Семья как объект социального воспитания

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    56,32 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Семья как объект социального воспитания














Тема:

Семья как объект социально-педагогической деятельности


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. Социальные проблемы современной семьи

. Типы семей

. Социально-педагогическая деятельность с семьей

. Становление социально-педагогической теории и практики в России

. Этапы и методы работы с семьей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе.

Общеизвестны особая роль и место семьи в обществе. Свои специфические особенности присущи каждой семье. В любой семье они отражаются, прежде всего, в основных сферах ее жизнедеятельности, находящихся под постоянным влиянием различных факторов социума. В свою очередь, как нигде, они проявляются в отношениях между членами семьи. По-своему сказываются они и на эффективности профессиональной деятельности каждого из них.

Таким образом, современная наука располагает данными о том, что семья - первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека.

Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы определяется тем, что роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Данную проблему изучали М.А. Галагузова, Ю.В. Василькова, В.Н. Гурова, М.В. Шакурова и В.А. Никитина.

Объектом исследования в нашей работе являются социальные проблемы современной семьи.

Предмет исследования: выделение этапов и методов в социально-педагогической деятельности с семьей.

Исходя из цели исследования можно выделить ряд задач:

. Изучение социально-педагогической литературы.

. Определить теоретические аспекты изучения семьи.

. Проанализировать социально-педагогическую деятельность с семьей.

Методы исследования: теоретические (анализ, литература, анализ документации).

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе освещается теоретическая база, а также проблемы современной семьи, типы семей, социальный статус семьи. Во второй главе представлена социально-педагогическая деятельность с семьей, становление социально-педагогической теории и практики в России, этапы и методы работы с семьей, социальный патронаж, а также представлены статистические данные по семьям Вилегодского района.

.   Социальные проблемы современной семьи

Что такое семья? Во-первых, семья - это социально-правовой институт, находящийся под защитой государства. Штамп в паспорте, совместная личная собственность, право на наследование, раздел имущества при разводе, и все такое прочее.

Ясно, что многие стороны этого института исчезнут вместе со всеми государственно-правовыми институтами, когда отомрет государство, и потеряют всякий смысл понятия "собственность", "наследование", "имущество", "раздел" и т.д. Во-вторых, семья - это социально-культурный институт. Семья создана для очень важной потребности человека в самоутверждении, т.е. в уважении со стороны окружающих. В-третьих, семья - это особая малая социальная группа, основная социальная ячейка общества. Особая форма содружества мужчины и женщины для полноценного воспроизводства следующего поколения. Семья - это не только супружеские связи, уходящие вглубь времен на несколько поколений, но и горизонтальные, то есть отношения между родителями, детьми, братьями, сестрами, и другими родственниками. В то же время каждая семья создает собственную культурную среду в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства.

И потому "войти в семью" - означает принять и усвоить ее субкультуру. Тех, кто не признает такой порядок, семья чаще всего отторгает.

Семья во все времена находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.

Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные проблемы, которые существуют в современном обществе: малообеспеченность, социальную дезадаптированность, трудности многодетных семей и инвалидов, специфичность положения беженцев, насилие над детьми и женщинами, юное материнство и многое другое. Если семья плохо справляется с выполнением своих функций, то речь идет о дисфункции, которая приводит семью в аномальное состояние.

Дисфункцию семейных отношений могут вызвать следующие причины:

экономические, когда прожиточный уровень семьи ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена;

асоциальные, связанные с алкоголизмом, наркоманией, противоправным поведением, низким культурным уровнем;

психологические, такие как жестокость, агрессивность, грубость, супружеская неверность, ревность, эгоизм;

медицинские, связанные с венерическими, психическими и инфекционными заболеваниями, а также сексуальными отклонениями.

В чистом виде та или иная причина встречается очень редко, как правило, они дополняют и усугубляют друг друга, поэтому проблемы семьи необходимо решать комплексно.

Современная семья переживает сложный этап эволюции - переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.

Социологические исследования репродуктивного поведения семей в последние 30 лет определили печальную закономерность: более состоятельные классы общества испытывают гораздо меньшую потребность иметь детей, чем менее состоятельные.


. Социально-педагогическая деятельность с семьей

Социально-педагогическая деятельность - это практическая специальная деятельность специалиста, работающего в школе: учебная дисциплина, ориентированная на подготовку школьных социальных педагогов - специалистов в области воспитания учащихся. Она реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.

Всестороннее воздействие на личность ребенка и грамотно поставленная работа социального педагога помогают решить проблему адаптации детей в обществе, способствуют улучшению взаимопонимания и взаимопомощи с клиентами социальной службы: детьми, их родителями, педагогами, воспитателями. Проблемы социальной работы с детьми из неполных семей, ответственности родителей и всего нашего общества за этих детей были и всегда будут одними из главных в педагогике, социологии и психологии, ведь будущее страны зависит от того, каким придет на смену это новое поколение.

. Становление социально-педагогической теории и практики в России

Теория и практика социальной педагогики связаны с историко-культурными, этнографическими традициями и особенностями народа, зависят от социально-экономического развития государства, опираются на религиозные и нравственно-этические представления о человеке и человеческих ценностях.

Как известно, во второй половине 19 века "отец немецких учителей" Адольф Дистервег предложил словосочетание "социальная педагогика" для обозначения педагогической деятельности с обездоленными и беспризорными детьми по профилактике, как принято говорить сейчас, правонарушений несовершеннолетних. В начале 20 века известный немецкий философ Пауль Наторг выдвинул идею интеграции воспитательных сил общества с целью распространения культуры и просвещения в народе, он выступил за всеобщую педагогизацию общества и призвал к созданию воспитательных союзов, "союзов граждан", которые могли бы способствовать реализации этой идеи. Всю эту деятельность он также назвал социальной педагогикой.

В 18 веке, названном веком просвещения, в сознании общества утверждается мысль о том, что обучение и воспитание являются созидательно-преобразующим фактором развития общества, а человек должен быть всегда целью, а не средством развития в соответствии с ценностями свободы, равенства и братства. На этой почве активно развивается концепция свободного воспитания, идея "выведения" новой породы людей и преобразования на этой основе общества.

С конца 18 века все более усиливается внимание теоретиков и практиков педагогики к вопросам обучения и воспитания широких слоев населения, преодоления влияния схоластики и сближения содержания образования с жизнью. Среди педагогов такого направления выделяется в эти годы деятельность швейцарского педагога И. Песталоцци. Его учение о роли труда в воспитании и саморазвитии ребенка, создание слогообразующего способа обучения сделали доступным обучение грамоте ребенка в любой семье. Его личная педагогическая работа с сиротами, для которых он на свои деньги приобретал дома, превращая их в школы-интернаты, ознаменовали новое качество в содержании и методах обучения и воспитания, оказавших плодотворное воздействие на развитие педагогической теории и практики, общества в целом.

В педагогической теории и практике потребности в демократизации образования и наполнении его реальным содержанием, соответствующим достигнутому уровню культуры, нашли выражение в педагогических воззрениях А. Дистервега, П. Наторпа, а также в определенной степени в идеях теоретиков так называемой "педагогики реформ", представленной Г. Кершенштейнером, В. Лайем, Дж. Дьюи и другими педагогами в конце 19 начале 20 вв.

С позиции нашего времени бросается в глаза вольное или невольное зауживание названными теоретиками "педагогики реформ" содержания обучения и воспитания рамками социального положения или происхождения детей, снижения доли умственного развития и преувеличение простых форм труда в качестве цели и средства образования.

Однако в те времена и такого рода педагогические подходы были определенным шагом вперед, способствовавшим прогрессу в педагогической области. Не случайно многие идеи "педагогики реформ" оставались в центре поисков путей и средств обновления образования, как в западной Европе, так и в России в первые десятилетия 20 века. В основе этих поисков лежали принципы взаимосвязи социального и образовательного начал, цели социального ориентирования обучения и воспитания, реализация которых объективно способствовала демократизации и гуманизации общества.

В истории педагогической мысли и практики России важное место издавна занимала забота о сиротах и обездоленных - тех группах детей, обучающе-воспитательную работу с которыми А. Дистервег назвал социальной педагогикой. В начале 20 века на развитии обучения и воспитания в России сказалось влияние демократического и революционного движений. Стали больше обращать внимание на детей рабочих и крестьян в целом. Открываются народные рабочие классы на окраинах, народные университеты, бесплатные народные библиотеки, детские сады для детей бедноты, воскресные школы. Большую помощь оказали в этом благородном деле такие общественные организации, как Всенародный союз учителей, Московский и Петербургский комитеты грамотности, Московское и Петербургское общества попечения больных и бедных детей.

В те же годы создаются детские летние колонии, инициатором которых была Е.Н. Орлова, создавшая еще в 1887 году в своем имении первую такую форму занятости детей.

Таким образом, в современных условиях потребность в социально-педагогической теории и практике не исчезла, а, напротив, усилилась, потому что, с одной стороны, усиливается роль социальных факторов в жизни общества и отдельных людей, а с другой - не уменьшается, а увеличивается число детей и взрослых, которые нуждаются в социальной защите вообще, в оказании социально-педагогической помощи в особенности. В российском обществе развиваются процессы распада семьи, растет число обездоленных, а также не получающих необходимую обучающее-воспитательную помощь детей.

Все это требует активизации работы всего общества, специалистов в области воспитания и обучения по разработке социально-педагогической теории и практики применительно к современному этапу развития общества.

. Этапы и методы работы с семьей

Работу с семьей социальный педагог начинает с ее изучения. Попробуем рассмотреть несколько разновидностей семей, с которыми чаще всего сталкивается социальный педагог. Это неблагополучные семьи, где ребенок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили еще и безработицу родителей. Требуется повседневная защита ребенка социальным педагогом, когда в семье нет отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок остается одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или "спекулируют" любовью к нему в своих отношениях.

Именно в таких семьях у ребенка наблюдаются отклонения в поведении. Когда в семье нет контактов, когда родители к ребенку относятся формально, обеспечивая его только материально. Социальный педагог в семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании детей.

В современных условиях, когда на семью возлагается вся ответственность за воспитание и содержание детей, поддержку престарелых, важно суметь создать такую внутрисемейную обстановку, климат семьи, которые бы обеспечивали соответствующие условия для этого.

Несомненно, первоочередная задача социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию. К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий, предоставление льгот, социальной помощи.


Перед обновляющимся российским обществом в начале третьего тысячелетия на фоне многообразия социально-экономических, демографических, экологических и других задач социальной политики всё отчётливее проявляются проблемы социально-педагогического свойства. Наиболее остро дают о себе знать в сфере социальной работы с семьёй, концентрирующей сегодня на себе многие негативные последствия спонтанного внедрения в стране рыночной экономики.

В некоторых регионах России выполняется ряд условий, способствующих эффективной поддержке семьи. Такие как:

Изучение интересов и потребностей детей и взрослых, их трудностей, проблемы семей с различным жизненным укладом;

Помогают семье адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям;

Оказание психолого-педагогической, медицинской, бытовой помощи семье.

Следует подчеркнуть, что настоящие возможности пока не удовлетворяют в полной мере существующие потребности в учреждениях социального обслуживания семьи и детей.

Сложившаяся уже региональная модель социального обслуживания семьи и детей предполагает и оказание помощи семьям и детям центрами социального обслуживания населения. Они созданы во всех городах для обслуживания граждан пожилого возраста. Но в процессе работы отрабатывается постепенно и работа с семьями, женщинами и детьми. Министерством труда и социального развития Российской Федерации рекомендуется создавать отделения помощи семье и детям, отделения дневного пребывания.

В мировой практике социальной работы в ряду значимых мер повышения эффективности действий специалистов в разрешении многообразных проблем семьи уверенно утверждается социально-педагогическое обеспечение социальной работы с семьёй как самостоятельный вид обеспечивающей деятельности.

Существенные продвижения за последние годы наметились в подготовке специалистов социальных служб по программе базового дополнительного образования. В частности, образовательный процесс социальных ВУЗов всё больше становится практико-ориентированным, усиливаются тенденции подготовки функционала, способного гибко реагировать на динамичный характер социальных услуг семье.

Практика становления профессии "социальный работник" показывает, что социально-педагогическое обеспечение существенно влияет на роль и место различных категорий семей в социализации подрастающего поколения, а также на возможности семьи реально использовать накапливающийся научный потенциал для её блага, особенно в жизненно трудных ситуациях.

Сегодня становится очевидным, что эффективность социальной работы с семьёй, нуждающейся в социальной защите и поддержке в обычных и экстремальных условиях жизнедеятельности в значительной мере зависит от уровня её социально-педагогического обеспечения. Признано, что социально-педагогическое обеспечение социальной работы является важным средством социального восстановления (поддержания) социальной активности семьи в условиях коренных социально-экономических преобразований общества.

Таким образом, проблема изучения основ социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй в интересах повышения эффективности разрешения семейных проблем является в высшей степени актуальный как в теоретическом, так и в практическом плане.

В заключении ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на её укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Владос, 2003. - 295с.

. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Проспект, 2006. - 395с.

. Гуслякова Л.Г. Кувшинникова В.А. Семья в представлениях молодежи: Семья как объект социальной работы // Социальная работа. - Вып.7. - М.: 2003. - 193с.

. Куликова Н.И. и др. Молодая семья: пути решения проблем // Теория и практика соц. работы на рубеже веков. Материалы и научные доклады международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2006. -219с.

. Прокопенко Л.Н. Семейная политика как основа для совершенствования организационного аспекта социальной работы // Социальная политика и местное развитие: Тезисы Международной научно-практической конференции. - Кемерово, 2001. -211с.

. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 219с.

Похожие работы на - Семья как объект социального воспитания

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!