Направления исследований и объяснения человеческой агрессии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,7 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Направления исследований и объяснения человеческой агрессии

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тульский Государственный Университет

Кафедра социологии и политологии







Контрольно-курсовая работа

по дисциплине «Социальная антропология»

Направления исследований и объяснения человеческой агрессии



Выполнила: студентка гр.820491

Артемова Т.В.

Научный руководитель: канд. социол. наук, доц.

Кондратенко Н.А.




Тула 2012

Содержание

Введение

Глава 1. Определение понятия агрессии и основные теории изучения агрессивного поведения человека

§1. Понятие и сущность человеческой агрессии

§2. Теории исследования агрессивного поведения человека

§3. Феномен агрессии в работах К. Хорни

Глава 2. Основные факторы и модели агрессивного поведения человека в повседневности

§1. Факторы, влияющие на агрессию во взглядах А. Адлера

§2. Человеческая агрессия и повседневность

Рекомендации

Заключение

Библиографический список

Введение

Интерес к проблеме человеческой агрессии носит всеобщий характер. К феномену агрессии человечество проявило интерес уже издревле, и в наше время она является предметом активнейших научно-практических изысканий. Раскрытие понятия и происхождения этого феномена достаточно важно для понимания его роли в социальной среде. Все это делает актуальным исследование проблемы человеческой агрессии.

Цель - исследовать различные направления исследований и объяснения человеческой агрессии, на основе чего дать рекомендации по уменьшению уровня агрессивного поведения в современном обществе.

Задачи:

1.определить понятие «агрессия»;

.рассмотреть основные теории;

.выявить как рассматривается феномен агрессии в работах К. Хорни;

.рассмотреть факторы, влияющие на агрессию во взглядах А. Адлера;

.определить место агрессии в различных типах отношений.

Объект - человеческая агрессия как социально значимый феномен.

Предмет - основные факторы и модели проявления человеческой агрессии в различных теориях исследования агрессивного поведения.

Гипотезы:

Объяснительная: За последние несколько десятков лет наше общество изменилось, а вместе с этим моральные нормы и принципы людей претерпели ряд изменений. Увеличилось число факторов, способных простимулировать проявление агрессивного поведения в различных сферах жизнедеятельности. Общество стало более агрессивными, жестоким.

Описательная: Насилие и конфликт, как формы проявления агрессии относятся к числу наиболее серьезных проблем современного общества, перед которыми сегодня оказалось человечество. С развитием науки и техники можно увидеть различные формы, модели проявления агрессивного поведения, которые наблюдаются и в повседневной жизни, в том числе и Интернет-среде.

Прогностическая: В ближайшие годы будет наблюдаться повышения уровня агрессии в связи с нестабильной ситуацией, что обусловлено пропагандой насилия и демонстрации силы в современном обществе.

Глава 1. Определение понятия агрессии и основные теории изучения агрессивного поведения человека

Понятие агрессии имеет многообразие определений, а также различные теории ее возникновения. Агрессия играет важную роль в жизни человека, сопровождая его в течение жизни. Поэтому человеку нужно больше знать о содержании этого понятия.

§1. Понятие и сущность человеческой агрессии

Агрессия - физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Термин «агрессия» имеет разные значения. Очевидно, что туги, члены религиозной секты в Северной Индии, действовали агрессивно, когда за время между 1550-м и 1850 годами задушили более 2 миллионов людей во славу почитаемой ими богини. Но когда с помощью термина «агрессивный» описывается чрезвычайно напористый продавец, подразумевается явно нечто другое. В чем же различия?

Социальные психологи до сих пор спорят по поводу терминологического определения агрессии, но во многом их мнения сходятся: мы должны иметь более точный словарь, в котором будет различаться поведение самоуверенное, энергичное, направленное на достижение поставленной цели, и поведение, единственная цель которого - причинить боль, навредить или разрушить. Первое - это напористость, второе - агрессия.

Определение включает в себя два разных типа агрессии. Оба они свойственны животным: это социальная агрессия, для которой характерны демонстративные вспышки ярости, и молчаливая агрессия, подобная той, что проявляет хищник, когда подкрадывается к своей жертве. Питер Марлер сообщает, что социальная агрессия и молчаливая агрессия связаны с функционированием разных отделов мозга. У людей психологи различают два типа агрессии: враждебная агрессия и инструментальная агрессия. Источник враждебной агрессии - это злость. Ее единственная цель - причинить вред. В случае инструментальной агрессии причинение вреда не самоцель, но средство достижения какой-либо иной позитивной цели. В 1990 году политические лидеры оправдывали войну в Персидском заливе, рассматривая ее не как злодейскую попытку убить 100 000 иракцев, но как средство освобождения Кувейта. Итак, враждебную агрессию мы можем назвать «горячей», инструментальную - «холодной».

Иногда трудно провести различие между враждебной и инструментальной агрессией. То, что начинается с холодного расчета, может разжечь вражду.

На собственном опыте и наблюдая за другими, мы узнаем, что агрессия часто вознаграждается. В экспериментальных условиях послушные животные превращались в свирепых драчунов. С другой стороны, повторяющиеся поражения формируют покорность.

Люди тоже приучаются к тому, что агрессия может вознаграждаться. Ребенок, который своими агрессивными действиями с успехом запугивает других детей, становится все более агрессивным.

Зоопсихологами выявлена примечательная закономерность в психике и поведении высших позвоночных, которую можно назвать правилом этологического баланса. Сила инстинктивного торможения внутривидовой агрессии, в общем случае, соразмерна физической возможности животного нанести сородичу смертельную рану. Грациальный австралопитек, родоначальник семейства гоминид, был обделен естественными орудиями убийства, а потому не нуждался в надежном инстинктивном торможении агрессии. Вот если бы нам посчастливилось произойти от львов, то насилие не играло бы в истории столь существенной роли. Исследования американских социобиологов показали, что в расчете на единицу популяции львы (и другие сильные хищники) убивают себе подобных чаще, чем современные люди. Выводы социобиологов заострили фундаментальный вопрос, стоящий перед антропологией, социологией и психологией: почему люди, освободившись от природных ограничителей и последовательно удаляясь от естественного (дикого) состояния, до сих пор не перебили друг друга и не разрушили природную среду?

§2. Теории исследования агрессивного поведения человека

Анализируя причины враждебной и инструментальной агрессии, социальные психологи выдвинули три важные теоретические концепции: 1) существуют врожденные агрессивные побуждения; 2) агрессия - естественная реакция на фрустрацию; 3) агрессивное поведение является результатом научения.

Теории агрессии, базирующиеся на понятиях «инстинкта» и «фрустрации», предполагают, что враждебные импульсы прорываются наружу с уровня глубинных эмоций; эти эмоции естественным образом «выталкивают» агрессию изнутри на поверхность. Социальные психологи считают, что, кроме того, человек научается «вытаскивать» наружу свою агрессию.

Философы долго спорили, является ли человек по своей истинной природе добродушным и покладистым «благородным дикарем» или же в основе своей он представляет собой неуправляемое, импульсивное животное. Первая позиция, обычно связываемая с философом Жан-Жаком Руссо, возлагает вину за социальное зло на общество, но не на человеческую природу. Вторая позиция, которую связывают с философом Томасом Гоббсом, рассматривает социальные ограничения как необходимые для обуздания животных проявлений человеческой натуры, нуждающейся в строгом контроле. В нашем столетии взгляды Гоббса о том, что агрессивные побуждения являются врожденными и потому неизбежными, разделяли Зигмунд Фрейд и Конрад Лоренц.

З. Фрейд, основатель психоанализа, полагал, что источник человеческой агрессии - перенесение индивидом энергии примитивного влечения к смерти (которое он называл «инстинктом смерти») с самого себя на внешние объекты. Лоренц, изучавший поведение животных, рассматривал агрессию скорее как адаптивное, а не как саморазрушительное поведение. Но оба ученых единодушны в том, что агрессивная энергия имеет инстинктивную природу. По их мнению, если она не находит разрядки, то накапливается до тех пор, пока не взрывается или пока подходящий стимул не выпустит ее наружу, как мышь из мышеловки. Хотя Лоренц, помимо всего прочего, считал, что у нас нет врожденных механизмов торможения агрессии, так как они сделали бы нас беззащитными. Тот факт, что, будучи одарены «бойцовским инстинктом», мы не обладаем средствами его торможения, вызывал у него серьезные опасения.

Наличие несбалансированных агрессивных тенденций помогает объяснить, почему в нашем столетии в ходе войн было убито больше людей, чем за всю предшествующую историю человечества.

Идея о том, что агрессия - инстинкт, потерпела крах, когда агрессия вошла в перечень возможных человеческих инстинктов, охватывающий едва ли не все мыслимое поведение человека. В обзоре 1924 книг по социальным наукам было перечислено около 6000 возможных инстинктов.

Теория агрессии как инстинкта также не объясняет вариаций агрессивности у разных людей и в разных культурах. Как можно с позиций инстинктивной агрессивности человека объяснить миролюбие ирокезов до вторжения белых завоевателей и их же воинственность после? В современном мире культуры разнятся: от исповедующей ненасилие Норвегии, где убийства редки, до яномамо в Южной Америке, у которых почти половина мужчин, дожив до зрелого возраста, занимается тем, что убивает.

«Фрустрация всегда ведет к какому-нибудь проявлению агрессии», - говорили Джон Доллард и его коллеги. Фрустрация - это все, что препятствует достижению цели, в том числе и неисправный автомат с надписью «Прохладительные напитки». Фрустрация усиливается, когда наша целеустремленность имеет очень сильную мотивацию, когда мы ожидаем получить удовольствие, а получаем, грубо говоря, шиш.

Энергия агрессии не обязательно разряжается на своей первопричине. Постепенно мы научаемся подавлять гнев и вымещать его опосредованно, особенно когда несдержанность может повлечь за собой неодобрение или даже наказание со стороны окружающих. Вместо прямого ответа мы переносим наши враждебные чувства на более безобидные мишени. Именно о таком переносе идет речь в старом анекдоте о муже, который бранит жену, которая вопит на сына, который пинает собаку, которая кусает почтальона; и все это потому, что на работе муж получил нагоняй от босса.

Лабораторные испытания теории фрустрации - агрессии дали смешанные результаты: иногда фрустрация усиливала агрессивность, а иногда нет.

Зная, что в своем первоначальном виде теория преувеличивает значение связи фрустрации и агрессии, Леонард Берковиц пересмотрел ее. Берковиц выдвинул предположение о том, что фрустрация вызывает озлобление и эмоциональную готовность реагировать агрессивно. Озлобление нарастает, когда тот, кто вызвал у вас фрустрацию, имел возможность не совершать фрустрирующего действия. Фрустрированный человек особенно часто разражается бранью, когда агрессивные подначки провоцируют высвобождение его с трудом сдерживаемого гнева. Иногда пробка вылетает из горлышка бутылки и без провокации. Но стимулы, ассоциированные с агрессией, усиливают агрессию.

Альберт Бандура, ведущий сторонник теории социального научения, убежден, что мы научаемся агрессии не только потому, что это бывает выгодным, но также и перенимаем ее как модель поведения, наблюдая за другими людьми. Как и большинство прочих социальных навыков, мы усваиваем агрессивную манеру поведения, наблюдая за действиями окружающих и отмечая последствия этих действий.

Если детям не демонстрировалась модель агрессивного поведения взрослого, они редко проявляли агрессию в игре или разговоре и, несмотря на фрустрацию, играли спокойно. Те же из них, кто наблюдал за агрессивным взрослым, во много раз чаще брали молоток и внезапно ударяли куклу. Наблюдение агрессивного поведения взрослого ослабило у них торможение. Более того, дети часто воспроизводили агрессивные действия и слова экспериментатора. Увиденное ими агрессивное поведение снизило их торможение и одновременно научило их определенному способу проявления агрессии.

По мнению Бандуры, повседневная жизнь постоянно демонстрирует нам модели агрессивного поведения в семье, субкультуре и средствах массовой информации.

Дети, чьи родители часто применяют наказания, обычно используют сходные агрессивные формы поведения в отношениях с другими. Родители добивались от них послушания с помощью окриков, шлепков и подзатыльников и таким образом давали им уроки агрессии как метода решения проблем. Таких родителей часто подвергали физическим наказаниям со стороны их собственных родителей. Хотя большинство детей, подвергавшихся оскорбительным наказаниям, не становятся в дальнейшем преступниками или оскорбляющими своих детей родителями, 30% из них все же злоупотребляют наказаниями в отношении своих детей: они наказывают их вчетверо чаще, чем в целом по национальной статистике. Насилие в семьях часто ведет к насилию в дальнейшей жизни.

Социальная среда за пределами дома предоставляет широкий выбор агрессивных моделей поведения. В сообществах, где стиль «мачо» вызывает восхищение, агрессия легко передается новым поколениям. Окрашенная насилием субкультура подростковых банд демонстрирует их наиболее молодым членам образцы агрессивного поведения. В таких видах спорта, как футбол, за проявлениями насилия на игровом поле в большинстве случаев следуют проявления насилия среди болельщиков.

§3. Феномен агрессии в работах К. Хорни

Говоря о вкладе К. Хорни в разработку понятия «агрессия», следует отметить, что исследования велись в нескольких направлениях.

В книге «Психология женщин; невротическая личность нашего времени» указывается, что человек невротического склада действует сразу в двух направлениях, которые являются несовместимыми: им движет агрессивное стремление к доминированию типа «никто, кроме меня», и в то же самое время он испытывает непомерное желание быть всеми любимым. Эта ситуация, когда человек, зажат между честолюбием и любовью, является одним из центральных конфликтов при неврозах. Главная причина того, почему невротик начинает бояться своих честолюбивых желаний и претензий, почему он не хочет признать их и почему он их сдерживает или даже испытывает к ним отвращение, заключается в его боязни потерять любовь. Другими словами, причина, по которой невротик сдерживает свое соперничество, заключается не в том, что требования его Сверх-Я являются особо жестокими и слишком сильно препятствуют его агрессивности, а в том, что он зажат между двумя в равной степени настоятельными потребностями: честолюбием и потребностью в любви.

В книге «Наши внутренние конфликты; невроз и развитие личности» сравниваются два типа личности: уступчивый и агрессивный.

Агрессивный тип принимает как само собой разумеющееся, что все люди настроены враждебно, и отказывается признавать, что это не так. Для него жизнь является борьбой всех против всех: «Всяк за себя и к черту отстающих». Допускаемые им изредка исключения из этого правила делаются неохотно и с оговорками. Его истинное отношение к другим иногда носит вполне очевидный характер, но чаще оно скрыто за внешним лоском учтивой вежливости, справедливости и доброго товарищества.

Потребности агрессивного типа так же навязчивы, как и потребности уступчивого типа, мы должны осознать, что их в столь же большой степени вызывает базальная тревожность. Компонент страха, вполне очевидный в случае уступчивого типа, никогда не признается или не обнаруживается в агрессивном типе. У него все направлено на то, чтобы становиться все более несгибаемым, твердым и жестким или, по крайней мере, казаться таковым.

В то время как уступчивый тип имеет тенденцию все улаживать, агрессивный тип делает все возможное, чтобы быть хорошим борцом. Он проявляет живость и остроту в споре и с готовностью вступит в него ради доказательства, что он прав. Он может быть на высоте, будучи загнан в угол, когда не имеет другого выбора, кроме как сражаться. В противоположность уступчивому типу, которого страшит победа, он плохо переносит проигрыш и безусловно хочет победы. Он с такой же готовностью обвиняет других, с какой первый тип склонен винить себя. Ни в том, ни в другом случае вопрос о виновности не имеет никакого значения. Уступчивый тип, когда он признает свою вину, на самом деле нисколько не считает себя виновным, но стремится все как-нибудь уладить миром. Сходным образом агрессивный тип совсем не убежден, что не прав другой человек; он просто утверждает собственную правоту, поскольку он нуждается в ней как в основе субъективной уверенности главным образом по тем же самым причинам, по которым армии требуется безопасная позиция, чтобы начать атаку. Признать ошибку в том случае, когда это не является абсолютно необходимым, представляется ему непростительным проявлением слабости, если не отъявленной глупостью.

Агрессивный тип производит впечатление человека, полностью лишенного внутренних запретов. Он может добиваться удовлетворения своих желаний, отдавать приказания, выражать гнев, защищать себя. Но в действительности у него ничуть не меньше внутренних запретов, чем у уступчивого типа. Тот факт, что присущие ему внутренние запреты тотчас не бросаются нам в глаза, говорит не очень-то в пользу нашей цивилизации. Они лежат в эмоциональной сфере и относятся к его способности дружить, любить, питать привязанности, проявлять сочувственное понимание, испытывать бескорыстное наслаждение. Последнее он отбрасывает как пустую трату времени.

Он чувствует себя сильным, честным и реалистичным человеком, и все это действительно так, если смотреть на вещи его глазами.

И все же почему он столь яростно отвергает более нежные человеческие чувства? Почему ему так претят внешние выражения любви и привязанности у других людей? Почему он полон презрения, когда кто-либо обнаруживает симпатию в неподходящий, как он считает, момент? Он действует подобно человеку, который прогоняет нищих от своей двери, потому что они разрывают его душу. Он и в самом деле может быть в буквальном смысле грубым с нищим; он может отказать в простейшей просьбе, причем с горячностью, явно несоразмерной поводу. Такого рода реакции для него типичны, и их легко можно наблюдать по мере того, как агрессивные наклонности становятся в ходе анализа менее ригидными. В действительности он испытывает смешанные чувства по поводу «мягкости» других людей. Он и в самом деле презирает ее в них, но он также и приветствует это чувство, потому что оно открывает ему еще больший простор в достижении собственных целей. Иначе по какой другой причине он так часто испытывал бы тягу к уступчивому типу, точно так же, как этот последний столь часто тянется к нему?

А в книге «Новые пути в психоанализе; самоанализ» раскрывает сущность возникновения агрессии у мазохистского типа личности. Слабость является источником едва ли не беспрестанного раздражения или даже бессильной ярости, которая может возрастать вследствие множества повседневных событий. Как эти события, так и последующее раздражение часто лишь смутно осознаются, но человек мазохистского типа не забывает глубоко внутри себя отмечать, что здесь он не отстоял свое мнение, не осмелился выразить свои желания, уступил, когда хотел отказаться, слишком поздно заметил чей-то низкий поступок. Там, где он должен был проявить свою волю, он стремился к примирению и прощению, в другой раз он упустил хорошую возможность, а однажды, заболев, уклонился от трудной ситуации.

Это постоянное страдание от собственной слабости является одной из причин неразборчивого преклонения перед силой. Всякий, кто осмеливается на открытую агрессию, определенно вызывает по меньшей мере тайное преклонение, независимо от его подлинных достоинств. Человек, который осмеливается лгать или блефовать, пробуждает скрытое восхищение, так же как и тот, кто проявляет мужество ради благого дела.

Подводя итоги главы необходимо разграничивать и понимать разницу между следующими понятиями: агрессия, агрессивность и агрессивное поведение.

Перечисленные понятия смежные, но в каждое из них закладывается определенный смысл, разделяющий их между собой.

Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам существования людей в обществе, наносящее вред объектам, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Агрессивность - устойчивая черта личности, проявляется в готовности к агрессивным действиям. Агрессивное поведение-это повторяющиеся агрессивные действия как ситуативной реакции.

Изучив теории агрессии, выяснили, что существуют различные виды агрессии, направленные на внешний объект или предмет, на самого себя (аутоагрессия). Важно изучить каждый из видов агрессии и иметь четкое представление о каждом из них.

Итак, агрессивное поведение, агрессивность влияет на многие стороны личности, деформируют ее. Зная основные «постулаты», на которых базируется агрессивное поведение, есть возможность коррекции или исключения агрессивности в поведении.

Глава 2. Основные факторы и модели агрессивного поведения человека в повседневности

Существуют различные факторы влияющие на возникновение агрессии. Человек должен знать их, чтобы по возможности избегать этих проявлений.

§1. Факторы, влияющие на агрессию во взглядах А. Адлера

поведение невротический ревность агрессия

Большой интерес для понимания происхождения человеческой агрессии имеет работа А. Адлера «Понять природу человека», в которой он выделяет факторы, способные вызывать агрессию и насилие.

Ревность - интересная черта характера, так как она очень "распространена. Под ревностью мы подразумеваем ревность не только в любовных, но и во всех остальных межчеловеческих взаимоотношениях. Так, уже в детстве мы видим, как некоторые дети, пытаясь добиться превосходства над другими, становятся ревнивыми.

Ревность почти всегда возникает у детей с появлением младшей сестры или брата, тот требует от своих родителей больше внимания, и старший ребенок чувствует себя низложенным монархом.

История маленькой девочки, которая к восьми годам совершила три убийства, показывает, до каких крайностей может довести это чувство. Эта девочка несколько отставала в умственном и физическом развитии, и из-за болезненности ей не давали заниматься какой-либо серьезной деятельностью. Вследствие этого ее положение было не лишено приятности. Такое положение внезапно изменилось, когда ей исполнилось шесть лет и в семье появилась младшая сестра. После этого характер девочки совершенно изменился, и она стала безжалостно и жестоко преследовать свою маленькую сестренку. Родители, которые не могли понять ее поведения, стали с ней строже и пытались доказать ей неправильность ее поступков.

Однажды случилось так, что в ручье, протекающем около деревни, где жила эта семья, нашли мертвой маленькую девочку. Через некоторое время обнаружили еще одну утонувшую девочку, и наконец нашу пациентку застали в тот момент, когда она столкнула в воду третьего ребенка. Она призналась в совершенных ею убийствах, после чего ее поместили в больницу для душевнобольных для наблюдения, а затем - в исправительную школу.

Ревность, подобно мифическому Протею, способна принимать тысячу образов. Ее можно распознать в недоверчивости и стремлении рыть другим яму, в чрезмерной придирчивости к другим людям и постоянном страхе оказаться забытым и заброшенным. То, какой именно из этих симптомов будет ведущим, зависит исключительно от опыта подготовки данной личности к жизни в обществе. Одна форма ревности выражается в самоуничтожении, другая - в чрезвычайном упрямстве.

Ревность может также применяться для того, чтобы унизить или пристыдить другого человека. Все это - только средства для достижения одной цели: лишить ближнего свободы воли, сковать его и запереть в клетку.

Зависть. Там, где есть стремление к власти и превосходству, всегда найдется место и зависти. Пропасть между индивидуумом и его недостижимой целью выражается в виде комплекса неполноценности. Он угнетает его и настолько влияет на общий характер его поведения и отношения к жизни, что у нас создается впечатление, будто человек далек от достижения своей цели. Это впечатление подкрепляется его собственной заниженной самооценкой и постоянной неудовлетворенностью жизнью. Он начинает тратить свое время на оценку чужих успехов, на размышления о том, что о нем думают другие, и о том, чего кто-то добился.

Можно с уверенностью заявить: зависть возникает у индивидуума или группы сразу же, как только нечто начинает чрезмерно ограничивать свободу их действий. А когда зависть появляется в самых своих отвратительных, непростительных формах, нам не удается искоренить ее или ненависть, зачастую ее сопровождающую.

Проявления зависти легко распознать: иногда они накладывают свой отпечаток даже на внешность человека. Те аллегории, которыми мы описываем зависть, имеют солидное психологическое обоснование. Так, мы говорим, что люди «зеленеют от зависти»; это предполагает влияние зависти на кровообращение. Физиологически зависть проявляется в периферическом сужении капиллярных кровеносных сосудов.

Жадность тесно связана с завистью, и они, как правило, идут рука об руку. Мы не имеем в виду ту форму жадности, которая выражается в накапливании денег. Есть и другая, более широкая ее форма, выражающаяся главным образом в нежелании доставлять удовольствие другим.

Почти любой человек, живущий в условиях нынешней цивилизации, проявляет, по крайней мере, следы жадности.

Ненависть. Зачастую ненависть оказывается чертой характера агрессивных людей. Склонность ненавидеть (часто проявляющаяся в раннем детстве) может достичь большой степени выраженности, как, например, при вспышках гнева, или проявляться в более мягкой форме, например придирках и злобе. То, насколько способен каждый из нас к ненависти и придиркам, является хорошим показателем для оценки всей личности. Это говорит о нас очень много, поскольку ненависть и злоба накладывают на личность неизгладимый отпечаток.

Ненависть можно также усмотреть в том, как некоторые отбрасывают любую возможность вступить в контакты с другими людьми. Порой способность индивидуума ненавидеть проявляется внезапно, как вспышка молнии. Так случилось с пациентом, который, будучи сам освобожден от военной службы, рассказывал нам, какое удовольствие ему доставляет чтение репортажей о чудовищной бойне и истреблении других людей.

Аналогичным симптомом являются преступные наклонности. В более мягких формах склонность ненавидеть играет значительную роль в нашей общественной жизни, и формы ее проявления далеко не всегда оскорбляют наши чувства или ужасают нас. Одной из таких завуалированных форм является мизантропия, разновидность ненависти, для которой характерна ярко выраженная враждебность к людям.

§2. Человеческая агрессия и повседневность

Проблема агрессии в современном мире играет большую роль, и истоки можно выявить еще на заре человеческого развития.

В 1970-х гг., по окончании вьетнамской войны, было обнаружено исчезновение крупного палеолитического племени горных кхмеров, тысячелетиями жившего на территории Южного Вьетнама. После взаимных обвинений в геноциде была организована международная научная экспедиция, которой удалось восстановить реальный ход событий. Как выяснилось, причиной гибели аборигенов стало то, что им в руки попали американские карабины. Освоив огнестрельное оружие и оценив его преимущества перед луками и стрелами, первобытные охотники за несколько лет уничтожили фа5'ну и перестреляли друг друга, а оставшиеся в живых спустились с гор и деградировали в незнакомой социальной среде.

Этнографы, входившие в состав экспедиции, легко разобрались в этой печальной истории, поскольку аналогичные эпизоды многократно наблюдались в Азии, Африке, Америке и Австралии: гремучая смесь современной технологии с первобытной психологией подрывала жизнеспособность племен.

Мощь новых технологий нарушает хрупкий баланс между инструментальной и регуляторной ипостасями культуры, что влечет за собой всплеск экологической и/или (гео)политической агрессии, сопровождаемый специфическими массовыми настроениями. Нарастает социально-психологический синдром предкризисного человека, по которому возможно диагностировать приближающуюся угрозу кризиса тогда, когда экономические и прочие внешние показатели еще демонстрируют растущее благополучие.

Предкризисная симптоматика выражается массовой эйфорией, ощущением вседозволенности и безнаказанности, комплексом катастрофофилии, иррациональной жаждой новых врагов и новых побед. В конце концов экстенсивное развитие наталкивается на реальную ограниченность того или иного ресурса. Если общество не может сменить среду жизнедеятельности или найти кардинально новые решения (а исторический опыт показывает, что часто таких решений найти не удавалось), оно подрывает природные и организационные основы существования и гибнет под обломками собственного декомпенсированного могущества.

По мере того как росли убойная сила оружия, численность и плотность населения, вероятно, не могла не возрастать и абсолютная величина насильственной смертности. Но, коль скоро нас интересует удельный вес насилия в системе человеческого бытия, речь должна идти, конечно, об относительных показателях.

При изучении этого вопроса бросается в глаза прежде всего чрезвычайная неоднозначность представлений о насилии в различных культурах и исторических эпохах. Даже понятие физического убийства, гораздо более конкретное и потому, казалось бы более простое, не поддается вразумительному определению, которое было бы применимо к любой культуре. Оставляя «лишних» младенцев на покидаемых стоянках и тем самым заведомо обрекая их на смерть, первобытные люди вовсе не усматривают в этом действии акт насилия или убийства. В конфуцианской культуре три дня после рождения младенец не считается человеком и его умерщвление не подлежит ни юридическому, ни моральному осуждению. Китайцы называют это «постнатальным абортом», и даже в последние десятилетия практика избавления родителей от новорожденных девочек приобретала потрясающий размах.

Однако речь идет не только об инфантициде. Ни жрецы, ни публика обычно не воспринимают человеческие жертвоприношения как убийства. При этом жертва может вызывать к себе самое доброе и даже восторженное отношение со стороны палачей. В этнографической литературе описано множество эпизодов, когда европейского миссионера съедали «из большого уважения», а знаменитая песня о Куке была написана B.C. Высоцким под впечатлением от научно-популярной статьи.

Повара ацтекского императора, изготовлявшие изысканные блюда из человеческого мяса, считали себя насильниками или убийцами не больше, чем работники скотобойни. Не ощущали себя таковыми и белые охотники за индейскими скальпами (равно как индейцы, охотившиеся за белыми колонистами). Еще в 1889 г. правительство Калифорнии опубликовало по-своему замечательный прейскурант. За «товар» платили в зависимости от принадлежности скальпа мужчине, женщине или ребенку, а также от его качества: например, «скальп взрослого индейца сушами» стоил 20 долларов.

Далее выясняется, что преднамеренное прерывание человеческой жизни не исключительно сопряжено с насилием. Наиболее яркий пример ненасильственного лишения жизни в современной культуре - эвтаназия, которая уже официально узаконена в ряде европейских стран.

Во всех международных и гражданских войнах века погибло, по нашим расчетам, от 100 до 120 млн. человек. Немецкий ученый Р. Руммель, специально изучавший историю политических репрессий в различных странах, утверждает: «С 1900 года вне войн и других вооруженных конфликтов правительствами было убито... 119.400.000 человек, из коих 95.200.000 - марксистскими правительствами».

Львиную долю насильственных жертв всегда составляли не военные и не политические, а бытовые убийства, хотя «невооруженным глазом» они менее всего заметны. В последние годы XX в., при отсутствии крупномасштабных войн и политических репрессий, среднее число убийств в мире оценивается как 9,2 на 100 тыс. человек в год.

Насилие в межличностных отношениях все еще остается мало изученным феноменом в России, а такое явление как насилие между партнерами на свиданиях вообще пребывает за рамками научного интереса.

В журнале приведено исследование, которое проводилось в 2004 г. в трех университетах России: Дальневосточном государственном университете (г. Владивосток). Алтайском государственном политехническом университете им. И.И. Ползунова (г. Барнаул) и Санкт-Петербургском государственном университете. В результате получены данные об уровне и частоте четырех аспектов насилия на свиданиях: физического, психологической агрессии, сексуального насилия, а также травм, полученных в результате насилия. В настоящем исследовании приняли участие 475 студентов.

Анализ показывает, что более четверти студентов подвергались насилию со стороны своих партнеров в предшествующие 12 месяцев. При этом статистически значимой разницы между мужчинами и женщинами, подвергшимися физическому насилию на свиданиях, в том числе и в тяжелых формах, не выявлено. Общий уровень последних для обоих полов составил 9%.

% респондентов признались, что физически атаковали своего партнера. Это незначительно отличается от предыдущей категории, подвергшихся насилию. "Тяжелые" формы насилия совершали в отношении своего партнера 12% студентов. Если сравнить данные по полу, увидим, что женщины чаще атаковали своих партнеров (37,9% против 20,5%). То же характерно и для "тяжелых" типов насилия (15,4% женщин против 8,4% мужчин).

Около 3% всей выборки сообщили о повреждениях и травмах, полученных респондентом - интимным партнером. Почти все из них легкие (синяк, ушиб, небольшой порез). Данные показывают, что гораздо больше страдает от них женщин, чем мужчин (5,6% и 1,1% соответственно). 4% респондентов причинили травмы партнеру. В этом случае больше травм нанесли женщины (6,3% против 1,7). Нанесли партнерам "тяжелые" травмы как и в предыдущей группе 1% опрошенных. При этом женщины снова травмировали партнеров чаще, чем делали это мужчины (1,4% против 0,5%).

Около одной четверти респондентов пострадали от сексуального принуждения и насилия. Среди жертв сексуального насилия в интимных отношениях в два раза с лишним больше женщин.

24,4% студентов сообщили, что сами заставляли и принуждали своих партнеров вступать с ними в сексуальные отношения. При этом мужчины и женщины делали это примерно в равной степени. Было обнаружено также, что чем старше студенты, тем чаще они совершают сексуальное насилие.

Более половины выборки сообщили о том, что против них была использована та или иная форма психологической агрессии со стороны их интимного партнера. 67% женщин по сравнению с 55% мужчин считают себя ее жертвами. "Тяжелым" формам психологической агрессии подвергались около 13% опрошенных.

Проблема агрессивного поведения, традиционно привлекавшая внимание исследователей различных ориентаций, в последние годы приобрела новое звучание. Речь идет о существование в культуре источников санкционированной агрессии, являющихся благодатной почвой для индивидуальной лигитимизации насилия. Так Й. Галтунг выделяет в качестве одной из форм насилия «культурное насилие»; Д. Зильманн пишет о так называемой «санкционированной агрессии»; Л. Бэрон говорит о существовании феномена «культурного излишка»; опираясь на работы Бэрона, М. Хогбен формулирует проблему лигитимизации агрессии в культуре.

Многие исследователи агрессии, несмотря на различия в расстановке акцентов, поднимают одну и ту же проблему: культура задает нормы агрессии и является первостепенным источником формирования делинквентного поведения. В связи с этим становится возможном постановка вопроса о культурно обусловленной специфике агрессивного поведения в Интернете: актуальность таких исследований обусловлена ростом в последние годы числа киберпреступлений и терроризма (как сетевого, так и использующего сетевые ресурсы при подготовке реальных терактов).

Можно предположить, что уникальные свойства Интернет-среды, определяющие особый характер действования в ней субъекта - внетелесный, анонимный, публичный и др. - накладывают свой отпечаток на агрессивность людей, вовлеченных в сетевую активность.

Делая выводы, можно сказать, что существуют различные причины влияющие на возникновение агрессии и жестокого поведения. Это такие внутренние факторы человеческой психологии, проявляющиеся в ревности, зависти, жадности, ненависти. Человек должен знать их, чтобы по возможности избежать эти проявления.

Но все же если агрессия появилась, нужно проявить неагрессивные способы выразить чувства и сообщить другим о том, как их поведение повлияло на вас.

Агрессия не возникает «на пустом месте». Она имеет под собой не только биологические, но и социальные корни. Можно наблюдать многоаспектное понимание агрессии в различных культурах. Различные народы по-своему относятся к человеческой жестокости и насилию. Зачастую именно различные аспекты межличностных взаимодействий приводят к возникновению агрессивного поведения и предопределяют ее формы и направленность.

Агрессивное поведение пронизывает многие, или даже почти все сферы общества, повседневность. Многие учёные уверены, что не существует убедительных научных доказательств, позволяющих заключить, что агрессия неизбежна. Напротив, все больше данных свидетельствует о том, что такое поведение можно предотвратить или, по крайней мере, уменьшить частоту его проявлений.

Рекомендации

Министерству культуры Российской Федерации: необходимо повысить эффективность реформ и законопроектов в сфере культуры, искусства, кинематографии, архивного дела и по вопросам межнациональных отношений для обеспечения толерантного взаимодействия каждого члена общества. Это позволит снизить уровень агрессивного поведения людей, так как культурный фактор в значительной мере влияет на проявление или не проявление жестокости.

Руководителям комитетов по делам молодежи и молодежной политики: проводить социальную политику, направленную на воспитание общечеловеческих социальных ценностей, гражданских прав и свобод. Следует создать более благоприятные условия для развития детей, подростков, студентов Проводить среди учащихся средних и высших учебных заведений различные мероприятия, направленные на информирование молодых людей о последствиях агрессивного, жестокого поведения. Необходимы внедрение молодежных программ по предотвращению повышения уровня агрессии, мощные информационно-пропагандистские компании, направленные на молодежь, родителей и руководителей всех уровней.

Средствам массовой информации: следует формировать неагрессивное поведение людей при взаимоотношениях. На телевидении должно быть показано как можно больше сюжетов и документальных фильмов, которые наглядно демонстрируют отрицательные последствия агрессии как для отдельного человека, так и для общества в целом.

Представителям творческих профессий: проводить различные акции, направленные на антирекламу агрессивного поведения, пропаганду толерантного отношения друг к другу (концерты, фестивали, выставки и так далее).

Руководителям образовательных учреждений: организовывать и поддерживать инициативу учащихся, студентов в организации мероприятий, посвященных борьбе с агрессивным поведением, повышению уровня терпимости в конкретном учебном заведении и государстве в целом.

Родителям: именно в семье ребёнок проходит первичную социализацию, и от того каким образом будет воспитываться каждый член общества зависит дальнейшее развитие социума. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия, будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка. Это позволит снизить уровень агрессии как со стороны родителей, так и со стороны ребёнка.

Заключение

Понятие агрессии имеет многообразие определений, а также различные теории ее возникновения. Агрессия играет важную роль в жизни человека, сопровождая его в течение жизни. Поэтому человеку нужно больше знать о содержании этого понятия.

Изучив теории агрессии, выяснили, что существуют различные виды агрессии, направленные на внешний объект или предмет, на самого себя (аутоагрессия). Важно изучить каждый из видов агрессии и иметь четкое представление о каждом из них.

Существуют различные причины влияющие на возникновение агрессии и жестокого поведения. Это такие внутренние факторы человеческой психологии, проявляющиеся в ревности, зависти, жадности, ненависти. Человек должен знать их, чтобы по возможности избежать эти проявления.

Агрессивное поведение пронизывает многие, или даже почти все сферы общества, повседневность. Многие учёные уверены, что не существует убедительных научных доказательств, позволяющих заключить, что агрессия неизбежна. Напротив, все больше данных свидетельствует о том, что такое поведение можно предотвратить или, по крайней мере, уменьшить частоту его проявлений.

Феномен агрессии уходит корнями в давнее прошлое человечества. С тех пор виды проявления насилии эволюционировали, и сейчас можно даже говорить о таком феномене как агрессия в Интернет-среде.

Библиографический список

1.Адлер А. Понять природу человека.- СПб.: Академический проект, 2000, 241с.

2.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2001, 352 с

.Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии. Прикладная психология. 2009, №1.

.Ениколопов С.Н., Кузнецова Ю.М., Цибульский Н.П., Чудова Н.В. Специфика агрессии в Интернет-среде.- Психологический журнал. - 2006. - том 27, №6.

.Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб: Питер, 2010.- 333 с.

.Лысова А.В. Насилие на свиданиях в России. - Социс. - 2006. - №2

.Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2000, 342 с.

.Назаретян А.П. Насилие и терпимость: антропологическая ретроспектива.- Вопросы психологии.- 2005. - №5.

.Налчаджян А.А. Агрессивность человека. СПб: Питер, 2009.- 734 с.

.Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. - М., Проспект, 1991, 156 с.

.Свенцицкий, А.Л. Социальная психология. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004, 278 с.

.Хорни К. Психология женщины; невротическая личность нашего времени. - М.: Смысл, 1997, 173 с.

.Хорни К. Новые пути в психоанализе. - М.: Смысл, 1997, 290 с.

.Хорни К. Наши внутренние конфликты; невроз и развитие личности. - М.: Смысл, 1997, 198 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!