Развитие дзюдо в России

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,07 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие дзюдо в России















Развитие дзюдо в России

Содержание

дзюдо российский спорт

Введение

Василий Сергеевич Ощепков - отец российского дзюдо

Поэтапное развитие дзюдо в России

Характеристика современного состояния развития дзюдо в РФ

Концепция развития дзюдо в России на период до 2010 года

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Отправной точкой дзюдо считается май 1882 года. В это время в токийском буддийском храме Эйсёдзи 21-летний японец Дзигоро Кано основал школу под названием «Кодокан».

Дзюдо было сформировано на основе дзю-дзюцу (искаж. «джиу-джитсу»), которое в свою очередь берет истоки из древней формы национальной борьбы сумо.

Дзю-дзюцу (искусство мягкости) зародилось как система ведения борьбы без оружия [7].

Согласно одной из легенд, принципы этого боевого искусства сформулировал врач Сиробэй Акияма. Однажды, прогуливаясь рано утром по саду, он заметил, что ветки больших деревьев сломаны вчерашним снегопадом, и только маленькое деревце гордо стоит как ни в чем не бывало: его ветки сбросили тяжесть, прогнувшись к земле, и выпрямились вновь. Увидев такое чудо, Акияма воскликнул: «Победить, поддавшись!»

Мастера дзю-дзюцу отличала не столько недюжинная сила, сколько удивительная ловкость тела, упругая податливость и умение использовать силу врага в своих целях. В период феодальных войн 17-19 веков искусство мягкости, входившее в систему боевой подготовки самураев, достигло своего расцвета, а число школ приблизилось к тысяче.

Однако начало эпохи Реставрации Мэйдзи (1868 г.), открытие Японии для мира и радикальные буржуазные реформы привели к тому, что дзю-дзюцу пало жертвой цивилизации, а воины потеряли работу [3].

Искусству мягкости не позволил кануть в Лету молодой ученый, просветитель и педагог Дзигоро Кано (1860-1938). Обобщив опыт различных школ, систематизировав лучшие приемы и исключив опасные для жизни, он создал дзюдо - новую борьбу, означающую «мягкий путь». По мысли Кано, дзюдо должно было стать «боевым спортом для физической тренировки и общего образования молодежи, философией, искусством повседневной жизни», хранилищем бесценных национальных традиций.

В 1886 году дзюдо было признано на государственном уровне и стало преподаваться в военных и полицейских академиях, а вскоре вошло в программу физической подготовки средних и высших учебных заведений.

В 1889 году Кано развернул просветительскую деятельность в Европе, лично открыв первую школу во Франции. Вскоре дзюдо пришло в Великобританию [9].

Почитателем дзюдо был великий индийский мыслитель Рабиндранат Тагор.

Василий Сергеевич Ощепков - отец российского дзюдо

Признанным отцом российского дзюдо является Василий Сергеевич Ощепков (1892-1937). Он родился в 1892 году на Южном Сахалине. В результате русско-японской войны 1905 года Россия была вынуждена уступить эту территорию соседу, и 13-летний мальчик оказался подданным японского императора [3].

Благодаря помощи Архиепископа Японского Николая оставшийся сиротой Ощепков смог получить образование в духовной семинарии в Киото, где и познакомился с дзюдо. В октябре 1911 года он поступил в знаменитую школу Кодокан, основанную Дзигоро Кано. В ее архивах до наших дней сохранилась запись о поступлении туда Василия Ощепкова 29 октября 1911 года. Он в полном объеме познал всю суровую школу дзюдо тех лет. Даже в наши дни японские специалисты считают, что практикуемая в Японии тренировка дзюдоистов непосильна для европейцев.

Василий не только успешно закончил это весьма своеобразное учебное заведение, но и стал после этого претендовать на получение мастерского звания. И всего лишь полгода потребовалось ему для того, чтобы завоевать право подпоясать свое кимоно черным мастерским поясом. Японцы необычайно ревностно относились тогда к присуждению мастерских степеней - данов, и особенно иностранцам. 15 июня 1913 г. Ощепкову был присвоен 1-й дан, а 4 октября 1917 года - 2-й дан. Он стал первым русским и четвертым иностранцем, получившим мастерскую степень.

Вернувшись в Россию в 1914 г., Ощепков организовал во Владивостоке кружок дзюдо, охвативший около 50 человек. Благодаря ему здесь, в российской "глубинке", в 1911 году состоялась самая первая в мире международная встреча по дзюдо [5].

Вскоре на собрании ячейки Осоавиахима при штабе Сибирского военного округа Василий Сергеевич выступил с увлекательным докладом об искусстве самозащиты, специально указав на то, что дзюдо используется в армиях многих капиталистических стран. А для того чтобы не быть голословным, тут же продемонстрировал целый ряд приемов обезоруживания.

Новосибирские газеты, поспешившие сообщить о таком незаурядном событии, в один голос утверждали, что "приемы поражали своей красивой техникой исполнения и произвели на присутствующих исключительное восхищение". Немедленно было решено организовать для сотрудников штаба кружок по изучению приемов самозащиты. Услугами редкого специалиста поспешило воспользоваться местное общество "Динамо", объединившее чекистов, а также школа милиции. В то время экзотическая японская борьба была в новинку даже для задававших тон в спорте западных держав, а в самой далекой российской провинции активно функционировал кружок дзюдо, насчитывавший до полусотни занимающихся [8].

В первые послереволюционные годы Ощепков организовал трехмесячные курсы по дзюдо для инструкторов физкультуры Советской России. С 1925 года он преподавал дзюдо в Новосибирской школе милиции и в Штабе Сибирского военного округа.

Будучи блестящим военным переводчиком, Ощепков имел возможность часто выезжать за границу, где не упускал случая пополнить свой арсенал приемов. Обрабатывая и анализируя полученную информацию, он дополнил арсенал дзюдо приемами из национальных школ рукопашного боя, и постепенно выработал стройную систему приемов, которая впоследствии получила названия "самбо". Появились новшества в правилах ведения поединка, были введены весовые категории, меняется форма бойцов. Татами был заменен мягким борцовским ковром. Место свободных, как балахоны, японских кимоно заняли приталенные, более узкие куртки; дзюдоистские штаны были заменены спортивными трусами; спортсмены стали бороться не босиком, как японцы, а в "борцовках" - специальных борцовских легких ботинках. Наличие мягкого ковра не только смягчало падения борцов, уменьшая травмы, но и способствовало успешному развитию техники борьбы лежа. Сами японцы впоследствии отмечали, что этот раздел техники самбо более совершенен, чем в дзюдо. И даже специально изучали нашу борьбу, чтобы обогатить свой арсенал приемов [8].

В начале 30-х годов Василий Ощепков был вызван в Москву. Его основной задачей стала организация работы по обучению солдат и командиров Красной Армии рукопашному бою на базе дзюдо.

Помимо этого Ощепков проделал большую работу по распространению дзюдо среди гражданского населения. Так 1935 году прошло первое первенство Москвы, а в 1937 году - товарищеская встреча между командами Москвы и Ленинграда.

К сожалению, Василия Ощепкова постигла участь многих талантливых и авторитетных людей своего времени - в 1937 году он был репрессирован и погиб.

Поэтапное развитие дзюдо в России

До 1914 года в России дзюдо как спорт не культивировался. О нем было известно из книг американского офицера ГАНКОКА как о системе самозащиты. Некоторые из ее приемов были введены в русской полиции и, начиная с 1902 года, изучались в Петербургской полицейской школе.

Первым из русских пропагандистов дзюдо был ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ ОЩЕПКОВ <#"justify">1.Сокращается количество занимающихся массовым дзюдо, как в абсолютном выражении, так и в процентном соотношении к другим видам спорта.

2.Снижается доступность дзюдо из-за роста платных секций и школ.

.Недостаточно уделяется внимание развитию наиболее перспективной формы развития дзюдо - клубного спорта.

.Из-за низкой организации системы турниров и других видов соревнований не представляется возможным представить дзюдо как конкурентоспособный продукт по сравнению с другими видами восточных единоборств. Турниры регионального и клубного уровня теряют свою привлекательность и зрелищность [8].

.Спорт высших достижений продолжает в значительной степени превалировать над массовым спортом, из-за чего ощущается резкий недостаток в подготовленном резерве спортсменов.

.Бюджетное финансирование не обеспечивает потребности, как спорта высших достижений, так и массового дзюдо, а для потенциальных инвесторов отсутствует привлекательность по вложению средств в развитие дзюдо.

.Отсутствует механизм проведения соревнований клубного дзюдо общерегионального и федерального уровней, а также перспективы роста для спортсменов - членов клубов.

Концепция развития дзюдо в России на период до 2010 года

Важной составной частью государственной социально-экономической политики является развитие физической культуры и спорта.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что эффективность средств физической культуры и спорта в профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья, в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и правонарушениями, особенно среди молодежи, исключительно высока.

В Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г., одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. № 1202-р, в числе первоочередных мер, направленных на охрану здоровья, определено создание условий и вовлечение различных групп населения в активные занятия физической культурой и спортом [8].

В национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751, в качестве одной из основных целей определено воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта.

Основной целью государственной политики в области физической культуры и спорта, в современных условиях, является укрепление здоровья нации как одного из факторов национальной безопасности страны (Материалы коллегии Госкомспорта от 28.05.2003 г. № 4/1).

Важнейшими принципами достижения данной цели определены:

·Признание приоритета физического и духовного здоровья человека и гражданина над собственно спортивными достижениями (при их неизменной важности);

·Повышение эффективности государственного регулирования и поддержки в области физической культуры и спорта;

·Единство нормативно-правовой базы физической культуры и спорта на всей территории России;

·Гарантии равных прав, реальность возможностей и доступности занятий физкультурой и спортом всех категорий и групп населения;

·Взаимодействие органов власти всех уровней и общественных физкультурно-спортивных объединений, взаимная их ответственность в рамках законодательства;

·Признание самостоятельности физкультурно-спортивных объединений при одновременном уважении последними компетенции государства.

Результатом соблюдения данных принципов при реализации государственной политики должно явиться эффективное использование возможностей государства в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения и достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях.

Дзюдо при этом отражает всю универсальность социальных ролей и значений данного требования (морально-волевое воспитание подрастающего поколения, социализация личности, укрепление здоровья различных категорий людей, востановительно-реабилитационная составляющая, формирование патриотических чувств, совершенствование спортивного мастерства, рост престижа страны на международной арене) [8].

Заключение

Дзюдо как вид спорта и как жизненная философия по-новому воспринимаются через призму реалий сегодняшней жизни. Единоборство на татами позволяет воспитать в каждом человеке волю и характер, учит разумно и ответственно подходить к применению силы.

Кроме того, именно в дзюдо такое качество, как готовность раз за разом подниматься и снова вступать в схватку, как бы тяжело тебе ни было, ценится выше, чем физические данные.

Дзюдо - великолепный инструмент решения проблем воспитания молодого поколения. Спорт отвлекает ребят от улицы, открывая им возможность полноценно проявить свои таланты и реализовать свои возможности, ощутить себя великими спортсменами, способными защищать честь своей Родины.

Дзюдо - не только спорт высших достижений, но и массовый спорт. Сегодня в России им занимается (по разным данным) от 200 000 до 500 000 человек (всего в мире дзюдо занимаются 20 миллионов людей).

Список использованной литературы

1.Андреев В.М. Дзюдо: Метод. указания. Динамо, 1987.

2.Герасимов Ю.Н., Корнеев А.С., Семенов А.Н. Комплексная система подготовки дзюдоистов высшей спортивной квалификации в Ленинграде: Метод. рекомендации. Л.: ВИФК, 1984.

.Грищенков В.Н., Кочурко Е.И. Поединки на татами. Минск: Полымя, 1987.

.Коблев Я.К., Рубанов М.Н., Невзоров В.М. Борьба дзюдо. М., 1987.

.Крутовских С.С., Рогов А.А., Воробьев С.И., Кофанов Б.Е., Крывлева Н.Б. Боевое искусство дзюдо. Выпуск 1-5. М.: ФСК "Персей", 1991.

.Милковский Е. Искусство спортивной борьбы Японии. - Минск: Полымя, 1991.

.Пархомович Г. Основы классического дзюдо. - Пермь: 1993.

.Самооборона - приемы дзюдо. Эффективные приемы защиты// Под ред. Ю. Рычкова. - М., 2005

.Свищев И.Д., Жердев В.И., Ртищев М.А. Дзюдо. Программа для спортивных школ и коллективов. - М.: РГАФК, 1995.

.Эссинк Х. Дзюдо. - М.: ФИС, 1974.

Похожие работы на - Развитие дзюдо в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!