отрезкам времени. Как только пульс снизился до 20-21 удара за 10 с, можно начинать выполнять следующую серию или упражнение.

3.3 Оценка эффективности применения метода интервальной тренировки для развития скоростно-силовых качеств студентов вуза, занимающихся волейболом

На третьем этапе проводилось контрольное тестирование для определения уровня физической работоспособности, прыгучести и скоростно-силовых качеств студентов, занимающихся волейболом.

Благодаря использованию интервального метода тренировки для развития скоростно-силовых качеств, у студентов ЭГ увеличение показателей общей работоспособности (Таблица 1,2,3), (Рисунок 2), прыгучести (Рисунок 3) и скоростно-силовых качеств (Рисунок 4) и скоростно-силовых качеств плечевого пояса (Рисунок 5) оказались значительно выше, чем у студентов КГ, показатели увеличились в обеих группах, но в ЭГ всё же несколько выше, чем в КГ.

Таблица 1 - Показатели индекса Руфье в процентном соотношении до применения экспериментальной методики


Экспериментальная группа

Контрольная группа


кол-во студентов

% отношение

кол-во студентов

% отношение

ОТЛИЧНО

0

0%

0

0%

ХОРОШО

3

30%

4

40%

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

6

60%

2

20%

ПЛОХО

1

10%

4

40%


Таблица 2 - Показатели индекса Руфье в процентном соотношении после применения экспериментальной методики


Экспериментальная группа

Контрольная группа


кол-во студентов

% отношение

кол-во студентов

% отношение

ОТЛИЧНО

0

0%

0

0%

ХОРОШО

6

60%

4

40%

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

4

40%

2

20%

ПЛОХО

0

0%

4

40%


В экспериментальной группе после применения интервального метода физическая работоспособность выросла на 53%. В контрольной группе физическая работоспособность выросла на 8%. У экспериментальной группы индекс Руфье по отношению к контрольной группе увеличился на 45%. 4 студента экспериментальной группы улучшили оценку общей физической работоспособности, а в контрольной никто не улучшил показатель физической работоспособности.

Таблица 3 - Показатели индекса Руфье


Контрольная группа (X±mх)

Экспериментальная группа (X±mх)

р

До эксперимента

6,88±0,79

6,71±0,54

> 0,05

После эксперимента

6,96±0,77

5,58±0,50

< 0,05


Индекс Руфье у экспериментальной группы уменьшился на 1,05 больше (р<0,05), чем у контрольной.

В контрольной группе индекс Руфье увеличился на 0,08, но при этом достоверных результатов выявлено не было (р>0,05). В экспериментальной группе индекс Руфье уменьшился на 1,13 (р<0,05).

Рисунок 2. Показатели индекса Руфье

Таблица 4 - Результаты тестирования прыгучести

Контрольная группа (X±mх)Экспериментальная группа (X±mх)р




До эксперимента

33,2±2,07

33,9±2,07

> 0,05

После эксперимента

34,6±2,43

37,5±2,40

< 0,05


В контрольной группе после применения интервального метода прыгучесть увеличилась на 1,4(р<0,05), в экспериментальной на 3,6(р<0,05). У экспериментальной группы прыгучесть по отношению к контрольной группе увеличилась на 2,2(р<0,05).

Рисунок 3. Результаты тестирования прыгучести

Таблица 5 - Результаты теста «Ёлочка»

Контрольная группа (X±mх)Экспериментальная группа (X±mх)р




До эксперимента

23,8±0,22

23,79±0,28

> 0,05

После эксперимента

23,61±0,19

23,27±0,35

< 0,05


После применения интервального метода в контрольной группе показатель скоростно-силовых качеств вырос на 0,18(р<0,05), в экспериментальной группе на 0,53(р<0,05). У экспериментальной группы показатель скоростно-силовых качеств по отношению к контрольной группе увеличился на 0,35(р<0,05).

Рисунок 4. Результаты тестирования скоростно-силовых качеств

Таблица 6 - Результаты тестирования скоростно-силовых качеств плечевого пояса

Контрольная группа (X±mх)Экспериментальная группа (X±mх)р




До эксперимента

7,35±0,44

7,35±0,40

> 0,05

После эксперимента

7,47±0,40

7,66±0,39

< 0,05


После применения интервального метода в контрольной группе скоростно-силовые качества плечевого пояса выросли на 0,12 (р<0,05) в экспериментальной группе на 0,31 (р<0,05). У экспериментальной группы показатель скоростно-силовых качеств плечевого пояса по отношению к контрольной группе увеличилась на 0,19 (р<0,05).

Рисунок 5. Результаты тестирования скоростно-силовых качеств плечевого пояса

Таким образом, метод интервальной тренировки, сущность которого заключается в многократном повторении кратковременных “порций” работы при строгой регламентации продолжительности упражнений и пауз отдыха между повторениями для каждого тренировочного занятия, позволил за более короткий срок эффективнее воспитать скоростно-силовые качества, и повысить уровень работоспособности студентов вуза, занимающихся волейболом.

Апробация экспериментальной методики применения интервального метода тренировки проводилась с ноября 2011г. по апрель 2012г. И показала высокую сравнительную эффективность. Из анализа результатов эксперимента мы определили, что в экспериментальной группе повысились показатели физической подготовленности студентов. В обеих группах повысился уровень физической работоспособности студентов.

В контрольной группе индекс физической работоспособности увеличился на 0,08 (р>0,05).

Результаты прыгучести выросли на 1,4 (р<0,05).

Результаты скоростно-силовых качеств возросли на 0,18 (р<0,05).

Результаты скоростно-силовых качеств плечевого пояса возросли на 0,12 (р<0,05).

В экспериментальной группе индекс физической работоспособности уменьшился на 1,05 (р<0,05).

Результаты прыгучести выросли на 3,6 (р<0,05).

Результаты скоростно-силовых качеств возросли на 0,53 (р<0,05).

Результаты скоростно-силовых качеств плечевого пояса улучшились на 0,31 (р<0,05).

Выводы

. В процессе анализа научно-методической литературы было установлено, что вопросы применения интервального метода тренировки освещены на уровне спорта высших достижений, а в физическом воспитании студенческой молодежи разработаны недостаточно и в воспитании скоростно-силовых качеств практически не применяется.

. Воздействие игры на организм волейболистов носит смешанный аэробно-анаэробный характер, а по временным характеристикам игровая деятельность близка к режиму интервальных тренировок. Поэтому для развития скоростно-силовых качеств волейболистов целесообразно применять интервальный метод, который заключается в многократном повторении кратковременных «порций» работы при строгой регламентации продолжительности упражнений и пауз отдыха между повторениями для каждого тренировочного занятия. Интенсивность упражнения должна быть с таким расчетом, чтобы к концу работы ЧСС равнялась 180 уд/мин (наибольший ударный объем сердца). Следующее повторение упражнения начинать с пульса 120-130 уд/мин. Продолжительность упражнения циклического характера 1,5 - 2 мин, специальных волейбольных 2 - 4 мин.

. Согласно данным, полученным в ходе эксперимента, установлено, что комплекс упражнений с использованием интервального метода повышает эффективность занятий, направленных на воспитание скоростно-силовых качеств. И мы можем с уверенностью сказать, что применение интервального метода эффективно в развитии скоростно-силовых качеств студентов занимающихся волейболом. Реализация предложенного комплекса упражнений способствует росту уровня скоростно-силовых качеств,, а также повышению физической работоспособности студентов вуза, занимающихся волейболом.

Список литературы

1.       Алабин В.Г. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BD%20%D0%B2>, Алабин А.В. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BD%20%D0%B0>, Бизин В.П. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BD%20%D0%B2> Многолетняя тренировка юных спортсменов <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8F%D1%8F%20%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0%20%D1%8E%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%81%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2>. - Харьков. Основа, 1993. - 283 с.

.        Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры). - М: Физкультура и спорт, 1978. - 224 с.

.        Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Основные параметры прогноза качественных характеристик специалиста отрасли «физическая культура и спорт». В кн.: Довузовская подготовка как этап развития кадровой инфраструктуры. - М.: Спорт Академ Пресс, 2001. - 155 с.

.        Беляев А.В..Методика воспитания физических качеств волейболистов. - М.: ГЦОЛИФК, 1990 - 215с.

.        Беляев А.В., Булыкина Л.В. Волейбол: теория и методика тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 184с.

.        Беляев А.В., Савин А.В., Савин М.В. Волейбол: Учебник для вузов ФК. - М., 2002. - 368 с.

.        Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол: Учебник для вузов ФК. - М., 2002 - 276с.

.        Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол: Учебник для вузов ФК. - М., 2002, 368 с.

.        Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие для институтов физ. культ: /Под ред. Л.П.Матвеева - М.: ФиС, 1983. - 128с.

.        Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. - М., Советский спорт,1996. - 587с.

.        Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, СДЮШОР. /Железняк Ю.Д., Чачин А.В., Сыромятников/ - М.: Советский спорт, 2005. - 112 с.

.        Волейбол: Учебная программа для детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М., 2005 - 490с.

.        Ганчар И.Л. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%87%D0%B0%D1%80%20%D0%B8> Плавание: теория и методика преподавания <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5:%20%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F>. Учеб. - Мн.: "Четыре четверти", "Экоперспектива", 1998. - 352 с.

.        Железняк Ю.Д. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8F%D0%BA%20%D1%8E> Интегральная подготовка в тренировке волейболистов <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%20%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2> //Физическая культура в школе <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D0%B2%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5>. - 1987, №12. - С. 45-49.

.        Железняк Ю.Д. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8F%D0%BA%20%D1%8E> К мастерству в волейболе <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=%D0%BA%20%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%20%D0%B2%20%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B5>. М.: "ФиС", 1978. - 224 с.

.        Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. - http://www.sportlib.ru.

.        Железняк Ю.Д., Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. - М.,1988. - 192 с.

.        Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994.-368 с.

.        Ивойлов А.В. Волейбол. Очерки по биомеханике и методике тренировки. - М., 1981 - 160 с.

.        Кувшинников В.Г., Аль-Видиан М. Принципы оптимизации курса «волейбол» в программе подготовки специалистов в физкультурном вузе // Теория и практика физ. Культуры. 1997, №8, С. 19.

.        Марков К.К. Содержание соревновательной деятельности в волейболе и методика совершенствования функциональной подготовки спортсменов: Методические указания. - Иркутск, 1994, 47 с.

.        Матвеев Л..П., Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ. -М.,: Физкультура и спорт, 1991, 543 с.

.        Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ.культ. -М., 1991. 446 с.

.        Новиков П.М., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование: Научно-практическое пособие. - М.:РГАТиЗ, 2000 -266 с.

.        Озолин Н.Г. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%20%D0%BD> Настольная книга тренера <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0%20%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0>: наука побеждать. - М.: ООО "Издательство Астрель", 2002. - 864 с.

.        Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов.- М., 1986 - 308 с

.        Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения.- М.: Советский спорт, 2005.- 820 с.

.        Платонов В.Н. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D0%B2> Теория и методика спортивной тренировки <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8>. К.: Вища школа, 1984. - 350 с.

.        Примерная программа дисциплины «Физическая культура» Федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения. - М., 2000. - 34 с.

.        Сластенин В.А., Исаев И.С. Педагогика. - М., 2002. - 218 с.

.        Соловьев Г.М. Педагогические технологии в формировании физической культуры личности студента. Автореф. дисс. док. пед. наук. -М.,1999. - 34 с.

.        Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учебник для студ. высш. пед. учеб. завед./Под ред. Железняка Ю.Д., Портнова Ю.М - М., 2004. - 400 с.

.        Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студ. высш. пед. учеб. завед./ Под ред. Железняка Ю.Д., Портнова Ю.М - М., 2001. - 520 с.

.        Теория и методика физического воспитания: Учебник: /Под ред. проф. Ю.Ф.Курамшина - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2004 - 468 с.

.        Физическая культура студента:/Под редакцией Ильинича В.И./ - М., 2002, 448 с.

.        Фомин Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному мастерству (адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам). - М.,1986, 159 с.

.        Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2002 - 464 с.

.        Шарафеева А.Б.. Физическая подготовка волейболистов: Методические рекомендации (для студентов факультета физической культуры) - Томск, 2008, 54 с.

.        Шнейдер В.Ю. Методика обучения игре волейбол: Методическое пособие для студентов ФФК. - М., ЧЕЛОВЕК, Олимпия, 2007. - 56 с

Приложение 1

Результаты оценки физической работоспособности (тест Руфье) контрольной группы


До эксперимента

После эксперимента

№ п/п

Результат

Оценка

Результат

Оценка

1

8,6

плохо

8,6

плохо

2

5,0

хорошо

5,4

хорошо

3

4,2

хорошо

4,6

хорошо

4

5,4

хорошо

5,4

хорошо

5

8,6

плохо

8,6

плохо

6

5,4

хорошо

5,4

хорошо

7

7,8

удовлетворительно

6,6

удовлетворительно

8

8,2

плохо

9

плохо

9

8,6

плохо

8,6

плохо

10

7,0

удовлетворительно

7,4

удовлетворительно


Х

G

N

t

p

До

6.88

1,71

10

0,54



После

6.96

1,68

10

0,21

0,10

< 0,05



Приложение 2

Результаты оценки физической работоспособности (тест Руфье) экспериментальной группы


До эксперимента

После эксперимента

№ п/п

Результат

Оценка

Результат

Оценка

1

9

плохо

7

удовлетворительно

2

7,8

удовлетворительно

6,2

удовлетворительно

3

5

хорошо

3,4

хорошо

4

5,7

хорошо

5

хорошо

5

6,2

удовлетворительно

5,2

хорошо

6

5,8

хорошо

4,6

хорошо

7

7,4

удовлетворительно

7

удовлетворительно

8

6,6

удовлетворительно

5,4

хорошо

9

6,2

удовлетворительно

6,2

удовлетворительно

10

7,4

удовлетворительно

5,8

хорошо


Х

N

t

p

До

6,71

1,18

10

0,37



После

5,58

1,10

10

0,34

2,19

< 0,05



Приложение 3

Результаты оценки физической работоспособности (тест Руфье) контрольной и экспериментальной группы до и после эксперимента


Контрольная

Экспериментальная

До

После

До

После

1

8,6

8,6

9

7

2

5,0

5,4

7,8

6,2

3

4,2

4,6

5

3,4

4

5,4

5,4

5,7

5

5

8,6

8,6

6,2

5,2

6

5,4

5,4

5,8

4,6

7

7,8

6,6

7,4

7

8

8,2

9

6,6

5,4

9

8,6

8,6

6,2

6,2

10

7,0

7,4

7,4

5,8


ХК

ХЭ

mх К

mх Э

t

p

До

6,88

6,71

1,71

1,18

0,54

0,37

0,25

> 0,05

После

6,96

5,58

1,68

1,10

0,21

0,34

2,16

< 0,05



Приложение 4

Результаты тестирования скоростно-силовых качеств контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента


Контрольная

Экспериментальная

До

После

До

После

1

23,3

23,2

22,9

21,9

2

23,1

23,1

23,1

22,7

3

24,5

24,2

24,2

23,8

4

23,8

23,5

23,7

22,6

5

24,4

24,3

24,7

24,3

6

24,0

23,8

24,3

24,2

7

23,9

23,6

23,1

22,8

8

24,1

23,8

24,0

23,5

9

23,2

23,1

23,6

23,1

10

23,6

23,5

24,4

23,8


ХК

ХЭ

mх К

mх Э

t

p

До

23,8

23,8

0,48

0,62

0,22

0,28

0,04

> 0,05

После

23,6

23,3

0,42

0,77

0,19

0,35

1,21

< 0,05



Приложение 5

Результаты тестирования прыгучести контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента


Контрольная

Экспериментальная

До

После

До

После

1

29

29

39

45

2

36

37

32

35

3

41

43

28

30

4

31

31

31

36

5

30

30

36

39

6

28

30

29

33

7

36

39

41

46

8

32

34

30

33

9

30

31

36

40

10

39

42

37

38


ХК

ХЭ

mх К

mх Э

t

p

До

33,2

33,9

4,49

4,48

2,07

2,07

0,34

> 0,05

После

34,6

37,5

5,27

5,19

2,43

2,40

1,23

< 0,05



Приложение 6

Результаты тестирования скоростно-силовых качеств плечевого пояса контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента


Контрольная

Экспериментальная

До

После

До

После

1

6,2

6,4

7,8

8,0

2

6,9

6,9

7,5

8,1

3

7,1

7,3

8,8

8,8

4

6,7

6,8

6,9

7,5

5

7,8

7,7

6,9

6,9

6

8,8

8,8

8,5

8,9

7

6,0

6,5

6,2

6,6

8

7,5

7,8

7,6

7,9

9

8,5

8,6

7,1

7,5

10

8,0

7,9

6,2

6,4


ХК

ХЭ

mх К

mх Э

t

p

До

7,35

7,35

0,93

0,87

0,44

0,40

0,01

> 0,05

После

7,47

7,66

0,85

0,40

0,39

0,50

< 0,05


Похожие работы на - Воспитание скоростно-силовых качеств студентов вуза методом интервальной тренировки

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!