Политические режимы и факторы их определяющие

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,02 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Политические режимы и факторы их определяющие














РЕФЕРАТ

по дисциплине «Политология»

на тему: «Политические режимы и факторы их определяющие»












Донецк 2010

Содержание

Введение

Раздел 1. Политический режим: понятие и структура

Раздел 2. Типология и характеристика политических режимов

.1 Демократические политические режимы

.2 Недемократические политические режимы

.3 Трансформация политических режимов

Выводы

Список используемой литературы

политический режим власть демократический

ВВЕДЕНИЕ

Политическая история ХХ века внесла в политический лексикон одно из, наверное, самых важных понятий - «политический режим». Характеристика любой политической системы страны неразрывно связанна с методами осуществления государственной власти, одним из которых является политический режим. Политический режим - это совокупность способов и методов осуществления власти на определенной территории. Политический режим определяется способами формирования органов власти, способами распределения и разделения государственной власти в стране, формами контроля со стороны общества за всеми ветвями власти, реальной мерой прав и свобод населения, способами разрешения социальных конфликтов и т.п.

Политических режимов большое количество, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов. Я считаю, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от политических режимов других государств. Изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

На мой взгляд, достаточно простой и информативной классификацией политических режимов является их деление на демократические и недемократические. В свою очередь те и другие подразделяются на различные виды в зависимости от степени демократизма. Данная типология, основанная на положении личности в обществе, характере ее взаимоотношений с государством, типе отношения власти с оппозицией, способах разрешения политических конфликтов и будет рассмотрена в работе.

Раздел 1. Политический режим: понятие и структура

Термин «политический режим» происходит от французского «regime», т.е. государственный, общественный строй, образ правления. Как уже нами было сказано, политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе. Политический режим может почти полностью определяться государством и, таким образом, практически совпадать с государственным режимом, либо в большей степени зависеть от деятельности институтов гражданского общества.

Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса.

В политологии под политическим режимом понимается способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности.

Политический режим образуется органическим единством 3-х политических институтов:

политической организации общества;

системы методов и способов осуществления власти;

системы прав и свобод человека.

Сущность и характер политического режима предопределяется тремя группами факторов:

экономическими - власть формируется в интересах того класса, которому принадлежит собственность на основные средства производства;

политическими - государство, наделенное законодательной и исполнительной функциями власти, устанавливающее и поддерживающее в обществе порядок выгодный, прежде всего в большей степени управляющему классу, социальной группе;

идеологическими - идеология доминирующего класса, утверждающая в сознании людей мысль о целесообразности существующего порядка вещей, общественного устройства.

Политический режим призван обеспечивать стабильность политической власти, управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений, достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты.

Политический режим является важнейшей характеристикой функционирования политической власти, учитывающей степень политической свободы обществе, правовое положение личности, методы деятельности государственных органов, формы реализации принципов авторитарности и демократии.

Как уже было сказано, внутри каждого политического режима существует множество модификаций (моделей, разновидностей), которые объясняются своеобразием соотношения государства и общества, политических сил, ветвей власти, стиля политического руководства, формы правления и другими факторами. Причем сходные социально-экономические отношения могут обслуживаться различными по структуре и содержанию политическими режимами, но и схожие политические режимы могут приводить к различным результатам.

Следует избегать крайностей в оценке того или иного политического режима. Каждый из режимов обладает как сильными сторонами, преимуществами, так и «недостатками», «слабостями». В определенных объективных условиях политический режим может выполнять исторически прогрессивную роль, а с изменением этих условий, может стать фактором, тормозящим общественное развитие.

Раздел 2. Типология и характеристика политических режимов

.1 Демократические политические режимы

В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа» (demos народ, cratos - власть). А. Линкольн определял демократию как правление народа, избранное народом и для народа.

Первое представление о демократии возникло в античной Греции, когда Аристотель определял демократию как «правление всех». Однако основное изучение демократии как политического режима началось в середине ХХ ст.: Й. Шумпетер в книге «Капитализм, коммунизм, демократия» (1942 г), Э. Доунс, Э. Шатшнайдер, А. Вильдавски и др. Современная демократия включает в себя совокупность демократических институтов, процедур и ценностей, обеспечивающих устойчивость политической системы.

История развития демократии позволяет выделить несколько её форм, на современном этапе характеризующиеся постепенным сближением и интеграцией:

Прямая демократия - форма народовластия, основанная на принятии политических решений непосредственно всеми без исключения гражданами.

Плебисцитарная демократия - форма народовластия с сильными авторитарными тенденциями, в рамках которой лидер режима использует одобрение масс как основное средство легитимации своих политических решений.

Представительная, или плюралистическая, демократия - форма народовластия, при которой принятие политических решений происходит народом через представителей, избранных и ответственных перед ним. Разновидностью данной демократии является цензовая демократия, которая может являться элитарной, классовой (пролетарская, буржуазная демократия).

Современное демократическое государство является правовым. Само по себе правовое государство - исторически и социально обусловленная всеобщая форма выражения свободы в обществе, которая определяется спецификой развития общества. Основополагающими принципами правового государства являются:

.Верховенство и господство права во всех сферах общественной жизни.

.Реальность прав и свобод граждан.

.Взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип отражает договорные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином, как участником ее осуществления.

.Разделения властей и их независимость. Допустимая степень преобладания исполнительной или законодательной ветвей власти обеспечивается политическими факторами. Независимость судебной власти остается абсолютной.

На современном этапе возникает понятие «социальное государство» - государство, призванное обеспечить каждому члену общества реальность использования правами и свободами, обеспечить равенство шансов.

Признаками современного социального государства являются:

. Демократическая, правовая организация государственной власти.

. Признание социальной ответственности государства. Социально ориентированная структура экономики.

. Закрепление в правовом статусе личности комплекса свобод, прав и обязанностей, торжество принципа «нет прав без обязанностей».

. Компромисс принципов социальной справедливости и рыночной экономики.

. Закрепление основных принципов социального государства в конституционном праве, наличие развитого социального законодательств.

Приоритетными направлениями действий социального государства являются: поддержка социально незащищенных категорий населения, охрана труда и здоровья, сглаживание социального неравенства, обеспечение трудовой занятости населения, выплата трансфертов, участие в межгосударственных программах, решение общечеловеческих проблем, забота о сохранении мира в обществе и другие.

На современном этапе Украина принадлежит к демократическим государствам, что подкрепляется Конституцией Украины, законами и подзаконными актами, а также ратифицированными международными соглашениями. Прошедший саммит 22 ноября 2010 года ЕС-Украина показал, что Украина в плане приближения к демократии не имеет ни прорывов, ни провалов. По-мнению политолога, эксперта по международным вопросам Валерия Чалого, у ЕС (в частности, у Элмора Брока, члена Европейского парламента, координатора Европейской народной партии по внешнеполитическим делам) возникли вопросы к демократии, свободе слова, к свертыванию этих процессов на Украине. 45 правозащитных организаций Европы обратились к украинской власти <#"justify">2.2 Недемократические политические режимы

Существуют следующие основные недемократические режимы: тоталитаризм и авторитаризм.

Тоталитаризм (лат. <#"justify">Приведённый перечень не означает, что всякий режим, которому присуща хотя бы одна из указанных черт, следует относить к тоталитарным. Аналогично, отсутствие какого-то одного признака не является основанием для классификации режима как нетоталитарного.

В 1970-е гг., в силу дальнейшего смягчения режима в СССР, термин «тоталитаризм» стал всё реже употребляться, однако продолжал оставаться популярным среди политиков. Падение коммунистических режимов в странах советского блока и СССР во второй половине 1980-х вызвало повторный кризис в теории. Однако в целом анализ тоталитаризма внёс значительный вклад в сравнительную политологию. В Советском Союзе тоталитаризм официально считался характеристикой исключительно буржуазных государств периода империализма, в особенности фашистской Германии и Италии.

Таким образом, отправной точкой тоталитарной модели является декларация высшей цели, во имя которой режим призывает общество расстаться со всеми традициями. Доминирующая в этих странах идеология объясняла выбор средств и т. п. Результатом было обеспечение массовой мобилизации в поддержку режима. Возникновению тоталитаризма предшествует глубокий кризис, который проявляет себя на ряде уровней: социальном (личность <#"justify">Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы. Авторитаризм - это, во-первых, социально-политическая система, основанная на подчинении государству или его лидерам. Во-вторых - социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Политический режим, соответствующий принципам авторитарности <#"justify">При этом отсутствие какого-либо признака не снимает с режима клеймо авторитарности, равно как и по одному признаку нельзя судить об авторитарном характере режима. По этой причине зачастую вопрос о политическом режиме в стране является спорным.

Авторитарные политические режимы современного типа возникают в переходный период в обществе, охваченном процессом модернизации (традиционные институты общества, сословные социальные связи разрушены, но институты гражданского общества только начинают складываться).

В зависимости от политических целей авторитарных диктатур и особенностей правящей элиты можно выделить несколько разновидностей подобных режимов. По структуре правящего блока авторитарные диктатуры делятся на военные (опираются на армейскую верхушку), бюрократические (главное место в государственно-политической иерархии занимают представители высшего чиновничества) и олигополические (имеют наиболее прочную социальную опору - крупных землевладельцев или компрадорскую буржуазию. Но их уязвимость определяется тем, что этим элитарным группировкам сложнее всего рассчитывать на моральную поддержку масс).

Таким образом, авторитаризм занимает промежуточное звено между тоталитаризмом демократией. Тоталитаризм и авторитаризм объединяет монополия политической власти, а демократизм и авторитаризм - свободная экономическая политика. Авторитарный политический режим возникает чаще всего в странах, проходящих болезненный процесс трансформации в непостоянных условиях внутренней внешней общественной жизни. Нельзя говорить с полной уверенностью, что авторитарный политический режим имеет только недостатки, он имеет и положительные стороны. Примером тому служит Чили в Латинской Америке при режиме Пиночета. За годы его правления Чили достигла экономического рассвета, политической стабильности, которые стали одними из базовых условий дальнейшего пути развития.

2.3 Трансформация политических режимов

Известно, что общество находится в постоянном движении. Изменяются условия, в цели и задачи общественного развития, структура общества, место и роль социальных слоев и групп. Эти изменения в свою очередь создают объективную возможность и необходимость трансформации от одного политического режима к другому. Для трансформации политического режима необходимо сочетание объективных и субъективных фактов.

Причины, вызывающие необходимость трансформации одного режима в другой:

Экономические: развитие производительных сил общества, изменение форм собственности;

Социальные: изменение места, роли социальных групп в обществе;

Политические: соотношение между субъектами политической жизни;

Идеологические: уровень общей и политической культуры общества в целом, отдельных социальных классов, слоев, групп.

Формы трансформации:

Реформа «сверху»

Абдиция, т.е. быстрое разложение власти

Согласованная реформа (между властью и оппозицией)

Реформа «снизу»

Революция

Следует иметь в виду, что трансформация политических режимов может происходить как в одном, так и в другом направлении, т.е. от недемократических к демократическим и наоборот. Процесс трансформации, включая и саму возможность и необходимость ее, является результатом взаимодействия многих и объективных, и субъективных фактов.

ВЫВОДЫ

Проведенная исследовательская работа показала, что в Украине, в отличие от других постсоветских стран, не произошла смена элит. Следствием этого, по моему мнению, является постоянное декларирование приверженности идеалам демократии при господстве авторитарных методов управления.

По моему мнению, классифицировать политический режим в Украине при нестабильной социально-политической ситуации в период трансформации довольно проблематично. Скорее можно говорить про смешивание разных типов режимов при отсутствии какого-то одного, который явно доминирует. С одной стороны существует раздел власти, Закон про партии, свобода слова, избирательное право, с другой - зависимость судей, существенные ограничения на доступ и распространение информации, негласная цензура, неподконтрольное использование административного ресурса в период выборов, подтасовка результатов голосования в пользу провластных кандидатов. Такого рода примеры свидетельствуют про серьезные авторитарные тенденции власти при довольно слабых демократических институтах ее ограничения.

Подходя к любому режиму с критерием прогресса, судя о нем по степени обеспечения им свободы развития личности, нельзя упускать из вида, что каждый из них возник и существует не случайно или по произволу той или иной группы людей. Основой всякого политического режима является своеобразие политической системы, имеющее глубокие корни в социально-экономических и идейно-политических особенностях общества, в соотношении действующих в нем политических сил. В конечном счете, судьбы политических режимов зависят от изменений в их основе, выражающихся в перемене соотношения политических сил.

Список использованной литературы

1.Василенко, И.А. Политология. Учебник /И.А. Василенко// - М.: Гардарики, 2004. - 228с.

.Воробьев, К.А. Политология: Учебное пособие для вузов/ К.А. Воробьев// М.: Академический проспект, 2005. - 448с.

.Гаджиев, К.С. Политология (основной курс): Учебник / К.С. Гаджиев// М.: Высшее образование, 2005. - 460 с.

.История государства и права России: Учебник / Под ред. Титова Ю.П. - 2-е изд., перераб. и доп. Издательство: Проспект (ТК Велби), 2009 г. - 544 с.

.Желтов, В. В. Политология: Учебное пособие/ В.В. Желтов // Ростов н/Д: "Феникс", 2004. - 512с.

.Лукин А. Политический идеал и политический режим в постсоветской России // Pro et Contra №4(42) Июль - август 2008. - с. 81-104.

7.Мухаев, Р. Т. Политология: учебник для вузов/ Р.Т. Мухаев// М.: "Приор-издат", 2005. - 432с.

8.Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов/ под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - М.: Гардарики, 2001. - 472 с.

9.Политология. Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005. - 544 с.

10.Политология: учебник/под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. - М.: Юрайт - Издат, 2006. - 692с.

11.Політологія: Навчальний посібник. - К.: ВД "Професіонал", 2004. - 320с.

.Пуляев В.Т. Россия в историческом пространстве. Теоретический очерк. Вып.2. СПб., 2004. - 362 с.

.Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие / Отв. ред. С.А.Кислицын. Ростов н/Д, 1998.

.Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов/ А.И. Соловьев. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 559с.

.Социология: Энциклопедия/Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.

16.Чомски Н. Тоталитарные технологии. Вторжения Буша не имеют ничего общего с демократизацией <http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1118633340> // Freitag. 10 июня 2005.

Похожие работы на - Политические режимы и факторы их определяющие

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!