Формы и методы социальной работы с многодетными семьями

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,34 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формы и методы социальной работы с многодетными семьями

Новосибирский государственный технический университет

Факультет гуманитарного образования

Кафедра социальной работы и антропологии







Курсовая работа

по дисциплине: Технологии социальной работы

на тему:

"Формы и методы социальной работы с многодетными семьями"



Выполнила: студентка СР-81

Брагина К.С.

Преподаватель: Чуркин И.Ю






Новосибирск 2011

Содержание

Введение

1. Научно-теоретическая разработанность проблемы

2. Формы социальной работы с многодетными семьями

2.1 Адресная

2.2 Индивидуальная

3. Методы социальной работы с многодетной семьей

3.1 Административные

3.2 Педагогические

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования. Семья является одним из старейших и важнейших социальных институтов общества, влияющих на формирование и развитие личности. Огромный диапазон и уникальность средств влияния семьи делают ее мощным, незаменимым средством социализации и социального становления личности.

Социальные и культурные нормы, формировавшиеся в течение долгого времени и поддерживаемые религией и обычаями, не допускали внутрисемейного регулирования деторождения как массового явления: в брак женщины вступали рано, средства контрацепции практически не применялись, аборт церковь считала преступлением. Все это создавало предпосылки для сохранения в России к началу ХХ века высокого уровня рождаемости, которым она очень сильно выделялась среди наиболее крупных развитых стран Европы.

В условиях нынешнего демографического кризиса в России особую актуальность приобретают проблемы, связанные с многодетной семьей. По данным переписи 2002 года, в России насчитывалось 1 млн 396 тыс. многодетных семей, что составляло 2,6% от общего числа домохозяйств; в основном это семьи трехдетные.

Главная проблема многодетных семей - материальная. В настоящее время с рождением каждого ребенка доход семьи резко уменьшается. Многочисленные исследования показывают самую тесную взаимосвязь между числом проживающих в семье детей и доходами, приходящими на каждого члена семьи, а в более общем плане - степенью ее обеднения. В семьях, состоящих из шести человек и более, совокупный доход, приходящийся в среднем на каждого члена, в 2,2 - 2,8 раза ниже, чем в семьях, состоящих из двух человек, и в 1,8 - 2,1 раза ниже, чем в семьях из трех человек. Можно сказать, что рождение в семье третьего ребенка в подавляющем большинстве случаев приводит к малообеспеченности.

Многодетная семья самой своей сущностью способствует реализации личностных и общественных потребностей. В многодетных семьях создаются благоприятные условия воспитания, поскольку дети растут в тесных взаимоотношениях друг с другом в семейном коллективе и, как правило, с раннего возраста приучаются выполнять определенные обязанности и помогать друг другу. Однако в экономическом плане именно многодетная семья оказывается в наиболее сложном положении, поскольку мать, как правило, не работает, а один отец не имеет возможности обеспечить семье нормальные условия существования. Кроме того, отмечается негативное, и даже отрицательное отношение общества к многодетным семьям.

Существующие проблемы таких семей обуславливают необходимость оказания им помощи со стороны общества. Материальная и моральная поддержка многодетной семьи, создание нормальных условий жизни в ней родителей и детей помогут решению демографической проблемы в нашей стране, поэтому очень важно осмыслить как нынешнее положение многодетной семьи, так и пути улучшения их положения.

Для стабилизации и устойчивого развития многодетных семей государство предпринимает определенные меры, в частности это ряд федерально-целевых программ, деятельность которых направлена на социально-правовую поддержку семей. Так, большинство семей, оказавшись в сложной ситуации, не знают своих прав и обязанностей, не имеют представления о государственных программах помощи.

Решением проблемы может стать открытие общественных приемных, ведущих юридическую консультацию для семей в трудных жизненных ситуациях.

Работа с населением, накопление практического опыта позволят сформулировать необходимые законодательные инициативы, которые могут быть выдвинуты общественной организацией на последующих этапах своей деятельности.

Как показывает практика, действующее законодательство регулирует только внутрисемейный конфликт и обращает внимание на семейное положение гражданина лишь в отдельных кризисных случаях. Однако все еще нет четкой системы их социальной поддержки. Для успешного решения возникающих проблем необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности, в том числе, профессиональных социальных работников, владеющих различными технологиями решения социальных проблем. При этом, социальные работники должны выступать как посредники между семьей и обществом (группой, коллективом, государством), так и в качестве помощников в деле преодоления тех или иных социальных затруднений. Создание эффективной системы социальной защиты семьи является неотъемлемым условием развития нашего общества.

1. Научно-теоретическая разработанность проблемы

А.И. Антонов; В. М Медков; Т.А. Бодрова - исследования социальных проблем многодетной семьи. Такая семья самой своей сущностью способствует реализации личностных и общественных потребностей. В многодетных семьях создаются благоприятные условия воспитания, поскольку дети растут в тесных взаимоотношениях друг с другом в семейном коллективе и, как правило, с раннего возраста приучаются выполнять определенные обязанности и помогать друг другу. В таких семьях складывается высоконравственная атмосфера любви и заботы детей и родителей друг о друге. Однако в экономическом плане именно многодетная семья оказывается в наиболее сложном положении, поскольку мать, как правило, не работает, а один отец не имеет возможности обеспечить семье нормальные условия существования.

Л.Г. Гуслякова; Е.А. Зимняя; Т.В. Шеляг; Е.И. Холостова - анализ вопросов профессиональной социальной работы с многодетными семьями в трудах отечественных ученых - Основное направление в социальной работе - это оказание помощи семье в различных формах, что предусмотрено в концепции федеральной семейной политики, а также в должностных обязанностях социального работника. Положение многодетной семьи, ее численность, место в общественной структуре, проблемы и нужды, возможность их смягчения и разрешения являются основным местом рассмотрения в вопросах профессиональной социальной работы.

Д. Турбалев, О. Павленко; Н.В. Панкратьева - занимались изучение оказания социальной помощи со стороны государства семьям, имеющим детей. В экономическом плане именно многодетная семья оказывается в наиболее сложном положении, поскольку мать, как правило, не работает, а один отец не имеет возможности обеспечить семье нормальные условия существования. Кроме того, отмечается негативное, и даже отрицательное отношение общества к многодетным семьям. Существующие проблемы таких семей обуславливают необходимость оказания им помощи со стороны общества. Материальная и моральная поддержка многодетной семьи, создание нормальных условий жизни в ней помогут решению демографической проблемы в нашей стране.

Проблема: Слабоизученность методов и форм социальной работы с многодетными семьями

Объект: социальная работа с многодетными семьями.

Предмет: Формы и методы социальной работы с многодетными семьями

Цель: Изучение форм и методов социальной работы с многодетными семьями

Задачи:

1.Изучить понятие, типологию многодетных семей и их социальное положение.

2.Рассмотреть формы социальной работы, которые применяются при работе с семьями

.Изучить методы социальной работы с многодетными семьями

1. "Многодетные семьи" - понятие, типология, социальное положение Что понимается под понятием "многодетная семья"? Семейное законодательство конкретно России не устанавливает, какая семья является многодетной.

Основным документом федерального уровня, определяющим социальный статус многодетной семьи, является Указ Президента РФ 5.05.1992 г. №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 №250). Данный Указ устанавливает для многодетных семей льготы в области жилищно-коммунальных, транспортных, медицинских, образовательных услуг, льготы в области трудовых и земельных отношений.

В соответствии с данным указом органы исполнительной власти субъектов России самостоятельно устанавливают, какие семьи являются многодетными. При этом понятие "многодетная семья" определяется ими с учетом национальных и культурных особенностей социально-экономического и демографического развития того или иного региона. Для стабилизации и устройства многодетных семей государство принимает меры: Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" от 05 мая 1992 года были установлены льготы для этой категории семей:

скидка в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;

бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей до 6 лет;

бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;

прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;

бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения детских занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;

один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;

обеспечение на льготных основаниях садово-огородными участками в размере не менее 0,15 га на семью;

содействие предоставлению льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;

льготы родителям в трудоустройстве (возможность работы в условиях применения гибких форм труда: неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работа и т.п.);

необходимая помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры.

В настоящее время многодетные семьи устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности и т.д.).

Все остальные многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;

семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже - отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;

Эти две категории вполне благополучны. Они имеют, как правило, крепкие семейные традиции, четкую внутреннюю структуру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости. Психологическая атмосфера семьи - взаимопонимание, одинаковое видение проблем и способов их решения обоими супругами.

Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической униженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В таких семьях родители имеют более низкий образовательный уровень и социальный статус. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

Типы многодетных семей, причины, по которым они образовались, необходимо знать и учитывать для того, чтобы более подробно и детально изучить истоки сложившихся проблем в каждой конкретной семье.

социальная работа многодетная семья

2. Формы <#"center">2.1 Адресная

К важнейшим формам социальной работы относятся: социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная терапия. Они ориентируют на целостный подход к человеку, учет его интересов, потребностей, ценностных ориентации, на создание общественных условий, способствующих мобилизации потенциала внутренних сил личности для решения возникших проблем и трудностей.

Особую роль в осуществлении социальной работы с семьями, особенно это актуально в отношении семей многодетных, играют различные общественные объединения, территориальные социальные центры, социальные службы.

В городе Тамбове функционирует "Комплексный центр социального обслуживания населения", который уникален по своей сути и является единственным учреждением данной направленности в области, так как дает возможность не отторгать детей из семьи, как это бывает в случае интернатного обучения. Семьи, имеющие несовершеннолетних детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации, многодетные и неполные семьи, семьи, воспитывающие детей-инвалидов - предмет особой заботы центра.

Общественные объединения служат посредником между государством и населением, вовлечены в общественную деятельность, утверждая активную гражданственность и ответственность людей за собственные судьбы и судьбу России в целом. Актуальность и значимость таких объединений заключается в том, что в настоящее время в России данные организации всё больше становятся вовлечены в различные проекты социальной сферы. Они принимают активное участие в поддержке органов социальной работы и социального обслуживания, а также в иных общественно-полезных делах.

Территориальные общественные объединения могут быть как специализированными:

·психолого-педагогические;

·экстренной психологической помощи по телефону;

·медико-социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями;

·социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков;

·помощи беженцам и лицам, пострадавшим от стихийных бедствий и межнациональных конфликтов;

·социальной помощи несовершеннолетним беременным;

·социальные приюты и т.п.;

·а также комплексными:

·территориальные центры социального обслуживания населения;

·центры социальной помощи семье и детям;

·общественные организации многодетных семей;

·центры дошкольной и внешкольной работы с несовершеннолетними и т.п.

Их основными задачами являются:

·Выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей, в т. ч. многодетных, и их потребности в социальной помощи.

·Определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, психолого-социальных, социально-педагогических и иных социальных услуг многодетным семьям, нуждающимся в социальной помощи.

·Поддержка многодетных семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.

·Социальный патронаж семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке.

·Анализ уровня социального обслуживания многодетных семей, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовки предложений по развитию сферы социальных услуг.

·Привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания многодетных семей.

·Опыт свидетельствует о высокой результативности работы таких центров. Им удается сконцентрировать внимание на таких проблемах, как:

·организация в различных формах материальной помощи особо нуждающимся группам населения, содействие их самообеспечению и достижению ими материальной самостоятельности;

·оказание разнообразных видов психологической, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической и иной помощи, широкого комплекса услуг по семейному консультированию и планированию семьи;

·осуществление ряда мероприятий по охране прав детей, передаче их на усыновление, под опеку и попечительство;

·предоставление информации гражданам об их социально-экономических правах и пр.

Бесспорным достоинством центров является то, что они помогают наладить разнообразные формы социальной работы с учетом интересов и потребностей различных категорий населения, в непосредственном с ними контакте и на наиболее доступном для них территориальном уровне. Определяющее значение получает принцип содействия самопомощи, означающий, что, предоставляя помощь и услуги, социальные работники должны стимулировать его реализовать потенциал собственных сил и возможностей, восстанавливать свою дееспособность и активное социальное функционирование, опираясь на собственные силы.

Следует отметить, что в нашей стране пока форм социальной работы, ориентированных на работу с многодетными семьями, поэтому весьма актуальны:

·адаптация ранее используемых форм работы к современным социальным условиям, к потребностям организации социальной работы с учетом специфики различных групп населения, в том числе с многодетными семьями;

·разработка новых форм работы;

·ориентация социальной работы на новые приоритеты социальной жизни: обеспечение адресности, интересов семьи, максимальное использование местных ресурсов и возможностей для решения социальных проблем семьи.

Для ускорения разработки и внедрения более действенных форм социальной работы с различными категориями населения необходимо дальнейшее углубление научных исследований, призванных помочь в создании, апробации, улучшении новых методик, механизмов, систем, процедур.

Оперативный мониторинг, осуществляемый в процессе оказания социальной помощи. Речь идет о стандартизированных тестах, систематических наблюдениях, используемых в работе с конкретным человеком, семьей, группой людей и т.д. Такие исследования помогают принимать верные решения, быстрее осваивать новые технологии, добиваться желаемого изменения в объекте исследования. Повышается значение междисциплинарного подхода к разработке и внедрению форм и методов, сочетания социальных, социально-технологических, социально-медицинских приемов, способов действия, процедур. Только усилиями специалистов различных отраслей знания могут быть разработаны высокоэффективные научно обоснованные стандарты социальной работы с различными категориями населения, включающие результативные приемы и способы действий и позволяющие выделить конкретного человека с его потребностями и интересами, нуждами и проблемами, настроениями и заботами.

Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне. Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой.

2.2 Индивидуальная

Осознание реальной семейной проблемы имеет не только диагностическое, но и терапевтическое значение, поскольку обнаруженное и осознанное затруднение заставляет членов семьи пересмотреть свое поведение.

Одна из многосторонних форм - построение генограммы семьи, т.е. это схемы семейной истории, создаваемой по определенным правилам и отражающей взаимоотношения в поколениях прародителей, родителей и в самой исследуемой семье. Этот процесс довольно увлекателен - составление своего генеалогического дерева является одной из глубинных потребностей людей. Кроме того, а ходе его создания вместе с семейным терапевтом и при его участии члены семьи, возможно, практически не общавшиеся в течение длительного времени, вовлекаются в единую деятельность, дополняя друг друга. Наконец, итоговая картина обладает значительной информативностью: чрезмерное количество вдов или случаев разводов в восходящих или боковых ветвях семьи могут свидетельствовать соответственно о негативной биологической предрасположенности либо о наличии врожденных личностных проблем.

Диагностическая деятельность должна помочь клиентам осознать и признать необходимость изменения их семейных взаимоотношений, укоренить мотивацию для длительной, терпеливой и сложной работы, направленной на самоизменение, преодоление собственных нежелательных стереотипов. Следует подчеркнуть, что существующие формы манипулятивного воздействия наличность, не желающую привлечь свои собственные трансформационные возможности, не продуктивны.

Например, такая форма работы как направленное изменение заключается в том, что член семьи, который выявил в другом члене семьи нежелательные черты или особенности поведения, воздействует на того при помощи эмоционального поощрения или наказания (под наказанием может подразумеваться отсутствие поощрения, эмоциональная холодность). Лишь "хорошее поведение" заслуживает награды. Данная форма работы отличается от обыденных взаимоотношений тем, что воздействие на манипулируемого производится не на рациональном, а на подсознательном уровне, причем, по замыслу ее разработчиков, индивид через достаточно короткий срок научится автоматически избирать формы поведения, за которыми следует награда. К сожалению, практика использования подобных средств в семейной терапии показывает ее довольно низкую эффективность и даже контрпродуктивное воздействие, прежде всего на самого "манипулятора", так как вместо спонтанных отношений доверия, открытости и взаимоподдержки здесь культивируются отношения одностороннего воздействия.

3. Методы социальной работы с многодетной семьей

3.1 Административные

Многодетной семье требуется социальная помощь и защита государства. Причем помощь не разовая, а постоянная и гарантированная.

Этапы и техники проведения:

1.Диагностика и анализ;

2.Консультирование по социально-правовым вопросам;

.Социальный патронаж многодетных семей и социальная поддержка;

Техники проведения:

1.Диагностика и анализ. Изучение особенностей многодетной семьи, выявление ее потенциалов. Участие в составлении социальной различных программ работы с семьей в каждом регионе России, учитывающая его социально-экономические возможности; установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи многодетной семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб

2.Консультирование по социально-правовым вопросам. Содействие в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, материальной и натуральной помощи. консультирование по вопросам самообеспечения многодетных семей, развитие семейного предпринимательства, надомных промыслов; содействие в решении вопросов занятости, устройство на курсы переподготовки. Социальный работник может помочь многодетной семье в получении различных пособий и льгот, а также в предоставлении информации о пособиях, социальных льготах, предусмотренных для таких семей. В то же время он может помочь семье в воспитании детей при помощи специальной программы педагогического обучения родителей.

.Деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации. Психолoго-педагогическое просвещение членов многодетной семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка.

Социальная работа с многодетной семьей состоит из:

·Социальной защиты многодетной семьи - многоуровневой системы, преимущественно государственных, мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества.

Важная роль в социальной защите многодетной семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др.

·Социальной поддержки многодетной семьи, которая предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, оказавшимися в затруднительных обстоятельствах. Она включает различные формы помощи (моральную, психолого-педагогическую, материальную и физическую), медицинское страхование, социальное сочувствие и единство и др.

Специалист по социальной работе должен:

·знать нужды и потребности многодетных семей и лиц, проживающих в них;

·уметь составлять план действий, не упуская из вида ни одной проблемы многодетной семьи;

·привлекать различные организации и службы, способные помочь многодетной семье (социальные, правоохранительные, юридические, здравоохранения, образования, а также местную администрацию и общественные организации, объединения, ассоциации).

Социальная помощь малообеспеченным многодетным семьям - составная часть общей системы социальной поддержки населения. Как правило, наиболее значительными для себя люди считают денежные выплаты. Наиболее высокую потребность семьи испытывают в денежных пособиях. Велик удельный вес нуждающихся в частичной оплате путевок, в услугах по социальным и медицинским проблемам. Ориентация на денежные выплаты вполне объяснима, т. к одним их главных факторов, приводящих многодетную семью к порогу малообеспеченности, является наличие иждивенцев (неработающих членов семьи) и соотношение в составе семьи работающих и иждивенцев.

3.2 Педагогические

Многодетную семью все специалисты единодушно относят к семье "группы риска". Как правило, эти семьи являются экономически неблагополучными, особенно в тех случаях, когда родители (один или оба) нетрудоспособные или безработные, отсутствует один из родителей, низкая заработная плата родителей, в семье физически или психически больные дети, лечение которых требует финансовых затрат. Чаще всего такие семьи имеют плохие материально-жилищные условия.

Но хуже всего, когда в такой семье воцаряется социально-психологическое неблагополучие. Его причины и признаки: потребление алкоголя, наркотиков, низкая общая и санитарно-гигиеническая культура, неблагоприятный психологический климат (неуважительные отношения между членами семьи, использование насилия как основного средства разрешения противоречий и т.п.). Такая семья не выполняет своих традиционных функций (воспитательной, рекреативной, коммуникативной, филицитологической (создание атмосферы счастья), регулятивной) и, естественно, становиться не состоятельной в воспитательном отношении, не оправдывая ожиданий общества. С такой семьей нужно вести уже реабилитационную работу. Большинству семей требуется социально-педагогическая поддержка и помощь. Важно, чтобы она носила конкретный характер и давала ощутимые результаты. Именно с семьи начинаются процессы индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, приобретения коммуникативных умений и навыков, опыта человеческого взаимопонимания, профессиональное самоопределение. В семье складываются нравственный облик и характер ребенка, его отношение к людям и окружающей действительности. Поэтому обществу не может быть безразлично, что происходит в семье, тем более - многодетной.

Круг проблем, с которыми сталкиваются многодетные семьи, весьма широк и разнообразен. Для того, чтобы оказать им реальную помощь, социальный педагог должен, во-первых, выявить эти семьи и их проблемы, а во-вторых, определить очередность их решения в соответствии со степенью актуальности для каждой конкретной семьи.

Реальная помощь социального педагога многодетным семьям может быть следующей:

·Организация встреч родителей со специалистами-психологами, медицинскими работниками и работниками правоохранительных органов по решению проблем организации труда и быта, здорового образа жизни.

·Психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч).

·Организация семейных клубов, школ семейной жизни, воскресных школ.

·Подбор специальной литературы по вопросам полового воспитания детей, медицинским проблемам.

·Создание производственных участков с целью обеспечения условий для получения детьми некоторых профессиональных навыков.

·Обогащение выбора форм и видов досуговой деятельности в учебных заведениях и по месту жительства, секции, кружки, "группы встреч".

·Квотирование рабочих мест для подростков, что является важным условием эффективного успешного функционирования ребенка в социуме.

·Организация системы допрофессионального образования и дополнительного социального образования подростков и молодежи из многодетных семей (курсы лекций по психологии, организация здорового образа жизни, курс планирования карьеры, домоводства, тренинги общения, самопознания, занятия по обучению рациональному использованию времени).

·Ознакомление со службой экстренной психологической помощи. ("Телефон доверия" оказывает заочные психологические услуги детям, подросткам и родителям, испытывающим трудности в общении и воспитании ребенка. Дети и их родители могут позвонить по телефону доверия для снижения психологического дискомфорта и укрепления чувства психологической защищенности).

·Помощь детям в преодолении затруднений в учебе.

·Адаптация в кризисные периоды.

·Помощь школьникам в выборе верного направления в общении со сверстниками или коммуникативной переориентации.

·Помощь в выборе образовательного пути.

·Духовное просвещение детей и родителей.

·Ежегодное проведение научно-практических конференций по проблемным темам с участием всех заинтересованных лиц: педагогов, психологов, валеологов, школьных медиков, сотрудников правоохранительных органов и др.

·Убедительное, подробное разъяснение родителям вреда физического наказания и его последствий. Чем многочисленнее семья, тем выше уровень конфликтности в ней между родителями и детьми и тем чаще родители применяют физическую силу, чтобы держать детей в повиновении.

·Помощь в преодолении предсказуемых жизненных изменений.

·Информирование о работе различных служб.

Этапы и техники проведения:

1.Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, выявление трудностей, испытываемых родителями. Профессиональный социальный педагог уже с первого посещения семьи увидит, какие взаимоотношения преобладают между ее членами, каков психологический климат, в условиях которого происходит развитие ребенка. При каждом последующем посещении семьи воспитатель или социальный педагог должен заранее определить конкретные цели и задачи, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка, с типом семьи. Например, при посещении на дому семьи ребенка раннего возраста выдвигаются следующие цели и темы бесед: "Условия для развития предметной деятельности ребенка, "Соблюдение режима дня ребенка раннего возраста, "Педагогические условия для формирования культурно-гигиенических навыков и самостоятельности ребенка" и др. Цели посещения на дому старших дошкольников иные: "Трудовые поручения и обязанности ребенка в семье, "Формирование первоначальных навыков учебной деятельности будущего школьника в семье, "Воспитание интереса к книге, "Подбор игрушек" и др. К примеру, посещая малообеспеченую семью, можно выяснить, какие конкретно трудности они испытывают; продумать, чем ДОУ может помочь семье (бесплатное посещение детского сада, покупка игрушек и т.п.). Четко поставленная цель посещения обеспечивает готовность педагога к встрече с родителями, ее целенаправленность.

Чтобы посещение на дому было эффективней, необходимо информировать родителей не только о времени посещения, но и о его основной цели. Практика показывает, что в таком случае беседа и наблюдения проходят более результативно. Нужно отметить еще и то, что в домашних условиях беседа с родителями бывает откровенней, есть возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребенка. На основе бесед со всеми членами семьи, наблюдений воспитатель может четко определить дальнейшие задачи по вопросам воспитания.

Также во время посещений на дому педагог отмечает, что можно перенять из положительного опыта семейного воспитания. Можно предложить родителям поделиться этим опытом на родительских собраниях или написать небольшую статью для папки-передвижки.

.Заполнение необходимых документов. Работа социального педагога должна начинаться с заполнения социально-педагогического (социально-демографического) паспорта микрорайона образовательного учреждения, заключительный раздел которого посвящен составу семей. Полученные и занесенные в него данные позволят более целенаправленно на основе дифференцированного подхода работать с семьями. Далее работа с конкретной семьей ведется с использованием "Социального паспорта семьи", куда заносятся данные диагностики, демографические сведения и пр.

3.Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей и детей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье. Данный метод реализуется в работе с родителями. Работа с ними должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Детям из неблагополучных многодетных семей необходимо сообщить номера различного вида телефонов доверия: экстренной помощи, телефона доверия для детей и подростков, молодежный телефон доверия и др., телефоны различных центров. Это могут быть: межшкольный центр социально-психологической помощи, психолого-медико-социальный центр помощи детям и подросткам, центр социально-педагогической реабилитации, центр семьи и детства, центр помощи детям, пострадавшим от насилия и т.п.

Основное назначение педагогического метода работы - это социальная защита ребенка, подростка, содействие в оказании ему социальной или медицинской помощи, помощь в организации его обучения, адаптации и реабилитации в школе, семье, обществе.

Социальный педагог изучает эмоционально-психологическое состояние и материальное положение ребенка, определяет, как далеко зашел кризис, планирует пути его преодоления. Прежде всего, нужно поддержать духовно, убедить его в том, что все в его жизни можно изменить к лучшему, затем помочь найти путь выхода из кризисной ситуации и, приняв решение вместе, последовательно его реализовывать.

Для успеха работы с семьей социальному педагогу необходимо связываться с другими специалистами, со службами социальной защиты, которые способны помочь ребенку. Он должен быть хорошо подготовлен в профессиональном плане, быть образованным, эрудированным, обладать достаточно высоким уровнем педагогического мастерства и организаторскими способностями.

Заключение

Исходя из поставленных задач, следует сделать следующие выводы:

1.Изучить понятие, типологию многодетных семей и их социальное положение.

В соответствии указом Президента органы исполнительной власти субъектов России самостоятельно устанавливают, какие семьи являются многодетными. При этом понятие "многодетная семья" определяется ими с учетом национальных и культурных особенностей социально-экономического и демографического развития того или иного региона.

Многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

·семьи, многодетность в которых запланирована;

·семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже - отца), в которых рождаются новые дети.;

·Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни.

Социальное положение многодетных семей характеризуется:

·Трансформацией функции семьи в процессе длительного исторического, экономического и социокультурного развития России

·Малой и все сокращающейся численностью многодетных семей.

·Малыми интервалами в рождении детей

·Малообеспеченностью материально и трудностями с жильем.

2.Изучить формы социальной работы с многодетными семьями

) Адресная. Социальную работу с многодетными семьями осуществляют различные общественные объединения, территориальные социальные центры, социальные службы.

) Индивидуальная. Одна из многосторонних форм - построение генограммы семьи и диагностическая деятельность.

3.Изучить методы социальной работы с многодетными семьями.

) Административный.

Этапы и техники проведения:

4.Диагностика и анализ;

5.Консультирование по социально-правовым вопросам;

.Социальный патронаж многодетных семей и социальная поддержка;

Техники проведения:

1.Диагностика и анализ. Изучение особенностей многодетной семьи, выявление ее потенциалов. Участие в составлении социальной различных программ работы с семьей в каждом регионе России, учитывающая его социально-экономические возможности; установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи многодетной семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб

2.Консультирование по социально-правовым вопросам. Содействие в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, материальной и натуральной помощи. консультирование по вопросам самообеспечения многодетных семей, развитие семейного предпринимательства, надомных промыслов; содействие в решении вопросов занятости, устройство на курсы переподготовки. Социальный работник может помочь многодетной семье в получении различных пособий и льгот, а также в предоставлении информации о пособиях, социальных льготах, предусмотренных для таких семей. В то же время он может помочь семье в воспитании детей при помощи специальной программы педагогического обучения родителей.

3.Деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации. Психолoго-педагогическое просвещение членов многодетной семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка.

2. Педагогический.

Этапы и техники проведения:

1.Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, выявление трудностей, испытываемых родителями. Профессиональный социальный педагог уже с первого посещения семьи увидит, какие взаимоотношения преобладают между ее членами, каков психологический климат, в условиях которого происходит развитие ребенка. При каждом последующем посещении семьи воспитатель или социальный педагог должен заранее определить конкретные цели и задачи, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка, с типом семьи. Например, при посещении на дому семьи ребенка раннего возраста выдвигаются следующие цели и темы бесед: "Условия для развития предметной деятельности ребенка, "Соблюдение режима дня ребенка раннего возраста, "Педагогические условия для формирования культурно-гигиенических навыков и самостоятельности ребенка" и др. Цели посещения на дому старших дошкольников иные: "Трудовые поручения и обязанности ребенка в семье, "Формирование первоначальных навыков учебной деятельности будущего школьника в семье, "Воспитание интереса к книге, "Подбор игрушек" и др. К примеру, посещая малообеспеченую семью, можно выяснить, какие конкретно трудности они испытывают; продумать, чем ДОУ может помочь семье (бесплатное посещение детского сада, покупка игрушек и т.п.). Четко поставленная цель посещения обеспечивает готовность педагога к встрече с родителями, ее целенаправленность.

Чтобы посещение на дому было эффективней, необходимо информировать родителей не только о времени посещения, но и о его основной цели. Практика показывает, что в таком случае беседа и наблюдения проходят более результативно. Нужно отметить еще и то, что в домашних условиях беседа с родителями бывает откровенней, есть возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребенка. На основе бесед со всеми членами семьи, наблюдений воспитатель может четко определить дальнейшие задачи по вопросам воспитания.

Также во время посещений на дому педагог отмечает, что можно перенять из положительного опыта семейного воспитания. Можно предложить родителям поделиться этим опытом на родительских собраниях или написать небольшую статью для папки-передвижки.

2.Заполнение необходимых документов. Работа социального педагога должна начинаться с заполнения социально-педагогического (социально-демографического) паспорта микрорайона образовательного учреждения, заключительный раздел которого посвящен составу семей. Полученные и занесенные в него данные позволят более целенаправленно на основе дифференцированного подхода работать с семьями. Далее работа с конкретной семьей ведется с использованием "Социального паспорта семьи", куда заносятся данные диагностики, демографические сведения и пр.

3.Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей и детей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье. Данный метод реализуется в работе с родителями. Работа с ними должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Детям из неблагополучных многодетных семей необходимо сообщить номера различного вида телефонов доверия: экстренной помощи, телефона доверия для детей и подростков, молодежный телефон доверия и др., телефоны различных центров. Это могут быть: межшкольный центр социально-психологической помощи, психолого-медико-социальный центр помощи детям и подросткам, центр социально-педагогической реабилитации, центр семьи и детства, центр помощи детям, пострадавшим от насилия и т.п.

Список использованных источников

1..Ф. Ачильдиева, А.Б. Синелькова. - // Семья в России. - 1994. - № 2. С 103.

2.Абраменкова В.В. Эволюция семьи России и современное детство / В.В. Абраменкова // Научно-популярный журнал "Семья России". - 2006. - С.12.

.Борисов В.А. Демографическая дезорганизация России: 1897-2007. - М.: NOTA BENE, 2007. - С.233-235.

.Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2001.208 с. С.67

.Гонтмахер Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х / Е.Ш. Гонтмахер. - М.: Гелиос АРВ, 2000. - 334 с.

.Дивицына Н.Ф. Семьеведение. Многодетная семья и ее социальная защита. Учеб. пособие / Н.Ф. Дивицына. - М.: МГУ, 2006. - 127 с. c 127.

.Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие / Л.П. Кузнецова. - Владивосток: ДВГТУ, 2002. - 92 с.

.Л.И. Гуслякова.2-е изд., доп. и перераб. - М.: Издательский дом "МАГИСТР - ПРЕСС", 2004. - 479 с.

.Методика и опыт работы социального педагога/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2005. - 285с. С.103.

.Многодетная семья в современной России. Доклад на II Всероссийской конференции / Л.М. Прокофьева, Л.Н. Овчарова, В.И. Гришанов и др. // Демография. Ру. - 2008. - №7. - 30 с.

.О Концепции программы "Солнечный круг" по оказанию психологической, педагогической, социальной и правовой помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: Принято постановлением Правительства Москвы 3 августа 2004 г. № 543-ПП.

.Основы социальной работы: учебное пособие / Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 288 с. c 88

.Рабжаева М.В. Семейная политика в России XX в.: историко-социальный аспект / М.В. Рабжаева // Общественные науки и современность. - 2004. - №2. - С.166-176.

.Сборник аналитических докладов по материалам переписи населения 1989 года: сборник / Гос. ком. Рос. федерации по статистике. - М.: РЕСП. ИНФОРМ. - ИЗД. ЦЕНТР, 1992. С.145

.Содержание, формы и методы работы с родителями: Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями. Тамбов, 1993.78 с.

.Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения/ Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянов, В.Н. Гуров. - В 2 т. Т.1. Кн.2. - Ставрополь: СКИПКРО, 1997.289с.

.Т.А. Шишковец. Справочник социального педагога. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: ВАКО, 2007. - 336с. С 122.

.Теория и практика социальной работы: основные направления развития в XX-XXI веках (отечественный и зарубежный опыт): Хрестоматия. / Сост. и науч. ред.С.И. Григорьев.

.Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф.П.Д. Павленка: учебное пособие. - М.: "Дашков и Ко", 2004. - 236 с. с 36

.Технологии социальной работы.: учебник / Т.В. Шеляг, П.Д. Павленок, В.Д. Худовердян, Е.И. Холостова, 2001. - 399с. С.252

.Технологии социальной работы: учебник / Т.В. Шеляг, П.Д. Павленок, В.Ц. Худовердян, Е.И. Холостова 2001. - 399 с. С.252

.Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с. - (Серия "Высшее образование"). С 234-235

.Указ Президента Российской Федерации № 431 от 5.05.1992 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 № 250).

.Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие. - М., 2008.272 с. С 31-32.

.Шанина Л.М. Все начинается с семьи. - // Семья в России. - №3, 2010 г. с.11-13.12 с.

Приложения

Приложение 1. Многодетные семьи в России

Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (к началу XX века в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей.

Изменения репродуктивного поведения российских семей - следствие трансформации функции семьи в процессе длительного исторического, экономического и социокультурного развития России. Темпы и масштабы этого перехода не были одинаковыми на разных этапах социально-экономического развития Российской империи, затем - Российской Федерации в составе СССР и, наконец, России как самостоятельного государства.

Дореволюционная Россия - страна очень высокой рождаемости: за время правления последнего российского Императора, население увеличилось на 50 млн. человек. Важнейшим социально-психологическим фактором такой ситуации являлось господство в сознании народа определенных демографических установок следующего плана: "Брак и дети - святое дело. Холостое состояние в зрелом возрасте - безнравственно. Дети - Божья благодать. Развод - невозможен, повторный брак - только в случае вдовства". Этих взглядов до 60-х годов ХIХ века придерживалось подавляющее большинство населения России и не только русское. Многодетность была традиционной и устойчивой, потребность в детях - очень высокой и основывалась на чадолюбии.

Социальные и культурные нормы, формировавшиеся в течение долгого времени и поддерживаемые религией и обычаями, не допускали внутрисемейного регулирования деторождения как массового явления: в брак женщины вступали рано, средства контрацепции практически не применялись, аборт церковь считала преступлением. Все это создавало предпосылки для сохранения в России к началу ХХ века высокого уровня рождаемости, которым она очень сильно выделялась среди наиболее крупных развитых стран Европы.

К концу 60-х годов ХХ века контроль над деторождением стал характерен для поведения подавляющего большинства семей. Распространение его сопровождалось переходом к двухдетной семье. Демографический переход в России, в том числе и переход к новому, близкому к европейскому, типу репродуктивного поведения, в основных чертах был завершен. Плавный процесс перехода к малодетной семье был нарушен в брачных когортах, сформировавшихся в 1985-1989 гг. и 1990-1993 гг. В распределении женщин по числу ожидаемых детей произошли очень существенные изменения: резко увеличилась доля собирающихся ограничить свою семью одним ребенком, и резко сократилась доля намеревающихся иметь троих и более детей.

Резкое падение рождаемости в начале 90-х годов породило мнение, что главной причиной этого был экономический и политический кризис. Однако исследования показывают, что это снижение и снижение рождаемости в последующие годы - продолжение объективного процесса ее эволюции, которая длится уже более столетия, хотя немалое влияние оказывают условия жизни семьи.

Выделяют следующие проблемы многодетных семей: В описываемой ситуации методом анкетирования, беседы и анализа сведений из официальных источников социальным педагогом выявлены следующие проблемы многодетных семей: [1]

. Низкая материальная обеспеченность (75% из 12 семей).

. Отсутствие доверительных отношений между членами семьи (42%).

. Проблемы с выплатами детских пособий (46%).

. Хронические заболевания членов семьи (51%).

. Эмоционально-напряженная атмосфера в семье (13%).

. Неуспеваемость школьников в учебе (25%).

. Плохая адаптация к среде сверстников (в основном дети с 7 до 19 лет - 31%).

. Неорганизованный отдых или отсутствие такового вообще (71%).

. Незнание своих социальных льгот и прав как членов многодетных семей (18%).

. Полное отсутствие полового воспитания детей-подростков (9%).

. Неумение найти для семьи дополнительный заработок детьми-подростками и их родителями (70%).

Принято считать, что нетипичность многодетных семей, наличие у них необычных, не соответствующих представлениям большинства характеристик в значительной степени обусловлены малой и все сокращающейся их численностью, уменьшением их доли в России.

По данным переписи 1989 г., В России насчитывался 2 млн. 311 тыс. семей, имеющих трех и более детей до 18 лет. Относительная частота распространенности многодетных семей в России, гораздо больше, чем в городах. Если во всем населении Росси 5,7%, имеют троих и более детей до 18 лет, то в городах - 4,1 %, а в селах - 10,6.

Многодетные семьи всех типов имеют одну общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку; им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.

Немаловажную роль играют и материальные аспекты образа жизни многодетных семей: жилье и доход оценивается весьма противоречиво. Считается, что многодетные семьи малообеспечены материально и имеют трудности с жильем.

Похожие работы на - Формы и методы социальной работы с многодетными семьями

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!