Психологические особенности детей при подготовке к школьному обучению

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    78,40 kb
  • Опубликовано:
    2006-09-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психологические особенности детей при подготовке к школьному обучению

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Тверской государственный университет

Педагогический факультет

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По педагогике и психологии на тему:

«Психологические особенности детей при

подготовке к школьному обучению»

 

 

 

 

 

          К защите допущена:                                            Выполнила студентка 23 гр.

Защита состоялась:                                             2 курса педагогического

Отметка:                                                               факультета

Члены комиссии:                                                 Некрасова Елена Альбертовна

Научный руководитель:

Жидова Елена Александровна










Тверь 2004 – 2005 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретическое исследование интеллектуальной готовности ребенка

                  к обучению в школе

§ 1             Формирование психологической готовности детей к обучению в школе

1.1. Физическая подготовка к школе

§ 2.             Воспитание и организация занятий с детьми.

2.1. Воспитание самостоятельности и активности детей

2.2. Влияние игры на формирование элементов учебной деятельности интеллектуальной подготовки детей


§ 3.            Познавательное развитие детей в ДОУ

3.1. Подготовка к обучению грамоте.

3.2. Обучение дошкольников началам математики

§ 4.            Воспитание нравственных чувств у детей, как средство подготовки детей

                  к обучению в школе.

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование интеллектуальной готовности ребенка к

                  обучению в школе.

§ 1.            Методика проведения исследования детей

1.1. Обработка и интерпретация результатов

Заключение.

Рекомендации

Список литературы.



ГЛАВА 1.   Теоретические исследования интеллектуальной

                 готовности ребенка к обучению в школе.

§ 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ

К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Основы формирования всесторонне развитой личности закладываются в дошкольном детстве. Воспитание ребенка в первые годы жизни во многом предопределяет успех его дальнейшего полноценного развития.

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы народного образования. Большинство детей посещает детский сад. Число детских садов продолжает расти. Перед педагогическими работниками, организаторами дошкольного дела и учеными в настоящее время стоит общая  задача совершенствования всей воспитательно-образовательной работы в детском саду и улучшения подготовки детей к систематическому школьному обучению.

Понимание педагогами значимости и сущности целенаправленной подготовки детей к школе играет особую роль. Поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни: он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинаются складываться новые формы деятельности.

В настоящее время осуществляется постепенный переход к обучению детей в школе начиная с шести лет. В связи с этим возникает два вопроса: готов ли шестилетний ребенок к школе, к новому для него образу жизни и как обеспечить полноценную подготовку детей дошкольного возраста к систематическому обучению.

Прежде всего педагогу необходимо понимать-помнить, что шестилетнему ребенку, не зависимо от того, где он обучается – в детском саду или школе, все еще присущи особенности интеллектуального развития и поведения, характерные для дошкольного периода жизни.

Подготовка к школьному обучению предполагает прежде всего повышение уровня общего развития детей: укрепление их здоровья, стимулирование работоспособности, совершенствование мышления, познавательных интересов, воспитание определенных качеств личности, формирование элементов учебной деятельности, принятие учебных задач, осознание способов решения, умение планировать и контролировать свои действия, работать в соответствии с указаниями взрослого и т.д.

Психологическая готовность к систематическому обучению в школе – итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень умственного развития, а также сформулированность необходимых качеств личности. В связи с этим выделяют интеллектуальную и личностную готовность ребенка к обучению в школе. Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению проявляется в

сформированности основных психических сфер ребенка: мотивационной, нравственной, волевой, умственной, которые в целом обеспечивают успешное овладение учебным материалом.

Рассмотрим процесс формирования интеллектуальной готовности пятилетнего ребенка к обучению в школе.

Одна из основных черт умственного развития старших дошкольников заключается в том, что разрозненные представления об отдельных и их свойствах, характерные для детей предшествующей возрастной ступени, начинают объединяться и преобразовываться в еще несовершенные, однако целостные знания об окружающей действительности. В старшем дошкольном возрасте впервые появляется возможность отражения некоторых важных связей и зависимостей живой и неживой природы, например, изменение длины пробега шарика в зависимости от высоты горки, с которой его спускает ребенок, изменение скорости предмета в зависимости от трения и т.д. Объектом  мыслительной деятельности детей становятся не только отдельные предметы и явления, но и такие общие свойства действительности, как пространство и время, ребенок начинает глубже понимать различия между живой и неживой природой, интенсивно идет формирование его представлений об общественных отношениях людей.

У детей существенные изменения претерпевают познавательные потребности и мотивы. Исходной потребностью, определяющей как умственное, так и психическое развитие ребенка, являются потребность в новых впечатлениях. С возрастом эта потребность усложняется количественно и качественно и к пяти годам выступает в форме потребности в новых, все более содержательных знаниях о предметах и явлениях окружающей действительности. Эту потребность удовлетворяет взрослый и развивает, который в процессе общения с ребенком передает ему новые знания, сообщает новые сведения, формирует новые познавательные умения – умение сравнивать предметы друг с другом, анализировать их, делать простые обобщения и выводы.

Здесь можно говорить о том, что у ребенка формируется умение учиться, развиваются начальные формы учебной деятельности. Познавательный мотив вызывает существенные изменения психических процессов организма. Дети приобретают умение следовать требованиям взрослого, практически овладевают средствами усвоения знаний и умений, учатся элементарным формам анализа явлений, приобретают способность делать простейшие умозаключения и т.д. Все это оказывает положительное влияние на общее умственное развитие пяти-шестилетних детей. В процессе учебной деятельности происходит формирование такой важной способности, как самоконтроль, т.е. умения контролировать процесс своей деятельности на основе задачи, поставленной взрослым. Самоконтроль позволяет значительно повысить уровень детских работ, ликвидировать механическую подражательность друг другу.

В дошкольном возрасте ребенок приобретает умение анализировать свои действия, выделять их существенные звенья, сознательно изменять и перестраивать их в зависимости от получаемого результата.

Иначе говоря, последовательное формирование учебной деятельности ведет к развитию способности управлять своими психическими процессами, что является фундаментом для возникновения более сложных структур мыслительной деятельности ребенка и формирования понятий.

Вывод: соответствующая интеллектуальная подготовка ребенка к школе помогает ему добиться в учебном процессе высокого уровня организованности и успешно овладевать новыми знаниями и умениями.



































 

1.1.   ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ  К ШКОЛЕ

 

Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками – факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые шестилетки не адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни. Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Хорошая закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.

Все задачи по физической подготовке выпускника детского сада могут быть успешно решены, если работа ведется систематически и поэтапно в каждом возрастном периоде.

К концу шестого года жизни показатели физического развития ребенка в среднем достигают: длина тела: 116 см., масса тела: 22 кг., окружность грудной клетки: 57-58 см. Основные движения становятся более сложными: увеличивается скорость бега, длина и высота шага, в прыжках уже можно обращать внимание на правильность разбега, группировки и приземления, шестилетки уже ведут, подбрасывают и ловят мяч одной рукой. Дети знакомятся с техническими элементами разных видов спорта: ходьбы на лыжах, катания на коньках, плавания, овладевают навыками езды на велосипеде, осваивают некоторые спортивные игры – бадминтон, горки и др. Серьезные требования предъявляются к развитию физических качеств старших дошкольников – выносливость, ловкость, быстрота, сила.

К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформулировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. Суточная норма шагов – 1200 – 1500. Несмотря на то что дети сильно различаются по типам подвижности и особенностям характера, у каждого из них необходимо формировать интерес к урокам физической культуры, желание участвовать в играх, проявлять активность на занятиях.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя систематические занятия физической культурой, которые проводятся три раза в неделю в разных формах, включая учебную работу: физкультурно-оздоровительные мероприятия – утренняя гимнастика, физкультминутка, физические упражнения и подвижные игры на прогулках. Для обеспечения активности отдыха введены новые формы физкультурно-оздоровительной работы – физкультурные досуги, праздники здоровья, дни здоровья. Наполненные  сюжетно-тематическим содержанием, они оставляют яркие эмоциональные впечатления, способствуют развитию интереса и творческой активности ребят.

Вместе с организованными формами физического воспитания необходимо уделять внимание и самостоятельной двигательной активности дошкольников. Именно здесь наиболее ярко проявляются индивидуальные потребности в активных движениях, что требует соответствующих воспитательных воздействий.

Одним из показателей хорошей физической подготовки к школе является высокая работоспособность. Она связана со множеством биологических, социальных, гигиенических и других факторов , поэтому при ее развитии надо учитывать возраст детей, состояние их здоровья, уровень познавательных способностей и т.д.

Умственная работоспособность дошкольников на занятиях проявляется прежде всего в желании самостоятельно работать, умении сохранять внимание и не отвлекаться в течение двадцати пяти минут занятия, в высокой активности и хорошему усвоении программного материала, в отсутствии выраженного утомления после занятия. Для детей дошкольного возраста характерен большой диапазон работоспособности. Например, выполняя специальные задания, дошкольники с высокой работоспособностью проявляют большую настойчивость и собранность, что позволяет им качественно и результативно справляться со значительным объемом работы в соответствии с учебными требованиями.

В то же время при выполнении длительных и трудных умственных заданий продуктивность в разные периоды занятий у этих ребят может быть различна. Так, часть из них, добиваясь высоких результатов работы вы первой половине занятия, резко снижают их во второй, как бы «выкладываясь» в начале работы. Другие же сохраняют высокий уровень работоспособности на протяжении всего занятия, но он характеризуется отдельными кратковременными спадами и последующими подъемами.

Проблема развития умственной работоспособности дошкольников до конца еще не разрешена, что связана с большими индивидуальными различиями, часто прекрывающие возрастные нормы. В дошкольном возрасте дети обладают большими потенциальными возможностями формирования умственной работоспособности, очень важно правильно оценить и определить их предел. Это требует соответствующего внимания и осторожности. Важно учитывать не только объем и качество выполненной ребенком работы, но и состояние его организма во время трудового процесса, затраты энергии, которая нужна для осуществления данной деятельности. Перед поступлением в школу у ребенка важно развить желание учиться, пробудить интерес к знаниям, к самостоятельной деятельности, заинтересованный содержанием материала и умеющий работать дошкольник без особого труда выдержит продолжительность занятия, активно будет участвовать в образовательном процессе.

При распределении учебного материала следует учитывать, что в начале каждого занятия в течении четырех, пяти минут рекомендуется давать облегченный подводящий материал. Эмоциональное, интересное начало способствует незаметному «вхождению» в работу и избавляет воспитателя от необходимости делать  дисциплинарные замечания.

Очень часто причина массовой отвлекаемости детей на занятиях кроется в однообразном, несодержательном проведении занятий с минимальным использованием педагогических приемов, двигательных и игровых компонентов, способствующих отдыху.

После включения детей в работу целесообразно в течении десяти-пятнадцати минут дать наиболее трудный новый материал, а потом провести физкультминутку. Последняя часть /треть/ занятия вновь облегчается за счет повторения пройденного материала. Воспитатель использует живые и интересные приемы обучения, активизирующие детей.

В связи со снижением работоспособности надо усилить внимание к поведению ребенка, предоставить ему дополнительный отдых, облегченные задания, оказывать индивидуальную помощь и т.д.

Вывод: В условиях возрастающих умственных нагрузок важнейшую роль в сохранении и укреплении здоровья дошкольника играет режим – рациональное сочетание и распределение во времени основных состояний /сна, бодрствования, кормления/ смена различных видов деятельности и отдыха, физических и умственных нагрузок, учет возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детского организма.




















§ 2   ВОСПИТАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ПЕРЕД ЗАНЯТИЕМ.

Подготовка детей к занятию, когда их внимание переключается от самостоятельной деятельности к учебной, имеет очень большое значение. Ее следует осуществлять так, чтобы не вызвать у ребенка огорчения из-за прерванной игры, заинтересовать содержанием предстоящего занятия.

Основная воспитательная задача в процессе подготовки детей к занятием – формирование у детей навыков организованного поведения

Наиболее эффективные методические приемы:

Воспитателю приходится неоднократно напоминать детям, какие действия следует осуществлять, подсказывать, как надо поступить в той или иной ситуации. Все указания педагога носят характер предложений, а не категорических требований.

Деятельность педагога, направленная на организацию воспитанников должна быть насыщена игровыми моментами – это поможет ему завладеть вниманием детей, заинтересовать их.

Целенаправленная работа педагога позволяет переключить детей с самостоятельных игр на учебную деятельность таким образом, чтобы не вызвать негативного отношения к предложению заниматься, не снизить их эмоциональный настрой, не допустить формального выполнения требований педагога, что потом оказало бы отрицательное влияние на развитие интереса к занятиям.

Существуют правила поведения, которые закрепляются с младших групп:

¾   перед занятием необходимо успокоиться

¾  на занятие не следует брать с собой игрушки, они будут мешать заниматься

¾ идти к столу надо спокойно, не мешать товарищам, никого не толкать

¾ когда садишься за стол, надо постараться тихо отодвинуть стул

¾ надо сесть за стол так, чтобы осталось место для соседа

Эти правила ориентированы на воспитание у дошкольников внимательного уважительного отношения друг к другу.

Таким образом, на протяжении всего учебного года воспитатель формирует у детей навыки организационного поведения, нравственно-волевые качества, умение по предложению взрослого переключаться на предлагаемую деятельность.

Главным в работе воспитателя является следующее:

¾ формирование у детей представлений о занятиях как о значимой деятельности

¾ уважение к личности ребенка, учет индивидуальных особенностей, формирование дружеских взаимоотношений в группе

¾ опора на имеющийся у детей опыт поведения

¾ постепенное повышение требований к детям

¾ разъяснение ошибок в форме, не допускающей прямого порицания.








































2.1. ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ.

Главной задачей интеллектуальной готовности ребенка является формирование у ребенка определенных знаний и умений на основе включения его в активную учебную деятельность.

В процессе решения этой задачи педагог использует разнообразные методы и приемы: объяснение, показ, вопросы, оценка и др.

Формирование активности связано с развитием интереса к предполагаемой работе, интерес может быть  обусловлен внешними развлекательными моментами, тогда он тормозит развитие волевых усилий, а может быть связан с желанием учиться, познавать новое – последнее служит основой для формирования мотивов учения.

Поэтому воспитателю должно быть не безразлично, какие интересы побуждают детей к деятельности.

Если воспитатель умело пользуется различными методическими приемами, творчески продумывает содержание занятия, радуется успехам каждого ребенка, всякий раз подчеркивая совершенствование его индивидуальных умений и знаний, то такой педагог добивается достаточно высокого уровня активности ребят.

Недостатки активности дошкольников объясняются разными причинами. Некоторые дети не могут проявить активность, поскольку им не хватает знаний, но если не привлекать их к общей беседе, не возбуждать желание отвечать, то это приведет и к проблемам в знаниях, и к неразвитости нравственно-волевой сферы: отсутствие умения преодолевать трудности, самостоятельно справляться с заданием. В итоге у детей растет неуверенность в себе, пропадает интерес к учению.

Причинами недостаточной активности могут быть также нерешительность, неуверенность ребенка в себе либо недостаточная сосредоточенность. В подобных случаях, чтобы добиться успеха в обучении и сформировать недостающие у ребенка качества, нужно подбирать индивидуальные средства воспитания. Прежде всего необходимо поддержать самый простой, робкий ответ ребенка, это вселяет в него уверенность, а положительная оценка побуждает и в дальнейшем принимать участие в общей беседе. Кроме того, ребенка следует побуждать к ответу, спокойно разъяснить ему, почему надо стремиться высказываться.

Одобрение воодушевляет детей. Они начинают поднимать руку, чтобы ответить на следующие вопросы воспитателя. Необходимо сразу заметить и поддержать их желание.

Важно поддержать активность тех детей, которые всегда стремятся отвечать. Невнимание к ним может отрицательно влиять на самочувствие. Воспитатель положительно оценивает их поведение.

Педагог учит детей проявлять сочувствие к ошибке друга, разъясняет, как следует поступить, чтобы помочь ему.

Когда дети достаточно активны, воспитатель выражает одобрение и подчеркивает, что они стали больше знать, многому научились потому что помогли

друг другу. Подобные замечания способствуют установлению коллективных взаимоотношений в группе.

Формирование нравственно-волевых качеств протекает более успешно в условиях, когда детям понятна значимость занятий. В подготовительной к школе группе она связывается с возможностью узнать что-то интересное, с предстоящим поступлением в школу.

Итак, используя практические примеры в процессе обучения детей на занятиях формируются их нравственно-волевые качества, положительное отношение к учебе, уважение к сверстникам.

































2.2.  ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕБНОЙ

        ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ.

Подготовка к школе органично входит в жизнь ребенка, если взрослые учитывают психологическую специфику дошкольного возраста, не забывая о ведущей роли игры в этом периоде развития личности.

Академик А.В.Запорожец писал, что оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей маленького ребенка, для его гармоничного развития создаются не путем форсированного, сверхраннего обучения, направленного на сокращение детства, на преждевременное превращения дошкольника в школьника, а, наоборот, путем широкого развертывания и максимального обогащения специфики детских форм игровой, практической и изобразительной деятельности, а также общение детей друг с другом и со взрослым.

Наиболее важное значение для развития личности будущего школьника имеет игра. Однако ее ведущая роль определяется не тем, сколько времени отводится ей как деятельности, а тем неоценимым значением, которое она имеет для психического развития, поскольку именно в игре происходят важнейшие изменения в психике ребенка, закладывается основа его отношений с окружающим миром, осуществляется подготовка к переходу малыша на новый этап, к более сложной ведущей деятельности – учению.

В дошкольный период развития учение включено в другие виды деятельности – ребенок общается со взрослым – и учится, он манипулирует предметами – и учится, он играет – и учится.

Для того чтобы проследить, как игра готовит к учению и определить пути наиболее рациональной подготовки детей к школе необходимо рассмотреть специфику учебной деятельности специфику учебной деятельности.

Самое главное в учебной деятельности – это учебная задача, которая содержит в себе учебную проблему.

Учебная задача решается с помощью учебных действий, направленных на поиск и выделение общих способов решения какого-то класса задач. Учебные действия – это вторая составная часть учебной деятельности. Учебные деятельность, как игра, в отличие от практической  не дает видимого продукта. Ее результат – самостоятельное выделение ребенком способов решения задач и осознание того, что он чему-то научился. Эти действия превращаются в самоконтроль и самооценку.

Если говорить о готовности к школе ребенка, надо проанализировать умеет ли он выделять и принимать учебную задачу, подбирать и осуществлять адекватные ей учебные действия, самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность.

Дети, обладающие высоким уровнем развития произвольности в общении со взрослыми, умеют разыгрывать разнообразные сюжеты, легко соблюдают субординацию ролей, длительно развивают одну и ту же игру, то дети, у которых преобладает импульсивное поведение, в основном только манипулируют игрушками /одевают и раздевают кукол, бесцельно катают машинки, разыгрывают ограниченное число самых простых сюжетов и т.д./. Большие трудности у таких ребят вызывает соподчинение ролей, необходимое для сюжетно-ролевой игры: они могут выполнять роли лишь со взаимно противоположным содержанием врач-пациент, роли же, которые требуют одинаковых или близких по смыслу действий врач-медсестра не воспринимаются и не включаются в игру.

Однако надо учитывать, что реализация ролевых отношений – важный элемент психологической и личностной готовности к обучению в школе: ситуацию общения учителя и ученика в школе на уроке можно, рассматривать как осуществление и реализацию именно ролевых отношений.

Итак можно сделать вывод: для того чтобы дети могли легко понимать учебную задачу, их надо учить хорошо играть в сюжетно-ролевую игру.

Главное состоит в том, чтобы мы, взрослые, не забывали, что ребенок не только готовится к жизни, но уже живет и его жизнь должна быть радостной, полноценной и счастливой. Обеспечить такую жизнь нам помогает игра.

Большое значение для подготовки детей к школе имеет игра в «школу». Она требует от детей довольно высокого уровня развития и поэтому может быть использована лишь в старшем дошкольном возрасте. Для освоения социальных отношений каждый ребенок должен обязательно побывать в роли ученика, и в роли учителя. В роли учителя он сможет лучше понять реального педагога, который будет предлагать для решения различные учебные задачи и следить за успеваемостью учеников. Детям  важно показывать образцы взаимодействия учеников между собой, учить их слушать, понимать, подчинять свою индивидуальную деятельность задачам и целям общей, коллективной. Это связано с психологической подготовленностью ребенка к школе – формированием произвольности в общении со сверстником. Это свойство личности может положительно влиять на формирование учебных действий, способствующих усвоению, например, общего способа решения определенного вида задач.

Общение ребенка со сверстником формируется в игре с правилами. Значит ребенка надо учить играть в игры с правилами.  Их появление тесно связано с развитием сюжетно-ролевых игр.

Готовность детей к школе предполагает и произвольное, сознательное отношение к себе, к своей деятельности, к полученным результатам. У детей дошкольного возраста самооценка почти всегда завышена: «я самый лучший» и т.д. Приходит такой ребенок в школу – получает замечания от учителя, получает не очень хорошие отметки, и у него начинается закономерная для уровня его психического развития реакция: «школа плохая» и т.д. Эти умозаключения мешают успешному началу новой жизни ребенка и создают трудности при последующем процессе школьного обучения. Формирование дошкольника к себе в третьем виде игры – режиссерская игра. Это начальная форма игры, из которой впоследствии появляется сюжетно-ролевая игра. Режиссерская игра помогает ребенку вместить в свое «я» множество разных образов и позиций тем самым  стимулирует разностороннюю и более объективную оценку своих и чужих поступков.

Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику дошкольного типа обучения детей. Игра – собственная инициатива детей. Поэтому представления, получаемые в игре, оказываются не пассивным багажом, а прочными знаниями ребенка, которыми он активно пользуется.

Итак, рассмотрев три вида игр, можно, утверждать, что для полноценной подготовки детей к школе необходимо проникновение во все сферы жизни шестилетнего ребенка.




































§ 3 ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ.

 

Накопленные к шести годам сведения о большом мире является серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребенка. Эта база данных о большом мире требует от него определенных умений и упорядочивания накопленных и поступающих сведений. Процесс знаний направлен на:

- содержательное упорядочивание информации

- установление осмысленных взаимосвязей нашего мира

- дальнейшее формирование положительного отношение к миру.

Основными задачами познавательной сферы детей является:

1.   Обогащать сознание детей интересными содержательно-упорядоченными сведениями из разных областей наук.

2.   Знакомство детей с причинно-следственными связями как одним из жизненно важных и необходимых условий целостности нашего мира.

3.   Способствовать формированию у детей положительного отношения к миру.

Понимание причинно-следственных связей, умение их выделять в потоке событий, явлений нашего мира, попытки манипулирования ими в мысленном плане позволяет ребенку развиваться в нескольких направлениях. У него происходит:

1. Обогащение и становление познавательной сферы. Работа здесь  обязательно предполагает последующее уточнение и конкретизацию имеющихся у детей сведений о мире, передачу нового содержания как необходимого дополнения к имеющимся у детей представлений, понимание взаимосвязанности и взаимозависимости всего происходящего в нашем мире, что является одним из основных моментов построения ребенком элементарной целостности мира.

2. Умственное развитие – овладение понятиями «причина-следствие» невозможно без умения анализировать различные явления, события, сопоставлять их, обобщать, рассуждать и выстраивать гипотетические высказывания, делать элементарные умозаключения, предвидеть возможное развитие событий и на основе этого планировать свои и чужие действия.

Содержательное упорядочивание – это дифференциация накопленных и получаемых сведений о мире по познавательным блокам, каждый из которых ориентирован на какую-то область знаний.

В работе с детьми педагог начинает группировать их представления о мире по научным областям. Он передает детям отдельные захватывающие факты из истории, астрономии, географии и прочих наук, излагает материал по крупным познавательным блокам.

Главная задача – показать детям, что человечество всегда стремилось познать, объяснить мир в котором живет.

Исследования психолога Н.Н.Подьякова выявили две противоречивые тенденции в процессе формирования знаний у детей дошкольного возраста.

1 тенденция – происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающей среде – мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка.

2 тенденция – в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающиеся знания являются мощным стимулятором умственной активности детей.

Однако уровень познавательного развития старшего дошкольника требует тщательного отбора познавательных блоков, каждый из которых в свою очередь должен по разному передаваться детям. Примерный перечень познавательных блоков:

1. Астрономия

2. Зоология

3. Ботаника

4. Археология

5. География

6. История

7. Анатомия

8. Химия. Физика.

Процесс руководства познавательной активностью детей необходимо осуществлять в двух направлениях:

– знакомить детей с интересными фактами, сведениями о мире

_ создать условия для самостоятельной поисковой деятельности детей, в процессе которой каждый ребенок имеет возможность дополнить, расширить, конкретизировать свои представления о мире, овладеть различными способами получения знаний (чтение, экспериментирование, личный опыт и пр.)

Вывод: Дети должны понимать, что наш мир изучается огромным количеством наук, каждая из которых по своему интересна, увлекательна и важна. Дети должны изъявить желание в дальнейшем активно постигать тайны и секреты нашего мира.

В конце учебного года можно проверить уровень познавательного развития каждого ребенка. С этой целью каждому ребенку предлагается выбрать любое познавательное содержание, которое он считает наиболее для себя интересным и освоенным. На основе этого содержания при помощи различных вопросов педагог выясняет может ли ребенок ориентироваться в выбранном им содержании, может ли пользоваться различными  познавательными процессами, владеет ли операциями классификации, обобщения, сравнения и пр.

В целом наши дети должны быть любознательными, задавать познавательные вопросы, уметь ориентироваться в различных источниках информации, иметь достаточно широкий круг познавательных интересов.


3.1.   ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.

 

Известный советский психолог Л.С.Выгодский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на «зону ближайшего развития». Это утверждения тесно связано с теоретическим понятием о том, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенному роду внешним воздействиям.

Обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.

В отечественной и зарубежной литературе описан факт «языковой одаренности» детей четырех – пяти лет. Это возраст особой восприимчивости к  дошкольника к звуковой части речи, что нельзя не учитывать при обучении его грамоте.

По мнению А.В.Запорожца, психологические новообразования возникающие на ранних возрастных ступенях ребенка, имеют абсолютное значение в его развитие, внося свой неповторимый вклад в формирование человеческой личности.

Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс,  не столько какой-либо суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, которая формируется в процессе усвоения системы знаний, которая станет основой будущего изучения предмета. В данном случае подготовка к обучению грамоте, направленная на формирование ориентировки в звуковой стороне речи.

Во время занятий ребенок вслушивается в слова и звуки, интонационно выделяет звуки в словах,  определяет первый звук в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки. Основной задачей становится формирование способа интонационного звука в слове, т.е.  подчеркнутого его произношения во время слитного проговаривания всего слова.

Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятии делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка-дошкольника.

Таким образом, впервые внимание детей переключается со смысловой стороны речи на звуковую.

Обучение в старшей группе д/с начинается с обучения звуковому анализу. Звуковой анализ – это определение порядка звуков, различение звуков по их качественному определению. Умение слушать и выделять все звуки по порядку предупреждает в будущем при письме пропуск букв. В процессе обучения звуковому анализу детям предлагается еще одна задача – определение словесного ударения и различение ударных и бузударных гласных звуков. Эта задача специально включена в работу, т.к. она дает возможность в будущем осуществить быстрый переход от чтения по слогам к чтению слитному, целыми словами. Чтобы закрепить и углубить знания

звуковой стороны речи,  детям предлагается разбирать пятизвуковые  слова различной структуры.

У ребенка-дошкольника игра – его ведущая деятельность. Поэтому в обучении используются дидактические игровые ситуации и приемы. С помощью развлекательных моментов можно поддержать стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умения. Дидактические игры проводятся  при повторении и закреплении пройденного материала. Они направлены на увеличение словарного запаса, совершенствование звуковой культуры речи.

В процессе обучения дети последовательно овладевают анализом все более сложных по структуре слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, различать в ней твердые и мягкие согласные, определять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные, сравнивать слова по звукам, звуковым моделям, находить сходство и различие и т.д. Подготовленные дети успешно занимаются в 1 классе.






























3.2.   ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛАМ МАТЕМАТИКИ

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.

В условиях систематического обучения ребенок может выделять единичное из общего, способен познавать не только общие свойства отдельных предметов и явлений, но и простейшие связи взаимосвязи между ними. Овладение простейшими  умственными операциями ведет к более высокому уровню обобщения предметов и явлений по их существенным признакам.

Таким образом  старший дошкольник подходит к осознанию математических отношений.

Содержание программы по развитию элементарных математических представлений предполагает реализацию больших потенциальных возможностей ребенка. Важно какими методами будет осуществляться обучение.

При определении методов и приемов следует учитывать физические и психические особенности ребенка и вести обучение с помощью дошкольных форм воспитательно-образовательной работы, где широко используются дидактические игры, наглядно-предметные занятия, различные виды практической деятельности. Процесс обучения должен стимулировать активность всех детей,  давать возможность спорить, свободно общаться друг с другом в поисках истины.

Наиболее результативным является создание на занятиях психолого-педагогических условий для развития познавательных интересов детей, привлечение их к совместному решению учебных задач,  подведение к самостоятельным выводам, включение в занятия проблемных ситуаций.

Главная задача воспитателя на занятиях добиться, чтобы ребенок понимал сущность явлений.

В содержание программы по развитию элементарных математических представлений включен ряд тем, имеющих особое значение для развития у детей мышления, стимулирование их творческих поисков при решении различных учебных задач. Имеется в виду обучение измерению с помощью учебной мерки и деление предметов на несколько равных частей. Данный процесс помогает выявить важные закономерности в вещах и явлениях,  скрытые для непосредственного восприятия, способствует формированию логического мышления, умению находить причинные связи, судить по итогу об исходных данных, т.е. дает развивающий эффект.

Важное значение для развития мыслительной активности старших дошкольников имеют ситуации, где они должны самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, опираясь на знания, приобретенные в процессе обучения.

Занятия по математике надо организовывать так,  чтобы дети могли свободно общаться,  спорить, совместно выполнять задания.

Самым высоким уровнем интеллектуального общения можно считать работу всей группы над общим заданием, когда деятельность каждого ребенка строиться им самим с ориентировкой на всю группу. Во время занятий ребенок должен проявлять как можно больше активности, рассуждать, делать «открытия», высказывать свое мнение, не боясь при этом ошибиться. И каждый ошибочный ответ должен рассматриваться не как неудача, а как поиск правильного ответа, решения.

Математика – наука точная. В ней много специальных терминов, которые мы употребляем в работе с детьми. Воспитатель добивается чтобы ребенок понимал, о чем идет речь, и сам мог грамотно сформулировать свою речь, мысль.

Такого рода исследовательско-лингвистическая работа увлекает ребят, повышает их умственную активность, способствует тому, что сложнейшие математические термины осознаются, а не запоминаются путем зубрежки.

На занятиях по математике следует постоянно обращать внимание на речевую работу. На каждом занятии воспитатель учит ребят четко выражать свою мысль, делать вывод, объяснять, доказывать, использовать полные и краткие ответы. Дети должны понять, что полный ответ необходим, когда надо сделать вывод, умозаключение, объяснить почему получается тот или иной результат.

Задача речевого развития детей на занятиях по математике успешно решается в дидактических играх с математическим содержанием. Ребенок должен не только быстро, правильно и четко отвечать, но и стремиться быть ведущим, уметь задавать вопросы, когда этого требует игровая ситуация, находить верные слова, чтобы оценить ответ или действия сверстников. Если воспитатель постоянно обращает внимание на речь, корректирует ее, ребята и сами начинают следить за своей речью, она становиться богаче, содержательнее.

ВЫВОД: проблема обучения дошкольников математике, безусловно не ограничивается лишь затронутыми моментами. Я постаралась отразить главное при подготовке детей к школе – о путях совершенствования процесса обучения, о средствах, обеспечивающих развивающее обучение. Однако не правильно было бы забыть на пороге школы, что главная цель дошкольного образования в области математики – развитие интеллекта ребенка.

Задача детского сада – подготовка ребенка к последующему обучению в школе. В работе с детьми расширен и систематизирован круг геометрических представлений, включены специальные задания, направленные на развитие произвольной памяти и внимания, мелкой моторики кисти руки, зрительно-двигательной координации.








§ 4. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ,

         КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ

В ШКОЛЕ.

 

Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений через которые ребенок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. Отсутствие таких представлений, незнание того, «что такое хорошо» и «что такое плохо», мешает ему контактировать с окружающими людьми, может явиться причиной слез,  капризов, негативного  отношения к требованиям взрослого.

На развитие у ребенка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность, причем влияние это бывает как положительным так и отрицательным, иногда оно противоречиво.

При правильном воспитании дети способны воспринимать сложные отношения между  людьми. С возрастом дети становятся более наблюдательнее, более объективными и точными в оценке поведения окружающих.  Они способны уже к дифференциации обобщению этических представлений. Поэтому работа воспитателя по формированию у детей гуманного отношения к людям, ко всему живому должна быть целенаправленной, систематической.

Формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведение. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости является частой причиной конфликтов между детьми, что отрицательно влияет на успеваемость в школе.

Для развития этических представлений детей целесообразно использовать произведения художественной литературы, в которых не только бы описывалась конфликтная ситуация, а были бы противопоставлены друг другу добро и зло. Например, рассказ Н.Носова «Карасик». При формировании у детей этических представлений необходимо постоянно ставить перед ними новые задачи, сосредотачивать их внимание на жизненном опыте.  Например, можно предложить ребенку рассказать о каком-нибудь случае несправедливости, свидетелем которого он был, и спросить у него,  что он сделал, чтобы исправить эту несправедливость. Можно обратить внимание ребенка на такой случай,  когда он сам обошелся с кем-либо несправедливо. Конечно, решить подобную задачу ребенку дошкольного возраста трудно: необходимо обладать известной долей самокритичности, а также иметь представления о непредвзятом отношении как к окружающим, так и к самому себе. Но учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая свое поведение с поведением других – одна из главных задач на пути формирования у них этических представлений.

Обращение к личному опыту детей  дает возможность педагогу выяснить, какие этические понятия им еще не усвоены, и вести воспитательную работу в нужном направлении.

При этом следует обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка во время таких бесед, чтобы понять,  как он относится к тому,  что в данный момент обсуждается.

Выявлению и формированию этических представлений у детей, воспитанию их чувств способствуют и наблюдение за общением детей в процессе деятельности. Внимательны ли дети друг к другу,  когда они вместе играют, трудятся, занимаются, идут на прогулку и т.д. Воспитатель должен видеть каждого ребенка, чтобы мимо его внимания не прошло ни одного сколько-нибудь серьезного нарушения детьми общепринятых этических норм.

Путь от формирования у детей знаний о хорошем до правильного поведения их очень сложен и должен быть заполнен постоянной кропотливой работой взрослых над развитием нравственного сознания детей.

ВЫВОД: педагог должен заботиться о развитии нравственного сознания ребенка и потому прежде всего сам должен определять, с какой целью ребенок совершает тот или иной поступок, какие он при этом преследует цели.

Воспитание у детей нравственных чувств – сложный процесс. Поэтому так важно привить эти чувства на дошкольном этапе, подготовить детей к школе. Воспитание гуманных чувств находятся в тесной взаимосвязи не только от уровня этических представлений детей, но и от их способности эмоционально реагировать на различные события: радоваться, сопереживать, возмущаться и т.д.

Учитывая вышеизложенный материал можно выдвинуть гипотезу того, что в процессе деятельности в детском саду у ребенка формируется познавательная сфера, умение учиться, развиваются начальные формы учебной деятельности.




















 

ГЛАВА 2.  Экспериментальное исследование                   

  интеллектуальной готовности ребенка

                          к обучению в школе.

1. СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

 

Диагностика исследования интеллектуальной готовности детей к школе проводилась с детьми старшей группы д/с 104 г. Твери. Детский сад № 104 Муниципальное образовательное учреждение, имеет 2 категорию развивающего типа.

Работает по программе «Радуга», 12 групп. Работа осуществляется по  оздоровительному направлению.

Обследовались дети старшей группы в количестве 11 человек.

В группе работают специалисты: воспитатель – Клейн Т.С., Цветкова О.И. Воспитатели имеют 1 квалифицированную категорию. Время обследования    28.05.04г. – 29.05.04 г. время 10.00 часов Тест создан Г Вицлаком в 1972 г. Занесен в альманах психологических тестов в 1996 г.

ЦЕЛЬ: Психодиагностика психологической готовности детей 5-7 лет к

            обучению и уровня умственного развития ребенка.

Для тестирования использовался стимульный материал в виде картинок. Все задания давались с опорой на наглядный материал, кроме задания на заучивание стихотворения.

Тест состоял из 15 заданий. Для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговаривается в руководстве к тесту Все результаты теста заносились в бланк регистрации. Тестирование проводилось индивидуально. Время затраченное на каждого ребенка 20-30 мин.

1 ЗАДАНИЕ «История в картинках»

Задание состоит из трех картинок, которые последовательно раскладываются перед ребенком с просьбой рассказать историю, которую он видит на них. При этом никакая помощь при этом ребенку не оказывается. После того как ребенок составил рассказ, картинки убирают и просят его еще раз коротко пересказать суть истории.




ОЦЕНКИ:

7 БАЛЛОВ – Ребенок очень хорошо отразил смысловую связь всех трех

                       картинок, уделив внимание главному в сюжете. Резюме состояло

                       из основного краткого содержания истории.

5 БАЛЛОВ – Ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках.

                       Существенное и второстепенное описано с одинаковым  

                       вниманием. Второстепенное также внесено в краткий пересказ

                       истории.

3 БАЛЛА – Ребенок смог правильно и самостоятельно отразить смысловую

                    связь только между двумя картинками. В резюме основное

                    внимание уделено второстепенным деталям.

0 БАЛЛОВ – Ребенок не смог составить рассказ.

2 ЗАДАНИЕ «ЗНАНИЕ ЦВЕТА»

 

Перед ребенком кладут доску с 12 цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, черный, серый, белый, коричневый) и поочередно, в любом порядке предлагают ему назвать тот или иной цвет.

ОЦЕНКА:

За каждый правильно названный цвет начисляется  - 1 балл.

3 ЗАДАНИЕ «ЗАУЧИВАНИЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ»

 

1. «Теперь я расскажу первую часть стихотворения, а ты потом ее повторишь…»

2. Затем по аналогии заучивают вторую часть стихотворения

ОЦЕНКА:

8 БАЛЛОВ – Правильное полное воспроизведение всех двух частей.

5 БАЛЛОВ – Перестановка, пропуск и добавление слов в какой-нибудь части.

3 БАЛЛА – Воспроизведение смысла четверостишия своими словами.

2 БАЛЛА – Отдельные смысловые связи сохранены, но целостная смысловая

                      связь нарушена.

0 БАЛЛОВ – Набор бессмысленных слов или полный отказ




4 ЗАДАНИЕ «ЗНАНИЕ НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ»

 

Перед ребенком раскладывают 9 картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика. Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например «Это цветок», просят уточнить какой именно. Если ребенок называет предметы неверно, то исследователь в конце задания должен исправить его ошибки.

ОЦЕНКА

Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

5 ЗАДАНИЕ «ПРОЦЕСС СЧЕТА»

 

Используются картинки из 4 задания. Ребенка спрашивают: «скажи теперь сколько здесь лежит предметов?». Если он затрудняется в ответе или дает ошибочный ответ, то ему подсказывают «Ты можешь посчитать»

ОЦЕНКИ:

5 БАЛЛОВ – счет без моторных компонентов

4 БАЛЛА –   Беззвучное проговаривание (движение губ)

3 БАЛЛА –   Проговаривание шепотом, возможно с киванием головы.

2 БАЛЛА –   Указывание пальцем на предметы при счете без прикосновения к

                       ним

1 БАЛЛ –      Прикосновение пальцем к предметам или передвижение их

0 БАЛЛОВ – Отказ отвечать

6 ЗАДАНИЕ «ПОРЯДОК СЧЕТА»

 

Всех детей, которые справились с пятым заданием просят: «считай по порядку, сколько сможешь». Если ребенок не понимает задания, то исследователь помогает ему: 1,2,3….. Затем ребенку предлагают начать самостоятельно сначала. При прекращении счета исследователь говорит: «Правильно, а какое число дальше?» Дальше 22 считать не надо.

В качестве оценки выставляется число, до которого ребенок правильно досчитал.





7 ЗАДАНИЕ «КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ»

 

Используются картинки из 4 задания.  Перед ребенком кладут лист бумаги с изображением 3 корзин. Вот 3 корзины. Эта – для фруктов, эта – для  овощей, эта – для цветов. Собери пожалуйста сюда – все фрукты, сюда – все овощи, а сюда – все цветы.

ОЦЕНКА:

За каждый правильно классифицированный предмет начисляется один балл.

8 ЗАДАНИЕ «ВОСПРИЯТИЕ КОЛИЧЕСТВА»

 

Состоит из двух частей.

1. Материалы из задания 7 лежат в последней позиции. Корзину с цветами закрывают листом бумаги и говорят «Скажи, пожалуйста, сколько здесь всего предметов?» Если нет правильного ответа, то ребенку помогают:                                                                                                             Первая помощь: предметы вынимаются из корзин и раскладываются в цепочку, но между фруктами и овощами оставляют расстояние. Спрашивают: «Сколько здесь предметов?»                                                                                                                     Вторая помощь: убирают разрыв между фруктами и овощами, сдвинув из и говорят: «Сколько здесь предметов?» Если ребенок затрудняется ему предлагают сосчитать.

2. Затем все то же самое проделывают в отношении всех трех корзин, т.е. просят сказать сколько в них всех вместе взятых предметов при той же системе помощи.

ОЦЕНКИ:

Правильные самостоятельные ответы оцениваются по 3 балла за каждую правильную часть задания, т.е. максимально возможный показатель – 6 баллов. За каждый вид помощи высчитывается 1 балл, т.е. чем больше помощи, тем меньше сумма баллов. При отсутствии решения или неверном результате – 0 баллов.

9 ЗАДАНИЕ: «РАЗМЕЩЕНИЕ ФИГУР»

 

МАТЕРИАЛЫ:  Три карточки с рисунками круга, треугольника, квадрата, девять вырезанных геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты.

1. У ребенка спрашивают, указывая на карточки: «Что здесь нарисовано?» Допустимо, если вместо квадрат он скажет прямоугольник или четырехугольник. Если ребенок не знает название фигур, ему необходимо их назвать. За каждое правильное название начисляется 1 балл.

2. Затем у ребенка спрашивают: «Как ты считаешь, почему треугольник называется треугольником, четырехугольник – четырехугольником и т.д.?»                                                                                                                     Правильные ответы:

                               У треугольника три угла, у четырехугольника – 4 и т.д. За каждое

                               правильное объяснение – 1 балл

3. Перед испытуемым вразброс кладут 9 вырезанных фигур и поодаль от них три карточки с рисунками круга, треугольника и квадрата.

ИНСТРУКЦИЯ: Собери и положи, пожалуйста, все четырехугольники, все треугольники, все круги.

За каждую правильно собранную кучку начисляется 1 балл.

10 ЗАДАНИЕ: «СРАВНЕНИЕ КАРТИНОК»

 

МАТЕРИАЛ: Четыре пары сравниваемых картинок

Поочередно выкладывая и после выполнения убирая каждую пару картинок, у ребенка спрашивают: «Как ты думаешь, почему эта картинка выглядит иначе, чем эта (показать)?» При затруднении ребенка ему помогают: «Что на этой картинке по-другому? Что здесь нарисовано, а что здесь?»

ОЦЕНКИ:

2 БАЛЛА – правильное решение без помощи

1 БАЛЛ –    правильное решение с помощью

0 БАЛЛОВ – решения нет

Оценивается каждая пара отдельно. Сумма баллов за 4 пары картинок – 8 баллов.

11 ЗАДАНИЕ: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЦВЕТА И ФОРМЫ»

 

Перед ребенком кладут лист бумаги с рисунками незавершенных фигур.

ИНСТРУКЦИЯ: «Здесь нарисованы прямоугольники. У каждого из них не хватает кусочка. Подыщи для каждого прямоугольника подходящий кусочек из всех нарисованных здесь. Посмотри, какой кусочек подходит к этому прямоугольнику?»

Затем последовательно показывают на остальные фигуры, с просьбой подобрать недостающие детали к ним.

ОЦЕНКИ:

Каждое правильное решение оценивается в один балл.

12 ЗАДАНИЕ: «ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЯ»

 

Ребенку предлагаю воспроизвести стихотворение из задания 3. «Мы с тобой учили стихотворение. Помнишь его? Попробуй рассказать.» Если ребенок допускает ошибки или вообще забыл стихотворение, то процесс обучения повторяется по той же схеме, что и 3 задание. Для оценивая результатов используются те же критерия качества выполненной работы, как в третьем задании.

13 ЗАДАНИЕ: «НАХОЖДЕНИЕ АНАЛОГИЙ»

 

ИНСТРУКЦИЯ: «Ответь пожалуйста,  на несколько вопросов:

1. Днем светло, а ночью …                     темно

2. Птица поет, а собака …                       лает

3. Машина едет, а самолет …                  летит

4. Голубь летает, а рыба …                     плавает

5. У кошки шерсть, а у утки …               перья

6. Платье сшито из ткани, а ботинки …  из кожи.

ОЦЕНКИ:

Каждое правильное решение оценивается в один балл.

14 ЗАДАНИЕ: «СРИСОВАНИЕ»

 

Для срисовывания предлагают фигуры, для средней группы – квадрат и треугольник, а для старшей – треугольник и крест и два узора, напоминающие прописной шрифт.

ИНСТРУКЦИЯ: Здесь нарисованы две фигуры и два узора. Попробуй как можно лучше срисовать фигуры вот сюда и здесь положить узоры.

ОЦЕНКИ:

Выставляются отдельно для каждого рисунка. Изменение величины и незначительные пространственные искажения не учитываются.

6 БАЛЛОВ – рисунок похож, адекватен формам и пропорциям образца

3 БАЛЛА – рисунок, в общем, похож на образец, но допущены некоторые

                    искажения форм.

2 БАЛЛА – рисунок частично похож на образец, основные формы неузнаваемы,

                    но некоторые детали можно угадать.


 

 

15 ЗАДАНИЕ «ОПИСАНИЕ КАРТИНКИ»

 

Ребенку показывают картинку и говорят: «Расскажи, пожалуйста, о том, что происходит на картинке?»

ОЦЕНКИ:

А) РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ.

2 БАЛЛА – беглая речь без запинок

1 БАЛЛ – достаточно беглая речь, но есть паузы

0 БАЛЛОВ – речь запинающаяся, прерывная

Б) ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

8 БАЛЛОВ – хорошо структурированные сложные предложения, используются

                      соединительные союзы.

6 БАЛЛОВ – сложные предложения, стереотипно используется один союз.

4 БАЛЛА – преимущественно простые предложения

1 БАЛЛ – преимущественно неполные предложения

0 БАЛЛОВ – построение предложений нарушено

В) АРТИКУЛЯЦИЯ

2 БАЛЛА – четкое произношение звуков.

1 БАЛЛ – нечеткое произношение звуков.

Г) ФАНТАЗИЯ

Оценивается в один балл, если ребенок не просто повествует о том, что  изображено на картинке, но и переживаниях, мыслях героев, домысливает о том, что было или что будет.

Таким образом, максимальная оценка по всему заданию – 13 баллов.

 

 

 






РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК К ТЕСТУ

«СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Фамилия, Имя

Возраст

№ заданий

Оценка

 

 

Вика П

5 лет

1

0

 

2

12

 

3

0

 

4

6

 

5

4

 

6

15

 

7

6

 

8

6

 

9

9

 

10

8

 

11

4

 

12

5

 

13

5

 

14

5

 

15

5

 

Г. ВИЦИАК 29.05.04 Г. ВР. 1030

                                    Сумма баллов:  90

                                    Проценты: 40%

Компоненты умственного развития

№ задания

Набрал баллы

Максимальные баллы

Обучаемость, как способность к обучению

3,8, 12

11

22

Уровень образования понятий

1,4,13

11

21

Уровень развития речи

1, 15

5

20

Знание об окружающем мире

1,4,9, 13

20

30

Овладение отнош. множеств

5,6,7,8

21

41

Знание форм и их различий

9,11

13

13

Уровень развития восприятия

2,10,11,13,14

34

35

Способность к работе с карандашом

14

5

12

Умение классифицировать предметы

7,9

15

17

Память

3, 12

5

16

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК К ТЕСТУ

«СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Фамилия, Имя

Возраст

№ заданий

Оценка

 

 

Никита Ив.

5 лет

1

3

 

2

15

 

3

5

 

4

8

 

5

5

 

6

22

 

7

8

 

8

6

 

9

9

 

10

8

 

11

4

 

12

8

 

13

5

 

14

6

 

15

8

 

Г. ВИЦИАК 28.05.04 Г. ВР. 1030

                                    Сумма баллов: 116

                                    Проценты: 98%

Компоненты умственного развития

№ задания

Набрал баллы

Максимальные баллы

Обучаемость, как способность к обучению

3,8, 12

19

22

Уровень образования понятий

1,4,13

16

21

Уровень развития речи

1, 15

11

20

Знание об окружающем мире

1,4,9, 13

25

30

Овладение отнош. множеств

5,6,7,8

41

41

Знание форм и их различий

9,11

13

13

Уровень развития восприятия

2,10,11,13,14

34

35

Способность к работе с карандашом

14

6

12

Умение классифицировать предметы

7,9

17

17

Память

3, 12

13

16

 

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК К ТЕСТУ

«СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Фамилия, Имя

Возраст

№ заданий

Оценка

 

 

Вера М.

5 лет

1

5

 

2

11

 

3

5

 

4

7

 

5

2

 

6

22

 

7

8

 

8

6

 

9

9

 

10

7

 

11

4

 

12

5

 

13

4

 

14

3

 

15

9

 

Г. ВИЦИАК 28.05.04 Г. ВР. 900

                                    Сумма баллов: 107

                                    Проценты: 90%

Компоненты умственного развития

№ задания

Набрал баллы

Максимальные баллы

Обучаемость, как способность к обучению

3,8, 12

16

22

Уровень образования понятий

1,4,13

16

21

Уровень развития речи

1, 15

14

20

Знание об окружающем мире

1,4,9, 13

25

30

Овладение отнош. множеств

5,6,7,8

38

41

Знание форм и их различий

9,11

13

13

Уровень развития восприятия

2,10,11,13,14

29

35

Способность к работе с карандашом

14

3

12

Умение классифицировать предметы

7,9

17

17

Память

3, 12

10

16

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК К ТЕСТУ

«СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Фамилия, Имя

Возраст

№ заданий

Оценка

 

 

Вика Л.

5 лет

1

5

 

2

9

 

3

 

4

5

 

5

3

 

6

12

 

7

8

 

8

6

 

9

6

 

10

7

 

11

4

 

12

2

 

13

4

 

14

5

 

15

8

 

Г. ВИЦИАК 28.05.04 Г. ВР. 900

                                    Сумма баллов: 84

                                    Проценты: 20%

Компоненты умственного развития

№ задания

Набрал баллы

Максимальные баллы

Обучаемость, как способность к обучению

3,8, 12

86

22

Уровень образования понятий

1,4,13

14

21

Уровень развития речи

1, 15

13

20

Знание об окружающем мире

1,4,9, 13

20

30

Овладение отнош. множеств

5,6,7,8

29

41

Знание форм и их различий

9,11

10

13

Уровень развития восприятия

2,10,11,13,14

29

35

Способность к работе с карандашом

14

5

12

Умение классифицировать предметы

7,9

14

17

Память

3, 12

2

16

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК К ТЕСТУ

«СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Фамилия, Имя

Возраст

№ заданий

Оценка

 

 

Алеша П.

6 лет

1

5

 

2

10

 

3

5

 

4

5

 

5

1

 

6

9

 

7

8

 

8

6

 

9

7

 

10

7

 

11

4

 

12

5

 

13

4

 

14

3

 

15

4

 

Г. ВИЦИАК 29.05.04 Г. ВР. 1000

                                    Сумма баллов:  111

                                    Проценты:  98%

Компоненты умственного развития

№ задания

Набрал баллы

Максимальные баллы

Обучаемость, как способность к обучению

3,8, 12

17

22

Уровень образования понятий

1,4,13

14

21

Уровень развития речи

1, 15

9

20

Знание об окружающем мире

1,4,9, 13

21

30

Овладение отнош. множеств

5,6,7,8

24

41

Знание форм и их различий

9,11

11

13

Уровень развития восприятия

2,10,11,13,14

28

35

Способность к работе с карандашом

14

3

12

Умение классифицировать предметы

7,9

15

17

Память

3, 12

10

16

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК К ТЕСТУ

«СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Фамилия, Имя

Возраст

№ заданий

Оценка

 

 

Наташа И.

5 лет

1

3

 

2

11

 

3

5

 

4

8

 

5

1

 

6

22

 

7

7

 

8

6

 

9

7

 

10

8

 

11

4

 

12

5

 

13

5

 

14

5

 

15

8

 

Г. ВИЦИАК 28.05.04 Г. ВР. 1000

                                    Сумма баллов: 102

                                    Проценты: 80%

Компоненты умственного развития

№ задания

Набрал баллы

Максимальные баллы

Обучаемость, как способность к обучению

3,8, 12

14

22

Уровень образования понятий

1,4,13

16

21

Уровень развития речи

1, 15

11

20

Знание об окружающем мире

1,4,9, 13

23

30

Овладение отнош. множеств

5,6,7,8

36

41

Знание форм и их различий

9,11

11

13

Уровень развития восприятия

2,10,11,13,14

34

35

Способность к работе с карандашом

14

6

12

Умение классифицировать предметы

7,9

14

17

Память

3, 12

10

16

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК К ТЕСТУ

«СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Фамилия, Имя

Возраст

№ заданий

Оценка

 

 

Коля Л.

5 лет

1

5

 

2

10

 

3

5

 

4

6

 

5

1

 

6

22

 

7

8

 

8

6

 

9

9

 

10

7

 

11

4

 

12

8

 

13

8

 

14

4

 

15

6

 

Г. ВИЦИАК 28.05.04 Г. ВР. 1000

                                    Сумма баллов: 109

                                    Проценты: 90%

Компоненты умственного развития

№ задания

Набрал баллы

Максимальные баллы

3,8, 12

19

22

Уровень образования понятий

1,4,13

15

21

Уровень развития речи

1, 15

11

20

Знание об окружающем мире

1,4,9, 13

24

30

Овладение отнош. множеств

5,6,7,8

17

41

Знание форм и их различий

9,11

13

13

Уровень развития восприятия

2,10,11,13,14

33

35

Способность к работе с карандашом

14

8

12

Умение классифицировать предметы

7,9

17

17

Память

3, 12

13

16

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК К ТЕСТУ

«СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Фамилия, Имя

Возраст

№ заданий

Оценка

 

 

Саша К.

5 лет

1

3

 

2

11

 

3

5

 

4

6

 

5

3

 

6

22

 

7

8

 

8

6

 

9

9

 

10

6

 

11

4

 

12

5

 

13

4

 

14

6

 

15

8

 

Г. ВИЦИАК 28.05.04 Г. ВР. 1000

                                    Сумма баллов: 100

                                    Проценты: 70%

Компоненты умственного развития

№ задания

Набрал баллы

Максимальные баллы

Обучаемость, как способность к обучению

3,8, 12

18

22

Уровень образования понятий

1,4,13

13

21

Уровень развития речи

1, 15

11

20

Знание об окружающем мире

1,4,9, 13

21

30

Овладение отнош. множеств

5,6,7,8

41

41

Знание форм и их различий

9,11

13

13

Уровень развития восприятия

2,10,11,13,14

31

35

Способность к работе с карандашом

14

6

12

Умение классифицировать предметы

7,9

17

17

Память

3, 12

10

16

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК К ТЕСТУ

«СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Фамилия, Имя

Возраст

№ заданий

Оценка

 

 

Лиза Б.

5 лет

1

2

 

2

10

 

3

0

 

4

7

 

5

1

 

6

15

 

7

8

 

8

6

 

9

6

 

10

7

 

11

4

 

12

2

 

13

5

 

14

4

 

15

3

 

Г. ВИЦИАК 29.05.04 Г. ВР. 1100

                                    Сумма баллов: 77

                                    Проценты: 20%

Компоненты умственного развития

№ задания

Набрал баллы

Максимальные баллы

Обучаемость, как способность к обучению

3,8, 12

8

22

Уровень образования понятий

1,4,13

14

21

Уровень развития речи

1, 15

5

20

Знание об окружающем мире

1,4,9, 13

20

30

Овладение отнош. множеств

5,6,7,8

30

41

Знание форм и их различий

9,11

10

13

Уровень развития восприятия

2,10,11,13,14

30

35

Способность к работе с карандашом

14

4

12

Умение классифицировать предметы

7,9

14

17

Память

3, 12

2

16

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК К ТЕСТУ

«СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Фамилия, Имя

Возраст

№ заданий

Оценка

 

 

Гога Г

5 лет

1

0

 

2

0

 

3

0

 

4

5

 

5

0

 

6

0

 

7

8

 

8

0

 

9

4

 

10

3

 

11

2

 

12

2

 

13

2

 

14

3

 

15

2

 

Г. ВИЦИАК 29.05.04 Г. ВР. 0930

                                    Сумма баллов: 37

                                    Проценты: > 4%

Компоненты умственного развития

№ задания

Набрал баллы

Максимальные баллы

Обучаемость, как способность к обучению

3,8, 12

2

22

Уровень образования понятий

1,4,13

7

21

Уровень развития речи

1, 15

2

20

Знание об окружающем мире

1,4,9, 13

11

30

Овладение отнош. множеств

5,6,7,8

14

41

Знание форм и их различий

9,11

6

13

Уровень развития восприятия

2,10,11,13,14

10

35

Способность к работе с карандашом

14

3

12

Умение классифицировать предметы

7,9

12

17

Память

3, 12

2

16

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК К ТЕСТУ

«СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Фамилия, Имя

Возраст

№ заданий

 

 

Вова Н

5 лет

1

3

 

2

6

 

3

0

 

4

6

 

5

0

 

6

5

 

7

8

 

8

0

 

9

6

 

10

4

 

11

4

 

12

0

 

13

4

 

14

3

 

15

6

 

Г. ВИЦИАК 28.05.04 Г. ВР. 1100

                                    Сумма баллов: 51

                                    Проценты:  > 4%

Компоненты умственного развития

№ задания

Набрал баллы

Максимальные баллы

Обучаемость, как способность к обучению

3,8, 12

0

22

Уровень образования понятий

1,4,13

13

21

Уровень развития речи

1, 15

9

20

Знание об окружающем мире

1,4,9, 13

19

30

Овладение отнош. множеств

5,6,7,8

13

41

Знание форм и их различий

9,11

10

13

Уровень развития восприятия

2,10,11,13,14

20

35

Способность к работе с карандашом

14

3

12

Умение классифицировать предметы

7,9

14

17

Память

3, 12

0

16

 

Обучаемость, как способность к обучению

заданий

 

Макс.

баллы

 

Количество баллов в группе

Уровень образования понятий

3,8,12

22

19

19

16

14

         17

18

11

8

8

2

0

Уровень развития речи

1,4,13

21

16

15

16

16

14

13

11

14

14

7

13

Знание об окружающем мире

1,4,9,13

30

25

24

25

23

21

21

20

20

20

11

19

Овладение отнош. множеств

5,6,7,8

41

41

17

38

36

24

41

21

30

29

14

13

Знание форм и их различий

9,11

13

13

13

13

11

13

10

12

10

9

6

10

Уровень развития восприятия

2,10,11,13, 14

35

34

33

29

34

28

31

34

30

29

10

20

Способность к работе с карандашом

14

12

6

8

3

6

3

6

5

4

5

3

3

Умение классифицировать предметы

7,9

17

17

17

17

14

15

17

15

14

14

12

14

Память

3,12

16

13

13

10

10

10

10

5

2

2

2

0

 

1. Никита И      98%

2. Коля Л          90%

3. Вера М         90%

4. Наташа И     80%

5. Алеша П      98%

6. Саша К.       70%

7. Вика П.       40%

8. Лиза П.      20%

9. Вика Л       20%

10. Гога Г.        4%

11. Вова Н        4%

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ДОУ 104

 

 

 

90% - 6 человек имеют коэффициент умственного развития, выше нормы

45% - 3 человека является усредненной формой для испытуемых

8 человек – имеют показатель умственного развития ниже нормы.

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данный тест позволяет диагностировать актуальный уровень умственного развития, мышления, интеллектуальной подготовки детей к школе. Я хочу напомнить, что результаты психологической диагностики служат лишь для ознакомления с уровнем развития ребенка и не решают его судьбу. Результаты диагностики позволяют увидеть и понять на развитие каких качеств и сторон личности можно и нужно воздействовать при воспитании, обучении и общении с ребенком.

Итак существуют  компоненты умственного и интеллектуального развития готовности ребенка к обучению. Сенситивным периодом для развития этих компонентов считается возраст 5-6 лет.

Диагностика была направлена на выявление таких компонентов как:

- Обучаемость, как способность к обучению

- Уровень образования понятий

- Уровень развития речи

- Знание об окружающем мире

- Овладение отношениями множеств

- Знание форм и их различий

- Уровень развития восприятия

- Способность к работе с карандашом

- Умение классифицировать предметы

- Память

Критериями оценки при выполнении заданий являлись: владение разговорной речью, правильное построение предложений, артикуляция, фантазия и воображение. При выполнении данных заданий никто из 17 детей не набрал максимального количества баллов – 20.

В основном дети говорят простыми и неполными предложениями. Фантазия и воображение отсутствуют. При составлении рассказа по трем картинкам дети смогли правильно и самостоятельно отразить смысловую связь только между двумя картинками.

Наряду с этим дети группы показали хорошее владение навыками в классификации предметов. Для выявления умения классифицировать предметы использовались задания (указанны ранее).

Практически все дети справились с заданием на максимальную оценку 17 балов. Также дети хорошо справились с заданием на знание форм и различий.

Диагностика выявила так же, что у детей данной группы плохо развита способность к работе с карандашом. Так из 12 балов один человек набрал 8 балов, 4 человека – 6 баллов.

Уровень восприятия высок у всех детей группы, дети получили высокую оценку своей работы.

Кроме балловой оценки в данном тесте используется процентная шкала оценки уровня умственного развития ребенка, его интеллектуальной готовности к школе.

Гипотеза того, что в процессе деятельности в детском саду у ребенка формируется познавательная сфера, умение учиться, развиваются начальные формы учебной деятельности подтверждается.

У ребенка возросли познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое. Проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено стремление к самостоятельности. Сложились предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум.

































РЕКОМЕНДАЦИИ

 

В связи с диагностированием детей старшей группы ДОУ 104 воспитателям рекомендовано больше уделять внимания занятиям по развитию речи, обращая внимание на составление описательных рассказов по картинке, развивать грамматический строй речи и давать задания на развитие воображения, фантазии. Такая работа может проводиться и в самостоятельной деятельности воспитателя с детьми и в индивидуальной работе.

Для работы по развитию графических навыков и умений завести индивидуальные альбомы и ли тетради.

В процессе проведения занятий воспитатель фиксирует решения диагностических задач каждым ребенком. При этом анализируется один единственный показатель, а именно степень самостоятельности выполнения задания. Анализ полученных результатов позволяет педагогу наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям по каждому разделу программы.

Применение и использование в практике результатов педагогической диагностики дает возможность воспитателям проводить развивающие занятия с опорой на знание индивидуальных возможностей каждого воспитанника по различным видам деятельности.

Кроме того, выявление специфики освоения программы детьми может помочь в анализе особенностей собственной работы воспитателя по каждому разделу программы.

Такое применение диагностических методик позволяет педагогу занять рефлексивную позицию, проанализировать эффективность как своей педагогической деятельности, так и реализуемой образовательной программы дошкольного образования.
















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. «Готовим детей к школе» Р.С. Буре

2. «Подготовка детей к школе» Н.Н. Подьяков, Л.А. Венгер

3. «Шестилетний ребенок в школе» В.С.Мухина

4. «Воспитание нравственности» А.М.Виноградова

5. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» под ред. А.М.Виноградовой

6. «Обучение в детском саду» А.П.Усова

7. «Умственное воспитание детей дошкольного возраста» под ред. Н.Н.Подьякова, Ф.А.Сохина

8. Программа «Радуга» Т.Н.Дорогова,  В.В.Гербова, Т.И.Гризик

9. «Подготовка детей к школе» под ред. Л.А.Парамоновой

10. «Воспитание мировоззрения» Л.А.Соколова

11. «Обучение дошкольников началам математики» М.Е.Ерофеева.

Похожие работы на - Психологические особенности детей при подготовке к школьному обучению

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!