Утопизм как направление социального прогнозирования

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,05 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Утопизм как направление социального прогнозирования

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования









РЕФЕРАТ

на тему: Утопизм как направление социального прогнозирования














Оглавление

Введение

. Утопия и утопизм

. Социальный утопизм: от мифа к знаниям

. Типы утопизма

. Социальный утопизм в России

Заключение

Библиографический список

Введение

Людям во все времена свойственно проявлять интерес к своему будущему. Но в будущее заглянуть невозможно, именно поэтому человеческому разуму и фантазии доступны только мечты, предположения, прогнозы и планы.

Интерес общества к социальному прогнозированию исторически связан с попытками предвидения наступления тех или иных событий, а также развития различных процессов. В условиях глобальных войн и локальных военных конфликтов, экономических и политических потрясений, которыми была насыщена вся мировая история ХХ века, обращение к социальному прогнозированию носило преимущественно чрезвычайный характер. И только в середине века появилось научное обоснование идеи социального прогнозирования.

Прогнозирование - один из важнейших этапов проектной деятельности. Человечество, имея прогнозы, сознательно ищет и находит пути к выходу. В самом широком смысле прогнозирование означает предвидение, полученной любой информации о будущем. В узком смысле - это специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.

Одним из важнейших видов прогнозирования является социальное прогнозирование, то есть предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов. Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе. По мнению Ж.П. Тощенко, «социальное прогнозирование -это определение вариантов развития и видов наиболее приемлемого, оптимального, исходя их ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию».

Важно то, что в перспективе своего будущего человечеству приятней всего видеть только хорошее, «золотой век», который ещё не наступил, но обязательно придет и принесет всем много счастья и богатства. Отсюда возникают утопии - предположения о создании идеально общественного порядка. Утопизм не является собственно социальным проектированием, т.к. содержит в себе скорее мечты, чем прогнозы, но его можно рассматривать как одно из направлений социального прогнозирования.

1. Утопия и утопизм

Исследование феномена утопии и утопического сознания является важным компонентом процесса переосмысления путей дальнейшего развития и основных ценностей современной цивилизации. Вызывают определенный интерес мировоззренческие и идеологические проблемы, связанные с созданием возможностей для самостоятельного мышления индивидов, выбором ими альтернативных путей развития общества, полаганием идеалов, постановкой целей и осмыслением средств их достижения.

Важно отметить, что идеи о лучшем жизненном устройстве сопутствовали людям на протяжении всей истории человечества. Но до сих пор четко хронологически не установлен период возникновения классического типа утопии. Остается размытой граница определения классической и неклассической утопии. Вплоть до настоящего времени утопию относят к вненаучным, нерациональным формам знания. Исследования в области теории неклассической рациональности, позволяют оспорить этот тезис и доказать рациональность утопии, которая исходит непосредственно из ее внутренней природы.

Среди части исследователей преобладает мнение о том, что утопическое сознание, будучи направленным на реализацию задуманного образа совершенного будущего, послужило основой для возникновения идеологии, а также тоталитаризма, как наиболее жесткой ее формы. Идеология в этом случае понимается как апология правящей верхушкой существующего строя. Следует отметить односторонность подобной точки зрения, при которой игнорируется важная характеристика утопического сознания его направленность на выявление альтернативных возможностей будущего общества при осмыслении основ существующего бытия с целью преодоления хаоса реальности.

Несмотря на значительное количество работ, посвященных анализу утопической концепции, высказанной Платоном в его трудах «Государство» и «Законы», некоторые считают, что отнесение творчества Платона к утопическому творчеству является весьма спорным. Данное утверждение основано на суждении об использовании авторами исследований феномена утопии теории утопической инженерии Платона, изложенной К.Поппером. В процессе дальнейшего развития социально-политических теорий сами авторы, также как и толкователи их произведений, практически всегда отмечали оказанное на них значительное влияние платоновских идей о государстве.

Христианство разделило мироздание на две автономные сферы земную и небесную. Произошла переоценка ценностей, изменившая взгляд на место и поведение человека в мире. В научной литературе отмечено существование ряда социально-философских идей представителей как официальной линии христианского мировоззрения, так и социально-религиозных и еретических движении средневековья, озабоченных поиском идеального плана бытия.

В XIV-XVI веках меняется парадигма взглядов на человека. Теперь признается его ценность как личности, право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей. Принципы равенства, справедливости, человечности становятся желаемой нормой в отношениях между людьми.

Именно в это время появляется знаменитая «Утопия» (1516) Т.Мора. Она стала первым классическим произведением утопического жанра. Унаследовав от предшествующих социально-политических работ важные принципы осмысления социальной действительности, такие, как дихотомия двух миров, построение совершенного государства на принципах разума, определяющую роль теоретического знания в устроении мира, Мор создал новый жанр литературную утопию.

В первой половине XVII века, когда бурно развивается наука, а в политической сфере приобретает вес реальная политика, снова происходят перемены в сознании людей, характеризующиеся мнением, что цель может быть выше способов ее достижения. В этот период появляются «Город Солнца» (1623) Т.Кампанеллы, «Новая Атлантида» (1627) Ф.Бэкона и ряд работ схожей проблематики. В утопиях Возрождения и Нового времени начинают появляться новые аспекты, намеченные еще в «Утопии» Т.Мора. Это попытка создания программы прогрессивных преобразований. Новое время характеризуется стремлением утопической мысли осуществить переход от объяснения несовершенства мира к его переустройству. Этот шаг был решительно сделан представителями французского Просвещения и деятелями Великой французской революции.

Таким образом, с середины XVII века начинается отступление от классического типа утопии, которое характеризуется намерением авторов утопий реализовать свою мечту о совершенном обществе в реальном мире, а также перенесением идеала в определенную точку пространственно-временного континуума, максимально приближенную к реальности. Утопия превращается в утопизм.

В настоящее время уже существует значительный пласт исследований феномена утопии, утопического сознания, а также широких форм его проявления (антиутопии, дистопии, полиутопии, практопии). Между тем, многие авторы пытаются отождествлять термины утопия и утопизм, что является неверным по отношению к их смысловому наполнению. Если утопия - это понятие для обозначения описаний воображаемого идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований, то утопизм определяется как построение планов социального переустройства общества без учета реальной действительности, в полном отрыве от объективных закономерностей общественного развития. То есть утопизм является направленным на практическую реализацию утопических идеалов. Проблема поиска оптимального жизнеустройства граничит в этом случае с нахождением путей и выбором методов организации жизни, а также с определением нравственного императива деятельности. В рамках этого процесса немаловажную роль играет прогностическая способность утопии.

2. Социальный утопизм: от мифа к знаниям

Социальные утопии в истории человечества всегда занимали особое место, в ряде ситуаций они предшествовали революциям, становились проектами государственного переустройства, играли роль идеологии в ситуациях назревающих восстаний. Предшествуя многим общественным волнениям, они объединяли своими захватывающими образами нового миропорядка умы широких слоев населения. Влияние социальных утопий на формирование будущего грандиозно, ведь опыт прошлых теоретических построений философствующих утопистов вошел в нашу повседневную жизнь, и главное, опыт современных утопий будет усвоен и будущими поколениями. Таким образом, задача объективной оценки роли и значения социальных утопий в истории человечества требует особого внимания и многогранного исследования общественной реальности в ее взаимодействии с феноменом социальной утопии.

Утопическое сознание зародилось еще у наших праотцев. Трудно установить строгую дату возникновения этого феномена, так как истоки его уходят своими корнями в древность, в дописьменные времена.

Первично феномен утопизма существовал в виде мифа (мифический утопизм), в виде сказания о «золотом веке» («Одиссея» Гомера, поэма Гесиода «Труды и дни», шумерская легенда о стране Дельмун), об изначальном первобытном счастье, которое было утеряно (так называемые «народные утопии» с характерным стремлением вновь обрести «потерянный рай» в недалеком будущем). Сейчас нам известно, что подобные мифы существовали в Греции, в Европе, в России и в ряде других восточных стран в несколько разных формах, передавались из уст в уста. Основная особенность мифов периода раннего утопизма характеризуется «надеждой» людей вернуть былые времена бесклассового общества, характерного отсутствием эксплуатации человека человеком. Таким образом, как самостоятельный культурный феномен социальный утопизм как стремление преодолеть дисгармонию в человеческом обществе впервые зарождается в ходе разложения патриархальных первобытнообщинных отношений и становления рабовладения в его наиболее примитивной форме. В этот период начинается процесс первичной классовой дифференциации, связанный с различными формами эксплуатации привилегированной аристократической верхушкой общества остального зависимого населения, в том числе и рабов.

С течением времени надежда людей вернуть былые времена бесклассового общества обнаруживает свою несостоятельность, безосновность. Дальнейшее развитие общества пошло по пути еще большей дифференциации форм человеческих отношений. Стимулируемое развитием торговли и ремесел общество еще в большей степени раскалывается, разделяется на различные группы (сословия, классы), объединенные общими интересами, общим мировоззрением. К существующим эксплуататорам рабской силы, занимающим преимущественно верхушку общественного организма, добавляются ремесленники и торговцы, занимающие промежуточное звено между эксплуататорами и эксплуатируемыми. В этот период утопизм претерпевает существенные изменения, наиболее ярко проявив себя в греческом мире.

В лоне греческой мысли протекает борьба с мифологическим мировоззрением, которому противопоставляется рациональность, трезвость мысли, и именно под воздействием последней формируется новая форма утопической мысли -рациональный утопизм со своим стремлением упразднить классовые антагонизмы на основе рациональности и представить решение в виде конкретного, логически обоснованного проекта социальных преобразований. Это идея государства Платона и его труд «Законы», являющийся фактически продолжением учения о государстве, это проекты Фалейя Халкедонского и Гипподама. Они своими произведениями оказали колоссальное влияние на сознание масс, привлекая все больше внимания широких слоев населения к утопической проблематике. В более поздние времена это направление утопической мысли получило новое название - иллюстративный утопизм, выполняющий преимущественно предидеологические функции.

Развитие утопизма во времена раннего христианства и в средние века имеет ряд своих особенностей. В отличие от «надежд», выраженных мифическим утопизмом, и рационального проектирования возможных моделей общественного организма, создававшихся в греческий период, возникает иное, стихийно распространяющееся явление. Дух утопизма проникает во всевозможные проповеди, представляя собой уже иную, новую форму, он сливается с идеологией, поглощается ею, составляя тем самым органически неделимое целое (революционный утопизм). Стоит отметить, что и ранее присутствовала подобная практика, но она ограничивалась незначительными масштабами, единичными случаями, имела относительный, поверхностный характер, и впервые в истории массовость этого явления во всей его глубине замечается лишь в описываемый период. Если изначально мифический утопизм был памятью о далеком прошлом предков, утраченной в греческий период надеждой на возвращение былых времен, то теперь эта сила от внутреннего мира надежд и фантазий человека обращается во внешний - материальный мир, пытается практически воздействовать на него.

Европейское общество в периоды Возрождения, Реформации и Просвещения создает благоприятные условия для развития утопических настроений. Сквозь поток времени, стремительно промчавшись, утопический логос, вновь находит себя в истории, но основной вопрос, вставший ранее в этом особом явлении, остается неизмененным - вопрос лучшего мироустройства.

В Европе возрождается греческая мысль во всей своей красе. Не исключением оказалась и утопическая традиция. Богатое воображение, вдохновленное греческой мыслью, рисует возможные картины жизни людей, которые мы находим в творчестве Антона Франческо Дони, Томаса Мора, Френсиса Бэкона, Дени Вераса, Кампанеллы, Кабэ и других мыслителей, людей обозначивших своими творениями период нового иллюстративного утопизма.

Период XVI - XVII веков бесспорно можно назвать расцветом социального утопизма, предопределившего последующее общественное развитие Европы. Как никогда раньше велико было его влияние на общественное сознание, элементы утопий проникают во все сферы жизни, развивающаяся литературная традиция не является исключением. Поиски продолжаются, но только теперь ищущих не десятки философствующих умов, а относительно большие массы, сознающие истоки утопических проблем.

Стремительно развивающиеся секулярные тенденции на века определяют специфику нового европейского мировоззрения. Искренняя вера в Бога подменяется верой в разум, в его безграничные возможности. Развивается наука и прикладное ремесло, в конце XVIII века возникают предпосылки возникновения индустриального общества и связанных с ним тяжелых социальных проблем, которые одним из первых смог заметить Клод Анри Сен - Симон. Наука и технология, по А. Сен - Симону, смогут решить социальные проблемы. Наравне с реформационным подходом к решению поставленных проблем существовал и другой подход - революционный, возникший в маргинальной среде и представленный, в частности, Франсуа - Ноэлом Бабефом - лидером левого крыла плебейских сил во Французской революции.

Дальнейшее развитие экономики начала XIX века практически не оставляет выбора рабочим. В результате начавшейся индустриализации остается без дела все большее число людей, станки и незначительная группа операторов оказываются в состоянии заменить собой целую бригаду, руками осуществлявшую производственный процесс. Эффективность машины бесспорна и огромные массы трудящихся с течением времени теряют работу, лишаются средств существования. В обновленном виде возникает рациональный утопизм: всестороннюю разработку социальных проблем осуществляют преимущественно философы, союз дела и разума, мыслителей и рабочих в сложившейся исторической ситуации оказывается единственной надежной, казалось бы, еще способной восстановить равновесие, баланс социальных отношений. Основной характеристикой этого времени являются многочисленные попытки практического осуществления утопических проектов.

Ярким представителем обновленного рационального утопизма был Шарль Фурье, в 1808 году публикующий свой основной труд - «Теорию четырех движений и всеобщих судеб», в котором излагает свои взгляды о социальной организации общества. Успешно совмещающим теорию и практику был Роберт Оуэн. Будущее общество Оуэн представляет в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин, основанных на общем владении собственностью и общем труде.

Так социальный утопизм от надежд, нашедших свое выражение в мифах, прошел в своем развитии через греческий период рационального проектирования (в котором сформировался основной подход к решению проблематики) в средние века и новое время (в которых обнаруживается потенциальная сила, дремлющая в этом феномене). И начиная с XVI века, происходит постепенная интеграция всех ранее возникших форм социального утопизма в одну систему, стройную, трансформирующую общественную реальность, обладающую колоссальной воздействующей на общество силой, выразителями которой, сумевшими удачно обобщить завоевания предшественников, были Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Философская разработка утопической проблематики способствовала формированию классового самосознания угнетенных, объединяла их, мотивировала к действиям, а возникающие утопические проекты заполняли образовавшуюся пустоту, являясь путями выхода из сложившихся обстоятельств.

К. Маркс и Ф. Энгельс положили начало научному исследованию истории социалистических идей. Основываясь на диалектическом методе Гегеля, они показывают в своих трудах путь развития социализма от утопии к науке, возрождая рациональный утопизм в новой форме, придавшей ему сциентистский дискурс.

Таким образом, первопричина возникновения социального утопизма как культурного явления кроется в ситуации, когда патриархальное общество утратило возможность достойно отвечать вызовам времени, и на смену ему пришло раннеклассовое общество, отягощенное неравенством и эксплуатацией человека человеком. В этой ситуации возникает стремление восстановить утраченную гармонию, и решение видится в возврате к предыдущей форме общественных взаимоотношений. Воплощением этих мечтаний стали мифы и легенды о «золотом веке», о земле предков, лишенной зла и страданий.

Последующее развитие общества пошло по пути еще большей дифференциации классовых взаимоотношений, что обусловило интенсивный рост общественных антагонизмов, усиливавших влияние мифов и легенд о «золотом веке» на население. С течением времени социальный утопизм становится неотъемлемой составляющей духовной жизни народов, одним из теоретических направлений прогнозирования и проектирования будущего.

3. Типы утопизма

Можно выделить несколько типов утопизма.

Педагогическая утопия, предполагающая возможность воспитания идеальной личности (в том числе и идеального правителя) с помощью определенных методов и специальных воспитательных институтов

Этическая утопия, предполагающая возможность всеобщего личного совершенствования, в соответствии с заранее поставленной целью, вплоть до избавления от всех пороков.

Эпистемологическая утопия, предполагающая поиск и нахождение истинного знания, носящего абсолютный и всеобщий характер, могущего быть теоретическим основанием для конкретных инструкций по реформации общества.

Социально-политическая утопия, предполагающая возможность составления и реализации идеальной программы переустройства общества и государства.

Правовая утопия как самостоятельная разновидность социально-политической, предполагающая разработку совершенного свода законов и реализации его в повседневной жизни.

Теологические (теократические) утопии, предполагающие возможность организации государства и общества на религиозно-церковных основаниях, что уже автоматически избавляет его от недостатков и делает совершенным.

Технико-технологические, предполагающие, что, то, или иное научное открытие, или техническое изобретение может привести к принципиальному изменению существующей общественной системы.

Разумеется, в практике утопического творчества эти типы были редко явлены в чистом виде. Обычно, они были скомбинированы в той или иной пропорции. Кроме того, каждая эпоха имела свой доминирующий тип утопизма. Так, начале XIX века утопическое сознание начинает ориентироваться на технико-технологический утопизм, предполагающий возможность построения идеального общества на основании нового научного или технического изобретения. В то же время социальные формы утопизма подвергаются пересмотру и критике, вплоть до создания антиутопических моделей.

В России эти процессы отразились в творчестве одного писателя - В.Ф. Одоевского, который был автором первой русской технической утопии, предполагавшей, что залогом совершенного общественного устройства станут новейшие достижения науки и техники, а так же родоначальником социального антиутопизма. В его утопии «4338 год» говорится о глобальных общественно-политических изменениях, которые принесет использование новых технологий и прежде всего использование электрической энергии. В антиутопическом сочинении «Город без имени» рассказывается о том, как некогда процветающая страна деградировала из-за слишком буквального следования идеям утилитаризма английского философа Дж. Бентама. столетие сохранило все типы утопизма, хоте переосмыслило каждый из них. Особенно активно утопические проекты в виде государственных документов создавались после революции. Так же, как и в эпоху Просвещения снова заговорили о создании нового человека в исторически обозримый период. Вторая половина века отмечена социально-политическим пессимизмом, что выразилось в создании не столько утопических, сколько антиутопических проектов. В последнее время бурно развивается научная фантастика, демонстрирующая возможности научного прогресса.

Уходящее столетье это время конца классического утопизма. Уже никогда человечество не будет заворожено внимать пророкам, рисующим привлекательные образы общественного устройства, где все равны, счастливы и свободны. Конечно, общественное устройство неизбежно будет претерпевать определенные позитивные изменения. Но вряд ли они будут настолько радикальными и быстрыми, как это было описано в утопических проектах прошлого.

4. Социальный утопизм в России

Российская история переписывалась не один раз. Герои становились врагами, победы трактовались как поражения, и наоборот. Время от времени историки принимались закрашивать белые пятна или заполнять черные дыры, которые вдруг обнаруживались в пестрой ткани исторического процесса. Обыденное сознание, зафиксировав этот факт, видело здесь исключительно идеологическую диктатуру правящих структур. Однако анализ историографии показывает, что российская Клио неоднократно меняла свои одежды, следуя очередной идеологической моде. Вместе с тем, несмотря на многообразие подходов и порой взаимоисключающий характер выводов, историческое сознание всегда хранило некий набор устойчивых базисных позиций, которые не обсуждались и не оспаривались. Разумеется, они далеко не всегда (а некоторые и вовсе никогда) выражались в явной, отрефлексированной форме, хотя пребывали в основании теоретических построений и исследовательских стратегиях.

Историософские архетипы заключались в следующих положениях:

История России является частью истории Европы, поэтому российские события симметричны европейским, и наоборот;

История России является историей государства, но не историей нации. Это российская, но не русская история;

Российская история имеет своеобразные точки отсчета, после прохождения которых, она как бы начинается сначала, становится новой, молодой, настоящей;

Российская история имеет харизматических лидеров, с которыми страна начинает новый отсчет времени;

Россия имеет особую, исключительную роль в мировой истории.

Эти архетипические установки были сформулированы историками эпохи Просвещения в период становления нового исторического знания. Парадигмы, сформулированные тогда, используются и в настоящее время, что может искажать адекватное понимание современных социальных и духовных процессов и исторических прогнозов. Вот почему необходимо проследить историю формирования историософской и утопической мифологии.

Утопические проекты являются необходимым компонентом социальной философии, составляя область умозрительных и гипотетических предположений. Их принципиальная нереализованность связана, прежде всего, с попыткой представить себе сложный общественный механизм идеально как нечто поддающееся выражению в едином акте мышления или описания. Как верно заметил К. Поппер, утопическое видение возможных общественных изменений связано с методологией историцизма, предположением, что возможные общественные изменения можно предугадать в деталях. Утопизм всегда был составной компонентой социальной теории, в России же утопический дискурс иногда и вовсе заменял теоретический. В общественном сознании сложился рад архетипических установок, воспроизводившихся с завидной последовательностью в каждую последующую эпоху. Их можно представить как следующие:

Нынешнее состояние государства и общества является ненормальным и требует улучшения.

Ее можно устранить с помощью рациональных хорошо продуманных мер. Это могут быть политические преобразования, равно как и новые инженерно-технические открытия.

Теоретическая модель идеального общества, а так же пути ее достижения достаточно очевидны и принципиально предсказуемы.

Главное препятствие на пути к достижению поставленной цели косность и невежество масс, сопротивление которых нужно преодолевать любыми средствами для их же блага

Для России прошлое и настоящее это лишь приготовление к будущему. Поэтому имеет смысл выявлять и анализировать только те процессы и явления, которые это будущее детерминирует. Таким образом, утопическое является предпосылкой исторического.

Россия имеет особую духовную миссию, ей предназначено особое (исключительное) место в мировой истории.

Можно так же выделить такие архетипы для советской идеологии. Это:

представление о возможности выработки научного метода исследования общества и прогнозирования результатов его развития;

представление о том, что целью исторического развития является совершенное общество, а счастье исторически неизбежно, как отмечал А. Платонов;

представление о том, что одна часть общества, пролетариат, обладает более прогрессивными социальными взглядами и моральными качествами, а остальная часть общества должна следовать им во всех сферах жизни;

представление об эффективности труда, лишенного моральных стимулов;

представление о возможности справедливого распределения;

представление о том, что уже нынешнее поколение может жить в условиях идеального общественного строя.

Постсоветское общество так же не обошлось без собственных утопических принципов. Они связаны:

с уверенностью в возможности построения нового типа общества (например, общества с господством рыночной экономики) с помощью отдельных правительственных актов в короткий период времени;

с представлением о том, что построение такого типа общества автоматически приведет к наведению порядка во всех сферах жизни;

с верой в умного и честного харизматического лидера, который начнет действовать как нужно и т.п.

Система утопических архетипов в окончательном виде сложилась в эпоху Просвещения. Это время, которое иногда называют длинный XVIII век является особым этапом, как в истории России, так и в развитии русской социальной философии. Это время смены парадигм политических, идеологических, социокультурных. Это время возникновения академических институтов, новой науки, нового языка, нового искусства, формирования нового человека с личностными чертами, сближающими его с современностью. cоциальный утопизм архетип

Разумеется, социально-политическая утопия эпохи Просвещения имела ряд дополнительных черт, характерных только для того времени, а именно:

идею просвещенного монарха, который силой данной ему власти способен провести необходимые реформы,

представление о софиократии или фило-софиократии, как политической системе, где власть принадлежит мудрецам или философам, идею совершенных, продуманных законов,

представление о том, что духовное просвещение способно изменить нравственное состояние общества,

представление об идеальном, естественном человеке, черты которого пытались увидеть в простом народе.

Всем известно, что в начале XVIII века были осуществлены социально-политические реформы, изменившие экономическое и общественно-политическое устройство России. Ряд мировоззренческих реформ, проведенных в это же время, изменил мироощущение и систему идентификаций. Их целью было включение России в европейское сообщество. При этом были затронуты не только социокультурные аспекты такого включения (костюм, образование, этикет и т.д.), но онтологические сущности пространство и время. Реформа летоисчисления, проведенная Петром I, в результате которой за 7208 годом от сотворения мира последовал 1700 от рождества Христова, как бы задавала исходную точку отсчета, делая менее значимым то, что оставалось за ней. Она заставила Россию жить по европейскому календарю, синхронизировав временные циклы.

Не менее важна была и географическая реформа. Еще во времена Алексея Михайловича граница между Европой и Азией проходила по Волге, поэтому характеристика Москвы как азиатской столицы была просто констатацией географического факта. В эпоху Возрождения и раньше граница проходила и вовсе по Дону. Петр продлил европейскую часть России и граница стала проходить по естественной границе Уральскому хребту. Таким образом, не только столица, Москва, в отличие от резиденции Петербурга оказалась в Европе, но и границы Европы невероятно расширились.

В России своеобразный всплеск социального утопизма приходится на последнюю треть XVIII в.

Утопии выражаются не только в классической форме путешествия в неведомую страну, как в сочинениях В.А. Левшина, А.П. Сумарокова, М.М. Щербатова и др., а в самых разнообразных формах и жанрах. Это политические романы П.М. Захарьина, М.М. Хераскова, Ф.А. Эмина, анонимные восточные повести , поэзия Г.Р. Державина, В.К. Тредиаковского, архитектурные проекты Кремлевского дворца В.И. Баженова, уподобленные Н.М. Карамзиным утопическим республикам Платона и Т. Мора, научные трактаты Я.П. Козельского, живописные полотна, исторические сочинения, правительственные манифесты и государственные акты, публицистика, программы масонских обществ.

Особая форма утопизма заключалась в исторических исследованиях, пытавшихся выявить отрезок времени, когда реализовывалась идеальная общественно-политическая программа. Для российской ментальности указанной эпохи вообще характерна связь утопизма и философии истории, ибо славное прошлое является предпосылкой светлому будущему.

Заключение

Содержательной стороной утопии является рассказ о совершенном устройстве человеческого общества с обязательным изложением принципов его организации, которые преодолевают противоречия, свойственные обществу реальному, современному автору утопии. Следствием такой творческой установки являются описательность и всеохватность утопии. Утопист рассматривает совершенное общество со стороны, и с этой позиции утопист является социологом, вскрывающим основные тенденции и признаки совершенной (для него) общественной и государственной организации.

Данный метод предполагает создание определённого образа будущего мироустройства, и затем - инсталляцию данного образа в конкретную историческую действительность. Характерно, что «взрыв» утопического конструирования наступил одновременно с осознанием истории как процесса. При этом не существует принципиальной разницы между осмыслением исторического процесса и литературным конструированием идеального общества, которое является крайней точкой выражения исторического бытия человечества. Но и более того, в условиях современной модели мышления литературное предвидение и социальное прогнозирование являются единственными методами, способными улавливать тренды будущего развития. Это своего рода «гадание» на моделях вероятного будущего, и утопизм по-прежнему остаётся царством ретроспекции.

Библиографический список

Аинса, Ф. Реконструкция утопии. [Текст]: / Ф. Аинса. - М: Наследие, 1999. - 311 с

Бестужев-Лада, И.В. Социальное прогнозирование. [Текст]: / И.В. Бестужев-Лада, Г.А. Наместникова - М: Педагогическое общество России, 2002. - 392 с

Геллер, Л. Утопия в России: пер. с фр. [Текст]: / Л. Геллер, М. Нике - СПб: Нева, 2003. - 219 с

Егоров, Б.Ф. Российские утопии: исторический путеводитель [Текст]: / Б.Ф. Егоров - СПб: Нева, 2007. - 257 с

Тощенко, Ж.Т. Социальное предвидение и социальное прогнозирование [Текст]: / Ж.Т. Тощенко. - Социальное управление. Курс лекций. - 2000. - № 3. - с. 45.

1.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!