Проблемы социализации молодёжи и пути их решения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,58 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы социализации молодёжи и пути их решения

ВВЕДЕНИЕ

Современная цивилизация, взятая в её простейшем понимании как всё совокупное многообразие стран и народов, переживает в ХХ веке колоссальные, глобальные эволюционные и революционные изменения количественного и качественного характера. Скорость и глубина происходящих в различных странах и регионах социальных процессов далеко неравномерна. Не равны как стартовые условия, так и последствия происходящих изменений. Общество и культура находятся на перепутье, ищут исторические альтернативы - где-то методом проб и ошибок, где-то опираясь на эмпирические и теоретические изыскания экономистов, социологов, психологов и т.д. В поисках идентификации и репрезентации собственных состояний и изменений они упираются в неразвёрнутость, неразвитость и недостаточную разработанность собственных философских оснований деятельности в целом, в материальной и идеальной сферах жизнедеятельности общества [4, с. 32].

Одной из проблем, в отношении которых сегодня назрела необходимость и возможность такого целостного философского осмысления, является социализация молодёжи.

Кризисные ситуации в различных сферах жизни и в обществе обостряют проблему социализации молодёжи и активизируют ее изучение, поскольку ставят под угрозу воспроизводство, как существующих общественных структур, так и воспроизводство отдельно взятых индивидов и личностей, что ведёт к увеличению научных исследований, как самого процесса социализации, так и отдельных факторов, которые влияют на его успешность. Важнейшим условием выживания общества и его перспектив является то, понимает, разделяет, сочувствует, помогает, участвует ли в этом процессе молодёжь, куда идёт, сама или подталкиваемая почти неуправляемой сейчас стихией социальных процессов? Какие ожидания можно связать с её поведением?

Ожидание ближних перспектив - это обеспечение общественной безопасности себе и сегодня, ожидание дальних - выживание и благополучие своим детям и собственной старости завтра, и, как следствие, - судьба и перспективы социальных преобразований современной России.

Как отмечал К. Манхейм: «Статичные общества, которые развиваются постепенно при медленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиции, а методами обучения являются воспроизведение и повторение. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодёжи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции. В противоположность таким статичным, медленно изменяющимися обществам динамические общества, стремящиеся к новым стартовым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодёжью» [44, с. 345].

Современное общество ещё не осознало ни масштабов данной проблемы, ни её мощи, хотя не раз уже испытало беспокойство и озабоченность по поводу отдельных её проявлений. Одной из причин беспечности может являться недостаточность целостного осмысления проблемы социализации во всём её современном объёме.

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодёжи становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только учёных, но и практических работников разного уровня - от политиков до учителей и родителей.

Изучением процесса социализации и в частности социализации молодёжи занимались: Н. Ф. Басов, Н. А. Волгин, Ю. В. Волков, С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, С. А. Гусова, В. Н. Кузнецов, С. П. Иваненков, А. В. Мудрик, Э. И. Камалдинова, Т. Н. Мартынова, Н. И. Морозова, Р. Н. Азарова, С. Г. Воронков, А. Ж. Кусжанова, А. М. Караев, В. Т. Лисовский, В. А. Луков, Е. Емчура, В. В. Морозов.

Цель исследования - изучение проблем социализации современной молодёжи и поиск путей их решения.

В данной работе нами были поставлены для последующего решения следующие задачи:

-проанализировать литературу по вопросам процесса социализации и её особенностей в среде молодёжи;

-изучить общую характеристику и фазы социализации;

-рассмотреть особенности и проблемы социализации современной молодёжи;

-разработать один из возможных путей решения проблемы социализации молодёжи.

Объектом исследования является процесс социализации.

Предметом исследования являются особенности социализации молодёжи.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, опрос.

Теоретический анализ литературы - теоретический метод, служащий для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных. В работе использовался при написании теоретической части и разработке экскурсионного маршрута.

Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. В работе использовался при проведении экскурсий.

Опрос - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. В работе использовался в разговоре с экскурсантами, во время и после экскурсии.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Практическая значимость исследования: материалы данного исследования могут быть использованы социальными педагогами для решения проблем социализации молодёжи.

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ

1.1.Сущность и составляющие социализации

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации (хотя, конечно же, такое разделение, во-первых, весьма условно, а во-вторых, достаточно огрублено) [26, с. 6].

Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть определен как субъект-объектный (общество - субъект воздействия, а человек - его объект).

Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъектный.

Основываясь на субъект-субъектном подходе, социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

Приспособление - процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж. Пиаже, Р. Мертон). Приспособление предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением и т. п. Оно предполагает согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реальностями социальной среды.

Таким образом, приспособление - это процесс и результат становления индивида социальным существом.

Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия); потребность иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от окружающих (эмоциональная автономия); потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоопределению, самоизменению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия).

Таким образом, обособление - это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый, конфликт между мерой приспособления человека к обществу и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определённый баланс приспособления и обособления.

Изложенное понимание сущности социализации справедливо в рамках субъект-субъектного подхода. В рамках субъект-объектного подхода сущность социализации трактуется только как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индивида социальным существом.

Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик.

В целом процесс социализации человека условно можно представить как совокупность четырёх составляющих:

-стихийной социализации в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, обычно разнонаправленных, обстоятельств жизни;

-относительно направляемой социализации в процессе и результате влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий граждан;

-относительно социально контролируемой социализации в процессе планомерного создания обществом и государством условий для воспитания человека;

-более или менее сознательного самоизменения человека.

Стихийная социализация происходит напротяжении всей жизни человека в процессе его стихийного взаимодействия с обществом [26, с. 22].

Конкретный человек взаимодействует не с обществом в целом, а с различными его сегментами. В качестве таких сегментов могут выступать весьма различные многочисленные и совсем не рядоположные феномены: семья, родственники, соседское окружение, группы сверстников, поселенческие общности (односельчане, жители одного микрорайона в городе), земляки в ситуации отрыва от постоянной среды обитания (в армии, в местах лишения свободы и пр.), соученики, профессиональные группы, объединения по интересам и политическим взглядам, группы временного пребывания (в больнице, в местах проведения отдыха и пр.), ситуативные общности (в поезде, в театре, на стадионе, в бассейне и пр.).

В зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей, места жительства, этноконфессиональной и социокультурной принадлежности человека набор сегментов общества, с которыми он взаимодействует, существенно различается по количеству и специфическим особенностям.

Но в любом случае взаимодействие имеет неорганизованный, нередко спонтанный характер. Оно регулируется набором ценностей, норм, обычаев, нравов, неформальных санкций и т.п. средств.

Причём даже когда речь идёт о взаимодействии в рамках каких-либо организаций, стихийная социализация в них все равно происходит наряду с относительно социально контролируемой социализацией.

Стихийная социализация протекает как в избирательном взаимодействии человека с теми или иными сегментами общества, так и в случае обязательного взаимодействия с какими-либо сегментами (например, в школе, в армии, в фирме и пр.), а также и в ситуации принудительного взаимодействия с некоторыми сегментами (например, в тюрьме).

Относительно направляемая социализация человека происходит в процессе и в результате его взаимодействия с государством и государственными органами и организациями, которые в совокупности осуществляют управление обществом [26, с. 23].

Термином «относительно направляемая социализация» определяется деятельность государства, направленная на реализацию им своих функций, которая объективно оказывает или может оказывать влияние на жизненный путь граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социокультурным, этноконфессиональным и иным слоям населения.

Относительно направляемая социализация происходит в рамках государства и в рамках составляющих его административных единиц - республик, краёв, областей, а также муниципальных образований (городов, городских и сельских административных районов).

На каждом из этих уровней (федеральном, региональном и муниципальном) органы законодательной и исполнительной власти в рамках своей компетенции решают различного рода задачи, что так или иначе сказывается или может сказаться на социализации жителей страны, области, города.

Так, например, на государственном (федеральном) уровне принимается решение о повышении импортных пошлин на автомобили, что ведёт к существенному росту цен как на импортные, так и на отечественные машины. Это решение на первый взгляд не имеет никакого отношения к процессу социализации граждан. Однако высокие цены фактически лишают целые группы населения возможности иметь автомашины. Это ограничивает не только свободу передвижения, но и свободу выбора видов занятий, сценариев рекреационного поведения, а в целом может лишить их некоторых возможностей для развития, самоопределения, самореализации, самосовершенствования.

Относительно направляемая социализация отличается от стихийной и относительно социально контролируемой как минимум двумя признаками.

Во-первых, стихийная социализация происходит во взаимодействии человека с обществом в целом и с его отдельными сегментами, в том числе и с государством и государственными организациями как сегментами общества.

Относительно направляемая социализация человека происходит в процессе взаимодействия с государством и государственными организациями как структурами, осуществляющими управление обществом и его гражданами.

Во-вторых, стихийная социализация имеет непреднамеренный характер, а относительно направляемая определяется государственной политикой и законодательством, а также их реализацией в социальной практике государства, его административных субъектов и муниципальных образований.

Относительно социально контролируемая социализация - воспитание, которое можно определить как относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей организаций и групп, в которых оно осуществляется [26, с. 24].

Воспитание человека осуществляется в процессе его взаимодействия в нескольких сегментах общества.

Во-первых, воспитание осуществляется в семье, т.е. имеет место семейное воспитание.

Во-вторых, воспитание осуществляется религиозными организациями, т. е. имеет место религиозное воспитание.

В-третьих, воспитание осуществляется государством и обществом в специально создаваемых для этого многочисленных, разнопрофильных организациях (от яслей и школы до вузов и курсов профпереподготовки), в которых реализуется социальное воспитание.

В-четвертых, воспитание происходит в криминальных и тоталитарных политических и квазирелигиозных сообществах. В этом случае мы имеем дело с диссоциальным или контрсоциалъным воспитанием.

В-пятых, существуют различные типы коррекционного воспитания (от адаптации аутичных детей к условиям проживания до перевоспитания правонарушителей).

На ранних стадиях существования любого общества, а также в сохранившихся архаичных обществах воспитание и стихийная социализация синкретичны - слиты, нерасчлененны.

Воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на определённом этапе развития каждого конкретного общества, когда оно приобретает такую степень сложности, что возникает необходимость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений к жизни в социуме.

Воспитание как относительно социально контролируемая социализация отличается от стихийной социализации как минимум по четырем параметрам.

Во-первых, стихийная социализация - процесс непреднамеренных взаимодействий и взаимовлияний.

В основе воспитания лежит социальное действие. Немецкий ученый М. Вебер, который ввел это понятие, определял его как: действие, направленное на разрешение проблем; действие, специально ориентированное на ответное поведение партнеров; действие, предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие [26, с. 25].

Во-вторых, стихийная социализация - процесс научения, т. е. бессистемное овладение человеком (во взаимодействии с многочисленными социальными факторами, опасностями и обстоятельствами жизни) благодаря языку, обычаям, традициям, обыденной морали следующими качествами:

-способностью представлять внешние влияния и ответную реакцию на них символически в виде «внутренней модели внешнего мира» (А. Бандура).

Воспитание наряду с элементами научения включает в себя процесс обучения - систематическое преподавание знаний, формирование умений, навыков и способов познания, приобщение к нормам и ценностям. Следует подчеркнуть, что обучение присутствует во всех пяти видах воспитания, различаясь объемом, содержанием, формами и методами организации этого процесса.

В-третьих, стихийная социализация - процесс инкретный (непрерывный), так как человек постоянно взаимодействует с социумом.

Воспитание - процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, оно осуществляется в определенных группах и организациях, т. е. ограничено местом и временем.

В-четвёртых, стихийная социализация имеет целостный характер, ибо человек как ее объект в своем развитии испытывает влияние социума (позитивное или негативное), а как субъект в той или иной мере приспосабливается и обособляется во взаимодействии со всем комплексом обстоятельств своей жизни.

Воспитание - процесс парциальный (частичный). Это определяется тем, что человека воспитывают семья, религиозные и воспитательные организации, определенные группы людей, контркультурные организации - все они имеют несовпадающие задачи, цели, средства и результаты воспитания. Человек в своей жизни проходит через ряд воспитывающих его общностей различного типа и в каждый период жизни одновременно входит в несколько из них. Между этими общностями нет и не может быть жесткой связи и преемственности, а часто нет вообще никакой связи (что может быть и благом, и злом в зависимости от обстоятельств).

Человек не остается пассивным в процессе социализации (и стихийной, и относительно направляемой, и относительно социально контролируемой - воспитания). Он проявляет определенную активность, почувствовав или осознав необходимость или желание изменить что-либо в себе, для того чтобы:

-в большей степени соответствовать ожиданиям и требованиям социума, как позитивным, так и негативным;

-противостоять в той или иной мере требованиям социума, эффективнее решать возникающие в его жизни проблемы;

-избегать или преодолевать те или иные опасности, не стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий и обстоятельств социализации;

-в большей или меньшей степени приблизить свой образ «наличного Я» (каким человек видит себя в данный период времени) к образу «желаемого Я» (каким он хотел бы себя видеть).

То есть в процессе социализации человек так или иначе самоизменяется.

Самоизменение - это процесс и результат более или менее осознанных, планомерных и успешных усилий человека, направленных на то, чтобы стать иным.

Усилия могут быть нацелены на изменение:

-своих внешности и физических качеств;

-личностных свойств;

-интеллектуальной, волевой, потребностной, экспрессивной, духовной, социальной сфер (знаний, умений, ценностей, установок и пр.);

-поведенческих сценариев;

-образа и/или стиля жизни;

-отношения к себе (самооценок), отношений с собой (самоуважения, самопринятия), отношения к миру (мировосприятия, мировидения - картины мира), отношений с миром (способов самореализации и самоутверждения).

Самоизменение может иметь просоциальный, асоциальный и антисоциальный векторы.

Самоизменение может иметь характер:

-самосовершенствования, развития, преобразования имеющихся задатков, черт, знаний и т.д.;

-самостроительства, взращивания, формирования желаемых человеку свойств;

-саморазрушения физических, духовных, личностных, социальных свойств (результат - алкоголизм, наркомания; физическая, духовная, социальная деградация).

Таким образом, социализация - процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта.

1.2.Характеристики процесса социализации

Стадии социализации. Существуют различные подходы к периодизации стадий или этапов социализации. Поскольку до 60-х гг. XX в. считалось, что процесс социализации завершается в юности, постольку одной из типичных была периодизация, в которой выделялись три ее стадии:

-первичная - социализация ребенка;

-маргинальная - социализация в подростковом возрасте;

-устойчивая, или концептуальная (целостная), - социализация в период с 17-18 лет до 23 - 25 лет.

Одним из первых усомнился в том, что социализация заканчивается в молодости, американский ученый О. Г. Брим-младший, который в 1966 г. не только выступил с утверждением, что социализация происходит в течение всей жизни, но и назвал следующие различия между социализацией детей и взрослых [26, с. 29].

Во-первых, социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

Во-вторых, взрослые могут оценивать нормы общества и своего окружения; дети способны только усваивать их.

В-третьих, социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество оттенков серого цвета; дети эти оттенки не различают.

В-четвертых, социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. Взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома и т.д.

В-пятых, социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Описание различий между социализацией детей и взрослых, сделанное О.Г. Бримом-младшим, ценно прежде всего тем, что фиксирует внимание на непрерывности процесса социализации на протяжении жизни человека. Однако конкретное содержание этих различий явно свидетельствует о том, что О.Г. Брим-младший рассматривает социализацию как субъект-объектный процесс.

Взгляд на социализацию как на непрерывный процесс породил новые периодизации ее стадий. Так, ряд исследователей стали различать стадии первичной (до юности) и вторичной (в период взрослой жизни) социализации. В отечественной науке получила определенное признание точка зрения Г.М. Андреевой, которая выделяет три стадии социализации - дотрудовую, трудовую и послетрудовую [3, с. 65].

Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна.

В соответствии с этой периодизацией человек проходит ряд стадий социализации, каждая из которых включает в себя несколько этапов.

Стадия детства включает в себя следующие этапы: внутриутробное развитие, младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1 - 3 года), детство (3 - 6 лет), позднее детство (6 - 10 лет).

Стадия отрочества - младший подростковый возраст (10 - 12 лет), старший подростковый возраст (12-14 лет).

Стадия молодости включает в себя этапы: ранний юношеский возраст (15-17 лет), юношеский (18 - 23 года) возраст, молодость (23 - 30 лет).

Стадия зрелости включает в себя раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40 - 55 лет), пожилой возраст (55 - 65 лет).

Стадия старости распадается на этапы: старость (65 - 70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

Здесь необходимо пояснить два момента.

Во-первых, впервые выделяется период внутриутробного развития человека как один из этапов социализации. Это связано с тем, что появляется все больше данных о зависимости условий развития плода и дальнейшего развития ребенка от того, с кем взаимодействует мать во время беременности, каковы характер и содержание этого взаимодействия. Кроме того, есть данные о том, что речь и музыка, которые «слышит» плод, также оказывают на него влияние. Соответственно осознанное стремление матери создать те или иные условия вокруг себя можно рассматривать как некие попытки пренатального воспитания ребенка.

Во-вторых, определение этапа долгожительства, начиная с 70 лет, имеет конкретно-исторический характер и определяется демографическими реалиями современной России. В развитых странах, где средняя продолжительность жизни много выше, этот этап, видимо, наступает позже.

Каждый этап и каждая стадия имеют свою специфику содержания и протекания социализации, которая обусловлена особенностями культуры конкретного общества. На каждой стадии, а порой и на каждом возрастном этапе, по-разному складывается взаимодействие человека с теми или иными факторами и агентами социализации, различаются средства и механизмы социализации.

Факторы социализации. В словарях фактор определяется как одно из необходимых действующих условий того или иного процесса. Говоря о процессе социализации человека, необходимо рассмотреть, в каких условиях он происходит [3, с. 70].

Есть разные подходы к выделению условий социализации и их классификации.

Условия, или факторы, социализации в обобщенном виде можно объединить в четыре группы.

Первая - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, Интернет, которые в той или иной мере прямо, а в основном через другие группы факторов влияют или могут влиять на социализацию всех жителей Земли.

Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию живущих в определенных странах (это влияние имеет как прямой характер, так и опосредствованный другими группами факторов).

Третья - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и виду поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, религиозные организации, различные общественные, государственные и частные организации, микросоциум.

Особняком стоят контркультурные организации (криминальные, квазикультовые и др.), которые являются микрофакторами десоциализации входящих в них людей.

Необходимо особо подчеркнуть многофакторность процесса социализации в связи с тем, что были и есть теории, абсолютизирующие один из факторов, игнорирующие или отрицающие роль многих факторов.

В реальности социализация человека протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на его развитие. Эти условия фактически даже не все выявлены, а из известных далеко не все изучены. Выделенные выше факторы социализации также изучены в разной мере.

Агенты социализации. Микрофакторы влияют на развитие человека через так называемых агентов социализации, т. е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен [3, с. 74].

По семейной принадлежности это могут быть родители, другие члены семьи (дедушки и бабушки, тети и дяди, братья и сестры, другие родственники и домочадцы), а также неродственники (соседи, товарищи по играм, учителя). По своему возрасту агенты социализации могут быть взрослыми, сверстниками, старшими или младшими партнерами (сиблингами, товарищами и пр.).

Особо следует обратить внимание на тех агентов социализации, которые и не взрослые, и не сверстники, а старшие (т.е. разница в возрасте с которыми варьируется примерно от двух до семи лет). С ними взаимодействуют в среднем, по имеющимся данным, от 10 % младших школьников до 33 % ребят раннего юношеского возраста. Содержание и роль этого взаимодействия изучены мало, но влияние старших оказывается значительно эффективнее влияния взрослых, старшие могут быть более референтны, чем сверстники, и в целом взаимодействие со старшими может оказаться наиболее эффективным в процессе как стихийной социализации подрастающего человека, так и в ходе относительно социально-контролируемой социализации.

В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом - и члены их семей.

По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Многочисленные исследования не выявили какой-либо иерархии в степени влияния и значимости агентов социализации, не зависящих от общественного строя, системы родства и структуры семьи (И. С. Кон).

Средства социализации. Социализация человека осуществляется широким универсальным набором средств, содержательно специфических для того или иного общества, социального слоя или возраста социализируемого. К ним можно отнести [3, с. 77]:

-способы вскармливания младенца и ухода за ним;

-язык и речь агентов социализации;

-формируемые бытовые и гигиенические умения и представления;

-элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки, приметы, предрассудки, обычаи, произведения литературы и искусства и др.);

-стиль и содержание общения в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных организациях;

-методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных, профессиональных и иных социализирующих организациях;

-последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности: общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельности, спорте, а также в сексуальной, семейной, профессиональной, рекреационной, общественной, религиозной и прочих сферах.

Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа (большая или малая) вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций - способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, системы способов выражения признания, отличия, наград.

Так, формальные негативные санкции - это целый арсенал наказаний, предусмотренных предписаниями закона, а именно всякого рода предостережения, замечания, штрафы, арест, заключение, лишение гражданских прав, конфискация имущества, смертная казнь, отлучение от церкви, наложение покаяния и т. п. Неформальные негативные санкции - это выражение удивления, насмешки, отказ подать руку, моральное порицание, отказ поддерживать товарищеские отношения, недоброжелательные сплетни и т.п.

С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.

Механизмы социализации. Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда так называемых механизмов. Существуют различные подходы к рассмотрению механизмов социализации [26, с. 34].

Так, французский социальный психолог Г. Тард считал основным механизмом социализации подражание. Американский ученый У. Бронфенбреннер - прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. Н. Смелзер (США) считает важнейшими четыре психологических механизма - имитацию, идентификацию, чувство стыда и чувство вины. Первые два он определяет как позитивные, а два других как негативные. В. С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А.В. Петровский - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

Обобщая имеющиеся данные, можно выделить несколько универсальных психологических и социально-педагогических механизмов социализации.

К психологическим механизмам социализации можно отнести следующие.

Импринтинг (запечатление - впечатывание) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Так, травматический опыт, полученный в детстве (до 6 лет) - унижение, жестокое обращение и пр., - оставляя свой отпечаток в эмоциональной сфере личности, может сказаться в «отсроченном эффекте», породив жестокое или агрессивное поведение, эмоциональную холодность и т.п. Другой пример - запечатленный в подростковом или юношеском возрастах (а иногда и раньше) образ «прекрасной дамы» может помешать нормальным отношениям с женщинами и отрицательно сказаться в супружестве, ибо определяет завышенный уровень требований к партнерше.

Экзистенциальный нажим (от лат. ех(s)istentia - существование) - влияние условий бытия человека, определяющее овладение им родным языком (в раннем детстве) и неродными языками на других возрастных этапах (в ситуации изменения языковой среды), а также неосознаваемое усвоение норм социального поведения, непреложных в его социуме и необходимых для выживания в нем.

Подражание - произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (в первую очередь со значимыми лицами), а также предлагаемым средствами массовой коммуникации.

Идентификация (отождествление) - эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нормы, ценности, поведенческие сценарии, свойственные семье, значимым лицам, обществу сверстников, различным социально-профессиональным и этноконфессиональным слоям и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Названные психологические механизмы социализации действуют в русле социально-педагогических механизмов социализации, к которым можно отнести следующие [26, с. 35].

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского). Общественные нравы (традиции, обычаи, привычки, стереотипы массового поведения и пр.), распространенные в конкретных регионах, поселениях, этноконфессиональных и социальных слоях, регулирующие поведение конкретных людей, включают в себя и просоциальные, и асоциальные, и антисоциальные (нецензурная брань, пьянство, воровство и т.д.) элементы.

Их усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов (т.е. действуют импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, идентификация).

Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, религиозные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.

Таким образом, в русле институционального механизма действуют все названные ранее психологические механизмы социализации [26, с. 36].

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной, социальной, этноконфессиональной и других групп. Но субкультура влияет на социализацию человека настолько и в той мере, насколько и в какой мере являющиеся ее носителями члены группы (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

То есть в русле стилизованного механизма действуют в первую очередь подражание и идентификация.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека со значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм идентификации. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и в организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.

Социализация человека происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой существенно.

Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах большую роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т. е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм.

Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных сферах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью как традиционного, так и стилизованного механизмов.

Таким образом, социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами, с помощью различных средств и механизмов, которые не только дополняют друг друга, но в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу. Все это объективно обусловливает определенную степень автономии человека, которая необходима для формирования личности, способной принимать решения, противостоять внешнему давлению и т.п.

Глава 2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

.1 Особенности социализации молодежи в современном российском обществе

Фундаментальные изменения, произошедшие в российском обществе за последнее 10-летие повлияли на процессы социализации молодых людей, на образ жизни и ценности молодежи - потенциал будущего общества.

Комплекс специфических проблем, выявляющийся в процессе анализа практики социализации, свидетельствуют о том, что произошло: размывание системы традиционных ценностей и трансформация сложившегося механизма социализации поколений, нарушение преемственности между ними. Разрушение привычных на протяжении многих десятилетий социальных связей, отсутствие мобильной системы социализации часто ведет к стихийности процесса социализации или к рождению альтернатив процессу социализации классического типа [10, с. 28].

Реформирование в сфере молодежной политики, проводимое на протяжении не одного десятилетия, имело одним из следствий проблемы и трудности социализации личности. Это касалось в большей степени жителей регионов, особенно экономически несостоятельных. Недооценка значимости воспитания молодежи на протяжении более чем десятилетия также имела свои результаты. Безусловно, последствия подобного реформирования в сфере молодежной политики не способствовали повышению конкурентоспособности страны. Тем острее сегодня в период глобализации стоит проблема создания адекватной системы социализации личности.

Современная российская молодежь имеет отличные по сравнению с молодежью 20-летней давности интересы и предлагает свои варианты удовлетворения собственных потребностей. Сегодняшняя тенденция свидетельствует о том, что в пространстве биографических проектов превалирует принцип индивидуального планирования собственной жизни самим человеком. Каждый выбирает свою биографию из широкого спектра возможностей, включая социальную группу или субкультуру, с которой он хотел бы себя идентифицировать. Иными словами каждый выбирает свою социальную идентичность, равно как и берет на себя ответственность за риски подобного выбора - считает А.Ю. Согомонов. Задача общества и государства сегодня - помочь молодым в общественно-приемлемой форме, в рамках общественной идеологии удовлетворять собственные потребности и интересы.

Одной из особенностей социализации сегодня является то, что молодежь все чаще воспринимается не столько как объект воздействия, сколько как субъект истории. Такой подход позволяет быть в русле процессов, происходящих в развитых странах в аналогичных областях социальной жизни. Именно этот подход позволяет России входить в число стран, рефлексирующих происходящие изменения общественного развития.

Если мы хотим в эпоху глобализации осуществлять на практике политику государственного строительства и национальной безопасности, то целью социализации, должно явиться формирование социально активного и ответственного молодого поколения, действия которого регулируются социальными нормами и общественными интересами. Социализирующее значение для молодежи имеют как материальные, так и духовные процессы, формирующие социальное пространство и время, в котором, обретая определенные социальные характеристики, она интегрирует в общество. Условия жизнедеятельности, установки, ценности молодого поколения отличаются от тех, которые определяли особенности социализации старшего поколения, можно сказать их учителей и воспитателей. Определенно, индивидуализм и рефлексивность в большей степени свойственен современной молодежи, чем их учителям и родителям 20-30 лет назад.

Однако такие ценности, как образование, семья - традиционно занимают высокие позиции в ранге ценностей молодежи [10, с. 29].

По-прежнему, востребованным у молодых является образование, представляющее одну из основных ценностей молодежи, высшее образование, в частности. По данным исследования значительная часть опрошенных студентов и школьников часто отмечает желательность получения и второго высшего образования (от 16% до 48% в зависимости от региона). Также студенты и школьники отмечают необходимость получения дополнительных знаний и навыков на курсах и тренингах.

По данным многих исследований материальные средства, деньги приобретают сегодня для молодых большую ценность по сравнению с тем, какую роль играли эти ценности у их сверстников 20-30-лет назад.

Сегодня для молодых профессия, деловая карьера и призвание часто вещи разные. Высокооплачиваемая работа часто ставится выше работы интересной. Достойная работа, по их мнению, это та, которая обеспечивает достойный образ жизни. Большую роль играет жизненный успех. По данным экспериментального исследования ценностей в Российском обществе молодежь в возрасте 16-25 лет выше, чем другие возрастные группы ценит Свободу и Любовь. Важнее, чем для других возрастных групп, для нее оказался Достаток. Более высокое место у молодежи получила Культура. Зато Труд находится у этой возрастной группы в самом низу приведенной иерархии ценностей - пишут авторы исследования. Часть молодых ориентирована исключительно на гедонистические ценности и прагматизм. Молодежи сегодня свойственно более быстрое усваивание идеалов рыночной экономики. Сегодня, наряду с нежелательными последствиями сложившегося положения дел появились тенденции, которые свидетельствуют о происходящих процессах демократизации в российском обществе, успешном самоопределении молодых в новых исторических условиях. При этом результаты исследований отечественных ученых показывают, что «теперь уже не только молодежь, но и среднее поколение настроено на достижительные ценности». Общество будущего должно найти примирение с прошлым. Люди меняют историю, но и новая история меняет людей - считает Л.М. Дробижева.

Социокультурные модели социализации могут быть различными, зависящими от условий, целей, возможностей, субъективных характеристик социума и социализирующих субъектов. В разные периоды истории общества в зависимости от целей, возможностей и характеристик социума формы и функции социализации могут меняться. Сегодняшний подход в понимании такого значимого для общества феномена как социализация требует не сводить этот процесс к одностороннему воздействию социальной среды на личность.

Традиционная система образования основана на модели формирования, в то время как научные и эмпирические изыскания доказывают целесообразность развивающей модели продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Единственный способ его реализации - создание оптимальных условий для самоопределения, самоорганизации и самореализации молодежи, развитие у молодого поколения социальной активности, ответственности и других требуемых сегодня качеств.

Государственная молодежная политика с позиций социализации должна быть направлена на усиление воспитывающего характера обучения и образовательного эффекта в воспитании. Иными словами образование и воспитание должны быть тесно взаимосвязаны.

Исходя из выше сказанного, можно предложить некоторые критерии успешной социализации молодежи, к которым следует стремиться как к некоему идеалу: социальная адаптивность, самоорганизация, активность, ответственность, социально-экономическая автономность, наконец, экономическая самостоятельность и стремление приобрести материальную независимость от родителей, связанную в ближайшие годы с выбором профессии и началом трудовой деятельности. Все это возможно лишь в случае информационной и социально-гуманитарной грамотности и компетентности молодого человека.

2.2 Проблемы, возникающие в процессе социализации молодежи и пути их решения

Все механизмы социализации, так или иначе, касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных [17, с. 127].

Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания молодых людей, их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На этапе молодости эти проблемы социализации имеют особое, специфическое содержание, появляются разные способы их решения.

Естественно-культурные проблемы также оказывают влияние на процесс социализации молодежи в современном Российском обществе. Его содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах.

Социально-культурные проблемы социализации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков.

Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать - конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого. Значит, тогда человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации.

Однако нужно иметь в виду, что если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить процесс развития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой ситуации может заставить человека ставить перед собой новые цели, менять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо хуже, если нерешенные или не решаемые проблемы не будут осознаны личностью, и она не станет искать никаких поворотов в процессе социализации.

В этом случае может возникнуть явление, которое некоторые авторы применительно к такой личности определяют термином «жертва социализации». Дело в том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой - способность человека определенным образом противостоять обществу в том случае, если оно (или его отдельные структуры) мешают удовлетворению его потребностей в социализации.

Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификация личности с обществом, с другой - обособление в нем. Здесь и возможны две крайности, которые приводят личность к тому, что она становится «жертвой социализации». Во-первых, в случае полной идентификации с обществом и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и ролевых ожиданий, неспособности хоть в чем-то ему противостоять личность превращается в конформиста. Во-вторых, неприятие многих социальных требований принципиального для общества характера способно превратить человека в борца против его устоев (что особенно характерно для тоталитарного или авторитарного режима). Острота этого противоречия сопряжена не только с характером общества, но и процесса социализации, а также влиянием социальных факторов на личность [17, с. 129].

Таким образом, в приведенных выше рассуждениях о личности и ее социализации акцентировалось внимание на факторах, которые способны сделать эффективным этот процесс. Между тем социализация предполагает высокую степень внутренней активности личности, необходимость ее самореализации. Другими словами, много зависит от человека, его умения управлять собственной деятельностью. Но этот процесс имеет место тогда, когда объективные условия жизни порождают определенные потребности и интересы, создают у личности те или иные стимулы деятельности. В этом и состоит существо перехода объективной детерминации личностной деятельности в субъективную.

Социализация связывает разные поколения, через нее осуществляется передача социального и культурного опыта. Центральное звено социализации - значимая деятельность. И если ее нет, энергия направляется на «дискотечно - потребительское» времяпрепровождение, утверждение себя лишь в сфере развлечений. Постоянное навязывание потребительской психологии и бездуховности нашей молодежи привело к кризису нравственных идеалов и смыслообразующих целей, культивированию сиюминутных гедонистических удовольствий, что способствует широкому распространению девиантно-делинквентного поведения.

Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества - усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян. Ломка ценностных ориентации отражается в настроениях молодежи. Самое главное и основное здесь - нарастание разочарованности в перспективах, психологии «ноувизма» («здесь и сейчас»), распространение правового нигилизма, снижение нравственных критериев. Молодое поколение оказалось в нелепой, тяжелой и сложнейшей ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую осуществлять эту работу самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления своих отцов, их попыткам реставрировать прошлое. В результате естественные противоречия «отцов и детей» в нашем обществе приняли гипертрофированный характер и также стали источником конфликтов на фоне процессов отчуждения молодежи в обществе, снижения ее социального статуса, сокращения социальных молодежных программ, возможностей получения образования, работы, политического участия [39, с. 98].

Одним из возможных путей решения проблем социализации молодежи является разработанный нами социальный проект «Историко-краеведческая работа как метод социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Императорский маршрут Калужской области, посвящённый 200-летию Отечественной войны 1812 года.

Данный проект имеет социальную направленность, а именно социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (15-19 лет).

Реализацию данного проекта поддержали:

-Калужская областная общественная организация работников социальных служб;

-Институт социальных отношений КГУ им. К. Э. Циолковского;

-Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области;

-Государственное учреждение по туризму «Калужский край».

Актуальность проекта. Социализация по определению социологов, психологов, политологов и других представителей науки, это:

-с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми;

-с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения, за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.

Во-первых, это проблема минимизации социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивидов в обществе.

Признаком данной проблемы является неуклонное снижение порога нравственной сопротивляемости людей, особенно молодежи, активному нашествию пошлости, цинизма, насилия, эгоцентризма, словом, всего того, что разрушительно воздействует на совесть как важнейший духовный компонент личности.

Мы видим единственно возможный вектор разрешения этой проблемы:

Основоположник теории этногенеза Л. Н. Гумилёв в своих трудах рассмотрел механику сползания истории этноса «России» в фазу затухания и чётко определил возможность выхода из неё на новый виток спирали этногенеза, но уже в новом качестве. Путь один - изменить господствующий общественный императив поведения фазы затухания: «Будь таким как мы» на императив: «Будь самим собой» - «быть самим собой, неповторимой личностью, полностью отдающей себя своему делу». «Неповторимая личность» может формироваться только на основе эффективного использования в образовании и воспитании достояний национальной культуры и народной нравственности в её традиционных формах. И нужна любовь к своему народу, к своей земле [27, с. 12]. Аксиоматическая суть этой истины:

-подтверждается классиком-исследователем нравственной проблематики Ю. М. Нагибиным: «Моё глубокое убеждение, что патриотизм начинается со своего дома, двора, улицы, с родного города. Трудно любить страну, …, если молодой человек не может воспринимать свой город, как часть, самую важную для него, часть своей страны. Здесь на маленькой Родине, … . Человеческая личность формируется с детства» [27, с. 21];

-а в «Концепции патриотического воспитания граждан РФ» она развивается до государственной значимости: «Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству».

Итак, вектор аттрактивности воспитания патриотизма диктует, в первую очередь, качественное, глубокое, достойное образовательное реформирование в вопросах преподавания краеведения.

-летие Отечественной войны 1812 года - повод акцентуации значимости событий её истории на Калужской земле для истории и культуры Отечества.

Во-вторых, это проблема влияния тяжёлой жизненной ситуации, в которой находятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, на первичную социализацию, которая осуществляется ближайшим неформальным окружением, прежде всего семьёй.

Для разрешения данной проблемы необходимо на этапе вторичной социализации, которая осуществляется на более формальном уровне, и агентами которой являются школа, вуз, СМИ и т.д., наполнить процесс передачи общественного императива поведении системой более эффективных и энергетически насыщенных институционных формами и методами.

Таким образом, преподавания краеведения должно осуществляться с максимальным использованием памятников культуры и истории.

Возможности туризма - лучший методический инструментарий для реализации указанного направления целеполаганий.

Цель проекта: в рамках вторичной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расширить атмосферу агентов социализации.

Данный проект предполагает проведение экскурсий по Императорскому маршруту Калужской области, посвящённых 200-летию Отечественной войны 1812 года.

В ходе реализации проекта нам удалось не только познакомить экскурсантов с основными событиями войны 1812 года, которые происходили на Калужской земле, но и внимательно понаблюдать за ними в течение всей экскурсии.

Наш проект, в первую очередь, направлен на минимизацию последствий первичной социализации и предотвращение неблагоприятных условий протекания вторичной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Данный проект способствовал повышению познавательной активности детей. После проведения экскурсий у детей возрос интерес к истории не только своей страны, но в первую очередь к истории своего родного края.

Также наш проект способствует развитию у экскурсантов умений внимательно наблюдать и слушать, способствует личностному развитию детей, помогает вовлечь их в деятельность по исследованию и изучению духовного наследия края, его культуры, истории и природы.

Данный проект способствует воспитанию уважения и любви к своей стране и к своей «малой Родине».

социализация молодежь общество

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начиная работу над данным исследованием, мы ставили перед собой цель - изучить проблемы социализации современной молодёжи и найти пути их решения.

Для конкретизации цели нами были поставлены следующие задачи:

-проанализировать литературу по вопросам процесса социализации и её особенностей в среде молодёжи;

-изучить общую характеристику и фазы социализации;

-рассмотреть особенности и проблемы социализации современной молодёжи;

-разработать один из возможных путей решения проблемы социализации молодёжи.

Работая над данным исследованием, мы изучили процесс социализации, его характеристику и фазы. И сделали вывод о том, что термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация - процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности, как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни.

Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности [26, с. 22].

Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами, с помощью различных средств и механизмов, которые не только дополняют друг друга, но в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу. Все это объективно обусловливает определенную степень автономии человека, которая необходима для формирования личности, способной принимать решения, противостоять внешнему давлению и т.п.

Также нами были изучены особенности процесса социализации молодежи и проблемы, с которыми сталкивается молодое поколение в ход социализации.

Мы пришли к выводу о том, что в ходе реформирования российского общества современная молодежь, как социальная группа, столкнулась с проблемами самоопределения, поиска работы, приобретения гарантированного социального статуса, получения качественного образования.

Социализация молодежи протекает в сложных условиях, связанных: с трансформацией постсоветского российского общества, сопровождающейся процессами углубления социально-экономического неравенства; с кризисом основных институтов социализации - семьи, школы, армии, трудового коллектива; сменой основной модели социализации; возрастанием роли СМИ в современном обществе. В этой ситуации появились достаточно острые проблемы, связанные с ростом преступности, наркомании, алкоголизма и суицида среди молодежи, молодежной безработицы, социального сиротства и беспризорности, моральной распущенности, бездуховности, деформации в отношении к труду.

Молодежь является активным субъектом социального воспроизводства, основным инновационным потенциалом общества и существенным гарантом его развития. При этом необходимо учитывать, что молодежь объективно призвана выступать не только в роли объекта социальных инноваций, но и в роли активного субъекта последних, так как в противном случае общество обречено на стагнацию и саморазрушение.

Возникшие проблемы социализации современной молодежи позволяют утверждать, что практически каждая проблемная ситуация, решение которой требует вмешательства социального работника, крайне сложна и носит многосторонний характер, а все жизненные процессы молодежи взаимообусловлены [17, с. 135].

Безусловно, решение проблем социализации современной молодежи как стройной совокупности идей, взглядов, которые отражают и оценивают действительность с точки зрения интересов общества и государства, является первостепенным. Решать эту проблему важно с учетом институциональных аспектов. Без участия государства, его заинтересованного внимания к общественным процессам проблематично формирование механизма социального регулирования в этой сфере. А это задача формирования новых норм, освоения новых ценностных ориентаций, культивирования ценностей в обществе, их консервация в общественном сознании молодежи с помощью массовой коммуникации.

Поиск путей решения проблем социализации молодежи является одной из важнейших задач современного общества. Как один из возможных путей решения проблем социализации молодежи мы предлагаем разработанный социальный проект «Историко-краеведческая работа как метод социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Императорский маршрут Калужской области, посвящённый 200-летию Отечественной войны 1812 года.

Наш проект, в первую очередь, направлен на минимизацию последствий первичной социализации и предотвращение неблагоприятных условий протекания вторичной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Данный проект способствовал повышению познавательной активности детей. После проведения экскурсий у детей возрос интерес к истории не только своей страны, но в первую очередь к истории своего родного края.

Также наш проект способствует развитию у экскурсантов умений внимательно наблюдать и слушать, способствует личностному развитию детей, помогает вовлечь их в деятельность по исследованию и изучению духовного наследия края, его культуры, истории и природы.

Данный проект способствует воспитанию уважения и любви к своей стране и к своей «малой Родине».

Таким образом, поставленная нами цель была достигнута. Задачи выполнены.

Подводя итог, можно сказать, что изменения, возникающие в обществе, влияют на все сферы его жизнедеятельности, и в особенности на молодое поколение. Молодежь всё время вынуждена приспосабливаться к этим изменениям. В связи с этим возникают новые проблемы в процессе социализации, поэтому в современном российском обществе возникла острая необходимость осмысления основных проблем социализации молодежи. Отсюда вытекающий вывод - необходимо искать пути решения проблем социализации молодежи и разрабатывать новые способы и механизмы социализации адекватные условиям современного общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Азарова Р.Н. Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодежи// Педагогика. - 2005. - №1, С. 27-32.

.Актуальные проблемы социальной психологии [текст] / редкол.: Р.М. Шамеонов и [др.] Материалы Международной научно-практической конференции Актуальные проблемы социальной психологии.- Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2010. - 218 с.

.Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений/ Г.М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 365 с.

4.Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сластенина. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 264 с.

.Артемьев А.Я. Социология личности. М., 2001.

.Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 304 с.

.Бессонов В.А. Тарутинское сражение. - М.: ООО Издательство «Книга», 2008. - 116 с.

.Воронков С.Г., Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Социализация молодежи: проблемы и перспективы. Оренбург, 1993.

.Гайсина Г.И., Цилюгина И.Б. Воспитание социально зрелой учащейся молодежи: учеб. пособие [текст]. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. - 80 с.

.Горяева Т.Н. Социализация молодежи - Аспирант и соискатель. №2. 2006. - 164 с. 44

.Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов/ С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. - М.: Гардарики, 2008. - 204 с.

.Григорьева С.И., Гуслякова Л.Г., Мартынова Т.Н., Морозова Н.И., Синцова Л.К. Социальное воспитание и профессиональное самоопределение молодежи в современном российском обществе: научно-методич. пособие. Барнаул, 2005.

13.Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблем [текст]. - М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. - 2010, - 49 с.

.Дубов И., Ослон А., Смирнов Л. Экспериментальное исследование ценностей в Российском обществе (1994) // Десять лет социологических наблюдений / Под ред. А.А.Ослона, Е.С. Петренко, Г.С. Батыгина и др. М.: Институт Фонда <Общественное мнение> 2003. 698 с.

15.Емчура Е. Современная молодежь и каналы ее социализации. Вестник московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2006. №3 - 135 с.

.Заславская Т.И. Стратификация современного российского общества Информ. бюл. мониторинга ВЦИОМ. - 1996. - №1. - С. 7-15.

.Иваненков С.П. Проблема социализации современной молодежи. - М., 1999.

18.Инновационные технологии в формировании молодежного потенциала современного общества [текст]// Материалы Всероссийской научно-практической конференции 21-22 октября 2010/ В 2-х частях. Часть II. - Уфа.: ИСЭИ УНЦ РАН, - 2010. - 319 с.

.Камалдинова Э.И. Молодежь как объект и субъект социальной деятельности Педагогика. 1998. №8. 45

20.Караев А.М. Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования. Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2005. №3. С. 124-128.

.Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теретические вопросы - М.: Социум,1999. - 325 с.

.Кязимов К.Г. Социальное партнерство: учеб. пособие - М.: Гардарики, 2008. - 271 с.

.Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. / В.Т. Лисовский. - Спб.: СПбГУП, 2000. - 519 с.

.Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие. Спб., 1996. - 141 с.

.Морозов В.В. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ / Морозов В.В., Скробов А.П. - Социально-политический журнал. 1998, №1.

.Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений А.В. Мудрик - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 304 с.

.Певцова Е.А. Из истории развития законодательства о правах молодежи в россии// История государства и права. - 2007. - 320. - С. 25-30.

.Проблемы профессионального самоопределения молодежи: анализ ценностных ориентаций и профессиональных стратегий текст под ред. Ю.Р.Вишневского, Я.В. Дидковской, М.В. Певной Информационно аналитический отчет. Екатеринбург: УрФУ, - 2011. - 167 с. 46

30.Психология в педагогической деятельности: традиции и инновации [текст] Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию, психологической науки и образования в Герценовском Университете. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.- 430 с.

31.Психология человека в современном мире [текст]. Том 6. Дховно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 412 с.

.Современная молодежь: проблемы и перспективы развития [текст]// Материалы международной межвузовской студенческой научно-практической конференции, посвященной году молодежи в РФ. - М.: Институт международных социально-гуманитарных связей, - 2009. - 240 с.

.Современная педагогика: методология, теории, практика [текст] / Отв. ред. М.В. Волкова// Материалы Международной заочной научно-практической конференции. 28 февраля 2011 г.- Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2011. - 172 с.

34.Согомонов А.Ю. Феномен «революции притязаний» в культурно-историческом контексте // Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи: 1985-1995 / Под ред. В.С. Магуна. М.: Институт социологии РАН. 1998.

.Социальная педагогика [текст]/ под ред.Л. Олиференко// Практический журнал для социальных работников и педагогов. - Москва, - №2.- 2010, - 130 с. 47

36.Социальная педагогика: вызовы XXI ВЕКА [текст] // Материалы международной научно-практическая конференции, посвященной 100-летию социальной педагогики в России. - Красноярск, 2011. - 416 с.

.Социальная политика: Учебник/ Под общ. ред. Н.А. Волгина. - 2-е изд. стереотип - М.: Изд-во «Экзамен», 2004. - 736 с.

.Социальная психология [текст]: учеб. пособие/ под ред. А.М.Столяренко. - М.: ЮНИТИ. - 2010, - 543 с.

39.Социальная работа с молодежью: Учебное пособие/ Под ред. д.п.н., проф. И.Ф. Басова. - 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. - 328 с.

40.Социализация молодежи: учебник/ под ред. д-ра социол. наук, проф., чл.-корр. РАН В.Н. Кузнецова. - М.: Гардарики, 2007. - 335 с.

.Топилина Е.С. Особенности социализации молодого поколения в современной России. Гуманитарные и социально- экономические науки. 2006. №3 - 140 с.

.Хохлова М.М. Роль профориентационной работы среди молодежи в изменении ситуации на рынке труда// Отечественный журнал социальной работы - 2004. - №4 - С. 25-31.

.Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М.В. Шакурова. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 272 с.

.Манхейм К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. - М.: Моск. гос. Ун т, 1994. - С. 345.

.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.

Похожие работы на - Проблемы социализации молодёжи и пути их решения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!