Волонтёрское движение как социокультурный феномен

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    42,92 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Волонтёрское движение как социокультурный феномен

Содержание

Введение

Глава 1. Волонтёрское движение - объект научного анализа

1.1Теоретико-методологичекие подходы к изучению добровольческого труда

1.2История развития движения: от добровольчества к волонтёрству

Глава 2. Волонтёрское движение в условиях современных реалий

2.1 Волонтёрское движение: специфика, функции, сферы применения (на примере российской и западноевропейской опыта)

2.2 Российские студенты-волонтёры: мотивация к деятельности

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования. Несмотря на то, что как общественные, так и личные ценности каждого человека на протяжении истории постоянно меняются, всё же существует некий пласт социальных ценностей, которые можно назвать незыблемыми для всех народов и во все времена. К таким ценностям как раз относится добровольный, бескорыстный труд. На современном этапе развития российского общества происходят глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, во многом вызванные развитием капиталистических отношений. Ярко выраженной становится ориентация людей на экономические ценности. Но в то же время активно развивается и пропагандируется социокультурный феномен волонтёрства, добровольческий труд, основанный на бескорыстном служении обществу, альтруистических мотивах. Примечательно то, что волонтёрство становится одним из важных направлений деятельности в студенческом самоуправлении и деятельности молодёжных объединений. Многие представители студенческой молодёжи рассматривают общественную деятельность как способ самореализации своего творческого потенциала.

Как в современном обществе могут сосуществовать превалирование экономических ценностей, ориентация на денежные интересы и добровольческий труд, основанный на принципах бескорыстия и безвозмездности и обретающий всё большее звучание в социально-экономической жизни страны. Это представляет научный интерес и актуальность настоящего исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблематика свободы деятельности, нравственные принципы и категории, лежащие в основе феномена добровольчества, такие как альтруизм, добро, свобода воли, сострадание и бескорыстие рассматривались в трудах многих отечественных и зарубежных мыслителей. Среди них О. Конт (впервые сконструировал и ввел в научный оборот термин «альтруизм»), Ш. Фурье, Сен-Симон, Г. Спенсер. Большое количество исследований посвящено рассмотрению форм социальной практики добровольчества. Среди отечественных учёных изучением данного вопроса занимались Н.Ю. Слабжанин, Е.Л. Шекова, Г.В. Бодренкова. Историю добровольческого движения в России исследовали такие авторы как Н.Ю. Слабжанин, Е.Л. Шекова, А.В. Шарыпин, Г.В. Бодренкова. Тематика взаимосвязи религиозных ценностей и трудовой деятельности представлена в работах А. Смита, М. Вебера. Добровольческий труд как основа построения коммунистического общества рассматривался К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным. Вопросы мотивации людей к занятию волонтёрством изучали А. Маслоу, Д. Маккэланд, среди отечественных учёных психологи и социологи А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Н. Ю. Слабжанин. Изучением студенческого волонтёрства, влиянием волонтёрского движения на развитие активной гражданской позиции, самосознания студентов занимаются такие исследователи как А.В. Шарыпин, Э.Д. Ахметгалеев. Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта добровольческой деятельности представлен в трудах российских учёных И.М. Городецкой, Л. Е. Сикорской, Е.Л. Шековой. Для экономических исследований добровольчества характерен акцент на проблематике функционирования и развития деятельности организаций третьего сектора (НКО). Экономический подход к проблеме развивают такие исследователи как М. Лестер, в России -В. Н. Тамбовцев, исследуя экономическое значение гражданского общества. Глубокий анализ взаимосвязи имиджа некоммерческих организаций со степенью вовлечённости людей в некоммерческий сектор приводит российский учёный А. Б. Бархаев.

Объектом исследования является волонтёрское движение как социокультурный феномен.

Предметом исследования выступает деятельность студентов-волонтёров в современных условиях развития российского общества.

Цель работы: выявить социальную значимость труда волонтёров

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1)выявить предпосылки возникновения волонтёрского труда как социокультурного феномена, выделить формы его проявления в исторической ретроспективе;

2)дать определение понятию «волонтёрство», проанализировать основные теоретико-методологические подходы к изучению добровольческого труда;

)определить специфику волонтёрского труда, его функции, сферы применения, проблемы дальнейшего успешного развития в России;

)выявить особенности мотивации студентов-волонтёров к деятельности.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Теоретико-методологические основы работы. Добровольческий труд рассматривается в контексте учения марксизма. Представители марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) отождествляли добровольческий и коммунистический труд. Идеологи марксизма считали, что с развитием производительных сил общественный труд станет для людей самой главной потребностью; труд станет свободным от принуждения и отчуждения, будет носить творческий характер. Иными словами, добровольческий труд является главным условием построения коммунизма.

Волонтёрский труд с точки зрения социетальной модели общества рассматривается как труд, применяемый в третьем (некоммерческом) секторе экономики и служащий основой развития гражданского общества. Данный подход экономической направленности к изучению добровольческого труда развивали М. Лестер, В.Н. Тамбовцев.

Структурно-функциональный подход использовался при выявлении различных форм проявления социокультурного явления волонтёрства.

К настоящему времени достаточно полно исследованы вопросы мотивации занятию добровольчеством. Мотивация занятия добровольчеством рассматривается в контексте концепции потребностей А. Маслоу, теории потребностей Д. Маккэланда, которые располагают мотивации человека в иерархической структуре и отождествляют их с основными потребностями человека.

Методы, применяемые при написании работы:

) теоретический анализ

) сравнительный анализ

) обобщение

анкетирование

наблюдение

Эмпирическую базу исследования составили: результаты следующих социологических исследований, проведённых в России и за рубежом:

) А.Б. Бархаев. Социологическое исследование, посвящённое выявлению влияния роли имиджа организации на уровень информированности и степень вовлечённости населения в ее работу. Исследование проводилось в 2005 году среди студентов ряда вузов городов Владивостока и Москвы (N=478) методом анкетного опроса.

) Е. Л. Шекова. Исследование демографической, социальной и профессиональной структуры добровольцев в сфере культуры США. Исследование проводилось в 2000 году в крупных американских музеях (N=350) методом анкетного опроса.

) «Московский дом милосердия». Социологическое исследование, посвященное выявлению мотивации людей к занятию добровольческой деятельностью. Исследование проводилось в 1996 году среди московских добровольцев (N=430) методом анкетного опроса.

) Авторское исследование, посвященное изучению мотивации студентов-волонтёров к деятельности. Исследование проводилось в 2011 году среди студентов Волгоградского государственного университета и Волгоградского государственного социально-педагогического университета, принявших участие в проекте благотворительного детского фонда «Виктория» «Профориентация и самоопределение» детей-сирот на территории Волгоградской области в качестве волонтёров (N=12). Основным методом сбора социологической информации являлся анкетный опрос.

Апробация работы: некоторые результаты и выводы данного исследования были апробированы в выступлении с докладом на тему: «Студенты-волонтёры: мотивация к деятельности» на научной неделе, проходившей 24 апреля 2012 года в Волгоградском государственном университете.

Глава 1. Волонтёрское движение - объект научного анализа

1.1Теоретико-методологичекие подходы к изучению добровольческого труда

«Этимологически термины волонтёр и доброволец имеют почти тождественное значение, хотя более пристальный взгляд позволяет увидеть важный отличительный нюанс русскоязычного термина, касающийся нравственной основы самой деятельности».

Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий. В 18-19 веках волонтерами назывались люди, добровольно поступившие на военную службу. «В широком смысле понятие «волонтёр» означает человека, осуществившего сознательный, самостоятельный выбор, занимающегося каким-либо делом по собственному желанию и убеждению. Это чистая произвольность». Русским синонимом термина «волонтёр» является слово «доброволец», которое также ещё в Большой советской энциклопедии определяется как «лицо, добровольно поступившее на военную службу». Но нетрудно заметить, что русскоязычный эквивалент данного понятия гораздо содержательнее, нежели его франко-итальянский прототип. Термин «доброволец» происходит от двух слов добро+ воля и означает, по сути, человека, творящего добро по собственному желанию. В западном синониме отсутствует эта нравственная ориентация понятия. Здесь не отражается характер выполняемой индивидом деятельности, а лишь способ участия в ней (самостоятельно, произвольно).

В социологическом словаре находим следующее определение понятия доброволец (волонтёр) - «человек, добровольно участвующий в какой-либо деятельности, не предусматривающей материального вознаграждения». Как отмечают исследователи, понятие добровольчество, а в западной традиции «волонтёрство», применяется «для обозначения добровольческого труда как деятельности, осуществляемой людьми добровольно на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем сообщества». Так, например, у Н.Ю. Слабжанина читаем: «Доброволец - человек, занимающийся на безвозмездной добровольной основе (без какого-либо принуждения) деятельностью по разрешению социально значимых проблем». То есть, понятие добровольчество всё же шире деятельности, осуществляемой добровольно и безвозмездно (подразумевается отсутствие денежного вознаграждения), добавляется ещё один аспект: данная деятельность должна быть направлена на достижение социально значимых целей.

В современном обществе к рассмотрению труда подходят в рамках сложившихся крупных подсистем труда. В этом плане принято выделять три основные подсистемы: государственный сектор (первый), рыночно-коммерческий (второй) и негосударственный некоммерческий сектор (третий). Труд имеет специфику в каждой из этих подсистем. Если труд в государственном и коммерческом секторе России достаточно изучен, то добровольческий труд в третьем секторе, являющийся основой гражданского общества, изучен явно недостаточно.

Научные исследования «добровольческого труда» опираются на известные в истории науки традиции, базирующиеся на религиозных ценностях христианства, социалистических идеях и либеральных ценностях свободы деятельности индивида.

Религиозный субъект добровольного безвозмездного труда сформировался очень давно и связан в России в большей степени с христианством. Религиозные принципы базируются на альтруизме наиболее социально ответственных членов общества. Альтруизм представляет собой способность человека ставить благополучие других выше своего собственного. О. Конт считал развитие альтруистического сознания «показателем цивилизованности общества, приверженного позитивным ценностям». Лапина В.Г. отмечает, что альтруизм тесно связан с коллективностью. В качестве этического императива проблема альтруизма присутствует в христианском учении, как моральная добродетель она сформулирована в знаменитом "категорическом императиве" И. Канта. «Альтруизм всегда лежал в основе благотворительной деятельности и в политическом отношении альтруизм является необходимым условием существования массовых политических партий и общественных организаций, где значительное число рядовых активистов работают бесплатно». Роль протестантской этики в становлении капиталистического общества была проанализирована М. Вебером. В его работах рассмотрена и социальная функция религиозного труда. Религия, в частности протестантизм, рассматривает высокий уровень социальной организации жизни как религиозный долг служения Богу, добрые дела как знак избранничества. Религиозный долг человека - создание такой социальной организации жизни, которая бы своим совершенством служила славе Всевышнего. А это совершенство невозможно, когда в обществе много социальных проблем, много неухоженных, обездоленных, сирых и убогих, оставшихся без присмотра религиозного сообщества, без опеки и безвозмездной помощи со стороны прихожан. Русская монашеская святость дает множество примеров безвозмездного труда и сознательного занижения платы за труд. Некоторые формы труда, например, врачевание, вообще не должны были оплачиваться страждущими. Не случайно за преподобным Агапитом закрепилось прозвище Врач Безмездный. Св. Климент Александрийский, выразивший дух западного христианства, подчеркивал, что все внешние поступки должны соответствовать внутренним побуждениям. Евангельские слова о Любви к ближним он считал наивысшей заповедью Божией. А земное богатство он сравнивал со змием, который может умертвить человека или оставить невредимым (великодушного и рассудительного собственника). В итоге, заключает святой Климент, «Не тот богат, кто владеет имуществом и его бережет, а тот, кто им делится. Даяние, а не обладание нас осчастливливает».

Появление массового нерелигиозного субъекта добровольного труда относится скорее к XX веку, хотя его зарождение наблюдается в XIX веке, как в западных странах, так и в России, в период развития капитализма. В это же время активно формируется концепция социализма-коммунизма. Социализм как учение в качестве идеала рассматривает общество, основанное на принципах социальной справедливости, свободы и равенства. Свободный труд свободных людей являлся идеалом социалистов-утопистов: Сен-Симон, Ш. Фурье рассматривали труд как наслаждение, расцвет способностей человека. Идеологи коммунизма К. Маркс, Ф. Энгельс считали, что с развитием производительных общественных сил труд на благо общества станет первой жизненной потребностью людей и станет по-настоящему свободным от принуждения и отчуждения. Труд при коммунизме будет осуществляться по возмездному принципу: «От каждого по способностям, каждому - по потребностям» на основе общественной собственности на средства производства. Произойдет стирание различий в труде и возрастет творческая составляющая этого труда. В.И. Ленин, теоретик строительства социализма в России, отождествляет труд добровольный и коммунистический, давая определение этого труда. Подход Ленина перерос в традицию исследования добровольного труда, заложенную учеными СССР в советский период. В.И. Ленин сформулировал предпосылки становления коммунистического труда. К ним относятся такие факторы как «достижение высокого уровня производительных сил, механизация и автоматизация труда, ликвидация тяжелых видов труда, насыщение трудовой деятельности интеллектуальными функциями, появление новых профессий; а также совершенствование всей системы общественных производственных отношений, в частности усиление непосредственного общественного характера, дисциплины труда, изменение характера труда. С другой стороны должен совершенствоваться субъект труда, носитель потребности трудиться». Этот подход вновь рассматривал добровольный труд при социализме как предкоммунистический труд, поэтому в СССР проводилась государственная политика поддержки добровольного труда. Но, хоть добровольный труд граждан и носил массовый характер, но всё же являлся в большей степени ни добровольным, а идеологически принудительным. «После революции 1917 года безвозмездный труд граждан в СССР был массовым, но инициированным сверху государственно-партийным структурами».

В современной западной науке общепризнанной является социетальная модель, воспринятая и российской наукой, в соответствии с которой в обществе выделены три крупные подсистемы, о которых было сказано выше. «Независимый, третий сектор также рассматривается как основа гражданского общества. Основным трудом, создающим гражданское общество, аккумулирующим его специфику, выступает добровольческий труд». Особая роль в третьем (независимом) секторе принадлежит частным благотворителям, небогатым идеалистам, активистам общественных организаций. «В прошлом инициаторами общественного обслуживания были церкви. Позднее, особенно в англоязычных странах, инициатива перешла к различным фондам, частным ассоциациям, бесчисленным благотворительным организациям и агентствам. В какой-то мере у истоков этой активности стояла приверженность крупных частных состояний к филантропии. Но многое сделали тут и небогатые идеалисты, вложившие в это дело свой организаторский и пропагандистский талант. Этим добровольным усилиям мы обязаны многим». «Независимый сектор, если его сознательно культивировать и развивать, может достичь многого». Действительно, сегодня в развитых странах мира высоко оценена роль организаций гражданского общества, и вслед за этим ясно прослеживается тенденция передачи государством части своих функций социальной зашиты и поддержки населения организациям независимого сектора.

«Для экономических исследований добровольчества характерен акцент на проблематике трудовых отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, и исследуется, прежде всего, затратно-компенсационный характер отношений индивида и общества. Этот подход характеризуется представлениями о совокупном, а не индивидуальном субъекте трудовой деятельности». Однако добровольческий труд, с одной стороны есть труд, в то же время он не является экономическим трудом, поскольку не регулируется главным принципом экономической эффективности, принципом максимизации (максимум доходов при минимуме расходов). Более того, этот труд не оплачивается, не стимулируется так, как это происходит в рыночном секторе.

Подводя итог вышесказанному, нужно отметить. Понятие «волонтёрство» тождественно русскоязычному понятию «добровольчество» и означает социально полезную деятельность, осуществляемую людьми добровольно на безвозмездной основе (подразумевается отсутствие денежного вознаграждения). Добровольность, бескорыстность, социальная направленность - три основных составляющих волонтёрского труда, обуславливающие его специфику. Добровольческий труд мало изучен с позиций отечественной социологии. Имеется три основных традиции изучения добровольческого труда. Волонтёрский труд рассматривается в контексте христианской традиции, как неотъемлемый аспект религиозной жизни. Также волонтёрский труд рассматривается с точки зрения марксистской идеологии как необходимый элемент для построения социалистического, следовательно, коммунистического общества. Ещё одним методом изучения добровольческого труда является рассмотрение его сквозь призму социетальной модели общества. Если воспользоваться данным методом, то волонтёрский труд будет определяться как фундамент построения гражданского общества.

1.2 История развития движения: от добровольчества к волонтёрству

Для изучения феномена волонтёрства, который приобретает в последние годы всё большее звучание, как в общемировом, так и в российском социокультурном пространстве, следует начать с ретроспективного обзора данного социокультурного явления, выявления форм его проявления в исторической ретроспективе.

Волонтёрство (добровольчество) как социокультурное явление неразрывно связано с историей развития общества; оно имеет свои исторические предпосылки и цивилизационный опыт развития. Историю волонтерского движения трудно проследить, так как ранее точно никто не фиксировал действия подобного рода. Но во всемирной истории человечества не было такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. «Волонтерство как идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие социум. В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и/или жить». Нужно отметить, что религия, церковь всегда являлась мощным катализатором к занятию волонтёрской деятельностью, воспитывая в людях альтруистическое сознание, мотивировала тем самым к занятию добровольчеством.

Но только в ХХ веке, в социокультурном пространстве измученной войной и уставшей от индивидуализма Европы волонтёрское движение стало приобретать черты всеобщего социального феномена. «После Первой Мировой Войны, во Франции, под Страсбургом, был реализован первый волонтёрский проект по восстановлению разрушенных в ходе Войны ферм в местах наиболее ожесточённых боёв». Волонтёрами проекта стали молодые люди, граждане Германии и Франции. Материального вознаграждения за свою работу они не получили, однако были обеспечены заинтересованной стороной проживанием, питанием и медицинским страхованием - этот принцип организации волонтерского труда сохранился и по сей день. «Данный волонтёрский проект дал начало первому в мире волонтёрскому движению, под названием Service Civil International (Международная Гражданская Помощь), продолжающему функционировать и на сегодняшний момент». студент волонтёр добровольческий движение

Добровольческий труд всегда являлся ответом на какие-либо социально значимые проблемы, решение социально значимых проблем - необходимая его составляющая. Вышеприведённый и нижеследующие примеры волонтёрской деятельности дают возможность понять это.

Во время экономического кризиса 1929 года правительства многих государств организовывали волонтёрскую работу для того, чтобы занять безработных молодых людей чем-нибудь социально полезным, тем самым обеспечить их занятость, снизить вероятность забастовок, к тому же обеспечить молодых людей жильём и пропитанием.

Из организации «Service Civil International фактически образовалось ещё несколько организаций, таких как British Volunteer Programme, US Peace Corps, Deutsche Entwiklungsdienst и других групп, предпринимающих длительные волонтёрские акции. Эти организации, в свою очередь, предшествовали волонтёрской программе ООН. В конце Второй мировой войны молодые волонтёры принимали важное участие в воссоздании Европы: строительство центра Варшавы, восстановление разрушенных городов западной Европы». Помимо экономической пользы от выполняемой деятельности это занятие также способствовало установлению мирных международных отношений.

Во время Холодной Войны волонтёры выполняли роль мировых посредников, которые посредством волонтёрских проектов пытались наладить сотрудничество между социалистическим Востоком и капиталистическим Западом. «В начале 1960-х я американцы принимали участие в международных волонтёрских рабочих лагерях в СССР, ГДР и Венгрии, волонтёры с востока также посещали Запад».

Волонтёрские движения в государствах Азии, Африки, Латинской Америки возникли с освобождением их от колониального гнёта. Здесь сферы применения добровольческого труда были весьма обширны: от простого бесплатного труда, применяемого при выполнении каких-либо строительных работ до «ликвидации безграмотности на Кубе».

«Рассвет движения волонтёров 1970-х пришёлся на создание Волонтёрской Программы ООН».

В России волонтёрское движение имеет свою традицию. Добровольческий труд явился важнейшей характеристикой отечественной истории. Русское общество на протяжении многих столетий находилось под сильным идеологическим влиянием русской православной церкви, которая воспитывала в людях альтруистическое сознание, являющееся отправной точкой, коренным мотивом занятия волонтёрством. Но немаловажны были и внешние факторы, которые отметил В.О. Ключевский в «Курсе русской истории» - это основные виды деятельности наших предков: хлебопашество, скотоводство, ремесленничество, а также затянувшееся по сравнению с другими народами родовое общественное устройство».

Пример волонтёрского труда можно встретить в крестьянской общине. «Для крестьянских общин в России был характерен этот вид труда при решении общих проблем. Взаимопомощь, взаимоподдержка сделали крестьянскую общину одним из самых устойчивых институтов, влияние которого сохраняется и поныне». Для общины волонтёрский труд являлся, по сути, необходимым условием существования как такового.

«В XIX веке разворачивается частная светская благотворительность: основываются богоугодные заведения, различные благотворительные общества, богадельни, приюты, дома призрения, ночлежные дома». Появление в России XVIII - XIX века так называемых «домов трудолюбия», в сущности, являющихся одной из форм частной светской благотворительности, а также государственной благотворительности в виде системы общественного призрения, явилось способом устранения увеличивающегося числа «профессионального нищенства» (за счёт повсеместного распространения практики подаяния милостыни) и контингента безработных, сформировавшегося в силу экономических спадов второй половины XIX века. Общественное призрение хоть и явило нам примеры добровольческого труда (находились люди, которые работали в данных заведениях бесплатно), но в основном оно стало формой самореализации людей имущих, так как носило в основном характер частной благотворительности, т.е. именно безвозмездного денежного пожертвования на строительство и содержание данных заведений, но не безвозмездного труда. «Екатерина Великая, а затем императрица Мария Федоровна также проявили себя в качестве благотворителей. Примером такой благотворительности стал Смольный институт, призванный воспитывать девушек - носительниц идей просвещения».

«Но нельзя говорить о том, что благотворительность, добровольчество были уделом только людей из высшего света. История донесла до нас много обычаев самопомощи, бескорыстной поддержки ближнего простыми людьми. Это и совместное строительство нового дома для погорельца, и сборы пожертвований добровольцами на строительство школ, больниц и храмов».

Инициаторами каких-либо крупных, организованных добровольческих акций, движений являлись в основном, представители русской интеллигенции. «Один из известных примеров - безвозмездная деятельность представителей интеллигенции (учителей, врачей и т.д.) в сфере культуры - «хождение в народ». «Хождение в народ» - пример организованного волонтёрского труда в сфере интеллектуального просвещения, это была широкомасштабная акция, ставившая своей конечной целью переустройство общества. Но организации, поддерживающие данное мероприятие, были нелегальными и оппозиционными действующей власти; мероприятие потерпело неудачу.

Ещё один пример волонтёрского труда можно встретить на страничках дореволюционной истории России. В Российской империи на 1911 год насчитывалось более 1,6 млн. официально зарегистрированных больных туберкулезом. Стало понятно, что борьба с данной проблемой должна носить всеобщий характер. «В 1911 г. была создана Всероссийская лига для борьбы с туберкулезом. Во многих городах открылись отделения лиги, работавшие самостоятельно. В августе того же года в городе прошел первый День белого цветка, главной целью которого было распространение информации о болезни и сбор средств в пользу больных. Врачи читали лекции о туберкулезе, добровольные помощники раздавали информационные листки. Члены оргбюро занимались устройством всех мероприятий - церемониального шествия по городу, ярмарки, молебна на площади перед Городской думой. За два года принятые лигой меры оказались настолько действенными и своевременными, что необходимость в дальнейшей мобилизации средств населения отпала». Как видно из примера, данное мероприятие, по сути, носило характер социального проекта, состоящего из хорошо организованных и продуманных волонтёрских акций, где работали волонтёры разного уровня: от простых исполнителей (раздача информационных листков) до специалистов в определённой области. Инициаторами явились представители интеллигенции. Это был уже новый, более высокий уровень организации добровольческой помощи.

Массовым добровольческим движением явилось движение сестёр милосердия, имеющее на сегодняшний день более чем столетнюю историю. «Первыми в мире женщинами, которые добровольно и организованно отправились на фронт для оказания помощи раненым воинам, были сестры милосердия московской Никольской обители. Это событие произошло во время Крымской войны 1853-1856 гг.». Это движение вызвано военным действиями, его первые участники - сестры обители, т.е. монахини, их основным мотивом являлся альтруизм. Из данного примера видно активное участие церкви в решении соцально значимых проблем, развитии волонтёрства. Движение имело мировой резонанс в виде появления международной волонтёрской организации Красного Креста.

«После революции 1917 года безвозмездный труд граждан в СССР был массовым, но инициированным сверху государственно-партийным структурами». То есть, фактически он был безвозмездным, но не добровольным, т.к. данный труд всё же не был свободным для граждан, а носил во многом принудительный, идеологический характер (субботники, добровольные дружины, тимуровское движение).

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод. Волонтёрство как социокультурное явление имеет свои предпосылки, обусловленные самой историей жизни народа. Волонтёрство как проявление индивидуальных инициатив бескорыстной помощи ближнему существовало на протяжении всей истории человечества. Во многом проявлению данных инициатив способствовал институт религии. Волонтёрство как организованная форма деятельности на Западе зародилось в начале XX века. Его появление есть ответ на созревшие социально-экономические проблемы (голод, разруха после войн, экономические кризисы, безработица, появление в лице безработных социально опасных членов общества). Инициатива создания волонтёрских проектов исходила от правительств государств. История возникновения русского добровольческого движения имеет свои особенности.

Формы проявления российского добровольчества в исторической ретроспективе:

) индивидуальные инициативы - прослеживаются с момента образования российского государства по сегодняшний день. Данная форма проявления волонтёрского труда во многом характерна для общинного уклада жизни, столь типичного для России вплоть до середины XX века. Она активно пропагандировалась, поддерживалась русской православной церковью во все времена.

) система призрения (общественного, то есть, государственного и частного). Данную форму с некоторыми поправками можно назвать началом организации волонтерской деятельности, исходившей от государства и частных лиц (помощь, оказываемая людям в богоугодных заведениях, носила безвозмездный характер, была направлена на решение социально-значимых проблем (в основном, на борьбу с нищенством)). Но труд, используемый в данных заведениях, носил не безвозмездный характер.

) организованный характер деятельности. Проявление данных форм волонтёрского движения относится к концу XIX - началу XX века (движение «Белого цветка», 1911 год; движение «сестёр милосердие», зарождается в 1853 году). Инициаторами движения являлись представители интеллигенции, духовенства. Организованное движение возникновением социально-экономических проблем (Первая мировая война, участившиеся эпидемии болезней и т.д.)

) «Добровольно-принудительный» труд. Период существования СССР. Труд формально провозглашался добровольным, но, по сути, носил идеологический, «добровольно-принудительный» характер, инициировался органами власти.

5) институциональные формы. Добровольческий труд функционирует в некоммерческом секторе в виде некоммерческих организаций. Данный этап развития волонтёрского труда проявляется в России с 90-х годов XX века.

Глава 2. Волонтёрское движение в условиях современных реалий

.1 Волонтёрское движение: содержание, функции, сферы применения (на примере российской и западноевропейской опыта)

Как было сказано выше «Доброволец - человек, занимающийся на безвозмездной, добровольной основе (без какого-либо принуждения) деятельностью по разрешению социально значимых проблем». Волонтёрская деятельность различается по формам. «Волонтерство может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, в общественных или частных организациях». Неорганизованное волонтерство - это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям. Это преобладающая форма волонтерства во многих культурах. Организованное волонтерство осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе, и, как правило, более систематично и регулярно. Чем обширнее поставленная перед волонтёрами задача, тем больше вероятность того, что волонтёрство будет принимать организованную форму. Часто труд добровольцев носит характер разовых акций. «Чтобы добровольческая деятельность была более стабильной, требуются её организаторы, работающие на достаточно постоянной основе. Мировая практика показывает, что подобная организация труда тесно связана с изучением конкретных социальных проблем и осуществляется НКО в виде проектов». «НКО - некоммерческая организация, т.е. организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками». Различной может быть и степень участия (вовлечённости) волонтёров в деятельность. «Хотя в большинстве случаев степень вовлечения в волонтерство постоянна, все же оно может осуществляться с различной степенью участия - от полного вовлечения до эпизодического участия в волонтерской деятельности».

Сферы распространения волонтёрского труда довольно широки. Это социальная сфера (работа с детьми-сиротами, пожилыми людьми, инвалидами), сфера экологии и окружающей среды, образовательная сфера, сфера культуры, искусства, досуга. Анализ направлений деятельности различных организаций позволяет выделить следующие, наиболее актуальные в России формы и направления волонтерской деятельности. «Самой распространённой сферой деятельности российских волонтёров является помощь детям, оставшимся без попечения родителей». Причём реализуется она как в виде единичных акций, например, по сбору подгузников, так и в виде долгосрочных социальных проектов (пример: профориентация, социальная адаптация детей-сирот). Далее по степени распространённости в волонтёрской среде идёт труд в сфере «экология и окружающая среда». Примером тому можно назвать одни из известных общественных организаций природоохранительного толка, действующие в России - «Гринпис России» и Всемирный фонд дикой природы (WWF)». А.Б. Бархаевым проводилось социологическое исследование, направленное на выявление влияния роли имиджа организации на уровень информированности и степень вовлечённости населения в её работу. «В целом одинаковое число респондентов (2,2% для «Гринпис России» и 2% для WWF от числа опрошенных) считают эти организации «солидными». «Не остаются без внимания волонтеров и медицинские учреждения, где традиционно не хватает младшего персонала». Также в России распространена волонтёрская работа с пожилыми людьми, их социальное патронирование в домах престарелых. Волонтерство в области культуры на сегодня мало распространено у нас в стране, в отличие от стран Западной Европы и США. Так, например, в США добровольцы активно работают в сфере культуры. «В 90-е годы ХХ в. в этой стране труд добровольцев обрёл прочные позиции в экономике и сфере культуры». Однако в России у этого направления очень широкие перспективы. «Это и помощь при реставрации архитектурных памятников, и работа по пополнению экспозиционного фонда, и организация экскурсий, и работа с туристическими группами - последнее особенно востребовано в дни проведения крупных культурных и спортивных праздников». Особенно актуально развитие волонтёрства в области спорта в связи с крупными спортивными событиями, которые состоятся в ближайшие годы в России: «XXVII Всемирная летняя Универсиада в 2013 году в г. Казани, XXII Олимпийские Зимние Игры и XI Паралимпийские Зимние Игры 2014 года в г. Сочи, Чемпионат мира по футболу в 2018 году». Для сравнения: волонтёрская деятельность в США реализуется в следующих сферах.

«Наиболее часто американские волонтеры занимаются фандрайзингом (Фандрайзинг - привлечение спонсорских финансовых средств на осуществление конкретной программы, систематическая и направленная деятельность организаций, включающая такие способы привлечения средств, как обращение за грантами, организация благотворительных мероприятий, сбор пожертвований и т.д.)(около 27%). Другими популярными на Западе видами волонтерства являются приготовление и раздача пищи(23%), выполнение каких-либо работ или помощь с транспортировкой (20 %) и добровольчество в сфере образования (19%)».

Что касается функций добровольчества. Волонтёрство как целостное явление рассматривается различными подходами с разных точек зрения. С экономической точки зрения, например, «добровольчество рассматривается как неоплачиваемая занятость». В то время как благо, получаемое в результате данной деятельности, оказывается вовсе не бесплатным. Таким образом, добровольчество с экономической точки зрения - необходимый ресурс для скрепления социальной ткани. «В современной западной науке общепризнанной является социетальная модель, воспринятая и российской наукой, в соответствии с которой в обществе выделяют крупные подсистемы, сектора: государственный (его называют первым), рыночно-коммерческий (второй) и негосударственный некоммерческий (третий сектор). Волонтёрский труд включается в третий сектор; зачастую используется в некоммерческих организациях (НКО). Третий сектор же рассматривается учёными как «структурно-институциональная, организационная основа гражданского общества». Таким образом, если рассматривать волонтёрство с точки зрения социетального подхода, то его функции можно свести к следующему: «участие в формировании и развитии гражданского общества, трансляция социетальных ценностей, традиций; гражданская социализация отдельного индивида; интеграция общества через ассоциации граждан, создание социального капитала; кооперация усилий для защиты прав и интересов индивидов; самоуправление и коллективное решение проблем сообщества на основе социальных инноваций; поддержка незащищённых групп, их социальная адаптация; сводное самовыражение и социальное творчество людей». К тому же «добровольческая деятельность выступает как неиссякаемый источник и ресурс нравственности», что играет существенную роль в оздоровлении общества в целом. Это особо актуально для российского общества. «Экономические ценности стали определяющими в политике, идеологии, образовании, культуре. Однако эти ценности не могут консолидировать общество вызвать его подъем, особенно в такой стране, как Россия. Экономика без опоры на нравственность ведет не к всеобщему процветанию, а к всеобщему разобщению, к индивидуализации, атомизации общества и его распаду». Волонтёрская деятельность также помогает самим её участникам удовлетворить свои потребности, основными из которых являются желание помочь в решение социально значимых проблем, желание самореализоваться. Для молодёжи волонтёрская деятельность даёт шанс реализоваться в профессиональном плане.

Теперь рассмотрим состояние данного социокультурного феномена в наши дни. Состояние волонтёрства в странах Западной Европы и США значительно отличается от положения дел по данному вопросу в России. Если в странах Западной Европы и США институционально-организованное волонтёрство, закреплённое в виде НКО ведёт своего существования ещё с начала XX века, то в России такая форма существования добровольческого движения ведёт свою историю с 90-х годов XX века. «Понятие, содержание и форма волонтерского труда в современной России начинает формироваться одновременно с зарождением третьего сектора экономики (90-е годы), который составляют некоммерческие, общественные и благотворительные организации». Соответственно, данное социальное явление на сегодняшний момент слабо развито и распространено в России. Существует целый ряд проблем, связанных с развитием волонтёрского движения.

Проблемы правового характера. «Формирование целостного, устойчивого волонтёрского движения в нашей стране во многом на начальном этапе. Во многом это связано с правовой неурегулированностью вопроса. На сегодняшний день единственным законодательном документом, регулирующим деятельность в данной сфере, является Федеральный Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который был принят 11 августа 1995 года Государственной Думой РФ». Следующим типом проблем можно назвать проблемы «организационного» характера. Недостаточное мотивирование организациями волонтёров. Например, «волонтерская деятельность не засчитывается в общий трудовой стаж». Слабая информированность о деятельности НКО, недостаточная работа организаций над своим имиджем влияют не лучшим образом на привлечение волонтёров в организацию. Как следствие этого малая вовлечённость в занятие данным видом деятельности. Этот вопрос подробно освещён в трудах А. Б. Бархаева, посвящённых проблемам имиджа общественных организаций. «На сегодняшний день общая численность добровольцев в России 3,02% от всего населения. По опросу фонда «Общественное мнение» волонтёрами себя считает 5 или 7% населения России. Ещё одной проблемой является непонимание добровольцами долгосрочных целей своей деятельности. Проблема волонтерства в понимании того, что это такое. Проводилось исследование Тверским центром молодежных добровольческих инициатив Центрального округа, в результате которого к ним поступили данные от самих волонтеров, что они не понимают, почему добровольчество - это в интересах самореализации, социализации. Они считают, что это просто общественная, никому не нужная деятельность, которая использует волонтеров. То есть непонимание».

Если посмотреть на социально-демографический состав участников волонтёрского движения по стране в целом, то можно увидеть, что в России основным контингентом волонтёрской деятельности типичного российского региона является «учащаяся молодёжь в возрасте от 13 до 30 лет». В то время как в США «основную долю добровольцев (59%) составляют 33-51-летние американцы, тогда как наименьшую (18,4%) - молодые граждане (14-24 лет)». Это происходит во многом потому, что взрослая часть населения ввиду низкого уровня жизни вынуждена работать на 2-3 работах, на добровольческую деятельность не хватает времени. Что также является проблемой для развития добровольческой деятельности в России.

Подводя итог вышесказанному, нужно отметить следующее.

Волонтерство может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, в общественных или частных организациях, степень участия в волонтёрской движении также может быть различной - от разовых акций до полного вовлечения в организацию в качестве постоянно действующего волонтёра. Наиболее эффективна в решении социально-значимых проблем организованная форма волонтёрского движения, реализуемая в некоммерческом (третьем) секторе, а именно, в некоммерческих организациях посредством долгосрочных социальных проектов, с привлечением постоянно действующих волонтёров. В странах Запада и США данная форма добровольческой деятельности осуществляется уже с начала XX века, в то время как в России практикуется лишь с 90-х годов XX века. В сфере развития российского добровольчества имеется целый ряд проблем, таких как правовая неурегулированность вопроса, слабая вовлечённость населения в данный вид деятельности, связанная с низким уровнем жизни, слабым мотивированием, низким уровнем информированности населения о деятельности НКО, однородность социально-демографического состава волонтерского движения (основная масса - студенты), непонимание волонтёрами долгосрочных елей своей деятельности. Среди сфер распространения волонтёрского труда наиболее значимы для России: социальная сфера (наиболее часто практикуется помощь детям-сиротам), экология и окружающая среда, здравоохранение. Менее активно волонтёрский труд применяется в сфере культуры, спорта. Хотя имеются большие перспективы развития волонтёрства в данных сферах деятельности. Функции волонтёрского движения довольно разнообразны: от поднятия нравственного уровня личности и общества в целом, удовлетворения потребностей людей в моральном, профессиональном совершенствовании до построения крепкой экономики, гражданского общества, правового государства.

2.2 Студенты-волонтёры: мотивация к деятельности

В последнее время волонтёрство становится одним из важных направлений деятельности в студенческом самоуправлении и деятельности молодёжных объединений, общественных организаций. В настоящее время возрастает количество привлечённых на добровольческую работу студентов. Иными словами, социокультурный феномен студенческого волонтёрства приобретает сегодня всё большее звучание в общественной жизни страны.

При изучении этого феномена нельзя обойти вниманием изучение мотивации студентов к занятию данным видом деятельности. Ведь для того, чтобы человек, пришедший работать добровольцем, например, в организацию, стремился в её коллектив, захотел стать его членом, и просто не разочаровался в организации, а через неё и во всей волонтёрской деятельности, не потерял к ней интерес, и в конечном итоге, не принял решение уйти, очень важно закрепить, актуализировать мотивы, приведшие его в волонтерскую деятельность. Таким образом, выявление мотивов волонтёров имеет огромное значение.

Для того чтобы изучать мотивацию волонтёров, которая, в свою очередь, является довольно сложным понятием, следует начать с определения самого понятия «мотивация».

У разных исследователей можно встретить совершенно разную трактовку этого понятия. Исследователи определяют мотивацию как один определённый мотив, как единую систему мотивов или как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их взаимодействии. Если рассматривать мотивацию как понятие тождественно равное мотиву, то трактовка мотива будет соотносить понятие мотивации либо с потребностью, либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением, либо с предметом потребности. Отожествление мотивов, мотивации с потребностью проводят такие исследователи как А. Маслоу, Ж.Ньютенн, Д. Маккэланд. Потребность личности же - это ясно осознаваемая нужда в чём-либо, а именно в том, недостаток чего личность ощущает в данный момент. Трактовку мотива, соотносящее это понятие с переживанием потребности и её удовлетворением можно встретить у С.Л. Рубинштейна. По С.Л. Рубинштейну «Всякое действие исходит из мотива, т.е. побуждающего к действию переживания чего-то значимого, что придает данному действию смысл для индивида». Как видно из определения, для С. Л. Рубинштейна основополагающим моментов для выделения мотива как определённой психологической категории является как раз фактор переживания, которым сопровождается встреча потребности с предметом, в то время как фактор побуждения может отсутствовать.

В контексте же теории деятельности А.Н.Леонтьева термин «мотив» употребляется для обозначения того объективного, в чем конкретизируется потребность в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее». Таким образом, А.Н. Леонтьев понимает мотив как «опредмеченную» потребность, предмет потребности, т.е. как то, в чём непосредственно находит объективное выражение потребность. «До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета» ... и потому он «должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую деятельность, т.е. становится мотивом». Если рассматривать мотивацию как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их взаимодействии, то целесообразно будет представить следующие определения. В.Г. Асеев определяет мотивационную систему следующим образом: «…мотивационная система человека имеет гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждений, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение». Всё это позволяет говорить, с одной стороны, о мотивации как сложной, многоуровневой структуре, включающей в себя множество потребностей, мотивов, идеалов, интересов, а, с другой стороны, позволяет говорить о наличии структуры мотивов.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация трактуется большинством авторов как совокупность, система разного рода факторов, определяющих поведение и деятельность человека. Также мотивация − это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей.

Ряд учёных считает, что «мотивации человека располагаются в иерархической значимости. А мотивация, таким образом, представляет собой иерархизированную совокупность мотивов. Такое представление о мотивации как об иерархизированной структуре значимо потому, что «Иерархическая структура мотивационной сферы определяет направленность личности человека, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию и строению стали доминирующими». Раскрыл иерархию индивидуальных мотивов психолог Абрахам Маслоу». «По его теории самыми сильными являются первичные мотивации, связанные с удовлетворением физиологических потребностей (чувство голода, жажда, потребность в дыхании, в физическом развитии, сохранении жизни). Эти мотивации располагаются в основании пирамиды иерархии мотивов на нижнем уровне. Далее идет потребность в самосохранении, в защите от риска, гарантии удовлетворения физиологических потребностей. По мере удовлетворения «низших» потребностей актуальными для человека становятся новые потребности, формирующие блок вторичных мотиваций. Сюда входят социальные потребности (потребность в общении, любви, дружбе, уважении), так называемые эгоистические потребности (потребность испытывать гордость, быть престижным, иметь определенный статус). Последний уровень в пирамиде связан с удовлетворением потребности самореализации, творчества». А. Маслоу считает, что только удовлетворение «низших» потребностей ведёт к актуализации для человека потребностей, стоящих на ступень выше.

Следует начать с того, что студенчество -специфическая социальная группа, с характерными для неё особыми условиями жизни, труда и быта, общественным поведением и психологией. Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями». Это значит, что период юности (16-25лет), большая часть которой приходится как раз на студенческие годы - время бурного развития личности в физическом, социальном, моральном отношении, время активного усвоения новых знаний, накопления жизненного опыта, время приобретения жизненных ценностей. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. К тому же, зачастую время студенчества - часть жизни, свободная от многих социальных ролей и обязательств (профессионально-трудовой деятельности, брачно-семейных отношений). Всё это благоприятствует занятию волонтёрством.

С целью изучения мотивации к занятию волонтёрством было проведено эмпирическое исследование среди студентов, принявших участие в проекте благотворительного детского фонда «Виктория» «Профориентация и самоопределение» детей-сирот на территории Волгоградской области в качестве волонтёров. Социально-демографические характеристики участников-волонтёров приведены ниже.

Социально-демографические характеристики участников-волонтёров

Общее количество участниковПол участниковКурс обучения Вуз, в котором обучаются участникиСпециальность участников12женский1 курс - 5 Волгоградский государственный университет - 9 Социология - 8 2 курс - 4 Волгоградскй государственный социально-педагогический университет - 3Социальная работа - 4 3 курс - 2 4 курс - 0 человек5 курс - 1

Изучение мотивации студентов-участников данного проекта проводилось следующими методами: наблюдение, анкетирование. Один из вопросов разработанной анкеты отражает иерархию мотивов студентов-участников проекта к занятию добровольчеством. Результаты приведены ниже.

Иерархия мотивационных причин, побуждающих студентов к волонтерской деятельности

Мотивационная причинаМесто мотива в иерархии1)бескорыстное желание помочь12)получение новых навыков23)альтруизм34)возможность практики/стажировки по специальности35)самореализация46)возможность приобрести новые знакомства57)сегодня заниматься данным видом деятельности престижно 68)религиозные мотивы 79)сегодня заниматься данным видом деятельности модно810)льготы при обучении в ВУЗе9

Для полноты картины был также проведён сравнительный анализ иерархии мотивов, побуждающих к занятию добровольчеством студентов-участников нашего проекта, иерархии мотивов индивидуальной деятельности А. Маслоу и иерархии мотивов, побуждающих к занятию добровольчеством участников социологического исследования, проведённого Центром добровольцев «Московский дом Милосердия» по изучению мотивации волонтёров. Результаты сравнительного анализа представлены ниже.

Сравнительный анализ

Ранжирование мотивов согласно авторскому исследованию Иерархия мотивов по А. Маслоу Ранжирование мотивов согласно исследованию «Московского дома милосердия»МотивМесто мотива в иерархииМотивместо мотива в иерархиимотивместо мотива в иерархии1)бескорыстное желание помочь11) самореализация 11) желание быть социально полезными12) получение новых навыков22) престиж, чувство гордости 22)желание способствовать изменениям в обществе23) альтруизм33)потребность в общении, в общении равных33)реализация собственной инициативы 34)возможность практики/стажировки по специальности34) потребность в безопасности44)желание найти единомышленников45)самореализация45) удовлетворение физиологических потребностей55)оценка себя как личности56)возможность приобрести новые знакомства56)желание ответить добром за добро67)сегодня заниматься данным видом деятельности престижно67)желание интересно провести досуг, занять свободное время78)религиозные мотивы78)решение собственных пролем89)сегодня заниматься данным видом деятельности модно810)льготы при обучении в ВУЗе9

Анализ данных:

Таким образом, получается, что по пирамиде индивидуальных потребностей А. Маслоу группа мотивов, вызванная потребностями в самореализации и творчестве (в эту группу можно объединить следующие мотивы, выявленные в ходе авторского исследования: самореализация, альтруизм, бескорыстное желание помочь, возможность стажировки по специальности, получение новых навыков) занимает наивысшую ступень. Группа коммуникативных мотивов, т.е. удовлетворяющих потребности в дружбе, общении (куда в нашем случае можно отнести возможность приобрести новые знакомства) стоит на втором месте. Группа эгоистических мотивов (престиж, чувство гордости, иметь определённый статус), куда в нашем случае можно отнести (сегодня заниматься данным видом деятельности престижно, модно, эта деятельность даёт определённые льготы при обучении в ВУЗе) стоит на последнем месте среди мотивации волонтёров-участников проекта. В исследовании «Московского дома милосердия» первое место занимают мотивы, такие как желание быть социально полезным, способствовать изменениям в обществе, реализация собственной инициативы. Интересный момент в таким мотивом как альтруизм. А. Маслоу называет альтруизм одним из аспектов самореализации. Слабжанин Н. Ю. пишет по поводу альтруизма. «Альтруизм широко распространен в добровольческой деятельности. Особенно он характерен для людей старшего возраста, обладающих богатым жизненным опытом. Они могут видеть в нем смысл своей жизни. Но, по оценкам ученых, процесс развивающейся урбанизации замещает этот мотив другими мотивами, направленными на достижение только личного благополучия». Сравнительны анализ, с одной стороны, опровергает данное утверждение. Т.к. по всем трём пунктам на первом месте находятся бескорыстное желание помочь, альтруизм, желание быть социально полезным, и мотив самореализации в пирамиде А. Маслоу, включающий в себя два вышеназванные пункта. Но данное утверждение также и подтверждается сравнительным анализом, т.к. так самореализация это не только альтруизм и альтруизм - это не всегда самореализация. Ведь, по сути, получение новых навыков, возможность реализации собственной инициативы, возможность стажировки по специальности - мотивы, направленные на себя, на достижение личного благополучия, а они занимают во всех иерархиях достойные вторые, третьи места. И все последующие мотивы - мотивы, направленные на себя, а не на общество. Но это вполне объяснимо тем, что, студенчество - пора наивысшего расцвета сил, осознания собственного внутреннего потенциала, определения личной миссии, выбора жизненного пути. В связи с этим, одним из первоочередных мотивов занятия волонтёрством среди студентов и является «стремление к самореализации, т.е. реализации личностного потенциала, проявлению своих способностей и возможностей в социально значимой общественной деятельности». Но, при всём при этом, нужно отметить ещё раз, что бескорыстное желание помочь, быть социально полезным стоит на первом месте в обоих исследованиях. В исследованиях С.В. Михайловой сказано о возрастных различиях мотивации. «У молодёжи преобладает мотивация, связанная с желанием попробовать себя в будущей профессии». Это также видно из вышеприведённой таблицы сравнительного анализа. Мотив «возможность практики, стажировки по специальности» занимает 4 место в авторском исследовании. Получение новых навыков, реализация собственной инициативы занимают 2 место в авторском и 3 в проведённым «Московским домом милосердия» исследованиях. «Добровольческая работа позволяет приобрести полезные практические навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни. К ним можно отнести приобретение опыта межличностного взаимодействия, навыков работы с компьютером, с различными видами техники, строительных навыков». Ещё одним важных мотивов, стимулирующим студентов к занятию добровольчеством является возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками, приобретения новых знакомств. Это также видно из таблицы и обусловлено тем, что среди молодёжи особенно распространена потребность расширения круга общения. Показательно, что религиозные мотивы стоят, хоть и не на первом месте в ряду мотиваций студентов-волонтёров, участников нашего исследования, но всё же находятся выше по значимости, чем эгоистические мотивы, такие как «сегодня заниматься данным видом деятельности модно» и «волонтёрская деятельность даёт определённые льготы при обучении в ВУЗе», «возможность интересно провести досуг, занять сводное время». Это говорит о том, что волонтёры развиты духовно, нравственно, осознают то, чем занимаются, то, как это может помочь другим, а не просто делают что-либо добровольно, потому что нечем занять себя в свободное время. Но этот мотив занимает далеко не первое место, а среди мотивов, предложенных в ходе исследования «Московского дома милосердия» его нет вообще. Возможно, отсюда мы имеет одну из проблем современного добровольческого движения, а именно, непонимание. «Проблема волонтерства в понимании того, что это такое. Проводилось исследование совсем недавно Тверским центром молодежных добровольческих инициатив Центрального округа, в результате которого к ним поступили данные от самих волонтеров, что они не понимают, почему добровольчество - это в интересах самореализации, социализации. Они считают, что это просто общественная, никому не нужная деятельность, которая использует волонтеров. То есть непонимание». Возможно, когда поведением волонтёров движет единая идеология, каковой, например, долгое время в России являлась как раз идеология, проповедуемая православной церковью и воспитывающая в людях альтруистическое сознание, тогда устремления, желания людей сделать что-то полезное легко направляются в сферу волонтёрства и люди ясно осознают цели своей деятельности. Так было, например, и в советское время, только идеология являлась не религиозной, а светской, пропагандирующей добровольный труд на благо строительства справедливого общества, лучшего мира.

Таким образом, подытоживая вышесказанное, следует отметить. Социокультурный феномен студенческого волонтёрства приобретает сегодня в России всё больший резонанс. Для того, чтобы волонтёрская деятельность и дальше успешно развивалась необходимо актуализировать мотивы, приведшие молодых людей в добровольческую сферу. Зачастую сходятся во мнении, что мотивация - это совокупность, система разного рода факторов (в том числе мотивов), определяющих поведение и деятельность человека, мотивирующих его к действию. Как правило, альтруизм, определяемый самими волонтёрами как бескорыстное желание помочь, преобладает в мотивации волонтёров, в том числе студентов. Это «традиционный», один из главных мотивов добровольческой деятельности во все времена. Но для студентов, как специфической группы людей, находящихся на «пике» активности творческих, моральных, социально-психологических сил, немаловажными мотивами являются также самореализация, возможность получения новых навыков, практики по специальности, приобретения новых знакомств. Религиозные мотивы стоят не на последнем месте среди иерархии мотивов студентов-волонтёров.

Заключение

Подводя итоги всему вышесказанному, можем заключить следующее.

Волонтёрство (используется синонимично с русскоязычным аналогом - добровольчество) - бескорыстный (предполагается отсутствие именно денежного вознаграждения), добровольный труд по решению социально-значимых проблем. Добровольческий труд мало изучен с позиций отечественной социологии. В отечественной науке имеется три основных традиции его изучения. Волонтёрский труд рассматривается сквозь призму христианской традиции как неотъемлемый аспект религиозной жизни; также волонтёрский труд изучается в контексте социально-экономической концепции марксизма как необходимый элемент для построения коммунистического общества, свободы личности; существует методика исследования добровольческого труда с точки зрения социетального подхода (добровольческий труд как фундамент гражданского общества).

Волонтёрство как целостное социокультурное явление имеет свои корни, исторические причины возникновения, обусловленные самой общественной жизнью в разные периоды её развития. Зарождению волонтёрства как бескорыстной помощи ближнему во многом способствовала религиозная идеология, в-первую очередь, христианство. Альтруистические мотивы побуждали людей совершать добрые поступки. В России некоторые учёные усматривают корни добровольчества ещё до принятия государством христианства, а именно - в общине, уклад жизни которой диктовал условия выживания в виде добровольной, взаимной помощи друг другу.

Более организованные формы волонтёрской деятельности как в России, так и в Западной Европе можно наблюдать с появлением глобальных социальных проблем, которые можно было решать лишь сообща, привлекая бесплатный человеческий труд (устранение последствий войны, эпидемии). То есть, как мы видим, волонтёрский труд всегда был ответом на существующую реальность, происходящие изменения проблемного характера, которые трудно было решить силами лишь государства. В России социокультурный феномен волонтёрства прошёл следующую эволюцию форм проявления:

1)индивидуальные инициативы

2)государственная и частная система призрения (нельзя в полном смысле слова назвать формой добровольческого труда)

)организованные формы волонтёрства

)«добровольно-принудительный» труд советского периода.

)Институциональные формы (современный этап развития данного феномена)

Свое современное развитие волонтерское движение также получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы. Сферы распространения и функции волонтёрской деятельности довольно разнообразны. Она применяется при решении проблем в социальной сфере (помощь детям-сиротам, старикам, инвалидам), сфере экологии и окружающей среды, здравоохранения, образования, культуры. Функции волонтёрства довольно разнообразны, но одинаково значимы для развития общества в целом. Добровольчество - это не только бесплатный труд в помощь государству при решении многих социально-экономических проблем, но также неиссякаемый источник нравственности, транслятор социетальных ценностей, прочный фундамент построения гражданского общества, в последствии - правового государства, шанс реализации каждой отдельно взятой личностью своего интеллектуального, творческого потенциала.

Мировой практикой признано, что волонтёрская деятельность наиболее эффективно реализуется в организованной форме в некоммерческом секторе посредством постоянно действующих волонтёров. Такая форма функционирования добровольческого движения - обычная практика для стран Западной Европы и США, но относительно новое явление для России. Отсюда следует ряд проблем, связанных с функционированием и дальнейшим развитием российского волонтёрства, которые необходимо решать. Сюда относится неурегулированность правового вопроса в данной сфере, малая степень информированности, мотивирования и, как следствие, вовлечённости людей в данный вид деятельности, одновременно с этим практически однородный социально-демографический состав волонтёров (молодёжь в возрасте 13-30 лет, основную массу из которой составляют студенты ВУЗов, школьники), практически нулевое развитие волонтёрства в некоторых сферах (например, в сфере культуры), непонимание многими волонтёрами долгосрочнх целей своей деятельности. Данные проблемы требуют скорейшего разрешения.

Важно обратить внимание на мотивацию российских студентов к занятию добровольчеством. Во-первых, потому, что студенты - основная часть волонтёров России. Во-вторых, для того, чтобы дальше развивать данный вид деятельности, некоммерческим организациям необходимо знать, что приводит людей к этому занятию, что они ожидают, в противном случае, можно потерять волонтёров. В-третьих, анализ мотивации позволяет нам понять, какова значимость данного социокультурного явления не только для общества в целом, но и для отдельной личности. Зачастую сходятся во мнении, что мотивация - это совокупность, система разного рода факторов (в том числе мотивов), определяющих поведение и деятельность человека, мотивирующих его к действию. Традиционно мотивацией к добровольческому труду принято считать альтруистические мотивы, бескорыстное желание помочь. Но, в современных реалиях жизни и в связи со своеобразными психофизическими особенностями студентов как специфической социальной группы, помимо альтруизма, немаловажными мотивами студенческой молодёжи к занятию волонтёрской деятельностью выступают также мотив «желание самореализации», «возможность получения новых навыков», «практики по специальности», «расширение привычного круга общения». Занятие добровольчеством помогает студентам самореализоваться морально-психологически, профессионально, а также повышает уровень нравственности волонтёров, что особо актуально в связи с всевозрастающим преобладанием экономических ценностей в политике, идеологии, образовании, культуре, а также частичной потерей обществом, особенно молодёжью нравственных ориентиров.

Список литературы

1.Александрийский, К. Отцы и учителя Церкви III века. Антология: в 3 т. Т. 1. / К. Александрийский. - М.: Ковчег,1996. - С. 241.

2.Асеев, В.Г. Проблема мотивации и личности. Теоретические проблемы психологии личности / В.Г. Асеев. - М.: Мысль, 1974. - С. 122.

.Ахметгалеев, Э.Д. Студенческое волонтерское движение как фактор социального сопровождения подготовки конкурентоспособного специалиста в едином образовательном пространстве / Э.Д. Ахметгалеев // Мониторинг качества образования и творческого саморазвития личности: материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. - Казань: ИПП ПО РАО, 2007.- С.87-92.

.Бархаев, А.Б. Имидж общественной организации как фактор вовлечений студенческой молодёжи в волонтёрскую деятельность/ А.Б. Бархаев // ЛЕФ. -2005. - №25. - С. 77-95.

.Бодренкова, Г.И. Добровольчество / Г.И. Бодренкова // Социальная работа. - 2006. - № 1. - С. 135-153.

6.Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990. - 280 С.

.Городецкая, И. Добровольческое движение в США / И. Городецкая // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - № 1. 2. - С. 78-86.

.Заика, Е.В. Психологические вопросы организации самостоятельной работы студентов в вузе / Е.В. Заика // Практична психологія та соціальна робота. - 2002. - №6. - С.28.

.Заславская, Т.И. Куда пришла Россия? Итоги социетальной трансформации / Т.И. Заславская. - М.: МВШСЭН, 2003. - С. 48.

.Зильберфарб, И.И. Творческий путь Шарля Фурье / И.И. Зильберфарб // Французский ежегодник. - М.: Наука, 1958. - 195 С.

.Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - С.153.

.Иванушкина, Т.И. Социальное и профессиональное самоопределение молодежи через участие в волонтерском движении: Профессиональная ориентация, психологическая поддержка молодежи / Т.И. Иванушкина. - М.: Академия, 2002. - С. 15.

.Кант, И. Критика практического разума. Заключение / И. Кант // Сочинения на немецком и русском языках: в 4 т. Т. 3. - М.: РОССПЭН, 1997. - С. 225.

.Ключевский, В.О. Cочинения в 9 томах, Т.1. / В.О. Ключевский. - М.: Наука, 1987 - С. 123.

.Конт, О. Система позитивной политики / О. Конт // Западно-Европейская социология XIX века / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. - С. 180-242.

.Косова, У.П. Психологические характеристики волонтерской деятельности / У.П. Косова // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 12. - С. 64.

.Курс лекций. Волонтёрство - традиции и инновации. - М.: ЦСПГИ, 2011. - С. 43.

19.Лапина, В.Г. Альтруизм / В.Г. Лапина // Социологическая энциклопедия //Под ред. В.Н. Иванова. - М.: "Мысль", 2003, - С. 13.

20.Левдер, И.А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / И.А. Левдер // Социальная работа. - 2006. -№2. - С. 36.

.Ленин, В.И. От народничества к марксизму / В. И. Ленин. - М.: Государственное издательство политической литературы - 5-е изд. - Т. 9., 1958. - С. 590.

22.Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. / А.Н. Леонтьев. - М.: Наука, 1972. - 324 С.

.Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М. : Наука, 1989. - С. 325.

.Лестер, М. Саламон. Организационная революция / М. Ластер // Курьер ЮНЕСКО. - 2001. - №15. - С. 21-45.

.Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. - СПб.: Питер, 2007. - 672 С.

.Маркс, К. Манифест Коммунистической партии / К. Маркс, Энгельс Ф. // Сочинения. - 2-е изд. - Т. 4. / К. Маркс, Энгельс Ф. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. - С. 419-459.

.Маслоу, А.Г. Мотивация и личность. / А.Г. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 С.

.Потапенко, О.В. Волонтёрство как активный вид деятельности по формированию гражданской ответственности и патриотизма студенческой молодежи/ О.В. Потапенко, С.И. Тимошенко. - Горки.: БХСА, 2011. - С. 4.

.Рубинштейн, С.Л. Психологическая наука и дело воспитания / С.Л. Рубинштейн // Педагогика. - 1976. - №21. - С. 169-186.

.Сен-Симон, А. Избранные сочинения в 2 т. Т. 1. / Сен-Симон М. - М.: РОССПЭН, 1948. - 748 С.

.Сикорская, Л.Е. Добровольческая деятельность как школа нравственного становления молодежи / Л.Е. Сикорская, В.А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - №4. - С. 127.

.Сикорская, Л.Е. Толерантность в представлениях молодых российских и немецких волонтёров социальной работы/ Л.Е. Сикорская //Социологические исследования. - 2009. - №3. - С. 2-14.

.Слабжанин, Н.Ю. Как эффективно работать с добровольцами / Н.Ю. Слабжанин. - М.: Наука, 2011 - 128 С.

34.Смит, А. Теория нравственных чувств / А. Смит. - М.: Республика <#"center">Приложение 1

Анкета

«Мотивация студентов-волонтёров»

.Укажите Ваш пол

1) мужской

) женский

2.Укажите Ваш возраст_____________

. Укажите Ваше семейное положение

1) не замужем/не женат 4) вдова/вдовец

) замужем/женат 5) другое (укажите)________________________

) разведен/разведена

4.На каком курсе Вы учитесь?

1) 1 курс 4) 4 курс

) 2 курс 5) 5 курс

) 3 курс 6) 6 курс

5.Укажите ВУЗ, в котором Вы обучаетесь (название)

.Укажите Вашу специальность/направление подготовки

.Укажите основной источник Ваших материальных средств:

1) стипендия

) подработка

) постоянная работа

) социальные пособия

) помощь родителей

8.Ваши религиозные взгляды (атеисты переходят к вопросу №9)

1)православие. 4) иудаизм

) католицизм 5) буддизм

) ислам 6) протестантизм

) другое (укажите)____________

9.Каковы причины, побудившие Вас заняться волонтерской деятельностью (расставьте приоритеты)

10.Что Вам даёт занятие волонтёрской деятельностью? (расставьте приоритеты)

Варианты ответовВопрос № 9Вопрос №10СамореализацияПолучение новых навыковВозможность практики/стажировки по специальностиВозможность приобрести новые знакомства Занятие данной деятельностью модно Занятие данной деятельностью престижноВолонтёрская деятельность даёт определённые льготы при обучении в ВузеРелигиозные мотивыБескорыстное желание помочьАльтруизмДругое (укажите)____________

11.В какой сфере Вы работаете/работали , занимаясь волонтёрской деятельностью? ( укажите все возможные варианты ответа)

12.В какой сфере Вы хотели бы ещё поработать в качестве волонтёра? (укажите все возможные варианты ответа)

Варианты ответовВопрос № 11Вопрос №12Экология и окружающая средаЖенское движениеДетскаяМолодежнаяПомощь пожилым людямКультура, искусство, досугМеждународное сотрудничествоОбразовательнаяСоциальная помощьПсихологическая помощьПраво и правозащитаДругое (укажите)__________

13.Какие формы работы, будучи волонтером, Вы предпочитаете?

а) индивидуальная деятельность

б) деятельность в группе с другими людьми

в) совмещённые формы деятельности

14. Как давно Вы занимаетесь волонтёрской деятельностью

а) многолетний опыт работы (от 3 до 10 лет)

б) опыт работы 1- 2 года

в) опыт работы - менее 1 года

г) участвовал (а) в нескольких акциях

д) другое (укажите)________

15.Как часто Вы участвуете в добровольческой деятельности:

а) в каждой акции/проекте, о которых я узнаю

б) по мере нахождения свободного времени

в) несколько раз в месяц

г) несколько раз в год

д) участвовал (а) в нескольких акциях/проектах

е) другое_______

16. От скольких организаций Вы чаще всего участвуете в проектах/акциях?

а) от одной

б) от нескольких

а) волонтёрские организации при Вузе

б) общественные организации

в) религиозные объединения

г) другое (укажите)_________

18. Как вы узнали об организации, от которой в данное время выступаете в качестве волонтёра?_____________________

. Что Вы знаете об организации, от которой в данное время выступаете в качестве волонтёра? (укажите все возможные варианты ответа)

а) руководитель организации

б) основные цели деятельности общественной организации

в) реализованные проекты организации

г) реализуемые проекты организации

д) адрес организации

е) место организации, в системе других общественных организаций города

д) другое (укажите)_________

20. Оцените:

Параметры оценки Важность для Вас собственной добровольческой деятельности54321Важность деятельности организации, от которой Вы в данное время выступаете в качестве волонтёра для города54321Насколько для Вас интересна Ваша собственная добровольческая деятельность54321Насколько для Вас интересны цели/ деятельность организации, от которой Вы в данное время выступаете в качестве волонтёра54321

21. Приходилось ли вам отказываться от участия в предлагаемых Вам организацией акциях/проектах?

а) нет

б) очень редко

в) иногда

г) несколько раз

е) часто

22. Каковы были причины Вашего отказа?

а) недостаток времени

б) деятельность в данной организации не оправдала ваших ожиданий

в) неудобное для Вас время проведения акции

г) не понравилась сама организация

д) непредвиденные обстоятельства

е) другое (укажите)__________

23. Собираетесь ли Вы в дальнейшем заниматься волонтёрской деятельностью?

а) да

б) нет (переход к вопросу №25)

в) затрудняюсь (переход к вопросу № 25)

24. Как долго Вы собираетесь заниматься волонтёрской деятельностью?

а) пока учусь в ВУЗе

б) пока нет семьи

в) пока не устроюсь на работу

г) всю жизнь

д) другое (укажите)___________

25. В будущем планируете ли Вы заняться благотворительностью?

а) да

б) нет

в) возможно, при достаточном уровне материальных средств

г) другое (укажите)___________

Приложение 2

Дневник наблюдений за деятельностью студентов-волонтёров на профориентационных занятиях

Детский дом № 2. Наблюдение №1.

Наблюдение проводилось 13 октября 2011 года в детском доме № 2 города Волгограда. В наблюдении принимали участие 7 ребят в возрасте от 16 до 17 лет и 3 волонтёра (студентки Волгоградского государственного университета). В ходе наблюдения выявились следующие моменты: изначально отношение детей к волонтёрам и между собой было резко негативное Волонтёры же вели себя активно, пытались свести разговор к неформальному, более дружескому и уже на фоне этого разговора, незаметно для самих детей, преподнести им нужный материал. Это дало результат, дети живо начали обсуждать различные учебные заведения, профессии, ими был затронут и активно обсуждался вопрос коррупции в Вузе.

Волонтёры попытались создать неформальную, дружескую обстановку общения, донести до ребят, что профориентация, хоть и не самое главное в жизни, но, в любом случае, занятия ей как минимум будут полезны для общего саморазвития ребят, попытались заинтересовать их проектом, который нужно сделать в рамках общего проекта фонда «Виктория», обещали всячески помогать при создании проекта. Видно было сильное желание волонтёров сблизиться с ребятами: 2 девушки дали воспитанникам детского дома номера своих телефонов. Волонтёры - работали активно, всегда одобряли идеи ребят, пытались вселить в них уверенность, что их идее непременно сбудутся, волонтёры с самого начала изъявили желание сделать занятие необычным и интересным. Одна из девушек поделилась с ребятами историей из своей жизни ( у неё в семье оказалось двое приёмных детей).

Волонтёры попытались заинтересовать ребят, и, несмотря на море изначально исходящего от детей негатива, в целом, им это удалось, они активно работали, играли с ребятами, и в процессе всем стало интересно.

Наблюдение №2. Детский дом № 2.

Наблюдение проводилось 20 октября 2011 года в детском доме № 2 города Волгограда. На занятии присутствовало 6 воспитанников детского дома и 2 девушки 3 волонтёра, проводивших предыдущее занятие. Нужно отметить, что волонтёры смогли заинтересовать детей: волонтёров встретили очень приветливо уже с порога детского дома. Дети активно общались как друг с другом, так и с волонтёрами, общались очень по-дружески, волонтёры часто отходили от темы профориентации и разговаривали с ребятами на пространные темы, при этом, по сути, не прекращая работы. Например, при создании коллажа, все понемногу были задействованы (кто-то вырезал, кто-то клеил), при этом у волонтёров с ребятами шёл активный разговор «о жизни», доходили до откровений ребят об истории их жизни, их семьи: ребята искренне хотели поделиться с волонтёрами. В конце занятия ребята-волонтёры и ребята-воспитанники детского дома ели вместе ели конфеты. Занятие прошло успешно.

Наблюдение № 3 Детский дом № 2

Наблюдение проводилось 24 октября 2011 года в детском доме №2 города Волгограда.

На занятии присутствовало 8 человек. В этот раз занятие по профориентации с ребятами проводили новые волонтёры, не имевшие ранее подобного опыта. Видимо, поэтому, как и всегда у ребят реакция на новеньких волонтёров была следующей - (слова волонтёра Даши) - «когда только началось занятие, ребята принялись доставать из карманов свои мобильные телефоны, стали в них что-то искать и рассматривать, показывая тем самым, что им не интересно обсуждать с нами какие бы то ни было вопросы». Однако, такое отношение ребят к волонтёрам продолжалось недолго. Девушки-волонтёры перешли к знакомству и показали своим поведением, что они такие же, как и эти ребята. Во время занятия воспитанники детского дома стали достаточно общительны. Обсуждались те профессии, которые более всего были предпочтительны ребятам. Далее занятие прошло успешно, были обсуждены все темы. Однако, достичь той степени неформальности общения, которая царила на предыдущих занятиях, не удалось. Возможно, причиной тому стало длительно пребывание на занятии воспитателя ребят-воспитанников детского дома.

Похожие работы на - Волонтёрское движение как социокультурный феномен

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!