Образовательное телевидение как фактор модернизации образовательной политики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    365,53 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Образовательное телевидение как фактор модернизации образовательной политики

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Средства массовой информации как субъект современной образовательной политики

.1       Социальная политика в сфере образования: современное состояние и тенденции развития

.2       Средства массовой информации как механизм реализации современной образовательной политики

Глава 2. Место и роль СМИ в реализации государственной политики в системе образования

Глава 3. Образовательное телевидение как фактор модернизации образовательной политики

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

сентября 2005 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин наметил пути социальной модернизации и объявил о старте приоритетных национальных проектов. Приоритетный национальный проект «Образование» призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

Важным фактором, определяющим актуальность данного исследования, является необходимость более глубокого понимания роли российских средств массовой информации в контексте современной образовательной политики, что объясняется важностью разъяснения идеи приоритетных национальных проектов общественности, а также исключения ошибок в ходе ее практической реализации. Приоритетные национальные проекты находятся в русле новой формирующейся государственной стратегии развития страны. Они являются ее естественной составной и не противоречащей ей частью, но при этом крайне неоднозначно воспринимаются обществом. Одной из основных причин этого является слабая информированность граждан относительно идеи ПНП и ее практической реализации. Так, проведенное социологической службой «Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) масштабное исследование относительно осведомленности россиян о национальных проектах принесло неожиданные результаты: нация о своих проектах информирована крайне слабо и, что важнее, почти не интересуется ими. Имеющийся в России опыт социально-экономических преобразований показывает, что отсутствие адекватного понимания и поддержки реформ со стороны граждан способно свести усилия государственной власти к нулевому результату, а иногда привести и к негативным последствиям.

Роль средств массовой информации в условиях трансформационных процессов в современном обществе исследуют философы, политологи, психологи, социологи. В их трудах, как правило, отмечается глубокая взаимосвязь государства, гражданского общества и средств массовой информации, и подчеркивается, что в такой взаимосвязи СМИ по своему назначению занимают важное место как социальный механизм, осуществляющий информационно-разъяснительную и психологически внушающую функцию. Современные исследователи акцентируют свое внимание на теоретических аспектах проблем средств массовой информации, рассматривая их больше в философском ключе (Дж. Брайант, К. В. Ветров, Е. Л. Доценко, С. Г. Кара-Мурза, Е. П. Прохоров, В. П. Пугачев, В. Н. Снетков, С. Томпсон и др.). В работах отечественных ученых А. И. Вертешина, А. М. Воробьева, А. А. Грабельникова, Е. Г. Дьяковой, Ю. А. Ермакова, И. И. Засурского, С. Г. Корконосенко, В. Ф. Олешко, В. Д. Попова, В. Н. Руденкина, Л. Г. Свитич, В. А. Сидорова рассмотрены различные аспекты функционирования СМИ в условиях становления гражданского общества, проблемы взаимоотношений с органами власти, манипулирования общественным сознанием. В последние десятилетия проблема взаимовлияния политики и СМИ стала определенным научным направлением исследователей Уральского государственного университета им. А. М. Горького: Б. Б. Багирова, А. Ю. Быкова, М. М. Ковалевой, Б. Н. Лозовского, В. Ф. Олешко, Д. Л. Стровского, Ю. В. Чемякина и др. В трудах известных зарубежных ученых, к примеру, Д. Белла, У. Мартина, К. Поппера, Э. Тоффлера, Ю. Хабермса, С. Хантингтона и др., анализируется роль информационного общества на формирование массового сознания, на этнические, религиозные, другие социальные аспекты.

Цель исследования - теоретический анализ, эмпирическое исследование и разработка практических рекомендаций по повышению социальной роли средств массовой информации как субъекта современной образовательной политики.

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

- провести комплексный анализ основных направлений современной образовательной политики;

изучить особенности функционирования СМИ как социального института;

- рассмотреть конкретную практику СМИ как субъекта реализации современной образовательной политики;

- провести исследование с целью выявления роли средств массовой информации в реализации приоритетного национального проекта «Образование»;

- разработать практические рекомендации по оптимизации деятельности СМИ в реализации современной образовательной политики.

Объектом исследования выступает современная образовательная политика. Предметом исследования является социальная роль СМИ как субъекта современной образовательной политики.

Гипотеза:

1.  Современная образовательная политика включает внедрение совокупности новых образовательных идей, технологий, процессов, ориентирована на позитивные изменения системы образования и требует как управления, так и информационного сопровождения образовательного процесса.

2.       Реализация современной образовательной политики обеспечивается деятельностью средств массовой информации на всех уровнях управления - федеральном, региональном, муниципальном.

.        Образовательное телевидение выступает в качестве важнейшего фактора модернизации современной образовательной политики.

Глава 1. Средства массовой информации как субъект современной образовательной политики

.1       Социальная политика в сфере образования: современное состояние и тенденции развития

В зарубежной и отечественной науке накопился достаточно большой выбор определений социальной политики, среди которых выделяются схожие концепции.

П. Д. Павленок определяет социальную политику государства как определенную ориентацию и систему мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, создание тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.

В. М. Капицын рассматривает социальную политику как управляющее воздействие государства, основанное на системе правил (норм), нормативных структур, принимающих решения и организующих деятельность, которая способствует вовлечению в политические процессы различных субъектов, тем самым подчеркивая управленческое содержание социальной политики государства.

Е. И. Холостова формулирует обобщающее определение социальной политики: «Социальная политика - это совокупность идеологических представлений общества и государства и целях социального развития и деятельность по достижению социальных показателей, отвечающих этим целям».

Образование относится к числу неотъемлемых атрибутов современного общества, оно выступает как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Образование на всех его уровнях во многом определяется концепцией образования, которая реализуется в данное конкретное время и определяет его направленность, соотношение личного и общественного интереса в сфере образования, а также и модель образования (экстенсивную, продуктивную или интенсивную). Образование - автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Образование относится к приоритетным аспектам политики государства, выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики.

Реализация приоритетного национального проекта «Образование» ставит перед собой следующие цели:

продвижение ориентиров государственной образовательной политики;

содействие становлению институтов гражданского общества;

становление современного менеджмента в системе образования;

поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи;

Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед - это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».

Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи - то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики - образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования: обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов, организация образования для военнослужащих.

При этом проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием - вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества.

Кроме того, проект привносит значительные изменения в механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в образовательные учреждения, что способствует развитию их финансовой самостоятельности. Распределение средств в общем образовании осуществляется на основе подушевого принципа финансирования с учетом объективных особенностей организации образования для городских и сельских учащихся. Принципы установления поощрений лучшим учителям и доплат за классное руководство задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей, ориентированной на стимулирование качества и результативности педагогической работы.

По мнению Президента России Д. А. Медведева, «2010 год станет годом серьезной модернизации образования, годом позитивных перемен. Отечественная школа приступает к реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Ее суть состоит в создании образовательных учреждений, способных раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать у них интерес к учебе, создавать условия, адекватные требованиям современной жизни. Задача государства - повышать престиж учительского туда» (см. приложение 1).

Основными направлениями реализации современной образовательной политики в России являются: необходимость изменений (модернизация); конкуренция; развитие инфраструктуры; качество; компетентностный подход (см. приложение 2).

.2       Средства массовой информации как механизм реализации современной образовательной политики

Средства массовой информации (СМИ) играют важнейшую роль в функционировании современного общества. Под ними понимаются социальные институты (книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение, кино и т. д.), обеспечивающие сбор, обработку, распространение информации в массовом масштабе (см. приложение 5).

Средства массовой информации обеспечивают массовую коммуникацию, которая трактуется как производство и передача информации средствами прессы, радио, телевидения, как общение людей - членов организованных объединений и спонтанных группировок, осуществляемое с помощью технических средств.

С. С. Халтанова понимает «средства массовой информации» как область социальной коммуникации, наиболее полно и всеобъемлюще выполняющее функцию связи между людьми и обладающее рядом важных дополнительных возможностей в сравнении с традиционными видами межличностной и публичной коммуникации. Именно СМИ способствуют продвижению и восприятию аудиторией тех установок, которые передаются лидерами, партиями и органами власти как системные, смыслообразующие.

СМИ формируют общественное мнение, влияя на каждого человека в частности. Само выполнение социальных функций неизбежно втягивает СМИ в систему политических отношений. Особенность функционирования СМИ как социального института заключается во влиянии на массовое сознание и формирующуюся политическую культуру общества.

По мнению Н. Р. Балынской, СМИ представляют собой совокупность массово-информационной деятельности: PR, рекламы и журналистики. Все три вида массово-информационной деятельности тесно связаны в рамках конкретного СМИ: РR создает политический товар, политическая реклама его продает, а журналистика анализирует реакцию всех субъектов политического процесса на эти действия и создает новый тип информации - отношение к политическим событиям.

СМИ как общественный институт и журналистика как тип социальной деятельности анализируются в работе американских социологов Сиберта, Шрамма и Питерсона «Четыре теории прессы». Назвав эти нормы и правила «теориями прессы», авторы выделили четыре таких теории: авторитарную, либералистскую, теорию социальной ответственности, советскую, коммунистическую. Проведенный Н. А. Жуковой обзор теорий прессы позволяет сделать вывод о том, что абсолютно свободных и независимых СМИ не существует. В каждой из четырех моделей в большей или в меньшей степени присутствует государственный контроль (либо контроль владельцев). Таким образом, принципы работы масс-медиа находятся в прямой зависимости от того, при каком политическом режиме данные СМИ функционируют.

И. М. Дзялошинский определяет масс-медиа как общественный институт, задающий ограничительные рамки для процессов создания и распространения массовой информации, а СМИ - совокупность организаций (редакций и иных медиапредприятий), действующих в этих рамках.

Суть подхода И. М. Дзялошинского заключается в том, что российская профессиональная журналистика может и должна создавать среду для равноправного диалога между различными социальными группами, в ходе которого могут разрешаться социальные противоречия и конфликты.

Характеризуя динамику развития государственных и прогосударственных СМИ, И. М. Дзялошинский констатирует, что в настоящее время учредителями большинства региональных и до 80% муниципальных газет России являются органы государственной и муниципальной власти, что отражается и на редакционной политике этих изданий, и на их экономической независимости, поскольку, так или иначе, все они субсидируются из средств региональных и местных бюджетов.

Среди российских и американских теоретиков средств массовой информации отсутствуют существенные расхождения во взглядах на природу и принципы работы масс-медиа. И те, и другие далеки от идеальных представлений о СМИ как о свободном и независимом институте, способном самостоятельно влиять на политический процесс и мировоззрение населения. Деятельность российских масс-медиа регулируется либо вмешательством со стороны государства, либо владельцами самих СМИ. Степень этого вмешательства и влияния зависит от конкретных целей и задач, стоящих перед представителями власти и собственниками масс-медиа. Российские СМИ все еще мало зависят от общественного мнения, т.к. в России только происходит становление гражданского общества.

Выводы по первой главе.

Среди основных направлений идущей в России в конце ХХ - начале ХХI в. реформы модернизации образования в рамках национального проекта «Образование» можно выделить: демократизацию системы обучения и воспитания; гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования; компьютеризацию; интернационализацию процесса образования.

Современные отечественные СМИ переживают сегодня, как и все общество в целом, период своего становления: рождается не только новая система СМИ, происходит и более сложный процесс - формируется новый тип взаимоотношений общества и СМИ. Исследователи далеки от идеальных представлений о СМИ как о свободном и независимом институте, способном самостоятельно влиять на политический процесс и отстаивать общественные интересы.

Глава 2. Место и роль СМИ в реализации государственной политики в системе образования

Модернизация образования осуществляется на различных уровнях, и одним из важнейших сегодня становится уровень региона как во многих отношениях самостоятельного субъекта Российской Федерации. Представляемый механизм реализации современной образовательной политики имеет четыре уровня организации:

1) образовательное пространство образовательного учреждения;

2)      муниципальное образовательное пространство, в котором муниципальная методическая служба осуществляет координацию и интеграцию деятельности образовательных учреждений и обеспечивает систему условий и ресурсов развития;

)        образовательное пространство региона (области), в котором разрабатываются основы региональной политики в области инновационного образования, осуществляется финансовое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, формируется территориальная сеть экспериментальных площадок и координируются процессы их взаимодействия;

)        образовательное пространство России (уровень межрегиональных связей), в котором разрабатывается нормативно-правовая основа инновационной деятельности, направленной на сохранение единого образовательного пространства.

Муниципальная методическая служба является связующим звеном между наукой и образовательным процессом, разработкой новшеств и их внедрением и становится основным инструментом территориальной политики развития инновационной активности, предлагая механизм, с помощью которого педагогические работники, выдвигающие новые идеи, могут получить финансовую поддержку, организационные и консультационные услуги для реализации своих инновационных предложений и успешного вхождения в инновационное методическое пространство.

Рис. 1. Механизм реализации СМИ современной образовательной политики

В оценке населением эффективности деятельности органов государственной власти и востребованности социальных проектов, которые ими инициируются, важнейшую роль играет информированность граждан. СМИ являются основным источником получения населением информации о государственных решениях (74% людей получает информацию о деятельности органов власти из СМИ), поэтому они играют ключевую роль в процессе информационного сопровождения.

Значительная роль в формировании общественного мнения, поддержке усилий государства и общества в воплощении программных мероприятий по национальным проектам отводится средствам массовой информации. В программах телевидения и радио, на страницах газет и журналов регулярно появляется информация о ходе реализации национальных проектов на территории области, анализируется опыт работы по данным направлениям.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, насколько россияне информированы о приоритетном национальном проекте «Образование», его направлениях, как оценивают темпы его реализации за время, прошедшее с момента его запуска (см. приложение 4). Информированы о проекте в сфере образования 48% респондентов, из них только 5%, по собственным оценкам, осведомлены хорошо, а 43% «кое-что слышали». Ничего не известно о проекте 44% опрошенных. Чем выше уровень образования респондентов, тем выше степень их информированности о проекте. Большинство осведомлённых о проекте респондентов (85%) в качестве источника информации называют центральное телевидение. Наиболее известные опрошенным направления проекта «Образования - это поощрение лучших учителей (60%); подключение школ к Интернету, компьютеризация классов (59%); кроме того, оснащение школ учебными наглядными пособиями, оборудованием (45%), предоставление денежных выплат талантливой молодёжи (44%); стимулирование вузов и школ, внедряющих новые образовательные программы (42%); приобретение школьных автобусов для сельской местности (38%); дополнительное ежемесячное вознаграждение за классное руководство (23%). Менее известны такие направления проекта, как создание федеральных университетов в Южном и Сибирском округах (15%); разработка и размещение в открытом доступе информационных образовательных ресурсов (14%); создание бизнес-школ в московском регионе и Санкт-Петербурге (12%); направлениях, касающихся военнослужащих (8%). Почти половина опрошенных (46%) затрудняется оценить успешность реализации национального проекта «Образование» у себя в регионе.

Помимо общественно-политических СМИ, освещающих процесс выполнения приоритетных национальных проектов, в 2006 г. был начат выпуск журнала «Национальные проекты». Он стал информационной площадкой для освещения концепции национальных проектов, деятельности и решений Совета при Президенте РФ, методик, механизмов, системы управления и контроля, удачных примеров их реализации, объединив в числе экспертов, авторов и читателей, субъектов, призванных участвовать в претворении национальных проектов в жизнь.

24 ноября 2006 г. состоялась конференция, посвященной общественной поддержке национальных проектов в регионах России. Целью данной конференции было привлечение внимания к потенциалу общественной поддержки национальных проектов на региональном уровне, разработка рекомендаций по улучшению системы информирования населения страны о ходе реализации национальных проектов и повышению роли СМИ регионов России в их освещении как одного из наиболее действенных механизмов общения с широкой аудиторией. По мнению Ф. С. Эркеновой, основные проблемы СМИ, информирующих общественность о ходе нацпроектов, можно разделить на две большие группы. Первую можно условно обозначить как стереотипные подходы. Очевидно, что целенаправленная работа по глубокому и объективному освещению национальных проектов возможна в том, случае, когда СМИ имеет собственную позицию по отношению к этой инициативе государства. Вторая группа проблем информационной поддержки нацпроектов касается сложностей с получением информации.

Информированием населения о национальных проектах занимается сайт www.rost.ru <#"586344.files/image002.gif">

Рис. 2. Средства массовой информации по степени их значимости

Средства массовой информации ранжируются по степени значимости, среди них наиболее значимыми оказались телевидение, Интернет и печатные издания (рис. 2), у студентов БИТТУ доминируют в равной степени телевидение и Интернет, у остальных категорий - телевидение (см. приложение 6).

Уровень информированности респондентов в целом о национальном проекте «Образование» достаточный (52%), хорошо информированы только 18%, среди тех, кому ничего не известно о проекте и у кого вопрос вызвал затруднения - большинство студентов (рис. 3). Таким образом, наиболее информированной категорией являются люди среднего возраста (от 30 лет и старше) - преподаватели вуза и сотрудники телекомпании.

Рис. 3. Уровень информированности населения о национальном проекте «Образование»

Рис. 4. Наиболее известные направлении современной образовательной политики

1 - изменения принципов финансирования и коммерциализации образования, 2 - переход на двухуровневую систему образования в высшей школе, 3 - введение единого государственного экзамена (ЕГЭ), 4 - расширение возможностей получения образования.

Среди наиболее известных направлений современной образовательной политики доминируют проблемы изменения принципов финансирования и коммерциализации образования (30%) - введение оплаты за обучение в школах, переход на автономное финансирование образовательных учреждений, а также переход на двухуровневую систему образования в высшей школе (12%), введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) (10%), расширение возможностей получения образования (8%) (рис. 4).

Информирование граждан о приоритетных национальных проектах должно вестись, по мнению большинства опрошенных, на федеральном (52%) и муниципальном (31%) уровнях.

В то же время реальный уровень освещенности национального проекта «Образование» респонденты оценили следующим образом (рис. 5).

Рис. 5. Мнения респондентов об уровне освещенности СМИ реализации ПНП «Образование»

Таким образом, практически на всех уровнях СМИ проект «Образование» недостаточно освещается, особенно слабыми оказались муниципальные СМИ. Наиболее успешными в плане отражения специфики образовательных проектов и проблем современного образования являются, по мнению опрошенных такие СМИ, как: телевидение (43%), затем в равной степени Интернет и печатные издания (по 27%) (рис. 6).

Рис. 6. Рейтинг СМИ как субъекта реализации современной образовательной политики

В связи с эти был задан вопрос о необходимости создания государственного образовательного телевизионного канала, на который положительно ответили 74% опрошенных. Основными его задачами должны стать формирование значимости образовательных ценностей у молодежи (26%), информирование о достижениях современной науки в различных сферах (24%), проведение телевизионных лекций ведущими учеными страны (14%), освещение деятельности ведущих образовательных учреждений страны (13%) и т. д.

% опрошенных также указывают на необходимость создания образовательных программ на местном телевидении. По мнению студентов, это могли бы быть программы «Образование в России», «Образование и общество» или «Институт», где рассказывалось бы о высших учебных заведениях, различных детских и молодежных проектах, читались бы лекции по истории российского государства, психологии, проводились образовательные тренинги и т. д.

Преподаватели института считают необходимой телепрограмму «БИТТУ: современное образование» с проведением консультаций для учащихся выпускных классов с целью успешной сдачи единого государственного экзамена, советы психолога по подготовке к сдаче ЕГЭ, обмен опытом образовательных учреждений и т. д.

Сотрудники компании ОАО «СТВ» хотели бы создать программы - о дошкольном образовании и развивающем обучении, патриотическом воспитании, историко-культурно-просветительские программы, факультативные занятия по запросу аудитории (основы менеджмента, рекламы, культуры общения и этикета, психологии и др.), программы, освещающие деятельность ведущих педагогов Саратовской области.

Большинство опрошенных считают необходимым создание локальных средств массовой информации в образовательных учреждениях (78%).

Востребованность Интернет-сайтов в образовательных учреждениях, в частности БИТТУ, составляет у студентов 77%, периодичность посещения - 1-2 раза в месяц, у сотрудников 62% с различной периодичностью. Среди образовательной информации студентами выделены: общая информация о вузе (специальности, состав преподавателей), условия поступления в вуз, расписание занятий, новости БИТТУ, научные конференции, творческие мероприятия, вакансии по профессии и т. д. Для сотрудников института наиболее интересными являются инновации в сфере образования, достижения БИТТУ среди других высших учебных заведений.

Таким образом, по результатам исследования представляется перспективным создание цикла образовательных телепрограмм, способствующих формированию у жителей г. Балаково достаточных представлений о современной образовательной политике и ее приоритетных направлениях.

В г. Балаково местное телевидение представлено рядом телевизионных компаний: «ТВ-Экспресс», «СТВ», «СТС-Балаково».

«ТВ-Экспресс» - первая местная телекомпания, получившая вещательную лицензию. Основная задача телекомпании - предоставление самой разнообразной коммерческой информации из области экономики, культуры, спорта, торговли с помощью рекламы. ООО «Вирма» является учредителем «Свободной газеты» и телевизионной компании «СТВ» - «Свободное телевидение», которая 27 мая 1999 г. впервые вышла в телеэфир с программой «Масштаб 1:1». Задача «Свободного телевидения» - объяснить жителям г. Балаково их права, донести до них реальную информацию. Компания «СТС-Балаково» начала вещание 22 мая 2004 г., позиционируя себя как первый развлекательный канал. Аудитория «СТС-Балаково» - люди от 6 до 54 лет - уникальна: это современные, занимающие активную жизненную позицию люди.

По данным независимого Института социальных исследований рейтинг информационных телепрограмм выглядит следующим образом (рис. 7).

Рис. 7. Рейтинг информационных программ на местных телеканалах

Анализ представленной информации о деятельности местных телевизионных компаний позволяет выделить среди них «Свободное телевидение» как наиболее привлекательную для аудитории и перспективную для решения задач исследования, в частности для создания образовательных телевизионных программ.

Цель образовательных программ - распространять знания, в том числе научные, помогать воспринимать красоту культуры и искусства, передавать образовательную информацию, выполнять просветительские задачи, вести постоянный диалог со зрителем при помощи программ новостей, ток-шоу, документальных фильмов, развлекательных передач, спектаклей, кино и т.д.

Образовательная и обычная телепередачи различаются как общими, так и специфическими чертами. Образовательная телепередача отличается от других телепередач тем, что распространяет знания, передает культурное наследие, и это является ядром ее содержания. Воспитание и образование человека, служба обществу являются здесь главной задачей. Образовательное телевидение отличается от других специальных каналов целью и задачами, тем, как оно обучает и воспринимается зрителем. Его главной функциональной задачей является распространение научно-культурной информации, помощь в обучении и восприятии новых знаний различных уровней и типов (образовательная задача).

Так, в Китае образовательное телевидение стало ареной образовательной реформы. Транслируемыми передачами, включая новости, разговорные и даже развлекательные программы, образовательное телевидение непрерывно пропагандирует современные образовательные концепции, которые постоянно и незаметно воздействуют на людей и способствуют политике реформ, общественному прогрессу - и в этом состоит его организаторская функция. Японское образовательное телевидение может быть названо средством для воспитания культуры нации. Оно известно высококачественными передачами на культурную тематику и документальными фильмами. Образовательное телевидение в Южной Корее является ареной для образования в течение всей жизни. В содержании передач внеклассное образование и культурная тематика играют главную роль. В США общественное телевидение можно рассматривать как альтернативу коммерческому телевидению. Оно демонстрирует мировую тенденцию развития от образовательного к общественному телевидению. Содержание передач общественного телевидения США включает детские передачи, а также университетские научные дисциплины, которые имеют явное преимущество. Английское общественное телевидение представляет собой образец массовых услуг. Открытые каналы характеризуются специализацией в расчете на высший уровень образованной аудитории.

Образовательное телевидение России в настоящее время в чистом виде не существует. В СССР был создан специальный канал, работавший чрезвычайно эффективно. Основной функцией образовательного телевидения СССР являлось распространение технической информации, помощь молодежи и всему населению Союза в образовании и просвещении, расширение кругозора зрителей. Деятельность образовательного телевидения полностью финансировалась государством.

На российском телевидении сегмент распространения научных и культурных знаний присутствует (особенно это заметно на телеканале «Культура»), но функции образовательного телевидения в его первозданном виде перешли к дистанционному образованию с использования новейших телевизионных технологий и Интернета. Этой работой занимаются отдельные высшие учебные заведения и специально созданные образовательные структуры. Развитие дистанционного образования, сочетающего возможности телевидения и Интернета, - это ещё одно перспективное направление развития образовательного телевидения в России.

Результаты проведенного исследования о социальной роли СМИ и оценки специалистов, пользователей свидетельствуют o наличии спроса на образовательное телевизионное вещание. Они основываются, с одной стороны, на несовершенстве Интернета в России, а с другой - на том, что персональный компьютер еще не скоро появится у отдельно взятого учащегося. Даже в значительно более «интернетизированных» странах, чем Россия, не прекращается устойчивый рост образовательного телевидения. Это подтверждается и результатами проведенного социологического исследования о социальной роли СМИ в представлениях жителей г. Балаково.

Нерешенными остаются вопросы: o степени заинтересованности людей более зрелого возраста, желающих повысить свой образовательный уровень; о наполнении образовательного телевизионного канала материалами, адресованными взрослому работающему населению и нацеленными на образование, повышение квалификации и переквалификацию; об образовательных потребностях людей пенсионного возраста и инвалидов c ограниченными физическими возможностями. Эти проблемы становятся все более насущными в связи с растущей динамикой развития промышленности,

миграцией больших масс трудоспособного населения и т.п.

Таким образом, очевидно, что в последние годы потенциальная аудитория образовательных телевизионных программ растет. Отдельной проблемой в развитии телеканала является обработка данных по востребованности тематических рубрик.

Выводы по третьей главе

Таким образом, если все телевидение является носителем ценностей культуры и науки, имеет возможность их всеобщего распространения и пропаганды, то образовательное телевидение, в свою очередь, является одним из важнейших способов распространения и сохранения культуры и человеческой цивилизации в целом и выполняет воспитательную функцию.

Повышение роли СМИ в решении социальных проблем, в распространении положительного опыта в образовательной политике регионов должно осуществляться через проведение информационных кампаний и реализацию проектов, направленных на формирование образовательных ценностей, культурно-нравственное развитие подрастающего поколения, здоровый образ жизни.

Заключение

Средства массовой информации играют в общественно-политической жизни существенную роль, выполняя репродуктивную (отображающую) и продуктивную (творческую) функции. Вместе с тем несут ответственность за происходящее в обществе процессы, прежде всего, в сфере образования.

В настоящее время активно говорится о важности информационной поддержки приоритетных национальных проектов, о ее недостаточности, приводящей к неосведомленности тех, на кого, собственно, и направлены приоритетные проекты. Реализация национальных проектов, в том числе «Образования», станет по-настоящему общенародным делом только в случае, если проблемы и открывающиеся возможности будут поняты и осмыслены самыми разными слоями нашего общества, найдут отклик и живой интерес у большинства россиян. Все это возможно только при широкомасштабном освещении процесса реализации приоритетных национальных проектов в средствах массовой информации.

Для того, чтобы общество адекватно реагировало на прямые регулирующие воздействия власти, быстрее адаптировалось к новым условиям и правилам, определяемым этими воздействиями, для формирования соответствующего морально-психологического, нравственного и эмоционального состояния общества, органы власти должны постоянно проводить работу по обеспечению максимальной открытости государственной деятельности, поиску новых путей доведения информации до граждан и использования современных технологий при реализации государственных политических решений.

Медийный и политический процессы имеют единую природу - информационную, и именно это обстоятельство определяет состояние всей политической системы на современном этапе. Средствам массовой информации традиционно отводится роль посредника в процессе передачи информации от властвующего субъекта подвластному объекту. В условиях переноса политических отношений в информационное поле СМИ все чаще выступают в иной роли; они меняют функции, становятся решающим фактором развития политического процесса.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать ряд выводов. Уровень информированности населения г. Балаково о приоритетном национальном проекте «Образование» можно охарактеризовать выше среднего. 2/3 населения обладают достаточной информацией об основных направлениях современной образовательной политики. Наибольшее внимание жителей привлечено в сфере современного образования к проблемам финансового обеспечения - изменение принципов финансирования и коммерциализация образования, переход на автономное финансирование образовательных учреждений и т. д.

По мнению большинства опрошенных ответственность за информирование граждан об основных направлениях современной образовательной политики должна нести федеральная власть (так считают 52% респондентов) и муниципальная (31% респондентов). В то же время уровень освещенности хода реализации и результаты проекта модернизации образования характеризуется недостаточной освещенностью средствами массовой информации на всех уровнях управления.

По данным исследования наиболее перспективным среди других видов массовой коммуникации является телевидение. Для решения проблемы повышения социальной роли СМИ представляется эффективным создание образовательного телевидения на федеральном уровне, создание образовательных телевизионных программ на муниципальном уровне, а также интернет-сайтов в образовательных учреждениях.

Образовательное телевидение имеет четыре функции: распространение научных знаний (образовательная), пропаганда культурного наследия (воспитательная), передача образовательной информации (информационная), продвижение передовых взглядов на образовательный процесс (организаторская). Сравнивая опыт организации образовательного телевидения в разных странах, можно прийти к выводу, что каждая страна строит образовательное телевидение в соответствии с нуждами своего государства и состоянием своей общественной системы и государственного управления.

С точки зрения практического интереса к информационной сфере России информационность - качественно новая и еще недостаточно освоенная личностью и обществом сфера социализации, которая уже объективно действует со всеми вытекающими из этого последствиями. Для российского общества важно глубоко освоить эту сферу как источник социализационного влияния, исследовать особенности этого влияния на личность и социальные группы, определить последствия данного влияния с позиций безопасного существования и постараться сделать это влияние управляемым и регулируемым.

СМИ имеют реальную возможность оказывать эффективное воздействие на людей, на их сознание и психологическую установку, мобилизуя либо на выполнение приоритетных национальных проектов, либо на профанацию того, что делает государство. И это придает СМИ и журналистам практическую значимость, делает их не сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками процесса реализации национальных проектов. Они действенны в осуществлении прорыва на приоритетных направлениях развития России.

Список литературы

социальная политика образование

1.   Балаковская народная энциклопедия. - Саратов: Приволжское издательство, 2007. - 564 с.

2.       Балаковские вести. - 2004. - 24 ноября. - № 94.

.        Балынская Н. Р. Специфика участия средств массовой информации в политическом процессе современной России // Автореферат дисс. докт. полит. наук. - Екатеринбург, 2009.

4.       Васильев В. Национальные проекты обозначили прорыв в общественном сознании // Сайт Общественной палаты РФ, 24.05.2006. - Режим доступа: http:www.oprf.ru/ru/chambermembers/ members/user/  <http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/%20members/user/93/publications/184>

.        Всероссийский центр изучения общественного мнения. Пресс-выпуск № 707. - Режим доступа: http: www.wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/8321.htm <http://www.wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/8321.htm>

.        Выступление Президента России Д. А. Медведева 21 января 2010 года в Санкт-Петербурге в Российском государственном педагогическом университете имени Герцена на торжественной церемонии открытия Года Учителя - 2010 в Российской Федерации // Режим доступа: http:www.kreml.org/news

.        Галимуллина Н. М. О роли СМИ в освещении приоритетного национального проекта «Образование» // Информационное поле современной России: практики и эффекты. Материалы Пятой Международной научно-практической конференции 16 - 18 октября 2008 г. - Казань, Казанский государственный университет, 2008.

.        Горбенко А. Форум прояснит роль СМИ в реализации Национального проекта. - Режим доступа: http:www.bn.ru/articles/ <http://www.bn.ru/articles/>

.        Дзялошинский И. М. СМИ и общественные институты: перспективы взаимодействия // Медиаскоп. Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. - Выпуск № 2. - 2008г. - Режим доступа: http:www.mediascope.ru/node/223

.        Жукова Н. А. Сравнительный анализ роли СМИ в политическом процессе России и США (1991-2008 гг.) // Автореферат дисс. канд. полит. наук. - Москва, 2008.

.        -Информационная страница проекта.  Режим доступа:  <Информационная%20страница%20проекта.%20%20Режим%20доступа:%20 >http:www. window.edu.ru/window/news

.        Капицын В. М. Социальная политика и право: сущность и взаимозависимости // Российский журнал социальной работы. - 1998. - № 8.

.        Кибанов А. Я. Основы управления персоналом. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008.

15. Николаев А. А. Информационная безопасность России в условиях социальной трансформации (политологический анализ) // Автореферат дисс. канд. полит. наук. - Москва, 2007.

.     Основы социальной работы / Отв. ред. П. Д. Павленок. - М., 1997. - 356 с.

.     Плетенева О. В. Инновационный процесс управления в региональной системе образования: социологический анализ // Автореферат дисс. канд. социол. наук. - Нижний Новгород, 2009.

.     Плешакова Е. А. Информационное и pr-сопровождение политических решений в системе государственного управления // Автореферат дисс. канд. полит. наук. - Саратов, 2006.

19.     По итогам работы Международного семинара «Приоритетный национальный проект «Образование». - Ростов-на-Дону, 21 апреля 2007 г. - Режим доступа: http:www.mfit.ru/parlament/institute1/21

20.     Приоритетные национальные проекты. - Режим доступа: http:www.rost.ru <http://www.rost.ru/>

.        Сайт Губернатора Курганской области // Законы Курганской области. - Режим доступа: http: www.kurzakon.ru/othing/207_stat.html <http://www.kurzakon.ru/othing/207_stat.html>

.        Сайт Президента России. 21 января 2010 года, 12:30 Санкт-Петербург. - Режим доступа:http:www.kremlin.ru/news/

.        Севостьянов А. Успешная реализация национальных проектов сможет привести к перелому в демографической ситуации // Информационный портал Города Сибири. - Режим доступа: http: www.intourist-chita.sibcity.ru/ <http://www.intourist-chita.sibcity.ru/>

.        Совет при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. - Режим доступа: http:www.rost.ru/main/what/01/01.shtml

.        Сотникова Е. Социологические исследования в помощь образовательным каналам // Журнал «Broadcasting. Телевидение и радиовещание». - № 3, 2006 <http://broadcasting.ru/articles2/bypub/bc-3-2006>. - Режим доступа: http: www.broadcasting.ru/articles2/econandmen/soc_research <http://http:%20www.broadcasting.ru/articles2/econandmen/soc_research>

.        Средства массовой информации России. Под ред. Засурского Я.Н. М., 2006.

35. Сунь Синьшэн. Становление и развитие образовательного телевидения: мировой опыт и китайская специфика // Автореферат дисс. канд. филол. наук. - Москва, 2010.

.     Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. П. Д. Павленка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.

37.     ФЗ РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 <http://www.rost.ru/education/education_doc1_2.doc> «Об образовании».

.        ФЗ РФ от 16 марта 2006 г. № 42 <http://www.rost.ru/education/education_doc1_3.doc> «О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации «Об образовании».

.        ФЗ РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1995 г. №211 ФЗ.

40. Халтанова С. С. Роль региональных СМИ в политической жизни России // Автореферат дисс. канд. полит. наук. - Москва, 2009.

.     Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа. - 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.

42.     Эркенова Ф.С. Объективное освещение национальных проектов - один из инструментов их реализации // Роль СМИ в реализации национальных проектов. - Москва, 2006. - Режим доступа: http:www.rus-reform.ru/cgi-bin/

Похожие работы на - Образовательное телевидение как фактор модернизации образовательной политики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!