8
1. Постановлением Правительства ХМАО-Югры от
31.05.2006 № 126-п «О порядке аттестации руководящих работников и специалистов
учреждений социального обслуживания ХМАО-Югры» (с изменениями от 20 июля 2009г)
[16];
2. Законом Российской Федерации от
10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» [2];
. Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 26.06.2000 № 1908 «О порядке аттестации педагогических
и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных
учреждений» [5];
. Приказом Департамента здравоохранения
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.02.2006 № 62 «Об аттестации
специалистов с высшим и средним медицинским образованием» [18].;
. Локальными документами об организации
аттестации в Учреждении.
Аттестация в учреждении имеет циклический характер
и условно подразделяется на этапы (Приложение 1):
1 этап - организационно-аналитический;
2 этап - подготовительный;
3 этап - аттестационный;
4 этап - межаттестационный.
Курсовое повышение квалификации осуществляется в
соответствии с планом, который ежегодный пересматривается и корректируется.
Планирование обучения организуется совместно организационно-методическим
отделением и кадровой службой учреждения.
Основная база обучения специалистов - бюджетное
учреждение социального обслуживания ХМАО-Югры «Методический центр развития
социального обслуживания» (г. Сургут). В 2008г повысили квалификацию 46
сотрудников, в 2009г - 50. С целью увеличения количественного показателя
специалистов, повысивших свою квалификацию, Отделение организует взаимодействие
с другими образовательными центрами. Так, для обучения компьютерной грамотности
в 2008 году на базе учебного комбината пос. Белый Яр прошли обучение 30
специалистов.
Сотрудники Учреждения применяют не только
традиционные формы обучения, но также используют различные инновационные
обучающие технологии. В 2009 году 2 педагога получили сертификаты о повышении
квалификации по дистанционной форме обучения.
Чтобы система методической службы работала
эффективно и процесс повышения профессионального уровня специалистов давал
необходимый положительный результат, следует организовывать этот процесс так,
чтобы с наименьшими затратами получить нужные нам результаты. И здесь
недостаточно одного принципа индивидуальности подходов к организации
методической работы, необходимо применять принцип дифференциации.
Дифференциация (от лат. differentia
- разность, различие) - разделение, расчленение, расслоение целого на
многообразные формы [28].
В Учреждении условно можно распределить
специалистов на группы по уровням профессиональной компетентности:
группа - молодые специалисты, получившие диплом
с обозначением специальности;
группы - начинающие специалисты с небольшим
стажем работы;
группа - специалисты, имеющие опыт работы, но не
имеющие квалификационной категории;
группа - специалисты, имеющие квалификационные
категории: вторую, первую, высшую.
Определив такие группы, мы имеем возможность
определить для каждой из них потребность в повышении профессионального
мастерства, разработать индивидуальные программы повышения профессиональной
компетентности, подобрать формы работы.
Организационные формы развития кадрового
потенциала в учреждении включают: семинары, дискуссии, консультации,
методические выставки, практикумы, имитации, ролевые игры и мозговые атаки,
групповую работу, творческие мастерские, методические объединения, «круглые
столы», открытые занятия и мероприятия, мастер-классы, дистанционное обучение,
социальные чтения, заочное обучение, наставничество, самообразование.
В 2009 году проведено 7 семинаров, которые имели
тематику: «Организация летних тематических смен», «Технология «Работа со
случаем» (из опыта работы социального обслуживания Томской области),
«Стандартизация»; «Внедрение государственных стандартов» и др.
Во исполнение постановления Губернатора от
10.10. 2005 № 125 «О конкурсе профессионального мастерства специалистов
государственной системы социальных служб ХМАО-Югры», в 2007 году 3 специалиста
учреждения приняли участие в территориальном конкурсе профессионального
мастерства «Лучший по профессии».
По результатам двух туров, заочного и
конкурсного, победителем территориального конкурса стала Воротеляк Каринэ -
воспитатель Учреждения, которая была удостоена представлять город Сургут на IX
окружном конкурсе профессионального мастерства среди специалистов
государственной системы социальных служб. Воротеляк Каринэ - победитель
окружного конкурса профессионального мастерства в 2007 году.
С целью создания стимулов к совершенствованию
педагогического мастерства, развития творческой активности педагогических
работников, распространения опыта работы и в рамках празднования Года учителя,
в 2010 году в Учреждении планируется проведение «Недели педагогического
мастерства». (Приложение 2).
Таким образом, в учреждении сложился системный
подход к организации обучения персонала и повышению квалификации сотрудников.
Вторая основная функция методической работы -
организация планомерной инновационной деятельности.
Без серьезного, глубокого анализа систему работы
не построить. Любой управленческий цикл состоит из:
- анализа работы;
планирования;
организации;
регулирования;
контроля;
коррекции.
Планирование - ключевая управленческая функция,
полноценная реализация которой - один из главных факторов, обеспечивающих
эффективность деятельности руководителя. Тщательно разработанный план позволяет
выполнить работу более качественно [23].
Планирование деятельности Учреждения
осуществляется в соответствии с приказом Департамента труда и социальной защиты
населения ХМАО-Югры от 15.12.2005 № 171-р «Об организации планирования»,
приказом от 04.01.2007 № 274-р «Об организации планирования на среднесрочный
период».
Планирование деятельности учреждения строится в
соответствии с намеченными на определенный период времени стратегическими
целями, тактическими задачами, направленными на защиту прав детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей.
Планирование по календарным периодам
представлено: ежемесячное, квартальное, годовое. Кроме этого, учитывая
специфику деятельности Учреждения и особенности работы с данной категорией
клиентов, автором работы предложено организовать тематическое планирование по
направлениям: профилактика безнадзорности; повышение квалификации; план
проведения технической учебы, план методической работы, план аттестации и др.
Среди основных приемов работы по
совершенствованию планирования в Учреждении проводятся:
совместное составление плана работы;
детальный анализ работы Учреждения, выявление
причин недостатков и невыполнения тех или иных заданий;
изучение новинок литературы по маркетингу и
менеджменту;
разработка конкретных мероприятий для решения
поставленных целей;
- выработка у руководителей структурных
подразделений умения прогнозировать (видеть заранее результат, к которому
стремятся) и т.д.
Развитие и планирование учреждения невозможно
без проведения детального анализа деятельности, корректировки задач по
выполнению миссии учреждения, постановки задач на плановый период и выбор
средств для их выполнения [23].
Аналитическая деятельность охватывает все
процессы реабилитации клиентов и создание условий для осуществления основной
деятельности: воспитательный процесс, медицинское и психологическое
сопровождение, социально-правовая защита несовершеннолетних клиентов,
методическая работа, кадровая политика Учреждения, финансово-хозяйственная
деятельность и др. [23].
В результате детального анализа деятельности,
возникает необходимость нововведения в деятельности учреждения.
Нововведение (инновация) - в
социально-психологическом аспекте - создание и внедрение различного вида
новшеств, порождающих значимые изменения в социальной политике (Словарь
практического психолога. Минск, 1978.)
В целом под инновационным процессом понимается
комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению,
использованию и распространению новшеств (Управление развитием школы. М.,
1995.)
Существуют различные причины нововведений. К
основным нужно отнести следующие:
1. Необходимость вести активный поиск путей
решения существующих в учреждении проблем.
2. Стремление повысить качество
предоставляемых услуг, ввести новые услуги, востребованные населением, с целью
развития учреждения.
. Конкуренция в сфере социального
обслуживания.
. Стремление креативного коллектива
реализовать себя.
Инновационная деятельность Учреждения получила
большое развитие и активность с 2007года, которая осуществляется по следующим
направлениям:
- разработка и реализация инновационных
проектов;
участие в конкурсах программ и проектов на
соискание грантов;
разработка, внедрение и реализация новых
технологий.
За период 2008-2009 годов Учреждение приняло
участие в трех конкурсах, организуемых Департаментом труда и социальной защиты
населения автономного округа, где были представлены, следующие проекты:
- «Эликсир бодрости», цель - создание модели
физкультурно-оздоровительной работы в бассейне с людьми старшего поколения;
- «Мир начинается с МЕНЯ!», цель - воспитание у
подростков установки на развитие разносторонней личности; профилактика
правонарушений среди несовершеннолетних в период летних каникул;
- «Семья начинается с МЕНЯ!», цель -
социализация, психологическая реабилитация и адаптация детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей к условиям современной жизни и интеграция их
в родные и замещающие семьи.
В 2008, 2009 годах в учреждении разработаны и
реализованы летние тематические смены: «Солнечный зайчик»; «Город моего
детства», «Спортландия», «Я+ТЫ=МЫ!».
В 2009 году разработан проект «ИМЕЮ ПРАВО НА
ОШИБКУ?!», представленный для конкурсного отбора проектов поддержки детей и
(или) семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва).
Основной идеей которого явилось - разработка индивидуальной программы
реабилитации самим ребенком под названием «Я - МОГУ, Я - ХОЧУ!». Данная идея
выражалось в том, что несовершеннолетнему предоставляется возможность
самостоятельно выбрать форму мероприятия, установить сроки исполнения,
определить метод дисциплинарной ответственности. Автор проекта (автор работы)
преследовал цель - создание условий для повышения ответственности детей «группы
риска» за совершенные поступки; мобилизация внутреннего потенциала ребенка на коррекционную
и реабилитационную работу.
Для развития учреждения в 2008 году была
разработана и внедрена здоровьесберегающая технология «Организация отдыха и
оздоровления несовершеннолетних в возрасте 3 - 7 лет, находящихся в трудной
жизненной ситуации». Первоначально данная технология имела краткосрочный
(летний) период реализации, но в ходе работы сформировался социальный заказ от
учреждений социального обслуживания автономного округа в организации отдыха и
оздоровления данной категории детей в режиме круглогодичного цикла (Приложение
3).
Использование инноваций в деятельности
Учреждения позволило решить следующие задачи: обеспечить наполнение отделения
социально-медицинской реабилитации клиентами, сохранить кадровый потенциал,
обеспечить развитие платных услуг путем предоставления услуг оздоровления.
В результате внедрения новой технологии в 2009
году в Учреждении отдохнули и оздоровились 71 человек, из них 32 ребёнка
(летний сезон) - это воспитанники учреждений социального обслуживания
автономного округа; 39 детей (осенне-зимний сезон), проживающие в семьях
опекунов получили оздоровление на платной основе.
Третья основная функция методической работы -
обобщение и распространение опыта работы Учреждения.
Очень важно для обобщения опыта умение
систематизировать, описать его, представить в виде целостной структуры.
К.Д.Ушинский писал: «Практика, факт - дело единичное, и если в воспитании
признавать деятельность одной практики, то даже и такая передача советов
невозможна. Передается мысль, выведенная из опыта, но не сам опыт».
Данная функция осуществляется по направлениям:
информирование населения о деятельности
Учреждения.
Для того чтобы подводить итоги необходимо
постоянно анализировать свою деятельность, искать пути для развития. С этой
целью Отделение разработало:
- Концепцию развития Учреждения на 2010 -2013
годы (Приложение 4);
Основные предложения по оптимизации деятельности
Учреждения (Приложение 5).
Одной из стратегических задач учреждения на
среднесрочный период является обеспечение и расширение социальных гарантий
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выполняя поставленную задачу, Учреждение
участвует в реализации программ разного уровня:
программа Ханты-Мансийского автономного
округа-Югры «Дети Югры», подпрограмма «Организация отдыха, оздоровления,
занятости детей, подростков, и молодежи» [3];
программа «Демографическое развитие ХМАО-Югры»
на 2008-2010г;
областная целевая программа «Сотрудничество».
В рамках реализации программы «Дети Югры» в
Учреждении организован каникулярный отдых и занятость воспитанников. Отдых
осуществляется по двум направлениям: выездные программы, и организация летних
оздоровительных смен, проводимых на базе Учреждения.
В рамках целевой областной программы
«Сотрудничество» и окружной программы «Дети Югры» оздоровительным отдыхом было
охвачено: в 2008 году - 105 несовершеннолетних, в 2009 году - 73 ребенка.
Снижение данного показателя наблюдается за счет сокращения количества путевок.
В целях организации и развития малозатратных
форм отдыха и оздоровления, в учреждении были реализованы тематические смены:
2008г - «Мир начинается с МЕНЯ!»; «Солнечный зайчик»; 2009г - «Город моего
детства», «Спортландия», «Я+ТЫ=МЫ!» (Приложение 6).
Деятельность Учреждения осуществляется путем
предоставления несовершеннолетним социальных услуг, в соответствии с
Государственным Стандартом РФ ГОСТ Р 52143-2003 .
Перечень предоставляемых услуг учреждением в
2009 году включает 78 подвидов из 110 предусмотренных Национальным Стандартом
(2006г. - 73 подвида, 2008 г - 76 подвидов; Приложение 7). Увеличение
количества услуг по видам произошло за счет того, что в учреждении ежемесячно
проводится мониторинг учета и качества предоставления услуг.
В 2007 году введение в действие
физкультурно-оздоровительного комплекса способствовало развитию нестационарной
формы обслуживания, по данной форме обслужено 2007г - 698 человек, 2008г - 1221
человек, 2009 г - 1006 (уменьшение числа обслуженных связано с изменением
локальных актов Учреждения - Положение по платным услугам, в котором определены
условия предоставления услуг оздоровительного плавания на полной, частичной и
бесплатной основе).
С 2003 года Министерством здравоохранения и
социального развития Российской Федерации начато формирование системы
национальных стандартов в области социального обслуживания населения [29].
Всего разработано и действует 15 Национальных стандартов в сфере социального
обслуживания.
В соответствии с постановлением Правительства
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 декабря 2006 № 295-п (с
изменениями от 07 мая 2009г.) на территории автономного округа установлены для
обязательного применения 9 основополагающих стандартов социального обслуживания
(Приложение 8):
. ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание
населения Качество социальных. Услуг. Общие положения»;
. ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание
населения. Основные виды социальных услуг»;
. ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание
населения. Термины и определения»;
. ГОСТ Р 52496-2005 «Социальное обслуживание
населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения»;
. ГОСТ Р 52497-2005 «Социальное обслуживание
населения. Система качества учреждений социального обслуживания»;
. ГОСТ Р 52498-2005 «Социальное обслуживание
населения. Классификация учреждений социального обслуживания»;
. ГОСТ Р 52885-2007 «Социальное обслуживание
населения. Социальные услуги семье»;
. ГОСТ Р 52886-2007 «Социальное обслуживание
населения. Социальные услуги женщинам»;
. ГОСТ Р 52888-2007 «Социальное обслуживание
населения. Социальные услуги детям»;
В Учреждении ведется планомерная работа по
приведению основной деятельности в соответствие с государственными стандартами
(Приложение 9).
В рамках формирования системы качества в
учреждении разработаны:
положение об Аудите;
методика подсчета социальных услуг;
карты-описатели по каждому виду услуг;
карты учета предоставления социальных услуг;
Руководство по качеству.
Используя новые подходы в подсчете социальных
услуг, в Учреждении в 2009 году наблюдается увеличение количества общего числа
предоставленных услуг по сравнению с прошлым годом (2008г - 2088276 услуг,
2009г - 2281184 услуг). В среднем количество услуг на одного клиента в день
увеличилось с 34 в 2008 году до 41 в 2009 году. Если проследить динамику численности
социальных услуг по каждому виду, то наблюдается следующее:
социально-бытовые услуги - рост на 0,5 %;
социально-правовые услуги - рост на 36%;
социально-экономические услуги - рост на 24%;
социально-педагогические услуги - рост на 28%;
социально-медицинские услуги - рост на 0,5%;
социально-психологические услуги - рост 11%.
В учреждении, наиболее востребованы услуги
социально-бытового, социально-педагогического и социально-медицинского
направлений.
Таблица 2
№
п/п
|
Виды
социальных услуг
|
Отчетный
период
|
|
|
2007
г
|
%
|
2008
г
|
%
|
2009
г
|
%
|
1.
|
Социально-бытовые
|
1
167 748
|
66,6
|
1
474 721
|
69
|
1
471 069
|
64
|
2.
|
Социально-правовые
|
5
813
|
0,3
|
14
637
|
0,6
|
34
770
|
1,5
|
3.
|
Социально-педагогические
|
325
695
|
376
336
|
18
|
525
934
|
23
|
4.
|
Социально-психологические
|
3
547
|
0,2
|
5
879
|
0,3
|
6
719
|
0,3
|
5.
|
Социально-экономические
|
924
|
0,1
|
2
491
|
0,1
|
8160
|
0,5
|
6.
|
Социально-медицинские
|
248
777
|
14,2
|
250
804
|
12
|
234
532
|
10,7
|
ИТОГО:
|
1
752 504
|
2
124 868
|
2
281 184
|
Следует отметить, что основное увеличение числа
услуг резко возросло в связи с внедрением карт предоставления социальных услуг.
Введение новой учетной документации по
социальным услугам способствовало их адресной направленности и повышению
качества в выполнении индивидуальной программы реабилитации клиента.
С целью распространения и обобщения опыта
работы, за период 2008-2009 гг. Отделение подготовило:
15 информационных материалов (техническая учеба
для руководителей);
10 презентаций о деятельности Учреждения;
методические рекомендации для аттестующихся;
буклет о деятельности Центра;
методическое пособие по устройстве в патронатную
семью;
- информационные буклеты об организации
оздоровления несовершеннолетних 3-7 лет;
- методические сборники «Вариативные и
инновационные программы», «Сибирское лето», два сборника «Комплексный подход в
организации отдыха, оздоровления и занятости детей-сирот и детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации, в том числе детей, оставшихся без попечения
родителей, в условиях стационарного учреждения»;
оформлены творческие отчеты аттестованных
руководителей;
разработана, апробирована и внедрена новая карта
индивидуальной реабилитации несовершеннолетних;
Проанализировав, деятельность Учреждения, можно
сделать вывод об эффективности методической работы, влияющей на развитие
Учреждения в целом.
Таблица 3
№
п/п
|
Показатели
эффективности
|
Индикаторы
|
1.
|
Формирование
кадровой политики Учреждения
|
-
количество специалистов, повысивших квалификацию (2008г -46, 2009г -50); -
количество специалистов, использующих программно-проектный метод (2008г - 5;
2009 - 11); - количество специалистов, обобщивших и распространивших опыт
своей деятельности (2007 - 1; 2008г - 2; 2009г - 5); - доля аттестованных
руководителей и специалистов, подавших заявления (2008г - 89%, 11% - не
аттестованы по объективным причинам: увольнение сотрудника, заявление об
отзыве и др., 2009г. - 100%); - количество руководителей и специалистов,
охваченных внутрифирменным обучением (2008г - 28 чел., 2009г - 64 чел.)
|
2.
|
Развитие
нормативно - правовой базы Учреждения
|
-
разработка локальных документов, способствующих повышению качества социальных
услуг: Концепция развития учреждения; Положение об организации отдыха и
оздоровления детей в возрасте 3-7 лет; Положение о порядке предоставления
услуг, несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; Паспорт
комплексной безопасности учреждения; Политика в области качества; карты
реабилитации клиентов; карты учета предоставления социальных услуг и др.
|
3.
|
Социальная
эффективность
|
-
количество внедренных социальных услуг (2008г - 76 подвидов, 2009г - 78 подвидов);
- количество услуг, предоставляемых Учреждением, не предусмотренных
национальным стандартом - 10: социально-бытовые - 3; социально-педагогические
- 1; социально-правовые - 6; - развитие платных услуг; - доля воспитанников,
выбывших по причине семейного устройства (2006 г. - 53%; 2007 г.- 73%; 2009-
53%); - внедрение новых форм семейного устройства несовершеннолетних (2007 г.
- приемная семья; 2008г.- патронатная семья); - доля несовершеннолетних,
охваченных оздоровительными программами (100%);
|
4.
|
Экономическая
эффективность
|
-
доля освоенных бюджетных средств (2007г - 98,1%; 2008г - 99,6%; 2009г -
99,6%); - количество внебюджетных средств, полученных от реализации платных
услуг. Реализация услуг отдыха и оздоровления детей (путевки) - 890,9 тыс.
рублей; услуги бассейна - 38,5 тыс. рублей; - количество привлеченных
внебюджетных средств, полученных от спонсоров (в денежном выражении - 339,2
тыс. рублей; в натуральном выражении - 1 344,3 тыс. рублей).
|
5.
|
Формирование
положительного имиджа учреждения
|
-
количество информации, размещенной в средствах массовой информации по
распространению опыта работы; в данном направлении Учреждение начало
сотрудничать с профессиональной газетой специалистов государственной системы
социальных служб автономного округа «Методический вестник социального
обслуживания», сургутским журналом «Югорское детство»; - распространение
опыта работы отдельных специалистов.
|
Анализируя выше изложенное, отметим, что в
Учреждении:
сформировано методическое сопровождение
жизнедеятельности всего организма учреждения;
методическая работа является основной при
формировании концептуальных подходов перспективного развития учреждения, в
корректировке процессов деятельности, направленное на улучшение качества
предоставления социальных услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проведенного исследования по
организационному построению методической работы в Учреждении, можно сделать
следующий вывод: функциональная модель методической работы обеспечивает ее
организационное единство и управляемость и, в то же время, гибкость,
позволяющую быстро и адекватно реагировать на постоянно изменяющуюся
действительность.
Для дальнейшего стабильного функционирования,
качественного продвижения и развития Учреждения методическая работа должна
постоянно совершенствоваться.
внедрение системы менеджмента качества в
практику управления социальным учреждением и поддержание её функционирования (в
соответствии с международным стандартом ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента
качества. Требования»);
квалитативная подготовка руководителей и
специалистов Учреждения (изучение теории качества, теории управления качеством,
методов измерения качества, и умение применять эти знания на практике)
поддержка и развитие инноваций.
В ходе проведенного исследования выявлены
сильные и слабые стороны в деятельности методической работы Учреждения:
Сильные стороны:
. Ведение методической деятельности на
разных уровнях:
введение в должностные обязанности старших
воспитателей функции координации и контроля за методической деятельностью
структурного подразделения;
деятельность Методических объединений в
структурных подразделениях учреждения;
деятельность Методического Совета в учреждении;
создание организационно-методического отделения
в учреждении;
участие специалистов учреждения в работе
методических секций по направлениям (психологи, специалисты по социальной
работе, медицинские работники, логопеды-дефектологи и др.);
участие в семинарах, организуемых и проводимых
на базе бюджетного учреждения социального обслуживания Ханты-Мансийского
автономного округа-Югры «Методический центр развития социального обслуживания»;
участие в деятельности Методического совета,
созданного при Управлении социальной защиты населения по г.Сургуту.
. Соответствие содержания методических
разработок современным требованиям методического обеспечения.
. Введение в учреждении новых форм
методической работы (техническая учеба) и видов методической продукции
(тематические сборники, паспорт технологии, стендовые доклады), качественный
подход к проведению методических объединений структурных подразделений.
. Разработка подходов к созданию системы
обеспечения профессионального роста специалистов, а именно: обучение через
внутренние семинары, лекции и другие виды, практическая работа со специалистами
через методические объединения, проведение мастер-классов, недели
педагогического мастерства, презентации педагогического опыта.
. Привлечение специалистов к участию в
конкурсах разного уровня с целью активизации их методической деятельности.
В методической работе Учреждения можно отметить
и слабые стороны.
. Недостаточный уровень информации по
обмену опытом работы учреждений социального обслуживания.
. Недостаточный уровень подготовки
специалистов, осуществляющих методическую работу, отсутствие специальной
базовой подготовки специалистов в вузах.
. Недостаточный уровень финансирования
учреждений по вопросам повышения квалификации специалистов; не учитывается
запрос учреждения и потребность специалистов в обучении.
. Отсутствие мотивации специалистов в
обобщении опыта своей работы;
. Недостаточный уровень использования
специалистами программного и проектного подхода в своей деятельности.
Подводя итог, отметим, что сложившаяся ситуация
в социальном обслуживании, перестройка экономических основ деятельности
учреждений, внедрение проектно-целевого принципа бюджетного финансирования и
переход от управления, ориентированного «на процесс», на управление «по
результату»; внедрение государственных стандартов, а также ряд других причин
придают особую актуальность организации деятельности методической работы,
которая сегодня должна:
• обеспечить развитие учреждения
социального обслуживания;
• развить творческий потенциал
специалистов, выявить и обобщить опыт лучших;
• решить задачи по разработке и внедрению новых
социальных технологий по работе с детьми, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации, проживающих в стационарных учреждениях;
• обеспечить внедрение государственных
стандартов социального обслуживания; постоянно повышать качество предоставления
социальных услуг.
В завершении своей работы, воспользуюсь словами
президента Российской Федерации «Я надеюсь, что благополучие России... в
недалёком будущем будет напрямую зависеть от наших успехов в развитии рынка
идей, изобретений, открытий, от способности государства и общества находить и
поощрять талантливых и критически мыслящих людей…» [41].
Д.А Медведев, из послания президента
Федеральному собранию, г. Москва, декабрь, 2009г.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
законы
1. Федеральный
закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в
Российской Федерации».
2. Федеральный
закон от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
. Закон
автономного округа-Югры от 26 декабря 2005 № 148 «О программе Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры «Дети Югры» на период 2006-2010 годы.
4. Закон
автономного округа-Югры «О программе Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры «Демографическое
развитие<#"586357.files/image001.gif">
Приложение 7
Национальные стандарты Российской Федерации в
системе социального обслуживания, применяемые на территории Ханты Мансийского
автономного округа-Югры
ГОСТ
Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения Качество социальных. Услуг.
Общие положения»
|
ГОСТ
Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных
услуг»
|
ГОСТ
Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения»
|
ГОСТ
Р 52496-2005 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных
услуг. Основные положения»
|
ГОСТ
Р 52497-2005 «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений
социального обслуживания»
|
ГОСТ
Р 52498-2005 «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений
социального обслуживания»
|
ГОСТ
Р 52885-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье
|
ГОСТ
Р 52886-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги женщинам»
|
ГОСТ
Р 52888-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям»
|
Приложение 8
Информация о результатах проведенной работы по
лицензированию и стандартизации в Бюджетном учреждении социального обслуживания
ХМАО-Югры «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «На Калинке»
по состоянию на 30.12.2009г
№
|
Стандарт
|
Соответствие/
несоответствие (пункт стандарта)
|
Мероприятия
по приведению в соответствие
|
1.
|
ГОСТ
Р 52498-2005 «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений
социального обслуживания»
|
Соответствует
ГОСТУ: по типу (п. 4.2.1 - стационарное), виду (п. 4.3.2 - центр помощи
детям, оставшимся без попечения родителей), форме собственности -
государственное (п. 4.1.1.). Учреждение, в соответствии с приложением А,
вышеуказанного стандарта, обслуживает: детей-сирот; детей, оставшихся без
попечения родителей; детей, нуждающихся в жизненном устройстве в связи с
отменой усыновления, опеки (попечительства); и других детей, оказавшихся в
трудной жизненной ситуации.
|
1.
изменена мощность Учреждения со 199 койко/мест до 152, в соответствии с Сан
Пин 2.4.1201-03, введенного в действие 20 июня 2003 г.; 2. Представлены
предложения по оптимизации деятельности Учреждения по изменению структуры.
Предложения одобрены Советом по оптимизации 21.09.2009г. 3. с 01.03.2010г.
вводится новая структура и штатная численность Учреждения.
|
2.
|
ГОСТ
Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных
услуг» ГОСТ Р 52888-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные
услуги детям»
|
Из
6 видов основных социальных услуг предусмотренных Национальным Стандартом
ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды
социальных услуг» развиты и оказываются все 6 видов: социально-бытовые,
социально-экономические, социально-психологические, социально-педагогические,
социально-правовые, социально-медицинские. Из 110 подвидов социальных услуг
оказываются 78 (в 2008 - 76 видов). Учреждение предоставляет дополнительно 10
видов социальных услуг, не предусмотренных национальным стандартом, из них
социально-бытовые - 3; социально-педагогические - 1; социально-правовые - 6.
|
1.
Ежегодно, приказом директора БУСО, утверждается перечень социальных услуг,
предоставляемых в Учреждении. Осуществляется ежемесячный мониторинг по
предоставлению социальных услуг; 2. Разработаны и внедрены: карты учета
социальных услуг по каждому виду услуги; 3. Разработано и доведено до
руководителей и специалистов для применения в работе «Руководство по качеству
предоставления социальных услуг»; 4. Доработаны карты-описатели услуг по
каждому виду. 6. Проведены рабочие группы, Методический совет по внедрению
государственных стандартов.
|
3.
|
ГОСТ
Р 52496-2005 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных
услуг»
|
Соответствует
стандарту. Контролю подлежат: 1. наличие и состояние документации, в
соответствии с которыми функционирует Учреждение; 2. условия размещения
учреждения; 3. укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;
4. специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование,
приборы, аппаратура и т.д.); 5. состояние информации об учреждении, правила и
порядок предоставления услуг клиентам; 6. наличие собственной и внешней
системы контроля за деятельностью учреждения.
|
1.
Учреждение имеет в наличии документы, обеспечивающие функционирование: Устав
(2005г), изменения в Устав (2007,2008гг.), Положения об отделениях (8
отделений - все положения в наличии, оформлены в соответствии с
делопроизводством). В связи с мероприятиями по оптимизации структуры
Учреждения необходимо разработать до 01.03.2010г: - Положение о Первом
отделении социальной реабилитации (бывшее - ОСМР); должностные инструкции
специалистов данного отделения в связи с изменение направлений деятельности и
функций; - Положение об отделении профилактики безнадзорности (вновь вводимое
в структуру); должностные инструкции специалистов данного отделения; -
Положение об отделении профессиональной ориентации и трудоустройства, в связи
с изменением направлений деятельности и функций; - В целях актуальности
локальных документов необходимо пересмотреть и внести изменения в Положения
об отделениях (Второе, Третье, Четвертое отделение социальной реабилитации,
ОФОКДД) и должностные инструкции специалистов отделений. Для осуществления
эффективного реабилитационного процесса разработаны инструкции: - по технике
безопасности; - по пожарной безопасности; -по охране жизни и здоровья детей;
-по оказанию первой медицинской помощи /по данным направлениям/ -инструкции
пользователя на рабочем месте; - инструкция по действиям персонала в случае
самовольных уходов несовершеннолетних. В Учреждении осуществляется работа
коллегиальных органов на основании утвержденных и согласованных положений,
регламентирующих их деятельность: - Положение о Методическом Совете (2006) -
необходимо пересмотреть; - Положение о Совете Самоуправления (2006); -
Положение о Совете Профилактики (2008г.); - Положение о социальном
психолого-медико-педагогическом консилиуме УСО «На Калинке», утверждено
директором в 2006г.- необходимо пересмотреть; - Положение о порядке посещения
и пребывания воспитанников в семьях родственников или других граждан в
выходные, праздничные и каникулярные дни, утверждено директором Центра в
2009г. - Положение об организации отдыха и оздоровления несовершеннолетних в
возрасте 3-7 лет; -Положение о порядке предоставления услуг несовершеннолетним,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации (2009г). 2. Расположение здания
соответствует Сан Пин 2.4.1201-03. Условия пребывания клиентов в Центре
обеспечивают их безопасность и сохранение здоровья (уровень шумоизоляции - в
норме, здания оборудованы системой хозяйственно-питьевого, противопожарного,
горячего водоснабжения, канализации, водостока и приточно- вытяжной
вентиляцией). Безопасность клиентов поддтерждена локальным документом -
паспортом комплексной безопасности Учреждения (документ утвержден директором,
2009г, согласован начальником УСЗН по г. Сургуту, начальником Управления по
делам ГО и ЧС г. Сургута, Зам.начальника Управления внутренних дел г.
Сургута). 3. Штатная численность работников, в соответствии со штатным
расписанием составляет 360 ставок. На 30.12.2009г. укомплектованность -
92,3%, в том числе специалистами - 96,5%. Повысили квалификацию в 2009 году
50 специалистов (2008г- 46). Уровень образования специалистов и
руководителей: имеют среднее профессиональное - 33%, высшее образование -
59%, обучаются в ВУЗах на заочной форме - 8%. 9 руководителей, подлежащих
аттестации в соответствии с законодательством, аттестованы по должности
«руководитель» по категориям: высшая - 4 чел., первая - 5 чел.; 1
руководитель не имеет категории ввиду нового назначения на должность
(запланирован для прохождения аттестации в 2010-2011гг); 4. Учреждение
оснащено техническим и реабилитационным оборудованием спортивного,
медицинского и трудового назначения. На 01.01.2010г на балансе учреждения
имеется 1287 единиц. Оборудование имеет сертификаты. 5. В Учреждении
оборудованы 67 информационных стендов. Тематика стендов представлена:
информация об условиях и перечне социальных услуг, педагогический
калейдоскоп, правовое воспитание, профориентация, медицинская профилактика,
достижения воспитанников в спорте, общественной жизни и др. В структурных
подразделениях назначены ответственные специалисты за своевременное
обновление стендовой информации. 6. В Учреждении создана система внутреннего
контроля, утвержден план контроля (годовой). В структурных подразделениях
назначены ответственные лица (заведующие) за проведение проверок и
эффективность деятельности подразделения. Результаты контроля оформляются в
виде аналитической справки, справки о результатах контроля или доклада о
состоянии дел по контролируемому вопросу. Отмечаются положительные моменты,
даются рекомендации по устранению недоработок составляется план, определяются
сроки устранения замечаний. Информация о результатах доводиться до сведения
специалистов. Контроль имеет целью не только выявить недостатки, но и
помогает выявить, новое, интересное, что даёт хорошие результаты в работе.
Внешний контроль за деятельностью учреждения осуществляется надзорными
органами (прокуратура, пож.надзор, Роспотребнадзор), органами системы
профилактики безнадзорности (КДН и защите их прав, комитет по опеке и
попечительству) и вышестоящей организацией - УСЗН по г.Сургуту. Замечания,
выявленные в ходе внешнего контроля, устраняются в соответствии с
контрольными сроками. Контроль за устранением замечаний осуществляют директор
и заместители директора.
|
|
Медицинское
лицензирование
|
Медицинские
услуги - лицензированы
|
1.
Получена лицензия на осуществление медицинской деятельности № ФС-86-01-000777
от 08.04.2009г. Лицензия выдана федеральной службой по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития на период до 29 мая 2014года.
Номенклатура лицензированных работ и услуг: осуществление доврачебной
медицинской помощи по: медицинскому массажу, сестринскому делу в педиатрии,
физиотерапии. При осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской
помощи, в том числе: а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи
по: невролгии, педиатрии; б) при осуществлении специализированной медицинской
помощи по: психиатрии. 2. Получена лицензия на осуществление медицинской
деятельности № ФС-86-01-000782 от 29.05.2009г. Лицензия выдана федеральной
службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на период
до 29 мая 2014года. Номенклатура лицензированных работ и услуг: осуществление
доврачебной медицинской помощи по: диетологии, медицинским осмотрам
(предрейсовым, послерейсовым), лечебному делу.
|
Похожие работы на - Организация методической работы и её роль в развитии учреждения социального обслуживания
|