Монография И.Н. Ильиной 'Общественные организации России в 1920-е годы'

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,31 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Монография И.Н. Ильиной 'Общественные организации России в 1920-е годы'

Оглавление

Введение

Введение. Российский общественный опыт

Глава 1. Общественные организации: о терминах и их сути

Понятие «общественные организации»

Классификация организаций

Глава 2. Регламентация деятельности

Законодательные нормы

Механизм контроля

Глава 3. Послушная стихия

Запреты и ограничения

«Чистка» 1928-1930 годов

Глава 4. Общественная сфера 1920-х годов

Легальные организации

Социальный герой

Глава 5. Путь в политику

Общественные потребности

Политическая необходимость

Заключение

Введение

Предметом изучения данной монографии является «вся сеть гражданских некоммерческих объединений, действовавших в 1921-1929 гг. на территории РСФСР и широко именуемых «общественными организациями» в их количественном и видовом многообразии». Цель монографии - в связи с освоением новых, недоступных в советское время архивных материалов, основываясь на полученных из них новых данных, расширить и уточнить сложившиеся представления о системе общественных организаций, её реальных масштабах и назначении в 1920-е годы. Для этого, как отмечает автор, необходимо выполнить следующие задачи: изучить общественные организации 1920-х гг. как таковые, с точки зрения их понимания обществом и властью, происхождения, формы, состава и содержания деятельности.

Источниковая база монографии достаточно обширна и, как уже было отмечено, отличается новизной и содержит множество неизвестных ранее документов. Помимо архивных документов автором были использованы опубликованные материалы государственных и партийных органов, редкие публикации и справочники 1920-х гг., материалы обществ и союзов, периодика и мемуары. Использование официальных документов, в частности, документов, относящихся и возникших непосредственно в результате деятельности конкретных организаций позволяет не только определить общие тенденции развития общества и его институтов в указанный период, но и проследить конкретные процессы, которыми сопровождалось становление системы общественных организаций в России.

Структура работы призвана удовлетворять задачам исследования и в связи с этим имеет следующий вид:

Введение, содержащее краткий обзор истории общественных организаций в России до 1920-х гг.

Основная часть, состоящая из пяти глав («Общественные организации: о терминах и их сути», «Регламентация деятельности», «Послушная стихия», «Общественная сфера 1920-х годов» и «Путь в политику»), которые последовательно раскрывают различные стороны вопроса, начиная с определения и уточнения понятия «общественные организации» и заканчивая рассмотрением системы общественных организаций в контексте соответствующих исторических условий.

Заключение, содержащее выводы по итогам проведенного исследования и резюмирующее основные положения, сделанные автором в каждой главе.

Введение. Российский общественный опыт

В данной главе дан обзор истории общественных организаций в России с момента их появления (в качестве точки отсчёта истории общественных организаций в России автор предлагает 1765 г. - дату открытия Вольного Экономического Общества) до начала 1920-х гг. Анализируя исторические условия, в которых находилась Россия в течение 18-19 вв., автор сопоставляет степень развития общества и его институтов с общественно-политической ситуацией, прослеживает связь между увеличением численности и количества общественных объединений и постепенным нарастанием социального напряжения (так, например, профсоюзы и многие политические объединения возникли как реакция на существующую социальную несправедливость.)

Процессы политизации и демократизации различных слоёв общества не только породили новые виды общественных организаций, но и коснулись практически всех видов ранее существовавших общественных организаций (научных, образовательных, благотворительных, профессиональных и др.)

К началу февральской революции 1917 г. общественная жизнь России прошла большой период развития. Одновременно с расширением поля деятельности негосударственных институтов произошла дифференциация их по целям и задачам, по социальному, классовому, профессиональному, национальному, конфессиональному и гендерному составу. Ведущей тенденцией стал постоянный рост количества общественных объединений. Период с марта по октябрь 1917 г., когда в стране установилось двоевластие, а население получило свободу обществ и союзов, характеризуется всплеском общественной активности, причём в это время ярко проявился классовый характер общественных организаций. Наконец, с приходом к власти большевиков, установивших собственные ограничения на общественную деятельность, в условия Гражданской войны и политики военного коммунизма, наметились основные направления развития общественной жизни в рамках новой, социалистической действительности, развившиеся в последующее десятилетие.

Глава 1. Общественные организации: о терминах и их сути

Понятие «общественные организации»

Для более детального изучения вопроса автор считает необходимым прежде, чем перейти к конкретным явлениям и фактам, определить терминологическую разработанность темы. Для этого она проводит сравнение различных определений понятия «общественные организации» с точки зрения их соответствия реальному состоянию общественных организаций 1920-х гг. В дореволюционной России для обозначения негосударственных организаций было принято определение «частные общества, не имеющие задачей получение прибыли».

В 20-е гг. происходит формирование концепции новой общественности, общественные организации приобретают роль инструмента вовлечения масс в государственную работу, причём предполагается, что в будущем социалистическом обществе они заменят государственные структуры. В это время, наряду с терминологическими поисками активно производилась отработка смысловой нагрузки терминов. В течение 1920-х гг. основной определяющей категорией общественных организаций была причастность их к извлечению прибыли, что фактически повторяло дореволюционные законодательные нормы. Так, Народный комиссариат юстиции в 1923 г. предписывал под «общественными организациями» понимать организации, которые в отличие от других негосударственных учреждений, не преследуют цели извлечения прибыли для своих членов, а преследуют общественные цели.

К концу 20-х гг. новая общественность была в целом сформирована, и определила понятие и формы общественных организаций. И, хотя до настоящего момента не существует универсального определения, наиболее приемлемым в рамках данного исследования автор считает мнение Т. П. Коржихиной: «общественные организации 1920-30х гг. - организации общественной самодеятельности граждан, созданные в соответствии с их интересами, по их воле, на началах самоуправления, оформленные в соответствии с законодательством страны, участвующие в строительстве социализма, являющиеся частью политической системы общества переходного периода».

Классификация организаций

В отечественной историографии советского периода практически единственным вариантом классификации общественных организаций являлась классификация, основанная на стремлении подчеркнуть многообразие интересов и устремлений граждан в социалистическом обществе. Основным критерием такой классификации было место организации в системе социалистической демократии, сама же классификация включала в себя следующие виды общественных организаций: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические, научные общества, - и в течение советского периода не претерпела существенных изменений.

В 1920-е гг., как уже отмечалось, основным критерием разделения организаций было их отношение к экономическим или неэкономическим структурам. Общественная деятельность в России в 1920-е гг. развивалась бурными темпами. Даже по приблизительным подсчетам НКВД РСФСР к началу 1928 г. в стране насчитывалось 4480 общественных объединений, что создавало необходимость в более подробной классификации. В составленном в апреле 1926 г. отчете НКВД об обществах и союзах, зарегистрированных в НКВД РСФСР, перечисленные организации были классифицированы двояко - по масштабу деятельности и по роду деятельности (всероссийские: научные, литературные, художественные, технические, национальные, помощи и взаимопомощи, содействия органам власти, культурно-просветительные, сельскохозяйственные; и местные: научные и научно-технические, помощи и взаимопомощи, содействия органам власти, культурно-просветительные, музыкально-художественные, литературные, сельскохозяйственные, спортивные, изучающие международный язык.) Существенное значение имел признак непосредственной подчиненности общественных организаций, а в работе ОГПУ решающую роль играл признак социально-классовый. Эта классификация является дробной и неустойчивой, однако отражает специфику общественной сферы 1920-х гг. и позволяет выявить общие тенденции данного периода.

Глава 2. Регламентация деятельности

Законодательные нормы

В связи с политической стратегией партии претерпели изменения экономические и религиозные общественные организации (их деятельность сильно ограничивалась, а с 1929 г. была фактически незаконной.) Право конечного контроля над общественными организациями принадлежало НКВД. С созданием СССР были разработаны нормы общесоюзных организаций (1925 г.) 6 февраля 1928 г. вступило в действие «Положение об обществах и союзах, не преследующих цели извлечения прибыли». Оно впервые в советской практике содержало определение обществам и союзам. Некоторые исключения из общих правил были сделаны для так называемых «массовых организаций», находящихся под контролем профсоюзов и партии.

Положение 1928 г. было, в отличие от положения 1922 г., призвано навести порядок в общественной сфере. К 1930 г. число общественных организаций сократилось в несколько раз.

«Положение об обществах и союзах» от 30 августа 1930 г. подытожило основную тенденцию в регламентации правительством деятельности общественных организаций в течение 1920-х гг. - привлечение организаций к активному участию в социалистическом строительстве и ограничение общественной деятельности в рамках, соответствующих этому направлению. Вся деятельность добровольных обществ должна была соответствовать политике партии. Таким образом, в период 1922-1930 гг. в законодательстве об общественных организациях последовательно проводились и были закреплены основные принципы государства диктатуры пролетариата.

Механизм контроля

Новые условия российской общественной жизни требовали не только законодательного оформления деятельности общественных организаций, но и создания специальных органов, которые бы контролировали их деятельность. В прежней историографии проблема контроля организаций сводилась к деятельности НКВД и советского законодательства, однако в действительности механизм контроля был гораздо сложнее.

Автор вносит существенные коррективы в данное мнение, на основе изученных архивных материалов по делам обществ и союзов, доказывая, в частности, что не менее значимую роль в контроле над общественными организациями играло ГПУ, а также прямые директивы партии. Работу по контролю за созданием и деятельностью обществ и союзов вели сразу несколько высших партийных инстанций.

Начиная с 1928 г., партийное руководство вело детальную регламентацию деятельности общественных организаций. Партийными постановлениями определялись все стороны их функционирования. Таким образом, общественные организации испытывали на себе воздействие многих структур и в конечном счёте оказались в полной зависимости от существовавшей системы контроля за общественной деятельностью.

Глава 3. Послушная стихия

Запреты и ограничения

В данной главе И. Н. Ильина проводит дальнейшую разработку вопроса о контроле за общественной деятельностью в 20-е гг., расширяя понятие административно-политического контроля. Автор утверждает, что не только контролирующая деятельность государства имела значение в определении судьбы общественных организаций, но и ряд других факторов, как то: интересы различных слоёв населения, степень их социального и экономического благополучия, уровень трактовки представителями различных классов целей и задач партии.

В начале 20-х гг. обозначились сферы общественной жизни, закрытые для активной общественной самодеятельности: идеология, экономика, религия. В этой связи примечателен пример Всероссийского Крестьянского союза, которому было отказано в учреждении ввиду опасений руководства партии, что подобная организация может составит конкуренцию ВКП(б) и приобрести политическое, а следовательно и идеологическое значение, несмотря на то, что предложения создания Крестьянского союза выдвигались под лозунгами содействия ВКП(б). Многим обществам было отказано в учреждении ввиду «неясных целей» их деятельности, «неблагонадёжности» их членов либо, как ни парадоксально, совпадения их целей с задачами государственных органов. Автору книги удалось выявить более 120 случаев отклонения заявлений о создании различных обществ и союзов, что повлекло за собой возникновение различных тайных обществ и организаций, действовавших на незаконных основаниях.

Такое детальное рассмотрение системы ограничений общественной жизни в 1920-е гг. позволяет не только понять принцип действия власти того времени, но и определить основные направления развития общества, его характер, структуру и изменения.

«Чистка» 1928-1930 гг.

Несмотря на большое количество ограничений, действовавших в общественной сфере в 1920-е гг., общественная деятельность к середине 1920-х гг. достигла внушительных размеров, что при стремлении к созданию подконтрольной власти общественной сферы вело к подавлению гражданской активности, самым простым и действенным способом которой было сокращение числа общественных организаций.

Началом масштабной чистки послужила перерегистрация общественных организаций 1928-1929 гг., в результате произошло закрытие многих организаций и обществ, а также слияние обществ со схожими целями и родом деятельности. К началу 1930-х гг. число действующих всесоюзных и всероссийских организаций сократилось почти вдвое.

Обстановка в сфере общественных отношений осложнялась закономерным противостоянием со стороны организаций, что влекло за собой преследования общественных деятелей и целых групп, вылившиеся в массовые аресты и фабрикование следственных дел.

Подробное рассмотрение процессов ликвидации отдельных организаций, приведённое в данной главе, демонстрирует, что система запретов и ограничений, довлевших над сетью общественных объединений в России в 20-е гг., стала не только средством формирования общественной сферы с заданными параметрами, но и средством её разрушения. Данное положение открывает перспективу иного, более комплексного подхода к дальнейшей разработке проблемы.

Глава 4. Общественная сфера 1920-х гг.

Легальные организации

Рассмотренные в предшествующих главах условия деятельности общественных организаций и соответствующие им механизмы контроля позволяют заключить, что общественная сфера 1920-х гг. может быть выделена в особый период в истории общественных организаций в России. В соответствии с этим автор производит анализ и выявление типологических признаков, характерных для общественных организаций данного периода, условно разделяя их на 3 группы:

объединения, возникшие в 1917-1920 гг.

объединения, возникшие непосредственно в 1920-е гг., вызванные к жизни новыми видами общественной деятельности.

Такая систематизация призвана продемонстрировать общую картину и качественные характеристики общественной сферы 1920-х гг., а также подчеркнуть, что, несмотря на контроль власти, основной тенденцией в развитии системы общественных организаций был постоянных рост их общего числа и количества видов.

Собственные архивные изыскания автора монографии позволили обнаружить новые статистические материалы, дающие представление о динамике роста чисел общественных организаций в 1920-е гг., и показали, что в целом количество учтённых общественных организаций к 1928 г. возросло более, чем в 8 раз. Эти данные явились основанием к пересмотру фигурирующих в литературе сведений о 4480 общественных организациях, зарегистрированных в отчёте НКВД 1928 г. и попытке создания автором собственного сводного перечня всероссийских, всесоюзных и местных организаций, действовавших на территории РСФСР в 1920-е гг., помещённого в разделе «Приложения».

Социальный герой

Вопрос о социальном облике общественных организаций в историографии разработан слабо, между тем социальный состав общественных организаций является важнейшей их характеристикой.

Если в дореволюционной России существовала обширная сеть общественных объединений, отвечавших запросам и стремлениям самых разных слоёв населения, то после революции, повлекшей, прежде всего, устранение имущих классов и слоёв, вопрос социального состава организаций приобрёл качественно иное значение. Главными элементами новой общественности были провозглашены партийное руководство и всесторонний контроль, кроме того, нередко и сами организации возникали в результате инициативы «сверху».

Имеющиеся статистические данные показывают, что во второй половине 1920-х гг. во всех видах общественных организаций были представлены основные классы и слои российского общества. Соотношение их было разным и зависело от направления деятельности. Для научных и творческих обществ было характерно преобладание интеллигенции. Преимущественно крестьянским был состав обществ помощи и взаимопомощи, сельскохозяйственных и спортивных организаций. По усредненным итоговым данным численно группы в обществах были такими: служащие - 30%, рабочие - 27% и крестьяне - 22,7%.

В процессе формирования новой общественности большое внимание уделялось возрастному признаку, так, например, полностью оправданной оказалась ставка партии на рабоче-крестьянскую молодёжь. Ещё одним важным признаком состава организаций была партийность членов - как правило, партийные фракции составляли в организациях большинство, а массовые организации возглавляли известные партийные и государственные деятели.

Анализ состава общественных организаций 1920-х гг. подводит к заключению, что факторами, определявшими лицо новой общественности, стали численность, смешанный классовый состав и партийно-комсомольская принадлежность. Формирование общественных организаций закончилось созданием обществ с разнородным составом во всех видах объединений.

Глава 5. Путь в политику

Общественные потребности

общественный регламентация законодательный

В данной главе автор предпринимает попытку анализа общественных организаций 1920-х гг. с точки зрения их соответствия реальным потребностям общества. Такая оценка могла бы существенно дополнить картину общественной жизни данного периода, т. к. в предшествующей литературе она не проводилась.

В составленном автором перечне организаций выделяются 10 видовых категорий: научные, творческие, культурно-просветительные, национальные, помощи и взаимопомощи, оборонно-спортивные, международные, молодёжные, кооперативные и профсоюзные. Основанием для подобного разделения служит наличие в обществе 20-х гг. соответствующих потребностей, которые тот или иной вид организаций призван был удовлетворить.

При всей серьезности государственного контроля, значительная часть обществ была создана «снизу», а значит отражала насущные потребности общества. Появление новых общественных организаций в начале 1920-х гг. было связано, в первую очередь, с необходимостью решить общенациональные проблемы этого времени (общества «Долой неграмотность!», Российское общество Красного Креста, национальные общественные объединения, Общество по борьбе с алкоголизмом и др.) Подобные организации привлекали внимание к самым острым и значимым проблемам российского общества. Они предлагали пути решения проблем и изыскивали для этого собственные средства. Однако на практике возможности организаций приходили в столкновение с требованиями контролирующих органов и регламентирующих документов.

В целом, можно заключить, что ориентиры общественной деятельности определялись в первую очередь социальной необходимостью, а уже потом - правящей верхушкой, хотя последняя, несомненно, определяла как формы деятельности общественных организаций, так и направления этой деятельности.

Политическая необходимость

Как уже отмечалось в предыдущих главах, в развитии системы общественных организаций преобладала тенденция к их огосударствлению и политизации в коммунистическом духе. Эта необходимость в условиях советской действительности 20-х гг. породила особый тип общественных организаций - массовые организации, инициатива создания которых часто исходила со стороны власти. Призванные «содействовать власти», как указывалось в их уставах, они обладали более высоким правовым статусом, пользовались материальной поддержкой со стороны государства, а их методы работы должны были служить ориентиром для других общественных организаций этого времени.

Такие организации отличались очень большой, по сравнению с другими видами организаций, численностью. Наиболее известными и масштабными среди них были ОСОАВИАХИМ, Союз Безбожников, МОПР, Общество Друзей Радио и др. К середине 1920-х гг. такие общества приобрели характер «рупора власти», они постепенно нагружались задачами, не имевшими отношения к их первоначальным целям, вели пропагандистскую деятельность, служили средством прикрытия бесхозяйственности и расточительности и выявления «вредительств», всё больше формализуясь и привязываясь к государственным органам.

Заключение

В заключении монографии автор резюмирует полученные выводы, представляя их последовательно упорядоченными в соответствии со структурой исследования. Кратко их можно представить так:

- В 1920-е гг. сложилась численно широкая многослойная система общественных организаций. Она состояла из объединений, возникших в разное время и действовавших в различных областях. Данная система существовала в условиях формирования новых порядков, партийно-государственного режима.

Эволюция общественной деятельности на протяжении 1920-х гг. шла в направлении формирования в целом однотипных организаций. Терминологически это выразилось в трансформации понятия «общественные организации». Этот термин объединил в один разряд «общества и союзы, не преследующие цели извлечения прибыли». К концу 1920-х гг. смысл общественной деятельности связывался исключительно с «активным участием в социалистическом строительстве», механизм контроля стал одним из решающих факторов их развития.

В конце 1920-х гг. партийно-государственный контроль за общественными организациями развивался в направлении пресечения общественной деятельности. На этом фоне факт постоянного возрастания числа общественных организаций выглядит свидетельством саморазвития общества, его способности к самоорганизации даже в условиях жесткого контроля.

Государственный идеологический контроль совершенно изменил саму природу функционирования негосударственных объединений, включая способ их создания. Со второй половины 1920-х гг. система общественных организаций начинает пополняться в основном за счет объединений, адаптированных к требованиям власти - массовых организаций. К 1927 г. в деятельности массовых объединений явно обозначился кризис. Практически все организации, независимо от вида и типа деятельности, стали выполнять сходные задачи, занимаясь историко-революционной, военно-патриотической работой, пропагандой советского образа жизни и достижений советской власти. Собственные интересы и устремления общественных организаций отошли на второй план. С двусмысленным положением общественных организаций было покончено в конце 1920-х гг. Формальная перерегистрация общественных организаций, объявленная в 1928 г., фактически превратилась в «чистку» всей системы обществ и союзов.

К концу 1920-х гг. сфера общественных организаций России пришла в реформированном и серьезно урезанном виде. Функции общественных структур свелись к содействию государственным органам. Полностью трансформировалась традиционная система общественной деятельности. Сложились типичные советские общественные организации, служившие для выполнения политических и идеологических задач.

Изучив данную монографию, мы имеем возможность убедиться в обоснованности данных выводов, полученных путём сопоставления фактов, изучения архивных материалов, относящихся к деятельности различных обществ и контролирующих органов и тщательного изучения историографии вопроса. В процессе исследования были проработаны многие вопросы, ранее не получившие должной проработки в литературе. Таковы, в частности, разделы о механизмах контроля за общественной деятельностью и социальной необходимости функционирования общественных организаций. В своей работе автор руководствовалась фактическими данными, полученными непосредственно из исторических источников, что позволяет нам говорить, помимо научной новизны работы, о высокой степени достоверности полученных данных.

На наш взгляд данная монография является весьма полезной с научной точки зрения, так как, прежде всего, полученные в результате исследования выводы не только открывают новые стороны вопроса и перспективы дальнейшей деятельности по его изучению, но и всецело соответствуют поставленным автором задачам, а именно изучить общественные организации 1920-х гг. как таковые, с точки зрения их понимания обществом и властью, происхождения, формы, состава и содержания деятельности, и на основании этого расширить и уточнить сложившиеся представления о системе общественных организаций в 1920-е гг. Все эти задачи последовательно решены на страницах монографии, причём порядок этапов исследования выбран так, что на каждом последующем этапе углубляется проработка частных вопросов, затронутых на предыдущих этапах. Изложение имеет стройную, выверенную структуру, логически связно, так, что прочтение последующих разделов способствует лучшему пониманию предшествующих. Монография написана научным, но довольно лёгким для восприятия языком, её стиль вполне соответствует научному изложению, а отсутствие перегруженности терминами и большое количество примеров, подтверждающих теоретические выкладки, делает её удобной для восприятия.

Похожие работы на - Монография И.Н. Ильиной 'Общественные организации России в 1920-е годы'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!