Сказка как средство развития личности ребенка

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,81 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сказка как средство развития личности ребенка

Содержание

Введение

1. Воспитание сказкой как одно из средств развития личности ребенка

. Знакомство ребенка со сказкой

Заключение

Список литературы

Введение

личность ребенок воспитание сказкотерапия

Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи. (Что особенно важно для коррекционных логопедических групп.)

Сказкотерапия тесно связана с арттерапией (терапия искусством) и игровой терапией. Более того - есть связь с телесноориентированной терапией и ТРИЗом.

К методу сказкотерапии тяготеют не только детские дошкольные учреждения и школы, но и центры реабилитации инвалидов, детей с различными проблемами развития, исправительные учреждения, высшие учебные заведения. Психотерапевтические методические приемы сказкотерапии легко внедряются в любую образовательную программу, не меняя ее содержания.

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо двигаться. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, которые я использую в своей работе, позволяют помочь ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. Можно выделить важнейшие тезисы: глубинный смысл сказки и ее мораль; сказка - источник жизненного опыта, традиций; психологическая защищенность (счастливый конец); ореол тайны и волшебства.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение сказки как средства развития личности ребенка.

В соответствии с поставленной целью в данной работе необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть сказку как средство развития личности ребенка.

. Охарактеризовать методы развития личности ребенка.

. Разработать комплекс занятий с применением сказкотерапии (Проект "Сказка - как источник творчества детей")

1. Воспитание сказкой как одно из средств развития личности ребенка

Сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. Это как бы мостик из прошлого в настоящее. Сказочное действо сообщает детям гораздо больше того, что содержится в сюжетных перипетиях и приключениях героев [14, 16].

На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребёнком моментов. Не послушался Иванушка Алёнушку - и стряслась беда. Пожадничала старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» - и осталась ни с чем.

Сказки - совершенно необходимый этап в развитии ребенка. Хотя некоторые мамы и папы считают, что сказки современным детям не нужны.

Зачем ему (ей) какие-то пустые бредни, бессмысленные, бесполезные фантазии? - говорят они. - Сейчас надо быть практичным, твёрдо стоять на ногах, а не витать в облаках. Новый век - век информации, вот пусть и набирается её с малолетства.

А кому-то народные сказки кажутся дикими, жестокими, не способными породить у ребёнка ничего, кроме многочисленных страхов. Помню, однажды я участвовала в телепередаче вместе с одной известной эстрадной певицей, и она как раз говорила о том, что не читает своей пятилетней дочке сказок, поскольку там постоянно кто-то кого-то обижает, обманывает, бросает на произвол судьбы, пытается съесть и т.п.

Однако если родители по тем или иным соображениям лишают ребёнка этого пласта культуры, они обделяют его как эмоционально, так и интеллектуально. В результате в развитии ребенка наблюдаются очень серьёзные, порой невосстановимые пробелы. Ведь сказки, как уже говорилось, являются выражением коллективного бессознательного, своего рода залежами коллективной культурной и исторической памяти, как отдельного народа, так и человечества в целом. Через них ребёнок в определённом возрасте осваивает мир, познаёт людей и нюансы человеческих отношений гораздо эффективней, чем с помощью самых занимательных энциклопедий. Проскочив этот этап развития, человек как бы уплощается, упрощается, роботизируется, утрачивает способность воспринимать мир объёмно и образно.

Сказочные образы несут в себе огромный смысловой и чувственный заряд. Например, образ зайца в русских народных сказках сцеплен с такими человеческими качествами, как трусость, нерешительность, он вызывает у детей сочувствие, сопереживание, желание помочь. Робкие дети нередко отождествляют себя с этим сказочным персонажем. Победа трусливого сказочного зайчишки над волком или лисой воспринимается ими как их собственная и может послужить стимулом к преодолению собственных страхов ребёнка.

Кроме того, сказки закладывают в детской душе представления о добре и зле, о должном и недолжном, о жизни и смерти. Почти любая сказка - это поле напряженной битвы добра и зла. Битвы, в которой рельефно проявляются как самые высокие, так и самые низменные стороны человеческой натуры. Очень часто только в сказочной форме дошкольники могут познакомиться с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как верность и предательство, бескорыстие и алчность, самоотверженность и подлость. В сказках всё это изображено вполне доступно для восприятия ребёнка и в то же время совсем не примитивно. Это те необходимые уроки нравственности, без которых маленький человек не может сформироваться как полноценная, гармоническая личность [14, 15].

Конечно, не стоит читать маленьким детям неадаптированных народных сказок. В «неприглаженном» фольклоре действительно много первобытной жестокости. Но литературно обработанные сказки содержат ту необходимую дозу знаний о дурном, без которой ребёнок будет расти в чересчур стерильной обстановке. Как в барокамере. И при первом же соприкосновении с жизнью может пострадать, потому что у него не будет выработано «психического иммунитета» к отрицательным явлениям жизни. Вот что пишет на эту тему доктор психологических наук Л. В. Стрелкова, много лет занимающаяся сказкотерапией: «Наши малыши не живут под стеклянным колпаком, они не всё время находятся под спасительной защитой папы или мамы. Совершенно внезапно во дворе или на улице они могут столкнуться с чем-то «страшным», незнакомым, непонятным. Ребёнок должен быть, хотя бы в самой малой степени, готов к подобной встрече. Однако чтение страшных сказок и работа с ними требуют абсолютного доверия ребёнка к взрослому; если вы не уверены в том, что в ваших отношениях с ребёнком существует полная доверительность, подождите более благоприятного момента».

Использование сказок не только в педагогических, по и в лечебно-психологических целях даёт прекрасный эффект. Механизм воздействия сказочных образов и метафор на сознание и подсознание ребёнка изучен пока ещё мало, однако уже очевидно, что они гораздо сильнее активизируют эмоционально-волевой потенциал ребёнка, чем любые объяснения и призывы изменить своё поведение.

В настоящее время в области сказкотерапии успешно работают специалисты в Москве, Петербурге, Иркутске, Новосибирске, Туле и других российских городах. Так, например, М.В. Яковлева из Иркутского центра медико-социальной, психологической и психотерапевтической помощи населению сочетает сказкотерапию с занятиями по методу символдрамы, разработанному известным немецким психотерапевтом Ханскарлом Лейнером. Основу метода составляет свободное фантазирование, создание внутренних образов, «внутренних картин» на заданную психологом тему. Дети представляют образы, а психолог выполняет контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию.

«Процедура коррекционного занятия при применении метода символадрамы, - пишет М.В. Яковлева, - детально описана в работах X. Лейнера, Г. Хорна и Я.Л. Обухова. Сидящего с закрытыми глазами в удобном кресле ребёнка вводят в состояние расслабления... Однако в работе со многими детьми даже и это часто бывает излишним. Можно просто попросить ребёнка лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться. После достижения ребёнком состояния расслабления ему предлагается представить образы на заданную психологом тему... Представляя образы, ребёнок рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психологу, который как бы «сопровождает» его в образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией коррекционного занятия. Участие психолога внешне выражается в том, что через определённые промежутки времени при помощи комментариев «Да», «Угу», восклицаний типа «Вот как!», повторения описаний ребёнка, а также при помощи вопросов о деталях и свойствах образа он сигнализирует о внимательном наблюдении за ходом развития образов ребёнка. Чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности ребёнка, необходимо свести до минимума суггестивное воздействие психолога. В частности, его вопросы должны быть открытыми, так как уже в самом вопросе могут быть некоторые элементы внушения. Например, вместо того, чтобы спросить: «Дерево большое?» или «Далеко ли это дерево?», что уже предполагает определённое ожидание ответа, следует спрашивать: «Какого размера дерево?» или «На каком расстоянии находится это дерево?» [15, 123].

Сочетая символдраму со сказкотерапией, психолог предлагает ребёнку представить себе, что он находится в определённой сказке («Теремок», «Курочка Ряба», «Спящая красавица», «О пряничном домике» и др.) и рассказать, какие образы возникают перед его внутренним взором. «Принципы сказкотерапии, - пишет Яковлева, - заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» поля сознания и поведения ребёнка... в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене позитивным жизненным опытом с ребёнком». Этот метод, добавлю, развивает творческие способности и умение слушать себя и других, учит принимать и создавать новое.

В сказкотерапии по методике Л.В. Стрелковой взрослому, наоборот, отводится самая активная роль. Он должен не только сам подбирать художественные тексты, но и затевать обсуждение прочитанного, побуждая ребёнка ответить на вопросы, выразить свое мнение, проанализировать описанную ситуацию. В рамках занятий по её методике предлагаются различные формы заданий - для ребёнка и для его родителей. Например, ребёнок должен сочинять письма тем или иным сказочным персонажам. Или в одной из частей книги в качестве персонажа появляется и сам ребёнок. А взрослые должны вести дневник наблюдений за эмоциональными проявлениями ребёнка, за его продвижениями в нравственном развитии.

Стрелкова стремится к тому, чтобы научить ребёнка осознанно относиться к своим чувствам, внутреннему миру, к умению управлять своими чувствами.

В Туле также проводятся развивающие занятия со сказками (методика Ю.Л. Линецкого): устраиваются диалоги с обсуждением прочитанного, показываются репродукции картин известных художников, иллюстрирующие тему занятия, используются элементы музыкотерапии. Возьмём, к примеру, урок, который называется «Быть честным с самим собой». На нём читается отрывок из любой сказки (например, «Сказка о трёх топорах»), где героя выручает его честность. Затем задаются вопросы:

Как вы понимаете слова: «Надо быть всегда честным, тогда на душе будет спокойно и радостно». А если кто-то другой обманывает, то на душе у него неспокойно и тяжело?

Как вы думаете, может ли быть источником настоящей радости чужое горе?

Как вы понимаете фразу: «Честным в первую очередь нужно быть с самим собой»?

Затем предлагается ряд игр и упражнений, после чего рассказывается ещё одна сказочная история - притча про мальчика-пастуха, который от скуки кричал: «Волки! Волки!» И односельчане, поначалу сбегавшиеся на его крики, перестали ему верить. Так что, когда действительно появился волк, мальчику ни-

кто не помог защитить овец. После рассказа вновь задаются вопросы, с разных сторон «разминающие» тему честности:

Как вы думаете, почему люди не прибежали к мальчику на подмогу?

Чем рискует человек, говорящий неправду?

А если человек внутренне сильный, будет он кого-то обманывать?

Дальше тема усложняется. Школьникам предлагается рассмотреть ситуации, когда обман оправдан (так называемая «ложь во спасение»). В конце урока происходит работа с ассоциациями, то есть ещё сильнее активизируется сфера бессознательного: детей просят придумать, с каким цветом (запахом, формой) ассоциируются у них слова «обман» и «правда», а также зарисовать свои ассоциации.

Весьма результативна сказкотерапия и в работе с «особыми» (в частности, умственно отсталыми) детьми. «Сказка оказывает колоссальное коррегирующее воздействие на эмоциональную сферу детей с тяжёлой умственной отсталостью, - утверждает О. Смирнова. - Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту». Конечно, необходимо при этом учитывать особенности детей. Гиперактивного ребёнка, который постоянно отвлекается, лучше заинтересовывать иллюстрациями, подбирать сказки в стихах. Пассивных детей необходимо вводить в мир сказок таинственно, осторожно, говорить шёпотом.

Занятия по сказкотерапии по методике О.Смирновой проходят индивидуально и в подгруппах по 2-3 человека. Широко используется работа с карточками, отгадывание загадок, различные игры, помогающие усвоить содержание и смысл сказок. Дети учатся распознавать эмоциональные состояния сказочных персонажей, изображённых на картинках, пересказывать сказки (для детей с отклонениями в умственном развитии это представляет очень серьёзную трудность). Естественно, для таких дошкольников даже самые простые, знакомые с младенчества сказки должны быть адаптированы. Используются и элементы куклотерапии. Например, игрушечная ворона загадывает детям загадки, а отгадки-куклы появляются в окошке теремка в случае правильного ответа. В наше время, когда детей с мультидефектами становится всё больше, подобные методики пользуются повышенным спросом.

Интересен и опыт психологической помощи тяжело болеющим детям, о котором рассказали в своей брошюре «Доктор Кукла» А.Греф и Л.Соколова. Доктор Кукла - это большая, ростом с ребёнка, кукла клоуна-врача по имени Лука Лукич. Этот «доктор» приходит к детям в больницу, старается поднять им настроение, снизить стрессы, тревожность или агрессивность, в игровой форме приучить к необходимым, часто неприятным медицинским процедурам.

. Знакомство ребенка со сказкой

Знакомство ребёнка со сказкой начинаются с выразительного чтения её взрослым. Характер и содержание последующей работы обусловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к сочетанию разных методов в зависимости от задач, которые он перед собой ставит [9, 134].

I. Целенаправленное наблюдение

. Воспитатель, родители могут совместно с детьми рассмотреть, какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, юмористические пассажи, драматические повороты сюжета). Пересказ детьми прочитанного, отдельных эпизодов внесет не обходимые акценты в суть переживаемого.

. Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, интерьера сказки.

. Сказку можно нарисовать.

. Сказку можно сложить из ткани. Затем я стала на полу изображать место, где происходит действие сказки, с помощью отрезков тканей, различающихся по форме, размеру, цвету. Например, вышел Иван-царевич в широкое поле - на полу расстилаются лоскуты с ромашками и васильками; длинная голубая лента из шифона - ручеек.

. Сказки имеют запахи. Следующий этап - проживание сказки через обоняние, т. е. с помощью запахов. Проведенное исследование показало: на вопрос о том какие запахи дети знают, они отвечали весьма однообразно, чаще все называли запахи духов и цветов и очень удивлялись тому, что окружающий нас мир имеет необыкновенно богатую палитру запахов. Чтобы дети убедились в этом на практике, я собрала богатую коллекцию запахов. В разные пластмассовые баночки (можно из-под фотопленки) положили разные предметы, имеющие ярко выраженный своеобразный запах (например, мускатный орех). Эти запахи крышки банок впитывают быстро, и с ними можно работать как с раздаточным материалом. Каждому запаху дается свой порядковый номер, составляется картотека. Что входит в нашу коллекцию? Корица, кардамон, мускатный и грецкий орех, горчица, лавровый лист, душистый горошек, эстрагон, хрен, мята, календула, крапива, тимьян, лист черной смородины, сушеные грибы, плесень, чеснок, лук, различные виды фруктов и овощей, деревянная стружка, духи различных типов, апельсиновые и лимонные сушеные корки, йод, подсолнечное масло, смола, мед, ванилин, чай, кофе, какао, сухое молоко и др. Читая или рассказывая сказку, мы подбираем каждому из ее персонажей запах, с которым тот или иной герой ассоциируется у детей. Это может быть один определенный запах и сочетание нескольких разных запахов. Для этого мы используем специальные ванночки. Например, запах леса всегда сложный: это сочетание духов с запахами различных растений, грибов, деревьев, цветов. Можно сказать, что нос, т. е. развитое обоняние, помогает детям ощутить сказку более разносторонне и богато. Например, при ответе на вопрос, как пахнет избушка на курьих ножках, дети совместно решают, из каких запахов можно составить аромат дома Бабы Яги.

. А ещё сказки звучат. Чтобы помочь детям лучше прочувствовать особенность той или иной сказки, мы используем звуки, которые издают колокольчики, бубны, трещотки, а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри, которые при встряхивании шумят (горох, пшено, гречка, манка, ломаная яичная скорлупа, сухие апельсиновые корки, металлическая стружка и др. ). Создавать звуки можно и с помощью голоса.

Изображая шум леса, одни дети машут лоскутами, другие переливают воду из стакана в стакан, третьи кукуют, а кто-то медленно трясет баночку с гречкой. К придуманному детьми звуковому сопровождению мы добавляем записи шума леса, воды и др. Используем и такой прием: одни дети создают шум, другие слушают, закрыв глаза. Затем все рисуют то, что при этом представили.

. Подбор наиболее подходящей музыки к сказке (отдельным фрагментам) с учетом места действия (мельничный пруд, лес, старинный замок и т. д. ) и характера действия.

II. Сравнение.

. Игра в сравнения (Кто на кого похож? Что на что похоже? У кого сравнение точнее, у кого - самое неожиданное и в то же время точное?).

2. Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту.

. Сравнение прочитанного с целью актуализации читательского опыта. Например, можно предложить детям сравнить две сказки и ответить на следующие вопросы: что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Какие другие сказки они напоминают?

III. Узнавание и воспроизведение стилистических особенностей

. Узнавание автора по стилю. Например, характерная особенность сказок О. Пройслера - юмор, лукавый, добродушный и вместе с тем, если можно так сказать, реалистический. Дети смогут определить его авторство после прочтения педагогом нескольких юмористических отрывков.

2. Узнавание детьми иллюстраций к ранее прочитанной книге или узнавание места в книге, к которому относится показанная иллюстрация, что дает возможность почувствовать стиль автора, развивает эстетическую память и актуализирует прочитанное [9, 219].

З. В героев сказки можно переодеться и потанцевать. Творчество и воображение развиваются также в процессе придумывания и составления костюма сказочного героя. Обратите внимание: мы их не шьем, а именно составляем из имеющейся у нас коллекции тканей. Дети любят наряжаться. Когда дети оденутся как сказочные герои, налюбуются собой и друг на друга, мы придумываем танцы для каждого персонажа, подбираем музыку. Ребенок в образе своего героя танцует, потом предлагает всем остальным присоединиться к нему и повторить все элементы его танцы. Это позволяет всем детям протанцевать не только своего героя, но и всех персонажей сказки.

IV. Эксперимент с художественным образом.

. Рассказывание от имени одного из героев произведения.

Традиционный пересказ прочитанного модифицируется в данном случае благодаря возможности как бы проигрывать разные роли. Ребенок учитывает в своем пересказе речевые особенности героя, его характер, отношения с другими персонажами книги.

2. Герои среди нас. Персонажи сказок переносятся в современную обстановку и реагируют на все происходящее в соответствии со своими характерами. Задание, помимо фантазии, развивает чувство юмора, актуализирует читательский опыт.

З. Домысливание судьбы героя. Это задание предполагает развитие идеи автора, домысливание дальнейшей деятельности героя в рамках тех обстоятельств, которые описаны в книге. Если предыдущее задание имеет юмористический, даже пародийный характер, то здесь все рассчитано на детскую фантазию, вживание в образ.

. Мой любимый герой. Даже самые маленькие в состоянии, вспомнив прослушанное, аргументировано доказывают достоинства своего героя.

2. Любимая сказка, любимый автор. Умение выделить любимую сказку из массы прочитанных или прослушанных, способность выделить автора - принципиально важный шаг в развитии читательской культуры.

3. Тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном (О каких событиях идет речь в сказке? Встречались ли подобные события в других сказках? Где происходит действие? Знакомо ли это место по другим сказкам?).

4. Беседа (индивидуальная или коллективная) о литературных героях. Задача беседы - развить художественные ассоциации (На какого героя из ранее прослушанных сказок похож герой новой сказки? Чем те герои (герой) отличаются от только что узнанного и в чем их сходство?).

5. Беседа о жанре (Какие еще сказки ты знаешь? Какие сказки ты больше любишь: о современности или о прошлом? Какие сказки, посвященные нашей современности, ты знаешь? Какие ты помнишь сказки, где действуют только животные? Где показаны чудеса техники? Какие ты помнишь сказочные фильмы, спектакли?).

. Беседа об авторе. После предварительной работы воспитатель может в доступной для детей форме рассказать о русских сказочниках и зарубежных. Рассказ о зарубежном сказочнике хорошо предварить рассказом о его стране. Полезно отметить черты творчества, рожденные народной сказкой, и вместе с тем элементы новаторства.

7. Самая смешная сказка. Самый смешной эпизод (Какие еще смешные книжки ты помнишь?). Такую же беседу можно провести о самой страшной, самой печальной книжке - в любом случае у ребенка развивается литературно-ассоциативное мышление и возникает определенная систематика прочитанного: по сходству и различию героев, авторов, по сходству полученных от книг впечатлений. Наряду с этим вырабатывается умение выделять в книге конкретный эпизод.

8. Игры-беседы детей с персонажами сказок.

После проведения в группе беседы с детьми, которая дает возможность воспитателю оценить, насколько понято содержание художественного произведения, рекомендуется продолжить обсуждение книги, но уже в форме игры-беседы с ее персонажами. Такая игра-беседа проводится сразу же после чтения, пока свежи непосредственные детские впечатления.

Как же проводить эти игры-беседы? Желательно, чтобы воспитатель, который прибегает к этому приему впервые, заранее, еще до чтения сказки, подготовил персонажей, с которыми будет происходить общение детей. Подобные персонажи могут быть самыми различными: от тщательно декорированных кукол со всеми присущими им атрибутами до очень условных, прямо на глазах у ребят вырезанных из картона, бумаги.

Обычно в качестве таких персонажей выбираются противоположные по своим нравственным качествам, например, падчерица и мачехина дочка из сказки Морозко; топор и березка Люлинька из сказки А. Толстого Топор; лиса и заяц из сказки Лиса, заяц и петух; Буратино и Карабас-Барабас из сказки Золотой ключик. . . и т. д.

Если куклы-персонажи изготовлены воспитателем заранее, то очень важным в методическом плане становится момент выхода персонажей к детям.

Куклы здороваются с ребятами и спрашивают, узнали ли их дети. Воспитатель должен по возможности имитировать интонации, характерные для того или иного персонажа. Затем куклы спрашивают у детей, кто им больше нравится и почему: Здесь надо дать ответить как можно большему числу детей с самыми различными мнениями [14, 23].

Постепенно куклы-персонажи могут затронуть проблемы, являющиеся актуальными для всей группы или для отдельных ребят. Куклы голосом воспитателя высказывают свое мнение в полном соответствии со своей нравственной сутью и характером по поводу тех или иных поступков детей: отрицательный персонаж при этом поощряет неблаговидные, несправедливые поступки, а положительный - добрые, справедливые дела и взаимоотношения.

Такая игра-беседа становится особенно острой и интересной, если положительный персонаж (например, Золушка) выглядит непривлекательно, а отрицательный персонаж (например, мачехина дочка) будет иметь нарядный костюм. Тогда предпочтения детей как бы пройдут проверку через внешнею красивость; таким образом, внутренняя и внешняя красота будут в данном случае противопоставлены, что, естественно, затруднит выбор предпочитаемого персонажа, более точно выявит пристрастия и нравственные ценности некоторых детей. Такая ситуация, кроме того, создает условия, в которых педагог при помощи кукол-персонажей и участия других детей может воздействовать на несочувственное отношение некоторых ребят к положительному персонажу и изменить это отношение таким образом, что ребенок высказываемое им мнение будет считать собственным, самостоятельным, а не навязанным извне. В связи с этим невозможно не вспомнить слова С. Я. Маршака: Пуще всего надо остерегаться, как бы мораль не оказалась скучным и назойливым указующим перстом, чем-то вроде таблички, прибитой гвоздями к живому дереву. От творческого подхода воспитателя зависит, по какому руслу потечет подобная беседа. Желательно, начав игру-беседу в рамках сюжета сказки или рассказа, затем незаметно переключиться на жизнь группы: взаимоотношения ребят, некоторые неблаговидные поступки отдельных детей (при этом стараться не обидеть ребят), отношение детей к родителям и к взрослым вообще, к малышам и сверстникам и т. д. Мнения положительного и отрицательного персонажа должны быть выражены четко и недвусмысленно и иметь соответствующую нравственную и эмоциональную окраску.

В конце такой беседы группа приходит к единому мнению о персонажах, а воспитатель должен попытаться выявить тех, кто присоединился к мнению группы формально, скрыл истинное отношение к героям, в частности, свою симпатию к красивой кукле, несмотря на то что она поступает несправедливо и жестоко. С этими ребятами проводится индивидуальная работа. Можно повторить игру-беседу, но уже пригласив в партнеры к такому ребенку девочку или мальчика с устойчивым, искренним сочувствием к положительному персонажу. Чтобы добиться большего положительного воздействия на сомневающегося ребенка, следует подключить к игре-беседе и других детей группы, к которым будет обращаться персонаж. Особенно эффективен в этом смысле следующий прием: положительный персонаж начинает вспоминать хорошие, справедливые поступки несочувствующего ребенка, а отрицательный персонаж при этом восхищается нехорошими поступками ребенка и утверждает, что его мнение разделяют герои других сказок, такие, как Карабас-Барабас, Бармалей и т. д. От такой поддержки ребенок отказывается и не желает больше восхищаться красотой отрицательного персонажа, ему становится стыдно, неловко, и он с благодарностью и искренним сочувствием общается с некрасивым положительным персонажем, при полном одобрении всех детей группы. Персонажи-куклы остаются в группе и после прочтения новой сказки или рассказа; они могут участвовать в различных обсуждениях.

Итак, основной принцип проведения игры-беседы детей с персонажами-куклами состоит в следующем: воспитатель, представляя кукол детям, сначала напоминает основные моменты произведения, в которых эти персонажи выступали как нравственно полярные (причем персонажей озвучивает взрослый); затем в беседу постепенно втягиваются дети и разговор переходит в область проблем, имеющих непосредственное отношение к поступкам и взаимоотношениям детей данной группы. Переход этот должен осуществляться тактично, незаметно, с возвратом к событиям сказки или рассказа, с обращением к поступкам самих детей, аналогичным событиям произведения. Воспитатель может подойти к такой игре-беседе творчески, изобретая самые различные способы вовлечения всех детей в игру, следя при этом, чтобы никто из ребят не был обижен или отстранен. Тогда игра-беседа пройдет весело и достаточно серьезно в плане воспитательных задач. Однако и после игры-беседы с персонажами работа воспитателя над книгой должна продолжаться. Это необходимо для более действенного влияния эмоционально-нравственного пафоса произведения на чувства детей и появления новых, глубоких переживаний. Дети подолгу не хотят расставаться с любимыми героями, стремятся пережить снова и трагические и радостные моменты любимой книги. Работа над книгой продолжается в новой форме, на новом этапе с помощью постановки творческого кукольного спектакля по сюжету произведения (с некоторыми изменениями и дополнениями) [14, 26].

9. Игры-драматизации.

Следующий этап в работе педагога над книгой - это игра-драматизация. С. Я. Маршак говорил, что произведение детской литературы может лишь тогда считаться художественным, если его можно разыгрывать как пьесу или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней все новые и новые продолжения1. Именно эту особенность подлинного художественного произведения следует педагогу использовать в дальнейшей работе над ним. Сюжетно-ролевым играм принадлежит значительная формирующая, воспитательная роль в развитии личности дошкольника.

Художественная литература, и особенно сказки, является для детей-дошкольников особой формой действительности - это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях.

Игры, связанные с сюжетами литературных произведений, появляются у детей под влиянием взрослого и самих произведений, в которых доступно и ярко описаны люди, их взаимоотношения и их деятельность.

Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, игра-драматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате ее в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения. Однако взрослый должен создать, подготовить условия, в которых такая игра может появиться и развиваться.

Желательно, чтобы до игры-драматизации в группе уже прошли кукольный спектакль и после него игры-беседы детей с персонажами. Поскольку для кукольного спектакля заранее отобраны определенные сцены, их можно повторить и в игре-драматизации. В этом виде игр особенно важен творческий подход детей и взрослого к разыгрываемым событиям.

Лучше всего, если игра будет разворачиваться в уголке сказок. Совсем не обязательно для этого создавать подобие театра, артисты и зрители должны быть максимально приближены друг к другу, поскольку предлагаемый вид игр-драматизаций более соответствует по своей сути сюжетно-ролевой игре, а не детскому спектаклю.

Декорации и костюмы должны быть очень просты и выразительны. Лучше, если воспитатель будет готовить костюмы и декорации вместе с детьми. Доля участия педагога в этом процессе зависит от возраста и опыта участников игры.

После того как костюмы и декорации готовы, подбираются исполнители, причем воспитатель разъясняет детям, что они смогут сыграть эту сказку несколько раз и поэтому в ней будет участвовать несколько человек.

Можно ввести дополнительные сцены. Игра-драматизация, если использовать ее не в жесткой, а в гибкой, подчиненной определенным задачам форме, может дать педагогу прекрасные условия для воспитания нравственных чувств у детей [14, 29].

Игра-драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. В рекомендуемых нами играх-драматизациях дети могут в определенных рамках изменять отдельные моменты сюжетной линии, т. е. все хорошее, что пережили ребята во время чтения сказки и кукольного спектакля, они могут реализовать в игре, проявить свою активность, преданность, отзывчивость. Эти качества находят соответствующий отклик у детей, исполняющих и положительные, и отрицательные роли. Как правило, ребята творчески изменяют события, восстанавливают справедливость, находят бескомпромиссные варианты в затруднительных ситуациях. Педагог только исподволь, незаметно направляет ход игры, оставляя у детей ощущение полной самостоятельности в принятии решений и в совершении поступков, что невозможно при чтении сказки, когда ребятам так хотелось активно вмешаться в события.

После восприятия сказки и игр-драматизаций может провести с детьми и их родителями следующую работу:

. Фиксирование всего, что рассказывают родители о детях в связи со сказкой и игрой.

. Запись детских рассказов о сказке, их бесед с куклами, игровых ситуаций.

. Фиксирование ситуаций, возникающих естественно и созданных специально, в которых необходимо проявить нравственные качества, изображенные в сказочных ситуациях.

. Составление характеристик на тех детей, которые участвовали в этих ситуациях.

. Проведение занятий по изобразительной деятельности, на которых предлагается отразить самые интересные моменты из сказок, услышанных ранее.

. Экскурсии старших дошкольников (подгруппами в 3-4 человека) в младшую группу во время сбора малышей на прогулку, уборки игровой комнаты и т. д.

10. Литературный театр. Синтетическая и свободная форма, включающая драматизацию, выразительное чтение, демонстрацию рисунков и поделок, прослушивание музыкальных произведений (фрагментов), выставку книг писателя.

Заключение

Как направление медицины и психологии, арттерапия зародилась в 30-е годы на Западе. Поначалу её теоретическая база была очень слабой, специалисты действовали чисто эмпирически, вслепую, «методом тыка». Многие из них не имели психолого-педагогической подготовки, а были, например, художниками. И работали по чистому наитию, считая, что искусство само по себе целительно, а потому нужно просто заинтересовать больных живописью или каким-нибудь другим видом творческого самовыражения, отвлечь от болезненных переживаний.

Потом постепенно стало приходить осмысление арттерапевтической теории. Она сложилась в основном из фрейдовского классического психоанализа, психодрамы, гуманистической психологии, аналитической психологии Юнга, теории игр Э. Берна, трансперсональной психотерапии и других направлений. Во многом арттерапия зиждится на активизации бессознательной сферы человека, на аппеляции к коллективному бессознательному, к древним архетипическим образам, символам, благодаря контакту с которыми личность получает мощный толчок к развитию.

Сейчас для нашей страны термин «арттерапия» тоже становится более привычным. Возникли ассоциации арттерапевтов. Например, Международное общество арттерапевтов и артпедагогов «Метаморфоза» объединило в своих рядах врачей, психологов и педагогов, использующих в медико-психолого-педагогических целях самые разные виды искусства: живопись (М. Дрезнина), театр (И. Медведева, Т. Шишова, И. Карпенко), оригами (Н. Острун), керамику (Н. Медведкина), компьютерную анимацию (Е. Кабаков) и др.

Всё это очень интересные, оригинальные наработки, каждая из которых достойна отдельного рассказа, но в данной статье мы подробно остановимся лишь на сказкотерапии - целенаправленном использовании сказок в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.

Список литературы

1.Выготский Л. С. Проблема возраста. Собр.соч., т. 4, М., 1984.

2.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

3.Гойко Н. Сказка учит находить общий язык // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 39 - 44.

4.Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.

5.Изард К.Э. Психология эмоций. Спб., 1999. - 464 с.

6.Калмыков З.И. , Кулагина И.Ю. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития. М., 1986.

7.Каптерев П.Ф. О детском страхе // Народное образование. - 2000. - № 3. - стр. 257 - 267.

8.Климакова Ю. Нарисуй свой страх // Семья и школа. - 1999. № 9. С. 18-19.

.Мухина В.С. Психология детства и отрочества. М.: Институт практической психологии, 1997 - 488 с.

10.Савина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М., 1958.

11.Топлышева Е. Детские страхи. М., 1999. - стр. 10.

12.Хрестоматия по детской психологии. Под ред. Г. В Бурменской. М., 1996.

13.Цукерман Г. П. Виды общения в обучении. Томск, 1993.

14.Шишова Т. Сказкотерапия // Домашнее воспитание. - 2003. - № 1. - С. 16 - 23.

15.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

Похожие работы на - Сказка как средство развития личности ребенка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!