Семья как объект социального воспитания
Тема:
Семья как
объект социально-педагогической деятельности
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
.
Социальные проблемы современной семьи
.
Типы семей
.
Социально-педагогическая деятельность с семьей
.
Становление социально-педагогической теории и практики в России
.
Этапы и методы работы с семьей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Семья является источником и опосредующим звеном
передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего опыта
эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с
полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом
воспитания, социализации ребенка.
Современная наука располагает многочисленными
данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка
невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю
гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и
действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием
в детском саду или школе.
Общеизвестны особая роль и место семьи в
обществе. Свои специфические особенности присущи каждой семье. В любой семье
они отражаются, прежде всего, в основных сферах ее жизнедеятельности,
находящихся под постоянным влиянием различных факторов социума. В свою очередь,
как нигде, они проявляются в отношениях между членами семьи. По-своему
сказываются они и на эффективности профессиональной деятельности каждого из
них.
Таким образом, современная наука располагает
данными о том, что семья - первый и наиболее значимый воспитательный институт в
жизни человека.
Актуальность и значимость рассматриваемой
проблемы определяется тем, что роль семьи в обществе несравнима по своей силе
ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется
и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями,
необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает
как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на
протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы
нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний
мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только
формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную,
творческую активность, раскрывает индивидуальность. Данную проблему изучали
М.А. Галагузова, Ю.В. Василькова, В.Н. Гурова, М.В. Шакурова и В.А. Никитина.
Объектом исследования в нашей работе являются
социальные проблемы современной семьи.
Предмет исследования: выделение этапов и методов
в социально-педагогической деятельности с семьей.
Исходя из цели исследования можно выделить ряд
задач:
. Изучение социально-педагогической литературы.
. Определить теоретические аспекты изучения
семьи.
. Проанализировать социально-педагогическую
деятельность с семьей.
Методы исследования: теоретические (анализ,
литература, анализ документации).
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой
главе освещается теоретическая база, а также проблемы современной семьи, типы
семей, социальный статус семьи. Во второй главе представлена
социально-педагогическая деятельность с семьей, становление
социально-педагогической теории и практики в России, этапы и методы работы с
семьей, социальный патронаж, а также представлены статистические данные по
семьям Вилегодского района.
. Социальные проблемы современной семьи
Что такое семья? Во-первых, семья - это
социально-правовой институт, находящийся под защитой государства. Штамп в
паспорте, совместная личная собственность, право на наследование, раздел
имущества при разводе, и все такое прочее.
Ясно, что многие стороны этого института
исчезнут вместе со всеми государственно-правовыми институтами, когда отомрет
государство, и потеряют всякий смысл понятия "собственность",
"наследование", "имущество", "раздел" и т.д.
Во-вторых, семья - это социально-культурный институт. Семья создана для очень
важной потребности человека в самоутверждении, т.е. в уважении со стороны окружающих.
В-третьих, семья - это особая малая социальная группа, основная социальная
ячейка общества. Особая форма содружества мужчины и женщины для полноценного
воспроизводства следующего поколения. Семья - это не только супружеские связи,
уходящие вглубь времен на несколько поколений, но и горизонтальные, то есть
отношения между родителями, детьми, братьями, сестрами, и другими
родственниками. В то же время каждая семья создает собственную культурную среду
в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства.
И потому "войти в семью" - означает
принять и усвоить ее субкультуру. Тех, кто не признает такой порядок, семья
чаще всего отторгает.
Семья во все времена находилась в центре
внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и
ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это
неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования
человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении,
меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу
внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важных
сфер и одним из главных объектов социальной работы.
Семья, будучи наиболее универсальным,
всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные
проблемы, которые существуют в современном обществе: малообеспеченность,
социальную дезадаптированность, трудности многодетных семей и инвалидов,
специфичность положения беженцев, насилие над детьми и женщинами, юное
материнство и многое другое. Если семья плохо справляется с выполнением своих
функций, то речь идет о дисфункции, которая приводит семью в аномальное
состояние.
Дисфункцию семейных отношений могут вызвать
следующие причины:
экономические, когда прожиточный уровень семьи
ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного
работающего члена;
асоциальные, связанные с алкоголизмом,
наркоманией, противоправным поведением, низким культурным уровнем;
психологические, такие как жестокость,
агрессивность, грубость, супружеская неверность, ревность, эгоизм;
медицинские, связанные с венерическими,
психическими и инфекционными заболеваниями, а также сексуальными отклонениями.
В чистом виде та или иная причина встречается
очень редко, как правило, они дополняют и усугубляют друг друга, поэтому
проблемы семьи необходимо решать комплексно.
Современная семья переживает сложный этап
эволюции - переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных
отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли
и функциональная зависимость супругов, положение детей. Многие ученые
характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено
объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех
экономически развитых странах, и особенно в Европе, в сторону автономизации
семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа
разводов и увеличение числа одиноких людей.
Социологические исследования репродуктивного
поведения семей в последние 30 лет определили печальную закономерность: более
состоятельные классы общества испытывают гораздо меньшую потребность иметь
детей, чем менее состоятельные.
. Социально-педагогическая деятельность с семьей
Социально-педагогическая деятельность - это
практическая специальная деятельность специалиста, работающего в школе: учебная
дисциплина, ориентированная на подготовку школьных социальных педагогов -
специалистов в области воспитания учащихся. Она реализуется в виде комплекса
профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а
также путем педагогически целесообразной организации различных сфер
жизнедеятельности подопечных.
Всестороннее воздействие на личность ребенка и
грамотно поставленная работа социального педагога помогают решить проблему
адаптации детей в обществе, способствуют улучшению взаимопонимания и
взаимопомощи с клиентами социальной службы: детьми, их родителями, педагогами,
воспитателями. Проблемы социальной работы с детьми из неполных семей,
ответственности родителей и всего нашего общества за этих детей были и всегда
будут одними из главных в педагогике, социологии и психологии, ведь будущее
страны зависит от того, каким придет на смену это новое поколение.
. Становление социально-педагогической теории и
практики в России
Теория и практика социальной педагогики связаны
с историко-культурными, этнографическими традициями и особенностями народа,
зависят от социально-экономического развития государства, опираются на
религиозные и нравственно-этические представления о человеке и человеческих
ценностях.
Как известно, во второй половине 19 века
"отец немецких учителей" Адольф Дистервег предложил словосочетание "социальная
педагогика" для обозначения педагогической деятельности с обездоленными и
беспризорными детьми по профилактике, как принято говорить сейчас,
правонарушений несовершеннолетних. В начале 20 века известный немецкий философ
Пауль Наторг выдвинул идею интеграции воспитательных сил общества с целью
распространения культуры и просвещения в народе, он выступил за всеобщую
педагогизацию общества и призвал к созданию воспитательных союзов, "союзов
граждан", которые могли бы способствовать реализации этой идеи. Всю эту
деятельность он также назвал социальной педагогикой.
В 18 веке, названном веком просвещения, в
сознании общества утверждается мысль о том, что обучение и воспитание являются
созидательно-преобразующим фактором развития общества, а человек должен быть
всегда целью, а не средством развития в соответствии с ценностями свободы,
равенства и братства. На этой почве активно развивается концепция свободного
воспитания, идея "выведения" новой породы людей и преобразования на
этой основе общества.
С конца 18 века все более усиливается внимание
теоретиков и практиков педагогики к вопросам обучения и воспитания широких
слоев населения, преодоления влияния схоластики и сближения содержания
образования с жизнью. Среди педагогов такого направления выделяется в эти годы
деятельность швейцарского педагога И. Песталоцци. Его учение о роли труда в
воспитании и саморазвитии ребенка, создание слогообразующего способа обучения
сделали доступным обучение грамоте ребенка в любой семье. Его личная
педагогическая работа с сиротами, для которых он на свои деньги приобретал
дома, превращая их в школы-интернаты, ознаменовали новое качество в содержании
и методах обучения и воспитания, оказавших плодотворное воздействие на развитие
педагогической теории и практики, общества в целом.
В педагогической теории и практике потребности в
демократизации образования и наполнении его реальным содержанием,
соответствующим достигнутому уровню культуры, нашли выражение в педагогических
воззрениях А. Дистервега, П. Наторпа, а также в определенной степени в идеях
теоретиков так называемой "педагогики реформ", представленной Г.
Кершенштейнером, В. Лайем, Дж. Дьюи и другими педагогами в конце 19 начале 20
вв.
С позиции нашего времени бросается в глаза
вольное или невольное зауживание названными теоретиками "педагогики
реформ" содержания обучения и воспитания рамками социального положения или
происхождения детей, снижения доли умственного развития и преувеличение простых
форм труда в качестве цели и средства образования.
Однако в те времена и такого рода педагогические
подходы были определенным шагом вперед, способствовавшим прогрессу в
педагогической области. Не случайно многие идеи "педагогики реформ"
оставались в центре поисков путей и средств обновления образования, как в
западной Европе, так и в России в первые десятилетия 20 века. В основе этих
поисков лежали принципы взаимосвязи социального и образовательного начал, цели
социального ориентирования обучения и воспитания, реализация которых объективно
способствовала демократизации и гуманизации общества.
В истории педагогической мысли и практики России
важное место издавна занимала забота о сиротах и обездоленных - тех группах
детей, обучающе-воспитательную работу с которыми А. Дистервег назвал социальной
педагогикой. В начале 20 века на развитии обучения и воспитания в России
сказалось влияние демократического и революционного движений. Стали больше
обращать внимание на детей рабочих и крестьян в целом. Открываются народные
рабочие классы на окраинах, народные университеты, бесплатные народные библиотеки,
детские сады для детей бедноты, воскресные школы. Большую помощь оказали в этом
благородном деле такие общественные организации, как Всенародный союз учителей,
Московский и Петербургский комитеты грамотности, Московское и Петербургское
общества попечения больных и бедных детей.
В те же годы создаются детские летние колонии,
инициатором которых была Е.Н. Орлова, создавшая еще в 1887 году в своем имении
первую такую форму занятости детей.
Таким образом, в современных условиях
потребность в социально-педагогической теории и практике не исчезла, а,
напротив, усилилась, потому что, с одной стороны, усиливается роль социальных
факторов в жизни общества и отдельных людей, а с другой - не уменьшается, а
увеличивается число детей и взрослых, которые нуждаются в социальной защите
вообще, в оказании социально-педагогической помощи в особенности. В российском
обществе развиваются процессы распада семьи, растет число обездоленных, а также
не получающих необходимую обучающее-воспитательную помощь детей.
Все это требует активизации работы всего
общества, специалистов в области воспитания и обучения по разработке
социально-педагогической теории и практики применительно к современному этапу
развития общества.
. Этапы и методы работы с семьей
Работу с семьей социальный педагог начинает с ее
изучения. Попробуем рассмотреть несколько разновидностей семей, с которыми чаще
всего сталкивается социальный педагог. Это неблагополучные семьи, где ребенок
живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы,
хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили еще и безработицу
родителей. Требуется повседневная защита ребенка социальным педагогом, когда в
семье нет отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников,
когда во время запоев или загулов родителей ребенок остается одиноким, когда
родители отвергают любовь ребенка или "спекулируют" любовью к нему в
своих отношениях.
Именно в таких семьях у ребенка наблюдаются
отклонения в поведении. Когда в семье нет контактов, когда родители к ребенку
относятся формально, обеспечивая его только материально. Социальный педагог в
семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3
родителей испытывают трудности в воспитании детей.
В современных условиях, когда на семью
возлагается вся ответственность за воспитание и содержание детей, поддержку
престарелых, важно суметь создать такую внутрисемейную обстановку, климат
семьи, которые бы обеспечивали соответствующие условия для этого.
Несомненно, первоочередная задача социального
педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того,
следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.
К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в
виде выплаты пособий, предоставление льгот, социальной помощи.
Перед обновляющимся российским обществом в
начале третьего тысячелетия на фоне многообразия социально-экономических,
демографических, экологических и других задач социальной политики всё отчётливее
проявляются проблемы социально-педагогического свойства. Наиболее остро дают о
себе знать в сфере социальной работы с семьёй, концентрирующей сегодня на себе
многие негативные последствия спонтанного внедрения в стране рыночной
экономики.
В некоторых регионах России выполняется ряд
условий, способствующих эффективной поддержке семьи. Такие как:
Изучение интересов и потребностей детей и
взрослых, их трудностей, проблемы семей с различным жизненным укладом;
Помогают семье адаптироваться к изменяющимся
социально-экономическим условиям;
Оказание психолого-педагогической, медицинской,
бытовой помощи семье.
Следует подчеркнуть, что настоящие возможности
пока не удовлетворяют в полной мере существующие потребности в учреждениях
социального обслуживания семьи и детей.
Сложившаяся уже региональная модель социального
обслуживания семьи и детей предполагает и оказание помощи семьям и детям
центрами социального обслуживания населения. Они созданы во всех городах для
обслуживания граждан пожилого возраста. Но в процессе работы отрабатывается
постепенно и работа с семьями, женщинами и детьми. Министерством труда и
социального развития Российской Федерации рекомендуется создавать отделения
помощи семье и детям, отделения дневного пребывания.
В мировой практике социальной работы в ряду
значимых мер повышения эффективности действий специалистов в разрешении
многообразных проблем семьи уверенно утверждается социально-педагогическое
обеспечение социальной работы с семьёй как самостоятельный вид обеспечивающей
деятельности.
Существенные продвижения за последние годы
наметились в подготовке специалистов социальных служб по программе базового
дополнительного образования. В частности, образовательный процесс социальных
ВУЗов всё больше становится практико-ориентированным, усиливаются тенденции
подготовки функционала, способного гибко реагировать на динамичный характер
социальных услуг семье.
Практика становления профессии "социальный
работник" показывает, что социально-педагогическое обеспечение существенно
влияет на роль и место различных категорий семей в социализации подрастающего
поколения, а также на возможности семьи реально использовать накапливающийся
научный потенциал для её блага, особенно в жизненно трудных ситуациях.
Сегодня становится очевидным, что эффективность
социальной работы с семьёй, нуждающейся в социальной защите и поддержке в
обычных и экстремальных условиях жизнедеятельности в значительной мере зависит
от уровня её социально-педагогического обеспечения. Признано, что
социально-педагогическое обеспечение социальной работы является важным
средством социального восстановления (поддержания) социальной активности семьи
в условиях коренных социально-экономических преобразований общества.
Таким образом, проблема изучения основ
социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй в интересах
повышения эффективности разрешения семейных проблем является в высшей степени
актуальный как в теоретическом, так и в практическом плане.
В заключении ещё раз хотелось бы подчеркнуть,
что социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи,
но и на её укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для
выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию
демографического и социально-экономического положения в России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.:
Владос, 2003. - 295с.
.
Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Проспект, 2006. - 395с.
.
Гуслякова Л.Г. Кувшинникова В.А. Семья в представлениях молодежи: Семья как
объект социальной работы // Социальная работа. - Вып.7. - М.: 2003. - 193с.
.
Куликова Н.И. и др. Молодая семья: пути решения проблем // Теория и практика
соц. работы на рубеже веков. Материалы и научные доклады международной
научно-практической конференции. - Новосибирск, 2006. -219с.
.
Прокопенко Л.Н. Семейная политика как основа для совершенствования
организационного аспекта социальной работы // Социальная политика и местное
развитие: Тезисы Международной научно-практической конференции. - Кемерово,
2001. -211с.
.
Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. - М.: ТЦ Сфера, 2006. -
219с.