Основные направления социальной работы с молодежью

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,23 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные направления социальной работы с молодежью

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА

.1 Демографическая характеристика и социальные проблемы молодежи

.2 Основные теоретические подходы к изучению молодежи

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

.1 Система учреждений органов по делам молодежи и их деятельность

.2 Организационные основы социальной работы с молодежью

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Распад СССР и переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодежи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определят будущее общества.

Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.

Немецкий социолог Карл Манхейм определил, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются).

Молодёжь, по мнению Манхейма, выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни; эта функция имеет своим важным элементом неполную включенность в статус общества. Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Решающим фактором, который определяет возраст половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодёжь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с хаосом антагонистических <#"justify">Актуальность данной проблемы состоит в большой роли молодежи в развитии страны, а также в будущем государства в целом. Социальное благополучие молодежи - один из залогов светлого будущего страны и является приоритетной задачей государства. В связи с этим социальная работа с молодежью - один из важнейших аспектов социальной политики государства.

Объект исследования - молодежь

Предмет исследования - основные направления социальной работы с молодежью.

Цель: изучить основные направления социальной работы с молодежью.

Задачи:

Дать демографическую характеристику молодежи

Исследовать социальные проблемы современной Российской молодежи

Исследовать основные направления социальной работы с молодежью

Ознакомиться с системой учреждений органов по делам молодежи и их деятельностью

Проанализировать нормативно - правовую базу социальной работы с молодежью.

ГЛАВА I. МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА

.1Демографическая характеристика и социальные проблемы молодежи

Демографическая характеристика молодежи

Молодежь характеризуется как социально-демографическая группа, выделенная на основе возрастных характеристик и отличающаяся от других социальных групп своими: положением в обществе, ценностями, интересами, потребностями.

Под молодежью в настоящее время в соответствии с действующими нормативными документами РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов. Для этой социальной группы характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения).

Молодежь принято делить на четыре возрастные группы:

1. 14-16 лет - подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.

2. 17-19 лет - юношество. Биологически это период завершения физического созревания, возраст самоопределения - начала самостоятельной профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно новой профессиональной учебы. Начинается разделение жизненных путей юношей и девушек, что в последующем приводит к более глубокой экономической, политической и культурной дифференциации среди них. В этом возрасте начинается процесс социализации - происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

3. 20-24 года - собственно молодежь. Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу прежде всего составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.

4. 25-30 лет - старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.[1, c. 11]

По данным переписи населения 1989г. молодежи от 14 до 30 лет в РСФСР насчитывается 34,4 млн. человек, или 23,4%. За 10 лет (с 1979г.) численность молодежи сократилась на;.8 млн. человек и эта тенденция продолжала развиваться.

С 1989 по 1999 годы численность продолжала сокращаться, население молодежи упало ниже отметки 30 млн. человек, точных данных привести невозможно, так как различные источники указывают различные цифры.

Однако в 2000 годы численность молодежи начала повышаться, что является результатами так называемого «бэби-бума», усиленного мерами демографической политики в начале 80-х годов., но в наши дни численность молодежи вновь идет на убыль в связи с низким уровнем рождаемости в 90е годы прошлого века.

Сегодня молодёжь РФ - это 39,6 миллионов молодых граждан - 27% от общей численности населения страны, среди них 41% в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 19% и составляет лишь 17,5% сельского населения России.[26, с 131]

Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной защищенности в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных.

К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на " поточное" воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса - будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.[20, c. 130]

Основные социальные проблемы молодежи

Опросив 1875 молодых людей и использовав богатейшую базу исследований прошлых лет, социологи Научно-исследовательского центра при Институте молодежи выделили десять главных проблем российской молодежи. Это преступность, деньги, безработица, образование, досуг, здоровье, наркотики, проституция, права и Родина. Анализ проблем показывает, что они расположены в нескольких основных «измерениях» и сопряжены, в первую очередь, с возможностью реализации молодежью своих прав: человека, гражданина, члена общества. От реализации этих прав зависят перспективы развития и будущее России.

Первая группа проблем связана непосредственно с безопасностью - это жизнь и здоровье молодого человека, физическое, душевное и духовное. Большинство молодых людей России (70%) обеспокоены прямой угрозой жизни и здоровью. Причин для этого множество. Многие не чувствуют себя в безопасности на улицах, рост преступности - один из доминирующих страхом молодежи, они боятся войны, болезней, их беспокоит экологическая ситуация, которая также напрямую связана со здоровьем.

Другой комплекс проблем - жизненные перспективы молодого поколения. Молодой человек должен иметь чувство жизненных перспектив, а это, в первую очередь, творческая самореализация, а значит, образование, профессия, карьера, возможность достигнуть определенного уровня благосостояния и обеспечить свою будущую семью, которая неожиданно, вопреки стереотипам, вышла на роль ведущей ценности в глазах молодежи. Третья группа проблем обозначена как проблема «социального участия».

Несмотря на то, что у многих представителей молодежи живы воспоминания о советских временах, мышление этих людей демократически ориентировано, утверждает исследование. Гражданские и политические права и свободы - важнейшая часть жизни общества, и в первую очередь, их молодежь ценит в «новой России» превыше всего. Если свободы существуют лишь номинально, молодые чувствуют себя крайне ущемленными, так как меньше всего хотят становиться объектом манипуляции и произвола. Посткоммунистическое поколение молодежи намерено жить и работать в условиях рыночной экономики (но социально ответственной) и свободного демократического общества.[21, c. 69]

Характеристика некоторых проблем молодежи:

а) Молодежь и преступность

Негативные проявления заключаются, прежде всего, в том, что молодежная среда становится опасной криминогенной зоной. Уже давно установились тенденции, как омоложение преступности, усиление ее группового характера.

Педагоги, общественные организации и специалисты, занимающиеся проблемами в этой области очень обеспокоены трендом деградации нового поколения нашей страны. Молодые люди, еще толком не вступив в эту жизнь сами лишают себя перспективы найти себе достойное место в нашем обществе. Это тревожит родителей, учителей, политиков и ученых, а также работников правоохранительных органов. Но эти проблемы волнуют старшее поколение и абсолютно не трогают саму молодежь. Конечно, львиная доля вины за все это лежит на самом современном обществе.

Если ребенок растет в ненормальной семье, в которой родители пьянствуют, не занимаются воспитанием ребенка, то очень часто ребенок не в состоянии выносить издевательства со стороны взрослых отправляется бродяжничать. И оказывается в полном смысле этого слова выброшенным на обочину жизни. Ребенок здесь может познакомится с алкоголем, наркотиками, совершает правонарушения, многие девочки начинают заниматься проституцией.

Подростками совершаются и более тяжкие преступления - убийства, изнасилования, умышленное нанесение тяжких телесных повреждений. Кражи, грабеж, разбой и угон автомобилей становятся для этих детей обычным делом. И общество пытается защититься от этих детей. Для того, чтобы защитить свои машины от угона устанавливают gsm сигнализации <#"justify">Известно, что социальные последствия наркомании тяжелы. Наркоманы выбывают из общественной жизни - трудовой, политической, семейной, вследствие физической, социальной деградации личности. Наркомания неминуемо поражает целый веер явлений чуждых обществу. Сюда относят трудно излечимые психофизиологические болезни человека и теневую экономику, обусловленную закономерным, возрастающим спросом на наркотики и нелегальными способами его удовлетворения в корыстных целях и преступность, насилия над личностью, связанные с распространением наркотиков и незаконным обогащением. Специфической чертой наркомании общества является формирование групп или сообществ наркоманов. Их возникновение связано с особыми условиями приобретения и употребления наркотиков. Испытание затруднения в добывании не только средств на наркотики, но и самих наркотических средств. Наркоман вынужден поддерживать связь с теми кто первоначально приобщил его к потреблению наркотиков. Для наркомана весьма характерно стремление приобщить к пороку свое ближайшее окружение.[20, c. 118]

Не хотелось бы заострять большое внимание на этой проблеме, так как можно еще много глав и параграфов посвятить изучению и анализу данной проблемы, но хотелось бы привести достаточно шокирующие и очень неприятные цифры.

«По оценкам экспертов Национального антикоррупционного федерального комитета, к концу 2001 года в России будет зарегистрировано более 5 млн. человек, употребляющих наркотики. Кстати, более 80% среди этой статистики занимает доля молодежи». [17, c. 311]

.2 Основные теоретические подходы к изучению молодежи

демографический социальный молодежь политика

Отечественная ювенология тесно связана с мировыми представлениями о молодежи и базируется на нескольких исследовательских направлениях.

Психоаналитическое направление основывается на идеях З. Фрейда, Р. Бенедикт, Л. Фойера, Л. Шелеффа, Э. Эриксона. В рамках данного направления сформировался системный взгляд на развитие молодой личности, особенно в переходный период от детства к зрелости. Преодолев биологизм З.Фрейда, его последователи изучали этот процесс с учетом влияния разнообразных социальных факторов, а не только психофизиологических. Исследователи разрабатывали теорию «эдипова комплекса», помогающую объяснить проблемы межпоколенческих конфликтов, агрессивности и массовых выступлений молодежи на Западе, в основе которых лежал бунт молодежи против старшего поколения, существующих норм и порядков. Л. Фойер утверждал, что «конфликт поколений - универсальная тема человеческой истории. Он основывается на самых изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба…История всех до сих пор существовавших обществ есть история борьбы между поколениями».

В этом же контексте работали отечественные социологи Л. Архангельский, С. Иконникова, И. Кон, В. Лисовский, В. Ольшанский, Д. Фельдштейн и другие. Накопленный опыт и знания послужили толчком в 70 гг. ХХ в. к комплексному исследованию социализации молодежи, ее различных социальных групп. Благодаря аналитическому подходу удалось приоткрыть глубинные пласты молодежного сознания, понять особенности молодой личности, способствовать ее самореализации и преодолению социального отчуждения. Дальнейшее развитие данного направления было связано с освоением принципов «понимающей социологии», что позволило полнее раскрыть индивидуальность молодого человека.

Структурно-функциональное направление, с точки зрения которого молодежная группа рассматривается как система позиций, заполняемых индивидами с целью приобретения соответствующего социального статуса и исполнения определенной социальной роли. Сторонники этого направления делали акцент на анализе межпоколенческого взаимодействия (Ш. Айзенштадт, автор работы «От поколения к поколению»), «сексуальной революции» (В. Райх, Г. Маркузе), «конфликте поколений» (Д. Белл, Э. Фромм, Р. Мертон). Особое внимание уделялось тенденциям формирования молодого пополнения различных социальных классов и слоев социалистического общества, проблемам освоения молодыми людьми социальных ролей.

Значительный вклад в это направление внесли социологи В. Боровик, В. Васильев, А. Капто, А. Колесников, В. Мансуров, Л. Рубина, В. Староверов, С. Фролов, В. Шубкин и др. Они изучали тенденции формирования молодого пополнения рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции, его социальное положение, трудовую и общественную активность, а также проблемы несоответствия профессионального статуса и квалификационной подготовки уровню образования и материального обеспечения.

Культурологическое направление, для которого характерно рассмотрение социальных явлений под углом зрения феноменологии человеческой культуры. Социологи этого направления стремятся осмыслить мир молодежи через процесс отражения в определенных типах культуры, преобладающим становится анализ молодежных субкультур, молодежного образа и стиля жизни, жизненных планов молодежи. Достоинством этого подхода является возможность системного изучения проблем разных поколений молодежи.

Поколение - это целостная социально-демографическая группа, характеризующаяся схожими условиями социализации и формированием жизненного опыта, общностью выполняемых ролей и функций, доминирующими ценностями и установками, социально-психологическими характеристиками, образом жизни. Классическим образцом культурологического направления являются работы немецкого социолога К. Мангейма. Исследуя феномен поколенческого единства, К. Мангейм раскрыл механизм социального наследования и передачи материального и культурного опыта от старших поколений к младшим.

Смена поколений - универсальный процесс, основанный на биологическом ритме человеческой жизни, вследствие которого: а) в культурном процессе появляются новые участники, тогда как б) старые участники этого процесса постепенно исчезают; в) члены любого данного поколения могут участвовать только в хронологически ограниченном отрезке исторического процесса; г) необходимо поэтому постоянно передавать накопленное культурное наследие;) переход от поколения к поколению есть последовательный процесс.

Взаимное отчуждение, конфликты между поколениями возможны в периоды смены социального устройства общества, кризисов и социальных перемен. Они, в свою очередь, порождают кризис сложившегося механизма преемственности в передаче культуры, ценностей, социального опыта.

Исследователи, изучающие состояние отношений «отцов» и «детей», выделяют различные виды межпоколенных отношений: сотрудничество (отношения, основанные на принципах взаимоуважения и взаимопонимания); соперничество (отношения, основанные на конкурентной борьбе младших и старших поколений); воздействие взрослых на молодежь (отношения, основанные на социальном контроле взрослых за молодежью, когда молодежь рассматривается взрослыми как объект и субъект воспитательного воздействия); сосуществование (изолированные друг от друга культуры взрослых и молодежи, характеризующиеся взаимонепониманием).

Идеи и методологию данного подхода применили в исследовании молодежных проблем В. Боровик, В. Добрынина, Л. Коган, В. Култыгин, В. Немировский, Е. Слуцкий, В. Харчева и др.

Другой подход характеризует молодежь через особенности молодежной субкультуры. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации - усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее.

Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры - хиппи 1960 гг.

Элементы как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодёжи в России.

Дальнейшее развитие научных представлений о молодежи связано с изучением молодежи как субъекта общественной жизни, ее интересов и потребностей.

В ювентологической теории в 60-80 гг. XX века прочно установился проблемный подход, и исследователи чаще ориентировались на объективный анализ ситуации в молодежной среде. Это направление заложило реальную основу для становления социологии молодежи как особой научной отрасли.

В отечественной социологии молодежи выделяют следующие наиболее известных школ:

комсомольские исследования молодежи И.М. Ильинского и др. - исследования эффективности работы комсомола по формированию нравственности и коммунистическому воспитанию молодежи, ее активной жизненной позиции;

исследования В.Н. Шубкина - изучение социальных ожиданий молодого поколения, профессиональных ориентаций и выбора профессии, жизненных планов и путей молодежи в социалистическом обществе;

исследования Ф.Р. Филиппова, М.Н. Руткевича - изучение жизненных планов молодежи, роли образования как фактора социальных перемещений (социальной мобильности) и межпоколенческой мобильности;

школа лонгитюдных исследований М.Х. Титма и др. - изучение жизненного пути поколения на отрезке от 17 лет до завершения социального становления на основе периодически повторяющихся опросов возрастной когорты 1965-1967 гг. рождения, выявление региональной и поселенческой дифференциации процессов жизненного самоопределения молодежи;

ленинградская школа (И.С. Кон, В.Т. Лисовский, С.Н. Иконникова и др.) - изучение психологии юношеского возраста и молодежной субкультуры, типов жизнедеятельности молодежи (особенно - студенческой, развития личности молодого человека); исследования молодежной субкультуры Т.Б. Щепанской, Е.Л. Омельченко - изучение неформальных объединений и асоциальных молодежных группировок, отношения молодежи к ним и к явлениям субкультуры.

Преобразования российского общества в последние десятилетия вызвали к жизни новые направления в области молодежных исследований, касающихся проблем трудоустройства молодежи и рынка труда, безработицы, актуальных направлений молодежной политики, политической социализации молодежи, социальной защиты молодых семей, стиля жизни молодых людей. Также изучаются разные типы жизненных траекторий представителей новых социально-профессиональных групп (предпринимателей, безработных и т.д.), особенности жизненных карьер женщин и мужчин, новые типы идентификаций.

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

.1 Система учреждений органов по делам молодежи и их деятельность

Деятельность учреждений органов по делам молодежи включает поддержку, оказание социальных услуг и содействие адаптации и реабилитации юношей и девушек.

Социальные службы могут быть государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания молодежи (социальными учреждениями для молодежи). К государственной системе социального обслуживания молодежи на основании Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. №3 "О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи" относятся:

·государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, которые являются федеральной собственностью и находятся в ведении органов по делам молодежи;

·государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

·муниципальные учреждения, находящиеся в собственности и в ведении органов местного самоуправления.

·В соответствии с Примерным положением "Об учреждении органов по делам молодежи", разработанным в 2005 г. Департаментом государственной молодежной политики воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России, учредителем служб могут быть органы по делам молодежи субъектов Российской Федерации или муниципальные органы по делам молодежи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На основании данного положения в систему учреждений органов по делам молодежи входят:

vучреждения по делам молодежи, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации);

vмуниципальные учреждения, находящиеся в собственности и в ведении органов местного самоуправления (муниципальных органов по делам молодежи). [15, c. 142]

Учреждения создаются в целях обеспечения социально-правовой защищенности подростков и молодежи, интеграции их в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь страны, региона, поселения, города, а также целенаправленной социально-досуговой работы с подростками и молодежью по месту жительства, профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании среди подростков и молодежи.

Основной задачей учреждений органов по делам молодежи является создание условий для физического, духовного и нравственного развития подростков и молодежи в возрасте от 14 до 30 лет. Данные службы оказывают психологическую, социально-педагогическую, правовую и информационную помощь, содействуют занятости подростков и молодежи, их профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации, осуществляют поддержку молодых семей, содействуют в решении их жилищных проблем, поддерживают талантливую молодежь, детские и молодежные общественные объединения, молодежные инициативы, формируют и развивают кадровый потенциал.

К учреждениям органов по делам молодежи можно отнести:

- комплексный центр социального обслуживания молодежи;

центр социально-психологической помощи молодежи, социальную службу для молодежи;

социальный центр молодежи;

центр социальной поддержки молодежи;

центр экстренной психологической помощи молодежи по телефону;

молодежный центр планирования семьи;

центр правовой помощи молодежи;

центр информации для молодежи;

подростково-молодежный клуб;

социально-реабилитационный центр для подростков и молодежи;

центр профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи. [15, c. 224]

«Одним из принципов государственной молодежной политики, согласно постановлению Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. №5090-1 "Об основных направлениях молодежной государственной политики в Российской Федерации", является предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству. Объем, виды и качество социальных услуг должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни». [15, c. 199]

Социальные службы для молодежи предоставляют следующие виды услуг: социально-профилактические (профилактические, диагностические, коррекционные, профориентационные, психолого-педагогические, медико-консультационные, информационные, правовые и культурно-досуговые услуги, а также услуги, связанные с социальной адаптацией и организацией временного проживания детей и подростков.

Непосредственно реализацией данных социальных услуг занимается специалист по социальной работе с молодежью, а именно:

) выявляет молодые семьи, отдельных молодых людей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществляет их патронаж;

) устанавливает причины возникающих у воспитанников трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы, а также определяет характер и объем необходимой им социальной помощи;

) осуществляет социально-психологическую реабилитацию воспитанников, страдающих алкоголизмом, наркоманией и подвергшихся сексуальному насилию;

) ведет работу с молодыми семьями, имеющими неблагоприятные социально-правовые и медико-психологические условия проживания;

) выявляет бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов, не имеющих родителей или оставшихся без их попечения, несовершеннолетних матерей, нуждающихся в трудоустройстве или другой помощи;

) содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы;

) дает необходимые консультации по различным вопросам социальной помощи и защиты;

) помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства;

) содействует в предоставлении права на проживание в стационарных учреждениях (социально-реабилитационных центрах для подростков и молодежи, социальных гостиницах, кризисных центрах помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и др.). [1, c. 103]

Специалист по социальной работе с молодежью осуществляет свою деятельность по месту жительства молодых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в комплексных центрах социального обслуживания молодежи. Такой центр социального обслуживания молодежи создается как в городе, гак и в сельском поселении, и весь комплекс социальных услуг концентрируется именно в этом учреждении. Поддержка оказывается всем категориям молодых граждан, проживающих и данном населенном пункте. Приоритетными направлениями деятельности данного учреждения являются профориентация и трудоустройство.

Другим видом учреждений являются центры социально-психологической помощи молодежи. Данные центры осуществляют свою деятельность по следующим направлениям:

·информационно-консультативная помощь;

·коррекционно-педагогическая работа;

·медико-психологическое консультирование;

·медицинская реабилитация;

·наркологическая помощь;

·семейный досуг;

·предоставление информации о рынке труда.

Здесь проводятся социологические исследования, профилактика безнадзорности, профориентация, психологическая коррекция, содействие занятости, социальная помощь молодой семье, социальная помощь сиротам, социально-клубная работа, экстренная психологическая помощь по телефону. [1, c. 234]

Адаптации молодежи к современным условиям жизни содействуют центры социальной поддержки молодежи. Ведущими направлениями деятельности данного учреждения являются:

Øтрудоустройство;

Øпрофориентация;

Øвнедрение новых социальных технологий (социальная диагностика, социальная реабилитация, социальная терапия, социальная профилактика и др.);

Øпедагогическая коррекция.

Одним из приоритетных направлений реализации социальной поддержки молодежи является профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ в молодежной среде. [1, c. 111]

Для наиболее неблагополучных в социальном отношении групп молодежи создаются службы социальной помощи. Объектом социальной работы являются молодежь, молодые семьи и подростки, имеющие неблагоприятные условия для жизнедеятельности (конфликты и неблагополучие родителей, отсутствие места жительства, работы и т. д.). Направления деятельности учреждения:

vинформационное, методическое;

vрекламно-пропагандистское;

vаналитико-прогностическое;

vсоциально-терапевтическое;

vмедико-социальное, социально-педагогическое;

vсоциально-реабилитационное;

vсоциально-профилактическое.

Социально-терапевтическое направление в центре социальной поддержки молодежи включает патронаж семей и граждан, нуждающихся в постоянной или временной заботе (имеющих неблагоприятные социально-демографические, жилищные условия, молодых семей, проживающих в одной квартире разведенных супругов, семей, где трагически погиб или умер один из членов семьи).

Особенно важна деятельность социальных служб молодежи в сельской местности. Как правило, в отдаленных сельских поселениях организуются пункты социальной службы молодежи, которые могут функционировать на базе дворцов культуры или клубов.

Здесь сначала выявляются актуальные проблемы молодежи данного поселения, а затем организуются выездные бригады специалистов, которые могут оказать экстренную помощь в решении назревших социальных проблем. Возможна также организация проведения в сельском поселении ежемесячного консультирования одним из специалистов.

Консультирование позволяет осуществлять более длительную коррекционную, социально-терапевтическую, социально-реабилитационную работу для конкретной семьи или одного человека. [1, c. 118 - 120]

Итак, деятельность учреждений органов по делам молодежи ориентирована на создание условий для развития личности юноши или девушки.

В данных учреждениях специалисты по социальной работе с молодежью содействуют преодолению последствий трудной жизненной ситуации конкретного молодого человека.

Результатом взаимодействия специалиста по социальной работе и молодого человека является формирование готовности клиента к самостоятельной жизни.

.2 Организационные основы социальной работы с молодежью

При организации социальной работы с молодежью на различных уровнях важно активно использовать накопленный опыт социальной помощи различным группам населения. Любая социальная деятельность (и социальная работа в том числе) обладает такими компонентами, как цель, средства, условия. Целью социальной работы с молодежью как деятельности является оптимизация механизмов реализации жизненных сил и социальной субъектности индивида или социальной группы.

Для возникновения разных видов и форм социальной работы существуют различные основания. Одним из таких оснований выступают сферы социальной практики, и в этом случае можно говорить о социальной работе с молодежью в образовании, здравоохранении, сфере досуга и т.д.; другим - социально-психологические особенности клиентов социальной работы - молодежь в целом, группы социального риска, лица, склонные к суициду, и т.д.; третьим - характер и другие основания. Во всех случаях будет происходить конкретизация цели социальной работы (от профилактики до коррекции).

То же относится к условиям - для каждого вида социальной работы с молодежью, включая различные уровни (от федерального до местного), политические, экономические, социально-психологические и этнонациональные особенности будут конкретизироваться. Средства в данном случае рассматриваются как социальный институт в широком смысле.

Так, в это понятие входят и социальные службы, роль которых в обществе во многом отличается от деятельности обычных государственных учреждений (последние в повседневной жизни часто называют «службами»). Социальные службы выступают в виде институциональной основы социальной работы, именно через них реализуются механизмы внедрения социальных проектов в практику с целью защиты и поддержки различных групп населения.

Деятельность социальной службы в общих чертах регламентируется Положениями, разработанными в рамках действующего законодательства. К сожалению, до сих пор в России отсутствуют государственные социальные службы в системе социальной защиты населения, специально направленные на поддержку и защиту молодежи как социально-демографической группы. В настоящее время существует ряд служб в структуре общественных организаций, оказывающих различные услуги молодым людям. Однако, несмотря на особенности объектов поддержки (дети, подростки, семья и др.), в Положениях различных социальных служб существуют базовые блоки, которые необходимо учитывать при разработке Положения о социальной службе, направленной на социальную поддержку молодежи. На основе Положения формируется штатное расписание, определяется объем и характер работы социальных работников. Сотрудники социальной службы должны обладать умениями и навыками работы с клиентами (отдельными гражданами, различными группами и т.д.), быть способными решать проблемы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Социальная служба является необъемлемым звеном целостной (федеральной, региональной, муниципальной и пр.) модели организации социальной работы с молодежью, через нее осуществляется информационное и ресурсное обеспечение системы социальной поддержки молодежи на разных уровнях.

В начале XXI в. наиболее существенным нововведением в управленческих структурах разного уровня стало реформирование источников и практики финансирования социальной защиты населения на федеральном, региональном и местном уровнях. В настоящее время в программах социальной защиты:

государственная централизованная помощь планируется главным образом только слабозащищенным слоям населения (за счет бюджетных средств);

обеспечение, поддержка всех нетрудоспособных граждан и семей с детьми в денежной форме (пенсии, пособия) осуществляется из внебюджетных фондов за счет взносов на социальное страхование, вносимых предпринимателями и наемными работниками, а также путем создания основной (государственной) и дополнительных (частных, профессионально-групповых) систем социального страхования;

социальные услуги (общие - для всего населения и специфические - для нетрудоспособных граждан и семей с детьми) финансируются в основном из бюджета и фондов социального страхования, формируемых частично за счет обязательных страховых взносов наемных работников;

среди источников финансирования государственного социального страхования предусматриваются обязательные страховые взносы наемных работников, зачисляемые на их персональные счета, что дает возможность дифференцировать размер обеспечения (например, по временной нетрудоспособности) в зависимости от страхового вклада наемных работников.

Для повышения эффективности взаимодействия разных уровней социальной защиты населения, в том числе молодежи, необходимо:

разработать принципы инвестирования резервных финансовых средств, переструктурировать (изменить структуры) государственный долг по социальному страхованию, оформлению задолженности государства в индексируемых государственных облигациях по социальному страхованию;

предоставить гражданам право: добровольно переводить облигации по социальному страхованию из государственного фонда социального страхования на персональные счета в любую негосударственную (частную) страховую компанию; передавать частным страховым компаниям, частным пенсионным фондам приватизационные чеки, получаемые по годовым программам приватизации;

совершенствовать системы источников финансирования социальной защиты населения - привести тарифные взносы на социальное страхование предприятий, учреждений, организаций в соответствие с объемом средств, необходимых для достижения дифференцированного социально гарантированного минимума обеспечения (средний размер тарифа страхового взноса должен устанавливаться Правительствам РФ);

согласовать социальную поддержку с отраслями и регионами, а также с отдельными категориями плательщиков (в зависимости от опасности, вредности, трудности работ и состояния новых условий труда) по регулированию социально-трудовых отношений с учетом дифференцирования тарифа страхового взноса;

учредить региональные (муниципальные) фонды социальной поддержки населения.

Социальный работник, участвуя в процессе формирования региональной молодежной политики, должен иметь в виду:

источники, объемы и принципы финансирования социальных проектов, направленных на социальную поддержку и помощь различным группам населения, в том числе молодежи в регионе;

критерии определения социального положения различных групп населения, в том числе молодежи, нуждающихся в разных формах социальной помощи;

существующие системы учреждений социальной работы, а также технологии оказания социальной помощи, реализуемой в различных типах социальных служб;

полномочия: федеральных, региональных и местных органов социальной защиты, их дифференциацию и интеграцию; государственных и негосударственных структур, включенных в процесс социальной защиты населения, механизм их взаимодействия;

наличие негосударственных структур, участвующих в социальной защите населения края;

характер и формы самозащитной деятельности различных групп населения, в том числе молодежи.

Учет этих положений будет способствовать оптимальному реформированию системы социальной защиты и поддержки молодежи в регионе, так как при всех издержках централизованного управления деятельность структур исполнительной и законодательной власти должна осуществляться на основе межведомственной координации. Это позволит при разработке и реализации программных действий интегрировать бюджетное финансирование и обеспечение мероприятий социальной поддержки молодежи в единый алгоритм, который включает:

организацию научно-исследовательских работ в сфере социальной поддержки молодежи, основное предназначение которых заключается в опережающем научном прогнозировании и обеспечении путей решения проблем молодежи;

совершенствование нормативно-правовой базы социальной поддержки молодежи в регионе;

прямые инвестиции в развитие региональной инфраструктуры объектов социальной поддержки;

реализацию научно и экономически обоснованных программных мер в рамках бюджетного финансирования по статье «Прочие расходы».

Для работы с молодежью во всей субъектах Российской Федерации функционируют органы исполнительной власти по молодежной политике. По данным исследования, проведенного в 2002 г. по заказу Департамента по молодежной политике Минобразования России, в стране численность сотрудников органов по молодежной политике регионального уровня достигает 2 тысяч. В целом в инфраструктуре сферы молодежной политики работает около 100 тыс. человек.

Важным в этой связи является расширение содержания старых и развитие новых методик, организационных форм социально-молодежной работы и работы по социальной поддержке молодежи, привлечение специалистов, вооруженных новыми знаниями, ведущих поиск и апробацию инновационных технологий социальной работы с семьей, уличной социальной работы с подростками, разработка социально-психологических консультационных методик и программ с учетом типа поселения.

Необходимо также развивать научно-исследовательское направление организации социальной поддержки молодежи. Научного обеспечения ждут (в первую очередь) следующие мероприятия:

совершенствование информированности молодежи о различных акциях по поддержке лиц, оказывающийся в трудных жизненных условиях;

оценка эффективности взаимодействия национально-культурных общественных объединений граждан, землячеств, заинтересованных в социальной поддержке молодежи;

разработка концепции и методики оценки качества оказываемых молодежи социальных услуг с учетом дифференциации муниципальных образований;

изучение: соответствия должностей и полученного образования специалистов, работающих в социальной сфере; возможностей межрегионального и международного сотрудничества в рамках СНГ в области совершенствования форм и технологий поддержки молодых людей, находящихся в сложной жизненной ситуации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе и ознакомления и изучения основ социальной работы с молодежью можно установить следующее:

Молодежь - это особая социально - демографическая группа в возраст которой в соответствии с действующими нормативными документами РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов.

В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи, с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Молодежь в наше время наиболее подвержена многим социальным проблемам и проявлениям девиантного поведения.

Доминирующее место среди проблем молодежи занимают преступность, финансовые проблемы, проблема безработицы, образования, здоровья и наркотиков.

Основные направления социальной работы с молодежью определяется Государственной молодежной политикой, которая реализуется на государственном уровне Федеральным агентством по молодежной политике РФ при Министерстве спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации <#"justify">1.Басова Н. Ф. Социальная работа с молодежью: учеб пособие / под. ред. д. п. н., проф. Н. Ф. Басова. - 2е изд. - М.; Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. - 217 с.

2.Бренева А. Молодежь обещают окружить заботой /А. Бренева // Российская газета. - 2008. - №53.

.Бирюкова Т.П. Роль социокультурной деятельности в организации досуга молодежи / Т.П. Бирюкова // Социально-педагогическая работа.- 2007.- №5.

.Басов, Н.Ф. Основы социальной работы: учеб. пособие / Н.Ф. Басов, В.М. Басова; под общ. ред. Н.Ф. Басова. - М: Академия, 2007. - 336с.

.Гилинский Я. Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля / Я. Гилинский. - М.: ИРСАН, 2002 - 182с.

.Григорьев С.И. Социология для социальной работы/ С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова. - М: Магистр, 2002 -164с.

.Дьяченко М.И. Психология высшей школы/ М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Тессей, 1993. - 352 с.

.Зритнева Е.И. Формирование готовности старшеклассников к браку и семейной жизни/ Е.И. Зритнева. - Севастополь: ТГУ им. Г.Р. Державина,1999.- 119с.

.Зайнышева, И.Г. Технологии социальной работы: учеб. пособие. - М: ВЛАДОС, 2002. - 240 с.

.Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. №3 "О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи"

11.Карл Манхейм. Диагноз нашего времени. Пер. с нем. и англ. М.: Изд-во Юристъ, 1994. - 693с.

12.Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С.В. Ковалев. - М: Просвещение,1991 - 143с.

13.Круглов Б.С. Формирование понимания социальной сущности брака и семьи как основы психологической готовности молодежи к семейной жизни // Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни/ Б.С. Круглов, ред. И.В. Дубовина. - М: АПН, 1980.- 244с.

14.Коряковцева <http://www.google.com/search?hl=ru&tbs=bks:1&tbo=p&q=+inauthor:%22%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0+%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0+%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%B0%22&source=gbs_metadata_r&cad=2>. О.А. Государственная молодежная политика как фактор общественно-политической активизации молодежи в постсоветской России: монография.- Ярославль.: ЯГПУ, 2010. - 232 с.

.Кочетков А.В. Законодательство Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики: Аналитический обзор. - Самара, 2008. - 180 с.

.Курбатов В.И. Социальная работа: учебное пособие / В.И. Курбатов. - 3-е изд. - Ростов н. / Д: Феникс, 2003.- 480с.

.Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Т.Лисовского.-СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. 460 с.

.Постановление Правительства РФ от 5 июня 2004 г. №280.

.Прихожан А.М. Изучение «образа Я» у подростков и юношей в аспекте их подготовки к семейной жизни // Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни /А.М. Прихожан, ред. И.В. Дубовина - М: АПН,1980. - 254с.

.Ручкин Б, А. и др. «Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения». М., 2000. - 287с.

.Ручкин Б.А., Гришина Е.А., Серикова Н.А. Российская молодежь: десять главных проблем. М., 1999. - 301c.

.Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. №295.

.Указ Президента РФ от 12.05.2008г. №724 <http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=45762&PSC=1&PT=3&Page=1>.

.Федеральный закон от 28 июня 1995 г. №98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских Общественных объединений"

.Щемелева Ж.А. Трудоустройство молодежи: статистика и практика / Ж.А. Щемелева // Отдел кадров.- 2009.- №6.- 271с.

.<http://ru.wikipedia.org/>

Похожие работы на - Основные направления социальной работы с молодежью

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!