Сравнительный анализ социальной работы в Санкт-Петербурге, Россия и Финляндии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    42,67 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сравнительный анализ социальной работы в Санкт-Петербурге, Россия и Финляндии

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Проблемы и перспективы миграционных процессов.

.1 Понятие миграции

.2 Причины миграционных процессов

.3 Социологический аспект социальной работы с мигрантами

Глава 2. Аспекты социальной работы с мигрантами и вынужденными переселенцами в Санкт-Петербурге.

.1 Современная миграционная политика в Санкт-Петербурге: тенденции и механизмы реализации

.2 Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами на примере города Hämeenlinna, Финляндия.

Глава 3. Роль государства и общественных организаций

.1 Проведение социологического исследования миграционной ситуации на базе отделения Социальной помощи семьям мигрантов «Центра социальной помощи семье и детям Красногвардейского района города Санкт-Петербурга»

.2 Сравнительный анализ социальной работы в Санкт-Петербурге, Россия и Hämeenlinna, Финляндия.

Заключение.

Список литературы.

Приложения:

Введение

Современные процессы миграции в мире являются одной из ключевых проблем всего человечества. Миграция населения играет огромную многостороннюю роль в развитии человечества, являясь формой его адаптации к меняющимся условиям существования. Это сложный социальный процесс, тесно связанный с уровнем развития экономики и размещением отраслей производства в разных регионах. Сутью этого процесса является стремление мигрантов к благополучию и безопасности, которые между собой неразрывно связаны. Важнейшая социально-экономическая функция миграции населения - обеспечение определенного уровня подвижности населения и его территориального перераспределения, в том числе в индустриальные центры и осваиваемые районы. С одной стороны, миграция населения способствует более полному использованию рабочей силы, росту производства, но с другой - последствия миграции сложны и противоречивы. Миграция населения оказывает существенное влияние на сбалансированность рынка труда, изменяет экономическое и социальное положение населения, нередко сопровождается ростом необходимостью образовательной и профессиональной подготовки, расширением потребностей участвующих в миграции людей. Более того, массовый приток мигрантов может быть причиной роста безработицы, сильного давления на социальную инфраструктуру (жилье, здравоохранение и др.). Тем самым миграция влияет на уровень жизни коренных жителей, вызывая «обезлюдение» и экономический регресс одних районов и концентрацию населения в других. Миграция населения, являясь массовым явлением, всегда несет в себе угрозу стабильному развитию тех стран, куда прибывают мигранты и такая угроза одинакова для всех стран на всех континентах. Не случайно, что решение проблем, связанных с миграцией населения, являются ответственностью государства и предметом государственной миграционной политики.

Российская Федерация так же является страной с большим миграционным потоком. Россия стала крупнейшим центром миграции в Восточном полушарии и уступает по величине миграционных потоков только США. Такие данные опубликовал в 2011 году Всемирный банк (ВБ) в ежегодном обзоре «Миграция и переводы» (Migration and Remittances Factbook 2008). В Россию ежегодно прибывают более 12 млн. и одновременно выезжают около 11 млн. мигрантов.[]

В первую очередь миграционному наплыву подвергаются крупные города России, такие как Москва, Екатеринбург, Нижний Новгород, Хабаровск, Чита.

Не избежал этой участи и Санкт-Петербург, являющийся мегаполисом страны: поток беженцев с начала 90-х годов стихийно усиливался и практически не регулировался принимающей стороной. Использование человеческого потенциала беженцев и вынужденных переселенцев, равно как и их влияние на социальную и культурную сферы различных районов Санкт-Петербурга, анализировались недостаточно, а в практике государственных органов соответствующе научные рекомендации находили воплощение еще реже. К сожалению, на данный момент Санкт-Петербурге нет достаточного количества как специализированных социальных учреждений, занимающихся вопросами мигрантов, так и специалистов, готовых оказать грамотную поддержку мигрантам в различных вопросах.

Актуальность исследования связана с тем, что в настоящее время во многих городах резко обострилась проблема вынужденных мигрантов (беженцев и вынужденных переселенцев). Вопрос приема и адаптации их практически отсутствует и не связан, по крайней мере, в первоначальной стадии, с экономической выгодой для принимающего города, что заставляет города-участников этого процесса вступать в межгородские или международные, в том числе социальные, связи для решения целого ряда проблем, связанных с мигрантами. В то же время, обеспечивая регистрацию мигрантов на территории, все еще нет единого понимания и разработанной системы социальной работы с ними.

Ранее мной было проведено исследование в Финляндии, где учет мигрирующих граждан налажен и соответствует регламенту, принятому ООН. Следует отметить, что к мигрантам относятся не только приезжие иностранцы, но и граждане Финляндии, возвращающиеся в страну после пребывания за рубежом более 1 года. В Российской Федерации вместо понятия «мигрант» используется понятие «Иностранный гражданин». Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. [].

Целью данного исследования является: Определить соответствие работы социальных служб города Санкт-Петербурга с потребностями мигрантов.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-       Анализ основных видов и функций миграции;

-       анализ нормативно-правовых регламентаций миграционной политики в Санкт-Петербурге и Ленинградской области;

-       изучение социальных учреждений оказывающих услуги мигрантам и их семьям;

-       оценка соответствия услуг, оказанных социальными службами с потребностями мигрантов;

-       сравнительный анализ услуг, предоставляемых службой социальной работы в Санкт Петербурге и Hämeenlinna, Финляндия.

-       разработка рекомендаций (программы работы) для повышения качества ( количества) услуг мигрантам

В данной работе при сборе социологических данных использовались такие методы как:

·        Анкетирование

·        Качественный анализ документов

·        Включенное наблюдение

·        Полустандартизованное интервью.

Объект исследования: мигранты

Предмет исследования: потребности мигрантов, услуги социальных служб

Выборка:

·        мигранты, находящиеся на территории Санкт-Петербурга -20 человек

·        сотрудники отделения «Социальной помощи семьям мигрантов» центра «Социальной помощи семье и детям» Красногвардейского района города Санкт-Петербурга - 10 человек

Содержание работы:

·        Введение

·        Глава 1 Проблемы и перспективы миграционных процессов. В которой раскрываются такие аспекты как:

-       Понятие миграции

-       Причины миграционных процессов

-       Социологический аспект социальной работы с мигрантами

·        Глава 2. Аспекты социальной работы с мигрантами и вынужденными переселенцами в Санкт-Петербурге. В этой главе подробно анализируется нормативно-правовое законодательство относительно мигрантов и вынужденных переселенцев. Так же рассматриваются:

-       Современная миграционная политика в Санкт-Петербурге: тенденции и механизмы реализации

-       Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами на примере города Hämeenlinna, Финляндия.

·        Глава 3. Роль государства и общественных организаций. В заключительной главе описывается проводимое исследование. Так же в эту главу включен сравнительный анализ.

-       Проведение социологического исследования миграционной ситуации на базе отделения Социальной помощи семьям мигрантов «Центра социальной помощи семье и детям Красногвардейского района города Санкт-Петербурга»

-       Сравнительный анализ.

·        Заключение

·        Список литературы

·        Приложения.

Глава 1. Понятия и причины миграционных процессов

.1 Понятие миграции

Под миграцией населения следует понимать сложный общественный процесс, выполняющий важные функции в жизни общества и отдельного человека. В современной литературе можно встретить разнообразные определения миграции. Так, по мнению юриста Н. Н. Тоцкого (Россия), миграция - это перемещение по различным причинам людей через границу тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного места жительства. []. Данный термин включает в себя ряд элементов, свойственных миграции, но упускает наиболее существенные вопросы правового регулирования миграции и правового статуса мигрантов.

Е. Ю. Садовская - Эксперт Исследовательского Совета по миграции стран СНГ и Балтии при Центре миграционных исследований Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук (ИНП РАН). Она считает, что миграция - это передвижение населения через государственные границы, связанное с переменой места жительства и требующее внутригосударственного и межгосударственного регулирования []. Несмотря на четкую формулировку миграции, предложенное определение не отражает мотивы и сроки миграции, что делает его узко направленным, акцентированным только на определенные типы мигрантов.

О. Пискун (Украина) утверждает, что миграция нередко связана с резкой сменой не только географического, территориального места жительства, но и соответствующего социума, социального и политико-правового окружения. Специфика данного явления, по его мнению, состоит в его межтерритор риальном характере [].

Белорусский юрист Л. А. Васильева считает миграцию сложным транснациональным явлением и одним из важнейших индикаторов отражения этнополитических и социально-экономических процессов, происходящих в обществе []. Но четкого определения миграции не дает, хотя анализирует понятийный аппарат в области миграции, концентрируясь на позициях не столько юристов, сколько демографов, социологов, политологов [].

Если рассматривать проблему в масштабе тысячелетий, то стоит отметить, что огромное влияние на формирование состава населения Европы и Азии оказали миграции, происходившие в течение последних двух тысяч лет, такие, как Великое переселение народов в Европе 4-7 вв., миграции, связанные с арабскими завоеваниями (7-8 вв.), с экспансией тюрко-монголов (11-17 вв.).

В эпоху Великих географических открытий (15 - 17 вв.) началось масштабное и регулярное развитие межконтинентальных миграций, главным образом из Европы в Северную и Южную Америку, Австралию, Индию.

В 19 в. по данным электронной энциклопедии "Кругосвет" иммиграция (свыше 28 млн. человек) была направлена в основном из Европы в Америку. По данным того же источника за период с 1815 по 1900 из Великобритании эмигрировало около 13 млн. человек, из них 65 % направлялись в США, 15% - в Канаду, 11% - в Австралию, 5% - в Южную Америку.

С некоторым отставанием второе место заняла Германия, во второй половине 19 в. оттуда эмигрировало более 4,5 млн. чел., избрав своим новым домом в основном США. Поток переселенцев из стран южной Европы (Испания, Португалия, Италия) был направлен, в основном, в Аргентину, США и Бразилию.

В 20 в. темпы иммиграции ничуть не ослабевают, но это явление приобретает новые, невиданные доселе причины: две мировые войны, вынудившие миллионы людей покинуть родной дом; разделение колониальной Индии на собственно Индию и Пакистан. Причины экономического характера также не сдают позиций. К примеру, в 1945-1950 гг. большие потоки трудоспособного населения направлялись из стран южной и Восточной Европы, а также Северной Африки в Западную Европу. Такой приток рабочей силы был обусловлен необходимостью подъема экономики ведущих европейских держав, устранением последствий второй мировой войны.

В 1950-1970-х экономические причины создали основу для появления новых центров иммиграционного интереса наряду с уже устоявшимися (США, Канада, Австралия). Наибольшим образом преобразилась ситуация с иммигрантами в Европе: из поставщика рабочей силы она превратилась в мощный экономический центр, требующий серьезных трудовых ресурсов.

С начала 20 в. статистики предпринимают попытки выработать единые правила и каноны для учета потоком мигрантов, но и по сей день в каждой конкретной стране мы сталкиваемся с различными трактовками понятия "Иммигрант", что затрудняет учет. К примеру, в Германии иммигрантами называют "лиц, пересекающих государственную границу с намерением устроиться в стране", в Соединенных Штатах - "иностранные посетители, допущенные к въезду на законных основаниях с целью постоянного проживания в стране", в Российской Федерации же такого понятия, как «мигрант» как такового не существует, есть понятие «Иностранный гражданин». Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. []

Определенные трудности при анализе международной миграции населения обусловлены также значительной разнородностью источников данных о ней. По мнению экспертов ООН, необходимо выделять три основных источника: пограничный контроль; регистры населения (например, данные, получаемые при вручении загранпаспортов); различные обследования, среди которых главное место принадлежит переписям населения. Данные, получаемые из последнего источника, наиболее достоверны.

Выделяют следующие виды международной миграции населения.

. Времено-постоянная: как правило, она ограничена сроком пребывания в стране въезда от 1 до 6 лет (из-за сохраняющейся зависимости от страны выезда, возрастно-половой, семейной и профессиональной характеристики мигрантов). В международной статистике такого вида мигранты носят название «долгосрочные эмигранты и иммигранты», «временные рабочие по контракту», «постоянные трудящиеся-мигранты».

. Сезонная: связана с кратковременным (в пределах года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (сельское хозяйство, рыболовство, сфера услуг). Разновидности сезонной миграции - кочевничество, сохранившееся главным образом в Западной Африке и на Ближнем Востоке, а также паломничество к святым местам. В международной статистике сезонным мигрантам соответствуют термины «краткосрочные иммигранты и эмигранты», «мигранты-сезонники» и др. []

.2 Причины миграционных процессов

мигрант социальный работа общественный

Наряду с миграциями населения, в основе которых преобладающее значение принадлежит социально-экономическим факторам, в отдельные периоды возникают миграции населения по политическим причинам (образование новых государств, изменение государственных границ, политико-экономические преобразования в государствах). Иногда существенную роль в миграции населения играют национальные и религиозные факторы. []

Причин миграционных процессов населения может быть может быть великое множество:

-       неблагоприятная экономическая обстановка в стране;

-       инфляция,

-       массовая безработица;

-       экономический кризис;

-       гражданские войны;

-       экологическая катастрофа в данном регионе или государстве.

Также миграция может быть связана с экономическими факторами, например, с желанием граждан улучшить свое экономическое благосостояние, т.е. поиск более высокооплачиваемой работы за рубежом, получить ПМЖ в развитой стране и т. д.

Учены и специалисты выделяют миграцию рабочей силы, как одну из наиболее важным миграций в мире, т.к. это напрямую влияет на экономическое и социальное положение в стране. Что является важным для каждого государства или города в контексте обладания трудовыми ресурсами.

Не всегда мигрант покидает страну добровольно. Всем известны политэмигранты советского периода, вынужденные покинуть СССР по политическим соображениям, массовые переселения евреев в сталинские времена.

Под миграцией рабочей силы или миграцией трудовых ресурсов принято понимать миграцию населения с целью трудоустройства за рубежом или в другом регионе страны в личных интересах.

В данный момент, также как и раньше, происходит международная миграция рабочей силы из третьих стран в развитые страны (страны Западной Европы, Канада, США, Австралия и др.). Это так называемая внешняя трудовая миграция. Также может происходить миграция трудовых ресурсов в пределах государства. К примеру, в настоящее время происходит миграция населения России из одного регионов в столицу и другие крупные города. Другими словами, мы наблюдаем внутреннюю трудовую миграцию населения России.

В настоящее время международная трудовая миграция приобретает устойчивый характер. Эмигранты из стран Африки, юго-восточной Азии, стран Латинской Америки, а равно из ряда стран Западной Европы неумолимо стремятся всеми правдами и неправдами получить работу (постоянную или сезонную) в развитых странах. К примеру, граждане Мексики стремятся в США, поляки находят работу в других странах Европы: Норвегия, Швеция и др. экономически развитые страны.

Зачастую миграция носит незаконный характер. Здесь имеется ввиду различного рода способы и ухищрения проникновения за рубеж при отсутствии у иммигранта рабочей визы и разрешения на работу. Нелегальная миграция имеет место постоянно не только в России, но и во многих других странах.

1.3 Социологический аспект социальной работы с мигрантами

Социальному работнику приходится постоянно ориентироваться в социологических аспектах проблемы миграции. Например, содержание его деятельности может видоизменяться в зависимости от вида миграции. Вынужденная миграция или добровольная, сезонная или постоянная, законная или незаконная, внешняя трудовая или внутренняя социально-экономическая, межрегиональная, сельско-городская, возвратная и невозвратная - каждый из видов накладывает свой отпечаток. Видам миграции и работе с мигрантами посвящен ряд исследований социологов и антропологов. Часть этих разработок положена в основу Федеральной миграционной программы. Все эти работы и документы уделяют внимание проблеме дезинтеграции (дезинтеграция -распад, разделение на части целостной структуры, ослабление, нарушение связей в единой системе. [])и реинтеграции (реинтеграция -- повторное включение мигранта в социальные структуры страны своего происхождения. Это, с одной стороны, создание круга общения (друзья, родственники, соседи), с другой - участие в структурах гражданского общества (объединениях, группах взаимопомощи и пр. []) в процессе миграции.

Особенно болезненно дезинтеграция и реинтеграция проходят при вынужденной (принудительной) миграции. Принудительная миграция возникает в случае чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, войн, территориальных конфликтов - экстренная миграция), также при осуществлении некоторых проектов индустриального развития (например, при строительстве гидроэлектростанций, ирригационных систем, промышленных предприятий, при переселении из «неперспективных» населенных пунктов и т.д.).

Организуя и осуществляя социальную работу с мигрантами необходимо учитывать ряд обстоятельств, которые во многом определяют потребности этих категорий людей.

Во-первых, мигранты в той или иной степени попадают в ситуацию маргинализации в силу утраты ими «территориальных корней».

При этом, разрушается привычная для человека природная и социальная среда жизнедеятельности, нарушаются его важнейшие естественно-антропологические права, такие как право на этническую идентификацию, на определённый уровень жизни, жильё, семью и т.п. Реализация этих и им подобных прав в значительной степени связана с возможностью постоянного или длительного проживания в определённом месте.

Во-вторых, мигранты - это люди, находящиеся в состоянии психологической, культурной и социальной дезадаптации, что во многом определяет содержание необходимой им социальной поддержки и помощи.

В последние годы в настоящее массовое бедствие превратилась экстренная вынужденная миграция в таких регионах, как Югославия, Кавказ, Закавказье. Потоки беженцев и вынужденных переселенцев хлынули из Северного Кавказа, Таджикистана, Средней Азии, Прибалтики. К таким масштабам миграционных процессов ни власти, ни

соответствующие социальные службы оказались не готовы. Не хватает финансов, жилья, стройматериалов, рабочих мест. Ощущается острый дефицит и специально подготовленных социальных работников, специализирующихся на дезинтеграции вынужденных мигрантов.

Миграция и сопутствующая ей в той или иной мере маргинализация т.е.резкое понижение социального статуса <#"586489.files/image001.gif">

С нарушением законов РФ сталкивались все работники Центра. Но тем не менее результаты: (Таблица4) Статистика нарушения мигрантами законов РФ

Нарушения мигрантами законов РФ

% соотношение

Да, часто

10%

Не часто

45%

Иногда

42%

Редко

3%

Никогда

0%


К сожалению, большинство мигрантов, приезжающих в Санкт-Петербург, являются юридически не грамотными людьми. Ни один сотрудник Центра не сталкивался с мигрантом или семьей мигрантов, не нарушивших какие-либо законы РФ.

Не смотря на то, что Центры Социальной Помощи Семье и Детям существуют в каждом районе города Санкт-Петербурга, не во всех центрах есть отделения, оказывающие социальные услуги мигрантам и семьям мигрантов. Центры, где существуют такие отделения есть в: Красногвардейском, Выборгском, Приморском и Московском районах. Услуги, оказываемые этими Центрами, приведены ниже в виде статистических данных: (таблица 5)

Таблица 5 Услуги, оказываемые мигрантам в Санкт-Петербурге.

Услуги

% соотношение

1.оформление документов

28%

2. предоставление первичного жилья

0%

3.помощь в поиске работы

54%

4.другие услуги

18%


Как отражено в таблице, наиболее часто оказываемыми услугами является помощь при оформлении документов, а так же помощь в поиске жилья. Под другими услугами оказываемыми специалистами Центрами подразумевается: работа с детьми, групповая и индивидуальная, тренинги, собрания, помогающие мигрантам освоиться в ругой культуре.

Среди других услуг, которые по мнению специалистов, должно оказывать государство были выделены: Помощь в освоении русского языка; содействие в организации культурно-массовых мероприятий, национальных праздников и т.д.

На данный момент в Санкт-Петербурге в социальных службах работают такие специалисты как:

·        Специалисты по социальной работе - 31%

·        Клинические психологи - 12%

·        Педагоги -57%

Данное исследование проводилось среди мигрантов, находящихся на данный момент в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Среди опрошенных большую часть составляют трудовые мигранты, а так же дети и пожилые.

Среди опрошенных было выявлено что, большинство мигрантов России, являются участниками внутренней миграции: (таблица 6)

Таблица 6 Станы прибытия мигрантов

Стана прибытия

% соотношение

Белоруссия

3%

Узбекистан

51%

15%

Другие страны, регионы РФ

31%


Данные, представленные в таблице, позволяют нам сказать, что в нашей стране преобладает такой вид миграции, как внешняя миграция. Большинство мигрантов приезжают в Санкт-Петербург из других стран, в основном южных, у которых с Россией сохранен безвизовый режим и других регионов РФ, таких как Калмыкия, Краснодарский край, Кавказские республики.

Самые распространенные трудности с которыми сталкиваются мигранты при приезде в большие города это: (таблица7)

Таблица 7 Трудности, с которыми сталкиваются мигранты на первичном этапе адаптации.

Трудности на первом этапе пребывания в Санкт-Петербурге.

%соотношение

1.незнание языка

32%

2. климатические условия

2%

3. сложность в установлении контактов с населением Санкт-Петербурга

1%

4.культурные различия

5%

5.длительность в оформлении документов

21%

6.трудность при устройстве на работу

39%


Главными проблемами, на решение которых должна в первую очередь быть направлена работа социальных служб это трудоустройство мигрантов и всяческое содействие в освоении ими государственного языка. Эти две проблемы должны быть приоритетными в миграционной политике Санкт-Петербурга.

Причин миграции достаточно большое количество, вот основные из них:

·        Поиск работы и улучшение уровня жизни.

·        Семейные обстоятельства

·        Обучение в Санкт-Петербурге

·        А так же личное желание респондентов.

Осведомленность мигрантами о существовании социальных служб в Санкт - Петербурге очень скудная. Здесь ответы респондентов поделились поровну: Отдел УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - 50% и Центр СПСД Красногвардейского района - 50%.

Так же респондентам предлагалось оценить различия между культурами своей страны, региона и культурой Санкт-Петербурга. (таблица8)

Таблица 8 Культурные различия

Различия есть и они существенны

Различия есть, но они не существенны

Различия небольшие. Почти незаметны.

Культуры похожи. Отличия есть в небольших обрядах, традициях.

Различий нет. Культуры очень похожи.

2%

38%

27%

11%

22%


Период нахождения в Санкт-Петербурге так же играет для исследования важную роль.

Таблица 9 Время пребывания мигрантов в Санкт-Петербурге.

Менее 1 года

От1 года до 3 лет

От 3 до 5 лет

Более 5 лет

3%

24%

29%

44%


Так же важнейшим критерием изучения социальных условий мигрантов мы считаем наличие или отсутствие у них жилплощади.

% опрошенных подтвердили, что не имеют собственную жилплощади и вынуждены снимать квартиру или комнату в Санкт-Петербурге.

Выводы по результатам исследования.

Таким образом, мы можем наблюдать динамику оказания социальных услуг мигрантам и их семьям в Санкт-Петербурге. К сожалению, оказание социальной помощи мигрантам стоит в нашем городе не на таком высоком уровне, как в соседней Финляндии.

Согласно результатам исследования в Санкт-Петербург приезжают в основном трудовые мигранты или мигрируют целыми семьями. Зачастую иностранцы приезжающие в Россию, являются юридически не подготовлены, теряются в законах РФ. На данном этапе задача социальных работников состоит в разъяснении законов РФ мигрантам, оказания им помощи в юридической сфере, что не является прямыми обязанностями социальных работников.

Так же можно сделать вывод о том, что не только в Санкт-Петербурге, но и в России не осуществляются в полном объеме социальные гарантии в отношении мигрантов.

Недопустимо низким является уровень приобщения мигрантов к культуре нашего города. Почти 95% респондентов указала, одной из наиболее важных проблем - языковую проблему. Даже если в Санкт-Петербурге и существуют доступные языковые курсы для мигрантов, то о них либо мало информации, либо они недоступны из-за занятости этой категории клиентов. В большинстве случаев, мигранты вынуждены осваивать русский язык, на улице, с помощью своих родственников, друзей, уже живущих какое-то время в Санкт-Петербурге.

Злободневной проблемой как для специалистов, так и для мигрантов остается проблема трудоустройства. В ходе интервью со специалистами выяснилось, что помочь мигрантам найти работу в нашем городе очень сложно, так как работодатели требуют наличие «прописки» в Санкт-Петербурге или Ленинградской области. Работы же куда мигрантов могут принять без этого важного документа настолько низкооплачиваемы, что иностранцы вынуждены искать подработки, которые не всегда легальны. Отсюда повышается рост нелегальной миграции и растет количество преступлении разной степени тяжести.

Необычайно важным аспектом в социальной работе с мигрантами является вопрос сохранения и поддержания культурных традиций мигрантов их разных стран. Не смотря на то, что большинство респондентов сказали, что различия в культурах их стран и культурой Санкт-Петербурга незначительны, он все же есть. Социальным работникам важно сохранять культурные традиции стран, откуда приехали мигранты. Для этого должна вестись работа прежде всего с детьми. Должны организовываться культурно-исторические мероприятия, чтобы дети не были оторваны от культуры своих родителей. Необходимо важным, мы считаем проведения таких мероприятий в школе. Социальные работники должны выстраивать как бы мостик общения между школой, ребенком мигрантом и его родной культурой.

В заключении следует сказать, что на данный момент социальной работой с мигрантами занимается недостаточное количество социальных работников. Функции этих специалистов берут на себя и педагоги, и психологи, а иногда даже юристы. Социальная работа с мигрантами, для Санкт-Петербурга - это новая жизненно необходимая стезя. Городу важно как можно скорее «воспитать» квалифицированных работников. Мы будем надеяться, что современная миграционная и социальная политики города будут направлены прежде всего в это русло.

3.2 Сравнительный анализ социальной работы в Санкт-Петербурге, Россия и Hämeenlinna, Финляндия

Согласно данным исследования по оказанию социальных услуг в Санкт-Петербурге, Россия в 2011 году и Hämeenlinna, Финляндия в 2010 году важно освятить следующие аспекты.

Социальное сопровождение мигрантов в Hämeenlinna налажено намного лучше, чем в Санкт-Петербурге. В Петербурге, как в огромном мегаполисе, мигранты приезжающие сюда, остаются предоставлены сами себе. Зачастую не удается даже контролировать точное количество прибывших и убывших в городе. Финское законодательство щепетильно относится к миграционным вопросам. Мигранты, только что прибывшие в Финляндию, могут обратиться в Maahanmuuttoinfo-информационный центр, работающий на 4 языках: английском, французском, русском и арабском. Социальное сопровождение начинается с момента приезда мигранта в финский город и длится на протяжении 3 лет. Им предоставляется весь спектр социальных услуг для мигрантов, начиная с переводчика на первичном этапе адаптации и заканчивая небольшим социальным жильем, с минимальным набором мебели. С каждым мигрантом социальный работник работает в индивидуальном порядке. Таким образом финнам успешно удается контролировать количество и род деятельности прибывших и находящихся на адаптационном периоде мигрантов.

В Санкт-Петербурге социальные работники выступают в роли посредников между мигрантами и различными социальными учреждениями. По приезде в город и обращении в социальную службу, мигранту помогают со сбором необходимых документов, поиском жилья. Социальные работники выступают связующим звеном, но причине большого количества иностранцев, мигранты вынуждены обеспечивать себя сами. В Hämeenlinna социальный работник устраивает не менее 10 личных встреч, на которых обсуждаются различные аспекты первичной адаптации мигранта в городе. Социальный работник так же выступает в качестве посредника, но с более активным участием в жизни мигрантов.

Есть и в сравнительном анализе такие большие различия, как культурная адаптация. Не смотря на то, что в Петербурге существует масса возможностей для культурной адаптации иностранцев, этим пользуются далеко не все мигранты. Культурная адаптация проходит чаще среди небольшой социальной группы: семьи, ближайшего окружения, национальной общины. Практически нет никакой возможности, например, для трудовых мигрантов, посещать доступные курсы русского языка. В Hämeenlinna это является приоритетной частью реабилитационной программы. Мигранты обязаны посещать культурные центры и уделять внимание изучению национального языка. Для этого финны придумали замечательный стимул. Мигранты, придерживающиеся реабилитационной программы, получают адаптационное пособие. На наш взгляд, это хороший стимул не только для изучения языка, но и для соблюдения всей реабилитационной программы в целом.

Наиболее глобальной проблемой для Санкт-Петербурга является катастрофическая нехватка учреждений и специалистов по социальной работе, для мигрантов. Многие приезжие не обращаются в социальные центры из-за их географически не выгодного положения. Относительно этого Hämeenlinna имеет преимущество в виде небольшой территории.

Заключение

В формировании населения Санкт-Петербурга одной из самых важных составляющих является миграционное движение населения. Прирост населения за счет миграции является объективной необходимостью демографического развития города. Приток мигрантов может помочь восполнить уменьшение общей численности населения.

Основным источником пополнения населения Санкт-Петербурга за счет миграции в современных условиях являются другие регионы России. В первом полугодии 2004 года миграционный прирост за счет обмена с регионами РФ составил приблизительно 3 тыс. человек.

За последние годы в миграционном обмене со всеми районами РФ, кроме Северо-Западного и Центрального, Санкт-Петербург приобретал население. Потери в населении Санкт-Петербурга при обмене с Центральным районом определяются размерами выезда в Москву и в меньшей мере - в Московскую область. Ежегодно в столицу уезжает примерно на 1000 петербуржцев больше, чем приезжает на жительство москвичей. Северные области и республики округа по-прежнему обеспечивают максимальный миграционный прирост Санкт-Петербургу по сравнению с другими.

В миграционном обмене с Ленинградской областью, начиная с 1990 года, Санкт-Петербург теряет население - размеры выезда в область превышают объем въезда в город.

Самые существенные по величине современные миграционные потоки связывают Санкт-Петербург с Казахстаном, Украиной и Узбекистаном. На них падает около 60% миграционного прироста населения города за счет стран СНГ и Балтии. Однако размеры прибытия и выбытия в настоящее время по сравнению с недавним прошлым невелики и не могут оказать сколько-нибудь значительного влияния на демографическую ситуацию в Санкт-Петербурге.

За последние годы кардинально уменьшились размеры выезда жителей Санкт-Петербурга в страны дальнего зарубежья.

Так как успешное развитие региона зависит, прежде всего, от количества и качества населения, от его профессиональных и других характеристик, т. е. от качества человеческого потенциала, особую тревогу вызывает сформировавшийся депопопуляционный режим воспроизводства населения Санкт-Петербурга, который предполагает также и дальнейшее сокращение рождаемости, рост смертности и отрицательный естественный прирост, не компенсирующийся положительным сальдо миграции.

В таком большом городе, как Санкт-Петербург социальная работа с любой категорией населения должна быть организованна на таком уровне, который бы соответствовал потребностям мигрантом. Для Петербурга мигранты являются тем ресурсом, который компенсирует депоппуляционный режим воспроизводства. На наш взгляд, социальная работа с мигрантами должна проходить определенные стадии, для достижения более успешного результата и возможности его контроля.

Стадии адаптации мигрантов:

. целенаправленный конформизм (мигранты знают, как действовать в новой среде, но внутренне не признают систему ценностей новой среды и придерживаются старой системы);

. взаимная терпимость (личность и среда проявляют взаимную терпимость к ценностям и формам поведения каждой из сторон);

. аккомодация (характеризуется взаимной терпимостью сторон и взаимными уступками);

. ассимиляция (полное приспособление, при котором индивид полностью отказывается от своих прежних ценностей и принимает систему ценностей новой среды)

Исходя из анализа полученных данных результатов и опираясь на существующую динамику адаптации мигрантов, важно, согласно Л.П. Кузнецовой, обратить внимание на следующие направления социальной работы с мигрантами:

.Трудовая и профессиональная адаптация.

.Решение проблем материальной компенсации понесённого мигрантами ущерба..

.Формирование и последующее развитие гармоничной системы взаимоотношений мигрантов с местным населением.

.Формировнаие и развитие системы правовой защиты мигрантов, пресечение и недопущение всех форм их дискриминации.

.Психологическая адаптация и реабилитация мигрантов.

.Создание условий, необходимых для успешной интеграции мигрантов в новое для них общество. []

Проанализировав соответствие работы социальных служб города Санкт-Петербурга с потребностями мигрантов, мы пришли к выводу, что большая часть этих потребностей не удовлетворена. Решения же проблем по этим вопросам находится на начальной стадии реализации. На данный момент сохраняется положительная динамика решения социальных проблем мигрантов.

Список Литературы

1.         Васильева, Л. А. Вынужденная миграция в Республике Беларусь: теоретико-правовые и организационные аспекты. Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 2000

2.         Васильева, Л. А. Состояние и перспективы развития теоретико-правовых аспектов проблемы миграции // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2001. № 1. С. 10-15

3.         Громыко Г.Л. Теория статистики. 2007

4.         Договор от 25 декабря 1998 г. "Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан" в ред. От 2007 года.

5.         Кузнецова Л.П. Основы технологии социальной работы: учебное пособие. - Владивосток, 2002

6.         Пiскун, О. Основы мiграцiйного права. Киев: Леся, 1998

7.         Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перер. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с.

8.         Садовская, Е. Ю. Миграция в Казахстане на рубеже XXI века: основные тенденции и перспективы. Алма-Ата, 2001

9.         Тоцкий, Н. Н. Введение в миграционное право. Миграционное право как подотрасль конституционного права Российской Федерации. Нормативные акты, регулирующие правоотношения с участием мигрантов. М.: Диалог МГУ, 1999

10.       ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ

11.       ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

ФЗ от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ

12.       ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ ст.13 п.4

13.       Федеральный закон от 18.07.2006 N 110-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты российский Федерации" (принят ГД ФС РФ 30.06.2006) пп.2 в ред.

14.       http://www.ng.ru/economics. «Российские гастарбайтеры вырвались в лидеры» Анастасия Башкатова <http://www.ng.ru/economics/2010-11-10/4_gastarbaiter.html>. дата снятия 25.03.2011

15.       http://www.krugosvet.ru Онлайн Энциклопедия Кругосвет. дата снятия 30.03.2011

16.       <http://www.pandia.ru> Большая Советская Энциклопедия 15.04.2011

17.       <http://slovari-online.ru> Онлайн-Словарь

18.       <http://mirslovarei.com> Социологический словарь. Дата снятия 13.04.2011.

19.       <http://kmkspb.ru/> Общественный информационный портал:
Комитет миграционного контроля города Санкт-Петербурга. Дата снятия 29.04.2011.

20.       http://lifefinland.ru Компания Info-Controller. Консультации во всех вопросах, связанных с переездом в Финляндию. Дата снятия 23.04.2010

21.       <http://finnish.ru/finland/state/vaesto.php> По данным финского Центра статистики Tilastokeskus. Дата снятия 29.03.2010

22.       <http://www.kela.fi> Moving to or from Finland 11.05.2010.

Похожие работы на - Сравнительный анализ социальной работы в Санкт-Петербурге, Россия и Финляндии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!