Молодежь и безработица

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    95,91 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Молодежь и безработица














КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социология молодежи»

на тему:

«Молодежь и безработица»

Содержание

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы исследования проблем безработицы в молодежной среде

.1       Молодежь как объект социологического исследования проблем безработицы

.2       Безработица молодежи: социальные индикаторы и особенности молодежного рынка труда

ГЛАВА II. Социологический анализ молодежной безработицы в России

.1 Особенности безработицы среди молодежи в РФ

.2 Пути и условия снижения безработицы в молодежной среде российского общества

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

Актуальность темы исследования данной курсовой работы определяется объективными потребностями общества в формировании и развитии молодежного рынка труда, снижении молодежной безработицы. Необходимо осмыслить динамику профессиональных предпочтений молодежи в условиях меняющего рынка профессий, информатизации и глобализации.

Актуальность курсовой работы обусловлена, большим интересом по проблеме особенностей безработицы среди молодежи в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Происходящие в последнее десятилетие в нашей стране политические и экономические перемены, изменение форм собственности, переход от командно-административной системы управления к рыночной, демократизация общественно-политической жизни поставили на повестку дня не изучавшиеся ранее проблемы рынка труда и безработицы, как его составляющей.

Наличие определенного уровня и различных форм безработицы признается практически во всех странах. При этом можно установить взаимосвязь между степенью изученности этой проблемы в определенной стране и ее положением в мировом сообществе. Наиболее развитые страны тратят большие средства на анализ, прогнозирование безработицы и разработку путей ее стабилизации, а по возможности и снижения.

Только конкретные шаги правительства по прекращению спада производства могут стабилизировать ситуацию на рынке труда. Поэтому необходимо искать варианты преодоления сложившейся ситуации на рынке труда, причем не последовательно, а параллельно со стабилизацией производства.

Общепризнанные социальные последствия безработицы, такие как рост правонарушений, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, самоубийств, политического отчуждения, а так же ряда других негативных явлений, обусловливают необходимость решения этой проблемы.

Все это, в частности, означает особую важность теоретического осмысления феномена безработицы, которое, в свою очередь, предполагает расчленение данной проблемы на отдельные значимые вопросы. В этой связи вряд ли можно преувеличить значение молодежной тематики, т.к. от того, как общество, а в частности, властные структуры, реагируют на проблемы молодежи, какую позицию занимают во взаимодействии с ней, зависит экономическое, а так же и социально-политическое состояние общества.

Положение молодежи на рынке труда среди официально зарегистрированных безработных стала одной из самых многочисленных. Таким образом, изучение проблемы занятости молодежи, разработка мер по ее стабилизации, несомненно, актуальны.

Проблемы трудоустройства и занятости рассматриваются в наше время, как правило, через призму проблемы безработицы, как наиболее важной проблемы в этой области; эти исследования сгруппировать следующим образом: структура безработицы, скрытая безработица, неполная и вторичная занятость, долговременная безработица, высвобождение работников и создание новых рабочих мест, роль государства в рыночной экономике, нормы и ценности безработных. Интерес к проблемам молодежи у отечественных исследователей был и остается стабильно высоким.

Цель исследования - изучение безработицы среди молодежи российского общества.

Объект исследования - молодежь, находящаяся в статусе безработного.

Предмет исследования - причины безработица среди молодежи и факторы снижающие ее темпы.

Задачи:

изучить молодежь как объект социологического исследования проблем безработицы;

описать социальные индикаторы факторов безработицы молодежи и особенности молодежного рынка труда;

выделить особенности безработицы среди молодежи в РФ;

определить пути и условия снижения безработицы в молодежной среде российского общества.

Гипотеза - факторы, снижающие безработицу молодежи, является успешность в обучении, мотивация выбора профессии и востребованность получаемых специальностей в регионе. Условиями снижения безработицы является синхронизация рынка труда и образовательных услуг и социально-экономические механизмы закрепления молодежи на местах проживания.

Методы исследования: теоретико-методологический анализ, анализ нормативно-правовой базы, анкетирование и статистический анализ.

Эмпирическая база исследования: анкетирование проводилось в селе Дросково Покровского района Орловской области среди молодого населения в возрасте от 17 до 22 лет.

Структура курсовой работы включает в себя: содержание, введение, две главы, четыре параграфа, заключение, библиографический список и приложение.

Глава I. Теоретические основы исследования проблем безработицы в молодежной среде

.1 Молодежь как объект социологического исследования проблем безработицы

Молодежь - это большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-политическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления, формирования. К молодежи обычно относят людей в возрасте 16-30 лет.

Молодых людей, впервые приходящих на рынок труда и не имеющих профессии или достаточного опыта, во всех странах мира принято относить к социально уязвимой группе населения. В то же время, учитывая, что молодежь есть величайший стратегический и инновационный ресурс страны, необходимо признать сферу ее занятости приоритетной частью социально-экономической политики государства. А это значит, что подготовка высококвалифицированных кадров, адаптированных к условиям рыночной экономики и владеющих новейшими технологиями, является задачей стратегической возможности, от решения которой в немалой степени зависят темпы роста экономики, ее конкурентоспособности.

В настоящее время, при переходе к новым формам хозяйствования, проблемы рынка труда в экономике и социологии выходят на главенствующие позиции. Об этом свидетельствует значительное число публикаций на данную тему. Общетеоретические и фундаментальные разработки присущи в основном экономистам. В социологическом аспекте эта проблема в последнее время затронута в ряде коллективных монографий. Именно социологи обычно используют дифференцированный подход к проблеме трудоустройства населения и расчленяют ее на относительно автономные, специфичные аспекты. Именно в социологических исследованиях как правило рассматривается проблема занятости молодежи.

.        На Западе изучение этих проблем имеет достаточно длительную историю. При этом они определяются на сегодняшний день как одни из ключевых. В фундаментальной работе, изданной Международной Организацией Труда (МОТ), сделана попытка обобщить проведенные исследования и узаконить основные понятия, относящиеся к проблемам занятости, безработицы и неполной занятости.

.        Проблемы трудоустройства и занятости рассматриваются в наше время как правило через призму проблемы безработицы, как наиболее важной проблемы в этой области; эти исследования сгруппировать следующим образом: структура безработицы, скрытая безработица, неполная и вторичная занятость, долговременная безработица, высвобождение работников и создание новых рабочих мест, роль государства в рыночной экономике, нормы и ценности безработных.

.        Интерес к проблемам молодежи у отечественных исследователей был и остается стабильно высоким.

.        Сегодня в свет выходит достаточно много работ, в которых молодежь рассматривается сквозь призму рынка. Эти исследования посвящены следующим сюжетам: структура занятости, положение на рынке труда, государственная политика занятости молодежи. Однако, они имеют узкоспециальную направленность. Кроме того, молодежь как сегмент рынка труда, рассматривается, в большинстве случаев, на страницах периодической печати, объем которых не позволяет полностью раскрыть данную проблему в целом и политико-социальный аспект в частности.

.        Несмотря на обширность литературы по данной проблеме в ее исследовании есть многочисленные лакуны: слабо представлен социальный аспект молодежной безработицы, недостаточно изучены механизмы содействия занятости молодежи, государственная политика занятости.

.        В настоящий момент - и это наиболее важно - исследования проблемы трудоустройства молодежи довольно подробно освещают почти все частные ее стороны, но комплексный анализ проблемы до сих пор не проделан.

.        Так, описано положение молодежи на рынке труда в отдельные моменты проведения экономических реформ 90-х гг., но история проблемы молодежной занятости в конце ХХ - начале XXI в. еще ожидает своего исследователя.

.        До сих пор не предпринята попытка привести в соответствие теоретический аппарат социологических и экономических исследований в соответствие с нуждами осмысления проблемы трудоустройства молодежи в ее исторической динамике. Это же касается и проблем занятости и безработицы в целом.

.        Интересный сюжет, так же не нашедший до сих пор освещения в литературе - соотношение стратегий власти и динамики проблем трудоустройства и безработицы.

1.2 Безработица молодежи: социальные индикаторы и особенности молодежного рынка труда

Безработица молодежи - одна из острейших социально-экономических проблем современности. Безработица является типичным социально-экономическим явлением для рыночной формы производственной деятельности, которая выражается в том, что часть экономически активного населения по независящим от нее причинам не имеет работы и заработка. Причины безработицы, которая является постоянной угрозой всем занятым в производстве и только вступающим в рабочую жизнь, разнообразны, как и отдельные слои армии безработных. Основная же причина многих видов безработицы связана с изменением спроса предпринимателей на рабочую силу, которая в свою очередь постоянно меняется под воздействием накопления капитала. Он при расширении производства, изменении его структуры, отталкивает рабочие силы, делая их то недостаточными, то относительно избыточными.

В результате проведения курса реформ в сфере занятости обозначились следующие тенденции:

абсолютное сокращение занятых в стране;

сокращение занятых в государственном секторе, развитие малого предпринимательства, увеличение числа самозанятых, развитие новых форм частичной и вторичной занятости;

процессы реструктуризации отраслевой занятости: сокращение численности работающих в промышленности и строительстве, науке и научном обслуживании, рост занятых в отраслях торговли и общественного питания, материально-технического обслуживания, сбыта, ЖКХ, здравоохранения, кредитования, финансирования, страхования и т.п.;

возникновение рынков детского труда, рабочих мест для лиц послепенсионного возраста;

расширение занятости в сфере личных услуг (охрана, личный транспорт, обслуживание на дому и т.п.);

легализация безработицы и быстрое ее распространение на территории России в связи с сокращением спроса на рабочую силу; увеличение уровня латентной безработицы;

усиление процессов текучести, высвобождение рабочей силы, трудовая миграция, изменение ее направлений и форм;

активное развитие неформального сектора и рост занятости в теневой экономике;

выделение наименее защищенных слоев населения с точки зрения трудового законодательства в лице молодежи и женщин.

Существует два вида безработицы, которые в свою очередь охватывают многочисленные ее разновидности:

.Естественная безработица характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способной достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебания спроса и обусловленных ими потребностей производства. К ней относятся:

институциональная безработица, которая порождается механизмами, институтами рыночной системы и факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы (чрезмерные выплаты по линии социального бюджета, ведущие к смещению предпочтений трудоспособного населения в сторону праздности; введение гарантируемого минимума зарплаты, повышение налогов, ведущее к сокращению объемов доходов работников, порождают инертность рабочей силы; отсутствие информации о свободных рабочих местах; отставание рынка труда от потребностей производства в изменении структуры профессии, в уровне квалификации и т.д.);

фрикционная (текучая) безработица, которая связана с поисками или ожиданием работы;

добровольная безработица включает часть трудоспособного населения, которое по тем или иным причинам не хочет работать.

. Вынужденная безработица возникает тогда, когда текучая безработица превышает естественную норму. Существует немало ее разновидностей:

технологическая безработица возникает в связи с внедрением малолюдной и безлюдной технологий, основанных на электронной техники. Сочетается с высоким уровнем доходов занятых. В современных условиях ведет к безработице среди специалистов, работающих на компьютерах первых поколений, а также быстрому росту надомной занятости, так как персональные компьютеры легко включаются в коммуникационные системы;

региональная безработица формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально-экономических, психологических факторов, а поэтому непреодолимо только с помощью средств экономики;

скрытая безработица. Временная безработица принимает иногда скрытые формы: это работники, которые трудятся неполный рабочий день, рабочую неделю; безработные, потерявшие право на пособия и незарегистрированные на бирже; в странах с деформированным рынком большинство работников трудятся неэффективно, не в полную меру своих реальных возможностей, так как не имеют стимулов к труду или им несвоевременно поставляется сырье, материалы и т.д. Уровень этого вида безработицы достигает порой 50 %.

Уровень официально зарегистрированной безработицы на начало 1999 года (с учетом работающих в режиме неполной занятости и находящихся в отпусках по инициативе администрации работников) достигает более 20% экономически активного населения. А если учесть такую особенность национальной безработицы как - предельно низкий процент зарегистрированных безработных, станет понятным необходимость корректировки данного показателя, естественно, в направлении его увеличения. Таким образом, в нашей стране практически каждый четвертый трудоспособный гражданин - безработный!

Общая численность безработных россиян возросла в марте 2011 года на 9,9% по сравнению с предыдущим месяцем до 5,618 млн. человек. Такие данные приводит Федеральная служба государственной статистики. Отметим, что в годовом исчислении безработица в РФ уменьшилась в марте 2011 года на 13,4%. В марте 2011 года, по предварительным итогам обследования населения по проблемам занятости, 5,6 млн. человек, или 7,1% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной организации труда), - говорится в материалах Росстата. В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных были зарегистрированы 1,6 млн. человек, в том числе 1,4 млн. человек получали пособие по безработице. Как отмечает Росстат, численность экономически активного населения в марте текущего года составила, по предварительным итогам обследования населения по проблемам занятости, 75 млн. человек, или около 53% от общей численности населения страны. Половина занятого населения сосредоточена в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. В феврале 2011 года в них работали 34,6 млн. человек, или 49,7% общей численности занятых. Кроме того, в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, привлекались на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1,7 млн. человек (в эквиваленте полной занятости).

Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в этих организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в феврале 2011 года составило 36,3 млн. и было меньше, чем в феврале прошлого года на 0,1 млн. человек, или на 0,1%.

По сравнению с маем 2010 г. численность занятого населения увеличилась на 762 тыс. человек, или на 1,1 процента, численность безработных сократилась на 347 тыс. человек, или на 6,3 процента.

В июне 2010 г. численность занятого населения была выше, чем в июне 2009 г. на 1,8 процента, численность безработных - ниже на 17,7 процента.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 2,8 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце июня 2010 г. в госучреждениях службы занятости было зарегистрировано в качестве безработных 1866 тыс. человек.

В Москве уровень безработицы составляет 1,8 процента (самый низкий уровень), в Санкт-Петербурге - 2,8 процента. Самый высокий уровень безработицы зафиксирован, как и ранее, в Ингушетии - 50,6, в Чечне - 41,4 процента. В Центральном федеральном округе самый высокий уровень безработицы отмечен в Орловской области (9,2 процента).

По данным Управления труда и занятости Орловской области в марте 2011 года на учете состояло 7,7 тыс. незанятых трудовой деятельностью граждан из них 7,0 тыс. человек имели статус безработного, получали пособие по безработице - 6,4 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы составил 1,7% экономически активного населения. В марте 2011 года статус безработного получили 1338 человек, из числа безработных было трудоустроено 612 человек.

Тем более что основная часть безработного населения формируется из наиболее активной, образованной, динамичной, перспективной прослойки населения - из молодых людей (20-40% от общего числа зарегистрированных безработных, как в капиталистических странах Европы, так и у нас в стране, составляет молодежь в возрасте до 29 лет). Подобная ситуация чревата самыми острыми социально-экономическими последствиями для современного общества. Не стоит говорить о том, что безработица сама по себе является не только индикатором экономической нестабильности в стране, но и одной из самых глобальных социально-экономических проблем современности. С одной стороны, сужение источников доходов семей при росте безработицы, вызывая деградацию потребления, не может не стать фактором обнищания населения, а стало быть, и торможения экономического роста. С другой стороны, слабая социальная защищенность приводит к разочарованиям в жизни и как крайний выход - к увеличению самоубийств.

В отличие от молодежи западных стран, возраст вступления которой во взрослую жизнь объективно повышается, российской молодежи приходится вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. При этом различные отрасли экономики будут принимать молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. И если в сфере услуг и предпринимательства молодежь составляет уже сегодня и будет составлять значительный процент работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и муниципального управления доля молодых работников сегодня незначительна и не сможет обеспечить преемственности в передаче функций в будущем.

По характеру труда в материальном производстве молодежь распределилась следующим образом: 89,8 % - работают по найму, 2,7 % - владеют бизнесом с наемным трудом, 2,2 % - работают по найму и имеют собственный бизнес, 2,5 % - заняты индивидуально-трудовой деятельностью, 5,5 % - другими видами деятельности (мелкая коммерция, работа в личном подсобном и домашнем хозяйстве). То есть подавляющее большинство молодежи в материальном производстве составляет наемную рабочую силу.

Лишь немногим более двух процентов молодых людей владеют собственными предприятиями, производящими продукцию, являются работодателями. И около десяти процентов занимаются малым бизнесом.

В целом достаточно высок уровень образования молодежи в материальном производстве. 61,6 % - занятых в этой сфере имеют не только профессию, но и профессиональное образование, что свидетельствует о высоком воспроизводственном потенциале молодежи. Фактором воспроизводства данной сферы. Она выступает основным источником пополнения рядов интеллигенции, составляющей ядро среднего класса. Российские предприниматели при найме работников в среднем также отдают определенное предпочтение лицам более молодых возрастов. Более того, при условии открытого найма (объявлении о вакансиях или обращении в рекрутинговые агентства) многие работодатели оговаривают, что принимают заявки на трудоустройство только от лиц, моложе определенного возраста (как правило, до 30 лет). В итоге в целом в России в настоящее время возможности трудоустройства у молодёжи гораздо больше, чем у лиц средних и старших возрастов, даже, несмотря на отсутствие у молодёжи опыта работы.

Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые выпускники вузов и среднеспециальных учебных заведений. Разумеется, не все выпускники учебных заведений ищут работу и попадают на рынок труда. Часть из них планирует продолжить образование, другие не трудоустраиваются по иным причинам.

Молодежный рынок труда имеет свою специфику.

Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентацией молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.

Во-вторых, специфична для молодежного рынка труда низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодежь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.

В-третьих, молодежная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодежи, которая нигде не работает и не учиться, в целом по России превысила миллион.

В-четвертых, молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.

В-пятых, в последние десять лет на молодежном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам. Проблема заключается в том, что при приеме на работу работодатели предпочитаю брать на работу скорее мужчин, чем женщин. Наименее желательным кандидатом при приеме на работу оказывается молодая замужняя женщина, не имеющая детей. Работодатель в данном случае предполагает возможную скорую беременность такой женщины и, не желая нести лишние расходы на оплату декретного отпуска, однозначно делает выбор в пользу других кандидатов. Таким образом, женщинам предлагаются следующие решения проблемы: Прежде всего - использование возможностей служб и курсовой сети Департамента занятости для предоставления возможности женщинам пройти специальный тренинг, позволяющий впоследствии взаимодействовать с работодателем более успешно и преодолевать предрассудки, ведущие к дискриминации по половому признаку. Другим предложением стало - использовать некие обходные пути, позволяющие женщине, несмотря на сложившуюся ситуацию, получить работу. Такими путями могут стать: работа на дому, разовые работы, самозанятость. Последний вариант предложен для женщин, обладающих высокой квалификацией и желающих иметь работу, позволяющую раскрыть их интеллектуальный и творческий потенциал. Еще одним решением проблемы может стать в перспективе предоставление кадровыми агентствами услуги по лизингу персонала. Однако в условиях современного налогообложения использование этих услуг для работодателя крайне невыгодно, а потому реализация данного предложения представляется в настоящее время проблематичным.

Перед выпускниками среднего и высшего профессионального образования, желающими найти работу, даже временную, существует проблема трудоустройства, т.к. у них нет опыта работы, но есть большое желание работать.

Безработица представляет собой форму проявления занятости, характеризующуюся крайней степенью отклонения от равновесия, и может быть определена как отношение между работником и обществом в условиях товарной системы хозяйствования по поводу трудового ресурса, который в данный момент времени невозможно задействовать в общественном производстве. Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи были созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Оказание помощи в трудоустройстве молодежи - одно из приоритетных направлений деятельности центра занятости населения.

Российскую безработицу отличает сочетание явной (официально регистрируемой), и неявных (скрытых, латентных) форм с преобладанием последних. Различие между общим уровнем безработицы и официально регистрируемым усиливается и приводит к тому, что 10% экономически активного населения, будучи вынужденно незанятыми, остаются за пределами государственного регулирования занятости и, соответственно, не имеют никакой поддержки от государства. Это происходит на фоне роста хронической и застойной составляющих безработицы.

Кроме того, за последние годы в нашей стране уровень благосостояния молодого поколения часто оказывается относительно худшим, чем у других групп населения. В настоящее время в Российской Федерации государством не создано необходимых условий, обеспечивающих реализацию права молодых граждан на труд. Рост безработицы среди молодежи ведет не только к экономическим потерям для молодого поколения, для личности и семьи молодого гражданина. Снижается научно-технический и профессиональный потенциал предприятий, подрываются основы для будущего экономического роста.

К социально-экономическим последствиям безработицы относят: обесценивание, недоиспользование человеческого потенциала общества, ухудшение качества жизни безработных и членов их семей, усиление давления за размер заработной платы занятых со стороны конкурирующих на рынке труда, увеличение затрат общества и индивида на восстановление или изменение профессионального статуса и уровня производительного труда.

Также к социальным последствиям безработицы можно отнести неравенство на рынке труда и даже дискриминацию по отношению к определенным слоям населения со стороны работодателей. Конкуренция на рынке труда не всегда может быть благом для общества, есть определенные слои населения, которые не могут быть равноценными конкурентами - это такие группы как выпускники без опыта и стажа работы. Социальными последствиями безработицы для таких групп может стать дискриминация.

Дискриминация молодых людей на рынке труда - это актуальная проблема для любой рыночной экономики, тем более для Российской, когда безработными становятся невостребованные выпускники ПТУ, ВУЗов и техникумов-молодые люди имеющие образование, но не имеющие опыта работы по специальности.

Но если у людей равные способности и квалификация, они выполняют одинаковую работу, а получают не одинаковое вознаграждение или по-разному продвигаются по служебной лестнице, то можно говорить о дискриминации. Особенно она заметна, когда функционирование рынка труда регулярно воспроизводит различия в положении определенных групп населения. Так как очевидно, что худшее положение на рынке труда, например женщин или национальных меньшинств не может быть объяснено предположением о худших в среднем индивидуальных склонностях женщин по сравнению с мужчинами или худших в среднем способностях работников из национальных меньшинств по сравнению с работниками основной национальности. В таком случае у людей из этих групп неравные возможности на рынке труда по сравнению с другими работниками, что и означает дискриминацию.

Дискриминации на рынке труда могут подвергаться различные категории работников. Выделяют дискриминацию по полу, национальности, расе, возрасту и т. д. Для нашей страны, несомненно, актуальность имеют вопросы равенства возможностей на рынке труда между молодежью и более старшим поколением.

В молодежной политике на уровне Федерации до сих пор не действует современная, гибкая нормативная база. Это касается, прежде всего, федерального закона о государственной молодежной политике, а также бюджетно-финансовых механизмов взаимодействия центра и регионов в рамках программно-целевого подхода к молодежной политике. Слабая социальная защищенность приводит к разочарованиям в жизни и как крайний выход - к увеличению самоубийств. Сегодня перед службой занятости области стоит задача объединить усилия всех вышеназванных организаций, распространять накопленный профконсультантами службы занятости опыт работы, внедрять новые, современные технологии оказания профориентационной помощи молодежи. Грамотно построенная межведомственная работа, взаимодействие с социальными партнерами позволяет решать многие насущные проблемы занятости молодежи.

Среди экономических факторов, которые необходимо учитывать при формировании молодежной политики занятости, на наш взгляд, важную роль играют структурные изменения. Предполагаемые сдвиги в структуре экономики должны быть увязаны с занятостью и направлены на повышение ее эффективности. Однако в нашей стране отраслевая структура занятости за претерпела лишь незначительные изменения.

Анализ ситуации свидетельствует, что в основе нарушений профессионального равновесия в сфере труда лежат несоответствие структуры и качества подготовки рабочих кадров учреждениями профобразования спросу на него со стороны работодателей, необработанность механизмов взаимодействия рынка труда с рынком образовательных услуг, неотлаженное социальное партнерство в этой сфере. В числе многих причин дефицита кадров - низкая мотивация молодежи к труду на производстве, неудовлетворительные условия труда и его оплаты, отсутствие гарантированного социального пакета и др.

ГЛАВА II. Социологический анализ молодёжной безработицы в России

.1 Особенности безработицы среди молодёжи в РФ

безработица молодежь рынок труд

В России в условиях мирового кризиса особенно ярко проявилась неконкурентоспособность молодежи на рынке труда. В статье приводятся статистические данные, характеризующие безработицу среди молодежи. Отмечено, что общие беды безработных молодежь воспринимает и переживает острее, чем зрелые и опытные работники. Автор предлагает ряд мер, способствующих трудоустройству обозначенного круга безработных.

В условиях социально-экономической нестабильности важной сферой государственного регулирования является занятость населения, относящаяся к одной из ключевых его жизненных потребностей и являющаяся основным направлением развития его социальной защиты. Сегодня, когда полноценный российский рынок труда только формируется, требуется незамедлительно разработка и реализация политики занятости, в которой сокращение безработицы среди молодежи является одной из приоритетных целей развития российского общества.

Разработка эффективных стратегий преодоления безработицы молодежи находится в центре внимания не только государства, но и международных организаций, а также научной общественности. Это объясняется тем, что безработица, как правило, “ударяет” молодежь сильнее, чем другие возрастные группы, в связи с чем социальная маргинализация молодежи является острейшей проблемой для любого общества. Вышесказанное определяет актуальность и необходимость более глубоких исследований указанной зависимости. Важность предлагаемого среза изучения проблематики безработицы обусловливается еще и тем, что в России молодежная безработица до настоящего времени остается малоизученным экономическим явлением. Можно насчитать лишь несколько специальных научных исследований, посвященных этому вопросу.

Несмотря на ежегодное уменьшение безработицы в нашей стране, проблема занятости молодежи не теряет остроты: более 2,5 млн. молодых людей не имеют работы, трудоустраиваются лишь 50% выпускников вузов. Данные же статистики свидетельствуют, что увеличение безработицы на 1% приводит к росту преступности на 8%. Удручающее положение с наркоманией: 76%употребляющихнаркотики - молодежь.

Ежегодно на рынок труда приходят выпускники системы начального, среднего и высшего профессионального образования. Наибольшее влияние на численность занятых в экономике оказывают выпускники дневной формы обучения. Общая численность этой категории составляет около 1,5 млн. чел. ежегодно. В это число не входят выпускники, призванные в ряды Вооруженных сил, а также продолжившие обучение на других уровнях профессионального образования.

В российской практике окончание учебного заведения относится к концу июня, выпускники приходят на работу в сентябре. Отметим, что подавляющая их часть трудоустраиваются; доля нетрудоустроенных (на 1 декабря 2009 г.) составила 8%. Разовый приход на рынок труда свыше 1 млн. выпускников увеличивает общую численность потенциальных работников и переводит рынок труда в неравновесное состояние. Из-за превышения предложения над спросом движение рынка труда к равновесному состоянию проходит как за счет естественно-возрастного выбытия работников, так и за счет увольнения работников; следствием этого является рост официально зарегистрированных безработных. Увольнение избыточных неконкурентоспособных работников начинает происходить с задержкой в два-три месяца после массового прихода выпускников. Естественное возрастное выбытие идет равномерно в течение года и не оказывает влияния на численность безработных.

Основное противоречие, характерное для современного молодежного рынка труда, - увеличивающийся разрыв между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Поскольку молодежь, как правило, не имеет практического опыта трудовой деятельности (либо он недостаточный), ее высокие требования к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы. Поэтому уровень безработицы среди молодежи намного выше, чем в старших возрастах (табл. 1). населения - 18,9%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения - 3,1 раза, сельского населения - 2,4 раза.


Согласно данным табл. 1, в течение всего анализируемого периода наиболее высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (до 32,1% в 2004 г. и 30,9% в 2008 г.) и 20-24 лет (до 16,2% в 2000 г. и 12,9% в 2008 г.).

Если в 2008 г. средний возраст безработных мужчин и женщин составлял 34,7 года, то в октябре 2010 г. он увеличился до 35,3 года. В группе молодых людей, чей возраст 15-19 лет, уровень безработицы вырос и составил32,6%,в группе 20-24 лет - 13,4%. Всреднем среди молодежи в возрасте15-24лет уровень безработицы в октябре 2010 г. составил 15,5%,втомчислесредигородскогонаселения - 14,1%,средисельского.В 2008 г. в общей численности безработных 27% составляли лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. Доля данной группы безработных имела тенденцию к увеличению на протяжении 2000-2006 гг. (табл. 2)2. Лишь в 2007-2008 гг. наблюдается небольшое сокращение численности безработных, которые ранее не имели работы (примерно на 2% в год). Воктябре2010 г.ихчисленностьсоставила1,4 млн. чел.(27,6% в общей численности безработных) и сократилась по сравнению с октябрем2009 г.на25 тыс. чел., или на 1,8%. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (по 18% - за счет молодежи до 20 лет и 2529 лет, 46% - от 20 до 24 лет). При этом каждый шестой молодой безработный - выпускник учебного заведения.

Рост числа безработной молодежи и серьезное падение уровня жизни населения в последние годы привели к тому, что бедность стала устойчивым явлением не только для социально уязвимых категорий населения с ограниченной трудоспособностью, но и для вполне трудоспособной молодежи, которая в прежние времена могла полностью обеспечивать себя и оказывать финансовую поддержку своим близким. Материально благополучные ранее категории работающей молодежи стали формировать армию “новых бедных”. При этом вероятность стать безработным у молодых людей более чем в 3 раза выше, чем у взрослых.

Снижение реальной заработной платы резко ухудшает условия воспроизводства рабочей силы и инициирует пагубный процесс общего упрощения труда. Низкий уровень доходов молодых работников не коррелирует с заоблачными ценами на жилье и дороговизной продуктов, лекарственных препаратов, высокими транспортными расходами. Бедность провоцирует ухудшение состояния здоровья не только молодежи, но и ее будущего потомства, что ведет к дальнейшему ухудшению качества национального человеческого потенциала.

Общие беды безработных молодежь воспринимает и переживает острее, чем зрелые и опытные работники, в силу своих возрастных особенностей и неуверенного положения на рынке труда. Испытание безработицей - очень суровое испытание, тем более что неудавшаяся в самом начале жизни профессиональная карьера может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе человека. Ситуация, когда за годами образования и подготовки следует период безработицы, означает, с одной стороны, “невостребованность” и недостаточную эффективность полученного образования и, с другой - деквалификацию работника. Высокий уровень безработицы среди молодежи приводит к ее изоляции и отчуждению от общества, а в некоторых случаях - к усилению преступности, наркомании, насилия. Для страны это реальная угроза появления “потерянного поколения” - людей без практических навыков, опыта работы и даже желания трудиться, что может серьезно нарушить воспроизводство рабочей силы, замедлить экономический рост в будущем. А для эффективного развития отечественной экономики необходимо платежеспособное население, в том числе и молодежь.

Безработица среди молодежи имеет свои специфические черты - по продолжительности она значительно короче, чем у представителей более старших возрастов, однако значительно выше по частоте: наиболее распространена так называемая “поисковая” (или “фрикционная”) безработица.

Если фрикционная безработица среди молодежи. Выступает естественным, а зачастую и полезным для ее самоопределения явлением, то усиление структурной и циклической безработицы отражается на ней самым негативным образом. В период экономического спада работодатели в первую очередь освобождаются от наименее конкурентоспособных работников, к которым также относятся молодые люди, не имеющие трудового стажа и профессионального опыта. Они пополняют ряды безработных. В результате уровень молодежной безработицы в несколько раз превышает аналогичный показатель по более страшим категориям рабочей силы.

Если кризисные формы затягиваются, молодежная безработица приобретает хроническую форму: снижается интенсивность поиска рабочих мест, теряется полученная квалификация. Велика вероятность, что молодые люди останутся безработными и в посткризисный период.

Вместе с тем безработица для молодежи в огромной степени селективна, она не затрагивает в одинаковой степени всех молодых людей, но концентрируется внутри отдельных групп.

Последние включают молодых людей из экономически слабых регионов, молодых людей со слабой школьной подготовкой и без профессионального обучения, молодых людей из социально неблагополучных семей. Это означает, что во многих случаях безработица среди молодых людей помогает сохранять и передавать бедность из одного поколения в другое.

Бедственное положение большинства молодых людей, затронутых безработицей, требует усиления внимания к этой проблеме со стороны государства. Очевидно, что в настоящее время система социальной защиты не в состоянии обеспечить назначение достойного по размеру пособия по безработице группе безработной молодежи, пытаясь охватить чрезвычайно широкой круг получателей незначительными по размеру выплатами. Ситуация может улучшиться в результате установления более жестких барьеров при одновременном увеличении реальной суммы выплат. Однако возможна такая политика лишь при условии глубокого понимания процессов, находящихся в основе поведения, и процесса принятия решений на уровне индивидуальных получателей пособий.

Проведенное автором исследование показало следующие тенденции занятости молодежи:

Таблица № 1. «Структура доходов студентов»

Вопрос анкеты: Ваши доходы складываются из:

Ответ на вопрос

Частость

% к числу анкет

Учусь, нахожусь на попечении родителей

10

50%

Учусь и работаю (иногда работаю)

8

40%

Самостоятельно зарабатываю (постоянная работа)

2

Итого

20

100


Как видно из таблицы № 1 преобладает большинство учащейся молодежи находящейся на содержании родителей, т.е. не имеют самостоятельных денег. Однако, 40% т.е. каждый третий показали, что совмещают учебную деятельность с работой, что свидетельствует об опыте трудовой занятости. Лишь 10% живут на самостоятельно заработанные средства. Таким образом, структура доходов студентов отличается, и большинство находится на попечении родителей.

Таблица № 2. «Социальный оптимизм»

Вопрос анкеты: Ваше представление о трудоустройстве по специальности по окончании ВУЗа?

Ответ на вопрос

Общее количество учащихся

Процентное соотношение

Вероятнее всего, найду работу

12

60%

Мало верю в возможность трудоустройства

8

40%

Итого

20

100


Представленные в таблице № 2 мнения респондентов отражают социальный оптимизм относительно трудоустройства после окончания обучения. Так, 60% полагают, что они найдут работу. Наряду с этим, 40%

(каждый третий) не надеется найти работу после окончания учебного заведения. Это свидетельствует о значительном кластере молодежи, испытывающей тревогу по поводу трудоустройства. Эту тенденцию подтверждают другие социологические исследования.

Таблица №3. «Представление о доходах»

Вопрос анкеты: Вы предполагаете, что после окончания ВУЗа будете иметь среднемесячный доход:

Ответ на вопрос

Общее количество учащихся

Процентное соотношение

15 тыс. руб.

12

60%

25 тыс. руб.

6

30%

7 тыс. руб.

2

10%

Итого

20

100


Как видно из таблицы № 3 представление о доходах учащейся молодежи довольно оптимистическое. Так 60% респондентов предполагают, что они будут получать после окончания ВУЗа - 15 тыс. рублей. Каждый пятый (30%) надеются на получение дохода в размере 25 тыс. рублей. Лишь 10% предполагают, что будут получать 7 тыс. рублей. В тот момент, как оплата труда в государственном секторе в Орловской области в настоящее время очень низкая, так учитель, воспитатель, врач и инженер - имеют среднемесячный доход в размере 6 тыс. рублей. Это свидетельствует, с одной стороны, об амбициозности учащейся молодежи, что очень полезно для выбора жизненных стратегий. С другой стороны, говорит об отрыве от реальности и необходимости принятия, скорейших мер, о повышении оплаты труда в государственном секторе. Иначе учащаяся молодежь переходит в кластер вынужденных трудовых мигрантов. О чем свидетельствуют данные следующей таблицы под № 4.

Таблица № 4. «Миграционный потенциал молодежи»

Вопрос анкеты: Вы бы предпочли работать:

Ответ на вопрос

Общее количество учащихся

Процентное соотношение

В России

8

40%

В России, в мегаполисе (Москва, Санкт-Петербург)

7

35%

За границей

3

15%

По месту постоянного проживания (прописки)

2

10%

Итого

20

100


Представленные в таблице № 4 данные отражают миграционный потенциал учащейся молодежи. Положительным фактором является желание 40% респондентов остаться работать в России. Так, 10% планируют трудоустроиться по месту постоянного проживания (прописки). Это также положительное явление, жаль, что это лишь каждый десятый, поскольку переезд в другую местность снижает мезоидентичность, социальную активность и требует ресурсов для адаптации. Каждый пятый опрошенный (15%), показывают желание уехать работать за границу. Каждый третий (35%), планируют переезд в мегаполис (Москва, Санкт-Петербург). Таким образом, проведенное исследование показало высокий миграционный потенциал учащейся молодежи.

Таблица № 5. «Мнения о причинах трудовой миграции»

Вопрос анкеты: По Вашему мнению, молодежь едет работать в другую страну, потому что:

Ответ на вопрос

Общее количество учащихся

Процентное соотношение

 

Больше доход

13

65%

 

Перспективы

5

25%

2

10%

 

Итого

20

100


Как видно из таблицы № 5 причинами трудовой миграции, является уровень доходов, жизненные перспективы и карьера. Примечательно ранговое распределение значимости этих сторон жизни и труда. Приоритетным, по мнению респондентов, является доход - (65%). Второе, третье места разделили следующие причины переезда молодежи в другую страну во мнениях респондентов: перспективы (25%) и карьерный рост (10%). Это свидетельствует об искаженном представлении учащейся молодежи о трудовой миграции, ведь совершенно очевидно, что сделать карьеру в другой стране гораздо труднее, чем в своей.

Таблица № 6. «Жизненные планы»

Вопрос анкеты: Вы планируете в ближайшие 5 лет заниматься:

Ответ на вопрос

Общее количество учащихся

Процентное соотношение

 

Построить карьеру и завести семью

11

55%

 

Хочу заработать денег

5

25%

 

Только карьерой

3

15%

 

Обзавестись семьей, потом строить карьеру

1

5%

 

Итого

20

100


Представленные данные в таблице № 6, характеризуют жизненные планы учащихся. Интересно, что большинство - (55%) в ближайшие 5 лет планируют построить карьеру и обзавестись семьей. Каждый четвертый - (25%) в ближайшие 5 лет сориентированы на зарабатывании денег. Это положительная картина дальнейшего жизненного планирования. И только 15% сориентированы только на карьеру и лишь 5% хотят обзавестись семьей, потом строить карьеру.

Таблица № 7. «Репродуктивное планирование молодежи»

Вопрос анкеты: Вы планируете обзавестись детьми:

Ответ на вопрос

Общее количество учащихся

Процентное соотношение

Как получится

9

45%

Через 5 лет

6

430%

Не раньше чем через 7 лет

3

15%

Другое

2

10%

Итого

20

100


Как видно из таблицы № 7, большинство респондентов выбрали ответ «Как получится», которое составляет 45%, т.е. если эта учащаяся молодежь будет придерживаться репродуктивных планов, таким образом, такой результатам повысит демографические риски. Каждый пятый (15%) планирует обзавестись семьей не раньше чем через 7 лет - это все отнесено на дальнейшие сроки, т.к. это связано с неуверенностью в перспективе и трудоустройством, а также с миграционными планами. Такая перспектива респондентов может привести к демографическому регрессу.

Таблица № 8. «Отношение к сфере занятости»

Вопрос анкеты: Вы бы хотели работать:

Ответ на вопрос

Общее количество учащихся

Процентное соотношение

 

В частной компании

9

45%

 

В государственном учреждении

7

35%

 

Как получится

3

15%

 

Мне все равно

2

5%

 

Итого

20

100


Представленные данные в таблице № 8 свидетельствуют о том, что каждый второй хотел бы работать в частной компании (45%), каждый третий (35%) хотели бы работать в госсекторе. И лишь 15% респондентов выбрали ответ «Как получится». Это связано: стабильность - в госсекторе, выше заработная плата - в частной компании.

Таблица №9. «Представление о структуре досуга вближайшие5 лет»

Ответ на вопрос

Общее количество учащихся

Процентное соотношение

Не отказываться от возможности подработать

16

80%

Не отказываться от досуга и отдыха, а отказаться от подработки

3

15%

Другое

1

5%

Итого

20

100

Как видно из таблицы № 9, тотальное большинство сориентированы на максимальное использование жизненных ресурсов с целью повышения доходов (80%) и лишь каждый шестой планирует сочетать работу и отдых. Эти негативные тенденции чреваты перегрузками, отражаются на здоровье и социальном самочувствии, а также о потребительских и прагматических ориентирах молодежи.

Таблица № 10. «Отношение к работе в сельском хозяйстве»

Вопрос анкеты: Вы бы хотели работать в сельском хозяйстве?

Ответ на вопрос

Общее количество учащихся

Процентное соотношение

Нет

19

95%

Да

1

5%

Итого

20

100


Представленные данные в таблице № 10 показывают, что тотальное большинство (95%) не желают работать в сельском хозяйстве и лишь 2% хотят работать в сельском хозяйстве.

Таблица № 11. «Мнения об условиях труда сельской местности»

Вопрос анкеты: Как Вы думаете, почему молодежь не хочет работать в сельской местности?

Ответ на вопрос

Частость

% к числу анкет

 

Нет возможности для развития карьеры

9

55%

 

Низкая оплата труда

6

30%

 

Нет условий для интересного досуга

3

15%

 

Нет работы по специальности

2

10%

 

Большая нагрузка по дому из-за подсобного хозяйства

0

0%

 

Итого:

20

100


Как видно из таблицы № 11, причинами отказа от выбора занятости в сфере сельского хозяйства, в порядке значимости: 55% - нет возможности для развития карьеры; 30% - низкая оплата труда; 15%нет условий для интересного досуга и лишь 10%нет работы по специальности. На эти тенденции также следует обратить внимание органам власти, заинтересованным в удержании молодежи на местах постоянного проживания.

Таким образом, проведенное исследование показало:

.        Факторами безработицы молодежи является: нежелание оставаться в своем городе, поэтому она мигрирует в большие города как: Москва, Санкт-Петербург.

.        Во мнениях респондентов мегаполисах существует больше возможностей для карьерного роста, роста доходов и жизненных перспектив.

.        Условиями решения проблемы миграции молодежи с мест проживания требует комплексного подхода:

а) в форме нормативного закрепления реализации права на труд молодых специалистов в частном секторе экономики;

б) необходимы социальные механизмы, стимулирование закрепления молодежи на местах постоянного проживания в форме предоставления ипотечных льгот;

в) необходимо осуществление контроля за соответствием потребностей рынка труда и предоставлением образовательных услуг подготовки специалистов в регионе.

2.2 Пути и условия снижения безработицы в молодежной среде российского общества

Сегодня работа для студента - получение практического профессионального опыта, новых знаний и ускоряющих процесс их профессионального становления и последующего трудоустройства. Ознакомление с условиями работы в различных организациях, помогает студентам формироваться как работникам, выбирать место постоянной работы после окончания учебы, заинтересовать собой работодателя. Для значительной части студентов работа - возможность самостоятельно зарабатывать деньги. Молодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы. В немалой степени это связано с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуации рынка труда. Для решения этой проблемы предложено, прежде всего, раннее привлечение подростков к труду.

Другим важным моментом является необходимость наличия у выпускников вузов высокого уровня самоорганизации с тем, чтобы в поиске работы иметь возможность соответственно встречать и преодолевать трудности, связанные с некомфортностью предлагаемого труда.

Кроме того, для российского общества актуальной является работа по включению в общественном сознании механизма активного поиска работы. Эта работа состоит, прежде всего, в информировании молодежи о принципах и технологиях поиска.

В настоящее время население крайне неудовлетворительно информировано о возможностях поиска работы. При этом играют роль как уже упоминавшаяся пассивная позиция в поиске работы, так и определенного рода предрассудки, неверная интерпретация ищущими работу гражданами своего положения, как неудачника и просителя. Кроме того, оказалось, что информационных каналов о спросе на рынке труда явно недостаточно. В связи с этим необходимой представляется работа по широкому и доступному информированию населения о существующих на рынке вакансиях.

Существует несоответствие между тем, какие специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы. В данном случае речь идет о том, что рынок труда в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна.

Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей. В данном случае наиболее важным представляется наличие у выпускников навыков, позволяющих быстро адаптироваться к изменившейся ситуации. Эти навыки должны воспитываться в процессе социализации личности, как в семье, так и во время обучения специальности. Кроме того, возможно налаживание механизма, при котором учебные заведения будут заключать с предприятиями прямые договора на обучение специалистов требуемых специальностей.

Создание информационных систем, позволяющих учитывать спектр вакансий, анализировать их и прогнозировать ситуацию на рынке труда тоже улучшит ситуацию.

) Рассылка резюме потенциальным работодателям.

) Объявление в СМИ или обращение по объявлениям фирм-работодателей.

) Участие в ярмарках вакансий.

) Обращение в службы занятости.

) Использование рекомендаций родственников и знакомых.

) Рассылка резюме потенциальным работодателям.

Резюме - развернутая «визитная карточка» потенциального сотрудника, значение которой часто недооценивают. А ведь именно с чтения резюме начинается «знакомство» работодателя с претендующим на вакантную должность специалистом. Как говорится, «у вас не будет второго шанса произвести благоприятное первое впечатление». И только на двадцать девятом - «недостаточные знания по специальности». Чтобы свести к минимуму возможность получения отказа, задача соискателя - произвести самое благоприятное впечатление и дать максимально полное представление о себе: желаниях, интересах, способностях, не указанных в резюме. Документы: резюме, копии дипломов, свидетельства и сертификаты, подтверждающие квалификацию, и рекомендательные письма.

)Ярмарка вакансий - мероприятие, на котором происходит непосредственный контакт работодателей и тех, кто может быть заинтересован в работе. Одно из преимуществ ярмарки - возможность установить визуальные контакты с несколькими работодателями. Ярмарки вакансий проводятся и в малых городах и учебных заведениях.

Одной из возможных является обращение в государственные службы занятости.

Государственное отделение занятости дает право безработному стать на учет, и даже получать ежемесячное пособие. Городские отделения занятости населения располагают большим объемом информации о наличии вакантных мест на предприятиях с соответствующими, заработной платой, условиями работы, условиями профессионального роста. Система профессиональной ориентации стала неотъемлемой частью государственной политики занятости, поскольку в современных условиях очень важны быстрое реагирование на потребности рынка труда и индивидуальный подход к каждому безработному.

Еще одним ресурсом являются социальные сети - использование деловых связей родственников и знакомых. Старый, но приносящий результаты способ. До сих пор в нашей республике некоторые организации приглашают новых сотрудников по протекции. Наш свободный рынок труда отличается от западного по многим параметрам. В частности, как отмечают специалисты, у российских молодых соискателей рабочего места по сравнению с их, скажем, европейскими сверстниками, сильно завышены личные амбиции. Если на Западе большинство хочет устроиться в небольшую компанию, чтобы там набраться опыта и, если удастся, обеспечить плацдарм для карьеры, то россияне мечтают сразу о крупной корпорации, где, как им кажется, гарантированы высокие зарплаты и быстрое карьерное продвижение.

Существуют специализированные сайты на которых можно опубликовать свое резюме, такие как «nsk.erabota.ru», «job.ngs.ru», «job-list.ru», «www.zarplata.ru» и др. При размещении резюме в Интернете, информация получается довольно краткой, на данном этапе важно заинтересовать работодателя, чтобы он захотел поговорить более подробно. Важно представить как можно более полные сведения по профессиональному опыту, личные качества, которые могут быть полезны для данной вакансии. Увлечения также помогают создать более полный образ. Важным механизмом просвещения является СМИ.

Сегодня существует несколько изданий, помогающих людям найти работу. Самые крупные и эффективные из них - «Работа для Вас», «Работа сегодня». Объявления в газетах полезно читать, так как они сообщают, какие вакансии открыты в настоящий момент, во вторых они могут дать дополнительную информацию об интересующей Вас работе. Если Вы встречаете заинтересовавшее Вас объявление, проанализируйте его. Прежде всего, нужно ориентироваться на требования, предъявляемые к кандидату на работу, и соотносить их со своими возможностями.

Правительства многих государств осознают остроту проблему молодежной безработицы и направляют огромные финансовые средства на адаптацию молодых работников к рынку труда. Затраты на содействие занятости молодежи осуществляются в первую очередь в целях совершенствования качественно состава рабочей силы и носят в основном долгосрочный характер, они определяют развитие национальных экономик на многие десятилетия вперед. Общепризнанно, что недовложения в образовательный, культурный и нравственный потенциал молодого поколения могут быть чреваты крайне негативными и тяжелыми последствия и как для отдельной личности, так и для нации в целом.

Одним из способов решения создавшейся проблемы вокруг безработицы молодежи является появление новых форм занятости, связанных с развитием информационных технологий. Основными программными мероприятиями со студентами вузов и ссузов должны стать:

сбор статистических данных о количестве выпускников по различным специальностям, особое внимание уделяется неперспективным в плане трудоустройства профессиям;

организация дней открытых дверей на предприятиях;

работа молодежных бирж труда;

проведение дней интенсивного консультирования для молодежи;

информирование об услугах, оказываемых безработным гражданам службой занятости.

Заключение

Гипотеза данной курсовой работы не подтвердилась, так как в ходе исследования было выявлено, что молодежь в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, усугубляет проблему массовой безработицы.

Молодые специалисты - это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта «надежда» не имеет соответствующей социальной защищенности, «непристроенность» молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны.

Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые выпускники вузов и среднеспециальных учебных заведений. Разумеется, не все выпускники учебных заведений ищут работу и попадают на рынок труда. Часть из них планирует продолжить образование, другие не трудоустраиваются по иным причинам.

Признано, что выпускники средних и высших учебных заведений относятся к категории граждан, нуждающихся в дополнительных гарантиях по обеспечению рабочими местами, так как в основном они, не имея достаточных навыков и квалификации, не готовы к жёсткой конкуренции на современном рынке труда. Не последнее место занимает и низкий уровень социальной обустроенности молодых специалистов.

Само понятие - «молодой специалист», предполагавшее ранее некий социальный статус, гарантировавший трудоустройство после окончания учебного заведения, а также дополнительные трудовые права и социальные гарантии (не установление испытательного срока при приёме на работу, невозможность увольнения в течение первых 3 лет, право на льготную очередь при получении жилплощади и т.д.), ушло в прошлое. Сегодня «молодой специалист» - выпускник учебного заведения, готовый реализовать свои способности к труду и испытывающий сложности при устройстве на работу.

Помочь молодым специалистам в решении проблемы трудоустройства призвано законодательство о труде молодёжи, а также правовые нормы, направленные на облегчение процесса перехода молодёжи от учёбы к трудовой деятельности. В условиях российской рыночной экономики, которая ещё не до конца прошла стадию формирования, молодым людям очень трудно найти своё место в жизни общества и они сталкиваются с серьёзными проблемами при трудоустройстве. В связи с этим государство обязано эффективно решать проблемы занятости молодёжи, ведь молодёжь - это будущее России.

Библиографический список

.        Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 года.

.        О занятости населения в Российской Федерации: закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 22.08.2004, с изм. от 31.12.2005) // Консультант Плюс. Версия Проф. 2008.

.        Бабушкина, Т.Н.Молодежь на рынках труда и образовательных услуг / Бабушкина, Т.Н.// Гарсия-Исер. - Человек и труд. - 2009. - №6.-С.43-45

.        Багаев, В.С.Занятость молодежи - задача государственная /Багаев, В.С. //Человек и труд. - 2008. - №12.-С.45-46.

.        Безработица: теория и современная российская практика / В.И. Плакся, В.И. / Плакся, В.И. - М.: РАГС, 2009. - 384 с.

.        Бреев,Б.Д.«Безработица в современной России»/ Б.Д. Бреев, Б.Д. - М.: Наука, 2-е издание,2008. - 269 с.

.        Герций, Ю.А. Занятость и рынок труда / Ю.А. Герций. - М, 2009. - 156 с.

.        Долгова, А.Я. Полная и эффективная занятость молодежи - условие повышения конкурентоспособности страны / Долгова, А.Я.,Жукова, И.Л. // Человек и труд. - 2008. №8.-С.38-41

.        Дубова, О.Б. Роль службы занятости в профессиональном самоопределении молодежи / Дубова, О.Б.,Рахматуллина, З.Ф.,Маслова, И.К. // Человек и труд. - 2008 . - № 1.-37-39с.

.        Колосницына,М. Г., Ракута,Н.В.,Хоркина,Н.А. Экономика труда. Задачи, вопросы, тесты : учеб. пособ.д/ высшей школы(ВУЗы)./ Колосницина, М.Г.,Ракута, Н.В.,Хоркина,Н.А. - М.: «Издательство: Высшая школа экономики Министерства науки,выс.школы и технич.политики Росс.Фед.», 2009. - 225с.

.        Кононова,И.А.Молодежь на рынке труда / И.АКононова. - 2008. - 124 с.

.        Крылова, Н.Е. Молодежь и безработица/ Крылова, Н.Е. // http://www.businesspress.ru.

.        Молодежь и безработица - проблема выбора профессионального пути // http: www.press-line.ru

.        Никифорова, А.А. Рынок труда: занятость и безработица/ А.А Никифорова. - 2009. - 436 с.

.        Понятие занятости, порядок и условия признания граждан безработными // http//:www. for-expert.ru

.        Раковская, О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы /О.А. Раковская. - М., 2009. - 387 с.

.        Руденко, Г.Г., Савелов,А.Р. Специфика положения молодежи на рынке труда/ Руденко, Г.Г.,А.Р. Савелов, А.Р. // Социс.- 2007. - 124с.

.        Селиванова, О.М. Занятость молодежи - стратегическая проблема/ Селиванова, О.М. // Человек и труд. - 2008. - 290с.

.        Таюрская, Е.Т. Как улучшить положение с трудоустройством молодежи/ Е.Т. Таюрская//-М.,2009.-125с.

.        Чупров, В.И., Зубок Ю. А. Молодежь в общественном воспроизводстве, проблемы и перспективы/ Чупров, В.И.,Ю.А. Зубок, Ю.А. - М., 2008.-С.45-56

21.     http://www.rosbalt.ru/business/html.[дата <http://www.rosbalt.ru/business/html.%5bдата> обращения 05.05.2012г.]

.        <http://rodoslav.wordpress.com/>[дата <http://www.rosbalt.ru/business/html.%5bдата> обращения 01.05.2012г.]

. <http://forexaw.com/TERMs/Exchange_Economy/Macroeconomic_indicators/Employment/>[дата обращения 15.04.2012г.]

.        http://www.financial-lawyer.ru/[дата <http://www.financial-lawyer.ru/%5bдата> обращения 20.04.2012г.]

.        http://orel.gks.ru/digital/region9/[дата <http://orel.gks.ru/digital/region9/%5bдата> обращения 19.01.2012г.]

.        http://www.vestnik57.ru/page/orlovshhina-bezrabotica-zverstvuet[дата <http://www.vestnik57.ru/page/orlovshhina-bezrabotica-zverstvuet%5bдата> обращения 10.05.2012г.]

Приложение

Вопросы анкеты.

Уважаемый респондент! Ваше участие в исследовании перспектив трудоустройства в оценках молодежи окажет неоценимый вклад в научную разработку этой проблемы. Подчеркните или обведите выбранный Вами ответ.

Ваш пол?

.1.Мужской;

.2.Женский.

. Ваш род занятий?

2.1. учащийся школы;

.2. студент 1-го курса;

.3. выпускной курс.

. Место постоянного проживания?

.1. сельская местность;

.2. поселок городского типа;

.3. город.

. Ваши доходы складываются из:

.1. учусь, нахожусь на попечении родителей;

.3. самостоятельно зарабатываю (постоянная работа).

. Ваше представление о трудоустройстве по специальности по окончании ВУЗа?

.1. вероятнее всего, найду работу;

.2. мало верю в возможность трудоустройства.

. Вы предполагаете, что после окончания ВУЗа будете иметь среднемесячный доход:

.1. 7 тыс. рублей;

.2. 15 тыс. рублей;

.3. 25 тыс. рублей.

. Вы бы предпочли работать:

.1. в России;

.2. за границей;

.3. по месту постоянного проживания (прописки);

.4. в России, в мегаполисе (Москва, Санкт-Петербург).

. По Вашему мнению, молодежь едет работать в другую страну, потому что:

.1. Больше доход

.2. Перспективы

.3. Карьерный рост

. Вы планируете в ближайшие 5 лет заниматься:

.1. только карьерой;

.2. хочу заработать денег;

.3. построить карьеру и завести семью;

.4. обзавестись семьей, потом строить карьеру.

. Вы планируете обзавестись детьми:

.1. через 5 лет;

.2. как получится;

.3. не раньше, чем через 7 лет;

.4. другое__________________________________________________

. Вы хотели бы работать:

.1. в частной компании;

.2. в государственном учреждении;

.3. как получится;

.4. мне все равно.

. Вы планируете:

.1. не отказаться о возможности подработать;

.2. не отказаться от досуга и отдыха, а отказаться от подработки;

.3. другое __________________________________________________

. Вы бы хотели работать в сельском хозяйстве?

.1. да;

.2. нет.

. Как Вы думаете, почему молодежь не хочет работать в сельской местности?

.1 низкая оплата труда;

.2. нет возможности для развития карьеры;

.3. нет условий для интересного досуга;

.4. нет работы по специальности;

.5. большая нагрузка по дому из-за подсобного хозяйства.

Благодарю Вас за внимание!

Похожие работы на - Молодежь и безработица

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!