Историческое фехтование как вид физкультурно-спортивной деятельности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,91 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Историческое фехтование как вид физкультурно-спортивной деятельности

Введение

Развитие спорта во всём мире привело к возникновению и распространению множества отдельных видов спорта, которых насчитывается в настоящее время более 200. Каждый из них характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий, способами ведения спортивной борьбы и правилами соревнований. Наиболее распространенные виды спорта включены в программу зимних и летних Олимпийских игр.

Однако в современном мире существует большое количество видов физкультурно-спортивной деятельности, которые официально не являются видами спорта и находятся в начальной стадии своего развития. Одним из таких видов, зародившимся относительно недавно, является историческое фехтование.

Так сложилось исторически, что фехтование с использованием исторического вооружения - аналогов средневекового оружия и доспехов - существует в нашей стране приблизительно с начала 90-х годов прошлого века. На сегодняшний день это движение охватило уже всю Россию. Более того, Историческое фехтование завоевало множество приверженцев в Украине, Белоруссии, Молдове и других государствах СНГ. Историческое фехтование прошло, что называется, «огнем и мечом» по Европе, призвав под свои знамена воинов из таких стран как Польша, Литва, Венгрия и даже Израиль. Но зародилось это направление именно в России, став исконно отечественным направлением в спорте.

Историческое фехтование - это контактный вид единоборств с использованием аналогов средневековых доспехов и вооружения.

Сегодня турниры по Историческому фехтованию проводятся практически на всей территории нашей страны и, что немаловажно, за ее пределами. Причем соревнования по этому виду спорта в разных местах по правилам порой различаются.

У ИФ есть все шансы стать «российским открытием» XXI века, признанным во всем мире. Данный вид спорта необычайно зрелищен. Использование стального вооружения и доспехов, идентичных историческим образцам, само по себе привлекает внимание зрителей. А звон стали и снопы искр от столкновения клинков, молниеносные выпады, и виртуозное владение щитами просто завораживает.

Цель курсовой работы - дать характеристику историческому фехтованию, как виду физкультурно-спортивной деятельности и выделить основные факторы, влияющие на её успешность.

Задачи курсовой работы:

1.Представить историю и источники возникновения исторического фехтования.

2.Охарактеризовать историческое фехтование, как вид физкультурно-спортивной деятельности.

.Выявить факторы, влияющие на успешность занятий историческим фехтованием.

.Обозначить особенности тренировочной и соревновательной деятельности в историческом фехтовании.

1. История возникновения и развития исторического фехтования

Историческое фехтование - феномен, который обладает широким международным размахом, и, разумеется, этот феномен имеет свою историю - история эта весьма запутанна. Ведь, как и подобает полноводному течению, Историческое Фехтование берет свое начало из целого ряда независимых друг от друга источников [8].

Источник первый - историческая реконструкция. Еще в советские времена в нашей стране возникло движение с хитрым названием - «униформисты». Это движение было сформировано историками, как любителями, так и профессионалами, и, пожалуй, именно оно сыграло наибольшую роль в становлении и развитии Исторического Фехтования, в возрождении интереса к тяжелому клинковому оружию. Создавая военно-исторические клубы, униформисты с энтузиазмом занимались реконструкцией снаряжения времен Наполеоновских войн, Великой Отечественной Войны, а также снаряжения римского легиона и скифов. Первоначально эпоха Средневековья у них особой популярностью не пользовалась, и более или менее серьезная реконструкция предметов средневековой эпохи оказалась уделом немногочисленных мастерских советских киностудий.

Все изменилось на рубеже 80-х и 90-х годов, когда интерес к Средневековой истории, а в частности, к таким ее эпизодам как эпоха викингов и период Крестовых походов, резко возрос. Реконструкция предметов средневековой старины совершила серьезный скачок, выплеснувшись в массы. Осознав смысл поговорки «один в поле не воин», воины, ранее пытавшиеся заниматься исторической реконструкцией в одиночку, стали объединяться в клубы. Клубы эти, словно грибы после дождя, начали возникать по всей стране, и в итоге сложилось целое сообщество, посвятившее себя реконструкции предметов средневековой жизни.

Уже в 80-е годы в Свердловске (ныне Екатеринбург) появился Театр Оружия, который был признан рыцарскими клубами Англии. Первые робкие попытки поединков на историческом оружии имели место внутри клубов, а также на небольших фестивалях единомышленников; это был еще не спорт, но уже и не баловство. Первые бои имели, главным образом, показательно-игровой характер и пока не требовали особой физической и технической подготовки. Однако, как известно, аппетит приходит во время еды. По мере развития движения все явственнее становилось желание его участников попробовать свои силы и свои доспехи в полную силу. Бои становились все более реалистичными, а бойцам, дабы подготовиться к этим боям, пришлось начать специально тренироваться.

Следует подчеркнуть, что Историческое Фехтование зародилось и существует в тесном симбиозе с движением Исторической Реконструкции. Изначальная идея у этих движений единая - воссоздать средневековое боевое искусство. Следовательно, доспехи и оружие бойцов должны были максимально соответствовать сохранившимся экземплярам средневекового вооружения. Но все не так просто в нашем современном мире, чуть более гуманном, чем это было несколько столетий назад: возникают определенные противоречия между требованиями безопасности и аутентичности. До сих пор на спортивных турнирах проводится историческая комиссия, отсекающая откровенно «модернистские» фасоны защитного снаряжения. С другой стороны, следует отметить, что бойцы все-таки используют незаточенное оружие.

Так что Историческое Фехтование вряд ли можно полностью отделить от Исторической Реконструкции. Каждый реконструкторский фестиваль (московский «Альтинг», минский «Белый замок», «Куликово поле» и др.), кроме конкурса исторического костюма, показательных выступлений, концертов средневековой музыки и много чего другого, обязательно включает и турнир по тому или иному варианту боевых правил [13].

Источник второй - Славяно-горицкая борьба. Большая роль в становлении Исторического Фехтования принадлежит Александру Белову - изыскателю в области рукопашного боя «русского стиля». Занимаясь первоначально изучением паранормальных явлений, собирая материал для диссертации о физических упражнениях монастырской братии, Белов, будучи самодеятельным исследователем русского язычества, в 1988 году зарегистрировал боевую систему под условным названием «славяно-горицкая борьба - объединенный русский стиль».

Действительно, это оказалось несколько «паранормально» - считается, что из-за несколько смутного видения того, что представлял собой рукопашный бой конца Средневековья, во многом система Белова стала синтезом исторических элементов с собственными разработками автора. Тем не менее, специалисты отмечают наличие у беловской разработки довольно цельной основы. По боевым возможностям её сравнивают с кикбоксингом, саваттом и самбо, хотя и с некоторыми оговорками. В свое время славяно-горицей заинтересовались в Японии и Германии, а тренеры СГБ обучали спецназ изолятора «Матросская тишина» и бойцов спецназа ГРУ.

Однако с точки зрения Исторического Фехтования нас интересует отнюдь не экзотичность и эффективность славяно-горицкой борьбы. Дело в том, что это - единственный на настоящий момент вид борьбы, совместимый с применением любого традиционного холодного оружия - от английского шеста до топора и дубинки. Первоначально автор видел свою систему реконструкцией элитного, дружинного рукопашного боя. Поэтому пластика движений рассчитывалась исходя из снаряжения княжеского дружинника, которое, как минимум, состояло из кольчуги, наручей и шлема. Единомышленники А. Белова прыгали, бегали, кувыркались, рубились и бились на кулаках, не снимая с себя всего этого железа.Несмотря на скептические предсказания, славяно-горицкая борьба смогла серьезно эволюционировать - и от показательных выступлений на тех или иных мероприятиях представители этого движения прошли нелегкий путь до победы на турнирах по Историческому Фехтованию. Большую часть первой волны победителей этих турниров составили именно выходцы из школ славяно-горицкой борьбы (такие, как, например, Владимир Терехов и Яков Ефимов). Сейчас, когда фехтование историческим оружием широко разошлось по стране, становится, очевидно, что во многом методика Исторического Фехтования (например, в Зареченской, Тульской и ряде других школ) уходит своими корнями в систему СГБ, что и неудивительно - ведь первое поколение тренеров в клубах исторического фехтования состояло в большинстве своем из инструкторов по «славяно-горицкой борьбы».

Несмотря на существенное различие между Историческим Фехтованием и славяно-горицкой борьбой, А. Белов, сделав акцент именно на боевой аспект своего искусства, внес мощный импульс в движение Исторического Фехтования. Когда-то начинающих бойцов в СГБ обучали основам боевого движения, давая в руки дубину или макет боевого меча, теперь, наоборот, постигнув начальный курс СГБ, боец может взять в руки практически любой аналог исторического оружия [13].

Источник третий - Толкиенизм и движение ролевых игр. Такое неоднозначное и беспрецедентное явление как «толкиенизм» зародилось в нашей стране в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века. Оно возникло на основе интереса к литературе жанра «фэнтези», в особенности - к книгам английского писателя Дж.Р.Р. Толкиена. Приверженцы толкиенизма стремятся подражать своим литературным героям, с головой окунаясь в различные сказочные миры. Движение это приобретает самые разные формы, доходя порой до чрезмерных степеней эскапизма (т.е. стремления подменить реальный мир воображаемым). Тем не менее, большинство приверженцев толкиенизма, вопреки «черному пиару» желтой прессы, всегда оставались здравомыслящими людьми, относящимися к своему увлечению всего лишь как к хобби (и кто поспорит, что хобби это менее увлекательно, чем коллекционирование марок или вышивание бисером?)

В начале 90-х годов среди любителей ролевых игр все большую популярность стали приобретать игры на местности, остающиеся популярными и до сих пор. Ролевая игра представляет собой большой спектакль-импровизацию по мотивам реальных исторических событий или же книжных сюжетов, участники которого в течение нескольких дней живут в собственноручно созданных декорациях. Затея во всех отношениях полезная: для детей и подростков это хорошее педагогическое средство, чтобы привить им интерес к истории, приучить читать книжки, а также научить жизни вне города. Для взрослых это неплохая психологическая разгрузка.

К настоящему времени традицией стало устраивать ролевые игры по сюжетам из сказочной фантастики и средневековой истории - с самодельными костюмами, деревянными мечами, штурмами крепостей и правилами внутреннего распорядка. Своего рода «Зарница» с элементами актерской игры.

Все вышесказанное о ролевых играх имеет непосредственное отношение к Историческому Фехтованию - ведь на всех этих мероприятиях поединки на деревянных, пластмассовых или алюминиевых макетах исторического оружия являются обязательным элементом действа. Более того, организаторы игр всегда поощряли использование различных доспехов. Первоначально, конечно, основными атрибутами таких игр становились мечи из клюшек и доспехи из линолеума и жести, и, чтобы увидеть в этом настоящее вооружение, требовалась изрядная доля воображения (хотя вот этого-то как раз у ролевиков всегда было более чем достаточно!) Но стремление к большей реалистичности, присутствовавшее постоянно, постепенно привело к тому, что сегодня вооружение многих игроков сложно отличить от настоящего. В любом случае это гораздо азартнее спортивного фехтования, где после каждого удара противников разводят. И уж, поверьте, это не менее зрелищно, чем историческое кино.

Движение ролевых игр в очень скором времени породило немало интересных явлений - от школ средневекового танца до секций фехтования в ограниченном контакте. Но, главное, многих ролевиков путь самосовершенствования приводил в лоно реконструкторского движения - особенно тех, кто был заинтересован в улучшении своих фехтовальных навыков. Таким образом, они приобщались непосредственно к Историческому Фехтованию. Более того, многие клубы Исторической Реконструкции и Исторического Фехтования возникали и продолжают возникать целиком на базе игровых команд, а техника фехтования, привнесенная из ролевых игр, существенно дополнила ту, которая уже бытовала в Историческом Фехтовании. Такое «сотрудничество» взаимовыгодно: многие фехтовальщики до сих пор применяют на практике свои умения, выезжая на большие ролевые игры, а из мира ролевых игр вербуется более половины начинающих спортсменов [14].

Таким образом, можно сделать вывод, что историческое фехтование - зародилось не как вид спорта, а как следствие увлечения исторической реконструкцией. Появились военно-исторические клубы, занимающиеся изучением периода наполеоновских войн, II мировой войны, средневековья и др. Одним из первых возникли клуб «Ратник» в Москве, «Княжеская дружина» в Санкт-Петербурге, «Левонский Орден» в Саратове, «Крепость» в Туле. Вскоре стали проводиться различные турниры, а в 1994 году прошёл первый турнир в Москве. После этого 13 российских клубов выступили с инициативой создать отделение исторического фехтования при Федерации фехтования России и подготовили необходимые документы. С тех пор турниры стали более официальными. А в 1997 году была зарегистрирована уже Федерация исторического фехтования России, куда сегодня входят более 50 клубов.

Следующей стадией развития ИФ должно стать получение им статуса официального вида спорта, а также выход на международную арену [11].

2. Основные факторы, влияющие на успешность занятий историческим фехтованием

фехтование тренировочный исторический занятие

На эффективность тренировочной и соревновательной деятельности влияет большое количество факторов. Основными из них являются: личностный фактор (мотивация занимающихся, спортивные способности, психологические особенности занимающихся и психологический климат в коллективе, физическая подготовленность и активность занимающихся), гигиенический фактор, материальный фактор, научно-методический (умение тренера грамотно построить тренировочный процесс).

Функционирование системы подготовки спортсменов нельзя строить в отрыве от этих факторов. Все они оказывают существенное влияние на успешность спортивной деятельности [3].

.1 Личностный фактор

Спортивные способности. Успешность занятий конкретным видом спорта требует формирования у спортсменов строго определенных специальных способностей. Например, для единоборцев (в т.ч. фехтовальщиков) важны такие качества психики, как решительность, самообладание, готовность к риску; для стайера - настойчивость, выдержка, целеустремленность; для гимнаста - эстетическое чувство, высокая двигательная координация и др. В зависимости от требований спортивной деятельности происходят отбор и тренировка спортсменов. В результате занятия избранным видом спорта приводят, с одной стороны, к развитию специфических способностей и качеств психики, а с другой - к достижению высоких спортивных результатов [5].

Мотивация занимающихся. Активность, собранность, дисциплинированность спортсмена, продолжительность и результативность его работы определяются мотивацией в тренировочном процессе. Мотивация должна базироваться на потребностях спортсмена, идти через иерархию стратегических, тактических и технических целей и находить выражение в конкретных побуждениях. Изменив порядок знаменитой греческой триады, можно сказать, что мотивация строится по принципу: хочу - могу - должен. Осознанное желание, сформулированное в виде четкой цели, высокая вероятность ее достижения и понимание обязательности определенных действий, необходимых для решения личных и общественных задач, побуждают спортсмена к упорным тренировкам в течение многих лет [1].

Физическая подготовленность спортсменов. Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявлений в процессе мышечной деятельности. В историческом фехтовании общая физическая подготовленность играет большую роль не только как разностороннее развитие физических качеств, но и как уровень развития качеств и способностей, оказывающих непосредственное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса. Для спортсменов занимающихся историческим фехтованием огромное значение имеет развитие силовых способностей и выносливости, это связанно с большим весом инвентаря характерного для данного вида физкультурно-спортивной деятельности.

Активность занимающихся. В процессе спортивной тренировки, занимающиеся не должны быть пассивными объектами воздействия тренера. Необходимо, чтобы они сами проявляли активность. В связи с этим перед тренером стоит задача всеми имеющимися в его распоряжении способами и средствами обеспечить высокую активность спортсменов.

Для этого тренер должен формировать интерес к занятиям физическими упражнениями, целеустремленность занимающихся в развитии у себя волевых, психических и физических качеств, вызывать у занимающихся удовлетворение от тренировок. Важно при этом соблюдать принципы спортивной тренировки, которые обеспечивают не только успешность обучения, но и сохранение, и укрепление здоровья спортсменов.

2.2 Психологический климат в команде

Спортивный коллектив - это всегда (независимо от того, игровая это команда или единоборцы) совокупность людей, главной чертой характера которых является стремление побеждать, быть первым, потому что без этого качества человек не может быть спортсменом.

Спортсмен, особенно добившийся больших успехов, нередко имеет сложный характер. Во многом это объясняется необходимостью уметь входить в особое психическое состояние, когда наиболее полно реализуются его физические и технические возможности, частой чрезмерной нагрузкой на эмоционально-чувственную сферу, неопределенностью достижения намеченного результата, что всегда вызывает отрицательные эмоции (П.В. Симонов). Нельзя сбрасывать со счета и атмосферу острого спортивного соперничества, которое обязательно присутствует в коллективе. Это заставляет очень внимательно относиться к вопросам внутри групповых отношений.

Самую главную группу составляет пара тренер - спортсмен. От тренера требуется проявление особого такта во взаимоотношениях со спортсменом, умение найти те мотивационные струны в характере спортсмена, которые бы позволили наиболее рационально управлять им. Причем это управление должно быть деликатным, ненавязчивым, исключающим ненужный диктат или, наоборот, излишнее панибратство. Надо всегда помнить, что тренер - фигура, на которую спортсмен должен смотреть как на своего наставника, на человека, способного учить, помогать словом и делом, быть, рядом всегда, когда это нужно, проявить волю, выдержку, хладнокровие в тяжелые моменты.

Особое значение приобретает роль тренера при стремительном росте спортивных успехов ученика. Большой ошибкой является противопоставление такого спортсмена коллективу, предоставление ему прав которые не имеют другие члены команды. Это не только всегда чревато внутригрупповыми конфликтами, но и во многом оказывается губительным для самого спортсмена. Развивающаяся при этом «звездная болезнь», стремление к стяжательству, внесение в спорт психологии делячества в последующем могут оказаться неизлечимыми.

Отношения между спортсменами в коллективе также представляют трудности. С одной стороны, они чаще всего соперники. С другой - люди, которые должны вместе жить, проводить досуг, тренироваться, делить все сложности, связанные с переездами, участием в соревнованиях. В зависимости от требований ситуации они могут то объединяться в группу (например, в сборную команду), то становиться соперниками, которые, владея специально выработанной тактикой особого психологического давления на противника, стремятся заставить его проиграть еще до старта. Это во многом осложняет психологический климат в коллективе.

Важное значение имеет организация досуга спортсменов, умение так переключать их интересы, проводя вечера самодеятельности, викторины, соревнования эрудитов и т.п., чтобы соперники на спортивных аренах в обычной жизни оставались друзьями.

Тренер, врач команды, психолог и другие специалисты, работающие со спортсменами, должны внимательно следить за внутригрупповыми взаимоотношениями, вовремя устраняя ненужные конфликты.

Ровные отношения спортсменов в коллективе, исключающие формирование мелких групп, объединенных нередко и мелкими интересами, - важный фактор, оздоравливающий психологический климат. Не акцентирование спортивных заслуг, а поощрение спортсмена как личности - характерная черта здорового коллектива.

Итак, психологический климат в спортивном коллективе - явление сложное, но вполне управляемое. Для этого нужен тренерский опыт, педагогическая подготовка, искусство наставника, воспитателя, психолога.

Психогигиена - важная составная часть тренерской работы. Без охраны психического здоровья отдельного спортсмена и целого коллектива не может быть успешной подготовка высококвалифицированных спортсменов [1].

2.3 Личность тренера, как фактор успешности историческим фехтованием

Уровень успешности занимающихся во время занятии историческим фехтованием во многом зависит от научно-методической подготовки тренера. Существует много путей и способов повышения эффективности деятельности спортсменов:

·Создание положительного эмоционального фона;

·Разнообразие средств и методов, используемых тренером во время тренировок;

·Оптимальная загруженность занимающихся во время тренировки;

·Устранение ненужных пауз;

·Осуществление комплексного (оперативный, текущий, этапный) контроля и учета в подготовке спортсменов;

·Соблюдение принципов спортивной тренировки.

Управление деятельностью и поведением спортсменов на уровне формальной структуры осуществляет тренер. Он является тем человеком, в руках которого сосредоточено официальное руководство спортивным коллективом. Деятельность тренера как официального руководителя команды довольно многогранна. Анализ этой деятельности позволяет выделить следующие основные функции тренера:

·Информационная функция

·Обучающая функция

·Воспитательная функция

·Руководящая функция

·Административная функция [5].

.4 Материальный фактор

Большое значение на тренировочную и соревновательную деятельность в историческом фехтовании, оказывает такой фактор как, материальное положение клуба или спортсмена.

Некоторые спортсмены занимаются историческим фехтованием самостоятельно (т.е. они не являются членами каких-либо клубов или команд). Поэтому вся материальные затраты (приобретение и ремонт доспехов, выезд на соревнования и д.р.) полностью ложатся на их плечи. В связи, с чем спортсмен не всегда может тренироваться и выступать на турнирах, так как изготовление и ремонт доспехов очень дорог.

Если же занимающийся состоит в какой-либо команде, то клуб может частично брать на себя затраты на ремонт и покупку доспехов и оружия, или же если команда располагает собственной мастерской, то у спортсменов есть возможность самостоятельно изготавливать и восстанавливать свой спортивный инвентарь [2].


К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна, грамотное чередование нагрузок и отдыха.

В связи с огромной нагрузкой, которую переносят спортсмены, занимающиеся историческим фехтованием, вовремя тренировок и соревнований, огромное значение для них имеют гигиенические средства восстановления (бани, контрастный душ, массаж и д.р.), грамотное применение которых помогает спортсменам быстрее восстанавливаться [3].

3. Основы тренировочной и соревновательной деятельности в историческом фехтовании

.1 Основы тренировочной деятельности

Техническая подготовка

Историческое фехтование коренным образом отличается от фехтования, пропагандируемого сегодня в мире. На данный момент есть три основных вида фехтования на холодном оружии:

·Спортивное фехтование (Олимпийское).

·Японское фехтование (техника владения мечом).

·Театральное фехтование

На протяжении многих лет различные военно-исторические клубы развивали историческое фехтование, опираясь на три вышеуказанные технические школы. Изначально клубы поочередно перебрали все три школы и были вынуждены отказаться от них. Постепенно в историческом фехтовании сложилась своя техническая школа [17].

Особенности исторического фехтования состоят в том, что:

·воин защищен качественным доспехом;

·поразить противника одним ударом нереально;

·вес доспеха 35 кг минимум;

·меч средневековья не предназначен для прорезания доспеха.

Исходя из этих критериев и опираясь на летописные повествования, стала разрабатываться техника боевого исторического фехтования. Начиная с простых рубящих ударов, в технику исторического фехтования вскоре вписалось богатейшее разнообразие приемов и финтов. Стали проводиться спарринги по фехтованию.

Бои проводятся без остановки после попадания, так как в реальном бою доспех сдерживал удары и позволял пропустить несколько поражающих жестких ударов и, практически, позволял вообще не обращать внимания на скользящие удары.

Основным базовым видом исторического фехтования является категория щит-меч, так как именно в этой категории заложена, практически вся самобытная техника фехтовальщиков средневековья [9].

Классификация приемов фехтования. Историческое фехтование имеет очень большое разнообразие ударов, связок, атакующих и защитных действий. Овладение техникой фехтования требует тщательного разучивания приемов и приобретения навыков умелого их использования в различных ситуациях боя.

Вот основные положения необходимо знать и уметь правильно выполнять при проведении занятий и соревнований. К ним относятся:

·держание меча, обеспечивающее управление клинком;

·строевая стойка с оружием, которую необходимо соблюдать при построениях на занятиях и соревнованиях;

·исходное положение, принимаемое фехтовальщиком при вызове на поле боя;

·салют - приветствие судей и противника перед началом боя;

·боевая стойка - основное положение фехтовальщика с оружием при ведении боя и выполнении фехтовальных приемов на занятиях.

Все приемы фехтования по своему назначению делятся на: базовые простые удары, удары-финты, защиты щитом, нападения щитом, технику защиты оружием, свилю, игровое владение оружием, передвижения.

Базовые простые удары:

·Засечные удары (диагональные удары сверху).

·Подплужный отножной (диагональный удар снизу с правого и с левого бока).

·Горизонтальные удары.

·Вертикальные удары.

Базовые удары наносятся на инерции с раскачкой тела, не используя мышечную силу руки.

Удары-финты. Это удары оружием, наносимые по сложной непрямолинейной траектории, использующие сокращение мышц руки для достижения скоростного удара.

Защиты щитом. Это техника работы щитом в обороне, использующая умбон, край и плоскость щита.

Нападение щитом. Это техника работы щитом в нападении, зацепы, удары, удержания и толчки.

Техника защиты оружием. Это защита мечом от меча, прибегая к сбивам оружия, блокам, отводам.

Свиля. Это защита телом от атакующих действий противника, основанная на реконструкции А. Белова в славяно-горицкой борьбе.

Игровое владение оружием. Это подготовительная техника виртуозного владения мечом в не боевой обстановке.

Передвижения. Это фронтальное передвижение волчьим шагом, передвижение в лево- и в правосторонней стойке, передвижение переносом веса тела с ноги на ногу во время работы оружием, слепой боевой шаг. Умение передвигаться в бою, используя весь двигательный арсенал фехтовальщика, точно держать дистанцию, маневрировать очень важны в спортивном мастерстве [17].

Тактическая подготовка

Значение тактики. Под тактикой в фехтовании понимают умение строить и вести бой так, чтобы создавать выгодные ситуации для успешного применения приемов и победы над противником. При одинаковом уровне физической и технической подготовленности и морально-волевых качествах преимущество в фехтовальном бою будет иметь спортсмен, который окажется более искусным в тактике ведения поединка.

Тактика и техника фехтования тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены: чем разнообразнее и совершеннее фехтовальная техника, тем богаче и гибче его тактика ведения боя. И наоборот, бедность технической подготовки спортсмена определяет примитивность и однообразие тактических приемов.

Тактические основы боя. В процессе поединка фехтовальщики постоянно находятся на разной дистанции друг от друга. Для нанесения зачетных ударов им в определенные моменты боя приходится сближаться и строить тактические комбинации в жестком контакте. В отличие от современного спортивного фехтования, в котором атака идет на один укол, историческое фехтование строит свою тактику в расчете на безостановочный бой.

Каждая попытка сближения с противником таит в себе опасность, так как создает противнику благоприятные возможности для атаки, контратаки. В бою завязывается острая тактическая борьба, в которой каждый фехтовальщик стремится создать выгодную для себя ситуацию, войти в атаку с шокирующими и дестабилизирующими ударами, рассеять защиту противника и нанести ему один или серию поражающих ударов, сделать размен ударов, при этом отдать одно очко противнику и на этом движении заработать два или четыре очка. Или в момент атаки, не затрачивая много физических сил, брать очки на контратаках. Умение создавать такие ситуации и лежит в основе тактики боя.

Умение безопасно и успешно атаковать и набирать при этом очки, не отдавая их противнику, требует от фехтовальщика умения быстро улавливать и осмысливать все движения и действия противника, понимать его намерения и замыслы. В процессе непрерывного тактического мышления у фехтовальщика рождаются тактические планы и действия. Умелая реализация этих планов и замыслов в значительной степени определяется быстротой ориентировки, скоростью и точностью движений.

Таким образом, тактика фехтовальщика включает в себя тактическое мышление и активные боевые действия [15].

Тактическое мышление возникает еще до выхода на ристалище, а в ходе боя оно развивается и приобретает более напряженный и конкретный характер. Тактическое мышление до боя можно условно представить следующим образом:

·наблюдение и изучение противника;

·создание общего плана схватки;

·постановка частных и конкретных тактических задач.

Наблюдение за противником ведется как вне поля боя, так и в бою с другими противниками. В результате наблюдения составляется представление о противнике, об арсенале его действий и боевом характере. В соответствии с этим намечается общий план построения боя с этим соперником. Учитываются его сильные и слабые стороны, обдумываются пути нейтрализации сильных сторон и использование слабых. Далее планируются конкретные тактические комбинации приемов, необходимые для победы.

В ходе начавшегося боя от зрительного, тактильного и двигательного анализаторов поступает непрерывный поток срочной информации. На основе этой информации фехтовальщик мгновенно улавливает возникшую ситуацию, оценивает намерения и действия противника, принимает решения и действует.

По сложности и напряженности мышление фехтовальщика можно сравнить с мышлением шахматиста, с той только разницей, что в шахматной игре на обдумывание ходов даются десятки минут, а в фехтовании - доли секунды. Эта быстротечная ориентировка в непрерывно меняющейся обстановке, именуемая «чувством боя», и составляет одну из характерных особенностей тактического мышления фехтовальщика [18].

Другая особенность тактического мышления состоит в том, что оно всегда направлено на решение двух диаметрально противоположных задач: совершить нападение на противника и не позволить ему, в свою очередь, сделать такое же нападение. Поэтому тактическое мышление в бою всегда протекает на фоне раздвоенного внимания. Эта особенность имеет огромное значение для методики подготовки фехтовальщика. Практика показывает, что такие качества, как бдительность, способность умело действовать на фоне расширенного внимания, необходимо развивать уже на начальных этапах подготовки спортсмена.

Боевые действия состоят из разнообразных ложных и действительных атакующих, защитных, ответных и других приемов в процессе непрерывного маневренного общения с противником. Завершающая цель боевых действий в каждой схватке - нанесение противнику ударов. Залогом успеха завершающих действий является их внезапность. При неожиданном атакующем действии в значительной степени удлиняется время ответной двигательной реакции противника и ухудшается точность его защиты. Неожиданное применение точной защиты деморализует атакующего противника, лишает его инициативы, приводит в состояние растерянности.

Неожиданное применение тех или иных завершающих действий возможно при тщательной их подготовке с помощью ложных, разведывательных приемов, вызывающих определенные реакции противника и создающих определенные ситуации. Поэтому в тактическом отношении все действия в бою делятся на подготавливающие, атакующие, встречные, защитные и ответные.

К подготавливающим действиям относятся шокирующие, дестабилизирующие действия, вызовы и обманы.

Шокирующие действия - представляют собой как бы продолжение изучения противника, которое начинается еще до боя. В бою при помощи шокирующих ударов и действий спортсмен пытается выяснить реакцию противника на различные движения и действия. Путем нанесения скользящих ударов, несущих в себе смысловую шокирующую нагрузку, спортсмен пытается заставить противника неправильно оценивать очковую разницу ударов. К шокирующим действиям относятся разнообразные приемы и движения оружием и телом, направленные на вхождение на рубеж поражающих ударов.

Дестабилизирующие действия - представляют собой или логическое продолжение шокирующих действий, или самостоятельное начало атаки. Дестабилизирующие удары в атаке заключаются в быстром нанесении ударов по оружию или щиту противника с последующим переходом на поражающие удары в момент неготовности противника парировать атакующие действия.

Дестабилизирующие удары в контратаке могут заключаться в быстром придержании щита и меча противника, в постоянных ударах в меч и край щита, что не позволяет подготовить и планировать атаки.

Вызовы и обманы. Вызовом в фехтовании называется такое движение, которое вынуждает противника применить определенные ответные действия. Зная или предполагая заранее спровоцированное действие со стороны соперника, фехтовальщик получает большое преимущество для успешного завершения всей схватки. В качестве вызова спортсмен может преднамеренно открывать руку, плечо, выставить вперед щит, меч, умышлено сближаться с явной подставкой какой-либо поражающейся поверхности. Чем более убедительно будут проведены вызовы и обманы, тем больше шансов нанести четкие поражающие удары.

Также к вызовам и обманам относится двигательная система перемещений, которая использует подскок, выпад, скоростное изменение длины шагов. Движение по кругу, непрерывное маневрирование фехтовальщика по ристалищу приводит к выходу на ту дистанцию, с которой атака становится наиболее удачной.

Атакующие действия - составляют основу фехтовального боя. Нападение во всех видах единоборств является лучшим средством достижения победы. Главное преимущество атакующего перед обороняющимся состоит в том, что первый, как инициатор, может выбирать момент атаки в зависимости от обстановки и состояния своей готовности, в то время как обороняющийся должен постоянно решать фехтовальные задачи путем парирования ударов и нанесения своих атакующих действий только в ответ. Однако любая атака может быть успешной только в том случае, если она проводится серией и заставляет противника в момент нанесения поражающего удара быть меньше всего готовым к защите. Обычно противник не готов к защите, если предварительно наносимые удары рассеяли внимание и привели оружие, защитные средства, тело противника в положение, из которого парировать удары уже не представляется возможным. Также фехтовальщики в момент атаки зачастую допускают ошибки и открываются, поэтому в эти моменты зачастую наносятся сдвоенные удары с последующим переходом от обороны в атаку.

Встречные действия - имеют широкое распространение в историческом фехтовании на один удар с последующим переходом на серию ударов. Встречные и обоюдные атаки наиболее часто возникают рефлекторно, особенно у начинающих спортсменов, как реакция на начало атаки противника. Такие атаки нередко завершаются обоюдными ударами в поражаемую зону или бессмысленными ударами по щитам, не приводящими к набору очков. Но встречная атака может быть и преднамеренной, рассчитанной и подготовленной. Успешной проведение такой атаки требует безошибочного определения траектории движения клинка противника и сектора, куда он пытается нанести удар. В этом случае правильное нанесение сдвоенного удара в руку или плечо противника с приемом его удара на щит принесет очки с наименьшей затратой сил.

Сдвоенная атака может быть развита в дальнейшую контратаку. После удара на сдвоенном движении защищающийся проводит серию ударов, используя первый удар в руку как начало атаки.

Контратака может быть успешной при соблюдении следующих условий:

·контратака должна быть неожиданной;

·скорость ударов контратакующего должна превысить скорость ударов атакуемого;

·сбивы оружия должны производить мощный дестабилизирующий эффект.

Все это требует безошибочного выбора момента для контратаки и определенного технического мастерства в ее проведении.

Защита может проводиться и с наступлением. Каждый атакующий удар противника встречается защитой в самой первой фазе атаки, что не позволяет построить связанную комбинацию [13].

3.2 Основы соревновательной деятельности в историческом фехтовании

В наше время проходит множество турниров (соревнований) по историческому фехтованию: межрегиональные, международные фестивали (Меч России в Москве, Грюнвальдский фестиваль в Польше, Турнир, посвященный Куликовской битве, Кубок «Гладиатора» В Туле и т.д.) Причем организуются они на очень высоком уровне [17].

Непосредственно соревновательская деятельность, в историческом фехтовании, ведётся по двум направлениям:

·Турнирные поединки (бои один на один)

·Бугурты (массовые сражения)

В процессе становления исторического фехтования, как вида физкультурно-спортивной деятельности, появилось несколько систем подсчета очков в турнирных поединках.

Белгородская система (хотя такой подсчет очков практиковался на многих других турнирах, и до 94 года почти все клубы тренировались по этой системе): попадание в голову 3 очка, в корпус - 2, в руку - 1, бой останавливался после каждого попадания, счет велся до 3 (впоследствии до 5) очков любыми видами средневекового европейского холодного оружия.

Тульская система (сейчас эта система принята в качестве официальных правил Отделения исторического фехтования при Федерации фехтования РФ): бой ведется до 10 очков, попадание в голову и корпус приносит 2 очка, в руку - 1 очко, бой велся без остановки до достижения победного счета, поединки проводятся только на равном оружии, категорически запрещен топор.

Московская система (эта система не получила широкого распространения - по ней было проведено только 2 больших турнира): бой велся без остановки на время, 2 или 3 раунда по 1,5 или 1 мин., попадание в голову и корпус - 2 очка, в руку - 1 очко.

На современном этапе используют упрощенную систему: бой состоит из 2-3 раундов (по 2-3 минуты), очки начисляются спортсменам за любое попадание оружием по разрешенной зоне поражения, которая определяется в положении о соревнованиях [16].

Бои проходят на исторической площадке (ристалище), представляющей собой квадрат 8х8 метров, что позволяет строить тактические комбинации, исходя не только из линейного поединка.

Состав судейской коллегии боя: 3 боковых судьи, 1 судья-хронометрист, 1 маршал на ристалище, 1 судья-протоколист (Секретарь боя).

Бой должен проводиться в одной из нижеперечисленных весовых категорий:

·Сверхлёгкий вес (вес бойцов не превышает 70 кг).

·Средний вес (бойцы весом от 70 до 90 кг).

·Тяжёлый вес (бойцы весом от 90 до 100 кг).

·Сверхтяжёлый вес (бойцы весом свыше 100 кг).

В историческом фехтовании существуют различные категории:

·Щит-меч

·Меч-меч

·Категория с использованием нестандартного оружия (топор, двуручный меч, копьё и т.д.)

Существуют также определенные требование к оружию и доспехам. Основное требование к оружию - оно должно быть затупленным и не иметь острых углов. В историческом фехтовании категорически запрещены все виды колющих ударов, а также удары в затылочную часть и удары в пах. Доспехи же в первую очередь должны обеспечивать надежную защиту зоны поражения спортсмена, также полностью соответствовать конкретной исторической эпохе. Перед соревнованиями все бойцы в обязательном порядке проходят техническую комиссию, которая принимает решение о допуске бойца на турнир [11].

Специфической особенностью исторического фехтования являются бугурты - это массовое сражение, первоначальной целью которого является моделирование битвы с большим количеством участников. Участие в бугурте позволяет бойцу почувствовать дух средневековья, поддержку товарищей по команде, а так же крепость нервов и тяжесть вражеской алебарды…

Существует огромное количество разновидностей бугуртов - это бои 5 на 5, битвы за знамя, битвы за капитана, королевские шашки, штурм укрепления (чаще всего крепости), масштабные сражения (реконструкция знаменитых сражений) и многое другое.

Все эти сражения отличаются мощной энергетикой, высоким накалом страстей, зрелищностью.

Бои продолжаются до тех пор, пока в одной из команд не будут «убиты» все бойцы («убитым» считается боец, который коснулся ристалища любыми тремя точками тела), или же пока не истечет время боя (5-10 минут), после чего победа присуждается команде, в которой устояло большее количество спортсменов [17].

Заключение

1. Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что историческое фехтование - зародилось не как вид спорта, а как следствие увлечения исторической реконструкцией. Появились военно-исторические клубы, занимающиеся изучением периода наполеоновских войн, II мировой войны, средневековья и других эпох. Одним из первых возникли клуб «Ратник» в Москве, «Княжеская дружина» в Санкт-Петербурге, «Левонский Орден» в Саратове, дружина «Крепость» в Туле. Вскоре стали проводиться различные турниры, а в 1994 году прошёл первый турнир в Москве. После этого 13 российских клубов выступили с инициативой создать отделение исторического фехтования при Федерации фехтования России и подготовили необходимые документы. С тех пор турниры стали более официальными. А в 1997 году была зарегистрирована уже Федерация исторического фехтования России, куда сегодня входят более 50 клубов.

Возник этот вид физкультурно-спортивной деятельности из целого ряда независимых друг от друга источников:

·историческая реконструкция

·Толкиенизм и движение ролевых игр.

·Славяно-горицкая борьба.

. Историческое фехтование имеет очень большое разнообразие ударов, связок, атакующих и защитных действий. Овладение техникой фехтования требует тщательного разучивания приемов и приобретения навыков умелого их использования в различных ситуациях боя.

В наше время проходит множество турниров (соревнований) по историческому фехтованию: межрегиональные, международные фестивали (Меч России в Москве, Грюнвальдский фестиваль в Польше, Турнир, посвященный Куликовской битве, Кубок «Гладиатора» В Туле и т.д.) Причем организуются они на очень высоком уровне [17].

Непосредственно соревновательская деятельность, в историческом фехтовании, ведётся по двум направлениям:

·Турнирные поединки (бои один на один)

·Бугурты (массовые сражения)

. На эффективность тренировочной и соревновательной деятельности, в данном виде спорта, влияет большое количество факторов. Основными из них являются: личностный фактор (мотивация занимающихся, спортивные способности, психологические особенности занимающихся и психологический климат в коллективе, физическая подготовленность и активность занимающихся), гигиенический фактор, материальный фактор, научно-методический (умение тренера грамотно построить тренировочный процесс). Функционирование системы подготовки спортсменов нельзя строить в отрыве от этих факторов. Все они оказывают существенное влияние на успешность спортивной деятельности.

. Особенности исторического фехтования состоят в том, что:

·воин защищен качественным доспехом;

·вес доспеха 35 кг минимум;

·командные бои (бугурты);

·обязательное соответствие доспеха и оружия какой-либо временной эпохе;

·большой объем нагрузок во время тренировок и на соревнованиях.

Список литературы

1.Ильин Е.П. Психология физического воспитания: (Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. No 2114 /Физ. воспитание /.-М.: Просвещение, 1983. - 223 с.

2.Кондратьев В.Н. Историческое фехтование. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 208 с.

.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (Общие основы теории и методики физического воспитания: теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры) / Л.П. Матвеев // Учебник для ин-тов физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

.Фарфель, В.С. Двигательные способности / В.С. Фарфель // Теория и практика физической культуры. - 1977. - №12. - С. 27.

5.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.

6.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.http://www.semargl.org/


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!