Социально-политический процесс региона

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    143,19 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социально-политический процесс региона

Нижегородский институт управления - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования РАНХиГС

Кафедра Истории государства и права









КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Регионоведение»











Нижний Новгород,

г

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РЕГИОНА

Социально-политический процесс региона (СППР) - это деятельность субъектов региональной политической системы по достижению своих целей в региональном политическом процессе с учетом социальных проблем региона.

Развитие региона основано на рациональном использовании ресурсов.

выборы регион политический система

Таблица 1 - Ресурсы Нижегородской области

Объективные ресурсы

Субъективные ресурсы

Нижегородская область находится почти в центре Европейской части Российской Федерации, на Восточно-Европейской, или Русской равнине, находясь приблизительно на равном удалении (за тысячу с лишним километров) от западных, северных и южных морей. Климат в Нижегородской области умеренно-континентальный. Зима холодная, продолжительная и многоснежная со средне-январской температурой около - 12 градусов, а лето - сравнительно теплое со средне-июльской температурой +19. Более теплыми являются центральные и южные районы. Осадков выпадает в среднем 500-550 мм в год. Распределяются они неравномерно: чем дальше на северо-запад, тем осадков больше, а на юго-востоке их меньше и бывают засухи. По территории области проходит северная граница знаменитого русского чернозема. Европейская темнохвойная тайга к югу сменяется смешанными и широколиственными лесами, появляются большие массивы луговых степей. Волга делит область на две основные части: левобережную низинную - Заволжье и правобережную возвышенную, холмистую, изрезанную балками и оврагами. По территории нашей области протекает более 9000 рек и речек общей протяженностью 32000 км, 600 из них имеют длину более 10 км.  Город Нижний Новгород - административный центр области - крупный транспортный узел. Разветвленные водные, железнодорожные, автотранспортные магистрали обеспечивают надежные связи с сырьевыми базами и районами - потребителями производимой в области продукции, а также с крупными культурными центрами. Область располагает 13,5 тыс. км дорог общего пользования с твердым покрытием, плотность сети которых в 5,5 разапревышает средние показатели по России; плотность сети железных дорог больше средней по РФ в 3,2 раза. В 12 км от областного центра находится международный аэропорт.

Министерство государственного имущества и земельных ресурсов региона.  Промышленность региона: Основные отрасли промышленности - машиностроение, химия, предельная чёрная металлургия, лесная, целлюлозно-бумажная, лёгкая, пищевая. Предприятия машиностроения и металлообработки производят грузовые и легковые автомобили, автобусы, гусеничные тягачи, автомобильные узлы, детали и агрегаты, речные и морские суда, автомобильные и судовые двигатели внутреннего сгорания, самолёты, станки, приборы, инструменты, оборудование для химической, лёгкой, пищевой промышленности, телевизоры и др.: Нижний Новгород - ОАО «ГАЗ», ПО «Нижегородский машзавод», авиастроительный завод «Сокол», ПО «Завод Красное Сормово», АО «Нижегородский завод Нител»; города Павлово, Арзамас и др. Химическая промышленность: продукты органического синтеза, пластмассы и синтетические смолы, оргстекло, лаки, краски, ядохимикаты и др. - Дзержинск, Нижний Новгород. Предприятия передельной чёрной металлургии (Выкса, Кулебаки, Нижний Новгород, Бор) и цветной металлургии (Нижний Новгород). Целлюлозно-бумажное производство (Правдинск, Балахна), нефтепереработка и нефтехимия (Кстово). Министерство финансов Нижегородской области Правительство Нижегородской области

2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

.1 Демографические проблемы региона, их причины, пути решения

Демографическая ситуация в Нижегородской области характеризуется как неблагополучная. С начала 1990-х годов численность населения снижается более высокими темпами, чем в целом по России. За период с 1990 по 2005 годы потери составили более 300 тыс. человек. На начало 2005 г. на территории области проживало 3 млн. 445,3 тыс. человек постоянного населения, а на начало 2006 г. - 3 млн. 410,6 тыс. человек. Эта цифра составляла 2,4% от населения всей страны. Темпы сокращения численности населения высоки. Ежегодная абсолютная убыль колеблется в пределах 30-36 тыс. человек. Это около 1% от общего числа жителей области. Темпы сокращения населения в Нижегородской области одни из самых высоких в России. К 2010 году население Нижегородской области составило 3 млн. 287 тыс. человек. С учетом предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2010 года по состоянию на 1 января 2011г. на территории Нижегородской области учтено 3307,6 тыс. человек постоянного населения.

По данным текущего учета населения демографическая ситуация в январе - марте 2011 и 2010 гг. выглядит следующим образом:

Таблица 2


Человек

На 1000 человек населения

Январь-март  2011 г. в % к январю-марту  2010 г.


Январь-март 2011г.

Январь-март 2010 г.

прирост (+),снижение (-)

Январь - март 2011г

Январь-март  2010 г.


Родившиеся - всего

8655

8766

-111

10,6

10,7

98,7

Умершие - всего

14061

14547

-486

17,3

17,8

96,7

Естественная убыль - всего

-5406

-5781

-375

-6,7

-7,1

93,5

Браки - всего

4233

3472

761

5,2

4,2

121,9

Разводы - всего

3545

3861

-316

4,4

4,7

91,8


В области уровень смертности превышает рождаемость в 1,6 раза, в горпоселениях - в 1,5 и сельской местности - в 2,1 раза.

Из общего числа умерших за январь - март 2011 года:

мужчин - 6942 человека (49,4%) и женщин - 7119 человек (50,6%).

Среди районов Нижнего Новгорода наименьшая рождаемость отмечена в Советском районе, наибольшая - в Автозаводском; наибольшая смертность - в Ленинском районе, наименьшая - в Нижегородском.

Таблица 3 - Статистика суммарного коэффициента рождаемости до 2015 года

год

Низкий вариант

Средний вариант

Высокий вариант

2010

1,480

1,573

1,627

2011

1,410

1,563

1,676

2012

1,340

1,544

1,686

2013

1,320

1,548

1,706

2014

1,315

1,553

1,716

2015

1,310

1,565

1,735


Таблица 4 - Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

год

Все население

Городское население

Сельское население


Оба пола

Муж.

Жен.

Оба пола

Муж.

Жен.

Оба пола

Муж.

Жен.

2007

65,26

58,64

72,59

65,93

59,25

72,96

63,57

57,19

71,57

2008

66,48

60,01

73,41

67,15

60,61

73,80

64,83

58,61

72,37

2009

67,20

60,80

73,94

67,90

61,45

74,34

65,47

59,29

72,80

Таблица 5 - Возрастная структура населения в %


Нижегородская область


2005

2007

2009

Все население

100

100

100

Моложе трудоспособного

18,6

16,1

15,9

Трудоспособного

60,5

63,1

63,0

Старше трудоспособного

20,9

20,8

21,1

Средний возраст лет

37,8

38,6

38,8

Мужчины

35,2

35,9

36,1

Женщины

40,1

40,9

41,1


Указан медианный возраст (возраст, который делит все население на две равные группы таким образом, что одна из них является моложе, а другая старше данного возраста).

Основные демографические проблемы:

. Низкий уровень рождаемости.

Проблемы рождаемости во многом связаны со стабильностью браков. Главным здесь является то, что низкая ценность семьи и брака ведет к ограничению деторождения, нестабильности брака и при прочих равных условиях облегчает принятие решения о его расторжении.

. Высокая смертность у мужчин трудоспособного возраста.

Это свидетельствует о явлении, получившем название сверхсмертности, и во многом носит поведенческий характер, т.е. обусловлена определенным образом жизни: алкоголизм, наркомания, травматизм, стрессы и т.д.

. Младенческая смертность.

Основными причинами младенческой смертности являются состояния, возникающие в перинатальном периоде (57,5%), врожденные аномалии (21,0%). Наряду с этим отмечается ухудшение состояния здоровья детей и подростков, как наиболее чувствительной к воздействию факторов среды обитания возрастной группы: уровень общей первичной заболеваемости за последние 5 лет увеличился на 25%, рост заболеваемости прослеживается практически по всем болезням.

. Изменилось генеральное направление современных миграционных потоков (с севера и востока - на юг и запад).

В условиях неуправляемой миграции наблюдается нарастающий отток из районов, куда оно привлекалось (Север, Восточная Сибирь, Дальний Восток). С крайнего Севера за последние годы выбыло более 700 человек. Этот процесс чреват серьезными негативными последствиями. Эти регионы представляют интерес для экономической экспансии развитых стран и соседних государств. Сокращение численности в них ведет к свертыванию хозяйственного освоения, а отсюда ослабление влияния центра и даже угроза территориальной целостности России. Поэтому необходима целенаправленная политика сдерживания оттока населения с перечисленных территорий.

. Вынужденные переселенцы и беженцы.

Их число составляет сотни тысяч ежегодно. Эти мигранты, как правило, не имеют достаточных средств к существованию, полностью или частично лишились своего имущества, находятся в тяжелом моральном состоянии. При этом возникают дополнительные трудности по обеспечению их жильем и адаптации с местным населением.

Исходя их этого, основными задачами в решении демографических проблем являются:

. Стабилизация и повышение рождаемости; укрепление репродуктивного здоровья населения, создание условий для безопасного материнства; объявление трехдетной семьи, ведущей здоровый образ жизни, областным приоритетом; развитие и укрепление института семьи.

. Снижение предотвратимой и преждевременной смертности населения, младенческой и материнской смертности; улучшение состояния здоровья и увеличение продолжительности жизни населения.

3. Регулирование миграционных потоков в целях обеспечения социально-экономического комплекса региона кадрами необходимых профессий и требуемого уровня квалификации.

Для быстрейшего и более эффективного решения данных задач необходимо принятие целого ряда мер на федеральном уровне:

необходимо принять соглашения с государствами - бывшими республиками СССР - относительно прав русскоязычного населения (Прибалтика, Казахстан, Таджикистан);

необходимо уточнить статус беженца и перемещенного лица, ввести в действие механизм эвакуации и расселения;

необходимо расширение возможностей государственных служб по жизнеобеспечению беженцев;

необходимо введение квот по регионам на количество мигрантов;

необходим четкий контроль за соблюдением прав мигрантов (вынужденных переселенцев);

льготный порядок обеспечения землей и кредитами желающих поселиться в сельской местности;

повышенные ссуды за счет федерального бюджета на строительство жилья и хозяйственных построек;

право на получение льготных кредитов на предпринимательскую деятельность;

должен быть четко определен перечень субъектов РФ и административных районов, которые обладают льготами для вынужденных переселенцев.

Вследствие высокой инертности демографических процессов, существующие тенденции изменения численности населения Нижегородской области сохранятся на длительную перспективу. При этом прогнозируется стабилизация и дальнейшее улучшение отдельных параметров демографической ситуации в Нижегородской области при условии развития комплекса мер в сфере демографической политики и его бездефицитного финансирования.

2.2 Уровень жизни населения

Физический уровень жизни населения - состояние здоровья населения, на которое влияют следующие факторы: система здравоохранения, экология, физкультура и спорт.

Здравоохранение - один из главных факторов, влияющих на состояние здоровья населения.

Благодаря совместным усилиям медицинской общественности, фондов обязательного медицинского и социального страхования, территориальных управлений Роспотребназора, Росздравнадзора, ученых Нижегородской области, поддержке органов местного самоуправления и Правительства Нижегородской области в 2006 году удалось добиться положительных сдвигов медико-демографических показателей и показателей здоровья населения Нижегородской области.

Отмечается небольшое увеличение рождаемости, снижение смертности и естественной убыли населения. В 2005 году естественная убыль населения составила 38 098 чел., в 2006 году - 33 704 чел. Младенческая и перинатальная смертность в 2006 году снизилась соответственно на 6% и 13,5%.

Таблица 6 - Основные причины смертности населения области в январе - марте 2011 г.

Виды причин смертности

Число умерших

В %

Всего:

14061

100,0

Болезни системы кровообращения

8201

58,3

Онкологические заболевания

1854

13,2

Смертность от внешних причин, в том числе…

535

3,8

от убийств

48

0,3

от самоубийств

103

0,7

от алкогольных отравлений

7

0,04

ДТП

60

0,4

Болезни органов дыхания

353

2,5

Болезни органов пищеварения

548

3,9

Инфекционные и паразитарные болезни

121

0,9

Другие заболевания

2449

17,4


Причины проблем.

. Недостаточное финансирование.

Расходы на здравоохранение составляют только 2,9% от ВРП области при рекомендуемом значении не ниже 4,5%.

. Важнейшей причиной сохраняющихся негативных изменений по конкретным направлениям является недостаточное ресурсное обеспечение службы родовспоможения, кардиохирургической, онкологической службы на протяжении многих лет.

. Неэффективное использование имеющихся финансовых ресурсов.

Однако к основным причинам снижения эффективности здравоохранения следует отнести не столько недостаток финансовых средств, сколько недостаточная возможность органов исполнительной власти осуществлять экономическое управление системой здравоохранения в результате сохраняющегося 2-х канального финансирования.

В 2006 году департаментом здравоохранения Нижегородской области реализовывался комплекс мер государственной политики, направленных на решение задач повышения качества и доступности медицинской помощи для широких слоев населения, улучшения демографической ситуации, поставленных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 года, от 10 мая 2006 года.

Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 одним из ключевых направлений деятельности Правительства определено создание качественного человеческого капитала и благоприятных условий для жизни.

В свете данной стратегической цели для здравоохранения Нижегородской области определены задачи:

проведение эффективной демографической политики, включая стимулирование рождаемости, сокращение смертности;

развитие инфраструктуры и обеспечение высоких стандартов в здравоохранении;

развитие сектора услуг в сфере здравоохранения.

Определены контрольные показатели индикаторов реализации поставленных задач.

Экологическая обстановка и охрана окружающей среды также существенно влияет на уровень жизни населения.

В Нижегородской области состояние производственной базы и инфраструктуры городов оказывает достаточно сильное негативное влияние на воздушный бассейн области. Главными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются промышленное производство, автомобильный транспорт. Суммарный валовой выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников и автотранспорта составляет несколько сотен тонн в год.

Основными загрязнителями водных объектов в отраслевом разрезе остаются машиностроение, металлообработка и коммунальное хозяйство.

В целом по области забор свежей воды не превышает экологически допустимых пределов отбора воды из природных источников без нарушения экологического равновесия и составлял 1,23% суммарного среднегодового стока и 11,6% среднегодового поверхностного стока, формирующегося на территории области.

Особое внимание уделяется имеющему большое значение для питьевого водоснабжения области Южно-Горьковскому месторождению подземных вод, где наблюдаются неблагоприятные геоэкологиические условия. Тревожное положение складывается в местах, где имеет место слабая защищенность водоносных горизонтов, а также наличие интенсивного карстового процесса.

Проблемы утилизации отходов - это один из наиболее наболевших вопросов экологии в современной России. Кроме функционирующих на территории Нижегородской области полигонов, имеется значительное количество свалок, которые являются несанкционированными местами размещения отходов. Местоположение многих свалок выбрано без учета резервов развития городов и рабочих поселков.

К одному из физических факторов загрязнения окружающей среды относится шум на селитебных территориях. Исследование отечественных и зарубежных ученых выявили прямую зависимость между возрастающим шумом в жилой застройке и увеличением количества нервных расстройств, заболеваний гипертонической болезнью, язвой желудка. Даже кратковременное проживание в условиях акустического дискомфорта вызывает у людей изменения функционального состояния центральной нервной системы. Характер воздействия транспортного и жилищно-бытового шума на человека чрезвычайно разнообразен: от субъективного раздражающего влияния, до объективных патологических изменений отдельных органов и систем.

Основными источниками шума в области является автомобильный и рельсовый транспорт, железнодорожные станции, авиационный транспорт на аэродромах и в зонах воздушных подходов к ним, промышленные предприятия, трансформаторные подстанции, газораспределительные станции.

Источниками электромагнитных излучений в области являются телевизионные и радиопередающие станции, радионавигационные системы Министерства обороны РФ, базовые станции радиотелефонной связи.

Нижегородская область относится к одному из крупнейших регионов России по количеству используемых в народном хозяйстве источников ионизирующего излучения. На территории области находится региональный пункт захоронения радиоактивных отходов (Семеновский ПЗРО), Всероссийский ядерный центр, на многих промышленных предприятиях и в организациях применяют различные радиоактивные материалы.

Карстовые явления в области развиты в южной части и в междуречье р. Оки и Волги. Следует отметить, что последние годы активность этих процессов сильно возросла, и в последние 6-7 лет почти ежегодно фиксируются крупные провалы, в том числе и в зонах с развитым промышленным производством, с наличием предприятий источников повышенной экологической опасности.

Экологическая обстановка характеризуется достаточно типичными для сегодняшней России проблемами. Это определяет экологическую политику в регионе и необходимость проведение различных природоохранных мероприятий. Важное место занимают работы по организации и развитию системы экологического мониторинга и доведения сведений об экологической обстановке широким слоям населения области.

Региональная политика в области охраны окружающей среды должна основываться на следующих принципах:

интернационализация проблем окружающей среды, учет международных требований в отношении к окружающей среде;

научные обоснованные действия в процессе взаимодействия с окружающей средой при дифференциации территорий, регионализации экономики;

сохранение «экологического каркаса» территорий при их ресурсном освоении;

Разработка экономических и правовых норм защиты окружающей среды и механизма их реализации.

Но существуют проблемы, которые не позволяют в должной мере соответствовать этим принципам:

отсутствие четкого механизма управления и реализации экологических программ;

сбои в финансировании;

региональный сепаратизм;

непонимание местными руководителями связи проблем экологических с экономическими, социальными, политическими проблемами, проблемами национальной безопасности.

Не имея возможностей для решения всех экологических проблем, необходимо выделять приоритеты, в качестве которых могут выступать:

ужесточение государственного контроля за процессами природопользования;

применение административных экономических санкций для пресечения экологических правонарушений;

совершенствование очистительных систем в производственной сфере;

обеспечение экологической экспертизы новых экономических проектов с учетом международного опыта.

Это позволит не усугубить ситуацию в дальнейшем.

Физическая культура и спорт - это фактор, который непосредственно влияет на укрепление состояния здоровья населения.

Сегодня в области:

тысяч человек занимаются в различных спортивных секциях и группах физкультурно-спортивной направленности, что составляет 8,2% жителей;

штатных сотрудников сферы физической культуры и спорта;

спортсооружений, пропускная способность которых к населению области составляет 3,3 %.

В соответствии с поручением Правительства области от 14.12.2001 года № ЮС-4 спорткомитет Нижегородской области в начале 2002 года разработал Программу "Развитие физической культуры и спорта в Нижегородской области" на 2002 - 2005 годы. Программа получила одобрение Правительства и была утверждена Губернатором Нижегородской области в мае 2002 г.

Большое внимание в Программе уделено развитию сети спортивных сооружений и пропаганде здорового образа жизни, работе с детьми и подростками, инвалидами, а также развитию спорта высших достижений.

Почти 9% жителей области занимаются физической культурой и спортом. По этому показателю наша область в Приволжском федеральном округе занимает 13 место.

Во многом такое низкое число занимающихся спортом в регионе определено плохой материальной спортивной базой.

Обеспеченность области спортивными залами составляет 46% от федерального норматива, плоскостными сооружениями - 25%, бассейнами - 4%.

Другим важным показателем развития нашей области является число детских образовательных учреждений спортивной направленности и количество занимающихся в них. В регионе работают 111 спортивных школ и клубов, в которых занимаются более 58 тысяч ребят.

Все показатели, характеризующие состояние физической культуры и спорта в регионе выросли, что демонстрирует положительную тенденцию развития нашей отрасли.

Была утверждена областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Нижегородской области на 2006-2010 годы», основными направлениями которой является укрепление спортивной материальной базы, развитие массового спорта и спорта высших достижений.

Полностью погашена кредиторская задолженность и прекращена практика командирования «в долг», спортсмены и тренеры получают деньги заранее.

Команды и спортсмены экипируются и обеспечиваются качественным спортивным инвентарем.

Впервые профинансировано участие шести команд по игровым видам спорта в высшей и супер лигах чемпионатов России в необходимом объеме.

Новый импульс развитию видов спорта дало закрепление за руководителями министерств, департаментов и комитетов Правительства видов спорта, развиваемых в нашем регионе.

Итогом масштабного строительства станут 47 физкультурно-оздоровительных комплексов, или проще ФОКов, во всех городских округах и муниципальных районах, которые появятся в Нижнем до 2012 года. В 2007 году был сдан первый из запланированных объектов в Сергаче, а в следующем году - еще два в Семенове и Лыскове.

За первый квартал 2009 года детская преступность в области сократилась на 22 процента, а в областном центре - на 40 процентов. А это значит, что тысячи подростков благодаря спорту не стали и уже никогда не станут завсегдатаями исправительных колоний, вытрезвителей и наркодиспансеров. И если так же дела пойдут и в других регионах, то это станет началом реального процесса оздоровления нации

ноября 2011 года в городе Павлово Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев и советник президента Олимпийского комитета Марат Сафин открыли новый физкультурно-оздоровительный комплекс «Звезда».

До 2015 года по инициативе Губернатора Валерия Шанцева и партии «Единая Россия» по два спорткомплекса будет построено в каждом из восьми районов Нижнего Новгорода, а также по одному - в каждом районном центре Нижегородской области.

Материальный уровень жизни населения - уровень доходов и расходов населения.

По данным департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области за последние годы достигнута и сохраняется положительная динамика основных видов доходов. Рост денежных доходов, снижение уровня инфляции одновременно обеспечили сокращение численности бедного населения.

За последние годы достигнута и сохраняется положительная динамика основных видов доходов. За три года среднедушевые денежные доходы выросли на 65,1% и по предварительной оценке Нижегородстата составили по итогам 2007 года 10011,2 руб. Средняя заработная плата работника, который имеет высшее образование, на 2009 год составила 21902 рубля. Реальные денежные доходы, отражающие основную тенденцию уровня жизни населения, увеличились в минувшем году на 11,2%.Средняя номинальная начисленная заработная плата в Нижегородской области - 18637,5 руб/мес (2009 год)

Такая динамика связана, прежде всего, с ростом основной составляющей доходов - среднемесячной заработной платы. Заработная плата работающих на крупных и средних предприятиях за три года увеличилась на 60,5%, за 2007 год - на 27,3% и составила 11267,3 рублей. На предприятиях, обследуемых по полному кругу, средняя заработная плата составила 10260,1 рублей.

Средний размер пенсий в декабре 2007 г. составил 3593,69 руб. и по сравнению с декабрем 2006 г. увеличился на 28,4%, опередив темпы роста заработной платы и среднедушевых доходов. Средний размер назначенных пенсий в Нижегородской области по данным на апрель 2010 года составляет 7461,9 руб/мес.

Сохраняется тенденция роста покупательной способности среднедушевых денежных доходов и средней заработной платы. Этот показатель отражает реальный уровень жизни и показывает количество наборов прожиточного минимума, приобретаемых населением на свои доходы.

В марте 2007 года, как и прогнозировалось специалистами министерства, в Нижегородской области отмечалась спокойная ценовая ситуация, характерная для данного времени года. Сводный индекс потребительских цен был на уровне среднероссийского показателя (100,6%).

Наиболее значительный вклад в инфляцию с начала года в Нижегородской области обеспечил рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, связи и пассажирского транспорта.

Главная проблема, относящаяся к материальному уровню жизни населения - обострение процесса имущественного расслоения общества, то есть его дифференциация по уровню доходов. Разрыв в средних доходах на члена семьи между наиболее богатыми и наиболее бедными слоями населения достигает 13-14 раз.

В целях минимизации отрицательных последствий расслоения общества и стимулирования «среднего класса» необходимо:

усовершенствовать налоговую систему в сторону усиления налоговой нагрузки на индивидуальные сверхвысокие доходы, снижение налога на средства, направляемые предприятиями на потребление, льгот на благотворительность;

ужесточить контроль за декларированием доходов, за своевременной уплатой налогов;

добиваться расширения права субъектов РФ в регулировании вопросов оплаты труда на основе региональных соглашений между РФ, работодателями и органами исполнительной власти на местах. Ввести на региональном уровне системы страхования заработной платы на случай неспособности работодателей выполнять обязательства по оплате труда;

добиваться повышения уровня минимальных государственных гарантий - минимальной заработной платы, пенсии, пособий, их регулярной индексации, постепенное приближение минимальных гарантий к прожиточному минимуму.

Духовный уровень жизни населения - это развитие образования, науки и культуры.

Сферу компетенции субъектов РФ в области образования определяет федеральный закон «Об образовании», в редакции, утвержденной федеральными органами власти в 1996 году (ст. 29).

Но в сфере образования существует немало проблем:

Согласно закону РФ «Об образовании», должна существовать федеральная программа развития образования - но за 5 лет со дня принятия закона ее так и не приняли.

Государство должно установить стандарт общего среднего образования, в рамках которого определить распределение учебного времени и содержание образовательных областей. Его до сих пор нет. Эти вопросы решаются пока на региональном уровне. Есть региональные программы развития образования. Есть региональный стандарт.

Появились понятия «федеральный компонент образовательных программ», «региональный компонент», «школьный компонент». Но, создав список федерального компонента учебников, центр ответственность за обеспечение данными учебниками возложил на регионы, причем средств на это не выделил.

Законодательством не определено, что такое государственное бесплатное образование. Не зафиксировано, что гарантирует государство.

Федеральное законодательство не определяет четко условия приема и отчисления учащихся и студентов. Это отдается на откуп образовательным учреждениям, что тоже препятствует процессу создания единого образовательного пространства.

Исходя из указанных выше проблем, можно выделить основные направления деятельности региональных органов управления в сфере образования:

изучение потребностей региона в образовательных услугах и формирование на этой основе социального заказа образовательным учреждениям;

создание на основе социального заказа оптимальной региональной образовательной системы;

разработка нормативной и методологической базы, способствующей развитию региональной образовательной системы;

разработка концепции регионального компонента образовательных программ для всех типов образовательных учреждений, действующих в регионе;

создание в регионе эффективной системы подготовки, подбора, повышения квалификации и аттестации педагогических кадров;

обеспечение нормативно-правовых и экономических условий для развития материально-технической базы системы образования региона.

Если система общего образования закладывает основы в деле формирования новых поколений россиян, то основой научно-технического потенциала России является фундаментальная наука и высшая школа.

В условиях поразившего страну кризиса в сфере науки и высшего образования происходят негативные процессы:

сокращение численности научных работников;

массовый уход из научных учреждений молодых квалифицированных исследователей;

высококвалифицированные преподаватели вузов из-за экономических трудностей вынуждены заниматься побочной деятельностью, не связанной с наукой и образованием.

По данным Госкомстата, численность штатных сотрудников всех научных организаций России в течение только 1995 года уменьшилась на 99,3 тыс. человек (8,1%). Все это в значительной степени является следствием обвального падения финансирования научных исследований и высшего образования. Затраты на исследования и разработки в Росси достигли критического уровня.

Возрождение отечественной науки и высшей школы и их интеграции возможно лишь при объединении усилий федерального центра и регионов.

Нижегородская область издавна славилась обилием и уникальностью культурных учреждений, памятников, событий и традиций. Здесь работает:

театров (Государственный академический театр оперы и балета им. А.С. Пушкина, Театр комедии, Театр юного зрителя, Академический театр драмы им. М. Горького, Театр кукол, Детский муниципальный театр "Вера" и др.);

государственных и 61 муниципальных музеев (историко-архитектурный музей-заповедник, Музей детства Горького, Музей-заповедник А.С. Пушкина в Б. Болдино, художественный музей, литературно-мемориальный музей Николая Добролюбова, мемориальный музей В.П. Чкалова, музей "под открытым небом", где собраны образцы русского деревянного зодчества, музей истории народных художественных промыслов, Русский музей фотографии, Музей быта народов Нижегородского Поволжья, выставочный комплекс и др.);

филармония (в ее творческом составе академический симфонический оркестр, солисты-инструменталисты, певцы, мастера художественного слова, лекторы-искусствоведы, ансамбль ударных инструментов);

консерватория;

оркестра;

профессиональный хоровой коллектив;

киноцентр "Рекорд";

киноустановка;

клубных учреждений в городах и районах области, в которых насчитывается 8788 клубных формирований;

средних специальных профессиональных учебных заведений;

детских музыкальных, художественных школ и школ искусств;

государственное предприятие Нижегородской области "Облкиновидеообъединение";

областной научно-методический центр народного творчества;

областной методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства;

ГОУ инновационно-научный ресурсный "Центр "Культура" и др.

Работников культуры готовит Нижегородская государственная консерватория им. М. Глинки, 7 средних специальных учебных заведений культуры и искусства (Нижегородское художественное училище, Нижегородское театральное училище, Колледж культуры, Нижегородское хоровое училище, Арзамасское музыкальное училище и др.), 124 школы искусств. В целях развития профессионального искусства и художественного самодеятельного творчества работают курсы повышения квалификации, проводятся смотры-конкурсы, мастер - классы, творческие встречи, фестивали, конкурсы.

.3 Состояние рынка труда в регионе, проблемы занятости, их причины, пути решения

Обстановка на рынке труда Нижегородской области непрерывно обостряется. Назревшие формы банкротства и перепрофилирование убыточных предприятий может в скором времени вызвать переход безработицы из скрытой в открытую форму.

Итоги 1 полугодия 2008 года (по сравнению с аналогичным периодом 2007 года).

По состоянию на 01.07.2008 среди 8285 безработных граждан, состоявших на учете в службе занятости населения, зарегистрировано:

женщин - 5643 человека, или 68,1% (на 01.07.2007 - 6853 человека, или 68,9%);

мужчин - 2642 человека, или 31,9% (на 01.07.2007 - 3099 человек, или 31,1%);

граждан, проживающих в городской местности - 6361 человек, или 76,8% (на 01.07.2007 - 7582 человека, или 76,2%), а проживающих в сельской местности - 1924 человека, или 23,2% (на 01.07.2007 - 2370 человек, или 23,8%);

молодежи в возрасте 16-29 лет - 1407 человек, или 17,0% (на 01.07.2007 - 1825 человек, или 18,3%), а безработных других возрастов - 6878 человек, или 83,0% (на 01.07.2007 - 8127 человек, или 81,7%).

Уровень безработицы в Нижегородской области растет, и на 2009 год составляет 7,8 процентов.(см. Приложение 2). На 1 ноября 2011 года количество зарегистрированных безработных по области -16069 человек.

В последние годы смягчению процесса роста безработицы способствовал переход части трудоспособного населения в сферу уличной торговли, бытовых услуг, посреднической деятельности. Но в настоящее время резервы здесь практически исчерпаны, а грянувший кризис вытолкнул на улицу многих из тех, кто имел работу (банки, фирмы).

Основными задачами региональной политики в области занятости должны быть:

предотвращение массовых увольнений и создание новых рабочих мест в сочетании с опережающей профессиональной переподготовкой;

обеспечение защиты права на труд работников несостоятельных предприятий, профессиональная переориентация.

Главная нагрузка в решении данных задач ложится на региональные власти.

Особое внимание необходимо уделять градообразующим предприятиям.

В старопромышленных депрессивных районах необходимо привлечение отечественных и зарубежных инвестиций в создание новых рабочих мест.

Анализ состояния сферы занятости населения показывает, что проблемы решаются более успешно там, где на практике осуществляется социальное партнерство.

В современных условиях социальное партнерство - это система взаимоотношений в обществе, основанная на сотрудничестве и компромиссе между его участниками с целью преодоления классовых антагонизмов, укрепления стабильности в обществе и трудовом коллективе, повышения эффективности производства, реализации прав человека и т.д.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СУБЪЕКТОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

В самом общем виде региональную политическую систему можно представить как совокупность взаимодействующих политических субъектов в региональном политическом процессе.

В качестве основных субъектов в региональной политической системе рассматриваются институциональные субъекты (органы власти и политические партии и движения); региональная политическая элита; политическая инфраструктура региона.

В нормально функционирующей политической системе должны существовать центры с различным объемом власти. В регионе такими центрами являются органы государственного управления и местного самоуправления, построенные на основе принципа разделения исполнительной и законодательной ветвей власти.

Назначение принципа разделения властей - исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа.

Общую структуру властных органов в регионе можно представить следующим образом:

Уровень власти

Законодательные (представительные) органы власти

Исполнительные органы власти

Федеральный

Представители региона в Государственно Думе РФ и Совете Федерации

Федеральные представительства в регионе (судебное, налоговое, правоохранительное казначейство и др.)

Региональный

Республиканские парламенты, ОЗС, областные думы и др.

Правительство региона, областная Администрация во главе с Губернатором

Муниципальный

Городская дума, районное земское собрание и др.

Городская или районная администрация во главе с руководителем (мэром)

Федеральные представительства в регионе разнообразны и их деятельность регулируется соответствующими правовыми актами, принимаемыми на федеральном уровне. Но своеобразным федеральным центром на региональном уровне является институт полномочного представителя Президента РФ в федеральных округах (ППП). Его полномочия и задачи регулируются специальным Указом Президента, принятым в 2000 г.

Законодательный (представительный) орган регионального и муниципального уровней (парламент, законодательное собрание, Дума, Земское собрание), получивший от народа учредительные права, выступает не только как орган, издающий законы, но и как ведущее звено в системе государственной власти:

ему принадлежит приоритет в распределении и перераспределении полномочий между органами государственной власти;

он несет ответственность не только за качество законов, состояние законодательства, но и за надлежащую организацию всей системы государственной власти, призванной обеспечить законность в регионе;

он обязан своевременно реагировать на процессы избыточной концентрации власти в тех или иных ее центрах;

его деятельность по распределению власти в регионе призвана обеспечить равновесие в сфере властных отношений, устойчивость всей политической системы в регионе.

Законодательным (представительным) органом государственной власти Нижегородской области является Законодательное Собрание. Законодательное Собрание является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области, которое состоит из 50 депутатов, избираемых населением области на пять лет, 25 из которых избираются по одномандатным избирательным округам и 25 депутатов избираются по единому (областному) избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями.

Другая ветвь региональной и муниципальной власти - исполнительная, правоприменительная, в задачу которой входит исполнение законов. По природе исполнительная власть связана с процессом повседневного управления регионом или муниципальным образованием, что предопределяет конкретный или динамичный характер ее деятельности, требующий соответствующей нормативной базы в виде многочисленных подзаконных актов, издаваемых в пределах ее компетенции.

Высшим исполнительным органом государственной власти области является Правительство, возглавляемое Губернатором - Председателем Правительства. Губернатор наделяется полномочиями по представлению Президента Российской Федерации Законодательным Собранием сроком на пять лет.

Эффективность функционирования исполнительной власти возможна лишь при условии, если создана устойчивая, централизованная, жестко иерархичная ее вертикаль, позволяющая точно и своевременно проводить в жизнь принятые решения.

Органы местного самоуправления.

Местное самоуправление в области - форма осуществления населением области своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления в решении вопросов местного значения в пределах своих полномочий самостоятельны. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление в области осуществляется в муниципальных образованиях - муниципальных районах, городских округах, городских, сельских поселениях.

Представительным органом местного самоуправления в городе является Городская дума. Она представляет население города и осуществляет народовластие. Дума состоит из 34 депутатов, избираемых на 4 года гражданами города на основе выборов.

Исполнительным органом в системе местного самоуправления является Администрация города, возглавляемая Главой города.

Структура администрации города Нижнего Новгорода.

Рис. 1

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами области с учетом границ исторически сложившихся административно-территориальных образований области в соответствии с требованиями федерального закона.

Образование, преобразование муниципальных образований, установление и изменение их границ осуществляются законами области в соответствии с федеральным законодательством.

Тенденции в развитии региональных властных структур:

обострение противоречий между региональными органами власти и ее федеральными представительствами;

усиление авторитарных методов управления;

все более закрытый характер деятельности властных структур региона.

Основные проблемы в деятельности властных структур:

Несвоевременность и противоречивость принимаемых решений;

Несовершенство механизма реализации принятых решений;

Несовершенство кадрового корпуса:

некомпетентность;

безответственность;

коррупция.

Характерная черта политической жизни в региональном политическом процессе - многопартийность.

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества, посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Алгоритм анализа роли политической партии в региональном политическом процессе можно представить в трех основных аспектах:

Какой должна быть роль партии в политической жизни региона.

Региональный партийно-политичекий спектр.

Реальная сила каждой партии в регионе.

Требования к деятельности политической партии:

региональные отделения более чем в половине субъектов РФ;

численность не менее 10 тысяч членов;

более чем в половине региональных отделений численность не менее 10 членов;

в остальных не менее 50 членов;

руководящие и иные органы должны находится на территории РФ.

Региональное отделение политической партии - структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа, осуществляет свою деятельность на территории субъекта РФ.

Государственная и муниципальная поддержка:

равные условия и гарантии доступа к государственным и муниципальным СМИ;

равные условия предоставления помещений и средств связи на условиях, аналогичных для государственных и муниципальных учреждений;

государственное финансирование;

равные условия участия:

в избирательных компаниях;

в референдумах;

в общественных и политических акциях;

Правовая основа деятельности политических партий:

Конституция РФ;

Закон РФ «О политических партиях» (2001 г.);

Программа партии;

Устав партии.

Основные задачи политической партии:

формирование общественного мнения;

политическое образование и воспитание граждан;

выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

выдвижение кандидатов на выборах, участие в указанных органах в случае победы.

Партийно-политический спектр региона:

Левые партии (социалистической ориентации) - КПРФ, «Аграрная партия России», «Справедливая Россия»;

Правые партии (либеральной ориентации) - СПС, «Яблоко»;

Партии центра (сочетающие социалистические и либеральные ценности) - «Единая Россия», ЛДПР.

Партиями, которые преодолели заградительный барьер на выборах, состоявшихся 2 декабря 2007 года, были:

«Единая Россия»;

КПРФ;

ЛДПР;

«Справедливая Россия».

Партия "Единая Россия" провозглашает стратегию качественного обновления страны на принципах суверенной демократии.
Это означает, что «мы строим страну со своей собственной успешной исторической перспективой и особым местом среди стран-мировых лидеров, соразмерным нашим возможностям, социально-экономическому и интеллектуальному потенциалу». Из программы партии: «Мы исходим из неотъемлемого права свободного российского народа самостоятельно определять свою историческую судьбу, распоряжаться национальным достоянием, в том числе природными богатствами, осуществлять развитие в интересах всей нации, а не в угоду отдельным олигархическим группам или силам внешнего влияния».

КПРФ вела бескомпромиссную борьбу против реставрации капитализма, разрушения Союза ССР и уничтожения Советской власти. КПРФ выступает единственной политической организацией, последовательно отстаивающей права людей наёмного труда и национально-государственные интересы. Стратегическая цель партии - построение в России обновленного социализма, социализма XXI века. При определении своих программных целей и задач, стратегии и тактики КПРФ исходит из анализа общественно-политической практики, руководствуется марксистско-ленинским учением и творчески его развивает, опирается на опыт и достижения отечественной и мировой науки и культуры.

Главной задачей ЛДПР является построение конституционными методами правового, социально ориентированного государства с многоукладной экономикой и гарантированной реализацией гражданских прав и свобод. ЛДПР признает принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Будущее России ЛДПР видит в президентской республике с однопалатным парламентом - Государственной Думой.

Партия «Справедливая Россия» - современная политическая партия, ставящая своей целью построение в России сильного социально ориентированного справедливого государства. Партия считает, что идея справедливости способна пробудить самосознание и достоинство миллионов, стать реальной политической и экономической силой, объединить людей в выборе будущего нашей Родины.

Также создана новая партия «Правое дело». Из программы партии: «Мы объединились для того, чтобы превратить нашу страну в преуспевающее, справедливое, гуманное и удобное для жизни государство, основанное на рыночной модели развития экономики, демократических принципах устройства политической системы, на твёрдых нравственных принципах, отвечающих традициям России. При этом отношения между гражданами и государством не могут строиться иначе, кроме как на равноправной, общественно-договорной основе».

Реальная сила партии в регионе:

состав (количественные и качественные характеристики);

социальная база;

ресурсы;

степень организованности;

результаты ее деятельности.

Под региональной политической элитой понимается узкий круг лиц, обладающих в регионе высшим административно-политическим статусом и облеченных достаточно большими полномочиями для осуществления соответствующих управленческих функций.

В ее состав входят:

первые руководители властных структур региона и судебных органов;

депутаты региональных парламентов;

руководители министерств, департаментов и управлений;

лидеры наиболее влиятельных политических партий;

руководители наиболее влиятельных экономических структур;

главные редакторы ведущих местных средств информации;

руководители ведущих вузов и научных центров.

Региональная политическая элита состоит:

Административная элита;

Экономическая элита (бизнес-элита);

Интеллектуальная элита.

Все составляющие элиты взаимосвязаны между собой, но в то же время каждая из этих составляющих играет свою роль в этом объединении:

административная элита обеспечивает законность, правомерность предпринимаемых элитой шагов;

бизнес-элита является источником экономических ресурсов;

интеллектуальная элита обеспечивает разработку стратегии, осуществляет анализ политической ситуации, формирует общественное мнение.

Это своеобразный союз, ведущими признаками входящих в него членов являются:

власть;

реальное влияние на социально-экономические и политические процессы в регионе;

относительное единство интересов и групповое мышление;

тесные неформальные связи;

однонаправленность карьерных устремлений;

чувство принадлежности к «касте избранных».

Предпосылки институционализации региональной политической элиты:

проведение административно-правовой реформы;

усиление федеральной элиты;

рост политической активности регионального и федерального бизнеса;

заметное снижение публичности конфликтов в отношениях «центр-регион».

Основные тенденции развития региональной политической элиты:

распад и трансформация прежней политической элиты;

ориентация на персоны;

клановый характер;

усиление административной составляющей в составе региональной политической элиты;

стремление бизнес-элиты во власть.

Типы взаимоотношений правящих элит:

Авторитарно-патерналистский (ведущая роль у административной элиты).

Паритетный (равноправие).

Зависимый (ведущая роль у бизнес-элиты).

Политическая инфраструктура - комплекс условий и предпосылок, которые не являются политическим феноменом, необходимых для нормального протекания политического процесса, обусловливающих его своеобразие.

Элементы региональной политической инфраструктуры:

совокупность правовых норм, регламентирующих жизнедеятельность региона;

структура организации групп внутри политической элиты;

уровень общественной активности населения региона: количество и качество общественных объединений граждан;

общий интеллектуально-культурный уровень населения региона;

региональные СМИ.

СМИ (как элемент политической инфраструктуры) - учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.

Телевидение Нижегородской области

№ 

Название 

Аудитория от 18 лет

25-55 лет

1

«ПЕТЕРБУРГ-5 КАНАЛ»

115,99

137,33

НТВ 

114, 67

119,41

3

«РОССИЯ»/ ГТРК «Н. НОВГОРОД»

113,91

98,86

4

«КУЛЬТУРА»/ EURONEWS

113,89

113,69

5

«ВОЛГА» (РБК, A-ONE)

118,82

116,8

6

«ТВ ЦЕНТР»/ «КРЕМЛЬ» (RAMBLER) 

112,48

141,38

7

«ПЕРВЫЙ КАНАЛ»

112,44

90,17

8

«ВЕСТИ»/ ННТВ (STYLE, «МИР»)

111,76

116,45

9

«СПОРТ»

110,36

138,27

10

7 ТВ

109,87

97,96

11

«РЕН-ТВ»/ «СЕТИ НН»

109,6

117,15

12

ДТВ VIASAT («ДИАЛОГ»)

108,06

139,22

13

СТС / «СТС-Н.НОВГОРОД»

83,34

89,24


Основные сектора в социально-политическом процессе региона:сектор: Государственный.сектор: Коммерческий.сектор: Некоммерческий.

Характеристика секторов.

I сектор

II сектор

III сектор

Субъекты - государственные и муниципальные организации

Субъекты - негосударственные коммерческие организации

Субъекты - негосударственные некоммерческие организации

Собственность - государственная, муниципальная

Собственность - негосударственная, немуниципальная

Собственность - негосударственная, немуниципальная

Цель - решение общественных проблем

Цель - получение прибыли

Цель - решение общественных проблем


Виды социального партнерства:

В широком смысле слова - межсекторное взаимовыгодное сотрудничество всех субъектов общественных отношений. (Власть+работники+работодатели).

В узком смысле слова - взаимовыгодное сотрудничество в сфере социально-трудовых отношений.

Понятие социального партнерства в социально-трудовой сфере - система взаимоотношений в обществе, основанная на сотрудничестве и компромиссе между его участниками, с целью:

преодоления классовых антагонизмов;

укрепления стабильности в обществе и трудовом коллективе;

повышения эффективности производства;

реализации прав человека.

Принципы социального партнерства:

добровольное участие сторон;

отход от забастовочной борьбы, переговорный способ разрешения конфликтов;

равенство прав и обязанностей;

признание государства в качестве:

субъекта;

посредника;

третейского судьи.

Субъекты социального партнерства в социально-трудовой сфере:

работники (профсоюзы);

органы власти;

работодатели (союзы предприятий).

Органы реализации социального партнерства:

Трехсторонние комиссии

федеральные;

региональные.

Проблемы социального партнерства:

коллективные договоры и трехсторонние комиссии никогда не выполнялись полностью;

в Росси не сформировались настоящие профсоюзы.

Большинство предприятий не прониклись идеологией социального партнерства и в лучшем случае согласны на патерналистскую политику по отношению к работникам.

не является основой социального партнерства участие рабочих:

в управлении производством;

в распределении прибыли;

в организации труда;

в совладении собственностью.

Социальное партнерство - как межсекторное взаимодействие.

Роль государства в формировании и реализации социальной политики:

разработка концептуальных основ и обеспечение реализации социальной политики;

перераспределение средств;

координация социальных инициатив частного бизнеса и некоммерческих организаций;

законодательная деятельность для стимулирования социальной активности:

некоммерческих организаций;

отдельных граждан;

частного предпринимательства.

Роль частного бизнеса в формировании и реализации социальной политики:

Непосредственное участие в социальной деятельности.

Материальный вклад в социальную политику государства.

Третий сектор как элемент политической инфраструктуры.

Формы некоммерческих организаций:

общественная религиозная организация;

фонд;

учреждение;

некоммерческое партнерство;

автономная некоммерческая организация;

потребительский кооператив;

объединение юридических лиц (ассоциации, союзы).

Государственное регулирование деятельности некоммерческих организаций:

Формирование законодательной и нормативной базы

основы законодательства (на федеральном уровне);

правовые акты, учитывающие специфику региона (на региональном и муниципальном уровнях);

целевые социальные программы.

Контроль за соблюдением законодательства

регистрация;

налоговый контроль;

статистический контроль;

страховой контроль;

противопожарный контроль;

экологический контроль;

санитарно-эпидемиологический контроль.

Экономическая поддержка

материальная помощь;

прямое финансирование;

налоговые льготы (для некоммерческих организаций, для партнеров некоммерческих организаций).

Кадровая поддержка

подготовка кадров для некоммерческих организаций;

повышение квалификации;

организация обмена опытом.

Формирование общественного мнения

создание общественных советов;

освещение опыта работы некоммерческих организаций в СМИ.

Механизм взаимодействия типа «некоммерческая организация - власть» - разработанная сообща совокупность правил, способов, технологий и документации по организации, обеспечению ресурсами и реализации совместных (проектов, акций) некоммерческих организаций и властных структур, которая:

встроена в схему функционирования социальной сферы данной территории;

направлена на решение социально-значимых проблем с учетом действующих нормативных и правовых актов;

воспроизводима в будущем без участия создателей.

В целом, оценивая роль, место и перспективы развития негосударственных некоммерческих организаций в современной российской действительности, в конкретном регионе в частности, необходимо отметить, что становление и упрочение их позиций будет наглядным свидетельством формирования общества, в котором коллективная инициатива в интересах большинства будет ведущим двигателем прогресса; общества, в котором сами граждане будут решать вопросы приоритетности направлений социального развития, имея для этого все необходимые права, и влияя тем самым на деятельность субъектов политической системы.

Добиться этого можно только в том случае, если объединятся усилия инициативных, творчески мыслящих, честных, болеющих об общественном благе людей и тех структур, от которых зависит поддержка этих людей, создание условий для их творческой, общественно полезной деятельности. Только тогда организации «третьего сектора» станут в политическом процессе не только средствами формирования общественного мнения в угоду претендентам на власть, но и активными субъектами, обеспечивающими социально-политическую стабильность в регионе и стране в целом.

4. ВЫБОРЫ КАК ИНДИКАТОР РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Выборы лежат в основе базового политического процесса. Выборы - ядро демократического политического процесса. Во время избирательной компании:

закладываются основные направления политического процесса на предстоящий цикл;

выходят на политическую сцену главные действующие лица;

формируются каналы взаимосвязей политиков со своими социальными общностями.

Необходимо также подчеркнуть, что выборы:

представляют собой особый механизм выражения интересов различных социальных групп;

являются способом институализации отношений представительства.

Роль выборов в активизации участия населения в политическом процессе:

формируется региональное политическое мышление;

эмоциональная отдушина для населения;

политическая социализация населения;

один их эффективных и доступных способов влияния на официальные структуры власти со стороны населения;

механизм стабилизации режима;

позволяет населению регулярно ощущать его значимость и необходимость для режима.

Показатели при анализе выборов:

Явка избирателей. (Например, в выборах депутатов Государственной думы, проходивших 2 декабря 2007 года, приняло участие 57% избирателей; в выборах в Областное законодательное собрание, проходивших 12 марта 2006 года - 32%, отсюда следует вывод, что активность избирателей оставляет желать лучшего).

Состав кандидатов:

партийная принадлежность;

профессия;

образование (большинство имеет высшее образование).

Оценка выборного процесса в российских регионах:

авторитет партии в регионе падает;

предпочтение отдается кандидатам, обладающим реальной властью, управленцам высокого уровня;

свидетельствуют об усилении авторитарной тенденции в политическом процессе;

«Черные политтехнологии» не имеют уже серьезного эффекта и нередко дают обратный результат;

Ситуации с явкой и отношение избирателей к «последнему кандидату» - «против всех» - показали, что авторитет выборов и авторитет представительных органов власти падает. Люди устали «играть в демократию».

Все это свидетельствует о том, что институт выборов переживает кризис и начинает терять свою значимость в политическом процессе, в том числе и на региональном уровне.

Выборы в Нижегородской области, март 2011 года  -Единая Россия" - 50,08%, КПРФ - 22,48%, ЛДПР - 13,54%, "Справедливая Россия" - 11,63%.

Партия «Единая Россия»

региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия" образовано в марте 2002 года. Секретарем регионального комитета является Кавинов Артем Александрович.

В состав партийной организации в регионе входят 52 местных отделений

Создана фракция "Единая Россия" в Законодательном Собрании Нижегородской области, в состав которой входят 30 парламентариев (из 50).

Руководит фракцией Председатель Законодательного Собрания Нижегородской области Лебедев Евгений Викторович.

Серьезно представлена партия и в Городской Думе Нижнего Новгорода - во Фракцию "Единая Россия" входят 34 депутатов из 42. Руководит Фракцией Олег Владимирович Сорокин.

Первый заместитель Секретаря регионального политического совета-Вайнберг Александр Владеленович

Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Законодательном Собрании Нижегородской области создана в 2006 г.

По инициативе фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в 2008 году был создан Молодежный парламент при Законодательном Собрании Нижегородской области. Итоги последних выборов в региональный парламент не были слишком удачными для «Единой России»

«Единая Россия» в Нижегородской области буквально за полгода потеряла довольно приличный процент голосов

КПРФ

На XVII Конференции НРО КПРФ первым секретарем Комитета НРО КПРФ избран Рябов Николай Федорович, 1949 г.р., депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

РУКОВОДИТЕЛЬ ФРАКЦИИ - Егоров Владислав Иванович

ЛДПР

РУКОВОДИТЕЛЬ ФРАКЦИИ - Курдюмов Александр Борисович

СОСТАВ ФРАКЦИИ:

Старцев Юрий Павлович

Чугрин Дмитрий Борисович

Справедливая Россия

Председатель Совета регионального отделения - Бочкарев Александр Анатольевич

Руководитель фракции - Ягудин Исхак Ибрагимович

НАША ЦЕЛЬ - НОВЫЙ СОЦИАЛИЗМ, СОЦИАЛИЗМ XXI ВЕКА

ФЛАГ ПАРТИИ представляет собой прямоугольное полотнище желто-бежевых тонов с расположением в центральной части стилизованного изображения - развевающегося полотнища, состоящего из трех горизонтальных полос: верхней белого, средней синего и нижней красного цвета; соотношение высоты полос к общей высоте полотнища составляет: белая - одна пятая, синяя - одна пятая, красная - три пятых; на красной полосе полотнища размещена горизонтальная надпись прописными буквами желтого цвета в две строки СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ и тремя горизонтальными полосами белого, синего и красного цвета вдоль нижнего края флага Партии с надписью СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ на полосе красного цвета.

. Выборы в государственную думу.

Выборы в Государственную Думу проходят раз в 5 лет по пропорциональной системе (по партийным спискам). Общее число депутатов- 450.

Результаты последних выборов в Государственную Думу 04.11.2011 после обработки 99% бюллетений.

Партия

Руководитель фракции

Количество депутатов

В % соотношении

«Единая Россия»

Дмитрий Медведев

238

49,29

«ЛДПР»

Владимир Жириновский

56

11,68

«КПРФ»

Геннадий Зюганов

92

19,2

«Справедливая Россия»

Сергей Миронов

64

13,25


. Законодательное собрание Нижегородской области

Выборы в Законодательное Собрание Нижегородской Области проходит раз в 5 лет по смешанной системе (половина депутатов по партийным спискам, половина по одномандатным округам). Общее количество депутатов - 50.

Результат последних выборов в Законодательное Собрание Нижегородской Области по одномандатным округам 14.03.2011 г.

Партия

Количество депутатов

%ое соотношение

Единая Россия

20

80

КПРФ

4

16

ЛДПР

0

0

Справедливая Россия

1

4


Результат последних выборов в Законодательное Собрание Нижегородской Области по партийным спискам 13.03.2011 г.

Партия

Количество депутатов

%ое соотношение

Единая Россия

11

44

КПРФ

8

32

ЛДПР

3

12

Справедливая Россия

3

12


Результат последних выборов в Законодательное Собрание Нижегородской Области

Партия

Количество депутатов

%ое соотношение

Единая Россия

31

62

КПРФ

11

22

ЛДПР

3

6

Справедливая Россия

4

8


На основе данного анализа можно сделать следующие выводы:

предпочтение отдаётся кандидатам, обладающим реальной властью, управленцам высокого уровня. Это свидетельствует об усилении авторитарной тенденции в политическом процессе.

авторитет партии в регионах падает. Избиратели в своём большинстве делают ставку не на партийную принадлежность кандидата, а на его личность.

5. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ РЕГИОНА КАК КРИТЕРИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

Критерием эффективности деятельности региональных политических субъектов является социально-политическая стабильность региона.

Социально-политическая стабильность региона проявляется в способности субъектов региональной политической системы при помощи имеющихся в их распоряжении ресурсов (административных, материальных, финансовых, идеологических) контролировать и регулировать внутреннюю социально-политическую ситуацию, определять курс в рамках межрегиональных отношений и отношений с федеральным центром.

Необходимый уровень социально-политической стабильности региона имеет следующие показатели:

сохранение политического режима;

сохранение формы регионального управления (системы органов власти);

территориальная целостность региона;

равноправие всех социальных групп в регионе;

экономическое разнообразие в регионе.

Нестабильность региона проявляется в некомпенсируемых политических и экономических изменениях, которые ведут к смене одного, двух или всех вышеперечисленных элементов.

Нарастание неустойчивости происходит в виде нарастания критических ситуаций, которые власть не в состоянии взять под контроль и преодолеть.

Кризисная, или критическая ситуация возникает, когда нарастающие изменения резко выводят систему из равновесия.

Кризис стабильности может проявиться в форме процессов различной природы:

экономического хаоса;

роста преступности, терроризма;

резкого обострения взаимоотношений власти и оппозиции.

Неспособность власти овладеть положением может привести к различным последствиям:

смена регионального руководства (смена власти) является свидетельством определенных социальных сдвигов в обществе, зачастую не затрагивающих ее политико-идеологической сущности.

смена политического режима, то есть не только смена форм и методов осуществления государственной власти, но и изменение условий, в которых протекает политическая жизнь, развивается вся система политических отношений, формируется политическая культура.

Уровень социально-политической стабильности региона определяется рядом внутренних и внешних факторов.

Внутренними факторами, влияющими на уровень социально-политической стабильности региона, можно назвать следующие:

степень удовлетворения потребностей различных социальных групп и выражающих их интересы политических группировок (в зависимости от степени удовлетворения потребностей этот фактор может быть как положительным, так и отрицательным);

реальная сила каждой политической группировки, действующей в регионе (экономический потенциал, степень организованности, степень вовлечения масс в политический процесс);

соотношений реальных сил всех политических группировок и характер их взаимодействия (играет положительную роль);

способность власти маневрировать границами уступок (и положительно, и отрицательно может повлиять);

степень контакта власти со всеми политическими группировками;

уровень культуры разрешения конфликтов (у граждан, власти, политических группировок) - при высоком уровне культуры - только положительная роль;

духовная культура региона, которая в значительной степени определяет формы политических институтов, методы и способы их функционирования - положительное влияние.

субъективные факторы: личностные качества лидеров и политических руководителей, то есть лиц, принимающих политические решения (идеология, ценностные ориентации, психологические характеристики и другие). Личностные качества индивидуальны, поэтому говорить о влиянии сложно, в зависимости от ситуации.

Внешние факторы, влияющие на уровень социально-политической стабильности региона, включают в себя:

стабильность сопредельных регионов - положительно влияет;

обстановка РФ в целом - в зависимости от обстановки;

поведение федеральной власти по отношению:

к регионам вообще;

к данному региону;

к общероссийским процессам;

Может повлиять и положительно, и отрицательно.

климатические условия

географическое положение положительное влияние;

природные ресурсы

глобальные мировые проблемы - отрицательно сказываются;

макроэкономические тенденции - положительное влияние.

Социально-политическая стабильность региона может оцениваться как особого рода ресурс. От степени стабильности зависит свобода действий региональной власти внутри субъекта федерации, на межрегиональном уровне и во взаимодействии с федеральным центром.

6. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РЕГИОНЕ

Подводя итоги всему вышесказанному, необходимо выделить особенности регионального социально-политического процесса. Их можно определить следующим образом:

На региональном уровне наблюдается ослабление роли институированных субъектов (органов власти, партий). В то же время происходит усиление роли региональных политических элит, как неформальных структур, обладающих реальной властью в регионе.

В деятельности властных структур наблюдается усиление авторитарного стиля управления. Силовые методы становятся все более обычными не только в деятельности исполнительных органов власти, они охватывают и демократические институты (представительные органы, избирательные комиссии и др.)

В то же время субъекты регионального политического процесса находятся в более сложном положении, чем соответствующие структуры, действующие на общероссийском уровне. Дело в том, что они самым непосредственным образом в своей деятельности сталкиваются с населением, которое выступает и как электорат, и как люди, требующие удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Все это требует от региональных политических субъектов более четкой работы, налагает на них большую ответственность, так как они каждодневно сталкиваются с конкретными людскими проблемами, которые призваны решать.

И только наиболее полный учет политическими субъектами в своей деятельности региональных социальных проблем позволит обеспечить необходимый уровень социально-политической стабильности в каждом конкретном регионе и в стране в целом.

Приложение 1

Приложение 2

Количество безработных и уровень официально зарегистрированной безработицы по Нижегородской области на 1 ноября 2011 года


Зеленый цвет - уровень безработицы до 1 %, розовый - уровень безработицы от 1 до 2 %, красный - уровень безработицы равен или выше 2 %.

Похожие работы на - Социально-политический процесс региона

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!