Социальный конфликт: понятие, структура, динамика
Оглавление
Введение
Понятие
социального конфликта
Классификация
конфликтов
Структура
и динамика конфликта
Функции
социальных конфликтов
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Конфликты - неотъемлемая часть нашей жизни. Они
ежедневно рождаются на почве расхождений во взглядах, противоречия и
разногласия мнений, желаний, стилей жизни, особенностей человека. Мак Вебер,
сформулировавший социологическое понимание социального конфликта, был
убежден, что конфликт вездесущ, и что любое общество на любом этапе развития
пронизано разногласиями и конфликтами.
Проблемой социальных конфликтов социологи начали
изучать лишь в 19-20 в.в. До этого данным вопросом занимались только историки и
философы. Причем в большинстве случаев на примере вооруженных столкновений.
Так, Томас Гоббс, английский философ-материалист, утверждал, что "война
всех против всех" - это естественное состояние общества.
В социологии сложилось специальное научное
направление - "социология конфликта". Проблематикой социальных
конфликтов занимались такие классики социологии как: М.Вебер, Г.Спенсор,
К.Маркс, Э.Дюргейм и другие.
Социология конфликтов - не только теоретическая
наука, она носит еще и прикладной характер. Она помогает разрешать вполне
обыденные ситуации - от столкновения интересов нескольких человек, до
разногласия при принятии соглашения на уровне государств. Важно отметить, что
использовать социологию, как инструмент разрешения социальных конфликтов и
обеспечение социальной стабильности, начали именно политики и предприниматели.
Понятие социального конфликта
Для начала дадим обобщенное
современное определение социальному конфликту. Социальный конфликт - конфликт,
причиной которого являются разногласия социальных групп
<#"586597.files/image001.gif">
Рис .1 Признаки, типы и виды
конфликтов.
Структура и динамика конфликта
Обычно в социальном конфликте
выделяют четыре стадии развития:
1 - Предконфликтная
стадия.
- Собственно
конфликт.
- Послеконфликтная
стадия.
Рис.2 Динамика конфликта.
Предконфликтная
ситуация - это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами
конфликта, вызванный определенными противоречиями. Но противоречия не всегда перерастают
в конфликт. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами
конфликта как несовместимые, ведут к обострению социальной напряженности.
Наиболее характерные причины, вызывающие рост социальной напряженности:
1. Реальные ущемления интересов, потребностей и ценностей людей.
2. Неадекватное восприятие изменений, происходящих в обществе или
отдельных социальных общностях.
3. Неверная или искаженная информация о тех или иных (реальных или
мнимых) фактах, событиях и т. д.
Предконфликтную
стадию можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны
следующие особенности во взаимоотношении сторон:
1
Возникновение противоречий по поводу определенного спорного
объекта; рост недоверия и социальной напряженности; предъявление односторонних
или взаимных претензий; уменьшение контактов и накопление обид.
2
Стремление доказать правомерность своих притязаний и обвинение
противника в нежелании решать спорные вопросы "справедливыми"
методами; замыкание на своих собственных стереотипах; появление
предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере.
3
Разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений
к угрозам; рост агрессивности; формирование "образа врага" и
установка на борьбу.
Таким образом,
конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но сама
по себе она может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того
чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.
Инцидент -
формальный повод, случай для начала непосредственного столкновения сторон. Он
может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами)
конфликта, явиться результатом естественного хода событий. Бывает, что инцидент
готовит и провоцирует некая третья сила, преследующая свои интересы в
предполагаемом "чужом" конфликте.
Авторы книги
"Внимание: конфликт!" Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк выделяют четыре
типа конфликтных ситуаций и четыре типа инцидента по характеру возникновения:
1. Объективные целенаправленные (например, вводятся новые формы
обучения и возникает необходимость изменения структуры преподавания и замены
преподавательского состава).
2. Объективные нецеленаправленные (естественный ход развития
производства приходит в противоречие с существующей организацией труда).
3. Субъективные целенаправленные (человек идет на конфликт, чтобы
решить свои проблемы).
4. Субъективные нецеленаправленные (нечаянно столкнулись интересы
двух или нескольких сторон); например, одна путевка в здравницу, а претендентов
несколько.
Инцидент знаменует
собой переход конфликта в новое качество. В сложившейся ситуации возможны три
варианта поведения конфликтующих сторон:
1. Стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и найти
компромисс.
3. Инцидент становится сигналом к началу открытого противостояния.
Выбор того или иного варианта во многом зависит от конфликтной установки
(целей, ожиданий, эмоциональных ориентации) сторон.
Каждый конфликт
является в определенной степени уникальным. Можно выделить три основные фазы в
развитии конфликта на его второй стадии развития:
1. Переход конфликта из латентного состояния в открытое
противоборство сторон. Борьба ведется пока ограниченными ресурсами и носит
локальный характер. Происходит первая проба сил. На этой фазе еще существуют
реальные возможности прекратить открытую борьбу и решить конфликт иными
методами.
2. Дальнейшая эскалация противоборства. Для достижения своих целей и
блокирования действий противника вводятся новые ресурсы сторон. Почти все
возможности найти компромисс упущены. Конфликт становится все более
неуправляемым и непредсказуемым.
3. Конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны
с применением всех возможных сил и средств. На этой фазе конфликтующие стороны
как бы забывают истинные причины и цели конфликта. Главной целью противоборства
становится нанесение максимального урона противнику.
Длительность и
интенсивность конфликта зависят от целей и установок сторон, ресурсов, средств
и методов ведения борьбы, реакции на конфликт окружающей среды, символов победы
и поражения, имеющихся (и возможных) способов (механизмов) нахождения
консенсуса и т. д.
На стадии
разрешения конфликта возможны варианты развития событий:
1) очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более
слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;
2) борьба идет до полного поражения одной из сторон;
3) борьба принимает затяжной, вялотекущий характер из-за недостатка
ресурсов;
4) стороны идут на взаимные уступки в конфликте, исчерпав ресурсы и
не выявив явного (потенциального) победителя;
5) конфликт может быть остановлен под давлением третьей силы.
Завершение
непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт
полностью разрешен. Послеконфликтная стадия знаменует новую объективную
реальность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к
окружающей социальной среде, новое видение существующих проблем и новую оценку
своих сил и возможностей.
Рис.3 Стили поведения в конфликтах
Функции социальных
конфликтов
социальный конфликт конфронтация
сотрудничество
Конфликт выполняет
как положительные, так и отрицательные социальные функции. Позитивное или
негативное воздействие конфликта во многом обусловлено социальной системой. В
свободно структурируемых группах, где конфликт считается нормой и существуют
разнообразные механизмы его урегулирования, конфликт, как правило, способствует
большой жизнеспособности, динамизму и восприимчивости к прогрессу. В
тоталитарно организованной социальной группе конфликт не признается в принципе,
а единственным механизмом его разрешения является подавление силой. Подавленный
конфликт становится дисфункциональным, ведущим людей к дезинтеграции,
обострению старых и возникновению новых противоречий. Нерешенные противоречия
накапливаются, а если проявляются в форме конфликта, то ведут к серьезным
социальным потрясениям.
Основные функции
социальных конфликтов:
- позитивные
(конструктивные):
стимулирование
социальных изменений;
снятие социальной
напряженности
- негативные
(деструктивные)
создание стрессовых
ситуаций;
дезорганизация
социальной жизни;
разрушение
социальной системы.
Заключение
Конфликты - неотъемлемая часть
нашей жизни. Но в обществе распространено мнение, что это что-то плохое,
неблагоприятное, опасное, то, что нужно избегать. Люди думают, что хорошие
отношения - отношения без конфликтов. Из-за этого некоторые скрывают свои конфликты,
не редко даже от себя. Таким образом, часть конфликтов остается неразрешенными.
А ведь многие философы,
историки, социологи придерживаются как раз обратного мнения. Они считают, что
конфликт - это необходимость и неизбежность. Благодаря нему можно выявлять и
решать социальные проблемы, недовольства. Существуют эффективные способы
разрешения конфликтов, которые только укрепляют взаимоотношения.
Список литературы
1. Андреев В.И. Конфликтология. М., 1995.
. Ворожейкин И.Е. Конфликтология. М., 2004
. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. / Уч. пособие.
М., 1995.
. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию./ Уч. пособие. М., 2001
. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону, 1998.
. Фролов С.С. Социология. М., 1996.