Социологическое исследование трудовой мобильности студентов ведущих экономических ВУЗов

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,03 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социологическое исследование трудовой мобильности студентов ведущих экономических ВУЗов




Социологическое исследование трудовой мобильности студентов ведущих экономических ВУЗов

1. Методологический раздел

1.1 Актуальность темы


Трудовая занятость студентов в условиях напряженной ситуации на рынке труда, с одной стороны, и увеличения доли молодежи с высшим образованием, ищущей работу, с другой, выполняет функции, понимание которых необходимо для принятия адекватных решений и в сфере труда, и в сфере высшего образования. С начала 1990-х годов студенческая трудовая занятость стала массовым явлением, что можно связать как со снижением уровня благосостояния большинства российских семей, так и с появлением новых требований рынка труда, отменой системы обязательного распределения выпускников вузов, изменением принципов работы системы профессионального высшего образования. Продолжает оставаться, недостаточно исследованной трудовая занятость студентов, ее функции и перспективы.

Понятие трудовая мобильность непосредственно связано с вторичной занятостью студентов. Трудовая мобильность - способность населения к изменению места работы, профессии, должности, места жительства, образа жизни в целом. Студенты, которые совмещают учебу с работой, отличаются большей потенциальной трудовой мобильностью.

Феномен работающего студента становится в современной России очень распространенным. Студенческая занятость в настоящем имеет существенные отличия, заставляющие считать этот феномен скорее новым, чем традиционным, и рассматривать его как индикатор перемен, происходящих в современной России, в особенности на рынке труда и в сфере высшего образования. По данным комитета по делам семьи и молодежи Большинство учащейся молодежи работает и зарабатывает, и уже к 4-5 курсам количество студентов, совмещающих учебу с работой, составляет 72%.

Говоря о совмещение работы и учебы, следует отметить, что данный феномен имеет как свои достоинства, так и недостатки. Так, например, по мнению преподавателей, работающие студенты часто пропускают учебные занятия. Работодатели, отмечают, что для студентов характерна переоценка своих знаний и умений. Для самих студентов, во-первых, двойная занятость ведет к пониженному качеству учебы и работы. Во-вторых, работа, несовпадающая по профилю, снижает шансы трудоустройства по специальности, как бы конкурирует с ним. Преимущества работающих студентов, заключаются в следующих моментах: начинает накапливаться опыт работы, лучше усваиваются теоретические знания (если студент работает по специальности), появляется заработок, появляется возможность карьерного роста, приобретаются новые связи и т.д.

В двадцать первом веке во взрослую, профессионально-трудовую жизнь вступило поколение молодых людей, которое было воспитано и получило образование уже в рыночную эпоху, поэтому ценности и стереотипы молодежи советской эпохи окончательно утратили свою ценность, это касается отношения к семье, труду, образованию, системе материальных и духовных ценностей.

С другой стороны, далеко не каждый абитуриент, получая будущее образование, задумывается о том, куда он когда-нибудь пойдет работать с дипломом. Это кажется весьма далекой перспективой. И только на третьем - четвертом курсе студент начинает задумываться о востребованности получаемой профессии.

В то же время именно поведение старшекурсников и выпускников является чрезвычайно важным: сейчас, на этапе формирования рынка, они определяют во многом его будущее, они, выходящие на рынок, а не те, кто уже достаточно давно на нем присутствует, и сумел адаптироваться к его реалиям. И то, как они видят рынок, как оценивают собственные возможности, чего ждут от потенциальных работодателей. Что представляет собой их работодатель, какие знания будут действительно нужны, а какие - бесполезный мусор. На все эти вопросы нужно найти ответы.

Необходимость данного исследования обусловлена тем, что анализ противоречий между ожиданиями и предложением сторон на рынке даст возможность вскрыть наметившиеся проблемы, а также помочь сторонам сформировать сценарии наиболее эффективного взаимодействия.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена: во-первых, необходимостью глубокого теоретического и эмпирического анализа современного состояния молодежи, как особой социально-демографической группы, оказывающей серьезное влияние на социальное развитие. Во-вторых, социальной востребованностью комплексного знания о состоянии профессионально-трудовой адаптации студенческой молодежи.

1.2 Проблемные ситуации


Ситуация, складывающаяся на российском рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание многих российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем, возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.

С другой стороны, возникает ряд сложных вопросов. Таких как: что же выбрать учебу или работу, или же возможность их совмещения.

Преподаватели часто говорят студентам, что главная ваша работа - это обучение. И действительно, предполагается, что студент должен вначале отучиться, а уж потом думать о работе. Но в жизни мы сталкиваемся совершенно с другой ситуацией. Работодатели не горят желанием брать студентов без опыта работы. Следовательно, чтобы устроиться на хорошую работу, студенту так или иначе необходимо уже начиная с 3-4 курса начинать совмещать работу с учебой. Тем более получение теоретических знаний без подкрепления их практическими знаниями не дает желаемого эффекта.

Здесь следует обратить внимание ещё и на тот момент, что студенты, которым во время учебы удается устроиться на работу, в основном хотят в течение длительного времени задержаться в одной компании. Хотя с другой стороны такая тенденция имеет ряд негативных факторов. К таким факторам можно отнести: не всегда и не везде можно сделать карьеру, пребывая в одной и той же компании (иногда легче уволиться и перейти в другую компанию на более высокую должность или зарплату); иногда потребности молодых специалистов растут быстрее, чем развивается компания; работа в одной и той же компании не всегда предоставляет возможность самосовершенствоваться и расширять кругозор и т.п.

Вышеизложенные причины говорят о том, что студентам приходится делать определенный выбор.

1.3 Научная разработанность


Студент и работа - тема для России не новая. Вместе с тем, при анализе феномена совмещения учебы и работы необходимо учитывать работы зарубежных исследователей, вводящих понятие «вхождение в занятость» и рассматривающих трудовую занятость учащихся в контексте данного понятия.

В отечественной литературе последних лет феномену студенческой трудовой занятости уделяется достаточно много внимания. Стоит отметить большие исследовательские проекты под руководством Д.Л. Константиновского, Ф.Э. Шереги, А.Г. Эфендиева. Особый интерес представляет работа, выполненная под руководством В.И. Герчикова, в которой функции трудовой занятости студентов рассматриваются более комплексно, сам феномен связывается со стратегией интеграции в систему трудовых отношений и формированием нового механизма трудоустройства студентов и выпускников вузов. Помимо названных, за последние десять лет были опубликованы результаты многих менее масштабных исследований, среди авторов которых можно, в качестве примера, назвать Ю.Р. Вишневского, В.В. Радаева, Л.Я. Рубину, Т.О. Разумову. Все названные авторы внесли существенный вклад в формирование представлений о характере совмещения студентами учебы с трудовой занятостью, масштабах этого феномена, позволили уточнить возможный список факторов, влияющих на решение о совмещении учебы с работой.

Вместе с тем, эмпирическому анализу студенческой трудовой занятости пока не достает необходимого теоретического обоснования, при этом, как было показано выше, теоретические схемы, потенциально приложимые к анализу данного феномена, применяются весьма локально, характеризуются фрагментарностью своей разработки, не обладают признанной и устойчивой системой эмпирических индикаторов.

Изучение феномена работающего студента

Изучая данный феномен мы касаемся проблем занятости, поэтому сначала мы рассмотрим основные категории научного анализа в изучении проблемы, а также коснемся несколько иных подходов в рассмотрении данного вопроса.

Анализ проблем занятости - обширная область, притягивающая внимание таких дисциплин как социология труда и индустриальная социология, трудовые отношения и социология профессий. Проблемами занятости «ведает» и особый раздел экономической теории - экономика труда («labor economics»).

Итак, дадим базовые категории, раскрывающие феномен «работающего студента».

Отношения занятости выражают те условия, на которых происходит создание рабочих мест и распределение работников по рабочим местам. Эти отношения включают в себя следующий набор основных элементов:

·              поиск работы и рабочей силы;

·              порядок найма и высвобождения работников;

·              условия и содержание труда;

·              установление уровня его оплаты и формы сопутствующих льгот;

·              обучение и подготовка кадров вне производства и на рабочих местах;

·              горизонтальная и вертикальная профессиональная мобильность (перемещение и продвижение).

Сфера оплачиваемой занятости характеризуется понятием «рынок труда». Он охватывает всех работников и претендующих на рабочие места в рамках определенной территории, отрасли или группы профессий. Исключение составляют категории вне рынка труда, а именно:

. занятые в домашнем натуральном хозяйстве;

. занятые благотворительной работой без оплаты труда;

. занятые в государственных мобилизационных структурах (солдаты срочной службы, заключенные);

. учащиеся дневных отделений вузов.

Важно подчеркнуть, что занятость не просто выражает состояние соответствия предложения труда и спроса на труд. Это совокупность действий, связанных с формированием способов вовлечения трудоспособных групп населения в хозяйственную деятельность. Сфера занятости, следовательно, может быть представлена как плоскость столкновения действий нанимателей и нанимающихся.

Существуют и противоположные точки зрения относительно занятости, которые трактуют занятость как участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми.

Безусловно, трактовать обучение в ВУЗе как трудовую деятельность довольно сложно, тем не менее, мы можем утверждать, что студенты, обучающиеся на дневном отделении ВУЗа, не принадлежат к сфере оплачиваемой занятости, т.е. не являются субъектом рынка занятости.

Рассматривая же ситуацию, когда учащийся ВУЗа начинает работать, в этом случае необходимо говорить о состоянии экономической маргинальности, в которое переходит студент. Эта ситуация становиться характерна для него в том смысле, что он находиться на стыке двух сфер: образовательной и рынка оплачиваемой занятости - рынка труда.

В различных публикациях и исследованиях мы встречаемся с понятием «вторичная занятость» при исследовании проблем работающих студентов. В данном случае «вторичная занятость» понимается как дополнительная работа, основанная на временной или постоянной добровольной трудовой деятельности в свободное от основной работы время. Где собственно под занятостью понимается обучение в ВУЗе.

Рассмотрев, две предложенные точки зрения относительно положения студента в сфере занятости при собственно обучении, мы можем сделать вывод о том, что, начиная работать, студент делает попытку включения в сферу отношений рынка труда. Тем не менее, возникает ситуация, когда наряду с трудовыми отношениями, остаются отношения касающиеся сферы образования. В данном случае мы можем говорить о состоянии маргинальности (о чем мы уже упоминали раньше), а поэтому возникает необходимость рассмотрения причин, сущности и следствия феномена работающего студента.

Мотивация занятости студентов

Выделим основные причины и цели занятости среди студенчества на основании результатов исследований.

Герчиков В.И. автор работы «Феномен работающего студента, говорит о том, что по результатам опроса экспертов (в качестве экспертов выступали преподаватели и администрация вузов, работодатели, руководители региональных органов управления, служб занятости и рекрутерских фирм), первое место в структуре целей занятости, и с подавляющим отрывом от других, занимает «необходимость заработать себе на жизнь и на получение образования»; на втором месте забота студента о своем послевузовском трудоустройстве (варианты: а - получить реальный опыт работы в определенной сфере деятельности и развиваться далее в этой сфере; б - получить некий формальный опыт, чтобы было что написать в «резюме» и тем повысить шансы на получение работы в другой фирме; в-познакомиться за время учебы в вузе с несколькими видами работ, испытать себя в них и выбрать ту работу, которая более всего подходит на роль постоянной); а далее располагаются: стремление не отстать от друзей, которые в большинстве своем работают; желание чем-то занять свое время и голову, недогруженные в процессе учебы; присущее молодости стремление заняться чем-то новым, отличным от порядком уже надоевшей учебы.

Есть также результаты исследования, в котором сами студенты, высказывали свое мнение относительно мотивов занятости работающих студентов.

Анализ данных о мотивах занятости работающих студентов позволил обнаружить их двоякий характер. На первом месте стоит «желание иметь личные деньги». Показательно, что «необходимость обеспечить себе средства существования» стоит лишь на втором месте. Следовательно, заработок занимает в мотивациях вспомогательное место, он понимается как средство, обеспечивающее, прежде всего, досуговое потребление, символические атрибуты жизни - соответствующие одежду, услуги и т.д.

Тот факт, что побуждением к заработку не является обеспечение первичных материальных потребностей, подтверждается данными о том, что среди мотивов вторичной занятости помощь родителям, необходимость оплаты жилья, учебы, содержания собственной семьи стоят далеко не на первых местах и, кроме того, перемежаются мотивами нематериального порядка.

При сопоставлении экспертного и анкетного опросов мы можем с уверенностью говорить о преобладании мотивации получения собственных денег в основном для удовлетворения текущих потребностей, на втором месте стоит альтернатива получения необходимых знаний и навыков для будущей роботы по специальности после окончания ВУЗа, что свидетельствует о прагматических настроениях среди работающих студентов.

Исследуя данную тему, стоит отдельное внимание уделить политике работодателей, применяемой при приеме студентов на работу.

Методология работодателя

Говоря о месте студенчества на современном рынке труда, важно проанализировать, каким образом относятся работодатели к студенту как к работнику.

Работодатели считают, что если не существует каких-то принципиальных требований к предлагаемой вакансии (уровень специальной подготовки), принять на работу предпочтут студента, если, конечно, нет отрицательного опыта сотрудничества. Особо следует отметить тенденцию, когда некоторые фирмы и предприятия специально нанимают студентов, устанавливают более-менее регулярные способы их поиска в некоторых сферах сотрудничества. На рынке труда образуются определенные ниши, где студент вполне конкурентоспособен, а в некоторых случаях и имеет более высокие шансы получить работу. Эта тенденция позволила определить несколько подходов, которыми руководствуются работодатели при найме студентов в фирмы и на предприятия: индифферентный, умеренно-обучающий и активно-поисковый.

. Индифферентный подход. Руководители организации не проводят различий «студент или не студент» и принимают тех кандидатов, которые подходят под данный вид деятельности. Это характерно для массовых видов работ, при приеме на низкие позиции, где не требуется профессиональная подготовка. Особенно это выражено в сферах активных продаж, многоуровневого маркетинга, услуг (бытовые, страхование).

2. Умеренно-обучающий подход. Руководители организации принимают студентов, но проводят их небольшое обучение при введении в курс работы, особенно, если нет опыта в данной сфере. Обучение чаще строится на прикреплении к новому сотруднику более опытного. Это характерно для работ, не имеющих узкой специализации, чаще всего это можно встретить в компаниях занимающихся торговлей бытовой техникой. При этом не требуется профессиональной, специальной подготовки и больше ценятся индивидуальные характеристики (общительность, порядочность, ответственность).

3. Активно-поисковый подход. Руководителями организации осуществляется активный поиск на вакантные места студентов. Предлагаются особые формы сотрудничества с участием вуза. При этом, если обратить внимание на зарубежный опыт в данном подходе, то эта цифра будет значительно выше. Это объясняется сложившимися взаимоотношениям работодателя не только с молодым сотрудником, но и с администрацией учебного заведения

Теперь мы можем перейти непосредственно к термину трудовая адаптация.

Трудовая адаптация

Трудовая адаптация - это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором в отличие от биологического, и личность, и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга, являясь адаптивно-адаптирующими системами. Поступая на работу, студент активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений конкретной трудовой организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами трудового коллектива, тем самым, подчиняя свое поведение служебным предписаниям данного предприятия или учреждения.

При поступлении на работу молодой человек уже имеет определенные цели и ценностные ориентации поведения, в соответствии с которыми формирует свои требования к трудовой организации данного предприятия. Трудовая организация, исходя из своих целей и задач, предъявляет свои требования к работнику, к его трудовому поведению. Реализуя свои требования, работник и трудовая организация взаимодействуют, приспосабливаются друг к другу, в результате чего осуществляется процесс трудовой адаптации. Таким образом, профессионально-трудовая адаптация - двусторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой.

Обращаясь к рассмотрению профессионально-трудовой адаптации диссертант показывает, что это сложный социально-экономический процесс включающий в себя:

. Социально-психологическую адаптацию, суть которой заключается в освоении человеком социально-психологических особенностей трудовой организации, вхождении в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами организации. Это - включение работника в систему взаимоотношений трудовой организации с ее традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации молодой человек постепенно получает информацию о трудовой организации, ее нормах, ценностях, о системе деловых и личных взаимоотношений в группе, о социально-психологической позиции отдельных членов группы в структуре взаимоотношений, о лидерах группы.

. Общественно-организационную адаптацию, что означает освоение новыми членами трудового коллектива организационной структуры рабочего места, системы управления и обслуживания производственного процесса, режима труда и отдыха и т.д.

. Культурно-бытовую адаптацию, это участие новых членов трудового коллектива в традиционных для данного предприятия мероприятиях вне рабочего времени. Характер этого вида адаптации определяется уровнем культуры производства, развитием его инфраструктуры, общим уровнем развития членов организации.

. Психофизиологическую адаптацию, которая позволяет начать процесс освоения человеком совокупности условий труда.

Профессионально-трудовая адаптация молодого поколения в современной социально-экономической ситуации осуществляется в полной мере в том случае, если включение молодых людей в экономические структуры протекает параллельно с формированием позитивной идентификации с ними. На протяжении последнего десятилетия, в российском обществе профессионально-трудовая адаптация студенчества сопровождается эскалацией социальных противоречий.

Виды дискриминаций

Еще одна проблема, с которой сталкивается студент - это дискриминация на рынке труда. В своем исследовании В.К. Левашев выделяет следующие виды профессионально-трудовой дискриминации на студенческом рынке труда.

1. Профессионально-трудовая дискриминация при найме на работу (или, наоборот, при увольнении с работы). Она имеет место, когда студентов последними берут на работу и первыми увольняют. Последствие - высокий уровень безработицы этой группы населения.

. Профессионально-трудовая дискриминация при продвижении по службе, запрет к доступу к определенной деятельности, профессиям, должностям, несмотря на то, что студенты способны выполнять эти работы.

. Профессионально-трудовая дискриминация при оплате труда: когда одни работники получают более низкую оплату труда по сравнению с другими за выполнение одной и той же работы. И это не связано с различиями в эффективности труда.

Одни виды профессионально-трудовой дискриминации, как правило, порождают другие, таким образом, еще более усугубляя ее последствия. Тем не менее, воздействие отдельных видов дискриминации может быть и самостоятельным, имея большую или меньшую актуальность для различных групп студентов в зависимости от социально-экономической среды, в которой они находятся.

Адаптация студенческой молодежи в различные сектора экономики

Многими авторами отмечаются противоречивые тенденции в процессе адаптации студенческой молодежи в различные сектора российской экономики. Государственный сектор перестал доминировать в структуре занятости работающих студентов. Работающая студенческая молодежь осталась бы трудиться на госпредприятиях и в учреждениях, имея возможность выбора. Продолжая, в первой фазе реформ, ассоциироваться в молодежном сознании с неприемлемой командно-административной системой, с которой студенчество не желала идентифицироваться, и потеряв экономическую привлекательность, государственная сфера экономики быстро утрачивает доверие со стороны молодых участников трудовых отношений.

Не последнюю роль в этом сыграло и изменение в системе трудовых ценностей, смещение предпочтений от нематериальных ценностей к материальным. Профессионально-трудовая адаптация в государственном секторе в его нынешнем состоянии может основываться исключительно на общественно значимых ценностях труда, а они как раз уступили место прагматизму. Следовательно, трудовая книжка на государственном предприятии будущего выпускника, исполняет роль своеобразного «тылового прикрытия» на период подработки в иных структурах.

Девальвация прежних профессионально-трудовых норм и бесперспективность государственного сектора в глазах студенческой молодежи не способствуют ее мотивированной адаптации. Отсюда все усилия молодых людей направляются на преодоление такого явления, как вынужденная или формальная занятость на государственных предприятиях, и поиску каналов адаптации в структуры с иной формой собственности.

Не менее противоречиво протекает процесс адаптации студенческой молодежи и в негосударственную сферу российской экономики. Бесспорным фактом является достаточно интенсивное перетекание молодежи в негосударственные структуры, обеспеченное устойчивой мотивацией включения молодых людей в их деятельность.

Таким образом, профессионально-трудовая адаптация студенческой молодежи затруднена противоречием между реальной деятельностью молодых людей и мотивацией этой деятельности, включением и самоидентификацией с ней. Эта характерная особенность профессионально-трудовой адаптации в условиях нестабильности экономики наиболее ярко проявляется в сфере молодежной занятости.

1.4 Операционализация и интерпретация ключевых понятий

Операционализация предмета исследования

Вторичная трудовая занятость - дополнительная занятость, основанная на временной или постоянной добровольной трудовой деятельности в свободное от учебы время.

Студенты - социально-демографическая группа, характеризующееся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.; определенное общественное положение, роль и статус; особая фаза, стадия, которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально - психологическими особенностями.

1.5 Объект исследования


Объект исследования: студенты ведущих экономических вузов г. Москвы

1.6 Предмет исследования


Предмет исследования: трудовая мобильность

1.7 Цель исследования


Цель социологического исследования - изучить особенности трудовой мобильности студентов ведущих экономических вузов.

2. Методический раздел программы

 

.1 Методы сбора первичной содержательной информации


Метод сбора - опрос раздаточный.

Инструмент - анкетирование.

2.2 Место, время проведения исследования


Место проведения - г. Москва.

Время проведения - с 8 по 18 декабря.

2.3 Название инструментария


Название инструментария - «Готовы ли Вы совмещать обучение с работой?».

2.4 Характеристика инструментария (анкеты)


Инструментарием данного исследования является анкета. Методом сбора первичной информации является раздаточное анкетирование. Респондентам предлагается анкета под названием «Готовы ли Вы совмещать обучение с работой?»

Всего в анкете 23 вопроса, в том числе:

. По содержанию:

) о личности респондента - 5 (1-5)

. По форме:

) закрытые - 84 (2-18, 25-33, 35-44, 46-62, 64-79, 85-86, 88-99, 102)

) полузакрытые - 10 (20-24, 34, 81, 87, 101, 103);

) открытые - 9 (1, 19, 45, 63, 80, 82-84, 100).

. По оформлению:

) табличные - 7 (6-9, 48-50);

) линейные - 96 (1-8,10-47, 51-103).

 

2.5 Выборка


Генеральная совокупность 120000

Выборочная совокупность 1500 чел.

Было опрошено 1500 человек. Структуру репрезентативной выборки можно представить таким образом:

1.       Пол

·        Мужской

·        Женский

2.       По возрасту

·       16-18

·        18-23

3.       По месту проживания

·     центр Москвы

·        окраины Москвы

4.       По семейному положению

·      женат (замужем)

·        неженат (разведена)

·        гражданский брак

5.       По образованию

5.1   Университет

·      ГУУ

Институт государственного и муниципального управления: 80

курс: 16

курс: 30

курс: 30

курс: 4

Институт бизнес-права: 50

курс: 10

курс: 10

курс: 20

курс: 10

Институт национальной и мировой экономики: 70

курс: 20

курс: 30

курс: 10

курс: 10

Институт финансового менеджмента: 89

курс: 39

курс: 17

курс: 28

курс: 29

·      МГУ

Экономический факультет: 50

курс: 25

курс: 15

курс: 0

курс: 10

.2 Академия

·      Финансовая Академия

Финансовый менеджмент: 110 человек

курс: 20

курс: 70

курс: 10

курс: 10

Бухгалтерский учет: 90 человек

курс: 20

курс: 30

курс: 20

курс: 20

МЭО: 70 человек

курс: 1 7

курс: 23

курс: 15

курс: 15

·      Плехановская Академия

Финансовый факультет: 80

курс: 20

курс: 30

курс: 15

курс: 15

Факультет маркетинга: 70

курс: 10

курс: 25

курс: 15

курс: 20

Факультет менеджмента: 98

курс: 28

курс: 20

курс: 30

курс: 30

Факультет бизнеса и делового администрирования: 81

курс: 50

курс: 11

курс: 5

курс: 5

Экономико-математический факультет: 60

курс: 20

курс: 10

курс: 10

курс: 20

Факультет МЭО:70

курс: 23

курс: 17

курс: 22

курс: 8

·      Академия народного хозяйства

Институт финансового менеджмента и маркетинга: 50

курс: 20

курс: 10

курс: 10

курс: 10

Факультет национальной экономики: 89

курс: 26

курс: 13

курс: 25

курс: 25

Факультет финансов и банковского дела: 80

курс: 10

курс: 40

курс: 10

курс: 10

Факультет экономических и социальных наук: 50

курс: 7

курс: 10

курс: 13

курс: 20

Факультет инновационно-технологического бизнеса: 60

курс: 15

курс: 8

курс: 15

курс: 22

5.2   Институт

·     Высшая школа экономики

Финансовый факультет: 50

курс: 20

курс: 10

курс: 10

курс: 10

Факультет финансового менеджмента: 30

курс: 5

курс: 5

курс: 10

курс: 10

Факультет МЭО: 23

курс: 3

курс: 5

курс: 11

курс: 4

Объект исследования студенты ведущих экономических ВУЗов. Объем генеральной совокупности примерно 120000 человек. Объем выборочной совокупности - 1500 человек.

2.6 Метод обработки эмпирических данных


Полуавтоматический.

2.7 Практическая значимость исследования


Выбранная тема практически не разработана и не представлена в уже проведенных социологических исследованиях, так как является частным случаем обширной темы трудовой занятости. Важно подчеркнуть, что в литературе пока не отмечено попыток проанализировать феномен совмещения учебы и работы, сам процесс вхождения в занятость в терминах концепций социального и человеческого капитала. В связи с этим результаты данного исследования представляются довольно полезными.

Результаты проведенного исследования могут быть также использованы при:

1) разработке политики высших учебных заведений относительно совмещения студентами учебы и работы;

2) совершенствовании работодателями критериев и методик отбора молодых специалистов;

3) создании и организации работы центров поддержки карьеры при высших учебных заведениях.

2.8 Рабочий план исследования


№ п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные исполнители

1.

Составление программы 1. Методологический раздел 1.1 Актуальность 1.2 Проблемные ситуации 1.3 Научная разработанность 1.4 Операционализация и интерпретация ключевых понятий 1.5 Объект 1.6 Предмет 1.7 Цель 2. Методический раздел 2.1 Методы сбора первичной содержательной информации 2.2 Место, время проведения исследования 2.3 Название инструментария 2.4 Характеристика инструментария (анкеты) 2.6 Метод обработки эмпирических данных 2.7 Практическая значимость исследования 2.8 Рабочий план исследования 3. Аналитический раздел 3.1 Описание выборочной совокупности по основным параметрам 3. 2 Влияние уровня полученного образования на возможности трудоустройства в различные организации 3.3 Модели поведения студентов в сфере трудоустройства 3.4 Ожидания студентов на рынке труда 3.5 Мотивация студентов

8.11.2011 -20.12.2011

ххх

2.

Составление анкеты

29.11.2011


3.

Тиражирование анкеты

8.12.2011


4.

Подбор и инструктаж анкетеров

6.12.2011

.

5.

Сбор информации



6.

Сортировка анкет


.

7.

Набивка анкет

28.11.2011


8.

Обработка результатов исследования


.

9.

Анализ результатов исследования



10.

Составление отчетов


.

11.

Реклама





3. Аналитический раздел


В данном разделе будут представлены основные результаты проведенного социологического исследования на тему «Трудовая мобильность студентов ведущих экономических ВУЗов».

На основании данных социологического исследования доказано, что на процесс профессионального самоопределения современного студента напрямую зависим от ряда качественных характеристик и ожиданий, которыми обладает молодой человек в студенческие годы.

3.1 Описание выборочной совокупности по основным параметрам


Начнём с характеристики совокупности по наиболее значимым для исследования переменным. В Таблице 1.1 представлено распределение по полу и возрасту.

Таблица 1.1. Распределение опрошенных по полу и возрасту

Возраст

Пол

Всего


женский

мужской


19

24

14

38

20

12

8

20

21

30

21

51

22

17

13

30

23

25

9

34

24

10

1

11

25

12

5

17

26

11

-

28

Всего

141 (66,5%)

71 (33,5%)

212


Далее обратимся непосредственно к анализу ответов, которые давали респонденты. Начнем с оценки студентов своих знаний и навыков. Средние оценки студентов собственных знаний выглядят так (1 - «имею общее представление», 2 - «знаю основные концепции», 3 - «знаю достаточно глубоко», 4 - «знаю детально»):

Таблица 1.2. Оценки знаний по основным группам дисциплин (в скобках указаны модальные значения)


Оцените свои знания по теоретическим профессиональным дисциплинам

Оцените свои знания по практическим профессиональным дисциплинам

Оцените свои знания по гуманитарным дисциплинам

Оцените свои знания по математическим дисциплинам

Студенты

2 (2)

3 (3)

2 (2)

2 (2)


Что касается уровня владения компьютерными программами, то относительное большинство (23%) уверенно владеет четырьмя программами, а в среднем студенты владеют чуть больше, чем 5 программами.

Таблица 1.3. Средние показатели количества компьютерных программ

Среднее

Медиана

Мода

Студенты

5,13

5

4


Далее представлено распределение студентов по владению четырьмя наиболее часто указываемыми иностранными языками.

Таблица 1.4. Распределение студентов по владению иностранными языками (возможно несколько вариантов ответов)

Языки

Студенты

количество

%

134

97,6

Французский

41

24,6

Немецкий

28

21,4

Испанский

9

7,1

Сумма

212



Здесь четко прослеживается, что большинство студентов владеют английским языком, с большим отрывом следуют французский и немецкий и совсем небольшое количество студентов отмечали владение испанского языка.

Перейдём к описанию генеральной совокупности по параметрам, касающимся трудоустройства. Рассмотрим пути трудоустройства, которые используют студенты на рынке труда.

Таблица 1.5. Распределение совокупности по путям трудоустройства (можно было выбрать несколько вариантов ответа)

Пути трудоустройства

Студенты

Кол-во ответов

%

Увидели объявление в СМИ (специализированных изданиях, программах на радио и телевидении)

16

12,0

Поместили резюме в СМИ

0

0

Увидели объявление в Интернете

25

10,0

Поместили резюме в Интернете

43

26,0

Через биржу труда

0

0

Через кадровое агентство

8

4,0

Обратились непосредственно в организацию

8

12,0

Через систему трудоустройства вуза

0

0

Через друзей

52

34,0

Через коллег, однокурсников

18

16,0

Через близких родственников

33

20,0

Через дальних родственников / знакомых (знакомых родителей, друзей)

9

4,0


Далее обратимся к важным характеристикам статуса студентов в отношении рынка труда. Укажем на распределения по наличию постоянной работы, опыту работы по специальности и вообще.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что доля работающих среди опрошенных напрямую связана с курсом, на котором они обучаются. На 4 и на 5 курсе работает большее количество респондентов. В общем виде эти данные представлены в таблице 1.6:

Таблица 1.6. Наличие работы в зависимости от года обучения


Есть ли в настоящее время постоянная работа?

Сумма


Нет

Есть


2 курс

Кол-во

24

4

28


%

85,7%

14,3%

100%

3 курс

Кол-во

40

18

58


%

68,9%

31,1%

100%

4 курс

Кол-во

22

59

81


%

27,16%

72,84%

100%

5 курс

Кол-во

10

35

45


%

22,22%

77,78%

100%

Сумма

Кол-во

96

116

212


%

45,28%

54,72%

100%


Распределение по наличию опыта работы указывает на ту же закономерность.

Таблица 1.7. Распределение по наличию опыта работы в зависимости от года обучения


Есть ли опыт работы?

Сумма


Нет

Есть


2 курс

Кол-во

25

2

27


%

92,6%

7,4%

100%

3 курс

Кол-во

55

3

58


%

94,82%

5,18%

100%

4 курс

Кол-во

63

18

81


%

77,78%

22,22%

100%

5 курс

Кол-во

30

15

45


%

66,66%

33,34%

100%

Сумма

Кол-во

173

38

211


%

82%

18%

100%


Изучение распределения по наличию опыта работы по специальности показывает, что различия между студентами в зависимости от курса весьма незначительны.

Таблица 1.8. Распределение по наличию опыта работы по специальности в зависимости от года обучения

 

Есть ли опыт работы по специальности?

Сумма


Нет

Есть

2 курс

Кол-во

27

-

27


%

100%

-

100%

3 курс

Кол-во

55

3

58


%

94,82%

5,18%

100%

4 курс

Кол-во

69

12

81


%

85,19%

14,81%

100%

5 курс

Кол-во

33

12

45


%

73,33%

26,67%

100%

Сумма

Кол-во

184

27

211


%

87,2%

12,8%

100%


Единственное на что стоит обратить внимание - на 2 курсе абсолютное большинство студентов не имеет опыта работы по специальности. Это, скорее всего, объясняется тем, что специализация начинается в большинстве ВУЗов только с 3 курса. Поэтому у стендов просто нет необходимых знаний, чтобы работать по специальности на 2 курсе.

Теперь следует обратить внимание на направления деятельности организаций, в которые идут или намериваются пойти молодые специалисты. По принципу частоты ответов на вопрос о направлениях деятельности организации - получилось 10 различных категорий. Из сделанного распределения (см. Диаграмму 1) можно выделить следующие моменты. Результаты получились довольно предсказуемые: большинство студентов отмечали такие направления как финансовая, банковская, инвестиционная, аудиторская, аналитическая деятельности, также были отмечены торговля и промышленность. Очень небольшая доля респондентов отметили науку и государственные структуры. Это объясняется в первую очередь недостатком финансирования данных областей, а также низким уровнем престижности. Это несколько удручает, в особенности то, что студенты практически не хотят идти в науку. И здесь возникает вполне правомерный вопрос, если в науку не идут молодые специалисты, то, какое же будущее её ждет. Так же следует отметить, что достаточно небольшой процент пришелся на долю маркетинга. Это объясняется тем, что маркетингу уделяется совсем мало внимания в институтах экономических направленностей.

Распределение опрошенных по направлениям деятельности организаций, в которых они работали или намериваются работать (возможно несколько вариантов ответов)

3.2 Влияние уровня полученного образования на возможности трудоустройства в различные организации


Определение набора характеристик, влияющих на получение работы.

Как следует из приведённой Таблицы 1.6, большая часть студентов старается совмещать учебу, в особенности на старших курсах, с работой. Это позволяет сделать вывод о том, что студенты осознают, что получать практический опыт необходимо, начиная уже со студенческой скамьи. Но, тем не менее, студенты придают серьезное значение учебе и тем благам, которые она приносит.

Однако, проведенный анализ показывает, что приобретенные респондентами навыки оказываются значительно более обширно и сильно связаны с критериями успешности на рынке труда (сюда отнесены наличие работы на момент опроса, доход за последний месяц, зарплата, на которую мог бы рассчитывать респондент), чем получаемые в ходе обучения знания.

Для дальнейшего выявления влияния отдельных составляющих характеристик соискателей на успешность трудоустройства был проведен анализ наличия связей навыков студентов с будущим трудоустройством.

Результаты отражены в Таблице 2.1 Знаками «+» в ней обозначены переменные, имеющие значимый уровень связи.

Таблица 2.1. Связь между характеристиками и критериями успешности трудоустройства

 

Наличие работы

Доход

Предполагаемая зарплата

Владение компьютерными программами

Excel

+

+

+

Power Point

+


+

Access

+


+

Почтовые клиенты




Html-редакторы

+


+

Знания по различным дисциплинам

Математические

+

+

+

Владение языками

Английский

+


+

Французский




Навыки

Ведение переговоров

+


+

Составление аналитических отчетов

+


+

Работа в коллективе

+


+

Составление документов на ин. языке

+


+

Применение аналитических навыков

+


+

Взаимодействие с людьми

+


+

Управление подчиненными

+


+


Перед тем, как продолжить, следует изучить различия, выделенные при анализе трех критериев успешности на рынке труда. Наиболее интересным и неожиданным является отсутствие среди представленных характеристик тех, которые обуславливают уровень дохода респондентов. Этот факт не может не удивлять, однако наиболее вероятным объяснением ему служит разнообразия в системах вознаграждений, принятых в российских фирмах. Очевидно, что доход - это сложная переменная, которая не связана напрямую с характеристиками респондента.

Таким образом, мы исходим из предположения о том, что именно критерий «Наличие работы в настоящий момент» является наиболее адекватным критерием успешности соискателей на рынке труда. В дальнейшем именно его мы будем использовать при формировании набора характеристик, влияющих на успех при трудоустройстве студентов.

Проведенный анализ влияния характеристик индивида на данный критерий успешности показал, что характеристики «Почтовые клиенты», «Французский язык» были отброшены как незначимые.

Таким образом, в качестве значимых были выделены следующие характеристики:

·        Excel.

·        Power Point.

·        Access.

·        Html-редакторы.

·        Математические.

·        Английский.

·        Ведение переговоров.

·        Составление аналитических отчетов.

·        Работа в коллективе.

·        Составление документов на ин. языке.

·        Применение аналитических навыков.

·        Взаимодействие с людьми.

·        Управление подчиненными.

Предполагаемые способы поиска работы.

Что касается предполагаемых способов поиска работы, то здесь все обстоит иначе. Обнаружилась значимая взаимосвязь между использованием «сильных» личных связей и прямым обращением в организации. Это может быть связано с тем, что близкие друзья, родственники каким-то образом советовали студентам обращаться в те или иные организации, в какой-то степени способствуя тому, чтобы это обращение стало эффективным в дальнейшем. Также выявилась зависимость внутри самих неформальных связей: тот, кто планирует использовать для получения полезной информации близких друзей и родственников, намерен прибегнуть и к помощи коллег, однокурсников. Скорее всего, это студенты с обширными полезными связями, которые ими активно пользуются и не считают другие способы эффективными и полезными для них. В свою очередь, те, кто полагается на коллег и однокурсников, собираются воспользоваться услугами знакомых.

Таблица 2.2. Распределение ответов по вузам в зависимости от способа предполагаемого поиска дальнейшей работы (предполагалась возможность нескольких ответов)

Способы трудоустройства

ФА

Плехановская академия

Высшая школа экономики

ГУУ

СМИ (просмотр вакансий)

N %

8 14,5

4 7,3

4 7,3

4 7,3

СМИ (размещение резюме)

N %

2 3,8

3 5,7

2 3,8

1 1,9

Интернет (поиск объявлений)

N %

15 28,3

5 9,4

5 9,4

6 11,3

Интернет (размещение резюме)

N %

6 11,3

5 9,4

3 5,7

5 9,4

Биржа труда

N %

0 0

3 5,7

1 1,9

0 0

Кадровое агентство

N %

7 13,2

6 11,3

2 3,8

5 9,4

Непосредственное обращение в организацию

N %

8 15,1

5 9,4

4 7,5

2 3,8

Система трудоустройства вуза

N %

3 5,7

2 3,8

0 0

1 1,9

Близкие друзья / Родственники

N %

9 17

6 11,3

4 7,5

2 3,8

N %

9 17

5 9,4

2 3,8

2 3,8

Знакомые

N %

13 24,5

4 7,5

5 9,4

4 7,5


Рассмотрим способы трудоустройства, которые ищущие работу респонденты намерены использовать (Табл. 2.2). Значимых связей между отдельными способами и вузами не обнаружено.

Сравнительный анализ использованных и предполагаемых способов поиска работы.

Если сравнивать реально использованные способы трудоустройства и предполагаемые, то можно сказать следующее (и это сравнение будет решающим в определении наилучших и эффективных способов поиска работы): одним из важных выводов работы является то, что люди, которые используют при трудоустройстве помощь коллег, однокурсников и в дальнейшем чаще всего прибегают к поддержке со стороны представителей «слабых» связей (прежде всего знакомых). А также люди, имеющие в своем распоряжении помощь близких родственников, почти полностью игнорируют впоследствии услуги институциональных посредников (в частности, кадровых агентств). Это дает достаточно определенный ответ на вопрос: «Какие же способы трудоустройства для студентов являются более эффективными и удовлетворительным. Это, прежде всего, наличие полезных контактов среди коллег, однокурсников, знакомых, а потом помощь близких друзей и родственников. С другой стороны, данная ситуация может означать, что люди просто изначально не доверяют остальным путям поиска информации, не видят в них перспективы, потому предпочитают использовать личные связи.

Удовлетворенность работой, оправданность ожиданий и способы трудоустройства.

Если говорить о влиянии различных путей поиска информации о работе на такой аспект, как удовлетворённость работой и субъективной оценкой оправданности ожиданий, можно сделать следующие выводы. При проведении анализа выяснилось, что при непосредственном обращении в организации наблюдается значимое различие между удовлетворенными работой и неудовлетворенными в отличие от других способов трудоустройства, т.е. этот путь является наиболее противоречивым и спорным в плане удовлетворенности работой после трудоустройства из всех, так как обнаруживает значительное смещение в пользу неудовлетворённости. Вероятно, респондентам стоит осторожнее применять этот способ поиска работы, так как существует большая вероятность того, что впоследствии они окажутся разочарованными. Может быть, сегодня организации не слишком приспособлены к ситуации, когда инициатива изначально исходит от соискателя.

Выясняя различия в способах поиска работы между группами людей, у которых оправдались или не оправдались ожидания при помощи того же метода анализа данных, выявилась значимость по переменной о «размещении резюме в СМИ». Это также группа с самыми большими расхождениями относительно оправданности ожиданий в области работы, но не столь явная как в первом случае. Среди других групп путей поиска информации о работе касательно удовлетворенности и оправданности значимых различий не наблюдается. В том числе и в неформальных путях поиска информации.

3.3 Модели поведения студентов в сфере трудоустройства

 

Отбор переменных для формирования групп с различным человеческим капиталом.

Для выявления моделей поведения студентов мы попытались выделить типичные по поведению в сфере трудоустройства группы в выборочной совокупности. Для анализа были выбраны следующие переменные:

Уровень знаний (гуманитарные дисциплины, математические дисциплины, теоретические профессиональные дисциплины, практические профессиональные дисциплины). Данные переменные имеют такие значения: 1 - «поверхностное знание», 2 - «базовое знание», 3 - «достаточно полное знание», 4 - «продвинутое», 5 - «не изучал(а)».

Владение компьютерными программами. Эта переменная фиксирует количество компьютерных программ, которыми владеет респондент. Она изменяется от 0 до 9.

Уровень владения английским языком. Данная переменная изменяется от 1 до 5, где 1 - «только со словарем», а 5 - «на уровне носителя». Для упрощения анализа возьмем только английский язык.

Количество языков. Данная переменная означает, сколькими иностранными языками владеет респондент, и изменяется от 0 до 4. Эта переменная включена в анализ в связи с тем, что до 50% вакансий требуют знания не менее одного иностранного языка.

Необходимые навыки (ведение переговоров, управление подчиненными, выступление перед большой аудиторией, составление отчетов, работа в коллективе, составление документов на иностранном языке, аналитические навыки, взаимодействие с людьми, организаторские способности). Они имеют значения 0 - «опыта не было» и 1-5 - «успешность опыта», где 1 - «совсем неудачно», а 5 - «очень удачно».

Результаты анализа

По вышеперечисленным переменным было получено пять групп респондентов.

Таблица 3.1. Объемы групп (в чел. и в %)

Номер группы

Количество студентов

Процент от всей выборки, (%)

1

28

13,2%

2

49

23,1%

3

57

26,9%

4

45

21,2%

5

33

15,6%

Всего респондентов в анализе

212

100%


Средние значения переменных по пяти итоговым группам выглядят так (для простоты восприятия средние значения были округлены):

Таблица 3.2. Средние значения переменных по группам, использованных в классификации

Переменные

Номер группы


1

2

3

4

5

Уровень знания по гуманитарным дисциплинам

2

2

3

2

2

Уровень знания по математическим дисциплинам

2

2

2

2

3

Уровень знания по теоретическим профессиональным дисциплинам

2

2

2

3

3

Уровень знания по практическим профессиональным дисциплинам

2

2

3

2

2

Владение программами

4

5

6

6

6

Уровень владения английским языком

4

3

4

3

4

Количество языков

2

1

2

1

2

Ведение переговоров

0

0

1

2

4

Управление подчиненными

0

0

0

3

4

Выступление перед большой аудиторией

3

1

3

3

5

Работа в коллективе

2

1

2

3

4

Составление документов на иностранном языке

0

1

0

2

3

Аналитические навыки

2

2

5

4

2

Организаторские способности

4

2

2

3

4

Взаимодействие с людьми

5

5

5

3

4

Составление отчетов

0

1

0

3

4


3.4 Ожидания студентов на рынке труда

 

Ожидания и реальность: оправданные и неоправданные оценки молодых специалистов.

Статистический анализ полученной в ходе массового опроса информации не даёт возможности однозначно оценить степень соответствия ожиданий респондентов и реальных практик трудоустройства. Можно выделить две основные группы: ожидания, практически совпадающие с реальностью и ожидания, расходящиеся с реальностью. Вторая категория является, в целом, более обширной, нежели первая.

Обращаясь к тем ожиданиям, которые можно назвать оправданными или практически оправданными, следует сказать, что студенты достаточно верно представляют себе позицию работодателя. В числе характеристик, на которые, по мнению респондентов, в первую очередь обращает мнение работодатель, респондентам предлагались следующие (допускался выбор не более трёх пунктов):

Таблица 4.1. Распределение по характеристикам, которые предполагаются важными для работодателя (в порядке убывания)

Характеристика

Процент отметивших данную характеристику

Опыт работы

87,8%

Навыки

62,2%

Вуз

41,9%

Знания по специальности

28,4%

Протекции

20,9%

Манера держать себя

18,9%

Внешний вид

16,2%

Полезные связи

9,5%

Наличие регистрации

7,4%

Пол

3,4%

Возможность приступить к работе немедленно

2%

Рекомендации

2%

Социальное положение

1,4%


Расстановка тех характеристик, которые относятся не к взаимодействию, а к описанию навыков студентов, в целом соответствует реальной ситуации. Если рассмотреть только тех студентов, которые имели опыт работы, то обнаруживается связь между продолжительностью опыта работы и наличием работы на момент опроса (для опыта работы по специальности такой зависимости не просматривается): как правило, у тех, у кого есть работа, она есть уже какой-либо длительный срок времени. Это означает, что в целом представление о том, что работодатели особенно ценят опыт работы, который есть у соискателя, соответствует действительности.

Итак, опыт работы и навыки, которыми обладает специалист, действительно связаны с тем, какую позицию он занимает. Что касается следующих по числу упоминаний характеристик - вуза и знаний по специальности, то не удалось обнаружить никакой связи этих переменных с переменными, характеризующими профессиональный статус индивида (наличие работы, зарплата, должность, число подчинённых, число повышений в должности). Впрочем, ВУЗ, в котором специалист получил образование, может быть важным для работодателей определённой сферы: за вузами закреплены «ярлыки», сигнализирующие о том, что они выпускают хороших специалистов в данной конкретной области. Выявлена связь между местом получения образования и сферой деятельности организаций, в которых работали респонденты.

Среди тех характеристик, которые были оценены респондентами как незначимые для соискателя, можно говорить, что наличие московской регистрации действительно не оказывает влияния на карьерные аспекты.

Важным является то, что студенты и выпускники осознают ту ситуацию, о которой говорилось выше: работодатели не склонны принимать на работу молодых специалистов без опыта работы. Вероятно, таким образом, работодатели пытаются по возможности сократить риски, которые в сегодняшней ситуации и без того велики. Для соискателей, ещё не имеющих опыта работы, это означает, что практически нет другого выхода, кроме как пытаться устроиться на работу «по знакомству», используя протекции и рекомендации, которые в состоянии дать личные связи.

Тем более странным представляется то, что данную категорию, которая и отражала значимость неформальных рычагов, отметила лишь пятая часть опрошенных. Между тем эмпирические данные свидетельствуют о следующем 18% респондентов, имеющих опыт работы (от общего числа опрошенных) не искали место самостоятельно, а устроились благодаря тому, что организация сама обратилась к ним с предложением о работе. Очевидно, практически все такие случаи связаны с эффективностью личных контактов, с наличием людей, которые имеют желание устроить респондента на работу и возможность это сделать. Таким образом, основной задачей для обеспечения карьерных перспектив становится деятельность студента по налаживанию каналов, которые в дальнейшем будут сами поставлять предложения о работе. На Диаграмме 2 представлено распределение опрошенных по данному параметру.

Таким образом, мы переходим от оправданных ожиданий к неоправданным. Распределение по намерениям относительно поиска работы приведено в Таблице 4.2 (допускался выбор неограниченного числа способов).

Таблица 4.2. Распределение опрошенных по предполагаемым способам поиска работы (в порядке убывания)

Способы поиска работы

Процент намеренных использовать данный способ

Изучать вакансии в Интернете

77,4%

Через знакомых

62,3%

Через близких друзей, родственников

52,8%

Изучать вакансии в СМИ

47,3%

Обратиться в организацию

47,2%


Похожие работы на - Социологическое исследование трудовой мобильности студентов ведущих экономических ВУЗов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!