Внутренняя миграция

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    379,74 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Внутренняя миграция

Введение

Основная масса знаний приобретается людьми в процессе повседневной практики и через системы обучения. Но в обществе уже давно существует особый социальный институт, основное предназначение которого - добывать систематизированное, теоретическое, концептуальное и обоснованное знание. Таким институтом выступает наука.

Наука - общественное явление, социальный институт и отрасль культуры. Это сфера человеческой деятельности по добыванию и теоретической систематизации объективно истинных знаний о бытии. Наука включает в себя научное сознание своих субъектов, учреждения науки и научные отношения. Научные отношения есть единство научного общения, поведения и деятельности его субъектов.

Применение научно обоснованных методов исследования является существеннейшим условием получения новых знаний, поэтому их выбор имеет решающее значение для результатов исследования. Современная научная деятельность немыслима без применения методов познания, они являются общепринятым инструментарием. Если автор планирует делать выводы из полученных фактов только на основе собственных, "доморощенных" методов, это, скорее всего, сделает его исследование ненаучной работой. Избранный исследовательский подход и используемые методы в совокупности составляют методику исследования, своего рода сюжетную линию, в соответствии с которой структурируется весь собранный фактический материал.

1. Теоретические методы исследования, их характеристика

Теоретические методы позволяют обнаруживать в объектах и научных фактах скрытые закономерности, общее и необходимое, существенное и несущественное, т.е. понять взаимовлияние факторов, определяющих динамику общего развития. Из методов теоретического исследования чаще всего используются метод исторических аналогий, анализ, моделирование, экстраполяция, абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция, сравнение, обобщение, систематизация и интерпретация фактов.

Метод теоретического анализа (от греч. аnalysis - разложение, расчленение) и синтеза (от греч. synthesis - cоединение, сочетание, составление), позволяющий рассматривать объекты, явления и процессы действительности в их самых сложных сочетаниях, выделять наиболее существенные признаки и свойства, связи и отношения, устанавливать закономерности их развития. Теоретический анализ предполагает раскрытие внутренней структуры исследуемого (изучаемого), глубокий анализ фактов, источников происхождения, механизмов развития и функционирования. Следует отличать анализ как метод научного исследования от анализа как функции практической деятельности педагога или психолога. Чтобы анализ как метод был целенаправленным, необходимо определить признаки, на основании которых вычленяется та или иная часть исследуемого объекта, а выделение таких признаков зависит уже от исследовательских задач. После выполнения аналитической работы возникает необходимость синтеза, интеграции результатов анализа в общей системе. На основе синтеза изучаемый объект воссоздается как система связей, как структурированная модель. Результатом анализа и синтеза является синтетическое представление объекта (явления, процесса, предмета) исследования. Если исследование имеет теоретико-методологический характер, то безусловный приоритет отдается теоретическим методам исследования, утверждает Н.М. Борытко. [4]. И это действительно так, потому что задача такого типа исследования - выявить закономерные связи, разработать принципы, научные подходы к исследованию педагогической реальности. В таком исследовании анализируются, систематизируются и обобщаются уже известные эмпирические факты и явления, а также по-новому осмысливается теоретический материал, ранее включенный в массив психолого-педагогического знания. Поэтому ведущую роль здесь играют именно методы анализа и синтеза, сравнения и классификации, интерпретации педагогических фактов.

Метод абстрагирования (от лат. аbstractio - отвлечение), позволяющий выделить предмет изучения в "чистом" виде, суметь отмежеваться от всех побочных явлений, абстрагироваться от всех многочисленных связей и отношений, которые мешают увидеть наиболее существенные связи и характеристики, интересующие исследователя. Результатом применения метода абстрагирования является абстракция (абстрактный объект). Абстракция - это способ мысленного (теоретического) отражения объектной реальности. В философской литературе можно встретить тезис: "всякая абстракция есть приближение к реальности". Одна абстракция отличается от другой степенью приближения к реальному объекту: одни абстракции (объекты, полученные в результате использования метода абстрагирования) имеют больше характерных черт изучаемого объекта и тем самым оказываются ближе к действительности, другие имеют гораздо больше отличных от реальности черт и в результате более удалены от реального объекта. Механизм выработки абстрактных объектов тесно связан с нашей возможностью мысленного (рационального) постижения наблюдаемого объекта. Там, где с помощью простого созерцания мы "видим" лишь различия, абстракция позволяет выделить общие для различных конкретных предметов признаки. Своими глазами мы видим, как Солнце движется по небу, а умом (мысленно) понимаем, что на самом деле это Земля вертится вокруг него.

Метод моделирования,

"1) метод исследования объектов на их моделях - аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности; 2) построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений… и конструируемых объектов" [6]. "Моделирование - это теоретический метод исследования процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных… моделей. Особым видом моделирования можно считать мысленный эксперимент, когда человек на основе теоретических знаний об объективном мире и эмпирических данных создает идеальные объекты, соотносит их в определенной динамической модели, имитируя мысленно то движение и те ситуации, которые могли бы иметь место в реальном экспериментировании" [4]. Если модель является аналогией на прототип, то получается, что моделирование - это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Второй из объектов называют моделью первого. В этом сущность одного из специфических методов теоретического уровня - метода моделирования, в основе которого лежит определенное соответствие (но не тождество) между исследуемым объектом (оригиналом, прототипом) и его моделью. Необходимо при этом помнить, что любая модель всегда беднее прототипа, так как она отражает не все его стороны и связи. Исследователь, изучив характерные черты реальных процессов и их тенденций, моделирует требующееся состояние изучаемой системы. Метод моделирования используется почти во всех видах психолого-педагогических исследований, поскольку построение теоретических и нормативных моделей лежит в основе общей концепции исследования, которое необходимо ещё для непосредственного соединения психолого-педагогических наук с практикой образования.

Методы индукции и дедукции.

Индукция (от лат. inductio - наведение), как известно, - это метод движения мысли от менее общего знания к более общему. В индукции данные опыта (посылок) "наводят" на общее. В качестве посылок для индуктивных выводов обычно выступают или множество высказываний, фиксирующих наблюдения, или множество фактов, поэтому индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины (в этом значении индукцию можно отнести к эмпирическому методу). Например, в ХVIII веке Лавуазье на основе многочисленных наблюдений того, что ряд веществ, подобно воде и ртути, может находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии, делает очень значимый для химической науки индуктивный вывод, что все вещества могут находиться в трех указанных выше состояниях. Этот пример индуктивного вывода является следствием применения метода перечислительной индукции. Перечислительная индукция - это умозаключение, в котором осуществляется переход от знания об отдельных предметах класса к знанию обо всех предметах этого класса. В зависимости от характера изучаемых реальных объектов метод индукции используется через различные приемы абстрагирования: обобщающую абстракцию, если необходимо образовать общее понятие о каком-то классе предметов; аналитическую абстракцию, когда аналитическим путем вычленяется нужное исследователю свойство, и все его внимание фиксируется на нем; идеализацию как прием абстрагирования, когда необходимо акцентировать внимание на существенных признаках, отсутствующих в чистом виде (такие приемы использования индукции как метода относятся скорее к теоретическим).

Наряду с различными формами индукции в научных исследованиях как один из основных методов научного познания используется метод дедукции. О диалектической взаимосвязи индукции и дедукции Ф.Энгельс писал: "Индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо стараться применять каждую из них на своем месте, а этого можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг друга" [4].

Термин дедукция (от лат. deductio - выведение) обозначает процесс логического вывода, т.е. перехода от некоторых общих данных (предложений-посылок) к их следствиям (заключениям), перехода от общего к частному. Дедукция - такой метод исследования, который позволяет частные положения в процессе конкретизации выводить из общих закономерностей, подводить их под определенное понятие. Так, на основе теоретического знания о структуре процесса обучения строится исследование процесса изучения конкретного учебного материала.

Интерпретация (от лат. interpretatio - посредничество; истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо) - это исследовательский метод, в основе которого лежит процедура разъяснения смысла изучаемого процесса, раскрытия сущности исследуемого объекта, объяснения экспериментальных данных, получаемых в ходе исследования (новых, нетривиальных), на основе принятой в исследовании концепции. В задачи интерпретации входят и истолкование объективного значения полученных в процессе исследования результатов для теории и практики обучения и воспитания, степени их новизны, предполагаемой эффективности, а также разъяснение значения для самого исследователя или лиц, заинтересованных в результатах данного исследования.

Восхождение от абстрактного к конкретному.

Для того чтобы рассмотреть данный метод исследования, необходимо определиться с некоторыми основными понятиями. В данном случае термин "абстрактное" употребляется в основном для характеристики человеческого знания. Под абстрактным понимается одностороннее, неполное знание, которое не раскрывает сущности предмета в целом. Объективным содержанием абстрактного являются отдельные стороны, свойства и связи вещей. Термин "конкретное" используется в двух основных смыслах.

Во-первых, под конкретным понимается сама действительность, различные объекты, взятые во всем многообразии их свойств, связей и отношений.

Во-вторых, термин "конкретное" употребляется для обозначения многогранного, всестороннего, систематического знания об объекте. Конкретное знание выступает как противоположность абстрактного знания, т.е. знания бедного по содержанию, одностороннего. Следует подчеркнуть, что абстрактное и конкретное - это не абсолютные, а относительные характеристики знания. Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного знания, закон отражения действительности в мышлении. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа. На первом этапе осуществляется переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Он как бы "испаряется", превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений. Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, т.е. от абстрактного в познании, к всестороннему, многогранному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности, но уже в мышлении. Оба этапа теснейшим образом взаимосвязаны. Восхождение от абстрактного к конкретному невозможно без предварительного "анатомирования" объекта мыслью, без восхождения от конкретного в действительности к абстрактным его определениям. Причем сам процесс формирования абстракций не есть нечто абсолютно самостоятельное. Он осуществляется и продолжается также в ходе развертывания знаний об объекте в систему, т.е. в процессе собственного восхождения от абстрактного к конкретному. И, с другой стороны сведение конкретного объекта к совокупности абстракций не производится без ясно осознанной цели познания, общей идеи исследования, без представления о том, к чему стремится, восходит мышление.

Идеализация.

Для исследования и целей научного познания широко используются так называемые идеальные объекты, которые не существуют в действительности и вообще практически неосуществимы: точка, линия, абсолютно твердое тело, абсолютно черное тело, безвоздушное пространство и т.д. Мысленное конструирование объектов такого рода и называется идеализацией. Процесс конструирования идеального объекта обязательно предполагает абстрагирующую деятельность сознания. Создавая такой идеальный объект, как абсолютно твердое тело, мы абстрагируемся от способности реальных тел деформироваться под воздействием внешних сил, говоря об абсолютно черном теле, мы абстрагируемся от того факта, что все реальные тела в той или иной мере обладают способностью отражать падающий на них свет. В любом случае идеализация включает в себя момент абстрагирования, что позволяет рассматривать идеализацию как вид абстрагирования действительности. Для формирования идеальных объектов большое значение имеют другие мыслительные операции. Это связано с тем, что при мысленном конструировании идеальных объектов мы должны достичь следующих целей: а) лишить реальные объекты некоторых присущих им свойств; б) наделить (мысленно) эти объекты определенными нереальным гипотетическими, практически несуществующими свойствами. Основными способами достижения этих целей можно считать: многоступенчатое абстрагирование. Этот способ формирования идеальных объектов широко применяется, например, в математике. Так, абстрагируясь от толщины реального объекта, мы получаем представление о плоскости; далее, лишая плоскость одного из измерений, мы получаем лини и наконец, лишая линию единственного ее измерения, получаем точку; мысленный переход к предельному случаю в развитии какого-либо свойства. Располагая, например, реальные тела в ряд соответственно увеличению твердости, можно мысленно продолжить этот ряд и в конце его представить такое тело, которое не деформируется под действием любых сил. Это и будет "абсолютно твердое тело"; простое абстрагирование, отбрасывание некоторых реальных свойств объектов. Это возможно в том случае, когда подобное отбрасывание реальных свойств вещи выступает как одновременное наделение этой вещи нереальными свойствами. Перечисленные способы образования идеальных объектов различаются лишь теми сторонами мыслительной деятельности, на которых непосредственно акцентируется внимание исследователя и которые поэтому в каждом отдельном случае представляются главными, ведущими.[4] Формализация "Формализация", "формальный" - это слова, которые в обыденной жизни обычно используются как негативная характеристика качеств, деятельности и отношений человека. Что же касается науки, то в ней эти термины наполнены иным содержанием. Они характеризуют определенный подход к исследованию различных объектов, известный под названием метода формализации. Формализация -совокупность познавательных операций, обеспечивающая отвлечение от значения понятий и смысла выражений научной теории с целью исследования ее логических особенностей, дедуктивных и выразительных возможностей. Формализм - это предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности. Он проявляется в безукоснительном следовании правилам этикета, ритуала даже в тех случаях, когда жизненная ситуация делает это бессмысленным, в преклонении перед буквой закона при пренебрежении к его духу . Термин "формализация" неоднозначен, зачастую он употребляется существенно различных смыслах. Чаще всего под формализацией понимают следующее. 1. Метод решения специальных проблем в математических и логических теориях. К числу таких проблем относятся доказательство противоречивости математических теорий, независимости аксиом, доказуемости различных положений и т.д. Эти вопросы решаются чисто формально, путем использования специальной символики, позволяющей оперировать не содержанием соответствующих теоретических утверждений, а наборами символов, формулами. Здесь мы имеем дело с формализацией в узком, или специальном, смысле этого слова. 2. Под формализацией в широком смысле слова понимается метод изучения самых разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме, при помощи самых разнообразных "искусственных" языков, к числу которых относится, например, язык математики, математической логики, химии, радиотехники и ряда других наук. Исследование специальной символики в этих науках является одним из необходимых и все более прогрессирующих методов отражения действительности. С элементами формализации мы встречаемся уже в школе, когда при решении определенной задачи отвлекаемся от конкретного содержания неизвестного и рассматриваем его просто как некий "X" в уравнении. Даже этого достаточно, чтобы почувствовать силу формального подхода. Достоинства этого метода заключаются в следующем: формализация обеспечивает полноту обозрения определенной части проблем, обобщенность подхода к их решению. Например, на ранних этапах развития математических знаний существовало множество правил и формул для вычисления площадей различных фигур. Интегральное исчисление позволяет решить это множество задач единым унифицированным методом.

Аксиоматический метод представляет собой один из довольно распространенных способов организации научного знания. Особенно широко применяется он в математике и математизированных науках. Под аксиоматическим методом понимается такой метод, когда ряд утверждений принимается без доказательства, а все остальные знания выводятся из них по определенным логическим правилам. Принимаемые без доказательства положения называются аксиомами, а выводное знание фиксируется в виде теории, законов и т.д. Аксиома (греч. axioma -- отправное, исходное положение) - положение, принимаемое без логического доказательства в силу непосредственной утвержденности, исходное положение теории . Аксиоматический метод широко применялся еще в глубокой древности. Элементы аксиоматики встречались в трудах Платона, Аристотеля, Гиппократа. По мере развития науки этот метод проник в самые разные области знания. Примерами аксиоматически построенных систем знания могут служить и теория электромагнитного поля Д.К. Максвелла, и эйнштейновская теория относительности, и целый ряд других научных теорий. К аксиоматически построенной системе знания предъявляется ряд требований, важнейшими из которых являются:

требование непротиворечивости, согласно которому в системе аксиом не должны быть выводимы одновременно какое-либо положение и его отрицание;

требование полноты, согласно которому любое положение, которое можно сформулировать в данной системе аксиом, можно в ней доказать или опровергнуть, т.е., иначе говоря, из аксиом должно быть выводимо или это предположение, или его отрицание;

требование независимости, согласно которому любая аксиома не должна быть выводима из других аксиом (иначе она переводится в разряд теорем).

. Способы получения, фиксация и обработка научной информации

Научная информация - логически организованная информация, получаемая в процессе научного познания и отображающая явления и законы природы, общества и мышления.

Это сведения или данные, объективно отражающие различные стороны и элементы окружающего мира и деятельности человека на определенном этапе развития общества, представляющие для него какой-либо интерес и материализованные в форме, удобной для использования, передачи, хранения и обработки человеком или автоматизированными средствами.

В основном научную информацию получают из документов.

Документ (от латинского слова documentum - свидетельство) - информация, зафиксированная специальным образом на материальном носителе, снабженная реквизитами, позволяющими идентифицировать документ в процессе его обработки, поиска, использования и хранения. В широком смысле документ служит средством закрепления и передачи информации, знаний, духовных и материальных достижений человеческого общества. Документ является результатом и предметом духовной и материальной культуры.

Документы могут содержать текстовую, цифровую, графическую и аудио информацию, они могут подвергаться процессам записи, поиска, передачи, получения, сбора и чтения. Самая обширная группа документов - издания, подразделяемые на несколько подгрупп по целевому назначению, читательскому адресу, характеру информации и т. д.

По социальному статусу документы подразделяются на опубликованные, неопубликованные и непубликуемые документы.

Опубликованные документы - это документы, прошедшие редакционно-издательскую обработку: книги, брошюры, монографии, сборники, тезисы докладов, периодические и продолжающиеся издания, патенты и авторские свидетельства, препринты, стандарты, нормативно-технические документы, прейскуранты, каталоги, авторефераты диссертаций, рекламные издания. Они предназначены для широкого распространения и тиражируются типографским или каким-либо иным способом.

Неопубликованные документы - это документы, не прошедшие редакционно-издательскую обработку и существующие на правах рукописи: отчеты о научно-исследовательских работах, диссертации и, описания алгоритмов, программ, проекты, сметы. Не рассчитаны на широкое распространение. К неопубликованным документам относятся депонированные рукописи.

Непубликуемые документы - рукописные материалы сугубо личного характера (письма, дневники и др.), не предназначенные для публикации, которые со временем могут быть опубликованы.

Например, Генеральный план развития и реконструкции г. Москвы, по мере работы над ним архитекторов, проектировщиков и других специалистов, относился к группе неопубликованных ДОКУМЕНТОВ. Однако, по мере окончания работы над ним, согласно закону, проект должен был быть вынесен на публичное обсуждение и общественные слушания. Таким образом, Генеральный план развития и реконструкции г. Москвы становится опубликованным ДОКУМЕНТОМ.

ДОКУМЕНТЫ с грифом "Секретно" (непубликуемые) при попадании в средства массовой ИНФОРМАЦИИ (в результате журналистского расследования или утечки ИНФОРМАЦИИ) становятся опубликованными.

Очень деликатная тема - личные письма и дневники. Всем известно, что чтение их посторонними лицами традиционно осуждается в обществе. Однако, как быть с письмами великих людей, например с перепиской А.С. Пушкина? Причем, пушкинская переписка приходится на тот короткий в истории литературы период, когда частное письмо воспринималось современниками как явление литературы. Не потому ли М.И. Цветаева не только бережно сохраняла черновики своих писем, но и со временем вносила в них правки, примечания и комментарии (практически, готовила их к публикации)? К тому же большую часть историко-культурного наследия человечества и составляют как раз личные письма, записи, дневники - даже такие археологические артефакты как новгородские берестяные грамоты когда-то были непубликуемыми ДОКУМЕНТАМИ - личными письмами, счетами, расписками.

В зависимости от характера обработки содержащихся в них данных, документы принято разделять на первичные и вторичные.

Первичный документ - любой материальный носитель, непосредственно фиксирующий любой результат познания реального мира или духовной, творческой и информационной деятельности (в виде описания фактов, отношений между ними, выявленных закономерностей, концепций, гипотез и т. д.). Документ, содержащий оригинальное произведение, свод произведений, материалы и результаты исследований и разработок: первичную статистику, фактографическую и нормативно-правовую информацию; учебные, инструктивно-методические, практические материалы и пособия, а также литературно-художественные, изобразительные, музыкальные и аудиовизуальные произведения. Все разнообразие первичных опубликованных документов зафиксировано в ГОСТе 7.60-2003 СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения.

К вторичным относятся документы, являющиеся результатом аналитико-синтетической, логической переработки одного или нескольких первичных документов. В их числе: библиографические пособия, реферативные сборники, обзоры, рецензии. Вторичные документы выполняют две основные функции:

ü  оперативно оповещают о появлении первичных документов;

ü  в сжатом виде излагают основное их содержание.

Они так же, как и первичные, могут быть периодическими, непериодическими, продолжающимися.

Обработка научной информации заключается в аналитико-синтетической переработке источников, в основном документов.

Аналитико-синтетическая переработка (АСП) документов состоит в представлении каждого отдельного документа или их определенной совокупности в таком виде, который максимально отвечает той или иной задаче научно-информационной деятельности. Потребность в анализе и синтезе научной информации, осуществляемом специальными службами, возникла вследствие ускоренного развития науки и техники. А именно:

Количество появляющихся научных документов по любому, даже самому узкому предмету стало настолько большим, что ученый или специалист уже давно не имеет времени читать или хотя бы просматривать все соответствующие его интересам источники;

Возникла острая необходимость не только в сведениях о научной информации, но и в самой научной информации, т.е. в конкретных фактических данных или в так называемой фактографической информации. Такая информация должна быть предварительно подвергнута критической оценке и обработана с учетом ее назначения и использования;

В научно-технической литературе публикуется очень много научной информации, которая является ненадежной, устаревшей или даже неправильной. К тому же научная информация обычно бывает рассеяна по разным документам, опубликованным или подготовленным в разное время, на нескольких языках и в разнообразной форме. Поэтому возникла необходимость не только в сборе, систематизации и физической "конденсации" такой информации, но и в ее критической оценке и обобщении.

Основными видами АСП документов являются:

· библиографическое описание;

· их классификация (индексирование);

· аннотирование;

· реферирование;

· перевод с одного языка на другой;

· составление обзоров

Каждому виду такой переработки свойственно определенное соотношение анализа и синтеза. Никакого синтеза не производится при научном переводе, в то время как при подготовке обзоров удельный вес синтетической работы достигает своего максимума. В процессе создания вторичного документа производится свертывание информации, которое состоит в уменьшении ее физического объема, изменении знаковой формы (при индексировании), оценке новизны, научной, практической и другой ценности документа.

Перечисленные виды АСП документов совершенствовались в течение столетий в связи с развитием книгоиздательского, книготоргового и библиотечного дела, библиографии, прикладной лингвистики и организации научного труда. Однако только с возникновением информатики удалось выявить их внутреннюю взаимосвязь, принадлежность к одному типу операций, а также поставить вопрос об их механизации и автоматизации.[6]

. Основные формы представления результатов исследовательской деятельности

Завершением любой исследовательской деятельности является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Следует различать две основные формы представления результатов: квалификационную и научно-исследовательскую.

Квалификационная работа - курсовая работа, дипломная работа, диссертация и т. д. - служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, представив свой труд на суд экспертов, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности. Требования к таким работам, способу их оформления и представления результатов изложены в инструкциях ВАК, положениях, принятых учеными советами, и в других столь же солидных документах. Нас интересует вторая форма - представление результатов научной работы.

Условно вид представления научных результатов можно разделить еще на три подвида:

) устные изложения;

) публикации;

) компьютерные версии.

Но все они относятся к тем или иным вариантам представления текстовой, символической и графической информации. Поэтому разговор о способах оформления и представления научных результатов целесообразно начать с характеристики методов описания данных.

В человеческом сообществе основным способом передачи информации является слово. Поэтому любое научное сообщение - это, прежде всего текст, организованный по определенным правилам. Различают два вида текстов: на естественном языке ("природном", обыденном) и научном языке.

Главное требование к научному тексту - последовательность и логичность изложения. Автор должен по возможности не загружать текст избыточной информацией, но может использовать метафоры, примеры и "лирические отступления" для того, чтобы привлечь внимание к особо значимому для понимания сути звену рассуждений. Научный текст, в отличие от литературного текста или повседневной речи, очень клиширован - в нем преобладают устойчивые структуры и обороты. В этом он сходен с "канцеляритом" - бюрократическим языком деловых бумаг. Роль этих штампов чрезвычайно важна - внимание читателя не отвлекается на литературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается на значимой информации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах. "Наукообразные" штампы на самом деле играют важную роль "рамок", стандартной установки для нового научного содержания. Конечно, встречаются ученые - великолепные стилисты (какими, например, были Б. М. Теплов и А. Р. Лурия), но этот дар все же часто украшает произведения литераторов и философов (вспомним Ортегу-и-Гассета, А. Бергсона и многих других).

Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации с текстовым сопровождением

Таблица 1. Организационно содержательная модель исследовательской деятельности.


4. Основные требования к реферату, обзору, отчету, научному сообщению

Реферат (от лат. rеfеrо - докладываю, сообщаю) - краткое изложение научной проблемы, результатов научного исследования, содержащихся в одном или нескольких произведениях идей и т. п.

Реферат является научной работой, поскольку содержит в себе элементы научного исследования. В связи с этим к нему должны предъявляться требования по оформлению, как к научной работе.

Реферат представляет собой:

ü  краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п;

ü  доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.

Формат

Реферат должен быть выполнен на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм) через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным. Гарнитура шрифта основного текста - "Times New Roman" или аналогичная, кегль (размер) от 12 до 14 пунктов. Размеры полей (не менее): правое - 10 мм, верхнее, нижнее и левое - 20 мм. Формат абзаца: полное выравнивание ("по ширине"), отступ - 8-12 мм, одинаковый по всему тексту.

Заголовки разделов и подразделов следует печатать на отдельной строке с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Выравнивание по центру или по левому краю. Отбивка: перед заголовком - 12 пунктов, после - 6 пунктов.

Нумерация

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту (титульный лист включают в общую нумерацию). Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. На титульном листе номер не проставляют.

Титульный лист

В верхней части титульного листа пишется, в какой организации выполняется работа, далее буквами увеличенного кегля указывается тип ("Реферат") и тема работы, ниже в правой половине листа - информация, кто выполнил и кто проверяет работу. В центре нижней части титульного листа пишется город и год выполнения.

Библиография

Библиографические ссылки в тексте реферата оформляются в виде номера источника в квадратных скобках.

Библиографическое описание (в списке источников) состоит из следующих элементов:

ü  основного заглавия;

ü  обозначения материала, заключенного в квадратные скобки;

ü  сведений, относящихся к заглавию, отделенных двоеточием;

ü  сведений об ответственности, отделенных наклонной чертой;

ü  при ссылке на статью из сборника или периодического издания - сведений о документе, в котором помещена составная часть, отделенных двумя наклонными чертами с пробелами до и после них;

ü  места издания, отделенного точкой и тире;

ü  имени издателя, отделенного двоеточием;

ü  даты издания, отделенной запятой.

Литературный обзор - это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нем указываются направления исследований, которые ведут различные ученые.

При подготовке литературного обзора следует начинать работу с общего ознакомления - прочитать оглавление и бегло рассмотреть содержание источника. Затем при внимательном прочтении источника по главам и разделам необходимо выделить наиболее важные части текста. Далее целесообразно:

ü  составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить наиболее существенные мысли и идеи;

ü  выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты с точными ссылками на источник, указав его выходные данные.

После этого нужно сравнить и сопоставить данную информацию с информацией, полученной из других источников. В заключении важно дать критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив при этом внимание на объективность суждения. В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу. Подготовка литературного обзора помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время научного доклада.

Научный отчет - документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы. Назначение научного отчета - исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.

Структура научного отчета:

ü   Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.

ü   Значимость проведенной работы, ее исследовательская ценность, практическая значимость.

ü   Характеристика применявшихся методов исследования.

ü   Описание результатов исследования.

ü   Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы.

ü   Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.

Научное сообщение является своеобразным литературным жанром. В научном сообщении должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки ее решения. Исходя из этого, в структуре научного сообщения целесообразно выделить:

ü  описание проблемы и ее актуальности для теории и практики;

ü  краткие данные о методике исследования;

ü  анализ собственных научных результатов и их обобщение;

ü  выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем;

ü  ссылки на цитируемую литературу.[4]

Задание 1

Изучить вопросы организации работы с научной литературой и правила библиографического описания источника и составление списка литературы и применить полученные теоретические знания при составлении списка литературы в отчете.

Каждому исследователю необходимо уметь искать и отбирать нужную литературу для своей работы, т. е. обладать знанием основ библиографии. Библиография ставит задачу информировать читателя об имеющихся печатных изданиях, для чего составляются указатели, каталоги, обзоры и т. д.

Логическим центром работы над научной литературой является основная проблема работы. Нужно четко, ясно, корректно сформулировать проблему. Она может быть осознана в виде проблемной ситуации, нерешенного вопроса, теоретической или практической задачи и т.п.

Формулировка проблемы научного исследования - это, по сути, кристаллизация Вашего замысла. Поэтому правильная постановка проблемы - залог успеха всей работы. Чтобы верно поставить проблему, необходимо понять, что в выбранной теме уже разработано до Вас, что слабо разработано, а чего вообще никто не касался, а это возможно лишь на основе изучения имеющейся литературы. Анализ источников впоследствии войдет в раздел введения диссертации под названием "Степень разработанности проблемы". Под таким углом зрения и следует заниматься изучением литературы по теме. Накопив определенный информационный задел. Вы сможете с уверенностью отличить подлинную проблему от псевдопроблем - вопросов, обладающих кажущейся значимостью. Полученная из литературы информация служит основанием постановки проблемы.

Важное место в общем процессе занимает работа с литературой (см. схему). Обращение к литературе, ее подбор, логика и последовательность работы над ней определяются спецификой проблемы, а четкость и эффективность Ваших усилий зависят от четкости и логической правильности постановки проблемы.

Схема 1. Порядок работы с научной литературой


Библиографическое описание - один из видов свертывания информации. Библиографическое описание содержит необходимый и достаточный минимум сведений о документе, который позволяет идентифицировать его в документальном потоке, т.е. отличить его от других документов. Библиографическое описание представляет собой совокупность библиографических сведений, приводимых в определенной последовательности, как о произведении печати в целом, так и о его части или группе произведений печати. Библиографическое описание является основной частью библиографической записи, которая помимо собственно библиографического описания содержит дополнительно: аннотацию или реферат, термины индексирования (классификационные индексы и предметные рубрики), шифры хранения и другую информацию о документе. 1 июня 2007 года введен новый ДСТУ ГОСТ 7.1:2006 идентичный "ГОСТ 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления".

Общие правила:

ü   Объектами составления библиографического описания являются все виды опубликованных и неопубликованных документов на любых носителях.

ü   Описание книги производится по титульному листу. Недостающие сведения заимствуют из иных мест книги: обложки, оборота титульного листа, предисловия, оглавления, выпускных данных и др., а также из источников вне документа.

ü   Язык библиографического описания, как правило, соответствует языку выходных сведений документа. Предпочтение отдают выходным сведениям на официальном языке страны. Если выходные сведения в документе на всех языках неполные, то выбирают язык, на котором даны наиболее полные сведения.

ü   При составлении библиографического описания в целях обеспечения его компактности можно применять сокращение слов и словосочетаний, пропуск части элемента, объединение различных записей в одну библиографическую запись и другие приемы сокращения. Не допускается сокращать любые заглавия в любой области.

ü   При составлении библиографического описания соблюдают нормы современной орфографии.

ü   С прописных букв начинают первое слово каждой области, а также первое слово следующих элементов: общего обозначения материала и любых заглавий во всех областях описания. Все остальные элементы записывают со строчной буквы.

ü   Указания на том, часть, выпуск, номер, а также на год издания даются арабскими цифрами.

Правила расстановки разделительных знаков:

ü   - (точкой и тире) - разделяются между собой области библиографического описания;

ü   : (двоеточие) - перед сведениями, относящимися к заглавию; перед наименованием издательства;

ü   / (косая черта) - перед сведениями об ответственности;

ü   ; (точка с запятой) - в сведениях об ответственности: для отделения основных авторов от других лиц, принимавших участие в создании работы; для отделения группы сведений друг от друга; для отделения первого места издания от последующего;

ü   , (запятая) - после наименования издательства, а при его отсутствии - после места издания; при отделении однородных сведений внутри группы; при отделении наименований возглавляющей организации и ее подразделения или подчиненной ей организации;

ü   // (две косые черты) - для разделения частей аналитического описания произведения печати; перед заглавием сборника, многотомного или продолжающегося документа, периодического документа, в состав которого входит описываемый документ;

ü   . - (точка) - ставится в конце библиографического описания.

Для более четкого разделения областей и элементов, а также для различения предписанной и грамматической пунктуации применяют пробелы в один печатный знак до и после предписанного знака. Исключение составляют точка и запятая - пробелы оставляют только после них. Основные сокращения мест издания:

М.

СПб.

Санкт-Петербург

Ростов н/Д

Ростов-на-Дону


Оформление ссылок: В тексте в ссылке на произведение, включенное в список литературы, необходимо в квадратных скобках указать номер, под которым это произведение значится в списке, номер тома, части, выпуска (для многотомного издания) и в необходимых случаях страницу, на которую ссылается автор.

Примеры: на одно произведение [18] на несколько произведений [18; 20; 25;108] на многотомное издание [25, т.2] на конкретную страницу произведения [32, с. 150]

. Схема описания на книгу (отдельное издание):

Автор. Заглавие (название книги). - Место издания: Издательство, год издания. - Количество страниц: наличие иллюстраций.

Примеры:

Иванов, Р.Д. Электрорадиоматериалы / Р.Д. Иванов. - М.: Высшая школа, 1990. - 200 с.

Ивенин, В. Грешники: повести / В. Ивенин, Е. Козина. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1997. - 163 с.: ил.

Комплексные соединения в аналитической химии: Теория и практика применения / Ф. Умланд [и др]. - М.: Мир, 1975. - 531 с.

. Схема описания на статью из книги (сборника):

Автор. Название составной части издания (статьи) // Название книги. - Место издания: Издательство, год издания. - Страницы составной части.

Примеры:

Любомилова, Г. В. Определение алюминия в тантало-ниобиевых минералах / Г. В. Любомилова, А. Д. Миллер // Новые методические исследования по анализу редкоземельных минералов, руд и горных пород. - М.: Наука, 1970. - С. 90-93.

Бушмин, А.С. Бессмертная сила иносказаний: ("Сказки" М.Е. Салтыкова-Щедрина) / А.С. Бушмин // Вершины: кн. о выдающихся произведениях рус. лит. - М., 1983. - С. 108-123.

. Схема описания на статью из периодического издания (журнала, газеты):

Автор. Название статьи // Название источника. - Год. - Номер. - Страницы статьи.

Примеры:

Петровский, Д. Управление качеством / Д.Петровский // Стандарты и качество. - 2001. - №4.- С.14-15.

Ларько, О. Диалог с вечностью: расшифрованы философ. дневники В. Вернадского / О. Ларько // Российская газета. - 2000. - 22 декабря. - С.31.

Печатные издания, включенные в список, располагаются в определенной последовательности.

Варианты расположения литературы в списке:

ü   алфавитное;

ü   систематическое;

ü   хронологическое;

ü   по типам документов;

ü   по мере использования (по главам и разделам) и др.

При алфавитном расположении сведений о документах библиографические описания располагаются в строгом алфавите фамилий авторов или названий книг и статей (если фамилия автора не указана).

Систематическое расположение сведений о документах применяется для обширных списков по комплексным темам. Документы располагаются в соответствии с главами или разделами работы или с важнейшими проблемами темы. Внутри раздела записи даются в алфавитном или хронологическом порядке.

Хронологическое расположение сведений о документах применяется в основном в исследованиях исторического плана, посвящённых развитию науки, деятельности определённого лица. Сведения располагаются по годам публикаций, а в пределах года - по алфавиту фамилий авторов и названий книг.

При расположении по типам документов материал в списке литературы располагается сначала по типам изданий: книги, статьи, официальные документы, стандарты и т. д., а внутри раздела - по алфавиту (автор или заглавие).

Группировка сведений по главам работ близка к систематическому расположению.

Автор научной работы сам выбирает способ группировки, учитывая особенности своей работы. Для студенческих работ обычно рекомендуется алфавитная группировка.[6]

Задание 2

Провести исследование по теме "Естественное движение и миграция населения в ХМАО-Югра", по итогам исследования сформировать отчет в соответствии с требованиями, изложенными в Приложении 2.

В этой работе, на основании изучения опубликованных документов, научной литературы, архивных материалов представлено многогранную картину внутренней миграции в ХМАО-Югре, изучена ее история и место в современном миграционном процессе.

В современных условиях все большее распространение и значение приобретает перемещение людских ресурсов, обусловленное социально-экономическими, военными, экологическими, этническими и религиозными факторами.

Миграция населения - явление социально-экономического порядка и территориальное перемещение людей, тесно связанное с изменением экономической структуры и размещением производительных сил, с ростом социальной и трудовой мобильности населения страны или региона. Внутригосударственная миграция - это процесс перемещения населения внутри одной и той же страны. В ней участвуют граждане данного государства, которые не меняют своего подданства. Именно поэтому внутренние миграции не меняют общей численности населения страны, хотя и вносят изменения в его территориальное размещение. Особенностью миграции рабочей силы в современных условиях является ее динамизм, быстрое реагирование на изменения в обществе и экономике.

Для России с ее значительными территориальными различиями, обусловленными на значительной части суровыми климатическими условиями, миграция населения всегда имела большое значение, не только для демографического, но и для и экономического развития ее территорий и регионов, а в отдельные периоды развития и для страны в целом. Все вышеизложенное и обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы.

Объектом исследования курсовой работы выступает демографическая ситуация в стране, предметом исследования является внутренняя миграция рабочей силы, масштабы, направления и тенденции.

Целью данной курсовой является изучение и обобщение теоретического материала, связанного с внутренней миграцией рабочей силы, исследование аналитических данных за последние 20лет.

Для достижения поставленной цели были выполнены такие задачи:

исследованы теоретические аспекты понятия "миграция", ее виды, истории внутренней миграции в России и ХМАО-Югре;

проведен анализ внутренней миграции в России на территорию Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры за последние годы, анализ движения сельского населения, анализ регионов-доноров и регионов-приемщиков;

выделены существующие проблемы внутренней миграции.

В работе использованы статьи демографов, посвященные рассматриваемой теме, книги, ресурсы Интернет.

Теоретическая часть

Под миграцией населения (от лат. migratio - переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов - социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических. Однако, по мнению ряда специалистов, к миграциям правомерно относить и широко распространенные в крупных городских агломерациях так называемые "маятниковые миграции", связанные с ежедневными поездками на работу и домой из пригородов в города и обратно. Эти поездки носят локальный характер и не сказываются на географическом рисунке расселения, но оказывают существенное влияние на формирование местных систем расселения. К другим признакам миграции относят функциональный, по которому ее можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (то есть связанную с туризмом и отдыхом), служебные командировки. По временному признаку выделяются временная, или возвратная (маятниковая, сезонная), и постоянная, или безвозвратная (переселение), миграции. По направлению миграционных потоков их делят на внешние (межконтинентальные и межгосударственные) и внутренние (межрайонные, внутрирайонные). Примерами внутренних миграций могут служить переезды жителей из одного города в другой, из села в город (и обратно), из одного региона (субъекта Российской Федерации) в другой. Внутренние сезонные миграции, как правило, усиливаются в период активизации сельскохозяйственных работ (весна, лето, осень), когда повышается спрос на рабочую силу в сельской местности, или во время летних отпусков. В последние годы заметно возросло также число российских граждан, выезжающих на отдых за рубеж. По форме организации миграция населения делится на организованную, то есть осуществляемую при участии и с помощью государства, и неорганизованную (самодеятельную). Организованная миграция широко использовалась в практике хозяйственного строительства в СССР. Так, в 50--60-е годы ХХ в. значительные трудовые ресурсы (свыше 1,5 млн человек) были направлены на освоение целинных и залежных земель в регионах Северного Казахстана и Южной Сибири. В плановом порядке осуществлялась мобилизация рабочей силы для крупнейших строек страны - сибирских ГЭС, Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, Тимано-Печорского ТПК, БАМа, других промышленных объектов, возводимых в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Такая миграционная политика наряду с положительными имела и отрицательные последствия, поскольку из-за недостаточной приживаемости мигрантов увеличивался отток части населения из районов нового освоения. По причинам переезда на новое место жительства миграции условно можно подразделить на экономические, или трудовые, связанные с поиском мест с более высокооплачиваемой работой и более высоким уровнем жизни, политические, вызванные изменением государственных границ, дискриминацией отдельных групп населения, религиозные, семейно-бытовые.

Рисунок 1. Классификация миграции.

Миграция населения - это не только простое механическое передвижение людей, но и сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической и культурной жизни целых народов. Субъектами внутренней миграции являются граждане Российской Федерации и лица, находящиеся в России на законных основаниях, а также лица, не имеющие законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации и осуществляющие перемещения по ней.

Прежде всего, миграции оказывают большое влияние на демографические процессы. Они приводят к изменениям половозрастной и социальной структуры населения в районах, откуда мигранты уезжают и куда приезжают. В районах с оттоком, превышающим темпы воспроизводства населения, численность его сокращается, снижается рождаемость, поскольку в миграциях участвует преимущественно молодое население. Соответственно, в этих регионах увеличивается доля населения старших возрастных групп. В районах же притока мигрантов повышается доля молодых возрастов и, как правило, возрастают темпы воспроизводства населения.

Миграции способствуют территориальному перераспределению населения и трудовых ресурсов, влияют на уровень социально-экономического развития регионов. Приток квалифицированных кадров в районы нового освоения позволяет развивать в них не только сырьевые, но и технически более сложные производства по глубокой комплексной переработке добываемого сырья. Создаваемые переселенцами новые города, промышленные объекты, сельскохозяйственные предприятия повышают экономический потенциал территории.

Вместе с тем неорганизованный приток мигрантов в районы с низким уровнем и медленными темпами социально-экономического развития приводит к ухудшению материальных и культурно-бытовых условий жизни населения в этих районах, обусловливает плохую приживаемость новоселов и текучесть населения. В случаях приезда вынужденных мигрантов требуются дополнительные расходы со стороны государства и местных бюджетов на их обустройство, организацию новых рабочих мест, строительство объектов социальной инфраструктуры.[8]

Миграции трудоспособного населения непосредственно влияют на рынок рабочей силы, сокращая (при отъезде) или увеличивая (в случае приезда) ее предложение, зачастую обостряя конкуренцию на рынке труда.

Состав мигрантов влияет на социальную структуру, культурный и образовательный уровень населения в районах оттока мигрантов и их притока. Например, приезд городских жителей в сельскую местность или отдаленные районы нового освоения способствует формированию населения с более высоким уровнем культуры и профессиональной квалификации; усиленный приток сельских жителей в города оказывает противоположное воздействие. миграция население переселение социальный

Статистика внутренней миграции основана на данных регистрации по месту жительства, в этой части она не очень полна. Зачастую люди, которые переселяются из одних регионов в другие, проживают и работают в других городах по нескольку лет, почти не выезжая к месту своей "прописки", могут не иметь никакой регистрации по месту их фактического жительства. Поэтому миграционная статистика в России, базирующаяся на данных регистрации по месту жительства, очень многих людей "не видит". Но даже эта не совсем полная статистика показывает спад, сокращение миграции наполовину, начиная с 1990-х годов. Мы не знаем, насколько это сокращение реально, а насколько это просто вытеснение миграции на постоянное место жительства временными формами миграции, которые не фиксируются действующими инструментами статистики. С этой точки зрения, наша статистика, основанная на регистрации, в значительной мере дефектная. Удивительно, что она, например, никак не прореагировала на экономический рост, который наблюдался в течение 2000-х годов.

В демографической статистике (статистике населения) можно выделить следующие основные задачи:

ü   Определение численности населения и его распределения по территории страны;

ü   Изучение состава населения;

ü   Изучение естественного движения населения;

ü   Изучение механического движения населения.

Основными источниками данных демографической статистики являются текущий учет и единовременные наблюдения в виде сплошных и выборочных переписей. Причем переписи населения дают наиболее полные и точные сведения о численности и составе населения. В промежутках между переписями текущий учет родившихся, умерших, прибывших и убывших на ту или иную территорию позволяет определять численность населения на основе данных последней переписи населения.

В демографической статистике различают следующие категории населения:

Наличное население - часть населения, которая находится на момент учета в данном населенном пункте, независимо от места постоянного проживания.

Постоянное население - часть населения, которая постоянно проживает в данном населенном пункте, независимо от фактического местонахождения на момент учета.

Временно отсутствующие - лица, которые на момент учета временно отсутствовали в месте постоянного проживания (на срок не более 6 месяцев).

Временно присутствующие - лица, которые временно находились в данном населенном пункте на момент учета (на срок не более 6 месяцев).

Постоянное население = Наличное население - Временно присутствующие + Временно отсутствующие

В нашей стране учитывают численность и наличного, и постоянного населения. При планировании строительства жилья, школ, больниц и т.д. исходят из численности постоянного населения, а при обеспечении работы городского транспорта, торговых предприятий - из численности наличного населения.

Естественное движение населения - это изменение численности населения в результате рождений и смертей.

Изучение естественного движения осуществляется с помощью абсолютных и относительных показателей.

Абсолютные показатели

. Число родившихся за период (Р)

. Число умерших за период (У)

. Естественный прирост (убыль) населения, который определяется как разность между числом родившихся и умерших за период: ЕП = Р - У

Высокая смертность связана с устойчивой тенденцией роста заболеваемости. В сравнении с развитыми странами наши недуги переходят в хроническую форму на 15-20 лет. Отсюда и массовая инвалидизация и преждевременная смертность.

Статистика неутешительная: большая часть населения ведет нездоровый образ жизни: неправильное питание, потребление плохой воды, массовое пренебрежение физической культурой, пьянство и алкоголизм, курение, наркотики и прочее. Доступность качественной медицинской помощи - на недопустимо низком уровне. Чтобы попасть на прием ко многим врачам, населению надо перетерпеть большие очереди. Государственных средств в бюджетах всех уровней значительно ниже, чем в развитых странах мира, всего 3-4 % от ВВП, при норме - 7 %.

Бедность в сознании людей все более ассоциируется с неспособностью получать необходимую медицинскую помощь. О каком уровне человеческого потенциала, работоспособности человека и эффективности его деятельности может идти речь, если в "дежурное" его состояние превратился стресс. За годы реформ стрессы стали сопровождать нас каждый день: значительная инфляция, дороговизна товаров, задержки зарплаты, потеря работы и т.д.[9]

Коэффициент естественного прироста

Показывает величину естественного прироста (убыли) населения в течение календарного года в среднем на 1000 человек наличного населения и вычисляется двумя способами:


Коэффициент жизненности

Показывает соотношение между рождаемостью и смертностью, характеризует воспроизводство населения. Если Коэффициент жизненности меньше 100%, то население региона вымирает, если выше 100%, то численность населения увеличивается. Этот коэффициент определяется двумя способами:


К показателям межрегионального миграционного обмена относятся показатель объема (мощности) межрегиональных миграционных потоков, представляющий собой долю конкретного региона, как поставщика переселенцев в общем числе мигрантов районов вселения, коэффициент результативности межрайонных связей, коэффициент приживаемости новоселов, коэффициент интенсивности межрайонных миграционных связей.

Показатели объема и размера миграции рассматриваются всегда в пределах какой-либо определенной территории (государства).

К ним относят:

Vпр - число прибывших мигрантов в данную местность за год;

Vуб -число убывших из данной местности за год;

(Vпр + Vуб) - валовый показатель миграции брутто-миграция;

(Vпр - Vуб ) - сальдо миграции или чистая миграция, нетто-миграция.

При (Vпр > Vуб) - сальдо положительное, при (Vпр < Vуб) - сальдо отрицательное, (Vпр = Vуб) - сальдо миграции отсутствует.

Анализ данных о миграции показывает, куда, откуда и в каком количестве происходят перемещения населения в стране.

Миграция населения изучается с помощью абсолютных и относительных показателей.

Абсолютные показатели миграции

. Число прибывших в данный населенный пункт (П)

. Число выбывших из данного населенного пункта (В)

. Механический прирост населения (МП = П - В)

Относительные показатели миграции

К относительным показателям относятся коэффициент прибытия, коэффициент выбытия и коэффициент механического прироста.

Приведенные ниже коэффициенты вычисляются в промиссле, то есть на 1000 человек населения.

Коэффициент прибытия


Показывает, сколько человек прибывает в данный регион в среднем на каждую 1000 человек населения в течение календарного года:

Коэффициент выбытия

Показывает, сколько человек выбыло из данного региона в среднем на каждую 1000 человек населения в год:

Коэффициент механического прироста


Характеризует величину механического прироста, приходящегося в среднем на 1000 человек населения региона за год.

Научное исследование - целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы законов, понятий и теорий.4 Получив в свое распоряжение факты, характеризующие познаваемый объект, ученый обобщает их, стремясь выявить закономерности функционирования и развития этого объекта. В исследовании принято выделять эмпирический и теоретический уровни. На эмпирическом (от греч. empeiria - опыт) уровне происходит непосредственное изучение предмета или явления, иногда при контакте с ним, иногда при помощи фактов, зафиксированных другими людьми. Мысленное воспроизведение реальной действительности, формирование знания происходит на теоретическом уровне. Поскольку критерием истинности результатов теоретической работы обычно является практика, после проведения теоретической работы исследователи часто ставят эксперимент, вновь на эмпирическом уровне. Результаты полученных экспериментальных данных могут видоизменить теоретическое представление о действительности, т. е. круг замыкается, исследование, как правило, поочередно осуществляется то на эмпирическом, то на теоретическом уровне. Исследовательская работа направлена на то, чтобы проверить на практике истинность теоретических выводов. Результаты полученных исследовательских данных могут видоизменить теоретическое представление о действительности.

Расчетно-аналитическая часть

Необходимость проведения активной демографической политики в том или ином субъекте Российской Федерации обусловлена, прежде всего, той ситуацией, которая сформировалась на стыке ХХ-ХХI веков в сфере рождаемости, смертности и миграции как в целом по стране, так и в ее регионах. Вместе с тем, региональная специфика демографической политики детерминируется особенностями геополитического, экономического, этнического и природно-географического статуса той или иной территории.

Помимо необходимости проведения активной демографической политики требуются еще и возможности осуществления того, что разработано и должно реализоваться в жизни, а не в прожекте. Эти возможности двояки. Первое, нужны финансовые ресурсы и, как правило, немалые для осуществления затратных мер демографической политики. Второе, и это порой бывает более важным, чем первое, необходима политическая воля руководителей субъектов Федерации, понимание ими того, что преодоление всероссийской депопуляции не возможно без участия в решении этой жизненно важной задачи всех регионов. В качестве одного из регионов, который после одобрения Правительством РФ Концепции демографического развития страны активизировал разработку и проведение демографической политики, может быть назван Ханты-Мансийский автономный окру г. Правительство этого округа, обладая определенными бюджетными ресурсами, проводит всестороннюю семейную, демографическую и миграционную политику.

Прежде всего, в регионе в сентябре 2003 г. была утверждена постановлением Правительства округа Концепция демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа на период до 2015 года. Она, явилась базовым документом в системе демографически ориентированного законодательства. Ханты-Мансийский автономный округ это, пожалуй, один из немногих, если не единственный регион России, где триединая схема демографической политики выстроена логически правильно: Концепция - правовые акты (законы и другие нормы) - мероприятия (экономические, организационные, пропагандистские).

В Концепции нашли отражение четыре важных положения:

а) округ, имея восходящую демографическую динамику, нуждается в привлечении постоянного населения, из которого черпаются основные ресурсы рабочей силы, дополняемые привлечением временных трудовых мигрантов и частичным (менее 10% численности экономически активного населения) использованием вахтового метода;

б) территория округа относится к зоне обитания малочисленных коренных народов Севера, которым должны быть обеспечены нормальная жизнедеятельность и условия развития традиционных отраслей хозяйства;

в) экстремальные природные, прежде всего, климатические условия и слабая освоенность территории не только увеличивают издержки производства, но и существенно повышают затраты на содержание населения, что делает проживание здесь лиц, вышедших на пенсию и не занятых в экономике (или воспитанием детей в многопоколенных семьях) не целесообразным;

г) формирование постоянного состава жителей округа - это основа жизнедеятельности и тех, кто временно занят в экономике, а это предполагает сохранение в жизнеобеспечении всего населения округа преимуществ по сравнению с обычными районами.

В соответствии с Концепцией уже в октябре 2003 г. правительством округа был принят план первоочередных мероприятий по сохранению демографического потенциала Ханты-Мансийского автономного округа на 2003-2011 годы. Эти меры включают пакет нормативных документов:

Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре";

Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О программе Ханты-Мансийского автономного округа "Дети Югры" на 2003-2011 годы";

Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О предоставлении именных целевых денежных выплат детям Ханты-Мансийского автономного округа, родившимся в 2000 и последующие годы";

Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" на 2003-206 годы";

постановление Губернатора автономного округа "О программе МЖК в Ханты-Мансийском автономном округе "Молодой семье - доступное жилье"";

постановление Правительства автономного округа "О доплатах к государственным ежемесячным пособиям на ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе";

постановление Правительства автономного округа "О ежемесячном пособии по уходу за ребенком от 1,5 до 3-х лет и от 3-х до 4-х лет".

Принят и реализуется ряд других, правовых, организационных и информационно-пропагандистских мер, направленных на совершенствование демографического развития округа. Важно подчеркнуть, что в округе создан

Координационный совет по вопросам демографической политики (сформирован согласно постановлению Правительства автономного округа).

На 1 января 2010 года население округа составляет 1538,6 тыс. человек (в 2009 - 1520 тыс. человек, в 2008 - 1505,2 тыс. человек), плотность населения - 2,8 чел./км² (2009), удельный вес городского населения - 91,5 % (2009). Среднемесячный доход на душу населения в марте 2009 года составил 27 968,3 рубля, а средняя заработная плата по округу -40 362,5 руб. Югра традиционно занимает одно из первых мест по уровню рождаемости среди регионов с преимущественно русским населением. Так, по итогам 2010 года, в округе родилось 25 083 человек (коэффициент рождаемости 16,2 при среднем по России 12,6), что превысило показатели 2009 года, когда родилось 23 840 человек (коэффициент рождаемости 15,6 при среднем по России 12,4). Также в округе наблюдается один из самых низких уровней смертности в стране. В 2010 году в регионе умерло 10 482 человека (коэффициент смертности 6,8 при среднем по России 14,3), что несколько превысило показатели 2009 года, когда в округе умерло 10 107 человек (коэффициент смертности 6,6 при среднем по России 14,2).

По данным переписей населения 1939, 1959, 1970, 1979, 1989, 2002 и 2010 годов, национальный состав населения округа был следующим:

Таблица 2. Численность и состав населения ХМАО-Югра.

Народ

2008

2009

Русские

973 978 (68,1%)

Татары

107 637 (7,5 %)

108 899 (7,6 %)

Украинцы

123 238 (8,6 %)

91 323 (6,4 %)

Башкиры

35 807 (2,5 %)

35 428 (2,5 %)

Азербайджанцы

25 088 (1,8 %)

26 037 (1,8 %)

Ханты

17 128 (1,2 %)

19 068 (1,3 %)

Белорусы

20 518 (1,4 %)

14 703 (1,0 %)

Кумыки

9 554 (0,7 %)

13 849 (1,0 %)

Чуваши

15 261 (1,1 %)

13 596 (0,9 %)

Лезгины

8 580 (0,6 %)

13 335 (0,9 %)

Манси

9 894 (0,7 %)

10 977 (0,8 %)

Узбеки

5 182 (0,4 %)

9 970 (0,7 %)

Таджики

5 651 (0,4 %)

9 793 (0,7 %)

Молдаване

10 861 (0,8 %)

9 476 (0,7 %)

Лакцы

8 005 (0,6 %)

н.д.

Марийцы

7 309 (0,5 %)

7 289 (0,5 %)

Чеченцы

6 943 (0,5 %)

6 889 (0,5 %)

Ненцы

7 846 (0,6 %)

6 828 (0,5 %)

Армяне

6 471 (0,5 %)

6 343 (0,4 %)

Мордва

6 386 (0,5 %)

н.д.

Казахи

4 258 (0,3 %)

н.д.

Удмурты

3 670 (0,3 %)

н.д.

Коми

3 081 (0,2 %)

2 364 (0,2 %)

Коми-пермяки

2 704 (0,2 %)

н.д.

13 210 (0,9 %)

102 138 (0,0 %)

Процессы глобализации, развертывающиеся в мировой экономике, оказывают существенное воздействие как на рынки труда отдельных стран мира, так и на процессы перемещения трудовых ресурсов между странами - международную трудовую миграцию. Глобализация мировой экономики создает единый мировой рынок рабочей силы, увеличивает мобильность и обеспечивает экономически эффективное распределение планетарных трудовых ресурсов.

Отдельные страны мира не могут покрыть дефицит в рабочей силе за счет собственных трудовых ресурсов, поэтому они вынуждены привлекать рабочую силу со стороны. Примером является Российская Федерация и в частности Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.

Рынок труда автономного округа, как и других северных территорий России, с 1990-х годов отличался несоответствием спроса и предложения рабочей силы, так как профессиональной подготовке квалифицированных кадров на Севере не уделялось должного внимания. Поэтому работодатели, для того чтобы повысить эффективность производства, вынуждены были привлекать рабочую силу.

По данным федеральной миграционной службы, фактически на территории автономного округа по состоянию на 01.01.2010г. пребывало свыше 46 тыс. иностранных граждан, что в 2 раза превышало показатель прошлых лет (на 01.01.2009г. - 21 193, на 01.01.2008г. - 20 761 иностранных граждан).

Помимо официальной миграции Ханты-Мансийский автономный округ-Югра является привлекательным для нелегальных мигрантов. Нелегальная миграция в Югре, по оценкам специалистов, на порядок выше легальной. Их количество в 2010 году составило ориентировочно 8000 человек, из них граждан СНГ около 7500 человек.

В рамках трудовой миграции особое место занимает межрегиональный вахтовый метод работы. Данный метод традиционно являлся особенностью освоения северных территорий. Необходимость его использования в виде привлечения рабочей силы из других регионов России и из-за рубежа в настоящее время обусловлена, как сложившимися в доперестроечный период экономическими связями, так и отсутствием квалифицированной рабочей силы, несмотря на фактический избыток трудовых ресурсов.

Среди крупнейших поставщиков трудовых мигрантов можно назвать Украину, Таджикистан и Узбекистан. Основными поставщиками трудовых мигрантов из стран "дальнего" зарубежья в регион является Турция, которая в основном обеспечивает регион строителями. Турецким работникам принадлежит первенство в Югре - сюда их было привлечено около 3,2 тыс. человек. Основная доля иностранных трудовых мигрантов привлекалась в строительную отрасль, в которой трудились 67% иностранных рабочих.

Привлечение иностранных работников связано с нехваткой местных квалифицированных кадров, как рабочих профессий, так и инженерно-технических работников. Наибольшая потребность промышленных предприятий в бурильщиках, водителях специальной техники, машинистах, сварщиках; в строительстве - в каменщиках, плиточниках, штукатурах высоких разрядов.

Кроме того, заинтересованность у работодателей в иностранной рабочей силе связана с тем, что можно экономить на затратах, так как выходцы из СНГ получают более низкую зарплату, чем местные рабочие, для них не нужно создавать объекты социальной сферы.

Численность трудовых мигрантов с 2002 г. имела тенденцию к снижению. Тем не менее, они составляют значительный удельный вес в профилирующих отраслях хозяйства. С 2005 г. начинается рост вахтовиков и иностранной рабочей силы, связанный с увеличением производства в профилирующих отраслях хозяйственного комплекса автономного округа. Продолжающийся экономический кризис и увеличение безработицы, по нашему мнению, способствуют сокращению принимаемых из других регионов и из-за рубежа рабочей силы. Такие волновые изменения в численности вахтовиков и иностранной рабочей силы будут характерны для Югры и в перспективный период, что обусловлено глобальными процессами и слабой диверсификацией хозяйства автономного округа.

Использование привлеченной рабочей силы позволяет быстро реагировать на изменение ситуации в экономике, варьируя ее величиной. Основными территориями применения межрегиональной вахты являются главные районы нефтегазодобычи восточной части округа, на долю которых приходится около 90% от общей численности вахтовиков. При этом их количество в рамках отдельных территорий четко коррелирует с объемами добычи нефти.

Еще одна группа мигрантов - это вынужденные переселенцы, к которым относится русскоязычное население, прибывшее сюда из Казахстана, республик Центральной Азии и Кавказа.

Вынужденная миграция также является одним из ключевых факторов формирования трудовых ресурсов. Главная ее особенность состоит не в количественной стороне, а в качестве рабочей силы. Это, как правило, представители русскоязычного населения из Казахстана и республик Центральной Азии. Вынужденные переселенцы вносят определенный вклад в рост численности населения и особенно рабочей силы, так как их представители трудоспособного возраста имеют высокий квалификационно-образовательный уровень.

Для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры стимулирование вахтового метода из других регионов страны представляет собой реальную возможность замещения части иностранной рабочей силы и удовлетворения потребности в трудовых ресурсах за счет внутрироссийских мигрантов.[17,18,19]

Внутренняя миграция - это процесс перемещения из одного поселения в другое. Никакие перемещения в пределах одного и того же населенного пункта не рассматриваются как миграция населения. Одним из основных признаков миграции населения является пересечение административной границы территории (государства, области, населенного пункта и т. д.). На этой основе выделяют прежде внешней миграции (эмиграция и иммиграция) и внутреннюю миграцию. Миграции населения - это перемещения людей по территории, связанные со сменой постоянного места жительства и работы. Различают миграцию сельского населения и городского, междугородную миграцию и миграцию в сельскую местность - миграционные потоки "село - город", "город - город", "город - село ", " село - село".

Миграционная активность в значительной степени зависит от демографических характеристик населения. Замечено, что в миграциях наибольшее участие принимают лица молодого возраста, мужчины являются более мобильными, чем женщины, одиночки легче решаются на переезд, чем женатые, бездетные также легче мигрируют, чем люди, имеющие детей.

Среди внутренних миграций отдельно изучают такие направления миграции как переселение из деревни в город и наоборот и переселение из города в город и из села в село. Переселение населения из села в город, что приводит к росту городов, их функций, распространение городского образа жизни - называют урбанизацией. Переселение населения из сел в города, как и в большинстве стран мира, были доминирующими с начала XX в. но с начала 90-х годов XX века они замедлились.

Следовательно, миграции влияют на половозрастную структуру населения, национальный состав, а также на соотношение городского и сельского населения, плотность населения.

Миграция в ХМАО осуществляется в основном за счет притока рабочих-вахтовиков и благодаря специализированным программам разработанным госучреждениями региона.

Список литературы

1   Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 151-ФЗ).

2        Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

         Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. № 1270-Р. "О концепции демографического развития РФ на период до 2015 года" // СЗ РФ. 2001. № 40. Ст. 3873.

         Алисов Н.В., Хорев Б.С. Исследования в статистике информации. (общий обзор). М., 2009. С. 145.

         Андреев Е.М., Вишневский А.Г., Мкртчян Н.В. и др. Перспективы миграции и этнического развития России и их учет при разработке стратегических направлений развития страны на длительную перспективу. - М.: ИЭПП, 2004. С. 43-44.

         Андриенко Ю., Гуриев С. Библиография // Серия "Аналитические разработки и отчеты". ЦЭФИР. 2006.- №23. - Апрель. С. 19.

         Болдырева С.К., Колесов Д.В. Миграция. Сущность и явление. М. - Воронеж, 2011. С. 39.

         Бреева Е.Б. Основы демографии. М., 2009. С. 148.

         Бутов В.И. Демография: Учебное пособие. Под ред. В. Г. Игнатова. третье изд., перераб. и доп. - М.: ИКЦ "МарТ", 2008.

         Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение: экономика и управление. М., Ростов н/Д., 2010. С. 265.

         Зайончковская Ж.А., Ноздрина Н.Н. Миграционный опыт населения региональных центров России // Проблемы прогнозирования. 2008. №4. С. 98-112.

         Зайончковская Ж.А., Мкртчян Н.В. Внутренняя миграция в России: правовая практика. - М., 2007. С. 24-26.

         Красинец Е., Тюрюканова Е., Шевцова Т. Миграция населения в Российской Федерации: тенденции развития и проблемы регулирования // Власть. 2011. № 10. С. 63-69.

         Мкртчян Н.В. Миграционная мобильность в России: оценки и проблемы анализа// "SPERO", 2009.-№11.- с. 149-164

         Мкртчян Н.В. Из России в Россию: откуда и куда едут внутренние мигранты // Мир России. Т. XII. Социология, этнология. 2003. №2. С. 151-164

         Моисеенко В.М. Снижение масштабов внутренней миграции населения в России: опыт оценки динамики по данным текущего учета // Вопросы статистики. 2004. №7. С. 49-50.

         Моисеенко В.М. Внутренняя миграция населения. - М.: ТЭИС, 2009. с.50

         Численность и миграция населения Российской Федерации в 2007 г.: Статистический бюллетень. - М.: Росстат, 2010. С. 3.

         Смидович С.Г. Проблемы регулирования миграции в ХМАО // Миграционные процессы: Прошлое. Настоящее. Будущее. Сб. материалов X и XI Московско-Берлинских международных семинаров. - М., 2012. С. 37.

         Чудиновских О.С. О критическом состоянии учета миграции в России // Вопросы статистики. 2012. №10. С. 27-36.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!