воодушевить, призвать к действию, развлечь, убедить.
Общая цель это реакция, которую оратор вызывает у слушателей своим выступлением, а конкретная цель заключена в самой речи и может развлекать, давать какие-либо знания.
Если оратор излагает мысли по теме, но теряет из виду цель, то такое выступление бесполезно для самого оратора. Так как слушатели просто не понимают, для чего им преподаются данные факты.
Составление плана и композиция.
Третий этап - составление рабочего плана. Рабочий план подчинён логике, в нём нет завязки, интересных деталей.
Для успешного выступления необходимо составить письменный план, набор тезисов. При подготовке выступления и во время его особую важность представляет понимание, что основные тезисы необходимо передавать в виде образов.
Композиция речи - это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение.
За многовековую историю риторика разработала множество образцов, помогающих структурно организовать речь. Но в основе любого из них лежит простая композиционная схема:
Вступление
Основная часть
Заключение.
Во вступлении следует подчеркнуть актуальность темы, её значение для аудитории, сформулировать цель, кратко изложить историю вопроса.
Заключение по продолжительности е должно превышать 1,5 - 2 минут. Здесь подводится итог, кратко повторяются ключевые мысли речи.
В средней части излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, аргументируются и доказывается их правильность, то есть слушатели подводятся к необходимым выводам.
Задача оратора во вступлении привлечь внимание слушателей, настроить аудиторию на позитивное восприятие, готовить почву для разработки темы.
Если речь носит аргументирующий или агитирующий характер, особенно важно показать, что со стороны выступающего на аудиторию не будет никакого давления.
Подбор литературы.
Четвёртый этап подготовки - сбор материала по теме. Обзор книг, СМИ, анализ прочитанного, запись на бумагу или в компьютер, обсуждение со всеми темы своего выступления.
Когда определились с темой и целью, наступает этап сбора материала. Собирать информацию можно разными способами: чтение, беседы, интервью, личный опыт, размышления.
Содержание должно раскрывать тему, и для этого используются факты, доводы, рассуждения, объяснения.
Основное правило в подготовке материала, его должно быть собрано больше, чем требуется для выступления.
Для подготовки успешного выступления необходимо вести конспект по заданной теме. Речь без конспекта не имеет формы. Без предварительного наброска невозможно по-настоящему понять взаимосвязь идей, не будет видно, какие идеи чересчур выделены и какие недостаточно освещены.
И вот план готов. Но речь не будет иметь успеха, если не будет затрачено определенных усилий. В большинстве своем неудачи ожидают тех, кто не утруждал себя подготовкой к выступлению и рискнул, тем не менее, предстать перед публикой. Надо продумать всё заранее. Начать нужно с того, как появиться перед публикой. Походка должна быть ровной, любое движение будет моментально замечено.
Требования к публичному выступлению.
При подготовке к выступлению одни виды выступлений кажутся не очень сложными, а другие гораздо труднее. Надо учиться хорошо говорить перед аудиторией в самых разных условиях, а для этого овладеть умением готовить публичные выступления разных жанров.
Разные жанры требуют разных приёмов подготовки. Но есть в риторике общие правила, которые нужно применять при подготовке публичного выступления.
Решительное начало выступления. Первая фраза должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо заучена. Нельзя запинаться в первой же фразе или задумываться над тем, с чего начать. Такого оратора слушатели сочтут неуверенным, некомпетентным.
Драматизм - это напряжение в тексте. Драматизм создаётся при намеренном столкновении разных точек зрения путём вступления оратора в спор с каким-либо мнением или точкой зрения. Драматизм создаётся в тексте на этапе его подготовки.
Сдержанная эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, слушатели должны ощутить. Что оратору самому небезразлично то, о чём он говорит. Но эмоциональность должна быть сдержанной.
Краткость. Краткие выступления рассматриваются как умные, содержащие истинную информацию.
Диалогичность. Выступление должно представлять собой диалог со слушателями. Любое выступление должно иметь черты беседы.
Разговорность. Выступление должно носить характер непринуждённой беседы.
Установление и поддержание контакта со слушателями: аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.
Главная мысль должна быть передана словами.
Решительный конец, как и начало, должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным.
Методы изложения материала.
Как выступающий - оратор для слушателей личность, а личности всегда находятся в центре внимания. Необходимо научиться использовать оказываемое внимание, которое не всегда означает, что люди только и ждут провала выступления.
Оратор должен произносить речь наизусть, так как слушатели плохо воспринимают чтение с листа. Заучить можно небольшую речь. Если же речь большая, то выучить её на память удаётся не каждому. Опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст, то есть выделить основные смысловые части, подчеркнуть основные мысли.
Если оратор начинает запинаться, его слушатели начинают сомневаться в его компетентности и перестают слушать. Для вступления в контакт со слушателями всё должно происходить, как в диалоге. Но измениться должна лишь сила голоса, а стиль остаётся тем же, что и в начале выступления.
Выступающий не должен равнодушно смотреть поверх людей или в потолок. Любой слушатель должен почувствовать, что обращаются именно к нему. Для этого полезно остановить взгляд на отдельном слушателе, и постепенно переводить взгляд на других, как бы выхватывая отдельных лиц и общей массы в разных частях аудитории.
Но вот оратор выходит на сцену. Не стоит сразу начинать выступление, лучше немного подождать. Никаких суетливых движений. Необходимо также привести внешний вид выступающего в соответствие с темой речи. Иначе, будут трудности с налаживанием контакта со слушателями.
Речь должна быть выразительной, понятной аудитории, хорошо должны быть поставлены дикция и голос. Но самым главным в успешном выступлении является естественность и непринуждённость оратора в общении с аудиторией.
Надо опровергать точку зрения, взгляды оппонента, а не его личные качества, пристрастия, образ жизни;
Обращение к чувствам аудитории не должно перейти в манипулирование ею;
Не следует отождествлять взгляды человека со взглядами группы, к которой он принадлежит;
Нельзя искажать мнения оппонентов;
Нельзя бравировать личными качествами, не преувеличивать свою роль в каких-либо событиях;
Защищая свою точку зрения, всегда доказывать и обосновывать.
Чтобы овладеть искусством слова. Надо знать и уметь пользоваться коммуникативными качествами речи, такими как точность речи, лаконизм, чистота речи, выразительность, логичность.
Точность речи обеспечивается знанием предмета, логикой мышления и умением выбирать нужные слова. Точность речи может быть предметной и понятийной.
Лаконизм речи - достоинство, которым обладает далеко не каждый. А. П. Чехов приравнивал его к таланту, а М. Горький отмечал: «Крайне трудно найти точные слова и поставить их так, чтобы немногим было сказано много…»
Чистота речи обуславливается отсутствием в ней лишних слов и слов-паразитов. Эти слова засоряют речь и затрудняют её восприятие.
Богатство речи зависит от того, каков у оратора словарный запас. Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова. То есть многозначностью. Русский язык богат синонимами, антонимами, которые делают речь красочнее, позволяют образно выразить мысль.
Логичность речи означает организованность высказывания в соответствии с законами логики. Логичность - это умение должным образом организовать последовательность речи.
Наиболее частые логические ошибки в речи:
) Излишне дробленый текст или нагромождение чересчур длинных предложений;
) Синтаксическая несогласованность фраз;
) Смысловые искажения возникают из-за внесения в речь местоимений;
) Проявление двусмысленности исключает понимание.
Нарушение логики это, прежде всего, неоправданность внутренних ожиданий. Первый закон логики, закон тождества, звучит так: «Всякая мысль имеет одно содержание, будучи взятой в конкретном месте и в конкретном отношении».
Личность оратора
«Совершенство не дано никому, но, занимаясь упорно и настойчиво, вы сможете приблизиться к нему настолько, насколько вам позволит природа» (Цицерон).
Слово «оратор» появилось в русском языке в 18 веке, а более широкое распространение получило в первой четверти 19 века. По Далю, оратор - это человек, умеющий говорить красно, то есть красиво, выразительно.
Выделяют следующие типы ораторов:
Ораторы, использующие в своих выступлениях логику рассуждений;
Ораторы, воздействующие на аудиторию своей эмоциональностью.
Что нужно человеку, чтобы приобрести навыки ораторского выступления?
Конечно, в первую очередь нужно отметить значение природных данных. К ним относятся особенности нервной системы, функциональной деятельности мозга, строение голосовых связок, двигательного аппарата. оратору необходимо обладать развитым вниманием, хорошей образной и логической памятью, сообразительностью, глубиной и широтой мышления.
Чтобы выступать публично, оратор должен обладать основными навыками и умениями, такими как:
Навык отбора литературы;
Навык изучения литературы;
Навык составления плана;
Навык написания речи;
Навык обладания перед аудиторией;
Навык ориентации во времени.
Кроме того, выступающий должен быть начитанным практически во всех областях науки, техники, литературы, искусства, политики, экономики и прочее, уметь анализировать события. Только в этом случае он сможет рассказать много интересного. И вследствие чего, оратор достигнет внимания и уважения к себе.
В человеке, который хочет влиять на других, должна ярко проявляться Личность. «Типичными личностными качествами являются самостоятельность и оригинальность мышления, доброжелательность, открытость, уверенность в себе, обаяние, артистичность и, несомненно, трудолюбие, сильная воля и активный характер».
Если оратор является такой личностью, то очень важным фактором становятся его нравственные установки. Уважая личное мнение каждого, всё же необходимо формировать и определённую систему ценностей, руководствуясь которой человек не теряет своих индивидуальных качеств и является представителем определённого социума. Поэтому риторическое образование должно сопровождаться этическим просвещением и нравственным воспитанием, формирующим такие принципы социального взаимодействия людей, как отказ от монополии на истину, борьба со злом, любовь к ближнему, порядочность и честность.
Внешний облик оратора должен соответствовать обстановке. Важно сохранять опрятность, стараться избегать эксцентрически в одежде, чтобы не отвлекать от речи слушателей. Лучшая черта в облике оратора - корректность.
Манеры оратора более важны, чем его внешность, удачная линия поведения может заставить аудиторию забыть о внешнем виде выступающего.
Следует следить за выражением лица. Оно должно быть серьёзным, но не хмурым, доброжелательным. Во время произнесения фраз, насыщенных эмоциями, выражение лица должно быть соответствующим.
Также очень важна поза оратора. Поль Сопер советует такую манеру стоять: «Ноги расставлены на пять-шесть дюймов в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперёд; упор неодинаков на обе ноги и, по крайней мере, в наиболее выразительных местах речи делается более на носок, чем на пятку; колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперёд по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания».
Говорить с воодушевлением невозможно, не пользуясь жестами. Жесты создают гармонию равновесия в облике оратора. Жестикуляция должна быть непроизвольной, непрерывной и разнообразной.
Голос характеризуется по следующим элементам: звучности, темпу, высоте, тембру и артикуляции.
Звучность голоса позволяет донести речь до всей аудитории, при этом звучность не означает громкость. Звучность голоса появляется, когда человек уверен в себе. Это глубокое дыхание, достаточно частое. К концу фразы сила и звучность должны возрастать, а не падать.
В понятие темпа входят быстрота речи в целом, длительность звучания отдельных слов и длительность пауз. Большинство ораторов произносят 120 - 150 слов в минуту. Это делает речь не слишком торопливой и взволнованной, одновременно не слишком медленной.
Длительность звучания отображает многие смысловые оттенки, но неопытные ораторы часто выделяют не те слова, которые нужно.
Главный порок ораторов - неправильное произношение. Выступающий должен быть уверен в правильности произношения каждого слова и выговаривать слова более чётко, чем в повседневной жизни.
Методы и приёмы управления аудиторией
В современной риторике становится актуальным разговор об имидже выступающего публично. Имидж оратора включает в себя такие компоненты, как внешность, умение одеваться, манеры, поведение и индивидуальный стиль, способность наладить эффективный контакт с аудиторией.
По Цицерону идеальный оратор определяется так: «Оратор должен соединить в себе тонкость диалектика, мысль философа, язык поэта, память юрисконсульта, голос трагика, жесты и грацию великих актёров».
Первое впечатление об ораторе определяется его внешностью. Главное требование к одежде выступающего соответствие обстановке и не должна вызывать удивления и зависти.
У каждого оратора должны быть не только индивидуальные внешние данные, но и индивидуальная форма и изложение материала.
Главный способ удержания внимания во время выступления - это изменение. Чтобы избежать монотонности, надо встраиваем в речь импровизации.
Существует несколько приемов управления вниманием:
Прием установления зрительного контакта между говорящим и слушающим. Необходимо обвести всю аудиторию взглядом, посмотреть пристально на кого-нибудь одного, фиксировать взглядом нескольких человек в аудитории. Пристально глядя на человека, вы привлекаете его внимание. Зрительный контакт используется не только для привлечения внимания, но и для того, чтобы его удерживать в процессе общения.
Прием «акцентировки». Он используется в тех случаях, когда необходимо обратить особое внимание партнера на самые важные моменты в сообщении. Данный прием можно реализовать с помощью прямой и косвенной акцентировки. Прямая акцентировка достигается за счет употребления таких фраз, как, например, ««необходимо подчеркнуть», прошу обратить внимание», «важно отметить, что...», что...» и т.д. Косвенная акцентировка происходит, если места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего строя общения так, чтобы контрастировать с окружающим фоном и автоматически привлекать внимание.
Прием «навязывание ритма». Внимание человека постоянно колеблется, и если намеренно не прилагать усилий к тому, чтобы все время его настраивать, то оно неотвратимо будет «убегать», переключаться на что-то другое. Особенно способствует такому переключению монотонная, однообразная речь. Когда собеседник говорит именно так, даже заинтересованный слушатель с трудом удерживает внимание, и чем больше он пытается сосредоточиться, тем сильнее его клонит в сон. Именно здесь и применяется прием «навязывания ритма». Постоянное изменение характеристик голоса и речи - наиболее простой способ задать нужный ритм разговора. Говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то скороговоркой, то нейтрально, собеседник как бы навязывает слушающему свою последовательность переключения внимания, не дает ему возможности расслабиться и что-то пропустить.
Прием «нейтральной фразы». Он заключается в том, что общение с собеседником инициатор начинает с фразы, напрямую не связанной с интересующей его темой, но имеющей отношение к собеседнику.
Прием «завлечения». Инициатор общения вначале произносит что-то трудно воспринимаемое, например, очень тихо. Собеседнику для понимания приходится предпринимать усилия, которые предполагают концентрацию внимания. При этом необходимо отметить, что прием может оказаться эффективным только в том случае, если инициатору общения уже удалось произвести на собеседника значительное впечатление своим профессионализмом и уверенностью в своих силах.
Слушатели напряжённо следят только за тем выступлением, в котором всё время раскрывается новое содержание.
Изложение речи должно быть доступным и способным заворожить слушателя меняющейся интонацией оратора, красочными словесными образами, оригинальными сравнениями, меткими выражениями.
Иногда можно спровоцировать аудиторию, заявив что-то, что вызывает несогласие слушателей, а затем вместе прийти к конструктивным выводам.
Также не оставляет слушателей равнодушными сопереживание к каким-либо событиям, затрагивающим чувства людей.
И, наконец, очень важны убеждённость и эмоциональность выступающего. Если оратор искренне верит в то, что говорит, то не только задерживается внимание слушателей на проблеме, но и окружающие заражаются той эмоциональность, что исходит от выступающего. Как гласит восточная мудрость: «Ты, говорящий, никого не убедишь, пока в сердце у тебя нет того, что сходит с языка».
Также темп речи должен быть плавным, умеренным, чтобы слушатели могли следить за ходом мысли выступающего. Периодически можно делать паузы для полного осмысления сказанного.
При первых признаках утомления слушателей необходимо начать стимулировать внимание. Например, рассказать анекдот или короткую историю.
Время от времени необходимо переключать внимание слушателей, предложить что-то записать, сделать несложное вычисление, ответить на вопросы теста.
Самоорганизация публичного выступления
Сильными сторонами моего публичного выступления является уделение внимания внешнему виду.
Первое впечатление об ораторе складывается до того, как он начинает говорить по его внешнему виду. Причем внешний вид включает в себя и одежду, и манеру поведения, и походку, и выражение лица, и жестикуляции, и т.д. Слушатели хотят знать, что он представляет сам по себе, т.е. они хотят сразу составить мнение об ораторе - положительное или отрицательное - и, сами того не осознавая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне оратора и воспримут ли они то, что он им скажет.
Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем его внешность. В самом деле, если он развернется, то заставит забыть о своей внешности. Поэтому каждый оратор не должен подстраиваться под строгие шаблоны, он должен обладать индивидуальностью, чтобы создать дружескую атмосферу и, таким образом, заинтересовать слушателей, привлечь их внимание.
Для улучшения публичного выступления мне необходимо принять во внимание следующее.
Прежде всего, сохранению внимания способствует логическая организация речи (последовательность, непротиворечивость, обоснованность). Слушателей привлекает такое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совместного поиска или последующего изложения. Поддержанию внимания аудитории способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей в противопоставлении.
В настоящее время уже удалось добиться того, что поддерживают внимание разнообразные приемы изложения. Диалогизация речи, вопросно-ответный ход, обращение к слушателям настолько эффективны, что способны спасти положение даже в том случае, когда аудитория начинает скучать. Здесь можно также применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий.
Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием.
Кроме того, приходится время от времени переключать внимание слушателей, это мобилизует его, оно как бы получает толчок. Переключение внимания происходит, например, когда оратор умело завершает один вопрос или тему, а затем называет следующий. Еще больший эффект дает демонстрация наглядных пособий, предложение что-то записать, ответить на вопрос, сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения - словом, любая работа слушателей.
В будущем необходимо ввести в процесс работы над выступлением определенное организационное, структурное начало, выделять три основных композиционно-логических части всякого выступления:
. Вступление, или введение.
. Главная, или основная часть выступления, представляющая собой изложение основного материала по теме.
. Заключение, или выводы.
Следует, однако, сразу обратить внимание на то, что, в свою очередь, каждая из этих трех частей, как бы мала, коротка она ни была, имеет свою собственную, внутреннюю организацию, или структуру, и поэтому можно и нужно оговорить композиционные особенности не только выступления в целом, но и каждой отдельной его части.
Чувство аудитории - это качество, которое непременно должен развивать в себе каждый выступающий. Для этого нужно собирать сведения об аудитории предстоящего выступления, учитывать такие стороны аудитории, как ее однородность или неоднородность, специальность, образовательный уровень, примерный круг интересов, ее знакомство с проблематикой выступления, демографические особенности. Все это будет дополнительной гарантией от ошибок, в частности, от ошибки в виде расчета на некоего так называемого «среднего слушателя». Иначе говоря, выступающий должен проявить заботу о соответствии своего выступления потребностям и интересам слушателей, а также их возможностям.
Собирая сведения об аудитории, следует обратить внимание на имеющуюся у слушателей установку и на их настроение, мотивы различных видов: интеллектуальные, моральные, эстетические. Оценивая отношение
слушателей к теме выступления, надо для себя выяснить, насколько она важна для слушателей, какова степень их знакомства с темой, каковы источники их информации по теме. Немаловажно также учесть такие моменты, как благоприятствование или, наоборот, неблагоприятствование выступлению времени и обстановки. И отдельно учесть отношение аудитории к самому выступающему.
Это в конечном итоге облегчит слушателям усвоение материала, придаст материалу композиционное единство, обеспечит согласование и даже известную гармонию частей выступления.
Заключение
Многие люди нервничают, когда им предстоит публичное выступление, и это абсолютно естественно. У таких людей пересыхает во рту и потеют ладони. В кровь выбрасываются порции адреналина, отчего учащается сердцебиение, они не могут есть, у них дрожат колени и голос начинает звучать неестественно.
Инстинкт может помочь взять себя в руки, но при этом не следует подавлять свои эмоции полностью. Легкое волнение даже необходимо для возникновения эмоционального подъема.
Многие люди страшно боятся, что, когда они выйдут выступать, на них будут обращены взоры всего зала.
Следует помнить и о том, что слушатели, возможно, волнуются даже больше самого выступающего.
Справиться с волнением помогает следующий прием: надо переключить внимание аудитории со своей персоны на что-нибудь или кого-нибудь еще. Для этого существуют два способа:
. Поместить перед аудиторией какие-либо наглядные материалы и попросите людей обратить на них внимание. Это позволит спокойно рассказывать о том, что изображено на схеме или таблице, в то время как взгляды слушателей будут направлены не на вас.
. Начать свое выступление вопросом к аудитории. Задавайте вопросы и используйте наглядные материалы, чтобы вовлечь аудиторию в слушание и в то же время отвлечь ее внимание от собственной персоны.
Перед началом выступления держитесь спокойно, жесты должны быть неторопливыми и сдержанными. Улыбайтесь. Окиньте взглядом аудиторию. Не торопитесь. Встаньте перед слушателями, улыбнитесь и поприветствуйте их открытым жестом.
Начиная свое выступление, охватите взглядом всех слушателей. При небольшой аудитории последовательно устанавливать зрительный контакт с каждым слушателем. Если аудитория большая, мысленно выделить в ней участки, на которых следует останавливать взгляд. Эти участки должны быть равномерно распределены по всей аудитории. Если не поддерживать регулярно зрительный контакт с задними рядами они просто перестанут вас слушать.
Не поддаваться искушению во время выступления обращаться все время к одному и тому же человеку в зале.
Необходимо поддерживать постоянный и интенсивный зрительный контакт больше с теми, кто слушает со скучающим и скептическим видом. Этот прием требует определенного усилия воли, но он реально помогает.
Не занимать место на кафедре или за столом. Это создает барьер между оратором и слушателями. Не говорить, обращаясь к стене или иллюстративным материалам, не ходить взад и вперед перед аудиторией, не раскачиваться и не приподниматься на носки.
Предпочтительнее стоять, чем сидеть. Когда выступающий стоит, его психоэнергетический уровень выше, и он выглядит более авторитетно.
Если оратор произносит длинную речь или проводит семинар, всегда надо начинать свое выступление стоя, чтобы утвердить свой авторитет перед аудиторией. Сидеть лучше тогда, когда вы хотите завоевать доверие аудитории и стать ближе к слушателям.
Список литературы
1.Бороздина Г.В. «Психология делового общения» ИНФРА-М 2009 г.
2.Зверева Е.Н «Основы культуры речи» Москва Изд. Центр ЕАОИ 2008 г.
.Статья «Публичное выступление. Секреты успеха» журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера» №10, 2009 г.
.Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной. - М., 2000. С. 130.
.Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. - М., 2002. С. 23.
.Русский язык и культура речи. / Под ред. проф. Максимова В.И. - М., 2002. С. 109.
.Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-н/Д, 2002.
.Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. - М., 1989.