Особенности парламентской формы правления на примере Великобритании

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,92 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности парламентской формы правления на примере Великобритании

Содержание

Введение

1. Сущность и структура парламента в Великобритании

2. Деятельность парламента в Великобритании

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Одним из старейших парламентов мира является английский Парламент, рождение которого датируют 13 в., когда по требованию восставших феодалов королем Иоанном Безземельным была подписана Великая хартия вольностей. Она возложила на монарха обязанность создавать для установления налогов Общий совет королевства.

В Великобритании понятие Парламент как собственное наименование стало применяться для обозначения национального представительного учреждения.

Данная форма правления существует столько же, сколько и само это государство, т.е. с начала 9 века, когда объединились семь прежде враждовавших между собой королевств (был, правда, 11-летний перерыв республиканской диктатуры Кромвеля с 1649 по 1660 гг.).

В английской государственно-правовой доктрине принято ставить на первое место в системе государственных органов монарха, который является главой государства и признается источником суверенной власти.

Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей парламентской формы правления на примере Великобритании.

Объект исследования - парламентская форма правления на примере Великобритании.

1. Сущность и структура парламента в Великобритании

Значение государственного форума английский Парламент завоевывает уже в 13 в., становясь классическим образцом представительного органа. Позднее, в 16 - 17 вв., он выступает сословно-представительным органом при монархе.

Однако только после буржуазной революции 17 в. Парламент приобретает реальное и многоплановое значение.

Система британского парламентаризма сложилась не сразу. Первоначально в палате лордов (пэров) собирались все представители английского титулованного дворянства (впоследствии при объединении Англии и Шотландии в Великобританию многие знатные шотландцы приобретали английские титулы, так как шотландские титулы не давали наследственного права заседать в палате пэров). Кроме того, существовала практика назначения королём пожизненных лордов и лордов по должности (например, епископы). В палату общин избирались по два рыцаря (нетитулованные дворяне) от каждого графства и по два горожанина от каждого города.

Следует учитывать, что система парламентаризма на Западе возникла как отрицание абсолютизма государственной власти в лице монарха, всевластного первого лица в государстве. Но при этом парламентская система то и дело переживала кризис. Нередко короли стремились восстановить абсолютизм, например, Карл I не созывал парламент более 10 лет, и только в 1640 году пошёл на это из-за недостатка средств в казне.

Еще Кромвель собирался отменить средневековые формы представительства в парламенте нации, однако их восстановление произошло отчасти при самом Кромвеле, отчасти при последних Стюартах. При Вильгельме III принятия Билля о правах (1689) и Акта об устроении (1701) окончательно определило переход ряда полномочий от короля к парламенту.

С другой стороны, избирательная система переставала отражать действительное представительство населения.

В течение XVIII столетия из 658 депутатов парламента мелкие города и селения, даже «гнилые местечки» (заброшенные деревни) выбирали 467 депутатов. Фактически это представительство контролировалось знатными землевладельцами при помощи специальной процедуры. Голосование было открытым. Депутатов называли заранее (это делали местные лендлорды), и тех, кто их не поддерживал, наказывали. Подсчитано, что примерно 424 депутата из числа парламентариев были фактически назначены местными землевладельцами. Манчестер, Шеффилд, Лидс, ставшие промышленными центрами Англии, вовсе не были представлены в парламенте. Лондон с полумиллионным населением имел представительство в четыре депутата, тогда как в малонаселенных и брошенных селениях, так называемых «гнилых» или «карманных местечках», проживали по 3-4 избирателя на одно депутатское место. Депутатским местом нередко приторговывали, оценивая его примерно в 2 тыс. ф. ст. Однако рост новых городов, усиление влияния на политику промышленного и торгово-финансового сословий, а также реформаторская активность партии вигов приблизили проведение давно назревшей избирательной реформы, что и произошло в 1832 г.

В ходе этой реформы, как и последовавших за ней в течение XIX в. еще двух реформ, были осуществлены перемены в двух направлениях: произведено перераспределение избирательных округов и расширен круг самих избирателей. Были лишены представительства 56 гнилых местечек, сокращены квоты еще 30 местечкам. Высвобожденные таким образом 146 мест были переданы в пользу городов, графств и регионов Шотландии, Ирландии и Уэльса. За счет изменения избирательного ценза был увеличен на треть корпус избирателей. В графствах избирателями стали собственники и арендаторы земли с доходом 10 ф. ст. в год, в городах - собственники и арендаторы домов и других строений с тем же размером годового дохода. Таким образом, главным цензом, делающим возможным участие в политической жизни, стал размер собственности.

В 1835 г. в Лондоне возникла ассоциация рабочих, которая выдвинула радикальные требования по дальнейшему реформированию избирательной системы: всеобщее избирательное право для мужчин, тайное голосование, отмена имущественного ценза для кандидатов в депутаты, уравнение избирательных округов, вознаграждение за труд депутатов и ежегодные перевыборы парламента. В поддержку подобных перемен развернулось целое движение, известное под названием чартизм (требования его участников были изложены в виде петиции парламенту о народной хартии прав). Те же

требования после спада чартистского движения были подхвачены профсоюзами (тред-юнионами), которые надеялись с помощью избирателей-рабочих обрести влияние на политику палаты общин. В этой обстановке с инициативой проведения реформы избирательной системы были вынуждены выступать обе соперничающие политические партии, однако непосредственным исполнителем замысла стал кабинет консерваторов во главе с Дизраэли, который представил проект реформы, утвержденный затем с поправками.

Это случилось в 1867 г. Вновь было уменьшено представительство местечек и мелких городов. Города с населением от 4 до 10 тыс. получили только по одному депутатскому месту. В городах избирателями стали все владельцы и съемщики домов, уплачивающие налог в пользу бедных, и квартиросъемщики, уплачивающие в год не меньше 10 ф. ст. арендной платы. В графствах этот ценз был понижен до 5 ф. ст. годового дохода землевладельца. Налоговый ценз - уплата налога в пользу бедных - отныне засчитывался не только домовладельцам, но и многочисленным нанимателям небольших квартир, которые считались уплачивающими этот налог, поскольку его действительно выплачивал квартиросдатчик (домовладелец). В итоге состав избирателей сильно пополнился за счет городских ремесленников и рабочих.

В промежутке между второй и третьей избирательными реформами по инициативе либерального правительства вигов принимается Закон о тайном голосовании (1872 г.), целью которого было устранение подкупа избирателей. В 1883 г. в развитие этой политики был принят закон, который ограничил суммы расходов на ведение избирательной кампании и обязывал организаторов этих кампаний представлять публичную отчетность. Одновременно был уточнен перечень наказаний за нарушение правил проведения избирательных кампаний.

Третья избирательная реформа 1884-1885 гг. уменьшила пестроту избирательных цензов и продолжила политику перераспределения округов в пользу крупных городов. Отныне города с населением от 15 до 50 тыс. человек выбирали только по одному депутату, а в крупных городах такая же квота устанавливалась для округов в 50 тыс. Практиковалась мажоритарная система выборов (побеждал тот, кто собирал относительное большинство голосов).

Особенностью функционирования британского Парламента является отсутствие в государстве писаной (кодифицированной) Конституции, поэтому многие нормы парламентской жизни, взаимоотношения с Правительством остаются урегулированными конституционными (конвенциональными) соглашениями и правовыми обычаями.

При анализе места Парламента в системе власти Великобритании следует учитывать, что в ее основу были положены два фундаментальных принципа - парламентского верховенства и парламентарного (ответственного) правления.

Британский Парламент представляет собой пример бикамерального представительного органа, состоящего из Палаты общин и Палаты лордов. Причем неотъемлемой частью Парламента считается британский монарх.

Одна из важнейших особенностей Парламента заключается также в том, что одна из его палат - Палата лордов формируется по наследству, иными словами, на невыборной основе.

Членство в ней обусловлено получением дворянского титула, дающего право быть ее членом. Это самая большая верхняя палата среди европейских стран. Ее членами являлись в конце 90-х гг. 20 в. более 1200 пэров Парламента, титулованная знать, имена которой вписаны в «золотую книгу» английского дворянства. Однако после первого этапа конституционной реформы, которая началась в 1999 г. и должна продлиться 10 лет, в Палате насчитывалось всего 665 человек.

Британский Парламент состоит из двух палат:

Палаты общин (House of Commons);

Палаты лордов (House of Lords).

Палата общин избирается сроком на пять лет путем всеобщих, равных выборов при тайном голосовании на основе мажоритарной системы относительного большинства.

Выборы в Палату общин могут быть общими, т. е. проходящими одновременно на всей территории страны, или промежуточными, т. е. проводимыми дополнительно в отдельных избирательных округах в связи с вакансией депутатского мандата.

Избирательная кампания начинается с вручения приказа о выборах «чиновникам по выборам», функции которых в городах выполняют мэры, а в графствах - шерифы.

Избираться в Палату может любой британский подданный (а также проживающие в стране граждане Ирландии и Содружества), достигший 21 года и удовлетворяющий установленным в законодательстве цензам.

Среди таких цензов следует назвать ценз несовместимости: запрет быть членами Парламента для лиц, занимающих определенные государственные должности (профессиональные оплачиваемые судьи, гражданские служащие, военнослужащие и т.д.).

Лицо, которое желает баллотироваться на выборах в Палату общин, должно представить чиновнику по выборам документ о выдвижении, а также внести избирательный залог, который составляет пятьсот фунтов стерлингов и не возвращается при условии, если кандидат набрал меньше пяти процентов голосов.

Выборы в Палату общин проводят по мажоритарной системе относительного большинства. При этом отсутствует требование о получении кандидатом минимального процента голосов избирателей.

Так, по итогам всеобщих выборов 2010 году, 306 из 6491 мест в палате общин получила Консервативная партия во главе с Дэвидом Кэмероном. Немного не добрав до безоговорочного большинства, тори, тем не менее, образуют в новом парламенте крупнейшую фракцию (47,1%). В условиях мажоритарной избирательной системы прогресс консерваторов очевиден: они отобрали у соперников 97 избирательных округов. За тори проголосовали 10,7 млн. британцев (36,1% избирателей - на 3,8% больше, чем на всеобщих выборах 2005 г.).

Лейбористская партия во главе с премьер-министром Гордоном Брауном потерпела поражение: получив 258 мест (39,7%), она утратила парламентское большинство. За лейбористов проголосовали 8,6 млн. избирателей - на 6,2% меньше, чем на предыдущих выборах. Они уступили 91 округ, не переизбраны в парламент некоторые влиятельные фигуры (в частности, бывшие министры внутренних дел Ч.Кларк и Дж.Смит). В то же время, результаты выборов подтвердили: лейбористы, наряду с консерваторами, остаются одной из двух основных политических сил Великобритании. Суммарно, у этих партий 87% мест в палате общин, лейбористская фракция - вторая по численности.

Либерально-демократическая партия Ника Клегга получила в новом парламенте лишь 57 мест (8,8%). Либерал-демократы, изначально претендовавшие на победу, получили голоса 6,8 млн избирателей - на 1% больше, чем в 2005 г., - но проиграли пять «своих» округов. В итоге они сохранили статус «балансирующей партии» в палате общин.

Характерно, что консерваторы добились своего успеха, прежде всего, на территории Англии: здесь они отобрали у других партий 92 округа. Шотландия же остается избирательной базой лейбористов, здесь со 100%-ной точностью повторились результаты выборов 2005 г.

Принципиального успеха добилась Партия зеленых, ставшая парламентской. Ее лидер Кэролайн Лукас, в 2009 г. победившая на выборах в Европарламент, одержала победу в избирательном округе в Брайтоне. В свою очередь, Британская национальная партия и Партия независимости Соединенного Королевства, вопреки некоторым прогнозам, в парламент не прошли.

Сохранили позиции в Вестминстере и основные региональные политические силы. Шотландскую национальную партию, как и ранее, будут представлять шесть депутатов. «Плайд Камри» (Партия Уэльса) получила три места - на одно больше, чем на предыдущих выборах.

Любопытен расклад мест для Северной Ирландии. Демократическая юнионистская партия получила 8 мест (на одно меньше, чем в 2005 г.): лидер ДЮП Питер Робинсон проиграл Наоми Лонг, кандидату от Партии Альянса. Пять мест сохранила за собой «Шинн Фейн» (которая, очевидно, продолжит бойкотировать заседания палаты общин), три - Социал-демократическая и лейбористская партия (СДЛП). Блок консерваторов и юнионистов Ольстера «Новая сила» не получил ни одного места, а Сильвия Эрмон остается единственным независимым депутатом.

Спикером Палаты общин является должностное лицо, которое избирается палатой общин из числа своих членов.

Спикер заседает в Кресле Спикера в конце Стола Палаты. Правительство сидит справа от Спикера, а Оппозиция располагается слева. Обязанностью Спикера является поддержание порядка во время дебатов и вызов членов парламента для выступлений.

Выбранный член парламента должен начать выступление с обращения к Председателю, а во время выступления обращаться к членам парламента по названию избирательных округов, которые они представляют, а к министрам - по названию занимаемых ими постов.

Таким образом, члены парламента обращаются друг к другу как «Достопочтенный Член парламента от…» или «Высоко-достопочтенный Член парламента от…». Если Член парламента обращается к соратникам по партии, то обращение, как правило, будет следующим: «Мой достопочтенный друг». По традиции, с трибуны могут говорить только министры и представители оппозиции (переднескамеечники).

Дебаты в Палате общин осуществляются посредством внесения предложений, (например, «Регламент одобрить» или «Законопроект рассмотреть во втором чтении»). В конце дебатов Председатель (Спикер или Председатель в случае рассмотрения законопроекта в стадии комитета) ставит вопрос о голосовании. Далее может последовать голосование (баллотировка) Палаты, в соответствии с которым члены парламента должны пройти через прилегающие к Залу кулуары «За» и «Против». Счетчики голосов объявляют результаты Спикеру или Председателю.

Комитеты всей Палаты представляют собой Палату общин в полном составе, заседание которой проводится во главе с избираемым председателем. Такая форма работы Палаты общин используется при принятии решений конституционного значения.

Постоянные комитеты формируются Комитетом по отбору в составе от 16 до 50 депутатов с целью рассмотрения конкретных законопроектов. Большинство постоянных комитетов не специализированы.

Отобранные комитеты формируются из числа депутатов. Они формируются после консультаций с руководителями партийных фракций и осуществляют функции, которые делегированы им Палатой общин.

Палата лордов ведет свое происхождение от «Большого Совета», который существовал в нормандский период истории Англии. В состав «Большого Совета» входили наиболее крупные землевладельцы, служившие королю и называвшиеся «баронами». С течением времени «Большой Совет» претерпевал различные изменения, и на его основе была создана Палата лордов, члены которой стали именоваться «пэрами» и передавать свой титул и место в Палате по наследству.

В настоящее время Палата лордов имеет четыре вида членства:

судебные лорды;

духовные лорды;

наследственные пэры;

пожизненные пэры.

Среди пожизненных пэров более 50% составляют бывшие члены Палаты общин, остальные - выдающиеся деятели литературы и искусства, отошедшие от дел представители промышленного и финансового бизнеса, дипломаты и профсоюзные лидеры в отставке, имеющие выдающиеся заслуги перед государством. Титул даруется монархом по рекомендации Премьер-министра.

Несмотря на столь многочисленный состав, активное участие в работе Палаты лордов принимает меньшая ее часть, в основном пожизненные пэры и лорды-юристы. Кворум составляет всего 3 человека.

Первые две категории членов Палаты пэрами не считаются.

В результате реформирования верхней палаты из 788 наследственных пэров только 90 и два должностных лица, связанных с церемониалом, могут в ней заседать. Ныне эти аристократы избираются всеми наследственными пэрами: значительное большинство из них избрано среди консерваторов и незначительное - среди лейбористов, что в целом выражает соотношение политических сил в Палате лордов.

На переходный период в палате пожизненно оставлены 192 наследственных лорда. Остальные лорды имеют право баллотироваться на выборах, в том числе в нижнюю палату - Палату общин.

Примечательно, что, несмотря на столь расширенный состав Палаты, кворум составляет всего три человека и в основном участие в ее работе принимают около 100 человек (судебные лорды и пожизненные лорды).

Длительное время Палату возглавлял Лорд-Канцлер, который назначался на должность Премьер-министром и являлся одновременно членом Кабинета (министром). Однако в связи с конституционной реформой с 2004 г. руководитель Палаты лордов занимает данную должность на внутрипалатной выборной основе и не входит в состав Правительства.

Лорд-канцлер не является только номинальной фигурой. Он осуществляет важнейшие функции в различных областях государственной жизни. Лорд-канцлер имеет право участвовать в дебатах и выступать от имени Правительства, когда Палата лордов заседает как Комитет всей палаты. Лорд-канцлер оценивает в предварительном порядке запросы (обращения) пэров, направляемые в Комитет по привилегиям.

В Палате лордов лорд-канцлер имеет двух заместителей, которые ежегодно избираются в начале сессии Палатой.

Палата лордов создает комитеты, рассматривающие различные вопросы ее компетенции. Наиболее важными являются Комитет по науке и технологиям и Комитет по вопросам Европейского Союза.

2. Деятельность парламента в Великобритании

К важнейшим полномочиям Палаты общин относятся:

принятие законов;

принятие бюджета;

рассмотрение финансовых биллей;

парламентский контроль за деятельностью Правительства и т. д.

Члены парламента имеют множество обязанностей, связанных с их участием в разносторонней деятельности как в Палате общин, так и среди своих избирателей.

Член парламента проводит часть недели в своем округе, занимаясь проблемами своих избирателей. Он может дать консультацию о том, как решить ту или иную проблему, и может обратиться с письмом к ответственному чиновнику или министру от лица избирателя. Существуют различные пути вынесения вопросов местного уровня или личного характера на рассмотрение в Палату общин.

Палата общин изучает и передает проекты новых законов, в основном, в форме законопроектов, представляемых Парламенту Правительством. Отдельные члены парламента также могут вносить законопроекты, но для дискуссии дел частных членов парламента отводится значительно меньше времени.

Правительство не может самостоятельно издавать законы - для этого требуется одобрение Палаты общин и Палаты лордов (однако Палата лордов не участвует в законопроектах, связанных с контролем над финансами). В законопроект обычно вносятся поправки в течение его прохождения через обе Палаты, а законопроект, который прошел через все необходимые стадии, становится Актом Парламента. Основная часть детального изучения законопроекта в Палате общин осуществляется в Постоянных комитетах.

Основная роль Палаты общин заключается в осуществлении общественного контроля над курсом проводимой правительством политики и его действиями. Правительство управляет страной, но правительство подотчетно парламенту. Когда министры правительства выносят дела на рассмотрение в Палату общин, они отвечают на вопросы Оппозиции и отдельных членов парламента - представителей разных партий. Члены парламента могут напрямую задавать вопросы министрам в течение отведенного на вопросы времени. Также к министрам поступают письменные вопросы, ответы на которые публикуются в Официальном протоколе.

Когда идет парламентская сессия, Палата общин обычно собирается с понедельника по четверг и практически каждую пятницу.

Работа Палаты регулируется тщательными разработанными нормами и правилами. Правительство определяет рассматриваемые дела и порядок их обсуждения, а для оппозиционных партий и заднескамеечников выделяется специальное время и дни.

В Палате ежедневное рассмотрение дел начинается с молитв, за которыми следует формальное (без дебатов) рассмотрение частных дел. Затем следуют основные дела дня.

Получить ответы на вопросы у министров правительства из отдельного департамента или департаментов можно с понедельника по четверг. Премьер-министра отвечает на вопросы по средам. В отведенное для вопросов время Спикер оглашает имя члена парламента и первый вопрос из «Порядка рассматриваемых дел».

Поскольку текст вопроса уже распечатан, то член парламента может просто сказать «Номер один». Министр читает подготовленный ответ, после чего члену парламента предоставляется возможность задать дополнительный вопрос, и министр снова отвечает. Затем оглашаются имена других членов парламента, которые могут задавать дополнительные вопросы.

После отведенного на вопросы времени, дела по степени их важности или срочности могут быть переданы в Палату на рассмотрение в форме правительственных предложений, дел частных членов или просьбы о срочных дебатах. Порядок рассмотрения дел в Палате, детализирующий дела, внесенные на рассмотрение в ближайшую неделю или две, обычно оглашается каждый четверг.

Функции Палаты лордов можно представить в виде трех основных групп:

) законодательные;

) контрольные;

) судебные.

Первая группа обеспечивает участие палаты в законодательном процессе (рассмотрение в соответствии с процедурой вносимых законопроектов - биллей, исключением здесь является особое требование для внесения финансовых биллей, которые вносятся лишь в Палату общин; внесение поправок в законопроекты, принятые нижней палатой, и т. д.).

Вторая группа полномочий главным образом заключается в контроле за работой Правительства.

Судебные полномочия Палаты значительны и определяются тем, что она является высшей судебной инстанцией Великобритании. Однако в 2003 г. создано новое министерство по конституционным делам, которое должно взять на себя большинство полномочий Лорд-канцлера, в том числе в судебной сфере.

Законодательные функции осуществляются путем участия в законодательном процессе, в частности в следующих формах:

внесение поправок в законопроекты, принятые Палатой общин;

внесение законопроектов, предусматривающих одобрение международных договоров Великобритании или принимаемых в рамках
правовой реформы, особенно в связи с участием в ЕС;
отклонение законопроектов, принятых Палатой общин;

изучение частных законопроектов и актов делегированного законодательства.

Контрольные функции проявляются в практике вопросов министрам Правительства и создания комитетов для изучения соответствующих вопросов. По итогам дискуссий Палата лордов информирует общественность и Правительство.

Законодательный процесс заключается в рассмотрении в соответствии с установленной процедурой законопроектов, которые могут вноситься в любую из палат Парламента. Исключение составляют финансовые законопроекты, вносимые лишь в Палату общин.

Законопроекты рассматривают в трех чтениях.

Первое чтение состоит из следующих стадий:

объявление названия законопроекта;

распечатывание законопроекта;

раздача законопроекта депутатам.

Через две или три недели проводят второе чтение.

Второе чтение состоит из следующих стадий:

обсуждение общих положений законопроекта;

передача законопроекта в комитеты Палаты, где депутаты и эксперты детально изучают законопроект.

В третьем чтении законопроект рассматривают на пленарном заседании Палаты по докладу головного комитета.

Депутаты могут проводить дискуссию. Однако обычно Спикер ставит проект на голосование. В случае если законопроект получит простое большинство голосов, тогда его направляют во вторую палату. Если Палата лордов вносит поправки в законопроект, то в таком случае их обсуждают в Палате общин.

Обычно вопрос решают с помощью учета на основе компромисса позиций обеих палат Парламента. Если же не удаётся достигнуть согласия, тогда Палата лордов имеет право отложить законопроект на один год, а по финансовым вопросам - на один месяц. В случае если обе палаты принимают законопроект, тогда он направляется монарху, а после его одобрения становится законом, который публикуют в официальном издании.

Не все дебаты относятся к вопросам законотворчества. Также существует возможность для обсуждения важных проблем дня и вопросов местного значения, поднятых заднескамеечниками. Например, в конце каждого рабочего дня проводятся заключительные дебаты, которые обычно длятся в течение получаса и, в основном, касаются дел избирателей.

Основная повестка дня обычно состоит в обсуждении законопроекта

во втором чтении, стадии доклада или в третьем чтении. Если законопроект в

стадии комитета рассматривается в форме заседания комитета всей палаты, а не в Постоянном комитете, то Жезл, который обычно находится на Парламентском столе, перекладывается в специальные ложементы под столом.

В Парламенте применяются различные способы ограничения прений по законопроектам с целью обеспечения эффективности законодательного процесса. Такими способами являются следующие:

прекращение дебатов по законопроекту по требованию ста депутатов, которое направляется Спикеру Палаты;

обсуждение отдельных статей законопроекта, без подробного обсуждения основного текста самого законопроекта;

ограничение времени для рассмотрения вопроса, по истечении отведённого времени обсуждение автоматически прекращается;

метод партийной дисциплины; и т.д.

В английской парламентской практике правительство несет коллективную ответственность перед парламентом. Применяются следующие формы контроля:

резолюция порицания;

вотум недоверия;

устные и письменные вопросы.

Выражение правительству вотума недоверия влечет его отставку или роспуск палаты общин. Вотум недоверия может иметь место, если само правительство ставит вопрос о доверии. При этом вотум недоверия бывает только связанным, т.е. вопрос о доверии ставится лишь в связи с прохождением правительственного законопроекта.

Одной из форм контроля, получивших развитие в последнее время, является работа специализированных комитетов. С 1979 г. в практику вошло приглашение министров для дачи показаний на их заседаниях. Наиболее часто применяемая форма контроля - вопросы правительству, а по существу его критика. В соответствии с регламентом работы палаты ее заседания ежедневно (кроме пятницы) начинаются с «часа вопросов». Ежегодно правительству задается около 40 тыс. устных вопросов. Как правило, каждый министр выступает перед парламентом раз в месяц, премьер-министр - 2 раза в неделю. Существует список тем, на которые министры не обязаны отвечать: вопросы обороны и безопасности, информация личного характера, коммерческая информация конфиденциального свойства.

В 1967 г. в Великобритании учрежден институт парламентского уполномоченного по делам администрации (омбудсмена), который от имени депутатов проводит расследование различных нарушений органов исполнительной власти. Следовательно, его деятельность является частью механизма парламентского контроля за министерствами.

В Великобритании омбудсмен назначается правительством. Однако парламент полностью не отстранен от процедуры замещения этого поста. Омбудсмен уходит в отставку по собственной просьбе, либо по достижении 65-летнего возраста. Уполномоченный не может быть членом парламента.

В компетенцию парламентского уполномоченного входит расследование жалоб граждан на действия министерств и ведомств. Каждая жалоба, прежде чем быть переданной уполномоченному, поступает к депутату соответствующего округа, и уже последний решает, направить ли ее уполномоченному.

Уполномоченный вправе истребовать у министерств и должностных лиц документы, вызывать свидетелей и т.п. Расследования, однако, могут проводиться только в том случае, если отсутствует возможность обращения в суд или в административный трибунал. По результатам своих расследований омбудсмен не может принимать никаких обязательных решений (например, отменить или изменить административный акт). Он составляет доклад, который направляется соответствующему депутату или парламенту. В последнем случае доклад рассматривается комитетом по делам парламентского уполномоченного.

парламент великобритания правление палата

Заключение

Парламент Великобритании включает палату общин и палату лордов.

Нижняя палата - палата общин - это общенациональный представительный орган, избираемый на пять лет. Руководит палатой общин председатель палаты - спикер. Важным структурным элементом палаты общин служат парламентские комитеты.

Основной сферой деятельности английского парламента является законодательство. Законодательная инициатива может быть осуществлена в любой палате. На практике законопроекты рассматриваются нижней палатой, затем передаются в верхнюю.

Формально законодательной инициативой обладает монарх (в лице министров). В соответствии с правилами процедуры неправительственные законопроекты рассматриваются лишь один день в неделю. В итоге 95% всех законов принимается по инициативе правительства.

Контроль за деятельностью правительства также является одним из важнейших направлений деятельности парламента согласно принципу ответственного правления.

В целом Великобританию можно с уверенностью охарактеризовать как страну с устойчивой и значительной ролью Парламента, во многом обусловленной непрерывностью парламентского развития, сравнимой только с США.

Список использованной литературы

Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Проспект, 2008. С. 560.

Конституционное право зарубежных стран / Под ред. В. Лучина, Г. Василевича, А. Прудникова. М.: Закон и право, 2009. С. 728.

Ильин Ю. Д. Государственное (конституционное) право зарубежных стран. М.: Юркомпани, 2010. С. 432.

Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Юстицинформ, 2010. С. 560.

Осавелюк А. М. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юнити-Дана, 2010. С. 512.

Саидов А.Х. Национальные парламенты мира. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 720.

Смоленский М. Б., Иванников И. А. Конституционное право зарубежных стран. М.: АкадемЦентр, 2010. С. 336.

Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Инфра-М, 2010. С. 608.

Чиркин В.Е. Парламент в зарубежных государствах. М.: Институт гос-ва и права, 2006. С. 48.

Якушев А. В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. Особенная часть (50 государств). М.: А-Приор, 2010. С. 400.

Похожие работы на - Особенности парламентской формы правления на примере Великобритании

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!