Современное состояние профсоюзного движения в России

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,38 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современное состояние профсоюзного движения в России

Введение

Cсовременные российские профсоюзы объединяют очень большую долю работников наемного труда, их влияние на экономическую жизнь остается довольно слабым. Эта ситуация отражает как общемировой кризис профсоюзного движения, так и специфические особенности постсоветской России как страны с переходной экономикой.тарые, традиционные профсоюзы хотя в целом и укрепили свои позиции, но так и не расстались со своими прежними функциями.

Актуальность темы работы определяется тем, что профсоюзы среди других субъектов политического процесса - политических партий, общественных движений были и остаются наиболее массовыми организациями. Но своим общественным функциям и задачам профсоюзы могут найти опору во всех слоях населения, во всех регионах, а в своих организационных структурах дойти до самых низовых ячеек общества, хозяйственной системы.

Идеологическая база профсоюзов обуславливается повседневными нуждами и интересами людей, требованиями по обеспечению и улучшению условий труда, быта и отдыха работников, т.е. такими социально-бытовыми условиями, которые определяют повседневную жизнь максимального большинства людей.

Профсоюзы в настоящее время являются таким общественным объединением России, в котором отразились самые различные интересы, настроения, ориентации переходного общества. В силу этой характеристики профсоюзы могут стать общественным инструментом, реагирующим на частые и резкие повороты политического процесса.

В деятельности современных российских профсоюзов обнаруживается серьезное противоречие между аполитичностью и необходимостью активного политического участия в общественной жизни переходного общества в качестве непосредственных защитников наиболее насущных интересов трудящихся, с другой.

1. Понятие профсоюзов и профсоюзного движения

Существуют различные определения профсоюзов, но все они сводятся к интерпретации их как объединений наемных работников, созданных с целью защиты прав и интересов последних, повышения зарплаты, улучшения условий труда. Так, согласно Э. Гидденсу, профсоюзы возникли для защиты материальных интересов промышленных рабочих [1, С. 201]. В начальный период развития индустриального общества наемные рабочие практически не имели политических прав и возможностей влияния на условия собственного труда. В то же время совместный труд на фабриках приводил к распространению солидарности, которая стала основой для формирования рабочего движения. «Тред-юнионы появились, в первую очередь, как средство компенсации дисбаланса власти между рабочими и работодателями» [1, С. 161].

Российские профессиональные союзы действуют еще непродолжительный период времени по сравнению с западными профсоюзами. Профсоюзы, которые существовали в советский период, были составной частью государственной системы управления и не представляют общественную организацию во всей ее полноте ответственности и влияния на общественную и политическую жизнь общества. Только за последнее десятилетие XX в. многие российские профсоюзы, являясь рабочей самоорганизацией, противостоящей работодателям и государству, дошли до уровня института современного российского общества, участвующего в социальном партнерстве.

Применительно к различного рода общественным образованиям, в частности профсоюзам, в российском законодательстве наметился соответствующий подход. Так, например, декларируя независимость профессионального союза от государства, Федеральный закон от 12.01.1996 №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в ст. 8 устанавливает правило, в силу которого любое звено профсоюза и профсоюз, а также объединения профсоюзов могут регистрироваться в качестве юридического лица, но точно так же вправе вовсе не регистрироваться в этом качестве [1, С. 59].

Согласно российскому законодательству, профсоюз, как общественная организация, может быть создан при участии трех лиц. Таким образом, достаточно трех недовольных заработной платой, условиями труда работников, чтобы в компании появился профсоюз, который уже обладает достаточно широким набором прав и гарантий. Для создания профсоюза необходимо провести общее собрание членов профсоюза, которых должно быть не меньше трех, и принять решения о создании профсоюза, утверждении устава и избрании руководящих органов. Протокол общего собрания и устав и будут документами, подтверждающими факт создания профсоюза. Далее профсоюз необходимо зарегистрировать как общественное объединение в Министерстве юстиции РФ. Однако для того, чтобы не регистрироваться отдельно, многие локальные профсоюзные организации присоединяются к уже существующим отраслевым или территориальным профсоюзам, которых в России еще с советских времен очень много.

В качестве примеров можно привести Общероссийский профсоюз работников Автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Общероссийский профсоюз работников Агропромышленного комплекса РФ, Общероссийский профсоюз работников угольной промышленности и другие. Подтверждением присоединения к вышестоящему профсоюзу будет соответствующее письмо, направленное на имя лидера локальной профсоюзной организации. С момента выдачи лидеру профсоюзной организации такого подтверждения, прекращение трудовых отношений с лидером по не виновным основаниям возможно лишь с согласия вышестоящей организации. Такая простая процедура создания профсоюза зачастую приводит к тому, что профсоюз создается не как инструмент социального партнерства, а как реакция на конфликтные ситуации, возникающие у ограниченного числа работников с администрацией, и исключительно для защиты их личных интересов.

В российском законодательстве не урегулирован вопрос поддержки российскими профсоюзами акций иностранных профсоюзов транснациональных компаний или участие в согласованных акциях [10, С. 211].

Профсоюз, действующий в компании на территории России, является отдельным самостоятельным субъектом правоотношений, на него будут распространяться только нормы Российского трудового права, и инициирование каких-либо акций возможно только по основаниям, предусмотренным Российским трудовым законодательством, список которых ограничен. Таким образом, в России исключена возможность проведения согласованных действий Российскими профсоюзами, направленных на приостановление работы, в поддержку представителей профсоюзов подразделений транснациональных компаний в других странах. Тем не менее, при проведении забастовок, инициированных профессиональными союзами или объединением профессиональных союзов, решение об участии в таких забастовках принимается коллективом работников без предварительного проведения примирительных процедур с непосредственным работодателем. То есть, правовая база для поддержки работниками действий профсоюзов, объединяющих интересы работников одной отрасли, в России существует [10, С. 49].

2. Виды современных профсоюзных организаций

Традиционные профсоюзы - это бывшие советские профсоюзы, объединившиеся в Федерацию независимых профсоюзов (ФНПР). Уже в начале 90-х они не играли серьезной роли в политической жизни и не имели влияния на процессы принятия решений. Они сохранили материальную базу советской профсоюзной системы, но численность их членов упала, т.к. люди выходили из профсоюза, а профсоюз представлял скорее интересы администрации, чем работников, люди не хотели платить членские взносы, переходили в альтернативные организации и т.п. Тем не менее, люди оставались потому, что хорошо помнили о роли профсоюзов в советское время. Кроме того, профсоюзы постарались сохранить за собой распределительную функцию, на основе налаженных связей в сфере торговли и услуг.

Старые профсоюзы не обладали ни властью, ни капиталом, они уже не могли мобилизовать наемных работников на какие-либо активные действия.

В начале и середине 90-х годов права работников нарушались постоянно при увольнениях, при заключении и выполнении трудовых договоров. Масштабный характер приобрели невыплаты заработной платы. Иски в суд принимались с нарушениями, администрация предприятий информировалась о том, кто их подал. Суд также не был защищен от давления, а его решения не исполнялись, т.к. заработная плата не выплачивалась, незаконно уволенных работников сокращали после восстановления и т.п. [4, С. 50].

Большинство входящих в ФНПР профсоюзов не могли нарушить сложившиеся отношения с администрацией, и могли действовать, не выходя за рамки, определенные трудовым законодательством. Получить разрешение на забастовку было так же нереально, как и выиграть судебный процесс. Добиться поддержки работников, сохраняя лояльность к власти и администрации и действуя в рамках закона, не удалось.

Традиционные профсоюзы в этот период начали активные поиски новой социальной базы. Они декларировали и продолжают доказывать свою причастность к разрешению различных проблем, включая экологические, и объявляют себя защитниками интересов не только работников, но и всего населения.

Первые такие альтернативные профсоюзные организации появились в результате стихийного забастовочного движения конца 80-х годов. Самыми известными стали Независимый профсоюз горняков (НПГ) и Федерация профсоюзов авиадиспетчеров (ФПАД).

Эти профсоюзы отказались от универсального членства, не принимали руководителей предприятия и даже специалистов. Они объединяли определенные группы работников, например, рабочих проходческих участков в угольной промышленности, авиадиспетчеров и летный состав авиатранспорта и т.д. Эти группы отвечали за выполнение какой-либо функции предприятия, жизненно важной для экономики и общества в целом. Например, шахтерская забастовка означала перебои в энергосистеме и приостановку деятельности металлургической промышленности. Забастовка машинистов и диспетчеров могла полностью парализовать железнодорожное и воздушное сообщение, имеющее ключевое значение для огромной страны и т.п. Именно такой способ организации и мобилизации активистов давал новым профсоюзам силу и реальную возможность влияния на принятие решений.

Эти новые профсоюзы начали использовать механизм коллективных договоров. Форма переговоров стала уже принципиально другой и представляла собой открытый и равноправный диалог, вместо прежних и традиционных закрытых обсуждений с преимуществом и давлением администрации. Несогласие с требованиями новых профсоюзов или невнимание к ним оборачивались для работодателя забастовками и акциями протеста.

Лидеры альтернативных профсоюзов подвергались преследованиям и насилию. Традиционные профсоюзы объединялись с администрацией и во многих случаях действовали совместно с ней против альтернативных профсоюзов. Совместных акций традиционных и альтернативных профсоюзных организаций по защите прав работников не проводилось.

В отличие от традиционных профсоюзов, у них не было нормальных условий для работы, помещений, средств связи, оргтехники. Кроме того, они не умели управлять организационными ресурсами, т.е. в отличие от бюрократических традиционных профсоюзов, не могли обеспечить выполнение собственных решений, правильно вести бухгалтерский учет, наладить делопроизводство, учет членства и т.п.

В середине 90-х годов уже эти результаты работы альтернативных профсоюзов во многих случаях были перехвачены традиционными профсоюзами, например, Росуглепроф, став коллективным членом ФНПР, присвоил себе заслугу подписания тарифного соглашения и ряд других достижений альтернативного НПГ [7, С. 147]

В этот же период некоторые альтернативные профсоюзы, например, авиадиспетчеров, были институционализированы, признаны работодателями в качестве партнеров и фактически утратили свою альтернативность.

Другие альтернативные профсоюзы первой волны, как, например, НПГ, просто потеряли свое влияние, поскольку не смогли решить проблемы невыплат заработной платы и незаконных увольнений.

В ответ на это возникла новая волна рабочего движения. Стали создаваться стачечные комитеты, которые нигде официально не регистрировались и юридически не подлежали привлечению к ответственности. В акциях совместно участвовали работники бюджетных организаций - учителя, врачи, рабочие промышленных предприятий. Во многих случаях стачку начинали учителя и врачи, которые затем мобилизовывали шахтеров, промышленных и транспортных рабочих. Одной из таких акций была «рельсовая война» 1998 года, во время которой рабочие перекрывали главные железнодорожные магистрали.

Это создало условия для возникновения еще одной, третьей волны деятельности альтернативных профсоюзов. Стачкомы обычно распадались после того как их требования удовлетворялись. В конце 90-х годов альтернативные профсоюзы были уже малочисленными. Они создавались и на промышленных предприятиях, и в бюджетных организациях, в больницах, школах, например, независимый профсоюз ВАЗа, учительские профсоюзы Новосибирска и др [10, С. 91].

Их особенность была в том, что эти профсоюзы не могли быть массовыми в силу оппозиционности администрации предприятий. Участие в них было рискованным. Но, несмотря на это, альтернативным профсоюзам третьей волны часто удавалось заставить работодателей считаться с их требованиями. Их лидеры и активисты, как правило, были юридически грамотны, активно участвовали в профсоюзных учебных программах и успешно использовали полученные знания в переговорах с директоратом предприятий и властными структурами [10, С. 181].

Профсоюзное образование в этот период становится уже важным ресурсом альтернативных профсоюзов после того, как государство и работодатели ощутили угрозу со стороны стихийного рабочего движения. Основной формой действий становятся уже иски в суд, многие из которых удалось выиграть.

Профсоюзы компаний - это еще одна форма современных профсоюзов в рамках крупных корпораций - «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС» и др. Профсоюзы таких компаний, по сути, выполняют функции социального страхования, а также других функций, свойственных в прежнее время советским профсоюзным организациям. Например, профессиональный союз «ЮКОСа» организовал аналог социалистического соревнования на предприятиях компании. Создание таких подконтрольных администрации профсоюзов позволило компаниям решать внутренние социальные проблемы и демонстрировать западную модель трудовых отношений, что крайне важно для работы с западными партнерами.

Термином «социальное партнерство» применительно к профсоюзному движению обычно обозначают согласование интересов наемных работников, государства и работодателей на всех стадиях принятия и реализации решений, которые в какой-либо степени касаются этих интересов.

Партнерство осуществляется посредством сформировавшегося на Западе в течение прошлого столетия механизма трипартизма [3, С. 16]. Термин трипартизм означает, что процесс согласования интересов, регулирование социально-трудовых отношений, разрешение конфликтных ситуаций и т.д. должен происходить при обязательном участии работодателей, представленных их объединениями, профсоюзов как представителей наемных работников и государства, от имени которого выступает правительственная администрация, отраслевые министерства и ведомства. Трипартизм предполагает также наличие законодательной базы, организационных структур разных уровней, установленных процедур взаимодействия.

В 1991 г. был принят Указ президента РФ Б.Н. Ельцина «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». Затем был принят ряд федеральных законов - «Закон о профсоюзах», «Закон о порядке разрешения коллективных трудовых споров», «Закон о коллективных договорах и соглашениях» и др. и Трудовой кодекс РФ [1].

На федеральном уровне 1992 г. впервые была создана Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений (РТК). Задачи, состав и численность комиссии постоянно уточнялись. В 1999 г. Комиссии был придан статус постоянного органа системы социального партнерства в России. Согласно федеральному закону о Российской трехсторонней комиссии количество членов каждой из сторон (федеральной власти, работодателей и профсоюзов) не может превышать 30 человек. Кроме того, были созданы отраслевые тарифные комиссии, в регионах и в муниципалитетах действуют региональные и территориальные трехсторонние комиссии, а на предприятиях - двухсторонние комиссии (профсоюз и администрация предприятия) [2].

Все перечисленные комиссии должны разрабатывать и принимать соглашения, регламентирующие отношения наемных работников и работодателей (на предприятиях - коллективные договоры), а также контролировать выполнение этих соглашений и договоров.

Правительство посредством участия в трехсторонней комиссии рассчитывало ослабить давление протестного движения, однако этого достичь не удалось. В конце 90-х годов РТК так и не смогла решить проблему невыплат долгов по заработной плате, что только усилило существовавшее в стране социальное напряжение. В результате правительство сократило функции РТК как органа социального партнерства на федеральном уровне. Она была лишена права организовывать трехсторонние консультации по вопросам социально-трудовых отношений, делать заключения о целесообразности регистрации международных правовых норм и т.д. В итоге комиссия была отстранена от непосредственного подписания Генерального соглашения[2].

В начале 90-х годов российский трипартизм был чисто символической, демонстрационной моделью социального партнерства, созданной правительством по западным образцам. К концу 90-х годов под влиянием протестного рабочего движения эта модель начинает реально функционировать.

3. Роль современных профсоюзов в институционализации трудовых конфликтов

В основе возникновения профсоюзных организаций на предприятиях есть несколько причин. Профсоюзы возникают в организациях, в которых существует в течение достаточно длительного времени какой-то нерешенный «больной» вопрос, например, по оплате труда, и при этом отсутствует налаженная система коммуникации с работниками. Особенно вопрос отсутствия системы коммуникации возникает в компаниях с иностранным менеджментом.

Профсоюз также может стать промежуточным звеном, посредником между работниками и работодателями, если работники рабочих специальностей в силу языкового барьера не могут обратиться напрямую к руководству, и такое посредничество зачастую не способствует укреплению имиджа работодателя в глазах работников.

Способствовать появлению профсоюзов в российских подразделениях транснациональных компаний могут сильные профсоюзы в подразделениях компании в других странах, которые курируются международными профсоюзными организациями. Вовлеченность международных профсоюзных организаций выражается в обучении членов профсоюзов как правовым основам, так и основам переговорного процесса, передаче опыта профсоюзов других стран, обеспечении поддержки со стороны иностранных профсоюзов при проведении профсоюзных акций в России, включая проведение согласованных акций в поддержку представителей российских профсоюзов членами профсоюзов подразделений транснациональной компании в различных странах [5, С. 15].

Также одной из причин возникновения профсоюза в компании становится элементарное несоблюдение работодателем норм охраны труда и техники безопасности, непредставление работникам предусмотренных трудовым законодательством льгот, гарантий и компенсаций при работе в условиях, отклоняющихся от нормальных условий труда.

В России постепенно складывается система профсоюзов западного типа, формируются соответствующие нормы и правила социального партнерства. Российские профсоюзы включаются в процесс глобализации. В стране действуют международные профсоюзные федерации, в которые входят в основном профсоюзы ФНПР, а также институционализированные альтернативные профсоюзы.

В стране существует большое количество профсоюзных организаций, их объединения и ассоциации с общей численностью около 30 миллионов человек - это составляет около 50% работающего населения [4, С. 78]. У этих организаций есть собственность, деньги (взносы) и бюрократический аппарат. Представители профсоюзной стороны регулярно принимают участие в заседаниях региональных и федерального правительств, международных симпозиумах, форумах и конференциях, в Государственной Думе создана депутатская группа «Солидарность», которая является профсоюзным лоббистом в парламенте.

По опросу ВЦИОМ, в качестве причин недоверия профсоюзам как демократическим институтам в России граждане называют следующие:

деятельность профсоюзов незаметна, бесполезна, неэффективна, их просто нет - 39%;

они не отстаивают интересы работников, выполняют волю властей - 16%;

не доверяет профсоюзам, затрудняются сформулировать причины своего недоверия, но тем не менее не доверяют - 46%. [4, С. 131]

В общественном сознании профсоюзы воспринимаются совсем не так, как позиционируют себя сами профсоюзные лидеры.

Не трансформировавшись под условия рыночной экономики, профсоюзы не смогли использовать массовые акции начала 90-х годов для того, чтобы наладить нормальную постоянную профсоюзную жизнь в стране. Самый главный показатель этого - российская приватизация, которая фактически прошла без участия профсоюзов.

Бюрократизация профсоюзов не только приводит к разрыву с собственной социальной базой, но и снижает их политический вес. Теряя поддержку со стороны рабочих, профсоюзы перестают быть реальной социальной силой.

В России полная институционализация и бюрократизация профсоюзов, вытеснение с политической арены альтернативных профсоюзов могут быть крайне опасными в виду острых социальных проблем, создающих угрозу социального взрыва.

Современная Россия предпринимает попытку построения демократического государства, капиталистического общества и рыночной экономики. Нормально работающие профсоюзы создают общественную среду и формируют у людей привычку и опыт решать проблемы за счет собственных усилий и координации с другими.

Заключение

Особенность функционирования современных российских профсоюзов связана с тем, что переходному характеру экономики России с начала реформ были свойственны острые социальные конфликты, в мире существует сформировавшаяся система международных профсоюзных организаций и сложившаяся модель социального партнерства.

Малочисленность и локальность действий - это главные признаки современных альтернативных профсоюзов, их формальная принадлежность к какой-либо из профсоюзных федераций не имеет ключевого значения. Отдельные организации даже входят в состав ФНПР, что не оказывает существенного влияния на их политическую позицию и способы действий.

Современные профсоюзы должны уметь находить новые точки эксплуатации, объединять людей, создавать конфликт работников и работодателей. По результатам ряда забастовок добиться принятия необходимых законов и превратиться в правозащитников. А когда ситуация стабилизируется - выстроить систему коммуникации для всех заинтересованных сторон и реализовать принцип социального партнерства.


Список литературы

1.Федеральный закон от 12 января 1996 г. [Текст] №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г.)

2.Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы[Текст]. М. - 2001

.Гидденс, Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. [Текст] - М.: Весь мир, 2004-330 с.

.Кацва, А.М., [Текст] Социально-трудовые конфликты в современной России: истоки, проблемы и особенности. М. - СПб.: Летний сад, 2002.-200 с.

.Козина И.М. [Текст] Российские профсоюзы: трансформация отношений внутри традиционной структуры. - Экономическая социология. Электронный журнал, т. 3, 2002, №5.

.Коршунов Ю.Н. [Текст] Защита трудовых прав работников профессиональными союзами // Гражданин и право. №4. 2002. с. 3-16.

.Петрова Л.Е. [Текст] Как умирают «советские» профсоюзы // Мир России. 2001. №3. с. 138-152.

.Профсоюзное пространство современной России [Текст]/ Под ред. В Борисова, С. Кларка. М.: ИСИТО, 2001.-331 с.

.Роль профсоюза в современной России: проблема взаимосвязей. [Текст] \ Кадровик. Трудовое право для кадровика, 2008, №12. с. 5-25.

.Социальные проблемы, рабочие организации и профсоюзы в современной России. Документы. Статистика. Библиография. [Текст] - М., 2006. - 400 с.

Похожие работы на - Современное состояние профсоюзного движения в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!