Понятие «партийная система» и ее типы
В процессе своей деятельности политические партии вступают в определенные отношения друг с другом, а также с государством и другими политическими институтами. Партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление. Этим понятием охватывается совокупность существующих в стране партий и принципы взаимоотношений между ними.
Характер и особенности партийной системы той или иной страны обусловлены множеством факторов - расстановкой социально-классовых сил, степенью политической зрелости общества, уровнем политического сознания и культуры, историческими традициями, национальным составом, религиозной ситуаций и др. Существенное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство и прежде всего избирательное право.
В соответствии с этим формируются различные типы партийных систем. Наибольшее распространение в научной литературе получило деление партийных систем на многопартийные, двухпартийные и однопартийные в соответствии с количеством партий, реально участвующих в борьбе за власть.
Как показывает опыт политического развития, оптимальной формой и условием демократического развития общества выступают многопартийные (двухпартийные) системы. Их отличительной особенностью является отсутствие монополии на власть со стороны одной партии и существование реальной политической оппозиции.
Многопартийная система характеризуется наличием в стране нескольких политических партий, соревнующихся в борьбе за власть. Многопартийность обеспечивает наиболее полное представительство интересов различных социальных групп, содействует состязательности и публичности политического процесса, периодическому обновлению политической элиты общества.
Историческая практика демонстрирует несколько разновидностей многопартийной системы, или партийных укладов. Партийный уклад - это исторически сложившаяся устойчивая модель взаимоотношений партий по поводу участия во власти.
Классическая многопартийная система (Дания, Бельгия, Австрия, Нидерланды) характеризуется конкуренцией нескольких политических партий, ни одна из которых не в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и самостоятельно осуществлять власть. Поэтому данную разновидность многопартийности часто определяют как уклад многопартийной раздробленности. В этих условиях партии вынуждены идти на компромиссы, искать союзников и партнеров с целью создания коалиционого парламентского большинства и формирования правительства на межпартийной основе.
Можно выделить в качестве особой разновидности блоковую или поляризованную многопартийность. Здесь на политической арене действует несколько политических партий, объединившихся в политические блоки. Притягивая к себе различные партии, блоки способствуют консолидации политических сил, преодолению дробности политического процесса. Партии строят свою предвыборную стратегию и тактику с учетом принадлежности к одному из блоков. Исход выборов определяется соответственно не столько силой каждой отдельной партии, сколько согласованностью действий внутри блока. Так, во Франции противостоят друг другу блок левых сил, возглавляемый Социалистической партией, и блок правых партий во главе с Объединением в поддержку Республики (ОПР).
Многопартийная система с доминирующей партией (уклад доминации) характеризуется длительным пребыванием у власти одной партии при наличии малоэффективной оппозиции. Правящая партия получает и удерживает доминирующее положение благодаря слабости и распыленности своих противников, противоречия в рядах которых не позволяют им образовать прочный оппозиционный союз. К примеру, в Швеции в качестве доминирующей партии выступает Социал-демократическая рабочая партия; в Японии долгое время у власти находилась Либерально-демократическая партия. Уклад доминации позволяет сформировать стабильное однопартийное правительство, но несет в себе опасность косности, застоя для правящей партии.
Двухпартийная система предполагает наличие в страниц двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному завоеванию власти и ее осуществлению. Когда одна из партий побеждает на выборах, другая становится в оппозицию, и так периодически они сменяют друг друга у руля власти. Бипартизм не исключает существования в стране и других, менее влиятельных партий. Они также участвуют в политическом процессе, но реально претендовать на победу не в состоянии.
Классическая модель двухпартийной системы сложилась в США, где друг другу противостоят Демократическая и Республиканская партии. В Великобритании борьбу за власть ведут консерваторы и лейбористы.
Наряду с классической, «совершенной» двухпартийной системой выделяют и модифицированный вариант - «несовершенную» двухпартийность, или систему «двух партий с половиной». Здесь также конкурируют между собой две крупные партии, но ни одна из них не имеет абсолютного большинства в парламенте и для формирования правительства должна войти в коалицию с третьей партией. Эта третья партия играет роль баланса, чья поддержка обеспечивает перевес одной из ведущих партий.
Двухпартийная система характерна для стран с устойчивой политической системой, с центристской ориентацией ведущих партий. Формированию двухпартийное™ во многом способствует мажоритарная избирательная система. Бипартизм обеспечивает стабильность власти и, как указывает французский политолог Р.-Ж. Шварценберг, упрощает процесс артикуляции и агрегирования интересов, поскольку каждая из соперничающих партий стремится к обобщению, «сокращению» требований различных социальных групп с целью максимального расширения своей электоральной базы. Вместе с тем двухпартийность подвергается критике за то, что она отстраняет от участия в принятии решений мелкие, не слишком авторитетные партии, выражающие интересы меньшинства.
Однопартийная система характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. В однопартийной системе нет политической конкуренции. Правящая партия не допускает рядом с собой других претендентов на власть. Хотя при авторитарном режиме возможно легальное существование, наряду с господствующей и других политических партий, последние лишены реальной самостоятельности, имеют довольно ограниченное поле деятельности и признают руководящую роль правящей партии. Такая система сложилась после Второй мировой войны в ряде стран Восточной Европы - Болгарии, ГДР, Польше, Чехословакии, где так называемые союзнические партии играли второстепенную роль в политической жизни.
Свои специфические особенности присущи однопартийным системам некоторых развивающихся стран с авторитарными режимами. Роль правящей партии здесь сводится к организации массовой поддержки политики руководства государства. Партия, будучи представлена в государственных органах, действует зачастую как бы на «вторых ролях», не участвуя непосредственно в управлении.
При тоталитарном режиме действует только одна политическая партия, другие распущены или запрещены. В результате сращивания партийных и государственных структур правящая партия становится над государством и осуществляет в нем доминирующую роль. Монополизация властных функций одной партией неизбежно ведет к субъективизму и волюнтаризму в политике, к преобладанию командных методов управления и отчуждению народных масс от политики.
Опыт функционирования однопартийных систем в XX в. показал их неэффективность и антидемократичность. В настоящее время такие системы постепенно сходят с политической арены как дискредитировавшие себя в глазах мирового сообщества.
После Октябрьской революции 1917 г. началось формирование первой советской многопартийности. Уже на II Всероссийском съезде Советов был избран верховный государственный орган власти - ВЦИК в составе-101 члена, куда вошли 62 большевика, 29 левых эсеров, 4 социал-демократа (меньшевики-националисты), 3 социалиста, 1 эсер-максималист.
Утвердившись в результате Октябрьского вооруженного восстания, пройдя изначальный путь своего развития в рамках II съезда Советов, советская многопартийность, обстреливаемая меньшевиками и кадетами, монархистами и правыми эсерами, сделала свои первые шаги.
К началу 1918 г. советская многопартийность "повзрослела". Избранный на третьем Всероссийском съезде Советов ВЦИК состоял уже из 160 большевиков, 125 левых эсеров, 2 социал - демократов - интернационалистов, 3 монархистов - коммунистов и 2 меньшевиков. Это был самый многопартийный ВЦИК.
Однако советская многопартийность не выдержала испытания на прочность и завершила свое существование после эсеровского выступления в июле 1918 г. В определенной степени это результат деструктивных действий оппозиции, которая, будучи недовольной легитимацией, т.е. узаконением большевистской власти, повела против большевиков как открытую, так и закулисную борьбу.
И все-таки большую долю ответственности за то, что новая советская многопартийность зачахла уже в младенческом возрасте, несут большевики, полагавшие, что могут успешно управлять государством и при однопартийной системе.
Надо признать и другое: на долю первой советской однопартийности история все-таки возложила непосильную ношу. Крайне сложное экономическое положение страны, существующие острые противоречия, проникающие во все сферы общественной жизни, в том числе и в межпартийные отношения, не позволили тогда сложиться многопартийной системе как средству ускорения общественного прогресса. Оказавшись ареной бескомпромиссной борьбы между большевиками и оппозиционными партиями, советская многопартийность в конечном итоге сошла с исторической сцены.
Делая выводы из исторических уроков, преподнесенных многолетней политической монополией КПСС, в государствах СНГ ищут ныне новые формы социально-политической жизни, отвергнутой ранее многопартийности, которая, как убедило время, является развитой и действенной формой политического плюрализма, успех которого во многом определяется тем, насколько правильно общество и его лидеры оценят роль многопартийности, как, какими путями и средствами, а также в каких формах будет осуществлена такая многопартийность.
Вместе с тем отметим, что складывание многопартийности в нашей стране в своем нынешнем виде обусловлено целым рядом причин. Во-первых, вызреванием и напором достаточно широкого общественного мнения о необходимости политического плюрализма. Во-вторых, убежденностью в непригодности однопартийной системы. В-третьих, кризисом экономической и политической систем советского общества, в результате чего значительно ослаб партийно-государственный диктат. В-четвертых, развалом Советского Союза, провозглашением суверенитета Республики Беларусь, в результате чего усилились идеологические размежевания и споры о выборе дальнейших путей развития нашего государства. И, в-пятых, это активный процесс преобразования общества, постепенный переход к рыночным отношениям и многообразию форм собственности, качественные преобразования в социальной структуре общества.
Современный период становления многопартийности в республике имеет свои особенности. Он в большей мере схож с периодом возникновения политических партий в Беларуси конца XIX - начала XX в. Схож идеологическими спорами о выборе путей развития страны. Разница лишь в том, что ранее рассматривались альтернативы: феодализм - капитализм - социализм, а теперь - социализм - капитализм - неопределенный общественный строй.
Среди особенностей становления многопартийной системы в республике можно еще выделить следующие: переходный характер политического режима страны (переход от тоталитарного режима к демократическому), глубокий экономический и политический кризис, недоверие народа к пользе деятельности политических партий и др.
Активный процесс преобразования общества, постепенный переход к рыночным отношениям и многообразию форм собственности, качественные преобразования в социальной структуре общества - все это не может не влиять на процессы складывания многопартийности в нашей республике. Нынешнее общество в целом стало достаточно сложным, неоднородным. Налицо различия между отдельными его слоями, несовпадение их социальных и политических интересов. А коль так, то будут появляться новые движения и организации, выражающие и защищающие их интересы непосредственно в сфере политики.
Уже в конце 80-х гг. в республике насчитывались десятки различного рода "неформальных образований и движений". Затем начался процесс образования более или менее широких массовых движений, прототипов будущих партий.
В конце 1990 г. в бывшем СССР вступил в силу закон об объединениях, который официально открыл эпоху многопартийности. А с 24 марта 1991 г. Министерством юстиции Беларуси началась регистрация новых партий и движений. В настоящее время в республике насчитывается свыше 20 политических партий и 7 общественно-политических движений.
Таким образом, процесс формирования многопартийности в Республике Беларусь, как и в других странах СНГ, набирает силу.
Первой 28 марта 1991 г. была зарегистрирована Объединенная демократическая партия Беларуси (ОДПБ). Образована же она была в ноябре 1990 г.
ОДПБ возникла на основе ряда организаций общедемократической ориентации, критически оценивавших деятельность КПСС-КПБ. Крупнейшая из таких организаций в Беларуси была Демократическая платформа КПСС. После XXVIII съезда КПСС она заявила о своем выходе из рядов коммунистической партии и создании отдельной партии. На учредительном съезде, который состоялся 3 - 4 ноября 1990 г., Демократическая партия (Минск), Радикально-демократическая партия (Минск), Демократическая партия (Брест), Либерально-демократическая партия (Витебск) создали Объединенную демократическую партию Беларуси.
В программе партии основной целью объявлено построение в Беларуси "демократического общества" с приоритетом общечеловеческих ценностей над классовыми, соблюдением плюрализма во всех сферах общественного развития.
По своей идейной ориентации ОДПБ - партия, стоящая на позициях либерализма. По мнению объединенных демократов, в фундаменте социально-экономического устройства новой Беларуси будет лежать идеология либерализма с ее основополагающими критериями: свободой личности, частной собственностью, традиционными семейными ценностями. Это отражено в Декларации программных целей и принципов ОДПБ - официальном программном документе партии.
В то же время ОДПБ - партия парламентского типа. Поставленных целей она намерена добиваться ненасильственными, правовыми методами. ОДПБ считает, что Верховный Совет должен работать на профессиональной основе.
Ее экономическая платформа направлена на создание негосударственного сектора рыночной экономики, частной собственности, их защиту.
Социальной базой своего роста партия видит сторонников частной собственности, предпринимателей, научную и техническую интеллигенцию.
Второй по счету, 11 апреля 1991 г., в республике зарегистрирована Белорусская крестьянская партия (БКП). Ее краткая история такова. В ноябре 1989 г. в Минске на учредительной конференции был создан Крестьянский союз Белоруссии, который на своем первом съезде (февраль 1990 г.) принял решение о создании Крестьянской партии. В феврале 1991 г. БКП провела учредительный съезд. Свою цель партия видит в защите политических прав и экономических интересов крестьянства и фермеров. Главная задача - осуществление земельной реформы, содержанием которой должно стать устранение командно-административной системы в сельском хозяйстве, возвращение крестьянам права собственности на землю. Лидеры партии выступают против сохранения колхозно-совхозного строя в сельском хозяйстве.
БКП объявляет себя партией "крестьянского типа, стоящей на центристской платформе", "партией саморегулирования". Она не приемлет демократический централизм и директивные методы управления, отвергает монополию любой партии на власть и выступает в политической борьбе как оппозиционная сила.
Своим мировоззрением партия считает философию центризма, признает человека высшей ценностью общества, отрицает национализм и стоит на позициях разумного компромисса.
На момент учредительного съезда в партии состоял 131 человек, сейчас, по данным БКП, - 10 - 12 тыс.
мая 1991 г. зарегистрирована Белорусская социал-демократическая громада (БСДГ) - третья по счету новая политическая партия в республике. Эта партия основывается на традициях белорусской социал-демократии XX в., считает себя частью международного социал-демократического движения, преемницей возникшей в 1903 г. Белорусской социалистической громады.
Создана БСДГ в основном представителями творческой интеллигенции, группировавшейся вокруг Белорусского народного фронта. Свое место в общественно-политической жизни республики партия определила как "левоцентристская партия парламентского типа".
Целью деятельности БСДГ выдвинуто создание социально - экономической системы, которая бы обеспечила "достойную человека, богатую, полную смысла жизнь" на основе принципов свободы, равенства, солидарности, демократии, приоритета прав. И в программном заявлении, и в Уставе БСДГ подчеркивается, что для достижения своих целей она действует демократическими, цивилизованными методами, отрицая принуждение и насилие как средство достижения поставленных целей, выступает за совершенствование общества путем реформ. В БСДГ около 1600 членов. Партия имеет свою фракцию в Верховном Совете.
В июне 1991 г. Министерство юстиции республики зарегистрировало Национально-демократическую партию Беларуси (НДПБ). В программных документах партии отмечается, что НДПБ образована для возрождения исторической памяти, языка и культуры белорусского народа. НДПБ считает, что членом партии может быть лишь тот, кто владеет белорусским языком и осознает себя белорусом.
Представим и самую многочисленную в Беларуси политическую силу - Партию коммунистов Беларуси (ПКБ). Она насчитывает свыше 26 тыс. членов. Это преемница компартии Белоруссии. Официально зарегистрирована в мае 1992 г., но действовать начала ранее.
февраля 1993 г. Верховный Совет Республики Беларусь отменил ранее принятое им решение о временном приостановлении деятельности КПБ. Таким образом, исторически сложилось так, что в республике на политической арене появились две коммунистические партии, стоящие на единой по сути дела платформе: ПКБ и КПБ. Поэтому состоявшийся 24 апреля 1993 г. внеочередной XXXII съезд КПБ принял .решение о присоединении КПБ к Партии коммунистов Беларуси, а II (Объединительный) съезд ПКБ (май 1993 г.) утвердил это решение. Основной целью своей деятельности ПКБ считает объединение и политическое) развитие работников наемного труда для достижения полного освобождения от эксплуатации во всех ее видах и построение бесклассового общества социальной справедливости.
В экономической политике ПКБ отстаивает социалистический способ производства, выступает за создание планомерных и регулируемых государством товарно-денежных отношений в интересах повышения благосостояния и уровня культуры трудящихся. Учитывая то, что в экономике республики сейчас функционирует два сектора - государственный и негосударственный, который включает в себя общественный (социалистический), капиталистический и мелкотоварный уклады, ПКБ выступает за приоритетное развитие социалистического уклада. Аграрная политика ПКБ основывается на том, что земля и ее недра должны быть общенародным достоянием, их нельзя продавать и покупать.
В социальной политике партия выступает за безусловную реализацию права на труд, за обеспечение общедоступности, бесплатности среднего и высшего образования, бесплатное предоставление жилья в собственность трудящихся, развитие бесплатной медицинской помощи, обеспечение эффективной социальной защиты населения.
В области национальной политики ПКБ стоит за подлинное равноправие представителей всех национальностей, проживающих в Беларуси, за признание на территории республики в качестве государственных белорусского и русского языков.
Летом 1994 г. на политической карте республики появилась партия Всебелорусского Единства и Согласия! (ВЕС), довольно специфичная для Беларуси. Эта политическая сила согласно ее программным документам "руководствуется принципами консервативного демократизма, учета интересов страны и регионов, самоорганизации".
Под консервативным демократизмом как политическим принципом партия понимает:
признание определяющего значения для современного состояния и будущего Беларуси всей ее истории;
отказ от инициирования или поддержки каких бы то ни было социальных групп или сил, преследующих насильственное или революционное изменение существующего общественно-политического строя;
использование в устройстве государственной власти, организации общественной жизни таких достижений цивилизации, как юридическое равноправие граждан, народовластие, плюрализм форм собственности, правовое государство, гражданское общество.
Кроме названных сегодня действуют следующие политические партии: Беларуская хрысцiянска - дэмакратычная злучнасць, Партия народного согласия (ПНС), Объединенная аграрно-демократическая партия Беларуси (ОАДПБ), Славянский Собор "Белая Русь", Белорусский научно-производственный конгресс (БНПК), Партия "зеленых" Беларуси (ПЗБ), Республиканская партия труда и справедливости (РПТС), Партия Белорусского народного фронта (ПБНФ), Партия "Польское демократическое объединение" (ПДО), Партия любителей пива (ПЛП), Либерально-демократическая партия (ЛДП), Белорусская партия труда (БПТ), Белорусская гуманитарная партия (БГП), Белорусская экономическая партия (БЭП), Белорусская партия женщин "Надежда", Белорусская партия "Зеленый мир". В процессе создания находятся новые партии.
В рядах многих действующих партий - всего по нескольку сот членов, что свидетельствует об их узком составе и слабом влиянии на политическую жизнь. Наиболее сильны и многочисленны Партия коммунистов Беларуси (свыше 26 тысяч членов) и партия Белорусского народного фронта (около 3 тысяч членов).
Вообще же следует сказать, что выход из политического тупика видится не в декларированной, а в реальной многопартийности, когда на политической арене станут конкурировать не менее двух партий, сопоставимых по своему авторитету и влиянию на массы.
В целом партийная система нашей республики, находясь в стадии формирования, отличается повышенной нестабильностью и имеет переходный характер. Естественно, это подрывает устойчивость политической и неполитической среды, а также государственности, национального согласия.
Как свидетельствуют исторический опыт и современнаяКак свидетельствуют исторический опыт и современная практика, на национальное согласие положительное воздействие оказывает стабильная партийная система с предсказуемыми лидерами. Поэтому весьма желательны укрупнение политических партий на основе объединения "родственных", близких по идейно - программным установкам политических партий, завоевание ими устойчивого влияния среди населения Беларуси, формирование сбалансированного политического спектра.
Этому в определенной мере будет способствовать закон "О политических партиях", принятый Верховным Советом Республики Беларусь в октябре 1994 г. Если ранее создание и деятельность политических партий осуществлялась на основе временного положения, принятого Советом Министров в октябре 1990 г., то теперь - в соответствии с законом "О политических партиях".
Новый закон значительно ужесточает процедуру образования партий. Если раньше для регистрации партии было достаточно 100 человек, то по новому законодательству необходимо не менее 500. Согласно закону численность политической партии не может быть меньше, чем число ее основателей. И еще один существенный момент определяет закон: финансировать политические партии запрещается всем государственным предприятиям и организациям. В то же время он позволяет вкладывать капиталы частным лицам.
Заключение
В большинстве стран современного мира политические партии прочно занимают главное место в политической системе, одновременно являясь существенным инициирующим фактором гражданского общества, связующим звеном между ним и государственными институтами.
Известный деятель социал-демократической партии Германии Г.И. Фогель свидетельствует: «Государство основывается на общественных силах. Ключевую роль в нем играют партии. Они воспринимают сигналы общества, перерабатывают их в свете своих ценностных представлений и претворяют в политику. Таким образом они осуществляют обратную связь с обществом». В этом высказывании одного из лидеров социал-демократии Западной Европы верно фиксируется общая закономерность политической жизни в современных обществах.
Партийная система Республики Беларусь находится в стадии формирования. Но этот процесс носит объективный и прогрессивный характер и свидетельствует о развитии реального политического плюрализма в обществе.
Литература
1.Агафонов Ю.А., Визнер С.В., Самыгин СИ., Шило СИ., Щербакова Л.И. Основы политологии: Учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 448 с.
2.Антанович, Н.А. Основы политологии : учеб. пособие для учащихся учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования / Н.А. Антанович, Н.П. Денисюк - Минск : Беларус. Энцыкл. iмя П. Броукi., 2009. - 275 с.
.Белякович, Н.Н. Политология : учеб. пособие / Н.Н. Белякович. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издво деловой и учебной литературы, 2007. - 408 с.
.Егоров, А.Н. Политология: учеб.-метод, пособие / А.Н. Егоров. - Минск : БГЭУ, 2009. - 267 с.
.Круглова, Г.А. Политология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.А. Круглова. - Минск: Асар, 2009. - 304 с.
.Политология : учебник/ С.В. Решетников [и др.]; под ред. С.В. Решетникова. - 6-е изд., перераб. и доп. - Минск : ТетраСистемс, 2011. - 528 с.
.Политология: Учебник / В.А. Бобков, И.Н. Браим, А.Н. Егоров и др.; Под ред. В.А. Бобкова и И.Н. Браима. - Мн.: "Интерпрессервис"; "Экоперспектива", 2003. - 352 с.
.Политология: Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 692 с.